Новый канон звездных войн. Комиксы нового канона звездных войн

«Предание», или как мы его называем - «канон», включает в себя сценарии, фильмы, радиопостановки и новеллизации. Одни работы появились благодаря оригинальным идеям Джорджа Лукаса , остальные были придуманы другими авторами. Но, между нами: мы читаем всё, и многое принимается во внимание при построении общей череды событий. Полный список опубликованных работ содержит огромное число сюжетов со множеством ответвлений, вариаций и параллельных линий, превосходящих по числу любые хорошо проработанные мифологии.

Чтобы понимать каноны и вселенную в целом, нужно рассматривать «Звёздные войны» как набор историй, написанных разными людьми и «документирующие» произошедшие «события». Хотя одни рассказы более достоверны, чем другие, все они рассматриваются как часть общей «истории». Но следует помнить, что все рассказы не более чем рассказы: в них немало ошибок и несоответствий, поскольку их рассказывали разные люди, имевшие свои представления, как излагать истории.

Можно сравнить эту ситуацию с древнегреческой и древнеримской мифологией или с легендами о Короле Артуре . Как и мифология «Звёздных войн», они состоят из отдельных, хотя и связанных друг с другом историй, рассказанных различными авторами в разное время.

Исследования канона [ | ]

Работы по исследованию канона были опубликованы Виллом Брукером (англ.) , который ссылается в них на Энциклопедию Звёздных войн Стивена Сансвита (англ.) .

Согласно Сансвиту, каноном являются фильмы в том виде, как они были созданы Лукасом (три фильма на момент высказывания Сансвита). «Близкими» к канону являются авторизованные адаптации: повести, радиопостановки, комиксы. «Почти всё остальное» является «квази-каноном».

Брукер предлагает расширить канон включением работ, созданных «ключевыми участниками» творческой группы «Звёздных войн» (например, добавив «Караван смельчаков. Приключения эвоков », среди сценаристов которого был сам Лукас). Брукер сам отмечает сложности такого подхода, по сути вводящего чуть более низкий, чем сама эпопея, уровень канонизации на примере фильма «Звёздные войны. Праздничный спецвыпуск ». С одной стороны, Лукас был одним из сценаристов, и в фильме впервые появился Боба Фетт . Однако, если принять этот, отвергнутый Лукасом позже, фильм за канон, то у Чубакки появляется жена - Малла, что противоречит остальному канону.

Брукер отмечает ещё бо́льшие проблемы с включением в канон «авторизованных» работ, когда жестокая сцена убийства Оби-Ван Кеноби Дартом Вейдером в авторизованном комиксе издательства Марвел , прямо противоречит сцене из фильма, где световой меч поражает лишь пустую одежду джедая.

Даже в пределах исходной трилогии возникают вопросы о каноне, связанные с изменяющимися вариантами самих фильмов. Сансвит потому особо выделяет версию первой трилогии 1997 года, «единственный гарантированный ответ» . Брукер задаёт вопрос: если считать, что добавления, сделанные в 1997 году, вошли в канон, то что представляют собой сцены, которые были отсняты, но пока не вошли в сериал, хотя об их существовании нам известно? Если в варианте 1997 года стал взлетать Аутрайдер (англ. Outrider , см. Космические корабли «Звёздных войн» (англ.) ), то вошёл ли в канон Даш Рендар (англ. Dash Rendar ), его пилот? А если Рендар вошёл в канон, то вошли ли в него и другие элементы «Теней империи» (англ.) или они остаются игрой воображения Стива Перри ? Брил ли Чубакка голову для маскировки ?

Брукер отмечает, что поклонники сериала относятся к канону более строго и возможно, что их определения лучше, чем у Сансвита .

Каноны и Расширенная вселенная [ | ]

Когда речь идёт об абсолютных канонах, настоящей истории «Звёздных войн», нужно обращаться непосредственно к фильмам - и только фильмам. Даже новеллизации - это лишь интерпретация событий фильма, и хотя они во многом соответствуют идеям Джорджа Лукаса (он работал в тесном контакте с авторами), методика, применявшаяся при написании книг, допускает незначительные отступления. Новеллизации пишутся параллельно съемкам фильма, поэтому описания деталей иногда не совпадают. Тем не менее, новеллизации следует считать очень точным воспроизведением фильмов.

Чем дальше уходит произведение от сюжета фильма, тем больше появляется интерпретаций и вымысла. LucasBooks старательно следит за сохранением целостности Расширенной вселенной «Звёздных войн», но остаётся свобода стилистических вариаций. Художники изображают Люка Скайуокера не всегда одинаково. Писатели дают героям различные характеристики. Некоторые особенности различных видов произведений также играют роль: в комиксах описание событий подразумевают меньшее количество диалогов и иную линию сюжета. Видеоигры добавляют интерактивность , необходимую для игрового процесса. То же делают ролевые и карточные игры , приписывающие определенные характеристики героям и событиям, делая их пригодными для игры.

