Нужны ли подвиги. На подвиг способен каждый

Герои нужны во все времена, иначе мы не сможем построить собственную шкалу морально-нравственных ценностей, не сможем говорить о чести и достоинстве, не сможем восхищаться уникальными навыками и знаниями, к которым стоит стремиться. Мы не хотим быть ни на кого похожими, таким образом у нас нет крок. Кроки - любой турист знает - это приблизительные зарисовки направления, куда нужно двигаться.

Отсутствие героев порождает субкультуру шоу-бизнеса, суперзвезд и гламура. Получается, что это единственные «герои», на которых смотрят дети, чада, отроки. И когда все возмущаются и говорят: «Ну что вы играете какую-то ерунду, что вы поклоняетесь тем-то», - а предложите других героев. Где уж там… Я не говорю о гениальных полководцах или борцах за справедливость, ну взять хотя бы тех же самых геологов, капитанов судов дальнего плавания, летчиков-испытателей, на которых хотелось бы быть похожими.


Чтобы быть успешным предпринимателем сегодня, требуются не меньшие знания, чем полководцу в прошлые века…
Совершенно верно. Но я сейчас говорю не о взрослых людях. Они не берут примеры, а схватывают концепции, алгоритмы, как построить бизнес, а не как стать героем. Героями никто не стремится быть, на них только хотят равняться, никто не хочет ложиться на дзот, никто не хочет есть дохлых крыс, когда нечего есть, преодолевая огромные водные пространства.

И только для этого стоит быть героем?
Вы спросили, нужны ли герои, а теперь спрашиваете, нужно ли быть героем. Это другой вопрос, отвечаем на него. Нет, не обязательно быть героем. Нужно стремиться делать очень важные вещи, большие вещи, так как жалко растрачивать собственную жизнь на мелочи. Большие цели привлекательны еще тем, что, метя в них, труднее промахнуться. А их достижение требует одинаковых усилий и времени, а порой даже и материальных затрат.

Кто у нас сегодня герой? Не бабушка, которой нечем заплатить за свет, и она перебивается кое-как и еще откладывает средства не только на собственные похороны, но и для поддержания внука. Ее никто героем не объявлял. Правильно или нет, это другой вопрос. Кто у нас герой: тот, кто сегодня с утра до ночи вкалывает в шахте за 15 копеек, рискуя быть заваленным? Конечно, он не герой. Может быть, у нас герои - граждане, летающие на самолетах, которые давно миновали критическую черту, связанную с их техническим обслуживанием? У нас вся страна героическая, большая часть. Если встать спиной к Москве, то перед нами будет страна героев. А если спросить любого на Арбате или в ночном клубе, кто такой герой, то он будет называть имена шоу-исполнителей, гламурных персонажей и т. д.

Каким должен быть «стартовый капитал» для героя?
«Стартовый капитал» героя - нежелание и невозможность чуть ли не на физическом уровне смириться с системой обстоятельств, которая его окружает. Что такое подвиг? Это значит «подвинуться»: человек еще подвинулся, еще подвинулся - это и есть, собственно говоря, подвиги. Есть такая проблема в мире, так называемые «дети богов» - отпрыски богатых, знаменитых людей и чада людей власть «придержащих». Я все время говорю, что, конечно, эти дети ущербны, потому что у них значительно понижена мотивация к самостоятельным достижениям. Как же так, у них и деньги родителей, и власть или слава, им легче осуществить любые свои желания, цели, мечты. А вот и нет - значительно труднее, потому что у них нет мотивации. Если человек думает, что с наличием материальных благ он приобретет все остальное - это большая ошибка, одно никак не связано с другим, но понимание этого придет позже. Тем не менее, у человека появляется хоть какая-то мотивация: посмотреть мир, заслужить уважение одноклассников или товарищей, подружек из тусовки. И он стремится достичь этого любой ценой, начиная, как правило, с внешнего оформления: во что мне нарядиться, как украсить собственное тело, как позиционироваться, на каком сленге говорить... Потом он вдруг начинает понимать, что смена декораций столь час-та, что он не в состоянии за ней поспеть, и надо опираться на что-то внутри себя, как даосы говорят: «Пустое и твердое существо», - на что ни нажмешь, все пусто.

Около 20 лет назад вы разработали спецкурс для школьников: основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), теперь те, кто были 20 лет назад школьниками, сдают у вас контрольную для Рембо - что это такое? Почему сейчас молодым 20, 30, 40-летним мужчинам нужен такой «экзамен»?
Им даже нужен не сам экзамен, они хотят сначала научиться, попробовать понять завышена или занижена у них самооценка. Никто не спрашивает, какой ты, о чем ты мечтаешь, какие у тебя качества, с чем ты никогда не готов мириться, к чему ты стремишься? Если человек начинает себе отвечать на эти вопросы, он вдруг понимает, для того чтобы быть человеком реальным, а не придуманным, нужны определенные навыки и знания.

Что такого человек может делать? Если мы начинаем описывать те качества, которыми он отличается от животного, мы вдруг обнаруживаем, что они лежат в области негативного. Он может убивать себе подобных без причины - угрозы его жизни или жизни его родных и близких, он может даже пожирать себе подобных; беспричинно, как правило, в 90 процентах, обманывать, вводить в заблуждение всех окружающих. Выясняется при ближайшем рассмотрении, даже поверхностном, что он не умеет элементарных вещей, причем жизненно необходимых: ни ориентироваться, ни добывать воду или еду, ни строить временное жилище, ни оказывать себе доврачебную помощь, ни противостоять агрессии внешнего мира в любом ее проявлении. Самое большее, чему мы научились, - это ходить и бегать, еще держать предметы в руках и подносить их ко рту. Удерживать мысль дольше минуты мы тоже не в состоянии, не можем слышать мысли или угадывать чувства другого человека, сидящего рядом. Мы не в силах помочь самим себе, а уж тем более другим людям. Другое дело, когда ты принимаешь на себя ответственность за близкого человека в качестве мужа или жены, потом отца или матери... Тем более если ты глава фирмы, если вводишь новый продукт или услугу на рынок; если уже начинаешь влиять на экономическое, политическое или культурное пространство своей страны.

