Неверием палим и иссушен. Не скажет ввек, с молитвой и слезой



Не плоть, а дух растлился в наши дни
Из стихотворения «Наш век» (1951) Федора Ивановича Тютчева (1803- 1873):
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени,
И, свет обретши, ропщет и бунтует...

Цитируется: по поводу духовного упадка, утраты ценностных ориентиров, моральной деградации.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Не плоть, а дух растлился в наши дни" в других словарях:

    Тютчев Ф.И. Тютчев Федор Иванович (1803 1873) Русский поэт. Афоризмы, цитаты Русская история до Петра Великого одна панихида; а после Петра одно уголовное дело. Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать В… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Эта статья о доме И. Ф. Лопатина по адресу Невский проспект, 68. О доме И. Ф. Лопатина по адресу Невский проспект, 100 см. Невский, 100. Эта статья о доме Дехтерева на Невском проспекте. О доме Дехтерева по адресу Спасский переулок,… … Википедия

    Эта статья о доме И. Ф. Лопатина по адресу Невский проспект, 68. О доме И. Ф. Лопатина по адресу Невский проспект, 100 см. Невский, 100. Эта статья о доме Дехтерева на Невском проспекте. О доме Дехтерева по… … Википедия

    ТЮТЧЕВ Федор Иванович Русская философия: словарь

    ТЮТЧЕВ Федор Иванович - (23.11(5.12).1803, с. Овстуг Орловской губ., ныне Брянской обл. 15(27).07.1873, Царское Село, ныне г. Пушкин) поэт, один из виднейших представителей философской лирики, по своим социально политическим взглядам близок к славянофильству.… … Русская Философия. Энциклопедия

Если читать стих «Наш век» Тютчева Фёдора Ивановича полностью, понимаешь, что проблема, заявленная в нем, актуальна и сегодня. Произведение было написано поэтом в 48-летнем возрасте, то есть тогда, когда богатый опыт дает человеку возможность судить не только о своих недостатках, но и о пороках окружающих людей.

Текст стихотворения Тютчева «Наш век» начинается констатацией факта о растлении духа современников. Они мечутся между тенью и светом, но покоя обрести не могут нигде, причина этого - утрата веры. Тютчев подчеркивает, что в его век человек руководствуется гордыней, ведь он «жаждет веры… но о ней не просит…». Последние строки стиха - ключ к двери Божьей, который автор дает в руки читателю. Тютчев уверяет, что только с помощью Господа человек сможет обрести покой и умиротворение.

Стих учат на уроках литературы в старших классах. На нашем сайте вы можете прочитать произведение онлайн или скачать его по ссылке.

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
“Впусти меня!- Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..”

«Не плоть, а дух растлился в наши дни», - подразделял Фёдор Тютчев. История с Глебом вполне определённо показала, что мир, в котором мы живём, очень быстро и опасно меняется. Многие люди начинают осваивать биоинформационные технологии и, к сожалению, далеко не всегда используют их во благо ближних. Снова и снова повторяется ситуация, когда открытие, способное помочь человечеству кардинально решить насущные проблемы, оборачивается в первую очередь против людей. Таинственные экстрасенсы-киллеры, установившие Глебу смертоносную информационную конструкцию; Лапшин, создавший свою глобальную спайдер-сеть, работающую за счёт информационно-энергетических деформаций пространства, – чрезвычайно тревожные сигналы. Не замечать их значит обрекать себя и своё будущее на произвол тех, кто не очень отягощён узами совести и морали.

Спайдер-сеть Лапшина особенно опасна. Спайдер – слово английское. Означает оно известное всем насекомое – паука. Только, в отличие от маленького кровососа, у которого в природе своя законная ниша, человек-маг, вставший в эту зловещую позицию, куда более опасен. В центре своей энергетической паутины, когда она полностью сплетена и охватывает большое пространство, через запрограммированных на биоинформационное донорство людей маг создаёт спиралевидное движение энергии низкой частоты – так называемый сток. Возникшая ситуация побуждает пространство исправить энергетическое неравновесие, и к центру воронки устремляются биоэнергии людей, как бы вплетённых в эту паутину. А энергия – это могущество. За неё ведут борьбу любые системы. Вот так – одни её теряют, а другие незаметно присваивают себе. И противостоять этому можно только одним способом: овладеть знаниями, сорвать покров тайны с того, что может быть использовано против человека.

