Носов огородники урок литературного чтения. Технологическая карта урока литературного чтения на тему "О

Тема: «Огородники (1ч.)» Николай Носов

Цели:

  • Познакомить учащихся с новым произведением; продолжать работать над техникой чтения; учить отвечать на вопросы по прочитанному, находить ответы на вопросы в тексте; расширять словарный запас учащихся.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • Презентация
  • Карточки со словами для словарной работы

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и мы начинаем урок чтения. Проверьте, чтобы у вас на партах лежали учебники, пеналы и дневники.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Молодцы! Вы хорошо выполнили все упражнения, и теперь мы можем продолжить работать дальше.

  1. Проверка домашнего задания.

А начнем мы с вами с проверки домашнего задания.

Что вам было задано на сегодня?

О ком это произведение?

  • Чтение учащимися цепочкой «Крестьянские дети» .

Расскажите, как крестьянские дети проводили летний день.

Прочитайте что наблюдал мальчик в поле.

Молодцы!

  1. Вступительная беседа.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного писателя Носовым Николаем Николаевичем (слайд 1). Это писатель, написал много смешных рассказов о детях. Один из его рассказов мы будем читать сегодня на уроке. Называется он «Огородники»

Словарная работа.

В этом рассказе вам встретятся слова, которых вы возможно не знаете.

1.Бригада- это группа людей состоящая из двух или более людей.

2.Знамя - определенного цвета (или цветов), укрепленное на древке полотнище с надписями. (слайд 2,3).

  1. Чтение произведения учителем .

Я сейчас прочитаю рассказ, вы внимательно послушайте и после ответьте на вопрос «Что должны были сделать ребята?»

Чтение рассказа и выяснение первого впечатления.

Молодцы, ребята. Вижу, вы все внимательно слушали рассказ.

  1. Физминутка.

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

  1. Чтение произведения учащимися.

Откройте учебники на стр. 178. Прочитайте рассказ «Огородники (1ч.)» самостоятельно.

Молодцы! А теперь давайте прочитаем его все вместе. Я буду называть ученика, который будет читать, а остальные должны будут внимательно следить.

  1. Анализ прочитанного произведения.

Как звали главных героев?

Какое соревнование организовали ребята?

Чем Мишке не понравился их участок?

Как работал Мишка? Найдите в тексте.

  1. Физминутка для глаз.

Мы с вами много читали и наши глазки немножко устали. Давайте дадим отдохнуть и сделаем для них гимнастику.

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть все дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

  1. Дидактическое упражнение «Продолжи».

Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Я буду читать вам начало предложения, а вы должны будете найти его и дочитать до конца.

Предмет

Литературное чтение

Класс

Учитель

Льясова Ирина Владимировна

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Тема

Н.Носов «Огородники»

Цель

Продолжить работу над содержанием произведения Н.Носова «Огородники»

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Учебные. Учить работать с текстом:

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух.

Самостоятельно ориентироваться в тексте.

Формулировать основную мысль текста.

Составлять план текста.

Аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции.

Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма.

Видеть языковые средства, использованные автором.

2. Развивающие. Развивать творческое воображение, речь.

3. Воспитательные. Воспитывать любовь к чтению, труду.

Личностные:

Формировать нравственно-этические ориентиры (поддержка, понимание, взаимопомощь, честность, трудолюбие, дружба).

Развивать способность к нравственной оценке.

Развивать эмпатию.

Развивать способность к эмоционально-личностной децентрации.

Аргументировать высказывания.

Развивать навыки сотрудничества.

Метапредметные УУД

Познавательные:

Анализировать произведение с целью определения его эмоционального характера.

Анализировать произведение с целью характеристики персонажей.

Анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей.

Анализировать произведение для определения его идеи.

Анализировать произведение с целью выделения элементов развития действия.

Синтезировать прочитанное.

Сравнивать произведения (художественное и познавательное).

Регулятивные:

Принимать и выполнять поставленную учебную задачу.

Коммуникативные:

Создавать высказывание в виде продолжения прочитанного.

Создавать текст на заданную тему.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организаци

онный момент.

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть.

- Назовите самое главное человеческое качество?

Пожелайте друг другу добра и удачи.

И я желаю вам добра, удачи и хорошего настроения на весь урок.

Доброта.

Формировать нравственно-этические ориентиры.

