Николай второй и симеон верхотурский. Святой праведный симеон верхотурский

По евангельскому свидетельству, старец Симеон был «человеком праведным и благочестивым». На нем «почивал Дух Святой», и ему было открыто, что скоро в мир придет Спаситель.

Евангелист Лука не говорит, к какому званию принадлежал праведный Симеон, но в церковных песнопениях он называется священником и святителем. По всей вероятности, он принадлежал к священникам, служившим при храме (Лк. 2:23-37).

Птолемей Филадельф - царь Египта решил создать для своей Александрийской библиотеки греческий перевод священных книг иудеев, то есть Ветхого Завета. Для этого было собрано 70 переводчиков - ученых иудеев, которые перевели Библию с еврейского языка на греческий. Перевод этот известен как Септуагинта - "Перевод Семидесяти".

Святой Симеон, переводивший пророка Исаию, усомнился в словах Писания «Дева во чреве приимет» и хотел изменить текст на «молодая женщина», но какая-то сила остановила его. Старцу было открыто, что он будет жить до тех пор, пока не увидит этой Девы и Ее Сына.

(Есть еще версия этого события, отраженного в иконографии храма св.Симеона в Иерусалиме. Согласно древнейшему преданию, святой Симеон, беседуя со своими спутниками, высказал по этому предмету своё сомнение и неверие; когда же он переходил через реку, то, сняв перстень с своей руки, бросил его в реку, сказав: "Если найду его, то могу поверить изречению пророка по букве".

Остановившись на ночлег в одном селении, отстоящем недалеко от реки, он на другой день купил там рыбу и, когда по приготовлении ел ее вместе с товарищами, то чудным образом нашел во чреве рыбы брошенный им в реку свой перстень. Увидевши это, праведный Симеон был изумлен и очистил душу свою от всяких сомнений).

Достигнув пределов Иерусалима, он поселился там и ежедневно по утрам посещал храм, с нетерпением ожидая исполнения бывшего ему откровения и той блаженной минуты, когда он увидит Божественного Младенца.

Шли годы. "Но вот Симеон Богоприимец, сохраненный Духом Святым после предвозвещения ему на 65 году его жизни тайны приснодевственного от Пречистой Приснодевы Марии Его зачатия и рождения, проживши по благодати Всесвятого Духа Божиего 300 лет, потом, на 365 году жизни своей, сказал ясно в храме Господнем, что ощутительно узнал по дару Духа Святого, что это и есть Он Самый, Тот Христос, Спаситель мира, о вышеестественном зачатии и рождении Коего от Духа Святого ему было предвозвещено триста лет тому назад от Ангела" (Св. Серафим Саровский. Из беседы с Мотовиловым).

Симеону дано было увидеть в этом Младенце и "спасение... всех народов", и грядущее "просвещение язычников", и "славу" истинного "Израиля". Но он увидел и грядущее сотрясение мира, неожиданное падение одних и восстание других, и что младенец этот будет в "предмет пререканий". А в конце он предрекает страдания. Но не Иисусу, а Его Матери. Он говорит: "и Тебе Самой оружие пройдет душу"... А дальше прибавляет: "...да откроются помышления многих сердец".

По преданию, Симеон Богоприимец был убит при избиении вифлеемских младенцев у стен храма воинами Ирода, которые допрашивали его, где находится Иисус. Ирод не позволил похоронить его по обычаям иудеев.

Апокриф* Никодима указывает на воскресение св. прав. Симеона Богоприимца после Воскресения Христа, когда воскресли многие святые и пророки.

Акафист Симеону Богоприимцу написала игумения Леушинского монастыря Таисия, духовное чадо св. Иоанна Кронштадского.

В Иерусалиме сохранилось предание, что на холме, лежащем к югу от продолговатой горы, находился дом праведного и благочестивого Симеона. В 1859 году этот участок приобрел монах Аврамий из города Мадита, бывший тогда поверенным по постройкам Греческого монастыря. Он произвел раскопки и обнаружил гробницы, наполненные землей, камнями и костями. Эти пещеры и были признаны местом погребения праведного Симеона.

Святые мощи старца Симеона были перенесены в Константинополь при императоре Иустине (565-578 гг.) и положены в Халкопратийском храме, в приделе Иакова Брата Господня.

Современный храм в иерусалимском районе Катамон состоит из двух частей, соединенных общим широким портиком.

Гробница праведного Симеона находится в боковом левом приделе. Это пустая могильная яма (ныне мощи находятся в городе Загорье, в Хорватии).

Сверху находится плита, покоящаяся на четырех столбах, над ней - высокий резной деревянный свод. Слева от гробницы, на северной стене храма, размещен ряд икон, иллюстрирующих историю о Симеоне. На первой из них Симеон со своими сотрудниками работает над созданием Септуагинты. На второй - он бросает перстень в реку, и рыба тотчас подхватывает его. На третьей иконе изображена трапеза. Симеон разрезает рыбу и видит свой перстень.

Храм освящен в 1881 г. при Патриархе Иерусалимском Никодиме. Раньше храм был приходским, поскольку вокруг жило много православных арабов. В 1948 г. арабские жители ушли из этого района и храм этот посещается в основном православными паломниками чаще из Греции. Русские паломники любят приезжать сюда на праздник памяти святого Симеона Богоприимца и св.пророчицы Анны.

Симеон Богоприимец - покровитель младенцев, ему молятся о сохранении их здоровья.

* - апокриф - произведение, подлинность которого признана не всеми.

Пасха.ру

Множество удивительных примеров стойкости в вере и истинного исповедничества знает христианство. И огромный сонм православных святых - лучшее тому доказательство. Изучая жизненный путь того или иного подвижника, не остается сомнений в том, что Божий Промысел существует и ведет человека в течение всей его жизни. Так, одним из удивительных Божьих угодников, к которому за помощью прибегает множество христиан, является святой праведный Симеон Верхотурский.

Жизнеописание святого Симеона Верхотурского

Святой праведный Симеон Верхотурский - очень почитаемый в России святой. Он считается покровителем Урала, поэтому особо чтим именно на уральской земле. В дни совершения его памяти туда съезжаются тысячи паломников.

К сожалению, достоверных сведений о земной жизни подвижника осталось совсем немного. О его происхождении известно то, что его предки были дворяне, а сам Симеон родился в XVII веке. Его семья отличалась особым благочестием и христианской жизнью, что не могло не отразиться на воспитании особого ребенка.

Когда родителей Симеона не стало, он отправился жить и странствовать на уральскую землю. Жил он в городе Верхотурск, а затем в селе Меркушино, которое располагалось неподалеку. Поэтому наряду с Симеоном Верхотурским этого подвижника иногда называют Симеон Меркушинский. Именно в деревне угодник Божий провел практически всю свою оставшуюся жизнь.

Симеон Верхотурский

Стараясь жить максимально скромно, подвижник скрывал ото всех свое знатное происхождение. Кормился рыбным промыслом и скудными плодами, которые давала уральская земле. Также зимой он занимался пошивом шуб для местного населения.

Интересно. В его жизнеописании указан занимательный факт: для того, чтобы потренироваться в нестяжании и избежать человеческой похвалы, Симеон часто оставлял свою работу немного недошитой, после чего отдавал ее хозяину, не взимая платы за нее. Такое отношение к заработку и оценке своего труда действительно говорит о глубокой духовной жизни и аскетизме.

Конечно же, открыв для себя свет христовой веры, праведник не мог не нести его людям. В те времена на Урале были поселения коренного населения - вогулов, верования которых были далеки от христианства. Просвещением этого народа и занимался святой, и его стараниями и молитвами много людей примкнуло к христианству.

Еще при жизни Симеон заслужил славу праведного и благочестивого человека. Много упражняясь в молитве, он проводил долгие коленопреклоненные часы на голом камне прямо посреди суровой тайги. У реки, где он ловил рыбу для своего пропитания, также имелось уединенное место для его молитвы.

Краткие сведения о его земной жизни были собраны воедино митрополитом Игнатием (Тобольским и Сибирским) уже после кончины святого и обретения его честных мощей. Отошел ко Господу святой праведный Симеон Верхотурский в 1642 году все в той же деревне Меркушино, где он и жил. Память подвижника празднуется трижды в год - 31 декабря, 25 сентября и 25 мая по новому стилю.

Икона Симеона Верхотурского

Обретение мощей святого праведного Симеона Верхотурского

Несмотря на праведную жизнь и почитание при жизни, после кончины старца о нем быстро забыли. Его могила около деревенского храма стала заброшенной, и вскоре никто уже не мог вспомнить, кто именно там похоронен.

Но Господь не позволил так просто исчезнуть памяти о своем подвижнике и верном последователе. Через 50 лет после погребения, чудесным образом были обретены честные и нетленные мощи святого.

Произошло это так. В 1692 году местные жители обнаружили, что старое храмовое захоронение вдруг поднялось из земли, и сквозь гроб проступили останки умершего, которые не поддались тлению за все прошедшие годы. Расценив это как знак святости захороненного, жители попытались восстановить личность умершего, однако никто не мог вспомнить, кто же был захоронен на этом месте.

Когда о произошедшем узнал митрополит Игнатий, он создал специальную комиссию для исследования. К тому моменту уже были зарегистрированы неоднократные случаи чудес и исцелений, произошедших от обретенных мощей. Так, местные жители заметили, что если приложить землю с могилы к больному месту, то боль отступает. Также были замечены факты исцеления от кожных заболеваний с помощью этой земли.

