Нужны ли подвиги в наше время. Сочинение на тему "Подвиг": есть ли ему место в нашей жизни? Почему важны подвиги

Горел дом. Все, кто мог, выбрались оттуда, но люди внутри еще остались. Собравшись на улице, соседи внутренне торопили пожарную команду, которая была уже в пути. Но никто из них не решался вновь ступить в задымленные, охваченные пламенем коридоры. Не рискнули войти туда и жильцы ближайших домов, подошедшие посмотреть, что происходит. Однако случайный прохожий не раздумывал ни минуты. Увидев дым и услышав крики с балкона, он бросился в здание и смог вывести заложников огня живыми и невредимыми. «Настоящий герой!» – сказали все, кто узнал об отважном поступке.


Но что побуждает людей совершать подобные подвиги?
Кто способен стать героем?
Отчего зависит поведение в экстремальной ситуации?
Об этом «Образу Жизни» рассказала психолог, гештальт-терапевт
Екатерина Любачевская.

Личный выбор

Кто они – герои? Казалось бы, ответ очевиден: те, кто совершает подвиги ради спасения других. Однако это лишь один из вариантов, наиболее обобщенный.

Как ни странно, определения разных людей сильно отличаются между собой в зависимости от того, какие героические образы были впитаны ими с детства. Такими эталонами обычно становятся персонажи из книг и фильмов, а иногда и реальные люди, вызывающие восхищение. Пример формирует у ребенка желание соответствовать своему идеалу, быть лучше, проявлять важные морально-нравственные качества. Но в ряде случаев образцами для подражания служат не самые достойные с точки общечеловеческих ценностей «антигерои». Выросший с подобным идеалом ребенок считает героическим противоправное поведение.

Кроме того, у каждой эпохи свои герои, и их образы меняются в зависимости от времени.

Так кто же они сегодня?

«Герой защищает людей», – скажет тот, чьим кумиром был Супермен.

«Он спасает в беде», – ответит человек, чье детство прошло рядом с отважным пожарным.

«Поддерживает порядок», – заметит третий.

И все это так. Однако, в отличие от любых «мифических» персонажей, хоть Геракла, хоть Супермена, настоящие герои из нашей с вами реальности обычные люди. Они совершают выдающиеся поступки совсем не потому, что ощущают в этом свое предназначение. Герои действуют, поддавшись душевному порыву, и готовы рискнуть, а иногда и пожертвовать собой ради других.

Причем подвиги бывают не только физические, когда человек заходит в горящий дом, чтобы спасти других, или бросается в воду за утопающим. Они могут быть и моральными. К примеру, требуется немало мужества, чтобы выступить против большинства в чью-то защиту. Победа над собой – это тоже подвиг, для которого усилий нужно не меньше.

Известный американский психолог Филипп Зимбардо, активно изучавший поведение, сказал: «Решение действовать героически – это выбор, который многие из нас должны сделать в какой-то момент времени».

Так что героями, действительно, не рождаются. Героем в определенных условиях способен стать каждый.

Более того, многие из нас и так совершают подвиги регулярно, не грандиозные по масштабности, но важные и нужные. Врач скорой помощи ежедневно спасает жизни. Специалист реабилитационного центра помогает снова встать на ноги после ударов судьбы. Молодая мать, гуляя с ребенком, покупает еду и кормит бездомных. Тихая девушка подбирает на улице животных и находит им новый дом.

«Фальшивые» подвиги

Настоящий подвиг альтруистичен. Мотив у него только один – любовь к людям. И совершается он спонтанно, без взвешивания всех за и против.

Однако не всегда поступок, внешне выглядящий, как героический, на самом деле можно считать таковым. Если настоящий, истинный подвиг исходит из любви к окружающим, то, совершая «фальшивый», человек руководствуется совсем другими мотивами.

Как правило, их три.

Первый – желание самоутвердиться, показать себя с положительной стороны, вызвать восхищение. Помощь, как таковая, не важна, а люди, которым она оказана, всего лишь средство для достижения цели.

