Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси

Эта книга – ответ тем, кто считает современное искусство не то заумью снобов, не то откровенным обманом. Какой смысл заключен в "Черном квадрате" Малевича? Что имел в виду Энди Уорхол, изображая бесчисленные банки томатного супа? И причем тут вообще писсуар? В своем захватывающем и подчас шокирующем рассказе о полуторавековой истории современного искусства Уилл Гомперц не ставит перед собой задачу оценивать те или иные произведения. Он дает читателям "краткий курс" культурных кодов-подсказок, позволяющих самостоятельно ориентироваться в современном художественном пространстве и разбираться, где "пустышка", а где шедевр.

    Предисловие 1

    Вступление - Непонятное искусство 1

    Глава 1 - Фонтан, 1917 3

    Глава 2 - Преимпрессионизм: в стремлении к реальности, 1820-1870 5

    Глава 3 - Импрессионизм: поэты современной жизни, 1870-1890 10

    Глава 4 - Постимпрессионизм: развилка, 1880-1906 14

    Глава 5 - Сезанн: "всем нам как отец", 1839-1906 19

    Глава 6 - Примитивизм,1880–1930/ Фовизм, 1905–1910: зов предков 22

    Глава 7 - Кубизм: другая точка зрения, 1907-1914 27

    Глава 8 - Футуризм: да здравствует будущее, 1909-1919 31

    Глава 9 - Кандинскии/Орфизм/ "Синий всадник": звуки музыки, 1910-1914 33

    Глава 10 - Супрематизм / Конструктивизм: русские, 1915-1925 36

    Глава 11 - Неопластицизм: за решеткой, 1917-1931 40

    Глава 12 - Баухаус: встреча однокашников, 1919-1933 43

    Глава 13 - Дадаизм: анархия рулит, 1916-1923 48

    Глава 14 - Сюрреализм: жизнь есть сон, 1924-1945 51

    Глава 15 - Абстрактный экспрессионизм: широкий жест, 1943-1970 56

    Глава 16 - Поп-арт: шопинг-терапия, 1956-1970 61

    Глава 17 - Концептуализм/ Флюксус/Арте повера/ Искусство перформанса: интеллектуальные игры, 1952 и далее 67

    Глава 18 - Минимализм: без названия, 1960-1975 71

    Глава 19 - Постмодернизм: подлинное и мнимое, 1970-1989 74

    Глава 20 - Искусство сегодня: богатые и знаменитые, 1988–2008 – наши дни 77

    Благодарности 84

    Список иллюстраций 84

    Произведения искусства: где они находятся 84

    Источники карикатур, черно-белых иллюстраций и цветных репродукций 86

    Иллюстрации 86

    Примечания 87

Уилл Гомперц
Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси

Моей жене Кейт и детям – Артуру, Неду, Мэри и Джорджу

WHAT ARE YOU LOOKING AT?

150 Years of Modern Art in the Blink of an Eye

Copyright © Will Gompertz, 2012

First published in Great Britain in the English language by Penguin Books Ltd. This edition published by arrangement with Penguin Books Ltd. and Andrew Numberg Literary Agency

Перевод с английского Ирины Литвиновой

Предисловие

Существует множество изумительных работ по истории искусства, начиная от классической "Истории искусства" Эрнста Гомбриха до задиристого и познавательного "Шока новизны" Роберта Хьюза (Хьюз охватил только современное искусство, тогда как Гомбрих замахнулся на все сразу, хотя где-то к 1970 году выдохся). Я не собираюсь соревноваться с такими авторитетами – куда мне! – а хочу предложить нечто иное: собственную познавательную, веселую и легкую для восприятия книгу, охватывающую хронологическую историю современного искусства (от импрессионистов до наших дней), но изложенную с точки зрения сегодняшнего дня. Чтобы, скажем, объяснить, почему такое направление, как конструктивизм, возникшее еще в 1915 году, актуально по-прежнему, как совокупность художественных, политических, технологических и философских обстоятельств, породивших его, обусловила будущее искусства и нашего общества, – и в то же время посмотреть свежим взглядом на то, что этому направлению предшествовало.

