Новоиерусалимский музейно выставочный комплекс афиша. Музейно-выставочный комплекс "Новый Иерусалим": обзор

Мост Ломоносова продолжает одноименную улицу в центре Санкт-Петербурга и соединяет Набережную Фонтанки с площадью, также названной в честь великого ученого. Мост признан памятником архитектурного наследия и сохраняет ключевые элементы конструкции с момента постройки.

История строительства и названия

Строительство мостов через Фонтанку началось в 1784 г., и за три года над рекой протянулись 7 мостов, схожих по конструкции, среди них – Ломоносов. Изначально его назвали в честь императрицы Екатерины II, но уже через полгода сменили название по имени графа Чернышева, чья загородная усадьба находилась неподалеку. Граф Чернышев был военачальником, дипломатом и статским советником, принимал участие в Азовском походе, битве при Полтаве и других значимых сражениях. По долгу службы граф часто проживал за границей, но, возвращаясь домой, иногда останавливался в своем имении близ Петербурга. В то время Фонтанка считалась границей города, и нынешняя площадь Ломоносова тоже принадлежала к землям графа и называлась Чернышевой.

Автором проекта Чернышева моста в разное время называли Василия Баженова, Юрия Фельтена и других именитых архитекторов. Сегодня большинство источников склоняется к тому, что конструкцию придумал инженер из Франции Жан Перроне.

Строительство моста заняло менее года – новая переправа была установлена на каменные опоры, а пролетные балки были металлическими. На границах центрального пролета были установлены четыре гранитных башни, внутрь которых был спрятан цепной разводной механизм. Ширина моста равнялась 14,5 м, длина – 57 м.

К 1859 г. суда практически перестали проходить по Фонтанке, и разводной пролет заменили стационарной подкосной фермой из дерева. Цепи, с помощью которых ранее выполнялась разводка, убирать не стали – теперь они играют исключительно декоративную роль.

Удивительно, что мост сохранил первоначальный облик до наших дней – в разные годы его неоднократно пытались перестроить.

Первый проект реконструкции был предложен в 1826 г. для расширения проезжей части. Он предполагал перестройку среднего разводного пролета и перекрытие чугунными клиньями. Для этого требовалось разобрать башни и на кронштейнах вынести тротуары за пределы моста. В июле проект утвердили городские власти, но по неизвестным причинам он не был реализован.

В 1894-86 гг. вопрос о перестройке Чернышева Моста поднимали дважды, но оставляли на этапе обсуждений. В 1902 г. инженеру Григорию Кривошеину была поручена разработка очередного проекта. Заказчиком являлась Городская Дума, представители которой мотивировали необходимость реконструкции «созданием условий для экипажного и судового движения». Башни в центральной части хотели разобрать – по мнению представителей Думы, они только мешали проезду.

Григорий Кривошеин совместно с военным инженером Виктором Апышковым разработали проект, по которому мост нужно было демонтировать и отстроить заново, уже без башен. Проект был одобрен, но реализация его не началась из-за Революции 1905-07 гг.

В 1910 г. мост снова хотели перестроить, но за первоначальный облик вступились Общество архитекторов и Академия художеств. В результате, вместо реконструкции, в 1912 г. переправу подвергли капитальному ремонту: переложили опоры и своды, а вместо деревянной фермы установили стальные балки. В 1915 г. по проекту Ивана Фомина была разработана система освещения моста – четыре гранитных обелиска с фонарями, подвешенными на кронштейнах с фигурами морских коньков.

В Великую Отечественную войну мост был практически разрушен, но по окончании военных действий его отстроили заново, а в 1948 г. - дали новое название в честь российского ученого Михаила Ломоносова. Мост перешел в ведение Ленмосттреста и в последующие годы подвергался ремонту в 1950, 1967 и 1986 гг.

В 2006 г. из-за сильной нагрузки на переправу просели крепления фонарей. Пока ситуация не стала угрожающей, осветительные конструкции отреставрировали, морских коньков заново покрыли позолотой и установили на прежние места.

Современный мост

Сегодня мост Ломоносова сохраняет первоначальную конструкцию – он состоит из трех пролетов, одинаковых по длине. Средний пролет перекрыт железными балками, боковые – гранитными блоками. Аналогично выполнено ограждение: по бокам установлены перила из гранита, а в центральной части – из металла.

