О жизни и творчестве сергея ивановича танеева. Танеев Танеев сергей иванович произведения список

Родился 13 ноября 1856 г. во Владимире, умер 6 июня 1915 г. в Дюдьково, Звенигородского уезда Московской губернии.

Композитор, пианист, педагог, музыкальный ученый, музыкально-общественный деятель.

Директор Московской консерватории (1885-89).

Принадлежал к роду дворян, ведущему свою историю с XV в. Его отец - Иван Ильич Танеев - помещик, статский советник, магистр словесности, врач, музыкант-любитель. С 5 лет учился игре на фортепиано, сначала у M.А. Миропольской, затем у В.И. Полянской (урожденной Возницыной). После переезда в Москву поступил в только что открывшуюся консерваторию (1866). Своей сравнительно зрелой и серьезной игрой (среди произведений, сыгранных Танеевым на экзаменационном прослушивании, был ноктюрн Дж.Филда B-dur) 9-летний пианист снискал особое расположение приемной комиссии: «Дитя провинции, полненький от ухаживания за ним отца и матери, одетый по моде того времени, в бархатный казакинчик, в пеструю, клетчатую шелковую рубашечку, перепоясанную наполовину, в напускных шароварах, будущий ученик с первого своего появления привлек симпатии к себе профессоров» (Липаев И.В. С. 3). До 1869 занимался в младших классах у Э.Л. Лангера (фортепиано, элементарная теория музыки и сольфеджио). В 1869-75 продолжил занятия в классе фортепиано Н.Г. Рубинштейна, гармонии, инструментовки и свободного сочинения П.И.Чайковского, контрапункта, фуги и муз. формы Н.А. Губерта. Среди сочинений консерваторских лет - Симфония e moll, отмеченная большим влиянием Чайковского. В 1875 окончил консерваторию с большой золотой медалью; имя Танеева - первое на доске отличия учеников консерватории.
В 1874 впервые выступил публично на музыкальном вечере в доме князя Голицына. После окончания консерватории много играл в концертах как пианист-солист и ансамблист. В январе 1875 в 7-м Симфоническом собрании ИРМО впервые в России исполнил Первый фортепианный концерт И. Брамса (дирижер Рубинштейн). В июне - июле 1875, в 1876-77 и 1880 осуществил поездки (первую из них с Рубинштейном) в Грецию, Италию, Францию, Швейцарию. В Париже общался с И.С. Тургеневым, Г.Флобером, Э. Золя, Ш.Гуно, К. Сен-Сансом и др. В 1876 совершил концертное турне вместе с Л.С. Ауэром по городам Центральной и Южной России (впослед¬ствии играл в ансамбле с Г.Венявским, А.В. Вержбиловичем, с Чешским квартетом, в фортепианных дуэтах с А.И.Зилоти, П.А. Пабстом и др.). Позднее, в 1908 и 1911-12, гастролировал с исполнением своих сочинений в Германии и Австро-Венгрии. Получил известность как первый исполнитель всех крупных произведений для фортепиано Чайковского (исключение - его Первый фортепианный концерт). После смерти Чайковского завершил, оркестровал, отредактировал и исполнил ряд его произведений. Выступал также с исполнением собственных сочинений. Был связан дружескими отношениями с композиторами петербургской школы (с сер. 1890-х гг.). Н.А. Римский-Корсаков, в частности, посвятил Танееву кантату «Свитезянка» (1897). Танеев в свою очередь посвятил Римскому-Корсакову Первый струнный квинтет. А.К. Глазунов посвятил Танееву Пятую симфонию, Танеев - Глазунову - Симфонию c-moll. М.П. Беляев издал многие сочинения Танеева, способствовал их исполнению в Русских симфонических концертах, Русских квартетных вечерах и на собраниях Петербургского общества камерной музыки. Танеев общался с Л.Н. Толстым в Ясной Поляне (лето 1895 и 1896) и в его московском доме.
Известно особое пристрастие Танеева к творчеству В.А. Моцарта - способность не только великолепно чувствовать, исполнять, но и исследовать его музыку (см.: Der Inhalt des Arbeitsheftes von W.A. Mozarts eingenhändig geschriebenen Übungen mit den Unterweisungen durch seinen Vater im strengen Kontrapunkt und reinen Satz… // Verfasst von S.I. Tanejew. Salzburg. 1914; рус. пер.: Содер¬жание тетради собственноручных упражнений Моцарта в строгом контрапункте // Памяти Сергея Ивановича Танеева… М.-Л., 1947).

