Невербальное общение — что это такое.

Каждый из нас при общении использует вербальное и невербальное поведение. Мы передаем информацию не только с помощью речи, но и с помощью самых разных средств. В этой статье мы подробно рассмотрим вербальное и невербальное поведение. Вы узнаете много интересных фактов об общении, а также получите ряд ценных советов.

Вербальное поведение

Вербальное поведение предполагает общение с помощью слов. С раннего детства нас учат излагать свои мысли логически, поэтому у взрослого человека обычно не возникает проблем с их выражением. Витиеватость речи и красноречие приобретаются с опытом. Однако лишь 7 % того, что мы говорим, воспринимается другими через смысл, который заключен в словах. Остальная часть - через невербальные реакции и интонацию. В деловом общении, как это ни странно, наиболее важным фактором считается умение слушать, а не говорить. К сожалению, не многие из нас научились внимательно относиться к тому, что говорит собеседник.

Выслушивание эмоций и фактов - это выслушивание сообщения в полной мере. Поступая так, человек увеличивает вероятность того, что информация, доносимая до него, будет понята. Кроме того, этим он показывает, что уважительно относится к сообщению, передаваемому говорящим.

Правила эффективного общения, предложенные Китом Дэвисом

Профессор Кит Дэвис выделил следующие 10 правил эффективного слушания.

  1. Невозможно воспринимать информацию, когда вы говорите, поэтому перестаньте говорить.
  2. Помогите вашему собеседнику раскрепоститься. Нужно сделать так, чтобы человек ощущал свободу, то есть создать непринужденную атмосферу.
  3. Говорящему следует показать вашу готовность слушать. Следует действовать и выглядеть заинтересованно. Слушая другого, пытайтесь понять его, а не выискивать причины для возражений.
  4. Раздражающие моменты необходимо устранить. Избегайте постукиваний по столу, рисования, перекладывания бумаг во время общения. Возможно, при закрытой двери информация будет восприниматься лучше?
  5. Говорящему следует сопереживать. Для этого постарайтесь представить себя на его месте.
  6. Проявляйте терпение. Не прерывайте собеседника, не экономьте время.
  7. Сдерживайте характер. Если человек рассержен, он придает неверный смысл своим словам.
  8. Не допускайте критики и споров. Это заставляет того, кто говорит, занять оборонительную позицию. Также он может рассердиться или замолчать. Не нужно спорить. На самом деле вы проиграете, если победите в споре.
  9. Задавайте собеседнику вопросы. Это его подбодрит и покажет ему, что его слушают.
  10. И, наконец, перестаньте говорить. Этот совет идет первым и последним, так как от него зависят все остальные.

Кроме умения эффективно слушать своего собеседника, существуют иные способы улучшения искусства общения. Перед передачей идей необходимо прояснить их, то есть следует систематически анализировать и обдумывать вопросы, идеи или проблемы, которые вы планируете сообщить другому. Если вы хотите достичь успеха в карьере или личной жизни, очень важно учитывать различные особенности межличностного взаимодействия. Исследователи говорят о том, что, наряду с вербальным (словесным) общением, нужно принимать во внимание и невербальный язык, который используют люди.

Невербальный язык

Следует отметить, что это понятие предполагает не только контроль своего поведения, умение интерпретировать мимику и жесты партнера, но и зону личной территории человека, ее психическую сущность. Кроме того, в это понятие включаются национальные особенности поведения собеседников, их взаимное расположение в процессе коммуникации, умение партнеров дешифровать значение использования таких вспомогательных средств, как сигареты, очки, губная помада, зонтик, зеркальце и др.

Невербальное поведение

Думая об общении, мы имеем в виду в первую очередь язык. Однако он является только частью средств коммуникации, причем, возможно, не главной в таком процессе, как общение. Невербальное поведение зачастую играет даже большую роль. Мы используем при общении множество способов, чтобы передать свои чувства, мысли, стремления и желания окружающим людям. Такие средства коммуникации именуются невербальными. Это означает, что слова или предложения не используются в них. Общение, рассматриваемое в широком смысле, происходит не только вербально.

Невербальные каналы коммуникации

Их можно разделить на две категории. Первая - это невербальное поведение, а вторая - характеристики, не относящиеся к нему.

Поведение "невербальное" включает в себя все виды поведения (кроме произнесения слов), имеющие место в процессе общения. К нему относятся:

  • поза, ориентация и наклон тела;
  • жесты и движения ног;
  • высота, тон голоса и иные его вокальные характеристики, интонация и паузы, скорость речи;
  • прикосновения;
  • дистанция при общении;
  • взгляд, а также визуальное внимание.

Таким образом, невербальное поведение включает в себя как то, что обычно ассоциируется у нас с активным самовыражением, так и то, что относится к более трудноуловимым и менее ярким проявлениям.

Что касается неповеденческой она охватывает множество сигналов и источников сообщений, которые нельзя вывести непосредственно из поведения. Интересно, что на межличностное общение оказывают влияние такие мелочи, как использование типа одежды, времени, архитектурных сооружений, где мы работаем и живем, косметические поправки, вносимые нами в свою внешность. Все это определяется как скрытые Подобные неповеденческие моменты в процессе общения передают информацию собеседнику наряду с невербальным поведением и языком. Вербальное и невербальное общение при восприятии нами человека составляют единое целое.

