Название факультатива по литературе. Возможности факультативных занятий по литературе

  • Границы интенсивности нагрузок при самостоятельных занятиях лиц разного возраста. Взаимосвязь интенсивности нагрузок и уровня физической подготовленности
  • Факультативное изучение литературы начинается в старших класса, когда интересы школьников уже определились и возросла их способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности. Факультативные занятия служат дополнением к основному курсу литературы; они нужны для углубления знаний учащихся, развития их интересов и способностей . Факультативные занятия по литературе содействуют профессиональной ориентации будущих работников в области литературы, библиотекарей, журналистов.

    Цели и задачи факультативов - углубление знаний по литературе, развитие самостоятельности учащихся, расширение культурного кругозора, формирование читательской компетентности школьников.

    Факультативные занятия формируют интерес учащихся к литературе, развивают потребность в самообразовании и самостоятельном пополнении знаний в области литературы и культуры.

    Образовательно-воспитательные цели факультативных занятий по литературе позволяют сделать вывод об общем и специфическом в изучении литературы на уроках и факультативных занятиях. Общим для основного и факультативного курсов являются цели изучения литературы в школе, главные задачи литературного образования, так же, как и форма организации учебного процесса, которые в тех или иных сочетаниях не применялись бы на уроках литературы, во внеклассной работе.

    Вместе с тем важнейшими специфическими признаками факультативного изучения литературы являются свободный выбор учеником литературы как предмета изучения и целенаправленное развитие литературных интересов и способностей учащихся на основе более глубокого, чем в основном курсе, толкования творчества писателей и литературного процесса, усвоения дополнительных теоретико-и историко-литературных знаний и развития устойчивых сложных умений, обеспечивающих адекватность, глубину и концептуальность художественного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных фактов и явлений. Здесь в особенности четко проявляется основное предназначение факультативов – совершенствование результатов изучения литературы по основной программе, прямые и обратные связи урока и факультатива, перенос знаний и умений учащихся в новую ситуацию, закрепление и углубление их на новом материале.

    В известном смысле факультативные занятия занимают промежуточное положение между основными уроками в классе и разнообразной внеклассной работе по литературе. В отличие от внеклассной работы факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой и т.д. Вместе с тем на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы – элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, литературные композиции, иная, более свободная, по сравнению с уроками, обстановка занятий.



    В факультатив учащиеся записываются на добровольной основе, факультативная группа (15-20человек) сохраняется в течение учебного года, занятии идут по расписанию (один раз в неделю), ведется журнал занятий, работа участников не оценивается баллами, как на уроке (оценкой является признание подготовленного доклада, благодарность учителя и одноклассников, удовлетворение самого ученика, радость самостоятельного открытия…)

    Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческой самостоятельности школьников. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод.

    Как и на уроках, на факультативных занятиях основное внимание уделяется художественному произведению. Анализ текста, сопоставление его редакций изучение творческой истории произведения, жизнь произведения в кино и на сцене – такого рода вопросы рассматриваются на занятиях.



    Опыт показывает, что факультативные занятия проходят более успешно, если

    а) они проводятся в более свободном, чем урок, организационном стиле;

    б) используются различные технические средства обучения, в частности, для фиксации устных высказываний и их обсуждения,

    в) подготовленные участниками факультатива сочинения, сообщения, статьи используются для выпуска бюллетеней, стенгазет, рукописных журналов, для школьных радиопередач, т.е. результаты работы участников факультатива становятся достоянием других учащихся.

    Формы проведения факультативных занятий могут быть самыми разнообразными: беседы, диспуты, конференции, практические занятия, конкурсы, семинары, лекции, прослушивание и обсуждение докладов, сообщений, рефератов, составление текстов, заочные экскурсии, работа над публицистической или критической статьей и пр.

    Многообразие методов и форм работы – необходимое качество, второй (наряду с содержанием обучения) источник развития познавательных интересов школьников.

    При сравнительно небольшом составе факультативной группы (10-15 человек) открывается возможность участия в беседе подавляющего большинства школьников. Применение в беседе эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает познавательную активность школьников и эффективность обучения.

    Возможно использование учителем (и учащимися) лекции , содержащей новый материал. Чтобы слушание лекции было активным, учащимся предлагаются задания: составить план, тезисы, конспект лекции, подготовить ответ на вопросы и т.п.

    Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер. Здесь обогащаются и совершенствуются принципы и методы анализа литературного произведения, приемы работы с критической статьей, научным текстом, мемуарами и пр.

    Семинары – форма занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся при работе над художественным текстом, научной и критической литературой. На семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями, для дискуссии. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам. Для семинара большое значение имеет консультация преподавателя, как для слушателей факультатива, так и для одного конкретного учащегося.

    На факультативных занятиях применяются в равной мере фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы .

    Большое значение имеет индивидуальная консультация. Например, на первой консультации учитель помогает ученику определить предмет и границы темы доклада, рекомендует литературу. На второй консультации учитель помогает школьнику выработать «концепцию» доклада. На третьей – учитель знакомится с текстом доклада, правит его и т.д.