II. Актуализа

ция знаний

Урок литературного чтения. А чем важны уроки литературного чтения?

Назовите литературную тему раздела, над которой мы работаем?

Что вы знаете о Н.Носове.

Ответы учащихся.

- «Оглянись вокруг»: Рассказы

Н.Носова.

Ответы учащихся.

Формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, потребность в чтении.

III. Сообщение темы.

Посмотрите на экран и определите тему нашего урока.

Какую цель поставим на урок?

Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением Н.Носова «Огородники»

Проанализировать данное произведение.

Принимать и выполнять поставленную учебную задачу.

Планировать свою деятельность.

IV . Проверка домашнего задания

Все ли задания дома вы выполнили? - У каждого на парте лежат оценочный лист. В нем вы будете оценивать себя. По итогам работы каждый получит отметку за урок. Поставьте + или - в разделе «домашнее задание». (Приложение №1)

Какое настроение сложилось у вас после прочтения рассказа?

Почему?

Кто главные герои данного рассказа?

От чьего имени — писателя или героя — ведется рассказ?

Каким ты представляешь себе рассказчика? Что ты о нем можешь сказать?

Подтвердите свой ответ

Расскажите, каким был Мишка: внешний вид, характер, отношение к делу?

Подтвердите свои выводы.

Что мешало мальчикам успешно выполнять свою работу? Какие взаимоотношения сложились между ребятами в процессе работы? Подтвердите свои выводы.

Хорошо ли поступили мальчики, решив работать ночью?

Найдите в тексте эпизод, к которому относится иллюстрация на стр. 90. Точно определите его границы.

Почему друзьям все же удалось вырастить и собрать самый большой урожай? Какие качества при этом они проявили?

Какие пословицы можно отнести к этому рассказу? Объясните свой выбор.

Ответы учащихся.

Мишка и Коля.

От имени героя.

Трудолюбивый, верный, преданный, серьёзный, терпеливый.

Суетливый, ворчун, выдумщик, находчивый, не приученный к труду, хвастливый, хитрый, эмоциональный.

Не желание Мишки работать.

Ребята ссорились, но продолжали вместе работать.

Ученики размышляют: разве плохо, что вместо того, чтобы отдыхать, они решили работать еще и ночью? Не характеризует ли это их как тружеников?

Трудолюбие, целеустремленность.

Терпение и труд, все перетрут.

Формировать способность к самоанализу, самооценке и самоконтролю.

Аргументировано высказы

вать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции.

Развивать способность к нравственной оценке.

Анализировать произведение с целью характеристики персонажей.

Развивать эмпатию.

Анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей.

Развивать способность к эмоционально-личностной децентрации.

Аргументировать высказывания.

V. Работа над языковыми средствами

Многие писатели используют средства выразительности, которые помогают создать ярче художественный образ, чтобы привлечь внимание читателя к высказыванию, раскрыть авторский замысел. Какие средства использовал Н.Носов в своём произведении.

Подтвердите свои выводы.

Сравнение.

(Длинный, как удав.

Устали, как лошади.

Поплыл как будто спрут или осьминог.

Ах мы ослы.)

Фразеологизм.

(Не видать, как своих ушей.)

Видеть языковые средства, использованные автором.

VI. Физкульт

минутка.

Мы копали, мы копали.

Поливали, поливали.

Мы садили, мы садили.

Поливали, поливали.

Мы пололи, мы пололи.

Поливали, поливали.

Собирали, собирали.

Ох устали.

Показывают движения.

VII. Работа над деформированным планом. Работа в парах.

В учебнике на странице 96 приводится план рассказа, но одного пункта плана не хватает. Определите, какое важное событие не отражено в плане. Дополните план этим пунктом. (Приложение №2)

Хитрый план.

Синтезировать прочитанное.

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

VIII. Деление текста на части

Пользуясь планом, разделите рассказ на части. Можно работать карандашом.

Посмотрите на экран и проверьте. Так ли вы разделили.

Самостоятельная работа

Самостоятельно ориентироваться в тексте.

IX. Этапы развития сюжета

Расположите этапы развития действия в литературном произведении по порядку.

Найдите в этом рассказе: вступление, завязку действия, развитие действия, кульминацию, развязку, заключение.

Красное знамя ожидаемое было для ребят или неожиданное?

Один ученик работает у доски.

Ответы учащихся.

Неожиданное.

