Об архитекторах Быковских - Музей архитектуры — LiveJournal. Архитектор быковский михаил дормидонтович Быковский михаил дормидонтович

В 1830-х годах - идеолог раннего этапа эклектики (историзма). Один из организаторов Московского училища живописи, ваяния и зодчества, основатель Московского архитектурного общества.

Биография

Молодые годы

Родился в Москве, сын обрусевшего поляка Дормидонта Быковского - столяра и резчика по дереву - мастера по иконостасам.

Получил хорошее по тем временам домашнее образование, с 1816 года - в учениках у Доменико Жилярди. В 1817-1823 - помощник Жилярди на постройках в Кузьминках, Останкине, Гребневе. С помощью Жилярди в 1820-е годы приобрёл собственный круг частных заказчиков (Орловы, Орловы-Давыдовы, Панины; после пожара 1812 года грамотных строителей не хватало).

С 1823 года преподавал в Московском дворцовом архитектурном училище (официально зачислен в штат в 1825); после смерти отца в 1824, чтобы поддержать семью, на время вернулся к отцовскому ремеслу.

В 1829 по представлению Жилярди Императорская академия художеств заочно зачислила Быковского в соискатели звания академика (в те времена - начальный ранг квалифицированных архитекторов); академиком он стал в 1831, защитив конкурсный проект и получив право на стажировку в Европе.

Городской архитектор

Вернувшись в Москву, Быковский принял пост архитектора Приказа общественного призрения, ответственного за больницы, богадельни, аптеки и приюты Москвы; в 1847 также принял должность архитектора Воспитательного дома. Долгое время помощником Быковского работал архитектор В. В. Белокрыльцев.

Среди гражданских построек М. Д. Быковского 1830-х - 1840-х годов - знаменитый в будущем дом на Шаболовке, 37, бывший Варваринский сиротский приют. Быковский расширил построенный Жилярди и А. Г. Григорьевым Опекунский совет на Солянке, выстроил несохранившиеся Горихвостовскую богадельню на Калужской площади, Московскую биржу и многие другие здания.

Особо была отмечена его работа по благоустройству Воспитательного дома в 1850-х годах. В 1839-1849, параллельно с частными и казёнными проектами, Быковский отреставрировал Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля (оба уничтожены в 1930-е).

Идеолог историзма

В 1830-х годах Быковский продолжал преподавать в училище, а в 1836-1842 - возглавил его.

В 1834 выступил с кафедры училища с программной речью «О неосновательности мнения, что архитектура Греческая или Греко-Римская может быть всеобщею и что красота архитектуры основывается на пяти известных чиноположениях» (то есть ордерах классической архитектуры).

Взамен приевшегося за годы александровского правления ампира, Быковский предложил строить архитектуру национальную, русскую, ибо «Христианин и язычник, Грек и Скиф не могли иметь одинаковое понятие о вещах».

Речь Быковского совпала по времени с призывами Н. В. Гоголя («была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для всей Европы - и мы ее оставили, забыли, как будто чужую») и деятельностью К. А. Тона, однако его собственная архитектура существенно отличалась от проектов Тона.

Если искусство Тона - цельная идеология славянофильства, то Быковский, «обладая широтой художественных взглядов, стремился к выразительности зодчества, интерпретируя западноевропейскую архитектуру предшествующих периодов, и считал главным соответствие архитектуры назначению сооружений».

В гражданской архитектуре крупнейшая постройка Быковского - готический ансамбль усадьбы Марфино, принадлежавшей Паниным. Быковский приступил к нему не позже 1832 года, когда были выполнены мост и два готических флигеля (разобраны и выстроены заново в 1940-х годах). Работа над главным домом была завершена только в 1846 году.

С 1843 года Быковский, одновременно завершая Марфино и продолжая работу на городские службы, работает на московские и подмосковные монастыри.

В течение одного десятилетия он выполнил заказы шести московских монастырей (Алексеевского, Зачатьевского, Ивановского, Никитского, Покровского и Страстного). Надвратная церковь Страстного монастыря в течение восьмидесяти лет определяла облик Страстной (Пушкинской) площади и Тверской улицы.

Церковь Алексеевского монастыря близка к тоновским проектам, но однокупольные храмы Ивановского и Зачатьевского монастыря и церкви Троицы на Грязех представляют собой совершенно иную ветвь русского историзма, не порывающего окончательно с классическими корнями и готикой конца XVIII - начала XIX века.

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Михаи́л Доримедо́нтович (Дормедонтович) Быко́вский (29 октября (10 ноября ) , Москва - 9 (21 ) ноября , там же) - русский архитектор, реставратор, общественный деятель. В 1830-х годах - идеолог раннего этапа эклектики (историзма).

Биография [ | ]

Молодые годы [ | ]

Родился в Москве, сын обрусевшего поляка Дормидонта Быковского (Dormidont Bykowski) - столяра и резчика по дереву - мастера по иконостасам. Как указывал в своих записках М. Д. Быковский:

Однако в книге «Родословная книга дворянства Московской губернии» (М., 1914) со ссылкой на Некролог указана дата рождения 29 декабря 1801 года .

