Новые технологии в прикладном искусстве. Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства (реферат)

Творчество - это процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью. Зародилось оно в глубокой древности. С тех пор между ним и развитием общества существует неразрывная связь. В творческом процессе участвуют воображение и мастерство, которое человек приобретает, получая знания и претворяя их в жизнь на практике.

Творчество является активным состоянием и проявлением свободы человека, результатом созидающей деятельности, это дар, данный человеку свыше. Необязательно быть великим и талантливым, чтобы творить, создавать красоту и дарить людям любовь и добро ко всему окружающему. Сегодня занятия творчеством доступны каждому человеку, так как существуют различные виды искусств, и каждый может выбрать занятие по душе.

Кого считают человеком творческим?

Это не только художники, скульпторы, актеры, певцы и музыканты. Творческим является любой человек, который в своей работе использует нестандартные подходы. Таковой может быть даже домохозяйка. Главное - любить свою работу и вкладывать в нее душу. Будьте уверены: результат превзойдет все ваши ожидания!

Декоративное творчество

Это вид пластического искусства, к которому относят декоративное оформление интерьера (украшение помещения с применением станковой живописи) и экстерьера (использование витражей и мозаики), оформительское искусство (применение промышленной графики и афиши), прикладное.

Эти виды творчества предоставляют уникальную возможность познакомиться с культурными традициями своего народа, воспитывают чувство патриотизма и огромное уважение к труду человека. Создание творческого продукта прививает любовь к прекрасному и формирует технические способности и навыки.

Прикладное творчество

Это народное декоративное искусство, призванное украшать жизнь и быт людей в повседневной жизни в зависимости от их требований. Создавая вещи определенной формы и назначения, человек всегда находит им применение и старается сохранить увиденную в них привлекательность и красоту. Предметы искусства передаются по наследству, от предков к потомкам. В них прослеживается народная мудрость, уклад жизни, характер. В процессе творчества человек вкладывает в произведения искусства душу, чувства, свои представления о жизни. Наверное, поэтому их познавательная ценность так велика.

Проводя археологические раскопки, ученые находят различные вещи, предметы быта. По ним определяется историческая эпоха, отношения в обществе того далекого времени, условия в социальной и природной средах, возможности техники, материальное положение, традиции и верования народа. Виды творчества могут рассказать о том, какой образ жизни вели люди, чем занимались и интересовались, как относились ко всему окружающему. Художественные особенности произведений прикладного искусства воспитывают в человеке уважение к культуре и достоянию нации.

Декоративно-прикладное творчество. Виды техник

Какие существуют виды прикладного творчества? Их великое множество! В зависимости от способа изготовления того или иного предмета и используемого материала, различают следующие техники рукоделия:

  • Связанные с применением бумаги: айрис фолдинг, или радужное складывание бумаги, бумагопластика, гофротрубочки, квиллинг, оригами, папье-маше, скрапбукинг, тиснение, торцевание.
  • Техники плетения: ганутель, бисероплетение, макраме, плетение на коклюшках, фриволите или узелковое плетение.
  • Роспись: жостовская, хохломская, городецкая и т. д.
  • Виды росписи: батик - рисование по ткани; витраж - роспись по стеклу; печать штамповая и при помощи губки; рисование ладошками и отпечатками листьев; орнамент - повтор и чередование элементов узора.
  • Создание рисунков и изображений: выдувание краски через трубочку; гильоширование - выжигание узора по ткани; мозаика - создание изображения из элементов маленьких размеров; нитяная графика - выполнение изображения нитками на твердой поверхности.
  • Техники вышивки по ткани: простой и болгарский крестик, гладь прямая и косая, гобелен, вышивка ковровая и ленточная, золотое шитье, ришелье, мережка и многие другие.
  • Шитье по ткани: пэчворк, квилтинг, квилт или лоскутное шитье; артишок, канзаши и другие.
  • Техники вязания: на вилке; на спицах (простое европейское); крючком тунисское; жаккардовое, филейное, гипюрное.
  • Виды творчества, связанные с обработкой дерева: выжигание, выпиливание, резьба.

Как вы сами могли убедиться, существует огромное количество разнообразных видов техник декоративно-прикладного искусства. Здесь перечислены только некоторые из них.

Народное творчество

В произведениях искусств, созданных народом, отобрано и бережно сохранено главное, здесь нет места лишнему. Предметы народного творчества наделены самыми выразительными свойствами. Это искусство воплощает простоту и вкус. Поэтому оно стало понятным, любимым и доступным людям.

С глубокой древности человек стремился украсить свое жилище предметами народного изобразительного искусства. Ведь они сохраняют тепло рук умельца, который понимает природу, умело отбирает для своих предметов только самое прекрасное. Неудавшиеся творения отсеиваются, остаются жить только ценные и великие.

Каждая эпоха имеет свою моду на интерьер жилища человека, который постоянно меняется. Со временем все более предпочтительными становятся строгие линии и прямоугольные формы. Но и сегодня люди черпают идеи из бесценной кладовой - народных талантов.

