Неизвестный пикассо. Дора маар с кошкой Портрет доры маар пабло

1. На первом месте портрет Адели Блох-Бауэр I (Adele Bloch Bauer I), написанный Густавом Климтом (Gustav Klimt) в 1907 году. Картина известна также как «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза». В 2006 году американский предприниматель и президент Нью-Йоркского Музея современного искусства Соломона Гуггенхайма Рональд Лаудер (Ronald S. Lauder) приобрел ее за 135,000,000 долларов США.

2. Полотно Пабло Пикассо (Pablo Picasso) 1905 года «Мальчик с трубкой» (Garçon à la Pipe) продано в 2004 году на аукционе Sotheby’s за $104,100,000.

3. Другая картина Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой» (Dora Maar with cat, 1941) продана на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке за 95,2 миллиона долларов.

4. «Портрет доктора Гаше» (Portrait Of Dr Gachet) Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh) был продан на аукционе Christie’s за 82,5 миллионов долларов в мае 1990 года. Картина изображает доктора Ван Гога и была закончена за несколько недель до самоубийства художника в 1890 году. Картина была куплена японским промышленником Риоеи Саито (Ryoei Saito).


5. На том же аукционе Риоеи Саито купил картину Bal Au Moulin de la Galette, написанную французским живописцем Пьером Огюстом Ренуаром (Pierre-Auguste Renoir) в 1876 году, за $78,000,000.


6. На шестом месте в этом рейтинге полотно «Избиение младенцев» (The Massacre Of The Innocents), написанное Питером Паулем Рубенсом (Peter Paul Rubens) в 1611 году. Картина была куплена Кеннетом Томсоном (Kenneth Thomson) за $76,700,000 в 2002 году

7. Portrait de l’Artiste sans Barbe, автопортрет Винсента Ван Гога «без бороды» был создан в сентябре 1889 и был продан за 71.5 миллионов в 1998 году


8. Картина Rideau, Cruchon et Compotier Поля Сезанна (Paul Cézanne) написана в 1893-1894 и продана за $60,500,000 одной из самых богатых семей Америки Whitney в 1999 году.

9. «Женщина со скрещенными руками» (Femme aux Bras Croisés, 1901) Пабло Пикассо была продана за $55,000,000 на нью-йоркском аукционе Christie’s.


10. Картина «Ирисы» (Irises, 1889) Винсента Ван Гога была продана за $54,000,000 австралийскому коллекционеру Алану Бонду (Alan Bond) в 1987 году.

Еще одна картина, которую стоит отметить, это «Номер 5. 1948» (No. 5, 1948) Джексона Поллока (Jackson Pollоck). По неподтвержденным данным, она была продана за 140 миллионов долларов, что поставило бы ее первой в этом списке.

О том, что Пабло Пикассо успел поработать еще и в этом направлении искусства вспоминают не так уж часто. Может быть, потому что на фоне остальных работ, эти выглядят недостаточно яркими. А может, просто потому что их цена никогда не доходила до тех скандальных цифр.


Le Grand Faune brooch of 23k gold, 20/20 edition François Hugo after Pablo Picasso, 1973 (private collection of Diane Venet)

Несколько ювелирных работ великого художника предстали перед публикой только в 1998 году. Хотя эти изделия много лет пролежали дома у Доры Маар, возлюбленной художника - мало кто знал о их существовании. Украшения попали на аукцион лишь спустя год после ее смерти.


Ink and color pencil drawing by Picasso set in frame-shaped pendant for Dora Maar, c. 1936-1939

Марк Блондо - основатель аукциона Sotheby"s помогал каталогизировать украшения в начале 1998-го года в квартире Доры Маар на Rue de Savoie в Париже, где она жила с 1936-го по 1945-й годы, во время своей любовной связи с Пикассо.



Ady, Marie Cuttoli, her husband, Man Ray, Picasso and Dora Maar, photographed by Man Ray in the South of France, 1937 (photo by Man Ray)

"Ювелирные изделия были повсюду: под кроватью, в старых обувных коробках…" - рассказывает Блондо. "Она хранила их бережно, с ревностью, как память о Пабло".


