Николай томский скульптор. В мастерской Н.В

Томский Николай Васильевич, скульптор

Томский Николай Васильевич (1900-1984), советский скульптор . Народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1949; президент в 1968-83), Герой Социалистического Труда (1970). Учился в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1923-27) у В. В. Лишева. Преподавал в МХИ (с 1948; ректор в 1964 - 70). Участвуя в реставрации монументально-декоративной скульптуры в Ленинграде, изучил традиции русской школы ваяния XIX в., которые легли в основу его пластические манеры. В своих лучших произведениях 30-40-х гг. он, сочетая индивидуальное и типическое, характерный жест и тщательно моделированные формы, создал образы, проникнутые героическим пафосом (памятник С. М. Кирову в Ленинграде, бронза, гранит, открыт в 1938, Государственная премия СССР, 1941; портреты И. Д. Черняховского, 1947, Государственная премия СССР, 1948, и Н. В. Гоголя, 1951, Государственная премия СССР, 1952, - оба мрамор, ГТГ). Со второй половины 50-х гг. Томский обратился к поискам выразительных и активных форм в монументальных композициях (памятники В. И. Ленину в Берлине , гранит, 1970, Ленинская премия, 1972, и в Ташкенте, бронза, гранит, 1974, Государственная премия СССР, 1979); в его портретном творчестве углубляется индивидуальная характеристика модели, более пластичной становится манера лепки (портреты Д. Риверы, бронза, 1956-57, ГТГ, и С. Н. Сергеева-Ценского, песчаник, гранит, 1962, Курская областная художественная галерея). Государственная премия СССР (1949, 1950).

.
Николай Гришин родился 19 (6 по старому стилю) декабря 1900 года в селе Рамушево, Новгородской губернии.
В 1919 году Николай Гришин был призван на военную службу в ряды , вскоре в ходе одного из боёв он был ранен. После выздоровления Гришина оставили служить писарем при пересыльном пункте городского военного комиссариата Старой Руссы.
В свободное время Гришин начал заниматься творческой деятельностью: рисовал портреты друзей и сослуживцев, рисовал плакаты и афиши, выступал в небольших спектаклях и постановках, а также участвовал в деятельности местного драматического кружка, возглавляемого художником-живописцем . Именно тогда Гришин и придумал себе фамилию-псевдоним Томский, которой стал подписывать свои произведения.
Опытный художник Василий Сварог однажды порекомендовал Гришину-Томскому попробовать заняться художественной лепкой, аргументировав это тем, что он хорошо чувствует и передаёт в своих рисунках объём изображаемых объектов.
В 1923 году Томский демобилизовался из Красной армии и почти сразу же после этого переехал из Старой Руссы в , где быстро сумел поступить на факультет скульптуры Художественно-промышленного техникума. Учителем Николая Томского в Петрограде был скульптор Всеволод Всеволодович Лишев. В 1927 году Николай Томский окончил техникум.
Уже с 1925 года Н.В.Томский начал принимать участие в выставках произведений искусства - будучи студентом техникума, ему удалось выставить две своих работы ("Бюст В.И.Ленина в детстве", "Выступление В.И.Ленина в Женеве") на выставке в Ленинградском государственном музее Революции, посвящённой памяти В.И.Ленина. Бюст маленького Ленина оказался очень популярен у зрителей, а потому был выкуплен музеем у Томского.
Скульптор Николай Томский стал востребован в середине 1930-х годов, после того как его проект памятника Сергею Мироновичу Кирову, разработанный совместно с архитектором Ноем Абрамовичем Троцким, победил в конкурсе на лучший памятник Кирову. Памятник был торжественно открыт 6 декабря 1938 года на Кировской площади в Ленинграде и принёс скульптору его первую государственную награду - Сталинскую премию.
В период Николай Васильевич Томский прожил в блокадном Ленинграде: участвовал в маскировочных работах, а также принимал активно участие в работе над масштабными барельефами "Гитлер и Наполеон", "Родина зовёт" и "На защиту Ленинграда". Томский в то время выступил как автор проектов для множества различных памятников: Зое Анатольевне Космодемьянской, обелиска волоколамским комсомольцам, Лизе Чайкиной, а также многих других памятников. После окончания войны скульптор переехал в .
В послевоенное время Николай Томский много занимался преподавательской и руководящей деятельностью.
Под руководством Николая Васильевича Томского работали многочисленные бригады скульпторов, занятые оформлением московского метрополитена и созданием фигур для московских высотных зданий.
С 1948 года Томский преподавал в Московском государственном художественном институте имени Василия Сурикова. С 1964 по 1967 год Николай Васильевич был ректором этого института. С 1968 по 1983 год Николай Томский был президентом .
В 1960 году Николаю Томскому было присвоено почётное звание . В 1970 году - Героя Социалистического Труда. Скульптор является лауреатом множества почётных советский премий: одной Ленинской, пяти Сталинских и одной Государственной премии СССР.
Николай Васильевич Томский умер 22 ноября 1984 года в Москве. Скульптор похоронен на .

