О духовной сущности патриотизма. Ещё о патриотизме Любовь к отечеству преданность ему

Родину, как и родителей, не выбирают. Поэтому нам надо всегда помнить: хороша она или плоха, но это наша Родина и другой у нас не будет. Даже если кто-то очень будет стараться…

Любовь к Отечеству в наше время стала причиной множества споров. Только ли сейчас эта тема актуальна?

Что говорили о патриотизме великие люди?


По-настоящему великие люди способны заряжать патриотизмом свой народ в самые тяжелые периоды.


Ф.М. Достоевский так, например, писал о патриотизме и родине

"...В смущении и страхе перед тем, что мы так далеко отстали от Европы в умственном и научном развитии, мы забыли, что сами, в глубине и задачах русского духа, заключаем в себе, как русские, способность, может быть, принести новый свет миру, при условии самобытности нашего развития.


Мы забыли, в восторге от собственного унижения нашего, непреложнейший закон исторический, состоящий в том, что без подобного высокомерия о собственном мировом значении, как нации, никогда мы не можем быть великою нациею и оставить по себе хоть что-нибудь самобытное для пользы всего человечества.

Мы забыли, что все великие нации тем и проявили свои великие силы, что были так "высокомерны" в своем самомнении и тем-то именно и пригодились миру, тем-то и внесли в него, каждая, хоть один луч света, что оставались сами, гордо и неуклонно, всегда и высокомерно самостоятельными.. .."

(в письме Александру Александровичу Романову, будущему Императору Александру III)


Очень много писал о любви к Отечеству Александр Сергеевич Пушкин

«Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времени кн. Потемкина, имеют некоторое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке».

Пушкин, «Отрывки из писем, мысли и замечания», 1949, т. 11, с. 56


Мог Александр Сергеевич и жестко пройтись по либералам:


И, конечно, гений русского полководческого искусства, Александр Суворов:


Не случайно русскими солдатами восхищался весь мир:


А вот Антон Павлович Чехов:

«Хорош божий свет. Одно только не хорошо: мы. Как мало в нас справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм! Пьяный, истасканный забулдыга муж любит свою жену и детей, но что толку от этой любви?

Мы, говорят в газетах, любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний - нахальство и самомнение паче меры, вместо труда - лень и свинство, справедливости нет, понятие о чести не идет дальше „чести мундира“, мундира, который служит обыденным украшением наших скамей для подсудимых. Работать надо, а всё остальное к чёрту. Главное - надо быть справедливым, а остальное всё приложится».


М.Е. Салтыков-Щедрин

Идея отечества одинаково для всех плодотворна. Честным она внушает мысль о подвиге, бесчестных - предостерегает от множества гнусностей, которые без нее, несомненно, были бы совершены.


А вот слова Льва Толстого:


И ещё он же:


А вот уже Алексей Толстой:


Вот что писал уже советский классик, Михаил Шолохов :


А вот уже наш современник, Борис Стругацкий:


Не могу не привести слова Ивана Ильина, которого любит цитировать наш президент:


Лично мне кажется, что очень ёмко чувство Родины выразил поэт-фронтовикКонстантин Симонов:

Родина

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.


любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. При переходе племен к оседлому земледельческому быту патриотизм получает свое специфическое значение, становясь любовью к родной земле. Это чувство естественно слабеет в городском быту, но здесь развивается новый элемент патриотизма – привязанность к своей культурной среде или к родной гражданственности. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Основной долг благодарности к родителям, расширяясь в своем объеме, но, не изменяя своей природы, становится обязанностью по отношению к тем общественным союзам, без которых родители произвели бы только физическое существо, но не могли бы дать ему преимуществ достойного, человечного существования. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение, отечество не было только географическим и этнографическим термином – оно было вотчиной особого бога, который сам, по всей вероятности, был более или менее отдаленной трансформацией умершего родоначальника. Таким образом, служба родине была деятельным богослужением, и патриотизм совпадал с благочестием. Не культ зависел от родины, а родина, как таковая, создавалась культом: отечество было землей отцовских богов, и потому беглецы, уносившие с собой этих богов, через них основывали новое отечество. Забирать к себе чужих богов было самым прочным средством для завоевания чужих земель, как это и делалось римлянами. Мирный синкретизм различных культов, преобладавший у эллинов, также содействовал ослаблению местного патриотизма. К концу древнего мира греческое смешение и римское поглощение привели к образованию двоякого патриотизма, окончательно упразднившего этнографические и географические границы: патриотизм общей государственности и патриотизм высшей культуры. В сознании пророков и апостолов первое, земное отечество должно было погибнуть, чтобы возродиться во всеобъемлющем царствии Божьем. К познанию и созиданию этого царства призывались равно все народы, и этим освящался патриотизм национальный, но лишь под условием всечеловеческой солидарности, т.е. как любовь к своему народу не против других, а вместе со всеми другими. Не только для исполнения, но и для сознания большинством человечества этого высшего требования нужен был еще не окончившийся доныне переходный процесс, характеризуемый преобладанием исключительно национального патриотизма и враждебного соперничества народов. В средние века вражда народов не имела принципиального значения, уступая теократической идее царства Божия в двух ее исторических материализациях – церковной и государственной. Естественная любовь к ближайшему отечеству существовала, но решительно подчинялась в нравственном сознании требованиям высшего универсального порядка. Как некогда пророк Иеремия проповедовал евреям политическое самоотречение и покорность чужому завоевателю, как Исайя видел спасителя своего народа в персидском царе Кире, так величайший патриот Италии, Данте, призывал для спасения своего отечества немецкого императора из-за Альп. Первоначально отечество было священно как вотчина своего, настоящего бога, теперь оно само признается чем-то абсолютным, становится единственным или, по крайней мере, самым высшим предметом поклонения и служения. Такое идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель. В историческом процессе все более и более обнаруживается действие сил, объединяющих человечество, так что исключительное национальное обособление становится физической невозможностью. Сознание и жизнь приготавливаются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы».

