Николай рачков родился в семье. Русские художники

Джефф Кунс - самый дорогой из ныне живущих художников. Его скульптурки изготовлены французской мануфактурой Bernardaud - одной из главных по лиможскому фарфору
  • 06.06.2019 В краснодарский краевой арбитражный суд пришли документы в почтовом конверте с репродукцией картины Герарда Давида «Сдирание кожи с продажного судьи» из музея в Брюгге. Для отправителя экскурс в историю искусства чуть не закончился статьей 297 УК РФ
  • 23.05.2019 Неуловимый партизан актуального искусства сделал очередную рискованную вылазку. Под видом картин уличного художника он выставил на центральной площади Венеции инсталляцию Venice in oil и ушел неразоблаченным из-под носа полиции
  • 13.05.2019 Речь о захватывающем реальном детективе, где лже-аристократка родом из России очаровала арт-мир Нью-Йорка и обвела вокруг пальца многих важных людей. Права на историю ее жизни уже купил Netflix
  • 06.05.2019 На ствольных коробках итальянских двухстволок-вертикалок вручную выгравированы изображения «Моны Лизы» и автопортрет самого маэстро
    • 07.06.2019 Сегодня продали 45 % лотов. Часть разъедется по Москве, а другая отправится в Екатеринбург и Питер
    • 06.06.2019 Продано 67 % лотов на 53 % от суммарного эстимейта. Топ-лотами стали первое издание «Бахчисарайского фонтана» Пушкина, прижизненное издание «Арабесок» Гоголя, автограф Рональда Рейгана и др.
    • 06.06.2019 13 июня 2019 года состоится специализированный аукцион антикварной бумаги, букинистики и филокартии аукционного дома «Русская эмаль»
    • 04.06.2019 Крепкий результат для аукциона среди рабочей недели. Онлайн участвовали до 75 человек
    • 03.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и два - печатной графики, две работы в смешанной технике и одна работа, выполненная в технике фотопечати
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 12.03.2019 В «Гараже» открылась безбашенная постмодернистская выставка, по отзывам смелая вплоть до риска очередного вмешательства «возмущенной общественности». Бывший инспектор «Медицинской герменевтики» и литературный отец парторга Дунаева опять задал жару
    • 07.03.2019 Решив «защитить права» художников и их наследников, государство обложило арт-рынок очередным квазиналогом - 5 % по праву следования. И вместо полезной работы начались хождения…
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 Центральным произведением выставки станет многослойная пространственная картина, в которую можно войти и почувствовать живопись изнутри. Художница предлагает встретиться с собственными фантазиями, попасть в Зазеркалье, погрузиться во вселенную личных переживаний

    Женский портрет 1886
    холст масло
    52.5 х 40 см
    Калмыцкая картинная галерея, Элиста


    Портрет девочки 1869
    холст, масло
    76 х 63,5 см
    Частная коллекция

    Николай Рачков родился в 1825 в Нижнем Новгороде в семье местного учителя рисования. Отец и помог сформировать сыну первые художественные впечатления. Из гимназии мальчик был переведен в школу живописи А. В. Ступина в Арзамасе.

    Арзамасская художественная школа была основана в 1805 академиком живописи А. В. Ступиным. Из этой школы вышли такие известные художники, как И. М. Горбунов, В. Г. Перов, В. Е. Раев и др.


    Алексеев Н. Портрет Ступина с учениками. 1838

    После окончания Арзамасской школы живописи Николай продолжил обучение в Академии художеств. В 1844 от Академии художеств он получил две серебряные медали, а в 1845 – звание неклассного художника портретной живописи за картину «Портрет цыганки». Портрет этот все же очень напоминает салонный. В дальнейшем художник будет более близок к реалистично-бытовому стилю



    Цыганка
    холст масло
    49 х 38.5 (овал)
    Нижегородский государственный художественный музей

    С 1846 Николай Рачков стал преподавателем школы... Но мечта о признании, известности не покидала его и художник оставляет Арзамас. Скитаясь по городам Поволжья, терпит острую нужду. Месяцами сидит без работы, заказов, без куска хлеба.
    Но главное, что пришлось пережить художнику, это «горькое сознание своего ничтожества, унизительное оскорбление горячих надежд…».

    В 1860 Рачков перебирается в Москву. Здесь, живя на случайные заработки, он знакомится с коренными москвичами, причастными к искусству, и с членами вновь основанного Общества любителей художеств. Художник стал работать над своими темами, принимать участие в выставках. У него появились заказчики. При содействии предпринимателя-мецената Д. П. Боткина Н. Рачков съездил несколько раз за границу.
    Дружба с К. Т. Солдатенковым сблизила его с литературной московской средой, в частности с поэтом А. Фетом.



    А. А. Фет. Портрет работы Н. Рачкова. 1880-е.

    Николай Ефимович Рачков нашел свое призвание в двух жанрах изобразительного искусства - портрете и жанровых сценках. Особенно пользовались популярностью его прелестные детские и девичьи образы. Художник, конечно, поэтизировал народный быт и типаж. И был близок к художникам венецианского круга. В 1878 Рачков демонстрировал на академической выставке работу "Богаделенка", которая стала столь популярна, что ее взяли в том же году на Всемирную парижскую выставку.

    Картины художника приобретали П. М. Третьяков, К.Т. Солдатенков.


    Девочка в платке
    холст масло
    49 х 39 см


    Портрет девушки
    холст масло
    38 х 18 см
    Северо-Осетинский республиканский художественный музей, Владикавказ


    Женский портрет 1870-е
    холст масло
    73 х 64 см
    Сумской областной художественный музей


    Головка
    холст масло
    48 х 38 см
    Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля


    Девочка с ягодами 1879
    холст масло
    42 х 33.7 см
    Нижегородский государственный художественный музей


    Девушка-украинка
    вторая половина XIX века
    холст масло
    55.5 х 41.5 см
    Черниговский областной художественный музей


    Женский портрет
    первая половина XIX века
    холст масло
    75 х 58 см
    Калмыцкая картинная галерея, Элиста


    Крестьянская девушка в красном платке 1872
    холст масло
    24.5 х 20 см


    Портрет девочки
    холст масло
    44.2 х 35 см
    Воронцовский дворец, Алупка


    Портрет писателя К. А. Тарнавского
    холст масло
    112 х 89 см
    Львовская картинная галерея


    У калитки 1871
    холст масло
    57.7 х 37.7 см


    Mother and cild in the wheat field
    холст масло
    50 х 39 см


    «Портрет художника Доменика Эрнестовича Гагена» (1876)
    Государственная Третьяковская галерея, Москва


    Portrait Of A Girl In A Headscarf 1888

    XIV районная заочная научно-практическая конференция школьников и студентов

    «Шаг в науку»

    Тема Родины в творчестве Николая Борисовича Рачкова

    Выполнила: ученица 10 «б» класса

    МАОУ «СОШ № 4»

    Чернышова Татьяна Евгеньевна

    Научный руководитель:

    Номоконова Нина Васильевна

    учитель русского языка

    МАОУ «СОШ №4»

    Аннотация

    Цель: исследовать творчество современного поэта Н.Б Рачкова по теме «Родина в творчестве Николая Борисовича Рачкова», для того чтобы узнать его гражданскую позицию, созвучность с русской классической литературой и как проблема русской традиции, ее разрушения и возрождения раскрываются в его творчестве.

