Небывалое бывает читать. Сергей Алексеев - Небывалое бывает (Повести и рассказы)

Как известно, в Российской империи много веков существовало явление, аналогичное рабству. Оно именовалось крепостным правом. При этом крепостными были самые обычные люди, которым просто не повезло родиться в крестьянских семьях.

Известный писатель посвятил этой теме свою повесть «История крепостного мальчика». Краткое содержание данного произведения давайте узнаем, а также ознакомимся с биографией его создателя.

Российский писатель С. Алексеев

Сергей большую часть жизни посвятил написанию детских и исторических книг. И не удивительно, ведь он родился в интеллигентной докторской семье (1922 г.).

Благодаря тому, что его отец имел практику в деревне Плисков Киевской губернии (сегодня это территория Украины) будущий писатель с детства привык общаться с крестьянами и не понаслышке знал об их тяготах.

Когда Алексееву исполнилось 10, его родители переехали в Москву, где он и закончил школу. Целеустремленный юноша мечтал стать летчиком, для чего поступил в авиационное училище города Постава (сегодня территория Белоруссии) в 1940 г.

С началом Великой Отечественной Сергей Алексеев вместе с другими курсантами был переведен в Оренбургское летное училище. Проживая в Оренбурге, Алексеев заинтересовался историей и параллельно с училищем стал заниматься на вечерних курсах истфака местного пединститута.

После окончания училища юноша стал преподавать в нем. Однако из-за травмы, полученной во время учебного полета, вскоре вынужден был оставить летное дело и занялся литературой.

Поначалу будущий писатель редактировал чужие произведения, а с 1955 г. начал публиковать собственные. Его произведения были удостоены многих наград (Государственная премия СССР, Премия Ленинского комсомола, Международный диплом Г. Х. Андерсена) и переведены на 50 языков мира.

Основной тематикой творчества Сергея Алексеева являлась военная история Российской империи, начиная с середины XVI в.

Умер Сергей Петрович в мае 2008 г. в возрасте 86 лет. Его могила находится на Переделкинском кладбище, куда и сегодня ценители творчества могут возложить цветы.

Повесть «История крепостного мальчика»

В творчестве Алексеева довольно часто исторические события показаны через детское восприятие. К примеру, в книге «Жизнь и смерть Гришатки Соколова» рассказывается о Пугачевском восстании через историю мальчика, принявшего в нем участие.

Однако наиболее ярким рассказом такого типа является «История крепостного мальчика» (краткое содержание - в VI - IX пунктах).

Структура повести

Эта книга состоит из 4 глав. В каждой из них описывается период пребывания главного героя у очередного хозяина. При этом каждая из глав делится на несколько частей: «Барыня Мавра Ермолаевна» (7), «Даша» (12), «Гвардейский поручик» (8), «Добрый барин» (7).

Предыстория повести

Прежде чем рассмотреть краткое содержание книги «История крепостного мальчика», стоит узнать об историческом периоде, во время которого происходят все события.

Временные рамки можно ограничить периодом конца 80-х - начала 90-х гг. XVIII века. Об этом свидетельствует то, что Митя Мышкин встречается с бывшим бунтовщиком из армии Емельяна Пугачева, а также с великим полководцем Александром Суворовым при взятии Измаила. До отмены крепостного права (1861 г.) еще около 70 лет, а значит рабовладельческое сословие Царской России (едва успокоившееся после пугачевщины) не только не воспринимает крепостных как людей, но и относится к ним с усиленной строгостью. Вероятнее всего, именно поэтому данный период был выбран Алексеевым, чтобы показать всю мерзость крепостничества.

Главный герой книги

До того как ознакомиться с кратким содержанием рассказа «История крепостного мальчика», стоит узнать больше о его главном герое.

Сюжет сосредоточен на судьбе десятилетнего парнишки по имени Дмитрий (Митя) Мышкин из деревни Закопанка. Несмотря на юный возраст и отсутствие образования, он умен, находчив и смел. При этом у мальчишки обостренное чувство собственного достоинства и справедливости. Он готов помочь дорогому человеку, даже рискуя собственной жизнью.

Каждый раз, переходя к новому барину, он эволюционирует, учась на прошлых ошибках. Благодаря этому в последних главах Митя фактически уже сам выбирает себе хозяев.

