Николай карамзин. А будущим декабристам улыбка казалась слабостью, уступкой «тирану»

Николай Михайлович Карамзин родился 12 декабря 1766 года. Крупнейший русский литератор, великий реформатор русского языка и выдающийся историк. Создатель одного из первых глобальных трудов по истории России - «Истории государства Российского».

Карамзин одним из первых начал использовать букву «Ё», ввёл в русский язык множество новых слов: «впечатление», «влияние», «промышленность», «моральный», «гармония», «катастрофа», «влюблённость», «ответственность», «человечный» и множество других.

В целом на развитие русского литературного языка проза и поэзия Карамзина оказали огромнейшее влияние. Именно его трудам литература обязана переходом от церковнославянской лексики и грамматики к обиходному языку.

Указом Президента РФ 2016 год объявлен в России Годом Карамзина в ознаменование 250 - летия со дня его рождения.

Николай Михайлович Карамзин - историограф, писатель, родоначальник русской сентиментальной поэзии, публицист, критик, реформатор русского языка. Его как историка и честного человека волновало будущее России. Карамзин наблюдал в своей жизни разные проявления свободы - от бунта Пугачёва до французских буржуазных реформ. Во время заграничного путешествия Карамзин видел все последствия французской революции - эшафоты, казни, в том числе и венценосных особ. В России стал свидетелем восстания декабристов.

Н.М. Карамзин предвидел, что идеи разрушительные могут победить идеи созидательные, поэтому написал послание императору Александру I. Его главный труд недаром назван «История Государства Российского», а не историей России, потому что в понятие «государство» Карамзин вкладывал смысл поступательного развития России. Он призывал к постепенному, мирному движению общества, вперёд, без насилия, и кровопролитных реформ, путь от старого к новому, но всегда имея в запасе это старое.

Труд всей его жизни, над которым он работал более двух десятилетий - «История Государства Российского» - крупнейшее достижение русской литературы начала 19 века, выдающееся историческое произведение.

Но Н.М. Карамзина нельзя рассматривать только, как историка, необходимо изучать и его богатое литературное наследие - его стихотворения, журнальные статьи, сказки, повести. Ведь он автор таких известных повестей как, «Бедная Лиза», «Марфа - посадница или покорение Новгорода, «Наталья, боярская дочь», «Осторов Борнгольм», «Письма русского путешественника», «Сиерра - Морена».

Чтобы более подробно познакомиться с биографией Н.М. Карамзина для всех посетителей библиотеки на 2 этаже оформлен стенд "...И прошлое увековечим..."

При подготовке и проведении мероприятий следует обратить внимание и учитывать, что юбилейный год предполагает не только ознакомление читателей с фактами из жизни и творчества Н.М.Карамзина, а приобщение к истокам русской культуры. Его влияние на современников было так велико, что целый период нашей литературы называется Карамзинским. Творчество писателя имело большое значение для преобразования и развития литературного языка, русской разговорной речи.

  • литературно - музыкальная композиция «Последний летописец Руси» (Читаем, Учимся, Играем, 2011 год, № 10, с. 68);
  • интеллектуальная игра «Подвиг честного человека» (Читаем, Учимся, Играем, 2006 год, №10, с. 29);
  • тематический вечер «Поэт, писатель, историк» (Читаем, Учимся, Играем., 2015 год, № 7, с. 70);
  • круглый стол «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец»;
  • слайд - беседа «Встреча с Карамзиным»;
  • интерактивный исторический портрет «Русский писатель Н.М. Карамзин, историограф государства Российского»;
  • лекция - презентация о жизни и творчестве Н.М. Карамзина «Карамзин и Симбирский край»; «Н.М. Карамзин - русский писатель, историк государства Российского»
  • театрализованное представление или постановка фрагмента самой известной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»;
  • беседа - презентация по страницам произведений Н.М. Карамзина «Карамзин на все времена»
  • литературный вечер «Детский писатель Н.М. Карамзин»;
  • акция «Историческая ночь в библиотеке»;
  • брейн - ринг «История края - история России»;
  • конкурс сочинений «Слово о Карамзине»;
  • проект «Слова принадлежат веку, а мысли векам»;
  • литературное путешествие по сказкам Н.М. Карамзина;
  • конкурс чтецов стихотворений;
  • конкурс иллюстраций, или рисунков по произведениям Н. М. Карамзина;

Организация выставок, тематических экспозиций также позволит познакомить посетителей библиотек с жизнью и творчеством Н.М. Карамзина.

