Николай Носов: биография для детей. Произведения Носова Николая

Вера Янпольская
Биография Н. Н. Носова для ДО

ВВЕДЕНИЕ

Современная литература включает в себя юмор, сатиру, гротеск, иронию, карикатуру, пародию и несколько других средств выражения комического в литературных текстах. Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых из них – юмор, ирония, сатира, гротеск и каламбур.

Гротеск не всегда считается формой комического в связи со своим свойством деформировать явления и характер. Поэтому его зачастую относят и к сатире и к юмору. Переводится это слово как «затейливый» . Это один из художественных приемов, который обозначает нарушение в пропорциях изображаемых явлений, событий или предметов.

Юмор сам по себе личностно обусловлен и настраивает человека на более глубокое и серьезное осмысление к источнику смеха. От слушателей он требует того, чтобы его правда была постигнута, несмотря на смешные совпадения или странности. С английского языка переводится как нрав, настроение.

Ирония с греческого языка переводится как «насмешка» или «притворство» . Обычно это происходит тогда, когда говорится об одном, а на самом деле подразумевается совершенно другой контекст, противоположный по смыслу.

Что касается каламбура, то это фигура речи, которая основана на одинаковом звучании слов или, когда в словосочетании содержаться два слова, которые противоположны по значению.

Ну, и наконец, сатира – это особый способ художественной передачи реальности, который в итоге заканчивается смешным завершением с «подтекстом» .

Эта работу посвящена выявлению юмористических моментов в творчестве писателя Николая Николаевича Носова .

Биография Н . Н. Носова

Николай Носов (1897 - 1986) родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра-эстрадника. Разносторонне одарённый мальчик Коля Носов , ещё учась в гимназии, увлекался музыкой, театром, литературой, шахматами, фотографией, радио-и электротехникой. Повзрослев, работал газетным торговцем, землекопом, косарём.

В 1932-1951 годах был режиссёр-постановщик мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.

В 1938 году были опубликованы первые рассказы Николая Носова : "Затейники", "Живая шляпа", "Огурцы", "Чудесные брюки", "Мишкина каша", "Огородники", "Фантазёры" и др., напечатанные главным образом в "малышовом" журнале "Мурзилка" и составившие основу первого сборника "Тук-тук-тук".

В этих, а также в последующих произведениях (из сборников "Ступеньки", "Весёлые рассказы", "Фантазёры", "Приключения Толи Клюквина" и др.) Носов ввёл в детскую литературу нового героя - наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации. Особенно популярными стали его повести для подростков "Весёлая семейка", "Дневник Коли Синицына", "Витя Малеев в школе и дома".

За написание повести "Витя Малеев в школе и дома" писатель был награждён государственной премией.

Долговременную известность и любовь читателей получила трилогия Н. Н. Носова , включающая романы-сказки "Приключения Незнайки и его друзей", "Незнайка в Солнечном городе", "Незнайка на Луне".

Сам Николай Носов говорил , что начал писать для детей совершенно случайно - сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. И постепенно понял, что "сочинять для детей - наилучшая работа. "

Рассказы Николая Носова частично описывают его детство, отношения со сверстниками, их мечты и фантазии о будущем. Хотя увлечения Николая совершенно не были связаны с литературой, всё изменилось, когда у него родился сын. Сказки Носова перед сном своему ребенку будущий известный детский автор сочинял на ходу, придумывая совершенно реалистичные истории из жизни обычных мальчишек. Именно эти рассказы Николая Носова сыну подтолкнули уже взрослого мужчину к писательству и изданию небольших книг.

По прошествии нескольких лет, Николай Николаевич понял, что писать для детей – лучшее занятие из тех, которые можно только придумать. Рассказы Носова читать потому и интересно, что он был не просто автором, но и психологом и любящим отцом. Его теплое уважительное отношение к ребятам позволило создать все эти остроумные, живые и настоящие сказки.

Рассказы Носова для детей

Каждая сказка Носова , каждый рассказ – это житейская повесть о детских насущных проблемах и проделках. На первый взгляд рассказы Николая Носова очень комичны и остроумны, но не эта их особенность самая важная, важнее то, что герои произведений – настоящие дети с настоящими историями и характерами. В любом их них вы сможете узнать себя в детстве или своего ребенка. Сказки Носова читать приятно ещё и по той причине, что они не приторно сладки, а написаны простым понятным языком с детским восприятием происходящего в каждом приключении.

Хотелось бы отметить немаловажную деталь всех рассказов Носова для детей : в них нет идеологической подоплеки! Для сказок времен советской власти – это очень приятная мелочь. Всем известно, что как бы ни были хороши произведения авторов той эпохи, “промывание мозгов” в них порядком наскучивает и с каждым годом, каждым новым читателем всё ярче бросается в глаза. Рассказы Носова читать можно абсолютно спокойно, не беспокоясь, что сквозь каждую строчку будет сквозить коммунистическая идея.

Идут года, Николай Носов уже много лет не с нами, но его сказки и персонажи не стареют. Искренние и поразительно добрые герои так и просятся во все детские книжки.

Творчество Н. Носова имеет большое значение в детской литературе. Очень важными особенностями его юмористического таланта были способность откликнуться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме решать важные морально-этические проблемы.

