Недоросль билеты малый театр. Недоросль

«Не хочу учиться, хочу жениться!» этот возглас маменькиного сынка Митрофанушки известен всем. Пьеса «Недоросль» была написана более двух столетий тому назад, однако кажется созданной специально для того, чтобы предостеречь нынешнюю молодежь от повторения Митрофанушкиных ошибок.В начале 1782 года Фонвизин читал друзьям и светским знакомым комедию «Недоросль», над которой он работал в течение многих лет. В «Недоросли», по справедливому замечанию первого биографа Фонвизина П. А. Вяземского, автор «уже не шумит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если и смешит зрителей картины выведенных злоупотреблении и дурачеств, то и тогда внушаемый смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных». Существует легенда, что после премьеры в Петербурге к Фонвизину подошел князь Потемкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не Потемкину.

Действие 1

Пьеса начинается с того, что госпожа Простакова ругает Тришку, что он сшил плохой кафтан для Митрофана, хотя тот предупреждал о своем неумении шить. Простаков соглашается с женой. Женщина решает наказать портного. Скотинин утверждает, что кафтан пошит хорошо и Тришку выгоняют. Заходит разговор о Митрофане – наверно он заболел, так как плохо спал всю ночь. При обсуждении сын утверждает, что вовсе не ел, но на самом деле плотно поужинал всю ночь пил квас, а ночью ему виделось, что мать бьет отца. На это Простакова обнимает сына, говоря, что он единственное ее утешение и Митрофан убегает на голубятню.

Скотинин, Простакова и Простаков обсуждают, что хотят отдать за Скотинина сироту Софью. Единственный родственник девушки Стародум давно уехал в Сибирь и не напоминал о себе. Разговор обнажает корыстную, злую личность Скотинина, которому нравится не Софья, а много свиней в ее деревнях.

Софья приносит письмо от внезапно появившегося Стародума. Простаковы не верят, что он жив, пытаются заговорить девушку тем, что на самом деле это письмо от поклонника. Когда Софья предлагает им сами прочитать, оказывается, что все неграмотные.

Входит Правдин, которому и поручают прочитать письмо. Присутствующие узнают, что Стародум сделал Софью наследницей 10 тысяч рублей. Теперь не только Скотинин хочет свататься к девушке, но и Простакова начинает льстить девушке, желая выдать ее за Митрофана. Пока женщины удаляются, забегает слуга и сообщает мужчинам, что мимо проходившие солдаты остановились в их деревне.

Действие 2

Милон и Правдин оказываются старыми друзьями. Правдин рассказывает, что приехал в деревню, чтобы поставить на место «презлую фурию» Простакову. Милон делится тем, что едет в Москву, чтобы встретиться с возлюбленной, которую давно не видел, так как после смерти ее родителей ее взяли на попечение дальние родственники.

По воле случая мимо проходит Софья. Возлюбленные рады друг другу. Софья рассказывает Милону, что Простакова хочет отдать ее замуж за своего глупого 16-летнего сына. Тут же они встречают Скотинина, который переживает, что может уехать домой без жены и денег. Правдин и Милон подначивают его поссориться с сестрой, говоря, что она играет им как мячиком. Скотинин выходит из себя.

Мимо проходят Митрофан с Еремеевной. Няня пытается заставить юношу учиться, но он не хочет. Скотинин ссорятся с Митрофаном по поводу предстоящей женитьбы, так как оба не против взять в жены Софью. Однако Еремеевна и Правдин не дают им подраться. Скотинин злой уходит. Появляются супруги Простаковы. Простакова льстит Милону и извиняется, что вовремя не вышла его встретить. Нахваливает Софью и рассказывает, как уже все устроила для ее дяди. Девушка с Простаковым уходят смотреть комнату. Им на смену приходят Кутейкин и Цыфиркин. Учителя рассказывают Правдину о себе, как учились грамоте и как попали в дом Простаковых.

Действие 3

Правдин, увидев из окна карету Стародума, вышел его встретить первым. Чиновник рассказывает о бесчинствах Простаковых по отношению к Соне. Стародум говорит, что нельзя действовать по первому порыву, так как опыт показал ему, что горячность не всегда хорошо, рассказывает Правдину о своей жизни, как увидел, что люди бывают разные.

