Неистовый Гулаев. История самого эффективного лётчика Второй мировой войны

Гулаев Николай Дмитриевич (1918-1985).

Военный летчик, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации.

Родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области) в семье рабочего.
Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ. Некоторое время работал слесарем на одном из ростовских заводов. Вечерами учился в аэроклубе.
В 1938 году вступил в РККА.
В 1940 году окончил Сталинградское авиационное училище, затем служил в авиации ПВО.
На фронтах Великой Отечественной войны — с августа 1942 года. Лётчик-истребитель старший лейтенант Н.Д.Гулаев особенно отличился в боях на Курской дуге в районе Белгорода.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» заместителю командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу присвоено 28 сентября 1943 года за 95 боевых вылетов, 13 лично и 5 в группе сбитых самолётов противника.
В начале 1944 года Н.Д.Гулаев становится командиром эскадрильи. Он принимал участие в освобождении Правобережной Украины. В одном из боёв над рекой Прут во главе шестёрки истребителей P-39 Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 — лично Гулаевым.
Второй медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 129-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) гвардии капитан Н.Д.Гулаев удостоен 1 июля 1944 года за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых лично сбил 42 самолёта противника и 3 в группе.
В одном из боёв был тяжело ранен, но вернулся в строй. Всего за годы войны произвёл 250 боевых вылетов. В 69 воздушных боях сбил лично 57 самолётов противника и 4 — в группе, что сделало его третьим по результативности среди советских асов (первый — И.Н.Кожедуб — 62 лично сбитых самолёта; второй — А.И.Покрышкин — 59 лично сбитых самолётов).
После войны служил на командных должностях в Войсках ПВО страны.
В 1950 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского , а в 1960 году — Военную академию Генерального штаба.
С 1955 года в течение пяти лет был командиром 133-й авиационной истребительной дивизии, располагавшейся в Ярославле.
С 1979 года генерал-полковник авиации Н.Д.Гулаев в отставке.

Награды:
-две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза;
-два ордена Ленина;
-орден Октябрьской Революции;
-четыре ордена Красного Знамени;
-два ордена Отечественной войны 1-й степени;
-два ордена Красной Звезды.

Н.Д.Гулаев в кабине своего истребителя Р-39.

Дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Гулаев Николай Дмитриевич.

Список источников:
Гулаев, Николай Дмитриевич. Cайт «Герои Страны».
В.Печорский. Ас из первой десятки.

ГУЛАЕВ Николай Дмитриевич (26 февраля 1918, станица Аксайская Черкасского округа Области Войска Донского, ныне город Аксай Ростовской области — 27 сентября 1985, Москва) — лётчик, дважды Герой Советского Союза(1943, 1944), генерал-полковник авиации(1972). В феврале 1955 — сентябре 1958 — командир 133-й истребительной авиационной дивизии ПВО(город Ярославль).

Родился в семье донского казака. Русский. В 1934 году окончил 7 классов школы в станице Аксайской, в 1935 году — школу ФЗУ в Ростове-на-Дону. В 1935—1938 годах работал слесарем-инструментальщиком на Ростовском заводе эмалированной посуды. В 1938 году окончил Ростовский аэроклуб.

В армии с декабря 1938 года. В декабре 1940 года окончил Сталинградское военное авиационное училище. Служил в ВВС лётчиком истребительного авиаполка(в Западном особом военном округе).

В июне 1941 — лётчик 162-го истребительного авиационного полка(Западный фронт), боевые вылеты не совершал. В июле-сентябре 1941 года проходил переподготовку в 13-м запасном истребительном авиационном полку(город Кузнецк Пензенской области). В апреле-августе 1942 — командир звена 423-го истребительного авиационного полка ПВО, в августе-октябре 1942 — командир звена 487-го истребительного авиационного полка ПВО. На истребителях МиГ-3 и Як-7Б участвовал в воздушном прикрытии важных стратегических объектов Горьковского и Воронежско-Борисоглебского районов ПВО. В январе 1943 года окончил Курсы усовершенствования штурманов авиаэскадрильи при 3-й запасной авиационной бригаде(город Саратов).