Моим знаниям, с которыми я взялся за эту задачу, явно не хватает академизма, да и с практической стороной не ахти: четырехлетний ребенок рисует лучше меня. Вся надежда – на мои способности журналиста и радиоведущего. Как говорил великий покойный Дэвид Фостер Уоллес о своих эссе, популяризация – это такая сфера обслуживания, где человеку, не лишенному интеллекта, дают время и пространство, чтобы он вникал в разные вещи в интересах других людей, у которых есть занятия поважнее. Кроме того, мое преимущество – это опыт, не зря я столько лет проработал в странном и завораживающем мире современного искусства.

За те семь лет, что я был директором галереи Тейт, мне удалось посетить как величайшие музеи мира, так и менее известные собрания, лежащие в стороне от проторенных туристических маршрутов. Я бывал у художников дома, внимательно изучал богатые частные собрания и наблюдал за многомиллионными аукционами современного искусства. Я окунулся в него с головой. Когда я начинал, то не знал ничего; теперь мне кое-что известно. Конечно, еще многому предстоит научиться, но надеюсь, та малость, что я успел впитать (и удержать в себе), хоть немного поможет вам оценить и понять современное искусство. А это, как я убедился, одно из самых больших удовольствий в жизни.

Вступление
Непонятное искусство

В 1972 году лондонская галерея Тейт приобрела скульптуру "Эквивалент VIII" американского минималиста Карла Андре. Созданная в 1966 году, она состоит из 120 огнеупорных кирпичей, которые, если следовать инструкциям художника, могут быть сложены в восемь разных форм одинакового объема (отсюда и название "Эквивалент VIII"). Выставленная в галерее в середине 1970-х годов композиция являла собой параллелограмм глубиной в два кирпича.

Ничего особенного в этих кирпичах не было – любой мог приобрести точно такие же по несколько пенсов за штуку. Но галерея Тейт выложила за них более двух тысяч фунтов. Английская пресса как с цепи сорвалась. "Транжирят национальные финансы на груду кирпичей!" – вопили газеты. Даже высокоинтеллектуальный искусствоведческий журнал The Burlington Magazine задался вопросом: "Не сошла ли Тейт с ума?" Всем хотелось знать, с какой стати Тейт так безрассудно тратит государственные деньги на то, что "под силу любому каменщику".

Вы помните в фильме 1+1 между двумя главными героями происходит диалог о современном искусстве. Когда помощник Дрисс не может понять, как можно купить белое полотно с красным пятном за 30 тысяч долларов.

А сколько таких разговоров можно услышать среди людей, которые незнакомы с искусством: "да мой трехлетний ребенок рисует не хуже художника N, который продает свою мазню за несколько тысяч долларов".

Так кто же прав? Как понять, почему то или иное творчество называется искусством и почему стоит таких басносоловных денег?

В этом может помочь книга под простым названием: "Непонятное искусство".

Уилл Гомперц не просто любитель искусства, но и редактор отдела искусств канала BBC. До этого проработавший более 7 лет в галлерее Тейт. К слову самому посещаемому и влиятельному музею современного искусства.

Эта книга будет вашим путеводителем в мир современного искусства. Я уже давно хотела изучать искусство, но никак не могла понять, а с какого бочка начать изучать искусство и как понять, что значит такое направление как модернизм и чем оно отличается от постмодернизма.

Долго искала книгу, которая смогла бы объяснить мне это все доступным языком. И вот она нашлась.

Обложка книги дает нам отсылку на томатный суп Campbell Энди Уорхола.


Еще в 19 веке мир искусства был относительно спокоен. Художники рисовали пухлых ангелочков и выверяли каждый мазок кисти. А потом пришли импрессионисты и все им испортили.

Современное искусство сделало настолько большой рывок в своем развитии, что для большинства людей слова "современное искусство" ассоциируется с чем-то очень сложным и не для всех.

