Наутилус автор песен. Группа «Наутилус Помпилиус

Для того, чтобы стать великим поэтом, "нужно, чтобы твои стихи ушли в народ и стали частью его речи", - говорил о Кормильцеве Дмитрий Быков

26 сентября 1959 года в Свердловске родился известный российский поэт, переводчик, критик, основной автор текстов песен группы Nautilus Pompilius Илья Кормильцев.

По окончании английской спецшколы Кормильцев поступил на химический факультет Ленинградского государственного университета, однако позже перевёлся в Уральский государственный университет, где получил диплом по специальности "химик".

С 1981 года Илья писал тексты для группы "Урфин Джюс" , Егора Белкина и Насти Полевой . В 1983 году он познакомился с лидерами Nautilus Pompilius Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким и вскоре стал полноценным участником коллектива. Песни, написанные им для "Нау", сделали группу одним из главных коллективов русского рока. В 1989 году группу наградили премией Ленинского комсомола, но Кормильцев от неё отказался.

В девяностые годы в переводах Кормильцева были опубликованы рассказы Джеймса Балларда, Роальда Даля, Ирвина Уэлша , романы Фредерика Бегбедера, Уильяма Берроуза, и Чака Паланика, пьесы , поэзия Мишеля Уэльбека и многие другие произведения. В 2003 году он возглавил издательство "Ультра.Культура" , специализировавшееся на публикации острых, противоречивых книг о различных актуальных аспектах жизни современного общества.

4 февраля 2007 года Илья Валерьевич скончался в Королевской больнице Масден в Лондоне. Незадолго до его смерти стало известно о закрытии "Ультра. Культуры". Проводить поэта в последний путь пришли многие известные литераторы, музыканты и художники. Выступавший с прощальной речью писатель Дмитрий Быков отметил: "Кормильцев всем доказал ещё при жизни, что он достоин продолжить ряд великих русских поэтов. Для этого нужно, чтобы твои стихи ушли в народ и стали частью его речи. И это случилось, когда ему не было еще тридцати".

22 ноября 2007 года Илья Кормильцев оказался среди лауреатов российской национальной премии "Большая книга" - ему посмертно был присуждён специальный приз "За честь и достоинство".

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку песен на стихи выдающегося рок-поэта.

Урфин Джюс - Человек наподобие ветра (из альбома "15", 1982)

Одна из самых ярких песен со второго альбома легендарных свердловчан была принята к исполнению после долгих дебатов – непременного элемента всех репетиций группы. К тому моменту Кормильцев только начинал "расписываться", однако стиль его был уже вполне узнаваем.

На танце, на звуке, на лунном луче,

На чём угодно гарцуешь ты ловко.

Делается очередной поворот,

Рушится очередная уловка.

Урфин Джюс - Человек наподобие ветра

Урфин Джюс - Музей мадам Тюссо (из альбома "Жизнь в стиле Heavy Metal", 1984)

Образная композиция с последнего "классического" альбома "УД", в которой детально описывается "бал неживой красоты", стала прекрасной разминкой перед "Скованными одной цепью".

Завороженно вглядись в шеренги восковых лиц,

Мечтал ты верно не раз пожить их жизнью хоть час.

Силой мечты наделёны черты и фигуры под взглядом твоим

Начинают дышать, открывают глаза, с постаментов спускаются вниз…

Урфин Джюс - Музей мадам Тюссо

Nautilus Pompilius - Скованные одной цепью (из альбома "Разлука", 1986)

Эта песня стала одним из самых ярких выражений настроений советского общества накануне перестройки. В ней были выражены все претензии интеллигенции к советской власти: круговая порука, связавшая "верхи" и "низы", атмосфера доносительства, господство государственного атеизма и предательство высоких идеалов ради материального благополучия. Настоящая антиутопия в духе и Замятина.

В первоначальном виде последняя строка в первом куплете звучала как: "За красным восходом - коричневый закат". По настоянию руководства Свердловского рок-клуба, цвет был изменён на розовый. Кроме того, из-за острой социальной и политической направленности были опасения, что песня вызовет резонанс у партийного руководства, однако этого не произошло.

255 подборов, из них 1 в этом месяце

Биография

«Наути́лус Помпи́лиус» (Nautilus Pompilius) - рок-группа. Основана в СССР, в городе Свердловск (ныне Екатеринбург), официально в 1982 году, когда началась совместная работа Вячеслава Бутусова и Дмитрия Умецкого над первым альбомом «Переезд». С 1982 года состав музыкантов и участников неоднократно менялся вместе с музыкальным стилем группы. Общеизвестные песни: «Эта музыка будет вечной», «Взгляд с экрана», «Я хочу быть с тобой», «Скованные одной цепью», «Последнее письмо», «Шар цвета хаки», «Прогулки по воде», «Тутанхамон», «Крылья».