В мае 1943 — августе 1944 — заместитель командира и командир авиаэскадрильи, штурман 27-го(с октября 1943 — 129-го гвардейского) истребительного авиационного полка(205-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия). Воевал на Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Участвовал в Курской битве и битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской и Львовско-Сандомирской операциях. 14 мая 1943 года в районе села Крюково(Яковлевский район Белгородской области) на истребителе Як-1 таранил вражеский бомбардировщик Ю-87, после чего спасся на парашюте. Всего за время войны совершил 205 боевых вылетов на истребителях МиГ-3, Як-7Б, Як-1 и Р-39 «Аэрокобра», в 69 воздушных боях сбил лично 55(один из них тараном) и в составе группы 5 самолётов противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали« Золотая Звезда». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года гвардии капитан Гулаев Николай Дмитриевич награждён второй медалью« Золотая Звезда».

В 1950 году окончил Военно-воздушную академию(Монино). В 1950—1951 — командир истребительного авиаполка Высших офицерских лётно-тактических курсов(город Таганрог Ростовской области). С 1951 — старший лётчик-инспектор по боевой подготовке Инспекции Войск воздушной обороны приграничной линии, в июне-декабре 1952 — старший лётчик-инспектор по технике пилотирования Главного руководства по организации воздушной обороны в странах народной демократии. В 1952—1955 — старший лётчик-инспектор отдела боевой подготовки Истребительной авиации ПВО страны. В феврале 1955 — сентябре 1958 — командир 133-й истребительной авиационной дивизии ПВО(город Ярославль).

В 1960 году окончил Военную академию Генерального штаба. В мае 1960 — декабре 1963 — командир 15-й дивизии ПВО(город Самарканд, Узбекистан), в декабре 1963 — ноябре 1966 — командир 2-го корпуса ПВО(город Ржев ныне Тверской области). С ноября 1966 — 1-й заместитель командующего, а в сентябре 1968 — ноябре 1974 — командующий 10-й отдельной армией ПВО(город Архангельск).

В 1974—1976 — заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны по боевой подготовке, в 1976—1979 — помощник командующего войсками Московского округа ПВО по вооружению. С ноября 1979 года генерал-полковник авиации Н. Д. Гулаев — в запасе.

Депутат Верховного Совета РСФСР 8-го созыва(1971−1975).

Награждён двумя орденами Ленина(28.09.1943; 8.10.1943), орденом Октябрьской Революции(4.03.1975), 4 орденами Красного Знамени(15.05.1943; 21.01.1944; 29.04.1957; 23.02.1971), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени(22.10.1944; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды(22.02.1955; 26.10.1955), медалью« За боевые заслуги»(20.06.1949), другими медалями, румынским орденом Тудора Владимиреску 2-й степени, иностранными медалями.

Бронзовый бюст Н. Д. Гулаева установлен в городе Аксай Ростовской области. В городах Москве, Архангельске и Ярославле на домах, в которых он жил, установлены мемориальные доски. Его именем названы улица и гимназия в городе Аксай, а также улица и детский оздоровительный лагерь в городе Анапе Краснодарского края.

Гулаев Николай Дмитриевич

Даже среди далеко неординарных летчиков-истребителей фигура Николая Гулаева выделяется своей колоритностью. Только он, человек беспримерной отваги, сумел провести 10 сверхрезультативных боев, одну из своих побед одержал тараном. Его скромность на людях и в самооценке диссонировала с исключительно настойчивой, агрессивной манерой ведения воздушного боя, а честность и открытость он с мальчишеской непосредственностью пронес через всю жизнь, до конца сохранив и некоторые юношеские предрассудки.

Н. Гулаев родился в известной на Дону станице Аксайской, неподалеку от Ростова, там, где Аксай впадает в Дон, 26 февраля 1918 г. В семье главенствовала мать - высокая волевая казачка, черные глаза и косы которой говорили о присутствии турецкой крови… Окончив семилетку, он отправился в Ростов-на Дону, где был принят в школу ФЗУ, а затем и в аэроклуб. С призывом в Красную Армию получил направление в Сталинградское военное авиационное училище, которое окончил в 1940 г.

Войну он встретил в составе 423-го иап. В июне 1942 г. был переведен в 487-й полк, где вскоре, 3 августа 1942г., принял свой первый бой. Первую победу он одержал без приказа, впервые в жизни взлетев ночью, под вой воздушной тревоги и подбадривающие реплики механиков. Ему повезло. На фоне лунного неба он увидел знакомые по таблицам и схемам силуэты - «хейнкели». Форсируя мотор своего «яка», сблизился с неприятельской машиной так, что отчетливо стали видны пламенеющие выхлопы двигателя, и нажал на гашетки. Очередь оказалась удачной: трасса засверкала быстрыми красными стрелами, вдруг расцветшими в ночи растущим огненным хвостом, бомбардировщик скользнул на крыло, извергавшее багровые клубы горящего топлива и, беспорядочно штопоря, устремился к земле… Реакция командира на его победу была неординарна: ему объявили о взыскании и представили к награде. Так началась одна из самых ярких ратных судеб.