Особо стоит отметить преданность, на которую способен этот мальчик. Так, мстя за смерть своей подруги Даши, он сжигает заживо виновного в этом. А привязавшись к поручику Вяземскому, мальчик вытаскивает его с поля боя. Однако, когда этот человек нарушает свое слово и проигрывает парня своему жестокому и недалекому другу, Мышкин без зазрения совести бросает хозяина.

При всем этом, несмотря на свою доблесть и находчивость, Митя остается ребенком, мечтающим вернуться к родителям. Но к финалу повести Мышкин превращается в этакого потенциального Пугачева, осознавшего, что добрых хозяев не бывает.

«История крепостного мальчика»: краткое содержание главы «Барыня Мавра Ермолаевна»

В начале повести Митя - счастливый беззаботный ребенок, не осознающий в полной мере, что значит быть крепостным. Неожиданной новостью для него становится то, что его с родителями везут продавать.

Из-за того, что торги происходили осенью (когда крепостные не особо ценились), никого из закопанских не купили. Однако перед закрытием ярмарки старая барыня положила глаз на мальчишку и выторговала его за 3 рубля.

Новая хозяйка, вдова армейского офицера, была очень бедной. Единственным источником ее дохода была пенсия по мужу. Однако денег едва хватало, чтобы содержать крохотный домишко на 3 комнаты, хлев, сарай и баню.

Помимо Мити, у хозяйки было еще 2 крепостных: Варвара и Архип.

Жили в имении Мавры Ермолаевны бедно и скучно. Главным развлечением этой женщины была порка рабов по субботам. Делалось это не за повинность, а для порядка. Ребенку такое отношение не нравилось, и, стремясь защитить себя и других, он спрятал розги.

Чтобы мальчик признался, где они, барыня посадила его в гусятник. Испугавшись, Митя случайно убил одного из гусей. За это хозяйка жестоко выпорола его, когда нашла розги.

В дальнейшем жизнь Мышкина только ухудшалась, поэтому он надумал бежать.

Краткое содержание повести «История крепостного мальчика»: глава вторая («Даша»)

Рядом со скромными владениям Митиной барыни располагалось роскошное новгородское поместье графа Алексея Гущина (Барабиха). Этот вельможа появлялся там редко, поэтому практически все время в имении заправлял его немец-управляющий Франц Нейман.

Однажды граф потребовал от управляющего подготовить крепостной оркестр и театр к Новому году. Нейман стал собирать склонных к музицированию крестьян по всей округе. Как-то раз ему довелось услышать, как Митя (которого к тому времени приставили пасти гусей) играет на дудочке. Оценив талант парня, Франц выкупил его у Мавры Ермолаевны за 2 мешка овса и старую перину.

Имение в Барабихе было большим. Там проживало много крепостных, и отношение к ним было в несколько раз лучше, нежели у прежней хозяйки. Постепенно мальчик привык и подружился с юной артисткой по имени Даша.

Несмотря на все хорошее, Митя пустился в бега. Его настиг посланный в погоню страшный немой псарь Федор. Однако он не отдал беглеца немцу, а долгое время прятал его у себя на псарне. Вскоре мальчишка подружился с мужиком и узнал, что язык тому вырвали из-за участия в пугачевщине.

Когда Мышкина обнаружил Франц, парню очень досталось. Но его выходили Даша и Федор.

Близился Новый год, и в театре шла генеральная репетиция. Даша играла одну из главных ролей и случайно упала. Управляющий хотел избить ее, но Митя заступился. Убегая от гнева немца, дети выскочили на мороз. Одетая в легкую театральную одежду девочка простудилась и через несколько дней умерла от болезни.

Стремясь отомстить за нее, Митя поджог домик, в котором жил немец. Дворовые особо не старались спасать управляющего, а те, кто попытался, были остановлены немым Федором, которого по недоразумению сочли виновником пожара.

Мышкин же, воспользовавшись ситуацией, сбежал.

«Гвардейский поручик»

Рассмотрев краткое содержание «Истории крепостного мальчика» первых двух глав, стоит узнать: о чем же третья.

Оказавшись на дороге после побега, главный герой едва не замерз - как-никак зима. Его спас проезжающий мимо офицер. Он хотел сдать властям беглеца, но Мите удалось расположить к себе военного, и тот оставил парнишку у себя.

Новый хозяин, Александр Васильевич Вяземский, был поручиком лейб-гвардии императорского полка. Мальчик стал его денщиком и очень привязался к нему.