Анализировать произведение с целью выделения элементов развития действия.

X. Радиотеатр.

Подготовьтесь к чтению по ролям 2 части. Отметьте слова автора, Вити, Мишки и Коли. А также подчеркните ремарки (пояснение) автора, указывающие на интонацию, на настроение героев. Короткие авторские фразы, разбивающие реплики героев, читать не нужно, возьмите их в скобки.

Самостоятельная работа

Читают по ролям

Планировать свою деятельность.

XI. Итог урока.

Составьте синквейн о главных героях рассказа «Огородники» .

Чему нас учит этот рассказ? Какова главная мысль этого рассказа?

Молодцы! Вы очень хорошо поработали!

Работа в группах по 4 человека.

В сельском труде главное - это результат, а не сам процесс. Если все делать правильно и своевременно, земля щедро вознаградит человека за его труды.

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Анализировать произведение для определения его идеи.

XII. Рефлексия.

Оценивают свою работу.

Формировать способность к самоанализу, самооценке и самоконтролю.

XIII. Домашнее задание.

Рассматривают выставку книг Н.Носова

Приложение

Приложение №1

Дополни план

  • Будем соревноваться!
  • Начало работы.
  • «Когда в товарищах согласья нет…»
  • «Ах мы ослы!»
  • Нас взяли на буксир.
  • Красное знамя всё-таки досталось нам.

Приложение №2

Моя деятельность на уроке

Имя ________________________________

Самооценка (баллы)

активно работаю - 3 балла

работаю иногда - 2 балла

слушаю внимательно - 1 балл

Как я был(а) готов(а) к уроку

(+ выполнил задание; - не выполнил задание)

Прочитал(а) произведение

Отвечал(а) на вопросы

Сделал(а) задание в тетради

Как я работал(а) на уроке

Отвечал(а) на вопросы, поставленные учителем

Находил(а) в тексте нужный отрывок

Читал(а) выразительно

Правильно разделил(а) текст на части

Читал(а) по ролям выразительно

Работал(а) в паре быстро, правильно и дружно

Итог моей работы на уроке

Оценка учителя

Приложение №3

Мишка

Синквейн

1. Коля

2. ____________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________________

План – конспект

Открытого урока литературного чтения

Н.Носов «Огородники»

4 - в класс

Подготовила:

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 32 им. Л.В.Бобковой

Знакомова Анна Александровна

г. Севастополь

2017 – 2018 уч.год

Тема: Н. НОСОВ. «ОГОРОДНИКИ» (2 урок)

Цель : развитие мышления, речи учащихся, умения работать с текстом; учить детей передавать при чтении различные интонации; воспитывать нравственные качества.

Планируемые результаты:
Предметные УУД : уметь анализировать рассказ.
Личностные УУД:
формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме;

устанавливать причинно-следственные связи;

делать обобщение;

учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл рассказа;

воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников;

вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. - У каждого на парте есть индивидуальный рабочий лист. В него вы будете вносить различные записи, выполнять задания, отвечать на вопросы. По итогам работы каждый получит отметку за урок.

1. Ребята, что вы читали дома?

Ваши одноклассники подготовили для вас небольшое сообщение о Н.Носове и его творчестве.

2. Сообщения о писателе и его книгах.

Слайд 1

Ученик (Кирьянова Кира) - Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 г. в Киеве в семье актера. В юности он увлекался театром, много занимался самообразованием. В 1932 г. (в 24 года) окончил Московский государственный институт кинематографии и работал кинорежиссером, постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.

Слайд 2

Учитель - Первый рассказ «Затейники» Н. Носов опубликовал в 1938 г. (в 30 лет) в журнале «Мурзилка». Первая книжка «Тук тук тук» вышла в 1945 г. Затем появились сборники: «Веселые рассказы» (1947), «Дневник Коли Синицына» (1951), «Витя Малеев в школе и дома» (1951). За вклад в детскую литературу в 1952 г. писатель был награжден Государственной премией СССР. Основные сборники рассказов: «На горке» (1953), «Веселая семейка» (1955), «Прятки» (1956), «Фантазеры» (1957), «Веселые рассказы и повести» (1958). Наибольшую популярность получила трилогия «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1959), «Незнайка на Луне» (1965). Писал Н. Носов и пьесы.