В феврале 1943 г., после окончания курсов командиров звеньев, лейтенант Гулаев был направлен в 27-й иап. В составе этого полка он прожил свой «звездный» год, сбив в воздухе 58 неприятельских машин, «создав» десяток асов, став дважды Героем. Говорить о «школе» Гулаева не принято, однако его особенная, вдохновенная и рискованная, внешне начисто лишенная какого бы то ни было практицизма, манера ведения боя делает его по меньшей мере «символом» романтического направления в искусстве воздушного поединка. Как никто другой, он умел быть результативным: трижды (5.7.43 г., 25.4.44 г., 30.5.44 г.) он одерживал по четыре победы в день, еще дважды (7.7.43 г., 18.4.44 г.) уничтожал по три самолета и в 7 боях (14.5.43 г., 12.7.43 г., 24.10.43 г., 28.10.43 г., 15.12.43 г., 17.12.43 г., 8.1.44 г.) делал дубль. На его счету 9 двухмоторных бомбардировщиков (5 Хе-111 и 4 Ю-88), 5 «рам», 15 «штук» - пикировщиков Ю-87. Столь весомый расклад трофеев не характерен для летчиков фронтовой авиации, список побед которых главным образом составляли истребители.

Свою каждодневную боевую работу он начал в мае 1943 г. на Белгородском направлении. Накануне Курской битвы Люфтваффе сосредоточило там около 1000 самолетов для поддержки 4-й танковой армии генерала Гота и оперативной группы «Кемпф». Наряду с новинками бронетехники Вермахт впервые широко использовал здесь новейшие истребители ФВ-190 А-4, А-5 и А-6, несшие, как правило, 4-6 пушек и 2 пулемета.

Взлетев на перехват бомбардировщиков 14 мая 1943 г., Гулаев на бреющем полете разогнал свой «як» до предельной скорости, вышел в хвост вражескому звену и, выполнив из-под него короткую резкую горку, затруднившую прицеливание неприятельских стрелков, сверху сбил лидирующую «штучку». Без промедления он попытался атаковать второго, однако огонь с борта Ю-87 долго не позволял ему выйти на дистанцию эффективного огня. Несколькими очередями Гулаеву удалось повредить «лаптежника», убить стрелка и, наконец, зайти ему в хвост, но боезапас был исчерпан. Серый, в размытых пятнах камуфляжа фюзеляж «юнкерса» совсем рядом, ненавистная свастика жиреет на рубленой трапеции подрагивающего от скорости хвоста… Левая рука резко двигает вперед сектор газа, правая толкает ручку, ноги сдвигают педали, задавая самолету левый крен, и тот консолью разбивает плоскость вражеской машины. Обескрыленный «юнкерс» нелепо взмахивает оставшимся крылом, так что рядом мелькает протектор утопленного в обтекателе колеса и срывается вниз.

Земля и небо все быстрее вращаются вокруг. Газ, нога, ручка - отработанными движениями Гулаев пытается вывести машину из штопора, но та лишь чуть задирает нос и на мгновение замедляет вращение… Собрав все силы, летчик сумел выброситься из кабины неуправляемого самолета и, ощутив леденящую пустоту бездны, поспешно раскрыл спасительный парашют.

Артиллеристы, на позицию которых приземлился Гулаев, были свидетелями боя и оказали ему самый радушный прием, который хваткие политработники позднее назвали митингом. Это боевое приключение стало широко известно, и Гулаев вернулся в часть уже известным бойцом, героем, совершившим таран, уничтожившим 3 немецких бомбардировщика. Сознание собственного авторитета не только укрепило его уверенность, но значительно повысило внутреннюю дисциплину и самоконтроль, усилило требовательность к самому себе. Внимательным образом он изучал попадавшую ему в руки литературу, если позволяло время, мог часами обсуждать перипетии проведенных или представляемых воздушных боев. Он одерживает победы в каждом втором своем перехвате: 22 мая сбивает Ю-88, 29-го - Ю-87, 8 и 25 июня - 2 Ме-109. День начала Курской битвы, ставший самым кровопролитным днем второй мировой войны, он ознаменовал четырьмя личными победами, одержанными в 6 боевых вылетах на прикрытии аэродромов. На следующий день он сбил ФВ-190, 7 июля - Ю-87, а также Хш-126 и ФВ-189, записанные как групповые победы, 8-го - Ме-109, 12-го - 2 Ю-87. 12 июля он сделал свой «дубль», уже будучи назначенным командиром 2-й эскадрильи 27-го гиап. К середине июля, когда сильно поредевший полк был выведен с фронта для пополнения и перевооружения, на счету ст. лейтенанта Гулаева были 16 личных и 2 групповые победы, он был представлен к званию Героя Советского Союза. В его летной книжке записано, что к тому времени он совершил 147 посадок на Як-1 и 4 посадки на Як-7.

