О загадках русской души: в шутку и всерьёз. О загадках русской души: в шутку и всерьёз Потому -что тишь

Проект для 2 класса подготовлен в виде презентации, где подобраны задания по разделам: "Загадки-складки", "Вопросы-шутки", "Угадай-ка", "Шарады". Мы подбирали интересные задания по русскому языку. В презентации настроены триггеры.

Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому языку 2 класс "И в шутку и всерьёз"»

"И в шутку и всерьёз"

Проект учащихся 2 класса

МБОУ Хмелитской СОШ

Вяземского района

Смоленской области

Никулиной Дарьи,

Герасемчук Ирины

Руководитель: Карапка Е.С.


НАША ЦЕЛЬ:

  • Изучая русский язык, нам захотелось подобрать интересные задания и предложить всем решить «Задачи» по русскому языку.

Вопросы -

Загадки -

Угадай- ка


Загадки - складки

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

да и в школе я нужна.

Называюсь.......


Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К:

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я.......


Во мне два К, не забывайте,

Таким, как я, всегда бывайте:

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом.......

аккуратный


Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня - .......

прохлада


ВОПРОСЫ - ШУТКИ

Какой город летает?

Чем кончаются день и ночь?

Что стоит посредине земли?


Какое русское слово состоит из трёх

слогов, а указывает на 33 буквы?

Какое государство можно носить

на голове?

Чем кончается лето

и начинается осень?


Угадай-ка

В данных загадках пропали гласные.

Б _ л _й з_ й ч _ к

пр _ г _ _ т п _

ч _ р н _ м _ п _ л_ .

(Мел и доска)


Дн _ м сп _ т,

н _ ч ь _ л _ т _ _ т,

пр _ х _ ж _ х п _ г _ _ т.


В з _ л _ т _ й кл _ б _ ч _ к

спр _ т _ л с _ д _ б _ ч _ к.


Б _ л _ _ г _ р _ шк _

н _ з _ л _ н _ й н _ ж к _ .


Шарады

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдёте без труда.

Кар - тина


Пойди-ка в сад и погляди:

Я там цвету, благоухая,

Но Г приставишь впереди,

И в небе я загромыхаю.

Роза - гроза


Я - блок- о

Местоимение, предлог,

Меж них – фамилия поэта,

А целое – известный плод,

Что зреет на исходе лета.


Предлог стоит в моём начале,

В конце же – загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом.


Дремлют два предлога

Около порога.

Потому -что тишь.

И не пикнет даже мышь.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Обобщающий урок по разделу «И в шутку и всерьёз».

ФИО: Уральцева Светлана Владимировна

Место работы: МБОУ СОШ №162 Кировского района, г.о. Самара

Должность: учитель начальных классов

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема: Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз».(1)

Базовый учебник: Литературное чтение 2 класс («Школа России»). Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.:Просвещение (Учебник,2012)

Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям раздела «И в шутку и всерьёз».

Задачи:

- учить составлять вопросы к прочитанному произведению, анализировать, высказывать своё мнение;

Развивать творческие способности детей, память, внимание, мышление;

Воспитывать интерес к урокам чтения, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Тип урока: урок обобщения и систематизации (урок- игра).

Формы работы учащихся: самостоятельная, в парах, в группах.

Необходимое техническое оборудование: магнитофон, демонстрационный материал для индивидуальной или групповой форм работы, разноцветные лепестки, смайлики, листы самооценивания.

Ход урока.

1.Эмоциональное начало урока.

У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»

Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Д ети хором произносят текст :

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами. Успехов вам!

2.Речевая разминка

На-на-на - во дворе растёт сосна;

Но-но-но - завтра мы пойдём в кино;

Ан-ан-ан - собери свой чемодан;

Ин-ин-ин - вы ходили в магазин?

Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.

А теперь прочтите ее громко и быстро.

Соня Зине принесла малину в корзине.

Прочтите предложение с вопросительной интонацией.

Теперь прочтите с восклицательной интонацией.

Поставьте логическое ударение на слове Соня.

3.Целеполагание.

Какие цели перед собой поставим? В этом нам помогут наши звёздочки-желания.

