Новые технологии в декоративно. Современные технологии изготовления предметов дпи конова с.в

Светлана Железниченко
Использование современных технологий в декоративно-прикладном творчестве

Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество , одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества , находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности .

А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить и зависимости –

все это в совокупности и составляют творческие способности . Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа

наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача педагога - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной детям

деятельности.

Развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами

деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать

условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто

проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и

гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создания определенных условий. Уроки творчества немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая способствует созидательной, творческой деятельности . Ведь все это является составным элементом для развития духовной и творческой личности .

Весь арсенал средств должен работать на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить воспитанников. Именно сейчас, в век научно-технического прогресса , когда получили развитие современные технологии , общество, как никогда нуждается в творческих , смелых, инициативных личностях. Этот прогресс и будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов , от их способности повысить интеллектуальный потенциал народа.

Получается, что все должны стать творцами ? Да! Пусть одни в меньшей, другие в большей мере, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа не всегда щедра на таланты, они как алмазы встречаются редко.

На грани веков и на фоне технологической революции человечество развивается настолько динамично, что возрастает актуальность поиска незыблемых основ эволюции, в первую очередь философского и нравственного характера. В этом плане имеет уникальные свойства. В нём сосредоточена мудрость всех поколений в концентрированной знаковой форме. Знаки пробуждают идеи, заложенные в "исторические гены" нации. Компактность и визуальность знака делает его идеальным для широкого распространения и воздействия на сознание людей. Новые технологии позволяют существенно усилить этот эффект.

Использование современных технологий в декоративно-прикладном творчестве определяется его спецификой. Этот вид деятельности человека происходит из глубины веков, базируется на этнокультурных традициях, носит характер ноу-хау. Поэтому декоративно-прикладное творчество с трудом переходит границы локальных территорий, где оно получило своё рождение и развитие. Современные технологии , не знающие национальных границ и позволяющие оперативно обмениваться большими объёмами разнохарактерной информации, всё больше снижают барьер на пути распространения . Компьютеры позволяют уменьшить объём однообразной работы при выполнении эскизов орнаментов и освободить полёт творческой мысли .

Таким образом, современные технологии и материалы , отвечающие специфике декоративно-прикладного творчества , можно разделить на два типа, которые я условно называю "интернет-технологиями ", способствующими обучению и распространению творчества , и "компьютерными технологиями ", развивающими технологию творчества .

Рассмотрим современное состояние информационных технологий в декоративно-прикладном творчестве на примере рукоделия. В Интернете имеется ряд сайтов по рукоделию, и их число возрастает. На сайтах представлены следующие сервисы :

Информация о различных видах рукоделия;

Информация об организациях;

Информация о выставках и других мероприятиях;

Интернет-магазины изделий, оборудования и литературы;

Интернет-клубы для обмена информацией, в том числе эскизами изделий и ноу-хау.

Действующие интернет- ресурсы не охватывают всего разнообразия видов рукодельного творчества , представленная информация является далеко неполной. Наиболее развитыми представляются ресурсы Великобритании, где распространены традиционные виды рукоделия и связанный с ними бизнес.

Таким образом, в России существуют широкие перспективы для наращивания и совершенствования интернет - ресурсов рукоделия и декоративно-прикладного творчества в целом .

Публикации по теме:

Консультация «Использование дидактических игр по формированию представлений дошкольников о народном прикладном творчестве» Нетворческих людей не бывает, бывает разное творчество. Созидательное и, увы, разрушительное. На созидательном творчестве основываются этнокультуры.

Консультация «Использование современных компьютерных технологий на музыкальных занятиях» Уважаемые гости мы рады вас приветствовать на методическом объединении музыкальных руководителей. Тема методического объединения: использование.

«Внедрение современных образовательных и реабилитационных технологий в Доме ребёнка» Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы.

Геокешинг - одна из современных технологий дошкольного образования Всем понятно, что мир не стоит на месте и новые технические возможности открывают новые формы деятельности человека. Вот Интернет. Для кого-то.

IMG]/upload/blogs/detsad-331773-1427814987.jpg а своих занятиях я использую различные педагогические технологии, которые обеспечивают.

Использование современных педагогических технологий в образовательном пространстве ДОО Слайд 2. ФГОС с 1.01.14 г. вступил в силу и утвердил требования к структуре Программы, условиям реализации Программы и результатам освоения.