То есть совершить подвиг…
Подвиг - это противоестественное состояние: противоестественно ложиться на дзот, противоестественно жертвовать жизнью, временем, здоровьем, деньгами для блага других людей. Все, что противоестественно, для социума является подвигом. Все, что противоестественно, но позитивно. Собственно говоря, мы с вами и вывели некоторую формулу подвига.

Все смешалось в доме Облонских. Мы зачастую называем героями так называемых «звезд». Какой же это тяжелый лошадиный труд - быть «звездой» - это же тяжело, наверно, через день танцевать или петь по полчаса или по часу. И получать всего-то по 100 тыс. долларов. И автографы раздавать, и в казино играть, и шиковать, и гламурить. Вот на кого мы хотим быть похожими, вот он герой, чуть ли не национальный, потому что его все время показывают по всем каналам, его лицо во всех журналах и газетах. Нам рассказывают, что он любит кушать, на каком унитазе сидит, что любит пить и во что одеваться. Мне стыдно и за тех, кто пишет, и за тех, кто читает все это. Народу говорят - так надо. И народ привык… ему надо… он другого не видит. Вот что грустно.

Как часто, например, по отношению ко временам 20 – 30-летней давности люди в возрасте 30 - 40 лет задают себе вопросы: «Кто я? Что я? Зачем я здесь?»

Значительно чаще, чем сейчас. Чем дальше к началу, тем чаще себе этот вопрос задавали, потому что сегодня обывателю говорят, кем он должен стать и как это классно. Нам вещают об этом с утра до вечера сто каналов, тысячи СМИ. А раньше человек должен был читать книжки, думать и выбирать себе героя, на кого он хотел бы быть похожим. Я, например, читал Фенимора Купера, Джека Лондона, Жюля Верна, Дюма. Я спасал прекрасных дам, продирался через джунгли, через ледяные торосы…

Ваши ученики занимаются глубоким погружением в себя. Вы помогаете им найти собственное «я». Есть ли у вас какая-то внутренняя статистика и критерии успешности?
Хороший вопрос, на который я последнее время не искал ответа. Тенденции очень интересные. Людей состоявшихся привлекают тренинги, которые можно называть духовными конструкциями современности, искусством стать и быть человеком, инструкциями по эксплуатации своей судьбы. Это люди, которые так организовали собственное дело, что у них появилось свободное время. На самом деле кто-то из великих бизнесменов и практиков-теоретиков сказал, что оценить благосостояние человека можно по наличию свободного времени - чем его больше, тем больше у него состояние. И стремление к стяжанию эквивалента материальной энергии (то есть денег) у любого предпринимателя изначально связано было с целью приобрести дополнительные степени свободы: куда захочу - поеду, что захочу - куплю, где хочу - там буду жить. Редкому числу таких людей удается подобным образом организовать свою жизнь.

Так вот эти люди получили свободное время, и они идут узнавать…
Началось это в советские времена, я такой пример приведу: ко мне приходит конкретно в малиновом пиджаке человек, конкретно с золотыми перстнями и цепями и говорит: «Короче, чувак, вот мне тут подогнали такую инфу дружбаны, что к тебе надо. Я уже тут с попиками разными…», - я не буду пов-торять его сленг - «Я уже там с разными людьми по этому поводу общался. И вот меня многие к тебе отправили». «А в чем дело-то?» - недоумеваю я. «Вот, понимаешь, бог есть или нету? Короче, ты подожди только сейчас что-то гнать. Вот у меня , у меня сейчас бабло, 10 тон (10 тыс. долларов). И если ты мне сейчас докажешь, они твои конкретно. Только мне не надо книжки читать, пальцем показывать… как-то конкретно, чтобы я понял, есть он или нет». Я удивляюсь: «А зачем тебе это нужно?» Он говорит: «Во, чувак, а прикинь, а вдруг он есть… и что надо что-то тогда по-другому».

Эта, на первый взгляд, примитивная история кажется смешной. Но на самом деле побольше бы таких «идиотов». Это человек, который конкретно принес деньги, конкретно заинтересовавшись ответом на этот вопрос. Другие могут пространно рассуждать о высоких материях, но так и не сделают шага к познанию, есть ли нечто вообще.

Возвращаясь к вопросу о героях, какой герой сейчас, на ваш взгляд, нужен? Какого героя ждет общество?
Общество «схавает» то, что ему предложат в качестве героя. Как это озвучат СМИ.

Масс-медиа - главные виновники того, что происходит?
Ну я бы не сказал, что главные. Журналисты - сами жертвы, барахтающиеся в информационном потоке. Они, безусловно, виноваты. И родители их виноваты, потому что не те книжки предлагали им почитать…

…книжек ведь не было…
Да нет, книжки были всегда. На самом деле было бы желание, а нужные книги всегда найдутся. Я мог бы попытаться ответить на вопрос, какие герои нужны. Но каких героев ждет общество… общество ждет не героев, оно ждет зрелищ.

