Новогодняя Ёлка в Кремле. День рождения в музее

Ольга Филина


В квартире Елены Ольшанской, председателя товарищества собственников жилья "Жургаз", кипит кофе и на кухне вместе с соседями в очередной раз решается, как спасать дом. Виктория Захаренко предлагает написать письмо в Москомнаследие, Валентин Ильвовский — в прокуратуру, сама Елена думает позвонить юристу... Или, может, взять дом в живое кольцо? И в это же время во дворе строители, укрывшись за забором с пророческой надписью "Интеко", роют котлован, ведут трубы в подвал дома, рубят деревья.

"Огонек" тоже сидит с Еленой Ольшанской и пьет кофе: здесь просят быть как дома, в конце концов всего каких-то 70 лет назад редакция журнала действительно жила здесь — в доме N 17 А по 1-му Самотечному переулку. Двумя этажами выше квартиры Елены в 30-е годы пил кофе главный редактор Михаил Кольцов со своей гражданской женой Марией Остен и приемным сыном — немецким мальчиком Губертом Л"Осте. Сюда к нему в гости приходили Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Ефим Зозуля, Михаил Зощенко, Сергей Эйзенштейн. Сам дом, кстати, под стать его посетителям: построен по проекту знаменитых архитекторов М. Барща (автора московского планетария) и Г. Зундблата.

Если выйти на балкон Елены, то напротив тоже увидишь "Огонек" — теперь уже типографию, которая печатала журнал во времена Кольцова, а заодно множество книг из серий "ЖЗЛ", "Литературное наследство". Но фокус даже не в этом. Дом N 17 — это не просто типография, а единственная реализованная постройка архитектора-фантаста, классика искусства XX века Эль Лисицкого. Это здание доказало, что Лисицкий — не только "бумажный архитектор", чьи "горизонтальные небоскребы" так и остались чертежами. Собственно, ценность типографии для мирового искусства ничуть не меньше, чем знаменитого плаката того же Лисицкого "Клином красным бей белых". Разница в том, что плакат видят все, а о типографии, окруженной забором и деревьями, все забыли.

— Пять лет назад я работала в Москомнаследии, и к нам на рецензию поступил проект, предусматривающий снос типографии и постройку на ее месте современного здания. Мы обнаружили чертежи Лисицкого и сообщили, что здание нужно сохранить,— рассказывает Марьяна Евстратова, главный хранитель Фонда "Русский авангард".— В конце концов в 2008 году, уже благодаря фонду, нам удалось добиться для типографии и дома "Жургаз" статусов выявленных объектов культурного наследия. Теперь их защищает закон, но, похоже, что только на бумаге.

"Огонек" под дождем


Действительно, похоже. На каждое из двух старых зданий — по своей напасти. "Жургаз" точит "Интеко", типография мертвеет без крыши. После ареста Кольцова в 1938-м типография стала режимным объектом и даже в 1990-е продолжала что-то печатать, будучи в ведении ФСБ. Накануне нового тысячелетия печать остановилась (как вредное производство), но и тогда типография стояла как новенькая. И вот звездный час, в 2008 году ее признают объектом культурного наследия (читай: снести уже нельзя). Наступает осень, 12 октября, льет дождь, а в здании — совершенно безлюдном, обнесенном забором — вспыхивает огонь. Горит так, что 18 пожарных расчетов не могут спасти той самой крыши. Пожарные уезжают, дождь продолжается, только теперь он барабанит по внутренностям "лежачего небоскреба".

— Пожары — это главный метод, с помощью которого московский девелопмент освобождается от ненужных домов,— резюмирует Давид Саркисян, директор Музея архитектуры им. Щусева.— Поврежденное здание не ремонтируется и доводится до аварийного состояния. И все: памятник не памятник — можно сносить и строить заново.

Кому строить и что строить — за этим уже дело не станет. Можно брать пример с площадки по соседству: "Интеко" в качестве соинвестора возводит жилой дом для Союза кинематографистов (от его лица действует жилищно-строительный кооператив "Кино-7").

