Николай задумчиво постукивая пальцем по стеклу. Знаки препинания при цитатах и прямой речи

Батарея Раевского - ключевая точка Бородинского сражения. Артиллеристы пехотного корпуса генерала-лейтенанта Раевского проявили здесь чудеса храбрости, мужества и воинского искусства. Укрепления на Курганной высоте, где была расположена батарея, были названы французами «могилой французской кавалерии».

Могила французской кавалерии

Батарея Раевского была установлена на Курганной высоте в ночь перед Бородинским сражением. Батарея предназначалась для обороны центра боевого порядка русской армии.

Огневая позиция Батареи Раевского была оборудована в виде люнета (люнет - открытое с тыла полевое или долговременное оборонительное сооружение, состоящее из 1-2 фронтальных валов (фасов) и боковых валов для прикрытия флангов). Фронтальный и боковые брустверы батареи имели высоту до 2,4 м и защищались спереди и с боков рвом глубиной 3,2 м. Перед рвом на удалении 100 м в 5-6 рядов располагались «волчьи ямы» (замаскированные углубления-ловушки для вражеской пехоты и кавалерии).

Батарея Раевского состояла из 18 полупудовых единорогов и 12-фунтовых пушек. Гарнизон батареи состоял из артиллеристов 26-й и 12-й артиллерийских рот, входивших в состав 7-го пехотного корпуса Николая Николаевича Раевского.

План-реконструкция Батареи Раевского.

Отреставрированный фрагмент бруствера батареи.

Орудия батареи вели огонь по французским войскам на новой Смоленской дороге, деревням Семёновское и Горки. Батарея Раевского выполняла роль главного опорного пункта всей бородинской позиции. Вместе с Багратионовыми флешами батарея была объектом неоднократных атак наполеоновской пехоты и кавалерии. В её штурме были задействованы несколько французских дивизий и почти 200 орудий. Все склоны Курганной высоты были усеяны трупами захватчиков. Французская армия потеряла здесь более 3000 солдат и 5 генералов.

Действия Батареи Раевского в Бородинском сражении - один из ярких примеров героизма и доблести русских солдат и офицеров в Отечественной войне 1812 года.

Генерал Раевский

Легендарный русский полководец Николай Николаевич Раевский родился в Москве 14 сентября 1771 года. Военную службу Николай начал в 14 лет в Преображенском полку. Он принимает участие во множестве военных компаний: турецкой, польской, кавказской. Раевский зарекомендовал себя как умелый военачальник и в 19 лет его произвели в подполковники, а в 21 год он стал полковником. После вынужденного перерыва возвращается в армию в 1807 году и активно участвует во всех крупных европейских сражениях того периода. После заключения Тильзитского мира принимает участие в войне со Швецией, позже с Турцией, по окончании которых его производят в генерал-лейтенанты.

Николай Николаевич Раевский. Портрет работы Джорджа Доу.

Особенно ярко талант полководца проявился во время Отечественной войны. Раевский отличился в битве под Салтановкой, где сумел остановить дивизии маршала Даву, намеревавшиеся предотвратить объединение русских войск. В критический момент генерал лично повёл в атаку Семёновский полк. Затем была героическая оборона Смоленска, когда его корпус сутки удерживал город. В Бородинском сражении корпус Раевского успешно защищал Курганную высоту, которую французы особенно яростно атаковали. Генерал принял участие в Заграничном походе и Битве народов, после чего вынужденно оставил армию по состоянию здоровья. Умер Н. Н. Раевский в 1829 году.

Батарея Раевского в 1941 году

В октябре 1941 года Батарея Раевского опять стала одним из ключевых пунктов обороны на Бородинском поле. На её склонах располагались позиции противотанковых орудий, на вершине находился наблюдательный пункт. После того как Бородино было освобождено и укрепления Можайской линии обороны приводились в порядок, курганной высоте была оставлена роль ключевого опорного пункта. На ней были возведены несколько новых ДОТов.

Война 1812 года всколыхнула всю Россию, наложила отпечаток на судьбы многих людей. Она объединила все общество, всех русских людей, которые встали на защиту своего Отечества.

Толстой очень тонко прочувствовал эту войну, настроение людей, принимавших в ней

Непосредственное участие. В каждом эпизоде этой войны он раскрывает характеры героев, их настроение. Победа в войне 1812 года - победа всего русского народа.

Перейдем непосредственно к данному эпизоду. События, происходящие в нем, затрагивают одного из главных героев романа - Пьера Безухова. Подъезжая к месту военных действий, Пьеру непременно “захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки”, он был охвачен той торжественностью, которая царила в душе Кутузова и его свиты. “На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота

Чувства, которое Пьер замечал вчера...” В этот момент Пьер чувствовал себя частью

Всех, он захотел принять участие в этих событиях. Улыбка радости и застенчивости не сходила с его лица перед началом сражения.