Действие этого произведения Н. Н. Носова происходит в стране , где живут малыши-коротыши - мальчики и девочки ростом с небольшой огурец. Все жители Цветочного города - и дети и взрослые, если можно так сказать, в одном лице : по роду занятий - взрослые, по характеру и поведению - настоящие дети. Они очень образованны : придумывают хитроумные машины, строят воздушный шар, живут в вертящихся домах.

Цветочный же, Зелёный и Солнечный города -это примеры справедливого устройства городов детей, где все хорошо трудятся, любят науки, искусство и никто не посягает на свободу другого.

Все шестнадцать друзей-коротышек покоряют читателя тем, что живут как настоящие дети.

Охотник Пулька, главный малыш-коротыш Знайка, поэт Цветик, доктор Пилюлькин и другие - все они яркие личности, каждый занят своим делом. И только Незнайка никак не может найти себя в жизни, за всё берётся и всё бросает, при этом умудряется всё испортить. Из-за своей беспечности и самоуверенности он постоянно попадает в комические положения. Но он мил и обаятелен, никто на него зла не держит, из компании его не выгоняют. Почему? Наверное, потому, что он естествен и отзывчив, всегда готов помочь своим друзьям. Да и сам писатель не скрывает тёплых чувств к Незнайке.

Произведение Носова очень занимательно , интересно и поучительно. А мораль его проста : без труда и учения не станешь умелым и уважаемым человеком. Наиболее значимая проблема, которую ставит (и решает) автор в тексте первой повести, – взаимоотношения мальчиков и девочек как микросоциальных групп. Три пространства, описанных в тексте первой книги, представляют собой два возможных устройства такого «условного» «детского» социума : Цветочный город подобен «смешанной школе» , а Змеевка и Зеленый город, соответственно, – мужская и женская «гимназии» . Сюжетные линии последовательно сводятся к подтверждению мысли о важности общения и дружбы разнополых детей. Повесть о Незнайке -дидактическое произведение : ее герой сквернословит, сморкается, грубит, лентяйничает, если говорить откровенно, он глуповат и даже несколько отвратителен, он совсем не похож на прекрасного, идеального ребенка советской эпохи, поздних (да и ранних) сталинских лет, причесанного, светлоглазого, сообразительного, открытого душой.

Незнайка – кривое зеркало, подобие человеческого существа, созданное автором, чтобы исправлять недостатки, и неожиданно зажившее своей жизнью.

Незнайка - это «антигерой» по отношению ко стратегиям детского чтения, взятый в качестве образца. Незнайка, главный герой, - хвастунишка и невежда; он постоянно попадает в комические положения из-за своей беспечности и самоуверенности. То придумает "для рифмы" что "Торопышка был голодный, проглотил утюг холодный"; то бахвалится, будто он самый главный коротышка и выдумал воздушный шар. Незнайка - фантазер, чем-то напоминающий мишку Козлова из цикла рассказов Носова "Мы с Мишкой". Он тоже вызывает симпатию у читателей, потому, что в основе его шалостей лежит стремление к хорошему, доброму.

Н. Носов никогда не увлекается смехом ради смеха; его произведения по своей направленности всегда имеют воспитательный характер. Неназойливо, с улыбкой учит писатель мальчиков и девочек этике дружбы, призывает старших детей к деликатности в обращении с младшими.

В произведениях Носова дети получают новые знания и представления, ответы на многие вопросы, которые их волнуют, усваивают понятия о долге, чести.

В рассказах и повестях писателя всегда находится материал и для родителей. Уже будучи взрослыми и начиная воспитывать собственных детей, они с удовольствием перечитывают книги Носова . Эти книги помогают им лучше узнать внутренний мир ребенка, понять, что его волнует, радует.

Николай Носов, человек, подаривший читателям Незнайку и его захватывающие приключения, писал в далекие времена СССР, но эти книги до сих пор актуальны и популярны среди школьников. По его произведениям снимали и снимают мультфильмы и кино, записывают аудиокниги – и неизменно творчество писателя оказывается востребованным.

Николай Николаевич Носов родился 10 ноября 1908 года в Киеве, отец будущего писателя был актером. В семье воспитывались четверо детей: старший брат Коли и маленькие сестра и брат. Детские годы Носова были непростыми: сначала страну истощила Первая мировая война, затем грянула революция. Не хватало ни еды, ни дров, и, вдобавок ко всему, семью не миновала эпидемия тифа. Удивительно, но выжили все Носовы.

Путь к писательству был долог. Сначала Николая привлекала профессия отца, затем, в гимназические годы, мальчик увлекся музыкой и попытался освоить скрипку. Однако инструмент потребовал слишком больших усилий, и от музыкальной карьеры Коля отказался.


Из-за тяжелой обстановки в стране в 14 лет юноша пошел работать: продавал газеты, косил траву, выполнял любую работу, которая давала возможность поддержать семью. В 1924 году Николай закончил 7 классов и перешел на тяжелую работу: сначала трудился на бетонном заводе, затем – на кирпичном.

Еще одним увлечением писателя в молодости стала химия, и Носов был убежден, что именно она окажется делом его жизни. Но неполное среднее образование не дало возможности поступить в политехнический институт Киева – пришлось идти в вечернюю школу.

Однако незадолго до вступительных испытаний Коля резко переменил намерения, увлекся фотографией и кино и в итоге стал студентом Киевского художественного института. На 2-м курсе юноше удалось перевестись в столицу, где Носов и окончил Московский институт кинематографии.