Устное народное творчество

Это фольклор, который нашел свое отражение в художественной коллективной творческой деятельности простого человека. В его произведениях отражается жизнь, идеалы и мировоззрения, созданные народом. Они потом бытуют в массах.

Виды народного творчества:

  • Пословицы - поэтические мини-произведения в виде краткого ритмичного изречения. В основе лежит вывод, поучение и обобщенная мораль.
  • Поговорки - это обороты речи или словосочетания, отражающие жизненные явления. Часто присутствуют юмористические нотки.
  • Народные песни - они не имеют автора или он неизвестен. Слова и подобранная для них музыка сложились в ходе исторического развития культуры того или иного этноса.
  • Частушки - это русские народные песни в миниатюре, обычно в виде четверостишия, с юмористическим содержанием.
  • Загадки - они встречаются на любой ступени развития общества у всех народов. В древности их считали средством испытания мудрости.
  • Пестушки - короткие напевы матушек и нянюшек в стихотворной форме.
  • Потешки - это песенки-приговорки, которыми сопровождается игра с ручками и ножками ребенка.
  • Прибаутки - веселые коротенькие истории в стихотворной форме.
  • Виды народного творчества невозможно представить без закличек, при помощи которых люди во времена распространения язычества обращались к различным явлениям природы, прося у них защиты, или к животным и птицам.
  • Считалки - небольшие ритмические стишки. С их помощью определяется ведущий в игре.
  • Скороговорки - это фразы, построенные на сочетании звуков, которые затрудняют их быстрое произношение.

Творчество, связанное с литературой

Литературное творчество представлено тремя родами: эпическим, лирическим и драматическим. Они были созданы в глубокой древности, но существуют и поныне, так как определяют пути решения задач, поставленных перед литературой человеческим обществом.

В основе эпоса лежит художественное воспроизведение внешнего мира, когда носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям. Лирика - это непосредственное выражение чувств и мыслей писателя. В драматическом способе сочетаются два первых, когда действующие лица с самыми разными характерами представлены в одной пьесе с непосредственным лирическим самовыявлением.

Литературное творчество, представленное эпосом, лирикой и драмой, в полной мере открывает безграничные возможности для глубокого отображения жизни людей, их сознания. Каждый литературный род имеет свои формы:

  • Эпический - басня, поэма, баллада, рассказ, повесть, роман, очерк, художественные мемуары.
  • Лирический - ода, элегия, сатира, эпиграмма.
  • Драматический - трагедия, комедия, драма, водевиль, шутка, сцена.

Кроме того, отдельные формы какого-либо рода поэзии подразделяются на группы или типы. Например, род литературного произведения - эпический. Форма - роман. Типы: социально-психологический, философский, семейно-бытовой, приключенческий, сатирический, исторический, научно-фантастический.

Народное художественное творчество

Это емкое понятие, включающее в себя различные жанры и виды художественного творчества. В их основе лежат самобытные традиции и своеобразные способы и формы творческой деятельности, которая связана с трудом человека и развивается коллективно, основываясь на преемственности традиций.

В народном художественном творчестве отражается внутренний мир человека, его духовный облик, живая память народа. Различают несколько периодов в его развитии:

  • Языческий (до X века).
  • Христианский (X-XVII века).
  • Отечественная история (XVII-XIX века).
  • ХХ век.

Длительный путь развития претерпевает народное искусство, в результате которого определились следующие виды художественного творчества:

  • Фольклор - это мировоззрение и нравственные убеждения народа, его взгляды на человека, природу и общество, которые выражаются словесно-поэтическими, музыкально-хореографическими, драматическими формами.
  • Декоративно-прикладное искусство призвано удовлетворять эстетические потребности и бытовые нужды человека.
  • Бытовое любительское творчество - это художественные явления в праздничной и повседневной жизни человека.
  • Самодеятельное художественное искусство - это организованное творчество. Оно ориентировано на обучение людей художественным умениям и навыкам.

Творчество, связанное с техникой

Трудовая деятельность человека постоянно совершенствуется, приобретает творческий характер. Многим людям удается подняться на самую высокую ступень в своих творениях и изобретениях. Итак, что же такое техническое творчество? Это деятельность, основная задача которой заключается в создании таких технических решений, которые будут обладать новизной и иметь общественную значимость не только в своей стране, но и за ее пределами, то есть мировую. Иначе это называют изобретательством, что эквивалентно понятию техническое творчество. А оновзаимосвязано с научным, художественным и другими видами.

Для наших современников открыты большие возможности и созданы все условия для занятий любимым делом. Существует огромное количество специализированных клубов, дворцов, кружков, научных обществ. В этих учреждениях взрослые и дети занимаются авиа- и судомоделированием, мотоциклетным спортом, картингом, автоконструированием, программированием, информатикой, вычислительной техникой. Большой популярностью пользуются такие виды творчества, как разработка конструкций спортивных транспортных средств: мини-автомобилей, автокаров, снаряжения для рыболовов, туристов и альпинистов.

Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства

(реферат)

Исполнитель:

Фомина Елена Валерьевна

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦДТ г. Междуреченск

Кемерово 2015

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Новые техники в направлениях декоративно – прикладного творчества…………………………………………………………………........6

  2. Модель программы по декоративно – прикладному творчеству объединения «Ленточное чудо»…....................................................................13

Заключение………………………………………………………………….....15

Список литературы……………………………………………………………16

Приложения……………………………………………………………………17

Введение

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Как ни странно, рукоделие сегодня становится актуальным, как это было в прошлом. Но причины этого изменились. Можно сказать, что раньше рукоделием занимались «по бедности», из-за дефицита, недостатка вещей. Сегодня картина совершенно иная: переизбыток, казалось бы большой ассортимент товаров. Но качество, эстетическая сторона оставляют желать лучшего.

Как правило, при творческом подходе вещь, сделанная своими руками, получается индивидуальной, нестандартной, особенной, неповторимой. Мы делаем то, что нельзя купить, то, чего нет ни у кого, кроме нас. В этом изделии частичка нашего сердца, это выражение нашей индивидуальности, это наше творчество. Индивидуальность очень важна в эпоху стандартов, глобализации и стремления культуры к упрощению потребностей человека. Для подростка, это важно в период идентификации, самоопределения.

Кроме того, овладев дополнительными способностями, он получает опору во внешней среде. Это оценка со стороны сверстников и компетентных взрослых. Этому может способствовать участие детей в фестивалях, конкурсах, выставках не только своего города, но и регионов России.

Приобщение к ручному труду важно и с другой точки зрения. В силу прогресса, ручной труд уходит из нашей жизни. Массовый поток и легкая доступность вещей формирует потребителя. Научиться уважать людей труда, бережно относиться к рукотворному, к старинным традициям мастеров можно только через свой собственный труд. Кроме того, занятия прикладным видом творчества на основе народной культуры может повлиять на самоопределение ребенка в будущем. Это может перерасти в профессию, или стать увлечением, что тоже немаловажно.

Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка. Именно практическая деятельность позволяет ему «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными.

Дети с интересом включаются в разные виды труда, которые не требуют дорогостоящего оборудования, сырья, но при этом разнообразны, содержат элементы творчества, что приближает их к прикладному искусству. Привлекает и то, что они дают возможность детям пройти весь трудовой процесс от начала до изготовления конечного продукта, а также свободу в выборе вида деятельности.

Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий руками человека. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей вечности, главными экспонатами которого является вдохновение, работа, мастерство. Для того чтобы украсить свой дом, можно сделать что-нибудь своими руками. Например, картины, вышитые крестом, или корзинки и панно, сплетенные из бумаги.

Система эстетического воздействия на личность осуществляется через искусство, которое должно проникать во все сферы детской жизни и активно участвовать в формировании мировоззрения подрастающего поколения, его представлений о жизни, нравственности, интеллекте, эстетических свойствах личности.

Именно декоративно-прикладное искусство даёт возможность ребёнку систематически развивать органы чувств и творческие способности, расширять возможности наслаждаться красотой и создавать её. Обучающийся вводится в мир прекрасного, ему показывается, что можно заимствовать у природы и внести в быт, сделав интерьер квартиры, одежду неповторимыми. В процессе ознакомления с видами ДПИ воспитать в детях творческое отношение к труду, уважение к народным традициям, эстетический вкус.

1. Новые техники в направлениях декоративно - прикладного искусства.

В настоящее время существует множество техник декоративно-прикладного искусства, они достаточно увлекательны, интересны и просты.

Изучив подобранную литературу и интернет ресурсы и не переставая удивляться и восхищаться разнообразию техник прикладного творчества и талантливости наших людей, мы выявили несколько новых техник.

Техники, связанные с использованием бумаги: 1. Айрис фолдинг («Радужное складывание») – техника складывания бумаги. Появилась в Голландии. Техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома (скрапбукинг) интересными декоративными элементами. (Приложение 1)

2. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее. (Приложение 1)

3. Гофротрубочки - так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования. (Приложение 1)

4. Квиллинг (от англ. quilling - от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры. (Приложение 1)

5. Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель. В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры. Вы же можете декорировать заготовку из папье-маше не только красками, расписывая как известные художники, а используя декупаж или ассамбляж. (Приложение 1)

6. Скрапбу́кинг, скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking: scrap - вырезка, book - книга, букв. «книга из вырезок») - вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга - сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений. Специальным образом декорированный фотоальбом состоит из отдельных листов, каждый из которых представляет законченную мысль, выраженную фотоколлажем. Обычно такой альбом охватывает какую-то одну тему: свадьбу, юбилей, рождение ребёнка, каникулы на море и так далее. Следует заметить, что скрапбукинг не ограничивается созданиями классических альбомов- в коллекциях мастеров скрапбукинга встречаются также альбомы-аккордеоны, альбомы в виде домиков, альбомы в виде коробочек/корзиночек, и даже отдельные открытки (так называемый кардме́йкинг или кардмэ́йкинг, англ. cardmaking, букв. «изготовление открыток»). Существует и так называемый «цифровой скрапбукинг», использующий для оформления и украшения фотографий различные программные вычислительные средства (универсальные графические редакторы или специализированное программное обеспечение, предназначенное для обработки фотографий и обрамления рамками различного вида и формы). Работу по созданию альбомов упрощает множество шаблонов, заготовок самых разных форм, использующие различные виды креплений (кольца, ленты, пружинки). Можно и самому изготовить заготовку, вырезав её из плотного картона, в виде силуэтов сердечка, замка, домика, цветочка и других декоративных элементов. (Приложение 1)