Томский Николай Васильевич – президент Академии художеств СССР, скульптор-монументалист, город Москва.

Родился 19 (6 – по старому стилю) декабря 1900 года в селе Рамушево Старорусского уезда Новгородской губернии, ныне Старорусского района Новгородской области, в семье кузнеца. настоящая фамилия – Гришин. Член ВКП(б)/КПСС с 1950 года. С началом Гражданской войны был призван в Красную армию, воевал, был ранен. В Рамушеве прожил почти 20 лет.

После Гражданской войны он возвращается в Старую Руссу, где начинает в это время проявляться в нём интерес к изобразительному искусству, он много рисует, поступает в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями живописца и передвижника В.С. Сварога, который посоветовал Н.В. Томскому заняться лепкой.

В 1923 году отправляется в Петроград, где поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума, который оканчивает в 1927 году. Впервые выставляется в 1925 году в Ленинградском музее революции на экспозиции, посвященной памяти В.И. Ленина.

В 1920-е – 1930-е годы участвует в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда, изучает традиции русской школы ваяния XIX века, которые оказывают влияние на его пластическую манеру, сочетание индивидуального и типического, характерного жеста и тщательно моделированных форм, отделки, создания образов, проникнутых патетикой и героическим пафосом.

В это время художник работал над памятником С.М. Кирову. В 1935 году объявлен всесоюзный конкурс проектов памятника на Кировской площади у здания одноимённого райсовета в Ленинграде – победила работа скульптора Н.В. Томского. Открыт памятник (бронза, гранит) 6 декабря 1938 года. На постаменте барельефы, посвященные теме гражданской войны, труда. Эта работа была удостоена Сталинской (ныне Государственной) премии СССР – первая для Н.В. Томского государственная награда. В 1937 скульптор создал статую " " (гипс).

В годы Великой Отечественной войны, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города. Он возглавлял бригаду скульпторов, работавших над рельефными агитплакатами. Совместно с группой скульпторов он создал скульптурное панно "За Родину!" (6х5 м), которое было установлено на Невском проспекте в районе Государственной Публичной библиотеки.

После войны скульптор работает в Москве. В конце сороковых он вылепил и отлил в бронзе, высек в камне – ряд портретов и фигур в рост. В портретной галерее, созданной Н.В. Томским в это время – военачальники, герои Великой Отечественной войны: (мрамор, 1947); (базальт, 1947), (мрамор, 1948), (мрамор, 1948) – все в Государственной Третьяковской галерее; (этюд, бронза, 1948; Русский музей, Ленинград; бюст также установлен в сельском сквере деревни Ображиевка Шосткинского района Сумской области Украины; архитектор Л.Г. Голубовский; бронза, мрамор. 1949). Памятник И.Р. Апанасенко (Белгород; бронза, 1944-1949).

Н.В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток, работали над оформлением московского метрополитена. С 1948 года Н.В. Томский преподавал в Московском художественном институте (ректор с 1964 по 1970 год).