    При использовании групповой формы работа (в группе 3 – 5 человек), учитель дет каждой группе задание, а учащиеся обсуждают его, выдвигают докладчика, распределяют обязанности и т.д. задания группе должны носить проблемный характер (заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений). Все группы могут получить одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получить разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою информацию в раскрытие темы. Группе можно дать долговременное исследовательское задание, требующее отбора сведений из разных источников. (Например, подготовить презентацию произведений о Великой Отечественной войне).

    По групповым заданиям проводится подготовка литературных композиций, обзоров текущей литературы, выставок, викторин и т.д.

    Типичными заданиями на факультативных занятиях могут быть:

    Работа с хронологической таблицей;

    Выразительное чтение текста;

    Комментирование текста;

    Аналитическая беседа по тексту;

    Составление текстов;

    Применение наглядных пособий, Интернета.

    Все формы учебного процесса требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учеников. Это требует серьезной, продуманной подготовки со стороны учителя.

    Важно во время проведения факультативных занятий больше внимания уделять развитию навыков выразительного чтения (чтению по лицам, чтению с элементами инсценирования, элементами режиссерской работы, выступлению с концертами). Эффективно может работать метод проектов.

    Планируется работа факультативных занятий в соответствии с потребностями общества, с возрастными особенностями учащихся, их интересами и интересами руководителя факультатива, наличием материала и возможностей сделать эти занятия интересными, содержательными и увлекательными.

    Например, можно организовать работу таких факультативов:

    В 9 классе: «А.С. Пушкин – человек и поэт», «Художественная литература в русской культуре», «Литература в кино и театре», «Литература и живопись», «Литература и музыка».

    В 10 классе – «Романтизм в литературе», «Реализм в литературе», «Культурная жизнь России во второй половине Х1Хв.»

    в 11 классе.: ""Серебряный век русской поэзии"", ""Литература русского зарубежья"", ""Символизм в мировой культуре"", ""Постмодернизм в литературе и культуре"", ""Модернизм в мировой литературе ХХ века"", ""Сценическая жизнь литературных произведений"", "" Постмодернизм в литературе"" и т.д.

    Приведем пример программы факультатива.

    Программа факультатива «Литература русского зарубежья. Первая волна эмиграции»

    Цель факультативных занятий – расширить знания учащихся о литературе русского зарубежья (произведениях первой волны эмиграции), формировать читательскую личность школьника.

    Тема занятия Форма занятия часы
    1. Эмиграция как культурный феномен. Лекция учителя
    2. Три волны русской эмиграции. Сообщения учащихся
    3. Первая волна эмиграции: люди, события, проблемы. Презентация писателя (поэта)
    4. Тема Родины в литературе первой волны эмиграции. Обсуждение произведений
    5. Россия и революция в оценке писателей русского зарубежья. Проект «Моя правда»
    6. Проблема русской культуры и ее сохранения в осмыслении писателей первой волны эмиграции. Доклады учащихся
    7. Поэзия русской эмиграции Конкурс на лучшего чтеца
    8. Проза русской эмиграции Проект «Я хочу вам рассказать»
    9. Драматургия русской эмиграции Постановка отрывка из пьесы
    10. Мемуарная литература Чтение «писем эмигрантов в ХХ1 век»
    Обсуждение работы факультатива. Проект «Мое мнение»

    Вопросы для самоконтроля.

    1. Каковы цели внеклассной работы по литературе?

    2. Как изучить читательские интересы школьников?

    3. Что нужно делать для формирования читательской культуры школьников?

    4. Как организовать уроки внеклассного чтения?

    5. Каковы специфические задачи изучения литературы в разных классах?

    6. Каковы формы внеурочной работы по литературе?

    7. Что необходимо учитывать при формировании творческой личности?

    8. Назовите методические приемы развития литературного творчества учащихся?

    9. Каковы условия и принципы работы литературных клубов?

    10. Как организовать работу факультативных занятий?

    11. Как связаны и чем отличаются факультативные занятия и урок?

    12. Какие формы и виды работ целесообразно использовать на факультативах?

    Тестовые задания.

    1. Внеклассная работа по литературе должна быть направлена на

    а) повышение качества знаний учащихся,

    б) решение проблемы занятости школьников,

    в) формирование читательских интересов учащихся.

    2. Главным принципом организации внеурочной работы является

    а) добровольность,

    б) привлечение большого количества участников,

    в) создание воспитывающих ситуаций.

    3. Личностный подход к литературному произведению надо развивать у учащихся

    в) в 5-6 классах,

    б) в 7 – классах,

    в) в 10-11 классах.

    4. Важным принципом развития литературного творчества школьников является

    а) доступность,

    б) научность,

    в) историзм.

    5. Факультативные занятия по литературе организуются для

    а) всех учащихся,

    б) для сильных учащихся,

    в) для отстающих учащихся.

    Творческие задания.

    1. Напишите план-программу внеурочной работы по литературе на учебный год для одного класса (класс, вид работы, темы – на Ваше усмотрение).

