Николай васильевич гоголь памятник. Многообещающее открытие монумента

В 1909 году памятник Гоголю установили на Гоголевском бульваре. В день открытия, 26 апреля, публики собралось так много, что в близлежащих домах сдали все комнаты с видом на бульвар, а из-за давки 40 человек упали в обморок. К этому событию М.М. Ипполитов-Иванов написал «Гоголевскую кантату». В общем, ничего не предвещало беды. Но когда с памятника сдернули пелену, по толпе прокатился вздох, и воцарилась гробовая тишина - зрители не были готовы к такому Гоголю.

Трактовка сюжета была для того времени новаторской, и памятник встретил весьма неблагосклонный прием у широкой публики. Фигуру, закутанную в плащ, сравнивали с летучей мышью, с вороной, словом, насмешкам не было конца. Отдельные голоса критиковали местоположение памятника и доказывали, что если бы тыл скульптуры был защищен каким-нибудь зданием, впечатление было бы иным. Художественность украшающих цоколь барельефов, изображающих гоголевские персонажи, никем не оспаривалась, но лишь немногие тонкие ценители считали, что это, быть может, не совсем удачное произведение Андреева в целом значительно превосходит остальные бездарные московские памятники, цепь которых завершилась в 1912 году опекушинским памятником Александру III.

В работе над памятником Андреев перечитал всего Гоголя, изучил всю его переписку, встретился с современниками писателя, которых застал в живых. Поэтому скульптор изобразил Гоголя в период душевного кризиса - утратившим веру в творчество, опустошенным до отчаяния. Писатель предстал погруженным в скорбные размышления, а скульптор подчеркнул это сгорбленной позой, опущенными плечами, склоненной головой и складками плаща, который почти полностью скрывает как бы озябшее тело.

Пьедестал памятника окружили бронзовые барельефы с героями самых известных произведений Гоголя: «Ревизора», «Шинели», «Тараса Бульбы», «Мертвых душ» и других. Для образа Тараса Бульбы позировал Владимир Гиляровский, а моделями героев «Мертвых душ» стали артисты Малого Театра, готовящие в то время постановку повести.

Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России!.. Сходство полное… Да здравствует Н.А. Андреев! В душе своей я благословил комиссию, утвердившую эту смелую по правде идею. Москва не без просвещенных людей: большое счастье для искусства.

Памятник Андреева простоял на бульваре 42 года. В 1951 году его увезли в Донской монастырь.

В то время обитель стала прибежищем многих памятников, неугодных коммунистической власти. Здесь также хранили фрагменты разрушенных Сухаревской башни и храма Христа Спасителя, статуи и барельефы с разобранных Триумфальных ворот, фрагменты Иверской часовни, декор некоторых снесенных московских церквей.

А в 1959 году памятник Гоголю установили во дворе бывшей усадьбы графа А.П. Толстого на Никитском бульваре - в доме, где писатель провел последние 4 года жизни и сжег второй том «Мертвых душ».

Памятник Гоголю «всесторонне» обругать нельзя, ибо он талантлив. Сделан, правда, не специалистом по монументальной части, а потому хорош с одной-двух сторон, как живое изображение, красив по некоторым декоративным линиям, по материалу, с которого сработан, но никуда не годен по идее - Гоголь на нем не изображен здоровым, полным творческих сил автором «Мертвых душ», «Тараса Бульбы», а изображен он умирающим, в смертельной тоске отрешающимся от всего им содеянного. И тут нет для Андреева пощады. Он, конечно, виновен, тем ли, что он «сын своего времени», или тем, что недостаточно умен, не знаю… Что же касается того, подражал ли он Родену или нет, то это меня не занимает, может, подражал, а может, и нет.

Говорят, что... ...графиня П.С. Уварова, возглавлявшая Московское археологическое общество, готова была заплатить 12 000 рублей тому, кто избавит Москву от памятника Гоголю работы Андреева.
...3 марта 1927 года около памятника Гоголю состоялся митинг революционных писателей. Обсуждали, нужен ли Гоголь советским людям, или пора его выбросить на свалку истории? Присутствовавший Михаил Булгаков побледнел и сжал кулаки: «Их накажут. Нет, не Бог. Их накажет Сатана. Да, явится в Москву и накажет». Так родился замысел романа «Мастер и Маргарита» .
...в 1917 году в памятник Гоголю попала пуля. Выбоину зацементировали, но след остался. Его до сих пор видно над одним из барельефов.

