Ночь в библиотеке сценарий мастер и маргарита. На балу у Воланда: в Научной библиотеке ТГУ прошел квест по роману «Мастер и Маргарита

Оформление и подготовка к празднику:
1. Подготовить и заранее вывесить красочное объявление о дате и месте проведения праздника.
2. В классах обсудить вопрос о костюмах.
3. Каждому классу приготовить тыквы как один из главных атрибутов праздника.
4. В актовом зале - столы от каждого класса, оформленные соответственно празднику. Сцена украшена черными и оранжевыми шарами.

Ход праздника:
1. Утром в фойе школы учеников встречают «страшилки» и требуют «trick or treat» - гостинец или шутку. Фойе украшено паучками, паутиной, привидениями.


2. 6 часов вечера 31 ноября актовый зал. Звучит музыка Бетховена «К Элизе». На экране слайды с изображениями:



Первый ведущий читает:

Белые свечи горят, Книга в начале открыта. Слова на обложке класят: «Мастер и Маргарита».

История вечной любви И ныне никем не забыта; Возвышенны чувством своим Мастер и Маргарита.

Помнят друг друга в разлуке, Обманом сердца не разбиты – Сплетаются снова их рук, Мастера и Маргариты.

Отравлены ядом злословья, И ядом в вине убиты, Связаны в смерти любовью Мастер и Маргарита.

Свечи тлеют уже едва, Книга кем-то уже закрыта. Как и прежде, чернеют слова: «Мастер и Маргарита».

Забудут про них все спустя много лет, Истлевших страниц не ищите, Но будет по-прежнему жить сюжет О Мастере и Маргарите.

На экране отрывок из фильма «Мастер и Маргарита» эпизод вальса на балу у сатаны. В более динамичном темпе второй ведущий:

Вечер умирал, наступала ночь, Необычный бал грянул во всю мощь … Воланд-господин, все темнейший князь, Приказал играть свой безумный вальс, Черной свиты хор подхватить готов Громкую хвалу сумеркам богов. Правит бал мессир – по делам воздаст Всем, кто из могил прилетел на вальс. Бал у Князя Тьмы Полночь без пяти, Пять минут, И душу не спасти … Вальс гремит на бис, вальсу вторит гром Шабашем ночным воздух заражен. И глядит мессир, молчалив и горд, Каждому воздаст по делам его, Слишком много зла здесь на одного! Здесь на одного!

Бал у Князя Тьмы Полночь без пяти, Пять минут, И душу не спасти … Тень … свет… темп убыстряется, Жизнь, смерть… перекликаются, Жар, бред, пытка надеждой и злость. Вот вам казнь и прощенье. Все, все в восхищении! Тень… свет… сердце вдруг оборвалось.

Бал у Князя Тьмы Полночь без пяти, Пять минут, И душу не спасти …

Маргарита: Я бессмертную душу свою во имя любви отдала князю тьмы, я ведьмою стала, чтобы надежду обрести увидеть того, кого больше жизни люблю. И Воланд сделал то, что захотел: мои страдания знаком темных сил он в вечную любовь преобразил.

Мастер: бедная, бедная моя Марго, сколько ты страдала, сколько пережила.

Воланд: Маргарита Николаевна, Мастер, сегодня нет места для печали. Сегодняшняя ночь 31 октября стирает грань между светом и тьмой, между жизнью и смертью. В честь этого события мною объявлен праздник, и я приглашаю вас в качестве почетных гостей вместе с моей свитой занять места судей (будут судить украшение стола, фонарь из тыквы, танцевально-вокальный номер и лучший костюм на дефиле). Коровьев, Гелла, Азазелло, Бегемот! Проводите королеву и Мастера.

Коровьев: Пройдемте, алмазная донна, пройдемте Мастер.

Бегемот: Сколько гостей! Королева в восхищении! Мы в восхищении!


Воланд: Праздник объявляется открытым!

Пусть все огни погаснут ночью. Для нас же это знак судьбы. Мы веселиться будем точно, Сегодня бал у Князя Тьмы. Звучанье шпор, шуршанье платьев, Но не обычны гости здесь. Тут нет чинов и нету званьев, В наличии только нечисть есть. Вампиры, оборотни, ведьмы. Всю нечисть сразу не назвать. В старинном замке зал есть, где мы Все вместе можем танцевать.

Звучит музыка. Исполняется танец.


Воланд: Сегодняшним вечером, накануне Дня всех Святых, ненадолго открывается граница между двумя мирами: миром Живых и темным миром Мертвых и мы ждем удивительных гостей и событий.

Ведущий: А сейчас главный магистр черной магии из Оксфорда (может быть учитель английского языка) проведет конкурс-аукцион с гостями на знание слов о Хэллоуине на английском языке. (Зрители из зала называют слова. Последний, назвавший слово, связанное с праздником, получает приз.)

Ведущий: Еще этот праздник называют – День всех святых. Хотя, достаточно лишь взглянуть на маскарадные костюмы, становится ясно, что ничего святого в этом нет. Историки могут подтвердить, что кельты, еще задолго до появления христианства, праздновали праздник Самайн, который похож на современный Хэллоуин. Кельты жили на территории современной Англии и Ирландии. Жизнь у них протекала по лунному календарю. Год они делили на темное и светлое полугодие. Темное полугодие начиналось 1 ноября. В честь этого и устраивался Самайн, что в переводе означает «конец лета».

Исполняется кельтский танец.

Ведущий: Кельты считали, что звериные шкуры, рога и чучела способны отпугнуть незваных гостей с того света от посевов и деревень. В связи с этим в те времена обязательным считалось "запугивание" духов страшными костюмами и масками, сооружение высоких костров для жертвоприношений богам-покровителям. Черная кошка всегда была верным спутником злых ведьм. Давайте попробуем изгнать это темное существо из нашего школьного дома.

Проводится конкурс «Изгнание кошки». На столах лежат черные кошки, вырезанные из картона. Рядом со столами – веники. Необходимо девочке с помощью веника и мальчику, дуя на кошку, вымести кошку из зала.

Ведущий: Праздник Хэллоуин отмечается до сих пор по традициям Самхайна. Этой ночью люди надевают различные костюмы. Устраивают маскарады и конкурсы. Главным символом праздника является устрашающего вида тыквенная голова с горящей свечой. Этой ночью дети стучатся в дома и кричат: «Угощай или пожалеешь!» Для того, чтобы защититься от этих маленьких «злых демонов» следует угостить их какими-нибудь сладостями, что является своего рода жертвой. Иначе их настоящие собратья по «легиону нечистых» вполне могут жестоко пошутить над вами.

Песня на английском языке « Halloween » в исполнении 9 класса.

Беседуют два вампира:

Коллега, как вам нравится вон та блондинка?

Мне больше нравится толстяк, что рядом с ней. В нём литра на полтора крови больше.