Из-за дуэли Вяземского отправили на войну с турками. Опасаясь за жизнь юного слуги, он хотел оставить его в своем имении, но Митя решил остаться с барином.

Участвую в битве за взятие Измаила, молодой офицер проявил отвагу, но был травмирован и едва не погиб. К счастью, Мышкин пробрался на поле боя и вытащил оттуда раненого хозяина. Об этом узнал сам Суворов и наградил юного героя медалью.

Вернувшись в Петербург, Вяземский в благодарность за спасение поклялся никогда не продавать мальчика. Но однажды, играя в карты, офицер поставил Митю на кон. Разочарованный мальчишка не стал дожидаться исхода партии и сбежал.

«Добрый барин»

Узнав «Истории крепостного мальчика» краткое содержание трех глав, пора разобраться, чем же кончилась эта книга.

После побега Мышкин бродил по столице в поисках пропитания. На базаре он случайно встретился с крепостным из Закопанки - кривым Саввой. Тот поведал, что бывшее хозяева разорились и распродали практически всех крестьян и земли. Родителями мальчика теперь владеет генерал Юсуповский, который известен добрым нравом.

Савва отвез мальчишку к отцу и матери, которые считали его умершим.

У нового барина из-за ранения в голову, были некоторые проблемы с психикой. Поэтому тот постоянно заставлял мальчишку играть в свои странные игры и притворятся то солдатом, то царицей. Несмотря на это, жилось Мите неплохо.

Через год барин вспомнил, что так и не оформил документы на покупку Мышкина и отправил своего управляющего к графу Гущину. Оттуда приехал солдат, чтобы арестовать мальчика за поджог. Понимая, что добром дело не кончится, парнишка сбежал на хозяйской упряжке.

Проблематика повести

Ознакомившись с кратким содержанием «Истории крепостного мальчика» Алексеева, стоит рассмотреть проблематику этого произведения.

Кроме того, в повести отчетливо видна социальная разница между богатыми и бедными помещиками. Автор рассказывает, как жестоко отыгрывались разорившиеся землевладельцы на своих крепостных. Так Мавра Ермолаевна еженедельно порола рабов, а первые хозяева Мити без сожаления продавали крестьян, не боясь разлучать семьи.

Не менее ярко изображена спровоцированная вседозволенностью жестокость. Если старая барыня наказывала героя за его попытки сбежать, то несостоявшийся хозяин мальчика планировал унижать и оскорблять его просто за то, что у Мити была медаль за мужество, а у него - нет.

Еще одним эпизодом, иллюстрирующим бесчеловечность господ, являлся рассказ о барском обращении с Федором («История крепостного мальчика»: краткое содержание второй главы).

Помимо всего вышеперечисленного, Сергей Алексеев в своей книге рассказывает о том, что талант и благородство не зависят от титулов. В повести проводится параллель между Суворовым и Митей, которых петербуржские штабные офицеры считали выскочками. А меж тем они оба - смелые и благородные люди, несмотря на свое не совсем благородное происхождение.

Повесть Сергея Алексеева «История крепостного мальчика» (краткое содержание в VI - IX пунктах) является одной из жемчужин советской и российской литературы. В ней автор сумел не только рассказать о буднях крепостных, но и сделать это так интересно, что даже современные школьники продолжают зачитываться этой книгой.

Сергей Петрович Алексеев

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ТРЕХ ТОМАХ


НЕБЫВАЛОЕ БЫВАЕТ

Повести и рассказы

Рисунки Л. Непомнящего

СОВРЕМЕННО!

(О книгах Сергея Алексеева)

Дети любят исторические повести и рассказы, как и школьные уроки истории. Это таит в себе некоторую опасность для педагога и писателя: очень легко пойти на поводу у «широкого спроса». Авторы, подбадриваемые успехом, подчас забывают, что история по-настоящему интересна и в высоком смысле полезна лишь тогда, когда «работает» на наше Сегодня и даже помогает заглянуть в завтрашний день, когда она воспитывает, обогащает нравственным и политическим опытом.

Сергей Алексеев пишет исторические повести и рассказы, заботясь о том, чтобы они рождали у юного читателя мысли и чувства, которые нужны ему сейчас, сегодня, и потому произведения эти поистине современны. В самом деле, в сотнях писем ребята сообщают о том, как они равняют свои сегодняшние поступки на неподкупность, одержимость в борьбе за правду, на мужество героев книг Сергея Алексеева, живших десятки лет тому назад.