Мощи Симеона Верхотурского

В числе прочих, митрополитом в Меркушино был направлен монах Никифор, который весь путь пребывал в сосредоточенной и сердечной молитве. В какой-то момент он впал в некое подобие сна, в котором увидел человека в светлых и сияющих одеждах. Монах спросил, кто он такой, и человек ответил, что он Симеон Меркушинский. Позже было достоверно определено, чье захоронение открылось, и монах свидетельствовал о своем видении.

Приехал в Меркушино и самолично митрополит Игнатий. Выслушав донесения местных жителей, которые уже массово начали почитание неизвестного святого, архиерей вначале отнесся ко всем чудесам довольно скептически. Однако позже, увидев действительно нетленные останки тела, еще раз изучив все свидетельства о чудесной помощи и узнав о видении монаха, митрополит изменил свое мнение.

По указанию митрополита мощи были перенесены со всеми почестями в храм. Также стали собираться данные о земной жизни подвижника, на основании которых и было составлено житие Симеона Верхотурского, а ему.

Николай Чудотворец и праведный Симеон Верхотурский

Почитание мощей Симеона Верхотурского

В самом начале XVIII века мощи святого из села Меркушино были перенесены в Верхотурье, и с разрешения церковного священноначалия были помещены в монастырской церкви Николаевского монастыря. В скором времени в монастыре случился сильный пожар, который дотла уничтожил церковь. Однако рака со святыми мощами чудесным образом не пострадала и осталась нетронутой огнем.

В честь этого чудесного события в востановленном храме был сделан отдельный придел в честь святого Симеона Верхотурского, где и расположили его мощи.

В самом селе Меркушино также почиталось место первого обретения святых останков. На месте, где изначально находилась могила, . Вода из него обладала целительной силой. Тогда же рядом была возведена деревянная часовня, которую со временем перестроили в более надежную, каменную.

Еще о святых источниках:

Интересно. Известность святого к началу ХХ века достигла поистине всероссийских масштабов. В монастырь к его мощам для поклонения за год стекалось до 60 тыс. человек.

Все это время не прекращались явные чудеса и исцеления, дарованные верующим по молитвам подвижника. Множество людей, которые с горячей верой припадали к святым мощам и искренне просили что-либо, что не несло вреда душе человеческой, получали просимое.

Свято-Симеоновский кафедральный собор, г. Челябинск

С приходом к власти большевиков в 1917 году начался этап гонений на православную церковь и репрессий. Не обошла эта беда стороной и Николаевский монастырь, где покоились мощи святого Симеона Верхотурского.

Для того чтобы доказать ненаучность религии и естественные причины любых чудес, было принято решение о вскрытии нетленных мощей Чрезвычайной следственной комиссией. Данный факт вызвал бурю негодования среди верующих, считавших подобные действия кощунственными. И только лишь дипломатическая позиция наместника монастыря архимандрита Ксенофонта смогла сдержать поднимавшийся было религиозный бунт. В итоге следственная комиссия ограничилась формальным осмотром мощей, с которых сняли только лишь верхние покровы.

После отступления Белой гвардии с Урала было принято решение об эвакуации братии монастыря. Не имея возможности увезти все монастырские святыни, в том числе и драгоценную раку с мощами Симеона Верхотурского, они были спрятаны в скитах на территории монастыря. Позже, когда в 1920 году братия вернется в уже советский город, она найдет раку в целости и сохранности, абсолютно нетронутой.

Верхотурский Николаевский монастырь, где хранятся мощи Симеона

Но на этом преследования монастыря не закончились. В день празднования памяти Симеона Верхотурского в 1920 году, сразу после того, как братия вернулась и обосновалась в своем монастыре, специальная комиссия приняла решение о повторном вскрытии мощей. На этот раз святыню пришлось извлечь и положить на стол. И снова только лишь увещеваниями наместника Ксенофонта удалось сдержать волну народного гнева. Через несколько часов мощи разрешили вернуть на их законное место.

Однако уже в 1929 году было принято новое решение о передачи нетленных останков в музей для создания антирелигиозной экспозиции. Однако успеха экспозиция не имела, директора музея обвинили в недостаточной антирелигиозности, а мощи были переданы в музей Ипатьевского дома.

Так, великая православная святыня, нетленные мощи христианского подвижника, несколько десятилетий кочевали по запасникам различных краеведческих музеев Урала. И только лишь в 1989 году они были наконец возвращены Русской Православной церкви и стали вновь доступны для поклонения верующим. А в 1992 году со всеми почестями рака была перемещена в заново отреставрированный Крестовоздвиженский собор Николаевского монастыря в Верхотурье, где находится и по сей день.

Паломничества

10 Марта 10 Людмила Белкина

Поездка к Симеону Верхотурскому

5-го сентября с.г. исполняется 10 лет со дня перенесения мощей святого праведного Симеона из Екатеринбурга в Верхотурье (второе перенесение мощей)

У раки с мощами святого праведного Симеона в Преображенском храме в Верхотурском Свято-Николаевском монастыре стоит рясофорный инок Далмат. С любовью он встречает всех приходящих ко святым мощам, то и дело открывает окошечко, чтобы паломник мог приложиться к честной главе праведника. Сколько раз за два дня в Верхотурье и автор этих строк прикладывался к благоухающей главе праведного Симеона с просьбой не оставить, заступиться, потому что сильна молитва этого святого, известного всей России. Вечер. В полутемном храме почти никого нет, мы сидим недалеко от раки на деревянной лавке. Отец Далмат рассказывает о судьбе мощей и о своем служении у раки, прервав рассказ только для того, чтобы открыть мощи для припозднившейся группы из Ярославля. Паломники усердно кладут земные поклоны, благоговейно прикладываются к святым мощам. Никто, проделав сюда долгий путь, от праведного Симеона не уходит неутешенным.

- Отец Далмат, вы давно стоите у раки святого праведного Симеона?

На праздник праведного Симеона будет шесть лет, как я в этом монастыре. До этого четыре года я находился у его мощей в Екатеринбурге в храме Всемилостивого Спаса.

- Как Господь привел вас на это служение?

Господь с детства вел меня к этому праведнику. Мне хотелось с детства монашество принять, я просился у матери в монастырь. Мой брат, когда ему еще не было тринадцати лет, бросил школу и убежал в Псково-Печерский монастырь. Там постригся в монахи, оттуда приезжал, привез мне четки, старый параман, который дается при монашеском постриге - крест с лямками и нашивками, принадлежавший почившему старцу Симеону, постриженному в честь праведного Симеона. У меня такая радость была, я надел его на себя и все его дома носил. Мы жили в Нижнем Тагиле, а там мощи прятали в запасниках музея. Когда мне исполнилось семь лет, в музее был ремонт и мощи выставили из запасников в открытую часть. Он многим людям являлся, говорил, что его мощи тут находятся и можно прийти поклониться ему. Верующие пошли туда. Это было в 1964 году, перед самим праздником святого праведного Симеона. Приехали и мы с матерью, приложились к мощам, и я просил своими детскими словами: «Святый праведный Симеоне, помоги мне попасть монастырь, стать монахом!». И такую радость почувствовал, что принята моя молитва. Я попал к мощам самый последний, их сразу увезли в Екатеринбург. Строго было, кто проболтался в музее, куда увезли мощи, тех сразу увольняли.

В 1988 году моя мать, глубоко верующая, сказала мне, что слух идет: мощи праведного Симеона находятся у Владыки. Их тогда как раз отдали Церкви, но не разрешили выставлять, потому что еще была богоборческая власть. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Мельхиседек держал их у себя в келье, там молились праведному Симеону келейно. В то время в Екатеринбурге был открыт только один храм - кафедральный собор Иоанна Предтечи. И так было много жалоб, что когда бабушки со всего города по воскресеньям идут храм, машины не могут проехать. Власти хорошо понимали, что пойдет народ, если в собор привезти мощи. У нас в Сибири на Урале праведный Симеон сильно почитаемый, он наш небесный покровитель.

А я в 1989 году поехал в Екатеринбург в храм Всемилостивого Спаса (сейчас там мужской монастырь), к батюшке протоиерею Николаю Покровскому: «Мне хоть что делать, только быть при храме». Он меня принял. Он мощи принимал и так и умер на праведного Симеона.. Приход у нас там был очень хороший, люди все глубоко верующие, с любовью относились друг к другу. Мне сильно хотелось в колокола звонить, алтарничать и в храме чтобы жить. Господь мне во всем этом помог. Меня и мою мать внутри храма сторожами поставили, чтобы мы в храме ночами находились. А днем я и так в храме. И алтарником был, и в колокола звонил, и у мощей стоял иногда. Мощи уже были там, рака только была другая, простенькая бархатная.

- Много народу шло к мощам?

Много, со всех сторон приезжали. Там проще, конечно, было, потому что только верующие тогда приходили. Накрашенных даже близко не подпускали к раке, Архиерей за это сильно ругал. Сейчас в косметику ведь всякая сквернота добавляется. Праведный Симеон многим являлся и во сне, и наяву, сообщал, где находятся его мощи, чтобы можно было к нему прийти, приехать поклониться. И люди уже никого не переспрашивали, как к нему добраться, как он им объяснил, так они и приезжали. Некоторые по четыре-пять суток к нему добирались. Много исцелений было. Рака с мощами там стояла до сентября 1992 года. 25-го сентября 2002 года исполняется десять лет, как их сюда перенесли, в Верхотурье. Они здесь до революции находились.