А что о памятнике Гоголю работы Андреева знаете вы?

Одним из ярчайших московских памятников, безусловно, является памятник Н.В. Гоголю, расположенный на Никитском бульваре. Однако с исторической точки зрения он интересен тем, что в период открытия произведение вызывало сильный резонанс. Многие считали произведение уродливым и чересчур мрачным, ведь писатель был представлен в усталом, больном виде, закутанном в плащ.

Открытие памятника произошло в 1909 году, в столетний юбилей со дня рождения Гоголя. Эта идея появилась в год открытия аналогичного произведения в честь А.С. Пушкина, но реализовать ее получилось только в 1909 году. Скульптором его был Н. Андреев, а архитектором Ф. Шехтель.

Сперва местом для памятника был выбран Пречистенский бульвар (сейчас он называется Гоголевским), но по пожеланию Сталина в 1951 году он был перемещен в Донской монастырь, поскольку ему не нравился чересчур мрачный вид писателя. А уже в 1952 это место уже украшало другое произведение в честь Николая Васильевича, созданное скульптором Н. Томским и архитектором Л. Голубовским. Через семь лет памятник был перемещен во двор бывшей усадьбы графа Толстого, где Гоголь жил последние года своей жизни.

Памятник Гоголю на Гоголевском бульваре в Москве

В начале марта 1952 года в канун столетия со дня смерти великого поэта, был открыт памятник. Волею судьбы он стал вторым произведением по этому адресу. Благодаря загадочной истории и культовости расположения, данный монумент стал одним из самых популярным в городе. А благодарить за столь великолепное произведение для города стоит скульптора Николая Томского и архитектора Льва Голубовского.

Выполнено произведение с особым портретным сходством. Гоголь изображен бодрым, с небольшой ухмылкой, смотрящим вперед. Одет писатель в стиле 19 века – шинель с накинутой поверх крылаткой, держа в руке книгу.

Рядом с монументом располагаются фонари необычной формы и бронзовые львы у подножия. Они остались здесь еще от предыдущего монумента. Изначально идея сделать на этом месте памятник Гоголю пришла после появления здесь в 1880 году памятника Пушкину, тогда же и начался сбор требуемой суммы на него.

В 1909 году по проекту Андреева и архитектора Шехтеля в конце Пречистенского бульвара была возведена скульптура драматического Гоголя, изображенного в размышлениях, закутанного в плащ, сгорбленного и угрюмого. После 1917 года памятник был воспринят к месту, но в 30-х годах он подвергся критике и в 1951 произведение было перенесено в Донской монастырь, а позже и на территорию усадьбы Алексея Толстого. 1952 год стал годом установки нового памятника писателю от Томского и Голубовского, где Гоголь был бодр и вселял оптимизм.

Памятник Гоголю в Харькове

В Харькове также представлен бюст писателю, располагается он на площади Поэзии. Соорудили его в 1909 году, скульптором стал Б. В. Эдуардс.

Идея создания памятника в Харькове появилась достаточно давно, в 1881 году в городе проходил благотворительный спектакль, с которого были собраны средства на монумент. Тем не менее, реальная работа была начата только в 20 столетии, 1904 год стал годом создания бюста писателю, который был установлен напротив Драмтеатра в Театральном сквере.

В этом же стиле спустя пять лет был выполнен еще один бюст Гоголю, который поставили строго на противоположной зоне сквера. После переименования театра Пушкина в Драмтеатр имени Шевченко, властями было дано распоряжение поменять бюсты Пушкина и Гоголя местами. Гоголь теперь расположился строго перед театральным фасадом, где стоит и по сей день.

Памятник Гоголю в Волгограде

Самым первым памятником в городе, расположенном в Комсомольском саду за зданием Нового экспериментального театра, стал монумент Гоголю.