Занимательность - обязательное требование той самой «специфики детской литературы», которую иные критики напрасно склонны считать «пресловутой».

Пренебрежение к этому подчас жестоко мстит за себя: даже очень интересная и ценная, с точки зрения взрослых людей, книга подчас лежит нетронутым грузом на полках детских библиотек. С. Алексеев всегда учитывает обостренный интерес ребят к сюжету, к яркости и необычайности событий.

Но он в то же время не позволяет себе беззастенчиво «эксплуатировать» этот особый ребячий интерес.

Повести его не только привлекательны по форме, но прежде всего они весомы по содержанию.

Но он еще и царь-крепостник и царь-деспот, считающий, что для достижения поставленной цели все средства хороши.

Историческая закономерность всех этих противоречий личности Петра не «объясняется» автором, а раскрывается образно, и потому она доступна для читателей, которым всего-то от роду девять - одиннадцать лет (все исторические повести С. Алексеева доступны детям младшего возраста).

Это для них, для тех, кто ходит пока еще в третий или четвертый класс, нарисовал С. Алексеев в повести «История крепостного мальчика» трагическую и глубоко правдивую картину мученического положения крестьян в крепостнической России XVIII века. И вот поразительно: крепостной мальчик Митя Мышкин стал… получать письма от ребят-читателей. Они не только сочувствуют Мите, но и предлагают руку помощи! Так на отношении к событиям прошлого поверяются мысли и сердца наших сегодняшних мальчишек и девчонок.

За годы литературного труда Сергеем Алексеевым создана целая историческая библиотека. Большинство этих произведений ныне вошло в предлагаемое читателям собрание его сочинений.

О великом народном походе - крестьянской войне под руководством Степана Разина - узнают читатели из повести «Грозный всадник», с маленьким пугачевцем Гришаткой Соколовым познакомятся в повести «Жизнь и смерть Гришатки Соколова», о мужестве русских солдат, о суворовских чудо-богатырях прочитают в «Рассказах о Суворове и русских солдатах», события Отечественной войны 1812 года пройдут перед читателями в повести «Птица-Слава».

Широко известны и другие произведения Сергея Алексеева - повести «Декабристы», «Сын великана», «Братишка», книга рассказов о Владимире Ильиче Ленине «Секретная просьба», книга «Октябрь шагает по стране», книга рассказов о гражданской войне «Красные и белые».

Несколько лет писатель работал над рассказами о Великой Отечественной войне. Они составили, на мой взгляд, отлично написанные книги для детей о великом народном подвиге «Идет война народная» и «Богатырские фамилии».

В отчетном докладе на IV съезде писателей России Сергей Алексеев был назван писателем-новатором. Думается, это вполне заслуженное определение. В лице Сергея Алексеева советская детская литература получила очень самобытного писателя.

Мастер исторической прозы Алексей Югов как-то воскликнул со страниц «Литературной газеты»: «Смелый автор, смелое издательство! - подумалось мне, когда я раскрыл книжку Сергея Алексеева «Небывалое бывает» - Петр!.. Исполинская личность русской истории. И вдруг - для ребят, да еще «младшего школьного»! Посмотрим, посмотрим!.. - И - зачитался…»

Я тоже зачитался историческими повестями Сергея Алексеева. Зачитался как мальчишка. И спасибо за это автору.

А вот что писал в своей рецензии на первую книжку Сергея Алексеева Лев Кассиль: «Предельный лаконизм, живая легкость языка, точность находок, позволяющая по-своему, заново раскрыть перед ребятами очень важные моменты… ярчайших эпох в истории нашей Родины, - все это делает рассказы С. Алексеева чрезвычайно ценными как с воспитательной, так и чисто литературной точки зрения. А умение передать своеобразие характеров и великолепный, точный и образный язык придают произведениям Алексеева подлинную прелесть». И далее: «Они хрестоматийно просты и войдут в круг любимого чтения школьников».

Так оно и произошло.

«Азбукой патриотизма» назвал книги Сергея Алексеева известный критик Игорь Мотяшов.