В композиторском творчестве Танеева нашли продолжение традиции русских классиков - М.И. Глинки, Чайковского, а также западно-европейских композиторов (И.С. Бах, Л. Ван Бетховен и др.). Одновременно предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX в. Характерным для Танеева являлось тяготение к нравственно-философской проблематике (кантаты «Иоанн Дамаскин», 1884; «По прочтении псалма», 1915; опера-трилогия «Орестея», 1894 и др.). К лучшим образцам камерно-инструментальных сочинений русской музыки относятся трио, квартеты, квинтеты Танеева. В большинстве сочинений воплощен принцип интонационного единства сонатно-симфонического цикла, во многом связанный с монотематизмом (Четвертая симфония, камерно-инструментальные ансамбли). Автор свыше 40 хоров a cappella, Танеев фактически возродил этот некогда распространенный в отечественной музыке XVII-XVIII вв. жанр. Заметное явление русской музыки - романсы Танеева (55).

Педагогическая деятельность

В 1878-1905 деятельность Танеева неразрывно связана с Московской консерваторией. Сначала преподавал в ней гармонию и инструментовку, в 1881-88 вел класс фортепиано. В 1883, вследствие ухода из консерватории Губерта, Танееву пришлось взять класс свободного сочинения (до 1888). Со временем он оставил ceбе лишь специальный класс контрапункта и фуги (с 1888) и музыкальной формы (с 1897). Тогда же (1883) был избран в состав Комитета профессоров по управлению Московской консерваторией. В 1885-89, благодаря усилиям Чайковского, назначен директором Московской консерватории. За эти годы смог значительно поправить состояние финансовых дел консерватории, обновить преподавательский состав, повысить уровень учебной дисциплины и требований на приемных экзаменах, усовершенствовать учебные планы. Существенно повысил значение хорового и оркестрового классов, что позволило восстановить и продолжить прервавшуюся после смерти Рубинштейна практику постановки силами учеников консерватории оперных спектаклей. Среди особенно известных - постановка оперы «Волшебная флейта» Моцарта (1884), подготовка к которой дополнялась интереснейшими лекциями общетеоретического и эстетического порядка.
Наибольшее значение имело создание Танеевым в Московской консерватории стройной системы музыкально-теоретического образования. Разработал программы курсов гармонии, инструментовки, контрапункта и фуги, формы, свободные сочинения (отличные от программ Петербургской консерватории). В 1902 создал проект учебного плана по общей и специальной теории музыки: 1-й год - контрапункт и инструментовка обязательные (для теоретиков - специальные); 2-й год - фуга, инструментовка специальные; 3-й год - формы; 4-й и 5-й годы - свободное сочинение. Существенно обогатил методику преподавания музыкально-теоретических дисциплин. Внес в их преподавание единство учебно-практических и собственно научных компонентов (особенно в курс контрапункта и фуги). Добивался связи теоретического образования с композиторским и исполнительским творчеством. Стимулировал развитие теории исполнительского искусств, в частности создание «Энциклопедии фортепианной техники Я.В. Вейнберга». Автор капитального труда «Подвижной контрапункт строгого письма» (Лейпциг, 1909; посв. Г.А. Ларошу; 2-е изд. под ред. С.С.Богатырева. М., 1959), задуманного с учебно-практическими целями. С конца 1990-х гг. работал над книгой «Учение о каноне» (не завершена; издана В.М. Беляевым; М., 1929). В результате, по воспоминаниям А. С.Аренского, уровень даже общих курсов музыкально-теоретических дисциплин был в Московской консерватории настолько высоким, что «любой из плохих учеников [Московской консерватории] мог за пояс заткнуть такого, который считался в ряду успевающих [в Петербургской консерватории]» (Корабельникова Л.З. С. 86). Как педагог был известен чутким и тактичным отношением к индивидуальности учащегося и потому имел огромное количество учеников. В их числе прославленные композиторы, музыковеды, дирижеры, педагоги: А. Александров, В. Булычев, С. Василенко, Р. Глиэр, Н. Жиляев, Г. Конюс, Н. Ладухин, С. Ляпунов, Н. Метнер, З. Палиашвили, С. Рахманинов, К. Сараджев, И. Сац, А. Скрябин, Ю.Энгель, Б. Яворский и многие другие. Сам прекрасный пианист, в области фортепианной педагогики продолжал традиции Рубинштейна. Среди учеников - Ел. Гнесина, К. Игумнов, А. Корещенко, Н. Мазурина, М. Унтилова.