Официально группа называется «Nautilus pompilius». Именно так написано её название на обложке диска «Чужая Земля». На нескольких других альбомах оба слова написаны заглавными буквами («NAUTILUS POMPILIUS»), ещё на нескольких - заглавными русскими буквами («НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС»). Часто можно встретить оба слова, написанные с большой буквы (как кириллицей, так и латиницей). Также группу называют «Наутилусами» или ещё короче - «Нау».

Группа «Наутилус Помпилиус» была образована в конце 70-х годов в Свердловске Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким - студентами Свердловского архитектурного института (САИ). В первый период своего существования группа выступала на танцах, исполняя преимущественно песни западных рок-групп. Попытки записать на плeнку собственный материал были предприняты в 1982 году, тогда было записано несколько песен, позднее вошедших в дебютный альбом «Наутилуса» «Переезд» (1983 год), созданный под заметным влиянием творчества «Led Zeppelin».

Первоначальный вариант названия группы - «Али-Баба и сорок разбойников», вариант «Наутилус» был предложен в 1983 году звукорежиссером группы Андреем Макаровым, а в 1985 по инициативе Ильи Кормильцева, с которым группа тогда уже начала сотрудничество, название было расширено до «Наутилус Помпилиус», чтобы избежать путаницы, поскольку в то время по стране насчитывалось несколько десятков групп с аналогичным названием, в том числе и московский «Наутилус» Евгения Маргулиса, незадолго до этого покинувшего группу «Машина Времени». В сопроводительной записке ко второму альбому группы («Невидимка»), выпущенному в том же 1985 году, факт обретения группой окончательного названия был зафиксирован следующим образом: «Группа названа в честь голожаберного моллюска, который от природы красив и обаятелен». Альбом «Невидимка» обозначил заметное изменение стиля «Наутилуса», его переориентацию на нововолновую эстетику по примеру ленинградских рок-групп.

Начало популярности

Всесоюзную известность «Наутилус» получил после выхода альбома «Разлука» в 1986 году. Тогда же группа нашла новый имидж, с которым у большинства ассоциируется «Нау» 80-х - псевдовоенная форма, грим и скупая, но выразительная пластика. Блестящими выступлениями на Пленуме Союза Композиторов РСФСР и рок-фестивале в Новосибирске весной 1987 года «Наутилус» полностью опроверг мнение о периферийности свердловской рок-сцены, претендуя на то, чтобы стать одним из лидеров советского рока наряду с ленинградскими командами «Аквариум», «Алиса», «Кино» и др.

Успех группы был подкреплен выступлениями на фестивалях «Литуаника» в Вильнюсе летом того же года, в подмосковном Подольске в сентябре и на декабрьской «Рок-Панораме» в Москве, после чего в стране началась «наутилусомания». Своей популярностью группа была обязана прежде всего музыкальной выразительности, подчеркнутому мелодизму, порой, правда, граничащему со шлягерностью, профессионально написанным текстам Ильи Кормильцева (преимущественно злободневной социальной направленности, в перестроечный период наиболее востребованной публикой) и харизматической фигуре лидера группы Вячеслава Бутусова.

Пик популярности «Наутилуса» пришёлся на 1988 год. В этот период группа активно гастролировала по СССР, выезжала за границу (в Финляндию в конце года) после участия в съемках финского фильма о советском роке «Серп и гитара», выпустила на «Мелодии» свою первую пластинку «Князь тишины», в которую вошли переигранные хиты «Наутилуса» с двух предыдущих альбомов («Последнее письмо», «Взгляд с экрана», «Скованные одной цепью», «Шар цвета хаки», «Казанова»), плюс несколько новых песен, которые до этого исполнялись на концертах, но в студии записаны не были, в том числе «Я хочу быть с тобой».

Уход Умецкого

Бесконечные гастроли, коммерческий успех, столкновение с зарождающимся российским шоу-бизнесом неблагоприятно отражались на обстановке внутри группы, что приводило к постоянным разногласиям, ссорам и лихорадочной смене состава. Пиком кризиса стал уход из «Наутилуса» одного из основателей группы Дмитрия Умецкого. Когда стало абсолютно очевидно, что «Наутилус» и шоу-бизнес несовместимы в принципе, Вячеслав Бутусов, уставший от постоянных проблем и неурядиц, принял решение распустить группу. Это произошло в ноябре 1988 года.