Техники, связанные с плетением: Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы. С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет.... Появились такие техники плетения, как лозоплетение, плетение из бересты и камыша, фриволите, узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение шнуров кумихимо, кольчужное плетение, плетение сеток, индейское плетение мандала, их имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов)... Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.

1. Бисероплетение, как и сам бисер, имеет многовековую историю. Древние египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но лишь в Хв начался настоящий расцвет бисерного производства. Долгое время венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. Мастера и мастерицы украшали бисером одежду и обувь, кошельки и сумочки, чехольчики для вееров и очёчники, а также и другие изящные вещицы. С появлением в Америке бисера, коренные жители начали использовать его вместо традиционно - индейских привычных материалов. Для ритуального пояса, колыбели, налобной повязки, корзины, сетки для волос, серёжек, табакерок.. На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, унты, головные уборы, оленью упряжь, солнцезащитные кожанные очки... Очень изобретательны были наши прабабушки. Среди огромного разнообразия нарядных безделушек встречаются удивительные предметы. Щёточки и чехлы на мел, чехольчики на зубочистку (!), чернильницу, перочистку и карандаш, ошейник для любимой собачки, подстаканник, кружевные воротники, пасхальные яйца, шахматные доски и многое-многое-многое другое. (Приложение 1)

2. Ганутель - эксклюзивное мальтийское рукоделие. Именно в монастырях Средиземноморья сохранилась до сих пор эта техника создания красивых цветов для украшения алтаря. В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и лёгкими. В ХVIв спиральную проволоку из золота или серебра называли по-итальянски «canutiglia», а по-испански «canutillo», на русском языке вероятно это слово трансформировалось в «канитель». (Приложение 1)

Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений: Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов. Например: рисунок углём, рисунок карандашом, рисунок тушью и пером... Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами. Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен, и т. д. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму.

1. Витраж (лат. Vitrum - стекло) - это один из видов декоративного искусства. Стекло или иной прозрачный материал является основным материалом. Из глубокой древности начинается история витражей. Изначально стекла вставлялись в оконный или дверной проем, затем появляются первые мозаичные картины и самостоятельные декоративные композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные специальными красками по простому стеклу. (Приложение 1)

2. Нитяная гра́фика (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) - графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания ещё можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки. (Приложение 1)

3. Энка́устика (от др.-греч. «искусство выжигания») - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. (Приложение 1)

Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей: Шитье - разговорная форма от глагола "шить", т.е. то, что шьется или сшито.

1.Вышивка. Вышивка многогранна - простой крестик и болгарский крестик, художественная, русская, прямая и косая гладь, хардангер, темари, гобелен, Punch Needle (ковровая вышивка), вышивка лентами, прошва, золотое шитьё, Владимирский верхошов, цветная перевить, декоративные швы, мережка, качалочки, кафасор, зерновой вывод, выкалывание, набирание, вырезание, ришелье, имитация вырезания, поверхница, низь, штамповка двусторонняя, счётная, китайская, ручная филейная и гипюрная вышивки. Техника "punch needle" - это продергивание нити или ковровая вышивка. (Приложение1) 2. Пэчворк, Квилт, Квилтинг или Лоскутное шитьё - это народное декоративно-прикладное искусство, с многовековыми традициями и стилистическими особенностями. Это техника, использующая кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для соединения в покрывале, блузке или сумке.

Артишок – разновидность пэчворка, получившая своё название из-за сходства с плодами артишока. У этой техники есть и другие названия - «зубчики», «уголки», «чешуйки», «перья». По большому счёту в этой технике все сводится к складыванию вырезанных деталей и пришиванию их на основу в определенной последовательности. Или же, используя бумагу, составлять (наклеивая) различные панно округлой (или многогранной формы) на плоскости или в объёме. Нашивать можно двумя способами: острие заготовок направлять к центру основной детали, либо к ее краям. Это если шить плоское изделие. У изделий объемного характера - острием к более узкой части. Складываемые детали не обязательно вырезаются в форме квадратиков. Это могут быть и прямоугольники, и круги. В любом случае мы встречаемся со складыванием вырезанных заготовок, следовательно, можно утверждать, что эти лоскутные техники принадлежат к семейству лоскутного оригами, а так как они создают объем, то, следовательно, и к «3d» технике. (Приложение 1)

3. Цумами Канзаши. В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу. Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.