Но вот он подъехал поближе, потерял из виду своих проводников и остался один возле поля битвы. В этот момент Пьер растерялся. Теперь его окружали недовольные взгляды солдат, которые не понимали, для чего этот толстый человек в белой шляпе здесь топчется.

Солдаты, которые толкали лошадь Пьера, возможно, уже не раз принимали участие в

Войне, они знали цену жизни, боялись ее потерять в этой кровавой войне. Но одновременно понимали, что каждый из них обязан идти против другого человека, может

Быть, такого же солдата, с такими же мечтами, как и у него, но имя тому солдату - враг. И люди убивали друг друга в этой войне, каждый преследуя свою цель: освобождение

Отечества, с одной стороны, а с другой стороны - желание наживы, хотя, возможно,

Человек просто подчиняется приказам сверху, действуя бесцельно.

Пьеру эти чувства были непонятны, а эта война была в его жизни первой. Пьер ощущал себя лишним, “не на своем месте и без дела”, боясь опять помешать кому-нибудь. Он взошел на курган, устроился в конце канавы и с “бессознательно-радостною улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него”.

Появление “невоенной фигуры” Пьера сначала неприятно поразило солдат. Они с

Любопытством разглядывали его, косились на его фигуру. Но это отношение к Пьеру вскоре переменилось, а случилось это тогда, когда они увидели Пьера, прохаживающегося под выстрелами так же спокойно, “как по бульвару”. Солдаты приняли Пьера в свой

Круг, дав ему прозвище “наш барин”. Пьер забавлял солдат, они иногда подшучивали над

Ним, но для них стало неожиданностью, когда он заговорил с ними на равных. И это

Радовало их, недоброжелательность в их взгляде пропала. Пьеру понравились люди,

Окружающая его обстановка. Его радостное настроение не проходило до тех пор, пока он

Не увидел мертвого солдата, одиноко лежащего на лугу. Да, Пьер и раньше видел

Трупы людей, но в тот момент он не понимал этого, не заострял внимания. А теперь он

Сидел и вглядывался в окружающие его лица, поступки людей, их поведение. Безухов

Заметил, что солдаты с хохотом разговаривали между собой, смеялись, шутили над пролетающими снарядами, как будто не замечали того, что пули и снаряды попадали в

Намеченные мишени, в тех людей, которые еще минуту назад также смеялись вместе с ними, а теперь их изуродованные тела лежат на поле битвы. С каждым попавшим ядром оживление все более разгоралось. Но это веселье - не легкомыслие перед смертью, а нервное напряжение.

Пьер не смотрел на пожар, пылающий на поле сражения, он был поглощен “в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же разгорался и в его душе”. Чувство торжественности постепенно затухало в нем, на место этому чувству

Приходил ужас. Пьер наблюдает за сражением, за тем, что каждую минуту из пекла выносят раненых и убитых. Он видит, что на поле лежат неубранные трупы. Но, по-моему, самое сильное впечатление на Пьера произвела смерть молодого офицера, которая произошла на его глазах. Все для Пьера стало неясно и странно, взгляд его помрачнел. Вдруг неожиданный страшный толчок откинул его назад на землю, этот взрыв заставил Пьера оглянуться назад, вокруг. Все, что он увидел, ужаснуло его, он обезумел от страха.

Вспомним то настроение, в котором мы застали его в начале эпизода, а теперь сравним его с этим моментом. То радостное чувство исчезло, испарилось, оно сменилось чувством ужаса, неосознанностью действий. Пьер бежит от этого места, куда глаза

Глядят. И в этот момент он сталкивается с французским офицером. Возможно, Пьер и не

Понял, что перед ним враг, но он инстинктивно стал обороняться от толчка. Он схватил офицера за горло и начал душить его. “Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать “Я ли взят в плен, или он взят мною?” - думал каждый из них”. Происходит столкновение двух людей, двух врагов. Тот, кто сильнее, тот и останется живым. По-моему, это неразумно, жестоко. Толстой пытается донести до нас смысл этого столкновения и не только этого. Француз и русский в данных условиях два врага. События заставили их пойти друг против друга, но это неправильно. И француз и русский, в первую очередь, - люди. У каждого из них своя судьба, жизнь, семья. Люди должны заниматься тем делом, которое им по душе. Они бы так и делали, но вот рождается человек с противоположными взглядами, склонный к конфликтам, который ставит перед собой задачу и идет к ее осуществлению твердыми шагами, переступая через других людей. Чаще всего эти люди стремятся к власти. Одним им до этих высот не добраться, и вот тут-то и начинается самое главное: пользуясь властью, они вовлекают в свои дела других людей и при их участии добиваются определенных целей.

Чаще всего это достигается вооруженным путем. А это, в свою очередь, порождает

Смерть, ведь никакая война не обходится без кровопролития и смерти. Этот ужас, который

Творится на поле брани, трудно передать словами, но Толстому это удалось.

