Научный проект по литературе. Проект по литературе.docx - Проект по литературе "Я – сказочник" Проект по чтению 2

Урок-проект литературного чтения во 2 Д классе.

Тема: "Обобщение по разделу: «Писатели – детям». Учитель: Волковская В.А.

Цель:

повторить и обобщить пройденный материал, расширить знания обучающихся о жизни и творчестве изученных писателей;

учить составлять вопросы к прочитанным произведениям, анализировать, высказывать своё мнение;

развивать творческие способности детей, память, внимание, мышление;

воспитывать интерес к урокам чтения, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование: портреты писателей А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, карточки с названиями произведений, предметные картинки, маски, куклы, рисунки для инсценировок стихотворений, выставка книг изученных писателей, показ слайдов по произведениям писателей.

Ход урока

    Организационный момент.

Прозвенел уже звонок, начинается урок!

Улыбнитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь!

Пожелайте друг другу удачи, я вам желаю успешной работы и приятного общения, а нашим гостям получить хорошее настроение от урока.

Итак, урок литературного чтения.

2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Сегодня мы вспомним и обобщим изученные произведения по нашему разделу. А как он называется, вы мне скажете, если расшифруете эти слова (илетасип – мятед). Писатели – детям. Как вы догадались? (читали справа налево)

Я вам показываю портрет писателя, а вы говорите полное его имя и фамилию. (показ портретов) С книгами К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака, А. Барто вы уже были знакомы с детского сада. Вы проделали большую работу по группам: создали богатую выставку книг, приготовили интересные задания, подготовили инсценировки стихотворений, проиллюстрировали наиболее понравившиеся отрывки. И все свои труды собрали в единую папку по отдельному автору. Каждая группа придумала себе название, представьте свою группу: «Мяч», «Находка», «Верёвочка», «Радость».

Ну, а начнём наш урок с биографии писателей.

3 .Рассказ о писателях.

От каждой группы выступает один ученик. Показывает папку и рассказывает биографию писателя.

Группа «Находка» рассказывает о С.В. Михалкове.

Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году, 28 февраля, в Москве. Стихи влекли его к себе уже в самом раннем детстве. Десяти лет от роду он написал свою первую басню. В 1927 году семья Михалковых переехала на постоянное жительство город Пятигорск. Там Сергей Михалков в 1930 году окончил среднюю школу. Окончив школу, Михалков вернулся в Москву, не переставая писать стихи. Михалков поступил чернорабочим на Московскую ткацко-отделочную фабрику. Затем он принимал участие в одной экспедиции на Волге. Однажды Михалков написал стихи для детей. Напечатанные в журнале «Пионер» они были сразу замечены, обратив на себя внимание читателей и поэтов. Успех этих стихов и решил, в сущности, судьбу поэта. Михалков написал ещё 2-3 детских стихотворения, затем родился «Дядя Стёпа», появились «Мы с приятелем». Знакомство, а потом и творческая дружба с такими мастерами детской литературы, как С.Я. Маршак и К. И. Чуковский помогли Михалкову окончательно определить его творческий путь – путь в литературу для детей. Так Михалков стал одним из любимых поэтов для детей.

Группа «Радость» расскажет о К.И.Чуковском

Миллионы читателей - от двух лет и до глубокой старости – знают Корнея Ивановича Чуковского как весёлого, озорного, мудрого сказочника. Годы жизни – 1882 – 1969. Творческая личность Чуковского в детской литературе определилась позднее и связана с его наблюдением и изучением жизни детей, их интересов, вкусов, языка, их непрерывного тяготения к творчеству. «Прежде чем написать первую сказку, – пишет Чуковский, – я лет 15 изучал малышей… Без этого длительного изучения ребёнка я не мог бы написать ни строчки для детей» Стихи-сказки Чуковского – «Мойдодыр», «Бармалей», «Крокодил», «Муха-цокотуха» и другие – воспринимаются детьми как песенки, под которые можно двигаться, приплясывать. Если стихи «невозможно ни петь, ни плясать… они никогда не зажгут малолетних сердец» – утверждал Чуковский. Читая истории о весёлых зверятах, мы учимся быть смелыми, добрыми, любить людей, животных, природу – всё, что нас окружает.

Группа «Верёвочка» расскажет о А.Л. Барто

Агния Львовна Барто начала свой путь в литературе в 20-е годы. В поэзии А. Барто встает многообразная, полная радостных настроений, боевая, трепетная жизнь растущего человека буквально с момента появления его на свет. Со страниц книг Барто смотрят на нас живые дети, у каждого из них свой характер, свои причуды, свои особенности. А. Барто глубоко убеждена в том, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными в будущем. Поэтому так страстно и по-серьёзному, а не в шутку разговаривает она с детьми, поэтому в самых весёлых стихах учит она их честности и чести.

Группа «Мяч» расскажет о С.Я.Маршаке

Самуил Яковлевич Маршак – детский поэт и переводчик. Он был одарён от природы. С 4 лет сочинял стихи, в гимназические годы начал печататься в столичных журналах. Судьба Маршака сложилась так, что интерес к детям и связь с различными детскими

коллективами возникли у него задолго до того, как он стал детским писателем. Первой

книгой Маршака для детей был сборник пьес сказок «Театр для детей.» В стихах

Маршака живёт само детство, мальчики и девочки, от крохотной хозяйки усатого-

полосатого и Великана до героев стихотворений «Мяч» и «Кот» и лодыри «Игра в мяч, в войну» посещение цирка, экскурсия в зоопарк, бесконечно разнообразная жизнь в школе, катание на карусели, прогулка с папой в выходной день, разговор с мамой о гиппопотаме – вот темы стихов Маршака о детях и для детей. С. Маршак понимал детство, до конца дней своих чувствовал себя ребёнком, способным радоваться первому снегу, ясному небу, берёзке в весеннем уборе.