Выберите, те действия, которые хотели бы совершать на уроке (смеяться над товарищем, баловаться, разговаривать с товарищем, подсказывать друг другу, играть в умные игры, повторять то, что знаем, советоваться с другом, помогать другу, активно работать на уроке).

4. Актуализация знаний. Определение темы урока.

Игра «Доскажи словечко».

Ложка - это ложка,

Ложкой суп…(едят),

Кошка - это кошка,

У кошки семь...(котят)

Тряпка - это тряпка,

Тряпкой вытру… (пол)

Шапка - это шапка,

Оделся и …(пошёл)

А я придумал слово,

Смешное слово … (плим)

Я повторяю снова:

Плим, плим,…(плим)

Вот прыгает и скачет

Плим, плим…(плим)

И ничего не значит

Плим, плим…(плим).

А в каком разделе оно нам встречалось?

Кто догадался почему я опять вернулась к этому произведению?

Определите тему нашего урока.

Правильно. Мы закончили раздел «И в шутку и в серьёз». Сегодня ещё раз вспомним произведения из этого раздела.

А пройдёт наш урок в необычной форме, в виде игры «Цветик - семицветик».

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они?

Для вас.

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши весёлые книги и сказки.

5. Обобщение и систематизация знаний. Творческое использование сформированных умений и навыков.

Отгадав загадку, определим цвет лепестка с заданием.

У малины и клубники,

Помидора и брусники

Вкус, конечно, очень разный,

Ну а цвет похожий — ... (красный)

Красный. «Угадай рассказ». Работа в группах.

Текст разрезан на части. Дети восстанавливают последовательность событий.

Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Недолго думая он забрался в один из них и стал завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах улегся спать. «Чебурашка» (отрывок)

Каждый день они собирались вместе и придумывали что-нибудь интересное. Или просто разговаривали. Или мартышка пела смешные песенки, а удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись. Или слонёнок задавал умные вопросы, а мартышка, попугай и удав отвечали. Или слонёнок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него. «Зарядка для хвоста» (отрывок)

А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил её. Тут я взял и долил в чашку кипятку. Всё равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть. Взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. «Тайное становится явным» (отрывок)

Если ищешь этот цвет,

Знай, его в морковке нет.

А вот в репке бы нашел ты

Этот цвет. Какой он? (Желтый)

Желтый. «Найди ошибку» Работа в группах.

Детям предлагаются разрезанные предложения.

Восстановите и найдите ошибки в названиях рассказов и стихотворений.

Всё тайное становится ясным (явным)

Товарищам взрослым (детям)

Если был бы я мальчишкой (девчонкой)

С нашей квартирой (над)

В чуждой стране (чудной)

Зарядка для ума (хвоста)

Спрятан этот цвет в листочках

И в гороховых стручочках.

Даже огурец соленый

Тоже летом был... (зеленый)

Зелёный. Динамическая пауза. Выполнение упражнений под музыку.

Незабудок цвет чудесный —

Светлый, радостный, небесный.

Угадаем мы с тобой

Этот цвет. Он — ...(голубой)

Голубой. «Доскажи словечко».

На карточках напечатаны отрывки из стихотворений. Дети читают по

Карточка 1

Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет.

Красит в разные цвета.

Ух, какая… (красота).

Карточка 2

Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Смотрю - навстречу мой знакомый

Бежит по снегу… (босиком).

Карточка 3

Возьмем с собой сушеных груш

И двинемся в лесную глушь

Одни - в далёкий ……(путь).

Я у Старкова за спиной,

Спешит Красильников за мной -

Назад не ….(повернуть).

Взлетают палки наши в лад,

И наши лыжи в лад скрипят.

Но мы - мужчины, и к тому ж

У нас запас сушеных груш,

И мы не ….(пропадём).

Карточка 4

Над нашей квартирой

Собака живет.

Лает собака

И спать не даёт ….(нам).

А над собакою

Кошка живёт.

Мяукает кошка

И спать не даёт …(собаке).

Ну, а над кошкою

Мышка живёт.

Мышка вздыхает

И спать не даёт ….(кошке).

Карточка 5

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю,

Что любое предложенье

Прямо сразу ….(повторю).

Ехал Ваня на коне,

Вёл собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на …(окне).

Каждый апельсин им полон,
Веселей с ним даже клоун,
Он повсюду на лисе
И на белке в колесе. (оранжевый)

Оранжевый. «Две группы». Работа в парах.