Получил хорошее по тем временам домашнее образование, с 1816 года - в учениках у Доменико Жилярди . В 1817-1823 - помощник Жилярди на постройках в Кузьминках , Останкине , Гребневе . С помощью Жилярди в 1820-е годы приобрёл собственный круг частных заказчиков (Орловы , Орловы-Давыдовы , Панины ; после пожара 1812 года грамотных строителей не хватало). После смерти отца в 1824 году, чтобы поддержать семью, продолжил отцовское ремесло. В 1829 году по представлению Жилярди Императорская академия художеств заочно зачислила Быковского в соискатели звания академика (в те времена - начальный ранг квалифицированных архитекторов); академиком он стал в 1831 году, защитив конкурсный проект здания карантина и получив право на стажировку в Европе и гражданскую службу, в которую он вступил 15 мая 1833 года (чиновником особых поручений московского генерал-губернатора и преподавателем Московском дворцовом архитектурном училище) и уже в 1834 году был награждён бриллиантовым перстнем ; «Д. В. Голицын задумал соорудить грандиозное здание базара с театром в роде Пале-Рояля» и проект этого здания М. Д. Быковский «лично объяснял императору Николаю I в его кабинете в Петербурге и получил одобрение». В 1836-1842 годах М. Д. Быковский возглавлял московское дворцовое архитектурное училище. В 1838 году он отправился в заграничное путешествие; был в Берлине у Шинкеля , посетил Италию.

Городской архитектор [ | ]

Надвратная церковь Страстного монастыря

Вернувшись в Москву, Быковский занял должность архитектора Приказа общественного призрения, ответственного за больницы, богадельни, аптеки и приюты Москвы; в 1847 году он стал также архитектором Воспитательного дома . Долгое время помощником Быковского работал архитектор В. В. Белокрыльцев . Среди гражданских построек М. Д. Быковского 1830-х - 1840-х годов - знаменитый в будущем дом на Шаболовке , 37, бывший Варваринский сиротский приют. Быковский расширил построенный Жилярди и А. Г. Григорьевым Опекунский совет на Солянке , выстроил несохранившиеся Горихвостовскую богадельню на Калужской площади , Московскую биржу и многие другие здания. Особо была отмечена его работа по благоустройству Воспитательного дома в 1850-х годах . В 1839-1849 гг., параллельно с частными и казёнными проектами, Быковский отреставрировал Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля, уничтоженные в 1930-е годах.

Идеолог историзма [ | ]

В 1834 году М. Д. Быковский выступил с кафедры архитектурного училища с программной речью «О неосновательности мнения, что архитектура Греческая или Греко-Римская может быть всеобщею и что красота архитектуры основывается на пяти известных чиноположениях» (то есть ордерах классической архитектуры). Взамен приевшегося за годы александровского правления ампира , Быковский предложил строить архитектуру национальную, русскую, ибо «Христианин и язычник, Грек и Скиф не могли иметь одинаковое понятие о вещах» . Речь Быковского совпала по времени с призывами Н. В. Гоголя («была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для всей Европы - и мы её оставили, забыли, как будто чужую») и деятельностью К. А. Тона , однако его собственная архитектура существенно отличалась от проектов Тона. Если искусство Тона - цельная идеология славянофильства , то Быковский, «обладая широтой художественных взглядов, стремился к выразительности зодчества, интерпретируя западноевропейскую архитектуру предшествующих периодов, и считал главным - соответствие архитектуры назначению сооружений» . Быковский «не мог сочувствовать многоярусным иконостасам и познакомил Ю. Д. Филимонова , который давал уроки старшему его сыну,с появившемся тогда исследованием Ленуара о древней форме иконостасов, что послужило точкой отправления в исследовании Филимонова».

В гражданской архитектуре, крупнейшая постройка М. Д. Быковского - готический ансамбль усадьбы Марфино, работа над главным домом которого была завершена только в 1846 году. Кроме этого, в 1850-х годах он выполнил внутреннюю отделку дома графа Шереметьева, а к коронации Александра II отреставрировал Останкинский дворец .

С 1843 года Быковский, одновременно завершая Марфино и продолжая работу на городские службы, работал для московских и подмосковных монастырей. В течение одного десятилетия он выполнил заказы шести московских монастырей (Алексеевского, Зачатьевского, Ивановского, Никитского, Покровского и Страстного). Надвратная церковь Страстного монастыря в течение восьмидесяти лет определяла облик Страстной (Пушкинской) площади и Тверской улицы . Церковь Алексеевского монастыря близка к тоновским проектам, но однокупольные храмы Ивановского и Зачатьевского монастыря и церкви Троицы на Грязех, которые были выполнены после второй заграничной поездки Быковского в конце 1850-х годов, представляют собой совершенно уже иную ветвь русского историзма, не порывающего окончательно с классическими корнями и готикой конца XVIII - начала XIX века. К этому же времени относится отделка домовой церкви в доме Шипова.