4. Чтение наизусть учащимися одного стихотворения каждого автора.

Стихотворение « Радость» К.И.Чуковского.

Стихотворение «Мы не заметили жука» А.Л. Барто.

Отрывок из стихотворения «Мой секрет» С.В.Михалкова.

Отрывок из стихотворения «Мяч» С.Я.Маршака.

5. Творческая работа учащихся

Стихи наших замечательных писателей можно не только читать наизусть или выразительно, но и ещё создавать мини-спектакли, диафильмы, телепередачи и кукольные спектакли.

а) Группа «Радость» покажет для вас сценку (отрывок) по стихотворению К. Чуковского «Путаница»:

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!»

Мы хотим, как поросята,

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!»

Свинки замяукали:

«Мяу, мяу!»

Кошечки захрюкали:

«Хрю, хрю, хрю!»

Уточки заквакали:

«Ква, ква, ква!»

Курочки закрякали:

«Кря, кря, кря!»

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Прибежал медведь

И давай реветь:

«Ку-ка-ре-ку!»

И кукушка на суку:

«Не хочу кричать ку-ку,

Я собакою залаю:

Гав, гав, гав!»

Только заинька

Был паинька:

Не мяукал

И не хрюкал –

Под капустою лежал,

По заячьи хлопотал

И зверюшек неразумных уговаривал:

«Кому велено чирикать –

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать –

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!»

Но весёлые зверята –

Поросята, медвежата –

Пуще прежнего шалят,

Зайца слушать не хотят.

б) Группа «Верёвочка» покажет телепередачу по стихотворениям А. Барто

Телепередача

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! В эфире передача «Бибигоша». Сегодня к нам в гости пришла девочка, а зовут её Машенька.

– А что это ты принесла с собой?

Машенька: – Игрушки мои любимые, я часто их беру с собой, вот лошадка, слоник, зайчик (показывает игрушки)

Ведущий: – А вот есть такая писательница Агния Барто, которая написала стихи о твоих любимых игрушках. Хочешь послушать?

Машенька: – Да (показывает игрушку, дети читают стихи)

«Лошадка»

Я люблю свою лошадку

Причешу ей шерстку гладко

Гребешком поглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Зайку бросила хозяйка.

Под кустом остался зайка

Со скамейки слезть не мог

Весь до ниточки промок.

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

Ведущий: Тебе понравились стихи? Это были стихи А.Барто из сборника «Игрушки». А в следующей передаче мы почитаем другие стихи. Наше время закончилось. До свидания, до новых встреч!

в) Группа «Находка» по стихотворению С. Михалкова «Мой щенок» покажет диафильм (наизусть рассказывают и показывают рисунок к своему отрывку)

Я сегодня сбилась с ног –

у меня пропал щенок.

Два часа его звала,

два часа его ждала,

За уроки не садилась

и обедать не могла. рисунок

В это утро очень рано

соскочил щенок с дивана,

Стал по комнатам ходить,

прыгать, лаять, всех будить. рисунок

Он увидел одеяло –

покрываться нечем стало.

Он в кладовку заглянул

с мёдом жбан перевернул. рисунок

Он порвал стихи у папы,

на пол с лестницы упал,

В клей залез передней лапой,

еле вылез и пропал… рисунок

Может быть, его украли,

на верёвке увели,

Новым именем назвали,

дом стеречь заставили? рисунок

Может, он в лесу дремучем

под кустом сидит колючим,

Заблудился, ищет дом,

мокнет, бедный, под дождём? рисунок

Я не знала, что мне делать.

Мать сказала: – Подождём.

Два часа я горевала,

книжек в руки не брала,

Ничего не рисовала,

всё сидела и ждала. рисунок

Вдруг какой-то страшный зверь

Открывает лапой дверь,

прыгает через порог...

Кто же это? Мой щенок. рисунок

Что случилось, если сразу

не узнала я щенка?

Нос распух, не видно глаза,

перекошена щека,

И, впиваясь, как игла,

на хвосте жужжит пчела.

Мать сказала: – Дверь закрой!

К нам летит пчелиный рой. рисунок

Весь укутанный, в постели

Мой щенок лежит пластом

и виляет еле-еле

Забинтованным хвостом.

Я не бегаю к врачу –

Я сама его лечу. рисунок 10 листов

г) Группа «Мяч» по стихотворению С. Маршака «Кот и лодыри» покажет кукольный спектакль.

Собирались лодыри на урок,

А попали лодыри на каток.

Толстый ранец с книжками на спине,

А коньки под мышками на ремне.

Видят, видят лодыри: из ворот

Хмурый и ободранный кот идёт.

Спрашивают лодыри у него:

Ты чего нахмурился, отчего?

Замяукал жалобно серый кот:

Мне, коту усатому, скоро год.

И красив, я, лодыри и умён,

А письму и грамоте не учён.

Школа не построена для котят.