В 1989 году Бутусов попытался восстановить личные и творческие отношения с Дмитрием Умецким, результатом чего явился альбом «Человек без имени», где также отметились Александр Беляев из группы «Телевизор» (гитара) и Игорь Доценко из «ДДТ» (барабаны). Но возобновившиеся разногласия, касающиеся судьбы этого альбома и в целом будущего группы, привели к окончательному разрыву между Бутусовым и Умецким. Альбом был выпущен только спустя шесть лет компанией «Апекс Рекордз».

В 1989 году Бутусову, Кормильцеву и Умецкому была присуждена премия Ленинского Комсомола. Кормильцев публично в категоричной форме от нее отказался - из идейных соображений, поскольку считал недопустимым получение премии от организации, которая в свое время доставляла рок-музыкантам очень много неприятностей. Бутусов на вручение не пришел, а деньги перечислил в Фонд Мира и в один из свердловских детских домов, Умецкий явился на вручение и премию получил.

В конце 1989 года Бутусов окончательно перебирается в Ленинград и набирает новый состав группы, в противовес клавишно-саксофонному звучанию прошлых лет сделав упор на жесткий гитарный звук. Публика, привыкшая к старому Наутилусу, сначала к перемене отнеслась скептически, первые концерты группы в новом составе оказались провальными, но выпустив альбомы «Наугад» (1990 год) и «Чужая земля» (1992 год), Бутусов доказал творческую состоятельность нового «Наутилуса», а песни «Прогулки по воде» и «На берегу безымянной реки» смогли стать хитами уровня «Я хочу быть с тобой» и «Скованных». Вместе со стилем группы изменилась и тематика песен - социальность ушла в прошлое, Кормильцев и Бутусов больше внимания стали уделять философским, эзотерическим, религиозным вопросам.

1993 год в истории группы отмечен празднованием 10-летнего юбилея и выпуском в связи с этим событием альбома «Отчёт 1983-1993», ставшим первым отечественным трибьютом, на котором песни Наутилуса были перепеты его свердловскими и питерскими коллегами по сцене, а также музыкантами самого «Нау».

В том же году внутри группы опять начались разногласия, и в результате «Наутилус» покинули гитаристы Егор Белкин и Александр Беляев, поэтому к записи следующего альбома «Титаник» (1994 год), демо-версия которого была записана на год раньше при участии музыкантов «Аквариум» и получила название «Титаник на Фонтанке», был в качестве гитариста привлечен Вадим Самойлов из группы «Агата Кристи», который в 1994 году принимал участие и в концертных выступлениях «Наутилуса», совмещая работу в двух группах. «Титаник» считается самым коммерчески успешным альбомом нового «Наутилуса», чему во многом способствовала его массовая раскрутка на радио и пафосная презентация в ГЦКЗ «Россия» в июне 1994 года. Тогда же в творчестве «Наутилуса» наметился спад, в некотором смысле нашедший отражение в альбоме «Крылья» (1995 год), который сами музыканты называли вымученным, а журналисты и вовсе считали явной неудачей группы и не скупились на нападки и колкости в адрес Бутусова.

В 1996 году музыканты «Наутилуса» решили поэкспериментировать с акустикой, результатом чего стало несколько концертов, с необычайным подъемом отыгранных группой в ДК Горбунова в начале марта, прежде всего интересных тем, что акустическая программа позволила переосмыслить многие старые песни группы и дала им новую жизнь.

Распад группы

Последними альбомами группы стали «Яблокитай», записанный Бутусовым и Кормильцевым в конце 1996 года в Англии при участии Бориса Гребенщикова и английского музыканта Била Нельсона, который стал его продюсером, и «Атлантида» - сборник ранее записанных песен «Наутилуса», по тем или иным причинам не вошедших в другие альбомы. Тогда же Бутусов пришел к выводу, что «Наутилус» себя полностью исчерпал и в рамках группы он уже не сможет создать ничего нового и интересного, и принял решение распустить группу окончательно. После концерта в ГКЦЗ «Россия» 5 июня 1997 года, получившего название «Последнее плавание», и прощального гастрольного тура по стране группа прекратила своe существование. Разовые воссоединения «Наутилуса» происходили в 2003 году на фестивале «Старый Новый Рок» в Екатеринбурге и на «Нашествии-2004».