Вдумайтесь в эти слова, которые выходили из-под пера великого писателя: “Толпы

Раненых... с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи”. Как много в этих строках ужасного, всколыхнувшего души многих читателей. Суть этого романа, этого эпизода - отношение Толстого к войне вообще. Он не принимает войну, противится ей. Он в этом эпизоде ни на каплю не приукрашивает события и в то же время не искажает действительность. Он просто рисует пером эту войну в тех красках, в которых ее видели участники: Пьер, краснорожий солдат. Обстановка, в которой, в конечном счете, оказался Пьер, была благоприятна для убийства, так как люди

Были доведены до предела, их покидал разум. Но Толстой не может оправдать убийства даже патриотическим чувством: война не выход из положения, нельзя бросать людей в огонь, обрекая их на смерть, из-за желания какой-то мелкой кучки индивидуумов. Это Толстой и показывает нам в этом эпизоде.

Да, враг должен покинуть территорию России, но это не оправдывает убийства тысяч людей с обеих сторон. Француз ли он, русский ли - все они люди - вот эта мысль волнует Толстого, и он доносит ее до нашего сознания.

До “Войны и мира” не было в русской литературе произведения, где психология всего народа была бы воплощена столь верно, и главное - была бы так близка авторскому взгляду на историю и развитие цивилизации.

Роль эпизода “На батарее Раевского” в романе Толстого велика: именно здесь мы открываем для себя отношение Толстого к войне, к ее последствиям, к ее никчемности,

Противоестественности человеческому существованию.

(по Л.Н.Толстому «Война и мир»)

Война 1812 года всколыхнула всю Россию, наложила отпечаток на судьбы многих людей. Она объединила всё общество, всех русских людей, которые встали на защиту своего отечества.

Толстой тонко прочувствовал эту войну, настроение людей, принимавших в ней непосредственное участие. В каждом эпизоде этой войны он раскрывает характеры героев.

Перейдём непосредственно к эпизоду приезда Пьера Безухова к полю предстоящего сражения. Когда Пьер впервые взошёл на курган, он «замер от восхищения перед красотою зрелища», он непременно захотел «быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки». Он стоял очарованный торжественностью, окружавшей его, которая также царила в душе Кутузова и его свиты. «На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которую Пьер замечал вчера». В этот момент Пьер чувствует себя частью всех, и он захотел принять участие в предстоящих событиях. Улыбка радости и застенчивости не сходила с его лица перед началом сражения. Но вот он решается подъехать ближе. Потеряв из виду своих проводников, Пьер остаётся один и, проехав немного, оказывается на батарее Раевского, которая впоследствие окажется одним из самых важных мест Бородинского сражения.

Появление «невоенной фигуры» Пьера неприятно поразило солдат. В этот момент он растерялся: его окружали недовольные взгляды людей, которые не понимали, для чего этот толстый человек в белой шляпе здесь топчется: «Солдаты, проходя мимо его, удивлённо и даже испуганно косились на его фигуру». Пьер ощущал себя лишним, «не на своём месте и без дела», боясь помешать кому-нибудь. Он взошёл на курган, устроился в конце канавы и с «бессознательно-радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него».

Но отношение солдат к Пьеру вскоре переменилось, а случилось это тогда, когда они увидели его прохаживающегося под выстрелами спокойно, «как по бульвару». Солдаты приняли Пьера в свой круг, дав ему прозвище «наш барин». Сначала Пьер был для солдат только забавой, многие подшучивали над ним, пока Пьер не заговорил с ними как равный, «они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их».

Этот эпизод раскрывает образ Безухова как простого, доброго человека, лишённого сословных предрассудков и аристократизма. Пьеру понравились люди, окружавшая его обстановка. Его радостное настроение не проходило до тех пор, пока он не увидел мёртвого солдата, одиноко лежащего на углу. Да, Пьер и раньше видел трупы людей, но не заострял на этом внимания. А теперь он сидел и вглядывался в окружающие его лица, поступки людей, их поведение.

Безухова поразило то, что солдаты с хохотом разговаривали друг с другом, шутили. Смеялись над пролетающими снарядами. С каждым попавшим ядром оживление всё более и более разгоралось: «Чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня». Безухов не смотрел на пожар, полыхающий на поле сражения, он был поглощён созерцанием происходившего на батарее, он чувствовал, что всеобщее оживление «точно так же разгорается его душе». Пьер видел перед собой солдат, которые не столько боялись смерти, сколько не хотели замечать её. Но пули и снаряды всё-таки попадали в намеченные цели, в тех людей, которые ещё минуту назад также смеялись вместе с ними.

Чувство торжественности постепенно затухало в нём, вместо этого приходил ужас. Пьер наблюдал за сражением, за тем, как каждую минуту выносили из пекла раненых и убитых.