    Методы и приемы:

    знакомство с поэтическими сборниками

    знакомство с биографией поэта

    оценка творчества Н.Б Рачкова

    сопоставительный анализ

    Краткое описание работы: Николай Рачков - наш современник. Он создал свой поэтический собор во имя родины - великомученицы России. Всему, чего достиг в творчестве, он обязан свое малой родине-селу Кирилловке, родному городу Арзамасу, людям, которые окружали его и которые заселили его литературный мир. Произведения Н. Б. Рачкова очень созвучны всему, что происходит с нами и нашей родной землей. Со своим чистым голосом и открытой душой поэт очень нужен современным детям, чтобы они гордились своей страной и любили ее, как любили ее когда-то Лермонтов и Некрасов, Блок и Есенин, Прокофьев и Рубцов…

    Рачков убежден, что народ, который чтит свои традиции, всегда крепок и силен, и никакие трудности его не сломят. Соблюдая традиции, мы сохраняем лицо своего народа, его уникальность. Поэта Николая Рачкова узнаешь по чистому голосу, по мягким и теплым интонациям, по пронзительной любви к родной земле, по боли за ее судьбу, по гордости своими пращурами, по единению с природой. Он любит природу нашей земли, ощущает себя ее частью, не созерцает ее, а живет вместе с ней. Поэт уверен в стойкости и терпении своей Родины и народа, верит в его силы и будущее, в его избранность и талант любви, верит, что все вернется на круги своя и традиция «святой любви» воскреснет в нашей жизни. Проникновенная лирика Н. Рачкова трогает и волнует, не оставляет равнодушными, и у нас всех есть надежда на то, что традиция любви к родной земле возродится.

    Тема Родины в творчестве Николая Борисовича Рачкова

    Чернышова Татьяна Евгеньевна, ученица 10 «б» класса

    Российская Федерация

    Забайкальский край

    г. Краснокаменск

    МАОУ «СОШ №4»

    План исследования:

    Проблема: проблема вечного и приходящего, чуждого, наносного, проблема русской традиции, ее возрождения и любви к своему Отечеству.

    Вопросы исследования:

    О чем тревожится в своей поэзии Н.Б. Рачков?

    В чем особенность его взгляда на мир и человека в нем?

    Гипотеза: Утверждается, что поэтический мир Н. Б. Рачкова - особая «картина мира», которая складывается на основе лучших традиций русской поэтической школы, а также деталей и приемов притчивости, храмовости и библейского откровения, поэтому возникает необходимость доказать созвучие всех этих приемов в контексте темы Родины в творчестве Рачкова.

    Николай Борисович Рачков родился 23 сентября 1941 года в селе Кирилловка под Арзамасом, отец в это время был уже на фронте, где вскоре и погиб. Мать, Анна Семеновна, как могла, растила детей. Она « для меня - святая», - пишет поэт.

    В 1964 Рачков окончил историко-филологический факультет Горьковского педагогического института, работал учителем в сельской школе, редактором многотиражной газеты на заводе в г. Арзамасе. Стихи писал со школьной скамьи. Посещал литературное объединение при газете «Арзамасская правда». Каждый месяц регулярно, особенно зимой, он ходил в город пешком за несколько километров по темной дороге, тогда автобусов не было. Как правило, занятия приходились на вечернее время. « Помню, закончил семилетку в Кирилловской школе и напечатал в «Арзамасской правде» первое стихотворение, которое называлось «Моему другу» Так вот с тех пор и пошла моя поэтическая колея», - вспоминает Николай Борисович.

    С 1987 поэт живет в г. Тосно Ленинградской обл., работает в редакции газеты «Тосненский вестник»

    «Всему, чего я достиг в творчестве, я обязан своей малой Родине - селу Кирилловке, где родился и рос, родному городу Арзамасу, людям, которые окружали меня и которые заселили мой литературный мир.

    Рачков создал свой поэтический собор во имя родины - великомученицы России.

    « С детства я вдыхал запах березы и тополя под окошком, не забыть, как я прибегал из лесу с банкой спелой земляники или с ведерком грибов, и в нашем бедном доме светилась радость. Ребенком я стоял с матерью в Воскресенском величественном храме - и эта память очнулась во мне потом, стала любовью и крепостью моей, и осознанием вечной вины перед некогда порушенным православным Китижем-градом, каким был Арзамас».

    Вот откуда берут начало истоки его поэзии.

    Николай Борисович Рачков лауреат «Большой литературной премии России», Всероссийских премий «Ладога» им. А. Прокофьева, им. Твардовского, православной литературной премии им. Святого князя Невского. Победитель Первого Московского международного конкурса поэзии «Золотое перо» и лауреат Второго в номинации «Лучшее лирическое стихотворение года», обладатель главного приза Всероссийского фестиваля «Мы едины - мы Россия» «За верность теме»

    Поэт носит гордое звание «звонкий жаворонок России»

    С детства, очарованный Пушкиным, Николай Борисович привык гордиться историей своего Отечества, своего народа. Путь его в литературе был непростым, один Бог знает, из какого горя и слез поэта вырастают светлые стихи, но в его сердце было столько любви к Родине и людям, что стихи, напоенные этой любовью, в конце концов пробились к читателю. « И я безмерно рад, если моя поэзия находила отклик, кого-то утешала, кому-то помогала стать лучше, чище, возвышеннее душой. А иначе зачем было браться за перо? И вообще, рассказывать о себе - дело пустое, я весь в моих стихах, там судьба моя и душа моя».

    (см. приложение, стихотворение «Прасковья»)

    «А Россия была и будет…»

    «Вот увидите: жизнь устроится,

    Зло растает где-то во мгле.

    Будет радостно, как на троицу,

    В каждом городе и селе.»

    Николай Рачков - наш современник, и произведения его очень созвучны всему, что происходит с нами и нашей родной землей, они звучат остро и взволнованно. Со своим чистым голосом и открытой душой поэт очень нужен современным детям, чтобы они гордились своей страной и любили ее, как любили ее когда-то Лермонтов и Некрасов, Блок и Есенин, Прокофьев и Рубцов… Как любит Николай Рачков.

    Главное в творчестве Рачкова проблема русской традиции и ее разрушения и возрождения, проблема вечного и преходящего, чуждого, наносного. Поэтому обратимся к иносказанию о традиции и ее значении в жизни народа.

    С незапамятных стародавних времен в каждой стране на Земле живет прекрасная дева. У девы этой два лица: одно молодое, румяное, полное жизни и сил, другое - морщинистое, увядшее, болезненное. Но глаза на обоих лицах одинаково живые и умные. То одним лицом она к нам повернется, то другим…

    Дева славится мудростью и постоянством, она бережно хранит историю своего народа, его обычаи, нравы, порядки, вкусы, чтит память предков, героев и победителей, скорбит о бедах и утратах; даже национальную одежду и кухню старается сберечь. Нелегко это, так как идут годы, столетия, а то и тысячелетия, у людей меняются вкусы и пристрастия, познают друг друга страны и народы - и давнее кажется устаревшим, иногда и вовсе ненужным, зато чужое и новое обретает привлекательность, становится притягательным и желанным. Вот тут-то и начинают потихоньку смеяться в открытую над ее старомодностью, пытаются поколебать ее, убедить отказаться от того, что она так ревностно оберегает. Но она непоколебима: ведь именно в верности и постоянстве ее сила, так как они сохраняют единственное и неповторимое лицо своего народа, связывают поколения друг с другом.

