Не свадьба, а "гонка вооружений": как в Молдове извратили священный обряд. Свадьба в Молдове: традиции или бизнес? Свадебные традиции в молдавии

Молодожены, которые живут в больших городах, всё чаще празднуют свадебное торжество по европейским канонам. Но в глубинке, в небольших городах и поселках всё ещё живут национальные традиции, их почитают, поэтому все праздники стараются провести согласно красивым обрядам.

Традиции молдавской свадьбы

Молдавская свадьба отличается весельем, юмором и множеством старинных обычаев. Готовиться к ней начинают за год до назначенной даты. Дату свадьбы выбирают, согласовываясь с церковным календарем, обходя время поста. Молодые и родители определяют сумму расходов на предстоящий праздник, составляют список гостей и свидетелей, выбирают нанашей. Нанаши на молдавской свадьбе – значимые фигуры. Они являются символом счастья, семейного очага. Это должны быть люди среднего возраста, из крепкой и благополучной семьи. Нанаши должны помогать новой семье советами, поддерживать ее в трудные времена.

Когда наступает назначенная дата, жених, одетый для предстоящего торжества, едет за нанашами. По давней традиции, он на длинном рушнике, вышитом национальным орнаментом, передает супругам свежий ароматный калач. Если хлеб благосклонно принят – это означает согласие быть нанашами. Хотя всё решено заранее, но такова традиция, и ее никто не нарушает. На молдавской свадьбе есть еще несколько важных фигур: свидетели со стороны жениха и невесты. Их называют ворничел и дружка. Собравшись все вместе, они отправляются за невестой.

Одевание невесты и выкуп на молдавской свадьбе

Красивым и важным обрядом на молдавской свадьбе является одевание невесты. Ей помогают в этом подруги, а сама церемония сопровождается песней, в которой девушка прощается с отчим домом, сестрами и братьями, молодыми подругами, играми.

Когда жених в сопровождении свидетелей и нанашей приезжает к дому невесты, там, по традиции, ее выкупают. В косяк двери накануне был воткнут нож, который символизирует врата. Если невеста согласна выйти замуж за молодого человека, то дружка вынимает нож и пропускает вперед жениха. Родители благословляют молодых и все дружно отправляются в церковь или загс. Многие пары обязательно посещают места боевой славы и возлагают цветы к памятнику. После этого гости собираются на банкет.

Свадьба начинается…

Театр начинается с вешалки, а свадьба – с порога в банкетный зал. У входа в зал молодую пару встречают родители. Они держат калачи, от которых молодожены отламывают по кусочку, макают в соль и угощают друг друга. Таким образом, они заранее пытаются «насолить» друг другу, чтобы этого не было в семейной жизни. Гостей на входе встречают нанаши и свидетели. Гости приходят парами. С бокалом домашнего вина произносятся поздравления молодым, им желают здоровья и крепкой семьи. В ответ молодая пара всех благодарит и приглашает к столу. Праздник набирает обороты. Звучит музыка, все танцуют, участвуют в конкурсах, угощаются. Обязательное условие на молдавской свадьбе – народная музыка, исполняемая вживую.

Около полуночи гости начинают дарить молодоженам подарки. Молодые с нанашами обходят всех гостей, и те дарят деньги. Для каждого гостя исполняют национальную мелодию, а он, в свою очередь, поздравляет пару с таким знаменательным событием. Веселье с танцами и песнями возобновляется вновь. Когда деньги подсчитываются, сумма громко объявляется для всех.

Интересные обряды молдавской свадьбы

Далее следует еще один ритуал – раздевание невесты. Девушки снимают с нее фату и другие свадебные атрибуты. С молодого супруга также снимают свадебный букетик и отдают другу. Те, кому досталась фата и букет, вместе танцуют под лиричную мелодию.

Еще один интересный обряд, символизирующий готовность девушки стать женой и хозяйкой: молодой сидит на стуле, ему на колени кладут подушку. На подушку садится молодая жена, а ее подруги повязывают ей косынку и фартук. Гости вновь одаривают пару предметами быта и постельным бельем, полотенцами. В конце торжества молодожены разрезают свадебный торт, и каждый гость получает вкусный кусочек из рук новой хозяйки.

Праздник продолжается на второй день. На нем присутствуют только родные и самые близкие люди. По старой традиции, молодая жена встречает гостей, одетая в косынку и фартук. Перед застольем всех обязательно угощают национальным блюдом – куриным бульоном, который называется зам.

Лучшие магазины подарков России, которым можно доверять

  1. dolina-podarkov.ru - Магазин подарков вне конкуренции. Такого оригинального и большого ассортимента нет ни у кого. Очень быстрое реагирование на заказы.

Молдавская свадьба – одна из многих национальных свадеб мира. Впитав в себя особый характер и южный колорит, она стала одной из самых фееричных и красочных. Ни одна из свадеб не планируется на быструю руку.

Молодым нужно минимум год на планировку и подготовку всех деталей будущего торжества. Обязательно нужно выбрать дату по церковному календарю, обязательно минуя пост, пригласить нашаулов (вторую главную пару на свадьбе, советников молодой семьи), испечь хлеб, заготовить домашнее вино и т.д. Обо всех деталях поговорим прямо сейчас.

Первый официальный разговор о предстоящей свадьбе молдаване начинают на сватовстве невесты.

В дом молодой засылаются сваты. В их обязанности входит подробное описание всех преимуществ будущего жениха и постановка главного вопроса.

Сваты должны заранее предвидеть ответ, выведав о намерениях родителей выдать дочь замуж. Обязательными днями для сватовства были: четверг, суббота или воскресение, если на них не падали большие церковные праздники. Они считались удачными. Традиционно выделяют несколько обращений сватов, когда:


  • невесту представляют в виде добычи, а жениха в качестве охотника;
  • осуществляется торг между женихом и родителями за невесту как за товар;
  • констатируется факт, что есть жених и невеста.

Во всех этих случаях участники четко сообщают о намерениях сторон, выполняя определенные действия, предписанные обычаями. По вере, это помогает уберечь будущую семью от несчастий. Положительным ответом сватам, является передача любой вещи невесты в руки жениха. Его присутствие, кстати, не обязательно.

Но большинство молодых людей не упускают возможности поучаствовать в этом обряде.

По окончании сватовства назначается день помолвки и день окончательного ответа. Разница по времени между ними может составлять неделю. Общее время на раздумывание и перемену решения составляет от двух недель и более.


В день помолвки родители невесты приезжали в дом жениха, проверяя правдивость слов сватов о его состоянии и умении вести хозяйство. За накрытым столом оговаривались детали будущего бракосочетания, день, число приглашенных гостей и т.д.

Обязательно обсуждали приданое невесты. Если за положенный срок жених или его родители отказывались от своих намерений, невеста по желанию могла совершить особый обряд «На печи». Он давал ей право самой аннулировать отказ и сыграть свадьбу со своим женихом даже вопреки воле его родителей.

Если отказ происходил со стороны родителей невесты, ее могли просто «украсть».