Невербальное поведение - это в психологии достаточно сложная и глубокая тема. Однако некоторые моменты вовсе не сложно запомнить и учитывать в повседневной жизни. Ниже представлены некоторые особенности невербального поведения, умение интерпретировать которые очень важно для

Жесты и позы

Движения тела и рук передают множество сведений о человеке. В частности, в них проявляются непосредственные эмоциональные реакции индивида и состояние его организма. Они позволяют собеседнику судить о том, каким темпераментом обладает человек, какие у него реакции (сильные или слабые, инертные или подвижные, замедленные или быстрые). Кроме того, движения тела и различные позы отражают множество черт характера, степень уверенности человека в себе, порывистость или осторожность, раскованность или зажатость. Социальный статус индивида также проявляется в них.

Такие выражения или "стоять на полусогнутых" - это не просто описания поз. Они определяют, в каком психологическом состоянии находится индивид. Также нужно отметить, что жесты и поза - невербальное поведение человека, в котором проявляются усвоенные индивидом культурные нормы. К примеру, если мужчина воспитан, он не станет разговаривать сидя, если его собеседником является женщина и она стоит. Это правило действует вне зависимости от того, как мужчина оценивает личные достоинства данной женщины.

Знаки, которые передаются телом, очень важны при первой встрече, так как аспекты личности характера собеседника проявляются не сразу. Например, если вы устраиваетесь на работу, во время собеседования следует сидеть прямо. Этим вы продемонстрируете свою заинтересованность. Также следует смотреть собеседнику в глаза, но не чересчур настойчиво.

Как агрессивное положение тела расценивается следующее: человек находится в напряжении, он готов к движению. Тело такого человека подано несколько вперед, как будто он готовится к броску. Данная поза будто сигнализирует о том, что с его стороны возможна агрессия.

Очень большую роль в общении играют жесты. Привлекая внимание, можно призывно махать рукой. Можно сделать отмахивающийся раздражительный жест, покрутить рукой у виска. Аплодисменты означают благодарность или приветствие. Один или два хлопка в ладоши - это способ привлечь внимание. Интересно, что хлопки использовались для привлечения внимания богов в целом ряде языческих религий (перед жертвоприношением или молитвой). Собственно, современные аплодисменты пошли именно оттуда. Арсенал значений, которые передавались и передаются хлопками в ладони, очень широк. Это и понятно, ведь данный жест является одним из немногих, которые производят звук, причем достаточно громкий.

Мимика

Мимика - это невербальное поведение личности, заключающееся в использовании человеком своего лица. Мы способны выделять и интерпретировать самые тонкие движения лицевых мышц. Знаковые функции имеют положение или движения различных деталей лица. К примеру, брови мы приподнимаем в удивлении, страхе, гневе или приветствии. Известно, что еще Аристотель занимался физиогномикой.

Мимика у животных и первобытных людей

Следует отметить, что не только у человека, но и у высших животных присутствует мимика как невербальное коммуникативное поведение. Гримасы человекообразных обезьян хотя и бывают похожи на человеческие, однако зачастую выражают другие смыслы. В частности, оскал, который люди могли бы принять за улыбку, выражает угрозу у обезьян. Животное поднимает десны, чтобы продемонстрировать свои клыки. Многие млекопитающие (волки, тигры, собаки и др.) поступают точно так же.

Кстати, этот знак угрозы, по всей видимости, когда-то был свойствен и человеку. Это подтверждает то, что оскал у ряда первобытных народов является не только улыбкой, но также и знаком ожесточения или угрозы. Для данных народов клыки подсознательно все еще служат боевым оружием. Кстати, и в современной культуре сохранилась память об этом значении такой гримасы: существует фразеологизм "показать зубы", значение которого - "продемонстрировать угрозу или сопротивление".

Сигналы, посылаемые глазами

Сигналы, посылаемые глазами, тоже относятся к мимике. Известно, что женщины стреляют глазками, кокетничая. Можно сказать "да", моргнув ресницами. Открытый, прямой взгляд в глаза собеседника считается признаком свободного и сильного человека. Этот взгляд имеет свои биологические корни. У первобытных народов, а также в животном мире он часто является вызовом. Гориллы, к примеру, терпят возле себя людей, однако человек при этом не должен глядеть в глаза вожаку, так как последний расценит это как посягательство на его лидерство в стаде. Известны случаи, когда телеоператор подвергался нападению самца гориллы, так как животное подумало, что блеснувший объектив камеры - это вызов, прямой взгляд в глаза. И в наши дни в человеческом обществе такое невербальное поведение считается смелым. Известно, что когда люди не уверены в себе, когда они робеют, они отводят глаза.

Тактильная коммуникация

К ней относятся похлопывания, прикосновения и т. п. Использование таких элементов коммуникации свидетельствует о статусе, о взаимных отношениях, а также о степени дружбы между собеседниками. Взаимоотношения между близкими людьми выражаются в поглаживаниях, объятиях, поцелуях. Отношения между товарищами часто предполагают похлопывания по плечу, рукопожатия. Подростки, подобно детенышам животных, порой имитируют потасовки. Так они борются за лидерство в игровой форме. Подобные отношения между подростками выражаются в пинках, тычках или захватах.

