Неизвестный пикассо. Описание картины Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой Дора маар с кошкой пабло

В 1936 году судьба преподнесла Пикассо еще один любовный сюрприз, сведя его в кафе «Две Кубышки» с неуравновешенной представительницей парижской богемы Дорой Маар. На ней были черные перчатки, расшитые розовыми цветами и она играла в опасную игру, стуча острием ножа между расставленными пальцами. В тот вечер она допустила ошибку и поранилась. Пикассо выпросил испачканные кровью перчатки и сохранил их на всю жизнь. Пабло заговорил с прекрасной незнакомкой на испанском, она ответила и бурный непредсказуемый, как любимая Пикассо коррида, начался.

Красота Доры вдохновляла художника, он писал много ее портретов, но ни на одном из них она не улыбается. Пикассо, поддаваясь очарованию ее огромных печальных глаз, изображал возлюбленную печальной, плачущей или скорбящей. На портретах Доры мы можем видеть и другие любимые художником черты этой женщины: округлые скулы, правильный овал лица, хищные длинные ногти.

В период своих отношений с Дорой Маар Пикассо пережил еще одно сильное потрясение, узнав о бомбардировке Герники, городка в его родной Испании. Его негодование вылилось на холст: в 1937 году появилась знаменитая обличающая нацизм «Герника». Дора, будучи опытным и талантливым фотографом, запечатлела различные этапы работы над этой картиной, подарив нам, тем самым, бесценный исторический материал. Ей же принадлежат и многие фотопортреты Пикассо. И именно благодаря ее влиянию художник начал свои эксперименты по совмещению живописи и гравюры с фотографией.

В начале 40-х годов неврастения Доры стала больше, чем неуравновешенностью. В 1945 году, опасаясь нервного срыва или суицида, Пикассо отправил Дору на лечение в психиатрическую клинику, поставив, таким образом, точку в их отношениях.




Пабло Пикассо - Дора Маар с кошкой.

Год создания: 1941

Dora Maar au Chat

Холст, масло.

Оригинальный размер: 128.3 × 95.3 см

Частная коллекция

«Дора Маар с кошкой» (фр. Dora Maar au Chat) — картина Пабло Пикассо, написанная в 1941 году. На ней изображена Дора Маар, возлюбленная художника, сидящая на стуле с маленькой кошкой на плече. Работа входит в число самых дорогих картин мира.

Полотно (128.3 на 95.3 см) — один из многочисленных портретов Доры Маар, написанных Пикассо за почти десятилетнюю историю их отношений. Пикассо познакомился с 29-летней Дорой в 1936 году в возрасте 55 лет и вскоре стал жить с ней. «Дора Маар с кошкой» была создана в 1941 году, когда нацисты занимали Францию. В 1947 году полотно было приобретено чикагскими коллекционерами Мэри и Ли Блок. Они же продали картину в 1963 году другой чикагской паре, Уилларду и Адель Джидвицам, после чего картина не выставлялась на публику вплоть до начала XXI века.

В 2005—2006 годы «Дора Маар с кошкой» впервые за долгое время демонстрировалась на публике, будучи частью выставок Сотбис в Лондоне, Гонконге и Нью-Йорке. Картина была выставлена на продажу аукционным домом Сотбис 3 мая 2006 года в Нью-Йорке и стала самой дорогой картиной в мире после «Мальчика с трубкой» Пикассо, проданной в 2004 году за 104 млн долларов. Русский покупатель, пожелавший остаться неизвестным, приобрёл «Дору Маар с кошкой» за $95 216 000 при оценочной стоимости в $50 000 000.

Личность покупателя, потратившего в общей сложности US$100 миллионов (помимо картины Пикассо были приобретены морской пейзаж 1883 года Клода Моне и работа 1978 года Марка Шагала), стала темой многочисленных слухов. Было установлено лишь то, что в аукционе участвовал лишь агент истинного покупателя, а также что этот агент был новичком и наверняка имел русские корни. На середину 2007 года имя обладателя Доры Маар с кошкой оставалось тайной, но наиболее вероятной фигурой рассматривался грузинский миллиардер Бидзина Иванишвили, продавший «Импэксбанк» за $550 миллионов за неделю до аукциона.

