Новый памятник гоголю на гоголевском бульваре. Памятник николаю васильевичу гоголю

Памятник Гоголю на Никитском бульваре (Москва, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Памятник Николаю Васильевичу Гоголю на Никитском бульваре является одним из лучших памятников Москвы, но когда памятник был открыт, он вызвал большой резонанс. Большое количество людей посчитали памятник великому писателю одним из самых уродливых и мрачных памятников. Это было связано с тем, что писатель был изображен не полным сил и вдохновения, а усталым и больным, закутанным в плащ человеком.

По инициативе Иосифа Сталина 1951 году памятник был перенесен в Донской монастырь, Сталину не нравился мрачный вид памятника. В 1952 году на этом месте был установлен другой памятник Николаю Васильевичу. В 1959 году памятник переместили во двор усадьбы графа А. П. Толстого, где писатель провел свои последние годы.

Писатель запечатлен сидящим на каменном кресле. Ссутулившись, он сидит укутанный в плащ. Он устало и печально взирает на прохожих. Кроме самой фигуры писателя, трагичность и мрачность памятнику придает огромный темны постамент, на который была установлена скульптура. Постамент обрамлен барельефами из бронзы с изображениями сцен из знаменитых произведений Николая Васильевича. На фронтальной стороне находится памятная надпись «ГОГОЛЬ».

В нижней части постамент украшает рельефный многофигурный фриз, опоясывающий его с четырех сторон. В бронзе запечатлены герои гоголевских произведений - живые, веселые, динамичные. Какая-либо сюжетность в этих фризах отсутствует, это просто калейдоскоп образов. Они выполнены графически, четко в плоскостной манере - в отличие от самой фигуры, трактованной в реалистическом стиле.

На фасадной композиции изображены персонажи «Ревизора». Хлестаков привстал на цыпочки, самозабвенно врет. Перед ним застыла семья Городничего, за ней - шеренга чиновников с Бобчинским и Добчинским в центре.

Как добраться

Проще всего добраться до него можно приехав на станцию метро Арбатская (Филевской линии). Выходите на улицу к кинотеатру Художественный. У кинотеатра спускаетесь в подземный переход и переходите Арбатскую площадь. На противоположной стороне поворачиваете направо. Перейдя Новый Арбат, по Никитскому бульвару идете до дома 7А, где во дворе вы увидите памятник Николаю Васильевичу Гоголю.

Адрес: Москва, ст. м. Арбатская, Арбатская площадь, Никитский бульвар, 7А.

Памятник Гоголю в Москве

Скульптор Андреев Николай Андреевич. 1904–1909

В 1909 году по народной подписке был установлен на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре памятник Гоголю в граните и бронзе.

Н.А. Андрееву удалось соединить конструктивную ясность форм с изломанными линиями и заостренным силуэтом общей композиции. Это обусловило яркую характерность и необычность монументального образа.

Скульптор изобразил Гоголя в последний, трагический период жизни, когда писатель окончательно утратил веру в себя и в свое творчество. Памятник проникнут осознанием внутреннего надлома и драматизма творческих исканий писателя. Подойдя вплотную, можно увидеть его сумрачное, болезненное лицо, на котором едва заметна грустно-извиняющаяся улыбка. Андреевский образ Гоголя был воспринят интеллигенцией как воплощение трагедии творческой личности, он был созвучен душевным настроениям многих мастеров русской культуры на переломе двух веков.

Памятник Гоголю – произведение большого таланта, и одно из лучших творений в истории отечественной монументальной скульптуры.