- Вы видели, как их сюда переносили?

Так я их сам сюда нес всю дорогу.

- Расскажите, как это событие произошло.

Событие это было очень чудесное. Храм тут еще был разрушен, купола не было. В монастыре торопились успеть, сутками работали.

В свое время переносили мощи святого Симеона из села Меркушина в Верхотурье тоже 25-го сентября (по новому стилю). Это - второе перенесение мощей. Погода была прекрасная. Священства было, я сам считал, 117 человек, дьяконов - человек 13. Люди в кучку спали в храме - не пробиться. Всю ночь молились в храме Всемилостивого Спаса праведному Симеону. Утром - служба. После поздней Литургии крестным ходом обносили мощи вокруг храма. Пасха была на улице, все иконы играли на солнце. Раку разрешили нести только священникам, но я как в нее вцепился, так и нес всю дорогу до самого Верхотурья. Когда сделали круг вокруг храма и встали против главного входа, мощи сами остановились в воздухе и их не могли с места сдвинуть. Известно из жития праведного Симеона, что когда его мощи переносили из Меркушина в Верхотурье, они несколько раз вставали. Блаженный Косьма за ними полз на коленочках и просил: «Праведный Симеон, остановись, больше не могу». Святой Симеон по его молитвам останавливался, лошадей хлестали, но не могли с места стронуть. И то же повторилось в Екатеринбурге: никто не мог мощи с места сдвинуть, дергали - а никак. Когда мы проходили кругом храма, на каждом углу крестообразно осеняли мощами. А когда у главного входа хотели так перекрестить, то не смогли. А я стою внутри, за ручки носилок дергаю, чтобы убедиться - как вкопанные! Батюшки устали, не поймут: «Что встали, почему не идем? Да мы, наверное, не вместе идем». А мы, кто держал впереди раку - отец Сергий, отец Николай и я поняли уже, что мощи встали. У меня ком в горле. Отец Николай мне: «Держи, Василий (это мое мирское имя) мощи, я сейчас побегу к Владыке».Подбегает к Владыке: «Владыка святый! Мощи встали!» Владыка сразу говорит: «Молебен служите!» И все давай петь: «Святый праведный Симеоне, моли Бога о нас!». Начали молебен служить, и минут через пять мощи потихонечку так легко-легко стали подыматься в воздух. Как будто их никто не держал, за них хоть за самих держись. И у всех сразу переворот в душе, мир. Молебен краткий отслужили, перекрестили мощами, и уже потом в автобус их положили и поехали.

По Екатеринбургу местами проходили с ракой пешком. Потом многим было показано: где пронесли раку - все было освящено, дорога была сияющая небесным светом. Шли, где Ипатьевский дом, в нем расстреляли Царскую Семью. Погода была - не описать, солнце играло. А до передачи Церкви одно время мощи держали в доме Ипатьева, там сделали музей. Известно, что среди вещей Царственных Мучеников нашли иконку праведного Симеона.

Они почитали праведного Симеона. Царь Николай II хотел приехать в Верхотурье поклониться его мощам, для Него даже построили дом. Он деньги отпускал на монастырь. Царские врата в нашем храме - тоже подарок самого Царя Николая. Каждый верующий человек икону не для красоты держит, а для почитания, для молитвы, к святому обращается, просит, благодарит за все.

День, когда мощи внесли в монастырь, забыть нельзя. К Верхотурью когда подъезжали, уже темно было, и всю дорогу стояли люди со свечами. Сейчас это вспомнишь - слезы текут. Едешь - всю дорогу люди старые, молодые крестятся, плачут. Среди них еще находились старики, которые 70 лет ждали возвращения этого святого угодника. К монастырю когда подъезжали - люди ревели в голос, наместник плакал, как мальчишка. Все Верхотурье тут собралось - верующие, неверующие. По радио, в газетах объявили. В храм сюда пришли - сразу запели тропарь, кондак, величание, пасхальные песнопения. Поставили раку под сени, краткий молебен отслужили, и все, они теперь здесь. До этого в Верхотурье хотели даже ввести комендантский час. Тут много судимых людей, много озлобленных. Монахи идут за хлебом - а тогда хлеб по карточкам давали, что мужики, что бабы ругаются: «Еще вы сюда приехали!» А когда мощи принесли, благодать сошла на Верхотурье. Сразу тишина, все сразу изменилось, благодать коснулась всех. Так эти мощи и пролежали здесь десять лет.

- И вы простояли у мощей все эти десять лет?

Нет, у меня не было решительности остаться. Мать меня просила вернуться в Екатеринбург, и я на следующее утро уехал. Жил там, два года в Краснодаре у духовника, у иеромонаха Симеона в Москве 15 месяцев келейником жил. Ездил в Дивеево. А когда сильное желание появилось обратно в монастырь, давай просить праведного Симеона: «Помоги, если будет воля Господня, возьми меня обратно в монастырь». Настоятель еще тогда хотел меня к мощам поставить, и я очень хотел этого. Я чувствовал свою вину, что тогда не остался. Но это, видимо, был Божий промысел. Тогда я еще не мог положиться на праведного Симеона. В Москве, когда у батюшки Симеона жил, все время свободное бегал по службам, старался особенно Литургию не пропускать. Однажды проспал, решил не идти - там уже «Отче наш» поют. Снова лег и мне снится праведный Симеон, толкает в бок, гонит в храм. В 1996 году я приехал сюда на праведного Симеона со своим батюшкой иеромонахом Симеоном. У нас была договоренность, что я его провожу, а сам останусь. Пришел к настоятелю: «Куда благословите. У меня только телогрейки нет».- «Зачем тебе она?» Он меня сразу поставил на послушание к мощам. .

- Вы с утра до вечера у мощей?

Я живу в храме и сплю здесь. На лавках места хватает, тепло.

- Какие люди идут к раке? Как надо подходить к мощам, какие советы можете дать?

Человек старой закваски идет со слезами, он знает, что идет к своему святому, просит: «Праведный Симеоне, к тебе приехали, помоги». Он действительно идет к святому угоднику на поклонение. Потому что святой Симеон духом всегда тут присутствует. А многие идут к нему как к неодушевленному предмету. Знай: приехал на святое место к святому угоднику, на благое дело - жди обязательно искушений. Нужно вооружиться молитвой. Когда человек приходит поклониться святому угоднику, дьявол сильно искушает, нападает, обманывает. С благоговением нужно подходить. Кто с чем подходит - то и получает. Говорят: «Я не успел попросить, а подошел к мощам - получил ответ». Как мы читаем в Акафисте праведному Симеону: он подает помощь прежде нашего прошения. А другой подходит и хочет что-то ему объяснить. Но праведный Симеон ведь сам его призвал сюда, сюда случайно не приходят.

Одни тут сразу исцеление получают. Другие с холодом идут, их не переубедишь, они холодные уходят. Когда мощи переносили, их принесли часа на два в Казанский храм в Нижнем Тагиле, сейчас там монастырь. Прихожане потом рассказывали, что у них была одна пробивная женщина, она потом ушла к кришнаитам. Для нее никаких препятствий никогда не было, Но она не смогла подойти к мощам, сама потом рассказывала. Кто с чем подходит, то и получает. Кого-то праведный Симеон прямо отталкивает, они слетают со ступенек, подсвечники сшибают. Некоторые после этого сразу уверуют. Мать нашего алтарника как-то попросила меня повнимательнее отнестись к ее неверующему родственнику: «Откройте ему окошко, хоть что-то скажите, чтобы душу ему задеть». Иногда человек подходит - ради него приходится всю очередь остановить, что-то ему сказать. Я ему говорю: «Приложись вот сюда» - «Да я неверующий». - «А ты покрестись, попроси: «Праведный Симеоне, помоги, моему неверию, вразуми меня». Сильно я, конечно, не настаивал, чтобы мне во грех не пошло. Он подумал, плечами пожал, лет ему за тридцать, такой здоровый, высокий. Решился. Приложился к открытым мощам, выпрямился. Его повело назад. Он начал отступать, отступать от мощей и слетел с лестницы, с трех ступенек. С пола встал - и опять назад падает. Народу много, все на него смотрят. Он руки успел подставить и на руки упал. Потом эта родственница ко мне приходит: «Отец Далмат! Чудо произошло! Уверовал!» Он ей сказал: «Симеон сам меня от себя оттолкнул». Это не первый такой случай. Люди иногда думают, что я их толкаю. А это праведный Симеон их к себе не подпускает. Старый он или молодой, а улетит отсюда, если положено. Таких даже держать не надо. Что Богом попущено, не дерзать даже своей рукой остановить. Если ему попущено слететь, это ему во вразумление пойдет.

Одна женщина приезжала из Нижнего Тагила, у нее нога отнималась, боли сильные, приложилась к святым мощам, потом в Крестовоздвиженский собор поднимается - и поняла, что у нее нога исцелилась, побежала благодарить.

Я читала, праведный Симеон особенно помогает и исцеляет глаза, ноги. Можно помазывать их маслицем от мощей, можно просто молиться, просить. Какими путями он исцелит - это воля Божия. Одного сразу исцелит, а другого - постепенно, сразу, видно, больному нельзя, он может Бога забыть. Господь-сердцеведец знает, кого какими путями спасать, кому здоровье дать, кому болезнь послать. На все - слава Богу! А мы иногда ропщем, хотим диктовать святым угодникам, забываем, что на все воля Божия. А исцеление здесь получают и наркоманы, и больные раком, от которых все профессора отказались.