Следует отметить, что знаки, которые передают невербальные средства коммуникации (прикосновения, поза, мимика и др.) являются не такими однозначными, как слова, которые мы произносим. Чаще всего они интерпретируются с учетом ситуации, то есть тех условий, в которых наблюдаются.

Одежда как способ невербальной коммуникации

В общении между людьми известны и некоторые другие способы невербальной коммуникации. Например, к ним относятся украшения и одежда. Допустим, если сотрудник пришел на работу в нарядной одежде, мы можем предположить по этому знаку, что сегодня у него день рождения или ему предстоит важная встреча. Использование одежды в качестве средства сообщения часто практикуется в политике. К примеру, кепка Лужкова, бывшего мэра Москвы, сообщала о том, что он мэр "из народа", мэр-"работяга".

Таким образом, невербальное поведение личности в психологии можно рассматривать во множестве аспектов. Это явление представляет интерес не только для ученых, но и для обычных людей. Неудивительно, ведь культура невербального поведения, как и культура речи, используется в повседневной жизни. Умение правильно интерпретировать слова и жесты пригодится каждому. Глубокое понимание смысла вербального/невербального поведения людей способствует эффективному общению.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Невербальное общение - это «язык жестов», включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств -- 38%, мимики, жестов, позы -- 55%. И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Поэтому слушать собеседника означает также понимать язык жестов.

Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой, судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными способностями.

Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но, чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.

В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.

Следует отметить, что невербальное поведение личности полуфункционально. Невербальное поведение:

· Создает образ партнера по общению;

· Выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения;

· Является индикатором актуальных психических состояний личности;

· Выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

· Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

· Выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный - "словесный, устный") общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?

1. Кинесика

Под «кинесикой» понимается общая моторика различных частей тела, отображающая эмоциональные реакции человека. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, в пантомимике (моторика всего тела, включающие в себя позу, взгляд, походку, осанку и др.), а также визуальном контакте. Взгляд и поза были рассмотрены выше, охарактерисуем теперь такие кинесические средства, как походка и жесты.

Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте.

В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах - скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время. Люди, занятые решением проблем, часто ходят в позе «мыслителя»: голова опущена, руки сцеплены за спиной, походка очень медленная. Для самодовольных, несколько заносчивых людей характерна походка с высоко поднятым подбородком, руки двигаются, подчеркнуто энергично, ноги - словно деревянные. Вся походка принужденная, с расчетом произвести впечатление.

Для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна походка уверенного человека, такое же впечатление создает и правильная осанка - легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом должна быть слегка приподнята, а плечи расправлены.

Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.

Интенсивность жестикуляции растет вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако, во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

· Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)

· Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.)

· Описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

Несколько примеров жестикуляции:

Прикрывание рта и почесывание носа. Прикрывание рта отражает наличие у собеседника двух противоречивых желаний: высказаться и остаться не услышанным. Если человек в процессе общения притрагивается ко рту или прикрывает его ладонью, это означает, что он по какой-то причине «сдерживает» собственное высказывания. В этом случая менеджер может помочь собеседнику разговориться, задав ему вопрос или обратив внимание на его позу с помощью утверждения: «Я вижу, вы не во всем согласны со мной». Аналогичную информацию о клиенте несет жест прикосновения к носу. Клиент, который почесывает или поглаживает собственный нос, скорее всего в данный момент находится в оппозиции по отношению к высказыванию менеджера.

Прикосновение к уху. Почесывание уха является облегченным вариантом «затыкания» ушей и означает, что человек не хочет слышать того, о чем ему говорит собеседник. Такая реакция возможна, если собеседнику стало скучно вас слушать или он не согласен с одним из ваших утверждений.

Подпирание ладонью подбородка. Человек подпирает голову или подбородок, если ему скучно, неинтересно и он борется со своим желанием заснуть.

Поглаживание подбородка. Этот жест говорит о том, что собеседник находится в стадии размышлений и рассматривает возможные для себя варианты.

Жесты эмоционального дискомфорта. Многочисленные жесты - собирание несуществующих ворсинок, снимание и одевание кольца, почесывание шеи, «приведение в порядок» одежды, верчение ручки или сигареты - указывают на то, что собеседник нуждается в поддержке. В таком состоянии он не готов в полном объеме воспринимать информацию.

Жесты нетерпения. Если человек постукивает пальцами по столу, ерзает на стуле, притоптывает ногами или посматривает на часы, то тем самым он сигналит окружающим о том, что его терпение заканчивается.

Так же следует обращать внимание на положение головы. Наиболее часто употребляемые движения головы - это утвердительный кивок головой и отрицательное покачивание головой. Исследования, проведенные с слепоглухонемыми от рождения людьми, показывают, что они также пользуются этими жестами, и это дает повод считать, что эти жесты являются врожденными.