Это далеко не весь список новых направлений в техниках декоративно – прикладного творчества, т.к. время не стоит на месте, и люди, занимающиеся этим направлением, находят всё более интересные идеи для творчества. (Приложение 1)

2.Модель программы по декоративно – прикладному творчеству объединения «Ленточное чудо».

В наше время элементы канзаши используются для украшения аксессуаров для волос, фоторамок, фотоальбомов, в качестве брошей, для создания настенных панно и т.д.

Этот вид рукоделия мы применили на занятиях в объединении «Ленточное чудо». Программа была рассчитана на один год обучения.

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В дополнительном образовании данный вид декоративно-прикладного творчества распространен мало, поэтому возникла необходимость в написании дополнительной образовательной программы. Программа включает в себя материал, который может быть освоен детьми разного возраста в одном месте и в одно время. Занятия детей канзаши открывают возможность для глубокого и осмысленного их творчества. Рационально-интуитивные действия, производимые с лентой, позволяют ребенку одновременно складывать руками из ткани «нечто» и решать проблемы различного характера, находить выход из создавшегося положения, задействовав разум.

Отличительной особенностью программы является то, что результат каждого занятия учащихся виден сразу. Сколько занятий – столько изделий. Все работы дети забирают с собой на память, и у них появляется возможность подарить их своим близким, друзьям, знакомым. Таким образом, они получают оценку своего труда не только педагогом, но и окружающими людьми. А это стимулирует их развитие.

Таким образом, канзаши – это не просто технология изготовления цветочных украшений, но и полноценный вид декоративно-прикладного искусства, способствующий развитию творческой личности.

Результатом реализации данной образовательной программы являлись выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков для родных и близких, друзей, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных мероприятий, изготовление изделий для декорирования интерьера собственного дома.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-15 лет, но исходя, из опыта работы успешное усвоение программы было у детей постарше. Девочки с удовольствием делали себе и своим близким украшения, некоторые даже продавали свои изделия. Четыре девочки участвовали в научно практической конференции, писали проект под названием «Возможности атласной ленты. Японское искусство «канзаши» в наши дни», где заняли третье призовое место. В течение года принимали участие в конкурсах разного уровня и занимали призовые места.

(Приложение 2)

Заключение

Обучая детей творчеству, мы не только даём детям знания, умения и навыки, но и создаём условия для успешного обучения, для сохранения и приумножения традиционных художественных ценностей, для формирования нравственно здоровой личности ребёнка, совершенствуя свой педагогический опыт, используя разнообразные инновации.

Всё новое в творчестве всегда интересно детям. Разнообразие приёмов, способов, средств делает образовательный процесс увлекательным, развивает свободу деятельности, воображение и фантазию. Ребёнок проходит путь познания, начиная с уникальности народного творчества и заканчивая современными формами декоративно - прикладного искусства. Работы получаются разнообразными в своём исполнении, насыщенными новыми образами, но выдержанными в определённом художественном стиле.

Применение новых техник позволяет развивать у детей оригинальность способа выражения, находчивость в поисках решения поставленных задач. В результате таких поисков и открытий детская деятельность становится свободной, радостной и успешной.

Список литературы

    Чернякова, Н.С. Уроки детского творчества [Текст]:/ Н.С. Чернякова.- Тула: Родничок, 2002.-189 с.

Разделы: Технология

Объект труда: цветочное панно в технике «Стилизованный витраж».

Материалы и инструменты: цветная ксероксная бумага, клей момент «Кристалл»,пистолет с горячим клеем, ткань органза(капрон, вуаль), ножницы, проволока, леска, бусины, бисер, рамка для панно.

Оборудование: образец изделия, буклет «Из истории букета» (Приложение 1 ), инструкционная карта «Изготовление деталей композиции в технике стилизованного витража». (Приложение 2 )

Основные понятия:

Витраж – французское слово, в переводе означает оконное стекло. Главный принцип – свободный просмотр на просвет.
Капрон – тонкая, прозрачная, искусственная ткань.
Кант – расстояние между внешним и внутренним вырезом детали.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

I. Вводная часть

Поражает воображение неисчерпаемая фантазия живой природы, которая является образцом конструктивной целесообразности, гармонии и красоты. Очень часто возникает непреодолимое желание сохранить эту природную красоту надолго, запечатлев её всеми возможными способами.
Как причудливо и необыкновенно то, что может создать своими руками женщина. Искусственные цветы подарок Древнего Египта, женщин живших за 3 тысячи лет до нашей эры. Казалось бы, что все способы передать тонкость и изящество природных мотивов уже придуманы до нас. Но творческое вдохновение не имеет границ. И тогда и сейчас, мы всегда стремимся украшать дом, одежду, аксессуары нарядным убранством из цветов и в своем стремлении продлить очарование, придумываем маленькие хитрости.
Толчком для создания техники «стилизованный витраж» послужил «витраж» классический.