Свет истины – вот могучее оружие против тех, кто хочет использовать тайные преимущества для порабощения себе подобных. И ещё – Господь. Потому что рано или поздно, вволю насладившись на земном плане своим могуществом, они предстанут перед Тем, Кто всегда больше, могущественнее, сильнее их. Но и на земле каждый, кто овладеет ясновидением, во многом затруднит обман, неискренность, коварство, поможет людям избавиться от болезней и, более того, достичь бессмертия. Потому что именно бессмертие – те врата, которые ведут нас сегодня к Создателю, ведут детей к Отцу.

Но прежде, прежде, прежде… Надо понять: любая мысль, хорошая или плохая, немедленно создаёт в материи форму своего существования и начинает воздействовать на другие существа Космоса и Природы пропорционально силе и власти, которая их произвела. Вот почему так труден путь к Отцу, вот почему так важно на своей шкуре испытать, что значит добро и зло, свет и тьма, любовь и ненависть, дружба и предательство, проступок и возмездие за него. Потому что, входя в эпоху бессмертия, надо быть хозяином этих сущностей – своих теней. Иначе они станут источником всякого рода жизненных затруднений, против которых будет трудно защищаться.

Психика, сознание, воля – это всё не только структуры вашего организма, но и всего Космоса, всего мироздания. Потому что биополе каждого человека содержит в себе изначально набор программ, определяющих его взаимоотношения со всей окружающей его Вселенной. Бог создал человека, и человек ответил ему взаимностью. Это не настолько шутка, как кажется. Отец продлил Себя в Сыне, а Сын, достигнув бессмертия, вернул его Отцу. Так осуществляется круговорот вечности, приводимый в движение силой любви, так достигается бесконечное возрождение духа в плоти и плоти в духе.

Жизнь – это великая мистерия. И кто достойно пройдёт её ритуалы и испытания, приходит к освобождению, к свободе. Всё остальное – иллюзия: власть царей и неволя рабов, гордость учёных глупцов и самоограничивающие сомнения тех, кто действительно слышит голос истины. Потому что всё это - лишние посредники между Сыном и Отцом. И самый опасный из них – учёное невежество, которое воистину худшая из болезней человека. Ложь специально затемнена, запутана, горда своим вымышленным значением. Истина же – проста и открыта. Надо только захотеть её увидеть и не пугаться того, что другие осудят тебя за это.

Вернулась из Украины Надежда Анатольевна Стадник. О кровоточащей язве желудка, с которой она десять дней назад появилась в нашем Центре, речь уже не идёт.

– Я о ней забыла, – лаконично разъяснила ситуацию Надежда Анатольевна.

Глаза у неё вспыхивают лихорадочным блеском. Она вся в азарте, принесла торт – намёк на чаепитие и предлог для неспешного открытого разговора. Я эти торты уже видеть не могу – их приносят по несколько штук в день.

Но увильнуть от сладкого не удаётся. Кажется, это моя карма. Мы садимся втроём, и Надежда Анатольевна рассказывает потрясающие вещи, которые всего год назад меня самого повергли бы в замешательство. Когда она сидела десять дней назад в нашем кабинете и мы работали с её кровоточащей язвой, она умоляла помочь её отцу. Тогда мы сказали ей, что его жизнь зависит от её самочувствия, что они сейчас с отцом – как два сообщающихся сосуда. Каково же было удивление Надежды Анатольевны, когда через день, приехав к себе на родину, она застала отца не умирающим, как ей сообщили, а курящим украдкой на лестничной площадке. Он объяснил ей, что именно в тот момент, когда она находилась в нашем кабинете в Москве, ему стало вдруг настолько легче, что он совершенно раздумал умирать. Забегая вперёд, скажу, что полгода спустя она привезла его в Москву лечиться от пристрастия к спиртному. (Жив он и сейчас, несколько лет спустя).

Сам по себе этот факт потрясал воображение. Всё же, при повышенной склонности критически воспринимать подобные сюжеты, можно было бы списать его на редкие, но время от времени происходящие счастливые совпадения. Хотя давайте не забывать, что человек имел диагноз, сам по себе почти исключающий счастливые случайности: рак.

Но самое удивительное было впереди. Надежда Анатольевна рассказала отцу о том, что мы видели: дом, озеро, сад и кровавое пятно среди фруктовых деревьев. Отец неожиданно признался ей: на Украине в 1923-м году свирепствовал голод, и в их саду, именно где мы указали, была убита женщина, которую потом съели. Ужасный случай людоедства привёл в конечном итоге к тому, что некогда большая семья истаяла, ушла в иной мир, не оставляя после себя потомства и лишая свой род возможности продолжить реинкарнационный процесс. Они стали последними в роду. И мы теперь знаем, почему.