При оформлении выставок необходимо использовать художественные и публицистические издания, иллюстрации к произведениям, портреты Н.М. Карамзина, цитаты писателя, издательскую продукцию и электронные издания,

На выставки можно поставить репродукции картин портретов героев и героинь, близких по духу героям и героиням Карамзина. Например, Орест Кипренский пишет свою «Бедную Лизу»; Василий Суриков пишет картину «Боярская дочь», но она не является иллюстрацией к повести Карамзина «Наталья боярская дочь». Однако очень напоминает портрет Натальи из повести Карамзина и может помочь посетителям почувствовать колорит той эпохи. Клавдий Лебедев и его картина «Марфа - посадница. Уничтожение Новгородского веча». Образ этой удивительной женщины уже несколько веков пытаются осмыслить историки, писатели, поэты и живописцы. Но достоверных сведений о ней сохранилось немного. Это естественно, так как на страницах летописей и официальных документов она попала только тогда, когда она оказалась во главе одной из новгородских партий, выступающих за открытую борьбу с Москвой. А так как схватку с Москвой она проиграла, то письменное отражение её деятельности осуществлялось не без предвзятости. О ней создал повесть Н.М.Карамзин «Марфа - посадница, или покорение Новгорода».

  • книжно - иллюстративная выставка «Великий гражданин»;
  • книжно - иллюстративная выставка «Карамзин на все времена»;
  • выставка - инсталляция «История есть священная книга народов… Н.М. Карамзин»

