Неизвестный художник-саркис диранян.

Программа генерации живописи разработана в пекинском исследовательском центре Microsoft Search Technology Center Asia
  • 17.07.2019 Фантазия дизайнеров розовой ветки «забуксовала» в авангарде 1910–30-х годов. Три недели назад объявили, что соседняя станция «Нижегородская» будет в стиле супрематизма, а теперь вот «Стахановская» объявлена конструктивистской
  • 16.07.2019 Нет, похитители Куинджи по-прежнему не будут взрываться при попытке снять картину со стены. Но какие-то ловушки для них все-таки придумали
  • 15.07.2019 Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) погиб во время русско-японской войны в 1904 году. Броненосец «Петропавловск», где он работал, подорвался на вражеской мине и затонул в Желтом море
  • 12.07.2019 13 больших настенных живописных композиций были созданы русским советским художником в 1930-е годы по заказу американских властей. Теперь их решено закрасить. Сюжет вызывает недовольство национальных меньшинств
    • 19.07.2019 Продано 50 % - 10 из 20 лотов
    • 18.07.2019 В ближайшую субботу, 20 июля, АртЛитфонд представит на Винзаводе очередной аукцион современного искусства, в каталог которого вошли свыше 200 работ художников 1980-х - 2010-х годов
    • 18.07.2019 25 июля аукционный дом «Литфонд» представит коллекцию из 350 лотов редких книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток, исторических бумаг и географических карт на общую сумму свыше 15 000 000 рублей
    • 16.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это шесть живописных работ, десять листов оригинальной и два - печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна бронзовая скульптура
    • 10.07.2019 13 июля Литфонд представляет аукционное собрание живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, оцениваемое экспертами на общую сумму свыше 15 000 000 рублей
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    На днях в Ереване распахнула двери частная галерея "Саркис Мурадян", собравшая под своим кровом богатое творческое наследие замечательного художника, одного из интереснейших представителей армянской живописи середины XX — начала XXI вв. Саркиса Мамбреевича Мурадяна (1927-2007). Новый очаг культуры открылся по соседству с Государственной художественной академией, в стенах которой в середине прошлого века проходило становление Саркиса Мурадяна, художника и гражданина. Уже 8 лет мастера нет с нами, однако он продолжает жить в памяти многочисленных зрителей Армении, многих стран мира, в памяти своих дочерей и внуков, родных, друзей и коллег. Живет он и в армянском изобразительном искусстве, в красочных полотнах, напоминающих о многогранности его таланта.

    ГАЛЕРЕЯ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКОЙ, ОЗАГЛАВЛЕННОЙ "ЖЕНЩИНА В ТВОРЧЕСТВЕ МУРАДЯНА", включившей в себя полотна художника, объединенные темой любви. Экспозиция посвящена памяти супруги Мурадяна Людмилы Кечек, которая совсем малость не дожила до презентации галереи, однако ее присутствие ощущается во всем: в бережно сохраненных картинах из семейного архива, воплощенных в них женских образах, в нежности и тепле, которыми так и пышут полотна Саркиса Мурадяна. Галерея основана по инициативе дочери художника Заруи и ее супруга Акопа Чагаряна, предоставившего свое офисное помещение под очаг культуры.

    "Идея создания галереи созревала постепенно, мы понимали, что Саркис Мурадян — художник мирового значения, чье творчество по достоинству было оценено его соотечественниками и всеми теми, кто был знаком с его искусством. И мы задумали собрать воедино ту часть его наследия, которая осталась у нас, и сделать ее доступной ценителям живописи, — рассказывает Заруи Мурадян. — Мама была еще жива, когда мы завершили ремонт будущей галереи и подумывали над дебютной экспозицией. Однако вскоре ее не стало, и мы решили изменить концепцию выставки, посвятив ее нашей любимой Людмиле Кечек. На многих полотнах нынешней экспозиции изображен дом Мурадяна, который он строил своими руками. Здесь же портреты мамы, а также дочерей — мой и Гоар, изображения просторных армянских ландшафтов и их фрагментов".