    2. Напишите программу работы «Литературно-художественной гостиной» для учащихся старших классов по теме «Серебряный век русской поэзии как культурный феномен».

    3. Назовите виды внеурочных занятий, заданий, которые могут вызвать интерес у учащихся к чтению художественных произведений (с указанием возраста школьников).

    Методика факультатива “Современные тенденции развития русской литературы”

    ВВЕДЕНИЕ.

    1.Задачи и специфика факультативов.

    2.Виды заданий на факультативных занятиях.

    3.Факультатив в старших классах.

    4. Формы учебного процесса на факультативных занятиях по литературе.

    ГлаваII. Факультативный курс “Современные тенденции в развитии русской литературы”.

    Тематический план факультатива “Современные тенденции в развитии русской литературы”.

    Планы семинарских занятий факультатива.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    С каждым годом в нашем обществе увеличиваются потребности в специалистах высокообразованных, поэтому и растут требования к качеству образования. Оно постепенно становится более узким, специализированным, увеличиваются объемы изучаемого материала. Появляется много специализированных средних учебных заведений, дающих уже в процессе получение среднего образования учащимся профессиональную, техническую или гуманитарную направленность. Это помогает человеку раньше определиться в жизни и все силы направить на получение знаний, впоследствии нужных. В учебных заведениях, имеющих узкую направленность, нужны соответствующие ей предметы, а также факультативные курсы. Последние расширяют кругозор учащихся, дают основы научной работы, помогают определиться в дальнейшей деятельности.

    Мы считаем, что факультативный курс, нами предложенный, очень нужен в гуманитарных гимназиях, лицеях, специализированных школах. Его тема“Современные тенденции в развитии русской литературы” направлена, в основном, на рассмотрение эстетики русского постмодернизма. Авторы и произведения этой эстетики в последнее время становятся очень популярными, особенно В.Пелевин и его романы, Вен.Ерофеев, поэзия Д.А.Пригова и др.

    Это явление сравнительно новое и еще мало изучено, нет общей теории по этому вопросу. Но, несмотря на это, велико влияние его художественных и философских принципов на литературу, искусство, мировоззрение. Постмодернизм способен воздействовать на юные умы неадекватно, поэтому необходимо знакомить учеников с этой новой тенденцией, к тому же обещающей оставить след в нашей культуре.

    Школьные программы не учитывают этой важной тенденции.

    Постмодернизм как явление и произведения, написанные в этой эстетике, не изучаются в школе. Отсюда возникает проблема : Каким образом можно познакомить учащихся с этим ярким явлением в литературе?

    Данное исследование имеет целью : Разработать факультативный курс “Современные тенденции в развитии русской литературы” и методические рекомендации к нему.

    Постмодернизм в литературе изучается немногими исследователями, в том числе В.Курицыным, М.Липовецким, В. Лавровым, А.Генисом и др. Проблема изучения постмодернизма в школе почти не разрабатывается.

    Объектом нашего исследования будут особенности факультативного курса по литературе в старших классах.

    Предметом : разработка факультатива по заданной теме.

    Мы выдвигаем гипотезу : цели и задачи данного факультативного курса лучше всего будут выполнены в 11-х классах специализиро-

    ванных учебных заведениях с гуманитарным уклоном.

    Задачи исследования:

    1. Определить особенности (задачи, умения, временные рамки, оценка учащихся) факультатива по литературе.

    2. Выявить основные формы учебной деятельности на факультативном курсе.

    3. Раскрыть особенности отбора содержания факультатива.

    4. Разработать цели, задачи, тематический план факультативного курса “Современные тенденции в развитии русской литературе”.

    5. Составить примерные конспекты нескольких занятий факультативного курса (на выбор).

    Для решения данных задач были использованы следующие методы:

    1)Изучение методической литературы.

    2)Изучение критической литературы, касающейся темы курса.

    Глава I. Факультативные занятия по литературе.

    Факультативное изучение литературы начинается в 9 классе, когда интересы школьников уже определились, а их способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности стремительно возрастает. Факультативные занятия ведутся по программам, утвержденным Министерством просвещения и служат дополнением к основному курсу литературы; они нужны для углубления знаний учащихся,развития их интересов и способностей; они содействуют профессиональной ориентации будущих работников литературы, учителей-словесников, библиотекарей, литературоведов, журналистов. Выпускники школы, учавствовавшие в факулитативном изучении литературы, в какой бы сфере ни работали, обычно сохраняют высокую читательскую активность и культуру.

    Участие школьников в факультативах - дело добровольное как и во внеклассной работе.Перед каждым старшеклассником открывается возможность углубленно заниматься тем,что его влечет. В школах имеются факультативы по разным предметам, тот или иной выбирается в начале учебного года. Но выбор должен быть продуманным: факультативная группа (от 15 до 25 человек) сохраняется в течение всего учебного года. Занятия идут по расписанию, как и уроки(35 часов в год, одно занятие в неделю), ведется журнал занятий.

    Работая с относительно небольшим числом заинтерисованных учеников, учитель в большей мере, чем на уроке,может осуществлять дифференцированный подход,подбирать задания в зависимости от склонностей и особенностей учеников.

