Натюрморты выдающихся мастеров стран западной европы презентация. Презентация на тему "голландский натюрморт"

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-1.jpg" alt=">Голландский и фламандский натюрморт 17 век. ">

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-2.jpg" alt=">Голландия 1. АМБРОЗИУС БОСХАРТ СТАРШИЙ (1570- 1621) 2. БАЛТАЗАР ВАН ДЕР ACT (1594 -1656)"> Голландия 1. АМБРОЗИУС БОСХАРТ СТАРШИЙ (1570- 1621) 2. БАЛТАЗАР ВАН ДЕР ACT (1594 -1656) 3. ПИТЕР КЛАС (1597- 1061) 4. ВИЛЛЕМ КЛАС ХЕДА (1594 -1682) 5. АБРАХАМ ВАН БЕЙЕРЕН (1620/21- 1690) 6. БИЛЛЕМ КАЛФ (1622- 1693) Голландское искусство ХУ 11 века не оставалось безразличным к достижениям живописи крупнейших фламандских мастеров. Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-3.jpg" alt="> АМБРОЗИУС БОСХАРТ СТАРШИЙ Фламандский "> АМБРОЗИУС БОСХАРТ СТАРШИЙ Фламандский живописец цветов, Родоначальник жанра натюрморт в Голландии. Натюрморт с цветами. 1614

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-4.jpg" alt="> Ваза с цветами в оконной нише, около 1620 г Ваза с"> Ваза с цветами в оконной нише, около 1620 г Ваза с цветами 1622 г. Цветочный натюрморт стал развиваться в Южных Нидерландах немного раньше, чем на Севере, и северонидерландские мастера были фламандского происхождения или формировались под прямым или косвенным влиянием фламандцев. В дальнейшем развитие шло параллельно, более того, на Севере страны этот жанр получил большее распространение, чем на Юге.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-5.jpg" alt="> БАЛТАЗАР ВАН ДЕР ACT Утрехтский художник,"> БАЛТАЗАР ВАН ДЕР ACT Утрехтский художник, подражатель и ученик Амброзиуса Босхарта Старшего. Он, с его поисками внешней занимательности натюрморта, шел по ложному пути, отвергнутому его последователями, но беспредельная любовь художника к малым формам и мельчайшим деталям предметного мира стала национальной чертой голландского натюрморта. Корзина с фруктами 1625 г.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-6.jpg" alt=">Натюрморт с цветущей веткой яблони 1635 В натюрмортах, относящихся к началу 17 века, детали"> Натюрморт с цветущей веткой яблони 1635 В натюрмортах, относящихся к началу 17 века, детали наделены символическим значением. Яблоки – Грехопадение Адама, виноград – искупительная жертва Христа. Раковина – оболочка, оставленная когда-то жившим в ней существом, увядшие цветы – символ смерти. Бабочка – воскресение.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-7.jpg" alt=">Натюрморт с фруктами 1657 Эта работа иллюстрирует раннюю стадию голландского натюрморта, для которой характерен"> Натюрморт с фруктами 1657 Эта работа иллюстрирует раннюю стадию голландского натюрморта, для которой характерен подбор несколько необычных объектов изображения. А поскольку автор еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-8.jpg" alt="> ПИТЕР КЛАС "> ПИТЕР КЛАС Питеру Класу принадлежит честь открытия тона и световоздушной среды как главнейших средств выявления этого единства и даже честь создания целого жанра так называемых монохромных завтраков. Кладбищенское спокойствие 1630

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-9.jpg" alt="> Был первым мастером, сосредоточившим все свое"> Был первым мастером, сосредоточившим все свое внимание на изображении предметов, окружающих человека в его повседневной жизни. Суета сует

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-10.jpg" alt=">Натюрморт с кубком наутилус 1633 г. ">

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-11.jpg" alt=">Натюрморт 1646 г. Тонко и умело подчеркивает своеобразие каждого блюда, горшка, бокала, найдя для"> Натюрморт 1646 г. Тонко и умело подчеркивает своеобразие каждого блюда, горшка, бокала, найдя для каждого идеальное соседство.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-12.jpg" alt=">Завтрак с ветчиной 1647 г. Тонко сгармопирован по цвету «Завтрак с ветчиной» (1647)."> Завтрак с ветчиной 1647 г. Тонко сгармопирован по цвету «Завтрак с ветчиной» (1647). Локальные цвета предметов подчинены нежному серебристому тону, прозрачная светотень мягко лепит объемы, очень сдержанно выявляя фактурное разнообразие вещей.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-13.jpg" alt="> ВИЛЛЕМ КЛАС ХЕДА Второй ведущий мастер"> ВИЛЛЕМ КЛАС ХЕДА Второй ведущий мастер жанра «монохромных завтраков» . Колорит его произведений в большей степени, чем у Класа, подчинен тоновому началу, и его натюрморты состоят из предметов, почти лишенных ярких локальных цветов: цинковые кувшины, оловянные тарелки, прозрачное или зеленоватое стекло, серебряный или, иногда, позолоченный кубок. Натюрморт с позолоченным кубком, 1635