Произведения Сергея Алексеева издавались на 24 языках народов СССР, а также на 17 иностранных языках. За создание рассказов из русской истории Сергею Алексееву были присуждены Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской и премия Ленинского комсомола.

В 1978 году решением международного жюри имя писателя включено в Почетный список Г.-Х. Андерсена с вручением ему почетного диплома имени великого датского сказочника.

Хочется от души поздравить Сергея Алексеева с этими высокими оценками его литературного труда.

Сергей Михалков.

Герой Социалистического Труда,

лауреат Ленинской премии

ГРОЗНЫЙ ВСАДНИК

Рассказы о Степане Разине, казаках и восставшем народе

- Разин, Разин идет!

- Степан Тимофеевич!

1670 год. Неспокойно в государстве Российском. В огромной тревоге бояре и царские слуги. Восстал, встрепенулся подневольный, угнетаемый люд. Крестьяне, казаки, башкиры, татары, мордва. Сотни их, великие тысячи.

Ведет крестьянское войско лихой атаман, донской казак Степан Тимофеевич Разин.

- Слава Разину, слава!

О Степане Тимофеевиче Разине - народном полководце и вожде - и написаны эти рассказы.

Читатель узнает о великом народном походе, о тех реформах, которые проводили разинцы в освобожденных городах и селениях, об организации войск восставших, об их планах будущего преобразования России.

Глава первая

КАК ГОРОДА БЕРУТ

КНЯЖЕСКИЙ КОНЬ

Отряд верховых ехал крестьянским полем. Поднялись они на пригорок. Смотрят всадники - что за диво! Мужик пашет землю. Только не конь у него в сохе. Впряглись вместо лошади трое: крестьянская жена, мать-старуха да сын-малолеток.

Потянут люди соху, потянут, остановятся и снова за труд.

Подъехали конные к пахарю.

Главный из них глянул суровым взглядом:

Ты что же, твоя душа, людишек заместо скотины!

Смотрит крестьянин - перед ним человек огромного роста. Шапка с красным верхом на голове. Зеленые сапоги на ногах из сафьяна. Нарядный кафтан. Под кафтаном цветная рубаха. Нагайка в руках крученая.

«Видать, боярин, а может, и сам воевода», - соображает мужик. Повалился он знатному барину в ноги, растянулся на борозде.

Сироты, сироты мы. Нету коня. Увели за долги кормильца.

Лицо всадника перекосилось. Слез он на землю. Повернулся к крестьянину.

Мужик попятился, вскочил - и бежать с испуга.

Да стой ты, леший, стой ты! Куда?! - раздался насмешливый голос.

Мужик несмело вернулся назад.

На, забирай коня, - протянул человек мужику поводья.

Опешил крестьянин. Застыла жена и старуха мать. Раскрылся рот у малого сына. Смотрят. Не верят такому чуду.

Конь статный, высокий. Масти сизой, весь в яблоках. Княжеский конь.

«Шутит барин», - решает мужик. Стоит. Не шелохнется.

Бери же. Смотри, передумаю! - пригрозил человек. И пошел себе полем.

Сергей Петрович Алексеев

Небывалое бывает

Глава первая

НА РЕКЕ НАРОВЕ

Русская армия шла к Нарве. Тра-та-та, тра-та-та! - выбивали походную дробь полковые барабаны.

Шли войска через старинные русские города Новгород и Псков, шли с барабанным боем, с песнями.

Стояла сухая осень. И вдруг хлынули дожди. Пооблетали листья с деревьев. Размыло дороги. Начались холода.

Идут солдаты по размытым дождем дорогам, тонут по колени солдатские ноги в грязи.

Устанут, промокнут солдаты за день, а обогреться негде. Села попадались редко. Ночевали все больше под открытым небом. Разведут солдаты костры, жмутся к огню, ложатся на мокрую землю.

Вместе со всеми шел к Нарве и Иван Брыкин, тихий, неприметный солдат. Как и все, месил Брыкин непролазную грязь, нес тяжелое кремневое ружье фузею, тащил большую солдатскую сумку, как и все, ложился спать на сырую землю.

Только робок был Брыкин. Кто посмелее, тот ближе к костру пристроится, а Брыкин все в стороне лежит, до самого утра от холода ворочается.

Найдется добрый солдат, скажет:

Ты что, Иван? Жизнь тебе недорога?

Что жизнь! - ответит Брыкин. - Жизнь наша - копейка. Кому солдатская жизнь надобна!