Подготовка к свадьбе

Самым ответственным моментом в подготовке свадебного торжества в Молдавии является выбор нашаулов. Это вторая пара, присутствие которой так же обязательно, как присутствие молодых. Без них свадьба просто не может состояться.

Совершить выбор нелегко, существуют особенные критерии. Так, нашаулами может стать семейная пара, которая:


  • обязательно старше молодых, но младше их родителей;
  • имеет родственные связи с молодыми;
  • достаточно состоятельна;
  • готова стать покровителем и наставником молодой семьи.

В качестве пригласительного письма в этой роли выступают пряники, калачи или другая сдобная выпечка. Отказ считается знаком неуважения, поэтому в основном пара принимает дары и соглашается. В обязанности нашаулов входит помощь в организации свадьбы, поддержка молодых во время торжества и помощь им во время дальнейшей семейной жизни. По сути, они становятся вторыми родителями для молодых. Сегодня роль нашаулов могут выполнять и знакомые женатые пары, друзья родителей или молодоженов.

Следующим этапом подготовки идет подача заявления в ЗАГС, бронирование ресторана, окончательный сбор приданного, уточнение моментов сценария самого торжества и т.д.

Проведение торжества

Утро в день свадьбы начинается с выкупа невесты. Этот обычай очень похож русский, отличием является лишь наименование свидетелей.


Со стороны невесты выступает дружка, жениха представляет ворничел. Именно они главные заводилы на выкупе. Конкурсная программа и вопросы жениху всегда разрабатывает дружка, при желании ей может помочь и нашаула.

Выкуп обязательно должен быть веселым. Приветствуются введение ролей как в день сватовства. Невеста – «товар», «лань», «лесная фея», жених – «купец» или «охотник».

Большое внимание уделяется реквизиту и украшению дома невесты.

Обязательными атрибутами являются:

  • вышитые полотенца;
  • ленты и ткани;
  • цветочные венки;
  • калачи.

В традиционный выкуп вплетаются и современные плакаты-опросники, стихи, прибаутки и многое другое. Тут все зависит от фантазии подружек невесты, ведь она к подготовке выкупа не имеет никакого отношения.

Особенностью молдавского выкупа является принятие его не только деньгами, но и сладостями, выпечкой, символическими подарками. Следующим этапом становится официальная регистрация в ЗАГСе. Далее, если все было тщательно спланировано, происходит обряд венчания в церкви или храме. Это важный момент.

За день до него молодые должны исповедаться и причаститься. Это обязательное условие венчания.

В некоторых храмах также проводят предварительные беседы о ценностях семенной жизни, посещение которых приветствуется и поощряется.

Невеста в храм должна обязательно войти с покрытой головой, поэтому стоит заранее надеть фату или шаль. Свадебный венок не считается. Его придется сменить. Также нельзя вступать в храм, выпив вина. Поэтому молодым до окончания официальной церемонии не подносят спиртного.

После официальной части наступает время праздничного банкета. Обычно он проводится в ресторане либо в доме жениха, т.к. после регистрации брака невеста переходит к нему жить. По традиции по дороге в ресторан под ноги жениху и невесте дети неожиданно выливают ведро воды, это означает препятствие в их жизни.

Важно с улыбкой пройти через него. С этого момента начинается торжественная часть.

Она всегда полна веселья и задора. Проводят традиционные конкурсы и обряды. Звучат тосты и разнообразная музыка. Все обязательно танцуют и поют.

Особенное внимание заслуживает романтическая свадебная музыка первого танца молодых – «хора». Она выбирается за несколько месяцев до свадьбы и исполняется с особым трепетом, становясь символом семьи.

После танца идут тосты за новую семью, родителей и детей. Обязательно звучит хоровое застольное пение. Молдавская свадебная застольная песня добавляет в торжество особенный колорит. В ней не только желают молодым счастья и любви, но и рассказывают о трудностях семейной жизни.

Молдавская свадьба гуляется до утра. А празднуется три дня.

После свадьбы

Второй день после свадьбы считается родительским. Начинается он в два часа по полудню и длится до вечера.

В этом видео вам расскажут все о традициях молдавской свадьбы:

В этот день принято приходить в более скромной одежде, а родители и нашаулы выбирают совсем старые вещи, так как их по традиции могут побить крапивой или измазать грязью. Если они этого не хотят, придется откупаться. На стол второго дня ставят крепкий куриный суп-бульон с домашней лапшой – «заму».

В этот день катаются на тележках и проводят веселый подвижные конкурсы и, конечно, танцуют, танцуют, танцуют.

Вот такая молдавская свадьба. Разгульная, веселая, с поклоном традиции и вере. А вы хотели бы участвовать в такой свадьбе?

Давайте сейчас поговорим и разберемся, в чем заключается суть молдавской свадьбы. Ведь для каждого человека на всем земном шаре, свадьба является важнейшим шагом в дальнейшую супружескую жизнь. Для того, чтобы это событие запомнилось на всю жизнь его стараются сделать как можно краше и интереснее, поэтому планируют и готовятся к свадебному торжеству заранее. Очень многие еще придерживаются всех обрядов и делают себе свадьбы в традиционном стиле. Как именно проходят такие свадьбы мы сейчас с вами и поговорим, детально распишем каждый из обрядов.

Как и любое торжество, так и свадьба начинается с суеты, гама и полнейшего переполоха. Только перед свадебным торжеством вся суета начинается не за пару дней, а за год до назначенной даты, которую также очень долго и тщательно выбирают. Все это связано с тем, что в выбранный день молодоженами может быть пост или какой-то праздник. Сам день проще всего выбрать при помощи церковного календаря, ведь так получится избежать проблем в дальнейшем, которые могут возникнуть при венчании. После того как день выбран, невеста с женихом начинают обсуждать и решать все финансовые затраты, они всю согласуют между собой и выделяют сумму, которую они могут потратить на свадебное торжество. После этого, они определяются со списком необходимых гостей с обеих сторон и начинают присматриваться к торжественным залам. Также выбирается и храм, в котором будет проходить церемония венчания. Затем спустя полгода начинают выбирать свидетелей, чаще всего ими становятся лучшие друзья молодых, которые должны не состоять в браке. После молодым стоит присмотреться и выбрать нанашек. По традициям и обычаям молдавской торжественной свадьбы нанашками могут стать пары, которые состоят в браке (очень хорошая примета), они так же желательно должны быть младше родителей молодых и старше их самих. Семья, которая выбирается для нанашек, должна жить в мире и быть благополучной, ведь они считались примером для молодых. На плечи нанашек ложилось очень ответственное задание, которое они должны были выполнять всю жизнь – они становились для молодой семьи добрыми советниками и хорошей поддержкой.

