Неверием палим и иссушен. Безверием палим и иссушен

И человек отчаянно тоскует...

Он - к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

И сознает свою погибель он,

Он жаждет веры... но о ней не просит...

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед закрытой дверью:

"Впусти меня! - Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!.."

Ф. И. Тютчев

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет.
О. Мандельштам

СТИХИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

О. Мандельштам очень не любил и побаивался слова "развитие". В "Путешествии в Армению " он писал: "Скучное, бородатое развитие". Надежда Мандельштам, уточняя такую позицию супруга, пишет, что он "боялся этого слова из-за того, что оно сочеталось с понятием прогресс" 1 .

И дело не только в том, что слово прогресс вызывает у любого верующего человека в лучшем случе снисхождение. Дело еще и в том, что когда мы говорим о динамике психических процессов - внимания, ощущения, памяти, то здесь, видимо, нормально и уместно говорить о развитии. Но применительно к личности понятие "развитие" формализует, обобщает и выхолащивает глубину и тайну внутреннего личностного роста или, напротив, падения.

В. Непомнящий пишет: "Пушкин разрешает эту проблему художественно. Его взор прикован не к "развитию" в смысле "прогресса", а к замыслу, то, что дано в замысле, не "изменяется", не "прогрессирует", не "совершенствуется", а открывается ("откровение") ... Колесо устойчиво, хотя оно движется". 2 Если же мы говорим об онтогенезе, то в таком случае, на мой взгляд, мы могли бы говорить о воспитании, созревании личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗАВЕТА С БОГОМ

О возрождении имеет смысл говорить, когда личность переживает некий экзистенциальный конфликт с собой, с Богом, с миром. Эта, как говорят, "душевная туга" часто вообще не поддается рефлексии. Бог, мир, я сам - вообще неразличимы. Просто говорят: "душа болит". Это хорошо выражено у поэта.

Небо тусклое, с отсветом странным,
Мировая, туманная боль.

Ощущение, что ты сам не у себя дома - феномен евангельского блудного сына, который ушел от чего-то заветного, бесконечно своего в "страну далече". Кроме этого, живая личность, находясь в вышеописанном состоянии, ищет, не может не искать (!), выхода, пути. В этих поисках она вольно или невольно расширяет свое семантическое поле. Кризис - это во многом и благо. Ибо страдание разрыхляет жесткую, безблагодатную почву души. Но расширение смыслового пространства вовсе еще не шаг к возрождению. И здесь возможно бегство от себя через (если так можно выразиться) "черный ход" личности. Известно множество людей, которые ушли от страдания и тонкими, только им ведомыми внутренними ходами, перевели, сублимировали страдание в уныние, в постоянную, но неострую тоску. И если в страдании не сохраняется искренняя жажда Истины, то затем постепенно и не вдруг уныние начинает обладать душой. Скепсис, витальная тоска, цинизм и отчаяние - это ступени нравственного ниспадения эмоционально-волевого и духовного строя личности.



Уныние - это не клиническое состояние. Напротив! В этом состоянии находятся сегодня многие наши современники. В этом состоянии они женятся, защищают диссертации, разводятся, пытаются воспитывать своих детей и т. д. Можно сказать, это - нравственно-психологическое состояние. Когда становится совсем невмоготу, каждый унывающий знает, что надо делать: один пьет, другой бежит трусцой, третий пишет, четвертый реализует древний принцип: "шерше ля фам" и т.д. и т.п. М. К. Мамардашвили писал, что человек для того, чтобы сбежать от себя, готов укрепиться в состоянии "упрямой хитрости, готовым на все, лишь бы не привести себя в движение и не поставить себя под вопрос". 3

Видимо здесь речь идет о важнейшем, самом главном факте внутренней, незримой биографии души - заключении или незаключении завета с Богом. Ниже мы будем говорить о мистике прямой речи. Но сейчас уместно сказать о реальности некоторого диалога с Богом, где личность либо отвергает своего Творца и Бога, либо (не без внутренней борьбы) заключает соглашение. Думается, что этот факт духовного самоопределения проходят все люди, даже те, кто с детства традиционно воспитан в Боге. Факт осознания своей веры у них осуществляется не менее драматично, чем у неофитов.



Сама душа таинственно знает смысл и качество этого призыва Бога и знает, как она распорядилась с этим призывом.