Но самое сильное впечатление произвела на Безухова смерть молодого офицера, стоявшего рядом с ним, «всё сделалось страшно, неясно и пасмурно в глазах Пьера».

Вдруг, когда Пьер побежал помочь солдату принести новых патронов из резерва, неожиданный страшный толчок откинул его назад, на землю. Этот взрыв заставил Пьера оглянуться. Всё, что он увидел, ужаснуло его, он обезумел от страха.

Пьер бежит от этого страшного места куда глаза глядят и в этот момент сталкивается с французским офицером. Возможно, Пьер и не понял, что перед ним враг, но он стал инстинктивно обороняться, схватил офицера за горло и начал душить его. «Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чужие друг другу лица, и оба были в недоумении, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен, или он взят мною?» - думал каждый из них».

Происходит столкновение двух людей, ставших в Отечественной войне 1812 года врагами. Толстой пытается донести до нас смысл этого неразумного, жестокого столкновения, в котором остаётся жив тот, кто сильнее. Совершающиеся события заставили их пойти друг против друга, но, по мнению Толстого, это бесчеловечно. И француз, и русский, в первую очередь, - люди. У каждого из них своя судьба, жизнь, семья.

Пьер уже не мог воспринимать происходившего: «Нет, теперь они остановят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали». Эти два часа, проведённые Пьером на месте сражения, многое изменили в его душе. Он видел, как умирают простые люди, и сам чуть не был убит. После всего увиденного им в первой в его жизни настоящей войне Пьер понял всю никчемность и ничтожность его прошлой жизни. Такая же мысль появилась ранее, во время Аустерлицкого сражения, и у князя Андрея. Случившиеся с Пьером события на батарее Раевского стали одними из важных для его душевных исканий.

Этот ужас, происходивший на поле брани, трудно передать словами, но Толстому это удалось. Вдумаемся в слова писателя о последствиях битвы: «Толпы раненых…, русских и французев, с изуродованными от страдания лицами шли, ползли и на носилках неслись с батареи». Как много в этих строках ужасного, всколыхнувшего души многих читателей.

В этом эпизоде видно отношение Толстого к войне вообще. Он не принимает войну, считая её сумасшествием. Толстой не может оправдать убийства, даже если оно вызвано патриотическим чувством., ведь война – не выход из положения. Нельзя бросать людей в огонь, обрекая их на смерть, - таков вывод писателя-гуманиста. Вот что хочет сказать нам автор в этом эпизоде.

До «Войны и мира» не было в русской литературе произведения, где чувства народа были бы переданы настолько верно, а главное, были бы так близки автору.


В победу и возлагает все надежды на храбрость и неустрашимость русских воинов. Все многочисленные воспоминания современников свидетельствуют о героических подвигах русских солдат и офицеров. Бородинское сражение показало, до какого героизма, стойкости и самоотверженности может подняться армия, защищающая свою родную землю, ведущая справедливую войну. Бородинское сражение изобиловало примерами...

Труда, превращающее человека в придаток машины. Он отрицает научно-технический прогресс, направленный на увеличение роскоши и удовольствий, на умножение материальных потребностей, а следовательно, на развращение человека. Толстой проповедует возврат к более органичным формам жизни, призывает к отказу от излишеств цивилизации, уже угрожающей гибелью духовным основам жизни. Учение Толстого о семье...

Жизни. В психологическом плане - это торжество человечности. 2 Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» объединяет в себе три жанрово-художественных формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет. Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, ее ошеломляющие результаты - это, конечно, фантастика. Но для Булгакова она послужила лишь сюжетной основой для...

... : "Цель художника... в том, чтобы заставить людей любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях". Говоря о своем романе, Лев Николаевич Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию "света Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на...

Текущая страница: 3 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Знаки препинания при цитатах и прямой речи

Упражнение 18

Расставьте пропущенные знаки препинания в предложениях с цитатами и прямой речью.

1. В Грозе подчеркивал А.Н. Добролюбов есть что-то освежающее и ободряющее.

2. Н.А. Некрасов призывал поэтов так писать свои произведения чтобы словам было тесно мыслям просторно.

3. Говоря о рассказе И.С. Тургенева Хорь и Калиныч В.Г. Белинский восклицает С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души.

4. Чацкий готовился серьезно к деятельности Он славно пишет, переводит…

5. По внешнему своему положению он (Обломов) барин; у него есть Захар и еще триста Захаров.

6. Лежа еще в постели Онегин получает три приглашения на вечер; он одевается и в утреннем уборе едет на бульвар и гуляет там до тех пор пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед.

7. Старуха Ларина служанок била осердясь брила лбы и стала звать Акулькой прежнюю Селину.

8. Служанки собирая ягоды пели по барскому приказанию песни для того чтобы барской ягоды тайком уста лукавые не ели.

9. Калашников запирает свою лавочку дубовою дверью да немецким замком со пружиною.

10. Николай задумчиво постукивая пальцем по стеклу сказал Вы не похожи на себя сегодня Саша.