Тут подходит Софья. Стародум узнает племянницу, они рады встрече. Дядя рассказывает, что бросил все и уехал, потому что иначе заработать денег, не «променивая их на совесть» он не мог. В это время Простакова и Скотинин успели подраться. После того как их усмирил Милон, Простакова замечает Стародума и приказывает Еремеевне звать сына и мужа. Вся семья Простаковых и Скотинин с излишней радостью приветствуют Стародума, обнимают и всячески льстят. Митрофан повторяет за матерью, что Стародум его второй отец. Это его очень удивляет дядю Софьи.

Стародум говорит, что забирает девушку в Москву отдать замуж. Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, все же соглашается с его волей. Простакова и Скотинин пытаются его переубедить. Женщина рассказывает, что в их роду учеба была не в почете, но Митрофан якобы из-за книги не встает и усердно учится. Правдин прерывает женщину, говоря что гость устал с дороги и все расходятся.

Остаются Цыфиркин и Кутейкин, которые жалуются друг другу, что Митрофан не может три года обучиться арифметике и четыре грамоте. Они винят в том немца Вральмана, который мешает учению и оба не против побить горе-ученика, лишь бы тот начал что-то делать.

Входит Митрофан и Простакова. Женщина уговаривает сына поучиться хотя бы для вида. Цифиркин задает две задачи, однако в обеих случаях, до того как Митрофан посчитает, Простакова решает их, основываясь на своем личном опыте: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Только Кутейкин начинает обучать юношу грамоте, как появляется Вральман и говорит, что Митрофану не нужно учиться грамоте и вообще лучше водить дружбу со «своими», неграмотными, в чем его поддерживает Простакова. Вральман оговаривается, что видел свет, сидя на извозчичьих козлах, но вовремя спохватывается и женщина не замечает, что он ей врет.

Простакова и Митрофан уходят. Учителя ссорятся. Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана, но он убегает.

Действие 4

Стародум и Софья беседуют о добродетели, о том как люди сходят с праведной дороги. Дядя объясняет племяннице, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей. Мужчина объясняет, что должность должна соответствовать делам, а не одному названию. Говорит и о семейной жизни, что муж и жена должны понимать друг друга, поддерживать, что не важно происхождение супругов, если они любят друг друга но любовь эта должна быть дружеской.

Тут Стародуму приносят письмо из которого он узнает, что молодой человек, за которого он собирался выдать Софью – это Милон. Стародум, беседуя с Милоном, узнает, что он – человек с высокими понятиями о долге и чести. Дядя благословляет племянницу и юношу.

Скотинин отрывает их от беседы, пытаясь показать себя в выгодном свете, но только смешит своей нелепостью. Приходят Правдин, Простакова и Митрофан. Женщина снова хвалит грамотность своего сына. Правдин решает проверить. Митрофан не дает ни одного верного ответа, при этом мать всячески пытается оправдать его глупость.

Простакова и Скотинин продолжают расспрашивать Стародума, кого он выберет для своей племянницы, на что получают ответ, что у нее уже есть жених и они завтра с утра уезжают. Скотинин и Митрофан с Простаковой отдельно планируют перехватить девушку на выезде.

Действие 5

Правдин и Стародум обсуждают то, что скоро все узнают, что без правды и благонравия нельзя достичь чего-то стоящего, что залог благосостояния государства – достойные, честные образованные, воспитанные люди.

Они прерываются, услышав шум. Как оказывается, Еремеевна хотела по приказу Простаковой увезти силой Софью, но Милон ей помешал.

Правдин говорит, что это незаконное действие. Он указывает, что дядя и жених девушки могут обвинить Простаковых в злодеянии и требовать немедленного наказания. Женщина пытается выпросить прощение у Софьи, та ее прощает. Простакова, только ее освобождают от вины, собирается наказать слуг, которые не дали злодеянию совершиться и упустили девушку. Однако Правдин ее останавливает – зачитывает пришедшую от правительства бумагу, что с этого момент дом и деревни Простаковых переходят под его опеку. Простакова возмущается и просит хотя бы три дня, но Правдин отказывает. Тогда женщина вспоминает о долгах учителям и Правдин соглашается сам рассчитаться с ними. Приходят Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Обнаруживается обман Вральмана – что он на самом деле отставной конюх Стародума, а не немецкий учитель и знаток высшего света. Вральман соглашается снова пойти на службу к Стародуму. Цыфиркин не хочет брать лишних денег у Простаковой, так как за все время не смог ничему обучить Митрофана. Правдин, Стародум и Милон награждают Цыфиркина за честность. Кутейкин же не против даже за безрезультатную науку получить деньги, но остается ни с чем.