Второй часто остается неосознанным и для самого «вершителя добра». Это созависимость – болезненная, патологическая зависимость от другого человека и ощущение ответственности за него. Выражается это в том, что человек постоянно играет роль «спасателя», причем иногда в ущерб самому себе. Чужие проблемы воспринимаются им как свои, и «спасатель» начинает действовать во вред собственным потребностям и нуждам.

«Спасательство» отличается от героизма тем, что добровольный помощник делает за других то, с чем они вполне могут и должны справляться сами.

Как правило, созависимость доставляет серьезные неудобства тому, кто ей подвержен. Но проработка ситуации с психологом или психотерапевтом способна успешно решить эту проблему.

Третий мотив для стремления помочь ближним – неосознанная вина или собственное желание получить помощь. Человек пытается компенсировать свой внутренний дискомфорт или через другого удовлетворить собственные потребности. В этой ситуации, как и в предыдущей, помощь специалиста способна решить проблему.

«Особые» приметы

Можно ли как-то заранее узнать будущего «героя» или понять, как человек поведет себя в экстремальных условиях? Довольно сложный вопрос, десятилетиями занимающий не только обывателей, но и философов, психологов и социологов. Человек очень сложен и многогранен, он способен удивлять в самых обыденных вещах.

Выделим несколько признаков, по которым все-таки возможно спрогнозировать поведение человека.

Первый – нервно-психическая устойчивость. Именно она определяет способность сохранять спокойствие в стрессовой ситуации и действовать, не поддаваясь эмоциям. От нее зависит степень самоконтроля и самообладания.

Второй – воспитание. Человек, которому были с детства привиты духовные и морально-нравственные ценности, с большей долей вероятности совершит героический поступок. Но, к сожалению, все чаще обыкновенные проявления человечности воспринимаются, как нечто экстраординарное. Кроме того, часто люди путают образованность и уровень воспитанности. Все чаще предпочтение отдается первому, а о внутреннем наполнении забывается.

Третий – человеколюбие. Настоящий герой искренне любит людей. Его поступками движут не идеи, а чувства. Впрочем, при негативном влиянии эту грань легко перейти. И тогда герой может стать фанатиком.

Испытание героизмом

Легко ли быть героем? На самом деле это еще то испытание! Соблюсти грань между настоящим героизмом и не перейти к самолюбованию довольно сложно. Так доблесть вполне может стать способом самоутверждения.

Неспроста самое сложное испытание в известной сказке «Вода, огонь и медные трубы» – испытание славой. Именно оно способно исказить изначально благие намерения. Наверное, поэтому настоящие герои не ищут славы. Например, многие крупные пожертвования нуждающимся анонимны. Более того, многие пытаются забыть или не вспоминать сделанные добрые поступки.

Еще одной сложностью, с которой может столкнуться человек, совершивший что-то экстраординарное, может стать поиск адреналина в дальнейшем. Иногда возникает самая настоящая зависимость – столь велико желание испытать сильные переживания. В этом случае человек уже осознанно ищет опасные ситуации.

Бывает, что героические поступки (в частности, спасение чьих-то жизней) могут стать причиной настоящего посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Оно выражается в проблемах со сном, тревожных состояниях, страхах и так далее и связано с пережитым жизненным риском и стрессом. В таком состоянии человек в обязательном порядке нуждается в помощи специалиста.

В любом случае, какой была бы наша жизнь без героев? Не только тех, кто совершает грандиозные поступки, но и обычных, незаметных на первый взгляд, но делающих мир добрее и лучше. «Масштабным» героем, конечно, быть замечательно. Но не хуже оставаться просто Человеком!