О ПРОПОВЕДИ

Любому проповеднику предстоит, прежде всего, в самом себе преодолеть внутренние барьеры, которые создает современный многоликий мир на пути к Богу; и это преодоление состоит не в гневных словах миру (хотя и лежащему во зле), а в рождении в душе самого проповедника того нового человека, созданного по Богу, в которого, по словам апостола Павла, должен облечься каждый христианин, и в первую очередь каждый пастырь. Тогда, пройдя через искушения, можно и искушаемым помочь.

Проповедовать Христа - это значит для всех быть всем, т.е. знать и чувствовать, и постигать меру духовности и восприимчивости самых разных людей, стоящих в храме в данный момент. Надо просить апостола Павла и святителя Иоанна Златоуста об этом даре, чтобы, с одной стороны, нам не дать "твердой пищи" младенцам, а с другой, - не потакать греховным немощам слушающих. Таковы узкие врата проповеди. Современному проповеднику, говоря сегодняшним языком, полезно чувствовать себя как бы миноискателем, который посылает радиоволны и ждет возвращения сигналов.

Проповедь - это диалог: один говорит о Христе, другие же не только внимают слову, но внутренне отвечают. Диалог всегда незавершен, его хочется продолжить, поэтому темы и поводы к проповеди разные, а канва одна - разговор об Истине, о Христе, о спасении. Не случайно один из видов проповеди называется беседой, хотя говорит один проповедник.

Если священник, будучи частью народа Божия и выражая его мысли и чувства, уловил молитвенное настроение народа и возвратил его в слове тем, кто, умея чувствовать, затрудняется словами выразить свои чувства, такую проповедь можно назвать откровением, пусть малым, но откровением о том, как спасать свою душу во Христе для Вечной Жизни. Аминь.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Не плоть, а дух растлился в наши дни

Не плоть, а дух растлился в наши дни

Из стихотворения «Наш век» (1951) Федора Ивановича Тютчева (1803- 1873):

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвется из ночной тени,

И, свет обретши, ропщет и бунтует...

Цитируется по поводу духовного упадка, утраты ценностных ориентиров, моральной деградации.

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Что вызывает наши сны? Начнем с того, что не является причиной наших снов. Наши сны не приходят из «другого мира». Это не послания от какого-то внешнего источника. Они не являются взглядом в будущее, то есть ничего не предсказывают.Все наши сны каким-то образом связаны с

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Из книги Еврейская диетология, или Расшифрованный кашрут автора Люкимсон Петр Ефимович

Кровь и плоть Впрочем, вопрос о том, чья точка зрения – раввинов или антропологов – в данном случае более убедительна, пусть решает сам читатель. А пока заметим, что за разрешением Ною вкушать плоть любых живых существ в Пятикнижии тут же следует запрет: «Но плоти, в крови

Из книги Крылатые слова автора Максимов Сергей Васильевич

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Войти в плоть и кровь Впервые встречается в сочинении «Тускуланские беседы» римского государственного деятеля, оратора и писателя Цицерона (Марк Туллий Цицерон, 106-43 до н. э.).Иносказательно: стать неотъемлемой частью человеческой

Из книги Вашу мать, сэр! Иллюстрированный словарь американского сленга автора Московцев Николай Г

И будут двое одна плоть Из Библии. В Ветхом Завете (Книга Бытия, гл.- 2, ст. 23-24) сказано: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене

Из книги Кое-что за Одессу автора Вассерман Анатолий Александрович

Кость от кости и плоть от плоти см. Ппоть от плоти.

Из книги Сорок два свидания с русской речью автора Новиков Владимир Иванович

Наши за границей Название сборника юмористических рассказов (1890) писателя-юмориста и драматурга Николая Александровича Лейкина (1841 - 1906). издателя журнала «Осколки», где сотрудничал молодой А. П. Чехов. В этом сборнике собраны рассказы, в которых представлены нравы

Из книги Новейший философский словарь. Постмодернизм. автора Грицанов Александр Алексеевич

Наши разногласия Название первой теоретической работы (1884) Георгия Валентиновича Плеханова (1856-1918), посвященной пропаганде марксизма и полемике с

Из книги Как построить бизнес по Торе? автора Резцова Ирина

Плоть от плоти Из Библии. В Ветхом Завете (Бытие, гл. 2, ст. 23) рассказывается о том, как Бог вынул у спящего Адама ребро и создал из него первую женщину на земле, Еву: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих, и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от