Ученик ( Артеменко Никита) - Н.Н. Носов создал киносценарии по мотивам своих произведений, и на экранах страны появились художественные фильмы «Два друга», «Дружок», «Фантазеры», «Приключения Толи Клюквина» и др. Умер писатель в 1976 г. в возрасте шестидесяти восьми лет.

Устно:

Какие произведения Николая Носова вы читали?

Понравились ли вам они?

О ком эти произведения?

Какой характер носят его рассказы?

Какое настроение остается после прочтения рассказов?

II. Сообщение темы урока.

1. - Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством известного детского писателя Николая Николаевича Носова а в частности с его рассказом «Огородники».

Внесем название темы в рабочие листы. И рядом с названием давайте запишем однокоренные слава.

Как вы думаете, откуда произошло слово огород? (Огородить, огороженное место)

Слайд 3 Вопросы

    К какому жанру относится это произведение?

    От чьего имени ведётся рассказ?

    Как звали одного из героев произведения?

    Расскажите о том, каким был этот герой: внешний вид, характер, отношение к делу?

    Какой это рассказ по настроению: смешной, грустный, серьёзный, забавный, поучительный, глупый, скучный? Какой ещё?

    Расскажите о том, что в этом рассказе больше всего смешного?

    Как вы понимаете, что такое чувство юмора?

2. Словарная работа на доске:

Бригада вожатый знамя колышки поднажмём

3. Чтение на скорость 20 сек.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение.

О чем прочитанный нами рассказ Н. Носова «Огородники»? Почему автор озаглавил свой рассказ именно так?

Какой из эпизодов вы хотели бы прочитать всему классу?

2. Конкурс «Я – диктор».

Представьте себе, что вы поступили в школу юных дикторов. (Диктор – работник радио или телевидения, который читает текст перед микрофоном.) Перед каждым из вас будто бы поставлен микрофон. Попробуйте прочитать понравившийся отрывок из рассказа Носова правильно и выразительно.

После выразительного чтения подводятся итоги.

3. Игра «Блиц вопрос»

Вопросы по содержанию. Найдите в тексте и зачитайте:

Кто главный герой рассказа? (Мишка.)

От чьего имени - писателя или героя - ведется рассказ? (От имени героя.)

Что мешало мальчикам успешно выполнять свою работу?

Какие взаимоотношения сложились между ребятами в процессе работы. Подтвердите свои выводы чтением текста.

Как пошли ребята работать на огороде?

Какое соревнование они решили организовать?

Как Мишка отнесся к предложению ребят о соревновании?

О чем спорили Мишка и вожатый?

Как работал Мишка?

Как работали его товарищи?

Физминутка

III. Работа по теме урока.

1. Чтение по частям.

Какими словами заканчивается 1-я часть? Как можно озаглавить каждую часть?

- В учебнике на странице 96 приводится план рассказа, но один пункт плана пропущен. Слайд 4

Ученикам дается задание сформулировать этот пункт и записать весь план целиком на рабочие листы. Работа ведется в парах.

- Какой пункт плана был пропущен?

Что говорится в рассказе о двух друзьях? Как работали мальчики?

Какие слова из текста доказывают то, что Мишка хотел быть первым?

Почему вожатый предлагает взять Мишку на буксир? Как относится сам Мишка к этому предложению?

Почему Мишке пришла идея копать огород ночью? Чем увенчалась эта попытка?

2. Чтение по ролям.

Сначала учащиеся работают в парах, «репетируют» чтение по ролям любого отрывка рассказа, а затем чтение по ролям вслух.

3. Работа с пословицами Слайд 5 (вопрос 7 учебника, с. 95).

Какие пословицы можно отнести к этому рассказу запишите на ваших листах?

Терпенье и труд все перетрут.

Поспешишь - людей насмешишь.

Работа мастера хвалит.

Слайд 6

4.Работа на индивидуальных рабочих листах.

Минута творчества. Сейчас мы с вами выполним очень интересную работу - попробуем себя в роли кинорежиссера-мультипликатора и создадим диафильм по одной части рассказа. Для работы возьмем часть текста - пункт плана№4 «Хитрый план».

Отрывок поделён на несколько частей - кадров и к ним подписаны титры - подписи. Ваша задача нарисовать сюжет -картинку к титрам.

Слайд 7

Диафильм «Хитрый план»

Кадр 1

Кадр 2

Кадр 3

Кадр 4

Кадр 5

Кадр 6

Нельзя на чужой участок!

