Ностальгия по некрореализму. – Вы добились всего, чего хотели

Ее студенческие годы и аспирантура пришлись на 1980-е – время настоящего взрыва в художественной жизни города. Еще учась на последних курсах университета, она начала работать в Русском музее. И в 1991 году стала первым хранителем отдела новейших течений. В 1993-м возглавила первый в Петербурге – соросовский – Центр современного искусства. Цель его создания – стимулировать развитие новых арт-технологий и просвещать местных неофитов в области contemporary art. Дело Сороса подхватил Форд: сейчас Фонд Форда финансирует институт Pro arte, где Екатерина Андреева преподавала в 1999–2000 годах новому поколению актуальных художников и критиков.

– Вы ведь из семьи ученых?

– Мой отец был известным античником, специалистом по гомеровской Греции, о которой написал несколько книг. Думать о современности тогда можно было, в частности, изучая рабовладельческую Спарту. И он думал исключительно об этом, даже где-нибудь в магазине, в очереди его занимали герои Троянской войны, Одиссей и древние спартанцы.

– Кто, как вы считаете, на вас повлиял?

– Таких людей было трое. Первый – мой отец Юрий Викторович Андреев, потом мой учитель – Иван Дмитриевич Чечот и, наконец, мой друг, художник Тимур Петрович Новиков. Им я многим обязана.

– Выбором жизненного пути тоже?

– Наверное, нет. Выбираю я обычно самостоятельно. Отец, как я сказала, был историком, а меня всегда интересовало именно искусство, и я некоторое время колебалась: стать художницей или искусствоведом? Но одна дама из Мухинского училища, увидев мои рисунки, сказала твердым голосом: «Хорошие искусствоведы нам нужны». В итоге я не стала барышней из тех, что, как писал Бенедикт Лившиц в книге «Полутораглазый стрелец», сначала вышивали кошечек крестиком, а потом резко стали авангардистками. Я решила пойти на кафедру истории искусства.

– Кто учился вместе с вами?

– Андрей Хлобыстин и его жена Алла Митрофанова, Аркадий Ипполитов, Олеся Туркина.

– Андрей Хлобыстин как-то рассказывал о временах, когда «мы были молоды и мир был у наших ног». Когда это было?

– Мы пребывали в таком состоянии духа примерно с 1987 года. В стране наступила полная свобода, можно было взять да и начать делать любую выставку. И мы – Андрей, Алла, Олеся, я – решили сделать выставку ленинградского нонконформизма от конца 1940-х до 1988 года. Мы впервые показали всю эту линию, начиная от Арефьева и заканчивая «Новыми художниками». Коллекционеры Римма Логинова, Юрий Позин, Анатолий Сидоров, Нина Костылева, Ирина Коренева, Борис Безобразов дали мне замечательные картины. На выставке проходили поэтические чтения, музыкальные вечера, художественные скандалы и потасовки – это было очень живое место. Кроме того, художники, связанные с Тимуром Новиковым и с фильмом «Асса», тогда были героями не только молодежи, но буквально всей страны, и, конечно, возникало ощущение, что мир у твоих ног. Его поддерживало и то, что границы открылись, мы стали ездить в Париж, Нью-Йорк, Берлин, где я общалась с такими легендарными людьми, как, например, Понтюс Хюльтен, Лео Кастелли или Рене Блок.

– Над чем вы сейчас работаете?

– Издательство «Азбука» заказало мне книгу про постмодернизм. Она рассказывает, как от 1940-х к нашему времени менялись представления о том, что такое современность. Я также закончила собирать биографическую книгу о Тимуре, которая будет называться «Врать только правду». «Только правду» мне рассказали его ближайшие друзья: Олег Котельников, Георгий Гурьянов, Сергей Бугаев, Ирена Куксенайте, Сергей Шутов, Айдан Салахова, Юрий Циркуль, Иван Сотников…

– Что вам нравится в людях?

– Когда я вижу, что человек творчески подходит к себе, мне с ним интересно. Нравится дружественность.

– Самая важная для вас работа?

– Та, которую я делала последней. Самое заветное – выставка Ольги Чернышевой «Зона счастья», ну и книга «Все и ничто: символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века».

– Вы добились всего, чего хотели?

– Нет, конечно. Я бы хотела писать, как Панофский и как Энди Уорхол. Не скажу, что я могу этого добиться. Маяковский точно выразил это чувство: когда ревнуешь к успеху Коперника, а не к «мужу Марьи Иванны». По-моему, единственный, кто может сказать: «Да, я сделал все, что хотел», – Бог, после семи дней творения. Да и то неизвестно, захочет ли?