Стародум, Милон и Софья собираются уезжать. Митрофан говорит, чтобы мать отвязалась от него, отец упрекает его в этом. Правдин предлагает юноше пойти служить и тот соглашается. Простакова в отчаянье, так как потеряла все. Стародум подытоживает произошедшее: «Вот злонравия достойные плоды!».

Стоимость билетов:
Балкон 1000-1300 рублей
Бельэтаж 1000-1500 рублей
Амфитеатр 1050-2100 рублей
Бенуар 1600-2100 рублей
Партер 2100-3000 рублей

Постановка - заслуженный деятель искусств России В.Н. Иванов
Художник - народный художник России Е.И. Куманьков
Композитор - лауреат Государственной премии СССР Е.П. Крылатов
Концертмейстер - И.В.Левченко
Соло на альте - А.В.Максимов
Режиссёры - народный артист России В.А.Коняев, заслуженная артистка России Е.А.Оленина
Помощники режиссёра - заслуженный работник культуры России Г.И.Маркина, Т.А.Егорова, Н.И.Демидова
Художник по свету - заслуженный работник культуры России А.Е.Изотов
Суфлёры - И.И.Варламова, заслуженный работник культуры России Л.И.Меркулова, заслуженная артистка России Л.В.Андреева, Д.Е.Сидорова

Действующие лица и исполнители:
Простаков - Народный артист России Сергей Еремеев
Простакова, жена его - Народная артистка России Алефтина Евдокимова, Наталья Боронина, Анастасия Дубровская
Митрофан, сын их, Недоросль - Филипп Марцевич, Алексей Коновалов
Еремеевна, кормилица Митрофана - Заслуженная артистка России Клавдия Блохина, Наталья Швец
Правдин - Денис Курочка, Заслуженный артист России Василий Дахненко
Стародум - Народный артист России Владимир Сафронов, Михаил Фоменко
Софья, племянница Стародума - Ольга Абрамова, Екатерина Васильева, Екатерина Бикс
Милон - Александр Дривень, Станислав Сошников
Скотинин, брат Простаковой - Заслуженный артист России Дмитрий Кознов, Заслуженный артист России Виктор Низовой
Кутейкин, семинарист - Дмитрий Зеничев, Заслуженный артист России Сергей Вещев
Цыфиркин, отставной сержант - Алексей Анохин, Народный артист России Владимир Носик, Сергей Видинеев
Вральман, учитель - Народный артист России Виталий Коняев, Народный артист России Алексей Кудинович, Игорь Григорьев
Тришка, портной - Андрей Манке, Григорий Скряпкин
Служанка - Елена Кулешова, Алина Кириллина, Анна Жарова, Мария Серёгина
Поваренок - Максим Хрусталёв, Пётр Жихарев, Евгений Арановский, Иван Породнов

Впервые комедия «Недоросль» была поставлена в 1783 году на сцене Петровского театра. В 1986 году коллектив Малого театра подготовил спектакль по этой знаменитой пьесе, и постановка эта до сих пор считается одной из самых академичных версий комедии. Недаром постановка труппы Малого театра признана таковой - режиссер в точности следует тексту и сюжету Фонвизина, а блистательные актеры наполняют жизнью своих персонажей, создавая запоминающиеся и яркие характеры.

В репертуаре Малого театра «Недорослю» отведено почетное и уважаемое место. Режиссер постановки - Виталий Иванов, а в ролях задействованы лучшие актеры труппы. «Не хочу учиться, а хочу жениться!» - крылатая фраза, прославившая и Фонвизина, и пьесу, и главного героя пьесы, Митрофанушку. В современном мире этот возглас Митрофанушки звучит не менее актуально, словно предостерегая нынешнюю молодежь от совершенных более двух столетий назад недорослем ошибок. Великолепная, поучительная комедия на все времена - она всегда была в почете у публики и всегда заслуживала восхищенные отзывы и литературных, и театральных критиков.

