Оберон и титания шекспир. Оберон и Титания

Оберон



Название спутника: Оберон;

Диаметр: 1 523 км;

Площадь пов-ти : 7 285 000 км²;

Объем : 18,49×10 8 км³ ;

Масса : 3,01×10 21 кг;

Плотность : 1630 кг/ м³;

Период вращения : 13,46 суток;

Период обращения : 13,46 суток;

Расстояние от Урана : 583 500 км;

Орбитальная скорость : 3,15 км/ с;

Длина по экватору : 4 780 км;

Наклон орбиты : 0,06°;

Ускор. свободного падения: 0,35 м/с²;

Спутник : Урана

Оберон — второй по величине и массе спутник Урана и девятый по массе спутник в . Он был обнаружен Уильямом Гершелем в 1787 году спустя 6 лет после открытия им . Назван в честь мифического царя фей и эльфов в произведении Вильяма Шекспира "Сон в летнюю ночь". По отдаленности от планеты Оберон - восемнадцатый естественный спутник, а также второй среди крупнейших. Его внутренняя структура подобна Ариэлю, поскольку он также состоит на 50 % из водяного льда, на 30 % из горных пород и 20 -ти % из соединения метана и азота. Центральное ядро Оберона, радиусом 450-500 км и массой примерно 54 % от массы спутника, состоит из пород камня и железа. Выше ядра располагается ледяная мантия. Температура в центре Оберона высокая, поэтому между слоем мантии и ядра не исключается наличие жидкого водяного океана.

Когда, в середине 1986 года аппарат "Вояджер-2" пролетал мимо Оберона, он по пути сделан несколько снимков, что позволило получить сведения о не менее 40 % поверхности спутника. Первым делом было установлено, что он является второй наиболее темной луной Урана. В целом поверхность Оберона красного цвета. Благодаря зонду было выявлено два вида поверхности; кратеры и глубокие удлиненные каньоны. Большое количество кратеров говорит о не молодом возрасте спутника. Скорее всего Оберон образовался вместе с и в какой то степени является частью планеты. Источник возникновения кратеров и каньонов, как и на всех небесных телах, разнообразен. Они могли появится в результате бомбардировки пролетающих мимо астероидов и метеоритов, которые попали в область притяжения спутника. Иногда недра разогреваются, за счет влияния приливных сил ближайших соседей Оберона, и выбрасывают на поверхность горячие породы, а в самих местах извержения образуются глубокие выемки (кратеры). Диаметр таких кратеров варьируется от нескольких метров до сотен километров. Самый крупный из них - кратер Гамлет , расположенных в экваториальном районе. Он простирается в длину на 206 км. Если смотреть на спутник из космоса, то на его поверхности будут видны многочисленных пересекающиеся линии, которые образуют целую систему каньонов. Стороны каньонов представляют собой обрывы, глубиною до 10-ти километров, которые появились, вероятно, в результате разломов ледяной почвы в течении многих миллионов лет.

Карта ландшафта и рельефа поверхности Оберона. Все названия в южном полушарии были взяты

из произведений Шекспира. Ими именуют вулканические и ударные кратеры, крупнейшие из

которых - кратеры Гамлет и Макбет (диаметр 206 и 203 км соответственно). На северном

полюсе показан самый длинный и самый глубоких каньон - Моммур, с диаметром около 540 км

Титания

Название спутника: Титания;

Диаметр: 1 577 км;

Площадь пов-ти : 7 820 000 км²;

Объем : 20,52×10 8 км³ ;

Масса : 3,53×10 21 кг;

Плотность : 1710 кг/ м³;

Период вращения : 8,71 суток;

Период обращения : 8,71 суток;

Расстояние от Урана : 435 900 км;

Орбитальная скорость : 3,64 км/ с;

Длина по экватору : 4 950 км;

Наклон орбиты : 0,34°;

Ускор. свободного падения: 0,38 м/с²;