- Вас праведный Симеон укрепляет?

Да. Он твою немощь тебе показывает, но и укрепляет невидимо. Есть пословица: креста не прошу, креста не бегу. Надо полностью положиться на волю Божию. Мне предлагали постричься, а я говорю: «Не готов». Я вижу, что Господь от меня сейчас другого требует. Люди приходят к мощам - мне приходится с ними побеседовать, утешение дать, что я могу. Порой неверующий вроде приходит, а духом чувствуешь, что он родной. Это праведный Симеон сам всех встречает. Приезжала келейница старца Николая с острова Залит, монахиня Николая, привозила большую икону Цесаревича Алексея и попросила меня, чтобы я ее приложил к святым мощам. Сильно почитает праведного Симеона старец Николай Гурьянов (ныне почивший - прим. авт). Отовсюду сюда приезжают, со всей России, из-за границы, из Америки - поклониться святому угоднику. Приезжал батюшка отец Олег и рассказывал, что у них в Канаде есть храм в честь святого праведного Симеона. И там его чтут. По преданию, перед концом света в будет духовный расцвет, тут Господь соберет людей для мученичества.

В Верхотурье как-то особенно чувствуешь любовь Небесную. Оно сразу становится каким-то родным душе. Не так уж много мы знаем о святом праведном Симеоне. Что был он из дворян, но отвергшись себя, все оставил и пришел сюда в этот далекий языческий край из центральной России и служил людям, занимаясь портняжничеством. Скончался около 1645 года. Мощи его нетленными вместе с гробом поднялись из земли, от них происходили чудеса. В 1702 году 12 сентября были перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь. Мы чувствуем любовь святого к нам, поэтому идем сюда.

Существует множество икон в христианстве, но каждая из них имеет свой особый смысл. Икона Симеона Верхотурского не является исключением. Это образ, который очень важен для нашей культуры и для памяти этого святого.

Этот образ помогает людям изменять свою жизнь к лучшему , потому что икона насыщена позитивом и истинной любовью Господней, ведь у святого Симеона была непростая жизнь, которую он решил вязать с Богом.

История и описание иконы

Естественно, икона связана с тем, кто на ней изображен. Симеон Верхотурский получил такое имя, потому что жил в Верхотурском уезде — в Сибири. Это было довольно неблагоприятное место для жизни, но не потому, что большая часть людей осталась преданной языческим богам. Проблема состояла в климате и черствости людей. То были суровые времена, хотя политические страсти почти не доходили до тех краев.

Никто не знает о происхождении святого Симеона, однако, как говорят православные источники, мужчина этот был очень добрым и занимался портняжничеством. Это была хорошая работа в те времена, да еще и в таких краях, однако мужчина старался любыми путями избегать получения денег. Он был рад лишь гостеприимству и еде. Лучшая плата для него была вполне обычной — доброта и свет души добрых людей.

Пришло время, когда и в тех краях построили храм Божий. Он молился там день и ночь, проводил все свое время в уединении и покое. Умер он молодым, но никто не знает, от чего. Его похоронили и позабыли его праведные деяния. В месте, где был похоронен Симеон Верхотурский, через полвека его гроб чудесным образом поднялся из земли. Люди, приходя на это место, исцелялись от болезней, получали благословение, ощущали особую энергетику, исходящую от мощей. Никто так и не вспомнил имя похороненного мужчины, пока однажды митрополит храма не услышал голос во время сновидений, рассказавший ему о тех мощах, что даруют людям спасение от недугов. Так и узнали люди о святом Симеоне.

Начали в тех краях писать и иконы, на которых Симеон Верхотурский изображался в полный рост или по пояс, держащим в руке святое писание, либо сидящим у воды и рыбачащим. Как говорят источники, он действительно любил рыбачить в уединении и тишине.

В чем помогает икона Симеона Верхотурского

Этот образ помогает людям обрести утешение, спокойствие, излечить душу от ран. Очень часто эту икону берут собой в путешествие, ведь у Симеона не было родного дома. Он странствовал и помогал людям. Это отличный православный оберег от любой беды в дороге.

День празднования иконы

31 декабря — день памяти и почитания сибирского святого. В этот день нужно быть добрыми ко всем, кто просит у вас помощи. Старайтесь открывать свою душу в такие праздники. Этот святой научил нас тому, что для того, чтобы прожить яркую и светлую жизнь, не нужно гнаться за богатствами материальными. Достаточно лишь помогать людям.

Молитва перед иконой

«Святый Симеон, прогони из нас непотребность, злость и двуличие. Открой наше сердце для того, чтобы могли мы Бога впустить в него и веру в Троицу Святую. Помоги нам обрести любовь и верность Иисусу Христу нашему. Моли Бога о нас грешных, чтобы он не отвернулся от нас и остался с нами на веки вечные и впустил нас в Царствие Свое».

Читайте эту молитву всегда, когда вам не хватает в сердце любви и света. Вы можете почувствовать нехватку добра в своей душе всегда, когда скорбь наполняет его. Это самое яркое свидетельство того, что нужно отказаться от чего-то неугодного Богу.

Эта икона должна быть дома, потому что ее можно брать с собой в качестве защиты от бед в дальнюю дорогу, в путешествие . Икона будет также отличным подарком для ваших друзей и близких. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

30.12.2017 05:14

Матрона Московская - одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она...

Память: 12 / 25 мая (второе перенесение мощей), 12 / 25 сентябрь (перенесение мощей), 18 / 31 декабря (прославление)

Праведный Симеон, сын благородных родителей, родился вне пределов Сибири в начале XVII века. Дворянин по происхождению, он презрел все мирские почести, удалился из России за Урал в Сибирь и прибыл в Верхотурскую область. Но святой не поселился в самом городе Верхотурье, ибо он избегал мирской суеты, а город Верхотурье был известен тогда как торговое место, где трудно было вести тихую жизнь, как того желал святой Симеон. Посему он остановился в селе Меркушине, которое отстояло от Верхотурья верст на пятьдесят. Самая природа того места располагала святого мужа к богомыслию и отшельническим трудам. Величественные кедры, громадные ели, густые леса, местами прекрасные долины, вздымавшиеся скалистые утесы привлекали к себе подвижника.

Праведный Симеон Верхотурский

Он не жил постоянно в селе Меркушине, но часто оставлял его, странником ходил по окрестным селам и деревням или уединялся где-либо на берегах реки Туры, предаваясь различным подвигам и в молитве беседуя с Создателем. Твердой своей верой в Бога он подавал всем пример благочестивой жизни. Он не хотел, чтобы руки его оставались праздными, но сам снискивал себе пропитание. Забыв о своем благородном происхождении на земле, он восхотел сделаться причастником Царства Христова и гражданином Горнего Иерусалима. О трудолюбии праведного Симеона осталась неизгладимая память в потомстве. Он занимался шитьем шуб с нашивками и таким образом доставал пропитание себе и помогал другим. По временам праведный Симеон удалялся в уединенное место на берегу реки Туры, в десяти верстах от Меркушина, и здесь занимался уженьем рыбы. И доселе указывают это место на правом берегу. Симеон садился здесь под раскидистой елью на камне, который существует еще до сих пор. Так занятиями святого было: в зимнее время - шитье шуб, в летнее - ловля рыбы.

Богатый смирением, праведный Симеон отличался полной нестяжательностью. Занимаясь шитьем шуб, он обходил окрестные селения и работал в домах разных крестьян. Нередко при сем приходилось блаженному испытывать разные неудобства и лишения, но он все переносил, славя и благодаря Господа. Часто, даже когда работа в доме какого-либо поселянина была совсем окончена, Симеон тайно уходил из дома. За это его осуждали, но святой по своему обычаю терпеливо переносил все нарекания. Тогда поняли, что святой муж поступает так для того, чтобы уклониться от платы за свой труд.

Святой Симеон неуклонно посещал храм во имя Архистратига Божия Михаила, бывший в селе Меркушине. Ко всем относился он приветливо, старался всем служить, всем помогать. Святой Симеон был крайне воздержан, любил уединение, отличался чистотой не только телесной, но и душевной, ко всем питал любовь нелицемерную.

Так подвизался праведный Симеон и, еще не дожив до старости, с верою отошел к Господу, Которому, как истинный и верный раб, служил все дни свой жизни. Его блаженная кончина последовала около 1642 г. Честное тело его было погребено в Меркушине недалеко от церкви во имя святого Михаила, Архистратига сил Небесных.

Не много известий о подвижнической жизни сего праведного мужа дошло до нас, но яснее всяких известий говорят о благочестивой жизни святого Симеона исцеления, которые обильной струей истекают от мощей сего великого угодника Божия уже более трех столетий. Смиренный при своей жизни, Симеон не любил прославления людского, избегал славы сего суетного мира. Посему память о нем уже начинала исчезать, но Богу не было угодно, чтобы забыт был на земле тот, кто все земное забыл ради Него.

В 1692 г. заметили, что гроб праведного Симеона стал подниматься из земли. Все были поражены таким явлением, но еще более возросло изумление, когда сквозь расщелившиеся доски гробовой крышки увидели нетленные останки.

А между тем уже не было человека, который мог бы припомнить имя праведника, гроб коего так чудесно стал являться. Все жители удивлялись такому необычайному явлению и благодарили Господа, являющего верных рабов Своих. Вскоре благоговейное почитание новоявленных мощей еще более усилилось, когда от них стали совершаться чудотворения.