Описание картины Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой»

Имя Доры Маар, фотографа, работавшей в сюрреалистическом направлении, известно всему миру благодаря ее страстному роману с испанским художником Пабло Пикассо. Их отношения начались незадолго до начала Второй мировой войны. Она была необычайно красиво женщиной с изумительными глазами, скрывающими в себе загадку. Однако на портретах, созданных кистью Пикассо, образ Доры представлен нелепо, странно и нереалистично. Причина этому кроется в отношениях между художником и его возлюбленной. Они были наполнены страстью, противоборством двух талантов, двух гениальных умов.

Дора Маар на всех картинах Пикассо изображалась с непременными атрибутами - шляпкой и острыми ногтями. Головной убор говорил о причастности его возлюбленной к сюрреалистическому направлению. Пикассо нередко сравнивал свою подругу за ее свободолюбивый и непокорный нрав с дикой кошкой. В портрете «Дора Маар с кошкой» первое на что обращается внимание, как раз на острые длинные ногти синего цвета, что говорит, по мнению художника, о сильной и властной натуре.

Для писания прекрасных черт лица Доры художник использует методы и приемы кубического направления в живописи. В результате от реальной красоты женщины в портрете ничего не остается. Изображения лица в анфас и профиль соединены воедино, ухо каким-то образом оказывается под глазом, а рот становится перекошенным на бок.

Миниатюрная кошка, ласково положившая мордочку на плечо портретируемой, выглядит симпатично. Ее черный окрас, опять же по замыслу мастера, символизирует сексуальность и раскрепощенность, которой несомненно обладала Дора Маар. Даже в ее карикатурном и абстрактном образе каждый штрих, каждый мазок говорит о том, как сильно и страстно любил Пабло Пикассо свою музу.

Агнешка Стржевски родилась от ненависти своей матери к одиночеству.
Агнешка считала, что эта причина для рождения ничем не хуже, чем другие.
Из ненависти к сидению дома Агнешка долго гуляла одна вечерами. Иногда мужчины пытались познакомиться с ней, но она только презрительно фыркала и шла дальше, заканчивая прогулку у молочного магазина.
Да, она изредка спала с мужчинами. С теми, которые ненавидели супружескую верность или воздержание. Чаще всего это случалось весной. Делала она это исключительно из ненависти к одиноким ночам.
Жизнь ее протекала незамысловато – она ела из ненависти к голоду, одевалась из ненависти к холоду, пила абсент из ненависти к отсутствию чувства легкого опьянения.
Агнешка ненавидела свое имя, реальность и аксиомы. Ах да, и зеркала.
В доме напротив, в комнате с широкими подоконниками и большим камином, жил чиновник почтового ведомства в отставке. Скучный господин, целыми днями раскладывающий пасьянсы. Но Агнешка считала его пиратом, отошедшим от дел, но проводившим много времени, разглядывая старинные карты с крестиками сокровищ. Мы ведь знаем, как она относилась к реальности. Часто она грезила о нем, а потом ненавидела себя за смятую постель и испарину. Но все равно мечтала однажды забраться к нему на колени под толстый и теплый клетчатый плед.
Она могла бы так же грезить о племяннике пирата, но тот никогда не расставался с собакой.
Вместо зеркал в ее доме были аквариумы с рыбами. По утрам она долго смотрелась в них, чтобы понять какая она сегодня. Иногда ее глаза – пара черных скалярий или юркие суматранские барбусы – расплывались по разным углам, и тогда осторожным щелчком по стеклу она собирала их вместе. Рот – иногда хищные цихлиды, изредка – дискусы, в грустные дни – бледные макроподы, случалось, что - медовые или целующиеся гурами. Морщинки – стайка тетр или неонов. А улыбалась она редко, поэтому – цветной арованой.
Ненавидя аксиомы, Агнешка часто сидела на крыше, а иногда и ходила по самому краю карниза, наблюдая, как взлетают стайки испуганных воробьев. А потом переговариваются по-птичьи, настороженно оглядываясь.
Фиолетовые лоснящиеся баклажаны, нежнозеленые кабачки, лук-порей и авокадо никогда не появлялись на ее столе. Агнешка ненавидела овощи.