Очень интересным обрядом в Молдавии было то, как одевают жениха.
Все начинается с того, что с самого утра жениха помогали одевать его верные друзья и самый главный помощник – свидетель. Затем все вместе направлялись забирать нанашей, которые их ожидали дома, ведь само приглашение нанашей на свадьбу так же должно было пройти с помощью обряда. Молодой должен был принести с собой калачи, которые должны были лежать на большом национальном рушнике, который, желательно, должен был быть вышитым в ручную. В свою очередь посаженные родители их принимали и показывали данным жестом, что они согласны стать для жениха и невесты нанашами и помогать им в семейных проблемах всю жизнь. Конечно, нанаши еще раньше были осведомлены о том, что они будут посаженными родителями, но таковы условия традиций и обрядов в Молдавии. После того как нанаши приняли каравай все они отправляются забирать невесту.
В Молдавии, как и в большинстве стран, невеста и жених выбирают себе свидетелей, которые на протяжении всей свадьбы должны будут им во всем помогать и во всем их поддерживать. Жених мог выбрать кого угодно на роль свидетеля (ворничела), но чаще всего им становился или брат молодого или лучший друг. Невеста, в свою очередь, так же выбирала из своих лучших подруг свидетельницу (дружку), иногда ею могла стать и сестра невесты.

Сам процесс подготовки невесты к свадебному торжеству, был очень интересен. Эта традиция существует практически во всех народах, и во всех случаях невесте в ее собирании помогают подружки невесты и конечно же свидетельница. Весь процесс одевания был очень красивым и никогда не проводился без песен. С помощью песни молодая воспевала и прощалась со своей старой жизнью, она говорила до свиданья играм, подружкам, родителям и, конечно же, самому родному и близкому дому, в котором она выросла.
Когда жених приезжал за невестой, перед тем как он ее заберет, за невесту обычно просили выкуп. Перед домом невесты стояли нанаши, свидетель, друзья жениха, и сам жених, на пороге стояла свидетельница и совершала выкуп согласно всем традициям. Так же, основываясь на обычаи, в дверной косяк был воткнут ножик и он вытягивался свидетельницей только в том случаи, когда невеста была полностью согласна выходить замуж за этого молодого. Если же случалось так, что она не согласна, то нож не вытягивался и жениха к невесте не пускали. После того как жених переступил порог и получил свою долгожданную невесту, их должны были благословить родители, а затем они все вместе направлялись в храм на венчание или же сразу в место регистрации брака – загс. Когда молодые были уже обвенчаны (узаконили свои отношения), очень часто они направлялись на могилы солдат или ехали к памятникам и подносили им цветы. Эта традиция пришла еще со старых времен, только тогда поклонялись и подносили цветы могилам своих предков. После такой прогулки молодые и все гости приглашались к торжественному столу и продолжали свадебное веселье.
Торжество на молдавских свадьбах также сопровождается множественными традициями и обрядами. Так перед входом в торжественный зал, жениха и невесту должны встречать их родители с калачами и солью, которые должны были держать на традиционно вышитом рушнике. Молодые в свою очередь должны им поклониться и отломать как можно больший кусок и макнуть его в соль, как говориться насолить друг другу в последний раз. Суть состояла в том, что бы вступить в совместную жизнь как бы с нового листа, и жить долго, счастливо и в благополучии. После проведенного обряда они заходят в зал, а за ними и все остальные. Далее молодые проходят в зал и занимают свои места. А приглашенных гостей уже встречают свидетели и посаженные родители. Гости, в свою очередь, обычно входят парами или семьями. При этом они поздравляют молодых, дарят им цветы и подарки. Сам тост и пожелания молодым следует говорить только с полным бокалом красного вина. После всех принятых поздравлений, предоставляется слово жениху и невесте, которые благодарят все гостей за поздравления и подарки и приглашают за торжественный стол. Затем практически везде все повторяется, но бывают и исключения от написанного сценария. Самое основное, что очень сильно может отличить свадьбу в Молдавии от других свадеб, это то, что у них обязательно танцы и танцевальные конкурсы должны проходить под национальную молдавскую музыку, а еще лучше, когда это происходит в живую. Молдавская свадьба должна сопровождаться обязательно разнообразными конкурсами шутками, обязательно выкупами невесты, а в некоторых случаях даже жениха.
Молдавские свадьбы также славятся и тем, что на них когда наступает полночью, свидетели вместе с посаженными родителями проводят обряд подарков жениху и невесте. Суть данного обряда заключается в том, что бы собрать как можно больше денежных средств для молодой семьи, ведь именно эта первая сумма будет считаться их фундаментом в создании семьи. Конечно, очень часто полученную суму молодые тратят на обустройство дома или на свадебное путешествие. Сам обряд сбора денег состоит в следующем: нанашке дают огромную корзину, в которую он должен собрать деньги. Он с этой корзиной должен обойти каждого гостя. Гости, в свою очередь, поднимают бокал с красным вином, который им должны дать родители молодожен, говорят тост и кладут в корзинку деньги. Часто нет конкретной суммы, которую нужно подарить, каждый бросает столько, сколько он может или сколько он хочет подарить молодым. Так же перед тем как гость произнесет свои пожелания молодым, музыканты должны сыграть мелодию, которая для каждого гостя разная. После сбора денег тамада или родные молодожен приглашают всех танцевать. А нанашки вместе со свидетелями, в этот момент ведут подсчет подаренных денег. Затем после танцев, собранная сумма оглашается всем присутствующим, а молодые кланяются и благодарят гостей за подаренные деньги.
Ближе к завершению свадебного торжества все собираются для проведения такого обряда как раздевание невесты. Суть этого обряда заключается в следующем – с невесты снимают все свадебные украшение, а именно фата. С жениха также снимают свадебный букетик. Обычно фату и свадебный букетик молодожены должны отдать незамужней девушке и холостому парню. После этого музыканты играют национальную медленную музыку, по которую обладатели свадебных атрибутов должны танцевать.
После окончания этого обряда начинается другой – невесте обязательно должны повязать голову платком. Для этого жених присаживается на стуле и на колени уложит себе подушку. Затем, к нему подходит невеста и присаживается на эту подушку. Невесте завязывают фартук и косынку. Данный обряд свидетельствует о том, что невеста уже стала хранительницей домашнего очага и стала хозяйкой в доме.
Затем начинается обряд одаривания молодых подарками. Если гости в подарок выбрали постельные принадлежности или комплекты, то их стоит надеть на молодых, обвязать ими или же выложить их вокруг молодой семьи. После этого молодая семь пытается пробраться к гостям через кучу подарков, после чего они все вместе идут в пляс. Затем невесте выпадает честь разрезать торт, который должен по кусочку раздаться всем гостям. Желательно торт принять с рук невесты – это считается хорошей приметой.
В Молдавии свадьба обычно празднуется два дня. На второй день приходят только самые близкие и родные люди. Невеста должна выйти к гостям обязательно в фартуке и косынке. Также самым основным и традиционным атрибутом второго дня считается горячий куриный бульон, который имеет название замы. Далее праздник проходит по обычному сценарию.

И если наши предки, играя свадьбы, соблюдали все традиции , обряды и обычаи, связанные с этим праздником молодожёнов, то в последние годы он превращается в бизнес-мероприятие, на котором зарабатывают как организаторы торжества, так и те, кто предоставляет сопутствующие услуги.

