Об анатолии калинине как о поэте. Донской писатель анатолий калинин

КАЛИНИН АНАТОЛИЙ ВЕНИАМИНОВИЧ (22 августа 1916 года — 12 июня 2008 года) - известный русский и советский писатель, прозаик, публицист, критик, поэт и сценарист; выдающийся донской писатель, общественный деятель и гражданин.

Родился Анатолий Вениаминович в семье учителя, в Станице Каменская, сейчас г. Каменск-Шахтинский Ростовской области. Дед пел в соборе казачьем войсковом хоре. С раннего детства писатель помнит, что вокруг все пели, - рассказывает зав. библиотекой №17 Любовь Приходько.


В 12-13 лет Калинин организовал пионерский отряд и стал первым его председателем, писал тексты для отрядной газеты. 16-летний Калинин сотрудничал в новочеркасской районной газете «Знамя Коммуны». Первые художественные публикации (стихи и рассказы) состоялись в краевой газете «Молот», но писатель впоследствии назвал их «плохими и поверхностными». В 1935 Калинина как способного журналиста пригласили на работу в «Комсомольскую правду». Он был собственным корреспондентом «Комсомольской правды» в Армении, Кабардино-Балкарии, на Украине, на Дону.


1938-39 работает над первым романом «Курганы». А.Серафимович, прочитав его, сказал Калинин: «Ну, здравствуй, молодой Шолохов!» В 1939 Калинин работает военкором на финском фронте. По заданию редакции берет интервью у М.Шолохова. Неохотно раскрывая финальный замысел «Тихого Дона», которым так интересовался Калинин, в свою очередь Шолохов озабоченно расспрашивал о фронтовых делах. Знакомству суждено было продлиться на долгие годы.


В сентябре 1941 Анатолий Калинин командируется на Южный фронт как специальный военный корреспондент «Комсомольской правды». Работал Калинин очень плодотворно в разных жанрах: репортаж, очерк, путевые заметки, портрет. В это же время он опубликовал роман «Курганы». Героизму советских бойцов посвящены повести «На юге» (1944), «Товарищи» (1945) и созданный на их основе роман «Красное знамя» (1951).

После войны Калинин поселился на Дону, в хуторе Пухляковский, Усть-Донецкого района. На материале колхозной жизни им написаны здесь книги очерков: «Неумирающие корни» (1947), «На среднем уровне» (1954), «Лунные ночи» (1955), «Гранатовый сок» (1968).

В романе «Запретная зона» (1962) повествуется о строительстве Волго-Донского канала. Писатель развивает тему доверия к человеку, в данном случае — к заключенному.

Картины прошедшей войны оживают в повести Калинина «Эхо войны» (1963) и романе «Суровое поле» (1958).

В 1973 году он удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР имени Горького за повести «Эхо войны» и «Возврата нет». В том же 1973 году по роману «Возврата нет» был поставлен художественный фильм, в котором участвовали такие актеры, как Нонна Мордюкова, Владислав Дворжецкий, Николай Еременко, Алексей Баталов и др.


Роман «Гремите, колокола!», вышедший в 1967 году, посвящен проблемам нравственного и эстетического воспитания молодежи в семье и, как другие произведения А.Калинина, привлекает анализом духовного мира героев.


В 60-е годы Калинин пишет роман «Цыган».


В романах «Цыган», «Суровое поле», в повестях «Эхо войны», «Возврата нет» писатель, возвращаясь к событиям минувшей войны, раскрывает связь, которая существует между прошлым и сегодняшними делами современников.

Герои романа «Цыган » обрели вторую жизнь. Первая экранизация романа с Евгением Матвеевым в заглавной роли снималась на Дону и вышла в 1967 году. Это был режиссерский дебют Евгения Матвеева.

В 1979 году вышла вторая экранизация романа - многосерийный фильм «Цыган» - э то фильм про то, как люди, независимо от национальности, учились жить и выживать, лечить нанесенные войной раны и продолжать верить в лучшее. Это фильм про то, как самый одинокий и несчастный цыган с самыми «золотыми руками» на деревне обрел свое счастье и нашел родного сына и любовь, любовь, излечивающую, помогающую справиться со всем. «Цыган» — кинофильм про человека, который, несмотря ни на что, выстоит и пойдет дальше, даже если не осталось ни капли надежды.



Дуэт талантливых актеров Клары Лучко и Михая Волонтира был настолько удачным, что им пришлось сниматься не только в «Цыгане», но и его продолжении «Возвращение Будулая», вышедшем на экраны в 1985 году. И этого продолжения очень ждали зрители, фильм стал по-настоящему народным, а исполнителям главных ролей Михаю Волонтиру и Кларе Лучко было присвоено звание «Народный артист СССР ».

В разные годы Калинин написал ряд статей о М.Шолохове, многие из них вошли в сборник А. Калинина «Вешенское лето» (1975). Михаил Шолохов был кумиром и литературным наставником Анатолия Калинина.


В 1975 году вышла в свет книга А. В. Калинина«Время „Тихого Дона“», опубликованная сначала в«Известиях».

В 1982-1983 годах вышло собрание сочинений Анатолия Калинина в четырех томах. В это издание, помимо прозаических произведений писателя, включены его стихи.


С 1966 по 1988 годы писатель неоднократно избирался депутатом Верховного Совета РСФСР. Многое было сделано в эти годы по наказам избирателей. С его легкой руки появились в донских городах и хуторах школы, клубы, больницы, детские дома.


После выступления Калинина на сессии Верховного Совета в Ростове-на-Дону начали строительство нового здания Ростовской публичной библиотеки. А вершина его общественной работы – создание государственной заповедной зоны вокруг первой и древнейшей столицы донского казачества — станицы Раздорской и примыкающих к ней хуторов Пухляковского и Каныгина.