9 августа 1943 г., после краткого инструктажа, он совершил свой первый полет на «Аэрокобре». В первом же боевом вылете на новой машине он уничтожил очередного «лаптежника», через два дня мощной очередью по кабине сбил Ю-88, назавтра - 2 Ме-109, 29 октября - еще одного «мессера» и закончил месяц, сбив модифицированный Хе-111 с усиленным вооружением и бронированием. Заметим, что все свои победы Гулаев одержал отнюдь не в режиме «свободной охоты»: большинство его боевых вылетов записаны как прикрытие наземных войск, реже - аэродромов или переправ, на его официальном счету также до 10 перехватов и разведок.

В ноябре с аэродрома Зеленая, что неподалеку от Пятихаток, ему удалось уничтожить 2 особенно ненавистные для солдат «рамы» и в последний день месяца сбить свой 3-й «хейнкель».

В новогодних боях за Кировоград Гулаев одержал 3 двойные победы и сбил Ю-88. В ходе Корсунь-Шевченковской операции и под Уманью сбил Ме-109, «раму» и транспортный Ю-52, записанный ему как сбитый в группе. В марте гвардии капитану Гулаеву был предоставлен отпуск для поездки на Родину… Мать и сестра пережили оккупацию, а вот отца, его тихого всегда занятого хозяйством отца, фашисты повесили.

Мрачным и нелюдимым вернулся в часть прежде веселый и озорной комэск. В апреле 1944 г. он был особенно неукротим, еще никогда с таким упорством и неистовством он не искал встреч с противником, и никогда - ни до, ни после этого периода - ему не удавалось сбивать 10 вражеских самолетов за 2 недели. Тогда же он провел два своих сверхрезультативных боя: 18 апреля, прикрывая наземные войска в районе Шера, сбил 2 Ю-87 и Ме-109, а 25-го под Дубоссарами изрядно «пощипал фоккеришек» (выражение Гулаева), уничтожив 4 неприятельские машины. Вот как вспоминал об этом бое год спустя сам Гулаев:

«В 15.30 шесть самолетов „Аэрокобра“ вылетели под моим командованием на прикрытие наземных войск в районе плацдарма. Набрав по маршруту высоту около 4000 м, я пришел в заданный район и установил связь с радиостанцией наведения. При выполнении задания я ходил с правым кругом, углубляясь на территорию противника километров на 10.

Сделав два круга и пройдя с курсом 260-270°, я обнаружил группу самолетов, идущих под облаками с курсом 90°, на высоте от 2000 до 2500 м в строю колонны, состоящей из трех девяток. Боевой порядок девяток был клин. Выше и сзади шли, по-видимому, с опозданием 8 Ме-109. Поровнявшись на встречных курсах, я атаковал одну группу двумя парами с правым разворотом под ракурсом 2/4 с дистанции 150-200 м и сбил один ФВ-190. При выходе из атаки боевым разворотом вправо я снова атаковал самолет ФВ-190, который загорелся и отвесным пикированием пошел к земле.

Вследствие неожиданности атаки первая девятка потеряла четыре ФВ-190: два сбил я и по одному лейтенант Букчин, мой ведомый, и старший лейтенант Козлов. Противник, видя горящие самолеты, стал уходить с правым разворотом с курсом 230-250». При развороте один самолет подставил мне живот, я молниеносно открыл огонь и сбил третьего ФВ-190…

Имея все же превосходство в высоте и скорости, мы продолжали вести бой, несмотря на близкий исход горючего и боекомплекта. Младший лейтенант Гуров атаковал Ме-109 на встречных курсах в лоб; в результате атаки самолет резко накренился, задымил, вошел в отвесное пикирование и врезался в землю недалеко от нашей радиостанции. В это время меня атаковали 2 Ме-109 сверху-сзади; но благодаря моему ведомому, своевременно предупредившему меня, мне удалось выйти из-под удара быстрым движением рулей. При выходе в сторону облачности на меня свалился из облаков один ФВ-190, подставив свой хвост, в результате чего был сбит. Таким образом, на моем счету еще один сбитый самолет - четвертый.