Сохранившиеся постройки [ | ]

Петропавловская церковь в Марфино

  • Усадьба Марфино (1837-1846)
  • Оранжереи и павильоны усадьбы Семеновское-Отрада (1848)
  • Собор Владимирской иконы Божией Матери Спасо-Бородинского женского монастыря , Бородинское поле (1851-1859)
  • Колокольня и иконостас Никольской церкви в Никольское-Урюпино (1840-е гг.)
  • Варваринский сиротский приют , Шаболовка , 37 (1849-1855, перестроен в начале XX века)
  • Ограда с башнями Армянского Ваганьковского кладбища (1850-е гг.)
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, с. Головково, Московская обл. (1852-1864)
  • Церковь Алексия, человека Божия , в Ново-Алексеевском монастыре , Верхняя Красносельская улица , 15a (1853)
  • Церковь Александра Невского в Вонлярово (1853)
  • Церковь Воскресения Словущего в Покровском монастыре (расширение здания 1792 года постройки, 1854-1855)
  • Храм Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот , улица Покровка , 13. От большой однокупольной церкви сохранился только уличный фасад с портиком (1856-1861)
  • Ивановский монастырь , с собором усекновения главы Иоанна Предтечи (1860-1879)
  • Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине , Фестивальная улица , 66 (1866-1870)

Утраченные постройки [ | ]

Колокольня Никитского монастыря. 1882

Здание бывшего Варваринского сиротского приюта с церковью великомученицы Варвары

  • 1836-1839 - Московская биржа (полностью перестроено в 1860-е гг. А. С. Каминским)
  • 1839 - Горихвостовская богадельня и церковь Живоначальной Троицы в здании Мещанских училищ (современный Ленинский проспект , 6)
  • строения в усадьбе Студенец
  • здание Земледельческой школы (Земледельческий переулок)
  • дом Фонвизина
  • 1842 - Голицынская галерея (торговый пассаж), Неглинная улица
  • дом Рахманова
  • 1842 – реконструкция Дома Неклюдовой для нужд детской больницы (позже – Филатовской). Здание снесено в 2017 году, несмотря на многолетнюю борьбу жителей Малой Бронной за его сохранение.
  • 1849 - часовня Воспитательного дома
  • 1850 - церковь Сошествия Святого Духа в Зачатьевском монастыре
  • 1849-1855 - надвратная церковь Алексия, человека Божия, в

А, между тем, наши коллеги из Главархива Москвы и Мосгорнаследия уже вторую неделю проводят хорошую выставку в "Белых палатах" на Пречистенке (она продлится до 8 декабря, правда, работает только с пн по пт с 10 до 17 часов). Наш музей представил на нее ряд интересных изображений. Герои выставки - архитекторы отец и сын Быковские, во многом определившие облик Москвы 19 века.

Михаил Дормидонтович строил Ивановский монастырь, старую Биржу, готическую усадьбу Марфино, перестраивал Опекунский совет на Солянке, реставрировал Чудов и Воскресенский монастырь в Кремле. Но, быть может, наиболее известна его надвратная церковь Страстного монастыря, на месте которого ныне располагается Пушкинская площадь.
Вместе со своим сыном Константином он стоял у истоков Московского архитектурного общества.


Быковский М.Д. Проект здания Купеческой биржи на Ильинке (1836-39 гг.)
до его перестройки арх. А.С. Каминским в 1860-х годах.
Первоначальный вариант. 1-ая пол. 1830-х гг. Бумага на паспарту, тушь, акварель.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер PI-9874.

Константин Михайлович был главным архитектором Московского университета и автором крупного градостроительного проекта на Девичьем поле - университетского клинического городка, также как и зданий университета по Большой Никитской. Он продолжил дело отца - реставрацию памятников архитектуры Кремля (Успенский собор).



Поперечный разрез по центральной части с показанием росписей.

Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер PI-9922.



Быковский К.М. Монастырский собор. 1853 г. Картон, карандаш.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер PI-10485.



Вариант фасада. 1838 г. Бумага, тушь.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер PI-9873.


Быковский М.Д. Проект богадельни Горихвостова на Калужской площади.
Вариант фасада. 1837 г. Бумага, тушь, коричневая тушь, акварель.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер PI-9872.


Быковский К.М. Церковь Всех Святых на Кулишках. Северный фасад. Проект устройства нового входа.
Бумага, тушь, цветная тушь. Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Инв. номер PI-3363.


Быковский К.М. Собор Иоанна Предтечи в Зарайске.
Продольный разрез по боковому нефу с показанием росписей.
Бумага, тушь, акварель, золотая краска, серебряная краска, карандаш.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер PI-9923.

М. Быковский (1801-1885)

Весомый вклад в развитие московской архитектуры второй трети XIX века внес крупный зодчий этого периода, москвич по рождению и по месту творчества – Михаил Доримедонтович Быковский. Подобно Тону, он сыграл огромную роль в формировании нового стиля, и не только как архитектор-практик, но и как теоретик, педагог и общественный деятель. Причем если творчество Тона связывается преимущественно с официальной линией развития зодчества, то деятельность Быковского представляется в определенной степени противостоящей официальному пути.

Ровесник XIX века, Быковский сформировался как зодчий в период расцвета русского классицизма. Его юность и молодость совпадают со временем становления ансамбля классической послепожарной Москвы. У одного из создателей его – Д. И. Жилярди – Быковский получил профессиональное образование.

Путь Быковского, выходца из низов, из податного сословия – по терминологии того времени, в большую архитектуру был тернист и труден. Всеми успехами он обязан исключительно одаренности и энергии.