А.В.Калинин награжден орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов. Скончался Анатолий Вениаминович 12 июня 2008 года, в ст. Пухляковской. В доме, где он жил с 1946 г., создан мемориальный музей. В память о своем земляке-хранителе устраивают хуторяне в Раздорском этнографическом музее-заповеднике ежегодный фестиваль «Калининское лето ». Ожидается, что в 2016 году в честь юбилея мероприятие должно быть особенно ярким и праздничным с выступлениями народных ансамблей, песенными полянами, творческими площадками, выставками.

А библиотека №17 представляет книжную выставку, посвященная 100-летию А.Калинина.

Любовь Приходько

«Поверю вдруг, что смерти нет…»

Анатолий Вениаминович Калинин – известный донской писатель, поэт, критик, публицист. Велико его обаяние. В 1970 году лауреат Нобелевской премии по литературе Михаил Шолохов, высоко ценивший талант Калинина, узнав, что Анатолий Вениаминович перенес инфаркт, написал ему: «Дорогой Анатолий! Получил твое письмецо и возрадовался, что ты уже на ногах. Ты не хворай и живи дольше. От тебя человеческое тепло далеко идет. Мне, например, легче живется, как только подумаю о тебе. Очевидно, и многим другим».

22 августа 2016 года Анатолию Вениаминовичу Калинину исполнилось 100 лет со дня рождения. Жаль, что отмечать эту дату почитателям творчества писателя пришлось уже без него. 12 июня 2008 года Анатолия Калинина не стало.

Анатолий Вениаминович Калинин родился в 1916 году в станице Каменской, ныне город Каменск-Шахтинский, в семье сельского учителя. Отец Калинина был новочеркасским казаком, мать - каменской казачкой. Дед пел в соборе в казачьем войсковом хоре, у него был редкий бас–профунда.

Как-то в одном из интервью писатель сказал, что помнит время, когда слово «казак» в нашей стране не произносилось. А ведь казачество во все времена было хребтиной России. И в том, что сегодня на Дону тихо, подчеркнул Анатолий Вениаминович, есть немалая заслуга казачества.

Калинин считал, что возрождение казачества – закономерный процесс, который набрал живительную силу в самом конце прошлого века. Однако начался он отнюдь не с развала СССР, а еще на полях Великой Отечественной, когда в 1942 году было принято решение о создании Донского кавалерийского казачьего корпуса. Именно тогда, по словам писателя, были забыты все распри и казаки пошли на защиту Отчизны.

Первая книга

К литературному труд Анатолий Калинин приобщился рано. Будучи пионером, стал писать в газеты «Ленинские внучата» и «Пионерская правда» заметки о сельской жизни, о первых колхозах на Дону. В 1930 году подростком ездил по хуторам и станицам с рабочей колонной, проводившей коллективизацию. В 1931 году вступил в комсомол и начал работать в газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии. С 1935 года Анатолий Калинин – собственный корреспондент «Комсомольской правды».

Первая книга Калинина вышла в 1940 году. Это был роман «Курганы», посвященный колхозной нови в казачьем крае. С первых страниц книги чувствуешь, что автор хорошо знает то, о чем пишет: крестьянский труд, казачий быт, народный язык. Эти знания, а также глубокое понимание психологии человека, умение подметить какую-то характерную черту героя ярко проявятся потом и в других произведениях Анатолия Вениаминовича. В том числе во фронтовых очерках, где главными действующими лицами были вчерашние колхозники-казаки, надевшие по призыву Родины солдатские шинели.

«На среднем уровне»

Фронтовой путь военного корреспондента Калинина был длинным. Он писал и посылал в газеты материалы из-под Ростова, Моздока, Сталинграда… В 1943 году в Ростове вышла книга его очерков «Казаки идут на Запад». Через год, в журнале «Новый мир», напечатана повесть «На Юге», в 1945 году на свет появляется повесть «Товарищи». Впоследствии на основе этих повестей о героизме советских солдат писателем был создан роман «Красное знамя», изданный в Ростове в 1951 году. Важная веха на его творческом пути. И все же как писатель начался Калинин не с этих произведений», а с очерка «На среднем уровне», опубликованном в «Правде» в 1953 году. Об этом Анатолий Вениаминович говорил так: «С очерка «На среднем уровне» и последовавшего за ним очерка «Лунные ночи» и начинаюсь я, в чем совершенно твердо уверен, как писатель… Эти очерки укрепили меня в сознании важности и необходимости того, о чем пишу. Был огромный поток читательских писем, обязывающих, но окрыляющих…».

Роман «Цыган»

Работал Анатолий Калинин много и плодотворно. Однако действительно всенародная известность пришла к нему лишь с романом «Цыган». Калинин вспоминал: «Образ Будулая появился у меня в тот момент, когда командир казачьего корпуса Селиванов привел меня в госпиталь, где вручали орден Красной Звезды цыгану-разведчику Ищенко. Тогда я еще не знал, что буду писать роман «Цыган»… А до этого, когда мы отступали под Малой Белозеркой, я видел цыганскую раздавленную кибитку. Мне рассказали, что какая-то украинская женщина взяла оставшегося в живых младенца… Потом, когда я приехал в Пухляковку, через некоторое время здесь поселился кузнец-цыган. Звали его Иваном Васильевичем, жену Галей, а младшего брата – Будулаем». Именно эти отрывочные фрагменты жизненного калейдоскопа в сознании писателя в какой-то момент сложились, и возник сюжет произведения, которое до сих пор читаемо и любимо народом. Писал его Анатолий Вениаминович 14 лет – с 1960 по 1974 год.