Заглянув в галлерию современного искусства человек невольно задумывается: а не дурак ли он, раз не понимает, что же запечатлено на картине, а может индустрия искусства просто дурит людей и выкачивает многомиллионые суммы из простофиль?

Когда Клод Моне (импрессионист) создал картину "Впечатление" в 1872 году критик журнала "Le Charivari" Луи Леруа сказал:

Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это "Впечатление"

Именно Леруа назвал импрессионизмом новое течение.

Спустя ровно 100 лет галерея Тейт покупает скульптуру "Эквивалент VIII" за более 2 тысяч фунтов. Скульптура создана из обычных кирпичей, которые мог бы сложить любой каменщик.

Через 30 лет галерея Тейт вновь шокирует людей и покупает людскую очередь(листок бумаги на котором была изложена идея словацкого художника).

И это искусство? Да. Хотите узнать почему, загляните в книгу "Непонятное искусство".

Книга написана понятным языком. Четко и логично.

Вы узнаете, почему вы не сможете повторить черный квадрат Малевича, и как так получилось, что обычный писсуар считается главным шедевром 20 века.

Книга повествует о искусстве с середины 19 века по сегодняшний день.

В книге имеются иллюстрации.



В книге вы не получите полный рассказ о художниках и направлениях. Здесь собраны лишь самые известные художники, архитекторы, скульпторы, которые являлись родоначальниками направлений.

Эту книгу я могу назвать букварем современного искусства. После нее вы можете направиться в дальнейшее путешествие по искусству.

Сможете отличать Моне от Мане. Почему "Фонтан" Дюшана важен для современного искусства. Отличать синтетический кубизм от аналитического. Поймете разницу между модернизмом и постмодернизмом.

Книга идеально подходит новичкам. Искушенный человек искусства едва ли найдет для себя что-нибудь интересное. А вот новичкам будет полезна.

Моей жене Кейт и детям – Артуру, Неду, Мэри и Джорджу

WHAT ARE YOU LOOKING AT?

150 Years of Modern Art in the Blink of an Eye

Copyright © Will Gompertz, 2012

First published in Great Britain in the English language by Penguin Books Ltd. This edition published by arrangement with Penguin Books Ltd. and Andrew Numberg Literary Agency

Перевод с английского Ирины Литвиновой

Предисловие

Существует множество изумительных работ по истории искусства, начиная от классической «Истории искусства» Эрнста Гомбриха до задиристого и познавательного «Шока новизны» Роберта Хьюза (Хьюз охватил только современное искусство, тогда как Гомбрих замахнулся на все сразу, хотя где-то к 1970 году выдохся). Я не собираюсь соревноваться с такими авторитетами – куда мне! – а хочу предложить нечто иное: собственную познавательную, веселую и легкую для восприятия книгу, охватывающую хронологическую историю современного искусства (от импрессионистов до наших дней), но изложенную с точки зрения сегодняшнего дня. Чтобы, скажем, объяснить, почему такое направление, как конструктивизм, возникшее еще в 1915 году, актуально по-прежнему, как совокупность художественных, политических, технологических и философских обстоятельств, породивших его, обусловила будущее искусства и нашего общества, – и в то же время посмотреть свежим взглядом на то, что этому направлению предшествовало.

Моим знаниям, с которыми я взялся за эту задачу, явно не хватает академизма, да и с практической стороной не ахти: четырехлетний ребенок рисует лучше меня. Вся надежда – на мои способности журналиста и радиоведущего. Как говорил великий покойный Дэвид Фостер Уоллес о своих эссе, популяризация – это такая сфера обслуживания, где человеку, не лишенному интеллекта, дают время и пространство, чтобы он вникал в разные вещи в интересах других людей, у которых есть занятия поважнее. Кроме того, мое преимущество – это опыт, не зря я столько лет проработал в странном и завораживающем мире современного искусства.