После этого долгое время профессией Николая оставалась режиссура, в том числе и во времена Второй мировой войны – в тот период Носов снимал учебные ленты для советской армии. Причем снимал талантливо – один из фильмов этого периода, рассказывающий о британском танке «Черчилль», стал причиной для получения Николаем Николаевичем ордена Красной звезды. Эффект от демонстрации устройства танка под «Лунную сонату» оказался поразительным.

Книги

Впервые детской литературой Николай Николаевич заинтересовался еще в конце 30-х годов – в 1938-м был опубликован рассказ «Затейники». Причем интерес к писательству для самых маленьких возник по случайности: как многие коллеги, Носов вначале просто рассказывал сказки сыну.


Однако режиссура и война заставили отложить писательскую работу, и вернуться к ней Носов смог только во 2-й половине 1940-х. Короткие, увлекательные и легкие для восприятия рассказы выходили на страницах популярного детского журнала СССР – «Мурзилки». «Огурцы», «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа» - все это написано в тот период.

В 1945 году был издан 1-й сборник рассказов, в 1946-м «Детгиз» опубликовал следующую книгу Носова – «Супеньки». На рубеже десятилетий Николай Николаевич перешел от малой формы к большой и начал писать повести, ориентируясь уже на более старший возраст. Книга «Витя Малеев в школе и дома» стала важной вехой в биографии писателя – за это произведение он получил в 1952-м Сталинскую премию 3-й степени, а уже через 2 года персонажи повести были увековечены в экранизации «Два друга».


Однако ни одна книга не принесла Носову большей популярности, чем серия сказок о нахальном и обаятельном коротышке . Лохматый человечек в синей шляпе стал символом детства для нескольких поколений жителей СССР, а затем и постсоветского пространства. Первые 2 книги – классический пример литературы Носова для детей. Одновременно с увлекательным и веселым сюжетом маленькому читателю ненавязчиво объясняют базовые морально-этические нормы и дают самостоятельно поразмышлять о взаимоотношениях людей.

А вот 3-я книга серии, «Незнайка на Луне», коренным образом отличается от стандартной детской и подростковой литературы. В этой повести отчетливо прослеживается элемент антиутопии, жанра, не только полузапретного в Советском Союзе, но еще и не предназначенного для маленьких читателей.


Тем не менее, талант Николая Николаевича обеспечил книге и издание, и успех, а читатели получили возможность без специальных усилий понять азы политэкономии и принцип действия тоталитарной олигархии.

Однако детской литературой диапазон творчества Носова не ограничивался, он писал и взрослые произведения. Жанры писатель использовал различные: от повествовательной прозы и автобиографии до сатиры и публицистики. Успех литературы Носова привел к тому, что его произведения неоднократно экранизировали. По книгам Николая Николаевича снимали и анимационное кино, и мультсериалы, и художественные фильмы.

Личная жизнь

Личная жизнь писателя была непростой и неидеальной. Первая жена Николая, журналистка Елена Мазуренко, в 1931 году подарила мужу сына, но брак это не спасло. В конце десятилетия писатель влюбился в сотрудницу киностудии, на которой работал, и бросил семью – впрочем, квартира в Москве остались бывшей жене и ребенку.


Елена умерла молодой: в 1941 году женщина вместе с другими москвичами копала окопы для обороны столицы, и эта работа оказалась не под силу ее сердцу. После смерти бывшей жены Николай и новая супруга Татьяна забрали Петю, сына писателя, к себе.

Больше детей у Носова не было, но после рождения внука мужчина проявил к нему огромный интерес. Позже Игорь Носов честно признавался, что дед его обожал и никогда не отказывал мальчику в игре.


Об отношении писателя и к внуку, и к ребенку как таковому можно судить по книге «Повесть о моем друге Игоре», которая поражает не только доброжелательным, но и уважительным отношением к маленькому человеку.

Возможно, именно близкие отношения с дедом и стали причиной того, что, повзрослев, Игорь Носов вернул детям старую сказку, написав «Новые приключения Коротышек».

Смерть

В последние годы жизни Николай Николаевич заметно сдал – перестал выходить из дома, не интересовался даже прогулками. По воспоминаниям внука, за 2 дня до смерти дед выглядел бодрее, даже с аппетитом поел уху из только что наловленных карасей.


Однако благополучие оказалось ложным: 26 июля 1976 года Носов скончался – тихо, во сне. Причиной смерти писателя стал инфаркт.

Николай Николаевич Носов, «отец» Незнайки, похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище. На надгробии писателя выгравирован его портрет, сделанный по фото, а рядом стоит еще один камень, на котором со всех ног куда-то бежит коротышка в огромной шляпе.

Цитаты

"Наконец, он всё же набрался храбрости настолько, что решился признаться в собственной трусости."
"Конечно, у бедняков денег нет, то есть у них нет больших денег. Если у них и есть, то какие-нибудь жалкие гроши. Но бедняков-то ведь много! Если каждый бедняк наскребет хоть небольшую сумму да принесет нам, то у нас соберется порядочный капиталец и мы сможем хорошо поднажиться."
"Я - поэт, зовусь Незнайка.
От меня вам балалайка."
"Каждый, кто покупал «Газету для дураков», говорил, что он покупает ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. Кстати сказать, газета эта велась очень разумно. Все в ней даже для дураков было понятно. В результате «Газета для дураков» расходилась в больших количествах."