    Однако нет покоя тем, кто гонится за новизной, которую они называют прогрессом, думая, что прогресс обязательно требует разрушения… Когда ничего не удается хулителям стойкой девы, стараются они хитростью, незаметно подменить родное и привычное новым - чужим: ярким праздником, модным костюмом, сладким соблазном, острыми ощущениями - и добиться своего любыми путями. И если не распознает дева этого обмана, вмиг постареет ее юное лицо и легко станет людям отказаться от того, что она так свято бережет: слишком древней и непривлекательной она покажется.… Но хоть и покроют лицо девы морщины, исчезнет румянец со щек, а глаза все же останутся живыми и проницательными. И стоит только вспомнить об утраченном, оценить его умом и сердцем, вернуться к нему - и вновь помолодеет дева по имени…Традиция.

    Рачков убежден, что народ, который чтит свои традиции, всегда крепок и силен, и никакие трудности его не сломят, он не растворится среди других национальностей, даже если малочисленный, не потеряет своего лица и языка, и его будут всюду узнавать по обычаям, вкусам, правилам, которым он следует, и уважать за самобытность и достоинство.

    Традиции, следуя толкованию словаря Ожегова, - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Значит, соблюдая традиции, мы сохраняем лицо своего народа, его уникальность. Ведь сегодня многие из традиций на нашей родной земле исчезают прямо на глазах, подменяются чужими, и всё труднее и труднее узнавать русского человека среди других.

    Но поэта Николая Рачкова узнаешь всегда по чистому голосу, по мягким и теплым интонациям, по пронзительной любви к родной земле, к России, по боли за ее судьбу, по гордости своими пращурами и дедами, по единению с природой. В его поэзии и звонкое пушкинское, и печальное некрасовское, и щемящее есенинское и завороженное блоковское… Он - поэт традиционно русский, национальный. Даже названия его поэтических сборников говорят сами за себя: «Колодцы» (1967), «Отчее крыльцо» (1969), «Средь туманов и трав» (1994), "А Россия была и будет» (2000). «Николая Рачкова надо знать»,- пишет председатель Союза писателей России. Он народный, национальный поэт России. Он из ее глубин, он от ее истоков, от земель нижегородских. И стихи о родной природе, о служении Родине, о подвиге, об истории… Просто, естественно, легко, с чуткой ответственностью за сказанное. И еще какое-то постоянное свечение, радость, грусть, но с надеждой, даже уверенностью, что будет тяга к родному, кровному, вспыхнет светом любви очаг».

    В отличие от многих современных писателей и поэтов Рачков гордится тем, что он русский, и так же, как до него Лермонтов, Некрасов, Блок, склоняет голову перед величием и страданием Родины, воспевает бесхитростную и чистую русскую душу. Он любит родную землю, традиции наших поэтов и художников - видеть красоту ее в самом обычном и непритязательном.

    «Перышко с небес…»

    Перышко с небес,

    а может - слово.

    Если умный,

    глянь да раскуси.

    Сколько голубого-голубого,

    сколько золотого на Руси!

    Сколько выгребали, вывозили,

    сколько вырубали -

    не сочтешь.

    Ну а васильки все так же сини,

    глаз не отведешь -

    какая рожь.

    сколько меда -

    захмелеет на ветру любой.

    Свет какой!

    Да это у народа

    светится душа сама собой.

    И хулят, и хают, только снова

    лезут к нам.… О Господи,

    Сколько голубого - голубого,

    сколько золотого на Руси!

    В каждой строчке этого произведения неизбывная любовь и нежность к родной стране, восхищение ее красотой и немеркнущим, несмотря ни на что, светом. Образ Руси словно соткан из света - голубого и золотого, теплого и чистого, из тончайших его переливов.

    Голубой - цвет неба, он подчеркивает чистоту Руси, ее близость к Богу, святое начало в ней, а золотой напоминает нам о ее богатстве, и не только о богатстве земли, но и о богатстве русского духа.

    Почему, несмотря ни на что, Россия не теряет своей притягательности?

    Может быть, потому, что неисчерпаем ее свет - свет добра, бескорыстия, любви, свет, не меркнущий даже от порывов смрадного ветра и обильных потоков грязи.

    О чем тревожится автор? Стихотворение это как раз о самом больном в нашей жизни - о том, что мы теряем традиции своих отцов, своих предков, теряем свое лицо, становимся универсально-безликими, Иванами, не помнящими родства. Бабка, вышедшая «из Леты», потрясает почти вселенской растерянностью перед видом изуродованной Родины. Ее ужас и недоумение пронзают и наши сердца и заставляют «остановиться - оглянуться», чтоб посмотреть на дело своих рук.

    Попробуем представить себе, что же видит эта символическая хранительница рода и его традиций на месте поля, речки, погоста.

    Почему у бабки возникает ассоциация с чужеземным нашествием?

    Наверное, потому, что самое святое, что было в ее жизни и в жизни ее предков, поругано: поле, которое кормило; речка, которая поила; погост, где покоился прах родных и близких и хранилась память о них. Так могут поступать только варвары, только враги, но не ее земляки, не родные ей люди, не потомки ее рода.Так неужели и мы враги своей земли?

    Стихотворение названо «Притчей». Притча - это небольшое нравоучительное повествование, в основе которого лежит иносказание. Стихотворение Рачкова можно называть иносказанием о нашей сегодняшней беде, о драме целых поколений, святотатством поправших свою Родину и нацию.

    Страшно оказаться чужим в собственной стране, нельзя разрушать святыни и уничтожать то, что лелеялось и копилось веками, что почиталось пращурами и дедами, нужно дорожить своей землей, памятью предков и их традициями. И те, кто запомнит этот грустный урок, обязательно доживут и «До иных, до победных времен» и вернут Родине ее прекрасное лицо.

    Тему разрушения и восстановления, преходящего и вечного продолжает и стихотворение «Кувалдами мою церквушку били…», где церквушка становится олицетворение всей России, изломанной и поруганной, но несломленной.

    «Кувалдами мою церквушку били…»

    Кувалдами мою церквушку били,

    Ограду разнесли на кирпичи.

    … Как в полусне работали, любили,

    Мечтали на печи про калачи.

    То скверный мат,

    То самогон, то бражка -

    Вся жизнь пошла, как тот алтарь, на слом.

    Но мчались годы.

    Церковь, как ромашка,

    Вновь расцвела в моем селе родном.

    И тех уж нет, и этих очень мало.

    Но как светла молитва, горяча,

    Когда из сердца выплеснется: «Мама…»,

    Светлей икона,

    Трепетней свеча.