Участники

Продюсер (1994)
Месхи, Владимир Романович

Основатели группы
Вячеслав Бутусов
Дмитрий Умецкий

Вокал

Бэк-вокал

Музыка
Вячеслав Бутусов (c 1982 по 1997 год)
Дмитрий Умецкий (с 1982 по 1989 годы, автор и соавтор музыки к нескольким песням)

Тексты
Илья Кормильцев (с 1985 по 1997 год; автор большинства текстов, со-продюсер коллектива)
Вячеслав Бутусов (с 1982 по 1997 год)
Дмитрий Умецкий (с 1982 по 1989 год)

Бас-гитара
Дмитрий Умецкий (c 1982 по 1988 год)
Виктор Алавацкий (с 02.1988 по 11.1988 год)
Гога Копылов /н.и Игорь (с 1990 по 1997 год)

Электрическая гитара
Вячеслав Бутусов (c 1982 по 1997 год)
Андрей Саднов (c 1982 по 1983 год)
Егор Белкин (в 1988 году, с 1990 по 1993 год)
Александр Беляев (с 1989 по 1993 год)
Вадим Самойлов (в 1994 году)
Николай Петров (с 1994 по 1997 год)

Клавишные
Алексей Могилевский (с 06.1986 по 11.1988 год, с 1994 по 1997 год)
Виктор Комаров - «Пифа» (с 1985 по 11.1988 год)
Алексей Хоменко (с 1987 по 1988 год)

Духовые
Алексей Могилевский (с 06.1986 по 11.1988 год, с 1994 по 1997 год, саксофон)
Олег Сакмаров (с 1990 по 1991 год; флейта)

Ударные
Игорь Гончаров (в 1982 году)
Александр Зарубин (в 1983 году)
Альберт Потапкин (с 1986 по 05.1987, с 1991 по 1997)
Владимир Назимов «Зема» (с 09.1987 по 11.1988 год)
Игорь Джавад-заде «Джавад» (с 1990 по 1991 год)

Виолончель
Пётр Акимов (в 1990 году)

Дискография

Номерные альбомы

1. 1982 - Переезд I Магнитоальбом, CD.
2. 1983 - Переезд II Магнитоальбом, CD.
3. 1985 - Невидимка Магнитоальбом, CD.
4. 1986 - Разлука Магнитоальбом, LP, CD.
5. 1988 - Раскол LP, CD.
6. 1988 - Князь тишины LP, CD.
7. 1989 - Человек Без Имени CD.
8. 1990 - Наугад CD.
9. 1991 - Родившийся в эту ночь LP.
10. 1992 - Чужая Земля LP, CD.
11. 1993 - Отчёт 1983-1993 LP, CD.
12. 1994 - Титаник CD.
13. 1994 - Титаник на фонтанке (с группой Аквариум) CD.
14. 1995 - Крылья CD.
15. 1997 - Яблокитай CD.
16. 1997 - Атлантида CD.

Концертные издания

1. 1987 - Подъем (Концерт в Таллине) CD.
2. 1988 - Нау и Бригада С (Концерт) LP.
3. 1988 - Ни Кому Ни Кабельность 2CD.
4. 1988 - Отбой Концерт в ГКЦЗ «Россия» LP, CD.
5. 1994 - Титаник (Концерт в ГКЦЗ «Россия») CD.
6. 1996 - Акустика (Лучшие Песни) (Концерт в ДК Горбунова) CD.

Композиции входят в сборники (наиболее интересные):

* 1987 - Рок Панорама ч. I LP.
* 1988 - Литуаника ‘87 LP.
* 1992 - Рок против террора LP.
* 1993 - Greenpeace rocks LP.
* 1996 - Легенды Русского рока CD.

Я вообще не специалист в музыке и не фанат рок-музыки в частности, однако "Наутилус Помпилиус" слушал. И вот сейчас у меня вызвало удивление то, что например тексты песен Бутусову писал другой человек. Наверное для всех это не новость и зачастую так и происходит, но в моем понимании это что то типа того, как например Цою бы песни писал кто то другой или Высоцкому. Хотя наверное несколько другой уровень что ли. Есть же например

10 лет назад ушел из жизни Илья Кормильцев – человек, которого Борис Гребенщиков называл «лучшим поэтом русского рока». Большинству он известен как автор текстов группы «Nautilus Pompilius», однако он занимался также издательской деятельностью и переводами романов современных зарубежных писателей. В январе 2007 г. у него диагностировали рак позвоночника в четвертой стадии, а 4 февраля он ушел из жизни. Ему было 47 лет.

Илья Кормильцев родился в 1959 г. в Свердловске (Екатеринбурге). Он закончил английскую спецшколу и химический факультет Уральского университета. С начала 1980-х гг. Кормильцев принимал активное участие в рок-движении, писал песни для уральских рок-групп «Урфин Джюс» и «Группа Егора Белкина». С 1983 г. поэт начал работать с группой «Nautilus Pompilius», и эта работа переросла в постоянное сотрудничество. Один из создателей группы Дмитрий Умецкий признавался: «С приходом Ильи мы изменились, «Наутилус» стал социальным проектом. Нам со Славой приходилось себя подтягивать, чтобы общаться на одном с ним языке».