Спутник : Урана

На расстоянии 435 900 км от газовой планеты расположена орбита самой крупной луны , Титаниz. Это восьмой по массе спутник в Вместе с Обероном он был открыт Уильямом Гершелем в 1787 году. Титания полностью находится внутри магнитосферы Урана и потому полушарие, находящееся в стороне, обратной движению спутника, деформируется магнитосферной плазмой, которая также вращается вокруг планеты. Такая магнитная бомбардировка приводит к затемнению полушария, вследствие чего спутник считается довольно темным телом и отражает не более 35 % света. Поскольку Уран вращается вокруг с большим наклонением к орбите (97,8 %) т.е практически "лежа на боку", то и все его спутники, включая Титанию, подвергаются смене климатических сезонов. Каждые 84 года северный и южный полушарии Титании находятся сначала в полной темноте (42 года), а потом под освещенными лучами Солнца (42 года). Затмение Титании с можно наблюдать один раз за такой климатический сезон, т.е один раз за 42 года, при равноденствии Урана, когда он входит в экваториальную плоскость Земли. Последнее затмение происходило в 2007 году, а следующее будет в 2049. Поверхность Титании во многом похожа на Оберон. У обеих спутников схожие геологические структуры: ударные и вулканические кратеры, рифты (каньоны) и обрывы. Крупнейший кратер Титании - Гертруда, расположенный чуть ниже северного полюса. Он простирается в длину на 326 км и глубину 3 км, что делает его самым большим кратером среди всех спутников Урана. Среди каньонов Титании следует отметить Мессинский рифт достигающий почти в 1500 км в длину. Он тянется с экватора практически до самого южного полюса.
Строение спутника, аналогичное как у других лун . Из-за большого расстояния от Солнца, Титания превратилась в заледеневший мир. Центральное ядро имеет радиус 520 км и состоит из примесей железа и камня. Между тонкой ледяной корой и ядром располагается мантия, толщиной 800-900 км. Версия о наличии жидкого океана не подтверждается. Но если он и существует, то находится между ядром и мантией и может иметь глубину до 50 км.
В январе 1986 года "Вояджер-2" пролетел в 365,2 тыс км от спутника. В тот момент северное полушарие находилось в противоположной от стороне и было абсолютно темное. Южная часть Титании напротив освещалась прямыми солнечными лучами, поэтому южное полушарие ученым известно довольно хорошо. С помощью "Вояджер-2" было получено множество снимков светлой стороны Титании, а также составлена ландшафтная карта более 40 % поверхности, с нанесением всех видимых геологических структур: возвышенностей, обрывов, кратеров, каньонов и т.д.

Титания в спектральных цветах Снимок Титании "Вояджером-2"

на расстоянии 500 тыс км

Он шел за ней, как прикованный. Запах ее манил, дразнил, дурманил, и ему невозможно было противиться такому влечению… Невозможно было отказаться, ведь много веков он спал в ожидании этого чуда… В ожидании ее прихода… Тогда, тысячи лун назад, она была прекрасна и любила его, от одного её взгляда хотелось жить и совершать немыслимые поступки… И вот её присутствие снова ощутимо, как никогда… Нотки жасмина и полыни легко узнавались и ранили струны души, он просто не мог ошибаться… Природа не могла ошибаться… Она вернулась к нему, как и обещала… Его тело складывалось по крупицам из ветвей деревьев, листьев и диких трав, он ощущал как крепнет его сила, как зарождается жизнь где-то в глубинах сознания, становясь физическим воплощением… Ему пришлось выбраться из своего укрытия, защищённого магией, древней, как сама природа, и отправиться за ней… Уже несколько дней он выслеживал её как добычу, шёл на одном чутье, неумолимо и стремительно приближаясь к своей цели… И вот, наконец, на закате третьей луны, она оказалась так близко, что он забыл как дышать, наблюдая за ней, как её конь гарцует в лучах восходящего солнца… Ему давно не было видения прекраснее этого, и он любовался… любовался и бездействовал.

Юная наследница старинного поместья на юге Шотландии в это вечер совершала конную прогулку. Она была одета в амазонку цвета английской розы, такие же перчатки и шляпку, утеплённый плащ вздрагивал позади нее, перекинутый через седло. Гнедой конь нес ее вдоль густого лиственного леса, где уже начинали сгущаться тени, призрачно прячась в стволах и кронах. Она находилась в седле целый день, с самого рассвета, но даже не чувствовала усталости. Этот лес, граничащий с их владениями, всегда манил её, незримо, необъяснимо, но сильно и ощутимо, принося волнения и страстное желание войти под сень деревьев. Лёгкий порыв ветра растрепал уложенную в пучок длинную косу, в полной мере открывая истинный цвет её волос - абсолютно белоснежный, точно обесцвеченный. Наездница невольно вскинула руку, чтобы придержать шляпку, но замерла, не окончив движения, и склонилась к уху животного. Взгляд девушки при этом оставался прикован к лесу.