Мы посмот-рели ему вслед и пошли домой.

IV. Подведение итогов урока.

Кто из ребят вам понравился больше?

Слайд 8

V. Подведение итогов. Закрепление и самопроверка.

- Вы хорошо поработали. Предлагаю вам проверить свои знания, полученные на уроке. Ответьте на вопросы теста.

VI. Домашнее задание: подготовить пересказ рассказа от лица любого из героев.

Составить диафильм к любому пункту плана рассказа.

Приложение

Подготовка к восприятию текста.

- Ваши родители, бабушки и дедушки были в детстве пионерами. Кто это такие?

Раньше учащиеся школ объединялись в пионерские отряды. Пионеры носили на шее красные галстуки. Красный галстук - это частица красного знамени страны, с которым народ завоевывал свободу для страны. Так как дети носили гордое имя «пионер», что означало «первый», то они не только отдыхали летом в пионерских лагерях, но и трудились. Отряды соревновались между собой, кто лучше и быстрее выполнит поставленную перед ними задачу.

О жизни в таком пионерском лагере мы и прочитаем в рассказе Николая Носова «Огородники».

Тест 1 Ф.И._____________________________________________

1. Как зовут Носова?

2. В каком году родился Н. Носов?

а) В 1903 г.; б) в 1908 г.; в) в 1918 г.

3. Отметьте значком «+» произведения, написанные Н.Н. Носовым.

_ «Тайное становится явным»

4. Писатель умер:

а) В 1976 г.; б) в 1990 г.; в) в 2000 г.

5. От чьего имени ведется рассказ в произведении Н.Н. Носова «Огородники»?

а) Мишки; б) писателя; в) героя.

6. Ребята поехали:

а) В санаторий; б) в пионерский лагерь; в) на дачу.

7. Чем ребята решили заниматься?

в) сажать огород.

8. Какую награду обещали за высокий урожай?

а) Грамоту; б) красное знамя; в) премию.

9. Что мешало ребятам выполнять свою работу?

10. Ребята решили работать ночью, потому что:

а) хотели побольше сделать; б) помочь другим ребятам; в) не спалось.

11. Почему осенью красное знамя досталось главным героям?

а) Им отдали знамя из жалости; б) у них вырос самый большой урожай;

в) они ночью помогли вскопать участок других ребят.

Тест 2 Ф.И. ___________________________________________________

1. Как зовут Носова?

а) Алексей; б) Николай; в) Владимир.

2. В каком году родился Носов?

а) В 1903 г.; б) в 1908 г.; в) в 1918 г.; г) в 1910 г.

3. После окончания института он работал:

а) актером; б) режиссером-постановщиком;

в) осветителем; г) заведующим киностудии.

4. Отметьте значком «+» произведения,

написанные Н.Н. Носовым:

_ «Затейники» _ «В стране невыученных уроков»

_ «Фантазеры» _ «Праздник непослушания»

_ «Незнайка на Луне» _ «Витя Малеев в школе и дома»

_ «Тайное становится явным»

5. . Какую награду обещали за высокий урожай?

а) Грамоту; б) красное знамя; в) премию; г) подарок.

6. Писатель умер:

а) в 1978 г.; б) в 1990 г.; в) в 1976 г.; г) в 1988 г.

7. От чьего имени ведется рассказ в произведении Н. Носова «Огородники»?

а) Мишки; б) писателя; в) героя; г) вожатого.

8. Ребята поехали:

а) в санаторий; б) в пионерский лагерь; в) на дачу; г) на море.

9. Чем ребята решили заниматься?

а) Помогать пожилым людям; б) кормить бездомных животных;

в) сажать огород; г) убирать территорию.

10. Что мешало ребятам выполнять свою работу?

а) Другие ребята; б) несобранность Мишки; в) плохие инструменты.