Хотелось бы ко дню рождения Николая Михайловича Карамзина (1 (12) декабря 1766 г.) представить какой-то новый материал. Но, кажется, обо всех карамзинских местах Симбирска-Ульяновска было уже сказано, и не раз. Наверное, можно было сделать эти материалы более полно и содержательно. Ну, как уж вышло, повторяться не будем. А вот чего на этой странице не было, так это собственных строк Н.М.Карамзина. Попробуем обратиться к ним, не уходя далеко от симбирской темы.
Мало кто из литераторов не оставил хотя бы кратких воспоминаний о родине и юных годах жизни. У Карамзина это, в первую очередь, неоконченный автобиографический роман «Рыцарь нашего времени». По его словам: «Сей роман вообще основан на воспоминаниях молодости, которыми автор занимался во время душевной и телесной болезни». 13 глав романа были опубликованы в журнале «Вестник Европы» в 1802-1803 гг. и датированы 1799 годом. Они завершались словами: «Продолжение следует». В последнем прижизненном собрании сочинений Карамзина тот же текст заключала фраза: «Продолжения не было». Далее приведены краткие выдержки из романа, повествующие о детстве историографа, которое проходило, в равной степени, как в родовом имении, так и в городском доме на Венце. Себя он вывел как Леона, реальные люди изображены под вымышленными именами. Биографы историографа сходятся в том, что описанные события действительно имели место в его жизни, а некоторые несоответствия можно приписать желанию автора придать роману характер выдуманной истории.
***
Н. М. КАРАМЗИН. РЫЦАРЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ (По изданию: «Карамзин Н.М. Избранные сочинения в двух томах», М., Л., 1964; отрывки, деление на главы не сохранено).
…На луговой стороне Волги, там, где впадает в нее прозрачная река Свияга… — там, в маленькой деревеньке родился прадед, дед, отец Леонов; там родился и сам Леон, в то время, когда природа, подобно любезной кокетке, сидящей за туалетом, убиралась, наряжалась в лучшее свое весеннее платье; белилась, румянилась весенними цветами; смотрелась с улыбкою в зеркало вод прозрачных и завивала себе кудри на вершинах древесных…, и в самую ту минуту, как первый луч земного света коснулся до его глазной перепонки, в ореховых кусточках запели вдруг соловей и малиновка, а в березовой роще закричали вдруг филин и кукушка: хорошее и худое предзнаменование! по которому повивальная бабка, принявшая Леона на руки…, предсказала ему счастье и несчастье в жизни, богатство и нищету, друзей и неприятелей, успех в любви и рога при случае. Читатель увидит, что мудрая бабка имела в самом деле дар пророчества…
Отец Леонов был русский дворянин, израненный отставной капитан, человек лет в пятьдесят, ни богатый, ни убогий, и – что всего важнее – самый добрый человек… После турецких и шведских кампаний возвратившись на родину, он вздумал жениться… — и женился на двадцатилетней красавице, дочери ближнего соседа, которая, несмотря на молодые лета свои, имела удивительную склонность к меланхолии…; когда же говорила, то говорила умно, складно и даже с разительным красноречием; а когда взглядывала на человека, то всякому хотелось остановить на себе глаза ее: так они были приветливы и милы!..
Юные супруги, с нетерпением ожидающие плода от брачного союза вашего! Если вы хотите иметь сына, то каким его воображаете? Прекрасным? Таков был Леон. Беленьким, полненьким, с розовыми губками, с черными глазками, с кофейными волосками на кругленькой головке? Таков был Леон…
Не удивительно, что Леон на заре жизни своей плакал и немог реже других младенцев: молоко нежных родительниц есть для детей лучшая пища и лучшее лекарство. От колыбели до маленькой кроватки, от жестяной гремушки до маленького раскрашенного конька, от первых нестройных звуков голоса до внятного произношения слов Леон не знал неволи и принуждения. Любовь питала, согревала, веселила его; была первым впечатлением его души… Уже внешние предметы начали возбуждать его внимание; уже и взором, и движением руки, и словами часто спрашивал он у матери: «Что вижу? Что слышу?», уже научился он ходить и бегать, — но ничто не занимало его так, как ласки родительницы, никакого вопроса не повторял он столь часто, как: «Маменька! Что тебе надобно?», никуда не хотел идти от нее и, только ходя за нею, ходить научился.
Дунул северный ветер на нежную грудь родительницы, и гений жизни ее погасил свой факел!.. Да, любезный читатель, она простудилась, и в девятый день с мягкой постели переложили ее на жесткую: в гроб – а там и в землю – и засыпали, как водится, — и забыли в свете, как водится…
Герой наш был тогда семи лет. Во всю болезнь матери он не хотел идти от ее постели…, глядел беспрестанно ей в глаза; спрашивал: «Лучше ли тебе, милая?» — «Лучше, лучше», — говорила она, пока говорить могла, смотрела на него…, хотела ласкать… и боялась, чтобы болезнь не пристала к нему; то говорила с улыбкою: «Сядь подле меня», то говорила со вздохом: «Поди от меня!..» Он слушался только первого; другому приказанию не хотел повиноваться. Надобно было силою оттащить его от умирающей. «Постойте, постойте! — кричал он со слезами, — Маменька хочет мне что-то сказать; я не отойду!». Но маменька отошла между тем от здешнего света.
Его вынесли, хотели утешать: напрасно!.. Он твердил одно: «К милой!», вырвался из рук няни, прибежал, увидел мертвую на столе, схватил ее руку: она была как дерево, — прижался к ее лицу: оно было как лед… «Ах, маменька!» — закричал он и упал на землю. Его опять вынесли, больного, в сильном жару…
Отец рвался, плакал: он любил супругу, как только мог любить… С бледным лицом, с распущенными седыми волосами стоял он подле гроба; рыдая, прощался с нею; с жаром целовал ее лицо и руки; сам опускал в могилу; бросил на гроб первую горсть земли; стал на колени; поднял вверх глаза и руки; сказал: «На небесах душа твоя! Мне недолго жить остается!» и тихими шагами пошел домой. …Леон открыл глаза, встал и протянул к отцу руки, говоря: «Где она?» — «С ангелами, друг мой!» — «И не будет к нам назад?» — «Мы к ней будем» — «Скоро ли?»- «Скоро, друг мой…». Они обнялися, заплакали: старец лил слезы вместе с младенцем!.. Им стало легче…
Итак, летящее время обтерло своими крылами слезы горестных, и всякий снова принялся за свое дело: отец за хозяйство, а сын за часовник. Сельский дьячок, славнейший грамотей в околотке, был первым учителем Леона и не мог нахвалиться его понятием. «В три дни, — рассказывал он…, — затвердить все буквы, в неделю – все склады; в другую – разбирать слова и титлы: этого не видано! В ребенке будет путь».
В самом деле, он имел необыкновенное понятие и через несколько месяцев мог читать все церковные книги; так же скоро выучился и писать; так же скоро начал разбирать печать светскую, к удивлению соседственных дворян, при которых отец нередко заставлял читать Леона… Первая светская книга, которую маленький герой наш, читая, наизусть вытвердил, была Езоповы «Басни»: отчего во всю жизнь свою имел он редкое уважение к бессловесным тварям, помня их умные рассуждения в книге греческого мудреца, и часто, видя глупости людей, жалел, что они не имеют благоразумия скотов Езоповых.
Скоро отдали Леону ключ от желтого шкапа, в котором хранилась библиотека покойной матери и где на двух полках стояли романы, а на третьей несколько духовных книг… «Дайра, восточная повесть», «Селим и Дамасина», «Мирамонд»… – все было прочтено в одно лето, с таким живым удовольствием…, которым отец Леонов не мог нарадоваться, полагая, что охота ко чтению… есть хороший знак в ребенке. Только иногда по вечерам говаривал он сыну: «Леон! Не испорти глаз. Завтре день будет; успеешь начитаться». А сам про себя думал: «Весь в мать! бывало, из рук не выпускала книги…».