11. Вошла секретарша и доложила Инженеры ждут в кабинете директора.

12. У всех присутствующих на устах был один и тот же вопрос Неужели это правда?

13. В голове у меня промелькнула мысль Лучше мне уехать отсюда.

14. Идем холодно сказал Макаров и угрюмо спросил Что молчишь?

15. Здравствуйте капитан (Сс)казал пришедший обратясь ко мне.

17. Разрешите мне сказать несколько слов (Пп)опросила девушка.

18. Мне нужно с вами поговорить (Чч)уть слышно сказал он.

19. Вперед! (Кк)рикнул проводник.

20. Может быть мы никогда больше не увидимся (Сс)казал он мне. Перед разлукой я хотел с вами объясниться.

21. Скажите спросила его Елена между вашими товарищами были замечательные люди?

22. Теперь не пропаду подумала я тропинка куда-нибудь приведет.

23. Плохо сказал я ветер начинает дуть с юга.

24. Да разве мы будем просто так жить? (Сс) блестящими глазами говорил Володя Мы будем бороться правда Толя?

25. Ну раз явился сказал Максим так посиди с нами пять минут.

26. Из всех моих сражений говорил позже Наполеон самое ужасное то которое я дал под Москвой.

27. Славный малый! (Дд)умал про Мересьева Гвоздев. Упорный, упорный. Экая силища воли у человека.

Сложные предложения с различными видами связи

Упражнение 19

Расставьте нужные знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Выделите грамматические основы, составьте схемы всех предложений.

1. Единственное средство умственного общения людей есть слово и для того чтобы общение это было возможно нужно употреблять слова так чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.

2. Я не слышал о чем говорили мои соседи но мне казалось что речь шла обо мне.

3. Мы приехали в Петровское ночью и я спал так крепко что не видел ни дома ни березовой аллеи и никого из домашних которые уже все разошлись и давно спали.

4. Старик подозрительно взглянул на меня и уже по одному взгляду можно было угадать что ему все известно.

5. Чем ближе мы подходили к лесу тем прохладнее становился воздух и мы уже подумывали не лучше ли вернуться назад.

6. Когда певец закончил свое выступление все стали громко аплодировать и казалось что овации не будет конца.

7. Скоро выпал первый снег а река все еще не поддавалась холоду потому что все что замерзало по ночам вода разбивала днем.

8. Ехать с отцом мальчику очень хотелось но он еще никогда не выезжал из родной деревни и ему было страшновато от неизвестности что принесет ему дорога.

9. Я надеялся уснуть чтобы переждать самое жаркое время дня но все попытки в этом направлении кончились полной неудачей.

10. Все небо было усеяно мигающими звездами и Млечный Путь вырисовывался так ясно как будто его перед праздником помыли и потерли снегом.

11. Экзамен был назначен на следующий день и студенты которые жили в общежитии стали собираться группами чтобы повторить наиболее трудные вопросы по предмету.

12. Молча широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов и ему казалось что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства где живут чародеи и богатыри сказок.

13. День был солнечный жаркий и всем нам захотелось поскорее поехать за город чтобы искупаться в прохладной реке.

14. Один из нас хотел было выйти из лодки но едва он ступил на берег как провалился и увяз по колено.

15. Развитие естественных наук в наш век научно-технического прогресса идет столь быстрыми темпами что человек все больше проникает в тайны природы и ученые решают задачи которые еще недавно казались неразрешимыми.

16. К вечеру пошел дождь снег почти растаял и хотя дорога стала еще грязнее но все же лошадям стало легче идти.

17. Значительная часть пути была уже пройдена и люди решили что имеют право сделать кратковременный отдых чтобы не слишком устать.

18. Был девятый час утра и хотя жители уже давно встали людей на улице было немного.

19. Снег засыпал следы и если снегопад не прекратится к ночи следов можно будет не опасаться.

20. Плакучие ивы купали в озере свои ветви и кое-где берега поросли осокой в которой прятались большие желтые цветы покоившиеся на широких плавучих листьях.

21. Ночью я почувствовал боль в ноге и когда встал утром она оказалась сильно распухшей.

22. Занавес поднялся и как только публика увидела своего любимца театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков.

23. И когда он вернулся в избу то его лицо волосы и одежда были мокры точно они насквозь пропитались едким болотным туманом.

24. Самолеты гудели уже где-то над самой головой и хотя их не было видно точно черная тень от их крыльев прошла по лицам девушек.

25. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла как дневная тоска забыта все прощено и степь легко вздыхает широкою грудью.

26. Был уже весенний месяц но по ночам деревья трещали от холода как в декабре и едва высунешь язык как его начинало сильно щипать.

27. Волчиха была слабого здоровья мнительная она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том как бы дома без нее кто не обидел волчат.

28. Ей казалось будто за деревьями в потемках стоят люди и где-то за лесом воют собаки.