    Поймешь, что невозможно по-иному,

    Что в этом мире мы всегда в долгу.

    И тянется душа опять к святому,

    К церквушке той,

    К ромашке на лугу.

    Вечное связано в стихотворении с «церквушкой» а преходящее, разрушительное с кувалдами, которые разбивают ее «на кирпичи» под «скверный мат» и пьяные песни. Но на самом деле она, такая маленькая и хрупкая церквушка, оказывается сильнее всех темных разрушительных сил.

    Потому что в ней вечное, потому что в ней Родина и память, потому что, благодаря ей, можно свидеться с теми, кого давным-давно нет.

    Почему поэт сравнивает ее именно с ромашкой?

    Ромашка - простой полевой цветок, любимый народом за свою неприхотливость, чистоту, жизнестойкость: ведь сколько бы ни топтали эти цветы, они поднимаются вновь и радостно сияют навстречу всеми своими золотыми личинками в обрамлении белоснежных лепестков… Так и сельская церквушка вновь подняла простенький сияющий купол к синему небу и открыла навстречу людям свое вечное сердце. Возвращение дарит надежду на возрождение традиционного православного взгляда на мир и человека в нем.

    В чем особенность этого взгляда на мир и человека в нем?

    Мир и жизнь традиционно воспринимались как дар Божий.

    Поэтому взоры и душа русского человека всегда с благоговением и благодарностью устремлялись к Богу и небесам.

    Вот почему любая дорога обязательно вела к храму. А с храмом связывались чистота помыслов, покаяние и очищение. Как же это нужно сейчас.

    Почему поэт сравнивает хлеб и любовь?

    Без хлеба насущного жить невозможно, как невозможна и жизнь без любви. Любви прежде всего духовной, деятельной, любви к Богу и миру, Им созданному, к ближним своим, к земле родной. Именно такой «святой» любви и не хватает нам сегодня, чтобы возродить свою страну.

    В русской нравственной традиции всегда были совестливость и чувство ответственности за все и всех, желание пострадать за свой или даже чужой грех, и это всегда вызывало удивление других народов, заставляло их говорить о загадочной русской душе.

    Как обыгрывается в этом стихотворении образ снега, с которым часто ассоциируют Россию. Снег становится олицетворением чистоты, свежести, высоты помыслов, света и Родины.

    К удивляющимся «загадочной русской душе», обращено и другое стихотворение - «Мы жили и тужили…». Оно посвящено тем, кто родился и вырос в советский период тем, на чью долю выпали война, разруха, великие победы, достижения и просчеты, тем, на кого взвалили всю ответственность за горькие ошибки, тем, кто долго жил без Бога, но не терял совести, любви к Родине. Традиция, пусть видоизмененная, но жила в их душе.

    Автор уверен в стойкости и терпении своей Родины и народа, верит в его силы и будущее, в его избранность и талант любви, верит, что все вернется на круги своя и традиция «святой любви» воскреснет в нашей жизни.

    «А Россия была и будет…»

    Свысока ее недруг судит,

    Предъявляя смертельный счет,

    А Россия была и будет,

    А Россия не пропадет.

    Заведут в глухое болото

    И укажут ей ложный брод.

    Там погибла целая рота,

    А Россия не пропадет.

    Хороша! - и берут завидки

    Через черный нагрянут ход,

    Обберут Россию до нитки.

    А Россия не пропадет.

    Мир, как бомба, во зле взорвется,

    А Россия сама спасется

    И врагу подставит плечо.

    Стихотворение звучит жизнеутверждающе, оно проникнуто восхищением и любовью к родной стране и чем - то напоминает заклинание или заговор, оберегающий Россию от всего дурного.

    Если кого-то тронула и взволновала это поэтическая молитва Николая Рачкова, если не оставила равнодушными его проникновенная лирика, то у нас всех есть надежда на то, что традиция любви к родной земле возродится.

    «Кто красоты этой в жизни не чувствовал, тот и не жил!»

    В русской литературе немало стихотворений о природе, редкий поэт пройдет равнодушно мимо ее красоты. Порой она останавливает его взор какой-то особой стихотворенностью, почти человеческим «лицом» Поэт говорит «Кто красоты в этой жизни не чувствовал, тот и не жил!

    Тайна скрытой в ней жизни соединяется в воображении поэта с жизнью человеческой и своей мудростью и целомудрием подсказывает что-то важное и необходимое, может быть давая уроки жизни.

    Сравним стихотворения Сергея Есенина - «Отговорила роща золотая», и Николая Борисовича - «Клён словно витязь».

    «Роща золотая! Ассоциируется с молодостью, потому что ее теплая листва, пронизанная светом, кажется живой и игривой. Она, согретая лучами последнего солнца, неумолчно шелестит на ветру, будто радуясь своему новому наряду и не подозревая, что скоро потеряет его. Так и в молодости человек беспечно радуется всему, готов по любому поводу взорваться беспричинным смехом.

    Все преходящие в нашей жизни: и радость молодости, и грусть о ней, - поэтому все нужно принимать просто и мудро, как данность…

    Теперь обратимся к стихотворению Николая Рачкова.

    (см. приложение, стихотворение «Клен, словно витязь…»)

    И в том, и в другом звучат мысли о быстротечности жизни, радости и полноты жизни. И это не удивительно, так как в мировосприятии поэтов много общего.

    Более жизнеутверждающе звучит стихотворение Николая Рачкова. У Есенина, помимо печали, в произведении есть ощущение бесприютности, одиночества. У Рачкова этого нет, не чувствуется и отторженности от мира, увядание природы рождает у поэта не печаль, а скорее, восторг перед ее красотой. И хотя у него есть печальные ноты, связанные с неизбежным старением и уходом, в целом все же преобладает ощущение радости бытия.

    «Все, что вижу, все, что слышу, я люблю! Люблю! Люблю!»

    Творчество Николая Борисовича можно назвать поэтической симфонией России, отдельные части которой звучат как лирические песни - то светлые и радостные, то грустные и теплые…

    Иллюстрациями к его творчеству являются картины Сергея Андрияки.

    Они не только восхищают нас своей красотой, дарят нам тихую радость общения с природой, поселяют в душе гармонию и покой, но не навевают какие-то сказки, видения.

    Наша родная природа незаметно связывает нас с прекрасными сказками, возбуждает нашу фантазию, рождает в душе поэтическое чувство.

    Мы запоминаем их с детства, а человек, наделенный живым воображением и фантазией, начинает сам придумывать сказки и истории, чувствовать в каждом живом существе: растении, насекомом, животном - душу и свое родство с ними.поэт рачков творчество

    Так произошло и с поэтом Николаем Рачковым. Он родился и вырос в селе Кирилловка Арзамасского района Нижегородской области. Детство его пришлось на тяжелые военные и послевоенные годы, когда вся надежда была только на матушку природу, которая одна только и помогала выжить в трудные времена. Об этом поэт вспоминает в стихотворении «Я рвал разнотравье...»

    Как поэт объясняет свою любовь к родной природе?

    Он сам - часть ее. Поэтому в ней для него нет ни чужого, ни непонятного, ни страшного и опасного. Автор любит природу, с детства живет в единстве с ней, поэтому все деревья, травы, растения кажутся ему такими же живыми, как он сам, живущими своей особой жизнью, наделенными своей душой и судьбой.

