Неизвестный художник-саркис диранян. Известный и неизвестный Мурадян

В 1392 году к власти в Корее пришел Ли Сон Ге (1392 - 1398) и была основана династия Ли. Государство Корё - Корею стали называть как в древности Чосоном.

В период правления Ли Сон Ге государственный строй Кореи был обустроен заново по образцу Китая периода династии Мин. Однако в начале нового исторического периода Корея в своем развитии значительно отставала от соседних государств. Внутренней причиной такого отставания являлась сохранившаяся феодальная форма землевладения установленная в XIV - XV веках. В стране нередки были случаи присвоения государственных земель феодалами (землевладельцами) и государственными служащими.

В сельском хозяйстве процветало ростовщичество. Количество свободных крестьян уменьшилось, зато участились крестьянские восстания. Низкому уровню сельского хозяйства соответствовали городская экономика, производство и торговля. Ремесленники, как и крестьяне, находились в зависимом положении.

Японская агрессия 1592 - 1598 годов.

Ослабление централизованного государства привело в XVI веке к систематическому нападению соседних государств то с севера, то с юга. Особенно усилилась угроза с юга со стороны Японии. В 1592 году Япония напала на Корею и, сломив сопротивление корейской армии, сначала захватила Сеул, затем Пхеньян. Большая часть страны была оккупирована японскими войсками, которые жестоко обращались с мирными жителями. Об их зверствах свидетельствует «ушное кладбище» в японском городе Киото, где захоронено 30 тысяч ушей и носов срезанных с варварски убитых корейцев. В Корее началась народная война против японских захватчиков. На оккупированных территориях развернулось партизанское движение «За правое дело». Народную армию в его действиях воодушевляла победа корейского флота под командованием Ли Сун Сина. Летом 1592 года корабли под его командованием разгромили японский флот.

Несколько облегчила борьбу корейцев против японских завоевателей прибывшая на помощь в конце того же года 50 тысячная китайская армия. В 1593 году объединенная армия Кореи и Китая освободила Пхеньян и Сеул. Однако в 1597 году началась новая японская агрессия. На этот раз Корея была хорошо подготовлена к войне. Корейцы добились побед и на суше и на море.

Нашествия японцев нанесли стране огромную моральную и материальную утрату. Всюду царило опустошение, города и села были превращены в руины. За годы войны население столицы Кореи уменьшилось вдвое. Для восстановления разрушенных дворцов в столицу были пригнаны тысячи крестьян. На селе резко сократились посевные площади. В высших кругах чиновничества процветали коррупция и преступность, а среди бедняков участились голод и холера. Тем не менее, страна начала постепенно восстанавливаться, и в тот период на нее напали маньчжуры.

Вторжение маньчжуров в Корею.

В 1627 году маньчжуры, рвущиеся к установлению своей власти в Китае, напали на Корею. Разгромив корейскую армию, они заняли и разграбили множество городов и сел. Корейское правительство перебралось на остров Канхва, откуда вело переговоры с захватчиками. Согласно мирному соглашению, подписанному с обеих сторон, Корея должна была отказаться от помощи Китая и прекратить с ней союзнические отношения. Но мир был недолгим.

В 1636 году маньчжуры вновь напали на Корею. На этот раз им удалось захватить Сеул. Оставшись в безвыходном положении, Корея вынуждена была признать свое поражение. Согласно новому соглашению 1637 года король Кореи признал себя вассалом маньчжуров. Корейское правительство обязалось прекратить, какие бы- то ни было отношения с династией Мин, и помогать маньчжурскому Китаю в его будущих войнах живыми силами, оружием и кораблями, а также ежегодно платить подати в виде золота, серебра, риса, шелка, тканей и бумаги. Между тем экспансия иностранных государств заставила короля объявить о «закрытии» Кореи для зарубежных стран. Любая связь с иностранцем каралась смертной казнью. Такая же участь ожидала любого иностранца нарушившего этот запрет.