Исхудали солдаты, оборвались в пути, болели, отставали от войска, помирали на дальних дорогах и в чужих селах.

Не вынес похода и Иван Брыкин. Дошел до Новгорода и слег. Начался у Брыкина жар, заломило в костях. Уложили солдаты товарища на обозную телегу. Так и добрался Иван до Ильмень-озера. Остановились телеги у самого берега. Распрягли солдаты лошадей, напоили водой, легли спать.

Дремал и Брыкин. Среди ночи больной очнулся. Почувствовал страшный холод, открыл глаза, подобрался к краю телеги, смотрит - кругом вода. Дует ветер, несет волны. Слышит Брыкин далекие солдатские голоса. А произошло вот что. Разыгралось ночью Ильмень-озеро. Вздулась от ветра вода, разбушевалась, хлынула на берег. Бросились солдаты к телегам, да поздно. Пришлось им оставить обоз на берегу.

Спасите! - закричал Брыкин.

Но в это время набежала волна, телегу повалило набок.

Спаси-ите! - вновь закричал Брыкин и захлебнулся.

Накрыла солдата вода с головой, подхватила, поволокла в озеро.

К утру вода схлынула. Собрали солдаты уцелевшее добро, пошли дальше.

А об Иване никто и не вспомнил. Не он первый, не он последний - много тогда по пути к Нарве солдат погибло.

КАПИТАН БОМБАРДИРСКОЙ РОТЫ

Трудно солдатам в походе. На мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка. Продавило одно из колес гнилое бревно, провалилось по самую ступицу.

Кричат солдаты на лошадей, бьют сыромятными кнутами. Кони за долгую дорогу отощали - кожа да кости.

Напрягаются лошаденки изо всех сил, а пользы никакой - пушка ни с места.

Сгрудились у моста солдаты, обступили пушку, пытаются на руках вытащить.

Вперед! - кричит один.

Назад! - команду подает другой.

Шумят солдаты, спорят, а дело вперед не движется. Бегает вокруг пушки сержант. Что бы придумать, не знает.

Вдруг смотрят солдаты - несется по дороге резной возок.

Подскакали сытые кони к мосту, остановились. Вылез из возка офицер. Взглянули солдаты - капитан бомбардирской роты. Рост у капитана громадный, метра два, лицо круглое, глаза большие, на губе, словно наклеенные, черные как смоль усы.

Испугались солдаты, вытянули руки по швам, замерли.

Плохи дела, братцы, - произнес капитан.

Так точно, бомбардир-капитан! - гаркнули в ответ солдаты.

Ну, думают, сейчас капитан ругаться начнет.

Так и есть. Подошел капитан к пушке, осмотрел мост.

Кто старший? - спросил.

Я, господин бомбардир-капитан, - проговорил сержант.

Так-то воинское добро бережешь! - набросился капитан на сержанта. Дорогу не смотришь, коней не жалеешь!

Да я… да мы… - заговорил было сержант.

Но капитан не стал слушать, развернулся - и хлоп сержанта по шее!

Потом подошел опять к пушке, снял нарядный с красными отворотами кафтан и полез под колеса. Поднатужился капитан, подхватил богатырским плечом пушку. Солдаты аж крякнули от удивления. Подбежали, поднавалились. Дрогнула пушка, вышло колесо из пролома, стало на ровное место.

Расправил капитан плечи, улыбнулся, крикнул солдатам: «Благодарствую, братцы!» - похлопал сержанта по плечу, сел в возок и поскакал дальше.

Разинули солдаты рты, смотрят капитану вслед.

Ну и дела! - произнес сержант.

А вскоре солдат догнал генерал с офицерами.

Эй, служивые, - закричал генерал, - тут государев возок не проезжал?

Нет, ваше высочество, - ответили солдаты, - тут только и проезжал бомбардирский капитан.

Бомбардирский капитан? - переспросил генерал.

Так точно! - отвечали солдаты.

Дурни, да какой же это капитан? Это сам государь Петр Алексеевич!

«БЕЗ НАРВЫ НЕ ВИДАТЬ МОРЯ»

Весело бегут сытые кони. Обгоняет царский возок растянувшиеся на многие версты полки, объезжает застрявшие в грязи обозы.

Рядом с Петром сидит человек. Ростом - как царь, только в плечах шире. Это Меншиков.