Можно провести такую аналогию: каждое опубликованное произведение «Звёздных войн» - это окно в «реальную» вселенную «Звёздных войн». Некоторые окна больше затуманены, чем другие. Некоторые совершенно искажают картину. Но в каждом есть частица истины. Как говорил великий Оби-Ван Кеноби : «Многие истины, в которые мы верим, сильно зависят от точки зрения» .

Редактор в 6-м выпуске журнала «» развивает мысль о месте печатных источников Расширенной вселенной:

Каноны - это авторизированный список книг, которые редакторы Lucas Licensing считают аутентичной частью официальной истории «Звёздных войн». Наша цель - представить непрерывную и унифицированную историю галактики «Звёздных войн», насколько она не противоречит или подрывает понимание саги Джорджем Лукасом, изложенное в фильмах и сценариях.

Голокрон целостности [ | ]

S-канон - «вторичный канон», материалы, используемые или игнорируемые авторами по ситуации. Сюда входят в основном старые работы, например, многие комиксы серии «», выпущенные до попыток поддержания целостности, а также другие вещи, которые «могут не вполне подходить». Многие элементы S-канона переходят в C-канон через включение их в новые работы авторов, заботящихся о целостности, хотя многие другие работы (вроде «») принимались во внимание с самого начала и, таким образом, всегда были C-каноном.

N-канон - «неканонические» работы. Альтернативные варианты истории (например, рассказы, опубликованные под маркой «») и всё, что прямо противоречит элементам более высоких канонов. Только N-канон не признавался каноническим компанией «Лукасфильм ».

Каноны Диснея [ | ]

В октябре 2012 года The Walt Disney Company приобрела Lucasfilm за 4,06 млрд США

Каноны «Звёздных войн»

Каноны «Звёздных войн » впервые были упомянуты в первом выпуске журнала компании Lucasfilm - «Star Wars Insider»:

«Предание», или как мы его называем - «канон», включает в себя сценарии, фильмы, радиопостановки и новеллизации. Одни работы появились благодаря оригинальным идеям Джорджа Лукаса , остальные были придуманы другими авторами. Но, между нами: мы читаем всё, и многое принимается во внимание при построении общей череды событий. Полный список опубликованных работ содержит огромное число сюжетов со множеством ответвлений, вариаций и параллельных линий, превосходящих по числу любые хорошо проработанные мифологии.

Чтобы понимать каноны и вселенную в целом, нужно рассматривать «Звёздные войны» как набор историй, написанных разными людьми и «документирующие» произошедшие «события». Хотя одни рассказы более достоверны, чем другие, все они рассматриваются как часть общей «истории». Но следует помнить, что все рассказы не более чем рассказы: в них немало ошибок и несоответствий, поскольку их рассказывали разные люди, имевшие свои представления, как излагать истории.

Можно сравнить эту ситуацию с древнегреческой и древнеримской мифологией или с легендами о Короле Артуре . Как и мифология «Звёздных войн», они состоят из отдельных, хотя и связанных друг с другом историй, рассказанных различными авторами в разное время.

Каноны и Расширенная вселенная

В течение нескольких лет этот принцип претерпевал уточнения. Сайт «Звёздных войн» подробно описывает роль канонов и Расширенной вселенной , а также их влияние на общую целостность всей научно-фантастической саги . Крис Серази пишет:

Когда речь идёт об абсолютных канонах, настоящей истории «Звёздных войн», нужно обращаться непосредственно к фильмам - и только фильмам. Даже новеллизации - это лишь интерпретация событий фильма, и хотя они во многом соответствуют идеям Джорджа Лукаса (он работал в тесном контакте с авторами), методика, применявшаяся при написании книг, допускает незначительные отступления. Новеллизации пишутся параллельно съемкам фильма, поэтому описания деталей иногда не совпадают. Тем не менее, новеллизации следует считать очень точным воспроизведением фильмов. Чем дальше уходит произведение от сюжета фильма, тем больше появляется интерпретаций и вымысла. LucasBooks старательно следит за сохранением целостности Расширенной вселенной «Звёздных войн», но остаётся свобода стилистических вариаций. Художники изображают Люка Скайуокера не всегда одинаково. Писатели дают героям различные характеристики. Некоторые особенности различных видов произведений также играют роль: в комиксах описание событий подразумевают меньшее количество диалогов и иную линию сюжета. Видеоигры добавляют интерактивность , необходимую для игрового процесса. То же делают ролевые и карточные игры , приписывающие определенные характеристики героям и событиям, делая их пригодными для игры. Можно провести такую аналогию: каждое опубликованное произведение «Звёздных войн» - это окно в «реальную» вселенную «Звёздных войн». Некоторые окна больше затуманены, чем другие. Некоторые совершенно искажают картину. Но в каждом есть частица истины. Как говорил великий Магистр Джедаев Оби-Ван Кеноби : «Многие истины, в которые мы верим, сильно зависят от точки зрения» .