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-14.jpg" alt=">Натюрморт с окороком 1635 г. Композиция натюрмортов Хеды строго продумана и всегда крепко построена."> Натюрморт с окороком 1635 г. Композиция натюрмортов Хеды строго продумана и всегда крепко построена. За кажущейся случайностью расположения вещей скрывается тонкий расчет на контраст различных материальных качеств предметов и настойчивое желание полнее рассказать о каждом из них.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-15.jpg" alt="> Этим же целям служит льющийся спокойным "> Этим же целям служит льющийся спокойным потоком свет, посредством многочисленных рефлексов обобщающий все предметы. ВЕТЧИНА И СЕРЕБРЯНАЯ ПОСУДА. 1648 г.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-16.jpg" alt="> Спокойствие голландских натюрмортов, за редким исключением,"> Спокойствие голландских натюрмортов, за редким исключением, не нарушается присутствием живых существ, но изображение вещей так проникнуто личным отношением, что в натюрморте всегда ощущается близость человека и предметы как бы сохраняют следы его прикосновения. Натюрморт 1948 г.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-17.jpg" alt="> Намеренный беспорядок, призванный произвести впечатление"> Намеренный беспорядок, призванный произвести впечатление большей "живости", обманчив. Натюрморт построен очень строго - линия стола и стоящие на нем кубки и бокалы образуют четкую систему горизонталей и вертикалей - композиция его нерушима. Цвет в натюрморте подчинен единству коричневато-серой тональности, даже красный краб и зеленые оливки должны пожертвовать своим естественным цветом ради этой цели. Завтрак с крабом. 1648

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-18.jpg" alt="> АБРАХАМ ВАН БЕЙЕРЕН Натюрморт с"> АБРАХАМ ВАН БЕЙЕРЕН Натюрморт с рыбой 1653 г. Лучший «живописец рыб» . Тональный колорит господствует в натюрмортах мастера 1640- 1650 -х годов, хотя отдельные пятна красного, розового и синего цветов уже оживляют монохромное видение мира. «Рыбная лавка» 1650 г.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-19.jpg" alt="> В поздний период творчества ван "> В поздний период творчества ван Бейерен обращается к теме «завтраков» , но не в прежнем скромном, типичном для Класа и Хеды, а в роскошном и пышном варианте, который будет характерен для второй половины XVII столетия. Роскошный натюрморт, около 1655 г.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-20.jpg" alt="> Новые тенденции появились в области натюрморта,"> Новые тенденции появились в области натюрморта, который, хотя и оставался по-прежнему на реалистических позициях и даже сумел их обогатить и умножить, обслуживал теперь эстетические потребности верхушки общества. Дело в том, что сам предметный мир в жизни Голландии второй половины века выступает все чаще в качестве свидетельства могущества национальной буржуазии. Натюрморт 1660 г.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-21.jpg" alt="> ВИЛЛЕМ КАЛФ Крупнейший голландский"> ВИЛЛЕМ КАЛФ Крупнейший голландский натюрмортист второй половины XVII века, исходил в своем творчестве из достижений Ф. Рейкхалса и Я. Трека. К первому из них он был близок широтой тематики: у обоих можно встретить все разновидности жанра натюрморта - от кухонного до роскошного. Натюрморт с кувшином и фруктами, около 1650

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-22.jpg" alt="> Никто другой, включая и самых талантливых "> Никто другой, включая и самых талантливых учеников Рембрандта, не мог достичь того богатства и тонкости светотени, той сочности и глубины как бы изнутри светящихся красок, того горячего золотистого колорита, какие отличают произведения Калфа. В умении видеть живописную сторону предмета, в мастерстве перевода прозы материальных вещей на поэтический язык живописи Калф не имел соперников. Натюрморт с китайской супницей. 1655 г.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-23.jpg" alt="> Но чаще это богатство живописных качеств сочетается в"> Но чаще это богатство живописных качеств сочетается в натюрмортах Калфа с роскошью и пышностью предметного мира, вошедшего в быт знатного буржуа второй половины XVII века. Эрмитажный «Десерт» , принадлежащий к этому ряду произведений, - подлинный шедевр мастера. Весь свет сосредоточен на китайской фарфоровой тарелке с фруктами и небрежно скомканной под нею белой салфетке. «Десерт» свидетельствует о победе новых качеств в натюрморте: яркой красочности, золотистого колорита, выразительной светотени и подвижной живописной пластики. ДЕСЕРТ 1659

