Николай носов затейники читать онлайн. Затейники

Раз уж решил участвовать в самосудном конкурсе, есть смысл обозначить отношения к рассказам подсудной группы чуть шире, чем "нра - не нра". Первый же рассказ очень хорош. Картинка есть, никаких лобовых подач. Маета героини вписывается органично, при этом романтическая линия настолько пунктиром, что и не видно - тоже достоинство. Вход-выход, с рефреном "сидела по-старушечьи" (при этом разнополярные заряды у фразы) - удачно. Отношение героини к персонажам посмотрите, вот к Максику, например: А у тебя тут что? - он вытянул шею. "Парусники" с достоинством сложились и погрузились в воду. Тося подумала, не последовать ли их примеру. Спасибо, автор. И второй хорош. В такой стилистике пытаются многие, но держать уровень на дистанции получается только у некоторых. Рассказ не слишком богат на сюжетные повороты, но даже незначительные фабульные ходы прорисованы тщательно, кому-то покажется, что избыточно. Ритм рассказа следует за местом, вот лес, вот поселение, и долгая-долгая степь - ближе к концу ритм заметно замедляется. Финал несколько разочаровал, хотелось большего, как читателю, более резко, что ли... Неровно. Вот начало. Приземление прошло неудачно. Каркас кабины треснул и отлетел вместе с ремнями безопасности, а самого Романа выкинуло из флаера, перевернуло несколько раз в воздухе и шмякнуло о землю. Хорошо, что на этом самом месте кто-то подстелил соломки: Роман упал в сноп мягких душистых трав изумрудного цвета с бордовыми прожилками на узких и длинных листьях. То есть сразу микст из скупого действия и пышных прилагательных. Стилистически местами и неплохо, удачные метафоры в наличии, но на дистанции по языку и словоупотреблению есть вопросы. Пример. Никаких следов людей или техники, только бурые волны, перекатывающие тёмные валуны . А с горы пошёл ещё один селевой поток , и воздух забурлил, как море. Мощный поток подхватил зазевавшийся флаер и отшвырнул в сторону берега, где ещё один вихрь понёс его дальше, в джунгли. Герои стандартные, ситуация тоже, выбор-конфликт есть, но подан не очень. Финал интересный. Убить Гитлера - сколько вы читали на эту тему? Автор и сам это понимает, поэтому готовит сюрприз, или твист, как любят сейчас говорить. Название отсылает к известной притче и срабатывает где-то к середине, но не в лоб; рассказ не на тему "наши мысли нас думают", как это может показаться. Логическая конструкция не выглядит безупречной, но с хронопутешественниками это обычное дело. Рваные диалоги скорее удача, оживляют героев. Концовка порадовала, хотя ритмически быстровата, в ней как раз вот этих диалоговых фраз (как про кошек, например) не хватает. Достоинства перевешивают недостатки. Перегружено диалогами и специфической терминологией. Читалось тяжело. Много вопросов по словоупотреблению, например: Невозмутимый вахтенный стоял в центре, равномерно вращая головой, Не понравилось. Рассказ стартует бодро, с места в карьер, затягивает нарастающей интригой на фоне странных, но живых диалогов. Но вторая половина разочаровала, концовке не хватило "предпродажной подготовки", очень многое за кадром, да и роль Арсения во всем этом деле не слишком прорисована. По тексту. Местоимение "они" вместо более логичного в данном случае "мы" Напряжение накалялось. Наверное, всё же, росло. Накаливается обстановка. Правильно, технично, на профуровне, но не зацепило. Фокал первое лицо, поток сознания а-ля "Парень из преисподней". Благие намерения ведут понятно куда. Отличная концовка. Несбалансированно; местами сыро, многословно, но понравилось. Ретро-стиль, неспешное, чтобы не сказать, убаюкивающее повествование. Начинается как классическая советская проза в хорошем смысле, шукшинско-беловские интонации. Сдержанный, ненарочитый юмор. Подсекать рыбу автор не спешит. Позитивное впечатление. Этот рассказ я читал и даже писал отзыв. С тех пор рассказ стал только лучше. Так что автоцитирование будет уместно "Ну, что сказать. Это пять. Это отлично. Это правильно задумано, это сделано, как надо. Напомнило лучшие вещи Кира Булычева - у него, кстати, есть и про биоморфов. Четкая линия. Вовремя открытый шкаф со скелетом. Блестящий финал - смотрите, как надо заканчивать рассказ". Удачи, товарищ Борисов. Рассказ в духе последней страницы журнала "Юность" восьмидесятых годов. Для меня читалось как привычный привет из прошлого; наивный, но приятный. Легкий юмор. Планка на средней высоте. Но она взята. Юмор. Сатира. Затянуто. Не смешно. Продолжение от 23 октября. Рассказ вопросов не ставит и вопросов не оставляет. Всё понятно, всё расписано подробно. Жанр журналистского расследования, необычная ситуация, но к разгадке автор везет нас уж по очень прямым рельсам. Мне читалось как подробный синопсис к эпизоду и сериала "Секретные материалы. Русская версия". Внятная сюжетная