Однако появление в Москве нового памятника отнюдь не вызвало всеобщего восторга. В правой, промонархической печати в адрес скульптора раздавались многочисленные упреки в его непатриотичности, в том, что он исказил образ великого писателя, который столь дорог истинно русским людям. Раздражение было чрезвычайно велико: раздавались возгласы, что работу Андреева «нужно взорвать, уничтожить… тогда, по крайней мере, когда-нибудь, кто-нибудь воздвигнет достойное и Гоголя и Москвы». Мнение многих недовольных выразил, как это ни странно, Василий Розанов, парадоксалист, мыслитель на свою особь и противник тривиальных суждений. В статье «Отчего не удался памятник Гоголю» его собеседник заявляет: «Памятник не годится … он поставлен не великому человеку, а какому-то больному существу, до которого нам нет дела». Розанов развивает эту мысль: «Памятник ставится «всему» в человеке, ставится «целому» человека и творца. Это - непременно. <…> Но тут идея памятника столкнулась с фактом в человеке: «конец» Гоголя есть сожжение 2-го тома «Мертвых душ», безумие и смерть. Андреев волей-неволей взялся за это, и его Гоголь с упреком, недоумением и негодованием смотрит на толпу у своего подножия,- готовый бросить в печь свои творения...

Это - болезнь, этого конца не надо было изображать» (Розанов В.В. Отчего не удался памятник Гоголю // Розанов В.В. Сочинения. – М.: «Советская Россия», 1990. С. 347.).

Андреевский «Гоголь», действительно, не вписывается в общепринятые представления о том, каким должен быть памятник великому человеку, памятник действительно, во многом нетрадиционен. И это касалось не только необычных пластических форм, но, главного, общего концептуального замысла.

Национальные герои на городских площадях предстоят во всем своем торжествующем величии, вызывая у зрителей гордость и воодушевление, или, во всяком случае, чувство сопричастности, близости к своим кумирам. А на Пречистенском бульваре сидел отчужденный, надломленный и глубоко несчастный человек, замкнутый в себе.

В сущности, и царские, и советские власти только терпели памятник Гоголю и то лишь до поры до времени. В 1952 году, когда по всей стране вознеслись триумфальные монументы «Великому вождю», болезненный Гоголь выглядел явным диссонансом. И его убрали… в монастырь. А на его месте ведущий мастер соцреализма Н.В. Томским воздвиг «от советского правительства» официозный памятник Николаю Васильевичу – величественному и улыбчивому. Трагедия творчества отменялась.

На скамейках сидят влюбленные, любители пива и тусовок. Играют дети. Я помню, как и меня дедушка катал на саночках вокруг памятника. И я часто его просил: «Пойдем гулять к генералу».

Однако андреевский «Гоголь» в Донском монастыре (филиале Музея архитектуры) пробыл недолго. В хрущевскую «оттепель» о нем вспомнили и нашли тихое место, недалеко от прежнего. В 1956 году его перенесли во двор дома № 7 по Никитскому бульвару. Новое место выбрано очень удачно: писатель прожил в этом доме последние годы и умер в нем. Здесь за несколько дней до смерти он сжег черновики второго тома «Мертвых душ».

Теперь в Москве (небывалый случай для любого города) на расстоянии нескольких сот метров находятся два памятника одном и тому же лицу. Но памятники совершенно разные. Настолько разные, что, кажется, поставлены двум людям, которые даже не были знакомы друг с другом. Один общепризнанный гений, доброжелательный к соплеменникам, а другой – несостоявшийся писатель, подававший надежды, но неудачник, осознавший в конце концов свое творческое бессилие.

В этих двух монументальных произведениях (и дело даже не в Гоголе и в понимании его творчества) воплощены две разные концепции городской скульптуры. Что она должна воплощать? Общепринятое значение выдающейся личности, вознесенной на пьедестал? Или это еще одна творческая попытка осмыслить его внутренний мир, его деяния и жизнь?

К Гоголю, теперь сидящему в маленьком скверике, лучше всего приходить в осенние сумерки, когда в воздухе висит серая морось. Тогда скорбное звучание скульптуры сливается с пасмурной мелодией города и грустным настроем человека.

Памятник Николаю Гоголю был открыт на Гоголевском бульваре 2 марта 1952 года - в канун 100-летней годовщины его смерти - и по иронии судьбы стал вторым памятником Гоголю на этом месте. Благодаря необычной истории и общей культовости места установки монумент стал одним из наиболее известных в Москве.

Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852) - признанный классик русской литературы, прозаик, поэт, драматург и публицист. Детство Гоголя прошло в Полтавской губернии в обстановке малороссийского быта: впоследствии детские впечатления легли в основу написанных им малороссийских повестей и обусловили этнографические интересы писателя. Писатель рано обнаружил в себе литературные наклонности и, переехав в Петербург, сумел развить их, обнаружив интерес столичной публики к малороссийскому быту. Однако, на каком-то этапе уверившись в своём пророческом предназначении, Гоголь ударился в мистицизм и, уделяя много времени идее духовного самосовершенствования, стал отрицать достоинства написанных им ранее произведений. Тем не менее, многие его повести, рассказы и комедии - "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Ревизор", "Тарас Бульба", "Мёртвые души", "Вий", "Петербургские повести" и другие - стали яркой классикой русской литературы.

Памятник выполнен с портретным сходством: весьма бодрого вида Гоголь, словно слегка ухмыляясь, смотрит прямо перед собой. Писатель одет по моде 19 века - в шинель, поверх которой накинута крылатка - и держит в левой руке книгу. Скульптура установлена на высоком ступенчатом постаменте из гранита, на котором размещена надпись:

Вокруг монумента размещены любопытные фигурные фонари с бронзовыми львами в подножии: хотя они отлично вписались в обстановку, в действительности они остались "в наследство" от предыдущего памятника Гоголю.

История памятника Гоголю

Памятник Гоголю имеет необычную историю, одновременно комедийную и драматическую: дело в том, что это уже второй памятник писателю на этом месте.

Впервые идея установить памятник Гоголю появилась после установки памятника Пушкину в 1880 году, в тот же год была открыта подписка для сбора необходимых средств. В 1909 году, к 100-летию со дня рождения писателя, по проекту скульптора Николай Андреева и архитектора Фёдора Шехтеля в конце Пречистенского бульвара (современный Гоголевский бульвар) была установлена скульптура, изображающая Гоголя в довольно драматическом образе: скульптор изобразил его в период душевного кризиса; сгорбленный и погруженный в размышления, писатель сидел, закутавшись в плащ, словно озяб. На пьедестале разместились бронзовые барельефы с изображениями персонажей из наиболее известных произведений автора.

Вокруг памятника обустроили сквер и установили фигурные фонари со львами.

Фото: памятник Николаю Гоголю на Пречистенском бульваре (у Арбатской площади), 1909, pastvu.com

Идея "скорбящего" Гоголя изначально вызвала в обществе споры, так как его привыкли видеть сатирическим писателем, однако, впоследствии достоинства работы Андреева были оценены.

После Революции 1917 года памятник сначала не вызывал нареканий, так как скорбный Гоголь вписывался в образ "жертвы царизма", однако, в 1930-х его начали критиковать в прессе и в среде интеллигенции, а в 1951 году демонтировали и перенесли в Донской монастырь. В 1959 году памятник переехал ещё раз - теперь во двор бывшей усадьбы графа Алексея Толстого на Никитском бульваре, где Гоголь провёл последние 4 года жизни.

В 1952 году на месте прежнего памятника был установлен новый: работы скульптора Николая Томского и архитектора Льва Голубовского. Теперь писатель бодро стоял во весь рост и излучал оптимизм. Согласно любопытной городской легенде, причиной замены монумента стала неприязнь Иосифа Сталина к "скорбному" Гоголю: советский лидер недолюбливал "грустную" скульптуру, мимо которой ему приходилось регулярно ездить на машине из Кремля на Кунцевскую дачу, и её заменили на "весёлую".

Однако, новый Гоголь был очень холодно принят общественностью и стал объектом издевательских шуточек, анекдотов и четверостиший:

Что любопытно, сам скульптор Николай Томский в 1957 году оценил свою работу довольно критично: выступая на Съезде художников, он отметил, что памятник Гоголю стал его самым неудачным монументальным произведением, так как был выполнен в спешке к юбилейной дате.

Тем не менее, впоследствии к новому "весёлому" Гоголю все привыкли, да и район Арбатской площади изменился настолько, что старый памятник уже никак не мог в него вписаться, а новый вполне справлялся с ролью скульптурной доминанты.

С 1960-х годов, во время Перестройки и в наши дни не раз обсуждалась возможность возвращения исторического памятника на изначальное место и переноса нового в какое-то другое, однако, в целом идея такой рокировки не нашла поддержки и не была осуществлена.