Воланд: Ежегодно устроители праздника Хэллоуин на престижных курортах и в дорогих отелях тратят огромные суммы на проведение праздника и на вручение призов. Например. Самый большой денежный приз в 25 тысяч долларов все в той же америке дается тому, кто вырежет самый оригинальный Джек-фонарь из тыквы. А знаете ли вы откуда появился Джек-фонарь? Первые Джек-фонари в древности вырезали не из тыквы, а из репы, они были небольших размеров и их выставляли по нескольку штук на каждое окно, а также подвешивали к воротам и крыше. Эта история, как считали наши предки, является истинным источником традиции - вырезать на Хэллоуин фонарь из тыквы. Она сама по себе может стать своеобразной страшилкой.

Ведущий : Жил-был славный парень по имени Джек. Однажды Джек повстречался с самим дьяволом. Джек был не из пугливых и пригласил сатану выпить с ним по кружечке пива. В пабе он уговорил дьявола превратиться в монету, чтобы было чем заплатить за пиво. Сатана, недолго думая, обернулся монетой. А Джек взял да и положил на монету серебряный крест. А крест, как известно, лишает дьявола сверхъестественных сил. И стал дьявол уговаривать Джека освободить его. А Джек и говорит: "Освобожу я тебя, но с одним условием - мою душу ты оставишь в покое, а когда я умру, быть мне не в аду, а в раю". И вот Джек состарился и умер, а в рай его не пускают. Джек пошел к дьяволу, а тот сказал, что условие сделки нарушить не может и в ад его не заберет. А на улице темно, ничего не видно, и куда теперь идти Джеку, он не знает. Выпросил он у сатаны горящий уголек, вырезал из тыквы фонарь, положил в нее уголек и с тех пор ходит по свету, угольком светит.

А сейчас мы предлагаем представить нам ваши тыквы.



В немецком лесу встречаются два вервольфа, один другому:

Как дела, как житуха? - Плохо, совсем фермеры достали. Курицу утащишь, так потом полдня тебя по полям на снегоходах гоняют. - Вот и я про тоже, давай, двигаем в Россию. Там нашего брата – оборотня уважают, в органы работать берут, погоны выдают …

Оборотни показывают «Магические чудеса»:
1. «Жуть» из воды.
Заранее на большом белом листе раствором фенолфталеина пишется слово «жуть», все высыхает. Готовится раствор щелочи. При демонстрации опыта на лист чистой бумаги «маг» брызгает «водой» - щелочью - своей «волшебной» метелкой, и на листе проявляется слово «жуть». Смотрится эффектно!
2. «Кровь» на руке.
Предварительно готовятся растворы родонида калия и хлорида железа (III), ватка и тупой нож. Оборотень просит самого смелого подойти к нему. Берет его руку, «дезинфицирует» ваткой, смоченной в коричневом (FeC13), говоря, что это йод, а затем опускает нож в раствор (NaOH), говоря, что это спирт. Артистичным жестом «режет» руку смельчака - на ней появляются следы «крови». Зрители в восторге! Тянут руки для опыта, который можно повторить еще два раза.
3. «Несгораемый» платок.
Оборотень показывает чудеса с «несгораемым» платком. Платок заранее смочен водой. Перед зрителями его смачивают в чистом спирте. Маг берет его за кончик щипцами и просит «страшилку» поджечь платок. Платок вспыхивает ярким пламенем, а через несколько мгновений пламя исчезает, но платок совершенно не «пострадал». Оборотень демонстрирует целый платок зрителям со всех сторон.

Ведущий: Теперь мы предлагаем вам погадать на яблоках. Хотите узнать свою судьбу? На каждом яблоке написано имя вашего будущего избранника. Попробуйте достать яблочко из воды без помощи рук.


Ведущий: Почему даже в 21- м веке ведьмы по – прежнему используют метлы? Просто пылесосы слишком тяжелы для полета. Исполняется танец ведьм. Вокальная группа исполняет песню на английском языке.
Игра с залом. Ведущий: Придумайте оригинальный ответ.

    Почему вампиры периодически обращаются к стоматологам ? Для улучшения прикуса. Почему вампиры не любят скелетов ?. С голодухи тяпнешь такого за шею, потом зубов не соберешь. Почему скелеты ничего не боятся? Им нечего терять кроме своих костей. Почему не все призраки выходят «в люди» на Хэллоуин? Просто некоторым из них нечего надеть. Нет подходящего тела. Как узнать вампира или человека вы видите в темном подземелье заброшенного замка? Выстрелите в него обычной пулей . Если он умрет, значит, это был человек, а если нет, то скоро умрете вы.
Ведущий: Для того, чтобы не стать жертвами духов и привидений, кельты гасили в своих домах огонь и надевали на себя звериные шкуры, чтобы отпугивать незваных пришельцев. На улице возледомов оставляли угощенье для духов, а сам народ собирался у костров, разводимых жрецами друидами, и приносил в жертву животных. Мы тоже нарядились в костюмы к нашему празднику. Давайте посмотрим, чей костюм самый оригинальный. (Парад костюмов под музыку).

Диалог ведущего и Воланда. Воланд: К сожалению, рано или поздно всему приходит конец. Вот и наш праздник приблизился к завершению. Ведущий: Подождите, стойте! Мы же не подвели еще итоги. - Какие итоги? Ты о чем? - А костюмы? А лампы? А все старания наших гостей? - Зачем все это надо? Ну сделали, ну и что? Разойдемся по тихому и всё. -Не вредничай, Воланд. Надо. - Ну ладно. Давай, начинай. Вручение грамот за лучший номер, костюм и лампу гостям вечера свитой Воланда. Воланд: А теперь вся нечисть выходит на улицу на шабаш. За мной, ребята! Вас ждет сюрприз! Все участники вечера выходят под музыку «Охотники за привидениями» во двор школы, где запускается фейерверк. Фото на память авторов сценария и организаторов праздника - учащихся 11 класса и их учителей.

«ТАНЦУЕМ С ВОЛАНДОМ, ИЛИ НОВОГОДНЯЯ ФАНТАЗИЯ»
(Театрализованная танцевально-развлекательная диско-программа
по мотивам романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Программа предназначена для проведения на открытой площади в дни школьных каникул. Помимо украшенной елки, стоящей в середине площади, представление предполагает наличие центральной эстрады и двух небольших побочных площадок. К этим местам действия можно добавить снежный городок с ледяными скалами, замками и т.д. Представление предполагает типовую театрально-дискотечную аппаратуру. Некоторые фрагменты программы, если они сложны для постановки, могут быть опущены. Танцевальные блоки ежедневно можно менять. Игра актеров и одежда персонажей предполагает «эффект отстраненности». У Деда Мороза из кармана торчат клещи, усы или борода могут отсутствовать. Фагот одет в клетчатый костюм и такую же кепку, Гелла – в телесного цвета трико и передник, на ней рыжий парик, Азазелло (он тоже в рыжем парике) появляется в ярком галстуке, котелке и полосатом костюме, из верхнего кармана которого торчит обглоданная куриная кость. Атрибуты Воланда – черный фрак и цилиндр. Снегурочка может быть совсем современной.
На сцене около задника центральной эстрады большой макет книги М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Справа от него конструкция из станков и пандусов, слева – звуковая аппаратура. На одной из станков надувной телефон. К правой стенке прислонена половая щетка. На авансцене два микрофона.