Никакой «обязаловки»

Осень - сезон свадеб. К этому времени уже собран урожай, сделано и подоспело молодое вино, достигли нужной зрелости домашние птица и скот. Свадеб так много, что свободных ресторанов и залов для торжеств найти в эту пору невозможно. Если кто-то не успел за полгода, а то и больше, зарезервировать помещение под праздничное мероприятие, то согласны бракосочетаться и в понедельник, и в четверг, и в пятницу.

С помещениями у наших предков было проще - зачастую все массовые семейные торжества (свадьбы, дни рождения, проводы в армию) проводили в огромных палатках, устанавливаемых во дворе собственных домов.

Из рассказа семейной пары Раисы и Харлампия Тарабурки, 29 октября отметившей 51 год совместной жизни, выяснилось, что они поженились в 1967 году на юге Молдовы. Свадьбу играли с соблюдением всех существовавших тогда обычаев и обрядов. Родители обоих молодожёнов были из крестьян, копили деньги копейку к копейке. Обе семьи были многодетными. Ресторанов в те годы было мало, и не по карману рабочему классу. Поэтому гостей принимали и сажали за столы в большой палатке, установленной во дворе родительского дома жениха. Еда на столах была домашней, приготовленной руками соседок и родственниц молодожёнов, но перебора в количестве блюд не наблюдалось.

На свадьбу мог прийти и покушать любой сельчанин. Не было «обязаловкой» дарить какую-то определённую сумму денег - каждый преподносил молодожёнам столько, сколько позволял ему семейный бюджет. Супруги Тарабурка рассказали, что в основном гости дарили им домашнюю утварь и бытовую технику, тем самым помогая молодым обзавестись самым необходимым на начальном этапе семейной жизни.

Раньше свадьбу нужно было играть обязательно, так как отношения между мужчиной и женщиной нужно было узаконить, - отмечают собеседники сайт. - Но всё было в рамках традиций и обычаев. Люди от души веселились, танцевали. Сейчас же буквально за каждый шаг нужно платить. Понятно, что любая услуга стоит денег, но у нас беззастенчиво обирают людей. На свадьбах сначала начали зарабатывать музыканты, позже к ним присоединились фотографы и операторы, следом появились артисты, ведущие, ди-джеи и пошло: агентство организации свадеб, лимузины, кареты, летательные аппараты в виде воздушных шаров, исполнители из-за рубежа и многое другое.

От свадьбы осталась только суть

Ход мыслей семейной пары подтверждает и председатель Общества этнологии, специалист в молдавской символике, промоутер национальной культурной сокровищницы Варвара Бузилэ. В комментарии сайт она сказала, что сегодня от свадьбы из прошлого осталась только суть. Эта церемония заключается в том, чтобы узаконить отношения двух людей в глазах родных и близких. Потому собираются родные, друзья и знакомые, чтобы засвидетельствовать бракосочетание молодых.

Конечно же, свадебные ритуалы всегда менялись, но более активным ритм изменений стал именно в последнее время, - отмечает Валентина Бузилэ. - Жители севера Молдовы первыми официально начали проводить свадьбы в залах церемоний, в домах торжеств. Центр страны стал перебираться из более простых локаций в залы торжеств, рестораны для проведения свадеб в 1990-2000-х годах. На юге Молдовы свадьбы чаще всего проводят дома в палатках, в лучшем случае в столовой местной школы или в Доме культуры. Так что свадьбу с прежними традициями ещё можно встретить на юге страны.

Специалист в области этнологии отметила, что смена места проведения свадебных церемоний повлекла за собой и многие другие изменения, что вполне логично. Уже нет обычаев, когда встречаются шумные толпы жениха и нанаша (посажённого родителя). В прошлом жених ранним утром шёл к нанашу, откуда забирал гостей, и вся эта процессия шла к невесте и так далее. На современных свадьбах всего этого нет. Зачастую все приходят к определённому назначенному времени на свадьбу.

Вместе с тем, как отмечает Варвара Бузилэ, свадьбы из весёлого праздника, на котором раньше люди от души веселились, превратились в самые настоящие объедаловки, по окончании которых большая часть еды выбрасывается животным.

В 30-50-60-е годы прошлого века свадьбы делали только с хлебом и вином, - рассказывает специалист-этнолог. - На столах было совсем мало еды. Человек пил три небольших стаканчика вина, закусывал, веселился и шёл домой. В 60-е годы на свадебных столах было всего три вида еды - голубцы, курица с домашней лапшой, на десерт - сладкий рис или чернослив, фаршированный ядрами грецких орехов. В 80-е годы уже появилось семь блюд, в 90-е - 12, а в 2018-м дошли до нескольких десятков видов еды на столах. Это перебор, и многие люди это замечают. На свадьбах остаётся огромное количество еды, которую выбрасывают свиньям. Я думала, что с обеднением населения люди как-то остановятся, но ничего не изменилось. Так же продолжают заказывать огромное количество блюд на праздничный стол, всё делается, чтобы выглядеть хорошо в чужих глазах.

Варвара Бузилэ надеется, что эту нехорошую традицию поменяет молодёжь, так как это их свадьбы. Мол, рано или поздно, но свадьбы в Молдове будут играть так, как это сегодня делается за границей: на столе будет ровно столько еды, сколько могут съесть гости. Заметила также этнолог, в последние годы наблюдающая со стороны за феноменом организации свадеб, что народ у нас на этих праздниках не очень веселится.

Люди передали это чувство ощущения радости и веселья артистам, танцорам, тамаде, а сами стали сторонними наблюдателями, - сетует В. Бузилэ. - Посмотрим, к чему это приведёт. Свадьба - это открытый феномен. От молодых зависит, в каком направлении пойдёт, и как будет развиваться эта традиция.

Отметила председатель Общества этнологов свойственную только нашему народу черту - делать всё, чтобы было лучше и «круче», чем у соседа, даже если очень тяжело приходится и нужно влезать в долги.

Я знаю свадьбы, когда на их проведение тратили 22 тыс. евро, а собирали 16 тыс. евро, - говорит Варвара Бузилэ. - А всё оттого, что многие люди не понимают, что нужно думать рационально. Все тяжело зарабатывают, но почему-то, как речь заходит о свадьбах, то некоторые думают, если потратят много денег, то много и соберут.

Влияние «коллективного бессознательного»

Московский психолог Марина Шишорина, любезно согласившаяся прокомментировать для сайт феномен перерождения свадеб из красивых традиций в бизнес, отмечает, что нет ничего плохого в том, чтобы устройством торжеств и традиционных ритуалов занимались профессионалы, доки в этих вопросах. Это, как минимум, удобно… было бы, если бы не перекосы. Так, например, визажист, делающая вечерний макияж, возьмёт с вас на порядок выше, если услышит слово «свадьба». Та же история с парикмахерами и фотографами. При этом невнятные обоснования столь большой разницы цен заканчиваются, как правило, одним и тем же аргументом: «Ну, это же раз в жизни!»

Все понимают, что нет гарантии, что эти отношения - на всю оставшуюся жизнь, но многие платят, надеясь, что это будет действительно так - раз в жизни. Как будто покупают гарантию.