Будущий зодчий родился в Москве 29 октября 1801 года. Отец его – мастеровой, занимался столярным и резным делом, самостоятельно выучился правильно чертить фасады, планы и профили иконостасов. У Быковского рано обнаружилась страсть к рисованию, более того – к архитектуре. Отец, заметив это, отдал пятнадцатилетнего мальчика в учение к одному из ведущих зодчих Москвы начала прошлого столетия – Д. И. Жилярди. Одаренность ученика была замечена Жилярди, и через три года он сделал его своим помощником. Будучи архитектором Воспитательного дома, Жилярди привлек талантливого юношу к работам по этому зданию и другим, относившимся к его ведомству объектам, в частности к строительству Московского ломбарда. Жилярди помог также любимому ученику в получении частных заказов, в том числе в усадьбе Голицыных Гребнево и в усадьбе графа Панина Марфино под Москвой. Не без содействия Жилярди Быковскому удалось выйти из податного сословия, ибо только таким образом молодой зодчий получал возможность участвовать в конкурсах на звание академика архитектуры и поступить на государственную службу. Жилярди обратился к ректору Академии художеств с письмом, в котором квалифицировал Быковского как талантливого, проходившего у него учение зодчего и просил допустить его к составлению проекта на соискание звания академика архитектуры. На основании этого письма совет вынес решение «избрать (Быковского. – Е. К.) в звание назначенного и задать ему, так и назначенному художнику Коринфскому, на звание академика следующую программу: „сделать полный проект карантина на морском береге на 250 человек“. За проект Быковскому, одновременно с Тоном, в 1830 г. было присуждено звание академика. Это событие стало поворотным в судьбе московского зодчего. Работавший по найму с 1828 г. в Московском дворцовом архитектурном училище, он в 1833 г. был утвержден в штатной должности. В 1834 г. Быковский получает назначение на должность чиновника особых поручений при московском генерал-губернаторе Д. В. Голицыне. В переводе на современный язык это означало назначение Быковского главным архитектором Москвы; он сменил на этом посту О. И. Бове. Наконец, в 1836 г. с введением должности в штат при попечителе Архитектурного училища Д. М. Львове Быковский стал первым директором этого училища.

На 1830 – 1850-е годы приходится основная масса построек Быковского, продолжавшего заниматься проектной практикой вплоть до конца 1870-х годов.

В отличие от Тона Быковский был подлинным архитектором-романтиком, стремившимся к уникальным художественным решениям. Свойственное эклектике неприятие нормативности классицизма в его творчестве представляется на редкость последовательным и плодотворным. Непредвзятость и свежесть композиционных приемов и архитектурных форм соединялись у Быковского с интересом к новым темам, входившим в 1830 – 1840-е годы в русскую архитектуру, к новым пространственно-планировочным структурам.

Талант зодчего соединяется в Быковском с темпераментом реформатора и общественного деятеля. С момента включения его в состав совета в качестве члена, ответственного за программы учащихся в Московском дворцовом архитектурном училище, начинается полоса реформ. Ученикам начинают задавать программы на проектирование построек в разных стилях.

В 1834 г. на торжественном акте в Архитектурном училище Быковским была прочитана речь, заглавие которой было подлинным манифестом новой архитектуры, шедшей на смену классицизму: „Речь о неосновательности мнения, что Архитектура Греческая или

Греко-Римская может быть всеобщею и что красота архитектуры основывается на пяти основных чиноположениях“. Пафос и смысл этой речи – в неприятии установившегося в России со времени петровских преобразований, а в Западной Европе со времени Ренессанса убеждения в общезначимости античной ордерной традиции; о бесплодности применения норм красоты, разработанных в ту далекую эпоху, для всех без исключения времен и народов.

Быковский отрицает справедливость издавна утвердившегося и ставшего уже правилом мнения, говоря, что „красота Архитектуры должна быть качествуема геометрическими измерениями и что Архитектура Греческая или Греко-Римская должна быть всеобщею“. Он оспаривает истинность господствующего в классицизме убеждения, что ордер – абсолютный по своему значению носитель красоты в архитектуре. И хотя Быковский не был против ордера как такового, а лишь против возведения его в абсолют, отношения к нему как к норме, сохраняющей действенность во все без исключения времена, именно в этом отрицании заключалась взрывная сила речи. Тем самым Быковский подверг сомнению жизнеспособность эстетических норм классицизма, который был чужд зодчему своей приверженностью к канону. Мерилом истинности новых исканий, вместо привычной ориентации на традицию, для Быковского становится критицизм, разумное отношение к правилам, а не слепое подражание им. „Всякое правило относительно искусств, – говорит он, – как бы долго оно ни существовало, должно быть исследываемо и, когда найдено будет неверным в своих началах, должно быть отвергнуто“.