Записала Юлия Михалева

Героизм – это доблесть, смелость, мужество, храбрость, решительность, самоотверженность, способность к совершению подвига. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия. Личный подвиг может сыграть роль почина, примера для множества людей и перейти в массовый героизм. Человек совершает героические подвиги потому, что считает это необходимым. Это некий сознательный выбор в следовании своего долга гражданина в критической ситуации, даже в ущерб себе и своей жизни. Что же это за чудо героизм, ответить сложно для каждого своё. Почему же некоторые люди которые с виду не чем не отличающийся от других, решаются спасти человека? Ведь когда вы бросаетесь помочь кому-нибудь вы не думаете что скажут, вы просто бросаетесь в помощь... Казалось бы, храбрость, самоотверженность и мужество такие мощные основы героизма, что даже непосвященному покажется, что этих опор личности, вполне достаточно, чтобы совершить подвиг. Однако в реальности опора только на храбрость, самоотверженность и мужество окажется напрасной тратой сил, если в единстве с этими человеческими факторами не выступит мысль. Утрата мысли, и жертвы напрасны. Деяние тогда, становится реальным воплощением героизма, когда под ним находится широкое плато смысла жизни. Мы можем вспомнить множество примеров героизма во время Великой Отечественной войны. Сражавшиеся на фронте были обычными людьми, которые в экстремальной ситуации возвысились до героического состояния. Это были точно такие же люди, как и мы с Вами.

«Быть всегда героями» этот лозунг нашёл яркое воплощение в бессмертном подвиге панфиловцев, который совершили 28 бойцов 316-й дивизии генерала И.В.Панфилова. Обороняя рубеж у разъезда Дубосеково, эта группа под командованием политрука В.Г.Клочкова 16 ноября вступила в единоборство с 50 немецкими танками, сопровождаемыми большим отрядом вражеских автоматчиков. Советские воины сражались с беспримерными мужеством и стойкостью. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва»,— с таким призывом обратился к воинам политрук. И бойцы стояли насмерть, 24 из них, в том числе В.Г.Клочков, пали смертью храбрых, но враг здесь не прошел. Ярки примером, олицетворяющим героический дух наших воинов, является подвиг бойца морской пехоты комсомольца М.А.Паникахин. Во время вражеской атаки на подступах к Волге он, объятый пламенем, ринулся на встречу фашистскому танку и бутылкой с горючим поджёг его. Вместе с вражеским танком сгорел герой. Его подвиг товарищи сравнивали с подвигом горьковского Данко: свет подвига советского героя стал маяком, на который равнялись другие герои-воины. Какая сила духа была проявлена теми, кто не колеблясь, закрывал своим телом извергавшую смертоносный огонь амбразуру вражеского дзота! Рядовой Александр Матросов был одним из первых, кто совершил такой подвиг. За время Великой Отечественной войны подвиг Матросова повторили свыше 200 советских солдат и офицеров! Конечно, самоотверженность, презрение к смерти в борьбе с врагом не обязательно влекут с собой потерю жизни. Больше того, часто эти качества советских воинов помогают им мобилизовать все свои духовные и физические силы, чтобы найти выход из трудного положения. Вера в народ, уверенность в победе, во имя которой русский человек идёт на смерть, не страшась её, воодушевляет бойца, вливает в него новые силы. Всему миру известна железная стойкость наших воинов в дни героической обороны Ленинграда, Севастополя, Киева, Одессы. Решимость биться с врагом до конца была массовым явлением и находила своё выражение в клятвах отдельных бойцов и подразделений. Вот одна из таких клятв, принятая советскими моряками в дни обороны Севастополя: «Для нас лозунг «Ни шагу назад!» стал лозунгом жизни. Мы все, как один, непоколебимы. Если среди нас окажется притаившийся трус или предатель, то рука наша не дрогнет – он будет уничтожен».