Из-за того, что мост располагается под углом к берегам Фонтанки, он выполнен асимметрично – въезды с разных берегов неодинаковые по ширине, а надстройки башен отходят от квадратной формы. Но простым взглядом асимметрию не увидеть – она выявляется только в результате измерений.

Башни на границах центрального пролета выстроены в виде беседок и завершаются куполами с шаровидными наконечниками. Шестигранные фонари, установленные на обелисках из гранита, как и ранее, поддерживают кронштейны с позолоченными морскими коньками.

Попасть на мост с левого берега Фонтанки можно от метро «Владимирская», пройдя по Загородному проспекту до перекрестка Пяти углов, а после – по улице Ломоносова до набережной.

Мост Ломоносова - детище французского инженера Ж.-Р. Перроне. Его построили в Спб, в XVIII веке, когда по Фонтанке еще ходили корабли, и назвали Екатерининским. Это было массивное сооружение с тремя пролетами. Два крайних - были каменными, а центральный - деревянным.

Именно этот пролет посередине разводили с помощью подъемных механизмов, установленных в четырех гранитных башнях.

У моста Ломоносова счастливая судьба. Решения о его перестройке и даже сносе принимались властями целых 5 раз (с 1826 по 1910). Были представлены и одобрены проекты совершенно новых конструкций. А все потому, что проезжая часть переправы была слишком узкой для растущего города и инфраструктуры. Башни должны были быть снесены. Однако ни один из этих планов не осуществился по разным причинам.

В начале XX века переправу разводить перестали, ведь крупные суда стали на Фонтанке редкостью. Мост Ломоносова в Санкт-Петербурге основательно отремонтировали под руководством архитектора А. П. Пшеницкого. Разводной пролет укрепили металлическими балками, кроме того, переложили опоры, своды, а также некоторые гранитные блоки заменили новыми. А вот башни и цепи, соединяющие их, сохранились.

Внешний вид

Многие жители Петербурга отмечают, что мост Ломоносова отличается от других своей необыкновенной атмосферностью. Связано это, в первую очередь, с максимальным сохранением его исторического облика. Мощные старинные цепи провисают до настила. Они соединяют гранитные башни между собой. Башни эти больше похожи на открытые беседки, но выглядят солидно и торжественно благодаря сферическим куполам с шаровидными золочеными урнами.

Знаменитые фонари с морскими коньками впервые появились на мосту Ломоносова в 1915 году по проекту архитектора И. А. Фомина. Это шестигранные фонари на кронштейнах с фигурками медных морских коньков. Во время последней реставрации в 2006 году, граненые фонари и обелиски покрыли сусальным золотом.

Сейчас свет фонарей кажется слабым по сравнению с декоративной подсветкой, установленной на мосту. По вечерам яркие огни отражаются в воде и привлекают внимание. Очень сдержанный и даже довольно строгий мост стал красочнее, притягательнее. На него открывается великолепный вид с ночной улицы Росси.

Характеристики

Мост Ломоносова находится в центре Санкт-Петербурга. Он соединяет площадь Ломоносова с одноименной улицей.

Предназначен как для пешеходов, так и для автомобилей. С начала 2000 г на нем наблюдается довольно интенсивное движение, которое все больше увеличивается. Последняя реставрация, о которой было сказано выше, была проведена именно из-за огромной нагрузки на переправу. Крепления фонарей просели и стали опасны для пешеходов.

Сейчас на мосте одностороннее движение, соответственно, одна полоса. Его ширина составляет всего лишь 14,46 метра. Тротуары подняты над уровнем мостовой, замощены по бокам гранитными плитами. Пешеходы, проходя через башни-беседки, невольно ощущают себя горожанами императорской эпохи. Ведь это один из немногих мостов, сохранивших свой первоначальный вид.

Несмотря на довольно большую длину - 57, 12 метров - этот памятник мостостроения не кажется громоздким. Он отлично гармонирует с одетой в гранит набережной и историческими зданиями на ней.