Библиография

  • 1938 - "Живая шляпа"
  • 1938 - "Затейники"
  • 1938 - "Леденец"
  • 1938 - "Мишкина каша"
  • 1938 - "Ступеньки"
  • 1940 - "Фантазёры"
  • 1941 - "Заплатка"
  • 1944 - "Тук-тук-тук"
  • 1950 - "Витя Малеев в школе и дома"
  • 1950 - "Дневник Коли Синицына"
  • 1954 - "Приключения Незнайки и его друзей"
  • 1958 - "Незнайка в Солнечном городе"
  • 1965 - "Незнайка на Луне"

Евгений Иванович Носов - советский русский писатель. Сегодня произведения Евгения Носова для детей включены в школьную программу изучения. Хотя специально для них он не писал. Однако, благодаря понятному и простому языку, все его повести и рассказы легко читаются и взрослыми, и детьми. Автором многих известных произведений стал Евгений его, можно сказать, очень сложная и героичная. Однако его не стоит путать с его однофамильцем и детским писателем Николаем Николаевичем Носовым известным по произведениям о Незнайке.

Носов Евгений Иванович. Биография

Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в Курской области в деревне Толмачево. Эта деревенька примостилась неподалеку от речки Тускари, протоки Сейма, в ней была колоколенка и парк из лип. Носов прожил все детсво в дедовском доме в многодетной крестьянской семье. Отец его был потомственным ремесленником, и большую часть своей жизни он проработал слесарем на механическом заводе города Курска.

В 1933 году Евгений пошел учиться в Курскую среднюю школу, однако закончил там всего 8 классов, так как началась война. Как только немцы взяли город, он с мамой и младшей сестрой переехал опять в Толмачево к бабушке.

Война

Осенью 1943 года Евгений Носов стал бойцом Красной Армии. Полтора года он воевал на передовых позициях в составе артиллерийской батареи, истребившей немало вражеских танков и другой военной техники. Боевой путь этого отважного защитника прошел через Брянск, Минск, Могилев, Бобруйск, Варшаву. Рядовой Носов был награжден многочисленными почетными военными орденами и медалями.

Уже в конце зимы перед самой победой Носов был ранен под Кенигсбергом. И Великую Победу он встретил уже в госпитале в Серпухове. В июне 1945 он был демобилизован по инвалидности.

Но радость встречи с родными сменила тяжелая послевоенная разруха и голод. Отец Евгения был на войне и утратил трудоспособность, поэтому нелегко доставались средства для семьи. Евгений Носов наверстал упущенное и за один год сдал все школьные экзамены. Вслед за будущей женой, закончившей Техникум Советской торговли, по направлению они уезжают в казахстанский город Талды-Курган.

Счастливый случай

Именно там ему подвернулся счастливый случай, в одной местной газете «Семериченская правда» нужен был художник-оформитель и он, обладая неплохим талантом рисовать, устроился на эту должность. Через год он женился. А потом на него легли обязанности специального корреспондента, и он стал разъезжать по разным городам в командировки и писать новостные статьи на тему промышленности, торговли и транспорта.

В 1951 году опять вернулся в Курск Евгений Носов. Биография его отсюда начинает новый виток, он становится работником газеты «Молодая Гвардия» и заведующим отделом молодежи и комсомольской жизни.

В 1957 году начинает уже серьезно заниматься литературными трудами. Но для настоящей работы ему требовалось больше свободного времени, он опять возвращается на должность художника-оформителя. И начинает писать небольшие рассказы, которые выходили в периодическую печать. Теперь Евгений Носов - писатель, и в 1958 году он выпускает свой первый сборник «На рыбачьей тропе». Тогда Курским литературным объединением было решено отправить его в Ленинград на Всероссийский семинар, где руководители группы, которую возглавлял очень высоко оценили молодого прозаика и его труды, поэтому он был рекомендован в Союз писателей СССР.

По окончании Высших литературных курсов, период которых продлился с 1961 по 1963 год, Евгений Носов уже профессионально занимается писательской работой. Произведения Евгения Носова пополняются такими работами, как «Где просыпается солнце», «Берега», «В чистом поле за поселком», «Мост», «Шумит луговая овсяница», «Красное вино победы», «Моя Джомолунгма», «Усвятские шлемоносцы», «Избранные произведения» в 2-х томах и много других.

Литературная критика Евгения Носова считала писателем-деревенщиком. Но истинные почитатели его литературы находили в его произведениях не только описание крестьянской жизни и природы, но и философское осмысление процесса бытия людей и роль Отечества в их жизни.

Опыт и мастерство, а также широта его интересов очень натуральны, богаты и разнообразны. Он художественно легко и свободно рисует как жизнь деревенскую, так и городскую фабричную, а также очень реалистично описывает отступление армии в 1941 году, и как поднимался на Великую Отечественную войну весь русский народ.

Евгений Носов. Биография и начало творчества

В своей повести «Усвятские шлемоносцы» Носов очень мощно описывает тяжесть войны и фашистского нашествия, навалившегося на весь советский народ вместе с его мужчинами, стариками, женщинами и детьми.

Он размышляет, почему нация так долго помнит эту войну, а потому что больно коварен и беспощаден был враг, и это очень сильно действовало на Эпическая панорама в конце повести поднимает дух, когда облака в небе проплывают над поселками, и колонны мобилизованных движутся к сборному пункту. «Усвятские, ставские, никольские, хуторские, мужики идут!» И нет этим колоннам конца, так воспряла Россия, так русские идут защищать свою родную землю, своих родных и близких.