Массовый трудовой героизм советских людей — также явление историческое. Своим самоотверженным трудом они выиграли битву за металл и хлеб, топливо и сырье, за создание оружия победы. Люди трудились по двенадцать и более часов в сутки, без выходных и отпусков. Даже во время налетов немецкой авиации на прифронтовые города не прекращалась работа. А если учесть нехватку продуктов, самых элементарных вещей, холод в нерегулярно отапливаемых домах, то станет ясно, в каких суровых условиях жили и трудились люди. Но они знали: действующая армия ждет самолеты, танки, орудия, боеприпасы и т.д. И все старались произвести продукции как можно больше.
Здесь уместно вспомнить слова Юрия Алексеевича Гагарина о героике, сказанные им в июне 1967 года в Комсомольске-на-Амуре:
" Время от времени приходится и теперь еще сталкиваться с так называемой теорией дегероизации, с теми, кто считает, что вроде бы миновали времена героики трудовых будней.
… Очевидно люди, которые рассуждают так, неправильно понимают, что такое героизм, что такое героика. Они считают, что героизм – это какой-то порыв, момент, когда человек выкладывает все свои силы.
По-моему, героизм – совершенно другое. Это повседневный героический труд, когда человек и не думает, что совершает подвиг. Разве думали первые люди, когда пришли на строительство Комсомольска, что они станут героями, что о них будут говорить в течение многих десятилетий, что их свершение будет расцениваться нашим народом как героический подвиг?"
А вот пример героического подвига и в наше время. В постперестроечное время, уже на закате Союзной империи, в «Комсомолке» был очерк об одном лейтенанте, который ушел в отставку и работал в школе, преподавал НВП. Как-то на урок у десятиклассников он принес учебный муляж гранаты. Объясняет ученикам, чем отличается учебная граната от боевой: если выдернуть чеку, то у учебной раздастся щелчок, а у боевой – хлопок и пойдет дымок – и через 4 секунды – взрыв. И вот он, демонстрируя, как пользоваться гранатой, выдергивает чеку. В этот момент кто-то из учеников пошутил: «А вдруг пойдет дымок?..», учитель улыбнулся, – такого не может быть! Раздался хлопок и пошел дымок. Учитель профессиональный военный – сразу понял, что граната – боевая, что делать?! Метнулся к окну, – там вышагивают первоклашки. В коридоре тоже шли уроки (за неимением места). Тогда он прижал гранату к животу и бросился под учительский стол. Через 4 секунды, как положено, прогремел взрыв. Учитель погиб мгновенно. Мелкими осколками посекло потолок, но из детей никто не пострадал. Потрясенные ученики получили живой урок мужества и героизма, они запомнили его на всю жизнь! Принято считать, что место героизму и подвигам – сугубо на войне, и наша современная размеренная жизнь, лишённая опасностей, отвела героическим поступкам людей уголок лишь на поле брани. Но что есть война? Масса людей в экстремальных, опасных для жизни обстоятельствах, где каждый может повести себя по-разному, и отнюдь не обязательно героическим образом! Хотя, как говорит ещё одно общеизвестное высказывание – на войне нет героев, человек просто должен делать то, что должен.
Подводя итоги можно сказать, что это лишь некоторые из героических поступков, которые совершают простые люди в непростых обстоятельствах. Причём, необязательно быть полицейским или обладателем чёрного пояса – спасовать или совершить героический поступок в экстремальной ситуации может каждый, нужно только иметь внутри что-то, что подтолкнёт вас к действию, что-то, делающее человека человеком.

Родина наша - колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь.
А. Н. Толстой

Герои нужны во все времена, иначе мы не сможем построить собственную шкалу морально-нравственных ценностей, не сможем говорить о чести и достоинстве, не сможем восхищаться уникальными навыками и знаниями, к которым стоит стремиться. Мы не хотим быть ни на кого похожими, таким образом у нас нет крок. Кроки - любой турист знает - это приблизительные зарисовки направления, куда нужно двигаться.

Отсутствие героев порождает субкультуру шоу-бизнеса, суперзвезд и гламура. Получается, что это единственные «герои», на которых смотрят дети, чада, отроки. И когда все возмущаются и говорят: «Ну что вы играете какую-то ерунду, что вы поклоняетесь тем-то», - а предложите других героев. Где уж там… Я не говорю о гениальных полководцах или борцах за справедливость, ну взять хотя бы тех же самых геологов, капитанов судов дальнего плавания, летчиков-испытателей, на которых хотелось бы быть похожими.


Чтобы быть успешным предпринимателем сегодня, требуются не меньшие знания, чем полководцу в прошлые века…
Совершенно верно. Но я сейчас говорю не о взрослых людях. Они не берут примеры, а схватывают концепции, алгоритмы, как построить бизнес, а не как стать героем. Героями никто не стремится быть, на них только хотят равняться, никто не хочет ложиться на дзот, никто не хочет есть дохлых крыс, когда нечего есть, преодолевая огромные водные пространства.