В результате маньчжурского вторжения Корея, не оправившаяся еще от нападения японцев, столкнулась с новыми трудностями. Множество городов и сел были разграблены и разрушены, а его население угнано в рабство. Был нанесен большой урон сельскому хозяйству и ремесленничеству. Тяжким бременем легли на плечи разоренного народа огромные подати, взимаемые в пользу маньчжуров. Все это привело к разрушению производительных сил и усугублению и без того тяжелого экономического положения Кореи.

Социальное развитие.

Тяжелый экономический и политический кризис принуждал правительство Кореи прибегнуть к реформам. Передовые слои населения тоже призывали правительство к проведению реформ. Несмотря на существующие преграды в виде феодальных отношений, в стране сформировались местные рынки, ярмарки и крупные торговые центры, расширились торговые отношения с Китаем и Японией.

Реформы в целях развития страны были проведены в период правления короля Ёнчжона (1725 - 1776). В стране были сооружены дамбы, возведены водохранилища, на случай голода построены специальные зернохранилища. Вместе с тем, было запрещено изготовление спиртных напитков из риса, а также отменены или доведены до минимума некоторые государственные налоги. Был наложен запрет на тяжелые формы пыток (ломание ног) при допросах. При короле Ёнчжоне была издана декларация об отмене личной зависимости крестьян от крупного землевладельца, а также предоставлении свободы внуку или внучке рабыни. Попытки, предпринимаемые для укрепления ослабевающего феодального строя, нашли отражение в документе под названием «Великий сборник законов», составленном в 1785 году. Однако подобные уступки, направленные на укрепление правящего положения крупных землевладельцев и высшего чиновничества не в силах были остановить глубокий кризис, охвативший всю феодальную систему страны. Страна становилась объектом колониальных интересов таких стран, как Китай, Япония, Россия, США и европейские державы.

Корея в 30-60 годы XIX века.

К 30-х годам XIX века кризис, наметившийся во всех сферах корейского общества, резко обострился. Династия Ли изнуренная внутриполитическими распрями была в упадочническом состоянии. В этот период угрозой для страны стали капиталистические державы, которые стремились «открыть» Корею для иностранных государств и превратить ее в колонию. Первоначально это проявилось в активности европейских миссионеров. В 1831 году Папа Римский объявил о создании в Кореи католического епископата. В 1832 году у берегов Кореи появился корабль, который от имени Великобритании предлагал установить торговые отношения с Кореей, но получил отказ. Между тем, представители католической церкви, тайно проникшие на территорию Кореи, вели свою миссионерскую деятельность. Это были французские миссионеры. Вместе с корейцами, принявшими христианство, они были казнены, что явилось поводом для Франции снарядить в Корею военную эскадру. Французы, полагаясь на свою военную мощь, потребовали в качестве компенсации за смерть миссионеров открыть доступ в порты Кореи. Однако их визит оказался безуспешным, два корабля на берегах Кореи сели на мель.

Сильное впечатление на правящие круги Кореи произвело то обстоятельство, что Китай под давлением иностранных государств «открылся» и маньчжуры под натиском сил Запада сдались. Поэтому сеульские правители избрали путь еще более глубокой полной изоляции страны от внешнего мира.В середине XIX века внутреннее положение Кореи характеризуется нарастанием недовольства населения. Вот что писал один из миссионеров в своем тайном послании: «Маленькая искра может вызвать такой пожар, что его последствия будут неисчислимы». И без того нелегкое внутреннее положение страны усугубил голод, разразившийся в начале 60-х годов. Вспыхнувшие в связи с этим во многих местах восстания крестьян были жестоко подавлены со стороны правительства. Между тем, давление капиталистических стран на Корею усиливалось. Особенно активизировались американцы, которые не раз пытались «открыть» для себя корейские порты и навязать Корее неравные договоры. Но все их попытки, наталкиваясь на сильное сопротивление корейцев, не имели успеха. Однако самоизоляция Кореи от внешнего мира, отказ правящих кругов от проведения современных реформ, способствовали тому, что экономика страны продолжала оставаться в плачевном состоянии. А это привело к тому, что Корея со временем превратилась в колонию Японии.