Чувствуешь что-то, Барт?

Конь тряхнул гривой и попятился. Конечно, он чувствовал, чувствовала и она, что сегодня кто-то незримо наблюдал за ними, шёл по пятам и наблюдал. В её жизни не было места страху: большое поместье, частная школа, бескрайние просторы родных полей… ей прекрасно был известен каждый уголок леса, но в этот момент, именно сейчас что-то было не так… Иначе… Это чувство проникало под кожу, заползало в солнечное сплетение и касалось сердца… Первые признаки наступающей паники… Новый порыв ветра вырвался прямо из чащи вместе с сухими листьями, Барт заржал, встал на дыбы, развернулся и понёс.

Нет, нет, пожалуйста, остановись!

Никогда ещё девушка не видела, чтоб её животные так пугались, ещё ни разу в жизни ей не приходилось сталкиваться с неуправляемым и всепоглашающим страхом. Конь мчался не разбирая дороги, а она впервые не могла его утихомирить, впервые не могла контролировать сложившуюся ситуацию. Ветер бил в лицо, трепал волосы, почти сдёргивая шляпку… Начал моросить дождь… Чем крепче держалась наездница, тем, казалось, быстрее бежал Барт… В какой-то момент он изогнулся, заржал и сиганул через ствол упавшего дерева, мгновенно выбрасывая её из седла. Выбившаяся из сил девушка уже не могла справится с этой безумной скачкой, руки безвольно отпустили поводья, мир пошатнулся и рухнул… Она упала резко, беспомощно… болезненно проскользила по земле добрых три метра, сдирая руки и спину в кровь… Казалось, на этом моменте жизнь остановится… Глаза закрылись, погружая её в блаженное забытьё.

Когда сознание вернулось к ней, уже стемнело. Она лежала на том же месте, не потревоженная никем, и первая мысль, которая её посетила, была не о себе… О Барте… Куда он ускакал, что с ним?.. Её тело словно окаменело и приросло к земле, она попыталась встать, однако это оказалась задача не из лёгких. Одно лишь движение принесло тошноту и головокружение; резкая боль пронзила всё тело, ноги онемели. Ей пришлось закрыть и открыть глаза, тяжело вздохнуть и облизать губы, прежде чем это хотя бы частично прошло. Ночная тишина куполом опускалась на лес и поля, никто не мог найти её здесь в это время, никто не мог помочь. Оставалось ждать, пока конь вернётся домой, чем привлечет внимание к исчезновению хозяйки. Но, когда она задумалась о времени, которое пройдёт до её спасения, случилось сразу несколько вещей. В лесу зажглись тысячи огоньков, словно огромные светлячки, они мелькали там и тут, играли, кувыркались, создавали фигуры и созвездия. Атмосфера пугающей красоты витала вокруг, не давая дождю проникнуть в это безумие. Но там, с ними, в глубине леса было что-то ещё. Кто-то ещё. Меж деревьев в двух шагах от неё застыл белый силуэт, худой и высокий, состоявший из плоти и крови, и в то же время казавшийся нереальным видением. Он подошёл, и когда взгляд сфокусировался на его теле, девушка порывисто вздохнула, глаза распахнулись от ужаса, а рот открылся в беззвучном крике. Над ней возвышался самый настоящий скелет, частично покрытый плотью, которая медленно, словно с трудом, росла и деформировалась, в некоторых местах становясь абсолютно нормальной; а в левом боку, в глубокой разодранной ране виднелись внутренности и кости рёбер. Однако, вопреки этому, лицо его было мужским, мужественным и красивым, глаза сияли голубым мудрым огнем, а на голове росли совершенно милые ветвистые рога, перехваченные вьющимся диким трилистником. Страх, дикий, навевающий безумство, страх окутал её. Хотелось кричать, но губы не слушались… Не осталось и сил… Когда его мягкий глубокий голос ворвался в удушающую тьму, она снова погрузилась в успокаивающее забвение.

Ты вернулась, моя королева.