    За годы, проведенные без Саркиса Мурадяна, почитателям его таланта посчастливилось стать свидетелями нескольких выставок, организованных семьей. Представленные в экспозициях каждой из них картины не повторялись ни по жанру и стилю, ни по теме и почерку, что говорит о разносторонней одаренности мастера, широте его живописных интересов и предпочтений, творческой активности. Выпускник Художественного училища им. Ф.Терлемезяна, Саркис Мурадян продолжил образование в Ереванском художественно-театральном институте, где и состоялся его дебют в качестве профессионального художника. Правда, первые шаги в мир большого искусства не были для него легки. В 1951 г. он представил в качестве дипломной работы эскиз картины "Аварайрская битва", полной патриотических чувств. Работа не была принята из-за неугодного в цензурную эпоху названия. Художнику мягко посоветовали сменить его. Не долго думая молодой Саркис предложил новую версию — "Спасти Армению любой ценой". Патриотические чувства и настроения художника не были разделены членами педагогического совета, а эскиз так и не принял форму завершенного полотна.

    "ХРУЩЕВСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ" ОЗНАМЕНОВАЛА НОВЫЙ ЭТАП КАК ВО ВСЕМ СОВЕТСКОМ ИСКУССТВЕ, так и в творчестве отдельных мастеров. В биографии Саркиса Мурадяна открывается новая страница творческой деятельности. Он становится своеобразным новатором в армянском изобразительном искусстве той эпохи, одним из основателей городского пейзажа, мастером, чья живопись не содержит намеков или недосказанности, а, наоборот, поражает своей смелой простотой и мужественной реалистичностью. Благодаря природному таланту, умению одинаково удачно реализовывать свой талант как в монументальных полотнах, так и в небольших по размеру графических картинах Саркис Мамбреевич постепенно выделяется среди многих современников. Обладая отличным композиционным мышлением, он пишет картины в разных, порой полярных жанрах. Натюрморты, пейзажи, в том числе и городские, портреты, монументальные полотна, баталистика — к любому жанру у художника находится свой ключ, персональный, авторский подход.

    Большое место в живописи Саркиса Мурадяна, впрочем, как и в его жизни и деятельности, занимает Армения, ее история, трагические эпизоды прошлого, ее взлеты и бурный расцвет. Патриот в душе и делах, Саркис Мамбреевич постоянно находился в творческих поисках, обращенных к летописи своей страны, которые привели его к теме Геноцида армян. Воплощением этой ужасной исторической страницы становится для него Комитас. Художник пишет эпохальную картину "Комитас. Последняя ночь", которая не просто разбивает цензурные врата, но и приносит ему широкую известность и заслуженную славу. Это полотно участвует в Декаде армянского искусства в Москве и удостаивается золотой медали. На протяжении всего творчества Мурадян не раз возвращался к образу Комитаса, но уже новыми средствами выразительности, иным живописным языком.

    Мурадяновский "Комитас" вдохновляет известного поэта Паруйра Севака на создание поэмы "Неумолкаемая колокольня" (1959 г.). Как мощно воздействие этой картины на зрителя! Кстати, с Севаком Мурадян знакомится в 1956 г., и это становится переломным моментом для обоих творцов. Образ П.Севака становится для художника символом пробуждения армянской культуры в ее историко-национальном проявлении. Знаменитая фреска С.Мурадяна, украсившая Дом-музей Паруйра Севака в Чанахчи, вошла в историю: запечатленные на ней события жизни поэта, над которыми словно возвышается поэма "Неумолкаемая колокольня", стали олицетворением целой эпохи.

    ЧТО БЫ НИ РИСОВАЛ САРКИС МУРАДЯН, ВО ВСЕМ ОЩУЩАЕТСЯ БЕЗГРАНИЧНАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ. Любой жанр для него — это возможность воспеть родную Армению, ее героические страницы, красавицу-природу, ее преданных сынов и дочерей, работающих на благо ее процветания. Почти каждая картина — будь то "Свадьба в Раздане", "Воспоминания о погибшем сыне", "Мои современники: саженцы", монументальный триптих "Сардарапатская битва" или "Портреты дочерей", "Гоарик", "Мила" — стала образцом для подражания для нескольких поколений художников. Отдельного внимания заслуживает цикл работ Саркиса Мурадяна, объединенный под названием "Эскизы путешественника". Это изумительные, бесподобные работы, созданные им во время поездок на Кубу, в Албанию, Грецию и другие страны.