Правильное воспитание - это значит научить ребенка правильно есть ножом и вилкой или подготовить его к адекватному поведению в любой ситуации?
У меня есть хорошая формула, я все время вывожу формулы для внутреннего пользования. Одна из них - самая, на мой взгляд, удачная - звучит так: обычно бывает по-всякому. Есть такая традиция на Руси: каждый отец обязан воспитать сына-воина, не солдата, а именно воина. В старину был такой экзамен на взрослость: в 12 лет мальчика отводили весной в лес, и до следующей весны он должен был там организоваться, то есть жилище себе построить, силки поставить, на охоту ходить. Княжьи дети в первую очередь это делали. Этимология слова «воспитание» - это питание, кормежка. Это не образование. Образование человека не может быть одноразовым действием. Иногда вопреки родителям человек становится человеком или вопреки родителям становится подонком. Навязчивое воспитание как раз приводит к отрицательному эффекту. Главное, не перебарщивать - это когда процесс становится процессом с явным вниманием. Можно воспитывать, не обращая внимание на ребенка, это тоже воспитание. Бесхарактерность - это один из самых ярких характеров. Отсутствие воспитания - это тоже способ воспитания. Это тоже система воспитания. Другое дело, к чему она приведет. Есть разные педагогические системы. Ну, около 28 явных, это уже как педагог я рассказываю. Есть такие сложные модели, как у японцев: до 5 лет ребенок - бог, ему разрешается все: встать сюда, взять отсюда, разбить, пнуть, сесть кому угодно на шею, пописать в угол - все можно - он бог. С 5 до 10 лет он раб. Ему ничего нельзя. Его содержат в страшной строгости. А после 10 - он друг. Обсуждать, хороша или плоха такая система воспитания, мы не можем, потому что это не наша традиция.

А вашим ученикам ведь не героизм нужен, а прежде всего осознание себя?
По-разному, одним нужен героизм, другим - осознание себя, третьим - инструкция по эксплуатации судьбы. Это как раз психология, философия, эзотерика, традиции. Эта некая систематизация, инвентаризация собственной жизни, возможность ее структурировать. Любой человек нуждается в таком тестировании на предмет завышенной самооценки или заниженной, на предмет пересмотра виртуальных взаимоотношений с миром.

Искренность - это качество героя?
Это качество, норма. Например, у нас отдать жизнь за родных и близких - это же норма, даже у зверей норма. Вы представляете, мы в ранг героизма начали возводить пол. Я скоро на визитных карточках буду писать «мужчина». Причем у нас уже чуть ли не героизм - быть на телевидении и при этом оставаться как бы в своем поле. Вот даже поговорка: если тебя ударили по правой щеке - подставь левую. Знаете, как в исконном ведическом тексте это написано? Если тебя ударили по правой щеке - подставь левую за то, что ты позволил себя ударить. Потом это кастрировали, и поговорка приобрела иной смысл. Это норма - заступиться за себя, за родных, а не героизм. А мы уже так далеко ушли от нормы, что любое нормальное проявление человека - подвиг.

Героизм – это доблесть, смелость, мужество, храбрость, решительность, самоотверженность, способность к совершению подвига. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия. Личный подвиг может сыграть роль почина, примера для множества людей и перейти в массовый героизм. Человек совершает героические подвиги потому, что считает это необходимым. Это некий сознательный выбор в следовании своего долга гражданина в критической ситуации, даже в ущерб себе и своей жизни. Что же это за чудо героизм, ответить сложно для каждого своё. Почему же некоторые люди которые с виду не чем не отличающийся от других, решаются спасти человека? Ведь когда вы бросаетесь помочь кому-нибудь вы не думаете что скажут, вы просто бросаетесь в помощь... Казалось бы, храбрость, самоотверженность и мужество такие мощные основы героизма, что даже непосвященному покажется, что этих опор личности, вполне достаточно, чтобы совершить подвиг. Однако в реальности опора только на храбрость, самоотверженность и мужество окажется напрасной тратой сил, если в единстве с этими человеческими факторами не выступит мысль. Утрата мысли, и жертвы напрасны. Деяние тогда, становится реальным воплощением героизма, когда под ним находится широкое плато смысла жизни. Мы можем вспомнить множество примеров героизма во время Великой Отечественной войны. Сражавшиеся на фронте были обычными людьми, которые в экстремальной ситуации возвысились до героического состояния. Это были точно такие же люди, как и мы с Вами.

«Быть всегда героями» этот лозунг нашёл яркое воплощение в бессмертном подвиге панфиловцев, который совершили 28 бойцов 316-й дивизии генерала И.В.Панфилова. Обороняя рубеж у разъезда Дубосеково, эта группа под командованием политрука В.Г.Клочкова 16 ноября вступила в единоборство с 50 немецкими танками, сопровождаемыми большим отрядом вражеских автоматчиков. Советские воины сражались с беспримерными мужеством и стойкостью. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва»,— с таким призывом обратился к воинам политрук. И бойцы стояли насмерть, 24 из них, в том числе В.Г.Клочков, пали смертью храбрых, но враг здесь не прошел. Ярки примером, олицетворяющим героический дух наших воинов, является подвиг бойца морской пехоты комсомольца М.А.Паникахин. Во время вражеской атаки на подступах к Волге он, объятый пламенем, ринулся на встречу фашистскому танку и бутылкой с горючим поджёг его. Вместе с вражеским танком сгорел герой. Его подвиг товарищи сравнивали с подвигом горьковского Данко: свет подвига советского героя стал маяком, на который равнялись другие герои-воины. Какая сила духа была проявлена теми, кто не колеблясь, закрывал своим телом извергавшую смертоносный огонь амбразуру вражеского дзота! Рядовой Александр Матросов был одним из первых, кто совершил такой подвиг. За время Великой Отечественной войны подвиг Матросова повторили свыше 200 советских солдат и офицеров! Конечно, самоотверженность, презрение к смерти в борьбе с врагом не обязательно влекут с собой потерю жизни. Больше того, часто эти качества советских воинов помогают им мобилизовать все свои духовные и физические силы, чтобы найти выход из трудного положения. Вера в народ, уверенность в победе, во имя которой русский человек идёт на смерть, не страшась её, воодушевляет бойца, вливает в него новые силы. Всему миру известна железная стойкость наших воинов в дни героической обороны Ленинграда, Севастополя, Киева, Одессы. Решимость биться с врагом до конца была массовым явлением и находила своё выражение в клятвах отдельных бойцов и подразделений. Вот одна из таких клятв, принятая советскими моряками в дни обороны Севастополя: «Для нас лозунг «Ни шагу назад!» стал лозунгом жизни. Мы все, как один, непоколебимы. Если среди нас окажется притаившийся трус или предатель, то рука наша не дрогнет – он будет уничтожен».