- (от греч. patriótes - соотечественник, patrís - родина, отечество) любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П. - «... Большая советская энциклопедия

  • ПАТРИОТИЗМ - ПАТРИОТИЗМ (от греч. patris - родина, отечество) - англ. patriotism; нем. Patriotismus. Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу. см. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ, КОСМОПОЛИТИЗМ. Социологический словарь
  • патриотизм - сущ., кол-во синонимов: 10 верноподданничество 4 верноподданность 5 верноподданство 4 любовь к отечеству 3 любовь к родине 3 отечестволюбие 1 отчизнолюбие 3 преданность своей родине 1 преданность своему народу 1 ура-патриотизм 1 Словарь синонимов русского языка
  • ПАТРИОТИЗМ - (от греч. patriotns - соотечественник) - чувство любви к родине, идея, сознание гражд. ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов. Советская историческая энциклопедия
  • патриотизм - -а, м. Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Ленин, Ценные признания Питирима Сорокина. Малый академический словарь
  • Патриотизм - Любовь к отечеству. Когда собирательная жизнь человечества держалась на кровной связи между членами отдельных небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным. Такой первичный... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • патриотизм - орф. патриотизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • патриотизм - [< гр. земляк < родина, отечество] – любовь к родине, к отечеству. Большой словарь иностранных слов
  • ПАТРИОТИЗМ - ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes - соотечественник, patris - родина) - любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства. Большой энциклопедический словарь
  • патриотизм - ПАТРИОТИЗМ, а, м. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. П. русских воинов. | прил. патриотический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • патриотизм - ПАТРИОТИЗМ -а; м. [от греч. patris - родина, отечество] Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу. Воспитывать в духе патриотизма. Пробуждать чувство патриотизма в душе. П. во время войны. // Преданность, приверженность чему-л. Толковый словарь Кузнецова
  • Патриотизм - Нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Словарь по культурологии
  • патриотизм - патриотизм м. 1. Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины; высшее проявление человеческого духа. 2. разг. Преданность чему-либо, горячая любовь к чему-либо. Толковый словарь Ефремовой
  • патриотизм - Патриотизм, патриотизмы, патриотизма, патриотизмов, патриотизму, патриотизмам, патриотизм, патриотизмы, патриотизмом, патриотизмами, патриотизме, патриотизмах Грамматический словарь Зализняка
  • патриотизм - ПАТРИОТ’ИЗМ, патриотизма, мн. нет, ·муж. (см. патриот). Любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу. Советский патриотизм. Толковый словарь Ушакова
  • патриотизм - (от греч. patris - родина, отечество) - сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей. Этнографический словарь
  • Тема «Воспитание гуманизма и патриотизма в формировании личности», затрагивает не только нашу российскую молодежь, но и всю молодежь мира.Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.
    Остановимся подробнее на понятиях патриотизм и гуманизм. Патриотизм (от греч. patri;tes - соотечественник, patr;s - родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Гуманизм же (от лат. humanus - человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.
    В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения.
    Если в прошлом, в советские времена, для молодежи эти понятия играли немалую роль в формировании личности, то для нынешнего поколения они не столь значимы.
    Что же изменилось?! На самом деле, можно привести массу факторов. Прежде всего, это воспитание в семье и политическое состояние страны. Основная часть общества недовольна процессами, которые протекают в нашей стране, и поэтому они не акцентируют внимание своих детей на политической жизни общества. Если раньше Родина и сравнивалась с матерью, «ради процветания и благополучия» которой каждый мог жизнь отдать, то для современности, понятие Родины интерпретируется лишь как «место, в котором мы живем, развиваемся». Как таковая «истинная любовь к Родине отсутствует», отсутствует и интерес к политики. Сегодня, политическое состояние нашей страны желает лучшего. Основная часть молодежи не заинтересована в политике, утверждая «зачем принимать участие в политической жизни, если все равно ничего от нас не зависит».
    Двадцать первый век предстает перед нами весьма нелегким. Новое состояние российского общества обнаруживает противоречие между существующим сознанием у молодежи и жизненно важными ценностями, выработанными на протяжении многих лет. Как уже было сказано раннее, это противоречие требует переосмысления, пересмотра и изменения содержания, средств и методов воспитания учащейся молодежи. Современная молодежь за время перестройки российского общества обрела иные ценности, приоритеты, идеалы и примеры для подражания под влиянием СМИ.
    Процесс патриотического воспитания осуществляется на основе принципов, отражающих общие закономерности целостного педагогического процесса и особенности данного направления воспитательной работы:
    обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
    обусловленность содержания, форм, методов, средств и приемов патриотического воспитания историческими традициями народа;
    органическая взаимосвязь учебного материала и содержания внеклассных и внешкольных мероприятий;
    зависимость содержания, форм и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
    опора на положительное;
    гибкость и вариативность.
    Воспитание учащейся молодежи на примерах истории, приобщение к опыту предшествующих поколений является гарантом того, что патриотизм и гуманизм всегда должны быть нормой общества.
    В осуществлении патриотического и гуманистического воспитания подрастающего поколения ведущую роль играют педагоги, поэтому столь важным является разработка проблемы подготовки будущих учителей к данному направлению воспитательной работы.
    Таким образом, в содержании патриотизма в единстве отражаются ключевые понятия - Родина и Отечество, что обусловлено, с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой - социально-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества. Важными особенностями содержания патриотизма в современных условиях являются усиление личностной значимости патриотизма при сочетании с коллективизмом; направленность патриотизма не только на будущее, но и на настоящее; развитие национального самосознания в единстве с интернационализмом; выявление в качестве ключевого понятия «Родина», что обусловливает отнесение патриотизма к разряду социально-нравственных ценностей.
    Политическая жизнь современной России чрезвычайно сложна и противоречива. Однако при всех сложностях переходного периода можно надеяться на то, что идеи в области формирования патриотизма и гуманизма будут, действительно, реализованы. Для успешного решения стоящих перед российским обществом проблем необходимы: политическая воля студентов и качественная смена политических элит.
    Огромным потенциалом формирования патриотизма и гуманизма, по моему мнению, являются:
    посещение краеведческих музеев;
    частые конференции, дебаты, лекции и конкурсы на тему «Родина и её развитие»;
    встречи студентов с людьми, которые внесли большой вклад в развитие и процветание города, страны.