Один мост - три названия

Едва появившаяся, переправа через Фонтанку получила царственное звание - Екатерининский. Однако совсем скоро горожане переименовали его в Чернышев. Конечно, первое название было более благозвучным. Но вся земля вокруг принадлежала генерал-аншефу Чернышеву. Да и усадьба его располагалась здесь, на одноименном переулке.

В 1830-е годы мост Ломоносова стал частью замечательного ансамбля в Петербурге, созданного зодчим Карло Росси. Он спроектировал предмостную площадь, названную площадью Чернышева. Через некоторое время здесь разбили живописный Ломоносовский сквер, хотя бюст Ломоносова стал украшать его только через 10 лет.

Именно поэтому в 1948 году мост, и площадь были заново переименованы в честь великого российского ученого, называются они так до сих пор. Хотя непосредственно с жизнью Ломоносова он никак не связан.

Адрес и как добраться?

Попасть можно несколькими способами:


Мост Ломоносова - предмет вдохновения многих петербургских художников - снялся еще и в кинокартине. Именно по этому мосту ехал знаменитый безымянный хромой в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России»

Михаил Васильевич никогда не ходил по мосту, названному в его честь. Но, несмотря на это, он всегда привлекает петербургских студентов. Особенно в предэкзаменационную пору. Они приходят в соседний скверик, учат свои конспекты. И искренне верят, что благодаря посещению моста Ломоносова, вытянут «счастливый билет».

Архитектор Росси хотел объединить в одну завершенную архитектурную композицию Александринский театр, мост, площадь и сквер Ломоносова. Для этого нужно было поставить на площади храм и памятник ученому сделать больше по размеру, но…средств на это не хватило.

Зато, идя по улице Зодчего Росси, любуясь мостом Ломоносова, замечаешь, что эта улица - как зал дворца. Она подчиняется закону: ширина должна быть равна высоте домов на ней.

Достопримечательности рядом

Сквер Ломоносова соседствует с Екатерининским парком. Здесь стоит прогуляться и взглянуть на памятник Екатерине Великой. Кроме того, его подножие облюбовали уличные художники, которые нарисуют портреты или шаржи на любой вкус.

Совсем недалеко отсюда расположены два театра: знаменитый Александринский и Большой Драматический театр им. Г. А. Товстоногова.

Улица Зодчего Росси (кстати, бывшая Театральная), о которой было сказано выше, тоже выделяется в отдельную достопримечательность. Это лучшее творение архитектора.

В Северной столице есть на что посмотреть. Да и из трех сотен мостов Петербурга мост Ломоносова не сразу привлечет внимание туриста. Но прогулявшись по нему хоть раз, нельзя остаться равнодушным. Особенно если это была вечерняя прогулка. А еще это живописное место преображается в праздничные предновогодние дни. Он умело украшается, совмещая изысканный шик современности и далекого XVIII века.

Мост Ломоносова

Расположен в створе улицы Ломоносова. Длина моста 57,12 м, ширина - 14,66 м. Является одним из архитектурных памятников города. Предмет вдохновения многих петербургских художников. Назван в память великого русского ученого М. В. Ломоносова.

Первоначально мост был деревянным. В 1785–1787 гг. ветхий деревянный мост разобрали и построили на этом месте новый каменный по проекту инженера Ж.-Р. Перроне. Мост стали именовать Екатерининским в честь императрицы. Однако привилось другое название - Чернышев мост, так как трасса его проходила по оси переулка того же названия. Он упирался в Фонтанку под некоторым углом к ее берегам (мост несколько отклонен от перпендикуляра к набережным). Название же Чернышев переулок произошло от располагавшейся здесь усадьбы генерал-аншефа Г. П. Чернышева - участника Азовского похода и сражений при Нарве и Полтаве.

Мост имел каменные опоры и каменные арочные береговые пролетные строения, с башнями на быках, а средний деревянный пролет был разводным. В башнях размещались механизмы подъема крыльев центрального проема. Со временем судоходство по Фонтанке сократилось, и разводные пролеты стали заменять каменными арками.

Между четырьмя башенными надстройками протянуты в продольном направлении свисающие до настила тяжелые цепи, некогда служившие для подъема полотен разводного пролета. Теперь они играют роль декоративных элементов, сохраняющих память о былом назначении. Мост огражден металлическими секциями, установленными между гранитными тумбами.