Научить нас грамоте не хотят.

А теперь без грамоты пропадёшь,

Далеко без грамоты не уйдёшь.

На воротах номера не прочесть!

Отвечают лодыри: - Милый кот,

Нам пойдёт двенадцатый скоро год.

Учат нас и грамоте, и письму,

А не могут выучить ничему.

Нам учиться, лодырям, что-то лень.

На коньках катаемся целый день.

Мы не пишем грифелем на доске,

А коньками пишем мы на катке!

Отвечает лодырям серый кот:

Мне, коту усатому, скоро год.

Много знал я лодырей вроде вас,

А с такими встретился в первый раз!

Физминутка

Мы дружно трудились,

Немного устали,

А теперь все тихонечко встали.

-«Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко сиять». Федора (К.И.Чуковский)

-«А теперь без грамоты пропадёшь,

Далеко без грамоты не уйдёшь.

Ни попить без грамоты, ни поесть,

На воротах номера не прочесть!» Кот (С.Я.Маршак)

-«Я откровенно признаюсь,

Что в темноте я спать боюсь.

Мне так и хочется вскочить

И поскорее свет включить,

Когда вокруг меня темно

И занавешено окно.

Я чувства этого боюсь,

Но силой воли с ним борюсь-

Я говорю себе: «Лежи!

Глаза закрытыми держи!». Мальчик (С.В.Михалков)

-« Я и прямо, я и боком,

С поворотом, и с прискоком,

И с разбега, и на месте,

И двумя ногами вместе…

Доскакала до угла.

Я б не так ещё могла! Лида (А.Л. Барто)

7 . «Задай вопрос!»

Каждая группа задает вопросы по прочитанным произведениям.

С. Маршак

Назовите произведения С.Я.Маршака. Как выглядел кот в стихотворении «Кот и

В каком произведении есть герои – цифры?

Какое время года описано в произведении «Верёвочка».Что делал герой Вовка? Почему Петя просыпался 10 раз?

К. Чуковский

Назовите полное имя Федоры. Кто из героев стихотворения «Путаница» был паинькой? Что вырастает от радости на берёзах?

С. Михалков

Почему Михалков назвал стихотворение «Мой секрет» именно так? Как мальчик преодолел свой страх в стихотворении «Сила воли»? Вспомни, какие добрые и смешные стихи написал Михалков.

8 . «Работа с пословицами»

Каждая группа вытягивает карточку с пословицей и соотносит её с подходящим произведением.

1. «Порядок – душа всякого дела» Федорино горе

2. «Учись смолоду – пригодится в старости» Кот и лодыри

3. «У страха глаза велики» Сила воли

4. «Нет друга – ищи, а нашёл – береги» Вовка – добрая душа

9 . «Соотнеси название стихотворения с портретом поэта».

На доске портреты писателей и карточки – названия стихотворений «Дядя Стёпа», «Мой секрет»,»Телефон», «Путаница», «Верёвочка», «В школу», «Радость», «Кот и лодыри», «Почта», «Багаж», «Сила воли», «Мы не заметили жука». Надо прикрепить название стихотворения под портретом автора.

10 . Подведение итога урока.

Произведения каких писателей мы изучали? Как вы думаете, почему произведения этих авторов объединены в один раздел? Что сближает этих авторов?

Интересно пишут, весело, иногда ругают детей;

Радуются хорошим детским поступкам;

Помогают избавиться от недостатков;

Подшучивают над невоспитанными детьми, учат добру.

Назовите наиболее понравившееся стихотворение. Почему вам нравится читать произведения этих авторов? Чему учат эти стихи? И в дальнейшем на уроках литературного чтения мы будем продолжать изучение произведений этих замечательных детских писателей.

Всем спасибо, вы очень хорошо поработали!

Самоанализ урока

Урок – проект литературного чтения по программе «Школа России», 2 д класс. В классе по списку 29 человек, на уроке присутствовали все обучающиеся. В целом класс трудоспособный. Есть учащиеся, которые успешны в обучении, легко осваивают учебный материал, имеют высокую скорость выполнения заданий. Но на фоне этих обучающихся выделяется группа школьников, которым нелегко даётся изучение школьных предметов. Всё чаще мы сталкиваемся с тем, что наши дети не читают никаких книг. Это вызывает тревогу не только у учителя, но и родителей. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению.

В целях повышения мотивации к учебной деятельности младших школьников был использован метод проектного обучения. В этом проекте мы работали над стихотворениями известных писателей, повторяли и обобщали знания по их творчеству. Работа над проектом с обучающимися класса дала возможность мне, как учителю, работающему в этом классе, открыть творческий потенциал и способности учащихся, которые не проявляли себя на уроках. Работая в группах, дети сдружились, вместе готовили маски для мини – спектакля, приносили игрушки для телепередачи, создавали диафильм, рисовали рисунки по группам, искали книги данных авторов, обменивались ими, давали друг другу читать, т.е. повысилась творческая инициатива обучающихся, дружеское сотрудничество, что создало положительный мотив к учёбе. Каждый ребёнок может стать успешным через игровую деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работу в группах, через проблемное обучение. Игра, творчество – эффективные способы повышения мотивации обучающихся.

На уроке решались следующие задачи:

1.Образовательные:

Учить различать стихотворения поэтов.

Учить составлять вопросы к прочитанным произведениям.

Учить анализировать, высказывать своё мнение.