Бой все разгорался. Ст. лейтенанту Козлову энергичным разворотом удалось зайти Ме-109 в хвост и с дистанции 100-150 м короткой очередью зажечь его. Мл. лейтенант Акиншин, ведомый капитана Никифорова, на вираже, с дистанции 50-70 м, сбил один Ме-109. Ввиду исхода горючего и боекомплекта я запросил командира корпуса о помощи. Командир, находившийся на радиостанции наведения, поднял в воздух с ближайшего аэродрома 18 самолетов «Аэрокобра». Не прошло 3-4 минут, как эти самолеты вступили в бой, что облегчило положение нашей шестерки. Боекомплект мой был израсходован полностью, но из боя я не выходил, а делал ложные атаки, пугая немецких летчиков. Моему ведомому удалось в одной такой ложной атаке, следуя за мной, сбить еще один ФВ-190…Наша шестерка вернулась на свой аэродром без потерь и существенных повреждений… В этом воздушном бою было сбито 7 ФВ-190 и 4 Ме-109».

При прочтении отрывка возникает ощущение органичной легкости, с которой Гулаев проводит воздушный бой. Все протекает как бы само собой: «один самолет подставил мне живот», другой «свалился из облаков, подставив свой хвост», из-под удара пары Ме-109 удается выйти «быстрым движением рулей». Эта внешняя легкость и является, наверное, проявлением высочайшего мастерства, искусства, будь то воздушный бой, музыкальное произведение или спортивный поединок.

30 мая над Скулянами Гулаев вновь сбил 4 вражеских самолета за один день: Хш-126, 2 Ме-109 и Ю-87. Ю-87 и Ме-109 сбил в одной атаке своим «фирменным приемом»: резко развернув, «кобру» после смертоносной очереди по «юнкерсу» навстречу атакующему его истребителю. Сам был серьезно ранен в правую руку; сконцентрировав все силы и волю, сумел привести истребитель на свой аэродром, зарулил на стоянку и потерял сознание. Он пришел в себя только в госпитале, после операции. Здесь же узнал о присвоении ему звания дважды Героя Советского Союза.

Свой последний боевой вылет он выполнил с аэродрома Турбя в Польше, 14 августа 1944 г., уже будучи майором штурманом 129-го гиап. Накануне, три дня подряд - 10, 11, 12 августа, он сбивал по «фоккеру».

Вскоре Гулаев был направлен на учебу. Исход войны был ясен, и прославленных асов берегли, в приказном порядке направляя их в ВВА.

Невысокого роста, крепкий (сказались занятия атлетизмом), с золотистыми глазами, подвижный «как ртуть», скорый на острое словцо и всегда готовый к дерзкому молодечеству, он был прирожденным воздушным бойцом. Его исключительная одаренность тем более полно проявилась в высокоорганизованном и сильном по составу полку, каким был 129-й Сандомирский орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого гвардейский истребительный авиационный полк. Летчики полка сбили в воздушных боях около 500 самолетов противника, среди них были 13 Героев Советского Союза. Командовали полком известные асы - В. Бобров, а с февраля 1944г. - В. Фигичев.

Гвардии майор Гулаев провел 240 боевых вылетов, в 69 воздушных боях сбил лично 57 и в группе 3 самолета противника. Его «производительность», 4 вылета на сбитый, стала одной из самых высоких в советской истребительной авиации.

В 1950 г. он окончил ВВА. Командовал полком, с 1954 г. - авиадивизией в Ярославле, потом в Ельце. В 1960 г. окончил Военную академию Генштаба. В 1961 г. был назначен командиром корпуса в Ржев, а с 1964 по 1974 гг. командовал 10 ВА, базировавшейся под Архангельском. В 1972 г. ему было присвоено звание генерал-полковника. В 1974 г. Гулаев назначен начальником боевой подготовки войск ПВО страны.