***
Он стоял перед ней и не переставал любоваться. Конечно, он не собирался пугать коня, не хотел причинять ей боль, но непоправимое уже случилось, а это означало только одно, он должен был торопиться. Должен был ей помочь прежде, чем снова потеряет. Иначе он погибнет, погибнет сам, добровольно… Его взгляд скользнул по её стройной фигуре, округлостям бёдер и груди, волосам, цвета верхушек заснеженных гор, и остановился на глазах… Несмотря на то, что они были закрыты, он знал, что их медовая глубина может влюбить с первого взгляда, увлечь и не отпускать… В его воспоминаниях она была такой, всегда была такой… Час назад они, наконец, встретились, он принес ее в свой мир, в их дом на Поляне Созвездия, уложил в постель и сделал всё необходимое… Пусть она больше никогда не уходит… Ему бы хватило сил молить об этом лесного бога, но он им и был… они ими были… и молиться было некому, только самому себе.

Девушка вдруг застонала и повернулась, он резко вскинул голову, подошёл, поправил покрывало и заглянул в глаза. Они действительно были медовыми, огромными и испуганными под длинными пышными ресницами. Она встрепенулась, встала и отскочила к стене, словно лань, испугавшаяся всплеска воды. Он не стал настаивать, даже не пошевелился, только смотрел.

Кто вы? Что вам нужно? - он чувствовал её панику и страх, но не хотел этого. Не хотел пугать.

Я… я тебя пугаю? Прошу простить меня… - он на мгновение замолчал, ожидая, что она ответит, но этого не случилось - Я Оберон. Бог леса. Когда Титания, моя жена, моя вечная любовь, покинула меня много веков назад, я почти погиб. Я был раздавлен, убит вместе с нею…

Мне жаль, но это не ответ на мой вопрос, - дрожащим голосом перебила девушка.

Оберон снисходительно улыбнулся.

Прежде чем раствориться в вечности, она сказала, что я должен ждать, что она непременно вернётся ко мне… Однажды…

Страх исчезал, он более не ощущал и присутствия паники своей гостьи. Она уже не вжималась в стену, а стояла почти расслабленно, почти так же царственно, как и должна…

И что? Зачем мне это знать?

Она выбрала тебя… Ты должна переродиться, отдать свою жизнь, чтобы Титания вернулась, ибо она суть существования всего живого, она рождение и смерть, ненависть и страсть… Титания - сама любовь. Истинная богиня леса…

Так, понятно, - его собеседница отбросила все сомнения - спасибо, что помогли мне, но я, пожалуй, пойду…

Посмотри на меня! Ты делаешь это со мной, ты оживляешь моё тело, оживляешь сознание и делаешь тем, кто я есть…

Их глаза встретились, и она обратила внимание, что Оберон почти стал нормальным: чудовищные раны исчезали, а кожа приобретала естественный цвет.

Бред какой-то, - тряхнула головой девушка - просто бред!

Он не собирался отпускать её, теперь ему нельзя было отступать и скрывать правду…

С чего это? - ей начал надоедать разговор с ним, если эта ночь и была самой страшной за всю историю, она не собиралась мириться. Она может уйти и непременно это сделает.

Бог не принимал ее иронии, не вступал в игру, которую ему предлагали. Он знал, что здесь необходимо терпение, ему нельзя было снова отпускать ее. В этот раз такая потеря добьет его окончательно.

Стой… Упав с коня, ты сломала позвоночник. В тот мир тебе нет возврата.

Что? - девушка, конечно, не поверила.

Это правда. Уйдешь от меня, и простишься с жизнью. Останешься, и будешь жить вечно. Неужели ты не чувствуешь это притяжение… - он сделал шаг к ней, затем ещё два - неужели не чувствуешь, что предназначена мне?

Она подняла взгляд и широко распахнула глаза, обнаружив, что Оберон стоит почти вплотную к ней, склонив голову на бок. Вблизи можно было видеть каждый миллиметр его лица, каждый листик на причудливых рогах и радужные оболочки его серебристых зрачков. От него пахло травами, корой деревьев и яблоками… к горлу вдруг подступил ком, под ресницами скопились крупные капли слёз и смазали окружающую её действительность…она подождала, пока это чувство отступит, а после спросила… тихо, еле слышно выговаривая слова.

Это правда? Я сломала позвоночник?

Его тонкие пальцы обхватили изящный подбородок, ощутили нежность девичьей кожи, голубые глаза заглянули прямо в душу… Он был намного выше, но это почему-то не смущало её, когда она вынужденно запрокинула голову. Её губы приоткрылись в молчаливом изумлении…

Не плачь. Твоя смертная жизнь завершилась так скоро, потому что ты была избрана ею… Моей королевой… Ты согласна… Согласна остаться со мной?