    Факультативные занятия предпологают высокий уровень творческой самостоятельности школьников. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод, который современная дидактика рассматривает как воспитательный в системе методов. Исследовательский характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода ученика к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него и его товарищей задачи. В этой работе возможны свежие наблюдения, имеющие интерес для науки: “художественное произведение неисчерпаемо, оно живет и меняется в сознании новых читательских поколений и никогда не может быть объяснено до конца. Но в условиях школы наиболее реально и общественно значимо то новое, что рождается в самом процессе увлеченного изучения литературы: творческая устремленность, читательская активность, научная пытливость школьников”. [ ;111]

    Работа участников факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: пятибальная система обычно не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойными того, чтобы повторить их в более широкой аудитории – на уроке, на вечере, одобрение и благодарность учителя и товарищей, удовлетворение самого ученика, радость самостоятельного, пусть скромного открытия – все это побуждает думать, искать, выполнять относительно сложные задания.

    Как и на уроках, на факультативных занятиях основное внимание уделяется художественному произведению. Анализ текста, сопоставление его редакций, изучение творческой истории произведения, его жизнь на сцене и на экране, интерпретации литературных образов в книжной графике, живописи, скульптуре, музыке, в искусстве режиссера и актера – такого рода работа широко применяется на факультативных занятиях.

    Факультативы создают благоприятные условия для того, чтобы школьники почувствовали общественную ценность учебного труда:

    участники их, как правило, “Становятся творческим активом класса на уроках по основному курсу, инициативны и деятельны во внеклассной работе, являются ближайшими помощниками учителя и библиотекаря в пропаганде книги.” [ ;323]

    В результате проведения факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы. [ ;325]

    1. Умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств.

    2. Умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении.

    3. Умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста.

    4. Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности.

    6. Умение соотнести характер чтения со стилем писателя.

    7. Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного.

    8. Умение услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи, и т.д.

    На первом вступительном занятии учитель, знакомя школьников с программой факультатива, говорит об организации их работы.

    Задания выстраиваются как бы по спирали: основные виды работы повторяются, но сложность их возрастает.

    Дадим краткую характеристику типичных заданий (;8-9)

    Работа с хронологической таблицей. ( от темы к теме повышается объем пояснений к датам, событиям, именам, названиям);

    Выразительное чтение текста (при изучении драматических произведений вводится чтение по лицам, чтение с элементами инсценирования, элементы режиссерской работы; при изучении прозаических жанров – литературный монтаж; в итоговые занятия по темам включаются выступления концертного характера, конкурсы на лучшего исполнителя);

    Анна ШИПКОВА,
    п. Хасан,
    Приморский край

    «Устное народное творчество»

    Программа факультатива по литературе

    Пояснительная записка

    “Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов”. Так выразил своё отношение к устному народному творчеству русский писатель А.Н. Толстой.

    Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений. Учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества на уроках литературы. Им известны основные жанры фольклора, рассмотрены произведения народного творчества. Учитывая это, работу на факультативе «Устное народное творчество» следует проводить со следующими целями:

    1. Расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества.
    2. Показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка.
    3. Показать влияние произведений устного народного творчества на русскую литературу.

    Программа факультатива рассчитана на учащихся 8–10-х классов. Исходя из возрастных особенностей школьников, работа на факультативе учеников 8-х классов будет более эмоциональной, учащихся 10-х классов - более научной. В связи с этим учитель может поставить перед собой дополнительную задачу - раскрыть творческий потенциал учащихся, позволить им показать в полном объёме свои возможности.

    На занятиях факультатива учитель может использовать следующие виды работ:

    Выразительное чтение текста;

    Комментирование текста;

    Сравнительный анализ текста;

    Фольклорные праздники;

    Театрализованное представление текста;

    Иллюстрирование;

    Заочные экскурсии и пресс-конференции с фольклорными персонажами.

    Занятия факультатива следует проводить с привлечением произведений других видов искусства: музыки, живописи, прикладного искусства, кино.

    Распределение часов по темам:
    • Введение (1 ч),
    • детский фольклор (2 ч),
    • загадки (1 ч),
    • пословицы и поговорки (1 ч),
    • народные сказки (3 ч),
    • фольклорный театр (1 ч),
    • былины (4 ч),
    • суеверные рассказы (1 ч),
    • предания и легенды (1 ч),
    • сказы Бажова (1 ч),
    • песенное и обрядовое творчество (8 ч),
    • народные заговоры (1 ч),
    • фольклор и русская литература (4 ч),
    • анекдот (1 ч),
    • фольклорные праздники (3 ч),
    • итоговое занятие (1 ч).
    Примерное распределение часов по неделям:

    1-я неделя. Вводное занятие. Что есть фольклор.

    2-я неделя. Детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, пеструшки, потешки, считалки, дразнилки, заклички и приговорки).

    3-я неделя. Колыбельная песня в творчестве русских поэтов (Майков. «Спи, дитя моё, усни...»; Л.Мей. «Баю-баюшки-баю...»; В.Брюсов. «Спи, мой мальчик...»; М.Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный...» и другие).