Инструкция

Декупаж (буквально в переводе с французского - вырезание) – декор различных поверхностей с помощью вырезанных изображений. Это могут быть небольшие фрагменты и целые картины, которыми украшают мебель, посуду, елочные игрушки, другие предметы интерьера. Несмотря на то что этой технике несколько веков, в России она набирает популярность лишь с начала XXI столетия. В основе современного декупажа лежит украшение поверхности изображениями, вырезанными из специальной бумаги – декупажных салфеток и карт. Дополнить декор можно необычной фактурой, золочением, кракелюрами, скомбинировать бумажные мотивы с рисованными.

Скрапбукинг («книжка из обрезков», «книга вырезок») – изначально изготовление альбомов для фотографий. В широком смысле современный как вид декоративного творчества – это изготовление открыток, записных книжек, фотоальбомов, украшенных объемными и плоскими изображениями, текстильными, металлическими элементами, кружевом, искусственными цветами, которые компонуются в законченную композицию, на определенную или свободную тематику. Альбомы, открытки и блокноты могут представлять собой не только традиционную книжку, но и складываются «гармошкой», домиком или коробочкой.

Point-to-point – это так называемая роспись, техника, при которой поверхность украшается точками, наносимыми специальным контуром. Особенностью этой техники является кропотливая мелкая работа – чтобы получился тонкий изящный узор с красивыми цветовыми переходами, точки должны быть мелкими, не растекаться и наноситься очень близко друг к другу. Кроме того, это довольно затратный метод декора – качественные контуры стоят недешево, и для качественного градиента требуется несколько оттенков одного цвета. «Наточкать» можно не только самостоятельную картинку, этот способ удачно дополнит работу в технике декупаж.

Квиллинг – изготовление декоративных композиций с помощью скрученных в спираль полосок цветной бумаги, техника также родом из Средневековья. Изначально ею занимались монахи, сейчас таким способом мастерицы делают открытки, декоративные панно, бижутерию. В основе техники лежит простейший прием – длинная полоска специальной бумаги скручивается в спираль с помощью тонкого стержня (в простейшем варианте это может быть стержень обычной шариковой ручки). Затем заготовке придается продолговатая, согнутая с одной стороны или любая другая форма, в результате получаются различные лепестки, лучи снежинок и так далее. Обычно требуется изготовить довольно много элементов, которые затем собираются в единую композицию.

Доклад

«Инновационные технологии в работе студии декоративно-прикладного творчества «Родник»

Инновационная педагогическая технология – это системный процесс целенаправленного воздействия на обучаемого, направленный на удовлетворение всей совокупности его потребностей. Современные педагогические технологии характеризуются тем, что:

    обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;

    обогащают представление преподавателей и учащихся об образовательной деятельности;

    формируют компетенции у будущих специалистов; обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, развивают способности к принятию решения в нестандартных ситуациях;

    являются ресурсом для изменения содержания образования и структуры образовательного процесса в соответствии с международными требованиями;

    ориентированы на стимулирование творческого потенциала учащихся.

Сама программа декоративно-прикладного творчества построена по блочно-модульной схеме и предполагает обучение по блочно- модульной технологии . Данная технология позволяет интенсификации и погружению в определенную тему, повышению самостоятельности обучающихся дает возможность дифференцировать задания по степени сложности в процессе обучения, сокращает время на организационные моменты.

1.Основное место в обучении декоративно-прикладному творчеству занимает технология личностно-ориентированного обучения, которое во главе угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения. Содержание методы и приемы личностно-ориентированных технологий обучения, прежде всего, направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого воспитанника, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Целью данной технологии является : развитие индивидуальных способностей на пути социального и профессионального самоопределения обучающихся.

Основным механизмом реализации являются самообразование и саморазвитие учащихся. В центре внимания- личность ребенка, который должен реализовать свои возможности.

2. Созданию благоприятных условий для личностного саморазвития обучающихся, воспитанию самостоятельности у детей способствует технология саморазвития . Сущность данной технологии заключается в построении развивающей культурной среды с активным участием в этом процессе самих обучающихся. Основным механизмом реализации являются игровые и проблемные методы. Саморазвитие – один из критериев личностно-ориентированного обучения. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности процесса обучения. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально- творческого подхода, который предлагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности. организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения поставленных целей. Предоставляя учащимся как можно больше самостоятельности, педагог вместе с тем должен направлять творческую деятельность воспитанников. Тактично помогать им в выполнении поставленной задачи. Поощряется смелость, проявление детской фантазии и изобретательности. Основное назначение технологии саморазвития состоит в создании условий для самореализации личности, выявлении и развитии её творческих возможностей.

3. Достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса объединяет технология игрового обучения . Использование в образовательном процессе игровых технологий позволяет получить ряд преимуществ перед традиционными формами обучения – создает положительный эмоциональный фон, что способствует более успешному освоению учащимися образовательных программ, развитию у них коммуникативной культуры и социальных компетенций. Основным механизмом реализации являются игровые методы вовлечения учащихся в творческую деятельность. Игра имеет большое значение для формирования личности ребенка. Игровой метод применяю как форма организации обучения, как метод закреплении знаний и как средство воспитания нравственно-волевых качеств. С помощью игры решаются различные учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности детей. Умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Специфика обучающей игры заключена в ее структуре. Познавательная задача чаще всего не ставится перед ребенком прямо в открытой форме, а заключается в игровой задаче, в содержании и правилах игры, в игровых действиях. Ребенок играет. И вместе с тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. В условиях игры дети запоминают познавательный материал лучше. При обобщении и подведении итогов по блоку применяю такие игры как «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» или игра - соревнование «Вопрос на пуговку» . провожу викторину в форме игры, например, «Дерево знаний».

4. Технология проектного обучения предполагает организацию обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Данная технология способствует развитию познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся.На данный момент работаем над проектом «Мебель для кукол своими руками». Выполняют учащиеся третьей группы- мальчики в блоке изучения «Кружевоплетение».

Вообще, если обсудить сам термин «новые педагогические технологии», «новизна», предполагает «современность». Однако не противоречит тому, что «новое» может быть хорошо забытым старым. Новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в используемых сочетаниях еще не применялись или не выдвигались. Это и комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно (по крайней мере эффективнее, чем раньше) решать задачи воспитания и обучения. Такими элементами могут быть:

Техника повышения интереса к учебному материалу : привлекательная цель, Удивляй!, отсроченная отгадка, фантастическая добавка, лови ошибку, практичность теории, пресс-конференция, вопрос к тексту.

При повторении пройденного на уроке : своя опора, повторяем с расширением, свои примеры, опрос итог, обсуждаем д/з.

Повторение изученных ранее тем : своя опора, повторяем с контролем, пересечение тем.

Уровни и виды домашнего задания : три уровня д/з (обязательный, тренировочный, творческое), особое задание, творчество работает на будущее(ученики выполняют д/з по разработке дидактических материалов.

Приемы подачи д/з: необычная обычность(ребус, почтальонка, лотерея, кубик), идеальное задание (выполнить по их собственному выбору и пониманию.

Таким образом, под инновационными процессами в образовании понимаются процессы возникновения, развития и проникновения в широкую практику педагогических нововведений. Так, по мнению М. В. Кларина, инновация – это не просто создание и распространение новшеств, но и такие изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления.

Творчество - это процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью. Зародилось оно в глубокой древности. С тех пор между ним и развитием общества существует неразрывная связь. В творческом процессе участвуют воображение и мастерство, которое человек приобретает, получая знания и претворяя их в жизнь на практике.

Творчество является активным состоянием и проявлением свободы человека, результатом созидающей деятельности, это дар, данный человеку свыше. Необязательно быть великим и талантливым, чтобы творить, создавать красоту и дарить людям любовь и добро ко всему окружающему. Сегодня занятия творчеством доступны каждому человеку, так как существуют различные виды искусств, и каждый может выбрать занятие по душе.

Кого считают человеком творческим?

Это не только художники, скульпторы, актеры, певцы и музыканты. Творческим является любой человек, который в своей работе использует нестандартные подходы. Таковой может быть даже домохозяйка. Главное - любить свою работу и вкладывать в нее душу. Будьте уверены: результат превзойдет все ваши ожидания!

Декоративное творчество

Это вид пластического искусства, к которому относят декоративное оформление интерьера (украшение помещения с применением станковой живописи) и экстерьера (использование витражей и мозаики), оформительское искусство (применение промышленной графики и афиши), прикладное.