Калинин -депутат

Сразу после войны Калинин вместе с женой Александрой Юлиановной и маленькой дочерью поселился в хуторе Пухляковском. Голодные годы, разруха… Все испытания Калинины переносят также стойко, как и остальные жители Пухляковского.. Правда, в сегодняшней Пухляковке трудно узнать ту, послевоенную. Красивые дома, благоустроенные улицы. И в этом разительном преображении есть большая заслуга Анатолия Калинина, четырежды избиравшегося депутатом Верховного Совета РСФСР. Вот как пишет об этом писатель Василий Воронов в очерке, посвященном 90-летию Анатолия Вениаминовича, который вышел в свет в газете «Правда» 22 августа 2006 года: «Депутат Калинин всю жизнь прожил в хуторе, рядом со своими избирателями. А его знаменитая депутатская приемная - дом в Пухляковском и беседка во дворе. Тысячи людей побывали здесь, и у каждого своя нужда, своя просьба, свое горе.

Тысячи писем написал депутат «в инстанции», прося, умоляя, настаивая, взывая к совести и здравому смыслу.

У бабушки, фронтовой вдовы, - конфликт с милиционером. Калинин пишет письмо милиционеру. Директор совхоза буквально затравил двух молодых специалистов.

Калинин едет к директору и долго разговаривает с ним. А сколько квартир получили агрономы, инженеры, учителя, врачи, молодые писатели, художники благодаря личному участию депутата в их судьбах! Целая улица коттеджей построена в Пухляковском пензенскими шефами благодаря давней дружбе Калинина с Львом Борисовичем Ерминым, тогдашним первым секретарем Пензенского обкома, бывшим раздорским районщиком.

В хуторе в свое время были открыты межрайонная школа искусств, хуторская картинная галерея. Кстати, большинство картин в галерее - подарки художников Калинину.

Всего и не счесть, что сделано для земляков депутатом и писателем.

В дневнике за 1981 год у меня есть запись: «У Калинина с утра гости. Делегация со строящегося в Красном Сулине завода порошковой металлургии. Железнодорожники из Батайска. Директор совхоза из станицы Раздорской. У всех к депутату конкретные просьбы, письма, документы. Через несколько часов, шумно прощаясь, гости разъехались. Радостно потёр руки:

Славный у нас народ! Дай самостоятельности - горы свернет! А мы всё из-под палки, через инструкции. Почти все мои депутатские потуги - помочь дельным людям продраться через инструкции, решения и постановления.

Помолчал, глядя в окно, поднял указательный палец и отчеканил, словно споря с невидимым противником:

Знаете, чем я горжусь как депутат? - Он пронзил меня хитро блестевшими глазами. С послевоенных лет в Пухляковском не осужден ни один хуторянин. Ни один!»

«Когда меня уже не будет…»

Ежегодно в конце лета на донской земле проходят традиционные «Калининские чтения». Когда Анатолий Вениаминович был жив, в хутор Пухляковский приезжали почитатели его таланта из разных уголков нашей страны и из-за рубежа. «Калининские чтения» становились настоящим праздником русской литературы, без которой Калинин не представлял свою жизнь. В этот день много было поздравлений, шуток, песен. А завершался праздничный вечер концертом в честь Анатолия Калинина, великого романтика, лирика и прекрасного человека, умевшего ценить красоту родного края и вслед за Михаилом Шолоховым прославившим ее на весь мир.

Однажды в очередной день рождения в ответ на поздравления Анатолий Вениаминович прочитал свое стихотворение, которое потрясло многих своей искренностью и глубиной передаваемых чувств. Им мы и закончим рассказ о нашем знаменитом земляке.

Когда меня уже не будет,
И след мой пеплом заметет,
Все то же розовое чудо
Опять над островом всплывет.

И, распахнув свои ресницы,
Такой прольет на землю свет,
Что даже я в своей темнице
Поверю вдруг, что смерти нет.

Что не зарыт я, а посеян,
До часа преданный кресту,
Когда опять, землей взлелеян,

Навстречу солнцу прорасту.

Александр Петров

В материале использованы источники:
1. С. Гурвич. «У писателя-земляка». Ростовское книжное издательство, 1959 год.
2. Н. Калинина. «Калинин Анатолий Вениаминович». Ростов-на-Дону: Альтаир, 2013 год.
3. В. Воронов. «Здравствуй, Калинин!» Очерк, посвященный 90-летию выдающегося советского писателя. Газета «Правда», 22-23 августа, 2006 год.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Ростовская область – край богатой и славной истории, щедрой природы, самобытной казачьей культуры, талантливых и гостеприимных людей. Слово «Дон» сродни удару колокола. Оно собирало и собирает людей, возвышает душу. Главное достояние Донского края – люди, проживающие на берегах великого Тихого дона и Азовского моря. Именно донская земля породила двух лауреатов Нобелевской премии в области литературы. Пожалуй, после Шолохова и Солженицына, особым уважением пользуется творчество донского писателя Анатолия Калинина.

3 слайд

Описание слайда:

КАЛИНИН АНАТОЛИЙ ВЕНИАМИНОВИЧ (22 августа 1916 года - 12 июня 2008 года) - известный русский и советский писатель, прозаик, публицист, критик, поэт и сценарист; выдающийся донской писатель, общественный деятель и гражданин.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