В качестве увертюры звучит песня И.Николаева «Мастер и Маргарита» (Музыкальный фрагмент № 1). По сценическим площадкам мечутся лучи прожектора, мигает цветомузыкальная установка.

ВЕДУЩИЙ (появляется на сцене, недоуменно смотрит на щетку, затем обращается к зрителям) : Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем танцевальном вечере. Честь имею представиться: Жорж Бенгальский – персонаж (указывает на макет книги) книги Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», читали?..
Сегодня вы имеете возможность увидеть некоторых персонажей этого замечательного произведения (оглядывает площадку).
Я вижу, что количество посетителей с летнего времени не уменьшилось. У нас сегодня половина города! Как-то на днях я встречаю приятеля и говорю ему: «Отчего не заходишь к нам? Вчера у нас была половина города». А он мне отвечает: «А я живу в другой половине!..! Н-да…
Сегодня мы приготовили для вас не просто программу, а программу новогоднюю. А какой же Новый год без Деда Мороза и Снегурочки? Что за дискотека без музыки? Поэтому нужно их вызвать. Вызвать музыкой – все остальные способы бессильны. Но вот загвоздка: Дед Мороз – человек современный и на песню «В лесу родилась елочка» не откликается. Нужна песня, в названии которой есть нечто очень зимнее. Вы знаете такую песню? (Возгласы из публики: «Белая метелица», «Зимняя вишня») . Замечательно! Тем более что снег у нас есть, а что касается вишен…

ВЕДУЩИЙ (недоуменно смотрит по сторонам) : Чертовщина какая-то! Директор как назло куда-то пропал. Ладно, давайте попробуем вызвать Деда Мороза песней и танцем.

Звучит фонограмма песни «Белая метелица» группы «Фристайл». Зрители танцуют. (Музыкальный фрагмент № 2).

ДЕД МОРОЗ (появляется после окончания фонограммы) : А вот и я! Услышал знакомую музыку и сразу нашел дорогу. Песня «Белая метелица» настолько прописалась в дискотеках, что как бы у их руководителей не возникли сложности с Агентством авторских прав. Я вижу, что вас смущает мой внешний вид и мой возраст? Что касается внешнего вида, то, как уже сообщалось, я – человек современный. А что касается возраста, то, увы, я действительно дед, и внучку мою прозвали Снегурочка.

ВЕДУЩИЙ: А где же она? Когда мы с вами беседовали по телефону, вы сказали, что она тоже будет.

ДЕД МОРОЗ: Задерживается на репетиции. Видите ли, она с недавних пор стала в рок-ансамбле на бас-гитаре играть.

ВЕДУЩИЙ: Как Сузи Квадро?

ДЕД МОРОЗ: Сузи Квадро нормальную музыку играет. А внучку мою руководитель ансамбля заставляет играть какой-то «металл», хотя она и против. Кто только придумал такую музыку?

На сцене клубится дым. Луч пистолета или лазера выписывает на нем и на заднике букву V.

ВОЛАНД (появляется из дыма) : Я придумал эту музыку!

ДЕД МОРОЗ (удивленно) : Кто это?

ВОЛАНД (представляется) : Воланд – профессор черной магии. (Указывает на макет книги) . Персонаж этой книги.

ДЕД МОРОЗ: И вы считаете уместным свое пребывание здесь, на дискотеке?

ВОЛАНД: Конечно. В европейских языках буквы «б» и «в» весьма близки. Вы говорите «фокус-покус», а мы говорим «буги-вуги». Букву «Эй» с английского переводят и как «а», и как «э». А во французском языке буква «д» в конце слова не читается. С учетом всего этого имя Воланд равнозначно имени Болен. А уж музыка Болена в дискотеках до сих пор популярна!

ВЕДУЩИЙ: Не могу с этим не согласиться.

Звучит фонограмма песни Д.Болена «BROTHER LOUS» в исполнении группы «Modern talking» (Музыкальный фрагмент № 3). Зрители танцуют, некоторые зажигают свечки.

ВОЛАНД: (Деду Морозу и Ведущему после окончания песни) . Вот видите, как здешний народ меня любит! Некоторые даже свечки зажгли. Я полагаю, в мою честь. Жалко только, что танцуют не очень темпераментно. Впрочем, это дело поправимое. Сейчас я вызову свою свиту, и закрутиться коловерть! (На реверберации) . Э-огэ-эй!

ВОЛАНД (после окончания танца ): Замечательно. Честь имею представить: Бегемот. Напрасно смеетесь. Он кот, но зовут его Бегемот – коты тоже имеют право на имя.

Звучит песня В.Преснякова «Кот Бегемот» в исполнении автора. (Музыкальный фрагмент № 4.) В свете цветомузыкальной установки Бегемот исполняет сольный танец.

ВОЛАНД (аплодируя после окончания фонограммы) : Браво, Бегемот! (Зрителям) Я продолжаю представлять вам свою свиту. Фагот – высшего класса фокусник. Азазелло – тоже некоторым образом фокусник… Гелла, она … Впрочем неважно, кто она. Важно, что она хорошо танцует.

Звучит первый танцевальный блок, составленный из зарубежных мелодий. Члены свиты Воланда порознь и вместе танцуют при свете стробоскопа, обучают посетителей «бесовским» движениям.

ВЕДУЩИЙ (Деду Морозу после окончания фонограммы) : Чертовщина какая-то. Директор наш, к тому же, куда-то пропал. То, что свита Воланда нашла общий язык с нашей молодежью, представляет серьезный социологический интерес, но мне бы хотелось видеть Снегурочку. Где она?

ДЕД МОРОЗ: Сейчас выясню. (Подходит к телефону, звонит) . Снежное царство? Пожалуйста, Дом культуры «Льдинка»… Это служебный вход? Будьте добры, позовите, пожалуйста, бас-гитаристку из ансамбля «Танцующие снежинки»… Снегурочка? Это я. (Пауза. Ведущему) . Она задерживается. У них завтра концерт, и она хочет сверх программы выучить несколько песен из репертуара Аркадия Хоралова.

ВОЛАНД: А что это за песни?

ВЕДУЩИЙ: Сейчас узнаете.

Звучит песня «Новогодние игрушки» в исполнении А.Хоралова. Ведущий спускается на площадку, танцует вместе со зрителями. (Музыкальный фрагмент № 5).

БЕГЕМОТ
(Воланду) : Что-то не нравится мне эта музыка. Хорошо бы что-нибудь наше – темпераментное, бесовское.