Portrait of Dora Maar engraved on brass plate of Juvénia watch inserted in chromium-plated metal ring, c. 1936-1939

Даже эксперты в ювелирных работах модернистов не представляли до этой находки, что Пикассо занимался украшениями задолго до своего коммерческого сотрудничества с ювелиром Франсуа Гюго в конце 1950-х и 1960-х.



Среди изделий были брошь, четыре подвески, часы и кольца, готовые оправы, в которые художник вставлял миниаютюрные портреты, в основном самой Доры Маар.


"Dora Maar au foulard" pencil drawing on board by Pablo Picasso, set in large open-worked steel brooch with simulated marcasite border, c. 1936-1939

Шесть гравюр были сделаны на обычной гальке, которую Пикассо подобрал на пляже. Рисунок нанесен карманным ножом. Два лета подряд влюбленная пара провела в Жуан-Ле-Пен на юге Франции. Почти все гравюры из терракота, некоторые с отверстиями в верхней части, так что Маар могла носить их как амулеты.

Tête de Faune pendant amulet of engraved soft stone and Femme Qui Pleure engraved terra cotta amulet made by Pablo Picasso for Dora Maar, c. 1937

"Многие художники - даже кое-кто из великих - делали украшения для своих близких. И эти изделия были абсолютно неинтересны, с точки зрения ювелирного искусства - только как часть истории" - говорит Тони Гринбаум, историк искусства в Нью-Йорке, специализирующийся на ювелирах-модернистах. "Сам по себе факт, что Пикассо сделал эти украшения и сделал их для Доры Маар невероятно интересен, независимо от того, что они собой представляют в плане стиля и эстетики. Безусловно, подобная находка - это эпохальное событие".

Основная часть украшений сделана с 1936-го по 1939-й, в первые три года романа Пикассо и Маар. Единственное письменное упоминание об этих изделиях, которое парижские исследователи смогли найти, появляется в биографии Пикассо и Одры, написанной Джеймсом Лордом, который жил в Париже после ВОВ и дружил с обоими участниками истории.


Portrait of Dora Maar in ink and color pencil by Picasso set in carved yellow gold ring and polychrome enamel band, c. 1936-1939

По словам Лорда, первое украшение Пикассо сделал для Маар, чтобы утешить ее после потери кольца с рубином. Золотого кольца, полученного в обмен на одну из его акварелей.

"Во время прогулки, переходя мост, между влюбленными завязался спор. Пикассо упрекал Дору в том, что она уговорила его отдать произведение своего искусства в обмен на безделушку.

В какой-то момент Дора решительно сняла с пальца кольцо и бросила его в Сену, заставляя Пикассо замолчать. Позже она расстроилась, что поступила так импульсивно."



Pablo Picasso - "Trefle (Clover)", 1971, Jewelry, 23 Carat Gold Pendant

"Через несколько месяцев в этом месте реки проводили работы по углублению русла. И в течении нескольких дней Дора дежурила на мосту, в надежде найти кольцо. Но оно было потеряно навсегда. И все по вине Пикассо."

"Дора не могла забыть эту историю до тех пор, пока Пикассо не сделал кольцо собственного дизайна для нее. Оно было слишком драгоценным и слишком хрупким, чтобы его носить Конечно, к какой-то степени это была его месть."



23kt Gold Pendant, Pablo Picasso, "Visage géométrique aux traits"

В 1936 году судьба преподнесла Пикассо еще один любовный сюрприз, сведя его в кафе «Две Кубышки» с неуравновешенной представительницей парижской богемы Дорой Маар. На ней были черные перчатки, расшитые розовыми цветами и она играла в опасную игру, стуча острием ножа между расставленными пальцами. В тот вечер она допустила ошибку и поранилась. Пикассо выпросил испачканные кровью перчатки и сохранил их на всю жизнь. Пабло заговорил с прекрасной незнакомкой на испанском, она ответила и бурный непредсказуемый, как любимая Пикассо коррида, начался.

