Новоиерусалимский музей официальный. Музей «Новый Иерусалим» в Истре

Мост Ломоносова - мост через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге, на пересечении реки с улицей Ломоносова. Один из выдающихся памятников мостостроительной культуры города и единственная из переправ через Фонтанку, построенных по типовому проекту Ж-Р. Перроне, которой за 130 лет удалось сохранить свой архитектурный облик почти неизменным. Это каменное трехпролетное сооружение длиной 62,9 метра, шириной — 16,1 метр. Перила — чугунные на гранитных тумбах, рисунок повторяет узор набережных Фонтанки.

История моста

Чернышев мост не был запланирован при составлении проекта устройства берегов Фонтанки и был начат позже других, когда набережная была уже одета в гранит. Построен в 1785-1787 г.г. по типовому проекту каменных мостов через реку Фонтанку.

Мост был построен, по-видимому, по требованию Екатерины II и сначала назывался Екатерининским, затем переименован в Чернышев в честь генерал-аншефа графа Г.П. Чернышева, участника Азовского похода и битв при Нарве и Полтаве, а после революции носит имя великого русского ученого М.В. Ломоносова.

Мост состоял из 2-х боковых каменных сводов, облицованных гранитом и средней подъемной части - деревянного двукрылого разводного пролета. На речных опорах размещены гранитные башни, в которых были подъемные механизмы с длинными цепями. Настил боковых частей моста был замощен булыжником (до 1830-х годов мосты на Фонтанке имели торцовые мостовые), средний пролет покрыт деревянным настилом. Тротуары были ниже мостовой и огорожены от нее высокими гранитными парапетами во всю длину боковых частей моста. Перила повторяли рисунок перил набережной р. Фонтанки, но на соединениях с нею прерывались гранитными открылками. Такие же парапеты, но остроугольные, были установлены на быках между обращенными к воде столбами беседок. На четырех углах моста у въездов стояли каменные фонарные столбы-обелиски с двумя фонарями овальной формы на металлических кронштейнах.

В середине XIX века из-за возросшего движения городского транспорта, каменные мосты башенного типа: Симеоновский, Аничков, Семеновский, Обуховский, Измайловский начали перестраивать со сносом башен и заменой подъемных пролетов постоянными.

Наиболее полно сохранили свой первоначальный вид Чернышев мост и Старо-Калинкин. Чернышев мост — единственный из собратьев, кто простоял без изменений свыше ста лет, подвергаясь лишь текущему ремонту.

Ансамбль мостов, оставаясь выдающимся произведением зодчества, уже не играл прежней роли, которая вытекала из пограничного положения Фонтанки, за которой в ХVIII веке, по существу начинался пригород.

В 1911-1912 годах мост был капитально отремонтирован. Были усилены опоры, своды, деревянное пролетное строение в среднем пролете моста было заменено металлическим балочным.

При въезде на мост в 1915 году были восстановлены обелиски с фонарями по проекту архитектора академика И.А. Фомина. Также переложены надводные части быков и устоев. Тротуары подняты над уровнем полотна проезжей части, а парапеты, отделявшие их от мостовой, сняты. Все полотно проезжей части было замощено булыжным камнем, тротуары на боковых частях - гранитными плитами, а в центральной - асфальтом.

Вдоль тротуаров проложены гранитные сточные желоба.

В 1950 году были восстановлены гранитные обелиски с фонарями, пострадавшие в годы блокады города, а в 1967 году позолочены архитектурные детали.

В 1989 г. переставлен гранитный поребрик и водоотливной лоток РСУ Ленмосттреста.

В 2006 году была проведена реставрация обелисков, освежили позолоту фонарей, шарообразных наверший и гиппокампов.

Дополнительная информация

Мост находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

Мост Ломоносова в Санкт-Петербурге - один из тех Северной Пальмиры, которые имеют очень интересную историю. У него было даже три имени. Он переброшен через Мост расположен в Центральном районе Санкт-Петербурга и соединяет два острова - Спасский и Безымянный. Давайте узнаем, что за тайны он скрывает.