Эти виды творчества предоставляют уникальную возможность познакомиться с культурными традициями своего народа, воспитывают чувство патриотизма и огромное уважение к труду человека. Создание творческого продукта прививает любовь к прекрасному и формирует технические способности и навыки.

Прикладное творчество

Это народное декоративное искусство, призванное украшать жизнь и быт людей в повседневной жизни в зависимости от их требований. Создавая вещи определенной формы и назначения, человек всегда находит им применение и старается сохранить увиденную в них привлекательность и красоту. Предметы искусства передаются по наследству, от предков к потомкам. В них прослеживается народная мудрость, уклад жизни, характер. В процессе творчества человек вкладывает в произведения искусства душу, чувства, свои представления о жизни. Наверное, поэтому их познавательная ценность так велика.

Проводя археологические раскопки, ученые находят различные вещи, предметы быта. По ним определяется историческая эпоха, отношения в обществе того далекого времени, условия в социальной и природной средах, возможности техники, материальное положение, традиции и верования народа. Виды творчества могут рассказать о том, какой образ жизни вели люди, чем занимались и интересовались, как относились ко всему окружающему. Художественные особенности произведений прикладного искусства воспитывают в человеке уважение к культуре и достоянию нации.

Декоративно-прикладное творчество. Виды техник

Какие существуют виды прикладного творчества? Их великое множество! В зависимости от способа изготовления того или иного предмета и используемого материала, различают следующие техники рукоделия:

  • Связанные с применением бумаги: айрис фолдинг, или радужное складывание бумаги, бумагопластика, гофротрубочки, квиллинг, оригами, папье-маше, скрапбукинг, тиснение, торцевание.
  • Техники плетения: ганутель, бисероплетение, макраме, плетение на коклюшках, фриволите или узелковое плетение.
  • Роспись: жостовская, хохломская, городецкая и т. д.
  • Виды росписи: батик - рисование по ткани; витраж - роспись по стеклу; печать штамповая и при помощи губки; рисование ладошками и отпечатками листьев; орнамент - повтор и чередование элементов узора.
  • Создание рисунков и изображений: выдувание краски через трубочку; гильоширование - выжигание узора по ткани; мозаика - создание изображения из элементов маленьких размеров; нитяная графика - выполнение изображения нитками на твердой поверхности.
  • Техники вышивки по ткани: простой и болгарский крестик, гладь прямая и косая, гобелен, вышивка ковровая и ленточная, золотое шитье, ришелье, мережка и многие другие.
  • Шитье по ткани: пэчворк, квилтинг, квилт или лоскутное шитье; артишок, канзаши и другие.
  • Техники вязания: на вилке; на спицах (простое европейское); крючком тунисское; жаккардовое, филейное, гипюрное.
  • Виды творчества, связанные с обработкой дерева: выжигание, выпиливание, резьба.

Как вы сами могли убедиться, существует огромное количество разнообразных видов техник декоративно-прикладного искусства. Здесь перечислены только некоторые из них.

Народное творчество

В произведениях искусств, созданных народом, отобрано и бережно сохранено главное, здесь нет места лишнему. Предметы народного творчества наделены самыми выразительными свойствами. Это искусство воплощает простоту и вкус. Поэтому оно стало понятным, любимым и доступным людям.

С глубокой древности человек стремился украсить свое жилище предметами народного изобразительного искусства. Ведь они сохраняют тепло рук умельца, который понимает природу, умело отбирает для своих предметов только самое прекрасное. Неудавшиеся творения отсеиваются, остаются жить только ценные и великие.

Каждая эпоха имеет свою моду на интерьер жилища человека, который постоянно меняется. Со временем все более предпочтительными становятся строгие линии и прямоугольные формы. Но и сегодня люди черпают идеи из бесценной кладовой - народных талантов.

Устное народное творчество

Это фольклор, который нашел свое отражение в художественной коллективной творческой деятельности простого человека. В его произведениях отражается жизнь, идеалы и мировоззрения, созданные народом. Они потом бытуют в массах.