Красота Доры вдохновляла художника, он писал много ее портретов, но ни на одном из них она не улыбается. Пикассо, поддаваясь очарованию ее огромных печальных глаз, изображал возлюбленную печальной, плачущей или скорбящей. На портретах Доры мы можем видеть и другие любимые художником черты этой женщины: округлые скулы, правильный овал лица, хищные длинные ногти.

В период своих отношений с Дорой Маар Пикассо пережил еще одно сильное потрясение, узнав о бомбардировке Герники, городка в его родной Испании. Его негодование вылилось на холст: в 1937 году появилась знаменитая обличающая нацизм «Герника». Дора, будучи опытным и талантливым фотографом, запечатлела различные этапы работы над этой картиной, подарив нам, тем самым, бесценный исторический материал. Ей же принадлежат и многие фотопортреты Пикассо. И именно благодаря ее влиянию художник начал свои эксперименты по совмещению живописи и гравюры с фотографией.

В начале 40-х годов неврастения Доры стала больше, чем неуравновешенностью. В 1945 году, опасаясь нервного срыва или суицида, Пикассо отправил Дору на лечение в психиатрическую клинику, поставив, таким образом, точку в их отношениях.




Пабло Пикассо - Дора Маар с кошкой.

Год создания: 1941

Dora Maar au Chat

Холст, масло.

Оригинальный размер: 128.3 × 95.3 см

Частная коллекция

«Дора Маар с кошкой» (фр. Dora Maar au Chat) — картина Пабло Пикассо, написанная в 1941 году. На ней изображена Дора Маар, возлюбленная художника, сидящая на стуле с маленькой кошкой на плече. Работа входит в число самых дорогих картин мира.

Полотно (128.3 на 95.3 см) — один из многочисленных портретов Доры Маар, написанных Пикассо за почти десятилетнюю историю их отношений. Пикассо познакомился с 29-летней Дорой в 1936 году в возрасте 55 лет и вскоре стал жить с ней. «Дора Маар с кошкой» была создана в 1941 году, когда нацисты занимали Францию. В 1947 году полотно было приобретено чикагскими коллекционерами Мэри и Ли Блок. Они же продали картину в 1963 году другой чикагской паре, Уилларду и Адель Джидвицам, после чего картина не выставлялась на публику вплоть до начала XXI века.

В 2005—2006 годы «Дора Маар с кошкой» впервые за долгое время демонстрировалась на публике, будучи частью выставок Сотбис в Лондоне, Гонконге и Нью-Йорке. Картина была выставлена на продажу аукционным домом Сотбис 3 мая 2006 года в Нью-Йорке и стала самой дорогой картиной в мире после «Мальчика с трубкой» Пикассо, проданной в 2004 году за 104 млн долларов. Русский покупатель, пожелавший остаться неизвестным, приобрёл «Дору Маар с кошкой» за $95 216 000 при оценочной стоимости в $50 000 000.

Личность покупателя, потратившего в общей сложности US$100 миллионов (помимо картины Пикассо были приобретены морской пейзаж 1883 года Клода Моне и работа 1978 года Марка Шагала), стала темой многочисленных слухов. Было установлено лишь то, что в аукционе участвовал лишь агент истинного покупателя, а также что этот агент был новичком и наверняка имел русские корни. На середину 2007 года имя обладателя Доры Маар с кошкой оставалось тайной, но наиболее вероятной фигурой рассматривался грузинский миллиардер Бидзина Иванишвили, продавший «Импэксбанк» за $550 миллионов за неделю до аукциона.

Описание картины Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой»

Имя Доры Маар, фотографа, работавшей в сюрреалистическом направлении, известно всему миру благодаря ее страстному роману с испанским художником Пабло Пикассо. Их отношения начались незадолго до начала Второй мировой войны. Она была необычайно красиво женщиной с изумительными глазами, скрывающими в себе загадку. Однако на портретах, созданных кистью Пикассо, образ Доры представлен нелепо, странно и нереалистично. Причина этому кроется в отношениях между художником и его возлюбленной. Они были наполнены страстью, противоборством двух талантов, двух гениальных умов.