Выделяют три основных положения головы. Первое - прямая голова. Это положение характерно для человека, нейтрально относящегося к тому, что он слышит. Второе - голова, наклоненная в сторону, что говорит о том, что у человека пробудился интерес (то, что люди, как и животные, наклоняют голову, когда становятся чем-то заинтересованными, первым заметил еще Чарльз Дарвин). И, наконец, третье - когда голова наклонена вниз, значит, отношение человека отрицательное и даже осуждающее. В таком случае следует чем-то заинтересовать собеседника, чтобы заставить его поднять голову.

Существуют и микрожесты: движение глаз, покраснение щек, увеличение количества миганий, подергивания губ и т.д.

2. Просодика

Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Экстралингвистика - это включение в речь пауз и различных психофизиологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Голос содержит в себе очень много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, местность проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Чувства, испытываемые говорящим, отражаются прежде всего в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например, энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх - тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или, когда человек пытается обмануть своего собеседника.

Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.

Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно воздействовать на эмоции. Для этого рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Если дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос непроизвольно снижается.

3. Проксемика

невербальное общение жест мимика

Проксемика - это «пространственная психология». Одним из первых пространственную структуру начал изучать американский антрополог Эдуард Т. Холл, который в начале 60-х годов ввел термин «проксемика» (proximity - «близость»). Сам Э. Холл называл проксемику «пространственной психологией». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.

Нормы приближения двух людей друг к другу описал Э. Холл. Данные нормы определены четырьмя расстояниями:

- Интимное расстояние - от 0 до 45 см - на таком расстоянии общаются самые близкие люди;

- Персональное - от 45 до 120 см - общение со знакомыми людьми;

- Социальное - от 120 до 400 см - предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

- Публичное - от 400 до 750 см - на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения, на таком расстоянии происходят выступления перед аудиторией.

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда находятся на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое и чрезмерно удаленное положение отрицательно сказываются на общении.

Чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они смотрят друг на друга. И напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.

Кроме того, эти правила варьируются в зависимости от возраста, пола, личностных свойств и общественного статуса человека, а также от национальности и плотности населения в районе, где живет человек. Например, дети и старики держатся к собеседнику ближе, чем подростки, молодые люди и люди средних лет. Мужчины предпочитают более отдаленное положение, чем женщины. Уравновешенный человек подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держаться дальше. Люди общаются на большом расстоянии с собеседниками, обладающими более высоким статусом. Что касается наций, то можно сказать, что азиаты взаимодействуют на более близком расстоянии, чем европейцы, а горожане - ближе, чем жители малонаселенных районов.

Следует отметить также такие проксемические компоненты невербальной системы, как ориентация и угол общения. Ориентация выражается в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, что сигнализирует о желании общаться.

Правильное распределение участников за столом является средством их эффективного взаимодействия. Различные оттенки отношения людей могут выражаться через то, какое место они занимают за столом.

Угловое расположение (Рис. 1). Это расположение характерно для людей, занятых дружеской, непринужденной беседой. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и предоставляет простор для жестикуляции и возможность для наблюдения за жестами собеседника. Угол стола служит частичным барьером в случае опасности или угрозы со стороны собеседника: можно за него удалиться. При таком расположении отсутствует территориальное разделение стола. Самым удачным стратегическим расположением для агента по торговле во время презентации товара новому клиенту будет позиция В1 в случае, если А есть его покупатель. Просто передвинув стул в позицию В1, вы можете разрядить обстановку и увеличить свои шансы на успех переговоров.

Рисунок 1

Позиция делового взаимодействия - это одна из самых удачных стратегических позиций для предъявления, обсуждения и выработки общих решений. Секрет, однако, заключается в том, чтобы В2 деликатно использовал эту позицию, не создавая у А впечатления, что его территория была нарушена (рис. 2). Это очень благоприятное расположение также в том случае, когда нужно ввести третьего участника в переговоры. Например, В, агент по продаже, проводит уже вторую встречу с клиентом, и в этом случае он приглашает на встречу технического эксперта. В этом случае следует придерживаться следующей стратегии: технический эксперт занимает место С напротив клиента А. Агент по продаже может занимать или место В2 (позиция делового взаимодействия), или место В1 (угловая позиция) (рис. 3). Это позволяет агенту быть на «стороне клиента» и задавать вопросы техническому эксперту от имени клиента. Эта позиция обычно называется «заодно с оппонентом».

Рисунок 2 Позиция делового взаимодействия

Рисунок 3 Введение в переговоры третьего человека

Положение друг против друга может вызвать оборонительное отношение и атмосферу соперничества. Она может привести к тому, что каждая сторона будет придерживаться своей точки зрения, потому что стол становится барьером между ними (рис. 4)

Рисунок 4 Положение друг против друга

Независимую позицию занимают люди, не желающие взаимодействовать друг с другом. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности. Это положение можно расценивать и как враждебное. Этого положения следует избегать в случае, когда требуется откровенная беседа между А и В4 (рис. 5). Немаловажна также форма стола, за которым руководитель общается с подчиненными.

Рисунок 5 Независимая позиция

Квадратные столы хороши для проведения короткой деловой беседы. Отношения сотрудничества установятся, скорее всего, с человеком, который сидит рядом. Причем больше понимания будет исходить от сидящего справа. Наибольшее сопротивление будет оказывать тот, кто сидит напротив.