В 1905, в знак протеста против авторитарных методов руководства консерваторией, Танеев покинул ее и больше туда не возвращался, несмотря на многочисленные просьбы профессоров и учеников. Один из основателей и педагогов Московской Народной консерватории (1906). Продолжал давать уроки частным образом (всегда безвозмездно), оставаясь видной фигурой в музыкальной жизни Москвы. Круг общения Танеева составляли К.А. Тимирязев, А.Г. Столетов, Я.П. Полонский, В.Е. Маковский, Андрей Белый, А.М. Васнецов, В.Я. Брюсов, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.В. Цветаев и мн. др.

Крупный общественный деятель. Работал в составе Этнографического отдела и Музыкально-этнографической комиссии Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете (с 1901). Большое значение придавал изучению народной музыки. В 1880-е гг. записал от А.А. Гатцука и обработал 27 украинских песен, гармонизовал также целый ряд украинских песен из собрания Н.А. Янчука. Результатом путешествия по Сванетии (1885), во время которого Танееву удалось записать от князя И. Урусбиева песни и инструментальные наигрыши, ста¬ло первое в России историко-теоретическое исследование музыкального фольклора народов Северного Кавказа ([«О музыке горских татар»] // Вестник Европы. Кн. 1. 1886. С. 94-98).

«В нравственном отношении эта личность есть безусловное совершенство», – так говорил о своем ученике Сергее Ивановиче Танееве. Но не только человеческие качества Танеева восхищали его знаменитого учителя – его композиторский талант Петр Ильич тоже ценил высоко. Однако, Чайковский полагал, что музыке Танеева нелегко будет найти путь к широкой публике – ведь она завораживает не столько непосредственностью эмоционального выражения, сколько дивной уравновешенностью, рациональностью. Именно в такой музыке могла отразиться личность композитора, который был и теоретиком-музыковедом, и педагогом, и исследователем фольклора. Его труды посвящены самой интеллектуальной разновидности музыки – полифонии. Эрудиция Танеева охватывала и философию, и историю, и естественные науки.

Танеев происходил из старинного дворянского рода. Сергей Иванович появился на свет во Владимире. Отец его – помещик – был образованным человеком, он окончил три факультета Московского университета. Владея несколькими иностранными языками, он требовал того же от детей. Играя на фортепиано, гитаре, скрипке и флейте, он приобщал сыновей к музицированию, Сергей Танеев начал обучаться фортепианной игре в пятилетнем возрасте. В этом ему некоторое время помогала дочь друга семьи Мария Александровна Миропольская, которая была на восемь лет его старше, но вскоре, после смерти своего отца, она вместе с матерью уехала в Москву. Сергей встретился с нею четыре года спустя, когда Танеевы тоже переехали в Москву. Благодаря Марии Александровне юный музыкант познакомился с Николаем Григорьевичем Рубинштейном, который увидел в нем незаурядную пианистическую и композиторскую одаренность и посоветовал учиться в консерватории. Туда дозволялось поступать только с четырнадцати лет, но в виде исключения десятилетний Танеев был принят.