Интересно, что первый памятник писателю простоял на своём месте 42 года - ровно столько прожил сам Гоголь, а после его переноса во двор на Никитском бульваре сложилась уникальная ситуация: теперь "грустного" и "весёлого" Гоголей разделяют всего 350 метров.

Памятник Николаю Гоголю на Гоголевском бульваре находится вблизи Арбатской площади. Добраться до него можно пешком от станции метро "Арбатская" Филёвской и Арбатско-Покровской линий.

На Руси всегда было модно и престижно воевать со всевозможными истуканами. Князь Владимир, учреждая христианство, утопил в Днепре немало перунов, а нынче его украинские потомки повсеместно валят беззащитного Владимира Ильича.

«С баб-ягами никчемушная борьба»

В Российской Федерации внезапно обеспокоились монументом Гоголю. Памятник времен Советской власти на бывшем Пречистенском (нынче Гоголевском) бульваре в марте 2014 года было решено демонтировать, а на его место вернуть старый, работы Н. Андреева, который был возведен тут изначально, еще в 1909 году.

Единства мнений в обществе по этому поводу нет. Одна часть граждан считает, что лучше оставить все как есть, другая жаждет «восстановить историческую справедливость», не желая считаться ни с соображениями целесообразности, ни с реалиями окружающей жизни (все-таки на данный момент в России есть проблемы и поважней). Кто-то, возможно, и не прочь был бы, но его останавливают чисто экономические мотивы: специалисты говорят, что носиться с подобными сооружениями туда-сюда - удовольствие не из дешевых.

Следом за Пушкиным

Тот самый памятник Гоголю в Москве, который сейчас собираются вернуть на место, прогрессивная общественность решила возвести еще в августе 1880 года. В этом году открыли монумент Александру Сергеевичу Пушкину на Публика облилась слезами восторга и умиления, и тут же нашлись энтузиасты, желающие отдать должное и Николаю Васильевичу Гоголю. Памятник планировали открыть к пятидесятой годовщине со дня смерти - в 1902 году, но не успели. Несмотря на то, что практически сразу была объявлена подписка для сбора средств, дело надолго затихло.

Обвинения в жадности и медлительности, звучащие из уст некоторых деятелей (М. Кураева, в частности), вряд ли заслуженны: на памятник Александру Сергеевичу собрали быстрее (всем известная фигура классика появилась через двадцать лет после начала подписки), но и для Николая Васильевича не то чтобы поскупились.

Не успели к годовщине, постарайтесь к юбилею

Знаменитый российский промышленник Демидов пообещал меди «сколько потребуется» и еще дал пять тысяч рублей. Были и другие меценаты. К 1890 году созрели для создания специального комитета по возведению памятника, но он не особенно торопился, пока в 1893-м сам император не велел ему «ускориться».

Подействовало не так чтобы сразу, но члены почтенного собрания наконец провели ряд совещаний и определили человека, к которому нужно было «обращаться по вопросам сооружения памятника». Занятно, что звали его А. Н. Нос. Просто мистификация какая-то.

Кое-как, со скрипом, провели конкурс на лучшую работу, но ни один из представленных эскизов не впечатлил комиссию. Становилось ясно, что надо пошевеливаться: неумолимо приближался 1909 год - сто лет со дня рождения исполнялось Николаю Васильевичу Гоголю. Памятник, не поспевший к годовщине смерти, оказался бы очень кстати.

Сомнительный скульптор, сомнительный проект

До сих пор неизвестно, какие кулуарные переговоры предшествовали утверждению проекта Н. Андреева, но за него проголосовали единогласно (по условиям, озвученным комитетом, один-единственный голос против накладывал вето на принятие эскиза). Возможно, решение и вправду было вынужденным: времени-то почти не оставалось. Так, с горем пополам, начались строительные работы, широко освещавшиеся прессой и вызывавшие оживленное обсуждение среди москвичей.

Незадолго до открытия известный критик Сергей Яблоновский назвал памятник символом «страшным и кошмарным» и выразил мнение, что «его многие не захотят». Как в воду глядел!