В годы Гражданской войны отец был членом волостного революционного комитета, участвовал в реквизиции имущества у богатых, налаживал занятия в школах. Отец у Калинина - сельский учитель, был новочеркасским казаком, мать - каменской казачкой. Дед пел в соборе в казачьем войсковом хоре, у него был такой редкий бас - профунда… С раннего детства писатель помнит, что вокруг все пели. В раннем детстве мальчик стал свидетелем нападения бандитов на их дом, выручила мать, первая выстрелившая из нагана. Места проживания семьи, всегда связанные с донской землей, обусловили близкое знакомство с бытовым укладом и культурой казачества. Позже Калинин вспоминал: «Если то, что обычно принято называть творчеством, начинается с поиска... гармонии музыки жизни с музыкой слова, то где же впервые и можно было вслушаться в эту гармонию, как не в казачьей песне». Впечатления раннего детства и стиль жизни семьи определили активную жизненную позицию Калинина. В 12-13 лет Калинин организовал пионерский отряд и стал первым его председателем, писал тексты для отрядной газеты. 16-летний Калинин сотрудничал в новочеркасской районной газете «Знамя Коммуны». Первые художественные публикации (стихи и рассказы) состоялись в краевой газете «Молот», но писатель впоследствии назвал их «плохими и поверхностными». В 1935 Калинина как способного журналиста пригласили на работу в «Комсомольскую правду». Он был собственным корреспондентом в Армении, Кабардино-Балкарии, на Украине, на Дону. В 1938-39 работает над первым романом «Курганы». А.Серафимович, прочитав его, сказал Калинин: «Ну, здравствуй, молодой Шолохов!» В 1939 Калинин работает военкором на финском фронте. По заданию редакции берет интервью у М.Шолохова. Неохотно раскрывая финальный замысел «Тихого Дона», которым так интересовался Калинин, в свою очередь Шолохов озабоченно расспрашивал о фронтовых делах. Знакомству суждено было продлиться на долгие годы.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

В 1941 Калинин вступает в Коммунистическую партию. В сент. 1941 командируется на Южный фронт как специальный военный корреспондент «Комсомольской правды». Работал Калинин очень плодотворно в разных жанрах: репортаж, очерк, путевые заметки, портрет. Впервые характерный калининский стиль проявился в очерке «Искры над Грозным» (окт. 1942), повествующем о кровопролитных боях под стратегически важным для немцев нефтяным редутом, лишь после взятия которого они должны были развернуть генеральное наступление на Сталинград. «Я помню время, когда слово «казак» не произносилось», - вспоминал Калинин. Он считал, что возрождение казачества, его традиций, его уклада жизни началось еще на полях Великой Отечественной. «Казачество во все времена было хребтиной России, - говорил писатель, - И я бы не сказал, что у нас в стране не любят казаков. Народ разбирается… А в том, что сегодня на Дону тихо, есть немалая заслуга и казачества». В 1944 он пишет роман «На юге». В основу романа легли боевые действия, в которых принимал участие казачий корпус. Воинской дружбе посвящен роман «Товарищи» (1945). В 1946 Калинина переезжает в хутор Пухляковский, работает над злободневными сельскохозяйственными очерками («На среднем уровне», «Лунные ночи», «Неумирающие корни», «В тылу отстающего колхоза», «Братья» и др.). Художественный мир Калинина постепенно заселяется его земляками, порой с реальными фамилиями, их судьбы вплетаются в военную тему. Так, в романе «Красное знамя» (1951), главными героями которого являются казаки, разворачивается широкая панорама военных действий на Южном фронте, жизни на оккупированных территориях, в лагере военнопленных. Проникнут нравственной тревогой роман Калинина «Суровое поле» (1958), органично соединяющий в своей композиции различные временные и пространственные пласты. Современность сочетается с военными ретроспекциями. Среди знакомых уже военных и деревенских персонажей живет писатель Михайлов, чье восприятие и воображение берет на себя сюжетообразующую функцию. Среди многочисленных положительных откликов о романе резко прозвучало осуждение Калинина за «моральную реабилитацию власовщины» в той части романа, где писатель сделал попытку дифференцированно подойти к проблеме вины военнопленных.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

В 1962 опубликован роман «Запретная зона», где писатель продолжает развивать тему о доверии к человеку, в данном случае - к заключенному. В 1963 увидела свет повесть «Эхо войны». Калинин исследует феномен предательства и, как в евангельском сказании, главной причиной этого зла называет своекорыстие, желание сохранить и приумножить свое богатство любым способом, даже ценой предательства. Варвара Табунщикова выдает немцам раненого солдата. Спустя годы после войны настигает Варвару возмездие за совершенный грех - она не выдерживает взгляда матери солдата, погибшего по ее вине, и падает, сраженная параличом. Казалось бы, этот эпизод мог бы стать эффектным концом повести, но Калинин продолжает повествование и рассказывает о том, как тяжело пришлось дочери Варвары - ухаживать за парализованной матерью, выполняя дочерний долг, и сносить при этом попреки окружающих (в первую очередь мужа) за то, что обихаживает «волчицу». Такая разомкнутость сюжета, размытость окончания оказывается сродни мифу. Преимуществами «разомкнутого» сюжета воспользуется Калинин в серии повестей «Цыган» . Корни этого произведения традиционно для Калинина уходят в военное время, которое во многом предрешает происходящие спустя годы события в жизни героев. Самым ярким достижением романа можно считать запоминающиеся образы главных героев - красивой, исполненной чувства собственного достоинства русской крестьянки Клавдии и благородного, не лишенного романтических черт цыгана Будулая. Высокий накал их зрелой, но трепетной любви делает убедительными самые невероятные хитросплетения сюжета. Повести «Эхо войны» и «Возврата нет» были удостоены Государственной премии РСФСР за 1973. В разные годы Калинин написал ряд статей о М.Шолохове, многие из них вошли в сборнике Калинина «Вешенское лето» (1975). Некоторые калининские герои обрели вторую жизнь на киноэкране; по роману "Цыган" создан многосерийный телефильм. Ряд произведений А.Калинина переведен на языки народов СССР, а также на английский, арабский, болгарский, вьетнамский, французский, хинди и другие.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

«Цыган» - это не просто кино про обрусевших кочевников, которые сменили странствия на оседлость, лихих коней - на домашний очаг. Это фильм про то, как люди, независимо от национальности, учились жить и выживать, лечить нанесенные войной раны и продолжать верить в лучшее. Это фильм про то, как самый одинокий и несчастный цыган с самыми «золотыми руками» на деревне обрел свое счастье и нашел родного сына без программ вроде «Жди меня». Это фильм про любовь, которая зарождается даже на выжженной войной, неблагодатной почве, про любовь, пускающую корни и излечивающую, помогающую справиться. Со всем. Даже с самым страшным. «Цыган» - кино про человека, который, несмотря ни на что, выстоит и пойдет дальше, даже если не осталось ни капли надежды. Кино про человека, который, будь он цыган или русский, до последней капли крови будет бороться за свой дом, где жить и умирать, где отметинами рассеяны могилы предков, за своих родных, за свою честь. «Цыган» - это даже не совсем кино, это отпечаток эпохи, в которой мы больше не живем, эпохи, куда очень хочется вернуться. Мы должны помнить об этой эпохе. Ведь не зная своего прошлого, не построишь будущего.