Для Быковского мерилом истинности архитектуры является народность, мера соответствия ее, как и всякого другого искусства, духу времени и духу народа. Однако на народность опираются и те, кто жаждет перемен, и те, кто мечтает сохранить существующий порядок вещей, – официальные круги. Сложившееся на протяжении 1810 – 1820-х годов представление о народе как о главном действующем лице исторического процесса, источнике и двигателе искусства заставляет Быковского квалифицировать современную ему архитектуру (ампир первой трети XIX века) как вненациональную, несовременную и подражательную: „…всякому покажется странным, что изящное можно подчинить одинаковым, повсеместным и ни в каком случае неизменным формулам… Думать так, значит полагать, что высшее проявление духа может пребывать одними образами везде и вечно… Признаюсь, я почел бы невероятным, чтобы мнение столь ложное в своих началах могло когда-либо существовать, если бы самая действительность не убеждала меня в том, что оно укоренилось уже и торжественно тяготеет над прекрасными произведениями духа человеческого…“

Быковский видит в воцарении ордерных норм в архитектуре не возрождение вечных принципов разума, воссиявшего после долгих веков мрака заблуждений, а следствие конкретных исторических причин – падения феодального земледелия, развития торговли, распространения книгопечатания и последовавшего за ним роста зависимости от культурного наследия древних. Он подчеркивает: „…тогда-то заключили, что Архитектура Греческая или Греко-Римская есть единственная, которой должны следовать все народы, без малейшего уклонения… Они положили, что Архитектура, будучи изящным искусством, должна быть подражательной“. Для Быковского же подражательность не может быть художественной нормой, поскольку, подчеркивает он, „история Архитектуры какого-либо народа теснейшим образом сопряжена с историей его же философии“.

Все сказанное подводит Быковского к формулировке позитивной программы новой архитектуры: „Мы должны подражать не формам древних, но примеру их: иметь Архитектуру собственную, национальную, и да проявится настоящий дух нашего отечества и в произведениях Архитектуры и да возвестит она позднейшему потомству о благоденствии и нравственной силе России“.

Осознанность и прочувствованность программы, провозглашенной в речи на торжественном акте 1834 г., подтверждают и многочисленные письма к жене во время первой поездки Быковского за границу в 1838 г., куда он отправился для пополнения библиотеки училища необходимыми книгами, моделями, слепками и гравюрами. В письмах Быковского лейтмотивом проходит мысль, что нужно не копировать, а познавать дух зодчества древних, что познание великих произведений для него, истого романтика, означает внутреннее обновление. В Италии, пишет он, „чувствуешь какое-то обновление духа, здесь перерождаешься, душа и мысли делаются возвышеннее, кажется, весь дух человека приготовляется к самобытности, чувство подражания совершенно исчезнет. Здесь должно узнавать великое назначение искусства!“ „Не части копируй, а пойми дух, в котором здания древних воздвигаются, пойми их способы производить такие величественные здания, олицетворять так сильно их понятия“. Желание раскрыть загадку древних мастеров и проникнуть в дух древнего искусства толкает Быковского на поиски средств, передающих впечатление одухотворенности, помогающих воплотить дух времени и оживить искусством мертвый камень.

В творчестве Быковского в большей мере, чем в работах Тона, дает о себе знать расширение тематики строительства, увеличение объема проектирования зданий бытового назначения, благотворительных учреждений, рассчитанных на обслуживание неимущего и малообеспеченного населения, – больниц, богаделен, училищ, домов призрения. Наряду с этими сооружениями, в общем известными уже классицизму, а также с храмами, монастырями, колокольнями, жилыми домами для богатых заказчиков, доходными домами и усадебными комплексами, он сооружает здание первого в России пассажа Д. В. Голицына на Петровке (1835-1839, не сохранился), комплекс зрелищных и увеселительных построек в Петровском парке (1835-1836), биржу на Ильинке (1836-1839, перестроена); реконструирует, создавая ансамбль парадного въезда из Петербурга в Москву, застройку Тверской-Ямской и прилегающих к ней улиц, ансамбль Болотной площади с комплексом мучных лавок (1842). Там, где это диктуется заданием (пассаж Голицына, биржа, дом Вонлярлярского в Петербурге и т. д.), Быковский широко использует начинавшие входить в обиход новые материалы и конструкции – большие магазинные окна, сплошное остекление крыш, открытые металлические стойки. Не без участия Быковского в московской архитектуре утверждалось правило, сохранявшееся вплоть до конца XIX – начала XX века, – учитывать в проектах новых зданий стиль окружающей застройки, как бы подхватывая и развивая ее традицию.

Архитектура второй половины XVIII – начала XIX века не могла уйти от этой проблемы. Она решала ее по-своему: старалась трактовать историческую застройку как своего рода фон, картину, видимую за или на заднем плане в обрамлении регулярной застройки. В практике XIX века это выразилось в проектировании зданий гражданского назначения в „европейских“ стилях и в возрождении в церковном строительстве вертикалей и силуэтности древних культовых построек при одновременном учете преобладающих стилевых форм окружающей застройки. Быковский в отличие от Тона даже в культовых сооружениях не отдавал предпочтения „русскому“ стилю. Формы его зданий навеяны либо особенностями местности, либо иными соображениями идейно-художественного порядка, но первоисточник всегда переосмыслен и преобразован творческой фантазией зодчего. Только этим объясняется тот факт, что при общем для его проектов храмов и колоколен наличии вертикалей и силуэтности, ярусности, многообъемности они поразительно многообразны по использованным стилевым формам: классицистические – в церкви Троицы на Грязях на Покровке (1860-е годы), в церкви в Вонлярове, усадьбе в Смоленской губернии, и в колокольне Никитского монастыря (1855), русские – в храмах Покровского монастыря в Москве и Спасо-Бородинского под Москвой, в церкви Никиты Мученика в Старых Толмачах на Кузнецкой улице (1857), итальяно-русские – в ансамбле Ивановского монастыря (1861), римско-византийские – в церкви Воспитательного дома.