Многообещающее открытие монумента

Открывать памятник Гоголю в Москве планировали с большой помпой, хотя и тут не обошлось без обычного (приходится констатировать) головотяпства: специально возведенные трибуны оказались хлипкими, от греха подальше использовать их запретили. Потому на фотографиях с открытия можно увидеть впечатляющую давку у подножия только что открытого памятника, а рядом - пустые «зрительные ряды». Начало не сулило ничего хорошего…

Эмоции, вызванные монументом, сразу же резко разделились. Многие решили (Репин, к примеру), что перед ними - значительное но довольно обширная аудитория сочла памятник самым настоящим плевком в вечность.

Согбенный Гоголь

Скульптура изображала человека, полностью закутанного в плащ, с низко опущенной головой. Согбенный, нелепо свалившийся на одну сторону, Гоголь сидел в кресле и являл собой воплощенную мировую скорбь, а его знаменитый чуть не касался колен. Четырехгранный пьедестал обрамляла медная полоса - барельеф на ней изображал героев известных произведений писателя. Они критики не вызвали. Зато сама фигура классика!

Посыпались эпиграммы образца: «Андреев сделал Гоголя из "Носа" и "Шинели"»; «Гоголь, сгорбившись, сидит, Пушкин гоголем стоит».

Посетившая открытие жена Льва Николаевича Андреевна, нашла памятник «отвратительным» (так в личном дневнике и написала). Довольно занятно, что ее великому супругу, великому памятник понравился.

Весь мир насилья мы разрушим…

В таком вот диапазоне и пребывали многочисленные отзывы. Тем не менее менять сидячий памятник Гоголю никто не собирался, и стоял бы он в начале Гоголевского бульвара, вполне возможно, по сей день, если бы в семнадцатом году прошлого века к власти не пришло «племя молодое, незнакомое» и не принялось вершить судьбы страны (и монументов) по-новому.

Памятник Гоголю на продержался после революции тридцать пять лет и все это время подвергался нападкам, становившимся день ото дня все более злобными. Причина была: согласно некоторым источникам, согбенная фигура литературного классика действовала на нервы самому Иосифу Виссарионовичу, вынужденному регулярно сочувствовать скособоченному Гоголю: памятник находился аккурат по дороге на дачу в Кунцево, где обосновался всесильный советский генсек.

Война с медным писателем

Тысячи подхалимов, желая потрафить любимому вождю, не скупились на «пинки» творению Н. Андреева. Известный советский скульптор Вера Мухина (автор знаменитых «Рабочего и колхозницы») обвиняла памятник в несоответствии окружающей действительности. Дескать, когда-то была у Гоголя причина грустить - от ужасов царизма и прочего произвола, а теперь-то чего печалиться, когда в стране жить стало «и лучше, и веселей»?

Поначалу демонтировать сидячий памятник Гоголю в Москве не планировали - предполагалось просто соорудить еще один, на другом конце площади. Кто стукнул кулаком по столу, неизвестно, но в 1952 году, к 100-й годовщине со дня смерти писателя, в Москве открыли новый монумент, разительно отличавшийся от прежнего.

Все-таки к годовщине!

История с утверждением проекта опять была какой-то темной: победителем конкурса стал обласканный властью (обладатель пяти скульптор Томский, который позже сам признавался, что памятник Гоголю на Гоголевском бульваре его авторства откровенно плох. Оправдывался спешкой: дескать, не успел сделать более качественно, поскольку надо было уложиться по срокам - к сотой годовщине смерти писателя.

После презентации итогов годичной работы опять разразилось что-то вроде скандала. Увидев новоявленный памятник Н. В. Гоголю, общественность была поражена (и шокирована). Теперь автор пышного монумента с чудовищной самодовольной надписью «От советского правительства» (над которой не устают потешаться уже более полувека) ударился в другую крайность: на смену больному, удрученному классику явился этакий жизнерадостный «учитель танцев» - улыбающийся, в коротенькой легкомысленной пелеринке. Некоторые сочли «шедевр» карикатурой, а народная поэзия снова взметнулась колкими эпиграммами.

Статуя тоже может быть несчастной

Монумент работы Андреева демонтировали еще в 1951 году, чтобы на освободившемся месте построить новый, стоячий памятник Гоголю (который воплощал бы победу искусства над темной действительностью).