29. Часто один и тот же поступок расценивается по-разному одни считают поступок храбрым другие находят что человек не сделал ничего особенного.

30. Однообразная трескотня убаюкивает как колыбельная песня едешь и чувствуешь что засыпаешь но вот откуда-то доносится тревожный крик неуснувшей птицы.

Контрольные тесты по пунктуации

Тест № 1

Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми .

1. 1) Кот кабатчицы хитрый сластена и подхалим притащил из сада скворца.

2) Помороженный, простуженный, отдыхает он герой .

3) У вас ли друзей закадычных мне прощения просить?

4) Великий русский композитор Чайковский был профессором Московской консерватории.


2. 1) Отвернувшись он стал смотреть на другой берег.

2) Князь говорил мне, что он тоже будет работать и что заработав денег мы поплывем до Батума.

4) Его байки слушали развесив уши .

5) Солнечные блики от воды бежали по берегам потухая в кронах деревьев .


3. 1) Обнаруженная поблизости сторожка стоит пустая.

2) Огромное солнце тусклое и оранжевое опускается в быстро растущую тучу.

3) Под ногами похрустывает пахнущий влажной свежестью мартовский снег.

4) Весенней негой утомлен я впал в невольное забытье.

5) Андрей Гаврилович изумленный неожиданным вопросом в тот же день написал ответ.


4. 1) Иные пловцы случалось

2) Однако пора сказать несколько слов о месте, куда мы приехали.

3) В итоге

4) Таким образом задача имеет единственное решение.


5. 1) На временное исчезновение его она смотрела как на неприятное обстоятельство .

2) Я видел как звезды стали туманиться и терять свою лучистость .

3) Стали его искать, а он как в воду канул .

4) Как одаренный человек отец Чехова любил петь, играл на скрипке, рисовал.

5) Я страдал за милого, доброго Ивана Андреевича как за сына .


Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая .

6. 1) Киселев был человек самомнительный _ и не терпел своеволия.

2) Пес дышал едва заметно _ и глаза его были закрыты.

4) Река едва светлела _ и бесшумно катились ее прозрачные воды.

5) Солнце сползло с зенита, тени удлинились _ и зной стал мягче.


7. 1) В углу комнаты стоял старинный _ дубовый шкаф.

2) С моря подул свежий _ бодрящий ветерок.

3) Весь вечер Ленский был рассеян _ то молчалив, то весел вновь.

4) Целую жизнь он потом _ если не рассказывал, то вспоминал эту историю.


8. 1) Я решил, что _ хотя ты и не принимал участия в разговоре, мы единомышленники.

2) По мере того _ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.

3) Он решил, что _ если его ждут такие мучения, то лучше умереть.

4) Нам нужно знать _ не изменили ли вы своего решения.

5) Дай высказать все то _ чем сердце полно.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.


9. 1) Нравится рисовать _ рисуй на здоровье.

2) Кроме нравственных мук, ему пришлось испытать еще и физические _ нестерпимо болело сердце.

3) Все радостно сияло вокруг нас _ небо, земля и воды.

4) Наступит весна _ все оживет.

5) На траве, на былинках, на соломинках _ всюду блестели нити осенних паутин.


10. 1) Господство над своими страстями _ есть свойство величия духа.

2) Конец сентября _ это пора осеннего листопада.

3) Знание _ самая надежная защита.

4) Важное правило благоразумия _ не выходить из себя.

5) Человек без воли _ что каша без соли.

Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.

11. Они прискакали к небольшой речке _ 1 называвшейся Татаркою _ 2 впадающей в Днепр _ 3 кинулись в воду с конями своими _ 4 и долго плыли по ней _ 5 чтобы скрыть след свой.

12. Сабуров посмотрел на выгружавшихся из вагонов солдат _ 1 и ему захотелось _ 2 как можно скорее _ 3 добраться до Волги _ 4 и _ 5 переправившись через нее, почувствовать сразу, что его личная судьба будет решаться только на том берегу.


13. 1) Перед ними высилась гора, взобравшись на которую можно было увидеть Тивериадское озеро.

2) Эти картины где-то уже не раз виденные, производили тем не менее хорошее впечатление.

3) В Большом театре на следующей неделе состоится премьера нового балета.

4) Мы идем с Ладой, моей охотничьей собакой вдоль небольшого озерка.

5) Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей, про птичьи разговоры, про синие просторы, про смелых и больших людей.

Тест № 2

Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми.

1. 1) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы.

2) К нему юнцу придет со временем уважение к морщинам и сединам.

3) Доктринер и несколько педант он любил поучительно наставлять.

4) Великий русский физиолог Иван Павлов написал многочисленные труды по высшей нервной деятельности.


2. 1) Листва берез висит не шелохнувшись .

2) С берега долетал то затихая, то усиливаясь шелест подсыхающей травы.

3) Одеваясь он мысленно распределил свой день.