Редактор Lucas Licensing Сью Ростони в 6-м выпуске журнала «Star Wars Gamer Magazine» развивает мысль о месте печатных источников Расширенной вселенной:

Каноны - это авторизированный список книг, которые редакторы Lucas Licensing считают аутентичной частью официальной истории «Звёздных войн». Наша цель - представить непрерывную и унифицированную историю галактики «Звёздных войн», насколько она не противоречит или подрывает понимание саги Джорджем Лукасом, изложенное в фильмах и сценариях.

Каноны в Голокроне целостности

В 2000 году Lucas Licensing поручила Лиланду Чи создать базу данных для отслеживания целостности вселенной «Звёздных войн». База получила наименование «Голокрон целостности». Голокрон следует многолетним принципам каноничности, но кроме того позволяет оценить каждый элемент рассказов в отдельности, а не только рассказы в целом.

База данных Голокрона оставляет место для буквы (G, C, S или N), показывающей уровень каноничности элемента. С их появлением уровни канона неформально стали именоваться G-канон , C-канон , S-канон и N-канон . Классификацию разработал Чи, занимаясь созданием Голокрона, и первое время улучшал её, пока не привел в сегодняшний вид.

G, C и S вместе формируют всю целостность вселенной «Звёздных войн». Более высокий уровень перекрывает более низкий: например, история Бобы Фетта была радикально переработана (то есть подвергнута «реткону») после выхода фильма «Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов », потребовав приведения в соответствие новому G-канону старых материалов. Это решение, однако, не универсальное, и каждый случай рассматривается отдельно.

G-канон - «канон Джорджа Лукаса»; шесть эпизодов и всё, что предоставлено Lucas Licensing непосредственно Лукасом (включая неопубликованные комментарии самого режиссёра и киносъёмочной группы, которые никогда не показывались публике). Элементы, созданные при участии Лукаса для новеллизаций, справочников и других источников также причисляются к G-канону, хотя всё, что создано авторами этих произведений, считается C-каноном. Когда возникает противоречия между разными версиями фильмов, наиболее свежие изменения имеют приоритет перед старыми, поскольку исправляют ошибки, улучшают взаимосвязь между трилогиями и наиболее точно выражают текущее понимание Лукасом вселенной «Звёздных войн».

C-канон - «канон целостности», состоящий из всех новых работ (и множества старых), выпущенных под маркой «Звёздных войн»: книг, комиксов, игр, мультфильмов, видеофильмов и т. д. Особый случай - игры, поскольку в них к C-канону относится только сюжет, а такие вещи, как характеристики персонажей и игровой процесс - нет. Игры также предлагают игроку неканонические возможности, например, выбор женского пола для канонического мужского персонажа. Известны случаи появления элементов C-канона в фильмах, что делает их G-каноном; в качестве примера можно привести имена и названия: Корусант , свуп , Квинлан Вос, Эйла Секура, YT-2400, Салропин и транспорт типа «Action VI».

S-канон - «вторичный канон», материалы, используемые или игнорируемые авторами по ситуации. Сюда входят в основном старые работы, например, многие комиксы серии «Marvel Star Wars», выпущенные до попыток поддержания целостности, а также другие вещи, которые «могут не вполне подходить». Многие элементы S-канона переходят в C-канон через включение их в новые работы авторов, заботящихся о целостности, хотя многие другие работы (вроде «The Han Solo Adventures») принимались во внимание с самого начала и, таким образом, всегда были C-каноном.

N-канон - «неканонические» работы. Альтернативные варианты истории (например, рассказы, опубликованные под маркой «Бесконечностей») и всё, что прямо противоречит элементам более высоких канонов. Только N-канон не признается каноническим компанией «Лукасфильм».

См. также

  • Фанон (Звёздные войны)
  • Список элементов C-канона в фильмах
  • Список элементов фанона во вселенной «Звёздных войн»

Время прочтения:

Самая первая трилогия Star Wars (которых теперь будет четыре штуки, с ума сойти) пользовалась весьма бедной гаммой окраски героев. Как в фэнтези: есть непогрешимые герои в сверкающих доспехах, и есть абсолютное зло. Это не недостаток, того требовал формат и вообще самые старые «Звездные Войны» - это космический вестерн-сказка, где полутонам нет места.

Времена изменились, один канон вырос, был убит и уступил место новому. И в нем уже нет такой глубокой пропасти между хорошими и плохими парнями. , к примеру, показывает важнейший эпизод в истории Галактики с точки зрения имперского спецназа, и с такого ракурса штурмовики уже не кажутся тупыми миньонами в пластиковой броне.

В новом каноне (да и в старом такое было не редкость) сторонники Империи часто оказываются персонажами неоднозначными, харизматичными, а во многом даже положительными.

Один из немногих персонажей старого канона, который попал в новую версию вселенной «Звездных Войн». Немудрено: Траун - чуть ли не самый популярный и проработанный герой сеттинга, даром что ему почти не досталось места в играх и кино.

