Натюрморт из пластилина. Мастер-класс по лепке «Пластилиновый натюрморт» во второй младшей группе

Мастер - класс по работе с пластилином (пластилинография). «Полевой натюрморт»

Мастер - класс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей.

Назначение мастер - класса : украшение интерьера, изготовление подарков.

Цель: знакомство с пластилиновой техникой как видом изобразительной деятельности.

Задачи :

Обучать приёмам работы с пластилином;

Развитие творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса;

Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе.

Не так давно меня очень заинтересовала методика рисования пластилином - пластилинография.

Рисуя с помощью пластилина, как и среди акварелей, масляных картин и гуашевых композиций вспыхивают необыкновенные пейзажи, аппетитные натюрморты и узнаваемые портреты.

Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать её в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь.

Перед работой мне бы хотелось предложить вашему вниманию сказку про дружбу, которую можно использовать на занятиях.

Сказка о дружбе

Давным-давно жила на свете девочка по имени Колосок. Она была прекрасной особенно ее волосы, которые, развиваясь по ветру, напоминали золото. И был у нее любимый друг - Роман. Они очень любили вместе играть, у них были свои тайны, о которых знали только они. Каждый день они встречались в одном и том же месте - на солнечном поле. Однажды Роман принес своей подруге цветок. Девочка любовалась этим цветком очень долго. Он был скромный - вокруг солнечной серединки поселились белые вытянутые лепестки, такая простота и нежность исходила от цветка, что девочке он очень понравился. Она поблагодарила Романа и спросила, где он добыл такое чудо? Он сказал, что этот цветок ему приснился и, когда он проснулся, увидел этот цветок на своей подушке. Девочка предложила назвать этот цветок Ромашкой - по ласковому имени Романа, и мальчик согласился. Девочка предложила: «Почему же только у нас с тобой будет такой цветок? Давай ты соберешь целый букет этих цветов в той неведомой стране, и мы подарим эти цветы всем добрым людям!» Роман согласился и отправился в дальний путь. Долго он искал эти цветы. Нашел их на краю света, в Царстве снов. Царь снов предложил ему обмен - мальчик должен был остаться навсегда в его царстве, а Царь подарит девочке поле цветов. И мальчик согласился, ради своей подруги по имени Колосок, он был готов на все!

Девочка же долго ждала Романа. Год ждала, два, а он всё не приходил. Плакала она, грустила, сокрушалась, что пожелала несбыточное. Но как-то проснулась она, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле. Поняла тогда девочка, что жив ее Ромашек, но далеко он, и нужно его спасать! Колосок подарила людям цветы Ромашки. И люди полюбили эти цветы за их простую красоту и нежность. Почувствовав бескрайнюю любовь девочки, Роман освободился от злых чар Царя снов. И невредимым вернулся домой к своей любимой подруге.

И теперь мы нередко можем увидеть, как на солнечном поле стоят и любуются друг другом золотистый Колосок и нежная Ромашка.

Для работы необходимо:

Картон с контурным рисунком или без него;

Набор пластилина;

Салфетка для рук;

Доска для раскатывания пластилина;

Бросовый материал (коробка из под конфет, стержень от ручки);

Лак для волос (для лакирования).

Перед работой следует слегка разогреть пластилин.

Лепка колосьев . Скатать 4 колбаски из жёлтого пластилина (2 - стебля, 2 - для зерен). Прокатать колбаски так, чтобы они утончались.

Наметить расположение стебля на пространстве фона картины. Уложить стебель в намеченное место, прижать и слегка размазать.

Вышедшие края стебля можно с легкостью исправить с помощью стеки.

Из двух оставшихся колбасок нарезаем - зернышки (скатываем овальную форму овальной формы).

Сформировать из зерен колос, маленькие зерна располагать ближе к его вершине.

Вдоль каждого зерна сделать стекой неглубокую насечку.