И только для этого стоит быть героем?
Вы спросили, нужны ли герои, а теперь спрашиваете, нужно ли быть героем. Это другой вопрос, отвечаем на него. Нет, не обязательно быть героем. Нужно стремиться делать очень важные вещи, большие вещи, так как жалко растрачивать собственную жизнь на мелочи. Большие цели привлекательны еще тем, что, метя в них, труднее промахнуться. А их достижение требует одинаковых усилий и времени, а порой даже и материальных затрат.

Кто у нас сегодня герой? Не бабушка, которой нечем заплатить за свет, и она перебивается кое-как и еще откладывает средства не только на собственные похороны, но и для поддержания внука. Ее никто героем не объявлял. Правильно или нет, это другой вопрос. Кто у нас герой: тот, кто сегодня с утра до ночи вкалывает в шахте за 15 копеек, рискуя быть заваленным? Конечно, он не герой. Может быть, у нас герои - граждане, летающие на самолетах, которые давно миновали критическую черту, связанную с их техническим обслуживанием? У нас вся страна героическая, большая часть. Если встать спиной к Москве, то перед нами будет страна героев. А если спросить любого на Арбате или в ночном клубе, кто такой герой, то он будет называть имена шоу-исполнителей, гламурных персонажей и т. д.

Каким должен быть «стартовый капитал» для героя?
«Стартовый капитал» героя - нежелание и невозможность чуть ли не на физическом уровне смириться с системой обстоятельств, которая его окружает. Что такое подвиг? Это значит «подвинуться»: человек еще подвинулся, еще подвинулся - это и есть, собственно говоря, подвиги. Есть такая проблема в мире, так называемые «дети богов» - отпрыски богатых, знаменитых людей и чада людей власть «придержащих». Я все время говорю, что, конечно, эти дети ущербны, потому что у них значительно понижена мотивация к самостоятельным достижениям. Как же так, у них и деньги родителей, и власть или слава, им легче осуществить любые свои желания, цели, мечты. А вот и нет - значительно труднее, потому что у них нет мотивации. Если человек думает, что с наличием материальных благ он приобретет все остальное - это большая ошибка, одно никак не связано с другим, но понимание этого придет позже. Тем не менее, у человека появляется хоть какая-то мотивация: посмотреть мир, заслужить уважение одноклассников или товарищей, подружек из тусовки. И он стремится достичь этого любой ценой, начиная, как правило, с внешнего оформления: во что мне нарядиться, как украсить собственное тело, как позиционироваться, на каком сленге говорить... Потом он вдруг начинает понимать, что смена декораций столь час-та, что он не в состоянии за ней поспеть, и надо опираться на что-то внутри себя, как даосы говорят: «Пустое и твердое существо», - на что ни нажмешь, все пусто.

Около 20 лет назад вы разработали спецкурс для школьников: основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), теперь те, кто были 20 лет назад школьниками, сдают у вас контрольную для Рембо - что это такое? Почему сейчас молодым 20, 30, 40-летним мужчинам нужен такой «экзамен»?
Им даже нужен не сам экзамен, они хотят сначала научиться, попробовать понять завышена или занижена у них самооценка. Никто не спрашивает, какой ты, о чем ты мечтаешь, какие у тебя качества, с чем ты никогда не готов мириться, к чему ты стремишься? Если человек начинает себе отвечать на эти вопросы, он вдруг понимает, для того чтобы быть человеком реальным, а не придуманным, нужны определенные навыки и знания.

Что такого человек может делать? Если мы начинаем описывать те качества, которыми он отличается от животного, мы вдруг обнаруживаем, что они лежат в области негативного. Он может убивать себе подобных без причины - угрозы его жизни или жизни его родных и близких, он может даже пожирать себе подобных; беспричинно, как правило, в 90 процентах, обманывать, вводить в заблуждение всех окружающих. Выясняется при ближайшем рассмотрении, даже поверхностном, что он не умеет элементарных вещей, причем жизненно необходимых: ни ориентироваться, ни добывать воду или еду, ни строить временное жилище, ни оказывать себе доврачебную помощь, ни противостоять агрессии внешнего мира в любом ее проявлении. Самое большее, чему мы научились, - это ходить и бегать, еще держать предметы в руках и подносить их ко рту. Удерживать мысль дольше минуты мы тоже не в состоянии, не можем слышать мысли или угадывать чувства другого человека, сидящего рядом. Мы не в силах помочь самим себе, а уж тем более другим людям. Другое дело, когда ты принимаешь на себя ответственность за близкого человека в качестве мужа или жены, потом отца или матери... Тем более если ты глава фирмы, если вводишь новый продукт или услугу на рынок; если уже начинаешь влиять на экономическое, политическое или культурное пространство своей страны.