Награды за литературные труды

За книгу «Шумит луговая овсяница» 1975 года Евгений Носов получил Государственную премию РСФСР им. М. Горького. За рассказы в 1996 году был отмечен Международной литературной премией им. М. Шолохова, в 2001 году - премией им. А. Солженицына.

В 1990 году Евгения Ивановича Носова представили к званию Героя Социалистического труда. В 1984 и 1990 годах он был награжден в 1975 году орденами «Трудового Красного Знамени», в 1971 получил орден «Знак Почета».

Вот так прожил свою непростую жизнь Носов Евгений Иванович. Биография его похожа на биографии многих выдающихся людей того времени, которые знали, и сколько невинных жизней она унесла, чтобы оставшиеся в живых смогли спокойно жить и трудиться на своей родной земле. Все это они знали не понаслышке, и поэтому использовали по полной свой шанс жить.

Заключение

Евгений Носов, биография которого является такой насыщенной, был одним из самых почитаемых литераторов в Советском Союзе. То он строгий и хмурый смотрит на всех исподлобья (это давали о себе знать воспоминания о войне и фронтовые раны), то он добрый и сердечный. И этим заполняет души родных и друзей. Но самым изумительным он становился, когда рассказывал что-то и этим просто зачаровывал слушателей. В жизни всегда был разный писатель Евгений Носов. Биграфия его жизни прервается в 2002 году на 77 году жизни.

Рассказы и сказки, написанные великим литератором Николаем Носовым, не оставили без внимания каждого маленького читателя, даже несмотря на то, что на полках магазинов предлагается большой выбор рассказов современников. Произведения Николая Носова для детей являются эталоном детской литературы, и мы предлагаем краткий обзор некоторых из них.

Это один из любимых рассказов читателей, который состоит из двадцати одной главы. В нем описывается жизнь школьников, их мысли и тревоги, за которыми следуют действия, основанные на личных умозаключениях, пусть даже детских. Забавные истории, которые происходят в жизни Вити, придают юмористический оттенок повести и веселят читателя.

Написанная Носовым история в трех томах про необычного персонажа Незнайку, берет начало с книги «Приключения Незнайки и его друзей». События начинаются в Цветочном городе, где одним из жителей приходит идея путешествия на воздушном шаре. Приключения друзей набирают обороты, а чтобы найти дорогу домой придется приложить много усилий и смекалки.

Вторая часть трилогии о Незнайке, но здесь поведение главного героя меняется и из непослушного коротышки, он перевоплощается в отзывчивого малыша, который делает только добрые дела. Благодаря этому, Незнайка получает в дар волшебную палочку и отправляется в новые путешествия в Солнечный город, где новые друзья и приключения ждут на пути.

Заключительная часть трилогии Носова, которая состоит из тридцати шести глав и в каждую из них писатель вложил глубокий смысл, при этом текст изложен в доступной форме. Основные события происходят на Луне вместе с верными друзьями Незнайки, которые также рассуждают как взрослые. Не зря именно эту часть называют учебником жизни для малышей.

Небольшой рассказ Носова, где описывается спор двух юных мальчиков, которые во дворе увидели автомобиль и разошлись во мнении «Волга» это или «Москвич». Затем у одного из товарищей возникла идея прокатиться на бампере машины, так как до этого у ребят была мечта покататься, но никто из водителей не соглашался на просьбу.

Этот рассказ про то, как Вадик и Вова увидели шляпу на полу и она, к их удивлению, оказалась «живой». Ребята увидели, как она начала ползти по полу внезапно и испугала их. Друзья решили разобраться в ситуации и, в конце концов, нашли ответ. Шляпа упала на кота Ваську, который сидел на полу.

Рассказ повествует о том, что простая замазка может привести к приключениям двух товарищей Кости и Шурика. Они добыли ее, когда стекольщик замазывал окна и после этого начались забавные приключения, которые происходили в кинотеатре. На замазку сел незнакомец, ее перепутали с пряником, а в итоге она вообще была потеряна.

Познавательный рассказ Носова, в котором мальчик Бобка сам учится ставить заплатку на штаны, так как мама отказалась их зашивать. А порвал он их так: перелазил через забор, зацепился и порвал. В результате многих проб и ошибок, юному портному удается сделать отличную заплатку.

Небольшая история, где события развиваются на основании знаменитой сказки «Три поросенка». Ее прочитали ребята и решили затеять игру. Они соорудили небольшой домик и обнаружили, что в нем нет окон и поэтому ничего не видно. И здесь им внезапно показалось, что к ним пришел серый волк…

История о том, как мама сделала подарок ее сыну Виталику. И это был аквариум с красивой рыбкой – карасиком. Вначале ребенок ухаживал за ней, а потом ему надоело, и он решил поменяться с товарищем на свисток. Когда мама не нашла рыбку дома, она решила выяснить, куда же она пропала. Виталик хитрил и не хотел рассказывать маме правду, но в итоге признался.

Николай Носов в рассказе «Фантазеры» показывает, как дети придумывают истории и выкладывают их друг другу. Но при этом, они соревнуются в том, кто больше навыдумывает. Но здесь им встречается Игорь, который сам съел варенье, а маме сказал, что это сделала его младшая сестра. Ребятам стало жалко девочку, и они купили ей мороженое.