Наконец, в произведениях Быковского, не преследовавших передачи идей официальной идеологии – задачи, неизменно стоявшей перед Тоном при проектировании его основных московских сооружений, – определеннее сказываются черты новой образности в архитектуре: обыденность, камерность, интимность, с одной стороны, поэтичность и одухотворенность – с другой.

Пост главного архитектора города и архитектора Воспитательного дома дал Быковскому возможность участвовать в строительстве важнейших объектов общественного назначения и градостроитель-пых ансамблей Москвы.

К числу основных произведений зодчего относится комплекс со-оружепий Петровского парка, торжественно открытого в 1835 г. Планировка его, обычная для усадебных парков, выполнена в 1828 г. А. А. Менеласом (перспективы аллей замыкаются одним зданием – принцип иерархии, осевого построения и симметрии здесь сохранен). По проекту Быковского в Петровском парке соорудили деревянный театр в стиле классицизма – „на манер Каменноостровского в Санкт-Петербурге“, по характеристике современника, и здание „увеселительного воксала“, торжественно открытого 16 мая 1837 г. Последний представлял собой легкое деревянное здание в стиле английской готики, по существу огромный концертно-танцевальный зал с примыкающими к нему П-образными в плане низкими галереями, обрамлявшими широкий парадный двор-площадь.

В 1835 г. по представлению генерал-губернатора Д. В. Голицына был утвержден проект биржи, или, как специально оговаривает Голицын, „достаточный для Москвы относительно небольшой биржевой залы, купечество которой ведет по преимуществу внутреннюю торговлю“. Здание сооружено на Ильинке (ныне улица Куйбышева; перестроено в 1873-1874 гг.). Биржа, выходившая торцом на вновь созданную Биржевую площадь, имела галерею и большой, круглый в плане зал, освещавшийся верхним светом. Она спроектирована зодчим с использованием традиционных форм, и одновременно это сооружение нового стиля. Будучи главным акцентом пространства площади, здание организует его, но не господством главной оси с привычным портиком, а всей композицией компактного объема торцового фасада, основанной на активном взаимодействии частей – выступающих пластичных объемов боковых галерей и возвышающегося над ними объема собственно биржевого зала. Привычная для классицизма симметрично-осевая композиция как бы вывернута наизнанку. Вместо традиционного, обычного для классицизма центрального, выступающего вперед ризалита – заглубленная центральная часть, вместо мощного колонного портика, подчиняющего себе все остальные элементы, – легкая, прозрачная, низкая галерея на тоненьких металлических столбиках.

На 1835-1839 гг. приходится строительство первого в России, нового для XIX века торгового здания – пассажа. В спроектированном Быковским пассаже отчетливо прослеживается происхождение его композиции от парадных танцевальных залов дворянских домов – прямоугольных, вытянутых, по концам которых расположены небольшие помещения, отделенные от основной части двумя колоннами, несущими антаблемент, поддерживающий арку перекрытий боковых частей. Голицынская галерея была задумана как „грандиозное здание с базаром вроде Пале-Рояля“. По обе стороны размещались двадцать четыре магазина, освещенных верхним светом через сплошное остекление крыши. Здание пассажа поражало современников блеском больших стекол на торцовых фасадах, „красующихся в раззолоченных рамах“, обилием света, необычностью самого типа здания. Отделка интерьера, точнее, – отделка внутреннего прохода, напоминала нижние части фасадов жилых домов с вплотную приближенными друг к другу магазинными окнами. По второму этажу шел ряд таких же сдвинутых друг к другу окон, но сильно вытянутых вверх, прямоугольных. Обилие стекла, сокращение простенков, суховатая дробность форм, мерцание золота, чрезвычайно любимого и обильно используемого в это время, – все это отражает характерные стилевые особенности архитектуры второй трети XIX века.

К числу самых известных построек зодчего относится ансамбль усадьбы Марфино под Москвой. Усадебный комплекс, сооруженный в конце XVIII века для Салтыковых, был перестроен Быйовским для Панина в 1837-1839 гг. в стиле неоготики. Строительство загородных усадеб было единственной областью архитектуры, где в период классицизма допускалось применение неклассических („готических“) форм, так что выбор стиля как будто традиционен. Тем знаменательнее черты ансамбля. Стесненный коробкой и местоположением существовавшего здесь дворца, Быковский вносит в ансамбль да первый взгляд незначительное, но оказавшееся весьма существенным дополнение. Вместо традиционного подъезда к усадьбе со стороны парадного двора зодчий устраивает его со стороны пруда и смещает с центральной оси вбок; он строит через пруд мост, ставший благодаря этому одним из главных элементов ансамбля, а боковой въезд в парадный двор подчеркивает устройством въездной арки. Тем самым возникает доселе нечто небывалое: несколько равнозначных акцентов вместо одного, равновесие двух главных элементов вместо одного, господствующего. Панорамность и живописность довершили изменение характера ансамбля. Он рассчитан на обозрение не с одной оси (главная ось дворца не является здесь главной осью ансамбля); роль главной оси ансамбля выполняет пространство между двумя главными зданиями с виднеющимися в просвете между ними зданиями двух храмов. Подобное построение центральной части усадебного комплекса, основанное на равновесии двух объемов, неза-фикспрованность главной оси, как бы плавающей в пространстве, определяют панорамность этого живописного ансамбля. По мере движения по берегу или по дороге, ведущей к дворцу, возникает каждый раз новое соотношение главных объектов и весь ансамбль выглядит по-иному. Другими словами, в отличие от архитектора классицизма, даже в пространственных построениях стремившегося к передаче ощущения постоянства и устойчивости, архитектор периода романтизма стремится к обратному – к многообразию, изменчивости, контрастности.