То есть совершить подвиг…
Подвиг - это противоестественное состояние: противоестественно ложиться на дзот, противоестественно жертвовать жизнью, временем, здоровьем, деньгами для блага других людей. Все, что противоестественно, для социума является подвигом. Все, что противоестественно, но позитивно. Собственно говоря, мы с вами и вывели некоторую формулу подвига.

Все смешалось в доме Облонских. Мы зачастую называем героями так называемых «звезд». Какой же это тяжелый лошадиный труд - быть «звездой» - это же тяжело, наверно, через день танцевать или петь по полчаса или по часу. И получать всего-то по 100 тыс. долларов. И автографы раздавать, и в казино играть, и шиковать, и гламурить. Вот на кого мы хотим быть похожими, вот он герой, чуть ли не национальный, потому что его все время показывают по всем каналам, его лицо во всех журналах и газетах. Нам рассказывают, что он любит кушать, на каком унитазе сидит, что любит пить и во что одеваться. Мне стыдно и за тех, кто пишет, и за тех, кто читает все это. Народу говорят - так надо. И народ привык… ему надо… он другого не видит. Вот что грустно.

Как часто, например, по отношению ко временам 20 – 30-летней давности люди в возрасте 30 - 40 лет задают себе вопросы: «Кто я? Что я? Зачем я здесь?»

Значительно чаще, чем сейчас. Чем дальше к началу, тем чаще себе этот вопрос задавали, потому что сегодня обывателю говорят, кем он должен стать и как это классно. Нам вещают об этом с утра до вечера сто каналов, тысячи СМИ. А раньше человек должен был читать книжки, думать и выбирать себе героя, на кого он хотел бы быть похожим. Я, например, читал Фенимора Купера, Джека Лондона, Жюля Верна, Дюма. Я спасал прекрасных дам, продирался через джунгли, через ледяные торосы…

Ваши ученики занимаются глубоким погружением в себя. Вы помогаете им найти собственное «я». Есть ли у вас какая-то внутренняя статистика и критерии успешности?
Хороший вопрос, на который я последнее время не искал ответа. Тенденции очень интересные. Людей состоявшихся привлекают тренинги, которые можно называть духовными конструкциями современности, искусством стать и быть человеком, инструкциями по эксплуатации своей судьбы. Это люди, которые так организовали собственное дело, что у них появилось свободное время. На самом деле кто-то из великих бизнесменов и практиков-теоретиков сказал, что оценить благосостояние человека можно по наличию свободного времени - чем его больше, тем больше у него состояние. И стремление к стяжанию эквивалента материальной энергии (то есть денег) у любого предпринимателя изначально связано было с целью приобрести дополнительные степени свободы: куда захочу - поеду, что захочу - куплю, где хочу - там буду жить. Редкому числу таких людей удается подобным образом организовать свою жизнь.

Так вот эти люди получили свободное время, и они идут узнавать…
Началось это в советские времена, я такой пример приведу: ко мне приходит конкретно в малиновом пиджаке человек, конкретно с золотыми перстнями и цепями и говорит: «Короче, чувак, вот мне тут подогнали такую инфу дружбаны, что к тебе надо. Я уже тут с попиками разными…», - я не буду пов-торять его сленг - «Я уже там с разными людьми по этому поводу общался. И вот меня многие к тебе отправили». «А в чем дело-то?» - недоумеваю я. «Вот, понимаешь, бог есть или нету? Короче, ты подожди только сейчас что-то гнать. Вот у меня , у меня сейчас бабло, 10 тон (10 тыс. долларов). И если ты мне сейчас докажешь, они твои конкретно. Только мне не надо книжки читать, пальцем показывать… как-то конкретно, чтобы я понял, есть он или нет». Я удивляюсь: «А зачем тебе это нужно?» Он говорит: «Во, чувак, а прикинь, а вдруг он есть… и что надо что-то тогда по-другому».