Он освоил многие типы реактивных боевых машин. Летал на МиГ-21 до 1967 г., пока П. Батицкий, в то время главком ПВО страны, не запретил ему летать. Генерал-полковник Гулаев был отправлен в отставку в 1979 г. Талантливый военачальник, он не пришелся ко двору во времена, когда наверху ценились отнюдь не деловые качества. Тяжело переживая свое отстранение от службы, он умер в Москве 27 сентября 1985 г.

Дважды Герой Советского Союза (28.9.43; 1.7.44). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

7.2. ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ 1425–1434 по , или 1425–1435 по . На страницах западно-европейских летописей отразился под именем Габсбурга «РОБЕРА» или «РУПРЕХТА ПАЛАТИНСКОГО» 1400–1410 по . Имя ПАЛАТИНСКИЙ возможно происходит от славянского названия ПАЛАТЫ, то есть

Из книги КГБ. Председатели органов госбезопасности. Рассекреченные судьбы автора Млечин Леонид Михайлович

Глава 23 НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ КОВАЛЕВ 20 июня 1996 года после отставки Барсукова исполняющим обязанности директора Федеральной службы безопасности был назначен генерал-полковник Николай Дмитриевич Ковалев. 9 июля его утвердили в должности.Он родился в 1949 году в Москве. После

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

Юрий Дмитриевич Правил в 1425–1434 годах по , или 1425–1435 по . В западных летописях отразился под именем Габсбурга «Робера» или «Рупрехта Палатинского» 1400–1410 по . Имя ПАЛАТИНСКИИ, возможно, происходит от славянского ПАЛАТЫ, то есть царские палаты, дворец.Юрий Дмитриевич

Из книги Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года автора Ивченко Лидия Леонидовна

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ СКОБЕЛЕВ (1843-1882) Герой освобождения Болгарии. Русский полководец. Генерал от инфантерии. Имя "Белого" генерала Скобелева в 70-80 годах XIX века было поразительно популярно в рядах русской армии, в России. Его называли при жизни "вторым Суворовым", "Суворову

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 2 (от МБ РФ до ФСК РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Егоров Николай Дмитриевич Биографическая справка: Николай Дмитриевич Егоров родился в 1951 году. Образование высшее.Работал председателем колхоза, председателем райисполкома, заместителем председателя краевого АПК.После августа 1991 года стал главой правительства

Из книги Древняя Москва. XII-XV вв. автора Тихомиров Михаил Николаевич

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ Новый московский князь вступил на престол еще юношей, но уже совершеннолетним, ему было 18 лет. К тому же Василий Дмитриевич успел пройти короткую, но полную опасностей жизненную школу. В двенадцатилетнем возрасте Василий ездил в Орду тягаться о великом

автора

Горелов Сергей Дмитриевич Родился 23 июня 1920 г. в селе Монастырщина Тульской губернии. Окон- чил Московский химический техникум, а в 1940 г. - Борисоглебское военное авиационное училище летчиков.Начал воевать в июле 1941 г. под Львовом. Летал в составе 165-го иап на И-16 и И-153.

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Гребенев Аркадий Дмитриевич Родился 29 июля 1919 г. в деревне Гребени Вятской губернии. Работал на мебельной фабрике в Ленинграде. В 1940 г. окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков.На фронте с 1941 г. В 1943 г. окончил авиационные курсы усовершенствования штурманов.

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Миоков Николай Дмитриевич Родился 3 августа 1916 г. в селе Нижнее Екатеринославской губернии. Окончил горно-промышленное училище, работал на шахтах. В 1938 г. Миоков окончил Иркутское военное авиационное техническое училище. Как авиатехник участвовал в обслуживании и

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Душа Петербурга, 1920-е годы Иван Гревс, Николай Анциферов, Николай Агнивцев В годины революций и войн культура обыкновенно оказывается на задворках, но всегда находятся люди, которые бережно ее сохраняют. В Петрограде-Ленинграде одним из таких людей был Н. П. Анциферов,

Из книги Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя» автора Дубровин Николай Федорович

Николай Дмитриевич Тимофеев Артиллерии генерал-майор.19 сентября 1854 г. генерал Тимофеев прибыл в Севастополь с подкреплением из отряда генерала Хомутова.24 октября под начальством генерала Тимофеева была произведена вылазка с правого фланга оборонительной линии, цель

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Дважды Герой Советского Союза гвардии майор Гулаев Н. Д. Прикрытие войскВ 1944 г. войска 2го Украинского фронта продолжали усиленное наступление на г. Кишинев, форсировав р. Прут.На западном берегу реки наши войска создали плацдарм в районе Ташлыка. 24 апреля наш гвардейский