ВОЛАНД: Нужно уговорит зрителей написать соответствующие записки, а ведущего сбить с понталыку. Например, неожиданным телефонным звонком.

Фонограмма продолжает звучать. Воланд и его свита спускаются вниз, уговаривают танцующих написать провокационные записки. Дед Мороз снимает телефонную трубку, слушает, вешает ее на место.

ДЕД МОРОЗ (после окончания фонограммы, Ведущему) . Тут звонил какой-то Лиходеев, сообщил, что он в Ялте. Попросил отправить «молнию» в местный угрозыск с подтверждением его личности.

ВЕДУЩИЙ: Какая Ялта, какой угрозыск?! Это же директор нашего театра! Чертовщина какая-то!

ВОЛАНД: Уважаемый конферансье, а почему вы не читаете записки? Это так замечательно, когда посетители пишут записки. Вдруг у кого-нибудь сегодня день рождения и нужно поздравить именинника или именинницу.

ВЕДУЩИЙ: Сейчас прочту. (Читает записки, в каждой из которых желание услышать «металл») . Ну что ж, раз так много желающих услышать музыку в стиле «хэви-метэл», я не могу это желание не выполнить.

Звучит песня «Ain’t my beach» в исполнении группы «Metallica». (Музыкальный фрагмент № 6.) «Металлисты» и свита Воланда танцуют. Дед Мороз звонит по телефону.

ВЕДУЩИЙ: Ну что наша Снегурочка?

ДЕД МОРОЗ: Звоню – все время занято. Прямо напасть какая-то. Попробую еще раз. (Подходит к телефону, набирает номер.) Опять занято. Вот послушайте.

Поворачивает трубку к зрителям. Звучит песня «Алло, алло!» в исполнении А.Пугачевой. (Музыкальный фрагмент № 7). Участники танцевальной группы танцуют на боковых площадках с надувными телефонами. Свита Воланда их пародирует.

ДЕД МОРОЗ (после окончания фонограммы) : Снегурочка, это ты? Как дела? (Слушает. Ведущему.) Репетиция закончилась. Но ввиду того, что поздно и темно, она просит, чтобы за ней кого-нибудь прислали.

ВЕДУЩИЙ: Кого же за ней послать? Представляю, как холодно в Доме культуры «Льдинка»… Директора нет, а тут еще администратор пропал.

ВОЛАНД: Это как раз не такая уж сложная задача. Недавно наш фокусник (кивает на Азазелло) превратил в ведьму и сделал невидимой одну очень интересную женщину. Зовут ее Маргарита. Теперь она может летать хоть на край света, причем в короткий срок. Ей нужен только подручный летательный аппарат. Впрочем, это, кажется, тоже не проблема. (Смотрит на щетку) .

ВОЛАНД: Летите, Маргарита Николаевна, прямиком в Дом культуры «Льдинка» и доставьте оттуда Снегурочку.

МАРГАРИТА: Лечу! А чтобы было веселее, пусть с магнитофона звучит что-нибудь небесно-возвышенное.

Звук удаляющейся ракеты, затем фонограмма вальса И.Штрауса «Голубой Дунай». (Музыкальный фрагмент № 8). Показательный номер танцевальной группы.

БЕГЕМОТ (Азазелло после окончания песни) : Не нравится мне что-то эта музыка. Пойдем лучше в шахматы сыграем.

ДЕД МОРОЗ: А мне не нравится, как нынешняя молодежь танцует. В наше время танцевали парами. Сколько в этом было поэзии, грации!

ВОЛАНД: Занудлив ты, однако, дедушка…

ВЕДУЩИЙ: А мне нравятся танцы современной молодежи. И музыка тоже.

Звучит второй танцевальный блок. Зрители танцуют. На одном из станков Бегемот и Азазелло устраиваются играть в шахматы.

ФАГОТ (Бегемоту и Азазелло на музыке) : Бросьте играть в шахматы, серьезное дело. (Воланду). Мессир, а ведь если появится Снегурочка, то она привезет с собой свою музыку, и тогда нашу мы не услышим.

ВОЛАНД: Об этом я как-то не подумал. Что же делать?… Стоп. Кажется, все гораздо проще. Ведь Аннушка уже купила подсолнечное масло. (Отворачивается, делает руками «кабалистические» жесты.) Скоро будет здесь.

Продолжает звучать танцевальный блок. На левой боковой площадке неожиданно появляется Аннушка, танцует, держа в руке бутылку из-под растительного масла. Дед Мороз со страхом смотрит на нее с противоположной площадки, затем подбегает к ней.

ДЕД МОРОЗ (Аннушке) : Аннушка, ты замечательно танцуешь, но лучше не надо. Здесь и так скользко, а если ты еще разольешь подсолнечное масло, то может произойти что-то совсем непредсказуемое. Знаешь что, на вот тебе в качестве приза. (Подает ей ледяную подкову, которая в луче пистолета выглядит как серебряная).

АННУШКА (берет подкову) : Камушки-то можно выковырять – и в ювелирные магазины: один на Петровку, другой на Смоленский… (Уходит с площадки) .

ВОЛАНД: Этого я не ожидал. Надо же – какая алчность! Что же делать?.. Погодите, а ведь магнитофон железный. С помощью дьявольских магнитных полей можно изменить траекторию так, что она пройдет мимо квартиры критика Латунского, а уж там новоявленная ведьма непременно задержится и надолго.

ФАГОТ: Гениально, мессир!

Делает руками «кабалистические жесты». Вспыхивают какие-то странные огоньки. Фонограмма продолжает звучать. Ведущий и свита Воланда собирают записки.

ВЕДУЩИЙ (читает записку) : «Заведите «Снежную королеву». Нахожусь в Ялте. Срочно вышлите пятьсот рублей на адрес угрозыска. Завтра вылетаю в Москву. Лиходеев». Опять Ялта. Голова кругом идет. Пойду-то лучше танцевать. (Деду Морозу). Дедушка, я пойду танцевать, а ты последи тут за порядком.

Звучит фонограмма песни «Снежная королева» (Музыкальный фрагмент 39). Ведущий спускается к елке, водит со зрителями хоровод, к ним присоединяется Дед Мороз, а Воланд и его свита образуют свой хоровод вокруг щетки, которая взымает вверх, а затем опускается в середине авансцены.

ФАГОТ (Воланду после окончания фонограммы) : Интересно, как наша коллега?

ВОЛАНД: Сейчас узнаем. (Подносит руки ко рту, кричит) . Э-о-ге-эй!

Звучит фонограмма рок-н-ролла. (Музыкальный фрагмент № 10.) Высвечивается одна из боковых площадок. Танцевальная группа загримирована под персонажей главы «Дело было в Грибоедове»: пожилой человек с бородой, в которой застряло перышко зеленого лука, девушка в оранжевом шелковом платьице и т.л.