Поначалу «не в тему печального» медного Николая Васильевича хотели даже казнить (отправить в переплавку), но сотрудники Московского архитектурного музея каким-то чудом произведение искусства спасли. В конце концов обошлось недолгой ссылкой. До 1959 года разобранный монумент хранился в филиале музея, размещавшемся в бывшем Донском монастыре: тут нашли пристанище многие неугодные советскому строю изваяния: мраморные фигуры с фасадов разрушенных московских храмов, например.

В 1959 году "печального" писателя вернули в Москву и установили около дома, в котором он прожил последние годы своей жизни (особняк принадлежал графу А. Толстому). Горожане говорят, что с определенных точек на Никитском бульваре можно увидеть сидячий и стоячий памятник Гоголю одновременно. Сейчас, когда к работе Томского привыкли, в сооружении 1952 года видят и достоинства, признавая, к примеру, что оно лучше вписывается в современный облик площади.

Несмотря на то, что идея с уничтожением памятников советской эпохи многим не нравится, сейчас над "веселым" Николаем Васильевичем нависла угроза. В то же время специалисты утверждают, что попытка возвращения исторического монумента на прежнее место чревата непредвиденными осложнениями: сооружение достаточно старое, при транспортировке можно его повредить - лучше уж оставить все как есть. Все-таки невозможно спорить с тем, что два памятника Гоголю - лучше, чем ни одного.

В разные странах мира существует более 15 памятников Николаю Васильевичу Гоголю. Большинство из них установлены на Украине, где родился писатель. Там находятся первый в мире памятник Гоголю и самый «молодой» памятник писателю.

Первым памятником Николаю Васильевичу Гоголю в Москве стал знаменитый монумент работы скульптора Николая Андреева, торжественное открытие которого, приуроченное к 100‑летнему юбилею писателя, состоялось 26 апреля 1909 года на Арбатской площади. Сперва памятник у многих вызывал неприятие, но с годами андреевский Гоголь стал считаться одним лучших памятников Москвы.

В 1924 году монумент был включен в «Список зданий, памятников, имеющих историко-художественное значение по Москве и Московской губернии» - наряду с памятниками Минину и Пожарскому скульптора Ивана Мартоса и памятником Пушкину скульптора Александра Опекушина.

В 1936 году было принято Постановление Совета народных комиссаров СССР «О сооружении нового памятника Н. В. Гоголю в Москве», в котором говорилось о необходимости установить памятник писателю, «отражающий подлинный облик великого русского писателя-сатирика». По некоторым сведениям, памятник не нравился лично Сталину, который находил его слишком мрачным. В 1951 году монумент был демонтирован и до 1959 года находился в Музее мемориальной скульптуры в Донском монастыре.

На его месте в 1952 году (в связи со 100‑летием со дня смерти писателя) был поставлен памятник работы скульптора Николая Томского. Позднее Томский написал: «Из всех созданных мною в последние годы монументальных произведений я считаю самым неудачным памятник Н.В.Гоголю в Москве, выполненный мной в чрезвычайной спешке к юбилею писателя». Не понравился памятник и москвичам, но отзывы официальной прессы были положительными.

Памятник работы Андреева в 1959 году был установлен во дворе бывшего дома Талызина на Никитском бульваре, в котором Гоголь провел свои последние дни. Спустя год, по постановлению Совета Министров СССР, монумент был принят на государственную охрану. С 1980‑х годов и до настоящего времени общественностью города поднимается вопрос о возвращении монумента на его историческое место - Арбатскую площадь.

Последняя попытка была сделана в ноябре 2008 года, когда группа деятелей науки и культуры обратилась к председателю Государственной думы Борису Грызлову с соответствующей просьбой.

В Санкт-Петербурге, как и в Москве, есть два памятника Гоголю. Один из них - это бронзовый бюст писателя в петербургском Александровском саду.