В ансамбле Марфина поражает еще одно – своеобразная нейтральность архитектуры. Главное здесь не здания как таковые, а их соотношение друг с другом и с пейзажем, а в результате – не столько отдельные здания, сколько архитектурный пейзаж, ими организуемый.

Та же нейтральность отличает композицию гражданских построек Быковского. Но в этих сооружениях, возведенных на улицах города, отчетливее выступают общие для времени стилевые черты и меньше индивидуальность мастера. Это относится прежде всего к спроектированным им многочисленным жилым домам и общественным зданиям: Горихвостовская богадельня (1839), дома Фонвизина, Рахманова, Лорис-Меликова в Милютинском переулке, Вонлярлярского у Благовещенского моста в Петербурге (1840-е годы) и др., Мещанское училище и Земледельческая школа на бывш. Большой Калужской улице, Московская семинария на Божедомке (1838), Варварин-ский приют с церковью, Странноприимный дом в Хамовниках, мучные лавки на Болотной площади (1842) и т. д. В композиции каждого из сооружений, несмотря на разнообразие приемов и форм, варьируется один и тот же исходный принцип – равномерность акцентов и составляющих элементов. В относительно скромных по размерам постройках, например в доме Лорис-Меликова, в зданиях Мещанского училища, Земледельческой школы или семинарии на Божедомке, композиция фасада строится на едином ритме акцентов.

Деятельность Быковского разнообразна. Кроме перечисленных сооружений им было спроектировано большое число гражданских зданий и очень много церквей. По его проекту была выполнена так» же реставрация Архангельского собора в Московском Кремле.

В 1844 г. благодаря хлопотам и неустанным стараниям зодчего в Москве был основан Художественный класс – будущее Училище живописи и ваяния, превратившееся после присоединения к нему реорганизованного Московского дворцового архитектурного училища в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Наконец, в 1867 г. по инициативе и при активном участии Быковского было создано первое в России архитектурное общество – Московское. Быковский стал его первым председателем. Речь, произнесенная на заседании, посвященном годовщине Московского архитектурного общества, отразила значительную эволюцию взглядов зодчего. В частности, теперь, в 1860-е годы, Быковский не столько связывает развитие архитектуры с духом времени и народа, сколько видит обусловленность ее эволюцией строительной техники, изменением характера материала и конструкций. Получившая широкий резонанс, эта речь, как и его знаменитая речь в 1834 г., стала своеобразным кодексом общественного служения архитекторов обществу. Программа Московского архитектурного общества, которую отстаивал Быковский и которую ему удалось отстоять, определила на много десятилетий вперед характер его деятельности. Быковский выступил с инициативой основных начинаний общества: периодического чтения научных докладов, посвященных наиболее актуальным проблемам строительной техники, составления программы архитектурной выставки и архитектурного музея, идеи организации преподавания для строительных рабочих.

В 1880-е годы Быковский отходит от проектной деятельности. 9 ноября 1885 г., переступив порог своего 85-летия, зодчий умер.

М. Д. Быковский

Торговая биржа. М. Быковский

Усадьба Марфино. Л/. Быковский

Из книги 100 великих гениев автора Баландин Рудольф Константинович

БОР (1885–1962) Его личность и творчество вполне подтверждают ту мысль, которая высказана в конце предыдущего очерка: интеллектуальные великие достижения зависят прежде всего от величия характера.Нильс Хенрик Дэвид Бор в детстве и юности больше всего увлекался философией и

Из книги История русской армии. Том третий автора Зайончковский Андрей Медардович

Столкновения с Афганистаном в 1885 г. Занятие Мерва. Мерв, прося о подданстве, послал с Алехановым посольство из четырех ханов с 16 старшинами, которые и присягнули в Ашхабаде 6 февраля 1884 г. После этого в Мерв был послан 25 февраля 1884 г. начальник Закаспийской области

Из книги Московские обыватели автора Вострышев Михаил Иванович

Патриарх московских зодчих. Архитектор Михаил Доримедонтович Быковский (1801–1885) О Боге - создателе мира - говорили: «Всех тварей премудрый архитектор». Слово «архитектор» всегда было уважительным, с долей зависти, ведь без людей этой уникальной профессии не построишь

Из книги Император Мэйдзи и его Япония автора Мещеряков Александр Николаевич

1885 год 18-й год правления Мэйдзи В первую половину этого года Мэйдзи, похоже, снова одолевала тоска. Хотя в последующем за ним закрепилась слава человека трудолюбивого и ответственного, в этом году он часто находился в своем рабочем кабинете всего пару утренних часов – с 10

Из книги 100 великих евреев автора Шапиро Майкл

НИЛЬС БОР (1885-1962) Я думаю, что без Бора мы и сегодня знали бы очень мало о теории атома. Альберт Эйнштейн Нильс Хенрик Давид Бор, сын отца-христианина и матери-еврейки, был после Альберта Эйнштейна самым влиятельным физиком двадцатого века. Во всем мире его считают отцом

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

1885 Мьюримут.