    "Я всегда с большим удовольствием говорю о Саркисе Мурадяне, так как нам довелось 15 лет работать вместе, — заметил на открытии галереи директор Национальной галереи Армении, художник Фараон Мирзоян. — Его образ до сих пор перед моими глазами, ибо он — один из лучших живописцев и графиков нашего времени. Каждая работа Саркиса Мурадяна столь гармонична, отличается такой глубиной, такой пронзительной любовью ко всему, что окружало художника, что позволяет сегодня нам считать его неповторимым творцом своей эпохи. В армянском изобразительном искусстве он оставил яркий след".

    Саркис Мурадян был удостоен бронзовой медали ВДНХ за картину "Сыновья не вернулись", Государственной премии СССР за работы "Под мирным небом" и "Перед рассветом", первой всесоюзной премии за картину "Не выдержали" и многих других наград. Начиная с 1957 года он участвовал во многих республиканских, всесоюзных и международных выставках в Польше, Германии, Италии, Франции и других странах. В 1978 г. Саркис Мурадян удостоился звания народного художника Армении. 15 его полотен, в том числе и "Комитас. Последняя ночь", хранятся в Национальной галерее Армении. Есть они и в Музее истории Армении. Работы Мурадяна украшают знаменитые выставочные залы России — Третьяковской картинной галереи, Музея народов Востока. Их можно увидеть и в Музее Людвига в Кельне, а также в других зарубежных галереях и частных коллекциях.

    Что касается ереванской галереи "Саркис Мурадян", то основатели намерены превратить ее в активно действующий очаг культуры, где будут открываться выставки, презентоваться книги и проводиться иные мероприятия по искусству. "Мы надеемся, что городские власти оценят наше начинание, а любители искусства потянутся в нашу живописную обитель", — сказала Заруи Мурадян.

    Тема позитива продолжается- еще немного прекраснейших цветов. На этот раз в исполнении великолепного художника Саркиса Дираняна (1854-1918гг).

    Эту его картину я увидела в частной коллекции Саркиса Григоряна- владельца ереванской Галереи высокого искусства, где собраны картины самых лучших и выдающихся армянских художников: Башинджагяна, Бажбеук-Меликяна, Ханджяна, Минаса, Кочара, Гарзу, Жансема, Тутунджяна, "неоткрытых" Ришара Жераняна и Закари Закаряна (лечащего врача Дега, оставившего врачебную практику и посвятившего себя живописи), не говоря уже о современных армянских художниках- Акопе Акопяне, Рудольфе Хачатряне и др. От нее невозможно было оторвать глаз- нежная пастель, создающая полную иллюзию живописной работы. Теплая и необыкновенно живая.
    К сожалению про Дираняна очень мало информации: известно, что он родился в Константинополе (нынешний Стамбул), учился в школе рисования и живописи в европейском районе Бейоглу - у французского художника (Pierre Desire Guillemet).Затем переехал в Париж и продолжил обучение живописи.Работал в студии Жан-Леона Жерома. В 1883-84гг. (?) правительством Османской империи был награжден орденом Меджидие.Кстати, этим же орденом султан Абдул-Гамид Второй наградил в 1890 году другого великого армянского художника-Айвазовского. С 1887 года Министерство образования Османской империи выплачивает Дираняну ежемесячное пособие. В 1889 году он окончил парижскую Академию изящных искусств. Участвовал в различных выставках, в ыиграл ряд премий, в том числе Поощрительную - в 1892 году, а затем на Всемирной парижской выставке в 1900 году. В 1908 году в Париже состоялась его персональная выставка, а через год он участвовал в смешанной выставке в Мюнхене.
    А это "Автопортрет"


    Одна из лучших коллекций Дираняна хранится в университете Брауна (Brown University) в Род-Айленде, в том числе портреты канцлера Вильяма Годдарда и его супруги Эдит, и вроде бы его работа, изображающая губернатора Нормана висит в Капитолии Род-Айленда. Сегодня работы Дираняна - лоты ведущих европейских аукционов, в том числе и Кристи. А вот в биографии его еще много белых пятен.

    Девушки- с кастаньетами и сиренью

    P.S.
    У Галереи высокого искусства есть свой трехъязычный сайт, где любители армянского искусства могут найти много чего интересного: живопись, скульптура, графика, карикатура, прикладное искусство и т.д. Особо стоит заглянуть коллекционерам и галеристам

    Для меня он больше чем "просто" знаменитый армянский художник, академик и лауреат. Он был моим дядей.

    И поэтому в честь его дня рождения я просто покажу вам некоторые его работы.

    Кстати, очень интересный анализ его творчества сделала искусствовед Лилит Саркисян в предисловии к изданному в 2008 году альбому.