Влияние «коллективного бессознательного», по Юнгу, которое помнит, откуда пошли традиции пировать на свадьбу, угощать, кормить большое количество людей, дарить подарки, обсыпать молодых и гостей пшеном, рисом, цветами, конфетами, монетами? - вопрошает психолог. - Возможно. В любой человеческой традиции празднование свадьбы имело духовный смысл. Люди призывали в свидетели тонкие миры и обряды, связывали видимое с невидимым. Союз, заключенный перед лицом «неба и земли» считался священным, а пир, и угощения носили характер почти «жертвоприношения» во имя счастья и благополучия новобрачных. И, возможно, многие из нас, слыша фразу современного «свадебного продавца»: «Ну, это же раз в жизни!», - готовы платить, вопреки практическому уму, на порядок дороже, просто потому, что память предков говорит нам: «Мир - это зеркало: что отдашь, то и получишь!»

Однако, как следует из канвы дальнейшего размышления Марины Шишориной, многие из нас, живущих в ХХI веке, упрощают этот принцип, вводя новые традиции и словосочетания: «бизнес-план свадьбы», «окупаемость свадьбы» и т.п. А ведь во времена, которые сейчас кажутся сказкой, едой со свадебного пира кормили нищих и странников, чтобы дом новобрачных был полной счастья и благополучия чашей. Не вели счёт близким и соседям за свадебным столом, приглашая всех, несмотря на какие бы то ни было трудности в разные эпохи - войны, грабежи и прочее.

Но теперь принцип «мир - это зеркало» должен быть гарантированно просчитан и воплощён сразу, желательно прямо на свадьбе, - отмечает психолог. - Законы бизнеса диктуют точный расчёт: столько-то гостей должны быть определённого качества и определённого уровня платёжеспособности, столько-то будет затрачено на стол и развлечения, и, значит, столько-то (умножаем затраты на два) должно быть в конверте от гостя получено. Однозначной оценки этому давать нет смысла. Для многих молодых семей подобный расчёт - это единственный способ сыграть красивую свадьбу (соблюсти «традиции») и не начинать семейную жизнь с кредитов. Кто-то скажет, мол, это всё не от хорошей жизни. Не соглашусь! Свадьбы играли всегда. Просто в трудные времена они были проще, без пафоса. Варианты есть всегда. Вопрос, скорее в том, ЧТО в этой традиции важно именно для вас.

Традиции на современный лад

По словам профессионального фото- и видеооператора , на счету которого сотни отснятых свадеб, всё-таки ещё есть связанные с этим торжеством традиции и обряды, которые чтятся молодожёнами и их родственниками по сегодняшний день. Более того, отмечает собеседник сайт, особенно тяготеют к соблюдению всех обрядов наши соотечественники, проживающие за рубежом и нашедшие там свою вторую половину. Обычно они играют две свадьбы, одна из которых - на родине, и со всеми молдавскими традициями.

Если ещё несколько лет назад молодожёны совсем мало соблюдали молдавские традиции, то сегодня, в основном за счёт пар, приезжающих из-за границы в Молдову играть свадьбы, связанные с этим торжеством обычаи стали возрождаться, - отмечает Сергей Бобров. - Наши соотечественники скучают по своей стране, тянутся к красивым традициям, придуманными нашими предками, поэтому стараются их соблюсти по максимуму.

Из рассказа собеседника сайт, мы узнали о тех обычаях и обрядах, которые чаще всего соблюдаются на молдавских свадьбах. Это одевание невесты, которое проводится в доме её родителей, даже если свадьба намечена в столице, а она родом из далёкого села на севере Молдовы. Сохранился обычай выкупа невесты, когда жених приходит забирать её из дома родителей. Но никаких даров он с собой не приносит, как это было раньше. Всё упростилось до того, что жених приходит за невестой и дарит ей букет цветов. Никаких особых задач нет и у подружек невесты, они уже ничего не поют, как раньше, сейчас популярен более урбанизированный вариант. Не часто, но соблюдается и обычай благословения брачующихся родителями, когда жених забирает невесту из дому.

На юге Молдовы есть обычай раздачи калача при выходе жениха и невесты из дома. Перед домом устанавливается табуретка, накрывается фартуком, невеста на неё становится, ломает поданный ей калач и бросает за спину по кусочку своим подружкам.

Практически везде сохранился обряд посыпания зерном, конфетами, монетами, когда будущие молодожёны выходят из дома родителей невесты. Самих молодожёнов в ресторане родители встречают с калачом, кормят мёдом, орехами. Традиция, когда молодожёны встречают и здороваются с каждым из гостей на банкете в зале, тоже не забыта у нас.

Примерно на 50% свадеб есть и обряд подвязывания белыми полотенцами (просопами) нанашей. Обычно это делают танцоры в национальных костюмах. Посажённым родителям также дарят калачи. Есть и обряд омовения рук перед началом трапезы. Выносится тазик, кувшин с водой и просоп, чтобы нанаши могли помыть руки.

Не забыта до конца ещё одна красивая традиция: перед «маса маре» выходят родители жениха и невесты и обмениваются подарками и калачами. С этого момента уже считается, что молодожёны являются одной семьёй. Обряд «маса маре» проводится тоже, но в более укороченном режиме, напутственные слова говорят не все гости, а лишь несколько человек.

Остался обряд снятия фаты, бросание букета невесты подружкам, снятие подвязки женихом, разрезание торта. Бывают свадьбы, где вместо обряда с подвязкой жениха поднимают на руки и режут ему галстук и носки, чтобы «налево» не ходил. Реже на свадьбах воруют невесту и требуют за неё выкуп. Есть и другие, реже встречающиеся обычаи и традиции, которые сохранились как в населённых пунктах Гагаузии, так и других зонах страны.

О старинных и современных свадебных обрядах максимально подробно и достоверно рассказывает также сайт Moldovenii.md , посвятивший этому специальную статью.

Напрасные траты

Для Елены Д. свадьба была тягостным мероприятием, которое нужно было просто пережить. Ей хотелось сыграть скромную свадьбу, чтобы узаконить их с любимым отношения, но родители не могли, как они говорили, опозориться перед односельчанами и родственниками, согласившись на этот «нищенский» вариант. Нужно было утереть нос всем.

Чтобы не обидеть никого, на свадьбу было решено пригласить всех родных, друзей, знакомых родителей молодожёнов. Их оказалось более трёх сотен. Пришлось одалживать деньги, брать кредиты, чтобы через год… молодая пара разбежалась. Женщина говорит, что родители не успели ещё рассчитаться с долгами, а они с супругом поняли, что совсем чужие друг другу. И вот спрашивается, кому нужны были эти напрасные траты?

Виктория и Даниил М. поженились три года назад. С первой минуты, как они объявили о своём решении связать друг друга узами брака, строго-настрого предупредили родителей - никаких торжеств, ритуалов, нарядов, многочисленных гостей и прочих атрибутов современной молдавской свадьбы. Всё будет скромно - роспись в ЗАГСе в рабочем порядке. Правда, отцу жениха молодожёны разрешили подвезти их к ЗАГСу и… ждать в машине. Маме и бабушке жениха позволили подать обед в парадной их большого дома. Не более. Никаких лишних затрат и хлопот.