Когда она увидела картины Пикассо, то подумала, что этот человек мог бы нарисовать ее портрет. Ведь он ненавидел реальность так же, как и она.
А Пикассо улыбнулся и подумал, что он мог бы нарисовать ее портрет, потому что она ненавидит реальность так же, как и он. И нарисовал.
«А как он будет называться?» - спросила Агнешка, когда портрет был готов.
«Портрет Доры Маар» - ответил Пабло.
«Доры Маар... - восхитилась Агнешка. – Чудесно! Просто чудесно! И эта шляпка...»
«Портрет Доры Маар с кошкой,» - уточнил маэстро.
«С кошкой... С кошкой?..» – не веря в свое счастье, восторженно выдохнула Агнешка. «Пабло, вы гений,» - прошептала она и зажмурила от удовольствия все свои глаза.

Из цикла «Мои любимые обманщики»

.

Портрет работы Пабло Пикассо

Биография и творчество

Дочь француженки из Турени и архитектора хорватского происхождения, выросла в Аргентине .


В 1920 приехала в Париж, училась живописи , затем фотографии , познакомилась с Брассаем , Картье-Брессоном , сблизилась с сюрреалистами (Бретон , Батай и др.). Была ассистенткой Мана Рэя , в 1935 открыла собственное фотоателье. Её фотомонтаж «Папаша Убю» (1936 ) стал своего рода визитной карточкой сюрреалистического искусства.

В 1936 в парижском кафе « Дё маго » Поль Элюар познакомил Маар с Пикассо , чьей подругой, моделью и музой она стала на 9 лет. Маар много фотографировала Пикассо (особенно в период его работы над « Герникой »), под его влиянием обратилась к живописи. Пикассо часто создавал изображения грустящей Маар, в его творчестве она навсегда осталась «плачущей женщиной».

Известная миру только как женщина Пикассо и фотограф, которая запечатлела на пленку процесс создания Герники, Дора Маар, на самом деле заслуживает внимания как талантливый фотограф-сюрреалист, экспериментатор и фотожурналист. В начале творческого пути она некоторое время занималась живописью, но, осознав, что ее призвание - фотография, полностью погрузилась в это новейшее для той эпохи направление. Сюрреализм отражал ее собственный характер и внутренний мир: меланхолический, интеллектуальный и эмоционально сложный. В своих работах Дора ищет пути от освобождения от условностей через свободные образные ассоциациии и скрытые формы и свойства объектов к рождению новой реальности.


Dora Maar La Historia De Musa Picasso Picture

В 1945 , после разрыва с Пикассо, Маар пережила тяжелый душевный кризис, лечилась в психиатрической клинике у Жака Лакана . После выставки живописных работ ( 1957 ) на долгие годы затворилась в своей квартире, писала стихи и картины , была почти забыта.

В полной мере живописное наследие Маар, высоко оцененное публикой и критикой , было представлено лишь на посмертной ретроспективной выставке ( 1999 ).

Признание

  • О художнице написаны романы Драганы Букумирович «Дора Маар» (1998 ) и Николь Авриль «Я, Дора Маар» ( 2002 , нем. пер. 2004 ).

  • Её роль в фильме Джеймса Айвори « Прожить жизнь с Пикассо » (1996 ) сыграла Джулианна Мур , роль Пикассо — Энтони Хопкинс .

Фотогалерея

Дора Маар




Пабло Пикассо и Дора Маар

Pablo Picasso and Dora Maar (born Teodora Marković) by Man Ray.

Пикассо, Дора Маар и Ман Рэй в компании, Антиб, 1937. Ман Рэй, фото

Два гения: Дора Маар и Пабло Пикассо

Красота Доры вдохновляла художника, он писал много ее портретов, но ни на одном из них она не улыбается. Пикассо, поддаваясь очарованию ее огромных печальных глаз, изображал возлюбленную печальной, плачущей или скорбящей. На портретах Доры мы можем видеть и другие любимые художником черты этой женщины: округлые скулы, правильный овал лица, хищные длинные ногти.

В период своих отношений с Дорой Маар Пикассо пережил еще одно сильное потрясение, узнав о бомбардировке Герники, городка в его родной Испании. Его негодование вылилось на холст: в 1937 году появилась знаменитая обличающая нацизм «Герника». Дора, будучи опытным и талантливым фотографом, запечатлела различные этапы работы над этой картиной, подарив нам, тем самым, бесценный исторический материал. Ей же принадлежат и многие фотопортреты Пикассо. И именно благодаря ее влиянию художник начал свои эксперименты по совмещению живописи и гравюры с фотографией.