16 слайд

Описание слайда:

А.В.Калинин награжден орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов. Скончался Анатолий Вениаминович 12 июня 2008 года, в ст. Пухляковской. В доме, где он жил с 1946г., создан мемориальный музей.

Анатолий Вениаминович Калинин

Калинин Анатолий Вениаминович (р. 9.08.1916), писатель. Родился в станице Каменская, ныне Каменск-Шахтинский, в семье учителя. С 1932 работал в газетах Дона, Кубани, Кабарды. В 1941 вышла повесть Калинина «Курганы». Героической борьбе русского народа с немецко-фашистскими захватчиками посвящены повести «На юге» (1944), «Товарищи» (1945) и роман «Красное знамя» (1945), вобравший в себя эти повести. В послевоенное время выходят очерки Калинина - «Неумирающие корни» (1947), «На среднем уровне» (1954), «Лунные ночи» (1955) и др., поднимающие насущные вопросы развития сельского хозяйства. В романе «Суровое поле» (1958) на фоне событий Великой Отечественной войны, событий в Венгрии, послевоенной жизни донской деревни раскрываются судьбы двух поколений русской семьи. Роман носит откровенно полемический характер. Автор утверждает в нем мысль о необходимости доверия к людям, веры в них. В 1961-1974 опубликована повесть «Цыган», в 1963 - повесть «Эхо войны», в которой события предвоенных и военных лет тесно переплетены с современной жизнью, судьбами людей. В повести содержится страстная критика собственнической психологии, исследуется феномен предательства и, как в Евангельском сказании, главной причиной зла называется своекорыстие, желание сохранить и преумножить свое богатство любым способом, даже ценой предательства.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Писатель XX века

Калинин Анатолий Вениаминович - прозаик, поэт.

Родился в семье учителей. В годы Гражданской войны отец был членом волостного революционного комитета, участвовал в реквизиции имущества у богатых, налаживал занятия в школах. В раннем детстве мальчик стал свидетелем нападения бандитов на их дом, выручила мать, первая выстрелившая из нагана. Места проживания семьи, всегда связанные с донской землей, обусловили близкое знакомство с бытовым укладом и культурой казачества. Позже Калинин вспоминал: «Если то, что обычно принято называть творчеством, начинается с поиска... гармонии музыки жизни с музыкой слова, то где же впервые и можно было вслушаться в эту гармонию, как не в казачьей песне». Впечатления раннего детства и стиль жизни семьи определили активную жизненную позицию Калинина.

В 12-13 лет Калинин организовал пионерский отряд и стал первым его председателем, писал тексты для отрядной газеты. 16-летний Калинин сотрудничал в новочеркасской районной газете «Знамя Коммуны». Первые художественные публикации (стихи и рассказы) состоялись в краевой газете «Молот», но писатель впоследствии назвал их «плохими и поверхностными».

В 1935 Калинина как способного журналиста пригласили на работу в «Комсомольскую правду». Он был собственным корреспондентом в Армении, Кабардино-Балкарии, на Украине, на Дону. В 1938-39 работает над первым романом «Курганы». А.Серафимович, прочитав его, сказал Калинин: «Ну, здравствуй, молодой Шолохов!» Ориентация на знаменитого земляка была очевидна. Отдельной книгой роман был напечатан в Ростове-на-Дону в 1941.

В 1939 Калинин работает военкором на финском фронте. По заданию редакции берет интервью у М.Шолохова. Неохотно раскрывая финальный замысел «Тихого Дона», которым так интересовался Калинин, в свою очередь Шолохов озабоченно расспрашивал о фронтовых делах. Знакомству суждено было продлиться на долгие годы.

В 1941 Калинин вступает в Коммунистическую партию. В сент. 1941 командируется на Южный фронт как специальный военный корреспондент «Комсомольской правды». Работал Калинин очень плодотворно в разных жанрах: репортаж, очерк, путевые заметки, портрет. Впервые характерный калининский стиль проявился в очерке «Искры над Грозным» (окт. 1942), повествующем о кровопролитных боях под стратегически важным для немцев нефтяным редутом, лишь после взятия которого они должны были развернуть генеральное наступление на Сталинград.

Большую часть своего фронтового пути Калинин прошел вместе с Донским 5-м гвардейским кавалерийским корпусом. Многие герои Калинина впоследствии окажутся так или иначе причастными к этому фронтовому братству.

В 1944 он пишет роман «На юге». В основу романа легли боевые действия, в которых принимал участие казачий корпус. Воинской дружбе посвящен роман «Товарищи» (1945).

В 1946 - переезд Калинина в хутор Пухляковский, работа над злободневными сельскохозяйственными очерками («На среднем уровне», «Лунные ночи», «Неумирающие корни», «В тылу отстающего колхоза», «Братья» и др.). Художественный мир Калинина постепенно заселяется его земляками, порой с реальными фамилиями, их судьбы вплетаются в военную тему. Так, в романе «Красное знамя» (1951), главными героями которого являются казаки, разворачивается широкая панорама военных действий на Южном фронте, жизни на оккупированных территориях, в лагере военнопленных. Последнее переиздание произведения состоялось в 1954.