Разделите на две группы эти слова и запишите их в два столбика, дайте название каждой группе.

Придумайте и задайте вопрос по произведению своему товарищу.

МАМА ПОПУГАЙ МИЛИЦИОНЕР МАРТЫШКА

СЛОНЁНОК ДЕНИС ДЯДЕНЬКА УДАВ

Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (синий)

5. Обобщение усвоенного.

Синий. Проверочная работа.

Тест

Выберите правильный ответ.

1.Где Чебурашка жил?

А) в степи;

Б) в тайге;

В) в тропическом лесу;

2.Чебурашка забрался в ящик с чем?

А) с яблоками;

Б) с мандаринами;

В) с апельсинами;

3.Сколько апельсинов на завтрак съел Чебурашка?

А) два;

Б) три;

В) один;

4.Кто назвал его Чебурашкой?

А) директор зоопарка;

Б) директор музея;

В) директор магазина;

5. В рассказе «Тайное становится явным» сколько всего персонажей?

А) 3

Б) 4

В) 5

6. Что сначала съел Дениска?

А) яйцо;

Б) творог;

В) булочку;

7. Какая была каша?

А) пшенная;

Б) рисовая;

В) манная;

8. Куда обещала мама пойти с сыном?

А) в зоопарк;

Б) в цирк;

В) в Кремль

Взаимопроверка. Проверяют с записью на доске.

В, В, А, В, Б, А, В, В.

Летом это цвет черники,

Спелых слив и ежевики.

И сирени куст садовый

Как расцвел, то стал... (лиловый) фиолетовый.

Фиолетовый. «Подумай».

Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное в правой. Объясните любое из них.

Сидеть сложа руки. Воды в рот набрать.

Во всю ивановскую (кричать). Не покладая рук.

5.Рефлексия деятельности.

Посмотрите на наши звёздочки-желания.

Каких желаний на ваш взгляд нам не удалось достичь?

Возьмите лист самооценивания. Отметьте тот смайлик который соответствует вашему настроению. Поставьте оценку себе и учителю по 10 бальной системе.

6. Итог занятия.

Как называется раздел, который мы с вами закончили изучать?

Какое произведение особенно запомнилось? Стало любимым?

В конце урока также дети отмечают своё настроение на «дереве настроения».

7. Домашнее задание.

Учащиеся сами для себя выбирают домашнее задание.

На «5» - составить кроссворд по прочитанным произведениям;

На «4» - нарисовать иллюстрацию к любимому произведению;

На «3» - подготовить выразительное чтение понравившегося произведения;

Этап урока

Название технологии

Время

(в мин.)

Учебная ситуация (История рассказанная по очереди).

7-10

Обобщение и систематизация знаний.

Учебная ситуация (Поклейка).

Обобщение и систематизация знаний.

Учебная ситуация (Герои заблудились).

Домашнее задание

Уровневая дифференциация

Недавно я провела эксперимент. Набрала в поисковой строке фразу «Почему русские такие…» Поисковик выдал удивительные, иногда взаимоисключающие результаты:

«Почему русские такие тупые»

«Почему русские такие умные»

«Почему русские мужчины такие некрасивые»

«Почему русские такие ленивые»

«Почему русские так мало улыбаются»

«Почему русские такие трусливые»

«Почему русские женщины такие красивые»

«Почему русские непобедимы»

«Почему русские такие терпилы»

«Почему русские такие бедные»

«Почему русские такие агрессивные»

«Почему русские такие добрые»

И я задумалась: а какие они — русские? И почему они именно такие? Короче, поговорим о русском национальном характере. На эту тему написано тонны книг: от Бердяева и Розанова до Жириновского и Соловьева. Я, конечно, не Бердяев и не Жириновский и не буду залезать в метафизические, философские и политические джунгли. Давайте уложим русских на воображаемую кушетку и посмотрим, что скажут психологи.
Загадка русской души

Первое, что бросается в глаза в списке поисковика — противоречивость. Русские — непобедимые, терпилы, умные, тупые, красивые, некрасивые, бедные, агрессивные и добрые. Это та самая загадочная русская душа, то самое бессмертное тютчевское «умом Россию не понять», над которой бьются философы и политики. Русская душа настолько загадочна, что в приципе непознаваема, в неё можно «только верить», как снова подсказывает мне Тютчев. Загадочная душа давно стала своеобразным трендом нашей страны , вроде vodka, perestroyka и tsar Putin. Русские об этом прекрасно знают и гордятся своей непредсказуемой загадочной душой. Образ птицы-тройки, несущейся неведомо куда и не дающей ответа, использовали на открытии Сочинской Олимпиады.