Массовый трудовой героизм советских людей — также явление историческое. Своим самоотверженным трудом они выиграли битву за металл и хлеб, топливо и сырье, за создание оружия победы. Люди трудились по двенадцать и более часов в сутки, без выходных и отпусков. Даже во время налетов немецкой авиации на прифронтовые города не прекращалась работа. А если учесть нехватку продуктов, самых элементарных вещей, холод в нерегулярно отапливаемых домах, то станет ясно, в каких суровых условиях жили и трудились люди. Но они знали: действующая армия ждет самолеты, танки, орудия, боеприпасы и т.д. И все старались произвести продукции как можно больше.
Здесь уместно вспомнить слова Юрия Алексеевича Гагарина о героике, сказанные им в июне 1967 года в Комсомольске-на-Амуре:
" Время от времени приходится и теперь еще сталкиваться с так называемой теорией дегероизации, с теми, кто считает, что вроде бы миновали времена героики трудовых будней.
… Очевидно люди, которые рассуждают так, неправильно понимают, что такое героизм, что такое героика. Они считают, что героизм – это какой-то порыв, момент, когда человек выкладывает все свои силы.
По-моему, героизм – совершенно другое. Это повседневный героический труд, когда человек и не думает, что совершает подвиг. Разве думали первые люди, когда пришли на строительство Комсомольска, что они станут героями, что о них будут говорить в течение многих десятилетий, что их свершение будет расцениваться нашим народом как героический подвиг?"
А вот пример героического подвига и в наше время. В постперестроечное время, уже на закате Союзной империи, в «Комсомолке» был очерк об одном лейтенанте, который ушел в отставку и работал в школе, преподавал НВП. Как-то на урок у десятиклассников он принес учебный муляж гранаты. Объясняет ученикам, чем отличается учебная граната от боевой: если выдернуть чеку, то у учебной раздастся щелчок, а у боевой – хлопок и пойдет дымок – и через 4 секунды – взрыв. И вот он, демонстрируя, как пользоваться гранатой, выдергивает чеку. В этот момент кто-то из учеников пошутил: «А вдруг пойдет дымок?..», учитель улыбнулся, – такого не может быть! Раздался хлопок и пошел дымок. Учитель профессиональный военный – сразу понял, что граната – боевая, что делать?! Метнулся к окну, – там вышагивают первоклашки. В коридоре тоже шли уроки (за неимением места). Тогда он прижал гранату к животу и бросился под учительский стол. Через 4 секунды, как положено, прогремел взрыв. Учитель погиб мгновенно. Мелкими осколками посекло потолок, но из детей никто не пострадал. Потрясенные ученики получили живой урок мужества и героизма, они запомнили его на всю жизнь! Принято считать, что место героизму и подвигам – сугубо на войне, и наша современная размеренная жизнь, лишённая опасностей, отвела героическим поступкам людей уголок лишь на поле брани. Но что есть война? Масса людей в экстремальных, опасных для жизни обстоятельствах, где каждый может повести себя по-разному, и отнюдь не обязательно героическим образом! Хотя, как говорит ещё одно общеизвестное высказывание – на войне нет героев, человек просто должен делать то, что должен.
Подводя итоги можно сказать, что это лишь некоторые из героических поступков, которые совершают простые люди в непростых обстоятельствах. Причём, необязательно быть полицейским или обладателем чёрного пояса – спасовать или совершить героический поступок в экстремальной ситуации может каждый, нужно только иметь внутри что-то, что подтолкнёт вас к действию, что-то, делающее человека человеком.

Родина наша - колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь.
А. Н. Толстой

В жизни всегда есть место подвигу. Но его можно и уступить.
Афоризм

Встречались ли на вашем жизненном пути «героические» личности, которые всю свою жизнь посвятили подвигу во имя чего-то или кого-то. Не важно даже во имя чего! Главное, что посвятили! Жертвуя при этом всеми своими силами, здоровьем, нервами, временем, реже деньгами и материальными ценностями.

Подвиг ради детей, ради семьи, ради любимого человека, ради какой-то великой идеи, которая когда-то втемяшилась им в башку, и теперь колом ее оттудова не выбьешь ни за что на свете. А если попытаешься это сделать, то тут же попадешь в разряд эгоистов, думающих только о себе, злобных, алчных и равнодушных к чужому горю людей.

Я глубоко убеждена, что эти «громкие» герои и не герои вовсе. А так… Самые настоящие эгоисты и есть. Потому что думают они, совершая свои геройские подвиги, исключительно о себе. О том, как привлекательно выглядит их жертвенность, какие они великие, какие самоотверженные, добрые, замечательные. Лучше всех. Выше, благороднее, мудрее, умнее…

Пьедестал, который возводят они для собственной персоны всю свою жизнь, вырастает до неба, а они, соответственно становятся недоступны и высоки, почти как Боги. Им многое прощается, на них смотрят благоговейно и преданно. Им слагают стихи и упоминают в завещаниях. Иногда еще при жизни им ставят на родине бронзовый бюст.