ВОЛАНД (после окончания номера) : Очаровательно, любезная! Где вы теперь?

ВОЛАНД: Это Понтий Пилат.

Высвечивается побочная сценическая площадка или ледяная скала с сидящим на ней Понтием Пилатом.

ПИЛАТ: И при луне мне нет покоя…

Пилат танцует танец «муки» – брейк-дэнс. (Музыкальный фрагмент № 11). Фагот о чем-то говорит с Дедом Морозом. Воланд собирает у зрителей записки. После окончания фонограммы танца раздается грохот.

ФАГОТ (Воланду) : Что это?

ВОЛАНД: Это значит, что Маргарита в квартире критика Латунского. Теперь пока она не исковеркает все клавиши на рояле, ни разобьет люстру, не утопит костюм критика в ванне и не затопит всю квартиру, она оттуда не улетит. Так что мы не скоро увидим Снегурочку.

ФАГОТ: Это хорошо! Но наша музыка?! Я пробовал уговорить Деда Мороза – он ни в какую.

ВОЛАНД: Нужно погрузить его в состояние миража, благо есть соответствующая записка. (Подходит к Деду Морозу) . Уважаемый Дед Мороз, тут пришла интересная записка (протягивает записку) .

ДЕД МОРОЗ (читает записку) . «У моей подруги Веры сегодня день рождения. Просьба исполнить для не что-нибудь из репертуара группы «Мираж» (Отрывается от записки) . Это чудесно, когда у человека есть подруга Вера. С удовольствием выполняем вашу просьбу.

Звучит песня «Видео, видео» в исполнении ансамбля «Мираж». (Музыкальный фрагмент № 12.) Фагот делает «кабалистические» жесты, и Дед Мороз погружается в какое-то сомнамбулическое состояние.

ВОЛАНД (после фонограммы) : Дедушка Мороз, сейчас хорошо бы что-нибудь этакое романтичное, например, «Айон мейден». На, съешь, яблоко. (Протягивает яблоко) .

ДЕД МОРОЗ (берет яблоко, механически повторяет) : «Айон мейден»

К радости Воланда и его свиты звучит пьеса «В душе моей Воланд» в исполнении группы «Айон мейдэн». (Музыкальный фрагмент № 13). Воланд дирижирует у елки. Свита рассеялась по всем площадкам. К концу звучания пьесы к Воланду подбегает Бегемот надевший на себя галстук-бабочку и дамский бинокль, и тоже дирижирует.

ВОЛАНД (Бегемоту) : Ну что это такое? На кой черт тебе нужен галстук, если на тебе нет штанов?

БЕГЕМОТ (с достоинством) : Штаны коту не полагаются, мессир. Уж не прикажете ли вы мне надеть и сапоги? Кот в сапогах бывает только в сказках, мессир. Но видели ли вы кого-нибудь на балу без галстука? Я не намерен оказаться в комическом положении и рисковать тем, что меня вытолкают в шею! Каждый украшает себя, чем может. Считайте, что сказанное относится и к биноклю, мессир!

ВЕДУЩИЙ (подбегает к Деду Морозу) : Дедушка, что за музыку ты поставил?

ДЕД МОРОЗ (сомнамбулически) : Звучит так романтично: «Айон мейдэн».

ВЕДУЩИЙ: Это по-английски романтично. А по-русски это означает «Железный дьявол». Ты посмотри, что творится вокруг! Прямо бал сатаны!

ВОЛАНД: Вы как никогда правы, месье Жорж.

ВЕДУЩИЙ (недоуменно смотрит на Деда Мороза) : Что с тобой, дедушка? Ты как будто не в себе. Да выбрось ты это яблоко! (Воланду и его свите) Что вы сделали с Дедом Морозом? Верните его в нормальное состояние и разоблачите ваши фокусы.

ФАГОТ: Что касается того, чтобы вернуть уважаемого Деда Мороза в прежнее состояние, – это пожалуйста (делает «кабалистические» жесты – Дед Мороз «оживает»). А вот что касается разоблачения, то тут, извиняюсь, разоблачать нечего, все ясно.

ВЕДУЩИЙ: Нет, виноват! Разоблачение совершенно необходимо, без этого ваши номера оставят тягостное впечатление. Зрители требуют объяснения.

ФАГОТ: Они как будто ничего не заявляли. Но, принимая во внимание ваше глубокоуважаемое желание, господин конферансье, я – так и быть – произведу разоблачение. (Деду Морозу) . Уважаемый Дед Мороз, где вы были вчера вечером?

ДЕД МОРОЗ (смущенно) : Вчера вечером я был…

ФАГОТ: Вот именно… Впрочем, неважно где вы были. Важно что вы никакой не Дед Мороз, а мастер из ПТУ Морозов Никанор Иванович. А Морозом вас прозвала ваша внучка за то, что вы ее совсем заморозили своими нравоучениями. Если же продолжать разоблачение дальше, то нужно сообщить, что ваша внучка сегодня не появится. Вернее, появится, но слишком поздно, когда бал уже кончится.

СНЕГУРОЧКА (неожиданно появляется на одной из побочных площадок с бас-гитарой на плече) : А вот и нет. Я уже здесь и привезла с собой хорошую музыку (показывает несколько кассет и лазерных дисков) .

ВОЛАНД (удивленно) : Вот это уже действительно чертовщина! Каким образом?

ДЕД МОРОЗ: Вы ведь сами назвали меня мастером. Я сделал быстроходные сани, которые едут сами, и послал их за внучкой.

ВОЛАНД (Снегурочке) : И вы не простудились, несясь по морозному воздуху с такой скоростью?

СНЕГУРОЧКА: Нет. Меня потому и прозвали Снегурочкой, что я люблю пушистый снег и морозный воздух. И я рада, что попала сюда на этот праздник и могу вместе с посетителями дискотеки станцевать последние несколько танцев. Но прежде я хочу поздравить всех с Новым годом, пожелать счастья, успехов, хорошей погоды, и главное, чтобы вы были добрыми.

ДЕД МОРОЗ: В романе Булгакова Понтий Пилат совершает зло и поэтому не находит покоя даже после смерти. Мастер и Маргарита совершают добрые дела и заслуживают вечный покой. А мы хотим, чтобы вы не знали покоя, чтобы вас волновала судьба вашего ближнего, чтобы вы не были равнодушны к несправедливости.

ВЕДУЩИЙ: Пусть всегда вашей подругой будет Вера.

МАРГАРИТА: А также Надежда и Любовь.

СНЕГУРОЧКА: И хорошая музыка.

Звучит последний танцевальный блок, составленный, в основном, по заявкам, изложенным в записках. Интенсивный, праздничный свет. Прощаясь, персонажи по очереди танцуют на авансцене. Последним танцует ведущий.

ВЕДУЩИЙ (вертит в руках записку) : Да, но каким образом Лиходеев попал в Ялту?

ДИСКОГРАФИЯ.