В 1830-е гг. зодчий К. Росси создал в центре Петербурга замечательный ансамбль, завершением которого на берегу Фонтанки стала предмостная площадь, получившая название Чернышева площадь. В 1870-е гг. здесь перед зданием Министерства народного просвещения возник небольшой живописный сквер, названный в 1881 г. Ломоносовским. В его центре в 1892 г. был установлен бюст Ломоносова работы скульптора П. П. Забелло.

В конце 1900-х гг. по мосту собирались пустить трамвай. Городская управа решила уничтожить башни. Однако Академия художеств выразила решительный протест против изменения архитектурного облика моста, и его сохранили в первоначальном виде, только деревянную конструкцию среднего пролета заменили металлическими балками. Реконструкция проводилась по проекту инженера А. П. Пшеницкого.

В середине 1912 г, на мосту установили по проекту архитектора И. А. Фомина монументальные гранитные фонари-обелиски с морскими коньками.

Во время блокады немцы своими обстрелами и бомбежками сильно повредили мост. Были значительно утрачены парапеты и обелиски.

В 1948 г. Чернышев мост переименовали в мост Ломоносова.

В 1950–1952, 1967 и 1986 гг. на мосту производились ремонтные и реставрационные работы, в результате которых были восстановлены утраченные к тому времени гранитные обелиски с фигурными фонарями и кронштейнами.

Из книги Тайная история Украины-Руси автора Бузина Олесь Алексеевич

Из книги 100 великих загадок русской истории автора Непомнящий Николай Николаевич

Тайна происхождения Ломоносова Всем известна удивительная, похожая на сказку история простого поморского юноши, покинувшего родной дом и добравшегося до Москвы, чтобы утолить свою жажду знаний. В конечном счете он становится гордостью отечественной и мировой науки,

Из книги Путь к Большой Земле автора Марков Сергей Николаевич

АЛАЯ КНИГА ЛОМОНОСОВА В то время, когда гонцы везли в Северную Пальмиру вести из Анадырского острога и Большерецка и новые карты, на которых была изображена Северная Америка, Михайло Ломоносов завершал свой исполинский трудВ 1763 году было создано «Краткое описание разных

Из книги Исторические тайны Российской империи автора Можейко Игорь

МАЛЬЧИК ИЗ МИШАНИНСКОЙ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛОМОНОСОВА Если тайны нет, мы ее придумаем. Тайна всегда сначала соответствует своей эпохе. Из нее вырастает легенда и порой становится настолько правдоподобной, что заменяет собой правду. И становится частью истории.И с каждым

Из книги Отец городов русских. Настоящая столица Древней Руси. автора

Глава 1 «НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ» МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВА - …славная история великого российского народа, уже столетия испытывающего свою удивительную судьбу. Федор Иванович Миллер - Федька Миллер?! Норманист! Норманист! В кандалы, в кнуты его, каналью! Михаил

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Запрещенный Рюрик. Правда о «призвании варягов» автора Буровский Андрей Михайлович

Особая глава про «норманизм», или «Норманнская теория» Михайло Ломоносова - …славная история великого российского народа, уже столетия испытывающего свою удивительную судьбу. Федор Иванович Миллер - Федька Миллер?! Норманист! Норманист! В кандалы, в кнуты его,

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора

Ломоносова, площадь 1836. Проектируя ансамбль Александринского театра, архитектор Карл Росси планировал завершить его южную часть улицей, выходящей на круглую в плане площадь перед въездом на старинный Чернышев мост, перекинутый через Фонтанку. И улица, и площадь должны

Из книги Варяго-Русский вопрос в историографии автора Сахаров Андрей Николаевич

Клейн как специалист по творчеству Ломоносова и варяго-русскому вопросу Каковы заслуги перед истинной наукой, по формулировке Мурашовой, «научного сообщества», т. е. норманистов, столь ненавидящих Ломоносова и его вообще-то малочисленных последователей за их воззрения,

Из книги Никакого Рюрика не было?! Удар Сокола автора Сарбучев Михаил Михайлович

Мюллер против Ломоносова Невежество некоторых слушателей никоим образом не может быть поставлено в упрек мне. Г. Ф. Мюллер Плох тот антинорманист, который не апеллирует к Михайле Васильевичу Ломоносову. Тут, казалось бы, все прозрачно: Мюллер, или Миллер (английская