Долгие руки и короткая память


У "Кино-7", как уверяет его председатель Рита Беляковская, есть вся разрешительная документация. Прежде всего множество постановлений правительства Москвы, на них ссылаются в первую очередь. Первое было еще в 1994 году, когда город решил выделить "Кино-7" участок под застройку. Потом последовало много мучений и попыток что-либо построить. Еще в 2000 году Никита Михалков, председатель правления Союза кинематографистов, писал в Москомприроду драматические просьбы "разобраться в сути длящейся полтора года (!) волокиты" ...Но волокита никак не кончалась до самого 2005 года, пока наконец кинематографисты не укрылись за заборами с надписью "Интеко". Тут все ведомства перестали вспоминать про близость охраняемых памятников, про археологические слои и парки и стали выписывать разрешения. Строительство началось, "жургазовцы" создали ТСЖ и приготовились к обороне.

— Тревога жителей более чем понятна: когда возле твоего дома появляется табличка крупнейшего московского строителя, жди беды,— считает Борис Пастернак, главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований Москвы.— Где гарантии, что инвестор удержится от соблазна занять и другие участки земли по соседству со стройплощадкой и развить достигнутый успех?

Оказаться этими "другими участками земли" — вот чего сегодня боятся "жургазовцы". Типография близится к аварийности, под дом ведут теплосеть, хотя нет никакой уверенности, что старый фундамент выдержит "прокол". Сейчас ТСЖ "Жургаз" судится с городом за подвал: чтобы не пустить туда трубы с паром, которые в случае любой "аварии" будут пострашнее тротила. Москонтроль поддержал жалобы жителей. Суд нескончаем, повсюду в квартире папки с бумагами. Пресс-служба "Интеко" успокаивает "Огонек": "В настоящий момент, с учетом пожеланий жильцов дома 17 А, ведется поиск альтернативных вариантов прокладки теплотрассы, не затрагивающих дом 17 А". Вот и гадай: найдут ли? Или, может, пойдут другим путем? Вполне вероятно, раз к Елене Ольшанской уже приходил представитель Мосжилинспекции, чтобы признать дом аварийным (хотя совсем недавно его состояние позволяло делать "прокол").

Расстрельная комиссия


Надежда на спасение, однако, еще остается, пока дома-огоньковцы на бумаге остаются памятниками. Но вот незадача, даже этого последнего щита они могут лишиться.

— Выявленный объект культурного наследия — это переходный охранный статус, он должен быть либо подтвержден, либо опровергнут московским правительством,— поясняет Борис Пастернак.— Делается это крайне неохотно. У нас где-то 1600 выявленных объектов, а в год подтверждается статус 60-70 из них. Особенно неудобны те памятники, которые "выявились" после того, как на их месте уже решили построить очередной офис или дом. Вот, например, типография Лисицкого: хотели уже сносить, а тут возьми да и найдись эти чертежи...

— Вот для таких случаев недавно и была создана Межведомственная комиссия по постановке памятников на охрану во главе с Ресиным,— рассказывает Давид Саркисян.— Она собирается до конца года рассмотреть все так называемые вновь выявленные памятники и принять по ним решение: подтверждать их статус или нет. Во-первых, за год внимательно рассмотреть такое число объектов невозможно. Во-вторых, комиссию возглавляет главный идеолог уничтожения Военторга. В-третьих, у него необычайно широкие полномочия. Это значит, что кризис заставил московские власти посмотреть на остатки городской недвижимости, которую можно быстро пустить в оборот.

И этой комиссии доверено определять судьбу "Жургаза" и типографии. Уже сегодня со статусами домов стали происходить необъяснимые вещи. В официальном перечне объектов культурного наследия, который вывешен на сайте Москомнаследия, есть все московские памятники, но как-то случайно пропала типография. Еще в 2008 году она там значилась (правда, под N 15 А, а не 17 А), но в 2009-м ее убрали вовсе. На закономерную просьбу "Огонька" исправить ошибку пресс-секретарь Наталья Логинова, замявшись, сообщила, что пока ничего определенного о типографии сказать нельзя. Может, не пока, а уже?..

Что же в результате останется в защиту двух памятников? Кипы бумаг и горы слов. Например, последнее письмо перед смертью знаменитого карикатуриста, народного художника СССР Бориса Ефимова. Он лично просил Шевчука, председателя Москомнаследия, спасти дом, в котором жил его брат, Михаил Кольцов. Или вот еще — письмо директора Парижского музея современной истории к московским властям. Госпожу Комб интересует, что делается для спасения типографии и "Жургаза". Останется еще эта статья в "Огоньке", а также десятки писем жителей дома N 17 А и независимых экспертов — защитников московских памятников. Возможно, конечно, что "бумага" защитников победит "камень" инвесторов, как в старой доброй детской считалочке. Не помешали бы "ножницы" московских властей.