Но не всегда и не всем. И цветы возлагать к их прижизненным памятникам почему-то не все спешат. И благодарные письма не пишут. И даже банальное «спасибо» говорят не всегда, а только в исключительных случаях. Или тогда, когда «герои» укоризненно и многозначительно вдруг обратят свой тоскующий взгляд в сторону неблагодарных потомков и горько вздохнут над человеческим несовершенством.

Они, эти «герои», конечно, в какой-то степени хорошие люди. Ведь вроде бы помогают людям. Жертвуют. Жилы тянут. Но мне они почему-то несимпатичны.

Мне кажется, по-настоящему добрый поступок делается негласно, незаметно для окружающих и даже в тайне. В этом и смысл, и ценность такого поступка.

Он словно идет в незачет. Из самой глубины человеческого существа. Это как некая потребность души, которая не ждет отдачи. На самом деле там, высоко, зачитывается, мне думается, именно этот поступок.

Очень часто человеческую жизнь окружают яркие декорации таких показушных поступков, отношений, слов, движений. Словно мы вечно играем на сцене, а там, в зрительном зале, сидят ценители и судьи, арбитры, которые выносят нам приговоры о нашей человеческой ценности. Как мы хотим им понравиться! Как зависим от их настроения! Как жаждем достучаться до них, тронуть их сердце.

Словно именно они, эти случайные зрители, по неведомому нам сценарию вдруг очутившиеся в зрительном зале нашей жизни, и выносят окончательный вердикт нашему существованию на земле. Как бы тут не опростоволоситься.

Но ах, вдруг случайно мы споткнулись, произнесли не те слова. Сыграли не ту мизансцену, и зал уже негодующе засвистал нам в ответ. Словно корректируя наше поведение. И мы вылезаем из кожи вон, чтоб вернуть себе пошатнувшиеся позиции и вновь быть кумиром у этой толпы. Мы стараемся. Выворачиваемся наизнанку, поступаем так, как от нас ждут, делаем то, что от нас хотят. И раздаются благодарные аплодисменты. И на сцену летят букеты и благодарности. Вот он, вожделенный час нашего триумфа!

А то, что при этом мы играем чужие роли, это не столь важно. Это второстепенно. Как и то, что жизнь наша, проведенная на сцене, постепенно клонится к закату. А на сцену выходят новые кумиры, которым дружно поклоняется вновь прибывшая толпа. А мы со своей игрой в «великий подвиг во имя человечества» становимся никому не нужным хламом. Нам больше не аплодируют. И никто не помнит о наших зашкаливающих заслугах перед отечеством.

Так приходит разочарование в жизни и понимание того, что все эти жертвы были напрасны. И никому, в сущности, они не нужны, кроме тебя самого. Ни детям, ни родителям, ни тем более твоему государству.

Хлынувшая на нас из-за океана жизненная философия людей нового света при всей своей деградирующей духовность подоплеке имеет, мне кажется, одно очень важное качество. Она учит нас одной простой и очень мудрой истине – человек живет не для кого-то и не во имя чего-то, а во имя самого себя. Во имя развития собственной души.

И если ему на этом пути приходится чем-то жертвовать, то это нужно не тому, ради кого он это делает, а ему самому. А, следовательно, и аплодисментов ждать нелогично. И благодарностей, соответственно, тоже.

Потому что возможность кому-то помочь, пожертвовав при этом толикой своей души, – есть уникальная возможность вырасти духом! И в этом уже и заключена высочайшая благодарность и вознаграждение.

А «герои», очень часто в конце жизни оказывающиеся у разбитого корыта несбывшихся ожиданий, вызывают во мне сочувствие. И немножечко презрение, и чуточку жалость. Они пропустили столько действительно важных моментов своей жизни, увлеченные возведением пьедестала.

Потому что не любили, а лишь изображали любовь, не дарили тепло, а лишь озабоченно смотрели по сторонам, видит ли кто-то меру их жертвенности, понимает ли, осознает ли, как велика и человечна их душа, способен ли кто-то это по заслугам оценить.

Эти люди любят говорить о человеческой неблагодарности и сетовать на человеческие недостатки. И совершенно не способны заглянуть в свою собственную душу и разобраться в действительных подоплеках своих поступков. Потому что вся их жизнь – вечный подвиг. Вечная борьба с человеческим несовершенством и доказательство своей избранности.

Иногда они похожи на зануд. Людей, которые все знают и все умеют, и везде вставляют свои пять копеек, просят ли их об этом или нет, не суть важно. Важно, что они сокрушенно вздыхают, укоризненно качают головой и говорят, какие сейчас тяжелые времена. И как им приходится тяжко. Ведь всюду капканы. У государства свои, у мужа (жены) – свои, у детей – тоже капканчики нового поколения. Какие-нибудь мультимедийные, но от этого не менее коварные и разрушительные для их благородного сердца.

«Ах, ах, ах! Что творится в мире! Куда мы катимся!» - говорят они вслух, но за кулисами, на главном сервере их мозгового процессора запечатлен истинный смысл всех этих игр: «Я великий! Я отличаюсь от всех них! Какое у меня доброе сердце! Какой я неординарный и талантливый! Какой проницательный и дальновидный!» И т.д. и т.п. в зависимости от жизненных приоритетов.