С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубляется индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной; – образность приобретает содержательный и выразительный психологический строй. Произведения ваятеля в жанре ню, отличает лиризм и хорошее знание натуры. Он, не впадает в крайности обобщения, но и не боится наполнения.

Даже портреты, созданные им в рамках идеологического заказа, и те – отвечают не только требованиям высокого профессионализма, но и демонстрируют неформальное отношение мастера к выбору средств и соответствию их особенностям внутренней жизни моделей. Показателен в этом отношении, например, портрет французского рабочего, коммуниста Жозефа Гельтона (бронза, 1967, Государственная Третьяковская галерея).

Такими же качествами наделены многие портреты политиков, учёных и деятелей культуры, созданные им на основе этюдов – или во время самих зарубежных поездок, когда скульптор продолжал оставаться творчески активным; портреты – Юзефа Лясковского, мексиканского живописца-монументалиста Диего Ривера (1956-1957), польского революционера В. Шопского (1957), болгарского художника В. Димитрова-Майстора (1957), президента ГДР Вильгельма Пика (1956), генерала Э.П. Пети (1957). Женские портреты скульптора также содержательны, они раскрывают характер моделей, – созвучие гармоничного облика и обаяния, внутренней красоты (Женский портрет. 1964).

Одновременно с преподаванием в Московском художественном институте, Н.В. Томский с 1960 по 1968 год руководил творческой мастерской Академии Художеств в Ленинграде.

Принимал активное участие в общественной жизни, именно благодаря его помощи был сохранён один из крупных архитектурных памятников конца XIX века – Храм Всемилостивого Спаса, который советские власти пытались снести в 1979 году. Ещё в 1929 году собор был закрыт, после чего вывезено всё внутреннее убранство, а фрески закрашены, снесли главы и ярус звона колокольни. Фактически здание церкви 1976 году было передано в ведение Московского Государственного Технологического университета "Станкина", руководство которого решило разобрать "за ненадобностью" этот памятник архитектуры и истории, а на его месте построить учебные корпуса.

Действия Н.В. Томского позволили отстоять церковь. Благодаря ходатайству скульптора удалось начать деятельность по возрождению храма "Всех скорбящих радости" и Скорбященского монастыря, которому он принадлежал. Так, уже в 1982 году сохранённое его силами здание, было отреставрировано финской фирмой, по проекту института "Росреставрация".

Много работал над созданием целой галереи портретов исторических личностей и современников художника. Среди его работ: скульптурное оформление Моста Победы в Москве (1943, совместно с архитектором ); памятники С.М. Кирову в Ленинграде (1938), в Воронеже (1939), в Новой Ладоге (1947), в Кировске Ленинградской области (1952); памятники В.И.Ленину в Орле (1949), в Иркутске (1952), в Мурманске (1957), в Вологде (1958), в Саранске (1960), в Железноводске (1966), в Климовске (1967), в Таганроге (1970), в Старой Руссе (1984); памятник М.В.Ломоносову перед главным зданием МГУ на Воробьевых горах (1954); памятник-бюст дважды Героя Советского Союза в Уфе (1967); памятник адмиралу П.С. Нахимову в Севастополе (1959); памятник-бюст М.И. Кутузову перед "Кутузовской избой" (1958); памятник в Новгороде (1964); памятник-бюст в посёлке Пено Тверской области (1944); памятник М.И. Кутузову в Москве (1973); скульптурно-архитектурная композиция на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены (1975); памятник-бюст на Аллее дважды Героев в Московском Парке Победы в Ленинграде (1977). Автор бюстов и на их могилах на Красной площади.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1970 года за выдающиеся заслуги в развитии советского изобразительного искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения народному художнику СССР Томскому Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

Действительный член Академии художеств СССР (1949, президент – 1968-1983), профессор. Действительный член Академии искусств ГДР. Народный художник СССР (1960).