Великая Китайская стена имеет длину 8 851,9 км! В общей сложности строили ее в течение 19 (!) веков (с III века до н.э. до середины XVII века), и, несомненно, сегодня это самое длинное и грандиозное архитектурное сооружение в мире. Также на земле руками человека созданы и другие невероятно длинные постройки, среди которых хочется отметить крепость Кумбхалгарх в Индии (длина 36 тысяч метров), форт Раникот в Пакистане (длина 8,6 тысяч метров), Кремлевскую стену в Москве (длина 2235 метров). Как видим, все эти сооружения носят оборонительный характер. Но среди научных учреждений, офисных и жилых зданий тоже есть рекордсмены. В статье расскажем о самом длинном доме в Москве.

В столице России по адресу Варшавское шоссе, 125 расположился "лежачий небоскреб". Так в шутку москвичи называют этот дом, длина которого составляет 978 метров! Если поставить здание вертикально, то получится 390 этажей и небольшой чердак! Грандиозная лежачая высотка. Несомненно, на сегодняшний день это самый длинный дом в Москве.

В этом здании расположен офис и производственные мощности одного из старейших в стране предприятий по разработке узлов вычислительной техники СПО. Юридическое название разработчика - ОАО "НИЦЭВТ". Основан он был в далеком 1948 году на базе конструкторского бюро, сотрудниками которого была собрана первая советская ЭВМ "Стрела". В НИЦ велись секретные разработки космических бортовых вычислительных машин, также именно перед научно-исследовательским центром электронно-вычислительной техники была поставлена задача создать единую систему ЭВМ на всех советских заводах. С этой задачей НИЦ с честью справился. В 1990-х годах в стенах этого института появились последние модели отечественных ЭВМ - ЕС-1181 и СЭВМ-1195. И сегодня здесь трудятся лучшие умы страны, создавая передовые технологии, не уступающие по техническим характеристикам, скорости и качеству зарубежным аналогам. Рассмотрим сам дом, в котором базируется НИЦЭВТ.

История возведения

Изначально НИЦ располагался сразу в нескольких зданиях:

  • на территории Московского завода САМ (2400 м кв.),
  • на территории конструкторского бюро (КБПА) на шоссе Энтузиастов (1000 м кв.),
  • на Варшавском шоссе в здании детского сада НИИСЧЕТМАШа площадью 1600 м кв.

Общая численность сотрудников, разбросанных по разным территориям, составляла 900 человек. Но постепенно объемы работ и количество сотрудников увеличивались. Поэтому в 1969 году было решено построить единое здание для размещения всех ресурсов НИЦ - производственных и человеческих - на одной площади. Для этого на Варшавском шоссе выделили участок размером 76 гектаров.

Стройка здания велась быстро. В 1970 году здесь появилась котельная, задачей которой в перспективе был обогрев НИЦа, но ее мощностей хватало, чтобы обогреть всю промзону Чертаново и две школы. В 1972 году появились главный производственный корпус, энергоблок и столовая. В 1975 году приступили к работе два первых корпуса базовой лаборатории.

В 1975 году запусти базовую лабораторию, разместившуюся в двух корпусах. Как и все, что сделано в СССР, "лежачая высотка" в Москве была построена на века.

Не отличаясь особыми архитектурными изысками и имея типовой вид, этот дом поражает размахом строительства:

  • 6-этажное здание с лицевой стороны насчитывает по 236 окон на каждом этаже! То есть всего с лицевой стороны здания имеется почти 1650 окон!
  • этот невероятно длинный дом растянулся на целых три автобусные остановки: "Варшавское шоссе" - рядом с южной частью здания, "Управление социальной защиты" - напротив главного входа в НИЦ, "Торговый комплекс" - возле северного торца здания.

Сотрудникам, чтобы зайти из одного отдела в другой в одном и том же здании, иногда нужно ехать на автобусе... Масштабы впечатляют.
Такой длинный дом даже сфотографировать целиком очень непросто. Зато его хорошо видно с высоты птичьего полета.

Сегодня площадь самого длинного здания в Москве, принадлежащего НИЦЭВТ, частично используется самим научно-исследовательским центром, а частично сдается под производство, склады и офисы. Если посетитель точно не знает, в какой комнате, на каком этаже разместилась фирма, арендующая площадь в "лежачем небоскребе" на Варшавском шоссе, 125, то на ее поиски может уйти целый день!