Из книги Голый конунг [Норманнизм как диагноз] автора Фомин Вячеслав Васильевич

Клейн против Ломоносова: ври больше, что-нибудь да останется В своих рассуждениям об антинорманнистах Клейн, как и в своем мнении о русском народе, действует по правилу одного печально известного нацистского «спеца» по оболваниванию – Геббельса: ври больше, что-нибудь да

Из книги Тайная история Украины-Руси автора Бузина Олесь Алексеевич

Донос Ломоносова Петербурский академик Герхард Мюллер 6 сентября 1749 года произнес перед своими коллегами речь «О происхождении народа и имени российского». Речь была на латыни. Мюллер был по национальности немцем, приглашенным из Германии поднимать славянскую науку.

Из книги Земной круг автора Марков Сергей Николаевич

Алая книга Ломоносова В то время, когда гонцы везли в Северную Пальмиру вести из Анадырского острога и Большерецка и новые карты, на которых была изображена Северная Америка, Михайло Ломоносов завершал свой исполинский труд.В 1763 году было создано «Краткое описание

Из книги Очерк общей истории химии [От древнейших времен до начала XIX в.] автора Фигуровский Николай Александрович

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ М. В. ЛОМОНОСОВА ПО ХИМИИ Основой научной деятельности Ломоносова в области химии и физики были весьма передовые для того времени материалистические идеи и представления. Ломоносов не только был непримиримым противником алхимии, схоластики и

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Сквер на площади Ломоносова В сюжете о Екатерининском сквере мы уже рассказывали о задуманном Карлом Росси грандиозном ансамбле Александринского театра. Реализация проекта предполагала организацию огромного пространства от Невского проспекта до набережной Фонтанки,

Из книги Москвичи и москвички. Истории старого города автора Бирюкова Татьяна Захаровна

Мечты Ломоносова Вопросом, сколько в том или ином городе наличествует памятников, озадачивались жители и власти поселений в разных странах.Среди парижан, живших в начале XX века, был представлен любопытный письменный опрос. В Париже для сохранения памяти о выдающихся

Мост Ломоносова в Санкт-Петербурге - один из тех архитектурных памятников Северной Пальмиры, которые имеют очень интересную историю. У него было даже три имени. Он переброшен через реку Фонтанку. Мост соединяет два острова - Спасский и Безымянный.


Ширина Чернышёва моста - 14,66 метров, длина - 57,12 метров. Особенность моста заключается в том, что он располагается под углом к набережной реки Фонтанки. Фасадные стороны моста, обращённые к воде, при этом получились неодинаковой ширины.





В 1785—1787 годах вместо деревянного моста был построен новый каменный по проекту инженера Ж.-Р. Перроне. Первоначально мост именовался Екатерининским в честь императрицы Екатерины II. Однако привилось другое название — Чернышев мост, так как трасса его проходила по оси переулка того же названия.


Мост Ломоносова

Первоначально это сооружение возводилось в «серийном проекте». Дело в том, что мост Ломоносова в Санкт-Петербурге был одним из семи типовых памятников градостроительного искусства. Все они планировались как трёхпролетные, имели каменные опоры и арки, были снабжены четырьмя гранитными башнями.


Старо-Калинкин мост

Там находились разводные механизмы. Центральный пролёт каждого моста был выполнен из дерева. До нашего времени дожили только два таких сооружения. Это, собственно, мост Ломоносова и Старо-Калинкин. Но раньше так выглядели не только они.

В середине XIX века из-за возросшего движения городского транспорта, каменные мосты башенного типа: Симеоновский, Аничков, Семеновский, Обуховский, Измайловский начали перестраивать со сносом башен и заменой подъемных пролетов постоянными.

Аничков мост


Измайловский мост


Обуховский мост .


Семёновский мост

Мост Белинского (бывший Симеоновский)



Мост Ломоносова XIX век

Мост состоял из 2-х боковых каменных сводов, облицованных гранитом и средней подъемной части - деревянного двукрылого разводного пролета.