2. Развивающие:

Развивать у учащихся познавательный интерес.

Развивать творческие способности детей, память, внимание, мышление.

Совершенствовать словарный запас учащихся.

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес к урокам чтения, любовь к родной культуре через стихи поэтов.

Совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество.

Приёмы, используемые на уроке литературного чтения:

Приём настроя детей на работу, организация класса;

Приём постановки цели и актуализации знаний;

Приём работы по отработке навыков чтения наизусть стихотворения каждого автора;

Приём дифференцированного подхода к детям (давались разноуровневые задания-сильным ученикам подготовить рассказ о писателях, роль авторов в мини-спектаклях, создание папки о своём писателе, слабым – чтение стихотворений наизусть, рисунки к произведениям, составление вопросов по прочитанным произведениям;

Приём творческой работы: мини-спектакль, телепередача, диафильм, кукольный спектакль по стихотворениям писателей;

Приём ролевой игры;

Приём наглядности (портреты писателей, карточки, рисунки детей, слайды портретов и книг поэтов, выставка книг);

Приём прослушивания аудиозаписи и угадывания героя произведения;

Приём вопросов и ответов;

Приём наблюдения над языком и речью;

Приём активизации словарного запаса;

Приём проблемной мотивации;

Приём доказательства учебной задачи;

Приём формулирования выводов и обобщений.

МКОУ Кучеряевская ООШ

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека?»

(литературное чтение)

2 класс

2014-2015 учебный год

Цель проекта:

Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».

Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках.

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке

Находить информацию о старинных книгах из учебника.

План работы над проектом:

    Узнать что такое библиотека и какие были первые библиотеки.

    Сбор информации о старинных книгах.

    Посещение школьной и сельской библиотек.

    Обмен мнениями о школьной библиотеке.

    Подготовка выступления о том, что узнали в библиотеке.

    Оформить и презентовать проект.

Первая библиотека возникла 8 000 (восемь тысяч) лет назад! Жители Древней Месопотамии писали на глиняных дощечках с помощью тонкой палочки, которая называлась «клин», а способ их письма назывался клинописью. Дощечки обжигали, а самые ценные помещали в специальные конверты из глины, чтобы не портились. Археологи нашли тысячи таких дощечек, которые хранились во дворцах и были рассортированы в зависимости от их тематики.

Библиотеки Древнего Египта находились в храмах: их охраняли священники. Египтяне писали на папирусе, который затем сворачивали в рулон вокруг палки с наконечником и хранили в сундуках или на полках.

Самой знаменитой была библиотека в Александрии. Там хранилось более 700 000 (семисот тысяч) свитков папирусов.

Древние римляне первыми догадались строить публичные библиотеки.

В начале нашей эры библиотеки стали неотъемлемой частью церквей и монастырей. Монахи читали и переписывали книги: многие библиотеки поддерживались благодаря их усилиям.

Когда были построены величественные соборы, люди стали строить маленькие библиотеки при соборах. Университеты также накапливали книги. Некоторые славились своими коллекциями «прикованных» книг. Почему «прикованных»? Книги было так трудно делать, что их приковывали к стенам большими цепями во избежание неприятностей.

Публичные библиотеки, какими мы их знаем сегодня, существуют всего 100 лет.Всего на сегодня в библиотеках находится примерно 130 миллионов наименований книг (по версии Google).

Старинные книги

О чём может рассказать школьная библиотека?

В библиотеке можно найти интересные книги. Щуров Кирилл, Гацев Игорь и Полянских Ксения рассматривают книгу.

«Книжкина больница»

Школьники вместе с библиотекарем Крячко Еленой Митрофановной ремонтируют книги

Ребята ищут нужные книги.

Елена Митрофановна объясняет Полянских Ксении, где можно найти учебники для 2 класса.

Полянских Ксения знакомится со словарями.

В библиотеку часто заходит за книгами Шальнев Ярослав.

В сельской библиотеке.

Ребята часто посещают сельскую библиотеку.

Проект на тему: О ЧЁМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ БИБЛИОТЕКА

Выполнили ученики 2 класса

Губарева Мария

Островская Александра

Шинкевич Евгения

Руководитель: Реброва Е. В.


  • Способствовать развитию художественно -творческих и познавательных способностей обучающихся,
  • Прививать интерес к чтению и книге,
  • формировать читательский кругозор,
  • Способствовать приобретению опыта в самостоятельной читательской и творческой деятельности.

Гипотеза.

В библиотеке можно найти нужную информацию и подготовить выступление на заданную тему.


  • Учитель – руководитель проекта (моделирует и задаёт проектный замысел)
  • Обучающиеся 2-го класса – исполнители проекта (совместно со взрослыми)
  • Взрослые – педагоги, родители (активно участвуют в выполнении проекта, но не заменяют детей)

Продукт проекта .

  • устный журнал,
  • стенгазета,
  • альбом,
  • сообщение сопровождением,
  • составление текста экскурсии.

Снаружи смотришь - дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные,

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор, и князь Гвидон,

И добрый дед Мазай…

Как называют этот дом?


КАК НАЗЫВАЕТСЯ УЧРЕЖДЕНИЕ, СОБИРАЮЩЕЕ И ХРАНЯЩЕЕ КНИГИ

ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ?

БИБЛИОТЕКА


Библиотека

– учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного использования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу.