Она плакала. Он молчал. Его непреодолимо влекло к ней, и в какой-то момент Оберон просто не смог противиться… его голова непроизвольно склонилась ниже и их губы соединились. Девушка не вздрогнула, не вырвалась, а лишь прислушалась к собственным чувствам и ощущениям, постепенно отвечая ему. Поцелуй прервался так же неожиданно как и начался… Ему казалось, что она всё ещё не верит, всё ещё думает, что это какой-то странный сон…

Ты хочешь доказательств? Хочешь их?! Скажи?.. - бог отстранился - Я устрою это, но ты расстанешься с жизнью, а я последую за тобой, ибо не смогу потерять тебя… её снова… Просто не смогу. Иди, но своим уходом ты убьёшь нас обоих. Ты понимаешь меня?

Понимаю, но верю с трудом, - в её словах впервые появилась сочувствие - Чего мне будет стоить превращение в твою жену?

Оберон пожал плечами.

Ничего. Она никогда не принимала насильственных методов, и ты можешь стать ею только по собственному желанию. Добровольно. Никто, никогда не проведёт обряд, если ты не готова, если не хочешь. Но я не лгу. Ты погибнешь и заберёшь с собой меня, если откажешься.

Признаться, я ещё во время падения поняла, что обречена, но то, что сейчас происходит скорее похоже на бред, чем на реальность. Что, если я соглашусь?.. Будет жаль просыпаться после таких событий.

Ты не проснёшься от этого сна никогда, ибо это не сон, а самая настоящая действительность. Это наш лес, наш дом и наш мир, Титания. Кровавая луна говорит об этом, и звёзды указывают, что это так. Ты избрана богиней, и ты ей станешь. А я лишь могу просить тебя дать ей долгую бессмертную жизнь в теле, которое я могу излечить, которое так же, как и прежнее, будет прекрасно. Сжалься, не уходи, оставь мне мою жену, ведь себя ты уже не спасёшь.

Девушка снова заплакала, спрятала лицо в ладонях.

Хорошо. Хорошо, я согласна.

Слова едва слетели с уст, а он уже обнял ее со всей страстью, на которую был способен… Время остановилось. Их силуэты вспыхнули и засияли голубой энергией, медленно застывая в прозрачные ледяные скульптуры, но лишь на короткое мгновение. В следующую секунду льдинки превратились в тысячи разноцветных бабочек, они воронкой упорхнули вверх и, когда марево их рассеялось, в лунном свете, льющемся из окна, показались две изящные стройные фигуры. Оберон и Титания предстали в полном своём величии, и лес ощутил это, склоняя объёмные кроны. Его рога зацвели фиолетовыми цветами, кожа позеленела, раны затянулись, а золотая броня идеально обхватила торс. За спиной бога раскинулись прекрасные голубые крылья с серебристой окантовкой, острые кончики которых едва виднелись из-за копны гладких каштановых волос, ниспадающих на плечи. Титания преобразилась ещё ярче своего законного супруга. В белоснежных кудрях сидела миниатюрная зелёная тиара, свитая из самых редких трав и цветов, медовые глаза сияли силой и добротой, нежно-розовое платье падало на пол ровной волной, лишь намекая на необыкновенную красоту форм богини, а крылья, которые, конечно, были и у неё, рыжими всполохами оттеняли общий образ. Они взглянули друг на друга, улыбнулись одновременно и нежно, Оберон снова обнял её и поцеловал. Теперь она ответила страстно, живо и искренне, забываясь в нём, обнимая его плечи хрупкими руками, запрокидывая голову и прижимаясь всем телом… Вечность прошла прежде чем поцелуй прервался. Титания склонила голову и опустила взгляд.

Я вернулась к тебе, мой преданный и верный король.

в английском фольклоре король и королева эльфоу и всех волшебных существ. Оберон - большой любитель смертных красавиц и частенько изменяет Титании. Когда супруги ссорятся, это немедленно сказывается на природе и делах человеческих.


Смотреть значение Оберон И Титания в других словарях

Оберон — , второй по величине из пяти главных спутников УРАНА. Открыт Уильямом ГЕРШЕЛЕМ в 1787 г. Его диаметр равен 1524 км. Состоит из смеси горных пород и льда. На е имеется множество........