Эта, на первый взгляд, примитивная история кажется смешной. Но на самом деле побольше бы таких «идиотов». Это человек, который конкретно принес деньги, конкретно заинтересовавшись ответом на этот вопрос. Другие могут пространно рассуждать о высоких материях, но так и не сделают шага к познанию, есть ли нечто вообще.

Возвращаясь к вопросу о героях, какой герой сейчас, на ваш взгляд, нужен? Какого героя ждет общество?
Общество «схавает» то, что ему предложат в качестве героя. Как это озвучат СМИ.

Масс-медиа - главные виновники того, что происходит?
Ну я бы не сказал, что главные. Журналисты - сами жертвы, барахтающиеся в информационном потоке. Они, безусловно, виноваты. И родители их виноваты, потому что не те книжки предлагали им почитать…

…книжек ведь не было…
Да нет, книжки были всегда. На самом деле было бы желание, а нужные книги всегда найдутся. Я мог бы попытаться ответить на вопрос, какие герои нужны. Но каких героев ждет общество… общество ждет не героев, оно ждет зрелищ.

Правильное воспитание - это значит научить ребенка правильно есть ножом и вилкой или подготовить его к адекватному поведению в любой ситуации?
У меня есть хорошая формула, я все время вывожу формулы для внутреннего пользования. Одна из них - самая, на мой взгляд, удачная - звучит так: обычно бывает по-всякому. Есть такая традиция на Руси: каждый отец обязан воспитать сына-воина, не солдата, а именно воина. В старину был такой экзамен на взрослость: в 12 лет мальчика отводили весной в лес, и до следующей весны он должен был там организоваться, то есть жилище себе построить, силки поставить, на охоту ходить. Княжьи дети в первую очередь это делали. Этимология слова «воспитание» - это питание, кормежка. Это не образование. Образование человека не может быть одноразовым действием. Иногда вопреки родителям человек становится человеком или вопреки родителям становится подонком. Навязчивое воспитание как раз приводит к отрицательному эффекту. Главное, не перебарщивать - это когда процесс становится процессом с явным вниманием. Можно воспитывать, не обращая внимание на ребенка, это тоже воспитание. Бесхарактерность - это один из самых ярких характеров. Отсутствие воспитания - это тоже способ воспитания. Это тоже система воспитания. Другое дело, к чему она приведет. Есть разные педагогические системы. Ну, около 28 явных, это уже как педагог я рассказываю. Есть такие сложные модели, как у японцев: до 5 лет ребенок - бог, ему разрешается все: встать сюда, взять отсюда, разбить, пнуть, сесть кому угодно на шею, пописать в угол - все можно - он бог. С 5 до 10 лет он раб. Ему ничего нельзя. Его содержат в страшной строгости. А после 10 - он друг. Обсуждать, хороша или плоха такая система воспитания, мы не можем, потому что это не наша традиция.

А вашим ученикам ведь не героизм нужен, а прежде всего осознание себя?
По-разному, одним нужен героизм, другим - осознание себя, третьим - инструкция по эксплуатации судьбы. Это как раз психология, философия, эзотерика, традиции. Эта некая систематизация, инвентаризация собственной жизни, возможность ее структурировать. Любой человек нуждается в таком тестировании на предмет завышенной самооценки или заниженной, на предмет пересмотра виртуальных взаимоотношений с миром.

Искренность - это качество героя?
Это качество, норма. Например, у нас отдать жизнь за родных и близких - это же норма, даже у зверей норма. Вы представляете, мы в ранг героизма начали возводить пол. Я скоро на визитных карточках буду писать «мужчина». Причем у нас уже чуть ли не героизм - быть на телевидении и при этом оставаться как бы в своем поле. Вот даже поговорка: если тебя ударили по правой щеке - подставь левую. Знаете, как в исконном ведическом тексте это написано? Если тебя ударили по правой щеке - подставь левую за то, что ты позволил себя ударить. Потом это кастрировали, и поговорка приобрела иной смысл. Это норма - заступиться за себя, за родных, а не героизм. А мы уже так далеко ушли от нормы, что любое нормальное проявление человека - подвиг.