Один из самых смешных рассказов. В нем идет речь о том, как мама с сыном Мишкой жили на даче и к ним приехал маленький друг в гости. Ребята остались вдвоем, так как маме надо было поехать в город. Она рассказала мальчикам, как варить кашу. Друзья весело проводили весь день, но потом проголодались, и началось самое интересное, варка каши.

Поучительный рассказ о хорошем и плохом поведении детей. Главный герой, Федя Рыбкин, забавный малыш, который придумывает веселые истории. Но проблема в том, что веселит он в школе во время уроков тоже. И однажды учительница решила мудро его проучить и это успешно у нее удалось.

История о том, как мама Миши сказала сыну примерно вести себя и в качестве поощрения пообещала дать леденец. Миша старался, но потом залез в буфет, вытащил сахарницу, а в ней оказались леденцы. Он не удержался и съел один, а липкими руками взял сахарницу и здесь она разбилась. Когда пришла мама, разбитую сахарницу и съеденный леденец было обнаружено.

Главный герой рассказа – Саша, он очень хотел себе пистолет, но мама запрещала. Как-то его сестры подарили ему долгожданную игрушку. Саша играл пистолетом и решил напугать бабушку, стрельнув прямо возле лица. Неожиданно в гости пришел милиционер. Здесь началось самое интересное, а ребенок навсегда запомнил, что пугать людей нельзя.

Эта история о школьнике Феде Рыбкине, который делал домашнее задание по математике. Он включил радио и преступил к решению задач. Ему показалось, что так будет веселее. Конечно же, песни по радио были намного интереснее, чем уроки, поэтому все песни были внимательно прослушаны, а вот задача так и не решена правильно Федей.

Шурик у дедушки

Рассказ о двух маленьких братьях, которые летом гостевали в деревне у бабушки с дедушкой. Ребята решили половить рыбу, а для этого на чердаке, вначале, решили отыскать удочку, но она была одна. Зато была найдена еще и калоша, с которой, как оказалось, тоже можно придумать много интересного. На пруду ловить рыбу не получилось так просто…

История о том, как трое деток остались дома одни и решили поиграть в прятки. Несмотря на то, что мест, чтобы спрятаться, было не так и много, один из них спрятался так, что его никак не могли найти. В процессе поисков вся квартира была в сплошном беспорядке, после чего еще целый час понадобился для ее уборки.

Рассказ Носова о маленьком мальчике Павлике, который весной поехал на дачу и решил посадить на огороде что-нибудь, хотя и сверстники не поверили в его силы. Мама подарила лопатку для огорода, а бабушка дала немного зернышек и объяснила, как сажать. И в результате, оказалось, что это была репка, которая, благодаря Павлику, взошла и выросла.

В рассказе Носов повествует о мальчиках, которые любили играть в прятки, но получалось всегда так, что один — постоянно прятался, а второй – всегда искал. Славику, который искал друга в игре, стало обидно. Он решил своего друга Витю закрыть в шкафу. Просидев некоторое время в шкафу, мальчик так и не понял, почему был заперт другом.

Поучительный рассказ, в котором идет речь о трех охотниках, которые пошли в лес за добычей, но никого не поймали и остановились отдохнуть. Они присели и начали рассказывать друг другу забавные сказки. В итоге поняли, что совсем не обязательно убивать животных, а можно и так весело провести время в лесу.

События этого рассказа Носова происходят в детском лагере, в который приехали трое друзей, но на один день раньше других. Днем им было весело, они даже украсили дом, но вот когда настала ночь, и неожиданно раздался стук в дверь, мальчики испугались. На их вопрос, кто это, ответ не поступал и всю ночь ребята не могли понять, кто это. Утром все выяснилось.

Шуточный рассказ о псе Барбоске, который пригласил в гости Бобика, в то время, как дедушки и кота Васьки не было дома. Барбос хвастался вещами, которые находились в доме: то зеркалом, то расческой, то плеткой. За разговором друзья уснули прямо на кровати, а когда пришел дед и обнаружил это, начал их выгонять, да так, что Барбос забился под кровать.

Рассказ о маленькой пятилетней девочке Ниночке, которая большую часть времени проводила с бабушкой, так как мама и папа работали. И однажды у нее возникла идея помогать взрослым в поисках железа для сдачи металлолома. Когда она показывала дорогу двум взрослым мальчикам, то забыла дорогу и заблудилась. Мальчики помогли найти дорогу домой.

Интересная поучительная история про отличника по имени Коля Синицын, который во время летних каникул решил вести дневник. Мама Коли пообещала купить ему ручку, если он будет все аккуратно писать. Мальчик старался записывать все свои мысли и события, да так увлекся, что у него закончилась тетрадь.

Метро

Рассказ о путешествии двух маленьких мальчиков, которые попали в московское метро, когда гостили у своей тети. Насмотревшись на движущиеся лестницы, остановки и покатавшись в поезде, мальчики поняли, что заблудились. И внезапно они встретили их маму с тетей, которые посмеялись над ситуацией. А в итоге и сами заблудились.

С самой подходящей фамилией для писателя, тем более — для детского писателя, и уж тем более — для весёлого детского писателя. Только послушайте: Н о с о в — просто, легко и немного забавно. Хорошо, в общем. А ещё лучше сам писатель подходил своей фамилии.