О работе с Вячеславом Бутусовым Кормильцем говорил: «Мы психологически друг друга всегда хорошо понимали и всегда решали вопросы английскими методами. Если я отдаю ему стихи, какие нравятся – на те он пишет, а на те, которые не нравятся, – не пишет, и я у него не спрашиваю: почему? … Это очень хороший способ для сотрудничества на самом деле. Все равно всегда находилось достаточное количество произведений, которые устраивали обе стороны. А тратить свои духовные силы, на то, чтобы бороться за свой «гениальный опус»… Мы воспитывались в другой среде».

Когда Бутусов впервые прочитал стихотворение Кормильцева «Скованные одной цепью», он смог сказать только: «Дааа, Илья, тебя посадят». Они стали кумирами молодежи конца 1980-х гг., у группы были миллионы поклонников. «Наутилус» был синонимом свободы, бунта и протеста.

По воспоминаниям биографа группы Л. Порохни текст песни был написан Кормильцевым еще зимой 1984 года - во время перекура в подъезде. В нем в образной форме были выражены все претензии интеллигенции к советской власти - и круговая порука, связавшая «верхи» и «низы», и атмосфера доносительства («если есть те, кто приходят к тебе, найдутся и те, кто придет за тобой»), и господство государственного атеизма («Можно верить и в отсутствие веры»), и предательство высоких идеалов ради материального благополучия («Здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц»). В общем, настоящая антиутопия в духе замятинских «Мы». Однако, несмотря на смелый текст, его судьба сложилась более чем удачно. Песней «Скованные» стали летом 1986 года - в самом конце записи альбома «Разлука».

Как было положено в те времена, текст отнесли руководству Свердловского рок-клуба на обязательную «литовку» (проверку на идеологическую благонадежность). О достаточно лояльной атмосфере Сведловского рок-клуба свидетельствует тот факт, что текст «залитовали», хотя и попросили заменить «опасную» строчку про «коричневый (т.е. фашистский) закат». Ничтоже сумняшеся Бутусов тут же сменил «коричневый закат» на смешной «розовый». Поправки поправками, но группа всё-таки решила не рисковать - в самый последний момент песню из альбома убрали. Правда, решение, видимо, дошло не до всех, и один из распространителей магнитофонных записей всё-таки запустил «Скованных» в народ. Однако, как ни ждали перепуганные рокеры карательных санкций со стороны властей, те безмолвствовали. А потом грянули «перестройка, гласность и ускорение», и из крамольной песня стала чуть ли не «программной». Она зазвучала на ТВ и даже стала первым номером пластинки «Князь Тишины».

С 1988 г. пути Бутусова и Кормильцева на какое-то время разошлись. В 1990 г. Илья занялся издательской деятельностью, выпускал журнал «МИКС» («Мы и культура сегодня»), в этом же году был опубликован сборник его стихотворений «Скованные одной цепью» с рисунками Бутусова. А с 1992 г. сотрудничество с «Наутилусом» возобновилось. Гребенщиков говорил, что творческий тандем Кормильцева и Бутусова – это «брак, заключенный на небесах»: «Музыка Бутусова и его отстраненный голос, уставший от боли мира, давали словам Ильи абсолютную реальность, сделавшую Наутилус – может быть – важнейшей группой русского рока – и слово «рок» здесь можно понимать в его русском значении – неотвратимая судьба».

Поэтический талант Ильи Кормильцева и коллеги, и критики оценивали очень высоко. Умецкий утверждал: «На мой взгляд, существовал русский язык до Кормильцева и после Кормильцева. Он доказал, что русская поэзия может существовать в современных музыкальных формах». Самыми известными песнями «Наутилуса», стихи к которым написал Кормильцев, были «Эта музыка будет вечной», «Казанова», «Взгляд с экрана», «Скованные одной цепью», «Я хочу быть с тобой», «Прогулки по воде» и «Тутанхамон».

Сам Кормильцев задним числом настаивал, что это было «левацкой» критикой с неожиданными последствиями. И. Кормильцев: …этот революционный потенциал был скорее эмоциональный, чем осмысленный или осознанный. В силу этого его интерпретация, как и все настроения того времени, получилась не очень точной в социально-политическом смысле, в результате чего и произошло все то, что мы имеем сейчас на настоящий момент. …В тот момент удалось взять вверх демо-либеральной «интертрепации», которая была выпестована диссидентской средой 60−70-х годов. Эта идея оказалась доминирующей, и она интерпретировала нашу «музыку революции» в своей тональности. Хотя мне кажется, что исходно, контекст раннего российского, советского рока был скорее левым, чем правым - по объектам критики .