Жил в Москве. Умер 22 ноября 1984 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Лауреат Ленинской премии (1972) – за гранитный памятник В.И. Ленину в Берлине (1970). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941) – за памятник С.М. Кирову в Ленинграде. Лауреат Сталинской премии первой степени (1948) – за скульптурный портрет . Лауреат Сталинской премии второй степени (1949) – за скульптурные портреты , и . Лауреат Сталинской премии первой степени (1950) – за памятник И.Р. Апанасенко в Белгороде, скульптурный портрет С.М. Кирова и коллективную работу над барельефами «В.И. Ленин и – основатели и руководители Советского государства». Лауреат Сталинской премии второй степени (1952) – за мраморный бюст Н.В. Гоголя. Лауреат Государственной премии СССР (1979) – за создание монумента В.И. Ленину в Ташкенте. Лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина (1975) – за памятник М. И. Кутузову в Москве.


Почётный гражданин города Старая Русса (23.08.1967).

Награждён 3 орденами Ленина (27.10.1967; 18.12.1970; 19.12.1980), орденом Октябрьской Революции (23.03.1976), орденом Трудового Красного Знамени (29.12.1960), орденом Карла Маркса (ГДР).

На доме, где жил Н.В. Томский в 1966-1984 годах (Москва, Большая Бронная улица, 29) ему установлена мемориальная доска. В Москве ему установлен памятник.

19 декабря 1900 - 22 ноября 1984

советский скульптор-монументалист, автор многих известных парадных памятников советской эпохи

Биография

Николай Васильевич Гришин родился 6 (19) декабря 1900 года в селе Рамушево (ныне Старорусский район Новгородской области) в семье кузнеца. Так как в 1914 году отец его ушел на фронт, фактически все годы Первой мировой войны Николай стоял во главе семьи. С началом Гражданской войны Н. В. Томский был призван в Красную армию, воевал, был ранен. В Рамушеве Николай Томский прожил почти 20 лет. В дальнейшем он возвращается в Старую Руссу, где начинает в это время проявляться в нем интерес к изобразительному искусству, он много рисует, поступает в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями разносторонне одаренного человека, живописца, передвижника Василия Семёновича Сварога . Именно В. С. Сварог посоветовал Н. Томскому заняться лепкой.

Скульптор оставил наполненные лиризмом воспоминания о старорусском периоде своей юности.

После демобилизации, в 1923 году Н. В. Томский отправляется в Петроград, где поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума, который оканчивает в 1927 году. Руководителем его был Всеволод Всеволодович Лишев . Впервые выставляется в 1925 году в Ленинградском музее революции на экспозиции, посвященной памяти В. И. Ленина. В 1920-е, 1930-е годы Н. В. Томский участвует в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда, изучаает традиции русской школы ваяния XIX века, которые оказывают влияние на его пластическую манеру, сочетание индивидуального и типического, характерного жеста и тщательно моделироваанных форм, отделки, создания образов, проникнутых патетикой и героическим пафосом.

В годы Великой Отечественной войны Н. В. Томский, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города. Он возглавлял бригаду скульпторов, работавших над рельефными агитплакатами. Совместно с В. В. Исаевой , М. Ф. Бабуриным, Г. Б. Пьянковой-Рахманиной, Р. Н. Будиловым, Б. Р. Шалютиным, В. Я. Боголюбовым и А. А. Стрекавиным он создал скульптурное панно «За Родину!» (6 Х 5 м), которое было установлено на Невском проспекте в районе Государственной Публичной библиотеки.

После войны скульптор работает в Москве. Н. В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток, работали над оформлением московского метрополитена. В этих группах вместе с ним трудились скульпторы М. Ф. Бабурин, П. И. Бондаренко, Н. И. Рудько, М. Н. Смирнов , Р. К. Таурит, А. П. Файдыш-Крандиевский , Д. П. Шварц, Г. А. Шульц и другие. С 1948 года Н. В. Томский преподавал в Московском художественном институте (ректор с 1964 по 1970 год). С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубляется индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной.. Одновременно с преподаванием в МХИ, Н. В. Томский с 1960 по 1968 год руководил творческой мастерской Академии Художеств в Ленинграде.