Круглый стол использовал еще король Артур для того, чтобы предоставлять всем рыцарям равное количество власти и равное положение. Круглый стол создает атмосферу неофициальности и непринужденности, и является наилучшим средством проведения беседы людей одинакового социального статуса, потому что каждому за столом выделяется одинаковое пространство. «Король» обладает наивысшими полномочиями за круглым столом, и это означает, что сидящим по обе стороны от него, невербально выделяется больше власти и уважения, чем остальным, причем «рыцарь», сидящий справа имеет больше влияния, чем «рыцарь», сидящий слева. Степень влияния уменьшается в зависимости от удаленности «рыцаря» от «короля». «Рыцарь», сидящий напротив «короля» (позиция В), находится в конкурентно-защитном положении.

В сфере бизнеса часто используются квадратные и круглые столы. Квадратный стол, который обычно является рабочим столом, используется для деловых переговоров, брифингов, для отчитывания провинившихся и т.п. Круглый стол служит созданию непринужденной, неофициальной атмосферы и хорош в том случае, если требуется достичь согласия.

За прямоугольным столом место А считается главенствующим. На встрече людей одинакового социального статуса человек, сидящий на месте А, будет оказывать максимум влияния, при условии, что он не сидит спиной к двери. Если А будет сидеть спиной к двери, главенствующее положение перейдет к В, который станет соперником относительно А. В случае, когда А сидит во главе стола, В будет следующим по значимости человеком (рис. 6). Эта информация позволит планировать размещение участников встречи за столом. Имеет смысл поставить на кресла таблички с именами участников встречи и рассадить их в таком порядке, чтобы иметь максимальный контроль над всеми.

Рисунок 6 Расположение людей за прямоугольным столом

4. Контакт глаз

Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что, когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо. Следует всегда принимать во внимание этот важный факт.

Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтерсом было доказано, что взгляд связан с процессом формирования высказывания. Когда только человек формирует мысль, он чаще смотрит в сторону, «в пространство», когда мысль полностью готова - на собеседника. То, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера - только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий в свою очередь больше смотрит в сторону говорящего.

По своей специфике взгляд может быть:

1) Деловой - когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства.

2) Социальный - взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.

3) Интимный - взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.

4) Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо - расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При дневном свете зрачки могут сужаться и расширяться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека. Если человек возбужден или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Эксперименты, проведенные с опытными карточными игроками, показали, что мало кто из игроков выигрывал, если их соперники носили темные очки. Например, если бы при игре в покер у соперника выпало 4 туза, его зрачки быстро бы расширились, что было бы подсознательно замечено другими игроками, и они поняли бы, что не стоит поднимать ставку. Темные очки соперника скрывали сигналы, подаваемые зрачками, и в результате игроки проигрывали чаще обычного.

Лицо является главным источником информации о психологическом состоянии человека. Однако в некоторых ситуациях оно может быть менее информативно. Это связано с тем, что мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформационным, а тело - главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и его движения.

Заключение

Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личностью своего «Я», межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Для него характерно отсутствие членораздельной звуковой речи - это главное, что подчеркивается в большинстве исследований по проблеме этого общения. Во многих научных работах существует некоторая путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение» чаще всего использующихся как синонимы. Нам представляется важным дифференцировать эти понятия и уточнить контекст, в котором предполагается дальнейшее их употребление.

Понятие «невербальное общение» является более широким, чем «невербальная коммуникация». Невербальное общение - это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека. Невербальная коммуникация - это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система».

В невербальном поведении традиционно выделяется экспрессивная и перцептивная стороны. Экспрессия, или внешнее выражение эмоций, является неотъемлемым компонентом невербального поведения. Именно факторы эмоциональной природы, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Являются причиной затруднений в установлении нормальных отношений между индивидом и группой или коммуникатором и реципиентом. Понятие перцепции характеризует процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению. Адекватное восприятие партнера позволяет более гибко реагировать на изменения ситуации общения, понять его истинные цели и намерения, предсказать возможные последствия передаваемой информации. Эти качества становятся незаменимыми для тех, чья профессиональная деятельность связана с людьми.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Невербальное общение, широко известное как "язык жестов", его формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Выражение лица (мимика) и визуальный контакт. Интонация, тембр голоса, позы и жесты. Ответ на невербальное общение.

    контрольная работа , добавлен 23.08.2013

    Особенности, преимущества, функции и средства невербальной коммуникации. Невербальное общение как формы самовыражения, которые не опираются на речевые символы. Язык жестов и мимики. Проявление эмоциональных реакций, статуса человека в позе и движениях.

    презентация , добавлен 20.11.2015

    Язык тела, как невербальное средство общения. Такесика - наука, которая изучает прикосновения в ситуации общения. Нормы приближения двух людей друг к другу, описанные Э. Холла. Интимное, персональное, социальное и публичное расстояние. Сигналы глаз.

    презентация , добавлен 12.03.2014

    Невербальное общение как неречевая форма общения, состоящая из жестов, мимики, поз, визуального контакта, тембра, интонации. Основные правила беседы. Роль невербального общения и соблюдение правил его этикета. Сущность ассоциирования эмоций с мимикой.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Исследование роли мимики и жестов в процессе общения. Сравнительный анализ символики жестов носителей разных культур. Психологические закономерности соответствия человека, мимики и жестов. Использование семиотической системы невербального общения.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2013

    Роль и значение общения в жизни человека. Сущность и содержание вербального и невербального общения. Жесты и позы защиты. Непроизвольные реакции и их значение. Нормы приближения двух людей друг к другу. Предметные, контактные и тактильные действия.