11. Ребята решили работать ночью, потому что:

а) хотели побольше сделать; б) помочь другим ребятам;

Индивидуальный лист работы

3. Пословицы и поговорки:

________________________________________________________

________________________________________________________

4. План рассказа:

Индивидуальный лист работы

1. Фамилия, имя __________________________________________

2. Тема урока: ____________________________________________

Однокор.слова____________________________________________

3. Пословицы и поговорки:

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

4. План рассказа:

1_______________________________________________________

2_______________________________________________________

3_______________________________________________________

4_______________________________________________________

5_______________________________________________________

6_______________________________________________________

7_______________________________________________________

Индивидуальный лист работы

1. Фамилия, имя __________________________________________

2. Тема урока: ____________________________________________

Однокор.слова____________________________________________

3. Пословицы и поговорки:

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

4. План рассказа:

1_______________________________________________________

2_______________________________________________________

3_______________________________________________________

4_______________________________________________________

5_______________________________________________________

6_______________________________________________________

7_______________________________________________________

Индивидуальный лист работы

1. Фамилия, имя __________________________________________

2. Тема урока: ____________________________________________

Однокор.слова____________________________________________

3. Пословицы и поговорки:

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

4. План рассказа:

1_______________________________________________________

2_______________________________________________________

3_______________________________________________________

4_______________________________________________________

5_______________________________________________________

6_______________________________________________________

7_______________________________________________________

5. Диафильм «Хитрый план».

Кадр 1

Кадр 2

Кадр 3

Кадр 4

Кадр 5

Кадр 6

Мы вышли так, чтоб никто нас не видел.

Луна светила, и все было видно.

Дошли до пня и решили его выкорчевать.

Нельзя на чужой участок!

Взяли мы пень и потащили его к реке.

_______________________________________________________________________________________________________________

5. Диафильм «Хитрый план».

Кадр 1

Кадр 2

Кадр 3

Кадр 4

Кадр 5

Кадр 6

Мы вышли так, чтоб никто нас не видел.

Луна светила, и все было видно.

Дошли до пня и решили его выкорчевать.

Нельзя на чужой участок!

Взяли мы пень и потащили его к реке.

Мы посмотрели ему вслед и пошли домой.

Технологическая карта урока литературного чтения

4 класс

О. Григорьев «Две трубы»

Учитель начальных классов:

Игольницына Н.Н.

2015 г.

Предмет: литературное чтение

Класс 4

УМК «Гармония»

Тема урока О. Григорьев «Две трубы »

Тип урока ОНЗ

Цель:

Развитие восприятия художественного произведения, обогащение опыта читателя-слушателя.

УУД

Предметные

Формировать навык чтения.. Совершенствовать поисковый способ чтения, воображение. Уметь определять эмоциональный характер произведения. Читать по ролям. Составлять словесный диафильм. Создавать высказывание в виде продолжения прочитанного.

Метапредметные

Личностные

Создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения. Готовность оценивать свои возможности при поиске ответов на вопросы, принимать решение об обращении к помощи; испытывать удовлетворение от осознания того, какой большой и трудный путь в освоении предмета уже пройден

Регулятивные

Формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности. Оценивать свои действия и полученный результат. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, учитывать сделанные ошибки.

Познавательные

Анализировать произведение с выделением существенных признаков, формулировать простейшие выводы.

Коммуникативные

Использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая

Средства обучения: учебник, раздаточный материал, средства ИКТ.

Содержание

учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности.

1 мин

Проверка готовности обучающихся.

их настрой на работу

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

Наш урок сейчас начнем

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Речевая разминка.

2 мин

Выполнение комплекса упражнений

    Закройте глаза. Представьте, что сейчас за окном не зима, а весна. Вокруг растут одуванчики. Они уже отцвели и на них пушистые белые шапки. Сорвите одуванчик и подуйте на него 5 раз. Откройте глаза.

    Игра «Эхо»

За гор ой .

Игр ай .

Довер яй.

Не шу ми.

Отвеч ай.

    У медведя во бору

Грибы ягоды беру.

А медведь не спит,

На меня рычит .

Прочтите это четверостишье

    Тихо.

    Громче и быстрее.

    Как скороговорку.

    С ударением на каждое слово.

Проводит речевую разминку.

Выполняют упражнения.

Проверка домашнего задания.

4 мин

Проверить, насколько усвоен материал прошлого урока в игровой форме.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- «Огородники» Н. Носов.

Какое было домашнее задание?

Я предлагаю вам сыграть в игру «Верите или вы?». Правила игры вы знаете.

Игра «Верите или вы?»

В произведении говорится о случае, который произошёл с мальчиками в пионерском лагере. +

Подтвердите ответ .

- Ребята сражались за знамя «Лучший спортсмен» +

Подтвердите ответ

Огород мальчиков был далеко от реки. ---

Вожатого звали Владик. ---

Мальчикам достался участок под номером 13.