Где находится мост Ломоносова

Найти его достаточно легко, а проще всего сюда попасть на метро. Ближайшая станция - «Гостиный двор». Через Садовую площадь вы выйдете прямо к Фонтанке. Можно еще попасть на мост с другой стороны. Нужно доехать до станции метро «Владимирская», пройти по Загородному проспекту до Пяти Углов, а потом по улице Ломоносова к Фонтанке. Таким образом, вы можете совершить небольшую экскурсию. Неподалёку есть ещё два моста: Аничков и Лештуков. Первый построен выше по течению Фонтанки, а второй - ниже. Сам мост находится на улице Ломоносова. Недалеко расположена улица архитектора Росси. А рядом с мостом установлен бюст знаменитому российскому учёному.

Как назывался раньше мост Ломоносова

Первоначально это сооружение «окрестили» в честь российской императрицы Екатерины Второй. Это было в 1788 году. Поэтому мост сначала назывался Екатерининским. Но через десять лет его переименовали в Чернышёвский. Дело в том, что неподалёку находилась графская усадьба. Принадлежала она семейству Чернышёвых. Граф был известным дипломатом и представлял Российское государство в Берлине, Париже, Копенгагене, Лондоне. Он также участвовал в Азовском походе и отличился в битве при Нарве. Правда, жил граф преимущественно за границей, но в Петербурге у него было большое имение. После Великой Отечественной войны, в 1949 году, мост снова был переименован. На этот раз его назвали в честь М. В. Ломоносова. Улица, на которой стоит мост, а также примыкающая к нему площадь, находящаяся с другой стороны реки Фонтанки, тоже были соответственно переименованы. А ещё неподалёку установили памятник знаменитому учёному. Кстати, нынешняя площадь Ломоносова тоже носила имя графа Чернышёва и была спроектирована Карлом Росси.

Авторы моста

Проект набережной вдоль реки Фонтанки в восемнадцатом веке не предусматривал такого строительства. Поэтому можно сказать, что идея возведения моста Ломоносова появилась спонтанно. Кроме того, архитекторы пришли к ней так поздно, что ради этого им пришлось разобрать часть гранитного покрытия набережной, которая уже начала строиться. Историки даже спорят о том, кто же был автором этой конструкции. Называют несколько выдающихся фамилий. Преимущественно это немецкие инженеры Ф. Баур, П. Сухтелен, К. Модерах и русские архитекторы Ю. Фельтен и В. Баженов. Но большинство историков считают, что автором моста был француз Ж. Перроне. Этому инженеру принадлежала честь построить первый вариант этого архитектурного памятника.

Разводной типовой мост

Первоначально это сооружение возводилось в «серийном проекте». Дело в том, что мост Ломоносова в Санкт-Петербурге был одним из семи типовых памятников градостроительного искусства. Все они планировались как трёхпролетные, имели каменные опоры и арки, были снабжены четырьмя гранитными башнями. Там находились разводные механизмы. Центральный пролёт каждого моста был выполнен из дерева. До нашего времени дожили только два таких сооружения. Это, собственно, мост Ломоносова и Старо-Калинкин. Но раньше так выглядели не только они. По такому типовому проекту были построены, к примеру, Аничков, Измайловский и Семёновский мосты.

Проекты переустройства

Вскоре выяснилось, что это сооружение не столько способствует связи между районами города, расположенными на островах, сколько тормозит её. Дело в том, что мост Ломоносова через Фонтанку оказался слишком узким и не учитывал наплыв транспорта и людей. Поэтому уже в 1826 году появился проект его переустройства. Его авторы предлагали разобрать центральный деревянный пролёт и разводные башни, а на кронштейнах установить тротуары. Этот проект даже официально утвердили. Однако он никогда не был осуществлён, хотя возвращались к нему с завидной регулярностью. При этом журналисты столичных газет то и дело рапортовали о том, что мост перестроен и расширен.