(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова)


  • Публичные библиотеки обеспечивают читателей наиболее популярными изданиями.
  • Специальные библиотеки собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых) или определённой тематики.
  • Научные библиотеки - это библиотеки, обеспечивающие развитие науки.
  • Школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса.






КАК НАЗЫВАЮТ РАБОТНИКА БИБЛИОТЕКИ?

БИБЛИОТЕКАРЬ


Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней.

КНИГА


ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАНЯТ ЧТЕНИЕМ КАКИХ – НИБУДЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ?

ЧИТАТЕЛЬ


КАК НАЗЫВАЮТ ЧЕЛОВЕКА,КОТОРЫЙ ПИШЕТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?

ПИСАТЕЛЬ


Чтоб скорей ты в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный каталог .


Для чего нужен алфавитный каталог?

В нём расставлены карточки по

алфавиту. На каждой карточки


Вывод.

Мы научились ориентироваться в пространстве школьной библиотеки, находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу.


Проект на тему «Почему нам интересно ходить в библиотеку» ученика 2 в класса школы №4 Асеева Кирилла

Центральный вход в библиотеку. Библиотека в которую я хожу, расположена по адресу: г. Энгельс-19, 1 квартал, дом 1. Часы работы: с 10.00 до 18.00, выходной воскресенье.

У библиотеки, которую я посещаю, солидный возраст. В прошлом году у неё был отмечен юбилей- 60 лет. Изначально в библиотеку подбирались книги, которые входят в школьную программу. Такая избирательность помогает определиться с произведениями, которые не только надо, но и интересно читать. В библиотеке есть детский абонемент и читальный зал.

Читальный зал. В читальном зале книги на дом не дадут. Здесь есть энциклопедии, справочники, словари. Эти издания может спросить каждый, их все читают, поэтому они должны быть на месте.

Читальный зал. Энциклопедии бывают: универсальные, в которых можно найти ответы на все вопросы отраслевые, то есть по определенным темам В читальном зале нашей библиотеки есть «Детская энциклопедия» в 12 томах, « Что такое. Кто такой», Энциклопедии про животных и другие.

Читальный зал. В читальном зале нашей библиотеки также можно узнать про историю родного края и знаменитых земляков.

Детский абонемент. В детском абонементе записаны ребята с 1 по 9 классы. Здесь я могу взять заинтересовавшую меня книгу на дом. Книги, которые я беру домой надо обязательно вернуть через 2 недели, так как их ждут другие ребята.

Детский абонемент. В библиотеке помимо книг есть и периодические издания. Например, мы можем почитать следующие журналы: Юный натуралист Свирелька Классный журнал Винни и его друзья Мурзилка Миша Особой популярностью у детей отмечаются детские приключения, детективы из серии «Черный котёнок»

Детский абонемент. С 1 по 3 классы книги расположены по тематическим разделам. Например: Сказки О вас ребята Книги о природе Стихи Для ребят среднего, старшего возраста книги располагаются по алфавиту.

Детский абонемент. В библиотеке книгу я могу выбрать сам или попросить помощь у библиотекаря.

Детский абонемент. Познакомиться с книгами можно с помощью книжных выставок. В настоящий момент в библиотеке тематические выставки о писателях юбилярах: Вера Чаплина, Виталий Бианки, Шарль Перро, Александр Сергеевич Пушкин и другие.

Детский абонемент. По субботам в библиотеке работает кружок «Мастерская самоделкина ». Здесь можно и нарисовать рисунок, и сделать поделку своими руками.

Библиотека-это важное место для школьника. Мне интересно ходить в библиотеку потому,что: в библиотеке можно почитать интересные книги можно отыскать книги на любую тему научиться самостоятельно выбирать книги нарисовать рисунок, сделать поделку принять участие в конкурсах, мероприятиях и просто пообщаться с друзьями

Спасибо за внимание!

Содержание

І. Введение

Актуальность исследования………………………………………………2 стр.

ІІ. Основная часть

    Образ царицы - матери в "Сказке о царе Салтане..."……………3 стр.

    Роль женщины - матери в обществе……………………………8 стр.

ІІІ. Заключение …………………………………………………………10 стр.

Список литературы…………………………………………………11 стр.

Приложение

I . Введение

Актуальность исследования

Сказки А.С. Пушкина - это те произведения, с которых начинается большая любовь к классической русской поэзии. Написанные в народном духе и стихотворной форме, они всегда вызывают восхищение. Это целый сказочный мир, без знакомства с которым невозможно представить свою жизнь, свое духовное развитие. Со стихотворениями великого поэта мы знакомимся в начальной школе, начиная с первого класса, как только начинаем самостоятельно читать. Эти произведения заучиваются наизусть на уроках в школе. Глубокое знание и понимание произведений А.С. Пушкина может обеспечить фундаментальную основу формирования грамотного, чуткого читателя.

Сказки Пушкина - это одно из ярких проявлений таланта поэта.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский пишет: "Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…" . Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирование личности.

Исследуемая тема актуальна еще и потому, что творчество А. С Пушкина остаётся современным, так как и в наше время людей продолжают волновать важные вопросы нравственной красоты, человеческого счастья, смысла жизни. Особое место занимает образ матери, т.к. именно она является двигателем к успеху, залогом всего положительного.