Меншикова Петр знал с детства.

Служил в ту пору Алексашка Меншиков у пирожника мальчиком. Ходил по московским базарам и площадям, торговал пирогами.

Пироги подовые, пироги подовые! - кричал, надрывая глотку, Меншиков.

Однажды Алексашка ловил рыбу на реке Яузе, напротив села Преображенского. Вдруг смотрит Меншиков - идет мальчик. По одежде догадался - молодой царь.

Хочешь, фокус покажу? - обратился Алексашка к Петру.

Схватил Меншиков иглу с ниткой и проткнул себе щеку, да так ловко, что нитку протянул, а на щеке ни кровинки.

Петр от неожиданности даже вскрикнул.

Более десяти лет прошло с того времени. Не узнать теперь Меншикова. У царя первый друг и советчик. «Александр Данилович», - почтительно величают сейчас прежнего Алексашку.

Эй, эй! - кричит сидящий на козлах солдат.

Кони несутся во весь опор. Подбрасывают на выбоинах царский возок. Разлетается в стороны грязь.

Петр сидит молча, смотрит на спину солдата, вспоминает детство свое, игры и потешное войско.

Жил тогда Петр под Москвой, в селе Преображенском. Больше всего любил военные игры. Набрали для него ребят, привезли ружья и пушки. Только ядер настоящих не было. Стреляли пареной репой. Соберет Петр свое войско, разделит на две половины, и начинается бой. Потом считают потери: одному руку сломало, другому бок отшибло, а третьего и вовсе на тот свет отправили.


Сергей Петрович Алексеев

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ТРЕХ ТОМАХ

НЕБЫВАЛОЕ БЫВАЕТ

Повести и рассказы

Рисунки Л. Непомнящего

СОВРЕМЕННО!

(О книгах Сергея Алексеева)

Дети любят исторические повести и рассказы, как и школьные уроки истории. Это таит в себе некоторую опасность для педагога и писателя: очень легко пойти на поводу у «широкого спроса». Авторы, подбадриваемые успехом, подчас забывают, что история по-настоящему интересна и в высоком смысле полезна лишь тогда, когда «работает» на наше Сегодня и даже помогает заглянуть в завтрашний день, когда она воспитывает, обогащает нравственным и политическим опытом.

Сергей Алексеев пишет исторические повести и рассказы, заботясь о том, чтобы они рождали у юного читателя мысли и чувства, которые нужны ему сейчас, сегодня, и потому произведения эти поистине современны. В самом деле, в сотнях писем ребята сообщают о том, как они равняют свои сегодняшние поступки на неподкупность, одержимость в борьбе за правду, на мужество героев книг Сергея Алексеева, живших десятки лет тому назад.

Занимательность - обязательное требование той самой «специфики детской литературы», которую иные критики напрасно склонны считать «пресловутой».

Пренебрежение к этому подчас жестоко мстит за себя: даже очень интересная и ценная, с точки зрения взрослых людей, книга подчас лежит нетронутым грузом на полках детских библиотек. С. Алексеев всегда учитывает обостренный интерес ребят к сюжету, к яркости и необычайности событий.

Но он в то же время не позволяет себе беззастенчиво «эксплуатировать» этот особый ребячий интерес.

Повести его не только привлекательны по форме, но прежде всего они весомы по содержанию.

Но он еще и царь-крепостник и царь-деспот, считающий, что для достижения поставленной цели все средства хороши.

Историческая закономерность всех этих противоречий личности Петра не «объясняется» автором, а раскрывается образно, и потому она доступна для читателей, которым всего-то от роду девять - одиннадцать лет (все исторические повести С. Алексеева доступны детям младшего возраста).

Это для них, для тех, кто ходит пока еще в третий или четвертый класс, нарисовал С. Алексеев в повести «История крепостного мальчика» трагическую и глубоко правдивую картину мученического положения крестьян в крепостнической России XVIII века. И вот поразительно: крепостной мальчик Митя Мышкин стал… получать письма от ребят-читателей. Они не только сочувствуют Мите, но и предлагают руку помощи! Так на отношении к событиям прошлого поверяются мысли и сердца наших сегодняшних мальчишек и девчонок.

За годы литературного труда Сергеем Алексеевым создана целая историческая библиотека. Большинство этих произведений ныне вошло в предлагаемое читателям собрание его сочинений.