Настоящее имя Трауна - Миттʼрауʼнуруодо, а он сам принадлежит к расе чиссов, суровых синекожих гуманоидов, которым удалось выжить в таинственном месиве Неизведанных Регионов. Там же существовало их государство, Доминион Чиссов, весьма оторванное от дел остальной Галактики. Траун добился высокого положения в Доминионе, который к тому времени открыл неизвестную угрозу в недрах самых диких областей Неизведанных Регионов. Ее масштабы оказались столь велики, что Доминион начал искать союзников в остальной Галактике.

В свое время Республика показалась чиссам весьма ненадежным союзником, погрязшим в коррупции, гражданской войне и готовым саботировать обсуждение любого важного вопроса бюрократически. После трансформации Республики в Империю чиссы изменили свое мнение. Трауна представили изгнанником из Доминиона и «подсунули» имперским силам, чтобы тот встроился в их иерархию и досконально изучил.

Так и произошло. Траун - страшно подумать! - одурачил самого Палпатина, но и сам стал объектом интереса, ведь владыка ситх искал кое-какие ответы в Неизведанных Регионах (подробнее об этом в нашем материале о Первом Ордене). В итоге Траун начал свою карьеру в Имперском флоте: сначала в стенах военной академии и как офицер оружейных систем на крейсере, а в будущем достиг звания гранд-адмирала.

Траун словно олицетворял собой родные Неизведанные Регионы: пугающе хладнокровный и хитроумный, он всегда опережал своих соперников и союзников на несколько шагов, а чужую маскировку мог распознать по паре косвенных улик, словно Шерлок Холмс. Сначала он охотился за контрабандистами, а когда ячейки восстания стали объединяться в Альянс - Траун уничтожал и их.

Лучше всего личность Трауна обрисовывает его визит на Лотальский оружейный завод, когда гранд-адмирал заставил одного из рабочих лично испытать спидер-байк, разогнанный до предельной скорости. Байк взорвался и убил рабочего, который был - вот сюрприз - участником ячейки повстанцев. Позднее Траун вычислил местоположение построенного повстанцами штаба и приблизился к победе.

Его талант полководца и разведчика был ограничен лишь сценаристами мультсериала «Звездные Войны: Повстанцы», ведь без их вмешательства Траун покончил бы с сопротивлением. Жаль! Этот утонченный адмирал, ценитель искусства и манипулятор, достойный Императора, более всех остальных заслуживал полного триумфа. Финал карьеры Трауна еще не раскрыт - впереди конец четвертого сезона «Повстанцев», где ему отведена важная роль, книга «Траун: Альянсы» и другие произведения нового канона.

Уилхафф Таркин

Гранд-мофф Таркин в исполнении великолепного Питера Кушинга предстал в самом первом фильме эпопеи как немногословный палач, готовый взорвать целую планету ради исполнения задачи. А его нежелание покидать Звезду Смерти в миг решающей атаки на нее выставляется скорее самоуверенной глупостью, чем отвагой. Тем не менее, Уилхаффф Таркин занимал свой пост не зря.

Уилхафф происходил из знатного рода, однако не стал заласканным баловнем судьбы, жаждущим лишь исполнения своих капризов. Отец воспитал юного Таркина в суровости, не давая тому размякнуть, как это часто происходит с детьми дворянских семей. Он пережил тест выживанием на своей родной планете, а в дальнейшем поступил на службу в судебный департамент Республики.

Когда Таркин познакомился с амбициозным сенатором Набу Палпатином, его судьба была определена. Еще молодой ситх, распознав потенциал Таркина как жестокого управленца, взял его под опеку. Уилхафф получил пост губернатора родной планеты Эриаду, а потом и более высокие посты, на которых все сильнее убеждался в беспомощности Республики, ее гнилой натуре и во всевластии Ордена Джедаев, который все хуже справлялся с миротворческой ролью. Когда Палпатин устроил свой переворот, Таркин искренне поддержал имперский порядок, за что был вознагражден.

Таркин очень пригодился Сидиусу. Эгоизм ситха - худшее свойство для администратора, которому необходимо ежедневно решать массу вопросов касательно населения целой Галактики. На кой-черт ему, владыке ситху, сдались какие-то мохнатые вуки на заросшей лесом планете?! Именно поэтому Уилхафф Таркин и стал гранд-моффом, третьим человеком в Империи, а если судить по его влиянию на политику и экономику - вообще первым. Именно ему было доверено строительство абсолютного оружия - Звезды Смерти, и он блестяще справился с задачей, хотя и проглядел «конструктивную диверсию», оставленную инженером Галеном Эрсо.

Власть Таркина была столь велика, что он мог помыкать Дартом Вейдером, и трудно сказать - насколько Палпатин полагался на советы Уилхаффа в управлении Империей. Быть может, Таркин сохранил бы ее после гибели Палпатина, если бы не погиб на орбите Явина?