Разработанность темы исследования. Теория литературной сказки в науке разработана еще недостаточно. Несмотря на то, что существует довольно много исследований, посвященных ее анализу, это исследования В.А. Бахтиной, М.Н. Липовецкого, Т.Г. Леоновой, Ю.М. Лотмана, И.П.Д.Н. Лупановой, Е.М. Медриша, Мелетинского и др., остаются аспекты, требующие осмысления, доработки.

Объект исследования - сказка А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане...".

Предметом исследования является образ царицы-матери в "Сказке о царе Салтане...".

Цель исследования - изучить образ матери в сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане" как символе доброты, всепрощения.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

определить нравственность сказки;

проанализировать значение образа матери в "Сказке о царе Салтане" А.С. Пушкина;

сравнить и выяснить роль женщины - матери в современном обществе

Методы исследования:

текстуальный анализ произведения;

метод систематизации и обобщения;

сравнительно-сопоставительный метод;

описательный метод.

Базу исследования составляют основополагающие справочная и энциклопедическая литература, труды ученых по литературоведению, теории литературы, культурологии, методике преподавания литературы.

Тема работы, предмет исследования определяют структуру научной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Практическая значимость исследования. Написанная работа имеет большой интерес для учителей литературы и самопознания, её можно использовать во внеклассных чтениях и мероприятиях.

II . Основная часть

Образ царицы - матери в "Сказке о царе Салтане..."

Семья, семейное счастье привлекает в эти годы Пушкина и остается его идеалом до конца. В письме к жене от 8 июня 1834 года он отметил: «Зависимость жизни семейственной делает человека более нравственным». Волшебная сказка представила семью как жизненную норму личной судьбы человека, поэтому она и была так привлекательна для Пушкина. Ее герой достигает не только полной свободы, выразившейся в идеальном представлении о царствовании, но и счастливого супружества. Испытания героя всегда завершаются свадебным пиром, он становится счастливым супругом прекрасной, сказочной невесты.

Сказки Пушкина - это одно из ярких проявлений таланта поэта. В своих сказках Пушкин большое внимание уделял семейной жизни героев, создав своеобразный кодекс семейной жизни.

Особенно он отражается в «Сказке о царе Салтане», и это не удивительно, так как эта сказка была написана почти сразу же после женитьбы, как своеобразное величание невесты-красавицы, выражение переполнявших поэта чувств.

Как будто не задумываясь, женился царь Салтан на простой девушке, так как та обещала осуществить, видимо, давнишнюю его мечту о сыне-богатыре. И он не зря поверил ее словам: не обманула.

Кротость, послушание, всепрощение являются главными внутренними силами качеств персонажей. У образа царицы - матери нет имени, для нее главное - это материнство.

А царица молодая,

Дела вдаль не отлагая,

С первой ночи понесла...

Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин,

И царица над ребенком

Как орлица над орленком;

Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца...

Казалось бы, царица – наиболее успешная женщина из всех трех девиц. И замуж вышла, и ребенка Батюшке обеспечила. Однако же, мы можем наблюдать картину крайне нелицеприятную. Прежде всего, у Царицы нет личных целей, о чем она в светлице говорит со всей искренностью. Она совершенно социально не защищена: лишь только у Царя изменяется к ней отношение – и она незамедлительно в прямом и переносном смысле этого слова оказывается «за бортом», в бочке социальной изоляции, брошенная на произвол судьбы.

Царица-мать воплощает всепрощение. Несмотря на то, что ее посадили в бочку, сбросили в океан (якобы по приказу царя), несмотря на все тяготы, которые она перенесла, когда вместе с ребенком плыла по волнам океана жизни ("словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица:"), царица- мать простила своего мужа и не упрекнула его ни в чем. Царица-мать - это земной образ. Воплощение материнства, доброты, заботы и сочувствия к людям. Она милостива, поэтому её образ так импонирует.

Сначала рушится семья царя Салтана, но царица - мать старалась заменить сыну Гвидону отца, старалась дать сыну как можно больше материнской любви и сохранить в сыне любовь к отцу. Но даже взрослому ребёнку, уже женатому, нужна семья и любовь обоих родителей.

Разные судьбы взрослых и детей рассматриваются через призму материнской любви и заботы. И именно материнской любовью и воспитанием движется и сохраняется жизнь, именно любовь матери делает мир органичным и гармоничным.

В сказке «О царе Салтане…» показаны отношения не только между мужем и женой, но и между детьми и родителями. Дети относятся к своим родителям с большим уважением, почтением. Князь Гвидон обращается к матери со словами: «Государыня- царица». Пушкин словами царевны лебеди излагает требования к жениху, правила семейной жизни:

Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнёшь,

Да за пояс не заткнёшь...

Пораздумай ты путём,

Не раскаяться б потом...

На что князь Гвидон даёт клятву жить в совете и любви. И ведёт невесту к матери просить благословения. Ведь раньше на Руси молодые люди не могли жениться без благословления отца и матери. И князь соблюдает эти традиции. В те времена отношение к браку было серьёзнее, жить вместе супруги обещали «пока смерть не разлучит». Такое отношение к браку объяснялось духовностью, набожностью людей в старые времена, а церковь тогда запрещала разводы, поэтому прежде чем сделать такой серьёзный шаг, нужно было всё обдумать. Отношения князя Гвидона и царевны - лебеди являются примером настоящей любви, целомудрия.