канва, но... Нет, нельзя сказать, что рассказ уж совсем от слова "рассказывать", но канцелярит преобладает, а вкрапление художественных образов выглядит эклектично. Пример: Барков получил от Кашина подтверждение, что робот пойман и история закончена, поблагодарил Степана, с которым так и не удалось свидеться, за ценную информацию, и поехал в редакцию. Поднимающийся ветер гонял и закручивал в маленькие смерчи жёлто-оранжевую листву. P.S. Уважаемые авторы, не пишите числительные цифрами, особенно, в прямой речи. В девяностые годы прошлого века в Росси появилось много переводной и очень средней фантастики. Этот рассказ - живое напоминание. Первым о золотых и платиновых лоидах подумал нефтяной магнат Фахир Лукум. Он заключил договор с космической туркорпорацией на два челночных рейса на Меркурий. Дранг попал во вторую экспедицию, когда первая создала достаточно приемлемые условия для поиска и отбора нужных лоидов. Этим занимался биолог Бил. Еще в их секретную группу входили капитан корабля Кемп, пилот Парк и инженер Мрот. Дранг числился в экспедиции доктором. На самом деле он уже много лет был агентом ККБ - международного Комитета Космической Безопасности. Комитет следил за межпланетными торговыми связями, чтобы на Землю не завезли гибельную для человечества заразу. Это не спойлер, это начало. От меня высокой оценки рассказу точно не будет. P.S. Автор обвинил меня в том, что я обвинил его в плагиате, и самовыпилился из конкурса. Оптимистичная история в духе фантосказки, название подсказывает фабулу, и не ошибается. По сюжетным ходам есть вопросы, мотивация ГГ не проработана, на мой взгляд, но если это и минус, то он "не весьма глубок". Обилие восклицательных знаков в прямой речи меня всегда раздражает. "Не орите капсом", как сейчас говорят. В плюс - нет перекосов по балансу, легкая авторская ирония и удачный финальный абзац. И диалоги интересные, внятно и небанально. Если по языку: переизбыток метафор, и в частности, наречий-прилагательных в одном флаконе. ...оборвавшейся с пронзительно-острым звоном, и Элиаса вынесло из безмятежно-белых глубин, как рыбку, пойманную на стальной крючок, и кинуло оземь. Вскрикнув от боли, Элиас закашлялся, глотая высохшим ртом непривычно колкий, давящий легкие воздух, и тотчас же холодное жало шприца воткнулось под кожу его, вливая в вены остатки белого - успокоительно-легкий, потерянный рай. Веки Элиаса дрогнули и приподнялись. подрагивал белесыми лепестками лучей, колючий и бархатно-нежный одновременно. Элиас засмеялся, радостный, как ребенок, бегущий за радужно-пестрым мячом по цветущему лугу, и распахнул глаза навстречу ослепительно-белому, Ну, и так далее. Много специй на единицу блюда. Фабула благоразумно заявлена в эпиграфе, идея прописана четко, но, для меня, неэмоционально, переживать некому. Опять автоцитата. "Это не рассказ, это пьеса. Рафинированная, без афиши и ремарок. Подработать с текстом, чтобы студенты не говорили как третьеклассники из кружка "Юный астроном", оживить речь профессора, убрать бесконечное "профессор". И можно ставить хоть в школьном драмкружке, хоть в студенческом театре. Идея, кстати, занятная". А теперь не опять, но снова. Это я об автоцитатах. "Вот кто-то смешает слог городского фэнтези со слогом реалистичной прозы а-ля "зарисовки из жизни молодежи", и получится эклектическое безобразие. А в "Смотрящей" все как-то улеглось в общий замысел, не идеально, где-то резкость не на тех местах, где-то её не хватает, но в итоге картинка получается законченной, нарушать правила надо уметь. О чем рассказ? Ну... О красивом и жестоком городе. О том, что когда нам нужно принимать решения, мы молчим и прячемся. О том, что за это молчание кто-то заплатит, а вам захочется забыть эту цену, но такого волшебства еще не придумали. О том, что Париж не стоит мессы. И еще о тысячи "о том", которые возникнут у вас при прочтении. Или не возникнут. Или не у вас." "Теплая, ламповая" фантастика, которая могла быть написана много лет назад, что достоинств не умаляет. Ничего особенного, но читалось с улыбкой, ребенок славно получился, куда ярче. Чем остальные персонажи. Финал позитивен и предсказуем, или так - предсказуем, но позитивен. А вот опечаток в заголовке делать не надо. Хай-тек стиль, холодные тона, отличный язык, адекватный материалу. Выдержан баланс. Никаких лобовых атак. Открытый, как я вижу, финал. Но чего-то мне не хватило, чтобы назвать хороший рассказ очень хорошим. Перечитаю. Похожих рассказов много уже попалось, незатейливая юмореска, затертая тема без каких-то неожиданных сюжетных поворотов, при прочтении вспомнилось стихотворение "я мастер по ремонту крокодилов". Юмор вторичен. Хвалить не за что, но и ругать тоже, свои условные "семь пикей" автор взял. Завершение от 27 октября. Бытовая проза, написано прилежно, грамотно, архаично