Дора Маар на всех картинах Пикассо изображалась с непременными атрибутами - шляпкой и острыми ногтями. Головной убор говорил о причастности его возлюбленной к сюрреалистическому направлению. Пикассо нередко сравнивал свою подругу за ее свободолюбивый и непокорный нрав с дикой кошкой. В портрете «Дора Маар с кошкой» первое на что обращается внимание, как раз на острые длинные ногти синего цвета, что говорит, по мнению художника, о сильной и властной натуре.

Для писания прекрасных черт лица Доры художник использует методы и приемы кубического направления в живописи. В результате от реальной красоты женщины в портрете ничего не остается. Изображения лица в анфас и профиль соединены воедино, ухо каким-то образом оказывается под глазом, а рот становится перекошенным на бок.

Миниатюрная кошка, ласково положившая мордочку на плечо портретируемой, выглядит симпатично. Ее черный окрас, опять же по замыслу мастера, символизирует сексуальность и раскрепощенность, которой несомненно обладала Дора Маар. Даже в ее карикатурном и абстрактном образе каждый штрих, каждый мазок говорит о том, как сильно и страстно любил Пабло Пикассо свою музу.

Декабрь 05, 2012

Портрет Доры Маар

1937; 92х65 см
Музей Пикассо, Париж

Все женщины, которых любил Пикассо, были его музами и натурщицами. Каждую из них он писал вдохновенно и страстно. Сначала Фернанда, затем Ева, Ольга, Мария Тереза, Дора, Франсуа и, наконец, Жаклин — все эти женщины смогли покорить сердце мастера и уже поэтому были достойны живописного увековечения.

Сам художник однажды признался, что он делил всех представительниц прекрасного пола на «богинь» и «половые коврики». «Ему доставляло особую радость, — утверждает американская писательница Арианна Стасинопулос-Хаффингтон в обстоятельной монографии «Пикассо : созидатель и разрушитель», — превращать первых во вторых, и они «богини», не только позволяли ему это делать, но и получали удовольствие».

По мнению исследовательницы, художник не искал настоящей любви, а всегда стремился соблазнить, подчинить и навязать свою волю. В нем был исключительно сильно развит инстинкт разрушения. Его любовницами становились жены его близких друзей, порой с их ведома и согласия, как это, к примеру, было со второй женой поэта Поля Элюара (1895-1952) — Нюш, портрет которой сегодня хранится в парижском Музее Пикассо.

Вся жизнь мастера прошла под знаком борьбы инстинктов созидания и разрушения. «Я думаю, что умру, никогда никого не полюбив», — сказал однажды Пикассо.

Портрет Марии Терезы Уолтер

Музей Пикассо, Париж

Мария Тереза со своим идеальным овалом лица и «простым носом» (слова Пикассо) олицетворяла классическую красоту. Когда в 1937 году мастер создает ее портрет, то использует цветовую гамму, в которой преобладают нежные, спокойные оттенки, светлая голубизна и изумрудная зелень. Желтый цвет соломенной шляпы — это воспоминание о солнечных днях, проведенных вместе на французской Ривьере.

Совмещение разных точек зрения (глаза анфас, губы и нос в профиль) подчеркивает правильность черт лица Марии Терезы, представленного в универсальном для всех ракурсов мимическом движении (в одном этом портрете мы можем увидеть сразу три выражения).

С Дорой Маар Пикассо познакомился в 1936 году при посредничестве того же Поля Элюара. Во время их первой встречи Дора случайно поранила себе руку ножом. Ее окровавленные перчатки Пабло будет хранить всю жизнь как священную реликвию. Мария Тереза была стройной, слегка меланхоличной блондинкой. Дора же была, что называется, «вполне в испанском вкусе» — чувственная брюнетка, по свидетельству известного скульптора и фотографа Брассая (настоящее имя — Дьюла Халас (1899-1984)), «в равной степени вспыльчивая и страстная». Вот почему, портретируя Дору, Пикассо подбирает живые, горячие тона, точно соответствующие ее огненному темпераменту.




Top