Странные метаморфозы происходят порой с этими людьми, когда жизнь их как-то удачно втекает вдруг в гавань благополучия, где проблем не так много. И остается только радоваться жизни и снимать сливки с аплодирующего бомонда. Ан, нет! «Что-то тут не так!» - привычно думает «герой», подзаряжающийся от жизненных подвигов, преодоления препятствий, решения проблем. Нет проблем? Да разве может он такое допустить? А как же героические будни «простого супермена»?

И он эти проблемы создает себе сам. Высасывает из пальца, раздувает их мухи, наращивает их соломинки. И готово! Вот он уже по уши сами знаете в чём!

Ну что это я все о каком-то мифическом герое, который вовсе и никаким боком к вам не приложим? Вы ведь совершенно не такая! Думаете?

Ну, это как посмотреть…

Не приходилось ли вам решать за других людей вопросы их компетенции? Не любите ли вы за все хвататься, все решать сама, всюду совать свой нос, тащить на себя одеяло, не делиться ни с кем делами, информацией, славой, успехами, заслугами? Вам хочется быть незаменимой? Скажите честно! Еще как хочется. И чтоб зрителей побольше. И чтоб аплодировали подольше! Ну, хочется ведь, признайтесь честно! Мне и самой хочется. Так хочется иногда общественного признания. И я превращаюсь в сумасшедшего трудоголика, которого не выгонишь с рабочего места, пока он не рухнет от усталости прямо на клавиатуру. И естественно ждешь за это каких-то лавровых венков или хотя бы букетов.

Нравится ли вам быть надеждой и опорой своему непутевому мужу, командовать своими детьми, властвовать, направлять, управлять, спасать, говорить последнее слово, все знать, все уметь? Да нравится, конечно!

Так чем вы собственно от них отличаетесь? Вы… какой себе памятник воздвигаете, мраморный или песочный? И где?

Мне кажется, настоящий подвиг жизни заключается в том, чтоб прожить не чужую жизнь, а свою. Не ради подвига, а просто ради самой жизни и ее познания. И сделать в этой жизни как можно больше хороших дел, и для себя и для других. Но только не на сцене, а за кулисами. Там, где нет зрителей и нет больше судей, кроме тебя самого.

Ирина Власенко

Этой осенью мы отмечаем 75-летие битвы за Москву. Три четверти века отделяют нас от подвига, совершенного тысячами советских людей на полях Подмосковья в декабре 1941 года. Юные корреспонденты «Вечерней Москвы» на полосе «Мнения» - о том, есть ли место подвигу в современной жизни и что есть героизм. Какими особенными качествами должен обладать человек, чтобы совершить подвиг сегодня. И изменились ли эти качества за 75 лет.

САМООТВЕРЖЕННАЯ ПРЕДАННОСТЬ ДЕЛУ

Мария Марчева, юнкор «ВМ»

Из архива

Подвиг. Слово короткое, сжатое, острое. А столько в нем смысла! И у каждого возникает свой образ: солдаты во время войны, смелые поступки обычных людей, а кто-то вспомнит великих ученых…

Но любой образ должен отражать суть подвига - полную самоотверженность. А еще храбрость. Удивительную, поражающую, проявленную в критических ситуациях. Потому-то, когда речь заходит о подвиге, чаще всего вспоминают войну.

Я немало читаю о войне. Тем контрастнее после этого выглядят новости сегодняшнего дня. Коррупция, равнодушие, жестокость людей по отношению к миру, животным, к себе самим, наконец. И задумаешься: а есть ли место подвигу в современной жизни? В мире, полном эгоизма и заботы о собственной выгоде? Пару лет назад на уроке литературы мы говорили о необходимости сопереживания, сострадания ближнему. О заботе об окружающем мире. Все говорили о том, что это, несомненно, важно и ценно, а мой одноклассник Миша, раскачиваясь на стуле, невзначай бросил: «Да сейчас поводов геройствовать нет. Жизнь-то мирная, войны нет, где подвиги совершать?» Его слова меня глубоко поразили.

Я очень долго не могла ответить самой себе на вопрос, что же это, собственно, такое - подвиг? И почему, по словам моего одноклассника, для подвига обязательно должна быть война?

Когда говорим о подвигах, большинству на ум приходят конкретные случаи и ситуации. Вполне определенные люди, точные даты, места. А я однажды познакомилась в компании с девочкой, поступившей в один из лучших вузов на бюджет, притом что она из очень маленького города и у родителей не было возможности оплатить дорогостоящие курсы или репетиторов. Выяснилось, что она поступила благодаря олимпиаде по физике. Все вокруг удивились, учитывая, какие знания нужны, чтобы выиграть подобный конкурс.

А девочка рассказала, что с седьмого класса ее преподавательница, видя талант и способности ученицы, бесплатно с ней занималась, во всем помогала и поддерживала. И не только моей знакомой, а многим детям, на протяжении не одного десятка лет. Это ли не подвиг? Такие люди в современной России есть. Они живут в разных селах и городах, они разного возраста и происхождения, у всех разный достаток и профессия. Они проявляют свою самоотверженность и доброту каждый день, почти всегда оставаясь незамеченными. Они совершают подвиги. Просто о них не говорят. Их подвиги - это не нашумевшие громкие события, а многолетняя ежедневная преданность своему делу.

ВЫСКАЗАЛСЯ ПРЯМО - И БЕССТРАШНЫЙ

Анастасия Карякина, юнкор «ВМ»

Из архива

Помню, увидела, как полицейский переводит старушку через дорогу. Казалось бы, это норма, но это было настолько удивительно, что осталось в памяти. Больше я таких случаев не встречала. Думается, если мы такие простые вещи называем чуть ли не подвигом, то причиной тому нравственное падение общества.