Ребята первыми вскопали землю и получили знамя. ---

Осень знамя всё же досталось ребятам за то, что у них оказался самый большой урожай помидоров и кабачков.

Скажите, почему ребятам всё же удалось собрать большой урожай? Какие качества помогли им в этом?

(старание, трудолюбие, упорство, терпение)

Учитель читает отрывки из текста.

Вспоминают правила игры.

Подтвердите свои ответы.

Показывают жестами.

(руки, пальцы).

(Зачитывают текст)

Работа с пословицами

Учиться быть мудрыми

Умение использовать пословицы к тексту

Вы знаете, что настоящий кладезь мудрости содержится в пословицах и поговорках, которые хранят народный опыт, дают советы на все случаи жизни, учат и воспитывают нас.

Знать много пословиц и поговорок значит не только хорошо владеть родным языком, но и быть мудрым человеком.

Терпенье и труд всё перетрут.

Поспешишь - людей насмешишь.

Работа мастера боится.

Презентация.

Объяснение пословиц

Книжная выставка.

Какие ещё произведения Н. Носова вы читали?

Называют произведения

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

2 мин

Постановка учебной задачи.

Подведение обучающихся к формулированию темы урока.

Прогнозирование.

На столе у каждой группы лежат буквы. Правильно составив слова, вы узнаете тему урока.

Итак, что получилось?

(Две трубы.)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

О каких трубах?

Пишет недостающее слово на доску.

Сообщение темы урока

2 мин

Поиск решения.

Сегодня мы поговорим о произведении «Две трубы»

Итак, тему урока мы знаем.

А с чего мы начнём урок?

План урока:

    Работа с текстом.

Анализируем.

Читаем текст по частям.

Если необходимо составляем план.

Отвечаем на вопросы по тексу.

3. Определение главной мысли текста.

Сообщаете тему урока.

О. Григорьев

«Две трубы »

Отвечают на поставленные учителем вопросы

С составления плана урока.

Олег Евгеньевич Григорьев родился в 1943 году. Вся его жизнь прошла в Ленинграде. Печататься начал довольно поздно, первая книга его детских стихов "Витамин роста" вышла в 1983 году и сразу же привлекла внимание читателя своей неординарностью. Его стихи

написаны как бы в стиле непритязательного школьного фольклора. Книги Олега Григорьева стали издаваться только после смерти поэта.

Презентация.

Слушают учителя

Физминутка

Соблюдение санитарно - гигиенических норм

Показ движений.

Выполняют движения за учителем.

Работа с тестом.

1 мин

Постановка цели данного этапа работа учащимися.

Какую цель вы поставите перед началом работы с текстом?

    Выразительное чтение

    Чёткая дикция.

    Правильное прочтение слов.

    Соблюдение пауз.

Читает произведение.

Задает вопросы

Какие чувства у вас возникли при чтении рассказа?

Слушают чтение учителя.

Отвечают на вопросы.

Жужжащее чтение

3 мин.

Формирование читательских умений.

Анализирование.

Текст произведения.

Каким по настроению кажется вам этот рассказ?

Организует индивидуальную работу учащихся

Читают текст в течение удобным для каждого ученика темпом

Повторное чтение

4 мин

Формирование читательских умений.

Радиотеатр.

Прочтите этот текст по ролям.

Какие роли вы выделите? (Автор и рабочие)

Обсуждение правильности чтения.

Оценивание.

Организует и контролирует правильность чтения.

Чтение по ролям.

Открытие нового

5 мин

Проблемный вопрос

Творческое задание.

Придумайте такой конец, чтобы рассказ стал смешным.

Подумайте о том, как читаются подобные рассказы?

Выслушивание некоторых вариантов прочтения концовки.

Ответы учащихся.

Придумывают собственное завершение рассказа.

Включение нового знания в систему знаний.

15 мин

Размышляем.

Определение главной мысли текста.

Познакомьтесь с тем, как писатель закончил свой рассказ.

Чья концовка вам нравится больше: одноклассников или автора?

Как писатель подшутил над нами? (Неожиданность)

Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

Определение понятия юмористический рассказ.

Как думаете, в какой словарь надо обратиться? Орфоэпический словарь.

Уточняет понимание учащимися жанра произведения.