Скатать очень тонкие колбаски из желтого пластилина длиной 2 -3 см - это будут остья, которые нужно расположить между зернами, направляя их к вершине колоса.

Из тонких длинных желтых колбасок формируем листья. Сначала их надо прижать, а затем немного размазать, сделав плоскими.

Лепка ромашки . Скатать из белого пластилина 8 одинаковых шариков и расположить по кругу нужного размера.

Теперь каждый шарик нужно особым образом примазать, оставляя внешнюю часть пластилинового шарика выпуклой и направляя движение пальца к центру круга(получится примазанная пластилиновая капелька).

В середину цветков прижать шарики из желтого пластилина.

В середине цветка « рисуем» точки с помощью стержня от ручки.

Из пластилина зеленого цвета скатываем длинную колбаску - стебель цветка, прижать ее к фону. Из этого же пластилина формируем листья и с помощью стеки вырезаем « зубчики», характерные листику ромашки и « рисуем» прожилки.

Готовую работу сбрызгиваем лаком для волос, чтобы она не запылилась, так как пластилин сильно притягивает пыль.

Готовую работу помещаем в рамку из - под шоколадных конфет. Рамку можно оставить в первоначальном виде или украсить её на свой вкус

(макаронами, зернами, косточками, семенами, выпуклыми волнистыми линиями и т.д.)

Болдырева Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 158 ГОРОДА ТЮМЕНИ
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: мастер-класс по пластилинографии
Тема: Мастер-класс по работе с пластилином (прямая пластилинография) "Полевой натюрморт"
Дата публикации: 02.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Мастер – класс по работе с пластилином

(прямая пластилинография). «Полевой натюрморт»

Цель: знакомство

техникой

«пластилинография»,

изобразительной деятельности.

Познакомить с видами пластилинографии;

Показать приёмы работы в данной технике;

Повысить

компетентность

воспитателей

методике

проведения

изобразительной деятельности.

Каждое новое творческое начинание для человека – это не просто умение,

навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно

взаимосвязи

Пластилиновая

живопись

высокого

уровня сосредоточенности. Декоративно-прикладное искусство обогатилось

еще одной техникой – пластилинографией. Новый вид рисования успел стать

неотъемлемой частью занятий с дошкольниками в детском саду. Уважаемые

пластилинография?

воспитателей).

Пластилинография

нетрадиционная

которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых

(барельефных)

изображений

горизонтальной

поверхности.

Основой для картины может служить картон или другая достаточно твердая

горизонтальная поверхность. Этот вид творчества расширяет возможности:

ребенок учится размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать. Такой

податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для

маленького творца.

Используется несколько видов пластилинографии:

Прямая

пластилинография

изображение

горизонтальной поверхности.

1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объёмной

2. Располагать их на горизонтальной поверхности.

3. Затем расплющивать, соединяя детали.

Обратная пластилинография (витражная)

изображение

картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением

контура).

Особенности выполнения работы:

Использовать

пластиковую

прозрачную

поверхность

(прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т.д.).

2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур

3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объёмной

формы (в виде шарика, колбаски).

4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.

Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру с

использованием «жгутиков».

Особенности выполнения работы:

1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.

2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.

3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.

заполнить

жгутиками

внутреннюю

поверхность

изображения.

Многослойная

пластилинография -

объёмное

изображение

картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением

1. Для начала мы берём разные цвета пластилина.

пластинки.

Заготовки

накладываются

другой. Мы получили так называемый «слоёный пирог», при изготовлении

которого желательно идти от тёмных цветов - к светлому. Только не стоит

прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на

А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней

линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой,

или скатываем колбаску и разрезаем ее.

Модульная

пластилинография -

изображение

горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек,

многослойных дисков.

маленькая

использование

позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее,

развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития

эстетического

моторики

пальцев, творческих способностей

дошкольников любого возраста.

Мозаичная

пластилинография -

изображение

горизонтальной

поверхности

пластилина или

шарикового пластилина.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.