Русские думают сердцем

На одном из сайтов я нашла любопытную таблицу, где русский характер сравнивается с западноевропейским.

Русские, по мнению авторов, обладают антирациональным типом мышления. Европейцы воспринимают мир головой. В голове европейца всё разложено по полочкам, явления и объекты аккуратно классифицированы и помечены ярлычками. Между событиями проведены логические связи. Поведение регулируется рационально обоснованными правилами. Европеец действует потому, что предвидит определённый результат. Он оперирует оценками и убеждениями. Его деятельность имеет конкретную практическую цель.

Русский же воспринимает мир , как любят выражаться на женских форумах, сердцем. Вспомните ударный лозунг предвыборной кампании Ельцина 1996 года «Голосуй сердцем!» И проголосовали. Эмоционально-чувственное восприятие базируется на «нравится-не нравится», «люблю-ненавижу», подчас логически ничем не обоснованных. Это мир эмоций, переживаний и настроений. Короче, там где европеец подробно расскажет, почему так поступать правильно и выгодно, русский воскликнет: «Не знаю, почему я так поступил. Настроение такое было!»

Эмоции часто толкают русских на иррациональные, нелогичные на практичный западный взгляд поступки. На тему кажущейся иррациональности поведения русских можно долго теоретизировать. Начиная с того, что излюбленный герой русских народных сказок — Иван-дурак. Его разумные и практичные старшие братья — настоящие европейцы. Но, в конце концов, царевна и полцарства достаётся не им, а неправильному младшему братцу. И заканчивая тем, почему Путин, вместо того чтобы прикрыть кран распоясавшимся украинцам, одолжил им 15 миллиардов. И почему олимпийская сборная страны, принявшей нашумевший закон о гомопропаганде, вышла на стадион под псевдолесбохит «Нас не догонят». Первое можно объяснить тем, что это продуманный тактический ход, а второе — остроумным пиаром, демонстрирующим сердобольным европейцам, что никто никому у нас ничего не ущемляет. А можно загадкой русской души, почему бы и нет?

Терпеливые и взрывоопасные

В 1982 году в самиздате вышла книга К. Касьяновой (В.Ф. Чесноковой, Ксения Касьянова — это псевдоним) «О русском национальном характере». В качестве аршина для измерения характера автор использовала миннесотский тест (MMPI). Это один из самых популярных психодиагностических опросников, созданный в 30-40-х годах прошлого века в университет Миннесоты. Автор сравнила результаты американцев и русских и пришла к выводу, что русские имеют эпилептоидный тип личности . Сразу предупреждаю: обидных намёков на то, что мы эпилептики и истерички, в этом определении нет. Эпилептоид — не заболевание, а определение типа личности. Характер эпилептоидов — плод соединения двух противоположностей: инертности, малоподвижности, замедленности мышления и возбудимости, аффективной взрывчатости. Терпеливость сочетается с взрывоопасностью. В спокойные периоды эпилептоиды вялые, инертные, даже депрессивные. А потом, на первый взгляд беспричинно и внезапно, наступает разрядка. Эпилептоид слетает с катушек. Все контрольные механизмы вышибаются, яростно бушуют эмоции, разрушительные для окружающих и для самого индивида.

Итак, мы имеем перед собой народ, воспринимающий мир интуитивно и эмоционально, действующего под влиянием чувств, а не убеждений. Темперамент его соединяет долготерпеливость с крайней взрывчатостью. Этот народ стремится не к практической цели, а к достижению неких идеалов. Он непредсказуем, легко впадает в крайности, то депрессует, то буйствует, разрушая всё вокруг . Тут уместно вспомнить ещё одного героя русского фольклора — Илью Муромца. 33 года он спал на печи, а потом тааак проснулся, что всем заграничным Бэтменам не поздоровилось.