Титания — , самый большой из спутников Урана, открытый в 1787 г. Вильямом ГЕРШЕЛЕМ. Расстояние до Урана 438 тысяч км, диаметр 1590 км. Состоит из камня и льда. По размеру примерно равен........
Научно-технический энциклопедический словарь

Оберон — спутник Урана, открыт У. Гершелем (1787). Расстояние от Урана580,8 тыс. км, сидерический период обращения 13 сут 12 ч, диаметр ок. 1600км. Плоскость орбиты а почти перпендикулярна плоскости орбиты Урана.

Титания — спутник Урана, открыт В. Гершелем (1787). Расстояние от Урана434,3 тыс. км, диаметр ок. 1600 км. Сидерический период обращения 8 сут 17ч.
Большой энциклопедический словарь

Оберон — (англ. Oberon) - герой романтической комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1595-1596), царь фей и эльфов. Имя О. упоминается в средневековом рыцарском романе «Гюон Бордосский»,........
Литературные герои

Титания — (англ. Titania) - героиня романтической комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1595-1596), царица фей и эльфов. Имя Т. драматург заимствовал у своего любимого поэта Овидия. В волшебном........
Литературные герои

В рыцарском романе "Гюон из Бордо" приводится родословная Оберона - весьма, надо признать, внушительная: королева Тайного Острова Кефалония когда-то влюбилась в Нептанеба, правителя Египта, и вышла за него замуж. У них родился сын, который впоследствии стал Александром Македонским. Семьсот лет спустя в ту же даму влюбился Юлий Цезарь. Она родила ему сына - это и был Оберон. Сын их унаследовал главные достоинства родителей, став правителем эльфов и великим чародеем.(Настолько великим, что даже попал в средневековую демонологию и призывался наряду с другими духами. Английские маги именовали его Оберионом или Обериконом. Первый перевод "Гюона Бордосского" на английский язык датируется 1534 годом, хотя сам образ перекочевал в Британию, по всей видимости, уже в XV веке, когда он впервые упоминается в заклинаниях. ) А одна злобная дама прокляла Оберона; из-за этого он ростом всего-навсего с трехлетнего младенца. Большой любитель женской красоты, Оберон не упускает случая поухаживать за смертными.

Его жена Титания, гораздо более величественна, нежели ее супруг или королева Маб.Феи и эльфы,свита королевы Титании,это и духи,цветы и самые обыкновенные насекомые.(Что касается королевы эльфов Титании, то у нее не было легендарного прототипа . Впервые королева Титания появляется у Шекспира "Сон в летнюю ночь" В устной английской сказочной традиции с XV века властвовала королева эльфов Маб )
Р.Дадд


Когда супруги ссорятся, это немедленно сказывается на природе и на делах человеческих.

"Уж с середины лета, мы не можем
Сойтись в лугах, в лесу, у шумной речки,

У Камнем обнесенного ключа,
На золотом песке, омытом морем,
Водить круги под свист и песни ветра,
Чтоб криком не мешал ты нашим играм!
И ветры нам напрасно пели песни.
В отместку подняли они из моря
Зловредные туманы. Те дождем
На землю пали. Реки рассердились
И вышли, возгордясь, из берегов.
С тех пор напрасно тянет вол ярмо,
Напрасно пахарь льет свой пот: хлеба
Сгнивают, усиков не отрастив.
Пусты загоны в залитых полях,
От падали вороны разжирели...
Грязь занесла следы веселых игр:
Тропинок, нет в зеленых лабиринтах:
Зарос их след, и не найти его!
Уж смертные зимы скорее просят;
Не слышно песен по ночам у них...
И вот луна, властительница вод,
Бледна от гнева, воздух весь омыла
И ревматизм повсюду развела.
Мешаются все времена в смятенье:
И падает седоголовый иней
К пунцовой розе в свежие объятья;
Зато к короне ледяной зимы
Венок душистый из бутонов летних
В насмешку прикреплен. Весна и лето,
Рождающая осень, и зима
Меняются нарядом, и не может
Мир изумленный различить времен!
Все из-за наших ссор и несогласий:
Мы - их причина, мы их создаем.
("Сон в летнюю ночь")

По материалам интернета.

Европейская мифология

Насколько известно из различных эпосов, существует три королевства Фей, и королём Эльфландии, которая принадлежит шотландскому эпосу, является Оберон.