Проникнут нравственной тревогой роман Калинина «Суровое поле» (1958), органично соединяющий в своей композиции различные временные и пространственные пласты. Современность сочетается с военными ретроспекциями. Среди знакомых уже военных и деревенских персонажей живет писатель Михайлов, чье восприятие и воображение берет на себя сюжетообразующую функцию (прием сродни леоновскому в романе «Вор» - образ писателя Фирсова). Среди многочисленных положительных откликов о романе резко прозвучало осуждение Калинина за «моральную реабилитацию власовщины» в той части романа, где писатель сделал попытку дифференцированно подойти к проблеме вины военнопленных (выступление С.Злобина в журнале «Новый мир». 1959. №3).

В 1963 увидела свет повесть «Эхо войны». Калинин исследует феномен предательства и, как в евангельском сказании, главной причиной этого зла называет своекорыстие, желание сохранить и приумножить свое богатство любым способом, даже ценой предательства. Варвара Табунщикова выдает немцам раненого солдата. Спустя годы после войны настигает Варвару возмездие за совершенный грех - она не выдерживает взгляда матери солдата, погибшего по ее вине, и падает, сраженная параличом. Казалось бы, этот эпизод мог бы стать эффектным концом повести, но Калинин продолжает повествование и рассказывает о том, как тяжело пришлось дочери Варвары - ухаживать за парализованной матерью, выполняя дочерний долг, и сносить при этом попреки окружающих (в первую очередь мужа) за то, что обихаживает «волчицу». Такая разомкнутость сюжета, размытость окончания оказывается сродни мифу.

Преимуществами «разомкнутого» сюжета воспользуется Калинин в серии повестей «Цыган» (1-я ч.- 1961, 2-я - 1968, 3-я - 1969, 4-я - 1974; отдельным изданием - 1975). Фабульные корни этого произведения традиционно для Калинина уходят в военное время, которое во многом предрешает происходящие спустя годы события в жизни героев. Самым ярким достижением романа можно считать запоминающиеся образы главных героев - красивой, исполненной чувства собственного достоинства русской крестьянки Клавдии и благородного, не лишенного романтических черт цыгана Будулая. Высокий накал их зрелой, но трепетной любви делает убедительными самые невероятные хитросплетения сюжета. По 1-й части романа в 1967 был создан художественный фильм «Цыган» (реж. и исполнитель роли Будулая - Е.С.Матвеев). Еще больший зрительский успех имела телевизионная многосерийная версия романа, вышедшая в 1979 под тем же названием (в главных ролях - М.Волонтир и К.Лучко).

Роман «Гремите, колокола!» (1966-67) сюжетно и системой персонажей связан с романом «Запретная зона». В повести «Возврата нет» (1971) невероятные по драматическому накалу события заполняют судьбу по-настоящему красивой внешне и внутренне Антонины Кашириной, женщины, которой выпало пронести на своих плечах нелегкий груз жизни.

Повести «Эхо войны» и «Возврата нет» были удостоены Государственной премии РСФСР за 1973.

В разные годы Калинин написал ряд статей о М.Шолохове, многие из них вошли в сборнике Калинина «Вешенское лето» (1975).

В произведениях Калинина на первый план всегда выходит нравственный мир человека; писатель подчеркивает: «...помимо внешней стороны жизни людей существует таинственно-прекрасная сторона их жизни, скрытая от беглого взгляда. Она-то и есть их главная жизнь» (Карпова В.- С.37).

Е.А.Колесникова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 139-141.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Собр. соч.: В 4 т. М., 1982-83;

Из фронтовой тетради: стихи // Огонек. 1976. №19. С.17;

В саду Сайда: поэма // Молодая гвардия. 1982. №6. С.66-92;

По кругу совести и долга: стихи и поэма. Ростов н/Д., 1983;

Звезда над лугом: поэма // Огонек. 1985. №43. С.12-13;

Любя и враждуя: роман. М., 1994, 1998;

Цыган: послесл. к роману // Дон. 1997. №5. С.20-56.

Иван Смоляков. М., 1943;

Тихие вербы. Ростов н/Д, 1950; Красное знамя. 2-е изд., М., 1955;

Суровое поле: Повести и рассказы. М., 1960;

Лунные ночи: Рассказы и очерки. Ростов н/Д., 1960;

Запретная зона: Роман, М., 1962;

Эхо войны, М., 1965.

Литература:

Карпова В.А. Анатолий Калинин. М., 1976;

Шишкина Н.А. От имени сердца: Размышления над страницами книг А. Калинина. Ростов н/Д., 1981;

Воронов В. По кругу совести и долга: О творчестве А.Калинина // Дон. 1984. №2. С.155-158;

Преображающий время / беседу вел А.Тер-Макарьян // Литературная Россия. 1998. №37. С.6;

Остова Т.О. М.Шолохов и А.Калинин // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д., 2001. С.65-67.

Литература – 7 класс.

Дата: 20.01.2017

Тема: «Анатолий Вениаминович Калинин. Об авторе.»

    Усвоить знания о жизни и творчестве А.В. Калинина.

    Формировать понятие донская литература.

    Формировать умение работать с иллюстрациями.

Ход урока

    Организационный момент.

    Сообщение темы и целей урока.

    Работа по теме урока.

Анатолий Вениаминович Калинин родился 22 августа 1916 года, в станице Каменской, ныне город Каменск-Шахтинский Ростовской области.

Детство и юность писателя прошли на Дону. Отец у Калинина - сельский учитель, был новочеркасским казаком, мать - каменской казачкой. Дед пел в соборе в казачьем войсковом хоре, у него был такой редкий бас - профунда…

Еще пионером начал А.В. Калинин писать в газеты "Ле -

нинские внучата» и «Пионерская правда» заметки о сельской жизни, о первых колхозах на Дону. В 1930 году, подростком, он ездил по хуторам и станицам Дона с рабочей колонной, проводившей коллективизацию. В 1931 году вступил в комсомол и начал работать в районных и областных газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии. С 1935 года – собственный корреспондент «Комсомольской правды» в Кабардино-Балкарии, Армении, Крыму, на Украине, снова на Дону.