Александр Каллус

Империя, как и любое тоталитарное государство, тратило уйму денег на тайную полицию. Имперское Бюро Безопасности - так назывался их аналог АНБ, ФСБ и MI-6: властная структура с массой полномочий и еще большим числом мифов вокруг этой организации.

Александр Каллус был преданным агентом ИББ, тем самым идеалом чекиста: горячее сердце, холодная голова, чистые руки. Каллус служил Бюро не из-за кровожадности или жажды власти, но в первую очередь потому, что ненавидел беззаконие, а Император в его глазах - благодаря пропаганде - был символом закона и порядка. А все растущее движение восстания Каллус считал сборищем террористов, угрожающих миру и покою. А в глубине души Александр все-таки был тщеславен и жаждал признания, расценивая каждый свой успех на службе как награду саму по себе.

Художник: lorna-ka.

Поэтому Каллус и не покидал полевую службу, отклонив несколько предложений по повышению. Каллус всегда был на передовой со своими подчиненными и проявлял безжалостность, достойную полевого агента - в том числе и к своим агентам.

Однако в душе Каллуса со временем росло противоречие между имперскими идеалами, которые он сам же культивировал, и теми безобразными методами, что применяла Империя. Разве можно геноцидом наводить порядок? Разве должен закон вырезать всех на своем пути? Чем дальше, тем более разбитым становился Каллус.

В конце концов Александр начал тайно помогать повстанцам в их начинаниях когда убедился, что их образ в имперской пропаганде и настоящий облик бесконечно далеки друг от друга. Достаточно долго Каллус оставался двойным агентом, рискуя не только карьерой, но и жизнью - даже Траун заметил, что у Каллуса «бунтарское сердце». Вскоре за ним пришли, и Каллус наконец бежал к своим новым друзьям в Альянсе.

Сиена Ри и Тейн Киррелл

Художник: lorna-ka.

В недавнем обзоре кампании Star Wars Battlefront II (2017) вы могли убедиться, что сюжет игры не открывает новых сторон Империи (все спойлеры читайте в рецензии Дениса Майорова). Забавно, ведь среди литературы по «Звездным Войнам» есть куда более богатые и противоречивые сюжеты. Даже в тех романах, которые считаются подростковыми!

Этим хороша история, рассказанная в «Потерянных звездах»: в ней героя не вынуждают вставать на сторону повстанцев, только чтобы сохранить его положительную окраску.

Тейн и Сиена - это Ромео и Джульетта, какими бы они были, если бы родились в далекой-далекой Галактике. С детства они дружили, а с тех пор, как их планету оккупировала Империя - разделяли страсть к космосу и полетам. Вместе они поступили в летную Академию, но случившаяся там диверсия показала разницу в их взглядах на жизнь.

После завершения обучения их распределили на разные корабли: Тейну повезло стать пилотом TIE-истребителя на борту некоей неизвестной станции, а Сиену назначали на флагман Дарта Вейдера. С тех пор на Империю они смотрели с разных точек зрения. Тейн вскоре после взрыва Звезды Смерти дезертировал, когда его разочарование достигло пика - он убедился, сколь несправедливы имперские порядки, разрешающие рабский труд. После встречи в своем тайном убежище Тейн и Сиена, уже давно влюбленные друг в друга, окончательно разошлись: юноша считал единственным выходом свержение режима, а девушка верила, что у Империи будет шанс, если в ее рядах останутся хорошие люди. Так они и расстались.

Кульминации их история достигла во время битвы на Джакку, когда Сиена Ри командовала звездным разрушителем «Разящий», а Тейн Киррелл служил силам Новой Республики. «Разящий» был взят на абордаж, и Сиена направила его прямо на поверхность планеты, чтобы тот не достался врагу.

Тейн прорвался на капитанский мостик и заставил возлюбленную воспользоваться спасательной капсулой, после чего ее арестовали республиканские силы. Но даже человеческое обращение в плену (вместо ожидаемых пыток) и покровительство Тейна не смогло склонить Сиену на сторону Новой Республики.

А «Разящий» так и лежит на Джакку, отданный на разграбление мусорщикам вроде Рэй.

Синджир Рат Велус

Из всех героев этого материала Рат Велус пережил самое тяжелое детство. Он годами терпел жестокое обращение со стороны матери и все равно умудрялся питать к ней теплые чувства. Жизнь в постоянном страхе сделала Синджира чутким к чужим эмоциям и поведению, а его самого - озлобленным и хитрым. Эти качества помогли ему стать офицером лояльности в ИББ.

И если остальные подразделения Бюро охотились за врагов внешним, то офицеры лояльности следили за своими же коллегами, отыскивая любую мелочь, которую можно истолковать как дефицит верности, саботаж или предательство. Офицеров этой службы готовили с особой жестокостью, обучая как пыткам, так и противостоянию им. Синджир прошел это обучение под началом офицера Сид Уддры. А позднее и подтвердил свои навыки, выпытав из лейтенанта Имперского флота Альстера Гроува имена его сообщников в заговоре, целью которого было ни много ни мало свержение Палпатина.