Из книги Написать свою книгу: то, чего никто за тебя не сделает автора Кротов Виктор Гаврилович

Наши благодарности Авторы хотят поблагодарить за помощь и выдержку (почти год среди английских и русских матюгов) своих любящих жен Татьян, целеустремленных дочерей Анн и специализирующихся на молодежном жаргоне сыновей Георгия и Сергея.Выражаем также глубокую

Если читать стих «Наш век» Тютчева Фёдора Ивановича полностью, понимаешь, что проблема, заявленная в нем, актуальна и сегодня. Произведение было написано поэтом в 48-летнем возрасте, то есть тогда, когда богатый опыт дает человеку возможность судить не только о своих недостатках, но и о пороках окружающих людей.

Текст стихотворения Тютчева «Наш век» начинается констатацией факта о растлении духа современников. Они мечутся между тенью и светом, но покоя обрести не могут нигде, причина этого - утрата веры. Тютчев подчеркивает, что в его век человек руководствуется гордыней, ведь он «жаждет веры… но о ней не просит…». Последние строки стиха - ключ к двери Божьей, который автор дает в руки читателю. Тютчев уверяет, что только с помощью Господа человек сможет обрести покой и умиротворение.

Стих учат на уроках литературы в старших классах. На нашем сайте вы можете прочитать произведение онлайн или скачать его по ссылке.

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
“Впусти меня!- Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..”

О. Андрей Ткачев о духовном состоянии нашего общества, о борьбе с темным миром безверия в себе и о светлом мире веры, который ведет борьбу с тьмой в нас самих. Современность отличается духовным растлением: современный человек грешит из любопытства, грешит из ненависти к себе. "Не плоть, а Дух растлился в наши дни. И человек отчаянно тоскует," -- гениальные тютчевские строки. Дух растленный растлевает плоть. Человек -- умное существо, ему нужна умная программа. Когда Дух растлился, человека охватывает смертельная тоска. Современный человек, имеющий все, чего не имели средневековые короли, часто не хочет жить. "Он к свету рвется из ночной тени, но свет обретший ропщет и бунтует". Христос - Свет истины - пришел в мир. Казалось бы, идите к нему "веселыми ногами"! Но человека трудно привести к Христу: открытие дверей сердца к Христу - это большая тайна и тяжелый труд. Погибающий человек часто не хочет идти к Христу. Он не хочет каяться, смиряться, признаваться в своих согрешениях. Как только источник Света приближается к человеку, он, как летучая мышь, забивается в угол. Часто прежде, чем прийти к Христу, он проверяет все сухие колодцы, опробывает все лживые маяки -- секты, эзотерические практики, профанические учения, и только затем, если остается жив, обращает свой взор к Христу. "И сознает свою погибель он, и жаждет веры, но о ней не просит." Человек бредет по пустыне неверия. Он переживает, терпит опыт пустыни. Знойной пустыни. "Под солнцем сатаны". Ад - это агрессивная реальность, которой тесно в зоне традиционной локализации, и ад ведет борьбу за новые территории. Человек очень глубок, ужасно глубок, он есть тайна. "Люди выносят невыносимое", живя в знойной пустыне страстей. Ищите, стучите, просите и обрящете! Господи, отверзи нам! Верующие должны озаботиться сердечной заботой о тех, кто рядом с нами живет и погибает, уходит в бездну адскую. О ком-то должна болеть душа у каждого! Мысль должна расшириться, а сердце распространиться! Рядом находятся те, кто идет по краю! Надо поставить перед собой животрепетную задачу -- миссионерство! Иоанн Кронштадский хотел в Японию проповедовать! Но какая Япония -- здесь в России нищие, пьющие, больные, страждущие, проститутки, наркоманы. Весь Индо-Китай здесь. Надо ставить перед собой сверхзадачи! К Христу можно подойти через Красоту, Мысль, Мудрость, Святость, послушание - через все. Как только задача поставлена и озвучена, она начинает исполняться! Мужчин надо вернуть в храм! Мы просит о вере, стучим и ищем! Молим о вере полной и цельной. Все мы должны находиться в состоянии радикальной борьбы. Истина не вверяется полностью одному человеку, истина вверяется Церкви, которая как ковчег завета. Вера -- это подарок, который дается Церкви. Христианам следует воевать в Духе. И победа должна быть в Духе. Нужно умножать Свет!




Top