автора Анишкин Валерий Георгиевич

ВАСИЛИЙ I ДМИТРИЕВИЧ (р. 1371 - ум. 1425)Великий князь московский (1389–1425). Сын Дмитрия Ивановича Донского и великой княгини Евдокии, дочери великого князя суздальского Дмитрия Константиновича. В 1383 г. 12-летним отроком Василий I был отослан отцом в Орду на ханский суд с князем

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ (р. 1373 - ум. 1434)Великий князь московский (1433, 1434). Сын Дмитрия Ивановича Донского и суздальской княгини Евдокии Дмитриевны.Юрий Дмитриевич решил оспорить завещание Василия I Дмитриевича и поддержать старый порядок престолонаследия от брата к брату. Суд в


Гулаев Николай Дмитриевич
Родился: 26 февраля 1918
Умер: 27 сентября 1985 (67 лет)

Биография

Николай Дмитриевич Гулаев (1918-1985) - лётчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза, третий из советских асов по числу сбитых самолётов в годы Великой Отечественной войны, генерал-полковник авиации.

До войны

Родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области) в семье рабочего.

Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ. Некоторое время работал слесарем на одном из ростовских заводов. Вечерами учился в аэроклубе.

В 1938 году вступил в РККА. В 1940 году окончил Сталинградское авиационное училище, затем служил в авиации ПВО.

Война

Николай Гулаев в кабине своей «Аэрокобры»

На фронтах Великой Отечественной войны - с августа 1942 года. Лётчик-истребитель старший лейтенант Н. Д. Гулаев особенно отличился в боях на Курской дуге в районе Белгорода.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» заместителю командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу присвоено 28 сентября 1943 года за 95 боевых вылетов, 13 лично и 5 в группе сбитых самолётов противника.

В начале 1944 года Н. Д. Гулаев становится командиром эскадрильи. Он принимал участие в освобождении Правобережной Украины. В одном из боёв над рекой Прут во главе шестёрки истребителей P-39 Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 - лично Гулаевым.

Второй медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 129-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) гвардии капитан Н. Д. Гулаев удостоен 1 июля 1944 года за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых лично сбил 42 самолёта противника и 3 в группе.

В 1944 году были обнародованы Указы о награждении штурмана истребительного авиаполка майора Н. Д. Гулаева третьей «Золотой Звездой», а также ряда летчиков второй «Золотой Звездой», но никто из них не получил наград по причине дебоша, устроенного ими в московском ресторане накануне получения наград. Данные указы были аннулированы. У ведомого Гулаева - Букчина С. З. другая версия этой истории. По ней никакого указа о присвоении третьей звезды не было, а дебош был совсем по другой причине.

В одном из боёв был тяжело ранен, но вернулся в строй. Всего за годы войны произвёл 250 боевых вылетов. В 49 воздушных боях сбил лично 55 самолётов противника и 5 - в группе, что сделало его третьим по результативности среди советских асов (первый - И. Н. Кожедуб - 64 лично сбитых самолётов; второй - Г. А. Речкалов - 61 лично сбитый самолёт).

После войны

После войны служил на командных должностях в Войсках ПВО страны. В 1950 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, а в 1960 году - Военную академию Генерального штаба. С 1955 года в течение пяти лет был командиром 133-й авиационной истребительной дивизии, располагавшейся в Ярославле. С 1966 года по 1974 год в звании генерал-полковника командовал 10-й армией ПВО, в это время жил и служил в городе Архангельске. На доме, где он жил в Архангельске, установлена мемориальная доска.

С 1979 года генерал-полковник авиации Н. Д. Гулаев в отставке.
Жил в Москве. Скончался 27 сентября 1985 года.

Награды

Две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза
Два ордена Ленина
Орден Октябрьской Революции
Четыре ордена Красного Знамени
Два ордена Отечественной войны I степени
Два ордена Красной Звезды
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За оборону Сталинграда»
Медаль «За взятие Берлина»
Медаль «За взятие Вены»
Медаль «За освобождение Праги»
Медаль «За победу над Японией»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
Медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
Медаль «За безупречную службу» I степени
Иностранные награды:
Орден Тудора Владимиреску II степени (СРР)
Медаль «30 лет Болгарской Народной Армии» (НРБ)
Медаль «30 лет Победы над фашистской Германией» (НРБ)
Медаль «За укрепление дружбы по оружию» (ЧССР)

Память

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Н. Д. Гулаева установлен в городе Аксае Ростовской области.