Музыкальный фрагмент № 1. «Мастер и Маргарита». Муз. И.Николаева, сл. И.Зиновьева. Исп. И.Николаев. «Мелодия», С60-25865-008.
Музыкальный фрагмент № 2. «Белая метелица». Исп. ансамбль «Фристайл».
Музыкальный фрагмент № 3. «Brother Louis». Исп. ансамбль «Modern talking»
Музыкальный фрагмент № 4. «Кот Бегемот». Муз и сл. В.Преснякова. Исп.автор
Музыкальный фрагмент № 5. «Новогодние игрушки». Муз. А.Хоралова, сл.А.Демнтьева. Исп. А.Хоралов и С.Ротару. «Мелодия», С60-26363-002
Музыкальный фрагмент № 6. «Ain’t my beach». Исп. ансамбль «Metallica». Кассета.
Музыкальный фрагмент № 7. «Алло, алло!» Муз и сл. И.Николаева. Исп.А.Пугачева. Запись с трансляции.
Музыкальный фрагмент № 8. «Голубой Дунай». Муз. И.Штрауса.
Музыкальный фрагмент № 9. «Снежная королева». Муз.К.Кельми, сл.А.Макаречива. Исп. ансамбль «Рок-ателье». «Мелодия», С60-26-363-002.
Музыкальный фрагмент № 10. «Желтые ботинки». Муз. Е.Хавтана, сл. Ж.Агузаровой. Исп. ансамбль «Браво». «Мелодия», С60-26201-004.
Музыкальный фрагмент № 11. «Брейк-дэнс». Муз и сл.Л.варданяна. Исп. автор. Запись с трансляции.
Музыкальный фрагмент № 12. «Видео, видео». Исп. ансамбль «Мираж». Запись с трансляции.
Музыкальный фрагмент № 13. «В душе моей Воланд». Исп. ансамбль «Айон мейдэн».

ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ БЛОК 1.
«Кроссворд». Муз.М.Гришунова, сл. И.Севрюгина, исп. группа «Кроссворд». «Мелодия», С60-26363-002.
«Любимая». Муз и сл. Д.Болена. Испол. Ансамбль «Модерн токинг». «Поговорим о любви». «Мелодия», С60-25007-008.
«Кошки». Муз. Е.Хавтана, сл.Ю.Мориц. Исп. ансамбль «Браво». «Мелодия», С60-26202-004.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ БЛОК 2.
«Мельница». Муз. И.Николаева, сл. П.Жасуна. Исп. И.Николаев. «Мелодия», С60-25866-008.
«Танец вилки». Исп. А.Варум. Кассета «Зимняя вишня».
«Любимчик Пашка». Муз. и сл. И.Николаева. Исп. А.Пугачева. «Мелодия», С60-25865-008.

22 февраля во Дворце культуры прошёл литературный квест «Булгаковская ночь». В увлекательный булгаковский мир, полный загадок и приключений, окунулись участники квеста. К окончанию игры команды должны были собрать рукопись Мастера. Игроки побывали на балу у Воланда, на представлении в театре, в «дамском магазине», в особняке Маргариты, в кабинете председателя зрелищной комиссии, в подвале Мастера и в доме № 302-бис. Только разгадав загадки и головоломки можно было получить части рукописи. Адрес очередного этапа необходимо было угадать. На каждом этапе квеста игроков встречали персонажи романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Победителями игры становились команды, которые собрали рукопись, пришли к финишу первыми и заработали меньшее количество штрафных баллов. Их ожидали дипломы и памятные подарки - аудиокниги «Мастер и Маргарита».

Всего в квесте приняли участие 9 команд.

Игра в 19-00: «Десятка», «Пациенты Стравинского», «СГАФКСТ» (г. Смоленск).

Игра в 21-00: «завод ГМП» (г. Сафоново), «Кесария», «Везунчики».

Игра в 23-00: «Либретто» (ГУП г. Москвы «ЛПЗ»), «Бестии», «Музей Нахимова» (г. Смоленск).

Победителями квеста стали команды: «Пациенты Стравинского», «завод ГМП» (г. Сафоново), «Либретто» (ГУП г. Москвы «ЛПЗ»).

Поздравляем!!!

Накануне квеста, 21 февраля, прошла пробная игра, в которой приняли участие все желающие. Участники пробной игры тоже не были разочарованы.

Комитет по культуре Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области выражает благодарность МБУК «Ярцевский районный центр культуры и искусства», МБУК «Ярцевская районная центральная библиотека», МКУК «Ярцевский историко-краеведческий музей», МБУДО «Детская художественная школа» г. Ярцево, лично директору МБУК «ЯРЦКИ» Пастуховой Т.П, директору МБУК «ЯРЦБ» Сныткиной С.В. за подготовку и организацию литературного квеста.

Комитет по культуре выражает благодарность за подготовку сценария квеста и режиссуру: Шпилёвой Т.С., Орлу А.М., Афанасьевой Н.Е.; за активное участие в театрализации и проведении этапов квеста: Кузнецовой С.С., Кузнецовой К.И., Кузнецову В.Ю., Захаровой О., Белоусову А.В., Белоусову В.Г., Родченковой Т.А., Курлянец А.А., Орёл В.С., Масюговой Е.А., Лещёвой О.А., Ершову Е.П., Ершову П.Н., Кузнецовой К.И., Петрову И.А., Солдатенковой Ю.Ю., Солдатенкову Н., Чугуновой А.С.

Игра для учащихся 11 класса "М.А. Булгаков: время и его герои"

Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ №4 г.Семей ВКО
Краткое описание.
Игра посвящена творчеству М.Булгакова и может быть использована после изучения творчества писателя в 11 классе. Правила игры повторяют игру «Кто хочет стать миллионером».
Актуальность работы определяется тем, что перед учителями-словесниками возникают сложные задачи повышения эффективности преподавания литературы, активизации творческих, интеллектуальных способностей учащихся, расширения и обогащения знаний, формирования эстетических чувств, нравственных ориентиров, развития у них умений и навыков, необходимых для жизни в информационном обществе.
Вопросы игры взяты из методических пособий, учебников, критических статей. Перед созданием игры была поставлена задача:повторяя всем известные теоретические понятия, практические вопросы, вопросы, которые уже звучали во время изучения произведения, сделать игру яркой, неповторимой, полезной для выпускников, пробудить желание к дальнейшему изучению творчества М.Булгакова.

Цель: способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о творчестве М.А. Булгакова, анализу романа «Мастер и Маргарита».
Задачи игры:
оценить результаты усвоения темы учащимися: знание текста;
развивать умение работать с текстом;
воспитывать у учащихся умение работать в коллективе и микрогруппе через развитие коммуникативных свойств: умение доказать свою точку зрения;
учить понятно, грамотно, аргументировано излагать свои мысли;
развивать познавательный интерес к изучению литературы;
подготовить учащихся к письменной работе по теме.

Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок-игра

Слово учителя.
«Мастер и Маргарита» – бесспорно, лучшее произведение Булгакова. Это к тому же - итоговое его произведение по отношению ко всему, что он написал, как бы резюмирующее представления писателя о смысле жизни, о человеке, о его смерти и бессмертии, о борьбе доброго и злого начала в истории и в нравственном мире человека… Г. Лесскис. Из статьи «Последний роман Булгакова».
Внимание, правила игры.
- Команды выбирают категорию и количество баллов за ответ.
- Если ответ дан полный, то жюри засчитывает данную сумму баллов команде.
- Время на подготовку ответа 40 секунд. По истечению времени часовой таймер остановится, зазвучит сигнал завершения обсуждения вопроса.
- Команда может давать ответ без подготовки.
- Ведущий игры или учитель задает вопросы.
- Если есть возможность, то ответы проецируются на экран, что исключает спорные моменты.
- Члены жюри фиксируют в табло количество полученных баллов командами. По окончании раунда оглашает результат.
- Если группы не смогли дать ответ, то болельщики могут принимать участие в игре, ответив на поставленный вопрос.
- Жюри фиксирует количество балов, данных болельщиками/зрителями.
- По окончании игры жюри оглашает результаты, подводит итоги, вручает грамоты и призы, благодарственные письма зрителям и болельщикам, которые принимали активное участие в ходе игры.

I РАУНД

КАТЕГОРИИ
литература ХХ века 100 200 300 400 500 600
М.А. Булгаков 100 200 300 400 500 600
Роман «Мастер и Маргарита» 100 200 300 400 500 600
крылатые выражения 100 200 300 400 500 600
магия чисел 100 200 300 400 500 600

Литература ХХ века

100 Сатира явилась мощным оружием в литературе 20-30-х годов. Найдите определение сатиры.
1. Один из видов комического, злая, едкая, издевательская насмешка.
2. Одним из видов комического, изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества. (2)
3. Один из видов комического, не отвергающий комического в жизни и утверждающий его как неизбежную и необходимую сторону бытия.

200 Как и Н.В. Гоголь М.А. Булгаков ставил человека перед лицом вечности, задавал ему вопрос о нравственнной цели бытия. Какие произведения писателя утверждают, что отказ от нравственности может привести человека к концу света:
1. «Мастер и Маргарита»
2. «Собачье сердце»
3. «Белая гвардия».
4. «Зойкина квартира»
5. Все ответы верны. (5)

300 Идея М. Булгакова, что Новое Царство начинается со Страшного Суда, выражена в произведении:
1. «Белая гвардия»
2. «Жизнь господина де Мольера»
3. «Собачье сердце»
4. «Мастер и Маргарита» (4)

400 С начала 30-х годов универсальным методом советской литературы становится метод:
Варианты ответов
1. Критического реализма.
2. Романтизма.
3.Социалистического реализма. (3)
4.Просветительского реализма.

500 Писатели, используя различный исторический материал и разные средства его художественного осмысления, нередко обращались к историческим героям с целью:
1. Показать стихийность и необузданность русского характера во все переломные моменты истории.
2. Продемонстрировать и доказать идею самоотверженного служения первому социалистическому государству, опираясь на понимание исторических процессов. (2)
3. Показать величие русского народа.

600 Какое утверждение лучше отражает понимание А. Толстым роли личности в истории:
1. «История на каждой странице показывает нам одно и то же, только под разными формами» (А. Шопенгауэр).
2. «Личность является функцией истории, она вырастает, как дерево, на плодородной почве… и начинает дышать событиями эпохи». (2)
3. «Единственным творцом истории является личность, ее создающая и двигающая» (Т. Карлейль).
Ответ

М.А. Булгаков

100 Кто был по профессии отец писателя?
Ответ. Профессор Киевской духовной академии.

200 Какое учебное заведение закончил писатель в 1916 году?
Ответ. Медицинский факультет Киевского университета.

300 Кому было адресовано это произведение: «Прошу… принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор. И что всю мою продукцию я отдал советской сцене…?
Ответ.Советскому Правительству. 1930г.

400 Кого М.А. Булгаков считал учителем в русской литературе и продолжил его традиции?
Ответ: М.Е. Салтыкова-Щедрина


500 Перечислите экранизированные произведения М.А. Булгакова.
Ответ.
«Иван Васильевич меняет профессию», «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Роковые яйца».

600 Перечислите основных персонажей и их двойников в произведении «Мастер и Маргарита».
Образец слайда-ответа

Роман «Мастер и Маргарита»

100 В чем состоит тройственная структура романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Образец слайда-ответа

200. Какова история создания романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова?
Образец слайда-ответа


300. Назовите время и пространство, которое можно выделить в романе.
Ответ.
Реальное время: Москва 20-30 годы ХХ века
Библейское (мифологическое) Ершлаим – 1 год н.э.
Фантастическое. Перемещение во времени и пространстве (Воланд и его свита)

400. В чем уникальность композиции романа М.Булгакова?
Роман М. Булгакова – современность Булгакова, 30-е годы ХХ века.
Ответ.
Роман Мастера – Библейское время, 1 век н.э.
Современность – мифология-фантастика.
Принцип зеркального отражения: «роман в романе».
Система внутренних соответствий: события библейские соответствуют современным: географические места, погодные условия, система исторических прототипов, временные рамки событий.
Система сюжетных двойников.
Образы – символы (пейзаж).

500. В чем уникальность системы персонажей романа М.Булгакова?
Ответ. Триада – диада – монада

600. Назовите признаки тоталитаризма в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.
Ответ.
1. Государственные органы управляют всеми сферами общественной жизни. Запрет на публикацию романа о Понтии Пилате.
2. Полный контроль над личностью: ограничение свободы мастера, помещение его в психиатрическую лечебницу.
3. Общество бесправно и лишено возможности оказывать воздействие и деятельность органов государственной власти.

Крылатые выражения

100 «Никогда не разговаривайте с незнакомыми…»
Варианты ответов:
1. М. Булгаков.
2. Воланд.
3. Мастер.
4. Понтий Пилат.
5. Фагот.
Ответ № 1. Название 1-й главы романа, следовательно, Булгакову.

200 Кому из героев романа принадлежит следующее выражение:«Трусость самый тяжелый порок»
Варианты ответов
1. Воланд. (1)
2. Понтий Пилат.
3. Мастер.
4. Иешуа Га-Ноцри.
5. Маргарита.
Ответ №1. Воланд Мастеру, глава. 32.

300 Кому из героев романа принадлежит следующее выражение:
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут »
1. М.Булгаков.
2. Воланд.
3. Мастер.
4. Варенуха.
5. Фагот.
Ответ №2. Совет Воланда Маргарите, глава 24.

400 Кому из героев романа принадлежит следующее выражение:«Нет документа, нет и человека»
Варианты ответов:
1. Воланд.
2. Понтий Пилат.
3. Мастер.
4. Коровьев.
5. Азазелло.
Ответ №4. Так Коровьев ответил Маргарите, глава 24.