У Носова действительно был нос и совсем не маленький, крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи… И всё это совершенно не вязалось с невысоким ростом и тихим, глуховатым голосом. На первый взгляд — неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый. Его называли «хмурым ворчуном» . Но книги он писал исключительно веселые.


«— Бобик, иди скорей кисель есть! — закричал Барбос.
Бобик прибежал:
— Где кисель?

— Да вот у меня на спине. Облизывай.
Бобик давай ему спину облизывать.
— Ох, и вкусный кисель! — говорит.
Потом они перенесли пирог на стол. Сами тоже на стол уселись, чтобы удобнее было. Едят и разговаривают.
— Тебе хорошо живётся! — говорит Бобик. — У тебя всё есть!
— Да, — говорит Барбос, — я живу хорошо. Что хочу, то и делаю: хочу — гребешком причёсываюсь, хочу — на телевизоре играю, ем и пью что хочу или на кровати валяюсь.
— А тебе позволяет дедушка?
— Что мне дедушка! Подумаешь! Это кровать моя.
— А где же дедушка спит?
— Дедушка там, в углу, на коврике…»


Период с 3 до 18 лет описан Носовым в повести «Тайна на дне колодца», вышедшей после смерти писателя в 1978 году.


Носов вспоминает, что осознавать себя отчетливо он начал к трем-четырем годам. Он видит себя в окружении вещей, которые пробуждают мысли и - главное - действуют на чувства: «Вот сутулый, с выдвинутыми вперед плечами, огромный, чуть ли не до потолка ростом, шкаф. Он стоит,… погрузившись в какую-то свою глубокую, бесконечную думу. От него немного добьешься слов». Шкаф говорит на непонятном, скрипучем языке. «Буфет более легкомысленное и франтованное существо». В буфете хранятся всякие вкусности. И говорит буфет, по определению Коли, так: «говорливо скрипит, шипит, сипит, визжит, хрипит, крякает всеми своими дверцами и ящиками». А вот кресла похожи на чопорных теток, «им до зарезу хочется посудачить о том, о сем, да неохота показывать, что их могут интересовать такие пустяки, как праздные разговоры».


«В школьные годы мечтал стать музыкантом (кем-то вроде Паганини по меньшей мере), потом забросил скрипку, увлёкся химией и вполне серьёзно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо Политехнического поступил в Художественный… Окончил же Институт кинематографии, потом работал в кино, потом стал детским писателем» - так о своих «метаниях» Носов напишет в автобиографии. Но напишет, как всегда о себе, очень кратко. А в повести «Тайна на дне колодца» читатель увидит маленький посёлок Ирпень неподалёку от Киева, где жила тогда небольшая семья то ли железнодорожника, то ли актёра (это смотря по обстоятельствам) Николая Носова, и где его средний сын, тоже Николай, сделал в буквальном смысле свои первые шаги.

У Николая Носова был старший брат. Когда семья переехала в Киев — пришло время определять мальчиков в гимназию. А всего через несколько лет началась гражданская война. Голод, тиф, смерть — всё выпало на их долю.

В школе лучше Николай учился лучше брата. Окончив семилетнюю школу в 1924 году, оба начнут зарабатывать деньги. Николай будет работать на кирпичном заводе мусорщиком, вывозить шлак из печи для обжига кирпича. Одновременно самостоятельно учиться по программе средней школы.

Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством — наряду с шахматами, фотографией, электротехникой и радиолюбительством. Был газетным торговцем, землекопом и косарем


Николай Носов мечтал поступить в институт. Но было и другое: увлечение фотографией, например. Все, что делал Носов уже в те годы, делал безоглядно, отдаваясь целиком. Начав заниматься фотографией, тратит все деньги на нее, вплоть до того, что единственной его одеждой остается спецовка, полученная на заводе.

Кроме этого мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо политехнического поступил в художественный... Это был Киевский художественный институт. А через два года, в 1929 году, Носов перевелся в Московский государственный институт кинематографии. Закончив его, почти двадцать лет, с 1932 по 1951 год работал в кино. Был режиссером мультфильмов, научных и учебных картин. Во время Великой Отечественной войны снимал, как режиссер, военно-патриотические фильмы.


Сохранился такой эпизод из жизни Носова. Как-то ему поручили снять фильм об устройстве и работе английского танка «Черчилль». Один танк был доставлен в студию. Английский инструктор показал нашему водителю-танкисту, как управлять танком. Англичане уехали. Спустя несколько дней, танк во время съемок закапризничал и вместо того, чтобы поворачиваться вокруг своей оси, машина описывала громадную кривую дугу. Танкист нервничал, суетился, перекопал всю площадку во дворе, но танк упрямо не хотел поворачиваться вокруг своей оси и из маневренной машины превратился в неуклюжий тихоход.


Николай Николаевич попросился к водителю присесть рядом. От разгадки управления зависела не только участь фильма, но, что гораздо важнее судьба танка, который должен был поступить на вооружение наших войск. Николай Николаевич работал над учебным фильмом о тракторах и вообще хорошо разбирался в машинах. Вскоре Носов, наблюдавший за действиями механика, обнаружил ошибку. Водитель был смущен, он извинился перед Носовым и никак не хотел поверить, что тот знает технику просто как любитель. Носов умудрился «открыть танк» и заснять работу внутренних деталей машины. Показ сопровождался «Лунной сонатой» Бетховена. За этот фильм, и вообще за работу в области научно-технического кино, Носов был награжден орденом Красной Звезды. Это было в 1943 году.