Сочинение на тему "Подвиг человека" - это возможность найти ответы на такие вопросы, как: , "важно ли это понятие в жизни человека и актуально ли оно сегодня". Всегда ли есть место подвигу? На эти и множество других вопросов постараемся ответить, используя сочинение на тему «Подвиг».

Что же это такое?

Сочинение на тему «Подвиг» следует начать с определения этого слова. Подвиг - это поступок, совершенный человеком, превзошедшим свои возможности. Это доблестный поступок, который не совершил бы обычный человек или человек со слабой силой воли.

Подвиги совершали в различные эпохи, начиная с самой древности. смелость солдат во время Великой Отечественной войны - все это примеры, которые раскрывает сочинение на тему «Подвиг». Женщины совершили немногим меньше героических поступков, чем мужчины.

Примеров подвигов можно привести множество не только из реальной жизни, но и из легенд, рассказов или сказок. Человеческий подвиг всегда восхваляют, а людей, совершивших доблестный поступок, превозносят.

Почему важны подвиги?

Почему же так восхищаются подобными поступками во все времена?

Все мы живем в мире, где существует как добро, так и зло. И обличия этих понятий могут быть самыми разнообразными. В любом веке или эпохе считалось доблестью бороться со злом. Ведь это то, что может не просто испортить жизнь человека, но и сделать ее невыносимой.

О подвигах сегодня

Как же обстоит дело с доблестными поступками сегодня? Есть они, или подвиги следует оставить лишь в сказках? Ответить на эти вопросы поможет сочинение на тему «Подвиг».

Наши дни сложно назвать временем доблестных поступков и подвигов. Сегодня каждый человек вынужден бороться за свою жизнь и решать свои проблемы. Но это не говорит о том, что в XXI веке нет людей, готовых совершать подвиги.

Давайте задумаемся на минуту, сколько в мире ежедневно совершается подвигов. Люди, чьи профессии связаны с людьми, каждый день совершают не по одному поступку, достойному восхищения. Спасатели, врачи, пожарные и другие люди, которые нередко рискуют своей жизнью ради спасения других - это и есть настоящий пример подвигов сегодня.

Несмотря на то что XXI век считается веком цинизма и эгоизма, этот вывод можно смело опровергнуть. Подвиги в любую эпоху были нечастыми поступками, и это абсолютно нормально.

Даже сегодня можно привести массу примеров, в которых самые обычные люди проявляют доблесть и смелость. Они спасают детей и животных из горящих домов или глубоких рек, защищают женщин и стариков от нападения бандитов, спасают людей во время аварий. Все это - подвиги, особенно в моменты, когда существует риск для собственной жизни.

Всегда ли есть место для подвига?

Давайте подумаем о том, всегда ли можно совершить подвиг. Казалось бы, конечно, всегда. Ведь что может быть лучше и благороднее, чем когда человек готов рискнуть своей жизнью для спасения другого?

С одной стороны, это так. Но нужно помнить, что любое смелое действие должно быть стоящим. Не следует лишь для того, чтобы все восхищались твоей смелостью. Задумайтесь: у каждого человека есть своя семья или как минимум человек, который от него зависит. Неоправданный риск, который может повлечь за собой тяжелые, а порой и летальные последствия, может разрушить жизнь людей, которые любят и ждут вас.

Потому, прежде чем решиться на героический поступок, задумайтесь лишь на несколько секунд - а необходим ли он в данной ситуации? Не следует лезть в горящий дом, если там уже орудует пожарная группа, и рваться помогать спасателям, если они сами справляются со своей задачей. Помните, подвиг - это чистосердечный поступок человека, который не ищет выгоды, а здраво оценивает сложившуюся ситуацию.

Надеемся, что сочинение на тему «Подвиг» заставит задуматься многих о том, как важны такие поступки в нашей жизни. Не нужно думать, что подвиг - это какой-то исключительно геройский поступок. Помощь больным и бедным, забота о чужих детях, неравнодушие к людям вокруг - в наши дни это уже хоть маленький, но подвиг.

Мини-сочинение на тему «Подвиг» прекрасно подойдет не только для рассуждений о жизни, но и для школьных письменных работ и выступлений.




Top