    презентация , добавлен 02.04.2015

    Жест - осознанное движение, несущее смысл. История и современность языка жестов. Создание новой типологии культурно-специфических жестов. Исследование языка мимики и жестов народов разных стран. Описание основных отличий. Пальцевая азбука для двух рук.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2014

    Основные аспекты общения: содержание, цель и средства. Вербальные средства общения: язык, знаковые системы, письменность. Рассмотрение невербального общения как общения при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

    презентация , добавлен 28.10.2014

    Взаимодействие как процесс влияния людей друг на друга. Прикладные исследования в социальной психологии. Невербальная коммуникация как язык поз и жестов. Роль мимики в передаче информации. Общее понятие о просодике. Нормы приближения человека к человеку.

    контрольная работа , добавлен 30.12.2012

    Психическая сущность понятия личной территории человека, ее зоны; национальные особенности поведения партнеров, их взаимное расположение во время беседы. Анализ жестов, мимики, позы, визуального контакта, тембра голоса и эмоционального содержания.

Вербальное и невербальное общение – одни из главных понятий, которые изучает психология. Если с первым термином все понятно – это обычный язык слов, который мы используем и хорошо понимаем в повседневной жизни, то невербальное общение – категория более сложная, которую стоит рассмотреть очень тщательным образом.

Язык жестов

О невербальном общении написано много разных книг, но одной из самых популярных можно назвать труд Алана Пиза, который называется «Язык телодвижений». В этой книге австрийский психолог говорит, что человек только 3% информации может воспринимать при помощи слов, а оставшиеся 97 % — посредством невербальных сигналов. Их часто называют «языком жестов», и они отличаются тем, что речь для выражения мыслей здесь не используется.

Каждому человеку важно иметь хотя бы минимальные знания о сигналах несловесного общения. Они, во-первых, очень точно выражают человеческие чувства, а во-вторых, помогают людям лучше понимать друг друга. Если человек сможет хорошо изучить виды невербального общения, то процесс коммуникации для него станет гораздо легче, потому что другие люди не смогут им манипулировать, а также не смогут его обмануть.

Понимать невербальные жесты совсем несложно, и этому может научиться практически каждый человек. Но для этого нужно время. Чтобы уметь распознавать тайные, не лежащие на поверхности сигналы, сначала нужно расширить восприятие окружающего мира и пространства – обращать внимание одновременно как на обычную речь, так и на невербальные сигналы.

Если человек сможет одновременно не только обращать внимание на слова, которые говорит его оппонент, но и замечать, какую тот принимает позу, слышать нотки его голоса, видеть выражение лица, то он получит гораздо больше информации. Каждое понятие (будь то мимика или жесты) стоит рассмотреть по отдельности, поскольку функции невербального общения весьма важны в современной жизни.

Итак, под мимикой психология понимает выражение человеческого лица. С его помощью человек может выражать то, что чувствует в настоящее время. Примечательно, что положительные эмоции (радость, удивление и пр.) легче распознаются, чем негативные – гнев, ярость и т.д. Чтобы понять, какую эмоцию испытывает человек, нужно внимательно посмотреть его лицо.

  • Удивление – для этой эмоции характерны приподнятые брови, широко распахнутые глаза, опущенные углы губ и открытый рот.
  • Гнев – проявление его обычно наблюдается в виде слегка выпученных глаз, сжатых зубов или же «прищуренного» взгляда.
  • Счастье проявляется зачастую в спокойном взгляде и приподнятых в улыбке уголках губ.
  • Страх – если человек испытывает эту эмоцию, то он обычно сводит брови, а губы его несколько опущены уголками вниз.
  • Печаль – затуманенный взгляд, сведенные к центру лба брови и опущенные губы.

Еще более яркое проявление невербального общения – это жесты. Их существует великое множество, мы остановимся на основных. Например, если человек в ходе беседы держит руку на подбородке, то это означает, что он заинтересован в беседе.

Почесывание глаз или потирание шеи можно воспринимать как сигнал обмана. Когда люди держат руки в карманах или скрещенными на груди, это признак того, что человек напряжен или не настроен на разговор.

Невербальный язык лучше всего, пожалуй, выражает визуальный контакт. С его помощью можно определить не только заинтересованность партнера в диалоге, но и его отношение к вам. Например, долгий спокойный взгляд может означать восхищение; тревожный, пристально направленный в упор взгляд без пауз говорит о возмущении.

О том, что человек к вам расположен, можно догадаться, если он смотрит на вас внимательно, а также если в разговоре была краткая пауза. А вот «закатывание» глаз и избегание зрительного контакта стоит воспринимать как неприязнь.

О голосе и жестах

Многие люди считают, что слушая своего собеседника, можно многое узнать из его слов. Но на самом деле читать между строк то, что думают люди, можно, только если правильно понимать их интонацию, жесты, тембр голоса и т.п. Во многом мысли людей выдают построение предложений, паузы, скорость речи, сила и высота голоса.