О великом народном походе - крестьянской войне под руководством Степана Разина - узнают читатели из повести «Грозный всадник», с маленьким пугачевцем Гришаткой Соколовым познакомятся в повести «Жизнь и смерть Гришатки Соколова», о мужестве русских солдат, о суворовских чудо-богатырях прочитают в «Рассказах о Суворове и русских солдатах», события Отечественной войны 1812 года пройдут перед читателями в повести «Птица-Слава».

Широко известны и другие произведения Сергея Алексеева - повести «Декабристы», «Сын великана», «Братишка», книга рассказов о Владимире Ильиче Ленине «Секретная просьба», книга «Октябрь шагает по стране», книга рассказов о гражданской войне «Красные и белые».

Несколько лет писатель работал над рассказами о Великой Отечественной войне. Они составили, на мой взгляд, отлично написанные книги для детей о великом народном подвиге «Идет война народная» и «Богатырские фамилии».

В отчетном докладе на IV съезде писателей России Сергей Алексеев был назван писателем-новатором. Думается, это вполне заслуженное определение. В лице Сергея Алексеева советская детская литература получила очень самобытного писателя.

Мастер исторической прозы Алексей Югов как-то воскликнул со страниц «Литературной газеты»: «Смелый автор, смелое издательство! - подумалось мне, когда я раскрыл книжку Сергея Алексеева «Небывалое бывает» - Петр!.. Исполинская личность русской истории. И вдруг - для ребят, да еще «младшего школьного»! Посмотрим, посмотрим!.. - И - зачитался…»

Я тоже зачитался историческими повестями Сергея Алексеева. Зачитался как мальчишка. И спасибо за это автору.

А вот что писал в своей рецензии на первую книжку Сергея Алексеева Лев Кассиль: «Предельный лаконизм, живая легкость языка, точность находок, позволяющая по-своему, заново раскрыть перед ребятами очень важные моменты… ярчайших эпох в истории нашей Родины, - все это делает рассказы С. Алексеева чрезвычайно ценными как с воспитательной, так и чисто литературной точки зрения. А умение передать своеобразие характеров и великолепный, точный и образный язык придают произведениям Алексеева подлинную прелесть». И далее: «Они хрестоматийно просты и войдут в круг любимого чтения школьников».

Так оно и произошло.

«Азбукой патриотизма» назвал книги Сергея Алексеева известный критик Игорь Мотяшов.

Произведения Сергея Алексеева издавались на 24 языках народов СССР, а также на 17 иностранных языках. За создание рассказов из русской истории Сергею Алексееву были присуждены Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской и премия Ленинского комсомола.

В 1978 году решением международного жюри имя писателя включено в Почетный список Г.-Х. Андерсена с вручением ему почетного диплома имени великого датского сказочника.

Хочется от души поздравить Сергея Алексеева с этими высокими оценками его литературного труда.

Сергей Михалков.

Герой Социалистического Труда,

лауреат Ленинской премии

ГРОЗНЫЙ ВСАДНИК

Рассказы о Степане Разине,

казаках и восставшем народе

- Разин, Разин идет!

- Степан Тимофеевич!

1670 год. Неспокойно в государстве Российском. В огромной тревоге бояре и царские слуги. Восстал, встрепенулся подневольный, угнетаемый люд. Крестьяне, казаки, башкиры, татары, мордва. Сотни их, великие тысячи.

Ведет крестьянское войско лихой атаман, донской казак Степан Тимофеевич Разин.

- Слава Разину, слава!

О Степане Тимофеевиче Разине - народном полководце и вожде - и написаны эти рассказы.

Читатель узнает о великом народном походе, о тех реформах, которые проводили разинцы в освобожденных городах и селениях, об организации войск восставших, об их планах будущего преобразования России.

Глава первая

КАК ГОРОДА БЕРУТ

КНЯЖЕСКИЙ КОНЬ

Отряд верховых ехал крестьянским полем. Поднялись они на пригорок. Смотрят всадники - что за диво! Мужик пашет землю. Только не конь у него в сохе. Впряглись вместо лошади трое: крестьянская жена, мать-старуха да сын-малолеток.

Потянут люди соху, потянут, остановятся и снова за труд.

Подъехали конные к пахарю.

Главный из них глянул суровым взглядом:

Ты что же, твоя душа, людишек заместо скотины!




Top