За те семь лет, что я был директором галереи Тейт, мне удалось посетить как величайшие музеи мира, так и менее известные собрания, лежащие в стороне от проторенных туристических маршрутов. Я бывал у художников дома, внимательно изучал богатые частные собрания и наблюдал за многомиллионными аукционами современного искусства. Я окунулся в него с головой. Когда я начинал, то не знал ничего; теперь мне кое-что известно. Конечно, еще многому предстоит научиться, но надеюсь, та малость, что я успел впитать (и удержать в себе), хоть немного поможет вам оценить и понять современное искусство. А это, как я убедился, одно из самых больших удовольствий в жизни.

Вступление

Непонятное искусство

В 1972 году лондонская галерея Тейт приобрела скульптуру «Эквивалент VIII» американского минималиста Карла Андре. Созданная в 1966 году, она состоит из 120 огнеупорных кирпичей, которые, если следовать инструкциям художника, могут быть сложены в восемь разных форм одинакового объема (отсюда и название «Эквивалент VIII»). Выставленная в галерее в середине 1970-х годов композиция являла собой параллелограмм глубиной в два кирпича.

Ничего особенного в этих кирпичах не было – любой мог приобрести точно такие же по несколько пенсов за штуку. Но галерея Тейт выложила за них более двух тысяч фунтов. Английская пресса как с цепи сорвалась. «Транжирят национальные финансы на груду кирпичей!» – вопили газеты. Даже высокоинтеллектуальный искусствоведческий журнал The Burlington Magazine задался вопросом: «Не сошла ли Тейт с ума?» Всем хотелось знать, с какой стати Тейт так безрассудно тратит государственные деньги на то, что «под силу любому каменщику».

«Деточка, не говори ˝деривативный˝ это нехорошее слово!»

Прошло еще три десятка лет, и Тейт снова потратила деньги британских налогоплательщиков на необычное произведение искусства. На этот раз она решила купить людскую очередь. Впрочем, не совсем так. Не самих людей – в наши дни это противозаконно, – а только очередь. Или, если еще точнее, листок бумаги, на котором изложил свою идею словацкий художник Роман Ондак. Его замысел состоял в том, чтобы нанять нескольких актеров и выстроить их в очередь перед запертой дверью. После расстановки, или, говоря языком галеристов и художников, «инсталляции», актеры должны были обратить свои взоры на дверь и замереть в позе смиренного ожидания. Предполагалось, что это заинтригует прохожих, которые либо присоединятся к очереди (как правило, случается именно так), либо пройдут мимо, недоуменно морща лоб и пытаясь понять, какой художественный смысл ими упущен.

Идея забавна, но искусство ли это? Если каменщику под силу создать аналог «Эквивалента VIII» Карла Андре, то и фальшивую очередь Ондака вполне можно было бы счесть эксцентрической выходкой в духе дурацких розыгрышей. По идее прессе надлежало в этом случае впасть в полнейшую истерику

Но дело ограничилось недовольным ворчанием: ни тебе критики, ни негодования, ни даже двусмысленных заголовков от наиболее остроумных участников таблоидного сообщества – ровным счетом ничего! Единственным откликом на состоявшуюся сделку стала пара одобрительных строчек в одном респектабельном журнале, в рубрике событий в мире искусства. Так что же произошло за эти тридцать лет? Что поменялось? Почему передовое современное искусство, казавшееся поначалу дурацкой шуткой, стало восприниматься не то что с уважением – с пиететом?

Не последнюю роль тут сыграли деньги. За минувшие десятилетия огромное количество презренного металла было вложено в мир искусства. Государственные средства щедрыми потоками тратились на «облагораживание» старых музеев и создание новых. Крушение коммунизма и отказ от вмешательства государства в рыночную экономику (и как результат – глобализация) привели к увеличению популяции мультимиллионеров, для которых приобретение предметов современного искусства стало очень выгодной инвестицией. Покуда падали фондовые биржи и лопались банки, стоимость знаковых произведений современного искусства продолжала расти, как и число участников этого рынка. Еще несколько лет назад международный аукционный дом Sotheby"s рассчитывал на покупателей из трех стран. Сейчас таких стран уже более двух десятков, и никого не удивишь присутствием новых богатых коллекционеров из Китая, Индии и Южной Америки. Основные рыночные экономики включились в игру «спрос-предложение», причем первое значительно превышает второе. Стоимость работ умерших художников (которые в силу этого уже не создадут новых произведений) – Пикассо, Уорхола, Поллока, Джакометти и других – продолжает стремительно расти.