    - (р. 1927), советский живописец. Народный художник Армянской ССР (1977). Член корреспондент АХ СССР (1983). Председатель СХ Армянской ССР (1982). Учился в Ереванском художеств. институте (1945 51). Автор тематических картин, монументальных … Художественная энциклопедия

    - (р. 1927) армянский живописец, народный художник Армении (1977), член корреспондент АХ (1983). Тематические картины, монументальные росписи, посвященные истории и современной жизни армянского народа (Перед восходом, 1971). Государственная… … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 1927), живописец, народный художник Армянской ССР (1977), член корреспондент РАХ (1983). Тематические картины, монументальные росписи отмечены глубиной образного строя («Перед восходом», 1971). Государственная премия СССР (1976). * * *… … Энциклопедический словарь

    Саркис Мамбреевич Мурадян Սարգիս Մուրադյան Армянский художник Дата рождения: 23 июня 1927 … Википедия

    - (арм. Մուրադյան) армянская фамилия. Известные носители: Мурадян, Арутюн Бахтибекович (р. 1953) бывший депутат армянского парламента. Мурадян, Зарэ Мурадович (1913 1979) советский артист и балетмейстер. Мурадян, Карен Рафикович (р. 1992) армянский … Википедия

    Мурадян (арм. Մուրադյան) армянская фамилия. Известные носители: Мурадян, Мурад Оганесович (р.1930) армянский политический и государственный деятель. Мурадян, Мурад Саакович (р.1957) армянский политический и государственный деятель. Мурадян,… … Википедия

Саркис Мурадян February 7th, 2013

Для меня он больше чем "просто" знаменитый армянский художник, академик и лауреат. Он был моим дядей.

И поэтому в честь его дня рождения я просто покажу вам некоторые его работы.

Кстати, очень интересный анализ его творчества сделала искусствовед Лилит Саркисян в предисловии к изданному в 2008 году альбому.

И начну с знаменитой "Комитас. Последняя ночь". 1956 год. Во многом благодаря этой картине Саркис подружился с Паруйром Севаком -- известным поэтом. Эта дружба продожалась до самого последнего дня Севака.

К образу Комитаса -- гениального армянского композитора и фольклориста, благодаря которому (во многом) существует современная армянская музыка -- Саркис Мурадян то и дело возвращался. Его картины "Антуни" и "Комитас. Апрель 1915" стали классикой.

Комитас чудом спасся от резни. Но от пережитого музыкант сошел с ума. Он прожил еще 19 лет, но за все эти годы не написал ни одной строчки... А до этого он был одним из самых известных хормейстеров Османской империи. Картина написана в 1965 году -- к 50-летию геноцида. Саркис Мурадян сыграл огромную роль в том, что в Армении стали отмечать день 24 апреля. Об этом написала его дочь, и линк к ее статье я помещу в конце поста.

А это автопортрет. Таким я его знал и очень робел.

А это одно из ранних его произведений -- "Свадьба в Раздане". Все искусствоведы обращают внимание на двух сплетничающих бабушек на первом плане, а меня всегда привлекали глаза жениха -- и вообще его лицо. Я детстве я не мог понять, почему у него такое "простое" лицо. И мне надо было стать уже взрослым человеком, чтобы понять: Саркис искал и находил красоту именно в таких простонародных лицах. Он воспевал именно эту "обыкновенность", деревенскую простоту, безыскусность. И это у него прекрасно получалось.

Вот еще такие лица. Смотрите, какой свет исходит от обгоревших на солнце щек девушки в красном халате.

Картина называется "Весна в горах". 1960 год.