Несмотря на невероятную популярность «Наутилуса», Кормильцев считал, что группа просуществовала дольше, чем это было нужно. После распада «Nautilus Pompilius» в 1997 г. Кормильцев создал новый электронный музыкальный проект «Чужие», выпустил альбом, занялся переводами. Он сотрудничал с журналом «Иностранная литература», издавал книжную серию «За иллюминатором», переводил Толкина, Бегбедера, Берроуза, Паланика, Уэльбека и других писателей. В 2006 г. вышел еще один сборник его стихотворений и книга прозы «Никто из ниоткуда».

В 2003 г. Кормильцев основал издательство «Ультра. Культура», специализирующееся на выпуске радикальной литературы, из-за чего издателя обвиняли в пропаганде экстремизма. Сам Кормильцев так объяснял политику издательства: «Ультра – это то, что по ту сторону; это не то, что есть область нашего политкорректного консенсуса».

В 2006 г. Кормильцев опубликовал открытое письмо, в котором осудил Бутусова за исполнение песен «Наутилуса» на слете молодежного политического движения «Наши» на Селигере. После этого их отношения испортились. Кормильцев выступал категорически против любых проявлений конформизма, свои убеждения он называл «трансгуманистическим анархизмом».

В январе 2007 г. издательство «Ультра. Культура» было закрыто. В этом же месяце, находясь в рабочей командировке в Лондоне, Кормильцев узнал о том, у него – рак позвоночника в 4-й стадии. После этого он уже не выходил из больницы, где и скончался 4 февраля.

«Наутилус Помпилиус» - уральско-питерская популярная рок-группа , создана в конце 70-х, (г. Свердловск).

Краткая биография:

«Nautilus pompilius» – официальное название группы. Сначала было название «Наутилус » (не латинскими буквами), а в 1985 году, по совету Ильи Кормильцева (основной автор всех песен коллектива), добавили «Помпилиус », дабы выделить группу из других «Наутилусов», которых в то время было большое количество среди рок-групп. А позже стали чередовать с латинским названием «Nautilus pompilius».

В 1978 г. - Вячеслав Бутусов (дата рождения 15.10.61. Гитарист и вокалист) и Дмитрий Умецкий (бас, вокал) – основатели этой группы и параллельно студенты Свердловского архитектурного института. Позже в состав вошли: Андрей Саднов (гитара) и Игорь Гончаров (ударные).

С самого начала группа выступала на танцплощадках, исполняя зарубежные хиты. Ребята были вдохновлены творчеством «Led Zeppelin».
Свои песни начали записывать в 1982году. Состав группы постоянно менялся.

В 1983 г. - выпускают дебютный альбом «Переезд», песни которого были в стиле иностранных групп.
Весной 1984 г . – посетили Питер и познакомились с тамошней рок-сценой.

Следующий их альбом– «Невидимка» (март 1985 г ), показал уже стиль похожий на творчество ленинградских рок-групп того времени.

В 1986 г. - «Нау» выпускают альбом «Разлука», который принес им популярность в СССР. А после выступлений на Свердловском рок-фестивале, а также в Ленинграде и Москве, в стране появилась «наутилосомания».

Популярности группа добилась благодаря выразительной музыке, оригинальными текстами песен, написанными Ильей Кормильцевым и преподнесенные публике харизматическим Вячеславом Бутусовым - лидером "Наутилуса".

1987-1988 гг . - пик популярности "Нау". В этот период группа активно гастролировала по СССР и заграницей. А также выпустила первую пластинку "Князь тишины", в которую вошли известные хиты группы и пару свежих песен, одна из которых .

За этим следует кризис группы, которая продолжала менять свой состав. Пиком кризиса стал уход из коллектива Дмитрия Умецкого - одного из основателей "Наутилу с Помпилиус ". Это подорвало отношения между ним и Бутусовым. И в ноябре 1988 г. - В. Бутусов распускает группу.

В 1989 году он попытался восстановить заново коллектив и отношения с Умецким. В результате чего они приступили к записи нового альбома "Человек без имени". Но во время работы над альбомом между ребятами возникли разногласия и отношения испортились окончательно. Альбом выпуститься только через 6 лет.

В этом же году неожиданно для многих, Бутусову, Кормильцеву и Умецкому присуждают премию Ленинского комсомола. На вручение премии Бутусов не явился. Кормильцев категорически отказался от нее. В итоге премию получил Умецкий.