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-24.jpg" alt="> Изображая те же, что и его предшественники,"> Изображая те же, что и его предшественники, обыденные, «демократические» , предметы домашнего обихода: старую бочку, глиняный горшок и медный котел, - художник сумел открыть волшебное воздействие на вещи золотистого солнечного света, который превращал этот бедный крестьянский скарб в изысканные произведения ювелирного искусства. Натюрморт 1660 г.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-25.jpg" alt=">Фландрия 1. Франс Снейдерс (1579 -1657) 2. Ян Фейт (1611 -1661) Общей чертой"> Фландрия 1. Франс Снейдерс (1579 -1657) 2. Ян Фейт (1611 -1661) Общей чертой обеих художественных школ была любовь к жизни, к ее земным радостям. Но в то время как голландские художники изображали быт, повседневную будничную действительность, фламандские живописцы, часто связанные заказами католической церкви и знатных дворян, обращались к религиозным и мифологическим темам. Фламандскому искусству было свойственно стремление создавать героические образы, большие многофигурные сцены, разнообразные по содержанию и характеру.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-26.jpg" alt="> Франс Снейдерс В отличие от большинства "> Франс Снейдерс В отличие от большинства фламандских мастеров творчество Снейдерса ограничено достаточно узким кругом тем: по преимуществу это сцены охоты и натюрморты. Натюрморт с крабом и фруктами 1613 г.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-27.jpg" alt=">Натюрморт с корзиной фруктов 1613 г. Голландские натюрморты просты по композиции и включают,"> Натюрморт с корзиной фруктов 1613 г. Голландские натюрморты просты по композиции и включают, как правило, немногочисленные предметы, а фламандский художник каждый натюрморт стремился превратить в гимн богатству и изобилию даров природы.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-28.jpg" alt=">Натюрморт 1616 г. Ранние натюрморты Снейдерса в его родном Антверпене были широко популярны и"> Натюрморт 1616 г. Ранние натюрморты Снейдерса в его родном Антверпене были широко популярны и породили многочисленные подражания. Это скромных размеров холсты с одинокой корзиной или чашей с плодами; иногда к этому прибавляется ваза с цветами.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-29.jpg" alt=">Фруктово-овощной прилавок 1616 г. В дальнейшем холсты резко возрастают в размерах, заполняются множеством"> Фруктово-овощной прилавок 1616 г. В дальнейшем холсты резко возрастают в размерах, заполняются множеством предметов: битой дичью, рыбой, устрицами, мясными тушами, овощами, фруктами.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-30.jpg" alt=">Кладовая 1617 г. ">

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-31.jpg" alt="> В 1618 г. Снейдерс получает заказ на "> В 1618 г. Снейдерс получает заказ на монументальные декоративные картины, изображающие нагруженные дичью, рыбой, овощами и фруктами прилавки, за которыми стоят продавцы и покупатели. Композиции, воплотившие дух фламандского барокко, имели грандиозный успех. Рыбная лавка 1618 г.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-32.jpg" alt=">Рыбная лавка 1618 г. Вообще лавки, торгующие разного рода снедью, занимают в творчестве"> Рыбная лавка 1618 г. Вообще лавки, торгующие разного рода снедью, занимают в творчестве Снейдерса значительное место.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-33.jpg" alt=">Кухарка у прилавка со снедью 1630 -е гг. ">

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-34.jpg" alt=">Торговка фруктами. 1636. Художник со всей тщательностью пишет каждый предмет, однако прежде всего он"> Торговка фруктами. 1636. Художник со всей тщательностью пишет каждый предмет, однако прежде всего он видит натюрморт в целом, стремясь к всеобъемлющему изображению богатства природы. Яркие, нарядные натюрморты Снейдерса полны ликующей праздничности и меньше всего могут быть названы «мертвой натурой» - настолько полны они кипучей жизни.

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-35.jpg" alt="> Ян Фейт Более сдержанно"> Ян Фейт Более сдержанно и утонченно творчество Яна Фейта. Он не стремится, в отличие от Снейдерса, к созданию произведений мощного монументально-декоративного размаха. Его натюрморты - это замкнутые станковые картины, более интимные, более строгие в выборе предметов, обладающие четкой и компактной композицией и редкой красотой колорита. Натюрморт с собакой

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-36.jpg" alt="> Собаки Стремясь к динамичности форм, фламандские мастера"> Собаки Стремясь к динамичности форм, фламандские мастера очень часто вводили в натюрморт изображения людей и животных (обычно дерущихся или преследующих друга).

Src="http://present5.com/presentation/3/19073041_26144984.pdf-img/19073041_26144984.pdf-37.jpg" alt=">Добыча 1649 г. С особой виртуозностью Фейт передает фактуру изображенных предметов: нежных переливчатых жемчужно-серых"> Добыча 1649 г. С особой виртуозностью Фейт передает фактуру изображенных предметов: нежных переливчатых жемчужно-серых перьев птиц, пушистого мягкого меха зайца, влажного, сияющего, как драгоценности, винограда.




Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XVXVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа Натюрмо́рт




Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением. Натюрмо́рт




Голландский натюрморт В историю мировой живописи голландцы вошли как непревзойденные мастера натюрморта(фр. «мертвая природа»). Этому жанру на голландском языке больше соответствует слово «стиллевен»- «неподвижная жизнь», что гораздо точнее передает сущность этого жанра.


Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте из цветов и плодов, в Гааге из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме роскошные десерты, а в университетском Лейдене книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты череп, свечу, песочные часы. Голландский натюрморт XVII в




В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах детали наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград об искупительной жертве Христа. Раковина оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Голландский натюрморт XVII в



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Что такое натюрморт? Натюрморт - это изображение неодушевлённых предметов в живописи или графике.

3 слайд

Описание слайда:

Из истории натюрморта. Натюрморт возник ещё в эпоху античности, но как самостоятельный жанр он начал развиваться только в XVII веке. Его расцвет начался в Голландии, где Реформация, запретив художникам писать картины на религиозные темы, вынудила их искать новые направления. Франс Снейдерс. Фламандская школа. Рыбная лавка.

4 слайд

Описание слайда:

Голландский натюрморт В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град - об искупительной жертве Христа. Раковина - оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы - символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста. Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с цветами яблони

5 слайд

Описание слайда:

Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте - из цветов и плодов, в Гааге - из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме - роскошные десерты, а в университетском Лейдене - книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты - череп, свечу, песочные часы. Питер Клас. Завтрак с ветчиной.

6 слайд

Описание слайда:

У художников следующего поколения веши уже не напоминают об отвлечённых истинах, а служат для создания самостоятельных художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Питер Клас тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды царит живописный беспорядок. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, - всё здесь напоминает о недавнем присутствии человека. Картины ожив лены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне. Виллем Клас Хеда. Завтрак с крабом.

7 слайд

Описание слайда:

Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным. На картинах Абрахама ван Бейерна и Виллема Калфа изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Виллем Калф. Десерт. Ок.1659г.

8 слайд

Описание слайда:

Фламандская школа живописи Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами. Ян Фейт. Натюрморт с собакой.









1 из 8

Презентация на тему: Голландский натюрморт

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Натюрморт возник ещё в эпоху античности, но как самостоятельный жанр он начал развиваться только в XVII веке. Натюрморт возник ещё в эпоху античности, но как самостоятельный жанр он начал развиваться только в XVII веке. Его расцвет начался в Голландии, где Реформация, запретив художникам писать картины на религиозные темы, вынудила их искать новые направления.

№ слайда 4

Описание слайда:

В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град - об искупительной жертве Христа. Раковина - оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы - символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста. В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град - об искупительной жертве Христа. Раковина - оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы - символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста.

№ слайда 5

Описание слайда:

Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте - из цветов и плодов, в Гааге - из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме - роскошные десерты, а в университетском Лейдене - книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты - череп, свечу, песочные часы. Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте - из цветов и плодов, в Гааге - из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме - роскошные десерты, а в университетском Лейдене - книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты - череп, свечу, песочные часы.

№ слайда 6

Описание слайда:

У художников следующего поколения веши уже не напоминают об отвлечённых истинах, а служат для создания самостоятельных художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Питер Клас тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды царит живописный беспорядок. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, - всё здесь напоминает о недавнем присутствии человека. Картины ожив лены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне.

Описание слайда:

Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами. Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами.

МБУО «Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»

Презентацию выполнила:

учитель начальных классов Кавылина Надежда Васильевна

Что такое натюрморт?

Натюрмоо́рт (фр. nature morte -

«мёртвая природа») - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной , жанровой, исторической ипейзажной тематики.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию - либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас ), либо - в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения . Это значение

передаётся посредством использования предметов - в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Цветочный натюрморт

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в

нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр . Одним из

самых первых выделился цветочный натюрморт в

произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст , и

натюрмортах Яна Давидса де Хема и его

последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно

найти в особенностях быта нидерландского общества - традиции иметь сады, загородные виллы

или комнатные растения - а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Учёный натюрморт

Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует » или «memento mori » и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли ). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта - так называемых «обманок » (trompe l’œil ). Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами.

Нидерландский натюрморт XVII века

Нидерландский натюрморт представлял собой

уникальное культурное явление XVII века , оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской

живописи. «Малые голландцы » отразили в своих

работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь»

(голл. stilleven , нем. stilleben , англ. still-life ) стал

употребляться для обозначения жанра в середине XVII

века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет:

«Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного

термина, встречающийся в литературе - «тихая, неподвижная жизнь».

Натюрморт в русской живописи 18-20 веков

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека.

Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличии от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве "низшего" жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.




Top