В то самое время один воевода - Антоний Савелов - должен был ехать в Неречинск. Слуга этого воеводы Григорий еще за год до того впал в тяжелый недуг: все тело его расслабело, так что он не мог ни ходить, ни делать что-либо своими руками. Не желая оставлять своего слуги, воевода взял его с собою на место новой службы. Но в дороге Григорию сделалось еще хуже. Путь их лежал через Верхотурье. Прибыв туда, Григорий узнал от местных жителей о мощах новоявленного праведника и о том, что при гробе его подаются исцеления. Слыша сии рассказы, Григорий стал размышлять: "Быть может, Господь и мне подаст исцеление по молитвам Своего новоявленного угодника". Посему он просил своего господина, чтобы тот позволил ему съездить в Меркушино. Савелов позволил ему это. И вот, прибыв в Меркушино, Григорий над могилой праведного попросил сначала отслужить молебен святому Архистратигу Михаилу, а потом отпеть панихиду при гробе новоявленного святого. Усердно молился Григорий о том, чтобы Господь даровал ему исцеление по молитвам Своего угодника. После сего он взял земли с гроба, обтер ею члены своего тела и тотчас почувствовал себя совершенно здоровым. В радости он стал прославлять Господа и рассказывал окружающим о чудесной помощи свыше.

Среди слышавших об исцелении Григория был слуга воеводы сибирского Андрея Нарышкина Илия Головачев. Он сильно страдал глазами: на них образовалась злокачественная опухоль, и от великой боли Илия даже не мог глядеть. Страшась совершенно потерять свое зрение, он обратился к Господу с усердной молитвой об исцелении. В таком положении его нашел Григорий, сам недавно получивший исцеление от своего недуга по молитвам святого Симеона. Григорий стал утешать Илию: "Не предавайся печали и отчаянию; вспомни, как милосерд Господь. Дивны Его благодеяния роду человеческому. И на мне, грешном, Он недавно проявил Свою милость, исцелил меня от тяжкого недуга по молитвам праведного человека Божия, новоявленного Сибирского чудотворца. Обратись с молитвой к сему угоднику Божию и можешь получить облегчение и исцеление".

По просьбе Илии Григорий дал ему земли с гроба Меркушинского чудотворца. Илия с верой, что праведник поможет ему, приложил сию землю к глазам.

В следующую же ночь во время сна больной почувствовал, что из глаз его выделяется какая-то жидкость. Проснувшись, он заметил, что по лицу у него течет из глаз кровь. Когда же сняли повязку, то вместе с нею отстала и самая опухоль. С великой радостью поспешил Илия придти утром к своему господину и рассказал ему обо всем случившемся; при сем он просил у Нарышкина позволения съездить в Меркушино на поклонение мощам новоявленного чудотворца и получил на то согласие.

Дочь того же Нарышкина страдала также глазной болезнью. Слыша о чудесах в Меркушине, воевода отправился с нею в то селение. Здесь после панихиды над гробом праведника больная получила исцеление, как только приложила к глазам своим землю, взятую с гроба святого.

Слух о явлении мощей скоро достиг и до Тобольска. В то время Верхотурская страна принадлежала к Сибирской епархии. Тобольские иерархи с особенным рвением наблюдали за чистотой православной веры. Между тем в сию страну были отправляемы различные люди, уклонившиеся от истинного Православия. Посему Тобольские святители часто сами совершали объезды своей епархии или же поручали сие кому-либо из своих помощников. В 1693 г. с такой целью прибыл в Верхотурье клирик Сибирского архиерея, по имени Матфей.

Из Верхотурья он направился в Меркушино. Здесь ему был показан выходящий из земли гроб с нетленными останками. Уверившись в действительности сего удивительного явления, Матфей донес о сем своему владыке, митрополиту Тобольскому Игнатию, незадолго до этого прибывшему в свою епархию. Кроме того упомянутый Матфея повелел священнику той церкви Иоанну Андреевичу и церковному старосте с прихожанами поставить небольшой сруб, или "голубчик", над выходящим гробом. Сие и было немедленно устроено. Вскоре после этого, в 1694 г., при гробе праведного произошло следующее чудесное исцеление. В Верхотурье жил тогда один пушкарь, по имени Иоанн Григорьев. Его постигла тяжкая болезнь: он совершенно расслаб, так что, не надеясь выздороветь, стал уже готовиться к смерти. Болезнь все усиливалась. И вот однажды, находясь в таком тягостном положении, он во сне услыхал голос: "Иоанн, иди в село Меркушино; вели священнику той церкви отпеть молебен святому Архангелу Божию Михаилу, а у выходящего гроба - совершить панихиду, и будешь здрав".

Пробудившись от сна, Иоанн тотчас же послал своего сына Стефана к священнику в село Меркушино. Там по просьбе Стефана был совершен молебен святому Архистратигу Михаилу и отпета панихида над гробом праведника.

В сие самое время в Верхотурье расслабленный Иоанн почувствовал себя гораздо лучше, так что даже был в состоянии добраться без посторонней помощи к своему воеводе Иоанну Циклеру, рассказал ему о своем исцелении и о том, как он услышал во сне голос. Выслушав его рассказ, воевода сказал ему: "Не забывай же такой милости Божией".

Спустя неделю Иоанн отправился вместе со всем своим домом в Меркушино. Совершив над гробом праведного панихиду, он взял с гроба земли и стал обтирать ею свое тело и тотчас же почувствовал себя вполне здоровым, как будто никогда и не был болен.

Не только сам Иоанн испытал над собой помощь свыше по молитвам святого, но даже и дочь его, девица 15 лет, удостоилась получить по молитвам нового целителя избавление от своего недуга. Ее лицо стало покрываться неисцелимым струпом. Тогда отец ее, над самим собой недавно испытавший чудесное исцеление при гробе праведного, с твердой верой обратился к сему угоднику. Взяв свое семейство, он отправился в Меркушино и там попросил священника совершить панихиду над гробом праведника. Так как тогда еще не было известно имени сего угодника Божия, то его поминали "именем, егоже Господь весть". После сего болящая обтерла землей с гроба святого свое лицо и получила, по молитвам его, полное исцеление.

В том же 1694 г. совершилось новое чудо. Верхотурский воевода Иоанн Циклер сам рассказал о сем преосвященному митрополиту Тобольскому Игнатию, который прибыл в Верхотурье для освящения вновь построенного храм во имя Пресвятой Троицы.

Один из его слуг, по имени Петр, объезжал коня. Вдруг конь взбесился, сбросил с себя Петра, раздробил ему на одной ноге кость. Петр даже не мог сам приподняться с земли, нога его сильно распухла. Страдая, он дал обет сходить в село Меркушино, отслужить молебен святому Михаилу Архангелу и отпеть панихиду над гробом нового чудотворца. Но вследствие сильной боли он не мог отправиться туда пешком. "Посему он обратился ко мне с просьбой, чтобы я позволил ему ехать в Меркушино и дал лошадей, что я и приказал тотчас же исполнить", - рассказывал Циклер митрополиту.

В Меркушине, по просьбе Петра, сначала отслужили молебен Архистратигу Михаилу, затем панихиду над гробом праведника. Петр взял земли с гроба святого и стал ею растирать ушибленное место. В это время и совершилось чудо по неизреченной милости Божией. Тотчас болезнь Петра прекратилась, опухоль опала, и он стал ходить, как будто никогда и не хворал. Все видевшие это чудо прославили Господа, Его великого Архистратига Михаила и вновь просиявшего праведника.

Вскоре было совершено первое освидетельствование святых мощей праведного. Вышеназванный митрополит Тобольский Игнатий, объезжая епархию, направлялся из Пелыми в город Верхотурье, где он намеревался освятить соборный храм. Прибыв в деревню Караульное на расстоянии семь верст от Меркушина, он остановился здесь на некоторое время. Здесь к нему приступил игумен Далматовской обители Исаак и сказал: "Недалеко отсюда стоит село Меркушино с храмом во имя святого Архистратига Михаила; при сей церкви находится выходящий из земли гроб. Не благоизволишь ли, владыка, сам осмотреть сей гроб? Уже немало чудес и знамений совершилось у него".

Но митрополит сам не хотел свидетельствовать гроб, а послал для того в Меркушино Исаака, игумена Далматовского, и вместе с ним ключаря Тобольского собора иерея Иоанна, другого иерея Иоасафа, диакона Петра и иеродиакона Далматовского монастыря Василида. Посланные быстро достигли села Меркушина и приступили к освидетельствованию гробницы с останками праведника. Их взорам представилось все тело праведника: глава, перси, ребра, стан и ноги - все оставалось в целости, кожа словно приросла к костям, только немногое обратилось в персть. Сие первое освидетельствование последовало 18 декабря 1694 г.