    4-я неделя. Загадки. “Загадать вам загадку?” (Меткость, выразительность загадок, тематика.)

    5-я неделя. Пословицы и поговорки. “Старинная пословица не мимо молвится”. Лаконичность, меткость, образность пословиц и поговорок, их тематика, отражение народного опыта. В.И. Даль и его книга «Пословицы русского народа».

    6-я неделя. Народные сказки. “Что за прелесть эти сказки...” Народные сказители. Волшебные сказки. Социально-бытовые сказки. Докучные сказки.

    7-я неделя. Персонажи сказок (Баба-яга, великан, волк, горе, Жар-птица, Змей Горыныч, Иван-богатырь, -дурак, -царевич, Кощей Бессмертный и другие).

    8-я неделя. Влияние русской сказки на творчество русских авторов (Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Ершов, Горький, Платонов и другие).

    9-я неделя. Фольклорный театр. Народная драма. Раёк. Балаган. Темы и персонажи народного балагана. Театр Петрушки. Вертепные представления. Медвежья потеха («Петрушка», «Петрушка в Петербурге», «Барыня и Доктор», «Царь Ирод», Нижегородские ярмарочные райки и другие).

    10-я неделя. Ярмарка - народное гулянье. (Фольклорный праздник.)

    11-я неделя. Былины. “Русь богатырская”. Происхождение, сказители и собиратели. Художественный мир былин. Старшие богатыри. Волх Всеславович. Святогор.

    12-я неделя. “Три богатыря”. Главные герои русского эпоса - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

    13-я неделя. Социально-бытовые былины: «Соловей Будимирович», «Иван Гостиный Сын», «Ставр Годинович».

    14-я неделя. Былины в живописи (Васнецов, Н.Воробьёв, И.Щукин, К.Васильев и другие).

    15-я неделя. Суеверные рассказы. (Клады и кладоискатели. Оборотни и заговорённые. Колдуньи и ведьмы. Водяные и русалки. Домашние духи.)

    16-я неделя. Предания и легенды. Герои преданий и легенд (Иван Грозный, Ермак, Кудеяр, Пётр I, Суворов, Кутузов). «Иван Грозный в Новгороде», «Ермак под Казанью», «Клады Кудеяра и разбойников», «Петр I воюет со шведским королём», «Царь-работник» и другие.

    17-я неделя. Влияние фольклора на творчество П.Бажова. Сказовая основа «Малахитовой шкатулки». Прославление Мастера. Хозяйка Медной горы.

    18-я неделя. Фольклорный праздник «Крещенский вечерок». (Девичьи посиделки.)

    19-я неделя. Песенное творчество русского народа. Артельные трудовые песни и припевки. Календарные песни. Шуточные и плясовые песни.

    20-я неделя. Бунтарские, разбойничьи и тюремные песни и причитания о рекрутах и солдатах.

    21-я неделя. Исторические песни («Кулачный бой братьев - Калашничков с Кострюком», «Авдотья Рязаночка», «Гнев Ивана Грозного на сына», «Дума Степана Разина», «Поход Степана Разина на Яик», «Под славным городом под Полтавой», «Разорённая путь-дорожка»).

    22-я неделя. Лирические любовные и семейные песни («Не во далечем-далече», «По улице мостовой», «Как пойду я молоденька», «Красна девица во садику гуляла», «Ах, кабы на цветы не морозы»).

    23-я неделя. Лирика русской свадьбы. (Свадебные песни, величания и причитания, образность лирических свадебных песен. Свадебные обращения.)

    24-я неделя. Частушки, нескладухи, небылицы, страдания. Тематика, современность, язык частушек.

    25-я неделя. Фольклорный праздник «Здравствуй, Масленица!».

    26-я неделя. Жестокий романс (возникновение, сюжет, художественное своеобразие, романтика жестокого романса, жестокий романс в советское время).

    27-я неделя. Народные лирические песни литературного происхождения (Ф.Мерзляков. «Среди долины ровныя»; К.Ф. Рылеев. «Ревела буря»; Ф.Глинка. «Вот мчится тройка удалая» и другие).

    28-я неделя. Народные заговоры.

    29-я неделя. Влияние устного народного творчества на поэзию XIX века (первая половина). А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Дельвиг, А.В. Кольцов, А.К. Толстой.

    30-я неделя. Традиции устного народного творчества в поэзии Некрасова.

    31-я неделя. Традиции устного народного творчества в прозе русских писателей (А.К. Толстой. «Встреча через триста лет»; А.А. Бестужев-Марлинский. «Страшное гаданье»; А.Погорельский. «Лафертовская маковница»; М.Загоскин. «Вечер на Хопре»).

    32-я неделя. Традиции и новаторство в изображении фольклорных персонажей в произведениях Гоголя и Булгакова («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мастер и Маргарита»).

    33-я неделя. Анекдоты (происхождение, тематика, персонажи, злободневность анекдотов).

    34-я неделя. «К мудрости ступенька» (итоговое занятие).