Если человек говорит низким голосом и его речь часто прерывается, то это свидетельствует о волнении. Четкая, уверенная речь и высокий голос, скорее всего, имеют значение восторженности или некоторого энтузиазма. Монотонная, замедленная речь и как бы растянутые слова свидетельствуют о высокомерии оратора, а нервное покашливание, частые паузы и ошибки в словах – признаки того, что человек чувствует себя неуверенно.

Невербальное поведение можно проследить в том, какую люди принимают позу. Чем более раскован человек, тем более свободно он себя ощущает в окружающей обстановке. Яркие жесты обычно располагают к доверию, но если они выражены чрезмерно, то это может символизировать внутреннее напряжение и неуверенность в себе.

Потирание подбородка и закрытые глаза многие психологи советуют воспринимать как сосредоточенность. Указательный палец, который расположен вдоль щеки, – это символ критичности. Голова и тело, несколько наклоненные вперед, говорят о том, что человек настроен позитивно, а вот прикрытый ладонью рот, напротив, является символом недоверия.

Поза, когда человек сидит нога на ногу, а его руки в это время заведены за затылок, говорит о том, что он ощущает свое превосходство и не очень настроен на общение. Почесывание или потирание ушей – это невербальные знаки, которые свидетельствуют о неуверенности, а одергивание брюк или платья – символ неодобрения. Жесты влюбленного мужчины можно прочитать довольно легко: он смотрит прямо в глаза глубоким взглядом, разговаривает вкрадчивым голосом и т.п.

Межличностное пространство

Особенности невербального общения проявляются не только в голосе или взгляде, но и в том, на каком расстоянии в процессе разговора люди находятся друг от друга, ведь это играет очень важную роль. Когда люди друг в друге заинтересованы, то между ними в беседе минимальное расстояние.

Кстати, стоит несколько слов сказать о том, что такое расстояние в общении. Между собеседниками приняты следующие виды расстояний: публичное, социальное, межличностное и интимное.

Несмотря на то что существует классификация межличностного пространства, границы общения зависят от многих факторов. Например, от пола, возраста или социального статуса собеседников. В женских беседах расстояния обычно более близкие, а вот мужская встреча предполагает более далекое положение между собеседниками.

Несколько слов о лжи

Невербальные способы общения весьма распространены в современной жизни. И, к сожалению, люди не всегда говорят то, о чем думают, а зачастую даже пытаются обмануть своего собеседника. Поэтому очень важно понимать, что думает о вас собеседник, обманывает он вас или нет. Приведем несколько примеров того, какими несловесными способами подтверждается ложь.

Если у человека в процессе беседы более чем на десять секунд «застыло» лицо и его мимика неизменна, то это тоже свидетельство фальши. Несоответствие эмоций произносимым фразам также говорит о том, что человек, скорее всего, вас обманывает. Если словесное общение не соответствует мимике, то стоит задуматься о том, что вам лгут. Об этом же говорит и неглубокий визуальный контакт, когда собеседник пытается спрятать глаза или отвести взгляд.

Если вы будете знать все тонкости и функции невербальной коммуникации, то сможете не просто избегать обмана, ситуации конфликта или манипулирования, но и сами будете управлять людьми. Автор: Елена Рагозина

Есть два основных способа коммуникации и обмена информацией между людьми: при помощи речи, то есть вербально и по средствам мимики , жестов, позы – не вербально. Вербально люди учатся общаться в раннем детстве, перенимая опыт старшего поколения.

Что такое невербальное общение легко можно понять на простом примере: спорят два человека, при помощи речи (вербально) они высказывают свое мнение. Но они не стоят, как истуканы неподвижно, а жестикулируют, машут руками. Именно позы, жесты, выражение лица, взгляд – это способы передачи невербальной информации, называемый еще язык тела. Он более информативен, и обогащает человеческую речь эмоциями, наделяет слава большей смысловой нагрузкой.

Выделяют три основных способа невербальной передачи информации:

  1. Телесные позы;
  2. Мимика лица;
  3. Жесты;
  4. Взгляд;
  5. Внешний вид.

Невербальную информацию человек передает неосознанно, можно говорить о своеобразной утечке информации. По тому, как человек сидит, стоит или просто курит, можно легко понять, что у него на уме.

«Язык тела» или, как понять, что у человека на уме?

Чтобы понять истинные намерения и помыслы человека достаточно внимательно следить за его поведением.

Признаки лжи:

  • Первым признаком того, что человек лжет, является изменение в жестикуляции . У лгунов прослеживается скованность движений, которые сопровождают разговор. Это происходит из-за того, что человек, говоря неправду, контролирует себя.
  • Во-вторых, лжец часто трогает свое лицо, приглаживает волосы, трет глаза, грызет ногти, прикрывает рукой рот.
  • В-третьих, когда мы лжем, то чувствуем себя дискомфортно, и, естественно, хотим покинуть зону дискомфорта и перестать лгать. Это выражается в следующих действиях: частое переступание с ноги на ногу, если человек стоит и ерзанье на стуле, когда он сидит. Еще ему может стать жарко и, поэтому он будет поправлять воротник или расстегивать верхнюю пуговицу.