И здесь -- посмотрите на лица. Это "Саженцы" -- 1970 год. Кстати, в "Саженцах" видна еще одна особенность творчества Саркиса Мурадяна: схематичность лиц и угловатость поз. Он был большим мастером портрета. Но в многофигурных композициях предпочитал такую схематичность. Я уверен: это делалось намеренно. кроме того, он слегка менял пропорции человеческого тела -- чуть увеличивал голову, укорачивал ноги, сужал плечи... Это был его художественный язык, над которым он работал, наверно, всю свою творческую жизнь.

А посмотрите на эти лица. Картина называется "Сыновья не вернулись". 1968 год.

Репродукцию этой картины -- "Перед рассветом" (1971) мой отец повесил у себя в кабинете. Посмотрите, какой свет -- тусклый, неживой, серый... Умение добиться такого света на картине -- это, по-моему, настоящее мастерство.

Саркис Мурадян любил писать своих дочерей. Этот их портрет 1969 года. Причем это не оригинал -- на оригинале не было выглядывающего здания. А я даже помню эти платья...

Тоже дочери -- на картине "Перекресток" 1975 года. Добермана Бека я, конечно, прекрасно знаю -- ведь он был сыном одной моей собаки и отцом второй. Их обеих звали Бинги -- разумеется, в честь булгаковского пса.

А эта вещь -- "Под мирным небом" (1971) для меня всегда будет портретом кузины -- Зары. Об этой картине и о многом другом она написала в журнале "Анив". Линк на ее воспоминания -- в самом конце этой записи.

Ну, а это самый настоящий портрет моей старшей кузины Гоар. 1973 год.

Это -- одна из моих любимейших работ Саркиса. Натюрморт. 1976 год.

Он был потрясающим мастером пейзажа. Его пейзажи никогда не бывали спокойными. Перекрученные ветви девевьев или виноградных лоз, потревоженная ветром трава, неровное небо... Его пейзажи динамичны. Они живые и тревожные. Вот "Весна". 1983 год.

А это -- "Виноградная лоза". 1976. Причем, кажется, эта работа даже не совсем пейзаж, а находится на грани между пейзажем и студийным натюрмортом.

Церковь Рипсимэ. 1975.

И для меня всегда особняком стоял работа 1963 года "Пробуждение". Я всегда видел в тоненькой девичьей фигуре радость молодости, счастья и красоты... Это -- не оригинал работы, а один из авторских вариантов (или, может, повторов). На оригинале вместо лодок был буйвол. Темный, мускулистый, могучий.

И наконец, обещанный линк на воспоминания моей кузины Заруи Мурадян об отце. "

Уже 5 лет, как нет с нами замечательного художника, одного из интереснейших представителей армянской живописи середины XX - начала XXI вв. Саркиса Мурадяна. Однако те, кому он был дорог при жизни и кто чтит его память сегодня, не дают нам забыть о творчестве художника, полном жизненной силы и любви.

За 5 лет без Мастера почитателям его таланта посчастливилось стать свидетелями 4 выставок, организованных семьей С.Мурадяна. Экспонаты каждой не повторились ни разу, что говорит о многогранности таланта Саркиса Мамбреевича и его творческой активности. Убедиться в этом можно, посетив Союз художников Армении, где на днях открылась очередная выставка работ С.Мурадяна, озаглавленная "Наши современники".

Известный и неизвестный Мурадян

Весной 2007г. в Национальной галерее Армении была открыта выставка Саркиса Мурадяна, приуроченная к его 80-летию. Художник о ней не знал: семья решила устроить сюрприз и представить публике его большие композиционные работы, собранные из запасников НГА и семейного архива.