и скучновато. Антиутопическая картинка получилось живой и страшноватой, но перегруженность диалогами и ремарочные вставки-пояснения рассказу в минус. Идея интересная; не новая, но под удачным ракурсом. Впечатления, скорее, положительные. Про братьев наших меньших. Чем всё кончилось, не понял. Похоже на "бога из машины", но без бога, и без машины. Скучновато. Как-то много мне одинаковых рассказов попадается. Нарочито-простоватый стиль, незатейливый юмор. В данном случае всё вертится вокруг артефакта, который герой использует без фантазии, но с членовредительством. Не заинтересовал меня текст. Заявка на НФ, перенасыщенная деревьями-твистами, за которыми я не увидел леса-рассказа. Из текста можно узнать много чего в плане фактов про Гагарина и Сатурн, но с эмоциональной составляющей, с живыми персонажами там не слишком хорошо. Избыток канцеляритов: например: Русаков завершал разговор с Отхоном Циремпиловым, когда почувствовал какое-то волнение, ощутил дрожь. Рассказ без положительных героев, не нуждающийся в финале - финал может быть любым. Не цель оправдывает средства, а средства определяют цель, напоминает автор, и тут не поспоришь. Скупыми, но точными мазками нарисован обыденный палач с его обыденным мирком, с лестницей в персональный ад. К середине текста всё ясно и вопрос лишь в том, какую автор выберет концовку. Впрочем, повторюсь, она не очень и важна. Спасибо, наулыбался на весь день. Юмор в чистом виде, комедия абсурда, автор порезвился от души. Забавные аллюзии типа "Яна Жижки", изящное детективное обрамление. Разве что несколько затянуто и перебор с гэгами на единицу текста, на мой взгляд. Понравилось. Опечатку исправьте согласился на изрядно завышенную оплату моей работу . Ну вроде как и всё. С десяткой определился, а вот кому ставить единицу, ума не приложу. Совсем уж слабых текстов нет. Второе ноября. Три рассказа по заявкам. В очередной раз задумался, почему так редко авторы используют нелинейную композицию. Вот, как здесь, например, через флешбеки. Простой и эффективный прием. Девушки (только девушки, почему-то) в редких случаях обладают паранормальными способностями и несут службу, которая "и опасна, и трудна" в разных точках Земли. История берет и не отпускает, а финал и вовсе радует, ружье инопланетного разума стреляет со снайперской точностью. И название обыграно отлично. Не понравился стандартный антирояль с неработающими средствами связи, один сломался, другой забыли зарядить. В космос летаем, а мобильники делать не научились. Язык хорош, но некоторые вещи глаз царапают, например: Снимите Майнд Ридер . По мне это звучит как "Положите Мобильный Телефон", я о заглавных буквах. Да не прогуливала я эти три урока. У меня справка от врача есть. Лучше, имхо: "Да не прогуливала я! У меня справка есть". Зойке двадцать пять, волосы перехвачены розовой ленточкой, и очень хочется выйти замуж. Может это "не баг, а фича", но я споткнулся. А вот фишки-оживлялки типа "вдох-выдох", это уместно, это радует. Хороший рассказ получился. Можно сказать, отличный. Ну и еще придирки. Три станции по логике должны быть раскиданы равномерно по шарику, не так ли? А тут Чили, Гаваи, Анадырь. Анадырь вообще место неуютное. География как-то связана с усилением сверхспособностей? ... и устроила стрельбу в базис-зале. Погибли все, кто там в это время находился. Погибли все? Не верю. Там же не два человека было. Все мои школьные подруги уверены, что я подалась на Камчатку (?) за длинным рублем. Как-то так. Буду рад увидеть "Шоколадку" в финале. "Привет-памфлет реформе ПФ", гласит аннотация. Я насторожился; не был до сих пор замечен Механник в сиюминутности а-ля "с утра в газете, вечером в куплете". Но рассказ никакой не памфлет, аннотация тут бессильна. Мрачноватая картинка с помолодевшей бабушкой нарисована убедительно, с умелым использованием современного лексикона. Получилась бабушка, хорошо получилась. А вот дедушки маловато, понятно, что он не солирует в этом дуэте, но ведь и не "кушать подано". Вопросы по логике фандопа сняты самим автором ближе к концу, ловушка для читателя работает, вопросов нет. Далее. Вот с этого места - Вечером следующего дня на крыльце института его грубо поймал за рукав человек в серебристом балахоне - автор включает ускоренную перемотку и быстренько объясняет читателю - через диалог деда с внуком - где, собственно, зарыта собака. Сочной бабушки в кадре больше нет, а других персонажей автор прорисовать не захотел. Рассказ теряет баланс и выруливает к финишу с неуместной торопливостью. Обманул меня автор. Завлек интересным разговором, а потом хлопнул себя по лбу: "Старик, слушай, я тут вспомнил, мне бежать надо". Знаю, как умеет автор, поэтому и ожидания высоки. Но пусть вас не обманывает моя интонация - будь Механник в моей группе, оценка была бы, разумеется, высокой.