    Самые замечательные художественные полотна - это остановленные мгновения, пусть и прекрасные, но застывшие навсегда. «Живой» пейзаж дышит, движется, меняется ежесекундно. И мы, наблюдая его, сами становимся участниками его жизни, наполняем его своим настроением и фантазией, и он делается частью нас самих. Поэтому ни на одной картине не найти нам точного подобия того, что мы пережили лично в общении с природой… Разве что слово поможет передать наше состояние и настроение. Что и делает с его помощью поэт.

    Николай Борисович Рачков любит природу нашей земли, ощущает себя ее частью, он не созерцает ее, а живет вместе с ней, и каждая былинка, деревце или цветок ему родня. По всему чувствуется, что человек он добрый, внимательный, открытый и жизнелюбивый. От его стихов исходит тепло, свет и любовь, как от наших родных рек, просторов, полей и лесов.

    Заключение

    В данной научно-исследовательской работе поднимаются не менее важные проблемы для современности - проблема русской традиции и отношения людей к родному Отечеству.

    Мы считаем, что эти проблемы нужно решать. Любовь к родине, уважение к старшему поколению, бережное отношение к традициям своего отечества нужно воспитывать. Родная земля - это колыбель, которая качает нас на волнах жизни. Она подхватывает, когда мы падаем, учит нас человеческой доброте.

    Николай Борисович Рачков является ярким представителем, уважающим свое Отечество. По всему чувствуется, что человек он добрый, внимательный, открытый и жизнелюбивый. От его стихов исходит тепло, свет и любовь, как от наших родных рек, просторов, полей и лесов. Несмотря на свой возраст, он продолжает активно трудиться, сотрудничает с журналами. В 2012 году ему была присуждена литературная премия журнала «Север» Он действительный член Академии наук и искусств, секретарь правления Союза писателей России. Николай Борисович востребован, его читают, о его творчестве спорят. С недавнего времени его произведения включили в программу изучения.

    Приложение

    Работа была представлена в форме презентации в период декады русского языка и литературы (14.10 по 28.10.13г.). Чтобы выявить уровень интереса слушателей к творчеству Н.Б,Рачкова, был предложен опросник:

    Появился ли у вас интерес к поэзии Рачкова?

    Какие стихотворения больше всего запомнились?

    Какие образы возникают у вас при чтении произведений Николая Борисовича?

    Было опрошено более 100 человек. На основе данного опросника было выявлено, что многие учащиеся были заинтересованы творчеством данного поэта и не отказались бы изучать его произведения в школьной программе. Самые запоминающиеся стихотворения: «А Россия была и будет...», «В июле», «Перышко с небес». Голубое небо, церковь, зеленая трава, легкий ветерок-вот самые распространенные ответы на последний вопрос.

    Нам было очень приятно проводить опрос, благодаря которому мы еще раз убедились, что многие из ребят гордятся своей страной.

    «Вечерний свет…»

    Вечерний свет негаснущей зари

    Над крышами села, над куполами.

    Вечерний звон… Как будто звонари

    Стеклянное раскачивают пламя.

    Все, все звенит! Трава, деревья, высь,

    Река, овраг, дорога на проселке.

    И вот уж на востоке, приглядись,

    Блеснули звезд небесные осколки.

    А звон растет… И вот на дно ведра

    Стекают струйкой бронзовые блики.

    И горько пахнет вербой у двора,

    И сладко пахнут дикие гвоздики.

    Прасковья.

    Вижу знакомый кров я.

    Двор, где дрова, трава.

    Как ты живешь, Прасковья?

    Чем ты еще жива?

    Впрочем, к чему вопросы?

    Муж погиб на войне.

    В кровь исколола босы

    Ноженьки на стерне.

    Не героиня книжек,

    Ты у нужды в плену

    Вырастила детишек

    И подняла страну.

    Это наш день вчерашний,

    Горьких забот кольцо.

    Оттиском русской пашни

    Стало твое лицо.

    Где же вы, окна вдовьи?

    Что там у нас вдали?

    Нет, не видать Прасковьи, -

    Просто простор земли…


    Встанешь над речкой, заросшей шершавой осокою,

    Сколько вокруг благодатных неярких примет.

    Каждое деревце светится здесь по-особому,

    Каждый цветок излучает особенный цвет.

    Все эти краски, все шелесты, звоны и запахи -

    Все это с детства невольно впитала душа.

    Может, кому-то вот эта урёма - лишь заросли,

    Ну а по мне она так на заре хорошо!

    Край деревенский!

    Рябиново здесь и березово

    Вот человек - ничего от природы в нем броского,

    Ну а кому-то нет ближе его и родней.

    «Тихо так и на лугу и в поле…»

    Тихо так и на лугу и в поле,

    Лишь цветы, и птицы, и шмели.

    Рожь еще не сжали, не смололи,

    Только ходит волнами вдали.

    Только небо очень голубое,

    Только сладок воздуха настой.

    Родина! Мне радостно с тобой.

    Вот такой люблю тебя - простой.

    Вот такой - без румян, без грима,

    От которой глаз не оторвать.

    Только ветер трогает игриво

    Над бровями солнечную прядь.

    С детства я люблю твои криницы,

    Темный лес твой и зеленый дол,

    Где крылами задевают птицы

    В клеверах малиновых подол…

    Может, это придумка - не боле.

    Вышла древняя бабка на свет

    И взглянула на русское поле:

    Что такое? А полюшка не.

    Удивилась. И слабую свечку

    Подняла чуть не к самой звезде.

    Посмотрела на синюю речку:

    Что такое? А реченька где?

    Бабка вышла, конечно, из Леты.

    Если хочешь, возьми и проверь.

    Оглянулась: ах, батюшки-светы,

    Тут погост был… И где он теперь?

    Кобылицами ржут магнитолы,

    Всюду моники вместо Марусь.

    Это что же, неужто монголы

    Возвернулись с Мамаем на Русь?

    Где же ты, молодецкая сила?

    Но ни песен родных, ни знамен.

    … И плиту над собой затворила-

    До победных времен.

    «Как много было храмов на Руси…»

    Как много было храмов на Руси!

    Всегда к церквушке приведет дорога.

    Ты хлеб расти и травушку коси

    И не забудь, что все тебе - от Бога.

    Насколько всё же помыслы чисты,

    Когда вкушаешь хлеб просвирки пресной,

    Душа цветет от дивной красоты,

    От высоты и славы поднебесной.

    Всё воскресим!

    Всё восстановим вновь!

    По всей стране - от края и до края!

    Всем на земле, как хлеб, нужна любовь,

    А нам - чтобы любовь была святая.

    «Всё о русской душе, о сердечной…»

    Все о русской душе, о сердечной,

    О загадочной пишут они…

    … Талым снегом

    Пахнет даже в июньские дни.

    Может, некая в этом предвзятость?

    Только как растолкуешь им вновь:

    Снежность. Свежесть.. Свечение.

    Святость.

    Это - Родина.