В консерватории Танеев обучался фортепианной игре у ассистента , затем – у него самого, а его наставником в области сочинения стал Чайковский. За годы учебы Танеев написал множество произведений, среди которых были хоровые сочинения, романсы, квартет, увертюры. Он окончил консерваторию в 1875 . как композитор и как пианист, с золотой медалью, став первым в ее истории выпускником, удостоенным такой награды. В том же году он вместе с Рубинштейном путешествовал по Греции и Италии, по возвращении из-за границы гастролировал по городам Российской империи, исполняя сочинения , а также свои собственные. В следующем году Танеев поехал во Францию. Организовать концертные выступления не удалось, но время не пропало даром: он познакомился с французскими композиторами, соприкоснулся с европейской культурной жизнью. Под впечатлением от этой поездки композитор составил для себя план расширения кругозора – и следовал ему много лет, планомерно изучая не только теорию музыки, но и историю, философию, становясь постепенно разносторонне образованным человеком.

Танееву было двадцать два года, когда он начал преподавать в Московской консерватории. Поначалу он преподавал инструментовку и гармонию, а позднее – музыкальную форму и контрапункт, последние дисциплины были особенно близки ему. За время педагогической деятельности Танеева у него было множество учеников, и среди них немало композиторов, ставших впоследствии великими.

Создавая музыку, Танеев стремился к классической стройности формы. Большое значение он придавал полифонии. Одним из первых – и высших его достижений в этой области стала кантата «Иоанн Дамаскин», впервые прозвучавшая в 1884 г. Важное место в творческом наследии Танеева занимает хоровая музыка, в которой ощущается подлинное величие. То же самое можно сказать и о его единственной опере – «Орестее», которая стоит особняком в русской оперной литературе, напоминая ораторию. Стремление Танеева к органичному синтезу русских интонаций и европейских музыкальных форм очень ярко проявилось в до-минорной Симфонии. Работал он и в области камерно-инструментального ансамбля – примечательно, что Танеев-пианист нередко выступал как ансамблист.

Перу Танеева принадлежат не только музыкальные произведения, но и музыковедческие труды, самый значительный из которых – «Подвижной контрапункт строгого письма». Немало внимания уделял он исследованию фольклора, записывая и обрабатывая русские и украинские песни, а его книга «О музыке горских татар» стала первым исследованием, посвященным кавказскому фольклору (материал для этого исследования Сергей Иванович собирал сам во время путешествия на Кавказ в 1885 г.).

Сергей Иванович Танеев ушел из жизни в 1915 г., простудившись на похоронах Скрябина.

Имя Танеева носят музыкальные школы в Москве, Владимире и Звенигороде, музыкальный колледж в Калуге, улицы во Владимире, Клину, Волгограде и Воронеже, концертный зал во Владимире.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Как композитор Танеев являлся признанным главой московской школы. В числе прочего много способствовал сближению петербургской и московской ветвей русской музыки (например, часто исполнял произведения Римского-Корсакова, Глазунова и других петербургских авторов в Москве и сам вошел в петербургский Беляевский кружок).