Скачать:

Затейники - произведение Николая Носова, которое стоит прочесть детям. В короткой сказке рассказывается, как мальчик Петя и девочка Валя прочли сказку про трёх поросят и решили построить себе домик, как у них. Соорудили они под столом себе жилище из одеяла, а тут и волк объявился. Откуда взяться серому разбойнику? Прочтите вместе с детьми из сказки о богатой фантазии, умении находить выход из любой ситуации, а также различать реальные и вымышленные события в самой правдоподобной игре.

Мы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры.

Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали:

— Нам не страшен серый волк!

Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала:

— Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!

Валя говорит:

— Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.

Я говорю:

— Жалко, что у нас в домике нет окон, очень темно!

— Ничего, — говорит Валя. — У поросят ведь домики бывают без окон.

Я спрашиваю:

— А ты меня видишь?

— Нет, а ты меня?

— И я, — говорю, — нет. Я даже себя не вижу.

Вдруг меня кто-то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной!

— Что ты? — спрашивает.

— Меня, — говорю, — кто-то схватил за ногу. Может быть, серый волк?

Валя испугалась и бегом из комнаты. Я — за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.

— Давай, — говорю, — дверь держать, чтобы он не открыл. Держали мы дверь, держали.

Валя и говорит:

— Может быть, там никого нет?

Я говорю:

— А кто же тогда меня за ногу трогал?

— Это я, — говорит Валя, — я хотела узнать, где ты.

— Чего же ты раньше не сказала?

— Я, — говорит, — испугалась. Ты меня испугал.

Открыли мы дверь. В комнате никого нет. А к столу подойти всё-таки боимся: вдруг из-под него серый волк вылезет!

Я говорю:

— Пойди, сними одеяло. А Валя говорит:

— Нет, ты пойди! Я говорю:

— Там же никого нет.

— А может быть, есть! Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет. Мы обрадовались. Хотели починить домик, только Валя говорит:

— Вдруг опять кто-нибудь за ногу схватит!

Так и не стали больше в "три поросёнка" играть.

Внимание! Перед вами устаревшая версия сайта!
Чтобы перейти на новую версию - щелкните по любой ссылке слева.

Николай Носов

Затейники

ы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры.

Один раз мы читали сказку "Три поросёнка". А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали:

Нам не страшен серый волк!

Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала:

Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!

Валя говорит:

Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.

Я говорю:

Жалко, что у нас в домике нет окон, очень темно!

Ничего, - говорит Валя. - У поросят ведь домики бывают без окон.

Я спрашиваю:

А ты меня видишь?

Нет, а ты меня?

И я, - говорю, - нет. Я даже себя не вижу.

Вдруг меня кто-то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной!

Что ты? - спрашивает.

Меня, - говорю, - кто-то схватил за ногу. Может быть, серый волк?

Валя испугалась и бегом из комнаты. Я - за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.

Давай, - говорю, - дверь держать, чтобы он не открыл. Держали мы дверь, держали. Валя и говорит:

Может быть, там никого нет?

Я говорю:

А кто же тогда меня за ногу трогал?

Это я, - говорит Валя, - я хотела узнать, где ты.

Чего же ты раньше не сказала?

Я, - говорит, - испугалась. Ты меня испугал.

Открыли мы дверь. В комнате никого нет. А к столу подойти всё-таки боимся: вдруг из-под него серый волк вылезет!

Я говорю:

Пойди сними одеяло. А Валя говорит:

Нет, ты пойди! Я говорю:

Там же никого нет.

А может быть, есть! Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет. Мы обрадовались. Хотели починить домик, только Валя говорит.

М ы с Валей держим дверь в которую рвется волк
Мы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры.
Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали:
– Нам не страшен серый волк!

Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала:
– Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.
Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!

Валя говорит:
– Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.
Я говорю:
– Жалко, что у нас в домике нет окон, очень темно!
– Ничего, – говорит Валя. – У поросят ведь домики бывают без окон.
Я спрашиваю:
– А ты меня видишь?
– Нет. А ты меня?
– И я, – говорю, – нет. Я даже себя не вижу.
Вдруг меня кто-то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из под стола, а Валя за мной.