    Это - любовь

    «Мы жили и тужили, мы плакали, смеясь…

    Мы жили и тужили, мы плакали, смеясь.

    Но совести и чести мы не роняли в грязь.

    Мы были непрактичны и верили в сезам,

    Но космос улыбнулся впервые все же нам.

    Мы с песней прошагали сквозь полюс и тайгу,

    Мы строили и пели, пусть через «не могу».

    И все равно в той жизни мы были короли -

    Мы трешкою последней делились, как могли.

    И это мы очнулись, открыли двери в храм.

    … О нашем бедном счастье не вам судить, не вам.

    (отрывок)

    Не за себя прошу, поднять не смея взора:

    И в нынешние дни, и в завтрашние дни

    От дьявольской войны, от мора, от террора

    Беспечный мой народ спаси и сохрани.

    Прости его за то, что в этой жизни грешной

    Доверчив он и смел, талантлив и велик.

    Спаси и сохрани его могучий, нежный,

    Вобравший шепот трав и гром небес, язык.

    В решающий момент не дрогнет он и бровью,

    И встанет за Тебя под гибельной пургой.

    К Твоим стопам, Господь, он припадет с любовью

    Как никакой другой, как никакой другой.

    Будь милостив к нему и не карай сурово, Из всемогущих рук его не оброни.

    Во имя всех святых и для всего благого

    Спаси и сохрани, спаси и сохрани…

    «Клён словно витязь…»

    Словно витязь с запекшейся раною,

    Молит: постой!

    Все золотое стоит и багряное, Весь древостой.

    Силы небесные! Чудо узорное

    Радует грудь.

    Все на душе выжигает тлетворное,

    Всю словоблудь.

    Падают желуди, яблоко, семечко -

    Ангельский звон.

    Вот оно наше короткое времечко, -

    Жизнь или сон?

    Пели, земными насытились соками

    Доверху, всклень.

    Чья это тень - ускользающим соколом,

    Чья это тень?

    Первый морозец под утро похрустывал,

    Тайно кружил…

    Кто красоты этой в жизни не чувствовал,

    Тот и не жил.

    «Я рвал разнотравье…»

    Я рвал разнотравье,

    Я рвал разнотравье,

    Я руки до боли, до ссадины жег.

    И это дурманное великолепье

    Закладывал туго в дерюжный мешок.

    Во двор приносил:

    «Будь сыта и здорова

    И нашу семью напои молоком!...»

    И нежно мне руки лизала корова

    Шершавым своим шерстяным языком.

    Другого в деревне и не было средства,

    Чтоб выжить - и это все знаете вы.

    Вот так моя кровь

    С зеленою кровью цветов и травы.

    «В июле…»

    Вся в цвету.

    Подышать

    Я к ней иду.

    Подышать

    Ее озоном,

    Сладким цветом

    И теплом.

    И послушать,

    Как со звоном

    Пчелы воздух рвут

    Красный клевер

    Мне кричит:

    «Со мной дружи!»

    «Никакой я не бродяжка», -

    Пристает ко мне

    Чашку белую

    Мне протягивает:

    Сорванец,

    Земли сынок,

    Залез вьюнок:

    «Ты сумел бы,

    Ты бы смог

    Из меня сплести

    Шмель присел

    На иван-чай:

    «Ай, горяч

    Душистый чай!..»

    Пролетела стрекоза:

    «Вооон сюда идет

    Я бегу в сарай, под крышу,

    Капли первые ловлю.

    Все что вижу,

    Все что слышу,

    Сергей Анлрияка «Снег в сентябре»

    Сергей Андрияка «Осень»

    Сергей Андрияка «Родные просторы»

    Рачков, Н.

    художник; жил в Москве в 1865-1870 гг. Налитографировал "Св. семейство" с ориг., находившегося y Н.И. Подключникова; печатано в литографии Роппольта; в лист.

    {Ровинский}


    . 2009 .

    Смотреть что такое "Рачков, Н." в других словарях:

      Рачков русская фамилия. Известные носители Рачков, Валерий: Рачков, Валерий Александрович (р. 1956) советский боксёр, советский и российский тренер по боксу. Рачков, Валерий Иванович (р. 1947) советский и российский физик, топ менеджер.… … Википедия

      РАКОВ РАКОВСКИЙ РАЧКОВ РАЧКОВСКИЙ РАКОЕД Рачко, рачок уменьшительные от рак: маленький рак. (Ф) А прозвища от названий животных были распространены в древней Руси. В Ономастиконе Веселовского есть Раков: Иван Михайлович Колтыря Раков, дьяк, 1532 … Русские фамилии

      Рачков Павел Акимович Дата рождения 22 июня 1923(1923 06 22) Место рождения деревня … Википедия

      В Википедии есть статьи о других людях с именем Валерий Рачков. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рачков. Валерий Иванович Рачков Дата рождения: 14 июля 1947(1947 07 14) (65 лет) Место рождения: Балашов … Википедия

      В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рачков. Валерий Рачков: Рачков, Валерий Александрович (р. 1956) советский боксёр, советский и российский тренер по боксу. Рачков, Валерий Иванович (р. 1947) советский и российский физик … Википедия

      - (р. 04.01.1946) спец. по соц. филос.; д р филос: наук. Род. в Казани. Окончил Казанский пед. ин т по спец. "французский язык" (1967). Работал преп. франц. яз., ст. ред. ИНИОН АН СССР (1974 1975). С 1975 в ИФ АН СССР (ныне РАН): с 1985… … Большая биографическая энциклопедия

      - (р. 1941) Род. в с. Кирилловка Горьковской обл. в крестьянской семье. Окончил ист филол. ф т Горьковского пед. института (1964). Преподавал в школе, работал журналистом. Пишет стихи с 1970. Автор 20 кн. стихов, в т. ч.: Колодцы. Горький, 1967;… … Большая биографическая энциклопедия

      - (р. 02.02.1928) спец. по проблемам соц. филос. и науковедению; д р филос. наук, проф. Род. в д.Золотилово Кимрского р на Тверской обл. Окончил филос. ф т МГУ (1950) и асп. того же ф та (1953). С 1953 работает на кафедре филос. гуманит. ф тов МГУ … Большая биографическая энциклопедия

      Рачков Леонид (Власович) - истор. (Рачкоў Леанід, Račkoŭ Leanid) Родился 29 марта 1946 года. Окончил Белорусский государственный университет, высшую школу КГБ СССР, правовед. Полковник. Работал слесарем, помощником мастера, инженером Барановичского хлопчатобумажного… … Русско-русский краткий автобиографический словарь-справочник общественных деятелей Беларуси

      Циклопы (Cyclopidae), семейство веслоногих рачков. Длина тела 1‒5,5 мм. Имеется непарный лобный глазок (отсюда название). Антеннулы короткие, антенны одноветвистые (служат для плавания), Брюшко длиннее головогруди, у самок с двумя яйцевыми… … Большая советская энциклопедия

    Книги

    • Английский язык для изучающих автоматику. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры , Рачков М.Ю.. Учебное пособие предназначено для заключительного этапа изучения языка и предполагает знание английской грамматики и фонетики, а также словарного запаса в рамкахначальных разделов…
    • Пневматические системы автоматики. Учебное пособие для СПО , Рачков М.Ю.. В учебном пособии рассматриваются вопросы, посвященные основам теории пневматики, элементам пневматических систем, рассмотрению типов пневмораспределителей и пневматических приводов, описанию…

    Николай Борисович Рачков

    Рачков Николай Борисович - поэт.