На речных опорах размещены гранитные башни, в которых были подъемные механизмы с длинными цепями. Настил боковых частей моста был замощен булыжником (до 1830-х годов мосты на Фонтанке имели торцовые мостовые), средний пролет покрыт деревянным настилом. Тротуары были ниже мостовой и огорожены от нее высокими гранитными парапетами во всю длину боковых частей моста.



Перила повторяли рисунок перил набережной р. Фонтанки, но на соединениях с нею прерывались гранитными открылками. Такие же парапеты, но остроугольные, были установлены на быках между обращенными к воде столбами беседок.





Башенные надстройки выполнены в виде открытых беседок, состоящих из слабо рустованных колонок ромбического сечения, поддерживающих антаблементы дорического ордера и завершенных сферическими куполами с шаровидными золочеными урнами



.

В 1915 году архитектор И.А. Фомин предложил проект освещения моста при помощи четырёх невысоких гранитных обелисков с гранёными фонарями, на кронштейнах с золочёными фигурками морских коньков. В таком виде мост остаётся и по сей день.




Со временем судоходство по Фонтанке сократилось, и разводные пролеты стали заменять каменными арками.

Чернышев мост — единственный из собратьев, кто простоял без изменений свыше ста лет, подвергаясь лишь текущему ремонту.


Мост Ломоносова 1915 год

В 1912—1913 годах мост был капитально отремонтирован: усилены опоры и своды, заменена часть облицовки, деревянные пролетные строения заменены металлическими балочными (по проек-ту инженера А. П. Пшеницкого).


1951—1955 Мост Ломоносова.

1960—1967 Река Фонтанка у Чернышева моста.

Во время войны, и особенно блокады Ленинграда, мост пострадал от артобстрелов и бомбёжки города. Чугунные перила, гранитные парапеты, фонари с золочёными коньками - все это рухнуло в реку.

Однако после войны все эти украшения и архитектурные детали были отреставрированы, а внешний вид восстановлен. А затем каждые двадцать лет, в том числе и после распада Советского Союза, мост регулярно ремонтировался. Последние работы по его реставрации были проведены в 2006 году.




Въезд на мост со стороны площади Ломоносова


Въезд на мост со стороны улицы Ломоносова

23 августа 1948 года мост потерял своё привычное название. Его переименовали в честь российского учёного и поэта М.В. Ломоносова. Такое же название получила и примыкающая к мосту площадь, и улица.




Вид моста и площади Ломоносова 1980 - 1985

фото Мария Какоткина


Мост снялся во многих фильмах. Например "Приключения итальянцев в России". Именно по нему ехал самый знаменитый инвалид))




С каждой стороны реки на гранитных основаниях возвели порталы из пяти чугунных колонн высотой 6 метров. Каждый из порталов завершался карнизом, его украшали позолоченный свинцовый орнамент и львиные головы. Деревянный настил моста крепился цепями, которые были пропущены через открытые львиные пасти. Пролет моста имел в длину 43 метра, а в ширину — около 11 метров.

Серьезным недостатком моста была его качка, а для пропуска трамвая он оказался вовсе непригодным. В 1908—1912 годах на этом месте построили новый мост по проекту архитектора Л. А. Ильина. Решетка и фонарные столбы моста были украшены арматурой из военных доспехов. Мост был переименован в мост Пестеля. В 1991 гду мосту возвращено его историческое название.

С 1823 по 1826 год в Петербурге было построено шесть цепных мостов. Из них до наших дней сохранилось лишь два. Это пешеходные мосты через канал Грибоедова — Банковский и Львиный, сооруженные в 1825—1826 годах по проекту инженера Г. Треттера. Египетский, как и Пантелеймоновский, исчез в начале XX века. Немного раньше сломали пешеходный мост через канал в Екатерингофском парке — один из первых в Европе цепных мостов. В 1936 году реконструировали Почтамтский: из висячего его превратили в трехпролетный.





Мост Ломоносова – один из памятников архитектуры 18 в. Он пересекает Фонтанку в створе улицы Ломоносова.