Если оглянуться на бурную и кровавую русскую историю, эта гипотеза подтверждается. Периоды терпения и инертности, возмущающие современных креаклов, сменяются грандиозными взрывами, во время которых всё разрушается непременно «до основанья». А затем на обломках строится нечто кардинальное новое. Очевидцы событий 1917-го года изумлялись лёгкости, с которой русские снесли казавшееся незыблемым здание Империи Российской, с её веками складывавшимися традициями, моралью, устоями и прочим:

«Русь слиняла в два дня. Самое большее — в три…Поразительно, что она разом рассыпалась вся, до подробностей, до частностей… Там была — эпоха, «два или три века». Здесь - три дня, кажется даже два. Не осталось Царства, не осталось Церкви, не осталось войска, и не осталось рабочего класса. Чтó же осталось-то? Странным образом - буквально ничего». (Розанов, «Апокалипсис нашего времени»)

Брежневский застой сменился бурными событиями 90-х, которые Путин назвал «величайшей геополитической катастрофой 20 века». Обычные граждане выражались проще и сочнее: «полный …ец». По теории Касьяновой, сейчас у нас период относительного спокойствия. Креаклы завидуют украинской революции и дружно обвиняют русских в «рабской покорности». Если бы главным двигателем истории был исключительно народный темперамент, то рано или поздно случится очередной взрыв. Но для революций одного темперамента мало, поэтому будем надеяться, что стабильность продолжится ещё долго J

В обычной жизни можно постоянно наблюдать проявления истинно русской невозмутимости перед лицом опасности. Например, суровый челябинский водитель, с олимпийским спокойствием наблюдавший падение метеорита, и только спустя минуту выразивший свои чувства опять-таки традиционным русским способом.


Русский пофигизм

Взрывчатость темперамента выражается в легендарной русской удали. Это ещё один национальный миф, визитная карточка русских. Презрение к смерти, готовность рисковать жизнью по поводу и без повода, безбашенность, безоглядность и нежелание думать о возможных печальных последствиях своих поступков . Некоторые объясняют эту черту русского характера тем, что российское государство традиционно не жалело людей, щедро тратило человеческий материал в многочисленных войнах. Говорят, удаль досталась постсоветским русским в наследство от свободолюбивых мужичков, которые бежали от крепостной кабалы за Дон, к казакам, где уже ни в чём себе не отказывали.

В экстремальных ситуациях удаль оборачивается благом. Вторую Мировую войну русские выиграли во многом благодаря массовому героизму и жертвенности. В обычной жизни удаль выражается в пофигизме. Врачи дружно сетуют на нежелание русских людей лечиться. И в этом виновато не только низкое качество бесплатной и дороговизна платной отечественной медицины. Но и наш национальный пофигизм. Американец, если, конечно, у него есть страховка, бежит к доктору с каждым прыщиком. Наш соотечественник руководствуется пословицей «у русских только две болезни — фигня и капец. Фигня сама пройдёт, а капец не лечится». А новогодние каникулы, которые СМИ сравнивают с национальным бедствием? Или наберите в YouTube тэг Crazy Russians. Увидите много интересного. И непонятно, то ли гордиться, то ли за голову хвататься.

Русские и закон

Таблица отмечает, что русские признают приоритет не юридических, а морально-этических норм. Касьянова называет это «ценностно-рациональным типом целеполагания». Проще говоря, если западный человек делает всё по закону, то русский — по совести, по справедливости или, с негативной окраской, по понятиям . Помните фразу, которую приписывают то Салтыкову-Щедрину, то Карамзину: «суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения»? Может быть, так происходит потому, что для русских существует некая абсолютная мораль, которая главнее Конституции и УК . Западные бизнесмены жалуются, что мы не желаем вести бизнес по правилам. Устная договоренность для российского предпринимателя значит больше, чем условия контракта. В русском бизнесе часто нет деловых партнёров, а есть свои люди. Западная корпоративная этика допускает и поощряет, если работник расскажет начальству о недопустимом поведении или проколе своего коллеги. Русский, даже сидя в офисе, твёрдо знает: стучать — подло! Чисто по-человечески, это благородно. А вот для бизнеса в целом иногда вредно: часто начальство остаётся неосведомлённым о каких-то внутренних проблемах и потом исправить ситуацию очень сложно.