Виды народного творчества:

  • Пословицы - поэтические мини-произведения в виде краткого ритмичного изречения. В основе лежит вывод, поучение и обобщенная мораль.
  • Поговорки - это обороты речи или словосочетания, отражающие жизненные явления. Часто присутствуют юмористические нотки.
  • Народные песни - они не имеют автора или он неизвестен. Слова и подобранная для них музыка сложились в ходе исторического развития культуры того или иного этноса.
  • Частушки - это русские народные песни в миниатюре, обычно в виде четверостишия, с юмористическим содержанием.
  • Загадки - они встречаются на любой ступени развития общества у всех народов. В древности их считали средством испытания мудрости.
  • Пестушки - короткие напевы матушек и нянюшек в стихотворной форме.
  • Потешки - это песенки-приговорки, которыми сопровождается игра с ручками и ножками ребенка.
  • Прибаутки - веселые коротенькие истории в стихотворной форме.
  • Виды народного творчества невозможно представить без закличек, при помощи которых люди во времена распространения язычества обращались к различным явлениям природы, прося у них защиты, или к животным и птицам.
  • Считалки - небольшие ритмические стишки. С их помощью определяется ведущий в игре.
  • Скороговорки - это фразы, построенные на сочетании звуков, которые затрудняют их быстрое произношение.

Творчество, связанное с литературой

Литературное творчество представлено тремя родами: эпическим, лирическим и драматическим. Они были созданы в глубокой древности, но существуют и поныне, так как определяют пути решения задач, поставленных перед литературой человеческим обществом.

В основе эпоса лежит художественное воспроизведение внешнего мира, когда носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям. Лирика - это непосредственное выражение чувств и мыслей писателя. В драматическом способе сочетаются два первых, когда действующие лица с самыми разными характерами представлены в одной пьесе с непосредственным лирическим самовыявлением.

Литературное творчество, представленное эпосом, лирикой и драмой, в полной мере открывает безграничные возможности для глубокого отображения жизни людей, их сознания. Каждый литературный род имеет свои формы:

  • Эпический - басня, поэма, баллада, рассказ, повесть, роман, очерк, художественные мемуары.
  • Лирический - ода, элегия, сатира, эпиграмма.
  • Драматический - трагедия, комедия, драма, водевиль, шутка, сцена.

Кроме того, отдельные формы какого-либо рода поэзии подразделяются на группы или типы. Например, род литературного произведения - эпический. Форма - роман. Типы: социально-психологический, философский, семейно-бытовой, приключенческий, сатирический, исторический, научно-фантастический.

Народное художественное творчество

Это емкое понятие, включающее в себя различные жанры и виды художественного творчества. В их основе лежат самобытные традиции и своеобразные способы и формы творческой деятельности, которая связана с трудом человека и развивается коллективно, основываясь на преемственности традиций.

В народном художественном творчестве отражается внутренний мир человека, его духовный облик, живая память народа. Различают несколько периодов в его развитии:

  • Языческий (до X века).
  • Христианский (X-XVII века).
  • Отечественная история (XVII-XIX века).
  • ХХ век.

Длительный путь развития претерпевает народное искусство, в результате которого определились следующие виды художественного творчества:

  • Фольклор - это мировоззрение и нравственные убеждения народа, его взгляды на человека, природу и общество, которые выражаются словесно-поэтическими, музыкально-хореографическими, драматическими формами.
  • Декоративно-прикладное искусство призвано удовлетворять эстетические потребности и бытовые нужды человека.
  • Бытовое любительское творчество - это художественные явления в праздничной и повседневной жизни человека.
  • Самодеятельное художественное искусство - это организованное творчество. Оно ориентировано на обучение людей художественным умениям и навыкам.

Творчество, связанное с техникой

Трудовая деятельность человека постоянно совершенствуется, приобретает творческий характер. Многим людям удается подняться на самую высокую ступень в своих творениях и изобретениях. Итак, что же такое техническое творчество? Это деятельность, основная задача которой заключается в создании таких технических решений, которые будут обладать новизной и иметь общественную значимость не только в своей стране, но и за ее пределами, то есть мировую. Иначе это называют изобретательством, что эквивалентно понятию техническое творчество. А оновзаимосвязано с научным, художественным и другими видами.

Для наших современников открыты большие возможности и созданы все условия для занятий любимым делом. Существует огромное количество специализированных клубов, дворцов, кружков, научных обществ. В этих учреждениях взрослые и дети занимаются авиа- и судомоделированием, мотоциклетным спортом, картингом, автоконструированием, программированием, информатикой, вычислительной техникой. Большой популярностью пользуются такие виды творчества, как разработка конструкций спортивных транспортных средств: мини-автомобилей, автокаров, снаряжения для рыболовов, туристов и альпинистов.




Top