В 1939 году А. Калинин становится военкором на финском фронте. По заданию редакции берет интервью у М. Шолохова. Неохотно раскрывая 7 финальный замысел «Тихого Дона», которым так интересовался Калинин, Шолохов, в свою очередь, озабоченно расспрашивал молодого корреспондента о фронтовых делах. Знакомству суждено было продлиться на долгие годы. В качестве военного корреспондента этой газеты Анатолий Калинин ушел на фронт в 1941 году: находился в основном на фронтах южного направления. Работал Калинин очень плодотворно в разных жанрах: репортаж, очерк, путевые заметки, портрет. Впервые характерный калининский стиль проявился в очерке «Искры над Грозным» (октябрь, 1942), повествующем о кровопролитных боях под стратегически важ-

ным для немцев объектом, после взятия, которого они должны были развернуть генеральное наступление на Сталинград.

Анатолий Калинин пришел в литературу, хорошо зная то, о чем пишет: народный язык, крестьянский труд, казачий быт… Крестьяне, колхозники- казаки, надевшие по призыву Родины солдатские шинели, стали главными героями произведений А. Калинина в годы Отечественной войны. Он писал и посылал в газеты очерки из-под Ростова, Моздока, Сталинграда. Его неуемность, работоспособность были поразительны.

Первая книга А. Калинина вышла в 1940 году. Это был роман «Курганы» , посвященный колхозной нови в казачьем крае.

В 1943 году в Ростове вышла очерковая книжка А. Калинина «Казаки идут на Запад» . Он пишет свои материалы под непрерывный гул снарядов, свист пуль.

В журнале «Новый мир» в 1944 году была напечатана повесть «На Юге», в 1945 – повесть «Товарищи» . На основе этих повестей о героизме с оветских солдат писателем был создан роман «Красное знамя» , изданный в Ростове в 1951 году.

Его произведения военного лихолетья – это проза, написанная по горячим следам. 5-й Донской казачий корпус, с которым он прошел путь от Терека до Австрийских Альп, солдаты, офицеры стали неизменными героями очерков и художественных произведений.

Повесть «На юге», опубликованная в 1944 г., пестрела вымышленными фамилиями, именами солдат и офицеров. Но в 1996 г. у Калинина появилась возможность переиздать роман «На юге». Здесь были восстановлены подлинные номера казачьих соединений, фамилии их командиров, не названные по условиям военной цензуры в 1944 году. И роман словно зажил второй жизнью. Сегодня страницы романа о боях на Дону, под Ростовом читаются буквально на одном дыхании.

После войны А. Калинин поселился на хуторе Пухляковском на Дону, где жил и творил до самого прощального мгновения. Он не скрывал, что при мер бесконечно близкого по духу человека – Михаила Александровича Шолохова, обосновавшегося в станице Вешенской, сыграл для него в жизни большую роль. Художественный мир Калинина постепенно заселяется его земляками, порой с реальными фамилиями, их судьбы вплетаются в военную тему. Так, в романе «Красное знамя» (1951), главными героями ко -

торого являются казаки, разворачивается широкая панорама военных действий на Южном фронте, жизни на оккупированных территориях, в лагере военнопленных.

Очерки Калинина о людях донских станиц («Неумирающие корни», «В тылу отстающего колхоза», «Лунные ночи» ) начинали галерею героев, которые прошли потом через большинство произведений писателя.

В 1953 году в «Правде» увидел свет очерк «На среднем уровне» . Это был смелый, злободневный разговор писателя о развитии деревни, о стиле партийного руководства. Сам писатель говорил об этом так: «С очерка «На среднем уровне» и последовавшего за ним очерка «Лунные ночи» и начинаюсь я, в чем совершенно твердо уверен как писатель... Эти очерки укрепили меня в сознании важности и необходимости того, о чем пишу. Был огромный поток читательских писем, обязывающих, но окрыляющих...».

В 1963 увидела свет повесть «Эхо войны». Калинин исследует феномен предательства и, главной причиной этого зла называет своек орыстие, желание приумножить свое богатство любым способом, даже ценой предательства. Варвара Табунщикова выдает немцам раненого солдата. Спустя годы после войны настигает Варвару возмездие – она не выдерживает взгляда матери солдата, погибшего по ее вине, и падает, сраженная параличом. Этот эпизод мог бы стать эффектным концом повести, но Калинин продолжает повествование о том, как тяжело

пришлось дочери Варвары - ухаживать за парализованной матерью, выполняя дочерний долг, и сносить при этом попреки окружающих за то, что обихаживает «волчицу». Такая разомкнутость сюжета, размытость окончания оказывается сродни мифу.

Всенародная известность пришла к Анатолию Калинину с публикацией романа «Цыган» . «Образ Будулая появился у меня в тот момент, когда командир казачьего корпуса Селиванов привел меня в госпиталь, где вручали орден Красной Звезды цыгану-разведчику Ищенко. Тогда я еще не знал, что буду писать роман «Цыган»… А до этого, когда мы отступали под Малой Белозеркой, я видел цыганскую раздавленную кибитку. Мне рассказали, что какая-то украинская женщина взяла оставшегося в живых младенца… Потом, когда я переехал в Пухляковку, через некоторое время здесь поселился кузнец-

цыган. Звали его Иваном Васильевичем, жену Галей, а младшего брата – Будулаем», - вспоминал об истории написания романа сам автор.

В романах «Суровое поле» (1958 год), «Цыган» (1960-1974 годы), в повестях «Эхо войны» (1963 год), «Возврата нет» (1971 год) писатель, возвращаясь к событиям минувшей войны, раскрывает связь, которая существует между прошлым и сегодняшними делами современников.

Роман «Гремите, колокола!» , вышедший в 1967 году, посвящен проблемам нравственного и эстетического воспитания молодежи в семье.