4) Князь говорил мне, что он тоже будет работать и что заработав денег мы поплывем до Батума.

5) Приходилось сидеть сложа руки и ждать.


3. 1) Юный лес в зеленый дым одетый теплых гроз нетерпеливо ждет.

2) Внимание привлекли повешенные на видных местах плакаты.

3) По бирюзовому небосклону высокому и прозрачно-нежному поднимался золотистый шар солнца.

4) Поднявшийся ночью ветер раздувал пламя костра.

5) Утомленный долгой речью я закрыл глаза и заснул.


4. 1) Иные пловцы случалось заплывали версты за три от берега.

2) В итоге наши футболисты заняли второе место.

3) Счастье казалось таким огромным.

4) Как нарочно дожди и холод продолжались весь май.


5. 1) Как любящая мать она старалась оградить сына от всяких житейских невзгод.

2) Мир оплывает как свеча , и пламя пальцы обжигает.

3) Ее сердце сильно билось, руки были холодны как лед .

4) Он не мог без смущения видеть как она краснела при встрече с ним .

5) Больная оставляла жизнь без сожаления, не боялась смерти и приняла ее как благо .


Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

6. 1) Вода была холодная_ и с меня сразу согнало усталость.

2) На мостике появился капитан_ и по его лицу было видно, что он недоволен.

3) Я вынул из кармана написанные несколько дней назад стихи_ и по просьбе товарища прочел их.

4) Отец уже спал, в кабинете было давно тихо_ и все в усадьбе тоже спало.

5) Охотник от холода переминается с ноги на ногу_ и, чтобы согреться, хлопает себя руками по бокам.


7. 1) А вокруг были дым_ и бой, и смерть.

2) Отца вы найдете_ если не в кабинете, то в саду.

3) Темные_ неосвещенные окна домов смотрели неприветливо и загадочно.

4) Лаевский то садился у стола_ то опять отходил к окну.

5) Большая_ хрустальная люстра украшала зал.


8. 1) Не знаю_ что с ним случилось.

2) Лишь_ когда она запела, я узнал ее прежний голос.

3) Не помню_ бывал ли я здесь раньше.

4) После некоторого молчанья я ему сказал, что_ если отец станет ее требовать, то надо будет отдать.

5) Здесь, на луговине, гулял ветерок, и_ пока мы отдыхали, ни один комар не пропищал над ухом.


Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.

9. 1) Он хотел сойти с места, бежать_ ноги не повиновались ему.

2) Тут его осенила мысль_ партизаны должны быть где-то поблизости.

3) Она как собака на сене_ сама не ест и другим не дает.

4) Ни жизнь, ни власть_ ничто меня не веселит.

5) В этой комнате всегда есть солнце_ и утром, и во второй половине дня.


Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

10. 1) Чувствовать себя нужным_ самая большая радость в жизни.

2) Постигать характеры и улавливать настроение_ великая мудрость.

3) Материя_ есть объективная реальность, существующая независимо от воли и сознания людей.

4) Самое интересное в рассказах Паустовского_ это люди.

5) И сама она_ словно распустившийся цветок.


Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.

11. Морозы упали_ 1 и ветер казался теплым_ 2 весенним_ 3 хотя на дворе был еще только февраль_ 4 не обещающий тепла_ 5 и весны.

12. Более получаса расхаживал я в недоумении перед забором_ 1 так что обратил на себя внимание старой_ 2 дворовой собаки_ 3 которая_ 4 однако_ 5 не стала на меня лаять.


Отметьте номера предложений, где пропущена запятая.

13. 1) Здесь видно, раньше была кладовая.

2) Он не мог без умиления смотреть в ее черные, как мокрая смородина глаза.

3) На противоположном берегу реки в воду врезались уступы издали похожие на огромных животных, приникших к воде.

4) Какой-то холодный круг, то суживаясь, то расширяясь сжимал его голову.

5) В пальтишке с бархатным воротником он гулял по вечерам по бульвару, не привлекая к себе внимания.

Контрольные задания на повторение всех правил орфографии и пунктуации

Текст № 1

(Не)долго думая я высмотр. л место в тени пр. тащил туда новую ц. новку вид которой кажет. ся подал мне первую мысль спать здесь и с гр. мадным уд. вольстви. м ра. тянулся на ней. Закрыть глаза утомлё. ные солнечным светом было очень пр. ятно. Пришлось однако (полу)открыть их что(бы) рас. тегнуть шт. блеты ра. пустить пояс и положить что(нибудь) под голову. Я увид. л что туземцы стали (полу)кругом в некотором отд. лении от меня в. роятно уд. в-ляясь и делая пр. дпол. жения о том что будет дальше.

Одна из фигур которую я вид. л перед тем как снова закрыл глаза ок. залась тем самым туземц. м который чуть не ранил меня. Он стоял (не)далеко и ра. глядывал мои башмаки.