    И начну с знаменитой "Комитас. Последняя ночь". 1956 год. Во многом благодаря этой картине Саркис подружился с Паруйром Севаком -- известным поэтом. Эта дружба продожалась до самого последнего дня Севака.

    К образу Комитаса -- гениального армянского композитора и фольклориста, благодаря которому (во многом) существует современная армянская музыка -- Саркис Мурадян то и дело возвращался. Его картины "Антуни" и "Комитас. Апрель 1915" стали классикой.

    Комитас чудом спасся от резни. Но от пережитого музыкант сошел с ума. Он прожил еще 19 лет, но за все эти годы не написал ни одной строчки... А до этого он был одним из самых известных хормейстеров Османской империи. Картина написана в 1965 году -- к 50-летию геноцида. Саркис Мурадян сыграл огромную роль в том, что в Армении стали отмечать день 24 апреля. Об этом написала его дочь, и линк к ее статье я помещу в конце поста.

    А это автопортрет. Таким я его знал и очень робел.

    А это одно из ранних его произведений -- "Свадьба в Раздане". Все искусствоведы обращают внимание на двух сплетничающих бабушек на первом плане, а меня всегда привлекали глаза жениха -- и вообще его лицо. Я детстве я не мог понять, почему у него такое "простое" лицо. И мне надо было стать уже взрослым человеком, чтобы понять: Саркис искал и находил красоту именно в таких простонародных лицах. Он воспевал именно эту "обыкновенность", деревенскую простоту, безыскусность. И это у него прекрасно получалось.

    Вот еще такие лица. Смотрите, какой свет исходит от обгоревших на солнце щек девушки в красном халате.

    Картина называется "Весна в горах". 1960 год.

    И здесь -- посмотрите на лица. Это "Саженцы" -- 1970 год. Кстати, в "Саженцах" видна еще одна особенность творчества Саркиса Мурадяна: схематичность лиц и угловатость поз. Он был большим мастером портрета. Но в многофигурных композициях предпочитал такую схематичность. Я уверен: это делалось намеренно. кроме того, он слегка менял пропорции человеческого тела -- чуть увеличивал голову, укорачивал ноги, сужал плечи... Это был его художественный язык, над которым он работал, наверно, всю свою творческую жизнь.

    А посмотрите на эти лица. Картина называется "Сыновья не вернулись". 1968 год.

    Репродукцию этой картины -- "Перед рассветом" (1971) мой отец повесил у себя в кабинете. Посмотрите, какой свет -- тусклый, неживой, серый... Умение добиться такого света на картине -- это, по-моему, настоящее мастерство .

    Саркис Мурадян любил писать своих дочерей. Этот их портрет 1969 года. Причем это не оригинал -- на оригинале не было выглядывающего здания. А я даже помню эти платья...

    Тоже дочери -- на картине "Перекресток" 1975 года. Добермана Бека я, конечно, прекрасно знаю -- ведь он был сыном одной моей собаки и отцом второй. Их обеих звали Бинги -- разумеется, в честь булгаковского пса.

    А эта вещь -- "Под мирным небом" (1971) для меня всегда будет портретом кузины -- Зары. Об этой картине и о многом другом она написала в журнале "Анив". Линк на ее воспоминания -- в самом конце этой записи.

    Ну, а это самый настоящий портрет моей старшей кузины Гоар. 1973 год.

    Это -- одна из моих любимейших работ Саркиса. Натюрморт. 1976 год.

    Он был потрясающим мастером пейзажа. Его пейзажи никогда не бывали спокойными. Перекрученные ветви девевьев или виноградных лоз, потревоженная ветром трава, неровное небо... Его пейзажи динамичны. Они живые и тревожные. Вот "Весна". 1983 год.

    А это -- "Виноградная лоза". 1976. Причем, кажется, эта работа даже не совсем пейзаж, а находится на грани между пейзажем и студийным натюрмортом.

    Церковь Рипсимэ. 1975.

    И для меня всегда особняком стоял работа 1963 года "Пробуждение". Я всегда видел в тоненькой девичьей фигуре радость молодости, счастья и красоты... Это -- не оригинал работы, а один из авторских вариантов (или, может, повторов). На оригинале вместо лодок был буйвол. Темный, мускулистый, могучий.

    И наконец, обещанный линк на воспоминания моей кузины Заруи Мурадян об отце. "



    
    Top