И человек отчаянно тоскует...

Он - к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

И сознает свою погибель он,

Он жаждет веры... но о ней не просит...

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед закрытой дверью:

"Впусти меня! - Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!.."

Ф. И. Тютчев

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет.
О. Мандельштам

СТИХИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

О. Мандельштам очень не любил и побаивался слова "развитие". В "Путешествии в Армению " он писал: "Скучное, бородатое развитие". Надежда Мандельштам, уточняя такую позицию супруга, пишет, что он "боялся этого слова из-за того, что оно сочеталось с понятием прогресс" 1 .

И дело не только в том, что слово прогресс вызывает у любого верующего человека в лучшем случе снисхождение. Дело еще и в том, что когда мы говорим о динамике психических процессов - внимания, ощущения, памяти, то здесь, видимо, нормально и уместно говорить о развитии. Но применительно к личности понятие "развитие" формализует, обобщает и выхолащивает глубину и тайну внутреннего личностного роста или, напротив, падения.

В. Непомнящий пишет: "Пушкин разрешает эту проблему художественно. Его взор прикован не к "развитию" в смысле "прогресса", а к замыслу, то, что дано в замысле, не "изменяется", не "прогрессирует", не "совершенствуется", а открывается ("откровение") ... Колесо устойчиво, хотя оно движется". 2 Если же мы говорим об онтогенезе, то в таком случае, на мой взгляд, мы могли бы говорить о воспитании, созревании личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗАВЕТА С БОГОМ

О возрождении имеет смысл говорить, когда личность переживает некий экзистенциальный конфликт с собой, с Богом, с миром. Эта, как говорят, "душевная туга" часто вообще не поддается рефлексии. Бог, мир, я сам - вообще неразличимы. Просто говорят: "душа болит". Это хорошо выражено у поэта.

Небо тусклое, с отсветом странным,
Мировая, туманная боль.

Ощущение, что ты сам не у себя дома - феномен евангельского блудного сына, который ушел от чего-то заветного, бесконечно своего в "страну далече". Кроме этого, живая личность, находясь в вышеописанном состоянии, ищет, не может не искать (!), выхода, пути. В этих поисках она вольно или невольно расширяет свое семантическое поле. Кризис - это во многом и благо. Ибо страдание разрыхляет жесткую, безблагодатную почву души. Но расширение смыслового пространства вовсе еще не шаг к возрождению. И здесь возможно бегство от себя через (если так можно выразиться) "черный ход" личности. Известно множество людей, которые ушли от страдания и тонкими, только им ведомыми внутренними ходами, перевели, сублимировали страдание в уныние, в постоянную, но неострую тоску. И если в страдании не сохраняется искренняя жажда Истины, то затем постепенно и не вдруг уныние начинает обладать душой. Скепсис, витальная тоска, цинизм и отчаяние - это ступени нравственного ниспадения эмоционально-волевого и духовного строя личности.



Уныние - это не клиническое состояние. Напротив! В этом состоянии находятся сегодня многие наши современники. В этом состоянии они женятся, защищают диссертации, разводятся, пытаются воспитывать своих детей и т. д. Можно сказать, это - нравственно-психологическое состояние. Когда становится совсем невмоготу, каждый унывающий знает, что надо делать: один пьет, другой бежит трусцой, третий пишет, четвертый реализует древний принцип: "шерше ля фам" и т.д. и т.п. М. К. Мамардашвили писал, что человек для того, чтобы сбежать от себя, готов укрепиться в состоянии "упрямой хитрости, готовым на все, лишь бы не привести себя в движение и не поставить себя под вопрос". 3

Видимо здесь речь идет о важнейшем, самом главном факте внутренней, незримой биографии души - заключении или незаключении завета с Богом. Ниже мы будем говорить о мистике прямой речи. Но сейчас уместно сказать о реальности некоторого диалога с Богом, где личность либо отвергает своего Творца и Бога, либо (не без внутренней борьбы) заключает соглашение. Думается, что этот факт духовного самоопределения проходят все люди, даже те, кто с детства традиционно воспитан в Боге. Факт осознания своей веры у них осуществляется не менее драматично, чем у неофитов.