Анатолий Калинин – один из последователей шолоховских традиций в литературе. В 1964 году была издана книга очерков писателя о Шолохо-

ве – «Вешенское лето», которая много раз переиздавалась. В 1975 году вышла в свет книга А. В. Калинина «Время «Тихого Дона»» , опубликованная сначала в «Известиях».

В 1982-1983 годах вышло собрание сочинений Анатолия Калинина в четырех томах. В это издание, помимо прозаических произведений писателя, включены его стихи и поэма.

Некоторые калининские герои обрели вторую жизнь на киноэкране; по роману «Цыган» создан многосерийный телефильм, получивший всенародную

признательность и любовь к главным героям. Ряд произведений А. Калинина переведен на языки народов бывшего СССР, а также на английский, арабский, болгарский, вьетнамский, французский, хинди и другие.

Калинин писал не только прозу, но и поэзию. «Ко мне привыкли как к прозаику, в чем есть и моя вина. С юных лет я писал стихи, но как-т о робел публиковать, и только иногда прорывался на страницы газет…», – заметил А. В. Калинин в своей книге «…Однажды в разговоре…». Есть у Калинина «Третья тетрадь», куда он в дни войны и в послевоенное время записывал свои стихи.

Лижет плавни сухой огонь,

В чёрном небе дрожат зарницы,

Ты попей-ка, донской мой конь,

Ты попей из Днепра водицы.

Я в тоске по тебе изнемог,

По твоей по волне рокочущей,

Хоть и в сердце моем ты тѐк,

Через берег, плескаясь ночью.

Этот старый чумацкий шлях

Не дождѐм дочерна напитан...

Обмокни, золотой дончак,

В украинской реке копыта.

По чужим, по безбожным крестам

Я вернулся к еѐ изголовью,

Но не прежде, чем злою кровью

Окропиться дал стременам.

Отлично изданный сборник романов и поэм Анатолия Калинина «И вешних крыльев плеск» возвращает читателя к уже известным произведениям.

Его поэма «В саду Саида» давно не переиздавалась и перечитываешь ее будто впервые. А поэтическое послесловие к роману «Цыган» – это как бы его продолжение-заключение, хотя написано не в прозе, а в стихах. И тем самым удивляет, увлекает, даже завораживает и мыслью, и словом, и сюжетом…

Заоблачных лампад струится вечный свет,

Над Доном листопад, а Шолохова нет.

Вздымая гриву волн, бессмертной славе вслед,

К Азову рвется Дон, а Шолохова нет.

Причалив к яру струг, с серьгою в ухе дед,

Скликает всех на круг, а Шолохова нет.

И так слепит глаза лампасов вешний цвет,

Что катится слеза, а Шолохова нет.

Поэма «Вешних крыльев плеск» сразу заняла особое место в творчестве Калинина. Это произведение абсолютно современно, оно посвящено событиям хорошо знакомым нам, живущим в России. Это поэма о любви. Точнее – о торжестве любви. И, не смотря на это, ощущаешь некую горечь от бессмысленной жизни, а потом и гибели «Анти-героя», который говорил о себе:

Нет, я не белый и не красный,

И я не ворон, не орел –

Я просто сын страны несчастной,

Переживающей раскол.

В центре поэзии, как и в прозе, у Калинина всегда остается человек с его радостями и страданиями. Поэзия дает возможность Анатолию Калинину сказать слово от себя, от первого лица. Это одна из задач, которую строгий, взыскательный художник непременно решает для себя сам. И свидетельствует о вечной молодости писателя, о глубине его нестареющего таланта.

А.В. Калинин награжден орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

12 июня 2008 года в хуторе Пухляковском Ростовской области в печальном траурном молчании простилась русская литература и вся наша культура со своим дорогим и верным сыном – писателем, патриотом, Анатолием Вениаминовичем Калининым. Прощаться с дядей Толей, как называли Калинина хуторяне, пришел весь Пухляковский. «Усадьба Калининых запружена народом. Со всех уголков донского края собрались почитатели его таланта. Пестрят цветы донской земли. Но увял самый яркий цветок – Калинин!» – отмечает Ф.В. Лукичева в своем очерке «По ступенькам жизни», посвященном светлой памяти А. В. Калинина.

Пусть его могилу греет теплое солнышко!

Пролетит тучка и окропит слезою.

Пусть люди сохраняют ПАМЯТЬ!

Никогда книги его не исчезнут с книжных полок.

Пусть живут его творенья!

Жизнь человеческая коротка, но искусство вечно. Время неумолимо уносит из жизни верных сынов великой России. Осиротел тихий Дон, опечалилась Россия. Похоронили Анатолия Вениаминовича на его подворье, у самого Дона, в его любимом хуторе Пухляковском, где прошли его лучшие творческие годы.

Пройдет 100, 200 лет, а книги А. Калинина по-прежнему будут нести людям добро, славить народ, которому он, великий романтик, отдал всю свою душу, всю свою долгую жизнь. Все почитатели чистого и честного таланта Анатолия Вениаминовича навсегда сохранят в своих сердцах и делах во имя России все светлое и доброе, что так щедро посеяно на земле и на страницах его талантливых творений!

    Итог урока. Выставление оценок. Д/З: стихотворение наизусть

Анатолий Калинин
КАК ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ?

А у меня такое чувство,
Что время вещи уносить.
И в нашем доме будет пусто,
И будут в нём лишь совы жить.

А мне мерещится ночами,
Что к нам ползёт через забор
Чужой, с жестокими очами,
Чтоб сад пустить наш под топор.

И будет из пеньков багряных
Навзрыд былая жизнь кричать,
Но я не стану, я не стану
Её словами бинтовать.

Коль час пробил для расставанья,
То всем терзаниям в ответ –
Из слов простое сочетанье:
„Возврата нет, возврата нет…”




Top