Уилл Гомперц

Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси

Моей жене Кейт и детям – Артуру, Неду, Мэри и Джорджу

WHAT ARE YOU LOOKING AT?

150 Years of Modern Art in the Blink of an Eye


Copyright © Will Gompertz, 2012

First published in Great Britain in the English language by Penguin Books Ltd. This edition published by arrangement with Penguin Books Ltd. and Andrew Numberg Literary Agency


Перевод с английского Ирины Литвиновой

Предисловие


Существует множество изумительных работ по истории искусства, начиная от классической «Истории искусства» Эрнста Гомбриха до задиристого и познавательного «Шока новизны» Роберта Хьюза (Хьюз охватил только современное искусство, тогда как Гомбрих замахнулся на все сразу, хотя где-то к 1970 году выдохся). Я не собираюсь соревноваться с такими авторитетами – куда мне! – а хочу предложить нечто иное: собственную познавательную, веселую и легкую для восприятия книгу, охватывающую хронологическую историю современного искусства (от импрессионистов до наших дней), но изложенную с точки зрения сегодняшнего дня. Чтобы, скажем, объяснить, почему такое направление, как конструктивизм, возникшее еще в 1915 году, актуально по-прежнему, как совокупность художественных, политических, технологических и философских обстоятельств, породивших его, обусловила будущее искусства и нашего общества, – и в то же время посмотреть свежим взглядом на то, что этому направлению предшествовало.

Моим знаниям, с которыми я взялся за эту задачу, явно не хватает академизма, да и с практической стороной не ахти: четырехлетний ребенок рисует лучше меня. Вся надежда – на мои способности журналиста и радиоведущего. Как говорил великий покойный Дэвид Фостер Уоллес о своих эссе, популяризация – это такая сфера обслуживания, где человеку, не лишенному интеллекта, дают время и пространство, чтобы он вникал в разные вещи в интересах других людей, у которых есть занятия поважнее. Кроме того, мое преимущество – это опыт, не зря я столько лет проработал в странном и завораживающем мире современного искусства.

За те семь лет, что я был директором галереи Тейт, мне удалось посетить как величайшие музеи мира, так и менее известные собрания, лежащие в стороне от проторенных туристических маршрутов. Я бывал у художников дома, внимательно изучал богатые частные собрания и наблюдал за многомиллионными аукционами современного искусства. Я окунулся в него с головой. Когда я начинал, то не знал ничего; теперь мне кое-что известно. Конечно, еще многому предстоит научиться, но надеюсь, та малость, что я успел впитать (и удержать в себе), хоть немного поможет вам оценить и понять современное искусство. А это, как я убедился, одно из самых больших удовольствий в жизни.

Вступление

Непонятное искусство

В 1972 году лондонская галерея Тейт приобрела скульптуру «Эквивалент VIII» американского минималиста Карла Андре. Созданная в 1966 году, она состоит из 120 огнеупорных кирпичей, которые, если следовать инструкциям художника, могут быть сложены в восемь разных форм одинакового объема (отсюда и название «Эквивалент VIII»). Выставленная в галерее в середине 1970-х годов композиция являла собой параллелограмм глубиной в два кирпича.

Ничего особенного в этих кирпичах не было – любой мог приобрести точно такие же по несколько пенсов за штуку. Но галерея Тейт выложила за них более двух тысяч фунтов. Английская пресса как с цепи сорвалась. «Транжирят национальные финансы на груду кирпичей!» – вопили газеты. Даже высокоинтеллектуальный искусствоведческий журнал The Burlington Magazine задался вопросом: «Не сошла ли Тейт с ума?» Всем хотелось знать, с какой стати Тейт так безрассудно тратит государственные деньги на то, что «под силу любому каменщику».