Витраж (фр. vitrage - остекление, от лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

«Витраж» – французское слово, в переводе означает оконное стекло, «стеклянный».
В классическом витраже основу составляет собой металлический каркас, между проёмами (окошечками) которого помещают цветное стекло. Свет, проходя через цветное стекло, создает особый декоративный эффект, такую цветовую палитру, что интерьер наполняется сказочностью и таинственностью.
Люди научились делать витражи давно. Уже в древнем Египте и в древнем Риме витражи украшали жилища фараонов, царей, знатных людей.
Древнерусские мастера украшали витражами царские палаты, соборы, храмы. В XVII-XVIII веках русские мастера изобрели малый витраж. Его называли ЛИКАЖУР . Это изящные декоративные вазы, конфетницы, кубки, шкатулки, люстры; форма которых изготовлена из драгоценных металлов (золота, серебра, платины), имеющие пустые декоративные окошечки, которые заполнялись цветным стеклом.

В конце XIX - начале XX века господствует витраж-панно. Это эволюционное превращение не только кардинально изменило иконографию витражей, но и чрезвычайно расширило сферу их применения. В эпоху эклектики месторасположение витража в доме было жестко ограничено рамками оконного проема. Теперь витраж «вышел» из «рамы» окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж «вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв преобразили облик города.

Древняя техника витража - мозаичный набор из фигурных кусочков стекла - стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов - ламп и светильников самых причудливых форм.

В современной практике для изготовления витражей используют пластмассу, химические плёнки, оргстекло и т.д. витражи можно делать не только из цветного стекла и железа, но и из ткани, кожи, картона и бумаги.

Главный принцип – свободный просмотр на просвет.

II. Подготовка к практической работе

Педагоги-практики часто ищут интересные, нестандартные способы вовлечения детей в декоративно-прикладную деятельность.
Техника «стилизованного витража» оставит множество положительных эмоций от процесса работы и желание совершенствовать умения и навыки в этом деле.
Дети могут работать в этой технике уже в начальном звене, приобщаясь к миру красоты родной природы. Ведь очень важно в детском возрасте разглядеть необычную цветовую гамму лепестков, изящность и тонкость тычинок и стебельков, неповторимую форму листочков. В процессе работы развивается мелкая моторика рук, умения и навыки симметричного резания, аккуратность, усидчивость, глазомер, творческое мышление и воображение.
Для работы в этой технике не требуется сложных инструментов (как при изготовлении искусственных цветов: бульки, ножи, паяльник и т.д.) или опасных материалов, как при изготовлении классического витража: металлический каркас, стекло и т.п). Необходимо запастись обыкновенной цветной ксероксной бумагой и кусочками прозрачной ткани – оргазы, капрона или шифона. Бумага нам заменит тяжёлый металлический каркас, а прозрачная ткань – опасное стекло, останется лишь эффект прозрачности, нежности и неповторимости.

Следует использовать только ксероксную бумагу, так как в процессе работы только этот материал имеет преимущества: деталям легко можно придать форму, сохраняя внешний вид изделия, она не ломается, не скатывается, не рвётся.

Для склеивания бумажных каркасов используйте клей момент «Кристал», он не оставляет пятен, лишнее легко удаляется приёмом скатывания. При склеивании готовых частей композиции используйте клеевой пистолет.

Ткань лучше использовать органзу или капрон. Она имеет достаточную жёсткость, очень хорошо переливается на солнце. Но если по вашему замыслу необходимо использовать шифон, сетку или другую мягкую ткань, заранее придайте ей дополнительную жёсткость.

III. Практическая работа

Процесс изготовления цветов в технике «стилизованного витража» условно можно разделить на несколько важных этапов. (Приложение 2 )

1. Составьте эскиз будущей композиции.
Определите форму цветков и листьев, и в соответствии с этим изготовьте лекала деталей цветка в половинном виде для симметричного резания. Ширина канта должна быть не менее 0,5 см.

2. Сложите бумагу так, чтобы при вырезании у вас получилось две симметричные детали.
Чтобы при склеивании точно совпадали линии срезов, пометьте детали в зеркальном отображении. Наклейте симметричные детали на ткань с двух сторон, совмещая срезы и вырезы.

3. Наклеенным деталям дайте подсохнуть и вырежете их, оставляя кант 0,3-0,4 см.

4. Придайте форму деталям цветка. Это можно сделать несколькими способами: намочить вырезанную деталь и закрепить на форме, затем просушить; с помощью ножниц;
Сделайте заготовки мелких элементов композиции: тычинки, веточки из бисера, пружинки из проволоки и т.д.

5. Соедините детали цветки между собой. Закрепите тычинки. Сгруппируйте детали композиции. Подготовьте рамку-основу.

6. Закрепите части композиции на основе в соответствии с замыслом.

7. Окончательно оформите композицию: приклейте бусинки, бисер, посыпьте блёстками.

Желаю Вам творческих успехов!

Доклад

«Инновационные технологии в работе студии декоративно-прикладного творчества «Родник»

Инновационная педагогическая технология – это системный процесс целенаправленного воздействия на обучаемого, направленный на удовлетворение всей совокупности его потребностей. Современные педагогические технологии характеризуются тем, что:

    обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;

    обогащают представление преподавателей и учащихся об образовательной деятельности;

    формируют компетенции у будущих специалистов; обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, развивают способности к принятию решения в нестандартных ситуациях;

    являются ресурсом для изменения содержания образования и структуры образовательного процесса в соответствии с международными требованиями;

    ориентированы на стимулирование творческого потенциала учащихся.