    Школа, как и все наше общество, заметно меняется. И не потому, что найдены решительные факторы перестройки школы. Реформа народного образования пока остается проблемой нерешенной. Но психологический, духовный климат в школе изменился существенно. Учителя в меньшей степени обуреваемы страхом перед администрацией и инспектором, учителя сегодня озабочены не формальными показателями работы, а ее сутью и ищут подлинных контактов с учениками, стремятся к реальному влиянию на их духовный мир. Да и ученики изменились. Ушли в прошлое времена казарменной дисциплины, когда учитель вещал, а ученики послушно повторяли его слова и статьи учебника. И все меньше становится на уроках равнодушных лиц, пустых глаз, фальшиво-патетических фраз. Общество освобождается от эпохи застоя, и школа проснулась. Горячие споры, стремление аргументированно защитить свою позицию, не только самовыражение, а поиск истины становятся примером современных уроков литературы. Общение учителя и ученика обретает формы естественного разговора, а не заданного? мертвым планом сообщения. И, поддерживая эту тенденцию искренности, открытости, гласности, нам полезно присмотреться к опыту форм внеклассной работы, где свобода общения всегда была временным условием успеха.

    Факультативные занятия, как правило, ведутся в старших классах. Однако средние классы могли бы успешно заниматься в факультативе по литературному краеведению. Ситуация поиска очень увлекает детей этого возраста. Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении обнаружить высокую культурную традицию. Культура начинается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружают повседневно, не может себя вести, как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме. Однако программа факультатива по литературе в средних классах может быть шире, чем краеведение, связанное с одним конкретным местом, где живут школьники. Для школьников V - VII классов доступен и интересен факультатив, который условно можно назвать «Воображаемые путешествия». Сюжет путешествия увлекателен для школьников этого возраста. Вне сюжета они часто не могут остановить свое внимание на художественном смысле произведений искусства. Кроме того, жанр путешествия позволяет включить в факультатив произведения разных видов искусства. В этих занятиях более значительное место может быть уделено архитектуре. В воображаемые путешествия войдет и природа. Так, например, заочное путешествие «Полуденные волны» позволяет проследить странствия Пушкина по Югу, увидеть картины русских художников, воспроизводящих эти места (Кавказ, Крым, Одесса, Молдавия), познакомиться с отрывками из опер Моцарта и Россини, которые так пленили Пушкина в Одессе, послушать стихотворения Пушкина и романсы («Фонтану Бахчисарайского дворца», «Нереида» и др.), увидеть отрывки из опер и балетов, возникших по мотивам пушкинских произведений.

    Программа такого факультатива должна быть тесно связана с уроками литературы, но не повторять их.

    1. Поле Бородина (перед изучением стихотворений Лермонтова).

    2. «Волшебница-зима» в лирике русских поэтов.

    3. Весна и осень в поэзии С.Есенина.

    4. Лес в изображении русских художников.

    5. Дворянская усадьба (в связи с изучением «Дубровского»).

    6. Запорожская Сечь (в связи с изучением «Тараса Бульбы»).

    7. Летний день в средней полосе России (в связи с изучением «Бежина луга» Тургенева).

    8. Море в изображении русских художников, поэтов, композиторов.

    9. С Пушкиным по следам Пугачева.

    10. Лермонтовский Кавказ.

    12. Провинциальный город в изображении русских художников.

    13. Чеховский Таганрог.

    14. Горький в Нижнем Новгороде.

    15. Старинные здания нашего города.

    Занятия такого факультатива не должны быть слишком часты, может быть раз в месяц, но подготовительная работа к каждому занятию должна быть еженедельной и протекать в формах индивидуальных бесед учителя с учениками.

    Воображаемые путешествия помогут обострить восприятие реальных вещей, обогатить литературным опытом. Во внеурочное время мы предлагаем учащимся выбрать из многочисленных фото- и художественных репродукций картины, близкие По настроению к пейзажным зарисовкам зимней лирики. В другой заочной экскурсии мы ищем те картины природы, которые помогли родиться стихотворению («Весна и осень в поэзии С.Есенина»).

    Реальные впечатления, которые легли в основу произведения, могут обогатить сознание учащихся, придать литературному произведению неопровержимость достоверности.

    Факультативы должны не только наследовать изучаемое в классе на уроках, но и опережать их, подготавливать впечатления, необходимые для программного изучения темы. Так создается установка на изучение темы, вызывается ожидание ее в классе.

    Другой факультатив для школьников VI - VII классов «Выразительное чтение и рассказывание» ставит перед учениками новые задачи.

    Литературное образование школьников должно сказаться и в расширении их знаний, и в культуре чувств, и в углублении эстетической мысли. Вместе с тем сдвиги в развитии школьников должны сказаться в реальной эстетической деятельности, важными видами которой в VII - VIII классах являются выразительное чтение и рассказывание.