2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность

изображаемого объекта, соответствующего цвета.

3. Слегка прижать.

Фактурная

пластилинография

- изображение

участков

картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф,

горельеф, контррельеф).

Моя аппликация называется «Полевой натюрморт», и сейчас я расскажу

вам удивительную историю про дружбу двух полевых растений.

Сказка о дружбе

Давным-давно жила на свете девочка по имени Колосок. Она была

прекрасной особенно ее волосы, которые, развиваясь по ветру, напоминали

золото. И был у нее любимый друг - Роман. Они очень любили вместе

играть, у них были свои тайны, о которых знали только они. Каждый день

они встречались в одном и том же месте – на солнечном поле.

Однажды Роман принёс своей подруге цветок. Девочка любовалась

этим цветком очень долго. Он был скромный - вокруг солнечной серединки

поселились белые вытянутые лепестки, такая простота и нежность исходила

от цветка, что девочке он очень понравился. Она поблагодарила Романа и

спросила, где он добыл такое чудо? Он сказал, что этот цветок ему приснился

и, когда он проснулся, то увидел этот цветок на своей подушке. Девочка

предложила назвать этот цветок Ромашкой - по ласковому имени Романа, и

мальчик согласился. Девочка предложила: «Почему же только у нас с тобой

цветок? Давай ты соберёшь целый букет этих цветов в той

неведомой стране, и мы подарим эти цветы всем добрым людям!» Роман

согласился и отправился в дальний путь.

Долго он искал эти цветы. Нашёл их на краю света, в Царстве снов.

Царь снов предложил ему обмен – мальчик должен был остаться навсегда в

его царстве, а Царь подарит девочке поле цветов. И мальчик согласился, ради

своей подруги по имени Колосок, он был готов на всё!

Девочка же долго ждала Романа. Год ждала, два, а он всё не приходил.

Плакала она, грустила, сокрушалась, что пожелала несбыточное. Но как-то

проснулась она, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле.

Поняла тогда девочка, что жив ее Ромашек, но далеко он, и нужно его

Колосок подарила людям цветы Ромашки. И люди полюбили эти цветы за

их простую красоту и нежность. Почувствовав бескрайнюю любовь девочки,

Роман освободился от злых чар Царя снов и невредимым вернулся домой к

своей любимой подруге.

И теперь мы нередко можем увидеть, как на солнечном поле стоят и

любуются друг другом золотистый Колосок и нежная Ромашка.

А теперь я предлагаю приступить вам к работе, для этого нам потребуются

следующие материалы:

Лист картона

Набор пластилина;

Салфетка для рук;

Доска для раскатывания пластилина;

Стержень от ручки

Перед работой следует слегка разогреть пластилин.

Берём пластилин жёлтого цвета, из него мы изготовим четыре длинных

колбаски;

колосков,

оставшихся

боковые зёрна.

расположение

пространстве

стебель в намеченное место, прижмем и слегка размажем.

Вышедшие края стебля можно с легкостью исправить с помощью стеки.

Из двух оставшихся колбасок нарезаем – зернышки (скатываем овальную

форму и немного приплющиваем).

Зёрна накладываем на стебель снизу вверх, чередуя правое, левое зерно;

формируем

маленькие

располагаем

Вдоль каждого зерна сделаем стекой неглубокую насечку.

Скатаем очень тонкие колбаски из желтого пластилина длиной 2 – 3 см –

это будут оси, которые нужно расположить между зернами, направляя их к

вершине колоса.

Формируем

пластилин,

колбаски, прикладываем их к стеблям колоса. Сначала их надо прижать, а

затем немного размазать, сделав плоскими.

Лепка ромашки. Скатать из белого пластилина 8 одинаковых шариков и

расположить по кругу нужного размера.

примазать,

оставляя

внешнюю часть пластилинового шарика выпуклой,

направляем движение

пальца к центру (получится примазанная пластилиновая капелька).