Сама душа таинственно знает смысл и качество этого призыва Бога и знает, как она распорядилась с этим призывом.

О ПРОПОВЕДИ

Любому проповеднику предстоит, прежде всего, в самом себе преодолеть внутренние барьеры, которые создает современный многоликий мир на пути к Богу; и это преодоление состоит не в гневных словах миру (хотя и лежащему во зле), а в рождении в душе самого проповедника того нового человека, созданного по Богу, в которого, по словам апостола Павла, должен облечься каждый христианин, и в первую очередь каждый пастырь. Тогда, пройдя через искушения, можно и искушаемым помочь.

Проповедовать Христа - это значит для всех быть всем, т.е. знать и чувствовать, и постигать меру духовности и восприимчивости самых разных людей, стоящих в храме в данный момент. Надо просить апостола Павла и святителя Иоанна Златоуста об этом даре, чтобы, с одной стороны, нам не дать "твердой пищи" младенцам, а с другой, - не потакать греховным немощам слушающих. Таковы узкие врата проповеди. Современному проповеднику, говоря сегодняшним языком, полезно чувствовать себя как бы миноискателем, который посылает радиоволны и ждет возвращения сигналов.

Проповедь - это диалог: один говорит о Христе, другие же не только внимают слову, но внутренне отвечают. Диалог всегда незавершен, его хочется продолжить, поэтому темы и поводы к проповеди разные, а канва одна - разговор об Истине, о Христе, о спасении. Не случайно один из видов проповеди называется беседой, хотя говорит один проповедник.

Если священник, будучи частью народа Божия и выражая его мысли и чувства, уловил молитвенное настроение народа и возвратил его в слове тем, кто, умея чувствовать, затрудняется словами выразить свои чувства, такую проповедь можно назвать откровением, пусть малым, но откровением о том, как спасать свою душу во Христе для Вечной Жизни. Аминь.

«Наш век» Федор Тютчев

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня!- Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»

Анализ стихотворения Тютчева «Наш век»

Кризис среднего возраста у каждого мужчины протекает-по разному. Однако если речь идет о поэтах, то это состояние внутренней дисгармонии непременно находит свое отражение в стихах. Недовольство собой и окружающим миром, раздражительность и попытки найти смысл жизни – подобные мотивы встречаются в творчестве многих русских литераторов. К их числу принадлежит и Федор Тютчев – романтик и философ, который и в юные годы нередко искал ответы на вопрос о том, зачем человек приходит в этот мир, и как он должен пройти свой путь.

В 1851 году он публикует стихотворение «Наш век», в котором рассуждают на тему морали современного общества. Зрелый 48-летний мужчина, прошедший через многие жизненные испытания, приходит к выводу, что «не плоть, а дух растлился в наши дни». Эту фразу можно расценивать и как личный ответ поэта на многочисленные упреки в его адрес. Все дело в том, что в это время роман Тютчева и Елены Денисьевой, юной особы из знатного и богатого рода, уже был предан огласке, после чего разразился громкий скандал. Предвосхищая упреки в свой адрес, поэт указывает на то, что эти взаимоотношения продиктованы не жаждой плотских утех, а высокими и чистыми чувствами, которые, к сожалению, для многих его современников остаются непостижимыми и недостижимыми.

Именно по этой причине автор убежден, что «человек отчаянно тоскует», так как лишен некой духовной основы. Для кого-то она заключается в общении с женщиной, для кого-то – в общении с Богом. Однако и в том, и в другом случае людьми движут два самых важных чувства – вера и любовь. Именно их, по мнению Федора Тютчева, недостает его современникам, многие из которых осознают, что их жизнь пуста и никчемна. Внутренние протесты порождают абсурдные и порой необъяснимые поступки, однако мало у кого, по мнению автора, достает смелости и сил обратиться за помощью к Господу. Современный человек, как считает поэт, «жаждет веры… но он ее не просит». И это связано не с природным упрямством, а с непониманием простой истины о том, что любой из нас должен верить хоть во что-то. Безверие, по мнению Тютчева, рождает хаос в мыслях и в душе, заставляет человека сомневаться в своих силах и толкает его зачастую на неверный путь, сойти с которого порой бывает невозможно. Однако для того, чтобы избежать подобных внутренних противоречий, достаточно лишь впустить в свое сердце Бога, почувствовать его заботу и любовь, которые, по мнению поэта, и являются путеводными звездами в жизни каждого человека.




Top