…Леону открылся новый свет в романах; он увидел, как в магическом фонаре, множество разнообразных людей на сцене, множество чудных действий, приключений – игру судьбы, дотоле ему совсем неизвестную… Перед глазами его беспрестанно поднимался новый занавес: ландшафт за ландшафтом, группа за группою являлись взору. Душа Леонова плавала в книжном свете, как Христофор Коломб на Атлантическом море, для открытия… сокрытого…
С каким живым удовольствием маленький наш герой летним утром… спешил с книгою на высокий берег Волги, в ореховые кусточки, под сень древнего дуба! Там, в беленьком своем камзольчике бросаясь на зелень, среди полевых цветов сам он казался прекраснейшим, одушевленным цветом. …Шляпка служила ему столиком: на нее клал он книгу свою, одною рукою подпирая голову, а другою перевертывая листы, вслед за большими голубыми глазами, которые летели с одной страницы на другую и в которых, как в ясном зеркале, изображались все страсти, худо или хорошо описываемые в романе… Иногда, оставляя книгу, смотрел он на синее пространство Волги, на белые парусы судов и лодок, на станицы рыболовов… Сия картина так сильно впечатлелась в его юной душе, что он через двадцать лет после того, в кипении страстей, не мог без особливого радостного движения видеть большой реки, плывущих судов, летающих рыболовов: Волга, родина и беспечная юность тотчас представлялись его воображению, трогали душу, извлекали слезы. Кто не испытал нежной силы подобных воспоминаний, тот не знает весьма сладкого чувства. Родина, апрель жизни, первые цветы весны душевной!..
В сие же лето Леоново сердце вкусило живое чувство мироправителя при таком случае, о котором он после во всю жизнь свою не мог вспоминать равнодушно. Мысль о божестве была одною из первых его мыслей. Нежная родительница наилучшим образом старалась утвердить ее в душе Леона… Леон с того времени всегда молился Богу. Он молился ему со слезами в болезнь родительницы своей! Но судьбы вышнего неисповедимы. Такова была религия нашего героя до сего лета и до случая, который теперь описать желаю.
В один жаркий день он, по своему обыкновению, читал книгу под сению древнего дуба; старик дядька сидел на траве в десяти шагах от него. Вдруг нашла туча, и солнце закрылось черными парами. Дядька звал домой Леона, «Погоди», — отвечал он, не спуская глаз с книги. Блеснула молния, загремел гром, пошел дождик. …Вдруг из густого лесу выбежал медведь и прямо бросился на Леона. Дядька не мог даже закричать от ужаса. Двадцать шагов отделяют нашего маленького друга от неизбежной смерти: он задумался и не видит опасности; еще секунда, две – и несчастный будет жертвою яростного зверя. Грянул страшный гром… какого Леон никогда не слыхивал; казалось, что небо над ним обрушилось и что молния обвилась вокруг головы его. Он закрыл глаза, упал на колени и только мог сказать: «Господи!», через полминуты взглянул – и видит перед собою убитого громом медведя. Дядька насилу мог образумиться и сказать ему, каким чудесным образом Бог спас его. Леон стоял все еще на коленях, дрожал от страха и действия электрической силы; наконец устремил глаза на небо, и, несмотря на черные, густые тучи, он видел, чувствовал там присутствие Бога… Читатель! Верь или не верь: но этот случай не выдумка…
…С удовольствием обращаю взор на те времена, когда наши дворяне, взяв отставку, возвращались на свою родину с тем, чтобы уже никогда не расставаться с ее мирными пенатами; редко заглядывали в город; доживали век свой на свободе и в беспечности; правда, иногда скучали в уединении, но зато умели и веселиться при случае, когда съезжались вместе. …Мне кажется, что в них было много характерного, особенного, чего теперь уже не найдем в провинциях… Просвещение сближает свойства народов и людей, равняя их, как дерева в саду регулярном.
Капитан Радушин, отец Леонов, любил угощать добрых приятелей чем бог послал. Сын всякий раз с великим удовольствием бежал сказать ему: «Батюшка! Едут гости!», а капитан наш отвечал: «Добро пожаловать!», надевал круглый парик свой и шел к ним навстречу с лицом веселым. …Провинциалы наши не могли наговориться друг с другом; не знали, что за зверь политика и литература, а рассуждали, спорили и шумели. Деревенское хозяйство, охота, известные тяжбы в губернии, анекдоты старины служили богатою материею для рассказов и примечаний…
Ах! Давно уже смерть и время бросили на вас темный покров забвения, витязи С-ского уезда, верные друзья капитана Радушина! …Как теперь смотрю на тебя, заслуженный майор Фаддей Громилов, в черном большом парике, зимою и летом в малиновом бархатном камзоле, с кортиком на бедре и в желтых татарских сапогах; слышу, как ты, не привыкнув ходить на цыпках в комнатах знатных господ, стучишь ногами еще за две горницы и подаешь о себе весть издали громким своим голосом…! Вижу и тебя, седовласый ротмистр Бурилов, простреленный насквозь башкирскою стрелою в степях уфимских; слабый ногами, но твердый душою; ходивший на клюках, но сильно махавший ими, когда надлежало тебе представить живо удар твоего эскадрона или омерзение к бесчестному делу какого-нибудь недостойного дворянина! Гляжу и на важную осанку твою, бывший воеводский товарищ Прямодушин, и на орлиный нос твой, за который не мог водить тебя секретарь провинции, ибо совесть умнее крючкотворства; вижу, как ты, рассказывая о Бироне и Тайной канцелярии, опираешься на длинную трость с серебряным набалдашником, которую подарил тебе фельдмаршал Миних… Вижу всех вас, достойные матадоры провинции, которых беседа имела влияние на характер моего героя; и, чтобы представить все благородство сердец ваших, сообщаю здесь условия, заключенные вами между собою в доме отца Леонова…
«Мы, нижеподписавшиеся, клянемся честию благородных людей жить и умереть братьями, стоять друг за друга горою во всяком случае, не жалеть ни трудов, ни денег для услуг взаимных, поступать всегда единодушно, наблюдать общую пользу дворянства, вступаться за притесненных и помнить русскую пословицу: «Тот дворянин, кто за многих один»; не бояться ни знатных, ни сильных, а только Бога и государя; смело говорить правду губернаторам и воеводам; никогда не быть их прихлебателями и не такать против совести. А кто из нас не сдержит своей клятвы, тому будет стыдно и того выключить из братского общества». Следует восемь имен.
…Одна смерть разрушила их братскую связь… Когда судьба, несколько времени играв Леоном в большом свете, бросила его опять на родину, он нашел майора Громилова, сидящего над больным Прямодушиным, который лежал в параличе и не владел руками (все прочие друзья их были уже на том свете). Громилов кормил больного из рук своих, плакал горько и сказал Леону: «Тошно, тошно быть сиротою на старости!..».
Добрые люди! Мир вашему праху! Пусть другие называют вас дикарями: Леон в детстве слушал с удовольствием вашу беседу словохотную, от вас заимствовал русское дружелюбие, от вас набрался духу русского и благородной дворянской гордости, которой он после не находил даже и в знатных боярах: ибо спесь и высокомерие не заменяют ее; ибо гордость дворянская есть чувство своего достоинства, которое удаляет человека от подлости и дел презрительных. Добрые старики! Мир вашему праху! …