Ценностно-рациональный тип целеполагания подразумевает не достижение какой-то конкретной цели. Нет, у нас обязательно — миссия, стремление к светлому идеалу, во имя которого ничего не жалко. При такой постановке вопроса удаль и жертвенность русских находит лучшее применение. Во времена Ивана Грозного мы строили Третий Рим, в петровские времена — лучшую в мире европейскую державу, в советские — социалистическое государство, миссией которого было освобождение трудящихся всего мира от гидры империализма-капитализма. Многие простые граждане искренне поддерживали Кубу, проводили митинги в знак солидарности с угнетёнными неграми в США, строили нефтеперегонные заводы в Индии. Сейчас Россия столь же одержимо строит капитализм, а заодно взяла на себя миссию защитника и хранителя традиционных ценностей, как это чётко обозначил Путин в своём традиционном послании Федеральному собранию в декабре прошлого года.

Русские и власть

Из отношения русских к закону вытекает отношение русских к власти. Как видно из таблицы, для человека западного государственная власть — это источник законности. Это инструмент, с помощью которого создаётся и поддерживается порядок в стране. Для русского государственная власть — источник не законности, а абсолютной истины, совести, справедливости. Мы склонны выделять отдельную личность как носителя высшей морали и сакрализировать власть . Эта личность воспринимается народом как последняя инстанция, глава, Отец. В Российской Империи таким источником был царь. Крестьяне, обиженные помещиком, писали государю челобитные. В Кровавое воскресенье 1905 года доведённые до крайности нищетой рабочие обратились за справедливостью, за защитой опять-таки к царю-батюшке. В послереволюционной России вошли в моду хождения к Ленину. Про Сталина, отца народов, и говорить нечего.

Сакрализация власти носит двойственный характер. С одной стороны, царю — батюшке даётся большая власть и право принимать решения, с другой стороны — именно на него возлагается ответственность в случае, если что-то пойдёт не так. Современные россияне ищут в интернете прямо противоположное: «Путин развалил Россию» и «Путин спас Россию от развала». Лично Путина россияне считают спасителем страны и лично Путина же — виноватым во всех бедах. И забывают о том, что ответственность за собственное благополучие лежит прежде всего на них самих.

Особый путь?

Сама идея о непохожести, особости русского народа среди других наций наталкивает на мысль о нашем особом пути . Западные, пусть и проверенные образцы, русским не подходят в силу нашей особости. Прямо по пословице «что русскому хорошо, то немцу смерть» или, как ёмко выразился Ленин, «мы пойдём другим путём». Возможно, Ленин и пословицы правы. А вот академик Юрий Пивоваров, доктор политических наук, придерживается иного мнения. Никакой загадки в русской душе нет.
«Я думаю, что на самом деле это придумано на Западе. После Петра Великого западные люди, придя сюда, увидели народ, на них похожий и в то же время не похожий — вроде кожа белая и христиане, но все остальное другое — и заговорили о загадочной русской душе. А потом русские это сами себе приписали. Очень уж красиво звучит! Меня всегда останавливала эта пафосность – «загадка русского характера». Я думаю, что мы – один из многих народов, не хуже и не лучше, у нас есть чем гордиться и есть чего стыдиться».

На этом основании идею об особом пути России академик тоже отвергает. По его мнению, культивирование идеи особости опасно.

«Мы являемся цивилизацией, которая близка к европейской, имеет с ней общие корни. Но есть и вещи несовпадающие. У нас разные природно-климатические, географические условия, разные социальные институты, разные системы власти… Россию многое отделяет от Европы. Но говорить о нашей абсолютной особости, культивировать эту особость, лелеять ее, я считаю, не следует…. Давайте лучше проникнемся пониманием, что мы включены в глобальный мир, в том числе и западный» .


А как вы считаете, какой у русских национальный характер? И должны ли мы идти особым, своим путём?

«И в шутку, и всерьёз»

(математические задачки и загадки-шутки)

Задание для 1 команды:

    Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? Как с помощью двух палочек образовать квадрат? (Положить их на край стола.)

    В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (В феврале.)

    Двое шли – два гвоздя нашли. Следом пятеро идут. Много ли найдут?