Когда упоминается это имя, вспоминается в первую очередь пьеса Шекспира «Сон в летнюю ночь» и французская поэма-легенда: "«Гюон Бордосский» («Huon de Bordeaux"), написанная в конце XII столетия. В ней говорится, что король эльфов и фей Оберон – сын феи Морганы и Юлия Цезаря. Моргану знают все, или хотя бы слышали не один раз это имя. Образ старшей (сводной) сестры короля Артура, его злейшего врага, чародейки Морганы – очень интересный. У Гальфрида Монмутского, автора произведения «Жизнь Мерлина» (12 век), Моргана имеет морское происхождение («Morgen» - «рождённая морем»). А вот Юлий Цезарь, якобы отец Оберона, упоминается, скорее, не как историческое лицо, а как синоним лица, наделённого невероятной, удивительной властью. Не мудрено, что сын их унаследовал главные достоинства родителей, став королём Эльфландии. Настолько могущественным и великим, что его имя часто упоминалось в заклинаниях и призывался наряду с другими духами.

Также король фей упоминается в известной шотландской легенде о Томасе Рифмаче, далёком предке русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, который поцеловал королеву Волшебной страны Титанию и в наказании попал на семь лет под её власть. Мужем королевы фей был Оберон, который воспылал ненавистью к поэту-музыканту и устроил песенный конкурс, чтобы выяснить, кто лучший менестрель. Награда - золотая арфа – досталась Томасу, простому смертному.

При рождении прекрасные фрейлины наделили Оберона способностью читать мысли людей. Но одна из них невзлюбила его и прокляла. Из-за этого был он ростом с трёхлетнего ребёнка с внешностью уродливого гнома со скрюченным телом. Но с очень красивым лицом.

Король был любитель женской красоты и не упускал случая поухаживать за смертными. Например, у поэта Овидия мы видим, что прекрасная Титания, жена короля, упрекает мужа за любовь к Ипполите. Трудно сказать, что сама Титания была образцом добродетели. Например, у того же Овидия, зная ревнивую натуру супруга, она не желает расставаться с прелестным мальчиком-пажом. Да и в вышеупомянутой шотландской легенде, Титания соглашается на поцелуй Томаса и увозит с собой в Эльфландию и семь лет держит его возле себя, всячески покровительствуя ему.

Ссоры царственных супругов – обычное явление в стране фей. Но именно эти разногласия и скандалы сказываются на природе: реки выходят из берегов, снег выпадает летом, засухи и наводнения. Однажды после одной из таких ссор, Оберон решил отомстить Титании и смачивает глаза спящей жены соком магического цветка, пробуждающего любовь к первому встречному. Воспылав страстью к ремесленнику с ослиной головой, царица эльфов и фей ласкает и ублажает его - это жалкое зрелище побуждает Оберона освободить от чар жену, которая воспринимает все случившееся как дурной сон. Любовь возвращается в их семью.

Что касается роста Оберона, то тут мнения варьируются в зависимости от датируемых сведений. В ранних упоминаниях, например, в «Нимфидии» Дрейтона рост короля фей был до неприличия низкий:

"Стены дворца Оберона сделаны из ножек пауков,

И окна из кошачих глаз.

А что до крыши, то вместо балок

Она покрыта крыльями нетопырей"

В следующие века Оберон «подрос», наверное, для солидности, или для соответствия царственного статуса с внешним обликом. В фантастической поэме Кристофера Мартина Виланда «Оберон» (1780) король фей предстаёт в виде духа, способный менять свой облик. Если в первоначально в различных легендах мы встречаем Оберона, как «милого шаловливого ребёнка», то уже к 12 веку – это юноша «во цвете лет» в венке из роз, флиртующий с прекрасной Титанией в лунном свете.

В наши дни Оберон тоже не раз «заявлял о себе» в литературе и кино. В 1969 году вышел фантастический роман Кристофера Сташеффа «Чародей поневоле», где одним из персонажей был Оберон. В романе король фей и эльфов – сильный, широкоплечий и коренастый, больше напоминающий гнома, наделённый физической силой. Правда, красотой не блистал.

В романе Сташефф дал довольно оригинальную трактовку появления эльфов. На планете произрастает растение ведьмин мох. Под влиянием телепатического воздействия это растение способно принимать любые формы, и люди, обладающие соответствующим даром, вспоминая древние сказки, породили племя эльфов.

И в заключении, хочется отметить, что Оберон, не смотря на не очень знАчимую, или точнее, не столь популярную персону, тем не менее прошёл все этапы развития образа: мифологизацию, демонизацию, миниатюризацию и обратный рост, путешествие к звёздам (научно-фантастический роман Сергея Павлова «Лунная радуга»).




Top