САРКИС МАМБРЕЕВИЧ ТЯЖЕЛО БОЛЕЛ, НО РЕШИЛ ЛИЧНО ПРИНЯТЬ ГОСТЕЙ . Вскоре художника не стало, его наследием занялась семья. "За эти годы я обнаружила много удивительного в архивах отца, порой изумляясь его экспериментам, - рассказывает дочь С.Мурадяна Заруи. - Видимо, он делал это для себя, решая определенные живописные задачи, но будучи уверенным в том, что главное его достижение - большие композиционные панно. Именно их он и выставлял при жизни, "разбавляя" экспозицию парочкой портретов и оставляя нетронутой графику".

Два года назад отечественные ценители живописи открыли для себя новую страницу творчества Саркиса Мурадяна. На камерной выставке в Ереванской академии художеств, названной "Эскизы путешественника", мы познакомились с не известными доселе картинами, сделанными Мастером во время поездок на Кубу, в Албанию, Грецию и другие страны. Здесь же были представлены и его эскизы к большим полотнам, которые, по словам Заруи Мурадян, знакомили студентов академии с процессом и методом работы классика.


Лица эпохи

Нынешняя выставка - очередное открытие, позволившее нам окунуться в полный света, тепла и любви мир большого художника и профессионала, чье творчество - пример для молодого поколения творцов, порой лишенных мотивации к красивому.

ЭКСПОЗИЦИЯ В СХА СОТКАНА ИЗ 67 КАРТИН, В ОСНОВНОМ ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА . 4 портрета предоставили частные владельцы, три взяты из НГА. Часть работ, которые долго пылились в мастерской, выставлена впервые.

Саркис Мурадян был потрясающим мастером портрета. Герои его картин - его современники, с которыми он дружил и был близок, которых встречал во время поездок по Армении. Это видные деятели армянской культуры Мартирос Сарьян, Паруйр Севак, Арно Бабаджанян и многие другие представители интеллигенции, рабочие и крестьянки, чьи лица светятся богатым духовным интеллектом и индивидуальностью. Каждый из персонажей наделен особым характером и запечатлен в момент эмоционального выплеска или, наоборот, штиля. Это те лица, которых так не хватает современному обществу.

Избежать забвения

Саркис Мурадян прошел сложный творческий путь. Его вход в большое искусство ознаменовался цензурным запретом. Произошло это в 1951г., когда он, выпускник Ереванского художественно-театрального института, представил на защите диплома эскиз патриотической картины "Аварайрская битва".

МОЛОДОМУ ХУДОЖНИКУ ПОСОВЕТОВАЛИ СМЕНИТЬ НАЗВАНИЕ РАБОТЫ . "Послушный" юноша предложил иной вариант - "Спасти Армению любой ценой". Эскиз так и не принял форму завершенного полотна. Затем наступила "хрущевская оттепель", и художники задышали. На это историческое время и пришелся бурный этап становления С.Мурадяна как художника. Он был своеобразным новатором в армянском изобразительном искусстве той эпохи и оставил в ней глубокий след. Тем не менее звание народного художника Армении он получил лишь после того, как был удостоен Госпремии СССР.

Он был счастливым человеком. Как художник, ибо делал то, что хотел, не ограничивая себя рамками. Как гражданин, ибо всегда был активным членом общества, честным и неподкупным интеллигентом, преданным сыном своего Отечества. И как семьянин - его дети, внуки и правнуки всегда были рядом, никто не покинул страну в трудные годы. Тем не менее творчество Саркиса Мурадяна, в свое время высоко оцененное за пределами Армении, может сегодня быть предано забвению именно на Родине.

"Я не раз обращалась в Министерство культуры РА с предложением устроить выставку отца за пределами Армении, хотя бы в Москве или Киеве, где его прекрасно знают, но безуспешно, - поделилась дочь художника З.Мурадян. - А ведь Саркис Мурадян не только членкор Российской академии художеств и мастер, вошедший наряду с М.Сарьяном в Энциклопедию всемирного искусства, изданную в Германии еще в 1980-х гг. Это достойный художник, которым может гордиться любая нация, и истинный гражданин Отечества, один из тех, благодаря которым мы сегодня имеем независимую Армению".




Top