Однако верность самого Синджира подлежала сомнению. После гибели второй Звезды Смерти он пустился в бега, украв личность и корабль одного из повстанцев, а потом примкнул к Новой Республике, причем в почти той же должности. Только теперь он охотился на имперцев, разбегавшихся по Галактике с каждым днем ослабления обезглавленной Империи, так и ее агентов в республиканском Сенате и других организациях. Его талант так понравился канцлеру Мон Мотме, что она назначила Синджира своим личным советником, а по сути - персональным шпионом и провокатором.

Синджир Рат Велус на самом деле не был верен ни Империи, ни Республике, и просто старался улучшить свое положение насколько это возможно. Его циничный взгляд на жизнь позволил без угрызений совести переметнуться на сторону восстания и служить тем, за кем лишь недавно охотился. Потому многие его и не любили, ведь именно такие приспособленцы когда-то позволили превратить Республику в Империю.

Художник: SpikeSDM.

Новый канон «Звездных Войн» пополняется так стремительно, что следить за его событиями все сложнее и сложнее. К счастью, среди авторов этой вселенной хватает талантливых писателей и сценаристов, которые делают все стороны конфликта одинаково яркими. На большом экране это не так заметно, ведь массовое кино избегает полутонов, чтобы не сбивать с толку зрителя. А новых игр по «Звездным Войнам» мы будем ждать еще долго.

Скоро будет уже три года с тех пор, как Расширенная вселенная «Звёздных войн» была объявлена «Легендами», а ей на смену пришёл новый единый канон. По прошествии этих лет автор «Мира фантастики» и давний фанат «Звёздных войн» с горечью констатирует, что новый канон ему, мягко говоря, не по нраву.

Он отправил расширенную вселенную на свалку

Та самая книга

Может, я неправильный фанат «Звёздных войн», но я (и не я один) полюбил далёкую-далёкую галактику не благодаря фильмам, а благодаря книгам. Холодным и мрачным апрельским днём 2001 года я приобрёл в книжном магазине симпатичный чёрный томик с многообещающим названием «Хэн Соло в Звёздном тупике». Я понятия не имел, кто такой Хэн Соло и что такое «Звёздный тупик», но название сулило авантюры и космические приключения, и я купился. Приобрёл одну книжку, следом ещё три, и ещё, и ещё…

Потом уже были кассеты с фильмами, которые в доинтернетную эпоху пришлось искать по всей Москве около года, премьера «Атаки клонов» и «Мести ситхов» в кинотеатрах, игра Star Wars Episode I на PlayStation, первый купленный номер «Мира фантастики» с Дартом Вейдером на обложке… Но началось всё с книг.

Я никогда не разделял Расширенную вселенную и фильмы. Для меня это были две части единого целого. Книги, комиксы и игры поддерживали во мне любовь к «Звёздным войнам» долгие годы после выхода «Мести ситхов», когда казалось, что киноистория «Звёздных войн» кончилась. Поэтому, когда сначала в сериале «Войны клонов», а потом и в новом каноне создатели моей любимой вселенной стали откровенно игнорировать ту её часть, благодаря которой я и полюбил «Звёздные войны», мне стало обидно.

Когда-то Расширенная вселенная была для фанатов таким же каноном, как фильмы. А теперь половины людей на этой картинке как бы не существует

Умом я понимаю, что «легендаризация» Расширенной вселенной была неизбежна. Сотни книг и комиксов, тысячи разработанных сюжетов существенно ограничивали творческий потенциал создателей нового канона. К тому же формально никто не запрещает возвращать элементы Расширенной вселенной в канон, как это сделали, например, с гранд-адмиралом Трауном… И всё же я недоволен.

В своё время Расширенная вселенная спасла «Звёздные войны», снова пробудив в людях интерес к саге. Она заслуживала более уважительного отношения. А фанаты, тридцать лет покупавшие истории по Расширенной вселенной, заслуживали узнать, чем кончатся похождения полюбившихся им героев, что будет дальше с Джейной Соло, Беном Скайуокером и Алланой Соло, каким будет последнее приключение Хана, Люка и Леи - и многое-многое другое.

Он неумело пользуется старым каноном

Старая Расширенная вселенная по-прежнему остаётся не только поставщиком идей и персонажей для нового канона, но и «дойной коровой» для владельцев. Книги и комиксы старого канона продолжают переиздаваться под плашкой «Легенды», некоторые их идеи находят своё отражение в новых книгах, комиксах и даже фильмах. Ну а гранд-адмирал Траун стал самым большим фансервисом за всю историю саги.

Когда Дейв Филони на конвенте Star Wars Celebration в Лондоне объявил о появлении Трауна в третьем сезоне анимационного сериала «Повстанцы», зал просто взорвался аплодисментами. Когда фанаты горевали о потерянной Расширенной вселенной, чаще всего в разговоре всплывало имя синекожего адмирала. Вернув его в канон, Филони одним махом получил новый кредит доверия от фанатов и избавился от главного источника их недовольства.