– Чего ты? – спрашивает.
– Меня, – говорю, – кто-то схватил за ногу. Может быть, серый волк?
Валя испугалась и бегом из комнаты. Я – за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.
– Давай, – говорю, – дверь держать, чтобы он не открыл.

Держали мы дверь, держали. Валя и говорит:
– Может быть, там никого нет? Я говорю:
– А кто же тогда меня за ногу трогал?
– Это я, – говорит Валя, – я хотела узнать, где ты.
– Чего же ты раньше не сказала?
– Я, – говорит, – испугалась. Ты меня испугал.
Открыли мы дверь. В комнате никого нет. А к столу подойти всё-таки боимся: вдруг из-под него серый волк вылезет!


Я говорю:
– Пойди сними одеяло.
А Валя говорит:
– Нет, ты пойди!
Я говорю:
– Там же никого нет.
– А может быть, есть!
Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет. Мы обрадовались. Хотели починить домик, только Валя говорит:
– Вдруг опять кто-нибудь за ногу схватит!
Так и не стали больше в «три поросёнка» играть.

Жила маленькая девочка по имени Ниночка. Ей было всего пять лет. У нее были папа, мама и старенькая бабушка, которую Ниночка называла бабулей.

Ниночкина мама уходила каждый день на работу, а с Ниночкой оставалась бабуля. Она учила Ниночку и одеваться, и умываться, и пуговицы застегивать на лифчике, и башмаки зашнуровывать, и заплетать косы, и даже буквы писать.

С бабулей Ниночка проводила весь день, а с мамой только утро и вечер. А вот папу Ниночка видела очень редко, так как он работал в далекой Арктике. Он был полярный летчик и домой приезжал, только когда был отпуск.

Раз в неделю, а иногда и чаще от Ниночкиного папы приходило письмо. Когда мама возвращалась с работы, она читала письмо вслух, а Ниночка и бабуля слушали. А потом все вместе писали папе ответ. На другой день мама уходила на работу, а бабуля с Ниночкой относили письмо на почту.

Один раз бабуля с Ниночкой пошли на почту, чтоб отправить папе письмо. Погода была хорошая, солнечная. На Ниночке было красивое голубое платьице и белый передник с вышитым на нем красным зайчиком. Возвращаясь с почты, бабуля пошла с Ниночкой проходными дворами, через пустырь. Раньше там стояли небольшие деревянные домики, а теперь всех жильцов переселили в новый большой каменный дом, а на этом месте решили насадить деревья и сделать парк. Сейчас пока еще парка не было, а в углу пустыря лежала куча железного хлама, который забыли увезти: куски старых железных труб, обломки радиатора парового отопления, спутанная железная проволока.

Бабуля даже остановилась возле этой кучи железа и сказала:

— Вот не знают пионеры, где железный лом есть. Надо бы им сказать.

— А зачем пионерам лом? — спросила Ниночка.

— Ну, они ведь всегда бегают по дворам, собирают железный лом и сдают государству.

— А зачем государству?

— А государство пошлет на завод. На заводе железо расплавят и сделают из него новые вещи.

— А кто заставляет пионеров собирать лом? — спросила Ниночка.

— Никто не заставляет. Они сами. Дети ведь тоже должны помогать взрослым.

— А мой папа помогал взрослым, когда маленьким был?

— Помогал.

— А я, бабуленька, почему я взрослым не помогаю?

— Ну и ты будешь помогать, когда подрастешь чуточку. — засмеялась старушка.

Прошло несколько дней, и бабуля забыла про весь этот разговор. Но Ниночка ничего не забыла. Однажды она играла во дворе. Бабуля отпустила ее погулять одну. Ребята еще не вернулись из школы, во дворе никого не было, и Ниночке одной было скучно.

Вдруг она увидела, что в ворота вбежали два незнакомых мальчика. Один из них был в длинных брюках и синей матросской куртке, другой — в коричневом костюме с коротенькими штанами. Ботинки у него на ногах были не черные, а какие-то рыжие, потому что он всегда забывал их почистить.

Оба мальчика не обратили на Ниночку никакого внимания. Они стали бегать по всему двору, заглядывать во все углы и как будто что-то искали. Наконец они остановились посреди двора, и тот, который был в длинных брюках, сказал:

— Вот видишь! Ничего нет.

А тот, который был в рыжих ботинках, шмыгнул носом, сдвинул на затылок фуражку и сказал:

— Поищем в других дворах, Валерик. Где-нибудь да найдем.

— Найдешь тут! — с досадой проворчал Валерик.

Они пошли обратно к воротам.

— Мальчики! — закричала вдогонку им Ниночка.