    Выразительное чтение и рассказывание связаны с оценкой актерской интерпретации художественного текста, поэтому, в VII классе делая акцент на выразительном чтении и рассказывании по жизненным и литературным наблюдениям, в VIII классе можно усложнить работу, сопрягая выразительное чтение и рассказывание с другими видами искусства (музыка, театр, изобразительное искусство). Подготовительная работа такого типа идет на факультативе и в VII классе. В VIII же классе она получает законченное выражение в форме рассказа о картине и художнике, ее создавшем, сочинения по впечатлениям о музыкальном произведении.

    В результате проведения такого факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы:

    36. Умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств.

    37. Умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении.

    38. Умение «видеть» читаемое в воображении, представлять себе образы текста.

    39. Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности.

    41. Умение соотнести характер чтения со стилем писателя.

    42. Умение оценить и мотивированно высказать суждение о чтении товарища.

    43. Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонацией услышать и понять концепцию прочитанного.

    44. Умение выделять особенности речи при чтении эпоса и драмы.

    45. Умение услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи.

    46. Умение по содержанию и интонационному строю, «музыке речи» услышать, кому из персонажей произведения, какому писателю она принадлежит.

    47. Умение соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

    ПРОГРАММА

    Факультативного курса

    «Творческая работа выпускника». 11 класс.

    Пояснительная записка

    1. Программа факультативного курса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта. «Дрофа» 2007 г

    Программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ. Русский язык. 10-11 классы.

    «Дрофа». 2007 г.

    Факультативный курс предусматривает 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.

    Цель факультативного курса:

    Развивать литературно-творческие способности обучающихся, подготовить к написанию сочинения по литературе;

    Формировать умения творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;

    Развивать устную и письменную речи учащихся, логическое и образное мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развивать исследовательские навыки и творческие способностей.

    Воспитывать интерес к художественному слову, способствовать эстетическому воспитанию школьника: умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.

    Задачи факультатива:

    Пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности обучающихся, подготовить к написанию сочинения по литературе;

    Формировать потребности в самостоятельном чтении и интерпретации поэтических текстов;

    Развивать устную и письменную речи учащихся в процессе обучения творческому письму; эмоциональное восприятия художественного текста, творческое воображения, читательскую культуры и понимание авторской позиции;

    Развивать умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;

    Формировать навыка интерпретации при анализе поэтического текста;

    Развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического и прозаического произведений;

    Развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

    Метапредметные результаты

    1. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
    2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
    3. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
    4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
    5. Готовность вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
    6. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
    7. Овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием учебного предмета «Литература».
    8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
    9. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета:
    • уметь читать осмысленно и понимать прочитанное;
    • уметь ставить вопросы, формулировать проблемы;
    • уметь заполнить и производить по памяти устный и письменный текст;
    • уметь действовать по предписанной учителем инструкции, алгоритму;

    Предметные результаты

    1. Формирование представлений о творчестве писателей XIX и XX веков.
    2. Осмысление прочитанного, совершенствование своей речи, художественного чтения, развитие дара слова.
    3. Формирование умения связывать литературу с другими видами искусства.

    Специальные умения и навыки:

    • характеризовать и оценивать главных героев изученных произведений на основе их поведения и поступков; объяснять значение деталей портрета, пейзажа, элементов сюжета для характеристики героев;
    • сопоставлять и оценивать героев одного произведения в сходных ситуациях;
    • давать оценку изученным стихотворениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка;
    • практически определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов;
    • пересказывать устно и письменно(подробно, кратко, выборочно) эпическое произведение;
    • давать письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении (с выражением своего отношения к героям и событиям);
    • сопоставлять, используя личный опыт, впечатления от изученных произведений и иллюстраций к ним, кино- и теле экранизации.
    • выделять основные мысли, фиксируя их в виде цитатного плана;
    • давать письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении;
    • подготовить письменный рассказ (сочинение) о жизни и подвигах одного из героев.

    Календарно-тематическое планирование

    I четверть(9 ч.)

    Тема

    План

    Сочинение. Какое оно разное…Направления 2015 и 2016 г. Основные требования к сочинению. Знакомство с анализом прозаического произведения.

    Особенность анализа лирического произведения.

    1 час.

    Виды сочинений:

    а) отзыв;

    б) рецензия;

    В) эссе.

    Композиция сочинения:

    а) вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое);

    б) особенности основной части;

    б) заключение и его связь со вступлением.

    Типы сочинений по видам анализа художественного произведения:

    1. индивидуальная характеристика героев;
    2. сравнительная характеристика героев;
    3. групповая характеристика героев;
    4. общий анализ литературного произведения;
    5. анализ нескольких литературных произведений;
    6. анализ эпизода литературного произведения;
    7. образ автора;

    1 час.

    Классификация ошибок. Критерии оценок. Совершенствование написанного (редактирование).

    1 час.

    Направление Время . Темы: «Проблемы века». «Время поиска». «Человек и время», «Время мужания», «Пора взросления», «Герой нашего времени», «Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А Кушнер).

    1час.

    Направление Дом . Темы: «Дом – центр мира для человека», «Дом – портрет души семьи», «Дом – разлад с собой и миром», «Дом – Россия». «Родительский дом -…»

    1 час.