Мы с супругом решили, что лучше заработанные нами деньги потратить на путешествие. И провели медовый месяц в Испании. А потом так сложилось, что Данилу по работе отправили на два года в США, так мы ещё и открыли для себя и эту страну.

Ребята рассказали, что за последние пару лет побывали на многих свадьбах, так как сейчас у их друзей и знакомых наступил тот возраст, когда чаще всего выходят замуж или женятся. Их всегда коробило, когда во время обычая «маса маре» гостей обязывали говорить, какую сумму они дарят молодым. Но оказалось, что этот обычай был более деликатным, чем практикующийся на многих свадьбах сегодня сбор денег в именные конверты. Устроители торжества, желая возместить свои затраты, как бы обязывают гостя положить не меньше негласно установленной минимальной таксы - затраты на угощения для одного гостя плюс столько же сверху на жизнь молодым. Все эти неделикатные моменты очень смущают ребят, поэтому, чтобы избавить себя от них, они решили отступить от принятых некогда и кем-то правил бракосочетания.

«Горько»?

Свадебный фотограф Ксения Д. считает, что традиции традициям рознь. И как раз зачастую и оказывается, чем более «традиционная» свадьба, тем больше она нацелена на выкачивание денег.

Есть замечательные молдавские традиции, вроде разрывания калача или милое трогательное переодевание невесты (но даже тут надо класть денежку в фартук невесты), - отмечает Ксения Д. - Но такие вещи как выкуп, который происходит в обшарпанном подъезде старой малосемейки, или «маса маре», где человек ОБЯЗАН дарить деньги и, не дай бог, ещё и озвучивать сумму, - они мало способствуют ощущению чего-то праздничного и торжественного. В итоге со свадьбы уходишь пустой и с ощущением, что тебя где-то надули. На моей памяти самые искренние свадьбы «для своих» были с минимальным количеством традиций и с коробкой в углу ресторана, куда (ПО ЖЕЛАНИЮ) можно было положить деньги в фонд семье.

Откуда взялись эти новые, ранее не принятые в молдавских семьях правила, сейчас сказать трудно, - возможно, это станет предметом для отдельного исследования социологов. Вопрос в том, можно ли переломить эту нездоровую тенденцию и вернуться, что называется, к истокам, когда соединение двух любящих сердец было действительно волнующим и неповторимым событием, а не бизнес-проектом?

Лидия Чебан

Самый веселый и зрелищный семейный ритуал − свадьба молодых, где жених и невеста являются главными участниками, героями торжества. Во время поста не проводили свадьбы, потому что - это грех. Период проведения свадеб тесно связан с сельскохозяйственной деятельностью, когда заканчиваются работы в поле тогда и играют свадьбы.

Как и у других народов, у молдаван существует поверье, что у каждого парня и каждой девушки есть свой суженный предназначенный судьбою. Существует множество форм гадания на суженого. В основе сознания семьи лежит любовь и взаимопонимание.
Свадьба молодых включает серию обычаев и ритуалов: предсвадебные, свадебные и послесвадебные. Несмотря на то, что Молдова маленькая страна каждый регион имеет свои традиции, например: блюда, характер помолвки, ритуал получения приданого, количество свадебных повязок и т.д. В прошлом в селах на севере свадьбу праздновали три дня, в центре Молдовы свадьба длилась неделю с множеством обычаев и ритуалов. На юге невеста уходила с приданым к жениху после помолвки, а на севере в день свадьбы.

Сватовство. Традиционная молдавская свадьба начинается со сватовства, когда жених с более взрослым родственником приходит к родителям невесты чтобы попросить её руки. Существуют определенные формы просьб и обращения к родителям невесты. Если родители согласны, через неделю или две следует помолвка.

Помолвка. Помолвку обычно проводят у невесты дома. На помолвке обговаривают характер свадьбы, предлагают посаженых родителей, решают, сколько нужно свадебных повязок для гостей, иногда договариваются о приданом и т.д. В центре и на севере страны на помолвку приходят только самые близкие родственники жениха и невесты, которые являются свидетелями договора. Назначают день свадьбы, выбирают музыку, блюда, место, где будет проходить свадьба, решают долю участия гостей и вклад родителей в организацию свадьбы молодых.

Ответ. Через несколько дней или через неделю после помолвки дома у жениха проводят «ответ» (окончательно все решают). К жениху приходят родители невесты с несколькими людьми и с посажеными родителями, если на тот момент они уже выбраны и дали свое согласие на участие в свадьбе. Решение молодых пожениться, подтверждают подарками, родители девушки дарят калачи, полотенца и напитки.

Самыми почитаемыми на свадьбе являются невеста, жених и посаженые родители. Быть посажеными родителями на свадьбе большая честь. Существует красивый обычай, когда родители жениха или невесты дарят два калача и полотенце будущим посаженым родителям. Родители вручают эти калачи людям, которых хотят видеть посажеными родителями на свадьбе своих детей, таким образом, приглашая их стать посажеными родителями, и они должны обдумать свои возможности и принять калачи, что будет считаться согласием или отказаться от калачей. На самом деле нехорошо отказывать венчать кого-то, потому что это грех отталкивать их от себя. Молодые становятся как дети для посаженых родителей. Если посаженые родители выбраны, то они могут присутствовать на помолвке и на «ответе», они имеют право высказать своё мнение о том какой должна быть свадьба и какие нужны подарки.

Во время «ответа» окончательно утверждают день свадьбы и её характер (большая, маленькая), свадебные повязки, приданое, вклад родителей и подарки для посаженых родителей и др.

Одной из самых главных задач к свадьбе была подготовка приданого. Часто во время обсуждения приданого невесты и жениха возникали споры. В центре Молдовы девушке в приданое давали: ковры, дорожки, полотенца, подушки, одеяла и др. В регионе Оргеева до недавнего времени девушкам давали бочку вина и новую бочку, потому что в центральной части республики выращивают много винограда. Парням в этом регионе давали: место под постройку дома, строительные материалы, лошадь и др. Интересен тот факт, что повсеместно мамы готовят сыновьям одеяло и подушку, которые стелют отдельно для мужа, на тот случай если он, не дай господь, находится в ссоре с женой. В прошлые века в богатых семьях большие и дорогие предметы записывали в «список приданого».

В центральной зоне Молдовы существуют и другие предсвадебные обычаи: «день просеивания муки», «выкраивание рубашки свекровью», «омовение невесты», «бритье жениха» и др.

«День просеивания муки» обычно проводят в четверг, потому, что этот день считается хорошим для выполнения работ по дому. Приглашают мальчика и девочку, в сито украшенное красными лентами насыпают муку и монеты, дети просевают первое сито и забирают монеты за работу. Потом семья замешивает тесто и выпекает калачи для посаженых родителей, сватов, калач для невесты и жениха. Сохранился в истории народных традиций обычай «выкраивание рубашки свекровью», когда к невесте приходила мать жениха и еще одна или две женщины и кроили рубашку свекрови, которую невеста должна была вышить до свадьбы. Каждый обычай содержит элементы шутки и юмора. Рубашку кроили широкую, с узким воротником «чтобы свекровь много не болтала».