Дебютное выступление нового состава "Наутилуса" состоялся в феврале 1990 года на концерте к пятилетию Свердловского Рок-клуба. В этом же году выпустили альбом "Наугад". Характер и стиль игры заметно изменились. Музыка стала более тяжелой, а тексты песен указывали на философию и религию.

В 1991 г. - появляется альбом " Чужая земля". Хитами которого становяться композиции " ", а также ".
В 1993 г. - " Наутилус" празднует свой юбилей.
Очередные разногласия внутри коллектива привели к задержке выхода следующего альбома "Титаник". А альбом стал провальным с точки зрения прессы и самих музыкантов.

В 1996 г. - до того, как Бутусов примет решение о роспуске "Наутилса", группа успела записать последний свой альбом "Яблокитай", в Великобритании при участии . А также был выпущен сборник песен "Атлантида", которые не вошли по разным причинам в альбомы.

В 1997 г - вышел фильм "Брат", где Вячеслав Бутусов сыграл эпизодическую роль, а также написал для фильма саундтрек.

После распада коллектива, ребята из "Наутилус" воссоединялись для выступлений всего 2 раза: в Екатеринбурге на фестивале "Старый Добрый Рок" в 2003 году и в 2004 году на "Нашествии".

В 2008 году - В. Бутусов со своей новой группой "Ю-Питер" перезаписывает 10 песен старого "Наутилус Помпилиус ", тем самым отмечает 25 лет популярной группы.

Я вообще не специалист в музыке и не фанат рок-музыки в частности, однако "Наутилус Помпилиус" слушал. И вот сейчас у меня вызвало удивление то, что например тексты песен Бутусову писал другой человек. Наверное для всех это не новость и зачастую так и происходит, но в моем понимании это что то типа того, как например Цою бы песни писал кто то другой или Высоцкому. Хотя наверное несколько другой уровень что ли. Есть же например несколько лысых норвежцев сочинили все поп-хиты, которые поёт мир!

10 лет назад ушел из жизни Илья Кормильцев - человек, которого Борис Гребенщиков называл «лучшим поэтом русского рока». Большинству он известен как автор текстов группы «Nautilus Pompilius», однако он занимался также издательской деятельностью и переводами романов современных зарубежных писателей. В январе 2007 г. у него диагностировали рак позвоночника в четвертой стадии, а 4 февраля он ушел из жизни. Ему было 47 лет.

Илья Кормильцев родился в 1959 г. в Свердловске (Екатеринбурге). Он закончил английскую спецшколу и химический факультет Уральского университета. С начала 1980-х гг. Кормильцев принимал активное участие в рок-движении, писал песни для уральских рок-групп «Урфин Джюс» и «Группа Егора Белкина». С 1983 г. поэт начал работать с группой «Nautilus Pompilius», и эта работа переросла в постоянное сотрудничество. Один из создателей группы Дмитрий Умецкий признавался: «С приходом Ильи мы изменились, «Наутилус» стал социальным проектом. Нам со Славой приходилось себя подтягивать, чтобы общаться на одном с ним языке».

О работе с Вячеславом Бутусовым Кормильцем говорил: «Мы психологически друг друга всегда хорошо понимали и всегда решали вопросы английскими методами. Если я отдаю ему стихи, какие нравятся - на те он пишет, а на те, которые не нравятся, - не пишет, и я у него не спрашиваю: почему? … Это очень хороший способ для сотрудничества на самом деле. Все равно всегда находилось достаточное количество произведений, которые устраивали обе стороны. А тратить свои духовные силы, на то, чтобы бороться за свой «гениальный опус»… Мы воспитывались в другой среде».

Когда Бутусов впервые прочитал стихотворение Кормильцева «Скованные одной цепью», он смог сказать только: «Дааа, Илья, тебя посадят». Они стали кумирами молодежи конца 1980-х гг., у группы были миллионы поклонников. «Наутилус» был синонимом свободы, бунта и протеста.

По воспоминаниям биографа группы Л. Порохни текст песни был написан Кормильцевым еще зимой 1984 года — во время перекура в подъезде. В нем в образной форме были выражены все претензии интеллигенции к советской власти — и круговая порука, связавшая «верхи» и «низы», и атмосфера доносительства («если есть те, кто приходят к тебе, найдутся и те, кто придет за тобой»), и господство государственного атеизма («Можно верить и в отсутствие веры»), и предательство высоких идеалов ради материального благополучия («Здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц»). В общем, настоящая антиутопия в духе замятинских «Мы». Однако, несмотря на смелый текст, его судьба сложилась более чем удачно. Песней «Скованные» стали летом 1986 года — в самом конце записи альбома «Разлука».