Правда, некоторые работы всё же проводились. Например, в связи с сокращением судоходства мост перестал быть разводным. Его перекрыли деревянными балками, а цепи и башни превратились в элемент декора. В 1902 году Городская Дума поручила архитектору Г. Кривошеину всё же разработать проект совершенно нового моста. Было решено, что старый, который с башнями, является нерациональным сооружением, не соответствует ни современным художественным вкусам, ни практическим целям движения транспорта. Через четыре года Кривошеин вместе с другим архитектором, В. Алышковым, предложил разобрать мост Ломоносова. Башни планировалось перенести на берег. А вместо старого хотели построить совершенно новый стальной мост и провести по нему линию трамвая.

Новая жизнь

Неожиданно разразилась революция 1905 года. Она внесла свои коррективы в Только в 1910 году Городская Дума вновь вернулась к проекту переустройства моста. Однако теперь за сохранение его внешнего облика выступили искусствоведы. Члены Академии Художеств заявили, что мост Ломоносова в Санкт-Петербурге - история русской архитектуры и должен быть сохранен в том же виде, в котором его построили. Их мнение победило в развернувшейся в обществе полемике, и в 1913 году был проведён капитальный ремонт сооружения. Трамвай провели через другой мост, а этот оставили для обычного транспорта. Однако каменные, облицованные гранитом опоры и своды пришлось переуложить, а кое-что и вовсе заменить. Поэтому технически мост пережил полную реновацию, хотя его форма осталась прежней. А деревянный пролёт в центре сменили стальные балки. Разумеется, после этого мост перестал быть разводным. Об этой его функции сейчас свидетельствуют только огромные цепи из железа да массивные гранитные башни.

Мост в двадцатом веке

Только в 1915 году было осуществлено освещение нынешней улицы Ломоносова. Мост тоже был снабжён фонарями. Но проект его освещения был не столько техническим, сколько инженерно-архитектурным, и проходил под руководством А. Пшеницкого. Для этого при въезде на мост поставили четыре обелиска, выполненных из гранита. На них с помощью кронштейнов были закреплены гранёные фонари с позолоченными фигурами морских коньков. События революции 1917 года не принесли никаких изменений в облик моста, равно как и последующие годы Советской власти. А вот во время войны, и особенно блокады Ленинграда, мост пострадал от артобстрелов и бомбёжки города. Чугунные перила, гранитные парапеты, фонари с золочёными коньками - все это рухнуло в реку. Однако после войны все эти украшения и архитектурные детали были отреставрированы, а внешний вид восстановлен. А затем каждые двадцать лет, в том числе и после распада Советского Союза, мост регулярно ремонтировался. Последние работы по его реставрации были проведены в 2006 году.

Внешний вид в наши дни

Перейдём теперь к современному описанию моста Ломоносова. Как и при строительстве, там сохранились три пролёта. Они одинаковые по размеру и имеют каменные арки и своды. Средний пролёт состоит из металлических балок. В ширину мост чуть больше 14 метров, а его длина составляет 57 м. Интересно, что сам мост не совсем перпендикулярен набережной, а подходит к ней под определённым углом. Стороны сооружения, обращённые к воде, не равны друг другу. Но издали этого не видно, хотя вблизи заметна лёгкая асимметричность.

Мост выглядит очень гармоничным и пропорциональным. Башни, где некогда размещались разводные механизмы, построены в виде беседок. Они состоят из небольших колонн в дорическом стиле и заканчиваются позолоченными сферами. Вдоль моста идут перила, которые по форме повторяют ограждение набережной Фонтанки. Это каменные тумбы, соединенные металлическими секциями. Парапет тоже облицован гранитом. А при въезде стоят отреставрированные фонари с золочёными морскими коньками. Они тоже имеют свою историю. Коньки вновь покрыли позолотой в 1967 году. Однако черед 10-15 лет стало ясно, что крепления фонарей просели, не выдержав нагрузок. В любой момент они могли упасть на головы пешеходам. Поэтому их решено было снять. Но жители города жалели об этом произведении искусства. Наконец, в 2006 году, после окончательной реставрации, уникальные фонари вновь вернулись на своё место.

Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» - крупнейший культурно-образовательный центр столицы. Расположен он в живописном районе Подмосковья на Истре и соседствует с красивейшим Воскресенским Сегодня это настоящее чудо архитектурной и инженерной мысли, соединяющее в себе эстетику классического музейного пространства и новейшие интерактивные технологии.

Начало истории

По официальным документам музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» открыт в 20-е годы прошлого века. Однако история его начинается на полвека раньше, с организации в трапезной монастыря небольшой экспозиции в память о патриархе Никоне. Идея его создания принадлежала архимандриту Леониду - видному церковному деятелю и учёному.

Скромная экспозиция из вещей, книг и живописных полотен открылась в 1874 году. Это был первый церковный музей в Российской империи. В таком виде он просуществовал 30 лет. По инициативе нового архимандрита первоначальный музей расширили, коллекция пополнилась новыми пожертвованиями, заработала монастырская библиотека.

Перипетии судьбы: революция

Пришедшая власть внесла свою лепту в развитие музея. В 1919 году монастырь опустел, а через год на его территории заработал первый музей. Именно от его открытия ведёт свою историю современный музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим». Коллекция музея могла похвастать не только разнообразием церковных памятников, когда-то принадлежавших монастырю. Входило в неё обширное собрание картин, декоративной пластики, экспонатов из археологических раскопок.

Период 20-30-х годов для музея на Истре отмечены бурными событиями. Музейно-выставочный комплекс в Новом Иерусалиме, тогда ещё Государственный художественно-исторический музей, постепенно разрастался, в фонды свозились предметы искусства, конфискованные из частных владений. После реставрации монастырских построек в 1925 году заработала первая постоянная экспозиция, по свидетельствам того времени, пользовавшаяся огромным успехом у публики.

Возрождённый из пепла

Во время войны архитектура и коллекция музея сильно пострадали. К началу военных действий его не успели эвакуировать. В ноябре 1941 года в срочном порядке вывозились наиболее ценные экспонаты, остальные прятались в тайниках здесь же, на территории музейного комплекса.

Здания монастыря были сильно разрушены немецкими войсками при отступлении. В послевоенные годы начали активно проводиться восстановительные работы. Уже через десятилетие вывезенные в Москву и Алма-Ату коллекции вновь встречала Истра.

Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» в послевоенный период в прямом смысле слова был восстановлен из пепла. В последующие годы ансамбль дополнился архитектурно-этнографической экспозицией, расположенной вокруг основных построек.

Новая жизнь старого музея

В 1990-х годах жизнь вокруг музея снова закипела. К тому времени это уже самый масштабный музейно-выставочный комплекс. «Новый Иерусалим» собрал под своей крышей около 180 тысяч экспонатов, среди которых коллекции сакрального и светского искусства. Рассчитанный на 300 тысяч посетителей в год, он по праву считается уникальным научным, туристическим и экспозиционным центром.

С возобновлением работы Ново-Иерусалимского монастыря встал вопрос о реорганизации музея и отдельного павильона для него. В 2009 году был подписан соответствующий указ, а спустя три года музей переехал в новую постройку, главной ценностью которой были 2 тысячи кв. метров специально оборудованного фондохранилища.

Новое здание

Проект архитектурного ансамбля был запланирован с размахом. Общая площадь главного здания занимает 28 тысяч кв. метров и включает в себя выставочные залы, фондохранилище, реставрационные мастерские, а также развлекательную зону. Два года назад музейный центр был полностью открыт для посетителей. С этого момента он носит официальное название музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим».