Но Гвидон не может быть счастлив, если несчастна мать, которая в душе давно простила своего мужа и продолжает его любить. Сын, не открывая себя, как правитель своего государства, зовёт в гости своего батюшку – царя, вызывая любопытство к своему краю благодаря сказочным чудесам. И вот семья воссоединилась, царь увидев своих любимых жену и сына признаёт свою ошибку, просит прощения у своих родных, и всё заканчивается хорошо. Гармония во всём, что касается семьи, – вот одна из главных мыслей этой сказки. Любви и счастья достойны все – и дети, и родители.

В сказке Пушкина отражены не только отношения в браке между супругами, но отношения детей к родителям, а также отношения младших к старшим. Дети относятся к родителям с большим уважением и почтением, Например, отношение князя Гвидона к матери:

Государыня – царица!

Выбрал я жену себе

Дочь послушную тебе

Просим оба разрешенья,

Твоего благословенья.

Итак, волшебные сказки Пушкина поэтизировали тему семейного счастья, послужили предупреждением для тех, кто забывал старые традиции семейной жизни. В сказках А.С. Пушкин создал своеобразный кодекс семейной жизни, то есть на примере своих героев показал правила поведения членов семьи: супругов между собою, родителей и детей, и отношений между ними. Поэтому изучение сказок А.С. Пушкина будет способствовать формированию семейных ценностей у учащихся.

Роль женщины в современном обществе

Самый близкий человек на земле - мама. С самого рождения мы учимся от мамы близости, общению, устанавливать личные границы и дистанцию в отношениях. Мама показывает нам, как справляться с неудачными и тревогами, несбывшимися ожиданиями, утратами и горем.

То, что и как мама говорит, желает, реагирует на события, выражает эмоции, записывается в память ребенка и в дальнейшем влияет на всю его жизнь.

Только она умеет искренне любить, безответно, без претензий, без условностей, без взаимностей, просто так и только потому что она - Мама. Наверное, самая важнейшая роль женщины в современном обществе – быть матерью. Именно женщина дает жизнь человечеству, и в этом ее уникальность.

Исключительно высоко оценивает Ризаитдин Фахретдинов роль женщины и матери в обществе. «Матери выполняют самую трудную службу в народе, - написал он. В общественной жизни место матери настолько высоко, что в мыслях людей не измеряется ничем - это понимают все мыслящие люди. И если матери не смогут воспитывать своих детей надлежащим образом, то одним лишь обучением в учебных заведениях нация не сможет жить на равных с другими народами». Провозглашая почитание матери в семье и обществе самым большим долгом людей, он предлагает брать отношение к женщине - матери за мерило их оценки. «Если хотите знать, является ли кто-то толковым человеком, человеком дела, вглядитесь в его отношение к своей матери и вообще к матерям нации. Тот, кто хорошо относится к ним, поистине человечен и толковый работник»,- утверждает он.

Мою маму зовут Лилия, она работает в школе учителем информатики. При всей ее занятости она успевает все: и меня выслушать, и уроки со мной сделать, и с папой обсудить домашние дела. Мама-это человек, который определяет качество эмоциональной составляющей личности или, другими словами, той части нашей души, которая отвечает за успех в любви

и работе. Я провела наблюдение, и действительно, мои и папины успехи в учебе и в работе "зависят" от мамы. Именно она "двигает" нас к успеху.

Заключение

Сказки Пушкина раскрывали секреты семейного счастья, служили напоминанием для тех, кто забывал традиции семейной жизни. На примере своих героев Александр Сергеевич показал поведение членов семьи, будь то муж с женой, родители и дети. Сказки Александра Сергеевича Пушкина являются энциклопедией семейных отношений. Эти сказки учат нас строить семью на основе любви и взаимоуважения.

Список используемой литературы


1.Абрамюк, С.Ф. Фольклорные истоки композиции современной литературной сказки // Проблемы детской литературы / С.Ф. Абрамюк. - Петрозаводск, 1971. - 260 с.

2.Азадовский, М.К. История русской фольклористики: в 2-х томах / М.К. Азадовский. - М.: Гос. Учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1958 - 1963г. Т.1, 1958. - 480 с.

3.Алексеев, М.П. Пушкин и мировая литература / [отв. ред. Г.П. Макогоненко, С.А. Фомичев]. - АН СССР. Отд-ние лит. и яз. Пушкин. комис. Л.: Наука, 1987. - 616 с.

4.Андреев, Н.П. Открывая сказки А.С. Пушкина // Новый мир / Н.П. Андреев, № 2, 2010 - 60 с.

5.Бахтина, В.А. Эстетическая функция сказочной фантастики: Наблюдения над русской народной сказкой о животных / В.А. Бахтина. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1972. - 52 с.

6.Бойко, С.П. В волшебной пушкинской стране: Художественное исследование "Пушкин и сказка" / С.П. Бойко. - М.: Ставрополь: Илекса, Сервисшкола, 2001 - 272 с.

7.Большая универсальная энциклопедия: в 20-ти т. - М.: Астрель, 2010. - 800 с.

Василевская, Е.А. Лексика сказок А.С. Пушкина. // Ученые записки Московского педагогического института / Е.А. Василевская. - Кафедра русского языка, вып.2, 1938. - 250 с.

13.Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - Л., 1940. - 376 с.

14.Высочина, Е.И. Образ бережно хранимый. // Жизнь Пушкина в памяти поколений / Е.И. Высочина. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.