Ребята остановились возле ворот.

— Тебе чего?

— Что вы ищете?

— А тебе что?

— Вы, наверно, железо ищете?

— Ну, хотя бы железо. А тебе что?

— Я знаю, где много железа есть.

— Откуда ты знаешь?

— Вот знаю.

— Ничего ты не знаешь!

— Нет, знаю.

— Ну ладно, показывай, где оно, твое железо.

— Это не здесь. Это надо вот пойти по улице, потом свернуть вон туда, потом еще повернуть там, потом через проходной двор, потом… потом…

— Врешь, видно, — сказал Валерик.

— И вовсе не вру! Вот идите за мной, — ответила Ниночка и решительно зашагала по улице.

Ребята переглянулись.

— Пойдем, Андрюха? — спросил Валерик приятеля.

— Ну что ж, пойдем, — усмехнулся Андрюха.

Ребята догнали Ниночку и зашагали сзади. Они делали вид, будто идут не с ней, а отдельно, сами по себе. На лицах у них было насмешливое выражение.

— Ишь шагает, как будто взрослая, — говорил Валерик.

— Еще заблудится, — ответил Андрюха. — Возись тогда с ней. Придется отводить обратно домой.

Ниночка дошла до угла улицы и повернула налево. Ребята покорно повернули за ней. На следующем углу она остановилась, постояла в нерешительности, потом смело зашагала через дорогу. Ребята, как по команде, двинулись за ней.

— Послушай, — окликнул Валерик Ниночку, — а там много железа? Может быть, там одна старая, сломанная кочерга?

— Там много, — ответила Ниночка. — Вам двоим и не унести.

— Сказочки! — ответил Валерик. — Мы вдвоем сколько хочешь дотащим. Мы сильные.

Тут Ниночка подошла к одному дому и остановилась возле ворот. Она внимательно осмотрела ворота и пошла во двор. Ребята пошли следом за ней. Они дошли до конца двора, потом повернули обратно к воротам и опять вышли на улицу.

— Ты что же это? — с недоумением спросил Валерик.

— Это не тот двор, — смущенно сказала Ниночка. — Я ошиблась. Нам проходной надо, а это не проходной. Наверное, рядом.

Они пошли в соседний двор, но он тоже оказался непроходным. В следующем дворе их постигла такая же неудача.

— Что же, мы так и будем по всем дворам таскаться? — ворчливо сказал Андрюха.

Наконец четвертый двор оказался проходным. Ребята прошли через него в узенький переулок, потом свернули на широкую улицу и пошли по ней. Пройдя целый квартал, Ниночка остановилась и сказала, что они, кажется, пошли не в ту сторону.

— Ну пойдем в другую сторону, раз не в ту. Чего тут стоять, — проворчал Андрей.

Они повернули и пошли в другую сторону; миновали переулок, снова прошли квартал.

— Ну теперь куда: направо или налево? — спросил Валерик.

— Направо, — ответила Ниночка. — Или налево…

— Что-что? — строго сказал Андрюха. — Ну и бестолковая же ты!

Ниночка заплакала.

— Я заблудилась! — сказала она.

— Эх, ты! — с укоризной сказал Валерик. — Ну, пойдем, мы тебя отведем домой, а то скажешь, что мы тебя завели да бросили посреди улицы.

Валерик взял Ниночку за руку. Все трое отправились в обратный путь. Андрюха шел позади и ворчал про себя:

— Из-за этой пигалицы столько времени даром потратили. Без нее давно где-нибудь железо нашли бы!

Они снова вернулись к проходному двору. Валерик уже хотел свернуть в ворота, но тут Ниночка остановилась и сказала:

— Стойте, стойте! Я, кажется, вспомнила. Нам вот туда надо.

— Куда это «вот туда»? — недовольным тоном спросил Андрей.

— Вот туда. Через этот проходной двор, что напротив. Я теперь вспомнила. Мы с бабушкой через два проходных двора шли. Сначала через тот, а потом через этот.

— А ты не обманываешь? — спросил Валерик.

— Нет, кажется, не обманываю.

— Смотри, если железа не будет, мы тебе покажем, где раки зимуют.

— А где они зимуют?

— Тогда узнаешь. Пойдем!

Ребята перешли на другую сторону переулка, прошли через проходной двор и очутились на пустыре.

— Вот оно, железо! Вот оно! — закричала Ниночка.

Андрей и Валерик со всех ног бросились к куче железного лома. Ниночка бежала за ними вприпрыжку и радостно твердила:

— Вот видите! Я говорила вам. Правду я говорила?

— Молодчина! — похвалил ее Валерик. — Ты говорила правду. Как тебя звать?

— Ниночка. А вас?

— Меня Валерик, а вот его — Андрюха.

— Не надо говорить — Андрюха, надо говорить — Андрюша, — поправила Ниночка.