    Рецензии

    Анаит! Я полностью с вами согласна...
    Формирование гуманизма и патриотизма у детей-необходимо вскармливать еще с молоком матери...
    Но, сейчас многие современные мамочки переходят на искусственное вскармливание ребенка-это образно....
    Сейчас эта тема мало кого волнует, но часто и сейчас задают вопрос- откуда невежество,зло, вандализм и тд.
    Вы думаете, что молодежь будет присутствовать на этих лекциях, дебатах....? Аудитория будет пуста...!
    Все это воспитание необходимо закладывать в дошкольную и школьную программы, как было раньше. Вот тогда и будет результат этого воспитания!И привьем детям-Любовь к Родине, культуре и друг другу!

    Современные дети живут в мультинациональном мире. Вместе с родителями они путешествуют по разным странам и континентам, учат новые языки, приспосабливаются к новым культурам. Но очень важно помнить, что у маленьких россиян есть своя Родина - слово с большой буквы. Кто и как должен взрастить в подрастающем поколении патриотические чувства и как не «перегнуть палку» в этом весьма деликатном занятии?

    С чего начинается Родина?

    «Я узнал, что у меня есть огромная семья: и тропинка, и лесок, в поле – каждый колосок, речки небо голубое – Это все мое, родное!» Детское стихотворение олицетворяет собой первые шаги в познании ребенком своей Родины. Именно с помощью простых слов, игр, песен маленькие дети запоминают, что окружающий их мир – это не только игровая площадка, но и нечто большее – их дом, их Отечество. Конечно, дошкольникам сложно объяснить абстрактное понятие – «Родина», проще заменить его на более доступные «родной дом» или «родная страна».

    Что такое «любовь к Родине» и как ее воспитать

    «Патриотизм – это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» (Большая Советская Энциклопедия, 1969—1978).

    Каждый человек по своему понимает словосочетание «любовь к Родине», а каждая семья формирует свое уникальное видение страны как Отечества. Дети получают первые знания о своем государстве именно от родителей, родственников, и лишь потом – от учителей и друзей. Смотрят ли бабушка с дедушкой по вечерам новости? В каком ключе они обсуждают происходящее? Посещает ли вся семья торжества по поводу государственных праздников, участвует ли в выборах органов власти – все это откладывается в голове наших детей и воспроизводится в последующие годы в социуме.