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Великая ложь нашего времени автора Победоносцев Константин Петрович

1885 ГОД 29Простите, Ваше Величество, что я слишком, может быть, часто утруждаю Ваше внимание своими писаниями. Но что же делать, когда сердце не терпит в таких делах, в коих только у Вашего Величества можно искать крепкой опоры и живого движения к правде.Печальное

автора Толмачев Евгений Петрович

3. АФГАНСКИЙ КРИЗИС 1885 Г. В первой половине 1885 г. Российская империя пребывала в тревожном состоянии ожидания войны с Англией из-за афганского вопроса. После присоединения к России в 1884 г. района Мерва возник острый англо-русский конфликт, связанный с так называемым

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Морозовская стачка 1885 г. Наиболее важной по своему значению в истории революционного движения стала знаменитая Морозовская стачка, вспыхнувшая в 1885 г. на Никольской мануфактуре Тимофея Морозова в Орехово-Зуеве Владимирской губернии. Она представляла собой пример

Из книги «Святая инквизиция» в России до 1917 года автора Булгаков Александр Григорьевич

1885 год «Преосвященный Смоленский пишет, что при обозрении церквей ему доводилось наблюдать такие случаи, что крестьяне, встречая его с домашними своими иконами, не могли сказать, какой святой изображен на иконе, кто был Николай чудотворец, как имя Божией Матери и пр. О том

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Император Павел I Годы жизни 1754–1801 Годы правления 1796–1801 Отец - Петр III Федорович, император Всероссийский.Мать - Екатерина II Алексеевна, императрица Всероссийская.Царствование Павла I Петровича многие годы было покрыто тайной. Только после 1905 года были сняты запреты на

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 14 автора Висковатов Александр Васильевич

Из книги Скрытый Тибет. История независимости и оккупации автора Кузьмин Сергей Львович

1885 Удел Могултая…

Архитектор Константин Михайлович Быковский родился в 1841 году в семье известного зодчего . Его мать - Эмилия, умершая сразу после родов, приходилась сестрой архитектору Константину Львовичу Минелли.

Первым учителем мастера стал его отец, а затем, в период с 1859 по 1865 годы, Константин Быковский проходил обучение в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге на отделении архитектуры у Николая Леонтьевича Бенуа.

В 1866 году молодой человек получает звание «классного художника архитектуры» второй степени, а год спустя его принимают на должность архитектора в Министерство внутренних дел в специальный Техническо-строительный отдел.

В 1868 году Константин Михайлович возвращается в Первопрестольную и помогает своему отцу на строительстве , расположенную в Ховрине (ныне - Фестивальная улица, 77А).

В период с 1870 по 1881 годы, а затем в 1899-1906, архитектор Быковский преподавал в «Московском училище живописи, ваяния и зодчества», «Строгановском училище технического рисования» и в «Училище изящных искусств ».

Помимо преподавания, зодчий, в период с 1874 по 1877 году, служил архитектором одного из участков города Москвы. Звание академика получил в 1881 году. Тогда же становится архитектором в успешном страховом обществе «Россия».

Главным архитектором Московского университета Константин Михайлович Быковский был назначен в 1883 году и пробыл на этой должности вплоть до 1897 года. В 1886 им был разработан проект клинического городка, место под которое отвели на . Зодчий лично проектировал там застройку северной стороны нынешней Большой Пироговской улицы в стиле поздней эклектики, корнями уходящей в классицизм.

Над воплощением этого проекта вместе с Быковским работали молодые в то время архитекторы и Игнатий Павлович Залесский.

Большой вклад в архитектурный облик Московского университета, располагавшийся в то время в основном в районе Большой Никитской и Моховой улицы, архитектор внес уже после сдачи в эксплуатацию объектов первой очереди на Девичьем поле. В частности, им были построены университетская библиотека, Зоологический музей, здание Биологического корпуса, а также корпуса Физического и Физиологического институтов. В период с 1892 по 1893 годы Константин Михайлович построил здание Центрального банка по улице Неглинной.

Звание профессора архитектуры Быковскому присвоили в 1900 году.

Помимо строительства, архитектор занимался вопросами реставрации старинных архитектурных памятников. В частности, он лично участвовал в обновлении Успенского собора Кремля.

Константин Михайлович считается одним из пятнадцати отцов-основателей Архитектурного общества города Москвы, первым председателем которого стал его отец. Сам Быковский находился на этой должности в период с 1894 по 1903 годы.

Состоял зодчий и в Московском археологическом обществе: сначала членом (с 1882 года), а затем заместителем председателя «Комиссии по сохранению древних памятников» (с 1890). С 1893 по 1902 годы возглавлял Общество любителей художеств.

Родная сестра Быковского - Лидия Михайловна - была супругой архитектора . Их сын - Алексей Дмитриевич - некоторое время работал помощником у Константина Михайловича, как и известный в будущем зодчий Мечеслав Густавович .

Умер мастер в 1906 году и похоронен на столичном




Top