Приглашение на свадьбу. Близких родственников положено приглашать на свадьбу с напитками, это должны делать родители или молодые. Специально для приглашения на свадьбу почетные шаферы, повязанные платком или полотенцем, приезжают верхом на лошади с красивой деревянной флягой, приглашать остальных гостей.

Когда одного из родителей уже нет в живых, соблюдают традицию, утром в день свадьбы идут на кладбище, чтобы символично пригласить на свадьбу. Этот жест связан с верованьем и этическими законами уважения памяти предков.

Свадьба у невесты. В прошлом сама свадьба праздновалась в воскресенье и длилась 2-3 дня. По традиции свадьба начиналась в первой половине дня в доме невесты.

Одевание невесты. Дома у родителей, вначале одевают невесту к свадьбе - «одевание невесты» (если жених вечером принес свадебный подарок - платье, фату и туфли), а если нет, то ждали когда придет жених с дарами. Невесту окружают дружки и женщина, которая занимается подготовкой невесты. Если дары принесены в день свадьбы, мужчина к подношениям произносит свадебную поздравительную речь в стихах.
В прошлом невеста в подарок жениху дарила вышитую национальную рубаху и пояс, всё это подносилось на калаче, таким образом, происходил обмен подношениями.

Во время одевания невесты дружки поют песню о моменте прощания со свободой, улыбкой, детством, что она находится в одном шаге от создания семьи и будет она тосковать по родителям, братьям и сестрам и т. д.

Во время одевания невесты друзья, родственники поют ей печальную песню невесты:
«Молчи, невеста слёз не лей,
Отведем к матери твоей,
Когда рак на горе свиснет
и рыба запоёт…»

Прощение невесты. В доме у невесты проводят «прощение невесты», она встаёт на колени перед родителями, просит прощение и благословение выйти замуж, прощается с родным домом. Родители её благословляют. «Прощение невесты» может проводиться и вместе с женихом, когда он за ней приходит.

Этим же утром у жениха тоже проводят ритуал «прощения», когда жених просит прощение у родителей и получает их благословление. На «прощение» у жениха накрывают стол и по углам стола кладут калач и горстку пшеницы как символ изобилия на будущее. Жених целует каждый калач и из каждой горсти берет немного зерна и бросает через плечо, потом подходит к родителям, просит прощения и благословления.

Выкуп невесты. Жених в сопровождении музыки, шаферов повязанных платками и дружок украшенных цветами приходит забирать невесту. В некоторых селах жених с друзьями вначале приходит к посаженым родителям, где их усаживают за стол, потом все вместе идут выкупать невесту.

Первым делом у ворот невеста и жених обмениваются калачами, один из калачей разламывают на части и все неженатые и незамужние стараются получить кусочек как знак счастья.

У ворот дома невесты родители с вином и красиво сплетенным калачом встречают жениха и его сопровождающих. Калач родители высоко поднимают и жених и его приглашенные, проходят под ним. Невеста встречает жениха, выливая воду перед ним, что символизирует плодородие во всем. Потом все гости усаживаются за стол - «стол невесты». Когда встают из-за стола, все берутся за руки и выходят на общую хору, на танец невесты, где она с женихом танцует первый танец, их окружает хора молодежи. Потом забирают приданое (если не забрали после помолвки), что тоже представляет ритуал. В некоторых селах поверх сундука с приданым кладут запеченную курицу, чтобы молодые съели ее сами и ни с кем не делились. В доме невесты, жениха просят заплатить выкуп за приданое и невесту. Между женихом, братьями и сестрами невесты происходит торг с шутками, они кладут у двери нож и требуют выкуп.

После символичной платы забирают приданое и танцуют «танец приданого» под специальную песню - остропэц. Всё приданое (ковры, подушки, дорожки и др.) достают друзья жениха, поднимают вверх и танцуют с ним. Это честь иметь богатое приданое, его увидит всё село, когда его будут забирать у невесты и отнесут жениху домой. Люди на селе сохранили традицию высоко оценивать трудолюбие и мастерство девушек и осуждать лень и маленькое приданое.

Когда жених уходит с невестой из дома, её мама бросает им вслед пшеницу и конфеты, чтобы их жизнь была сладкой и дом - полной чашей, чтобы не случилось, невеста не должна оборачиваться к дому, чтобы не вернуться. Выкуп невесты с приданым очень красивый спектакль, который ждут все жители села, чтобы посмотреть на молодых, как они с музыкой и со всей свадебной процессией, направляются к загсу для регистрации брака. Часто перед молодыми выливают воду, как символ плодородия и жених рассыпает монеты. После, свадебный кортеж отправляется к жениху, но родители невесты и её женатые родственники не идут с ними, а собираются у невесты дома и приходят после полудня.

В свадебном кортеже использовали лошадей, на которых почетные шафера сообщали людям о свадьбе. Невеста и жених шли пешком, а если дом жениха был далеко, тогда ехали в экипаже, а зимой на санях. Сегодня свадебный кортеж состоит из множества машин украшенных цветами и ленточками.
Наряду с выкупом невесты традиционно встречается обычай «кражи невесты», который отличается формой договора между сватами и характером проведения свадьбы.

Вулпя - («Лиса» или «Вадра») Обычай «Вулпя» проводят, когда жених из другого села, и он уводит невесту к себе, парни блокируют выход из села цепями, встают на баррикады, препятствуя выходу невесты из села и просят плату за невесту. Они кладут на середину дороги нитку и просят у жениха «вулпя» − дар в виде вина и денег. Иногда жених пытается обойти центральную дорогу, но все выходы из села охраняются, в особенности, если девушка хорошая. За нее просят «вулпя», таким образом, показывают своё уважение к девушке.

Приём невесты у жениха. Родители жениха ждут «свадьбу», то есть свадебный кортеж с женихом и невестой. Они встречают молодых с калачом в руках, угощают молодых пирожными, вином, орехами, вареньем или медом, после угощают посаженых родителей и остальных гостей. Гости походят через ворота или порог дома под калачом − священным символом богатства и чести. Мать жениха берет один конец полотенца и перекидывает полотенце через молодых, захватывает второй конец, так чтобы молодые оказались в полотенце, и заводит молодых в дом. После на стол подаются закуски.

Свадьба у жениха. С приходом молодых и гостей начинается свадьба у жениха дома. Начинаются танцы, приходят сельчане посмотреть. Все танцуют до вечера. Гости приходят организовано один за другим, самый ключевой момент - это приход посаженых родителей. Их встречают на дороге, ведущей к дому, жених с невестой и музыкантами выходят заранее и с почетом встречают посаженых родителей, после все вместе заходят во двор. Также встречают и родителей невесты с ее родственниками. Когда приходят посаженые родители и родственники невесты, подают первый свадебный стол с закусками.
Свадьбу играют к вечеру. Не говорят «проводят свадьбу», а «играют», так как, свадьба должна быть веселой.