Рака с мощами праведного Симеона Верхотурского в Никольском храме Свято-Николаевского мужского монастыря. Верхотурье – Фото Сергей Прокудин-Горский (1909)

Тем времени и митрополит, выслушав утреннее славословие в Караульном, направился с остальными своими спутниками в село Меркушино, ибо путь в город Верхотурье лежал через это селение. Прибыв в Меркушино, митрополит посетил церковь во имя Архистратига Михаила. Потом он спросил игумена Исаака: открывали ли они гробницу и что в ней обрели? Сам митрополит был в нерешимости и недоумении, когда услышал ответ игумена. Но милосердый Господь вскоре положил предел его колебаниям. В тот же самый день митрополит почувствовал боль в левом глазу. Преосвященный сначала подумал, что болезнь его произошла от зимней стужи и ветра. Но вдруг, словно молния, блеснула у него мысль, что болезнь постигла его за то, что он не хотел сам освидетельствовать мощей праведника. Тогда он стал молиться и взывал: "Помилуй мя, Господи, и исцели мое око. И ты, святый праведник, не гневайся на меня. Я обещаю, что после Божественной литургии, если тебе будет угодно, я сам приду к святым мощам твоим и сам воззрю на них". Тотчас же боль утихла, и он опять стал хорошо видеть своими глазами. Согласно со своим обещанием преосвященный после литургии вместе с игуменами, священниками и диаконами отправился к явленному гробу. Раскрыв гроб с подобающим благоговением, он нашел то же, что ему сообщил игумен Исаак: он увидел, что все тело праведника совершенно цело, только не сохранилось перстов на руках. Кости были плотно покрыты плотью, так что исполнилось слово Писания: Прильпе кость моя плоти моей (Пс.101:6), погребальные же пелены обратились в прах. Тогда исполненный благоговения митрополит провозгласил: "Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека; во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры православной!"

После сего митрополит приказал снова закрыть гроб. И то было удивительно, что самый гроб был новым, хотя, по рассказами местных жителей, он находился в земле уже более пятидесяти лет. Совершив панихиду, его снова засыпали землей на четверть, с произнесением слов: Господня земля, и исполнение ея (Пс.23:1). После сего преосвященный вышел из часовни к собравшемуся народу и спросил: "Нет ли среди вас человека, который бы помнил, кто погребен на сем месте?"

Из среды народа выступил 70-летний старец Афанасий и сказал: "Никто не помнит имени погребенного здесь праведника, только сохранилось среди нас предание, что у сей церкви первым был погребен какой-то благочестивый и добродетельный муж". Затем он рассказал, что знал о происхождении и подвижнической жизни сего благочестивого мужа. Услышав все сие, митрополит сказал собравшимся: "Чада, молитесь Господу Богу, да откроет Он нам имя праведника, и я, грешный, сам буду молить о том же Господа".

Простясь с народом и преподав ему свое архипастырское благословение, преосвященный отправился в город Верхотурье. По дороге он размышлял обо всем бывшем, думал о том, что если Господь изволил проявить мощи Своего угодника, то Он же откроет и имя, данное сему праведнику при святом крещении. Уже десять верст отъехал от села Меркушина преосвященный. Среди своих размышлений он погрузился в дремоту, и внезапно в сонном видении представилось ему множество народа, вопрошающего об имени праведника.

25 сентября 1992 года мощи праведного Симеона Верхотурского перенесли в Верохотурский Николаевский монастырь, во вновь освящённый Крестовоздвиженский собор

В то же самое время преосвященный услыхал глас: "Симеоном зовут его". После сего будто кто-то повторил: "Симеоном зовут его". Еще в третий раз кто-то назвал праведника уменьшительным ласкательным именем, как родители называют своих чад.

Великой радостью исполнился тогда преосвященный: он тотчас проснулся и понял, что видение было ему свыше. Объятый удивлением, прибыл преосвященный в Верхотурье, где остановился в Николаевском монастыре. О видении, бывшем ему на пути, он поведал архимандритам Сергию и Александру и игумену Далматовскому Исааку. Слыша рассказ преосвященного, удивились они и сказали, что первое наименование праведника показывает, как следует почитать праведника после кончины, второй возглас обозначает, как звали его при жизни, а наименование праведника ласкательным именем показывает, что так звали его родители. Преосвященный сказал, что и он так думает. После сего они возблагодарили Господа Бога, дивного во святых Своих. С того времени митрополит Тобольский повелел именовать новоявленного угодника Божия Симеоном.

Около того же времени было еще видение иеродиакону Василиду, послушнику вышеназванного Исаака Далматовского. После вечернего правила иеродиакон Василид сидя задремал, и вдруг ему в видении представилось множество народа, страшившего имя новоявленного чудотворца. И раздался голос: "К чему вы много вопрошаете? Уже вам известно, что его зовут Симеон". Проснувшись, иеродиакон ознаменовал себя крестным знамением; он понял, что удостоился видения свыше, и рассказал о чудесном сне своем преосвященному Игнатию.

Посетив город Верхотурье и освятив здесь соборный храм 27 декабря 1694 г., митрополит поехал обратно в Тобольск. По дороге он опять заехал в Меркушино. Вместе с ним прибыли сюда верхотурский воевода Циклер, священники, диаконы и большое число верхотурских жителей. В это время священник находившейся там церкви во имя Архистратига Михаила Иоанн рассказал митрополиту, что за день до прибытия преосвященного в Меркушино он после вечернего правила быстро заснул и во сне увидел следующее: гроб с мощами праведника перенесли в церковь, и ему, Иоанну, надлежит совершить литию у сего гроба. Не зная, каким именем следует поминать усопшего, был он в недоумении, и вдруг послышался ему голос: "Зачем недоумеваешь? Поминай его Симеоном". Когда священник рассказал о сем, оказалось, что видения этого он удостоился в тот же самый вечер, когда иеродиакон Василид тоже узнал через видение во сне об имени праведника.

На другой день митрополит еще раз свидетельствовал святые мощи и с благоговением лобызал их. Еще раз торжественно объявил он всем присутствующим о святых мощах праведного Симеона Верхотурского, и все, воздав благодарение Господу, поклонились мощам новоявленного угодника и стали в сердечном умилении лобызать их. При сем верхотурский воевода засвидетельствовал, что мощи святого Симеона воистину подобны нетленным мощам Киево-Печерских подвижников.

Сам преосвященный Игнатий возложил на гроб праведного шелковую пелену и приказал сообщать ему все сведения о жизни и чудесах святого Симеона. Впоследствии на основании того, что сам видел и слышал, он составил повесть о явлении честных мощей, о первых чудесах святого и акафист ему.

С того времени все чаще стали подаваться исцеления недугующим по молитвам праведного Симеона. Одно такое исцеление засвидетельствовано тем же митрополитом Игнатием. После посещения Меркушина преосвященный вместе со своими спутниками направился в город Ирбит, где в то время открывалась ярмарка. В сем городе находился некий иеродиакон, по имени Савватий. Он сильно тогда страдал зубной болью и изнемогал от страшной ломоты в ногах, так что едва мог ходить, и то лишь с величайшим трудом. Накануне, 12 января, перед днем праздника в честь великомученицы Татианы, вечером, незадолго до всенощного бдения, Савватий заснул и вдруг увидел во сне, будто он, взяв благословение у митрополита, отправился в Меркушино, и вот он стоит в часовне над гробом праведного. Игумен Исаак открыл ему мощи, бросившись ниц перед гробницей, он взывал: "Праведник Божий, святой Симеон, помилуй меня и молитвами твоими исцели мои недуги!" И вдруг он видит: святой Симеон, приподнявшись, сел на гроб, на нем - та самая пелена, которую возложил митрополит Игнатий. И сказал праведный Савватию: "Старче!" Затем, возложив на голову Савватия руку свою, святой вторично сказал ему: "Поди, поди, Савватий". И, обрадованный, он будто направился в церковь Архистратига Михаила и стал рассказывать иерею Тобольского собора Иосифу и иеродиакону Петру о том, как сподобился он увидеть праведника. Тут Савватий проснулся и почувствовал, что недуги его прошли. Тогда он горячо стал благодарить Бога и прославлять праведного Симеона Сибирского. Сие исцеление произошло в Ирбите в то время, когда там собралось много народа. Все удивлялись и благодарили Господа, пославшего людям нового ходатая и молитвенника.

Скоро стало известно о новом чуде. Ключарь соборной сибирской церкви, иерей Иоанн, как выше упомянуто, был послан освидетельствовать мощи праведного вместе с игуменом Исааком. Окончив сие поручение, они вошли в дом священника села Меркушина Иоанна. Ключарь Иоанн, утомленный дорогой, скоро заснул и узрел видение. Снилось ему, будто он находится в церкви святого Архистратига Михаила в Меркушине и посредине церкви стоит гроб с мощами праведного; великое благоухание наполняет храм, подобно тому как это бывает во время каждения по всей церкви; преосвященный Игнатий стоит тут же, и вокруг головы его также носится благоухание. И в изумлении ключарь услышал голос, обращенный к нему: "Что ты так изумляешься сему, зачем ты не веруешь сему? Так прославляет Господь Бог сего праведника, как и Василия"1).

Святой Симеон даже после своей кончины не давал распространяться в стране своей заблуждениям, противным истинной вере христианской. На другой год после открытия мощей сего праведника, в 1696 г., 14 января, митрополит Игнатий, заботясь о душевном спасении своей паствы, посылает для обозрения епархии иеромонаха Израиля и соборного иеродиакона Никифора (Амвросиева). Они должны были наблюдать, где и как исповедуют истинную веру Христову, вразумлять уклоняющихся и ободрять колеблющихся. Прибыв в Верхотурье, они увидели, что в самом городе, да и в окрестностях его, народ крепко держится Православия и живет благочестиво. Им сообщили, что здесь поселились было люди, уклонившиеся от Православия, но недолго они прожили в сих местах: одни из них вскоре отказались от своих заблуждений, другие совсем покинули ту местность. Посланные не могли не видеть в сем чудесной помощи свыше; так они и донесли митрополиту Игнатию, и преосвященный также признал в сем явлении особенное благоволение святого Симеона к тем местам.