— Ничего, он не обижается, — махнул рукой Валерик.

Ребята принялись разбирать ржавые трубы и обломки от радиатора. Железо было наполовину засыпано землей, и вытаскивать его было не так-то просто.

— А тут и правда много железа, — сказал Валерик. — Как мы его дотащим?

— Ничего. Свяжем две трубы проволокой, и получатся носилки, — придумал Андрей.

Ребята принялись мастерить носилки. Андрей работал старательно. Он все время шмыгал носом и проводил по нему кулаком.

— И носом так делать не надо, Андрюша, — наставительно сказала Ниночка.

— Ишь ты! А это еще почему?

— Бабушка не велит.

— Много она понимает, твоя бабушка!

— Бабушка все понимает, потому что она самая старшая. На вот тебе лучше платочек.

Ниночка достала из кармана аккуратно сложенный беленький, как снежинка, платочек. Андрюха взял его, некоторое время глядел на него молча, потом протянул обратно:

— Возьми, а то я тебе его своим носом измажу.

Он вынул из кармана носовой платок — правда, не такой белоснежный, как у Ниночки, — и высморкался.

— Вот видишь, как хорошо! — сказала Ниночка.

— Чего еще лучше-то! — ответил Андрюха и скорчил такую физиономию, что Ниночка не могла удержаться от смеха.

Когда носилки были готовы, ребята погрузили на них железо, и только одна толстая кривая труба не поместилась.

— Ничего, ее потом при случае захватить можно будет, — сказал Валерик.

— Зачем потом? — ответила Ниночка. — Я помогу вам.

— И то правда! — подхватил Андрюха. — Пойдем с нами в школу, тут недалеко. А потом мы тебя домой отведем.

Ребята взяли носилки и потащили железо к школе, а Ниночка положила на плечо кривую трубу и зашагала за ними.

С тех пор как бабуля отпустила Ниночку погулять, прошел целый час.

— Что-то моя стрекоза загулялась сегодня, — сказала бабуля, когда вспомнила, что Ниночка уже давно гуляет. — Как бы она не забежала куда-нибудь без меня.

Старушка накинула на плечи платок и вышла во двор. Во дворе было много ребят. Они играли в «пятнашки».

— Ребята, вы не видели Ниночку? — спросила бабуля.

Но ребята так заигрались, что не слышали ее вопроса.

В это время мимо пробегал мальчик Вася. Он был весь красный от беготни; волосы на голове взлохматились.

— Ты, Вася, не видал Ниночку?

— А ее здесь нет, — сказал Вася.

— Как — нет? — удивилась бабуля. — Она уже с час как во двор пошла.

— Да нет, бабушка, мы здесь давно играем, а ее и не видели, — сказала девочка Светлана. — Ребята! — закричала она. — Ниночка потерялась!

Все сейчас же оставили игру и столпились вокруг старушки.

— Может быть, она пошла на улицу? — сказал Вася.

Несколько ребят бросились на улицу и сейчас же вернулись обратно.

— Ее там нет, — сказали они.

— Наверное, к кому-нибудь из соседей пошла, — сказал кто-то. — Вы, бабушка, у соседей спросите.

Бабуля пошла по соседским квартирам, а ребята ходили за ней хвостом. Потом они принялись бегать по всем сараям, лазить по чердакам. Даже в подвал спускались. Ниночки нигде не было. Бабуля ходила за ними следом и приговаривала:

— Ах ты, Ниночка, Ниночка! Ну попадись же ты мне! Я тебе покажу, как пугать свою бабушку!

— А может, она куда-нибудь в чужой двор забежала? — сказали ребята. — Ну-ка, бежим по дворам! А вы не ходите, бабушка. Мы, как только найдем, сейчас же вам скажем. Идите домой, отдыхайте.

— Какой уж тут отдых!

Старушка вздохнула грустно и вернулась домой, К ней сейчас же заглянула соседка:

— Не нашлась Ниночка?

— А вы пошли бы в милицию. Вдруг она там.

— Ах, верно! И верно! — сказала бабуля. — А я-то, глупая, сижу здесь…

Она вышла из дому. У ворот ее встретили ребята.

— Мы, бабушка, по эту сторону улицы все дворы обыскали! — закричали они.

— Теперь по другой стороне пойдем. Вы не беспокойтесь, отыщем.

— Ищите, ищите, милые! Спасибо вам! Вот уж спасибо! Ах, я глупая, старая! Недоглядела! Ах!.. Я и наказывать не стану ее. Совсем ничего не скажу, только нашлась бы!

— А вы куда, бабушка, идете?

— Я в милицию, детки, в милицию.

Она зашагала по улице и все время оглядывалась по сторонам. Наконец добралась до отделения милиции и отыскала детскую комнату. Там был дежурный милиционер.