Портрет Н.М.Карамзина.
Литография Г.Ф.Гиппиус, 1822 (ГРМ).

Краткая автобиография Н.М.Карамзина (ГА РФ).
Остается лишь удивляться непрекращающимся спорам о месте его рождения.

«Симбирск. Вид с Волги». Рисунок Н.И.Поливанова, 1842 (В.А.Сукайло, Е.К.Беспалова «Симбиряне в жизни и творчестве А.С.Пушкина», Ульяновск, 2001).
Прекрасно видны дом Карамзиных и все здания на Венце, спуски, Подгорье… Хотелось бы увидеть хорошую репродукцию этого рисунка.

Н.И.Поливанов:
1) «Пикник в Симбирске. Вид Покровского монастыря», 1845;
2) «Симбирск. Дом Бычкова», 1845.

В.А.Жуковский. Вид с Симбирского Венца, 1837. Вероятно, черновой набросок и окончательный вариант рисунка
1) В.А.Сукайло, Е.К.Беспалова «Симбиряне в жизни и творчестве А.С.Пушкина», 2001;
2) «Записки Симбирского областного естественно-исторического музея», вып.2, 1914.

1) Вид на Симбирск. Акварель неизвестного художника. 1840.
2) А.Е.Клименко. Симбирск. Акварель. 1992.

Волга у Симбирска.
Иллюстрации из книги М.Н.Богданова «Охота в симбирских садах», 1914.

Описание и рисунок герба дворянского рода Карамзиных, представленные поручиком Н.М.Карамзиным в Герольдию при Правительствующем Сенате в 1799 годы (РГИА).

1) 1-ый лист Ведомости пожертвований на установку памятника Н.М.Карамзину в Симбирске, поступивших с августа 1833 г. по июнь 1836 г. (ГА РФ). С.Петербургская губерния – 14341 р., Симбирская – 4470…
2) Фото из журнала «Нива» №40 за 1898 год.

Объявление об издании Комитетом Карамзинской библиотеки исторического литературного сборника «Симбирский юбилей Николая Михайловича Карамзина 1 декабря 1766 – 1866 года», Симбирск, 1867 (ГАУО).

Указом Президента Российской Федерации 2016 год объявлен в России Годом Карамзина в ознаменование 250-летия со дня его рождения.

Николай Михайлович Карамзин - патриот, историограф, родоначальник русской сентиментальной поэзии, публицист, критик. Труд всей его жизни, над которым мыслитель работал более двух десятилетий - «История Государства Российского» - крупнейшее достижение русской литературы начала XIX века, выдающееся историческое произведение.

Карамзин поставил перед собой задачу создать книгу, которая была бы интересна и ученому, и простому человеку, и блестяще исполнил ее. По словам Пушкина, «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом».

Император Александр I поселил писателя рядом с собой в Царском Селе, именным указом даровал ему звание историографа, причем этот титул в России после его смерти не возобновлялся.

Но Н.М. Карамзина нельзя рассматривать только как историка, необходимо знать и его богатое литературное наследие - стихотворения, повести, сказки, журнальные статьи. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на романтизм Жуковского и творчество Пушкина.

Карамзин вошёл в историю и как великий реформатор русского языка. Он целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к разговорному языку своей эпохи.