Но все не так плохо. Так происходит в каждом поколении, разве нет? Стоит помнить, что время меняется, а вместе с ним меняется и понимание подвига. Подвигом сейчас можно назвать бесстрашие, например перед начальством. Я говорю о тех людях, которые способны сказать не только то, что от них ждут.

Такие примеры все же случаются. Недавно моя одноклассница София выразила недовольство учителю по поводу подготовки к декабрьскому сочинению-зачету. Она не хамила, нет, но четко сформулировала, что хотела бы получить от уроков. Да, учитель не был доволен, но это заставило его хоть что-то делать, провести пробное сочинение.

В НАШЕЙ ЖИЗНИ НЕ НУЖЕН ПОДВИГ

Глеб Бугров, юнкор «ВМ»

Из архива

Подвиг... Что такое подвиг? Толковые словари дают сухое определение: мол, важное по своему значению действие, совершенное в сложных условиях… Но для меня и это определение, и само слово звучат пусто, бессмысленно. Пустой конфетный фантик - громко шуршит, а внутри ничего нет. Впрочем, как и ожидалось…

Что нужно сделать, чтобы слово утратило свой смысл и превратилось в словесный шум? Ответ до неприличия прост: повторить это слово тысячу и один раз. И это естественно - если вам кто-то начнет постоянно нудить на ухо одно и то же, вы сперва потерпите, потом вас начнет это раздражать, а потом вам станет все равно. Вы начнете игнорировать говорящего, терпеливо ожидая того момента, когда ему надоест и он отстанет от вас, позволив наконец-то вздохнуть спокойно.

Воинский подвиг. Подвиг простого человека на войне. Подвиг Телятникова. Подвиг летчика Гастелло. Подвиг спасателей. Подвиг Матросова. Подвиг в нашей жизни. Подвиг советского народа. Подвиг, подвиг, подвиг… Это слово буквально истерлось о миллионы языков, истончилось за годы. И поэтому я считаю, что подвигу нет места в нашей жизни - он просто не нужен.

Что двигало Матросова, когда он ложился грудью на амбразуру? А что двигало сотни тысяч других Матросовых, отдавших свою жизнь за других? Я не думаю, что жажда славы. О чем думал Гастелло, направляя горящий самолет на врага? А о чем думали советские солдаты, вжимаясь в землю под обстрелом врага? Очень сомневаюсь, что о памятниках в их честь. Мы говорим об их подвигах, но ни один из них не видел в своих действия ничего героического. За каждым из «подвигов» стоят обыкновенный человек и обыкновенный поступок. И это - самое главное.

В нашей жизни не нужен подвиг. Нам не нужны громкие слова о чьем-то героизме и самоотверженности. Нам нужно понять, что не нужно быть особенным, чтобы поступать правильно и по совести. Не нужно быть невероятно сильным и быстрым, чтобы спасать чужие жизни. Не нужно быть бесконечно благородным, чтобы помогать людям в беде.

В нашей жизни не нужны герои и подвиги. В нашей жизни нужны хорошие люди и правильные поступки. И тогда, может быть, слово «подвиг» окончательно уйдет из нашей речи. Потому что героизм перестанет быть чем-то необычным.

ОБМЕН СЕМЕЙНЫМИ БЛАГОПОЛУЧИЯМИ

Егор Гудков, юнкор «ВМ»

Из архива

Героев не существует. В принципе. Все «героические свершения», о которых вы слышали, это рассказы людей, которые никогда не совершали подвигов. А вы попробуйте поговорить с матерью человека, который вытащил ребенка из-под колес фуры, но при этом сам погиб. Или взгляните на беременную жену, чей муж вытащил из пожара трехлетнюю девочку, при этом отравился насмерть угарным газом. Видите радость в ее глазах? Счастье? Гордость за мужа? Нет. Только отчаяние.

Ведь несколько минут назад у них все было хорошо, они вместе выбирали цвет детской спальни, а теперь его тело, упакованное в черный полиэтилен, увозят флегматичные санитары. И она понимает, что ее муж только что променял их жизнь на жизнь незнакомого человека. А он подумал о своей матери, сестре, отце, прежде чем бросаться в огонь? Нет. Так что это не подвиг, это обмен благополучия своей семьи на благополучие чужой. И я считаю, что человек, который так поступает, достоин порицания, а не восхваления.

Подвиг - это героический поступок, совершенный в трудных условиях. Здесь главное - во имя чего совершен поступок. Как минимум может быть два варианта. Человек выбирает, что для него важнее: духовное благо или материальное. Разберем на примере. Бедная семья, у брата есть одно яблоко. Он может либо отдать его сестре, либо съесть сам. И так и так, он удовлетворит свою потребность: либо духовную - отдал яблоко сестре, и на душе сразу стало хорошо, либо материальную - съел яблоко сам.

А теперь пример подвига. Человек вытащил ребенка из полыньи. Все счастливы, мать утирает слезы умиления, вокруг малютки суетятся врачи спасательной службы, а наш «герой» получает свою долю восторгов. И есть только одна проблема - он эгоист. Самый обыкновенный, который просто выбрал для себя духовное благо. Хотя, скорее, это не удовлетворение духовной потребности, а кормление беса тщеславия. Он хотел превосходства над другими таким вот способом. Так можно ли назвать это подвигом? Вернее, можно с точки зрения спасенного ребенка. Вот ему какая разница, из каких побуждений это случилось?