На втором месте стоит самый длинный жилой дом в Москве, расположенный по адресу: улица Гризодубова,4. Этот дом входит в архитектурный ансамбль ЖК "Гранд-Парк" и имеет длину более 700 метров. Здание является целой единицей, но для удобства почтовой идентификации поделено на четыре корпуса.

Хотя по традиции отечественной нумерации жилых зданий, отдельный номер присваивается дому, который выходит на улицу, а корпуса нумеруют у тех зданий, которые не имеют прямого выхода на улицу, а только во внутренний двор. В случае с гризодубовским домом это правило нарушено, но следует принять во внимание исключительную длину жилого дома.

Еще один претендент

В столице на улице Римского-Корсаково стоит удивительное здание, которое многие считают самым длинным жилым домом в городе. Его длина действительно поражает - 1100 метров! В народе это здание именуют "Московской китайской стеной", или "Бастилией".

Хотя само здание и интересное, но вот вопрос, можно ли назвать его самым длинным в Москве, спорный. Все потому, что на самом деле это - комплекс из шести совершенно разных домов. Мало того, что все они имеют разные почтовые адреса (нумерация с 8 по 18), они еще и строились в совершенно разные периоды. Совместили ("слепили") несколько домов вместе для того, чтобы защитить жителей района от вредного электромагнитного излучения, возникающего при проведении опытов в ближайшем НИИ, занимающимся изучением и испытанием высоковольтных температур.

Мой коллега Андрей Мухортиков составил список необычных построек и зданий столицы. Этот пост для ценителей Москвы и ее гостей, вам понравится. Вообще удивительно, что многие из этих домов были строены в Советском союзе, который славился консервативным взглядом на архитектуру.

Оригинал взят у crusandr в Самые необычные здания Москвы. Вид сверху

В Москве полным-полно необычных и красивых изданий. Взять хотя бы Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как Собор Василия Блаженного.

Не все необычные здания столь красивы, а не все красивые - столь необычны. Как бы то ни было, обычно мы оцениваем архитектуру и планировку с высоты человеческого роста. В этом ракурсе очень впечатляют два известных дома «на ножках»

Дом авиаторов на Беговой у Третьего кольца


Дом на «курногах» на ВДНХ

Но самая обычная, скучная домина может повернуться неожиданной стороной, если посмотреть на нее с высоты полета спутника.

Самые длинные дома
Так выглядит сверху «лежачий небоскреб» на Варшавском шоссе.

Эта бетонная дуга длиной 736 метров построена в 1972 году для научно-исследовательского центра электронно-вычислительной техники.

Сейчас часть помещений здания сдается под офисы, и если вдруг там окажется нужная вам контора, можете готовиться к часовому поиску. Чтобы миновать этот дом, придется проехать на автобусе 3 остановки! Еще .

А это жилой дом работников завода «Трансмаш» на ул. Римского-Корсакова

Он известен в народе как «Бастилия» или «Китайская стена». Протяженность по фасаду 1300 метров! Впрочем, формально это несколько домов, строившихся поочередно под разными адресами. На снимке видна едва ли половина дома.

Старожилы района рассказывают, что в конце 1970-х годов этот дом строился для защиты всего жилого массива от вредного воздействия, которое якобы оказывалось расположенным в районе Институтом высоковольтных испытаний. Впрочем, документального подтверждения этому нет.

Длинный дом-волна есть на проспекте Академика Сахарова.

Это здание служит приютом для кучи финансистов - Альфа-банка, ВЭБа, Росбанка. Интересно, что часть здания имеет адреса по проспекту Сахарова, а часть по ул. Маши Порываевой.

Дома-бублики
Это известный круглый дом на Нежинской улице, возведенный в 1972-м.

Своей формой дом обязан Олимпиаде-80: по задумке архитекторов, в Москве должна была появиться олимпийская деревня в виде пяти домов-колец. Но этот проект оказался дороговат, в итоге было построено всего два дома. Брат-близнец первого дома-«бублика» появился в 1979 году по адресу ул. Довженко, 6.

Да, это два разных дома. Как найдете 10 отличий, можете почитать про них .

Впрочем, задумку с 5-ю олимпийскими кольцами, пусть в упрощенном виде, но все-таки удалось осуществить на улице Академика Анохина на юго-западе Москвы.

Астрономические мотивы
Одно из самых красивых сверху зданий Москвы имеет формы пятиконечной звезды.