Признаки влюбленности, заинтересованности

Не зря говорят, что глаза зеркало души, вернее, не глаза, а зрачок. Сужение или расширение зрачка не подвластно воле человека. Сильнее всего зрачок расширяется при одновременном выбросе в кровь адреналина и серотонина, что характерно при сильном чувстве возбужденности и заинтересованности. Если при виде вас у кого-то расширяется зрачок, то, этот человек испытывает сильные положительные эмоции по отношению к вам, возможно – любовь.

Манипуляция собеседником невербальными методами

Счастливчик тот, кого природа наделила даром понимать «язык тела», он непременно станет великим знатоком человеческих душ, успешным манипулятором. Ведь сказать можно что угодно, но трудно приказать своему подсознанию работать. Именно подсознание контролирует все невербальные сигналы, которые мы подаем во время коммуникации. Важно понимать, что это двусторонняя связь, ведь точно так же, как подсознание влияет на наш язык тела, точно так же невербальное общение влияет на подсознание собеседника.

Принимая открытые позы, используя техники открытого слушания и отзеркаливания, легко можно добиться того, что собеседник начнет вам безгранично доверять, выдаст самое сокровенное.

Эти приемы давно известны и ими пользуются все, начиная со спецслужб и заканчивая обычным магазином. Например, менеджеры по подбору персонала очень хорошо понимают язык тела, и придают ему огромное значение при отборе кандидатов. На работу вероятней возьмут человека, который во время собеседования использовал жесты открытости: кисти рук расслаблены, руки и ноги не перекрещены, верхняя пуговица на рубашке расстегнута.

Замечали вы за собой, что во время беседы испытываете некую тревогу? Это состояние вызвано, в первую очередь, недостатком социальных навыков. И одним из главных составляющих коммуникативных звеньев есть невербальные способы общения.

Вербальные и невербальные способы общения

Общение – это довольно сложный социально-психологический процесс взаимодействия людей. Он проявляется с помощью речевого канала (вербальный тип) и не речевого (следовательно, невербальный).

Речевую структуру составляют:

  1. Темп речи, голосовая тональность, ритм, тембр, и интонация. Учеными доказано, что наиболее приятна в беседе размеренная, плавная и спокойная манера речи.
  2. Значение фраз, слов. Ведь эффективность того, сможете ли вы донести сказанное до сознания слушающего, зависит от точности употребляемого слова, правильности построенной фразы.

К невербальным способам общения относятся:

  • жесты;
  • мимика;
  • разнообразные сигнальные и знаковые системы (азбука Морзе, язык программирования, система оповещения гражданской обороны и пр.).

Важно отметить, что оба эти типа взаимосвязаны. Ведь даже, если человек словесно выражает неискренность, иными словами, лжет, то и его язык тела, невербалика, будет подавать сигналы сказанной неправды. В таких случаях уместно утверждать, что поведение такого человека не конгруэнтно. То есть то, что он сказал, не соответствует сигналам, посылаемых его телом.

Невербальные способы общения: жесты

Из вышеприведенного перечня невербальных средств общения наибольшую важность имеют первые два способа, именуемые еще первичными или языком тела.

Во время беседы могут возникать следующие типы жестов:

  1. Жест лживости – мгновенное прикосновение рукой к собственному носу. Это некая утонченная форма прикрывания рта с помощью руки. Данный знак говорит о сомнении в чем-либо, неискренности. При этом подтверждением толкования данного жеста есть поворот корпуса собеседника в вашу сторону.
  2. Оценивающий жест. Ваш слушатель почесывает подбородок, вытягивает указательный палец вдоль щеки или может он вообще счел нужным встать и прохаживать взад-вперед? Если именно так, то знайте, что он явно оценивает или вас, или информацию, о которой вы ему поведали.
  3. Доминирование – , стремящаяся, пусть и неосознанно, к доминированию, будет делать руками решительные движения, взмахи сверху вниз и пр.
  4. Уверенность. Хотите произвести впечатления мудрого человека, который уверен в своих силах и способен держать все под контролем? Тогда соедините пальцы в купол пирамиды или немного раскачивайтесь на стуле.
  5. Жест расположения - руки активно прикладываются к груди или наблюдается прерывистое прикосновение к собеседнику.
  6. – руки сводятся за спину, и при этом одна поглаживает другую или, сидя на стуле, человек вцепился руками в подлокотник.
  7. Ожидание – потирание ладоней.
  8. Нервозность – пощипывание ладони, перед тем, как сесть на стул, собеседник трогает его спинку.

Невербальные способы общения: мимика

Благодаря мимическим движениям человек выражает свое внутреннее эмоциональное состояние. Их ценность в том, что они несут более 70% информации. То есть слова бессмысленны в сравнении с тем, что говорят лицо, глаза и взгляд.

Различают виды взглядов:

  1. Взгляд искоса – критическое отношение к собеседнику.
  2. Деловой – создание серьезной атмосферы. Он зафиксирован на уровне глаз собеседника.
  3. Интимный - направлен ниже лица, до уровня груди. Говорит о том, что собеседник заинтересован в общении.
  4. Светский взгляд опускается до линии губ, но ниже уровня глаз. Создается атмосфера непринужденности общения.



Top