16.Гордин, А.С. Пушкинский заповедник / А.С. Гордин. - М.: Искусство. 1968. - 302 с.

18.Даль, В.И. Словарь русского языка: в 4-х т. / В.И. Даль. - М.: Русский язык, Т.4, Р - Я, 1978. - 688 с.

22.Квятковский, А.П. Сказка // Поэтический словарь / А.П. Квятковский. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 376 с.

23.Кунин, В.В. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками / В.В. Кунин. - М.: Дрофа, 2007. - 561 с.

24.Леонова, Т.Г. Русская литературная сказка и ее отношение к народной сказке / Т.Г. Леонова. - Томск, 1982. - 210 с.

25.Липовецкий, М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980 гг.) / М.Н. Липовецкий. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 2002. - 184 с.

27.Лупанова, И.П. Своеобразие сказок А.С. Пушкина /И.П. Лупанова. - Русская литература, 2010. - 55 с.

28.Лотман, Ю.М. Пушкин / Ю.М. Лотман [вступ. ст. Б.Ф. Егорова]. - СПб.: Искусство-СПБ, 1995. - 846 с.

29.Макогоненко, Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы / Г.П. Макогоненко. - Л.: Художественная литература, 1982 - 210 с.

30.Минералова, И.Г. Детская литература / И.Г. Минералова. - М.: Гуманит. Изд. цент Владос, 2002. - 176 с.

31.Никифоров, А.И. Сказка и сказочник / А.И. Никифоров. - М.: Нация и культура. Научное наследие, 2009. - 376 с.

32.Никольский, Н.М. Язык сказок А.С. Пушкина // Уч. зап. Ульяновского пед. ин-та, Пушкинский сборник" / Н.М. Никольский. - Ульяновск, 1949. - 250 с.

33.Пелисов, Г.А. О фольклорных основах сказок А.С. Пушкина / Г.А. Пелисов. - Советская этнография, 1950. - 65 с.

34.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, 41089 словарных статей. - М.: Азь, 1994. - 750 с.

35.Померанцева, Э.В. Сказка // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. / Э.В. Померанцева, т.6. - М.: Современная энциклопедия, 1971. - 1039 с.

37.Пропп, В.Я. Сказка. Эпос. Песня. / В.Я. Пропп, [составление, научная редакция, комментарии и указатели В.Ф. Шевченко]. - М.: Лабиринт. 2001. - 368 с.

38.Пушкин, А.С. Избранные произведения / А.С. Пушкин. - М.: Эксмо, 2006. - 656 с.

39.Пушкин, А.С. Собрание сочинений в трех томах. Т.1. / А.С. Пушкин. - М.: Художественная литература, 1994. - 735 с.

43.Сказка // Словарь русского языка: в 4-х т. / РАН, институт лингвистических исследований [под. ред.А.П. Евгеньевой]. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, т.4, С - Я, 1999. - 797 с.

44.Сказка // Литературная энциклопедия терминов и понятий / [под. ред.А.Н. Николюкина]. - М.: НПК "Интелвак", 2001. - 342 с.

45.Сказка // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / [под ред.А.П. Горкина]. - М.: Росмэн, 2007. - 1123 с.

46.Скатов, Н.Н. Пушкин / Н.Н. Скатов. - Л.: Детская литература, 1991 - 350 с.

47.Словарь литературоведческих терминов / [под ред. С.П. Белокуровой]. - СПб.: Паритет, 2007. - 320 с.

48.Соколов, Ю Сказка // Литературная энциклопедия: словарь литературных терминов: в 2-х т. / Ю. Соколов. - М.; Л.: Л.Д. Френкель, 1925. - 550 с.

49.Стахорский, С.В. Литературная сказка. Русская литература. Популярная иллюстрированная энциклопедия / С.В. Стахорский. - М.: Дрофа - Плюс, 2007. - 608 с.

50.Сурат, И.З. Пушкин: Биография и лирика: Проблемы. Разборы.3аметки. Отклики / [рос. акад. наук. ИМЛИ им.А.М. Горького]. - М.: Наследие, 2000. - 240 с.

51.Структура волшебной сказки / Рос. гос. гуманит. ун-т. Ин-т высш. гуманит. исслед. / [отв. ред.С.Ю. Неклюдов]. - М.: РГГУ, 2001. - 232 с.

52.Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: Рад. школа, 1985. - 557 с.

53.Тихомирова, И.И. Воспитание сказками Пушкина / И.И. Тихомирова. - Дошкольное воспитание, 2003. - 68 с.

54.Тынянов, Ю.Н. Пушкин. / [отв. ред.В.А. Каверин, А.С. Мясников]; [изд. подгот.е.А. Тоддес, А.П. Чудаков, М.О. Чудакова]. - М.: Книга, 2003. - 403 с.

55.Шаврыгин, С.М. Стихотворная литературная сказка первой трети 19 века (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, П.П. Ершов): Учебно - методическое пособие для студентов / С.М. Шаврыгин. - Ульяновск: УГПИ им. И.Н. Ульянова, 1991 - 31 с.

56.Шнеерсон, М.А. Фольклорный стиль в сказках Пушкина // Учёные записки Ленинградского государственного университета, № 46, серия филол. наук, вып.3, 1939. - 400 с.

59.Яворский, Ю.А. К истории пушкинских сказок / Ю.А. Яворский. - Львов, 1899. - 260 с.




Top