Сергей Иванович Танеев - русский композитор, пианист, музыкальный ученый, педагог. Родился во Владимире 13 (25) ноября 1856 в дворянской семье (его дядя Александр Сергеевич Танеев был камергером двора и композитором-любителем; брат Владимир Иванович – известный экономист и общественный деятель; двоюродная сестра – фрейлина двора Анна Вырубова). В десятилетнем возрасте поступил в только что открывшуюся Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 с золотой медалью по классам фортепиано Н.Г.Рубинштейна и композиции П.И.Чайковского. Танеев был любимым учеником Чайковского и его близким другом до конца дней Петра Ильича, нередко исполнителем его сочинений, а также их редактором и аранжировщиком. После образовательной поездки за рубеж преподавал в Московской консерватории музыкально-теоретические предметы, а затем фортепиано; в 1885–1888 по просьбе Чайковского возглавил консерваторию; в дальнейшем вел специальные курсы полифонии и музыкальной формы. В 1905, в знак солидарности с Н.А.Римским-Корсаковым, уволенным из Петербургской консерватории, ушел из Московской консерватории и продолжал занятия с учениками частным образом. Среди консерваторских студентов Танеева – композиторы С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин, Н.К.Метнер, С.М.Ляпунов, Р.М.Глиэр, А.Т.Гречанинов и многие другие; большинство из них постоянно обращалось за советами к Танееву и после окончания обучения. В круг общения Танеева входили не только музыканты; он неоднократно встречался с Л.Н.Толстым (несколько раз проводил летний отпуск в Ясной Поляне, не став, однако, при этом «толстовцем»), живо интересовался поэзией символизма (особенно ритмическим ее аспектом) и был лично знаком с молодыми московскими поэтами; оригинальным увлечением Танеева были занятия эсперанто (на этом языке написана большая часть его Дневников). После смерти Н.Г.Рубинштейна и П.И.Чайковского Танеев оказался центральной фигурой музыкальной жизни – как педагог, пианист (солист и в особенности великолепный ансамблист), дирижер, ученый и, главное, музыкант огромного кругозора, безупречного вкуса и человек высочайшей нравственной чистоты и ответственности. В период после 1905 он был одним из основателей Народной консерватории, учредителем и участником общества «Музыкально-теоретическая библиотека», сотрудником музыкально-этнографической комиссии при Московском университете и т.д. С начала 1890-х годов работал над изучением полифонии строгого стиля старых западных мастеров, поскольку считал, что именно освоение этих приемов и форм может обогатить в дальнейшем русскую музыку, которая в своем историческом развитии миновала период строгого стиля (в особенности желательным Танеев считал такой путь для русской духовной музыки, и сам сделал несколько опытов в данном направлении). Результатом его труда стало масштабное исследование "Подвижной контрапункт строгого письма" (1889–1906; издано в 1909) и незаконченное и изданное посмертно "Учение о каноне".

Как композитор Танеев являлся признанным главой московской школы. В числе прочего много способствовал сближению петербургской и московской ветвей русской музыки (например, часто исполнял произведения Римского-Корсакова, Глазунова и других петербургских авторов в Москве и сам вошел в петербургский Беляевский кружок). В стиле Танеева ощутимо влияние Чайковского (особенно в ранних произведениях), а также опора на западноевропейскую классику (Бах, Бетховен).

Композиторское наследие Танеева велико по масштабам и разнообразно по жанрам, в нем представлены и опера ("Орестея", первая опера зрелой русской школы на античный сюжет, поставлена в 1895), и симфония (четыре симфонии, среди которых наиболее интересна Четвертая, 1898), и оригинальная вокальная лирика (в том числе на стихи современников Танеева – поэтов-символистов). Наиболее крупные достижения связаны с хоровыми, кантатными жанрами и камерными ансамблями. Танеев – автор лучших русских вокально-симфонических произведений этого периода: лирической кантаты "Иоанн Дамаскин" на стихи А.К.Толстого (1884) и монументального полотна "По прочтении псалма" на стихи А.С.Хомякова (1915), а также превосходных отдельных произведений и циклов для хора без сопровождения на стихи русских поэтов, где блестяще применяется сложная полифоническая техника. То же можно сказать о его многочисленных ансамблях (около 20 сочинений: трио, квартеты, квинтеты), где особенно ясно ощутим строгий и возвышенный тип танеевского мышления, не лишенный при этом ни яркого драматизма, ни целомудренной лирики. Умер Танеев в Москве 6 (19) июня 1915.