«Деточка, не говори ˝деривативный˝ это нехорошее слово!»


Прошло еще три десятка лет, и Тейт снова потратила деньги британских налогоплательщиков на необычное произведение искусства. На этот раз она решила купить людскую очередь. Впрочем, не совсем так. Не самих людей – в наши дни это противозаконно, – а только очередь. Или, если еще точнее, листок бумаги, на котором изложил свою идею словацкий художник Роман Ондак. Его замысел состоял в том, чтобы нанять нескольких актеров и выстроить их в очередь перед запертой дверью. После расстановки, или, говоря языком галеристов и художников, «инсталляции», актеры должны были обратить свои взоры на дверь и замереть в позе смиренного ожидания. Предполагалось, что это заинтригует прохожих, которые либо присоединятся к очереди (как правило, случается именно так), либо пройдут мимо, недоуменно морща лоб и пытаясь понять, какой художественный смысл ими упущен.

Идея забавна, но искусство ли это? Если каменщику под силу создать аналог «Эквивалента VIII» Карла Андре, то и фальшивую очередь Ондака вполне можно было бы счесть эксцентрической выходкой в духе дурацких розыгрышей. По идее прессе надлежало в этом случае впасть в полнейшую истерику

Но дело ограничилось недовольным ворчанием: ни тебе критики, ни негодования, ни даже двусмысленных заголовков от наиболее остроумных участников таблоидного сообщества – ровным счетом ничего! Единственным откликом на состоявшуюся сделку стала пара одобрительных строчек в одном респектабельном журнале, в рубрике событий в мире искусства. Так что же произошло за эти тридцать лет? Что поменялось? Почему передовое современное искусство, казавшееся поначалу дурацкой шуткой, стало восприниматься не то что с уважением – с пиететом?

Не последнюю роль тут сыграли деньги. За минувшие десятилетия огромное количество презренного металла было вложено в мир искусства. Государственные средства щедрыми потоками тратились на «облагораживание» старых музеев и создание новых. Крушение коммунизма и отказ от вмешательства государства в рыночную экономику (и как результат – глобализация) привели к увеличению популяции мультимиллионеров, для которых приобретение предметов современного искусства стало очень выгодной инвестицией. Покуда падали фондовые биржи и лопались банки, стоимость знаковых произведений современного искусства продолжала расти, как и число участников этого рынка. Еще несколько лет назад международный аукционный дом Sotheby"s рассчитывал на покупателей из трех стран. Сейчас таких стран уже более двух десятков, и никого не удивишь присутствием новых богатых коллекционеров из Китая, Индии и Южной Америки. Основные рыночные экономики включились в игру «спрос-предложение», причем первое значительно превышает второе. Стоимость работ умерших художников (которые в силу этого уже не создадут новых произведений) – Пикассо, Уорхола, Поллока, Джакометти и других – продолжает стремительно расти.


«Просто нам удобнее работать с мертвыми художниками!»


Она растет благодаря новым богатым банкирам и теневым олигархам, а также честолюбивым провинциальным городкам и ориентированным на туризм странам, которые хотят «создать собственный Бильбао», – иными словами, изменить свой имидж и повысить привлекательность за счет впечатляющей художественной галереи. Все уже давно поняли: мало купить гигантский особняк или архитектурный памятник. Наполненный скандальными произведениями искусства, он станет куда интереснее для посетителей. А таких произведений не так-то много.

Если не удается заполучить «классиков» современного искусства, выручают «современники». Это работы ныне здравствующих художников, продолжающих традицию современного искусства (началом которого условимся считать творчество импрессионистов семидесятых годов XIX века). Но и в этом сегменте цены взлетели: стоимость работ именитых художников, таких как американский мастер поп-арта Джефф Кунс, сегодня запредельна.