500 Кому из героев романа принадлежит следующее выражение:
«Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?»
1. Воланд.
2. Понтий Пилат.
3. Мастер.
4. Коровьев-Фагот.
5. Левий Матвей.
Ответ №5. Воланд задает этот вопрос Левию Матвею, глава 29.

600 Кому из героев романа принадлежит следующее выражение:
«Он не заслужил света, он заслужил покой»
1. Воланд.
2. Понтий Пилат.
3. Мастер.
4. Левий Матвей.
5. Маргарита.
Ответ №4. Ответ Левия Матвея Воланду, глава 29.

Магия чисел

100 За сколько монет продал Иуда из Кариафа Иешуа Га-Ноцри.
Ответ. За 30 тетрадрахм, глава 26. Погребение.
Тетрадрахма – греческая серебряная монета достоинством в четыре драхмы. Согласно новозаветным преданиям, Иуда получил за предательство «тридцать сребреников»

200 Иван Николаевич смутился, но ненадолго, потому что вдруг сообразил, что профессор непременно должен оказаться в доме ___ и обязательно в квартире ___. Восстановите пробелы.
Ответ. В доме 13 и квартире 47. Глава 4. Погоня.
Образец слайда-ответа


300 В половине одиннадцатого часа того вечера, когда Берлиоз погиб на Патриарших, в Грибоедове наверху была освещена только одна комната, и в ней томились ____ литераторов, собравшихся на заседание и ожидавших Михаила Александровича. Сколько томилось литераторов. Можно ли провести параллели с этим числом, какие?
Ответ. 12 литераторов, глава 5. Было дело в Грибоедове.

400 Сколько тысяч приберег буфетчик на черный день? Известна ли его дата смерти?
Ответ. 249 тысяч в пяти сберкассах. Умрет он через 9 месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в 4 палате. Глава 18. Неудачные визитеры.

500 Сколько лет Фриде кладут на ночной столик носовой платок.
Ответ. 30 лет, глава 18.

600 Назовите номер палаты в клинике профессора Стравинского, в которую доставляют всех поющих?
Ответ. Палата № 6. Параллели.
Вручается буклет для всех участников игры.


Жюри объявляет результаты.
Перерыв.
Все участники игры обмениваются мнениями, настраиваются на 2-й тур игры.
Титульный лист программы игры

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - культовое произведение. В полной мере окунуться в атмосферу книги и пообщаться с ее героями мечтают многие.

Некоторым томичам это сделать удалось - вечером 22 ноября в Научной библиотеке ТГУ прошел литературный квест по знаменитому мистическому роману.

Это уже третий литературный квест, который проводится в «Научке». Первые два были посвящены сказкам «Тысяча и одна ночь» и произведениям Николая Гоголя. Проект мгновенно завоевал популярность - билеты на «Мастера и Маргариту» были раскуплены буквально за час (при том, что продажа началась за неделю до мероприятия).

Главным организатором необычного мероприятия была Алена Лыкова, член учебной комиссии Профсоюза студентов ТГУ. Она сама писала сценарий, подбирала актеров для квеста, вела переговоры с руководством Научной библиотеки.

Подготовка мероприятия началась еще в сентябре. Самым сложным в проекте была документальная часть - договориться с дирекцией библиотеки, проректором по безопасности. - рассказывает Алена, - Но и творческая часть тоже была нелегкой. Создать сценарий по этому произведению было трудно. До этого я уже участвовала в подобных проектах, писала сценарий литературного квеста по сказкам «Тысяча и одна ночь», и это было несравнимо легче. Восточные сказки не несут такой смысловой нагрузки, как роман Булгакова. А мне очень важно было передать основную мысль «Мастера и Маргариты» - пройдя через испытания, человек преображается и получает за это награду.

22 ноября в девять часов вечера в холле Научной библиотеки толпится народ. Сорок счастливчиков, обладающих заветными билетами, разделили на четыре группы. Участникам были вручены разноцветные бумажные цветы, которые обозначали принадлежность к определенной команде. Игроки должны была пройти несколько испытаний и получить награду - приглашение на бал великого Воланда.

Атмосфера в библиотеке вполне соответствовала той, что царствовала в романе: огромные залы, в которых царит полумрак, свечи, лестничные перила обвиты лентами, звучит скрипичная фуга Баха. Игроков встречали герои романа Булгакова: Воланд, кот Бегемот, Азазелло и Мастер. Они же и раздавали участникам квеста различные задания: интеллектуальные, на быстроту реакции, на умение слушать окружающих и работать в команде. Например, каждый участник команды должен был с завязанными глазами пройти по лабиринту, прислушиваясь к рекомендациям и советам своих соратников. Не обошлось и без «библиотечных» заданий: чтобы перейти на следующий уровень, игрокам было необходимо как можно быстрее найти книги по библиотечным шифрам.

Проверяли «гостей» бала и на знание сюжета романа. Игроки должны были продолжить цитаты, сопоставить имена героев с их определениями, разгадать загадки. К сожалению, выяснилось, что участники квеста знают роман (как и в целом советскую литературу 30-х годов прошлого века) не очень хорошо. Когда потребовалось выбрать из списка, настоящую фамилию поэта Ивана Бездомного, игроки растерялись и прозвучал вариант… «Бендер».

Больше всего мне понравилось искать книги, - признается участница квеста, студентка Исторического факультета ТГУ Екатерина. - Это так увлекательно: переходить от полки к полке, перебирать книги, осматривать их, понимать, что ты ошибся и искать новое издание.

Несмотря ни на что, в финал прошли все игроки. Участникам квеста были вручены золотые карточки, являющиеся пригласительными на бал Воланда.

Бал проходил в самой красивой части библиотеки - в восточном корпусе с его высоченными потолками, широкой лестницей и роскошным интерьером начала ХХ века. Участникам бала пообещали преображение и несколько раз предупредили: «Никогда не разговаривайте с котами! Особенно - с черными». Как и в романе Булгакова на лестнице гостей встречала хозяйка бала Маргарита. Правда, в отличие от героини книги девушка на библиотечном балу была одета в длинное вечернее платье.

Гостей бала угощали чаем, сладостями, фруктами и даже пиццей. Организаторы квеста подготовили также несколько концертных номеров: старинные танцы, выступление скрипача, а также разыграли сцену из романа.

Все гости бала получили подарки - сертификаты на бесплатное пользование интернетом, билеты в кино и проч.

Участники литературного квеста остались довольны - и наградами, и всей игрой.

Побывать в библиотеке ночью - вот это авантюра! - заявляли довольные студенты. А организатора мероприятия выразили надежду, что в следующий раз участниками захватывающего литературного квеста смогут стать все желающие, а не строго ограниченное количество людей, как получились в этом году.

Текст: Наталья Бабенко




Top