Стол для молодежи. До недавнего времени, по традиции, ранним вечером организовывали стол для молодежи, который начинался с прохода молодых с горящими свечами, омовения рук, рукопожатия и вручения подарков жениху и невесте сельской молодежью, после чего садились за свадебный стол.

Вставали из-за стола и танцевали хору, а жених и невеста были в центре круга. После нескольких танцев молодежь уходила домой, а в это время приходили приглашенные гости. Близкие родственники приходили и днём, чтобы посмотреть, как проходит свадьба и если нужно чтобы помочь невесте. Прибытие женатых гостей было оригинальным. Каждая семья приходила с парой калачей покрытыми красивым полотенцем и с графином вина. Калачи выпекала жена, а муж их нёс. Хозяйку оценивали по тому, как искусно было вышито полотенце и как хорошо выпечены калачи.
До полуночи все празднуют и ждут «Маса маре» («Главный стол свадьбы»).

«Маса маре» - («Главный стол») Этот ритуал в свадебной церемонии самый главный, если Вы, приглашены на свадьбу, можете пропустить некоторые ритуалы и этапы, но на «маса маре» обязательно должны присутствовать. «Маса маре» начинается с прохода посаженых родителей и молодых к «столу посаженых», с горящими свечами которые втыкают в калач невесты и калач жениха. Во время застолья все едят, следят за тем как проводят ритуалы и как горят свечи, поэтому судят, какой будет жизнь молодых в будущем.

Омовение рук - ритуал, который напоминает о гигиене и демонстрирует отношение молдаван к ней. Чистота жилища, тела всегда была очень важна. Ритуал «омовения рук» начинается с момента, когда жених выливает воду на руки посаженых родителей, а невеста дарит им полотенце, чтобы вытереть руки, потом посаженые родители выливают воду на руки молодых и дают им полотенце. После этого начинается «маса маре» под руководством посаженых родителей, которым помогают сваты и почетные шафера.

Ритуал повязывания («Легэториле»). Ритуал повязывания - спектакль большого значения. «Легэториле» − подарки, которые дарят родители невесты посаженым родителям и родственникам жениха. Родители, пританцовывая с подарками в руках, так что бы все видели их, кладут подарки на стол. Если у других народов жених должен платить калым за невесту, будто он её покупает или платить определенную суму за получение рабочих рук, у молдаван наоборот, чтобы сохранить социальный статус хорошего хозяина, уважающего традиции, как символ родства с родственниками жениха родители невесты должны были дарить подарки родным жениха.

Посаженых родителей повязывают 2-4 красиво вышитыми и обвязанными кружевами полотенцами, которые пританцовывая, преподносят на двух калачах. Кроме полотенец дарят и дорогой подарок, обычно − это ковёр, а детям посаженых родителей тоже дарят полотенца, но более маленькие. Родственники невесты и шафера танцуют с подарками. Потом повязывают родственников жениха и людей посаженых родителей: мужчин полотенцем, а женщин платками.

Калачи для сватов или «породнение». В завершении ритуала повязывания сваты обмениваются калачами, покрытыми декоративными полотенцами и подарками, свату дарят рубашку, а свахе платье. Рубашка и платье должны быть пошиты из одного отреза ткани. Этот момент важен тем, что они становятся родственниками и будут зваться сватами.

Подарки. После этого начинается ритуал «дарения». При этом руку подают молодым через свадебный платок, чтобы защитить их от инфекции. Сначала посажёные родители дарят подарки молодым, затем родители жениха, затем - невесты, потом близкие родственники и, наконец, все остальные гости. Каждый из гостей подходит к молодым, пожимает руку, и желает им всего наилучшего.

Подсчитывание денег - все гости садятся за стол, а посажёные родители и молодые уходят считать деньги, затем возвращаются и сообщают всем, сколько молодые собрали денег и благодарят всех за помощь. Все садятся за стол, и в это время каждый желающий может сказать речь. Родственники жениха танцуют, взявшись за руки вокруг столов, чтобы поддержать веселье на свадьбе. Подают горячие и холодные блюда, общее количество которых составляет больше 30, только холодные блюда бывают более 15 видов. Во время «маса маре» (главного стола) бывают перерывы, после холодных закусок выходят танцевать, танцуют 1-2 часа, затем подают горячее, в это время выполняются ритуалы, связанные с этикой и благодарностью.

«Приносят голубцы» − поварихи с гиканьем и частушками приносят голубцы. После этого с ними расплачиваются, в процессе специального театрализованного танца, когда они приносят «курицу для нанаша (посаженного отца)». Подают все остальные блюда, а в конце пиршества - те, которые символически означают завершение «маса маре» (чернослив, баба, «плакие» (сладкая рисовая каша)), после чего начинается ритуал «раздевания и повязывания невесты».

В раздевании или повязывании невесты участвуют женщины, которые поют при этом песню о том, что невеста теперь жена, она уже не с девушками, а с женщинами и т. д.

Жених сидит на стуле, ему на колени кладут подушку, на которую сажают невесту. В это время посаженная мать снимает с головы венок и фату и надевает на одну из дружек, «чтобы она скоро вышла замуж». Снимают цветок с груди жениха и прикрепляют на грудь неженатому парню. Девушка и парень, которым передали атрибуты молодых, танцуют, а посаженная мать дарит подарки молодожёнам: невесте − передник и платок, которые надевает на неё, посуду, а жениху - рубашку и др. Остальные женщины также дарят подарки молодым и кладут деньги за отворот платка на голове невесты. Потом посаженная мать угощает всех присутствующих вином, шампанским и тортом. Это ещё называется «сладкий стол» невесты. По традиции для этого угощения невеста должна была подготовить специальную скатерть и 6-12 салфеток.

После этого, ближе к утру, «благодарят музыкантов». В конце свадебного обряда происходит «дарение рубашки свекрови», её надевают поверх одежды матери жениха и в шутку поучают её меньше говорить.

Провожание посажёного отца. Посажёного отца провожают на второй день утром, с музыкой и весельем по дороге. Дома у посажёного отца все гости садятся «за стол посаженого отца». Таким образом, свадьба, которая началась вчера, заканчивается только на второй день.

Второй вечер после свадьбы. На второй день опять собираются все близкие и организовывают весёлый шуточный вечер, рядятся и изображают свадьбу. Для этого праздничного стола готовят «заму» (куриный бульон), плацинды и т. д. На второй вечер, который называют «вечер тарелок», «бенкет» (пиршество), «кале» (путь), «ла ункроп» (на кипяток), женщины приносят подарки для невесты: посуду, зерновые, ткани - кто что может. В прошлом приносили шерстяные кудели, чтобы у молодой хозяйки было занятие, пока у неё нет собственного материала.

В ритуал молдавской свадьбы входит ряд послесвадебных обычаев, которые большинство старается соблюдать. Эти обычаи подчёркивают уважение к посажёным родителям, которые становятся вторыми родителями для молодожёнов.

В дальнейшем, молодая семья должна навещать посажёных родителей на все праздники, помогать им и советоваться с ними по всем важным вопросам.




Top