Кунс знаменит своим огромным, украшенным цветами «Щенком» (1992), а также многочисленными карикатурными скульптурами из алюминия, имитирующими фигурки, сделанные из воздушных шариков. В середине 1990-х годов работу Кунса можно было приобрести за несколько тысяч долларов. К 2010 году его композиции, яркие, как леденцы, продавались уже за миллионы. Его имя стало брендом, а работы узнаются мгновенно, как логотип Nike. На волне сегодняшнего коллекционерского бума он стал баснословно богат – наряду с многими другими сегодняшними художниками.

Некогда нищие, художники теперь – мультимиллионеры со всеми атрибутами, положенными гламурным звездам: друзья-мизнаменитостями, личными самолетами и вниманием падкой на сенсации прессы, следящей за каждым их шагом. Невероятно разросшийся в конце XX века сегмент глянцевых журналов с восторгом помогает новому поколению творцов в создании публичного имиджа – в обмен на право публиковать фотографии с их закрытых вечеринок. Фотографии художников на фоне собственных произведений в ослепительных дизайнерских интерьерах, где собираются богатые и знаменитые, сродни возможности заглянуть в замочную скважину, и читатели глянца с жадностью заглатывают такую информацию (даже галерея Тейт наняла издателя Vogue для выпуска собственного журнала под названием Tate Members).

Всегда питал страсть к современному искусству. Никогда не понимал современное искусство. В попытке хоть как-то разобраться, в незапамятные времена я проштудировал книжку Екатерины Андреевой «Постмодернизм» из серии «Новая история искусства». Книжка очень объемистая, хорошо оформленная и ужасно умная. Так что я со своим жалким интеллектом регулярно давился абзацами в духе: «1970-е годы подвергли системной критике визуальную основу модернистского искусства, а именно возможность обладать благодаря оптической природе знания о мире, благодаря контролю над полем зрения. Они сосредоточены на том, чтобы демонтировать центр власти, уходя из поля надзора. Эскапизм - вот предпочтительный способ выхода из модернизма. Ведь, как вслед за Уорхолом демонстрирует Боодтхаерс, зритель может быть чужд зрелищу, а если нет зрителей, то не над кем и властвовать ».

Поэтому, когда увидел на прилавке произведение Уилла Гомперца (это такой английский еврей, говорят - очень башковитый, поэтому его трудоустроили на BBC, а перед тем взяли в Современную Галерею Тейт «директором по медиатехнологиям» - что бы это ни значило), я решил ознакомиться. Тем паче, что книжка охватывает более широкий период, чем труд Андреевой, она начинается с импрессионизма, а я в нем тоже плаваю. В общем, имелись некие оптимистические ожидания: мол, умный иностранец расскажет просто о сложном, дружелюбно растолкует смысл и значение contemporary art - не то, что всякие там совки со степенЯми, не умеющие слова сказать в простоте...


Ожидания оказались неоправданными. Как я понял, Гомперц получал зарплату за то, что объяснял граду и миру, по какой такой причине галерея Тейт тратит миллионы народных денег на кучу кирпичей, стрёмные картинки или трещины в полу, выдавая это за актуальное искусство. Кажется, платили ему зря: ничего толком в этой книге он разъяснить не может. Это неудивительно - еврей даже не имеет высшего образования, в 90-х занимался какой-то желтой журналистикой и получил свое место по блату. Поэтому каждая глава в этом сочинении строится примерно по такому принципу: в начале он травит какую-нибудь «смищную» байку из жизни футуристов или сюрреалистов (Сальвадор Дали писал усами!), потом вкратце излагает исторический контекст, потом очень лаконично перечисляет имена конкретных художников, описывает их знаковые произведения и сообщает, какой по его мнению, живописцы вкладывали в них смысл (в духе советской литературоведческой школы: ...вот, что хотел Пушкин сказать нам в своем бессмертном стихотворении! ). Честно говоря, очень все это поверхностно. Пожалуй, даже мои (за гроши проведенные) уроки МХК более толковы и познавательны, чем книга, написанная (за десятки тысяч фунтов) директором галереи Тейт.