Как было положено в те времена, текст отнесли руководству Свердловского рок-клуба на обязательную «литовку» (проверку на идеологическую благонадежность). О достаточно лояльной атмосфере Сведловского рок-клуба свидетельствует тот факт, что текст «залитовали», хотя и попросили заменить «опасную» строчку про «коричневый (т.е. фашистский) закат». Ничтоже сумняшеся Бутусов тут же сменил «коричневый закат» на смешной «розовый». Поправки поправками, но группа всё-таки решила не рисковать — в самый последний момент песню из альбома убрали. Правда, решение, видимо, дошло не до всех, и один из распространителей магнитофонных записей всё-таки запустил «Скованных» в народ. Однако, как ни ждали перепуганные рокеры карательных санкций со стороны властей, те безмолвствовали. А потом грянули «перестройка, гласность и ускорение», и из крамольной песня стала чуть ли не «программной». Она зазвучала на ТВ и даже стала первым номером пластинки «Князь Тишины».

С 1988 г. пути Бутусова и Кормильцева на какое-то время разошлись. В 1990 г. Илья занялся издательской деятельностью, выпускал журнал «МИКС» («Мы и культура сегодня»), в этом же году был опубликован сборник его стихотворений «Скованные одной цепью» с рисунками Бутусова. А с 1992 г. сотрудничество с «Наутилусом» возобновилось. Гребенщиков говорил, что творческий тандем Кормильцева и Бутусова - это «брак, заключенный на небесах»: «Музыка Бутусова и его отстраненный голос, уставший от боли мира, давали словам Ильи абсолютную реальность, сделавшую Наутилус - может быть - важнейшей группой русского рока - и слово «рок» здесь можно понимать в его русском значении - неотвратимая судьба».

Поэтический талант Ильи Кормильцева и коллеги, и критики оценивали очень высоко. Умецкий утверждал: «На мой взгляд, существовал русский язык до Кормильцева и после Кормильцева. Он доказал, что русская поэзия может существовать в современных музыкальных формах». Самыми известными песнями «Наутилуса», стихи к которым написал Кормильцев, были «Эта музыка будет вечной», «Казанова», «Взгляд с экрана», «Скованные одной цепью», «Я хочу быть с тобой», «Прогулки по воде» и «Тутанхамон».

Сам Кормильцев задним числом настаивал, что это было «левацкой» критикой с неожиданными последствиями. И. Кормильцев: …этот революционный потенциал был скорее эмоциональный, чем осмысленный или осознанный. В силу этого его интерпретация, как и все настроения того времени, получилась не очень точной в социально-политическом смысле, в результате чего и произошло все то, что мы имеем сейчас на настоящий момент. …В тот момент удалось взять вверх демо-либеральной «интертрепации», которая была выпестована диссидентской средой 60−70-х годов. Эта идея оказалась доминирующей, и она интерпретировала нашу «музыку революции» в своей тональности. Хотя мне кажется, что исходно, контекст раннего российского, советского рока был скорее левым, чем правым — по объектам критики .

Несмотря на невероятную популярность «Наутилуса», Кормильцев считал, что группа просуществовала дольше, чем это было нужно. После распада «Nautilus Pompilius» в 1997 г. Кормильцев создал новый электронный музыкальный проект «Чужие», выпустил альбом, занялся переводами. Он сотрудничал с журналом «Иностранная литература», издавал книжную серию «За иллюминатором», переводил Толкина, Бегбедера, Берроуза, Паланика, Уэльбека и других писателей. В 2006 г. вышел еще один сборник его стихотворений и книга прозы «Никто из ниоткуда».

В 2003 г. Кормильцев основал издательство «Ультра. Культура», специализирующееся на выпуске радикальной литературы, из-за чего издателя обвиняли в пропаганде экстремизма. Сам Кормильцев так объяснял политику издательства: «Ультра - это то, что по ту сторону; это не то, что есть область нашего политкорректного консенсуса».

В 2006 г. Кормильцев опубликовал открытое письмо, в котором осудил Бутусова за исполнение песен «Наутилуса» на слете молодежного политического движения «Наши» на Селигере. После этого их отношения испортились. Кормильцев выступал категорически против любых проявлений конформизма, свои убеждения он называл «трансгуманистическим анархизмом».

В январе 2007 г. издательство «Ультра. Культура» было закрыто. В этом же месяце, находясь в рабочей командировке в Лондоне, Кормильцев узнал о том, у него - рак позвоночника в 4-й стадии. После этого он уже не выходил из больницы, где и скончался 4 февраля.




Top