ПРОСТО ЖИВЕТ, ПРОСТО ПОМОГАЕТ

Маргарита Филькова, юнкор «ВМ»

Из архива

Мама шуточно обращается в трубку: «Оль, у Марго танцевальный конкурс. Костюм восточный нужен. Смогешь?» Ответ положительный. И через месяц на мне штаны из голубого материала, топ и большой восточный тюрбан. И так всегда: что у тети Оли ни попросят - всегда поможет. «Перекосит» спину у тети Тани, надо поколоть дядю Гену - выезжает срочная помощь в соседний подъезд.

С детства знала, что Ольга Борисова врач, а вот какой, мне не объясняли. И только на первом курсе я побывала на работе тети Оли. Так это было. Утро, хотя для меня это скорее ночь. Я вяло жую бутерброд с бледной колбасой и запиваю сухомятку чаем. Мама торопит, пора выходить. Тетя Оля уже ждет у подъезда. За годы работы она выучила интервалы движения утренних поездов метро на станции «ВДНХ», от которой мы добрались до «Юго-Западной». Потом маршрутка, и в окнах минут 20 мелькают серые бетонные заборы, крючковатые деревья и редкие пешеходы. Так и добрались. Заходим через боковой вход, поднимаемся на второй этаж: коридор и дверки.

Мы останавливаемся у каждой палаты. Мне хоть и было сказано стоять снаружи, а заглянуть никто не запрещал. В палатах дети. Они находятся в больших кроватях, похожих больше на маленькие космические корабли из фантастических фильмов, однако самое фантастичное здесь в том, что эти дети еще живы и борются. Все они, как мне потом объяснили, находятся на диализе, некоторые ждут пересадку почек.

Мурашки, холодок. Мне страшно, а тетя Оля имеет дела с этим ежедневно и круглосуточно. И пусть зарплата невелика, уходить в другое место она не собирается, хотя хирурга с таким опытом возьмут во многих больницах.

Знаете, каждый день видеть больных детей, которым недоступны обычные земные детские радости, страшно тяжело, но тетя Оля оптимист, на праздниках играет на гитаре и поет, травит анекдоты и всегда готова помочь. Всегда. Ну вот это и есть подвиг. Почему подвиг должен быть обязательно связан с риском для жизни? И вовсе необязательно, чтобы о нем знали многие. И даже на подвиг он может быть не похож. Кстати, а как выглядит подвиг?

Мегамозг

«В жизни всегда есть место подвигу…» Эта фраза, некогда сказанная писателем Максимом Горьким, на долгие годы стала для советских школьников обязательной темой сочинения. Если мы откроем словарь Ожегова, то прочитаем, что «подвиг — это героический, самоотверженный поступок». Конечно, в советское время актуальность данной темы была неоспоримой, потому что советский человек априори должен был время от времени совершать что-то героическое. Однако, по слову всем известного Козьмы Пруткова, «иногда усердие превозмогает разум». О чем это? О том, что у каждого поступка, даже самого самоотверженного и героического, должен быть нравственный критерий, по которому этот поступок может быть оценен.Потребность в героях у народа была всегда, но какое время, такие и герои. В эпоху развитого социализма для поднятия престижа и авторитета советского государства подвиг был просто необходим, поэтому примером для всех становились передовики производства и первопроходцы. В постсоветское время, годам к 90-м, потребность в патриотизме практически полностью отпала, произошло абсолютное смещение ценностей. В обществе стали популярны иные «подвиги» и иные «герои»: криминальные авторитеты, члены так называемых бригад, которых отличали цинизм, жестокость, равнодушие к ближнему.Однако есть и другая сторона героизма, которая всегда присутствовала в нашем народе. В современном обществе она практически не заметна, но значение ее во все времена было очень велико. Духовная жизнь всегда предполагает подвиг. Ведь «подвиг» от слова «двигаться» (см. словарь В.И. Даля), а путь ко Христу — это движение, причем движение непрестанное. Именно такое подвижничество и подразумевает собой христианство. Апостол Павел писал: В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите (Рим. 12, 11). Пожалуй, это и есть основные критерии жизни настоящего подвижника.Подвиг мученичества, подвиг монашества и аскезы, подвиг многодетности и воспитания детей — этот перечень можно продолжать бесконечно. Преподобный Симеон Новый Богослов так выразил один из важнейших принципов христианского совершенства: «Все старания и весь подвиг христианина должен быть обращен на то, чтобы стяжать Духа Святого, ибо в этом и состоит духовный закон и благобытие». Получается, что для нормальной жизни подвиг просто необходим. Но что можно считать подвигом в наше время? Как понимается подвиг в православной традиции? Об этом — наши ближайшие материалы.Что можно считать подвигом в наше время?С таким вопросам мы обратились к клинчанам.Подвиг — высокое слово, применять его нужно осторожно. Я считаю, что настоящие подвиги совершаются на войне, там проявляется подлинный героизм. Ну а сейчас героем можно назвать человека, который не ругается матом, не пьет.Андрей, 27 летСегодня героем можно назвать мать-одиночку, которая каждый день совершает подвиг: справляется со всеми трудностями, поднимает себя с постели в 6 утра и работает на двух работах, чтобы прокормить своё чадо.Наталья, 25 летПодвиг — это мужество, ответственность, умение постоять за себя, за любимых людей и за страну, конечно. Настоящие герои — это ветераны Великой Отечественной войны и врачи, которые спасают жизни людей.Владимир, 16 летПодвиг — это когда родители не отказываются от безнадёжно больного ребёнка. Подвиг — когда люди берут из приюта совершенно чужого малыша, растят, заботятся, любят его как родного. Вот это подвиг! Вот настоящие герои, заслуживающие уважения.Людмила, 35 летВ наше время подвиг — это доброе отношение к людям, к больным, старикам, детям. Пожилого человека через дорогу перевести или место в автобусе уступить — это уже поступок.




Top