Архитекторы и инженеры, работающие над концепцией нового комплекса, взяли за основу идею соединения в одном культурном пространстве ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря и музейного корпуса. Это нелёгкая архитектурная и ландшафтная задача была с блеском решена, а сам проект удостоен нескольких престижных наград.

Кроме главного здания, в комплекс музейных объектов входят: выставочный корпус, который располагается под открытым небом. Проектом предусмотрена и обширная садово-парковая зона для прогулок, художественных и культурных акций.

Строительство новых объектов на территории музейного комплекса продолжается и окончательное его завершение запланировано на 2018 год.

Выставки и коллекции

«Новый Иерусалим» - музейно-выставочный комплекс, равных которому сегодня нет ни по архитектурному решению, ни по масштабности и наполненности коллекций. Постоянная экспозиция, разбитая на несколько тематических разделов, занимает цокольный этаж.

Первый зал посвящён русскому 16-19 веков. Здесь представлена интереснейшая коллекция икон и памятников церковного декоративно-прикладного искусства. Не стоит забывать, что именно церковное искусство стояло у истоков формирования коллекции музея, и сегодня здесь хранится одно из крупнейших собраний русского сакрального искусства.

Следующий зал посвящён светскому искусству конца 17 - начала 20 веков. Большую его часть занимает портретная живопись. Первые парсуны, образы современников петровского времени, галерея пышных портретов эпохи барокко и рококо, картины 19 века представлены здесь в хорошо продуманной последовательности.

Интересную выставочную концепцию связи времён представляет Зал с колоннами. Его экспозиция состоит из монументальных произведений, выполненных в различных техниках, где современное искусство тесно переплетается с христианской традицией и наследием древности.

Большую часть выставочных площадок занимают временные выставки и проекты, посвящённые как современному искусству, так и классическим памятникам.

Современный «Новый Иерусалим» - музейно-выставочный комплекс

Фото выставочных залов демонстрируют интересный подход к оформлению не только витрин, но и самого музейного пространства. Несмотря на то что музей рассчитан на большой поток посетителей, среди недели там малолюдно. Можно долго ходить по залам, наслаждаясь произведениями древнего и современного искусства.

Музей «Новый Иерусалим», расположенный в городе Истре Московской области, был основан в 1920 году на территории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В 2013 году музей переехал из монастыря в новое здание на правом берегу реки Истры, а в 2014 году было открыто новое главное здание музея, созданное в соответствии с самыми передовыми требованиями музейного строительства.

Сегодня «Новый Иерусалим» является крупнейшим государственным музейным комплексом Подмосковья и входит в список 50 крупнейших музеев России. В фондах музея хранится более 180 тыс. экспонатов, представляющих историю Ново-Иерусалимского монастыря и Подмосковного региона с древнейших времен до XXI века.

Экспозиционно-выставочное пространство «Нового Иерусалима» состоит из трёх элементов: новое здание, Выставочный корпус и Отдел деревянного зодчества. В экспозициях, представленных в новом здании Музейно-выставочного комплекса, можно познакомиться с собранием икон XVI-XIX веков, увидеть знаменитую парсуну XVII века «Патриарх Никон с клиром» и посмотреть коллекцию русской живописи и графики ХVIII - начала XX веков, в которую входят полотна Ф.С. Рокотова, М.Н. Воробьева, В.Л. Боровиковского, В.А. Тропинина, И. Аргунова, А.К. Саврасова, И.К. Айвазовского.

В декабре 2017 года состоялось открытие постоянной экспозиции "Новый Иерусалим - памятник истории и культуры XVII-XX веков". Экспозиция, развернувшаяся на площади 1500 кв. м., рассказывает о том, как задумывался и складывался образ святых мест в Подмосковье, о роли Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря как памятника русского зодчества, русской истории и культуры, о личности патриарха Никона.