    Родился в крестьянской семье. Отец погиб на фронте в 1941 за несколько месяцев до рождения сына. Мать - домохозяйка. Она «для меня - святая,- пишет поэт.- Можно сказать, что она надорвалась, выводя меня и брата "в люди", и умерла рано. Время было трудное, жизнь бедной, почти нищенской. Но никакого уныния не было, помнится из детства и юности только светлое и радостное» (Автобиография. Отдел новейшей литературы ИРЛИ РАН).

    В 1964 Рачков окончил историко-филологический факультет Горьковского педагогического института, работал учителем в сельской школе, редактором многотиражной газете на заводе в г.Арзамасе (1967-87).

    С 1987 поэт живет в г.Тосно Ленинградской обл., работает в редакции газете «Тосненский вестник».

    Первое стихотворение Рачкова «Моему другу» было напечатано в 1957 в газете «Арзамасская правда». С этого времени он начал посещать литобъединение при этой газете, которым руководил поэт А.Плотников, ставший другом и учителем Рачкова. В 1964 в институтской газете была опубликована первая подборка стихов Рачков со вступительном статьей известного поэта-горьковчанина М.Шестерикова. В эту пору стихи Рачкова публиковались в областной прессе. Первый сборник его стихов «Колодцы» вышел в 1967. Рачков писал о войне («Я не помню войны») и мирном труде, о седой старине и завтрашнем дне. Повышенный интерес к событиям давно минувших веков нашел выражение в стихотворении «Чудаки», «Зелен день», «Кости». Рачков обращался к образам «Слова о полку Игореве», пытаясь заново осмыслить поражение русского войска.

    Особенно выразителен в сб. небольшой цикл пейзажной лирики («Русалка», «Утро», «Апрель» и др.). «И травы шли зеленой ратью / В сиянии поющих рос. / И на холме, как на эстраде, / Белели клавиши берез» («Русалка»). К пейзажному циклу примыкает стих. «Сенокос», запечатлевшее процесс труда: «Сенокос! Сто кос / По лугу - враскос. / Встало солнце, / сохнут росы, / Но поют, / как осы, / косы... / Что ни вал - / сеновал, / за восьмым - / девятый вал...»

    Критика находила в стихах Рачкова «богатство красок, яркость эпитетов <...> причудливые оттенки цветов <...> выразительность (Чевачин В.- С.158). К «Колодцам» «тепло отнеслись <...> В.Боков и Ф.Сухов, давшие <...> рекомендации для вступления в Союз писателей СССР, а также С.Викулов и Н.Старшинов» (Автобиография. ИРЛИ РАН).

    В 1981 Рачков стал членом СП. Его стихи публиковались в журналах «Юность», «Молодая гвардия», «Наш современник», «Москва», «Нева» и др.

    Вслед за сборником «Колодцы» выходят в свет 2 поэтические книги Рачкова - «Отчее крыльцо» 1979), «Неповторимый этот мир» 1983). Как определяющий в книгах звучал мотив возвращения на родину. Критика заговорила об эволюции поэта, отметив, что у него «чувство долга становится потребностью сердца, движения разума и души сливаются в его стихах в цельный и действенный образ, слово поистине становится делом» (Егоренкова Г. «Сохрани себя, свое сердце и слово» // Волга. 1985. №1. С.162).

    В последнее десятилетие XX в. Рачков выпустил несколько поэтических сб.: «Памятный дом» (1991), «Средь туманов и трав» (1994), «Избранная лирика», «Свет мой лазоревый» (оба - 1997). Два последних получили высокую оценку критики. Рачков «своим неброским, но проникновенным стихом отстаивает дух, быт и стиль родной земли» (Ганичев В. Литература на берегах Невы // Литературная Россия. 1998. 12 июня). «Стихи Рачкова,- писал О.Шарков,- в русле великой литературной традиции, которая, слава Богу, никогда у нас не исчезала со времен Кольцова и Никитина и нужда в которой будет ощущаться еще очень и очень долго» (Нева. 1998. №З. С.218).

    Вступая в новое тысячелетие, Рачков остался верен своим творческим принципам. В сборнике с характерным для Рачков названием «А Россия была и будет» (2000) Рачков декларировал: «Мы будем побеждать любовью». В.Шамшурин в статье, названной данной строчкой, писал: Рачков «с завидной настойчивостью окружает нас дорогими приметами "вечной России", где немало патриархального, но где всегда присутствует тот неизменный образ родного, неповторимого, исключительного, что и является национальной определенностью, неиз-бытостью, предметностью, которые есть и никогда не исчезают, даже если истреблена графа в паспорте» (Шамшурин В.- С.6).

    Книга Рачкова «А Россия была и будет» - это высокая исповедь представителя поколения подранков, «детей войны»: «Война. И бедность. И сиротство. / Скорбеть ли о тяжелых днях? / Но не забыли первородства / Мы и в забытых деревнях /<...> Да, мы оттуда. / Мы вкусили / Всего от века на столе, / Мы видели Россию в силе, / Узрели мы ее во мгле» («Война. И бедность. И сиротство»).

    В книге пульсирует живая, неизбитая мысль о любви к большой и малой родине: «Сгинет, что дивно и ново. Как тень / Без василькового слова / Тихих моих деревень / <...> Вымрут любые искусства, / Прах воцарится в конце. / Все ни к чему, если пусто / Станет на сельском крыльце» («Сгинет, что дивно и ново...»).

    На малой родине истоки творчества поэта, работающего по преимуществу в жанре лирической миниатюры. Через призму этого жанра Рачков удалось запечатлеть неброские приметы глубинной России: «Тихой речки / Прозрачное устье. / Городок на горе. Купола... / Столько счастья, / И боли, и грусти / Ты мне, Родина, с детства дала! <...>/ Мне чужие / Не надобны сани. / И душа оттого / Не пуста. / Я все песни Твои / И сказанья / Не забуду / Уже до креста» («Тихой речки прозрачное устье...»).

    Лирика Рачкова притягивает постановкой жгучих проблем современности, драматическим накалом раздумий поэта-гражданина над исторической судьбой своего народа: «Эти адовы круги / Сквозь столетья тьму. / То налоги, то долги - Не поймешь кому. / То война, то недород, / Черный дым вранья. / Как ты выжил, мой народ? / Родина моя?» («Эти адовы круги...»).

    Рецензенты отмечали многоцветный образный мир автора, лаконичность языка, сдержанность поэтической интонации, наследование классических традиций отечественной поэзии. О чем бы ни писал Рачков - о войне, мирном труде, седой старине, о завтрашнем дне, о любви, основными в его лирике мотивами выступают русский мир, русская душа, русская судьба, боль за Россию и вера православного человека в ее особое предназначение. В.Ганичев писал: «Николая Рачкова надо знать. Он народный, национальный поэт России. Он из ее глубин, он от ее истоков, от земель нижегородских, от дорожек Серафима Саровского». В его стихах «какое-то постоянное свечение, радость, грусть, но с надеждой, даже с уверенностью, что "будет тяга к родному, кровному, вспыхнет светом любви очаг". И почти уверен, что ко всем <...> русским обращены его стихи: "Вот увидите: жизнь устроится, / Зло растает где-то во мгпе. / Будет радостно, как на Троицу, / В каждом городе и селе../7» (Ганичев В.- С.4).