Вскоре произошло новое чудо. Посланные митрополитом возвращались в Тобольск. Путь их лежал через село Меркушино. Приближаясь к Меркушину, один из посланных - иеродиакон Никифор (Амвросиев), сидя в санях, стал молиться, чтобы Господь сподобил его достойным образом поклониться мощам Своего славного угодника. В это время он погрузился в легкую дремоту и вдруг видит перед собою мужа в белой одежде, среднего возраста, лет около 25, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора; последний спросил его: "Раб Божий, скажи мне, как тебя зовут?" Тогда явившийся отвечал необыкновенно приятным голосом: "Я Симеон Меркушинский", - и с этими словами стал невидим. Иеродиакон тотчас же проснулся, дрожь объяла его при мысли о видении. Между тем они прибыли в Меркушино. Иеродиакон Никифор с сердечным благоговением и великим страхом поклонился нетленным мощам сего славного угодника Божия, прославил Господа и тут же поведал всем о явлении, бывшем ему во сне.

Один человек, Петр Калинин, с реки Миаса рассказал в Меркушине следующее. В феврале 1700 года он с товарищами своими отправился на рыбную ловлю. Вдруг на них напали татары, схватили их и везли с собою куда-то целых два дня. К вечеру на третий день татары перевязали своих пленников и вскоре заснули крепким сном. Тогда Петр, возложив всю надежду свою на Божие милосердие, стал взывать к праведному Симеону: "Праведник Божий Симеон, помилуй меня и избавь меня от сих иноплеменников!" При этом он дал обещание сходить в Меркушино и совершить панихиду над гробом праведного. Лишь только он дал обещание, тотчас же с рук и ног его спали сами собою крепкие узы, положенные врагами. Возблагодарив горячо Господа за помощь, он взял двух коней и вернулся к себе.

Чем более возрастала молва о святых мощах Симеона, тем более у жителей Верхотурья крепла мысль почтить достойным образом праведника. Посему они вознамерились перенести мощи святого Симеона из села Меркушина в город Верхотурье. В 1702 г. вступил на архипастырский престол новый митрополит Филофей, отличавшийся своей ученостью и ревностным проповеданием истинной веры Христовой. К нему-то и обратились верхотурские жители с просьбой о перенесении мощей святого Симеона. Особенно просили митрополита от лица всех верхотурских жителей воевода Алексей Калетин и таможенный голова Петр Худяков. Митрополит Филофей, и сам питавший к святому чувство глубокого благоговения, охотно дал свое архипастырское благословение и разрешил перенести мощи в Николаевский Верхотурский монастырь.

Когда было получено сие разрешение от преосвященного Филофея, в Меркушино отправился архимандрит Николаевского монастыря Израиль. Это происходило около 1-го числа сентября 1704 г., а перенесение было назначено на 8 сентября. Архимандрит должен был прежде совершить переложение святых мощей в новую раку. Но в то время началась ненастная погода, так что некоторым пришла в голову мысль, благоугодно ли святому сие перенесение мощей из Меркушина. Так думал даже упомянутый Худяков, бывший ходатаем о перенесении их. Но сам святой Симеон разрешил сие недоумение. Худякову во время сна представилось, будто стоит он в меркушинском храме и перед ним - гроб со святыми мощами, перед гробом - архимандрит Израиль со множеством народа. Вдруг от гроба поднялось некое благоухание в виде столба и направилось к городу Верхотурью. Из сего все поняли, что праведному непротивно перенесение его четных мощей в Верхотурье. Тогда 8 или 9 сентября было совершено переложение мощей в новую раку. И замечательно, что с сего дня прекратился дождь и наступила тихая, хорошая погода. 12 сентября 1704 г. торжественно и с подобающим благоговением было совершено перенесение честных мощей сего славного угодника Божия, который с тех пор стал именоваться Верхотурским. И до сего дня 12/25 сентября совершается торжественное празднование в честь святого Симеона.

По перенесении мощей в город Верхотурье от раки праведного с новой силой стали истекать чудотворения, из которых особенно замечательно следующее. В Верхотурье проживала одна вдова Параскева Быкова; она сильно страдала болезнью глаз, уже совсем лишилась зрения, не могла даже различать света, кроме того постоянно чувствовала в глазах нестерпимую боль, так что не могла ни спать, ни есть, ни пить. Никакие средства не приносили ей облегчение. Тогда она стала помышлять, что тщетно искать помощи от людей, если не будет помощи свыше. Видя такую скорбь сей вдовицы, праведный умилосердился над ней, и 12 сентября 1705 г., когда она погрузилась в дремоту, ей представилось, что она стоит за литургией в церкви свт. Николая, где почивали мощи праведного Симеона, и перед гробницей святого усердно молится о своем исцелении. Вдруг она слышит глас из раки дивного чудотворца: "Обещайся отслужить молебен Господу Богу и праведному Симеону в Николаевском храме и сделай посильное приношение в сей храм". Вдовица обещалась и присовокупила, что ничего не пожалеет для сего приношения. Лишь только она произнесла сие, как уже почувствовала некоторое облегчение, но по слабости своей отложила намерение о молебне угоднику. И вот вскоре она вторично увидела, будто молится в той самой церкви и слышит, как праведный сказал ей: "Что же ты забываешь свое обещание о молебне?" Она тотчас воскликнула: "Виновата я, грешная, пред Богом и тобою, праведниче. Я исполню свое обещание, только умилосердись надо мною и исцели болезнь мою".

Проснувшись, она почувствовала себя еще лучше, телесные силы ее возвратились, только все еще она не могла хорошо смотреть. Но и после сего она почему-то стала откладывать свое обещание. Тогда снова ей было видение, будто она стоит в Николаевском храме; внезапно праведный сел в своей раке и сказал ей: "Не забывай своего обещания отслужить молебен и не откладывай сего на долгое время". Проснувшись, она ясно прозрела. Радуясь своему исцелению и славя Господа, она поспешила в Николаевский монастырь. По ее просьбе было совершено молебствие у раки предивного угодника Симеона Верхотурского. Тогда же она сделала и пожертвование в сию обитель.

Немало было в то время нестроений в Сибирской стране. Нередко кочевники нападали на селения русские и уводили пленников. В 1709 г. летом башкиры напали на Багарятинскую слободу, разорили ее и взяли в плен местного священника Петра вместе с сыном его Иеремией. Кочевники, связав пленных, в течение трех дней везли их в свои улусы. Прибыв на озеро Чебаркулево, они остановились на ночлег. Истомленный страхом и тягостным путешествием священник быстро впал в сон, и вдруг ему явилась Пресвятая Богородица и повелела, чтобы он для освобождения от плена обещал поклониться в Верхотурье мощам праведного Симеона и сходил бы в село Нироб для поклонения иконе святителя и чудотворца Николая. Священник пробудился, пораженный таким явлением, и с великой благодарностью стал молиться Господу Богу и Его Пречистой Матери, а также возносил свои моления славному чудотворцу Симеону и дал обет исполнить все, что повелела ему Пресвятая Богородица. Между тем при наступлении ночи враги еще сильнее затянули веревки, которыми были связаны пленники. Но вдруг ременные путы на пленниках ослабевают и спадают с них сами собою. Освобожденные таким дивным образом священник вместе со своим сыном скрываются сначала в тростнике, который рос по берегам озера, потом вступают в самую воду по шею, чтобы враги не могли их заметить, и так освобождаются от плена. После сего они отправились на поклонение к образу Николая Чудотворца, от всего сердца благодарили Бога и Пресвятую Богородицу и прославляли праведного Симеона Верхотурского.

В 1711 г., в апреле месяце, один монастырский старец, по имени Иаков, внимательно слушал Божественную литургию и старался отрешиться мыслью от всего земного. Тихо стоял он в молитвенном умилении. Вдруг при возгласе: "Со страхом Божиим и верою приступите" - он упал ниц и лежал долгое время без чувств, когда же он пришел в себя, то рассказал следующее.

При взгляде на образ Пресвятой Богородицы, именуемый "Одигитрия", его вдруг объял страх. Что с ним дальше было - он не помнит, лишь помнит только одно, как предстал пред ним праведный Симеон и, прикоснувшись к нему, сказал: "Встань, поди и объяви всем, чтобы воздерживались от сквернословия и слов бранных, иначе Господь пошлет на людей и на скот их голод и мор. Пусть все усердно молятся Господу, Его Пречистой Матери и всем святым, пусть весь народ служит молебное пение об отвращении гнева Божия". Кроме того праведный Симеон приказал Иакову рассказать о сем архимандриту и воеводе, дабы люди раскаялись в своих прегрешениях и молились бы об избавлении от праведного гнева Божия, что и было исполнено всеми с величайшим усердием.