Карамзин скончался 3 июня 1826 года в Санкт-Петербурге. По свидетельству историков, это стало следствием простуды, полученной 14 декабря 1825 года, когда историограф вышел на Сенатскую площадь, чтобы своими глазами видеть важные для России события. В Великом Новгороде на памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Николая Михайловича Карамзина.

В Государственном архиве РФ хранится ряд документов, принадлежавших Н.М. Карамзину или касающихся его. Некоторые из них опубликованы на сайте , большая же их часть будет представлена вВыставочном зале федеральных государственных архивов в Санкт-Петербурге на специальной выставке «Блестящий сын златого века. Н.М. Карамзин и его эпоха. К 250-летию со дня рождения».

Кроме документов из ГА РФ о великом историке и гражданине расскажут также материалы из фондов РГИА, РГАДА, РГВИА, РГАЛИ, ЦГИА СПб, ЦГА Москвы, Государственного архива Ульяновской области, Санкт-Петербургского филиала Архива РАН, РНБ, Всероссийского музея А.С. Пушкина, Государственного музея политической истории России, Государственного музея-усадьбы «Остафьево» - «Русский Парнас», Государственного музея-заповедника «Павловск».

12 декабря 2009 года исполняется 243 года со дня рождения Николая Михайловича Карамзина - не самого востребованного, но, пожалуй, самого нужного нам сегодня русского интеллектуала.

В эпилоге своей книги "Сотворение Карамзина" Юрий Михайлович Лотман пишет: "Карамзин создавал себя - создавал писателя, создавал человека. И одновременно он создавал русской культуре образцы Писателя и Человека, которые входили в сознание поколения, формируя личности и биографии других писателей. Он создавал еще две важнейших фигуры в истории культуры: русского Читателя и русскую Читательницу".

В 1791 году, вернувшись из путешествия по Европе (он видел своими глазами Французскую революцию), Карамзин взялся издавать "Московский журнал", имея в виду привить русскому образованному обществу хороший литературный вкус. Он был убежден, что именно хороший вкус, а не занудное морализаторство - залог просвещения и общественной нравственности.

В 1801 году, после воцарения Александра I, он стал издавать "Вестник Европы" - первый русский политический журнал. Это было продолжение той же просветительской миссии, которую Карамзин сам себе избрал: теперь нужно было привить русскому обществу вкус к трезвой политической мысли. Его заботила не столько пропаганда собственных взглядов, сколько создание среды для спокойного и здравого размышления и обсуждения государственных дел - общественного мнения.

Наконец, Карамзин пришел к мысли, что русскому образованному обществу необходимо историческое сознание. Он засел за "Историю государства Российского". Это был не первый опыт систематического изложения русской истории, но уникальный по своему культурному значению труд. Готовясь к работе над "Историей", Карамзин много раз писал в письмах, в статьях, что русский читатель, читающий в основном по-французски, а в истории увлекающийся, конечно, величественным Древним Римом, должен увлечься своей родной историей. А потому нужны яркие исторические фигуры, эффектные поступки, речи и жесты, которые так завораживают у Тацита и у Плутарха. Этой идее и подчинена "История государства Российского".

До Карамзина русской историей более или менее профессионально занимались и Татищев, и Миллер, и Ломоносов, и Щербатов, и Шлецер, но никто из них не писал для широкого читателя. Именно с Карамзина русское общество начало открывать для себя родную историю. Василий Ключевский и самый занудный на свете историк Сергей Соловьев увлеклись историей не благодаря Миллеру и Ломоносову, а благодаря Карамзину.

Отбор событий и явлений русской истории, произведенный Карамзиным, их трактовки, характеристики, данные им историческим деятелям, создали матрицу русского исторического мышления. В известном смысле, все русские историки следовали за Карамзиным: перепевали его, уточняли, критиковали, спорили, меняли оценки, смещали акценты, выдвигали альтернативные объяснения, но оставались в том русле, в которое он ввел русское историческое мышление. Как ни пытались последующие историки принизить значение "Истории государства Российского", как ни объявляли ее вторичной, ненаучной, реакционной - все равно у них самих в конце концов вылезала в текстах "карамзинщина". Предложенная Карамзиным концепция русской истории настолько стройна и так тщательно обоснована, что и по сей день остается доминирующей в массовом сознании (в той мере, в какой массовому сознанию вообще свойственно историческое мышление).

Карамзин всегда подчеркивал, что в душе он - республиканец. Однако процветать, по его мнению, может лишь та республика, в которой человеческие страсти усмирены непоколебимой общественной нравственностью и гражданскими добродетелями каждого человека. Понимая несбыточность этого проекта, Карамзин настаивал на благотворности просвещенного самодержавия, при котором добродетельная и прозорливая верховная власть способна держать разрушительные человеческие страсти в узде законов, а если придется - то и силы.