Появление бюста произошло в 1910 году в честь его столетия. Изначально он располагался на месте стелы с Вечным огнем. Данное произведение является одним из немногих, переживших битву под Сталинградом.

Обратная сторона бюста до сих пор хранит отметины от осколков и пуль того периода. Автором проекта стал известный архитектор И. К. Белдовский.

Памятник Гоголю в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге памятник Гоголю расположился на основании из гранита светлого цвета прямоугольной формы. Это бронзовая скульптура писателя в полный рост, высотой более трех метров. Голова творца повернута в левую сторону, а взгляд смотрит вниз.

Огорожен монумент небольшой оградой из металла, вокруг расположились четыре фонаря. Скульптура была установлена на Малой Конюшенной улице.

Памятник Гоголю на Никитском бульваре (Москва, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Памятник Николаю Васильевичу Гоголю на Никитском бульваре является одним из лучших памятников Москвы, но когда памятник был открыт, он вызвал большой резонанс. Большое количество людей посчитали памятник великому писателю одним из самых уродливых и мрачных памятников. Это было связано с тем, что писатель был изображен не полным сил и вдохновения, а усталым и больным, закутанным в плащ человеком.

По инициативе Иосифа Сталина 1951 году памятник был перенесен в Донской монастырь, Сталину не нравился мрачный вид памятника. В 1952 году на этом месте был установлен другой памятник Николаю Васильевичу. В 1959 году памятник переместили во двор усадьбы графа А. П. Толстого, где писатель провел свои последние годы.

Писатель запечатлен сидящим на каменном кресле. Ссутулившись, он сидит укутанный в плащ. Он устало и печально взирает на прохожих. Кроме самой фигуры писателя, трагичность и мрачность памятнику придает огромный темны постамент, на который была установлена скульптура. Постамент обрамлен барельефами из бронзы с изображениями сцен из знаменитых произведений Николая Васильевича. На фронтальной стороне находится памятная надпись «ГОГОЛЬ».

В нижней части постамент украшает рельефный многофигурный фриз, опоясывающий его с четырех сторон. В бронзе запечатлены герои гоголевских произведений - живые, веселые, динамичные. Какая-либо сюжетность в этих фризах отсутствует, это просто калейдоскоп образов. Они выполнены графически, четко в плоскостной манере - в отличие от самой фигуры, трактованной в реалистическом стиле.

На фасадной композиции изображены персонажи «Ревизора». Хлестаков привстал на цыпочки, самозабвенно врет. Перед ним застыла семья Городничего, за ней - шеренга чиновников с Бобчинским и Добчинским в центре.

Как добраться

Проще всего добраться до него можно приехав на станцию метро Арбатская (Филевской линии). Выходите на улицу к кинотеатру Художественный. У кинотеатра спускаетесь в подземный переход и переходите Арбатскую площадь. На противоположной стороне поворачиваете направо. Перейдя Новый Арбат, по Никитскому бульвару идете до дома 7А, где во дворе вы увидите памятник Николаю Васильевичу Гоголю.

Адрес: Москва, ст. м. Арбатская, Арбатская площадь, Никитский бульвар, 7А.

Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Арбатская

Сдан: 1952 г.

Скульптор: Николай Томский

Описание

Памятник знаменитому классику российской литературы Николаю Васильевичу Гоголю, представляет собой большую бронзовую фигуру писателя в полный рост, установленную на высокий, гранитный и прямоугольный постамент. Николай Васильевич запечатлен в полный рост. Одет он в традиционный плащ, в левой руке он держит блокнот, наверное, с записями второго тома Мертвых душ.

На постаменте нанесена памятная надпись: “Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза 2 марта 1952 года”.

История создания

Памятник Николаю Васильевичу был установлен в 1952 году вместо другого памятника Гоголю, стоявшего на этом месте до этого. Идея заменить памятник принадлежала Иосифу Сталину, ему не нравился депрессивный, по его мнению, памятник Гоголю. И 2 марта 1952 года в столетие со дня смерти писателя памятник был торжественно открыт на Гоголевском бульваре у Арбатской площади (Гоголевский бульвар д. 33/1).