Лётные лики

Н.Д. Гулаев - лётчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза, третий из советских асов по числу сбитых самолётов в годы Великой Отечественной, генерал-полковник авиации.

Родился 26 февраля 1918-го в Аксае Ростовской области. Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ. Некоторое время работал слесарем на одном из ростовских заводов. Вечерами учился в аэроклубе.

В 1938-м вступил в РККА. В 1940-м окончил Сталинградское авиаучилище, затем служил в авиации ПВО.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» заместителю командира эскадрильи 27-го ИАП (205-я истребительная авиадивизия, 7-й истребительный авиакорпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старшему лейтенанту Гулаеву присвоено 28 сентября 1943-го за 95 боевых вылетов, 13 лично и 5 в группе сбитых самолётов противника.

В начале 1944-го Гулаев становится комэском. Он принимал участие в освобождении Правобережной Украины. В одном из боёв над рекой Прут во главе шестёрки истребителей P-39 Airacobra Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 - лично Н.Д. Гулаевым.

Второй медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 129-го ИАП (205-я истребительная авиадивизия, 7-й истребительный авиакорпус, 5-я воздушная армия,2-й Украинский фронт) гвардии капитан Н.Д. Гулаев удостоен 1 июля 1944-го за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых лично сбил 42 самолёта противника и три - в группе.

Записки на полях: В 1944-м были обнародованы указы о награждении штурмана истребительного авиаполка майора Н.Д. Гулаева третьей «Золотой Звездой», а также ряда лётчиков второй «Золотой Звездой», но никто из них не получил наград - по причине дебоша, устроенного ими в московском ресторане накануне получения наград. Данные указы были аннулированы. У ведомого Гулаева С.З. Букчина - иная версия этой истории. По ней никакого указа о присвоении третьей звезды не было, а дебош был совсем по другой причине.

В одном из боёв был тяжело ранен, но вернулся в строй. Всего за годы войны произвёл 250 боевых вылетов. В 69 воздушных боях сбил лично на И-16, Як-1 (?) и Аэрокобре 57 самолётов противника и 4 - в группе, что сделало его третьим по результативности среди советских асов.

После войны служил на командных должностях в Войсках ПВО страны. В 1950-м окончил ВВА им. Жуковского, а в 1960-м - Военную академию Генерального штаба. С 1955-го в течение пяти лет был командиром 133-й авиационной истребительной дивизии, располагавшейся в Ярославле. С 1979-го генерал-полковник авиации Н.Д. Гулаев в отставке.

Жил в Москве. Скончался 27 сентября 1985 года. Похоронен на Кунцевском кладбище. Бронзовый бюст дважды Героя установлен в Аксае Ростовской области. Мемориальная доска установлена в Ярославле на доме, где он жил. Его именем названа улица в Аксае и детский оздоровительный лагерь ВВС в Анапе.

Награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя ордена Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя ордена Красной Звезды, зарубежными орденами и медалями.

/Про Гулаева много интересного рассказывали...
Говорят, когда его к 3-й звезде представляли, то в начале 1945-го они в гостинице "Москва" отметелили югославскую делегацию. Мол, приехали на награждение, пошли отмечать. Возвращаются, а им, извиняйте, мол, номера ваши заняты, пожалте в другие... Ну и кроме югославов патрулям комендантским досталось. Дошло до Сталина, дело-то подсудное. Тот решил: уголовное дело закрыть, представления отозвать, всех отправить на прежние должности на фронт - пусть дерутся на фронте...

Сбил он, уверяют, больше самолётов противника, тоже друзьям записывал свои трофеи...
Молвят, что после войны для политработников была мука, когда приходилось просить его выступать, рассказывая о героических эпизодах.Потому как матершинник был страшный. Сперва-то ничего, начинал справно, как в "Красной звезде". А потом увлекался: "И тут как я его йоппнул!, бля, нах" и т.д. и т.п...

А умер, рассказывают, когда запрыгивал в автобус, чтоб ехать в Сочи, на отдых в санаторий им. Фабрициуса... Сердце остановилось. Мгновенно...

Словом, колоритный был мужик... Данные, естественно, не из архивов - из всемирной сети Инета, из застольных разговоров ветеранов-авиаторов. Потому и не включил в основную часть. Но всё же решил довести до вашего сведения... За что купил - за то и продаю:-))/




Top