Это театр Российской армии на Суворовской площади, среди прочего знаменитый тем, что в его труппе с 1945 года участвует старейший актер мира Владимир Зельдин, недавно отметивший свое 101-летие.

Вид звезды имеет и павильон станции метро Абратская, что на Арбатской площади.



Но одиночными объектами дело не ограничивается: кое-где дома образуют настоящую астромоническую симфонию: пара звезд, пара полумесяцев и «солнышко» в центре.

Этот планировочный изыск воплощен в одном из самых непростых районов столицы - в Бирюлеве-Западном. К сожалению, с земли его никак не оценить, да и внешний вид зданий оставляет желать лучшего.

"Складные" дома
Всем известны дома-книжки на Новом Арбате

Похожие здания на Варшавском шоссе таких ассоциаций не вызывают. Возможно потому, что они повернуты другой стороной к дороге?

А эти дома на Ходынском поле сверху похожи на женский гребень.

Впрочем, гребенки могут выглядеть по-разному.

Дома - «зверьки»
В планировке домов у метро «Универстет» видится веселый череп улыбающегося пришельца.

Десяток зданий в Крылатском образуют фигуру на то ли жука, то ли таракана.

На ВДНХ живет бабочка. Большая.

Ну а Вешняки явно облюбовали симпатичные дождевые червяки (или колония бактерий? ;))

Аэро-обман
Взгляните на лосиноостровский лес. Ничего необычного не замечаете в центре снимка?

Нет, это не самолет, а всего лишь ЦНИИ туберкулеза.

А тут уже никакого обмана: экраноплан «Орлёнок» действительно приводнен в Северном Тушино.

Торгово-спортивная геометрия
Очень любопытно выглядят с воздуха многие торговые и спортивные объекты.

Ледовый дворец "Мегаспорт" на Ходынке.

Торговый центр "Мари" в Марьино.

Неподалеку еще одна «круговая» доминанта: самое большое круговое движение в Москве, площадь Артема Боровика.

Впрочем, фантазия архитекторов не ограничена овалами и кругами. Вот так сверху выглядит торговый центр на Тишинке. А с земли - барак бараком. :)

А какие забавные московские дома и планировки знаете вы? Если наберется материал, возможно сделаю вторую часть.

Если понравилось - жмите репост!

Дом-корабль

Ул. Большая Тульская, 2

Этот 14-этажный жилой дом называют в народе не иначе как «домом-кораблем» или «титаником». Построенное в 1981 году в стиле брутализма это панельное здание ярко выделялось на фоне старой малоэтажной застройки района. Своими внушительными размерами (400 м в длину и более 50 м в высоту), а также верхними рядами остекленных балконов, оно походило на круизный лайнер. Кстати, на верхних этажах расположены двухэтажные квартиры, которые задумывались как элитные.

Строительство велось по заказу Министерства атомной промышленности СССР. Отсюда - еще одно название этого московского дома - «дом атомщиков», а также и уникальная прочность бетонных стен, не уступающая советским атомным реакторам.

Новый дом-корабль
Ул. Киевская, вл. 3-7.
2008 год.

Торгово-офисный центр "Китеж", построенный рядом с киевским вокзалом имеет общую площадь 75 тыс. квадратных метров. Строение выделяется своей необычной формой, похожей на корабль. Создатели дома называют его «Титаником», а второе его прозвище - дом-утюг.

Дом-улей

Кривоарбатский пер., 6

Дом-мастерскую архитектора Константина Мельникова именуют «иконой конструктивизма» и по значимости для русской культуры сравнивают с Кижами и собором Василия Блаженного. В 1927 году гениальный зодчий спроектировал «восьмерку» из врезанных друг в друга цилиндров, создав в центре Москвы не просто жилой дома для себя и своей семьи, а пространство, подобного которому не было в мире. Дом, построенный без несущих опор и балочных перекрытий, пережил взрыв фугасной бомбы, был восстановлен после войны и вошел во все учебники по архитектуре.

За простоту и экономичность его стали называть дом-улей. Совсем недавно после долгих тяжб и разбирательств знаменитый дом Мельникова открылся для посещения. Гостей знакомят с архитектурными особенностями памятника, показывают фирменные шестиугольные окна, спальню с венецианской штукатуркой и раскладную «сороконожку», за которой собиралась семья всемирно известного зодчего.

Про этот дом в сообществе был отдельный пост в Москве.