(Как повезёт, но вообще ни одного.)

    Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6)

    Тройка лошадей пробежала 6 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (6 км)

    В корзине лежат 5 яблок. Как разделить их между пятью девочками, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (1 девочка должна взять яблоко с корзиной.)

    Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего росло яблок? (Ни одного.)

    Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Нет, ночь разделяет дни.)

    У двух водителей троллейбуса был брат Андрей, а у Андрея братьев не было. Могло ли это быть? (Да, у Андрея были две сестры, которые работали водителями троллейбусов.)

    Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (Ни одной, они не ходят.)

    Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить.)

    Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона,

не потревожив её? (Подождать, пока сама улетит.)

Задание для 2 команды:

    Один кирпич весит 1 кг и ещё пол кирпича. Сколько весит 1 кирпич? (2 кг)

    Некоторые месяцы заканчиваются на 30-е и 31-число. А в каком месяце

есть 28 число? (В каждом)

    Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (Кошка)

    Кто может опускаться и подниматься не двигаясь с места? (Температура)

    Когда руки бывают местоимениями? (Когда вы-мы-ты)

    Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой рекой в Европе? (Иволга)

    Что можно приготовить, но никак нельзя съесть? (Уроки)

    Что будет делать ворона, прожив 3 года? (Будет жить четвёртый)

    На какой вопрос нельзя дать положительный ответ? (Ты спишь?)

    Отчего петух, когда поёт, глаза закрывает? (Хочет показать, что поёт наизусть)

    Когда мальчишку называют именем девочки? (Когда долго спит – Соня)

    Из какого полотна не сошьёшь рубашку? (Из железнодорожного)

    Стоит дом, в котором 4 стены. Каждая стена выходит на юг. У одного из окон гуляет медведь. Какого он цвета и где он находится? (Белый медведь на Северном полюсе)

    Створки окна в комнате открываются вовнутрь. Там на полу – куски разбитого стекла, разлита вода. Вы нашли Слоппи, лежащей на полу, она почти задыхалась и еле шевелила губами. Кто эта Слоппи? Что с ней случилось, и почему она еле дышит? (Слоппи – это рыбка. От сквозняка створка окна открылась и сбросила аквариум на пол)

    Сколько животных взял Моисей в свой ковчег? (Нисколько. Каждой твари по паре брал с собой Ной, а не Моисей)

    Археолог заявил, что нашёл монету, датированную 35 г. до н.э. Может ли это быть на самом деле? (Нет. Те люди не знали, что будут жить «до нашей эры»)

Конкурс капитанов

«Мини-баскетбол»

Каждый капитан команды проявляет свою меткость и ловкость

в попадании мяча в баскетбольную корзину (3 броска)

Конкурс «Найди пары»

Каждой команде необходимо из предложенных на карточках маленьких слов составить большие слова. Какая из команд на время составит больше слов.

Из слов:

след, пар, опыт, пас, ус, пол,

порт, сено, оса, газ, вал, лад,

ель, док, марка, мышь, яр, як,

вес, от, точка, мол, мор, куль,

око, гал, пион, тура, стук, ер

можно составить слова: следопыт, парус, паспорт,

полоса, сеновал, газель, доклад,

ярмарка, мышьяк, весточка,

отвес, отвал, молоко, моряк,

культура, ярус, отель, поляк,

галстук, пионер.

Конкурс «Артистический»

Участникам предлагаются карточки, на которых написаны названия сказок: «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Золушка», «Заюшкина избушка», «Муха-Цокотуха», «Дюймовочка», «Красная Шапочка».

В течение 5-7 минут участники с помощью пионерских вожатых готовят инсценировку-пантомиму целой сказки или её самого интересного эпизода, используя при этом заранее приготовленные маски. Зрители должны отгадать названия этих сказок.

Конкурс «Музыкальный»

Задания к этому конкурсу находятся в конвертах. Чтобы их открыть, нужно правильно назвать написанные на них нотки. Командам предлагается вставить пропущенные слова в куплетах детских песен «Голубой вагон», «Облака», «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Песенка Крокодила Гены», «Кузнечик», «Солнечный круг», а затем всем вместе под музыку исполнить этот куплет.

На этой весёлой ноте игра заканчивается.

Подведение итогов, награждение победителей .




Top