Композитор Сергей Танеев родился в 1856 году, принадлежал к дворянскому роду. Его отец также был талантливым любителем музыки, воспитывал Серёжу музыкальным ребенком. В раннем возрасте С. Танеев поступил в консерваторию, где обучался у Чайковского. Проявляя впоследствии профессионализм в кантата, хор, вокальные миниатюры и камерная инструментальная музыка - осуществлял научную и педагогическую деятельность в области музыковедения. Но основное дело жизни - композиторское творчество. Весьма небезынтересна творческая биография. Танеев Сергей Иванович был выдающейся личностью.

О направлениях деятельности и творчества

Будучи авторитетным в культурной сфере, Сергей Танеев был первым в стране музыковедом. Занятия проходили в Московской консерватории. В процессе педагогической и профессорской деятельности он воспитывал творческую молодежь, в числе учеников были знаменитые композиторы: Рахманинов, Скрябин, Глиэр.

Произведения Танеева, созданные на пороге 20 века, относятся к направлению неоклассицизма, развившегося в начале этого века. Композиторская деятельность была признана не сразу. Музыкальные работы считали сухими, результатом учености и кабинетного творчества. Увлечение Танеева Бахом и Моцартом также не прибавляли интереса. Но с исторической точки зрения был оправдан поиск прочных оснований для отечественной музыки, применимый к слиянию с европейской культурой. Его музыка отличалась универсальностью.

Перспективы и факты

Широкие перспективы открылись перед музыкантом после получения образования. Он выступал на концертах, преподавал и занимался композиторской деятельностью. Ещё в молодом возрасте ездил во Францию для знакомства с европейской культурой. Все признавали за Танеевым выдающиеся нравственные качества, называя его "совестью музыкальной Москвы". Танеев Серей Иванович, краткая биография которого рассматривается, прославил своё имя.

Обучение

О ранних произведениях Танеева

Кантата "Иоан Дамаскин" на текст А. Толстого прославила композитора, а сам он назвал ее первым номером в своей творческой биографии. Это было в 1884 году.

Жанр классической музыки кантата характеризует творчество музыканта. На создание подобного русского православного произведения его вдохновили кантаты Баха. По замыслу это приготовление к открытию Храма Христа Спасителя, но впоследствии планы пришлось изменить. Тем не менее это философское произведение на тему жизни церковного писателя, жившего в 17 и 18 веках.

С этого же момента в творчество вошла хоровая музыка. В произведениях прослеживается стремление создать картину мира, показать ее грандиозность путем монументальных замыслов. Другая кантата Танеева "По прочтении псалма" также является вершиной его творчества, но создана позже.

Единственная опера - трилогия "Орестея" на основе произведений Эсхила переводит античный стиль и сюжет, применяя его к русской музыке. На сочинение оперы потрачено 10 лет. Кропотливость показывает, как требовательно Танеев относился к своим произведениям. Но уникальный труд оказался несвоевременным и не был признан, так как не получил понимания. Выражая индивидуальность, отличную от тенденций современности, композитор занимался поиском обобщений в виде нравственных идей, идеального. Таков был Танеев Сергей Иванович.

Хоровое творчество композитора составляет особый и значительный раздел его биографии. Для создания хоровых произведений как отдельных номеров, так и объединенных в циклы, он обращается к поэзии Тютчева, Фета, Полонского, Хомякова, Бальмонта.

Творческим порывом к созданию цикла, который признан вершиной русской хоровой музыки, под названием "Двеннадцать хоров а cappella для смешанных голосов" стали стихи известного русского поэта До него русская музыка еще не знала таких монументальных и серьезных хоровых сочинений. В них находит воплощение его философичная, высоконравственная натура, широта и мощь идей, а также проявилось яркое дарование композитора-полифониста.