    Направление Путь . Темы: «путь познания», «Дорога чести», «Путь к себе»….

    1 час

    Направление Любовь . Темы: «Любовь навека», «Всегда ли любовь делает человека счастливым», «Любовь и война», «Лики любви».

    1час

    Направление Год литературы в России . Темы: «Моя любимая книга», «Роль книги в моей жизни», «Литература - это исповедь или проповедь?»

    1 час

    Как раскрыть тему. Постановка проблемы. Композиция сочинения.

    1час

    II четверть(8 ч.)

    Вид урока

    Тема

    План

    Теория

    Направление Время . «Человек и время» (размышление), « Время испытаний» (по лирике А.Блока), «Время разбрасывать камни и время собирать камни» (Из Библии). Жанры сочинений, композиция.

    1час

    Практика

    Тезисы к сочинению по направлению Путь . «Дорога в никуда», «Дорога чести», «Ах, дорожка, фронтовая…».

    1час

    Теория

    Направление Дом . «Дом – хранитель православных ценностей» (на основе собственного опыта). «Потеря дома – крушение нравственных идеалов». (О затоплении деревень в 70-80 –е гг. 20-го века). «Дом – разлад с собой и миром» (по пьесе М.Горького «На дне»,

    1час

    Теория

    Направление Любовь . Подготовка к сочинению: «Любовь есть духовное возрождение». (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» или по рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет»). «Кто сказал тебе, что нет настоящей, верной, высокой любви?» Особенность написания сочинения по цитате.

    1час

    Практика

    Направление Год литературы в России . «Хорошая книга – это ручеёк…». Ключевые слова: добро, душа, хорошая. Как проследить основную мысль.

    1час

    Практика

    « Время рассказать о человеке», «Всегда ли любовь делает человека счастливым?». «Путь к себе». Роль вступления и заключения.

    1час

    Практика

    «Время, вперёд!». «Какие вопросы задаёт человеку литература». Работа над композицией и лексическими средствами к сочинению.

    1час

    Практика

    «Моя любимая книга» - тема лёгкая? (Почему любимая, насколько любимая, чем покорила эта книга?

    1час

    III четверть(10 ч.)

    Вид урока

    Тема

    План

    Теория

    Аргументы из литературных произведений.

    1 час

    Практика

    Образ России в лирике Блока, Есенина, Бунина, Ахматовой.

    1 час

    Практика

    «Дворянских гнёзд заветные аллеи» - Россия у Бунина и Чехова.

    1 час

    Практика

    Время и люди в романе «Тихий Дон» М Шолохова.

    1 час

    Теория

    Бунтующая личность Маяковского. (Лирический герой в лирике В.Маяковского).

    1 час

    Практика

    Писатель – судья своего времени. (М.Шолохов, В.Распутин, В.Астафьев, Б.Васильев…)

    1 час

    Практика

    Добро и зло в романах М.Булгакова.

    1 час

    Практика

    «Окопная правда» на войне. Любовь и война. Проблема нравственного выбора на войне. Солдатские будни.

    1 час

    Практика

    Сочинение по рассказу А. Геласимова «Нежный возраст». Отзыв. Рассуждение, эссе.

    1 час

    Практика

    «Что с нами происходит?» Мир героев Шукшина.

    1 час

    IV четверть(8 ч.)

    Вид урока

    Тема

    План

    Теория

    Учимся редактировать сочинение.

    1 час

    Теория

    Сочинения, сформулированные в виде проблемного вопроса.

    1 час

    Практика

    Обзорные темы.

    1час

    Теория

    Сочинения на сквозные темы, сформулированные в виде цитаты.

    1 час

    Практика

    Сочинение на нравственно-эстетические темы.

    1 час

    Практика

    1 час

    Практика

    Роль структуры сочинения в раскрытии проблемы.

    1 час

    Практика

    «Вечные темы» в литературе.

    1 час

    Планируемые результаты работы факультативного курса литературы в 11 класс

    В соответствии с требованиями Стандарта к уровню подготовки выпускников, обучающиеся будут:

    • знать и понимать образную природу произведений словесного искусства, уметь воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать прозаическое и лирическое произведения;
    • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;
    • сопоставлять литературные произведения;
    • выявлять авторскую позицию;
    • аргументировано формировать своё отношение к прочитанному произведению;
    • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
    • составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
    • выявлять «сквозные» и ключевые темы русской литературы;
    • анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
    • соотносить литературу с общественной жизнью и культурой;
    • подбирать цитатный материал и составлять тезисы к творческой работе;
    • самостоятельно писать сочинение на заданную тему.

    Список литературы

    1. Федеральный компонент государственного стандарта. «Дрофа» 2007 г

    2. Программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ. Русский язык. 10-11 классы. «Дрофа». 2007 г.

    1. Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.

    4. И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева, Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. Москва «ВАКО» 2006г.

    5. И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Москва «ВАКО» 2005 г.

    6. Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.

    7. Контрольные измерительные материалы. Влодавская, Пучкова… «Экзамен» 2006.

    1. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
    2. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров».



    
    Top