Текст варьирует очень сильно. Чувствуется: чем фиктивнее направление искусства, тем больше Гомперц хохмит, льет воду, ходит вокруг да около, но так по делу ничего выговорить и не может. Особенно это чувствуется в финальных главах: посвященных Молодым Британским Художникам и всяким прочим говноедам типа Кунса, Ай Вэйвэя и иже с ними. Там уже нет ни капли убедительности и доказательности: сплошной пятикратный намаз «алля-бисмилля-рахмат, ныверны мунафык голаву атрэжу!» - или что там арабам иудейского исповедания положено вопить... А если речь идет об относительно дельном течении, к примеру, о поп-арте, баухаусе или творчестве Сезанна (почему-то вынесенном в особый раздел), то Гомперц формулирует более-менее толково. Но в общем, ясно, что это просто болван, жулик, который об искусстве имеет примерно такое же представление, что и о квантовой физике: никакого. Положение усугубляется тем, что подлые и алчные ублюдки из издательства «Синдбад» пожидились снабдить книгу надлежащим количеством иллюстраций, хотя бы и черно-белых. Так что очередное разглагольствование еврея о картинах приходится воспринимать абстрактно.

На это, кстати, жаловались даже самые добродушные читатели. Вообще, непонятно, чем руководствуются тухлодырые черти Александр Генрихович Андрющенко и Ирина Перкосраковна Буслаева, печатающие книгу об искусстве, в которой упоминаются сотни работ - с включением 30 цветных репродукций и примерно такого же количества черно-белых, да еще и ценник заряжающие цыганский: мне книга досталась за 700 рублей, а в интернетах ее сбывают по косарю и выше. При этом названная в начале книжка Андреевой «Постмодернизм» 10 лет назад стоила рублей 400 (путинское «просперити» обесценило их примерно до нынешней тысячи), а картинок в ней было не в пример больше.

Кроме всего прочего для меня стали сюрпризом удивительно лояльные читательские отзывы на эту дурацкую работу. Понятно, что в основном это глупые телки из околобогемной тусовки, рассыпающиеся в коровьих восторгах, но меж бабищами порой и некий поц промелькнет, пожалуй, еще более тупой и «позитивный» - отчего становится немного досадно. В общем, дегенерация народа - свершившийся факт. Об этом говорят и рейтинги Путина, и повальное закрытие более-менее интеллектуальных СМИ, и ситуация на кинематографическом и книжном рынках... А мне вспомнился пример из собственной жизни. Когда я был подростком, я гордился тем, что не читал ни одной книги Роулинг и Толкьена. На мой 14-летний взгляд, это было однозначно низкопробное дерьмище, навсегда зашкваривающее прочитавшего, делающее его отчасти унтерменшем, давая мне право всячески снобировать и троллить неразборчивого читателя. А вот нынешние подростки-снобы гордятся тем, что ПРОЧИТАЛИ «Гарри Поттера» и «Властелина целок», издеваются над теми, кто не осилил. Формально у них есть на это право, поскольку нечитавшие сверстники не способны одолеть вообще ничего, прочесть и пересказать своими словами даже тысячу знаков - для них разновидность пытки. Но по гамбургскому счету... в общем, понятно.

Да, снижение интеллектуального уровня налицо. Нация тупеет и для тупоголовых даже книжка, написанная плешивым семитом, у которого за душой 5 классов хедера и две подворотни - чуть ли не современная Библия, которой всякие там нуднейшие Андреевы и прочие Гомбрихи в подметки не годятся. Но на мой взгляд, если выбирать между выпендривающейся кандидатшей искусствоведения Андреевой и Гомперцом - то пусть будет Андреева, или же ничего. Ибо в процессе знакомства с сабжевой книгой, слова великого русского классика Николая Васильевича Гоголя: «Схватить жида, связать жида, отобрать все деньги у жида, посадить в тюрьму жида! Потому что всё, что ни есть недоброго, всё валится на жида; потому что жида всякий принимает за собаку; потому что думают, уж и не человек, коли жид » приобретали все более справедливое и злободневное звучание.




Top