Постановка Малого театра наполнена музыкой и песнями - как лиричными, так и веселыми. Мы рекомендуем взять на спектакль школьников. Даже тем детям, которым скучно изучать классику в рамках школьной программы, пьеса понравится и заставит по-другому взглянуть на это произведение в частности и на классические произведения в целом. Один из подростков, посетивших спектакль «Недоросль» в Малом театре, сказал следующие слова: «Теперь, благодаря этому спектаклю, я наконец понял, что такое классика. Классика - это то, что интересно всегда и всем». Он сначала не хотел идти в театр, будучи уверен в том, что заскучает - а в результате признался, что получил огромное удовольствие от просмотра.

П ремьера спектакля состоялась 6 января 1986 года, и с тех пор он прочно вошел в репертуар Малого театра. Первая постановка комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» состоялась 24 сентября 1782 года в Петербурге в Вольном российском театре (Театр Карла Книпера).

Фрагмент книги Любови Кулаковой «Денис Иванович Фонвизин. Биография писателя» (Ленинград, 1966):

«Фонвизин работал над комедией около трех лет и сделал больше, чем от него ждали. Укоры его стали еще более меткими, острые слова окрасились гневом и горечью

Первая русская реалистическая комедия стала и нашей первой народной комедией. Так называли ее декабристы. Для Пушкина Фонвизин «из русских русский» не столько по своей биографии, сколько по складу ума и дарования, по великолепному знанию народного языка и поразительно смелому обращению с ним – всему, что позволило ему создать «единственную народную сатиру».

«Все в этой комедии кажется чудовищною карикатурою на русское, а между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знанием души», – утверждал ту же мысль Гоголь. Гоголь же назвал «Недоросля» и грибоедовское «Горе от ума» «истинно общественными комедиями».

Закончив «Недоросль» в конце 1781 года, Фонвизин прибегнул к уже испытанному им приему: начал читать комедию в частных домах. Успех был огромный. Весной 1782 года пьесу должны были поставить на сцене. Ожидания не оправдались. В мае один из современников с сожалением писал, что из-за незнания ролей актерами комедия представлена не будет. Он называл это действительным лишением для публики, которая уже давно отдает должную справедливость превосходному таланту г. Фонвизина.

Фонвизина было нелегко сломить, он выехал на несколько дней в Москву. Ведя здесь переговоры с театром, Фонвизин и Дмитревский знакомили с комедией московскую публику. Сохранился любопытный рассказ о чтении в доме московского почт-директора Б.В. Пестеля: «Большое общество съехалось к обеду; любопытство гостей было так велико, что хозяин упросил автора, который сам был прекрасный актер, прочитать хоть одну сцену безотлагательно; он исполнил общее желание, но когда остановился после объяснения Простаковой с портным Тришкой об укороченном кафтане Митрофана, присутствовавшие так были заинтересованы, что просили продолжить чтение; несколько раз приносили и уносили кушанье со стола, и не прежде сели за стол, как комедия была прочитана до конца, а после обеда Дмитревский, по общему требованию, должен был опять читать ее сначала».

Итак, «Недоросль» имел успех в Москве не меньше, чем в Петербурге. Театр был рад поставить пьесу, сулившую верные сборы. Этому воспротивился московский цензор. Оставив рукопись комедии брату, Фонвизин вернулся в Петербург. Какой шаг предпринял он, чтобы спасти любимое детище, неизвестно. Может быть, обратился к Потемкину, который, по преданию, воскликнул, прочтя комедию: «Умри, Денис! Лучше не напишешь».

24 сентября 1782 года «Недоросль» был исполнен придворными актерами на сцене Вольного российского театра. Писатель принял деятельное участие в организации постановки: сам выбирал актеров, сам «начитал» роли каждому из них.
В день постановки театр был переполнен. На протяжении всего представления зрители отзывались «беспрерывным почти смехом и рукоплесканиями» и, как было тогда принято, в знак поощрения бросали на сцену кошельки.

«Успех был полный», – с удовлетворением писал через несколько дней Фонвизин содержателю московского театра Медоксу. В Москве «Недоросль» был поставлен 14 мая 1783 года и в том же году напечатан».