Городская Дума Санкт-Петербурга в 1891 году, в связи с 50‑летием со дня смерти Лермонтова, параллельно приняла решение и об установке памятника Гоголю. Думой был поставлен вопрос «об открытии бесплатных читален в память этих писателей и об установке их бюстов в Александровском саду». Бюст Гоголя был отлит по модели, выполненной скульптором Василием Крейтаном, и установлен в Александровском саду 17 июня 1896 года.

Решение о сооружении более масштабного памятника Гоголю в Санкт-Петербурге было принято в 1952 году - в год 100‑летия со дня смерти писателя. Тогда же на Манежной площади Петербурга был установлен закладной камень. Однако памятник работы скульптора Михаила Белова был открыт лишь 8 декабря 1997 на Малой Конюшенной улице, рядом с Невским проспектом. Монумент был сооружен на средства общественной Ассоциации «Клуб «Невский проспект» и ряда юридических и частных лиц Санкт-Петербурга. Все они отмечены на тыльной стороне постамента.

Один из старейших в России памятников Гоголю находится в Волгограде. Монумент строился на добровольные пожертвования, сбор которых в 1909 году - в год 100‑летия со дня рождения писателя - начала городская управа. Бронзовый бюст Гоголя работы скульптора И.Ф. Тавбия был торжественно установлен на Александровской площади в 1910 году. В 1930‑е годы памятник был перенесен на территорию Комсомольского сада.

Памятник был поврежден в ходе Сталинградской битвы и хранит на себе следы пуль и осколков. В 1959 году поврежденный постамент был заменен новым, выполненным из розового полированного гранита, высотой 2,6 метра. Автор проекта - архитектор Иван Белдовский.

Во время реконструкции драмтеатра им. Горького в 1977 году памятник Гоголю был перемещен к боковому выходу театра и повернут на 90 градусов, лицом в сторону Комсомольского сада.

Большое количество памятников писателю установлено на Украине. На Украине был открыт и первый в мире памятник Гоголю . Это произошло 4 сентября 1881 года. Памятник был установлен в городе Нежин Черниговской области, где Гоголь с мая 1821 по июнь 1828 года обучался в Гимназии высших наук. Автором первого памятника Гоголю стал скульптор Пармен Забелло.

К числу известных памятников Гоголю, созданных до революции 1917 года, относятся также монумент, открытый в городе Могилеве-Подольском Винницкой области в 1898 году, и бюст Гоголя работы скульптора Бориса Эдуардса , установленный в Харькове в 1909 году.

Одним из старейших среди ныне существующих является памятник работы скульптора Ильи Гинцбурга, установленный в 1910 году перед зданием музея в селе Большие Сорочинцы , где родился писатель.

Примечателен созданный в 1915 году, но открытый лишь в марте 1934 года на улице Гоголя в Полтаве монумент работы скульптора Леонида Позена. Бронзовая фигура писателя установлена на высоком постаменте. Памятник расположен неподалеку от театра, носящего имя Николая Гоголя.

Из более поздних следует упомянуть памятник Гоголю в Днепропетровске на пересечении улицы Гоголя и проспекта Карла Маркса (установлен 17 мая 1959 года, скульпторы А. Сытник, Э. Калишенко, А. Шрубшток) и памятник Гоголю в Киеве на Русановском бульваре (установлен в 1982 году, скульптор А. Скобликов).

В Полтавской области памятники Гоголю установлены также в Диканьке и Гоголево. В Миргороде на набережной Миргородской лужи 18 сентября 2008 года был открыт монумент работы скульптора Дмитрия Коршунова, который на сегодняшний день является самым «молодым» памятником Гоголю.

В Казахстане памятник Гоголю был открыт 28 августа 2004 года. Бюст работы скульптора Николая Новопольцева был установлен в Караганде на улице Гоголя . Открытие памятника состоялось в рамках мероприятий, посвященных Году России в Казахстане.

Из установленных в странах дальнего зарубежья памятников Гоголю наиболее значительным считается монумент работы скульптора Зураба Церетели , открытый 17 декабря 2002 года в центре Рима на вилле Боргезе , напротив музея современного искусства. Памятник выполнен по поручению римского муниципалитета. Любовь Гоголя к Риму и Италии, где писатель жил в 1837-1948 годах, неоднократно подчеркивалась как им самим, так и его современниками.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников




Top