Как добраться

Памятник Николаю Васильевичу Гоголю находится в конце Гоголевского бульвара у Арбатской площади (Гоголевский бульвар д. 33/1). Проще всего добраться до него можно приехав на станцию метро Арбатская (Филевской линии). Выходите на улицу к кинотеатру Художественный. У кинотеатра спускаетесь в подземный переход и переходите Арбатскую площадь. На противоположной стороне поворачиваете налево и по Арбатской площади идете до начала Гоголевского бульвара д. 33/1. Здесь на центральной части бульвара и расположен памятник Николаю Васильевичу Гоголю.

26 апреля 1909 года в газете «Новое время» опубликовали статью В.В. Розанова об открытии памятника Н.В. Гоголю: «Сегодня в Москве совершается торжественное открытие всероссийского памятника Гоголю. Около бронзового монумента первому русскому поэту, великому и несравненному Пушкину, в древней столице поднимается такой же бронзовый монумент и его младшему другу и сверстнику, украинскому художнику слова, который сделался вторым по значению, по силе и влиянию поэтом всея Руси. Великая и Малая Россия через эти памятники, поставленные именно в Москве, этом дорогом «сердце России», сливаются духовно в одно и символически говорят, что есть одна Россия и один русский народ, как одна душа, один голос, одна воля» .

Несмотря на всеобщее одобрение идеи создания памятника писателю в самом центре Москвы, скульптура Н.А. Андреева вызвала неоднозначное отношение современников. Уже 29 мая 1909 года в «Петербургской газете» вышла заметка под заголовком «Проект замены неудачного памятника Гоголю новым монументом», в которой было сказано: «Ходят слухи, что группа художников и известных коллекционеров, оставшихся недовольными памятником Н.В. Гоголю в Москве, намерены открыть подписку и, когда соберется достаточное число протестантов, возбудить ходатайство о замене этого памятника другим».

Недовольство было в чем-то справедливым: вместо торжествующего писателя, москвичам предстал задумчивый гений в позе, полной отчаяния. Современники называли памятник «вороной» или «летучей мышью». Художник М.И. Нестеров говорил, что «для Андреева нет пощады» за то, что он изобразил Гоголя «умирающим, в смертельной тоске отрекающимся от всего им содеянного». Илья Репин был одним из немногих, кто высказывал свое одобрение смелой задумке: «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто».

Особое изящество памятнику придают барельефы, украшающие постамент, авторства Ф.О. Шехтеля. Они выразительно передают образы гоголевских героев. Среди персонажей Федор Осипович изобразил и своих современников. Обойдя композицию, можно найти портреты писателей В.А. Гиляровского, А.И. Куприна и самого архитектора.

Памятник Гоголю работы скульптора Николая Томского

Советская власть, пришедшая в 1917 году, сначала была довольна образом Н.В. Гоголя на бульваре, который из пречистенского стал называться гоголевским. В скорбной фигуре поэта видели «жертву царского режима».

Считается, что скульптура показалась слишком пессимистичной И.В. Сталину, и по его указу монумент на бульваре поменяли. Памятник Н.А. Андреева перенесли сначала в Донской монастырь, а затем во дворик Дома-музея Н.В. Гоголя на Никитском бульваре. Однако бронзовые фонари и решетки, выполненные по проекту Н.А. Андреева, которые являлись частью единого скульптурного ансамбля, задуманного автором, остались на Гоголевском бульваре.

Монумент работы Николая Томского больше подходил под концепцию «веры в светлое будущее», пропагандируемой в СССР. О фигуре писателя, которая теперь возвышалась на Гоголевском бульваре, практически сразу сочинили эпиграмму:

Юмор Гоголя нам мил,
Слезы Гоголя - помеха.
Сидя, грусть он наводил,
Пусть теперь стоит - для смеха!

В середине 2000-х годов началось движение за перенос памятника скульптора Н.А. Андреева на историческое место. Однако решение по этому вопросу так и не было принято.




Top