Юмористическими, шуточными называются такие рассказы, где автор, описывая смешную ситуацию, хочет, чтобы читатель улыбнулся, наблюдая за поведением героя.

Формирование умения работать с текстом.

Подготовьтесь и прочитайте этот рассказ так, как будто вы выступаете на вечере юмора.

Постарайтесь развеселить слушателей.

Чтение текста некоторыми учащимися.

Как ты оцениваешь своё выступление?

Согласны ли с твоей оценкой одноклассники?

Используют сигнальные карточки.

Составление диафильма.

- Как вы думаете, а по этому произведению можно снять фильм? Давайте попробуем создать свой, например, диафильм.

Групповая ра бота

I группа - Составьте словесный диафильм по этому произведению. Предварительно определите этапы своей работы.

Порядок работы над диафильмом.

    Определите будущий характер диафильма. (юмористический, грустный, серьёзный)

    Разделите текст на части – кадры.

    Выделите главные предложения – титры.

    Представьте себе картинку каждой части.

    Устно «нарисуйте» картинку к каждому кадру.

    Изобразите кадр мимикой и жестами .

    На основании выделенных в тексте предложений сделайте кадры (устно)

II группа

Соотнесите кадры и подписи к ним.

Молодцы!

Организует самостоятельную работу,

осуществляет индивидуальный контроль

Выступление учащихся.

Рефлексия деятельности

2 мин

Рефлексивный анализ собственной учебной деятельности.

Что вам понравилось, а что оказалось трудным?

На доске:

Работа с текстом

Чтение по ролям.

Юмористическое прочтение рассказа с собственным завершением истории.

Составление диафильма.

Слайд.

Расставьте красные магнитные фишки к тому этапу, который вам понравился больше всего, а сини фишки к этапу, где работа вызвала у вас затруднение.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Расставляют фишку.

Домашнее задание.

2 мин

Творческое задание.

Если бы вам предложили создать книгу с юмористическими рассказами, каких авторов вы поместили бы в сою книгу?

Как бы вы её назвали?

Моделирование обложки к книге с юмористическими рассказами.

(заполнить шаблон библиотечной каталожной карточки к получившейся книге)

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Запись задания в дневник


«Бесприданница Островского» - Идейно-тематическое содержание пьесы «Бесприданница» (1878г.). Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Проблематика пьесы. Замечательной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского является драма "Бесприданница". Конфликты. Идея: В 1859г. выходит в свет новая пьеса Островского « Гроза».

«Островский Кострома» - В 1847 году имение приобретает отец драматурга Н.Ф.Островский. Щелыковская природа вдохновила драматурга на написание весенней сказки "Снегурочка". В фильме снималась целая плеяда замечательных советских актеров. С 1867 года Александр Николаевич проводит здесь каждое лето. Род островских происходит из Костромы.

«Произведения Островского» - Женщина в эпоху Островского гораздо более мужчины замкнута в домашнем кругу. Пословица в названии здесь звучала не нравоучительным выводом, а едкой иронией. Но такой, который занят успешной карьерой. Основные черты драматургии Островского. Сцена из пьесы А.Н. Островского «Бедность не порок». Старику приходится возвращаться в «яму» под причитания старухи-жены.

«Александр Николаевич Островский» - Страдание. Третьяковская галерея. Островский Александр Николаевич. Островский Александр Николаевич (1823 – 1886) «Снегурочка» (1873). Соломин Николай. Радушка - от «радуша» - милая, любезная. Мизгирь - паук, тарантул. В. Г. Перов. «Портрет А. Н. Островского». 1871 год. Из значимых имен и прозвищ. Бакула от «бакулы» - «пустые слова, речи, слухи» {Даль).

«Биография Островского» - Москворецкая улица. Читать драму «Гроза». Усадьба «Щелыково». В небольшой, но очень уютной гостиной, любимой всей семьей Островских, стоит фортепиано. М.В.Островская с дочерью Любой. Одним из видов отдыха Островского было столярное дело. Островский вспоминал: «Самый памятный день в моей жизни: 14 февраля 1847 года.

«Жизнь и творчество Островского» - Островский изображает патриархальный русский мир: купечество,чиновники, помещики. Столовая в Доме-музее. Патриархальный мир раскрывается, как правило, в двух ракурсах: социально – злободневном и фольклорно – мифологическом. А.Н.Островский – один из наиболее выдающихся представителей русского реалистического театра.




Top