В середину ромашек прижимаем шарики из желтого пластилина.

В середине цветка «рисуем» точки с помощью стержня от ручки

Из пластилина зеленого цвета скатываем длинную колбаску – стебель

цветка, прижимаем ее к фону. Из этого же пластилина формируем листья и с

вырезаем

«зубчики»,

характерные

«рисуем» прожилки.

Полевой натюрморт готов.

«Натюрморты И.И.Машкова» - Именно в натюрморте достиг И.И.Машков вершин полнокровного живописного реализма. Основным жанром, в котором наиболее полно и ярко проявил свое дарование, был натюрморт. Подберите эпитеты к словам: Клубника - Вишня - Яблоки - Лимоны - Виноград – Маки - Васильки – Кувшин – Ваза –. Какова же будет главная мысль вашего сочинения?

«Искусство натюрморта» - Цель художника создать красочное пиршество из плодов родной земли. Э.Мане. Масло. 1976. Ульяновский областной художественный музей. И. И. Козловский (1830 -?) Натюрморт. Французская школа Натюрморт (Атрибуты искусств). Дерево, масло. 1631. Сарьян, А.Осмеркин, А.Герасимов. Государственный Русский музей.

«ИЗО Натюрморт» - Определите вид натюрморта: реалистический, декоративный, абстрактный. И. Грабарь. Определите освещение натюрморта (искусственное освещение, прямое естественное, естественное рассеянное). Чтобы натюрморт смотрелся более выразительно. С. Судейкин. На каком изображении правильно выбран размер натюрморта?

«Натюрморт урок» - Ю. Пименов. «Дальняя дорога». Боковое освещение. Передача объема предметов. Используем: карандаш. Натюрморт с черёмухой. Свет – Тень. Пример презентации. И. Машков. М. Сарьян. Натюрморт с ветчиной Клас П. Нидерланды. Очень часто натюрморты называли завтраками. Девятый вал. Композицию можно развернуть по горизонтали и по вертикали.

«Голландский натюрморт» - Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Голландский натюрморт. Натюрморт. Из истории натюрморта. Фламандская школа живописи. Завтрак с ветчиной. Голландский натюрморт XVII в. Ян Фейт. Что такое натюрморт? Во второй половине XVII в. голландский натюрморт стал более зрелищным, сложным и многокрасочным.

«Жанр натюрморт» - Дополнительный мотив. И.Э.Грабарь. Изображение предметного мира – натюрморт. Динамика Статика. Натюрморт в видах изобразительного искусства. Голландия-место зарождения жанра Натюрморт. Дпи. Древний Рим. Схемы решений статичной и динамичной композиции. Расположение предметов в натюрморте. Учебная работа.

2 класс. Урок № 6 Дата_______

Школа: Гимназия «Самопознание» Кол-во уч-ся: 16

Педагог : Мельник Г.М.

Тема: «ЛЕПИМ НАТЮРМОРТ».

Цель: Знакомство с жанром «натюрморт», выполнение рельефной композиции.

Задачи:

Обучающие:

- научить выполнять рельефную композицию;

-научить работать с различными формами;

- давать определение: натюрморт, рельеф.

Развивающие:

- развивать у учащихся чувство размеренности и умиротворения через, индивидуальную творческую деятельность.

Воспитывать:

- спокойствие, умиротворение, внимание через ОЧЦ внутренний покой

Творческая задача для учащихся: создать рельефную композицию с использованием имеющихся знаний.

Ценность: Внутренний покой

Качества: Спокойствие, умиротворение.

Материалы: Листы картона, пластилин, стеки, клеенка – подложка или специальная дощечка для работы с пластилином.

Материалы для проведения урока: наглядный материал – репродукции с изображением натюрмортов, образец рельефного натюрморта, постановка несложного натюрморта из двух предметов.

Форма работы: Индивидуальная.

Метод: Словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический.