Праведный Симеон являлся безвозмездным целителем даже таких людей, которые не ведали и не слышали об его прославлении. Так, в 1749 г. один крестьянин Василий Масленников был чудесно избавлен праведным от тяжкого и продолжительного недуга. Он жил в Новянском заводе и еще с самого раннего детства был научен некоторыми людьми, уклонившимися от Церкви, изображать на себе крестное знамение двумя перстами. Однажды он сразу впал в тяжелую болезнь; члены его расслабли так, что он не мог владеть правой рукою, не мог говорить. В таком болезненном состоянии он пробыл целых три года. И вот во время сна пред ним предстал какой-то муж средних лет в белой одежде с русыми волосами и необыкновенным видом. Явившийся спросил Василия: "Хочешь ли быть здоровым?" Болящий пришел в величайшее изумление и отвечал: "Да, я, господин, желаю того. Но кто ты и почему так заботишься обо мне?" "Я Симеон Верхотурский, - ответствовал ему муж в светлом одеянии, - немедленно ступай в Верхотурский Николаевский монастырь, помолись с верою Господу Богу, попроси совершить молебное пение перед находящимися там мощами - и будешь здоров. Крестное же знамение изображай на себе во образ Святой Троицы не двумя, а тремя перстами". Больной дал обещание. Проснувшись на другой день, он почувствовал себя совершенно здоровым. Тотчас он рассказал всем о чудесном своем исцелении и вскоре отправился в Верхотурье, за двести верст от того завода, где он жил, и здесь исполнил все, что повелел сей славный чудотворец и защитник Православия в стране Сибирской.

По просьбе некоторых почитателей святого Симеона в 1763 г. было произведено новое освидетельствование святых мощей его. Производившие осмотр с немалым усердием и великим старанием собирали все сведения как о житии праведного, так и о посмертных чудесах, истекавших в разное время от нетленных мощей сего угодника Божия.

Между тем чудесные исцеления все продолжали истекать от гроба праведного Симеона, как бы некий водный поток, никогда не иссякающий. Из многих чудес, бывших в то время, особенно замечательно одно - исцеление казака Феодора Кайдалова, проживавшего в городе Сургутском Тобольской епархии. О сем сам исцелевший рассказывал следующее.

"Случилось мне, - говорил он, - в 1790 г., в день Рождества Христова, быть в дому двоюродного моего брата, священника Иоанна Иоанновича Кайдалова. Тут я узнал, что у брата его есть порох и просил принести его сколько-нибудь. Брат согласился и принес в мешке двадцать фунтов пороха. Этот мешок с порохом положен был среди комнаты на полу. Мне вздумалось попробовать бывшее со мною ружье. Зарядив его тем порохом, я едва спустил курок, чтобы выстрелить, как искра от кремня в курке нечаянно упала в тот мешок. От того последовал ужасный взрыв, которым сбросило потолок со всего дома, хозяина оглушило и опалило, а у меня, так как я стоял еще ближе к мешку, все платье и тело обгорело так, что по местам обнаружились кости. С течением времени тело мое покрылось ранами и стало гнить, а в ранах завелись черви и все более и более грызли мое тело. В таком болезненном состоянии в ночь на 1-го января я имел утешительное видение. Некий старец благообразного вида советовал мне идти поклониться святым мощам праведного Симеона, обещая, что сей угодник Божий подаст мне исцеление. С того времени я постоянно имел в мыслях праведного Симеона и положил непременное намерение с искренним обетом - съездить в Верхотурье помолиться праведному при раке и святых мощах его. Исполнение обета имело спасительное для меня действие, и через полтора месяца я совершенно исцелился".

Благоговейное уважение к праведному, озаряющему своими чудесами Сибирскую страну, все возрастало и увеличивалось. Супруги Турчаниновы в 1798 г. соорудили новую медную раку для мощей святого угодника Божия, а в 1808 г. в селе Меркушине была воздвигнута одним верхотурским жителем каменная гробница вместо прежней деревянной. Она была сооружена над самой могилой праведного, из коей истекает источник воды, не повреждающийся в сосудах, хотя бы и долго приходилось ей стоять. И до сего времени поклоняющиеся мощам праведного Симеона посещают и сие место, берут с собой воды из источника. По усердной молитве и призывании имени святого Симеона часто от сей воды подаются верующим различные исцеления недугов душевных и телесных.

Особенно замечательно одно чудо праведного Симеона, который быстро наказывает людей, недугующих неверием, но быстро и помогает им, если они раскаялись и от всего сердца обратились с молитвой к ходатайству его. Одна женщина, Ксения Феодорова, - это было в начале XIX столетия в Верхотурье, - взошла в Николаевский храм, где почивали мощи праведника, но сделала сие не по искреннему расположению сердца, а скорее из любопытства. В то время в храме была одна знатная женщина, по просьбе которой были совершенно открыты святые мощи праведного Симеона. Враг рода человеческого всегда старается уловить в свои коварные сети слабых и колеблющихся; сей древний завистник людей вложил Ксении в сердце сомнение. При виде обнаженных мощей она не только не воздала достойного поклонения им, но даже возгнушалась ими и небрежно удалилась из храма. Не успела она пройти и одной версты от города (она хотела возвратиться на место своего жительства), как вдруг поднялся страшный вихрь. Ветер поднял громадный столб пыли и мелкого песка, и вся эта пыль обрушилась на Ксению и совершенно засорила ей глаза. От песка она не могла видеть света, стала протирать глаза - но все было тщетно. Она было закричала спутницам, но те за свистом ветра не слышали ее. Тогда она поняла, что Господь покарал ее за сомнение. Она стала призывать имя праведного Симеона, и он тотчас же помог ей: к ней подошла одна спутница. Ксения попросила ее, чтобы она проводила ее к мощам угодника Божия Симеона. Дорогой она все время молилась и просила, чтобы Господь простил ей прегрешение. Придя в храм с твердой надеждой на облегчение, Ксения не обманулась в своем ожидании. Лишь только приложилась она к святым мощам, тотчас прозрела. Праведный Симеон избавил ее от недуга и вместе с тем от ее гибельного сомнения. Так много значит "молитва праведнаго поспешествуема" (Иак.5:16).

После бывшего еще раз в 1825 г. освидетельствования мощей праведного Симеона последовали еще новые чудеса, из которых примечательно одно, происшедшее в 1828 г. Осенью сего года в октябре одному из работавших на Кыновском заводе Агапию Рачеву нужно было сходить в дом, находившийся за заводским прудом. В это время по случаю сильных дождей были открыты на плотине шлюзы, а для пешеходов было перекинуто несколько досок. Рачев благополучно переправился. Но в доме он просидел до вечера, так что ему пришлось возвращаться в сумерки. Дойдя до плотины, он начал выбирать место для пере-хода. Введенный в заблуждение сильным шумом и оглушительным гулом падавшей вниз воды он удалился от того места, где был переход, и, думая скорее пройти плотину, ускорил шаг и вдруг упал в одно из самых опасных мест перед плотиной, где было более трех сажень глубины. Известно, что при открытых шлюзах вода со страшной силой напирает на проходы. Около одного такого прохода и упал в воду Рачев. Опасность была велика; казалось, ничто уже более не могло спасти упавшего. Неудержимым напором воды его уносило в проход - ему предстояла верная гибель. Находясь в таком отчаянном положении, Агапий стал призывать на помощь свт. Николая и праведного Симеона, и молитва его была услышана. Внезапно, сам не зная каким образом, он почувствовал, что в руках у него очутилась одна из балок, которые поддерживали мост. Ободренный, он громко стал звать на помощь, но никто не являлся. Долго он кричал, наконец стал изнемогать силами. Балка, за которую он держался, была толста, к тому же она осклизла. От холодной воды руки его стали коченеть. Еще несколько минут - и он должен был выпустить балку и погрузиться в воду. Тогда он опять стал внутренне молиться и дал обещание сходить в Верхотурье на поклонение святым мощам праведного Симеона. Угодник Божий, заступник находящихся в бедах и скорбях, помощник всех призывающих его, немедленно оказал Агапию свою чудную помощь. Вдруг прибежал народ, и вытащили утопающего. Велико было удивление всех, когда Агапий рассказал, как он спасся от верной смерти покровительством праведного Симеона.

Спустя шесть лет, именно в 1834 году, сей славный угодник Божий дивным образом исцелил от тяжкой болезни сына того же Агапия - Матфея Рачева. Явившись болящему во время забытья, праведный Симеон напомнил Матфею, что у него есть неисполненное еще обещание - сходить на поклонение в Верхотурский монастырь, после чего болящий вскоре поправился и исполнил свое обещание.

Не одни жители Западной Сибири получали по молитвам святого различную помощь. И за пределами Западной Сибири святой Симеон дивным образом проявлял силу, дарованную ему Всеблагим и Всемогущим Господом. Так, в 1844 г. произошло исцеление в Петербурге одной женщины Авдотьи Парфеньевой.

Много и других чудотворений было совершено по молитвам сего святого угодника Божия. Всем призывающим его с верою подается заступление, от огня спасение, болящим - исцеление, глухим - слух, немым - разрешение уст, плененным - освобождение. И доныне продолжают истекать различная чудеса от мощей сего славного угодника Божия по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава, хвала и благодарение во веки. Аминь.

***

Молитва праведному Симеону, Верхотурскому чудотворцу:

  • Молитва праведному Симеону Верхотурскому . Симеон Верхотурский (Меркушинский) стяжал свою святость в миру молитвами, отшельничеством, странничеством, трудами и помощью людям. Ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах (это одно из первых чудес от его мощей)

Акафист праведному Симеону Верхотурскому:

Житийная и научно-историческая литература о праведном Симеоне Верхотурском:

  • Праведный Симеон Верхотурский - Православие.Ru
  • Праведный Симеон, Верхотурский чудотворец - Владимир Блинов
  • И небо становится ближе... Праведный Симеон Верхотурский - Православие и мир
  • Житие и чудеса праведного Симеона Верхотурского - Русские святые



Top