Портрет Доры Маар, 1937

Картина испанского художника Пабло Пикассо "Голова женщины (Дора Маар)

Пабло Пикассо

"Портрет Доры Маар"

Картина испанского художника Пабло Пикассо "Портрет Доры Маар" 1938.

Картина Пабло Пикассо "Герника"


Дора Маар и ее портрет Alice B. 1946

Dora Maar, Ménerbes 1970 год

Dora Maar dans son atelier, rue de Savoie.

Portrait of Pablo Picasso by Dora Maar, Atelier Rue d’Astorg 29, Paris

Dora Maar With and Without Picasso.


"Без названия" 1932

"Двойной портрет" 1930

"Без названия" 1934

"Нюш Элюар" 1935


Amante, musa y víctima de Picasso, Dora Maar.

Дора Маар. Канделябр

Дора Маар. Портрет Леонор Фини


Sem título, de Dora Maar.

Дора Маар "Перламутровый король собирает деньги на День Империи". 1935

Дочь пылкого хорвата и утонченной парижанки, Дора Маар, родившаяся во Франции и выросшая в Аргентине, в возрасте 19 лет перебралась в Париж. С неизменным “Роллейфлексом” в руках она буквально ворвалась там в мир фотографии и вскоре стала известным фотографом. Критики утверждали, что она нажимает на кнопку аппарата в тот самый момент, когда реальность “расстраивается”. Называли ее стиль
“трагическим барокко” и “эстетикой катастрофы”.
Она сблизилась с сюрреалистами,

став своеобразной “музой” этого движения.
Ее знакомство с Пикассо произошло в 1936 году в парижском кафе “Две макаки”, где культовый поэт-сюрреалист Поль Элюар представил 53-летнему художнику 29-летнюю Дору Маар. Она сидела за соседним столиком и, положив на столешницу ладонь в черной перчатке, небрежно играла ножом, пытаясь быстро втыкать острие между пальцами. Неожиданно Дора не попала в цель и ранила руку. Показалась кровь, ошеломившая испанского живописца. Взволнованный, он попросил отдать ему эти перчатки и долго хранил их в застекленном шкафу. Так начался их головокружительный роман, продолжавшийся девять лет...



Под ее влиянием художнику удалось выбраться из затяжного творческого кризиса. Именно в этот период были написаны многочисленные портреты Доры и создана знаменитая “Герника”, процесс работы над которой она запечатлела в своих фотоснимках.


Пикассо часто писал Дору Маар. Он изображал ее во всем многообразии своих стилей и манер письма Ее легко узнать по яркому маникюру с острыми, длинными, напоминающими лезвие ножа ногтями и неизменно грустному лицу. Пикассо отмечал, что никогда не мог писать ее улыбающейся.


Недавно картина Пабло Пикассо “Дора Маар с кошкой” на аукционе Sotheby"s в Нью-Йорке была продана за 95 миллионов 216 тысяч долларов.


Расставание Маар с Пикассо имело катастрофические последствия. Дора Маар забросила фотографию и живопись, попала в психиатрическую клинику, откуда ее вытащил Жак Лакан, и на многие годы затворилась от мира в своей парижской квартире. Пережив на четверть века того, кто, по словам Андре Бретона, был “безумной любовью” ее жизни, она скончалась в 90-летнем возрасте в одиночестве и в бедности.


Роман Пабло Пикассо и Доры Маар стал своеобразной легендой. Он нашел отражение и в литературе, и в кинематографе. В 1996-м, например, был снят фильм “Прожить жизнь с Пикассо” Джеймса Айвори. Роль художника играл Энтони Хопкинс, а Дору Марр - Джулианна Мур.

Возобновлены съемки фильма “33 дня” - именно столько времени понадобилось Пикассо, чтобы запечатлеть на своем гигантском полотне (3,5 на 7,8 метров) “Герника” трагическую гибель испанского города с аналогичным названием в результате массированных бомбардировок с воздуха во время гражданской войны. Примерно пять лет назад запуск этого фильма в производство сорвался из-за банкротства кинокомпании. Поэтому сообщение о том, что на главные роли в фильме назначены Антонио Бандерас (Пикассо) и Гвинет Пэлтроу (Маар) сопровождается осторожным уточнением “по слухам”.




Top