Дом на ножках

Ул. Беговая, 34

Этот дом был построен в 1978 году по проекту Андрея Меерсона как экспериментальный. Главная особенность строения — двадцать пар железобетонных «ног»-опор, благодаря которым дом и получил в народе прозвища «дом на ножках», «дом-сороконожка», «дом-осьминожка» и «избушка на курьих ножках». Эти опоры сужаются книзу, что создает эффект «ненадежности» конструкции. Сам же дом словно расширяется кверху — каждый следующий из 13 этажей выступает внахлест над нижним. Главными акцентами на фасаде стали три незадымляемые лестничные шахты овальной формы.

При разработке проекта Андрей Меерсон вдохновлялся идеями Ле Корбюзье: в результате его «Дом на ножках» своими пропорциями и скошенными опорами напоминает Марсельскую «Жилую единицу». Изначально дом задумывался как гостиница для участников Летних Олимпийских игр 1980 года в Москве, а в результате квартиры в новом доме достались заслуженным работникам завода «Знамя Труда», выпускавшего самолеты Ил-12, Ил-14 и Ил-18. Отсюда еще одно его название - «Дом авиаторов».

Это не единственный «дом на ножках» в Москве: подобные можно увидеть по адресам: проспект Мира, 184/2 (напротив памятника «Рабочий и Колхозница»), Смоленский бульвар, 6/8, дом-коммуна на улице Орджоникидзе, 8/9.

«Лежачий небоскреб» на Варшавке

Варшавское шоссе, д. 125

Чтобы миновать этот дом, потребуется проехать три остановки на общественном транспорте. Самое длинное здание в Москве занимает Научно-исследовательский центр электронно-вычислительной техники (НИЦЭВТ).
Длина этого «лежачего небоскреба» составляет почти 736 метров.

Дом-слон

Д. Островцы, 14-й км Новорязанского ш.

Совсем рядом с Москвой, в деревне Островцы (Раменский район) не первый год привлекает внимание всех проезжающих очень необычный дом.

Здание построено в виде индийского слона в ярко-красной попоне, украшено небольшими окнами-ромбами и расписано сочными красками. Внутри - четыре этажа, соединенных винтовой лестницей. Автор и владелец дома Алексей Сорокин ищет покупателей: «Это куполообразное огромное помещение, где можно воплотить любую дизайнерскую фантазию. Никаких стен, никаких опорных балок — ничто вас не ограничивает».

Дом-паровоз

Ул. Новая Басманная, 2/1, стр. 1

Глядя на это конструктивистское здание, напоминающее паровоз, даже не верится, что его стены помнят Наполеона. В XVII веке здесь располагался Государев Житный или Запасный двор - склады, где хранились запасы зерна и продовольствия. По некоторым данным, для подвалов этого дворца лед доставлялся из самого Санкт-Петербурга. В 1750-1760-е годы здесь был построен комплекс в виде квадрата из четырех длинных двухэтажных корпусов. Запасный дворец - едва ли не единственное из казенных зданий столицы, переживших пожар 1812 года.

В ХХ веке Запасный дворец не раз менял хозяев и подвергался перестройкам. В 1900-е годы в здании располагался Институт благородных девиц имени Александра III: по проекту архитекторов Н.В. Никитина и А.Ф. Мейснера был надстроен третий этаж. После революции здание занял Народный комиссариат путей сообщения. В 1932-1933 годах облик здания радикально изменился. Архитектор И.А. Фомин придал Запасному дворцу конструктивистские черты: были надстроены еще два этажа, выровнены фасады, изменены формы оконных проемов, а на углу Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц поднялась ввысь девятиэтажная башня с часами, из-за которой дом прозвали в народе «Дом с трубой».

Дом-яйцо

ул. Машкова, 1

Улица Машкова, расположенная недалеко от станции метро «Чистые пруды», издавна славилась своими доходными домами и постройками в стиле модерн, пик возведения которых пришелся на начало ХХ века. Но, несмотря на это, сегодня эта улица более известна благодаря современной постройке, а именно дому-яйцу.

Дом-яйцо появился в 2002 году и стал не только достопримечательностью, которую показывают туристам, но и символом всей лужковской архитектуры. Проект дома-яйца был создан архитектором Сергеем Ткаченко для родильного дома в Вифлееме, но там отказались от этой идеи. В результате дом-яйцо был возведен на улице Машкова как пристройка к новому многоэтажному дому. В доме 4 этажа и 5 комнат. На первом этаже находится прихожая, холл и сауна. На втором — кухня со столовой, комната для прислуги и санузел. На третьем — жилая комната. На четвертом — комната купольной формы.