Я пр. помнил всё происшедшее и подумал что всё это могло (бы) кончи. ся очень с. рьёзно у меня пром. лькнула мысль что может быть это только начало а конец ещё впереди. Проснулся чу. ствуя себя очень осв. жённым. Судя по пол. жению со. нца должен был быть по крайней мере третий час. Значит я проспал два часа (с)лишком. Открыв глаза я увид. л несколько туземц. в с. дящих вокруг ц. новки шагах в двух от меня они разг. варивали (в)полголоса. Они были без оружия и смотрели на меня уже не так угрюмо.

Текст № 2

Расставьте, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

I. Чичиков в д. вольн. м ра. пол. жении с. дел в своей бричк… к. тившейся давно по ст. лбовой дорог… Из пред. дущей главы видно в чём состоял главный пр. дмет его вкуса и склон. остей потому (н..)диво что он скоро погрузился весь в него и телом и душою. Пр. дпол. жения сметы и сообр. жения блуждавшие по лицу его видно были очень пр. ятны ибо ежеминутно ост…вляли после себя следы д. вольной усмешки. Занятый ими он (н..)обращал (н..)какого вн. мания на то, как его кучер д. вольный приёмом дворовых людей Манилова делал весьма дельные зам. чания чубарому прист. жному коню запр. жён. ому с правой ст. роны.

II. Так р. суждая Селифан забрался (на)конец в самые отд. лен. ые отвлечен. ости. Если(бы) Чичиков пр. слушался то узнал(бы) много п. дробностей отн. сившихся лично к нему но мысли его так были заняты своим пр. дметом что один только сильный удар грома заставил его очнут. ся и посмотреть (во) круг себя всё небо было соверше. но обложено тучами и пыльная п. чтовая дорога опрыск. лась каплями дождя. Громовой удар ра. дался в другой раз громче и ближе и дождь хлынул как из ведра. (С)начал… принявши косое напр. вление хл. стал он в одну сторону кузова кибитки (по)том в другую (по)том изм. нивши образ нап. дения и сделавшись соверше. но прямым барабанил прямо (в) верх кузова.

(Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»)

Текст № 3

Расставьте, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

I. Море см. ялось. Под лёгк. м дун. вением знойного ветра оно вздрагивало и покрываясь мелкой рябью осл. пительно ярко отр. жавшей со. нце улыбалось голубому небу тысячами серебря. ых улыбок. В глубок. м пр. странстве между морем и небом носился весёлый плеск волн взб. гавших одна за другою на пологий берег песч. ной косы. Этот звук и блеск солнца тысяч. кратно отр. жё… – ого рябью моря г. рмонично сл. вались в непр. рывное дв. жение полное живой радости. Со. нце было счас. ливо тем что св. тило море тем что отр. жало его л. кующий свет.

II. В песок косы усея. ой рыб. й чешуёй были в. ткнуты дерев. ные копья на них в. сели невода бросая от себя п. утину теней. (Не)сколько больших лодок и одна маленькая стояли в ряд на песке волны взб. гая на берег точно м. нили их к себе. Б. гры вёсла к. рзины и бочки бе. порядочно в. лялись на косе среди них возвышался шалаш собр. ный из прутьев ивы лубков и рогож… Перед входом в него на суковатой палк… т. рчали подошвами в небо сапоги. И над всем этим хаосом возвышался дли. ный шест с красной тряпкой на конце тр. петавшей от ветра. В тени одной из лодок лежал Василий Легостаев к. раульщик на косе.

(М. Горький. «Мальва»)

Текст № 4

Расставьте, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

В п. лате было уже темно. Доктор п. днялся и стоя начал рас. каз. вать что пишут (за)границей и в Росси… и какое зам. чается теперь напр. вление мысли. Читая и (по)том ложась спать он всё время думал об Иван… Дмитриче а проснувшись на другой день утром вспомнил что вчера позн. комился с умным и интересным человеком и решил сходить к нему ещё раз при первой в. зможност… Иван Дмитрич лежал в такой(же) позе как вчера обхв. тив голову руками и поджав ноги. Лица его (не)было видно.

Здра. ствуйте мой друг сказал Андрей Ефимыч. Вы (не)спите (Во)первых я вам (не)друг прог. ворил Иван Дмитрич в подушку а (во)вторых вы напрасно хлопоч. те вы (не)добьётесь от меня (н..)одного слова.

Странно проб. рмотал Андрей Ефимыч в смущении. Вчера мы бесед. вали так мирно но вдруг вы почему(то) обид. лись… В. роятно я выр. зился как(н. будь) (н..)ловко или может быть высказал мысль нес. гласную с вашими уб. ждениями…

Да так я вам и поверю! сказал Иван Дмитрич пр. подн. маясь и глядя на доктора насмешливо и с тревогой. Я ещё вчера понял зачем вы приходили.

(По А. П. Чехову «Палата № 6»)




Top