Фрагмент очерка Натальи Старосельской «Афанасий Кочетков» из цикла «Библиотека Малого театра» (2003 г.):

Афанасий Кочетков : <...>«Я много лет играю в «Недоросле» Стародума и думаю: Господи, когда же это наконец кончится?! Надоело ужасно, но вдруг на каком-то спектакле пришли на утренник школьники, и по их реакции я неожиданно понял, что в наше время отсутствия каких бы то ни было позиций им интересна позиция этого персонажа, его философия, его размышления. И, уловив это, стал играть как-то по-другому. Я такие вещи мгновенно чувствую, и если у меня, актера, нет четкой позиции, нет твердого понимания, что есть Добро, что есть Зло, - рано или поздно это ощутят и мои зрители, и им станет неинтересно. А если их захватит... что ж, значит, есть надежда...»

Спектакль идет уже много лет, но, судя по словам Афанасия Ивановича, если есть в нем надежда, значит, есть и некий скрытый запас: что-то непредсказуемое внезапно становится важным именно сейчас, сегодня, здесь, обретая новое дыхание. Есть назидательность и назидательность: в нашей смутной реальности почти невозможно предугадать, чем, когда и как именно отзовется в зрителе заложенная в основу классического произведения мораль. Может быть, в этом отчасти и кроется счастье профессии?.. <...>

Режиссер-постановщик – Геннадий Чихачёв
Композитор – Александр Журбин
Либретто – Лев Яковлев
Музыкальный руководитель и дирижер – Владимир Янковский
Балетмейстер – Екатерина Фомичёва
Хормейстер – Елена Конорева

В ролях: Людмила Полянская/Наталья Осипова, Владимир Куркин/Евгений Башлыков, Вадим Поповичев/Сергей Каныгин, Сергей Рязанов/Антон Фадеев, Наталья Реброва/ Дина Велес-Морозова/Жанна Андреева, Константин Скрипалёв/Валерий Половинкин, Татьяна Петрова/Наталья Замниборщ/Алена Корниенко и другие.

«Недоросль» – это контрасты российской жизни», – так композитор Александр Журбин охарактеризовал свой новый мюзикл, премьера которого состоялась 28 июля 2015 года. Торжественные виды Северной столицы здесь сочетаются с картинами провинциального захолустья, расшитые золотом бархатные камзолы – с ватниками и льняными рубахами, роскошные парики придворных Екатерины II – с засаленными бородами и косами крестьян длиною до пола. По словам постановщиков для изготовления кос и бород потребовались километры веревки – ее хватит, чтобы проложить путь из Санкт-Петербурга в Москву, а на костюмы ушло около 1000 квадратных метров мешковины и бортовки. Есть в этом спектакле и белоснежная императорская карета, и ветхий деревянный забор, речка, мост, и даже голубятня, где поселился недоросль Митрофанушка. Одним из действующих лиц выступит Екатерина Вторая, к которой с ходатайством о постановке новой комедии приходит Правдин.

Так, над слоем событий в имении Простаковых, появляется история о столичной власти. Создавая противоречивый образ властолюбивой императрицы, либреттист Лев Яковлев обратился к ее мемуарам и составил словарь екатерининских слов и выражений. Почти всё, что героиня произнесет на сцене – компиляция фраз, когда-либо сказанных самой Екатериной II. Геннадий Чихачёв ориентировал спектакль преимущественно на аудиторию школьного возраста, поставив действие ярко, динамично, с обилием хореографических номеров, без заумных загадок и модного сейчас заигрывания с «основным инстинктом». В мюзикле острый юмор, хулиганство и задор сочетаются с глубокими размышлениями о вечных русских проблемах: иждивенчестве, неуважении к личности, деспотизме, слепой любви родителей к своему чаду… и о проблеме власти, не видящей и не слышащей тех, кем она управляет. Здесь есть место нежным чувствам Милона и Софьи, козням неугомонных Простаковых и доброму волшебству Стародума. Сохранив черно-белую контрастность образов пьесы Фонвизина, спектакль преподносит историю не столь прямолинейно. Точка в конце спектакля - это запятая, взывающая к рефлексии. Не просто дружно посмеяться над посрамленными Простаковыми, но, оторвав взгляд от сцены, осмотреться вокруг, заглянуть внутрь себя. Чтобы, разглядев пороки, с энтузиазмом безнадежных романтиков вступить с ними в бой - и сделать мир лучше.

Продолжительность спектакля — 2 часа 30 минут с антрактом.











Top