За территорией монастыря находится Выставочный корпус музея. На его первом этаже представлены раритетные экспонаты, связанные с историей Воскресенского монастыря и его основателем – патриархом Никоном. На втором этаже - художественная выставка портретной живописи и декоративно-прикладного искусства.

Третья часть музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим» - Отдел деревянного зодчества, расположенный к западу от стен Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В Крестьянской усадьбе, находящейся там, открыта постоянная выставка предметов старинного русского быта. Поляну перед воротами усадьбы украшает деревянная часовня, воссозданная по обмерам и фотографиям постройки XVIII века. На берегу реки Истры, стоит ветряная мельница XIX века, на которой мололи муку вплоть до 1950-х годов. Рядом с мельницей можно увидеть конюшню с детской школой верховой езды и летнюю кузницу, где каждый желающий может взять мастер-класс у настоящего кузнеца.

На объектах деревянного зодчества музея «Новый Иерусалим» проходили съемки многих художественных фильмов и сериалов: «Юные годы Штирлица», «Дело о мертвых душах», «Адмирал».

В парковой зоне музея проводятся праздничные массовые мероприятия и интерактивные программы: «День славянской письменности и культуры», «Рождество в Новом Иерусалиме», «Масленица – проводы русской зимы», «Русская свадьба», «Фестиваль ветра», «День хлеба» и др.

История Воскресенской обители, в помещениях которой находится музей, уходит в 1656 год. Именно тогда ее основоположнику - патриарху Никону - пришла идея сделать под Москвой трёхмерную икону Палестины. Главное монастырское сооружение - храм Воскресения Христова - построили по аналогу с одноименным храмом на Святой Земле, возведённым над гробом господним.

Музей «Новый Иерусалим» был открыт в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре в 1920 году. Тогда территория закрытой по решению властей обители со всеми храмами и монастырскими постройками была передана под экспозицию краеведческого музея. Это обстоятельство сыграло положительную роль в истории обители. Он не был разграблен в годы «богоборчества», его имущество в годы войны было эвакуировано и бережно сохранено. На сегодняшний день всё, что ранее принадлежало обители, возвращено святым отцам.

В фондах «Нового Иерусалима» находится более 180000 экспонатов. Они хранятся на площади около 2360 квадратных метров. Это огромная коллекция церковных раритетов, полотна русских и зарубежных мастеров, фарфор и оружие, мебель, свезенная из бывших дворянских усадеб, древнейшие рукописные и печатные книги, богатейшее собрание декоративно-прикладного искусства. После национализации исторических имений, в музей были свезены лучшие предметы из западного региона Московской области: Знаменского и Глебово, Петровского и Рождественно, Никольского и Ильинского, Ярополец и других.

В парковой зоне, отведённой под территорию музея, привезены и бережно восстановлены образцы русской школы деревянного зодчества: жилой крестьянский дом (Люберецкий район), резная часовня (Чеховской район), ветряная мельница (Тверская область). Эти сооружения неоднократно использовались в качестве декораций к кинофильмам и телевизионным сериалам. Отстроенные помещения бывшего конного двора (Выставочный корпус), с 80-х годов прошлого века отведены для проведения художественных выставок.

Работники музея проводят большую выставочную работу. Каждый год на его базе проводятся масштабные праздники - «День славянской письменности и культуры», «Рождество в Новом Иерусалиме», «Русская свадьба», «Переезд в новый дом».

В связи с передачей исторических зданий законному владельцу в лице Русской Православной Церкви, музею был передан комплекс специально построенных зданий, и в 2013 году он переехал в новое здание на противоположном берегу Истры.

Новое здание стало основной, но не единственной площадкой Музея. Сейчас в Музейный комплекс «Новый Иерусалим», кроме нового здания, входят: Выставочный зал и Отдел деревянного зодчества, расположенные в лесопарковой зоне излучины Истры, прилегающей к монастырю.




Top