С этой точки зрения Карамзин и препарирует русскую историю. Разрозненные славянские племена IX века не могут счастливо обустроить свою жизнь и стать заметными на исторической арене - нужно, чтобы их собрали под своей властью киевские князья. В разрозненных княжествах - осколках Киевской Руси - царит смута и разруха, и нужны князья московские, чтобы вновь объединить Русь и облагодетельствовать всякого ее обитателя. Стоит самодержавной власти ослабеть - и внешнее и внутреннее процветание оборачивается несчастьями и беззакониями.

Может показаться, что эта схема устарела. Однако достаточно заменить термин "самодержавие" на более общий - "сильная власть" (или, скажем, "твердая рука" или даже "вертикаль власти" - это уже дело вкуса), чтобы убедиться, что схема эта - едва ли не вечная.

Разумеется, не с Карамзина началась русская "тоска по твердой руке". Лично ему-то она уж точно не была свойственна: он был одним из немногих, кто умел быть свободным человеком в несвободном обществе, оставаясь притом ответственным гражданином. Но именно он, независимый и честный мыслитель, философски соединил эту "тоску" с соображениями государственной пользы и общего блага - и его концепция русской истории, даже помимо его воли, оказалось самой удобной для русской власти. Причем любой - хоть императорской, хоть советской, хоть ельцинской, хоть путинской. Нынешние борцы с "фальсификациями истории" едва ли сами осознают, насколько они зависимы от этого благонравного, горделиво-независимого человека, родившегося 243 года назад.

Карамзин неколебимо верил в прогресс, в то, что человечество неуклонно умнеет и делается более нравственным. Опыт следующих двух веков сделал эту веру немодной, но вместе с тем уничтожил крепостничество, дал нам всеобщее образование и медицинское обслуживание. Наша республика оказалась совсем не такой, как представлял себе Карамзин. Но, при всех оговорках, стандарты человеческой жизни за эти два столетия выросли чрезвычайно - это ли не прогресс?

В исторической концепции Карамзина потомкам проще и удобнее всего оказалось сосредоточиться на идее сильной власти, а его веру в прогресс, в умеренность, во взаимную ответственность власти и граждан, в общественную дискуссию и в хороший вкус отбросить как просветительские мечтания. Вышло странно: Карамзин был лишен многих благ прогресса, которые есть у нас, но верил в него; мы же, располагая этими благами, в него не верим. Не освященные карамзинским оптимизмом, его исторические идеи оказались выхолощены, превратились в свою противоположность.

Так что нам снова нужен Карамзин. Историко-политическое мышление он нам дал. Осталось вернуть нам его оптимизм.

12 декабря 2016 года – 250 лет со дня рождения русского писателя и историка
Николая Михайловича Карамзина (1766-1826)

«Карамзин открыл целому обществу русскому,
что у него есть отечество,
которое имеет историю, и что история его отечества
должна быть для него интересна,
и знание её не только полезно,
но и необходимо. Подвиг великий!
»

В. Г. Белинский

Николай Михайлович Карамзин, 250-летие которого празднует вся наша страна, является личностью, значение которой в культуре России сложно переоценить. Основоположник русского сентиментализма, писатель, познакомивший нашу страну с жанром «путешествия», популяризатор научной мысли, историк – Николай Карамзин был поистине великим человеком.

Он родился в такое время, когда сама история ускорила свой ход. События в русском и европейском обществе не могли не отразиться в миропонимании юного Николая. Восстание Пугачёва всё ещё было свежо в памяти современников, в Америке была провозглашена «Декларация прав человека», на Россию давило тираническое царствование Павла Первого. Уже будучи зрелым человеком будущий писатель посетил Францию, где воочию увидел разгар Великой французской революции. Пытаясь осмыслить все эти события, Карамзин задумался над тем, куда движется общество, каковы причины нынешних событий.

Литературный путь Карамзина начался с работы в первом русском детском журнале «Детское чтение для сердца и разума», выходившем с 1785 по 1789 год. Писатель понял, что писать надо просто и занимательно. Он также пришёл к мысли, что современная русская проза далеко не идеальна. В итоге он берётся за издание первого русского литературно-художественного журнала – «Московского журнала». Свои первые повести – «Бедная Лиза», «Юлия», «Наталья – боярская дочь», а также «Письма русского путешественника» вышли именно в этом журнале и принесли Карамзину литературную славу. Критики поняли, что молодой писатель основал новое литературное направление.

Несмотря на то, что «Письмам русского путешественника» уже более двухсот лет, они до сих пор читаются так же легко, как и в XVIII веке. Успех «Писем» был обеспечен не только богатством информации. Всё написанное было освещено острой мыслью и живым чувством. Читатель мог мысленно перенестись с писателем в Европу и увидеть всё своими глазами.