, Ленинград) - арт-критик , куратор , искусствовед , специалист по русскому и зарубежному искусству XX-XXI веков, кандидат искусствоведения, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея .

Биография

Выпускница кафедры истории искусства . С 1981 года работает в Государственном Русском музее . В 1993-1995 годах - директор Центра современного искусства Дж. Сороса в Санкт-Петербурге. В 2000-е годы - корреспондент журналов «Новый мир искусства » (НоМИ), «Художественный журнал » (ХЖ), «Артхроника » и других. Член Новой академии изящных искусств (НАИИ), основанной Тимуром Новиковым . Куратор ряда выставок современного искусства в галереях и выставочных залах Санкт-Петербурга. Живёт и работает в Санкт-Петербурге .

Книги

  • Андреева Е.Ю. Рассказы про Джериньку. - СПб., 1997.
  • Андреева Е.Ю. Рассказы о художниках. История искусства XX века. - СПб., 1999.
  • Андреева Е.Ю. Всё и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века. - СПБ., 2004.
  • Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI века. - СПб., 2007.
  • Андреева Е.Ю. Тимур. «Врать только правду!» - СПб., 2007.
  • Андреева Е.Ю. Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва–Ленинград 1946–1991. М., «Искусство XXI век», 2012.

Напишите отзыв о статье "Андреева, Екатерина Юрьевна"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Андреева, Екатерина Юрьевна

– Да, как человек, всё как должно быть, и стал, и стал уговаривать, а ей бы надо занять его разговором до петухов; а она заробела; – только заробела и закрылась руками. Он ее и подхватил. Хорошо, что тут девушки прибежали…
– Ну, что пугать их! – сказала Пелагея Даниловна.
– Мамаша, ведь вы сами гадали… – сказала дочь.
– А как это в амбаре гадают? – спросила Соня.
– Да вот хоть бы теперь, пойдут к амбару, да и слушают. Что услышите: заколачивает, стучит – дурно, а пересыпает хлеб – это к добру; а то бывает…
– Мама расскажите, что с вами было в амбаре?
Пелагея Даниловна улыбнулась.
– Да что, я уж забыла… – сказала она. – Ведь вы никто не пойдете?
– Нет, я пойду; Пепагея Даниловна, пустите меня, я пойду, – сказала Соня.
– Ну что ж, коли не боишься.
– Луиза Ивановна, можно мне? – спросила Соня.
Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай.
«Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде.
– Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.
«Что за прелесть эта девочка!» подумал он. «И об чем я думал до сих пор!»
Соня вышла в коридор, чтобы итти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося народа.
На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело.

Екатерина Юрьевна Андреева (24 января 1961, Ленинград) — арт-критик, куратор, искусствовед, специалист по русскому и зарубежному искусству XX-XXI веков, кандидат искусствоведения, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея.

Выпускница кафедры истории искусства ЛГУ. С 1981 года работает в Государственном Русском музее.

В 1993-1995 годах — директор Центра современного искусства Дж. Сороса в Санкт-Петербурге. В 2000-е годы — корреспондент журналов «Новый мир искусства» (НоМИ), «Художественный журнал» (ХЖ), «Артхроника» и других.

Член Новой академии изящных искусств (НАИИ), основанной Тимуром Новиковым. Куратор ряда выставок современного искусства в галереях и выставочных залах Санкт-Петербурга. Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Книги (2)

Всё и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века

Книга представляет собой аналитическую историю узловых моментов в развитии современного искусства.

Основанная на цикле лекций, прочитанных в начале 2000-х годов, книга вобрала в себя сравнительное описание и анализ творчества западных (Дж. Поллок, Энди Уорхол, Ив Кляйн) и российских, в частности, петербургских (К. Малевич, В. Стерлигов, Е. Михнов-Войтенко, Тимур Новиков) художников. Их биографии, истории художественных движений и новых технологий составляют основной сюжет исследования.

Книга предназначена читателям, интересующимся историей, теорией и философией новейшей культуры.

Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI века

Книга посвящена поиску ответа на вопрос: что в каждый данный исторический момент понимают под словом «современный»?

Читателю предлагается увлекательное путешествие через несколько пластов современности от 1940-х годов к сегодняшнему дню. Творчество российских художников впервые рассматривается как составная часть общемировой эволюции актуального искусства




Top