    Самый прочный фундамент здравого национального самоощущения строится в семье. Если отец постоянно подчеркивает негативные черты той или иной нации, мать мечтает жить за границей, а бабушка и дедушка ругают правительство, ребенок, несомненно, впитает это отношение и будет копировать его, часто даже неосознанно, во взрослой жизни. В зависимости от социального опыта, негативная установка у ребенка, а затем и подростка, может выплеснуться наружу совершенно неожиданным образом: от банального осквернения памятников истории до участия в радикальных националистических группировках.

    Здоровое национальное самосознание и уважительное отношение к людям других наций и народов позволяет ребенку самостоятельно понять, что для него значит родная страна и ее жители, как он будет относиться к отечественной истории, захочет ли он в будущем гордиться своей национальной принадлежностью.

    Картину мира для детей рисуют взрослые, поэтому в первую очередь необходимо следить за гигиеной речи и не позволять себе оскорбительного отношения к символам государственности, отечественной истории и национальным событиям. Например, если ко Дню Победы жители мегаполиса дружно вешают себе на одежду Георгиевскую ленточку, то ребенку наверняка будет любопытно узнать зачем, и, скорее всего, захочется повесить себе такую же. Не следует отмахиваться от его любопытства: расскажите малышу, что означает этот полосатый кусочек ткани для русского народа и почему его нельзя бросать или портить.

    Объясняйте ребенку, что происходит в стране доступным языком: почему объявлен траур по погибшим в катастрофах, зачем запускают салют на дни городских и государственных праздников, почему поздравляют ветеранов на 9 мая. Привлекайте детей к участию в городских субботниках – это поможет воспитать бережное отношение к природе; вместе дарите цветы участникам войн в дни памяти и торжеств, устраивайте детям учебно-развлекательные мероприятия, посвященные национальной культуре и творчеству – так вы будете культивировать в ребенке уважение к старшим, ветеранам и национальной самобытности.

    Знакомьте детей с историей своей Родины. Объясните, чем лучше дети будут знать ее, тем проще им будет понять значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Так, дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, смогут путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны.

    Огромное влияние на становление личности ребенка оказывает, конечно, образовательное учреждение – детский сад, школа, лицей, затем колледж, университет. Те пробелы в патриотическом воспитании, которые не заполнила семья, может заполнить учебное заведение.

    Вы, как родитель, можете непосредственно влиять на организацию дополнительных мероприятий в школе. Обсудите с классным руководителем возможности посещения музеев, выставок, представлений, организуйте участие школьников в исторических реконструкциях или съемках исторических фильмов. Со своей стороны мотивируйте ребенка участвовать в школьных инициативах – сыграть роль в школьном спектакле о войне, нарисовать стенгазету о местной природе, сделать макет отечественной бронетехники и т.д.

    «Но» в патриотическом воспитании

    Во всяком деле нужно знать меру. Это касается в том числе и патриотического воспитания детей. Существует очень тонкая грань между здравым национальным самосознанием и национализмом. Прививая ребенку любовь к Родине, никогда не следует сравнивать себя с другими народами, особенно в негативном ключе. Противопоставление «мы-они» рождает скрытую неприязнь. Если в течение жизни ребенку доведется столкнуться с конфликтной ситуацией с участием «нерусских», то неприязнь может перерасти в нетерпимость ко всей нации в целом.

    С другой стороны, именно в детском саду и школе дети могут получить первый (и самый запоминающийся) негативный опыт в плане национальной самоидентификации. Ребенка могут дразнить за принадлежность к определенному народу, указывать на характерные черты, свойственные той или иной нации, при этом, обидчики зачастую даже не понимают смысл оскорблений, а просто вторят тому, что слышали от взрослых. Задача учителей в подобных случаях – контролировать и наставлять. Грамотные педагоги и детские психологи умеют найти подход и к обидчикам (объяснить, привести пример, даже наказать) и к «жертвам» (поддержать, научить не относиться серьезно к обидным словам).

    Для того чтобы уравновешивать патриотические чувства ребенка, следует уделять внимание и другим культурам. Мягко, без давления, покажите ребенку, что мир велик и столь же велико разнообразие людей, в нем живущих. Отмечайте положительные черты у тех или иных национальных групп (особенно тех, которые представлены в нашей стране), рассказывайте им об истории разных народов, ни в коем случае не запрещайте детям дружить и играть с детьми других наций.

    Любовь к Родине, патриотическое воспитание – это часть развития личности маленького человечка, поэтому любые девиации в поведении следует отслеживать, а затем выяснять причину.

    Звонова Ольга



    
    Top