Несмотря на любовь к художественной литературе, Николая Карамзина всё более притягивала история. Он задумал написать огромный труд, охватывающий всю русскую историю до настоящего времени. Работа над книгой длилась с 1804 года до самого последнего дня его жизни. Карамзина допустили до всех библиотек, до самых редких архивных данных. Он тщательно изучил особенности исторической науки, ведь в прямом смысле учёным-историком не был. Тем не менее, его «История государства Российского» стала значимым явлением в русской исторической науке. Труды, написанные до него, были либо сводным текстом летописи («Российская история» Татищева), либо литературным произведением на мотивы русской истории, как история Ломоносова и его последователей. Это был первый опыт связного и полного изложения российской истории, основанный на главнейших источниках нашего прошлого.

Ещё одной заслугой исторического труда является то, что о многих литературных произведениях Древней Руси стало известно только из «Истории государства Российского». Например, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.

Несмотря на то, что к историческому труду Николая Карамзина многие учёные-историки относятся со скептицизмом – считают его скорее художественным произведением, чем историческим источником – его роль для русской исторической науки никто не отрицает. Русскую историю принято делить на два периода: до Карамзина и после. Наш отечественный историк XIX века Константин Николаевич Бестужев-Рюмин подчеркивал, что у Карамзина надо учиться не только, как писать, но и как относиться к историческим источникам, как их находить и изучать.

Время показало огромное значение «Истории государства Российского» не только для отечественной исторической науки, но и для исторического самосознания. Особый, живой стиль повествования сделал книгу популярной среди всех слоёв населения, которые словно впервые познакомилось с русской историей. Александр Пушкин отмечал, что «все, даже светские женщины бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную» . Поэт приравнивал такое открытие истории своей страны с открытием Колумбом Америки.

О Николае Карамзине написано очень много – и не случайно. Его судьба интересна и удивительна, поэтому мы вас отсылаем как к книгам самого писателя, так и к лучшим трудам, посвящённым великому русскому историку.

Произведения Н. М. Карамзина

  • Карамзин, Н. М. Бедная Лиза: повесть / Н. М. Карамзин. – М.: АСТ, 2006. – 160 с.
  • Карамзин, Н. М. История государства Российского: в 4-х кн. / Н. М. Карамзин. – Ростов н/Д: Феникс, 1994.
  • Карамзин, Н. М. Наталья, боярская дочь: повести / Н. М. Карамзин. – М.: Сов. Россия, 1988. – 96 с.
  • Карамзин, Н. М. Повести. Стихотворения. Публицистика / Н. М. Карамзин. – М.: АСТ, 2004. – 202 с.: ил. – (Школьная хрестоматия).
  • Карамзин, Н. М. Полное собрание стихотворений / Вступит. статья, подготовка текста и примеч. Ю. М. Лотмана. – М.; Л.: Сов. писатель, 1966. – 424 с. – (Библиотека поэта).

Список литературы о жизни и творчестве Н. М. Карамзина

  • Айхенвальд, Ю. И. Силуэты русских писателей: в 2-х т. Т. 2. / Ю. И. Айхенвальд; ред. Н. Красникова. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – 288 с.
  • Вайль, П. Карамзин: наследство «Бедной Лизы» / П. Вайль, А. Генис // Родная речь: уроки изящной словесности. – М., 1991. – С. 12–21.
  • Грушко, Е. А. Карамзин Николай Михайлович / Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев // Энциклопедия знаменитых россиян. – М., 2003. – С. 339–341.
  • Гуковский, Г. А. Карамзин / Г. А. Гуковский // Русская литература ХVIII века. – М., 1998. – С. 423–450. – (Классический учебник).
  • Карамзин Николай Михайлович / ред. В. В. Славкин // Всё обо всех: Т. 3. – М., 1997. – С. 194–197.
  • Николай Михайлович Карамзин / ред. Е. Р. Штейнберг // Великие россияне. – М., 2004. – С. 233–241.
  • Соловьёв, Е. А. Карамзин: его жизнь и научно-литературная деятельность / Е. А. Соловьёв // Карамзин. Пушкин. Гоголь. Акасаковы. Достоевский: Биографические очерки. – Челябинск, 1997. – С. 5–96.: ил. – (Жизнь замечательных людей) (Биографическая библиотека Ф. Павленкова; т. 2).
  • Ильин, В. Первый учитель истории: [Н. Карамзин] / В. Ильин // Пионерская правда. – 2014. – 7 февр. – С. 6. – (Юная Москва).
  • Экштут, С. Карамзин научил уважать Историю: к 250-летию со дня рождения великого историка / С. Экштут // Родина. – 2016. – № 1. – С. 101–102. – (Научная библиотека «Родины»).
  • Зайцева, Е. «Пирожки натурально а-ля Карамзинъ…»: имя выдающегося историографа – год Карамзина объявила «Родина» – вписано в историю кулинарии / Е. Зайцева // Родина. – 2016. – № 2. – С. 90–91. – (Кухня Родины).
  • Андреева, М. С. Карамзин Николай Михайлович: к 250-летию со дня рождения (1766-1826). Выставка в школьной библиотеке / М. С. Андреева, М. П. Короткова // Приложение к журналу «Школьная библиотека». – 2016. – Сер. 2, Вып. 8. – С. 1–24.



Top