ПЛАН УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности

3. Изучение нового материала.

4. Полиязычие.

5. Порядок выполнения работы.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов и оценка работ.

ХОД УРОКА:

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке, мы познакомимся с одним из жанров изобразительного искусства – натюрмортом, также познакомимся с «рельефом» - в скульптуре, и выполним рельефную композицию.

    Мотивация учебной деятельности

Перед вами висит несколько работ казахских народных художников, давайте вместе рассмотрим картины в жанре натюрморт.

Учитель: Что изображено на картине?

Дети: цветы в вазе и фрукты.

Учитель: Где были взяты предметы, изображенные на картинах?

Дети: Цветы росли во дворе или в поле, ваза стояла в кафу, фрукты лежали в холодильнике.

Учитель: Натюрморт можно составить из любых бытовых предметов, а не только из цветов и фруктов. Натюрморт – это словно кусочек из жизни. Если мы посмотрим на свои парты, то мы тоже увидим маленький натюрморт.

    Изучение нового материала.

Дети, давайте разберём с вами что такое натюрморт.

Учитель: Как вы думаете, что такое натюрморт в изобразительном искусстве?

Ответы детей: Натюрморт - это предметы которые создают единую композицию.

Учитель: Слово натюрморт переводится как застывшая, замершая природа.

Какие предметы можно изобразить в натюрморте?

Ответы детей: Чайник, кружку, огурец, цветок и т. д.

Учитель: Правильно, овощи, фрукты, цветы, предметы быта- все это изображают в натюрморте. Но не только художники могут выполнять натюрморты, но и скульпторы. Скажите ребята кто такой скульптор?

Дети: Скульптор - это художник, занимающийся скульптурой.

Учитель: Что по-вашему мы называем скульптурой?

Дети: Скульптура - искусство создания объёмных художественных произведений путём резьбы, лепки или отливки. Рельефный натюрморт - это полуобьемное изображение.

Учитель: Какими качествами должен обладать скульптор, что бы у него получилось произведение искусства?

Дети: терпение, настойчивость, трудолюбие.

Учитель: Произведения художников и скульпторов выполняются в течении долгого времени, для того что бы у скульптора получилось скульптура, он должны быть сдержанным, умиротворенными, терпеливым. Если у художника на холсте не получился какой-то элемент натюрморта, то он может, легко нарисовать новый предмет и даже изменить его, а вот если у скульптора не будет терпения и спокойствия, то ему придётся начинать за нового создавать скульптуру.

    Полиязычие.

Учитель: давайте прочитаем как будет на трех языках слово натюрморт.

Натюрморт –- still life - әлі күнге дейін өмір

    Порядок выполнения работы.

Подготовим фон нашего рельефа.

Разметим брусок пластилина и раскатаем его на поверхности листа картона.

Разминаем и раскатываем в пласты (толщина 3-5мм) бруски пластилина на подложке или дощечке для предметов натюрморта.

Острым концом стеки на пластилинах намечаем рисунок предметов и вырезаем их по намеченному рисунку.

Переносим и прикрепим, плотно прижимая на предметы натюрморта, на фон- основание и украсим их орнаментами.

6.Этапы практической деятельности.

    Правильно работать с пластилином.

    Экономно использовать материал.

    Правильно разместить предметы натюрморта на основании.

7.Самостоятельная работа

Во время практической работы делать целевые обходы.

1. Контроль правильности выполнения рельефной композиции.

2. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

3. Контроль объема и качества выполнения работы.

8.Подведение итогов и оценка работ

Провести выставку работ.

Критерии оценивания работ.

1. Соразмерная компоновка в листе.

2. Правильные формы (пропорции, строение)

3. Аккуратность исполнения.

4. Завершенность.

Экспресс – выставка. Задать вопросы детям.

Какие работы вам больше всего понравились и почему?

Дети называют понравившиеся работы и оценивают по критериям вместе с учителем.

УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ.




Top