Этап деятельности после работы в консерватории

После передачи полномочий директора консерватории 1889 году В. Сафронову Танеев сформировал дружественные контакты с петербургскими музыкантами. Следовал предреволюционный период истории страны, и многие ученики участвовали в забастовках. Танеев выступал против их отчисления за эти действия. После окончания преподавательской деятельности Танеев продолжал обучать бесплатно, давая частные уроки, потому что считал оплату помехой отбору музыкантов.

На пороге 20 века установилась дружба с Л. Толстым, в результате чего часто посещал Ясную Поляну композитор. Он даже жил там в предоставленном Л. Толстым флигеле, работал, увлекался шахматами. В конце шахматной партии проигравший должен был исполнять свое произведение в виде чтения вслух или игры на рояле. Но у Л. Толстова случился семейный разлад в связи с данной дружбой, так как к Танееву начала испытывать симпатию жена писателя. Но при этом она выражала восторг к музыке и говорила, что осталась жива после смерти сына благодаря именно ей. Но сам композитор вел себя как обычно сухо, скрытно и не был причиной личного конфликта. Софья Андреевна была благодарной слушательницей произведений, симфоний, но в поисках красоты и идеальности это не было замечено композитором.

Личная жизнь

При этом композитор не был бесчувственным, но был волевым и обладал тонким юмором. Он вел дневник на языке Эсперанто и написал на нем несколько романсов. У Танеева была также любовь к жене художника Бенуа, матери четырех детей. По законам того времени развод означал передачу детей супругу, отцу. Танеева по этому поводу несколько лет преследовала драма, поскольку отношения пришлось разорвать.

Няня Танеева жила вместе с ним и занималась его хозяйством. После концертов любители его творчества дарили ему венки из лавра. Оказывается, что няня использовала этот лавровый лист для приготовления пищи, так как однажды она высказалась: "Вы бы концерт дали, а то лавровый лист кончается".

Это не единственная юмористическая история, с которой сталкивался Танеев Сергей Иванович. Интересные факты из жизни рассмотрим далее.

Вполне сопровождается юмором жизненный путь, который прошел Танеев Сергей Иванович. Интересные факты из его жизни можно перечислять долго.

В России было много людей, любивших выпить. Музыкант относился к этому терпимо. Он говорил: "Пьянство - это, скорее всего, не недостаток, а излишество".

Творчество периода начала 20 века

Симфония "До минор" с чертами философского симфонизма была посвящена Глазунову, который также управлял ее премьерой. В центре сюжета - лирический герой, преодолевающий хаос бытия и трагизм жизни. Появившись после Шестой симфонии Чайковского, это произведение могло быть поставлено в ряд с некоторыми симфониями Бетховена и Брамса.

Вклад в жанр инструментальной музыки, процветание камерного ансамбля обеспечил Танеев Сергей Иванович. Биография, произведения которого свидетельствуют о начале культурного преобразования в музыке страны. Впоследствии направление было развито другими композиторами уже советского периода. Методы и средства выражения подвергались избирательности. В квартетах и ансамблях использовался стиль полифонии, плавное развитие темы. Популярны были и романсы, отличавшиеся мелодичностью.

Танеев даёт концерты и участвует в жизни музыкальной Москвы. В 1910 году молодой композитор Сергей Прокофьев получает его поддержку при попытке опубликовать произведение. Портретные фотографии тех лет отражают творческий облик. Танеев Сергей Иванович, фото которого можно увидеть в статье, является национальной гордостью.

Конец жизни и творчества

А. Скрябин, ученик композитора, умер в 1915 году. Сергей Танеев пришел на похороны в легкой одежде, в результате чего простудился и умер спустя несколько недель. На проводы композитора пришла вся Москва. На этом заканчивается биография. Танеев Сергей Иванович ушел из жизни в возрасте 58 лет.