Вот только… Траун-то не тот!

Траун из мультсериала похож на Трауна из книг только тем, что синий

Формально в «Повстанцах» мы видим точно такого же персонажа, какого описывал Тимоти Зан. Синяя кожа, красные глаза, белая форма, титул, любовь к искусству, считается непревзойдённым тактическим гением… Но по факту за половину третьего сезона Траун так и не показал свою гениальность. С десяток серий он пытается справиться с неуловимой командой «Призрака», а результата нет как нет. Сценаристы «Повстанцев» просто не могут показать Трауна во всей красе - иначе сериал пришлось бы заканчивать уже на первой серии третьего сезона из-за смерти главных героев. Впрочем, невелика была бы потеря.

Он просто скучный!

С отменой Расширенной вселенной далёкая-далёкая галактика разом лишилась тысячелетий истории, сотен планет, рас, героев и событий. Взамен этого… не пришло ничего. Старый канон тоже строился не за один день, но он расширял мир, в нём были десятки историй, никак не связанных с фильмами или связанных лишь косвенно. Эти истории дополняли галактику, делали её живой и разнообразной, а главное - они были интересными!

Книги и комиксы нового канона как правило не расширяют вселенную, а лишь служат дополнениями к главному продукту - фильмам и сериалам. В Расширенной вселенной были приключенческие романы из серии X-Wing о бравых пилотах-истребителях, детективный триллер «Теневые игры», нуарная трилогия «Ночи Корусканта», собственная версия «Сердца тьмы» и «Апокалипсиса сегодня» - «Уязвимая точка», зомби-хоррор «Штурмовики смерти»…

С этих книг началась в своё время Расширенная вселенная

Новый канон ничем подобным похвастать не может. Здесь все книги - это или приквелы к чему-то, или новеллизации, или адаптации, а самостоятельные сюжеты в основном встречаются лишь в комиксах. И то большая часть комиксов посвящена промежутку между четвёртым и пятым эпизодами - эпохе, к которой в Расширенной вселенной обращались раз… пятьсот.

«Трилогия Трауна» Тимоти Зана в своё время заложила основы всего пост-эндорского периода Расширенной вселенной, рассказала о положении дел в галактике, ввела знаковых персонажей и познакомила читателей с одним из величайших злодеев Star Wars. «Последствия» Чака Вендига, которые должны были познакомить фанатов с пост-эндорским периодом в новом каноне, уступают книгам Зана по всем пунктам. Здесь нет ни галактического размаха, ни интересных и проработанных персонажей, ни логического объяснения, почему Альянс одержал победу. «Последствия» скучны и неинтересны, в то время как «Наследник Империи» до сих пор считается одной из лучших книг по «Звёздным войнам».

Он разделил фанатов

Этот значок теперь означает «То, что вы прочитаете, может быть круто, но не имеет значения для вселенной»

Часть фанатов спокойно отнеслась к «легендаризации» Расширенной вселенной, но вот остальные… Одни восприняли смену её статуса как повод объявить джихад новому канону. Они бойкотируют новую продукцию, пишут петиции в интернете и заваливают офисы Lucasfilm и Disney требованиями вернуть РВ в канон. Вторые, напротив, крайне придирчиво изучают в магазине каждую книжку и комикс: а вдруг это не новый канон, а «Легенды» и они случайно купят «напечатанные фанфики»? Для обеих этих категорий каноничность истории внезапно стала важнее её качества, и договориться между собой они не могут.

Он противоречит себе



Решение о «легендаризации» Расширенной вселенной Lucasfilm объяснили стремлением избежать противоречий между различными произведениями в будущем. Чтобы отслеживать противоречия, было создано специальное подразделение - Сюжетная группа. Но у неё ничего не вышло.

Уже в первых работах нового канона Люк дважды «впервые» пользуется телекинезом - в романе Кевина Хирна «Наследник джедаев» и комиксе Джейсона Аарона «Звёздные войны». В той же серии комиксов Люк находит дневники Оби-Вана Кеноби, где тот подробно описывает внешность Йоды, - как же Люк в пятом эпизоде не узнал будущего учителя? В романе Клаудии Грей «Потерянные звёзды» первой целью «Звезды смерти» становится Альдераан. А ведь к тому моменту «Изгой-один» уже находился в разработке, и сюжетная группа должна была знать, что у боевой станции будут и другие цели - Джеда и Скариф. В новеллизации «Мести ситхов» упоминается, что Депа Биллаба перешла на тёмную сторону во время событий романа «Уязвимая точка», а по комиксу «Звёздные войны: Кейнан» Депа до конца войны оставалась на стороне света и погибла после Приказа 66.