— Сыночек, нет ли у вас здесь моей девочки? Внучка у меня потерялась, — сказала бабуля.

— Сегодня мы еще никого из ребятишек не находили, — ответил милиционер. — Но вы, гражданка, не беспокойтесь. Отыщется ваша девочка.

Он усадил старушку на стул и раскрыл большую толстую тетрадь, которая лежала на столе.

— Сколько лет вашей девочке? — спросил он и стал записывать. — Как звать, где живет?

Записал все: и имя, и фамилию, и что Ниночка одета в голубое платьице и белый передничек с красным зайчиком. Это чтоб легче было искать. Потом спросил, имеется ли дома телефон, и записал номер.

— Так вот, бабуся, — сказал наконец он, — идите теперь домой и не беспокойтесь. Может быть, ваша Ниночка уже ждет вас дома, а нет — так мы вам живо ее разыщем.

Старушка немного успокоилась и отправилась в обратный путь. Но чем ближе она подходила к дому, тем больше росла ее тревога. У ворот дома она остановилась. К ней подбежал Вася. Волосы у него на голове еще больше взлохматились, а на лице блестели капельки пота.

— Ниночкина мама пришла, — объявил он с испуганным видом.

— А Ниночка?

— Ее не нашли еще.

Бабушка прислонилась к калитке. Ноги у нее стали слабые. Она не знала, как скажет Ниночкиной маме о том, что Ниночка потерялась. Она хотела еще что-то спросить у Васи, но вдруг увидела на тротуаре двух мальчиков. Они быстро шагали по улице, а между ними семенила ногами маленькая девочка. Оба мальчика держали ее за руки, а она то и дело поджимала под себя ноги и, повиснув на руках у ребят, визжала от удовольствия. Вместе с ней смеялись и мальчики. Вот они уже подошли близко, и бабушка увидела на голубом платьице девочки белый передник с красным зайчиком.

— Да ведь это Ниночка! — обрадовалась бабушка. — Вот счастье!

— Бабуленька! — закричала Ниночка и бросилась к ней.

Бабушка схватила Ниночку на руки, стала целовать ее. А Андрей и Валерик остановились рядом и смотрели на них.

— Спасибо вам, мальчики. Где вы ее нашли? — спросила старушка.

— Кого? — с недоумением спросил Валерик.

— Да вот ее, Ниночку.

— Ах, Ниночку! Слушай, Андрюха, ты не помнишь, где мы нашли Ниночку?

Андрюха привычно шмыгнул носом, огляделся по сторонам и сказал:

— Где?.. Да вот тут, в этом самом дворе. Тут мы ее и нашли. А отсюда пошли за железом.

— Ну спасибо, детки! Вот уж спасибо! — твердила бабушка.

Она опустила Ниночку на землю и, крепко держа за руку, повела домой. В коридоре их встретила мать Ниночки. Она надевала на ходу шляпу. Лицо ее было встревоженно.

— Что тут у вас происходит? — спросила она. — Только что звонили по телефону из милиции. Спрашивали, вернулась ли Ниночка. Куда она ходила?

— Ничего, ничего, — успокоила ее бабушка. — Ниночка потерялась, а теперь вот нашлась.

— Да нет, бабуля, я вовсе не потерялась, — сказала Ниночка. — Я ходила с мальчиками показать, где железо.

— Какое еще железо?

Ниночка принялась рассказывать про свои похождения. Бабушка только ахала, слушая ее рассказ.

— Ишь чего только не выдумают! — говорила она. — Железо им зачем-то понадобилось.

— Ну, бабулька, ты ведь сама говорила, что дети должны помогать взрослым. Папа тоже помогал, когда был маленьким. Вот и я помогаю.

— Ты хорошо сделала, что помогла пионерам, — сказала Ниночке мама. — Но сперва надо было спроситься у бабушки. Бабушка беспокоилась.

— Ты совсем не жалеешь свою бабулю! — кивала головой старушка.

— Я тебя жалею, бабуленька! Теперь я всегда буду спрашиваться. А мы с тобой еще где-нибудь железо найдем. Много железа! Правда?

В тот день только и разговоров было, что про это железо. А вечером все снова сидели за столом. Бабуля и мама писали папе письмо. А Ниночка рисовала картинку. Она нарисовала маленький, занесенный снегом арктический поселок: всего несколько домиков на берегу замерзшей реки. Жители поселка собрались на пригорке и ждут самолет. А самолет уже виден вдали на небе. Он везет людям нужные вещи: кому сахар, кому муку, кому лекарство, а детям — игрушки. Внизу Ниночка нарисовала себя с толстой железной трубой в руках и подписала большими печатными буквами: «И я помогаю».

— Вот замечательно! — обрадовалась бабуля. — Мы эту картинку пошлем в письме папе, и папа будет знать, какая у него дочурка хорошая.




Top