Н. В. Томский принимал активное участие в общественной жизни, именно благодаря его помощи был сохранён один из крупных архитектурных памятников конца XIX века - Храм Всемилостивого Спаса, который советские власти пытались снести в 1979 году. Ещё в 1929 году собор был закрыт, после чего вывезено всё внутреннее убранство, а фрески закрашены, снесли главы и ярус звона колокольни. Фактически здание церкви 1976 году было передано в ведение Московского Государственного Технологического университета «Станкина», руководство которого решило разобрать «за ненадобностью» этот памятник архитектуры и истории, а на его месте построить учебные корпуса. Действия Н. В. Томского позволили отстоять церковь. Благодаря ходатайству скульптора удалось начать деятельность по возрождению храма «Всех скорбящих радости» и Скорбященского монастыря, которому он принадлежал. Так, уже в 1982 году сохранённое его силами здание, было отреставрировано финской фирмой, по проекту института «Росреставрация»

Николай Васильевич Томский (настоящая фамилия - Гришин; 1900-1984) - выдающийся советский скульптор-монументалист, педагог, профессор. Президент Академии художеств СССР с 1968 по 1983 г.

Академик АХ СССР (1949; член-корреспондент 1947). Народный художник СССР (1960). Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Ленинской (1972), пяти Сталинских (1941, 1947, 1949, 1950, 1952), и Государственной премии СССР (1979). Член ВКП(б) с 1950 года.

Биография

Николай Васильевич Гришин родился 6 (19) декабря 1900 года в селе Рамушево в семье кузнеца. Так как в 1914 году отец его ушёл на фронт, фактически все годы Первой мировой войны Николай стоял во главе семьи. С началом Гражданской войны Н. В. Томский был призван в Красную армию, воевал, был ранен. В Рамушеве Николай Томский прожил почти 20 лет. В дальнейшем он возвращается в Старую Руссу, где начинает в это время проявляться в нём интерес к изобразительному искусству, он много рисует, поступает в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями разносторонне одаренного человека, живописца, передвижника Василия Семёновича Сварога. Именно В. С. Сварог посоветовал Н. Томскому заняться лепкой.

Скульптор оставил наполненные лиризмом воспоминания о старорусском периоде своей юности.

Творчество

После демобилизации, в 1923 году Н. В. Томский отправляется в Петроград, где поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума, который оканчивает в 1927 году. Руководителем его был Всеволод Всеволодович Лишев. Впервые выставляется в 1925 году в Ленинградском музее революции на экспозиции, посвященной памяти В. И. Ленина. В 1920-е, 1930-е годы Н. В. Томский участвует в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда, изучает традиции русской школы ваяния XIX века, которые оказывают влияние на его пластическую манеру, сочетание индивидуального и типического, характерного жеста и тщательно моделированных форм, отделки, создания образов, проникнутых патетикой и героическим пафосом. В это время художник работал над памятником С. М. Кирову (в 1935 году объявлен всесоюзный конкурс проектов памятника на Кировской площади у здания одноимённого райсовета в Ленинграде - победила работа скульптора Н. В. Томского и архитектора Н. А. Троцкого. Открыт памятник 6 декабря 1938 года. На постаменте барельефы, посвященные теме гражданской войны, труда. - Бронза, гранит. Эта работа была удостоена Сталинской премии СССР - первая для Н. В. Томского государственная награда). В 1937 скульптор создал статую «А. Бусыгин» (гипс).

В годы Великой Отечественной войны Н. В. Томский, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города. Он возглавлял бригаду скульпторов, работавших над рельефными агитплакатами. Совместно с В. В. Исаевой, М. Ф. Бабуриным, Г. Б. Пьянковой-Рахманиной, Р. Н. Будиловым, Б. Р. Шалютиным, В. Я. Боголюбовым и А. А. Стрекавиным он создал скульптурное панно «За Родину!» (65 м), которое было установлено на Невском проспекте в районе Государственной Публичной библиотеки.




Top