Он извратил главных героев саги

Хан и Лея заслуживают приз «Худшие родители Галактики». И приз должен быть в форме Кайло Рена

В Расширенной вселенной герои оригинальной трилогии тоже не идеальны. Лея и Хан потеряли двоих из трёх детей, причём старший сын перешёл на тёмную сторону и захватил власть над частью галактики. А Люк неоднократно терпел неудачи как учитель - на тёмную сторону перешла едва ли не половина его учеников. Но в РВ герои продолжали бороться за свои идеалы и держались друг друга. Да, у Хана был период, когда он тяжело переживал гибель Чубакки и на полгода ушёл из семьи. Но в итоге он вернулся к Лее, и дальше эта пара уже не расставалась.

А что мы видим в «Пробуждении Силы»? Как только запахло жареным, Люк и Хан как последние трусы свалили куда подальше, оставив Лею в одиночку расхлёбывать последствия. Настоящие джентльмены.

В нём есть Кайло Рен

Сценаристы «Пробуждения Силы», по сути, слепили Кайло Рена из трёх персонажей Расширенной вселенной. Падшему джедаю Джейсену Соло дали имя Бена Скайуокера и костюм Дарта Ревана

Я понимаю, зачем создателям был нужен образ Кайло Рена. Если Дуку, Вейдер и Гривус были уже сформировавшимися злодеями, то Рен ещё сравнительно молод, он запутался в жизни, он хочет отмежеваться от прошлого, доказать всем и в первую очередь самому себе, что он достойный внук своего деда.

Вот только подобное поведение оправданно, когда персонажу семнадцать. Кайло Рену, на секундочку, тридцатник. В этом возрасте мужчины, как правило, уже определились с жизненными целями и работают над их достижением. А этот всё ноет и ноет, как эмо-подросток. Нам предлагают посочувствовать сопливому ушастому слюнтяю, которого мы видим впервые в жизни и который только что на наших глазах зарезал лучшего персонажа в истории «Звёздных войн»?

Отчасти эта история позаимствована из Расширенной вселенной, где нам показали падение во тьму Джейсена Соло. Вот только Джейсена мы знали с рождения. Мы следили за его приключениями в буквальном смысле с пелёнок, видели, как он рос, мужал, терял друзей, набирался опыта и становился настоящим героем. Оттого его падение во тьму стало крайне болезненным ударом. К этому персонажу фанаты действительно привязались. А Кайло Рен… Кайло Рен в принципе не способен вызывать положительных эмоций.

Надо отдать должное Адаму Драйверу: он относится к своему персонажу с иронией

* * *

Если бы «легендаризация» Расширенной вселенной была обставлена по-другому, если бы списанию «в запас» подверглись не все элементы старого канона, а только те, что противоречили новым фильмам, новый канон можно было простить. Если бы его создатели предлагали больше интересных, оригинальных и просто хороших историй, к нему было бы гораздо меньше претензий. Однако в таком виде, как сейчас, он портит мою любимую вселенную.

Лучшее, что есть в новом каноне

Надо признать, даже в нынешнем каноне «Звёздных войн» есть несколько действительно стоящих вещей, сохранивших дух далёкой галактики.

«Изгой-один»


Вот такими и должны быть подлинные «Звёздные войны». Гарет Эдвардс идеально передал атмосферу оригинальной трилогии и мастерски вплёл в повествование свою собственную историю. Героев «Изгоя-один» было действительно жалко терять. Мы впервые увидели далёкую галактику такой мрачной, войну - такой жестокой, а повстанцев - такими неоднозначными. И это хорошо.

Удивительно, но написанный для подростковой аудитории роман оказался самым серьёзным и взрослым во всём новом каноне. Здесь есть действительно интересная история двух героев, чьи принципы неоднократно мешали им жить и любить. Здесь есть настоящие эмоции: любовь, обида, ненависть и стремление послужить отчизне. Здесь есть настоящий конфликт, здесь героям есть что терять, и они вынуждены принимать неоднозначные решения. А ещё Грей очень точно передаёт атмосферу далёкой галактики и крайне удачно вписывает свой роман в сюжет оригинальной трилогии.

Кирон Гиллен, Сальвадор Ларокка «Звёздные войны: Дарт Вейдер»


Промежуток между четвёртым и пятым эпизодами был очень подробно освещён в Расширенной вселенной. Однако в издательстве Marvel решили, что, раз старая РВ теперь не канон, можно окунуться в этот период с новыми силами. Из всех линеек Marvel именно «Дарт Вейдер» оказался самым интересным и интригующим дополнением к канону. Мы привыкли видеть Вейдера могущественным, но в этом комиксе он вынужден восстанавливать свои позиции, пошатнувшиеся после уничтожения Звезды смерти. А в этом ему помогает несколько крайне колоритных персонажей - чёрный археолог доктор Афра и пара боевых дроидов, эдакая тёмная версия С-3PO и R2-D2.

Предыстория «Изгоя-один» написана в лучших традициях Джеймса Лусено: это крепко сбитый политический триллер, повествующий о молодости Галена Эрсо и Орсона Кренника. Здесь есть множество интересных деталей и подробностей, а главное, Лусено между делом возвращает в новый канон целые пласты Расширенной вселенной.




Top