Заключение

Имя Танеева украшает перед входом в партер Он является, несомненно, выдающимся композитором, а также ученым, работавшим в должности профессора консерватории. Пианист-виртуоз своего времени Танеев был прославленным исполнителем. Его многообразное творчество имеет особенности, присущие позднему романтизму и символизму, а также охватывает несколько жанров.

Большой вклад в русскую культуру внес Сергей Танеев, биография которого свидетельствует об этом. Занимая особое место в русской музыке 19-20 веков, он запечатлел свое творчество исключительным отношением к искусству.

Серге́й Ива́нович Тане́ев (25 ноября 1856, Владимир - 19 июня 1915, Дютьково под Звенигородом) - русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель из дворянского рода Танеевых. Младший брат писателя В. И. Танеева.

Родился в городе Владимире в 1856 году. Его отец увлекался литературой, писал пьесы, был эрудированным человеком, также являлся магистром словесности и музыкантом-любителем. Мать играла на фортепиано, неплохо рисовала. В семье Танееевых было шестеро детей, трое из которых умерли. Сергей был младших ребенком из тех, что остались. Танеевы жилы скромно, но старались изо всех сил дать детям достойное образование и хорошо их воспитать. К ним нередко захаживали известные деятели искусства.

В 1866 году Танеевы перебрались в Москву. Сергей поступил там в гимназию, а заодно и в Московскую консерваторию. Девять лет Сергей учился в консерватории, где сначала посещал класс фортепиано, изучал теорию музыки у Э. Лангера. Рубинштейн высоко отзывался о юном Танееве. Сергей закончил консерваторию с золотой медалью. После этого он отправился в Париж. 4-5 часов в день он посвящал игре на фортепиано, а всё остальное время гулял по городу. Бывал он часто в гостях у Полины Виардо, там же он познакомился с Тургеневым, с писателем Флобером, композитором Гуно. Был в гостях он и у Сен-Санса, где исполнил Первый фортепианный концерт Чайковского. Кстати, в Париже Танеев продолжал переписываться с самим Чайковским. Во французской столице юный музыкант провел восемь месяцев.

В 1878 году он начал преподавать в Московской консерватории. Преподавательская деятельность очень увлекла Сергея. Он работал в консерватории вплоть до 1905 года. С 1881 года он стал профессором консерватории, а пост директора этого заведения занял в 1885 году и пробыл на нем до 1889 г. Танеев сдружился со Львом Толстым. Их роднила любовь к шахматам. После смерти же Чайковского Танеев счел возможным завершить его вокальный концерт «Ромео и Джульетта», фортепианный концерт, пьесу «Экспромт» и некоторые другие сочинения.

В 1905 году Танеев ушел из консерватории, протестуя против их методов руководства. Несмотря на то, что студенты и профессора просили его вернуться, он ушел навсегда. Однако Танеев продолжал обучать учеников частным образом. Концерт приносили Танееву неплохие гонорары, а потому он не брал плату с учеников за занятия. Его жена Пелагея вела абсолютно всё хозяйство. И называла она своего супруга «малым дитям».

Танеев являлся одним из основателей и преподавателей «Народной консерватории». Сергея также знали как энтузиаста-фольклориста. Он сделал обработки 27-ми украинских песен, гармонизовал несколько малорусских песен. В 1883 году он путешествовал по Грузии, после чего написал исследование «О музыке горских татар». Танеев развивал много музыкальных теорий, он создал поистине уникальный труд «Подвижный контрапункт строгого письма». Продолжением работы было «Учение о каноне». К концу своей жизни он продолжал интенсивно работать. В 1915 году, после похода на похороны А. Скрябина, Танеев сильно заболел. Болезнь дала осложнение на сердце, поэтому врач порекомендовал Сергею уехать в более спокойное место. Пианист перебрался в деревню Дютьково, где умер 6 июня 1915 года, не оправившись от простуды.




Top