    Народность, поэзии Рачкова определяется не только проблематикой его стихов, где поднимаются мотивы судеб России, русской природы, русской истории, где в центре ряда - образы Пушкина, Тютчева, Лермонтова. Лирический герой Рачкова несет в себе набор основных черт русского национального характера, национальной психологии.

    Вышедшая в 2001 и явившаяся важным рубежом в творчестве Рачкова книга «Рябиновая Русь» объединила лучшие его стихи, написанные за четверть века. Поэтический нерв ее - строки: «Вот умоюсь дождем иль слезами - и чист, / Снова славлю родные края, / Оттого, что я сам - лишь взволнованный лист / На древесном стволе бытия» («Опалило мне душу небесным огнем...»). О хрупкости этого уникального «растения жизни» напоминает образ «древесного ствола бытия», на котором трепещет листок - олицетворение сиротской судьбы поэта.

    Рачков создал свой поэтический собор во имя родины - великомученицы России. Пониманию законов храмостроения он учился у природы: «Заговорила колокольня / На все притихшее село. / И вот в груди уже не больно. / А только грустно и светло. / А колокол тяжелым басом / Все говорил - раздольно, в лад. / И огненным иконостасом / Стоял над озером закат» («Заговорила колокольня...»).

    Многие стихотворения в сборнике «Рябиновая Русь» воспринимаются как «лирические возвращения» в страну сиротского детства. В них возникает образ «матушки печальной», «молоденькой бедной вдовы», которая зимним морозным днем в своей песне «рябину горькую жалела», вписывается в женскую портретную галерею русской классической поэзии: «...А может это о себе печалясь, / Выплакивала самое свое. / Ведь и она рябинушкой качалась, / И били ветры хлесткие ее. / На склоне лет забыть ту песню мне ли? Она живет в крови, в моей судьбе <...>/ Ах вдовы, вдовы - русские рябины / В глуши послевоенного села» («Рябина»). Как писала Г.Пучкова, «рябиновый мотив горечи-грусти, тоски ожидания с верой во спасение и возрождение, через надрывное духовное страдание согбенной, но не сломленной любящей души лейтмотивом проходит через всю поэзию Рачкова <...> образ рябины-матушки перерастает, сливаясь в образ символ русской женщины и шире - в философский образ русской природы и Родины в целом» (Пучкова Г.- С.574-575). Оранжево-красные гроздья рябины - это символ буйства, вызов неумолимому «природы увяданью». «Рябиновая мелодия» Рачков негромко, но лишь ему свойственной интонацией вливается в многоголосый хор русской лирики.

    Слова «свет», «печаль», «любовь», «путь», «судьба» - ключевые в поэзии Рачкова - слова неоднозначные, с потаенным смыслом. Лирический герой Рачкова остро переживает разлад, царящий в мире, где так часто торжествует зло, где так много страдания.

    Многие герои лирики Рачкова озарены светом святости. Это матери, молодые вдовы, не дождавшиеся с войны своих мужей и сыновей, оставшиеся «вечными невестами». Многозначный образ «вечно женственного» Рачкова удается глубже постичь в силу сиротской своей судьбы. Вдовство и сиротство на Руси всегда понималось как жертвенность и страдание.

    В стихах Рачкова обновляется древняя традиция «характерным только для него образным рядом - взором от земли к Небу, к божественно неуничтожимому началу жизни: рябина-мать-дом-Родина-свет-храм-икона-рай-Пре-святая Богородица <...> покровительница Русь: "Чистый лик Богородицы - словно посланье / С милосердных небес средь печалей и бед"» (Пучкова Г. Песня о рябине. С.575). Раненое сердце кровоточит от видений «исковерканной Руси»: «Мы почти уже все потеряли, / Нас топтали, разбили, сожгли...» («Рябиновая мелодия»).

    Постигая смысл бытия Рачков защищает дух как главную его составляющую и подходит к философско-религиозному осмыслению сокровенной Тайны Жизни. В лирике Рачкова ощутима явственная потребность сверхбытийного преодоления страдания. Спасение поэт видит в покаянии и милосердии, обращаясь к Богородице, просит одного: «Пресвятая Мать Богородица, / И Пречистая и Благословенная, / Ниспошли Ты милость, излей ее / На молящую душу страстную. / И прости ее, и наставь ее / На деяния только добрые, / И благие, и беспорочные. / Огради меня от нечувствия, / Малодушия, искушения, / Дай мне слезы и память смертную, / И любовь, что паче смирения» («Молитва»).

    Как призыв и предостережение православного поэта к соотечественникам следует воспринимать его строки из программного стих. «Рябиновая Русь»: («Вы Русь не обезрусьте / На новом рубеже») и «Зажги в себе свечу»: «Бог - это свет. / Да сгинет тьма! / Зажги в себе свечу».

    Рачков - лауреат Всероссийских литературных премий - им. А.Твардовского и «Ладога» им. А.Прокофьева, Большой литературной премии России (2003, за книги стихов «Рябиновая Русь» и «Золотой венец»).

    В.Н.Запевалов

    Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 172-175.

    Далее читайте:

    Русские писатели и поэты (биографический справочник).

    Сочинения:

    Колодцы. Стихи. Горький, 1967;

    Сказка про зайца. Горький, 1968;

    Отчее крыльцо. Стихи. Горький, 1979;

    Неповторимый этот мир: стихи. М., 1983;

    «Только любовью»: стихи и поэма. Горький, 1987;

    Памятный дом: стихотворения. Л., 1991;

    Средь туманов и трав. СПб., 1994;

    Под небом высоким: стихи. Арзамас, 1996;

    Свет мой лазоревый: стихотворения. СПб., 1997;

    Избранная лирика. СПб., 1997;

    А Россия была и будет: стихи. СПб., 2000;

    Рябиновая Русь: стихи. Избранное. СПб., 2001.

    Литература:

    Чевачин В. Обещающая запевка // Волга. 1969. №1;

    Кондаков С. Я Родину на Родине ищу // Нижний Новгород. 1997. №6;

    Сергеева И. Для души предела нет // Рачков Н. Избранная лирика. СПб., 1997. С.152-154;

    Яркова М. Сколько золотого на Руси! // О слово русское, родное. СПб., 1998. Вып.1. С.22-24;

    Ганичев В. К родному, кровному... // Роман-газета. XXI век. 2000. №3. С.4;

    Шамшурин В. Побеждать любовью // Литературный Петербург. 2001. №5;

    Ромбольский В. Васильковое слово поэта // Русская провинция. 2001. №3;

    Пучкова Г. Песня о рябине // Рачков Н. Рябиновая Русь. СПб., 2001. С.573-579.



    
    Top