Сама программа декоративно-прикладного творчества построена по блочно-модульной схеме и предполагает обучение по блочно- модульной технологии . Данная технология позволяет интенсификации и погружению в определенную тему, повышению самостоятельности обучающихся дает возможность дифференцировать задания по степени сложности в процессе обучения, сокращает время на организационные моменты.

1.Основное место в обучении декоративно-прикладному творчеству занимает технология личностно-ориентированного обучения, которое во главе угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения. Содержание методы и приемы личностно-ориентированных технологий обучения, прежде всего, направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого воспитанника, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Целью данной технологии является : развитие индивидуальных способностей на пути социального и профессионального самоопределения обучающихся.

Основным механизмом реализации являются самообразование и саморазвитие учащихся. В центре внимания- личность ребенка, который должен реализовать свои возможности.

2. Созданию благоприятных условий для личностного саморазвития обучающихся, воспитанию самостоятельности у детей способствует технология саморазвития . Сущность данной технологии заключается в построении развивающей культурной среды с активным участием в этом процессе самих обучающихся. Основным механизмом реализации являются игровые и проблемные методы. Саморазвитие – один из критериев личностно-ориентированного обучения. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности процесса обучения. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально- творческого подхода, который предлагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности. организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения поставленных целей. Предоставляя учащимся как можно больше самостоятельности, педагог вместе с тем должен направлять творческую деятельность воспитанников. Тактично помогать им в выполнении поставленной задачи. Поощряется смелость, проявление детской фантазии и изобретательности. Основное назначение технологии саморазвития состоит в создании условий для самореализации личности, выявлении и развитии её творческих возможностей.

3. Достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса объединяет технология игрового обучения . Использование в образовательном процессе игровых технологий позволяет получить ряд преимуществ перед традиционными формами обучения – создает положительный эмоциональный фон, что способствует более успешному освоению учащимися образовательных программ, развитию у них коммуникативной культуры и социальных компетенций. Основным механизмом реализации являются игровые методы вовлечения учащихся в творческую деятельность. Игра имеет большое значение для формирования личности ребенка. Игровой метод применяю как форма организации обучения, как метод закреплении знаний и как средство воспитания нравственно-волевых качеств. С помощью игры решаются различные учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности детей. Умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Специфика обучающей игры заключена в ее структуре. Познавательная задача чаще всего не ставится перед ребенком прямо в открытой форме, а заключается в игровой задаче, в содержании и правилах игры, в игровых действиях. Ребенок играет. И вместе с тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. В условиях игры дети запоминают познавательный материал лучше. При обобщении и подведении итогов по блоку применяю такие игры как «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» или игра - соревнование «Вопрос на пуговку» . провожу викторину в форме игры, например, «Дерево знаний».

4. Технология проектного обучения предполагает организацию обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Данная технология способствует развитию познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся.На данный момент работаем над проектом «Мебель для кукол своими руками». Выполняют учащиеся третьей группы- мальчики в блоке изучения «Кружевоплетение».

Вообще, если обсудить сам термин «новые педагогические технологии», «новизна», предполагает «современность». Однако не противоречит тому, что «новое» может быть хорошо забытым старым. Новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в используемых сочетаниях еще не применялись или не выдвигались. Это и комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно (по крайней мере эффективнее, чем раньше) решать задачи воспитания и обучения. Такими элементами могут быть:

Техника повышения интереса к учебному материалу : привлекательная цель, Удивляй!, отсроченная отгадка, фантастическая добавка, лови ошибку, практичность теории, пресс-конференция, вопрос к тексту.

При повторении пройденного на уроке : своя опора, повторяем с расширением, свои примеры, опрос итог, обсуждаем д/з.

Повторение изученных ранее тем : своя опора, повторяем с контролем, пересечение тем.

Уровни и виды домашнего задания : три уровня д/з (обязательный, тренировочный, творческое), особое задание, творчество работает на будущее(ученики выполняют д/з по разработке дидактических материалов.

Приемы подачи д/з: необычная обычность(ребус, почтальонка, лотерея, кубик), идеальное задание (выполнить по их собственному выбору и пониманию.

Таким образом, под инновационными процессами в образовании понимаются процессы возникновения, развития и проникновения в широкую практику педагогических нововведений. Так, по мнению М. В. Кларина, инновация – это не просто создание и распространение новшеств, но и такие изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления.

Способность к творчеству генетически заложена в человеке. Искусство возникло в следствии природной потребности человека к прекрасному, в чувственном удовлетворении от созданного или увиденного.
Древнейшим видом художественной деятельности считается декоративно-прикладное искусство(ДПИ). Люди всегда стремились украшать себя,свое жилище и вещи, которыми пользовались.Из самых обычных материалов - камня, металла, дерева, глины - народ создавал подлинные произведения искусства, выражавшие эмоционально-эстетическое восприятие мастером окружающего мира.