Литературный дебют Николая Носова состоялся в 1938 году, после публикации одного из рассказов, которые он придумывал для сына, в детском журнале «Мурзилка».

«Постепенно я понял, что сочинять для детей — это наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил Носов.

Вскоре рассказы Носова печатаются в одном из самых известных в то время журналов — «Мурзилке». Рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и другие были объединены в детгизовском сборнике «Тук-тук-тук» и изданы в 1945 году. Сборники рассказов «Ступеньки» и «Веселые рассказы» (для детей младшего и среднего возраста) вышли в 1947 году. (В «Веселых рассказах» главные герои — неразлучная пара друзей, которые, являясь полной противоположностью, прекрасно дополняют друг друга.) Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило завоевать прочное признание у детей и взрослых. Носов ввёл в детскую литературу нового героя — наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

В 1949-50 годы публикуются и становятся популярными повести «Веселая семейка» и «Дневник Коли Синицина».

Широкую известность детскому писателю принесла повесть «Витя Малеев в школе и дома», вышедшая в 1951 году и удостоенная в 1952 году Государственной премии СССР. В 1955 году по повести был снят кинофильм «Два друга».

Но самым огромным успехом у юных читателей пользуется трилогия о Незнайке - «Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954), «Незнайка в Солнечном городе»(1958), «Незнайка на Луне» (1964-1965). По этим сказочным повестям поставлено несколько анимационных фильмов.

Рассказы и повести писателя - книги о реальной жизни современных ребят, в которых юные читатели могут узнать не только себя, но и обстановку, в которой они живут: обстановку семьи, школы, улицы, пионерского лагеря. Это книги для детей и про детей. Герои Носова - не просто мальчики, а маленькие граждане своей страны. Его мальчишки принципиальны, изобретательны, умны.

В предисловии одной из книг Носов написал комментарий: «Перед тем, как читать эти рассказы и повести, подумайте о своих близких! Ведь это именно им придется туго, когда вы решите соорудить инкубатор или развести пчел, или, на худой конец, преподать собаке несколько уроков математики. А в том, что вы обязательно захотите все это сделать, никто и не сомневается. Николай Носов так заразительно умеет рассказывать о всяких разных делах своих героев, что просто невозможно устоять перед соблазном сделать все самому!»


В жизни Николай Николаевич был совершенно нетребователен. Ему безразлично было, что будет на обед или ужин. Он не любил покупать одежду. Некоторые говорили о его нелегком характере - да, он бывал непреклонен, а иногда и резок, отстаивая свое мнение по разным вопросам. Но не было более отзывчивого и простого человека, чем Носов, в общении с людьми, в быту. Удивляла его особенная деликатность - не внешняя, от воспитания, а из души, доброта. Он был на редкость правдивым человеком. Ему были глубоко, до болезненности, противны ложь, лицемерие, притворство. Он не любил обременять близких своими мелкими поручениями: сам покупал себе бумагу, сам печатал свои произведения. В жизни он не был веселым остряком. Он казался невеселым, замкнутым, скупо открывающимся, он избегал демонстрировать себя.


Николай Носов сам был редкостным фантазером. Его фантазия и подарила всем нам Незнайку и других коротышек - маленьких человечков ростом с огурец - с их увлекательнейшими путешествиями в Цветочном городе и даже на Луне. Сказочная трилогия о Незнайке - второй этап творчества. Если в ранних повестях и рассказах маленькие читатели узнавали, как сварить кашу, построить инкубатор, научиться арифметике, то в трилогии о Незнайке Носов выводит их далеко за рамки житейского опыта. Автор наполняет свою трилогию массой научных сведений: от технических до космических.

На Луне в городе Давилоне издается газета «Для дураков». Причем пользуется она неслыханным успехом. Вы думаете, что газету не покупают, чтобы не прослыть глупцом. Каждый, кто покупал «Газету для дураков», оказывается, покупал ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. (Сравнить с нашей прессой). Оболванивание рядового читателя - забота такой прессы.
В описании злоключений Незнайки есть такой эпизод: на земле Незнайка жил в обществе равных, а на Луне впервые столкнулся с социальной несправедливостью.


Третий этап в творчестве писателя - автобиографические повести. «Тайна на дне колодца» - так называется повесть, которую он написал о себе самом, своем детстве и взрослении, о тайне, которую многие годы хранил колодец, из которого семья Носовых брала воду. «Повесть о моем друге Игоре» так назвал писатель произведение, посвященное своему внуку. Но книга могла быть названа «О друге Ване /Пете или Сереже», ибо каждый мальчишка и каждая девчонка узнают на ее страницах черты своего характера, встретятся со своими радостями и бедами, мечтами и надеждами.

С внуком.

В 1957 году авторитетный международный журнал произвел подсчет - какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки. Получился список, в котором третьим - вслед за М. Горьким и А. Пушкиным - оказался детский писатель Николай Носов. Стараниями переводчиков очень скоро заговорил на многих языках мира. Даже по-японски!

Так что, если вы по случаю окажетесь в Японии, то не особенно удивляйтесь, увидев кафе «Незнайка». Заходите спокойно — вас обязательно встретит там старый, добрый и весёлый друг.

Носов в своих произведениях выступает и как популяризатор знаний политехнических, экономических: знакомя детей с житейскими правилами, он подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой.

Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.




Top