Дом-бублик

ул. Нежинская, 13 / ул. Довженко, 6

«Дом-бублик» — первый круглый дом в Москве. Он был построен в 1972 году в районе Очаково-Матвеевское на западе Москвы в преддверии Олимпиады-80. Необычную форму дома разработали архитектор Евгений Стамо и инженер Александр Маркелов. Для строительства использовались стандартные панели, которые, для того чтобы замкнуть кольцо, ставились под углом допустимой погрешности в 6 градусов. Поэтому-то здания и получились достаточно внушительными. Найти нужный из 26-ти подъездов не так-то просто.

Согласно задумке архитекторов, в Москве должна была появиться олимпийская деревня в виде пяти домов-колец. Однако этот проект оказался дорогостоящим, и в итоге было построено только два дома. Причем брат-близнец первого «дома-бублика» появился только через семь лет, в 1979 году, за год до проведения Олимпиады-80 на западе столицы - в районе Раменки. В свое время в доме на Нежинской жили выдающиеся актеры театра и кино — заслуженный артист РСФСР Савелий Крамаров и заслуженная артистка России Галина Беляева, а также кинорежиссер, сценарист и поэт Эмиль Лотяну.

Особняк Морозова

ул. Воздвиженка, 16

Арсений Морозов много путешествовал по миру. Больше всего его впечатлила архитектура Испании и Португалии: он решил построить здание в мавританском стиле и в Москве. Но матери купца эта идея не понравилась: она считала, что вся столица будет смеяться над ее сыном. Несмотря на уговоры, в 1894 году он выделил деньги на постройку дома, который до сих пор остается одним из самых впечатляющих архитектурных сооружений Белокаменной. Проектировал дом Виктор Мазырин — близкий друг Морозова.

Веселый дом

ул. Новочеремушкинская, 60

Жилой комплекс «Авангард», известный среди местных жителей как «Веселый дом», в 2005 году построили под руководством Сергея Киселева. Двадцатиэтажное практически круглое здание раскрашено в яркие цвета.

Дирижабль

Профсоюзная улица, 64 стр.2

Жилой Комплекс Дирижабль расположен в Юго-Западном округе Москвы, в 7 минутах пешком от м.Новые Черемушки.

Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков

ул. Кашенкин луг, 7

Часто это учреждение называют школой или центром реабилитации для детей, больных аутизмом. Здание необычное во всех смыслах, так как предназначено оно для необычных детей. Архитектор Андрей Чернихов старался создать маленький мир, который поможет детям-аутистам приспособиться реальному миру за стенами реабилитационного центра.

Дом-Парус

ул. Гризодубовой, 2

Двадцатитрёхэтажный пятиподъездный монолитный жилой дом построен в 2007 году.

Это здание в народе получило много разных названий — «дом-ухо», «дом-капля», «дом-кит», «волна», «гора». Архитекторы не предполагали, что дом получится такой необычной формы. Дом начали строить по дуге окраины Ходынского поля.

Первоначально на Ходынском поле строился самый длинный в Европе дом, но уже в ходе строительства стали возникать определенные проблемы. Дело в том, что на севере от возводимого здания был расположен школьный участок, которому требовался свет, а строящаяся громадина создавала огромную тень. Это и явилось решающей причиной для корректировки проекта. Сначала предполагалось нарезать дом лесенкой, но впоследствии на смену лесенке пришла дуга, превратившая здание то ли в ухо Ван Гога (по ассоциации со знаменитым автопортретом художника), то ли в огромную махину, медленно ползущую вперёд.

Горбатый дом на Яузе

Попов проезд, 4

Arco di Sole - восьми секционный монолитный дом переменной этажности от 13 до 21 этажей построен в 2009 году компанией Интеко. Цоколь Arco di Sole облицован гранитом, а жилые этажи - керамогранитом.

Ажурный дом

Ленинградский проспект, д. 27

Дом построен в 1941 году и по сути является довольно типичным зданием для того времени. Что его выделяет из общей массы "сталинок" - ажурные бетонные решетки, которые и стали его "лицом" и сделали знаменитым.

Материал подготовили: Ольга Фурсова, Вера Монахова, Дарья Ишкараева, комментаторы этого поста




Top