Все произведения ДПИ можно разделить на две группы. Первую представляют предметы обихода(одежда,различная утварь, посуда, мебель,ткани),где красота предмета неразрывно связана с его пользой.

Вторая группа представлена предметами декоративного назначения, здесь возможна более свободнная трактовка средств выразительности, это панно, декоративные вазы, сувениры и т.п

Декоративные статуи, гобелены, мозаика, панно занимают особое место.Они могут быть как средством декора архитектурной среды, так и самостоятельными произведениями.

Декоративно-прикладное искусство имеет непосредственную связь с бытовыми потребностями людей, свои средства выразительности. Человечество на протяжении всей жизни занимается разнообразными видами деятельности: домашним бытом, спортом, творчеством, широким спектром общественных, трудовых, культовых функций и т.д. Cуществуют огромное количество разных бытовых предметов, вещей, которые помогают человеку выполнять разные действия. Многие из них имеют отношение к сфере ДПИ. Изготавливают такие предметы из разных материалов и при этом могут использоваться разные техники выполнения. Учитывая важную ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственную связь с производством, произведения ДПИ классифицируют по функциональным признакам использования объектов ДПИ, по принадлежности к разным видам материалов и по технологии изготовления.

Классификация ДПИ по функциональным признакам использования.

Бижутерия.

Ювелирные изделия.

Украшения из природных материалов.

Осветительные приборы.

Предметы для украшения интерьера и т.д.

Виды ДПИ по технологии выполнения.

Ковроделие.

Ткачество.

Художественная роспись яиц.

Изготовление изделий из стекла.

Гончарство.

Художественная обработка металла.

Вытынанка.

Лозоплетение.

Флористика.

Народная живопись.

Художественная обработка кости и др.

Классификация по материалам.
Художественные ткани.

Художественный текстиль.

Художественная керамика.

Художественное стекло.

Художественный металл.

Художественная обработка дерева(резьба, столярство, бондарство).

Художественная обработка кожи.

Более подробно виды ДПИ будут рассмотрены в следующих статьях.

По способу изготовления предметы современного ДПИ существуют в двух формах: промышленной и ремесленной.

Общественное разделение труда на стадии мануфактуры, развитие промышленности привели к тому, что польза и красота, назначение и оформление изготовленных изделий стали прерогативой разных специалистов.

Со временем возникает художественная промышленность- машинное производство декоративно-прикладных изделий, которыми оформляют жилые и общественные здания, вещи домашнего использования. В наше время кроме художественных промыслов массовое производство произведений ДПИ обеспечивается специальными предприятиями художественной промышленности.

Изделия профессионального и народного декоративно-прикладного искусства во многом похожи, но есть и различия. Народный художник свое произведение в основном выполняет вручную. Мастер может трудиться как в одиночку, так и в коллективе. Изделия народного промысла не тиражируются массово. Даже если народные художники в мастерской изготовляют серию изделий, все равно каждая вещь индивидуальна.

Произведения ДПИ, созданные на предприятиях художественной промышленности или в мастерских, обычно выпускаются массовым тиражом.Стандартизация накладывает определенные ограничения на творчество художников, делает, вещи, предметы похожими.Также специалисты должны учитывать спрос на изделие, качество материалов из которых будет изготовляться вещь, наличие оборудования необходимой мощности и др. Но профессиональные художники создают и авторские образцы, существующие в единственном экземпляре.Если специалист получает индивидуальный заказ, то он свободен от ограничений и может создавать такую уникальную вещь, какую позволит его творческое дарование и требование заказчика.

Органическое единство формы предмета, которая четко определяет его назначение, и художественно-изобразительных средств, которые делают предмет красивым, отображают профессиональное мастерство автора.

Есть и третье направление в создании изделий ДПИ , его тоже можно отнести к ремесленной форме.Это огромная армия почитателей творческой деятельности, рукоделия в быту. Это люди, не имеющие специального образования, любители, для которых- это определенный вид художественной самодеятельности, своеобразная форма отдыха, а в настоящее время и возможность дополнительного заработка.Вязание, вышивка, столярные работы, цветоделие, чеканка, резьба и т.д- виды деятельности «на дому», которые приобщают людей к художественному творчеству, формируют вкус, высокие художественные потребности.

Творчество на дому в наше время получило название «хендмейд», от английского » handmade»- ручная работа, а также такое название носит сам процесс по созданию уникальных изделий.

Мода на хендмейд пришла с Запада в XXI веке. Сейчас это слово используется практически для обозначения всего креативного и оригинального, любой ручной поделки, в которую вложена частица душевного тепла автора.

» Будь счастливым, пользуясь мною»- выгравировал на маленькой серебряной ложке мастер далекой римской эпохи. Этот девиз можно и сейчас применить ко всем видам прикладного искусства- пусть будут счастливыми люди, для которых польза и красота неотделимы.




Top