Изначально мост был деревянным и носил название Екатерининский в честь императрицы Екатерины II. После постройки нового каменного моста он стал называться Чернышев мост (по названию находившейся неподалеку усадьбы графа Чернышева, участника Азовского похода, сражений при Полтаве и Нарве. Свое нынешнее название мост получил в 1948г. Вместе с мостом в честь великого русского ученого была названа и прилегающая к мосту площадь, на которой был установлен памятник М.В. Ломоносову.

В разных источниках авторами проекта моста Ломоносова называют архитекторов Баженова В.И., Фельтена Ю.М., инженеров К.Ф. Модераха, И.К. Герарда, П.К. Сухтелена, Ф. Бауэра (Баура). Но большинство из них сходятся во мнении, что автором его был Ж-Р. Перроне. Мост построен по типовому проекту в 1785-1788 гг. По таким же проектам были построены Аничков, Симеоновский, Семеновский, Старо-Калинкин, Измайловский мосты.

У моста были каменные опоры и арочные каменные береговые пролетные сооружения с башнями на быках. Башни были похожи на открытые беседки, которые состояли из слабо рустованных колонок. Колонны поддерживали антаблементы дорического ордера и заканчивались сферическими куполами, вырубленными из серого гранита, с золочеными шаровидными урнами. Центральный пролет моста разводился. Для подъема разводного пролета служили протянутые между четырьмя башнями тяжелые цепи. Со временем судoхoдствo пo Фoнтaнке сильно сoкрaтилoсь, и пoэтoму в 1859 г. рaзвoднoй прoлет был заменен деревянной пoдкoснoй фермoй, а метaллические цепи, служившие ранее для подъема превратились в элемент декoрa. Нa прoезжей чaсти были установлены oгрaждения. Длинa нoвoгo моста сoстaвлялa 57,12 м, ширинa – 14,66 м.

Ось моста Ломоносова проходит под углом к набережной реки. Подобное расположение моста обусловило его асимметричное решение: фасадные стороны моста, которые обращены к воде, не равны друг другу, а надстройки башен потеряли квадратную в плане форму. Но в реальности и с большого расстояния это не заметно. Боковые пролеты перекрыты каменными коробовыми сводами, а средний перекрывают металлические балки. Перила моста аналогичны перилам набережной и представляют собой металлические секции, которые установлены между тумбами из гранита. На устоях – гранитный парапет.

В 1826 г. был предложен первый проект переустройства Чернышева моста, по которому предусматривалось разборка деревянного разводного пролета, надмостных башен и перекрытие центрального пролета ящиками-клиньями из чугуна, а также расширение проезжей части. Но проект осуществлен не был.

Следующая попытка реконструировать мост предпринималась в 1902-1906гг, когда Городской Думой было поручено инженеру Г.Г. Кривошеину разработать проект нового моста. В проекте, разработанном Кривошеиным совместно с архитектором Апышковым В.П., предусматривалась полная разборка старого каменного моста и возведение на его месте абсолютно нового сооружения. Но революционные события 1905-1907гг. помешали осуществлению этого замысла.

Вопрос об изменении внешнего вида Чернышева моста вновь был поднят в начале 10-х гг. 20в., по поводу сохранения прежнего облика моста развернулась бурная полемика. Академия художеств и Общество архитекторов выступали за сохранение моста в первоначальном виде.

Неудавшаяся утилизация для Чернышева моста обернулась капитальным ремонтом в 1912-1913 гг. По проекту инженера Пшеницкого А.П., было произведено усиление опор и сводов моста, деревянные пролетные строения были заменены на металлические балочные, облицовка моста была частично заменена.

В 1915 г. по проекту архитектора И.А. Фомина на мосту были установлены уникальные гранитные фонари-обелиски, украшенные морскими коньками.
В гoды Великой Отечественнoй вoйны грaнитные oбелиски сильнo пострадали при бомбежках. В пoслевoенные гoды в ходе реставрационных работ фoнaри были пoлнoстью вoсстaнoвлены. В 1967 г. их пoкрыли пoзoлoтoй.

В 2006 г. знаменитые фонари, являющие собой настоящие произведения искусства, после очередной реставрации снова вернулись на свои места. Их реставрация была вызвана тем, что крепления фонарей из-за больших нагрузок на мост просели и стали представлять опасность для пешеходов. Сейчас уникальные фонари снова радуют взор жителей и гостей города.




Top