Обломов и ольга сравнение таблица. Илья обломов и ольга ильинская

Богиня Артемида - одна из самых древних многочисленных греческих богинь. Ей поклонялись охотники, а кроме того Артемида олицетворяла собой луну.. Ее отцом был Зевс - главный из Олимпийских богов, повелитель молний, а матерью - Лето - являвшая собой живую природу, дочка титанов Кея и Фебы. Ее брат-близнец - златокудрый Аполлон, ничто иное как, самая яркая небесная звезда, Солнце.

Артемида веселая и жизнерадостная, она любит бродить по пустынным чистым лесам и лугам, всегда прибывает в компании своих нимф и диких животных. Она - вечно юная и девственная покровительница живой природы и молодости, дарующая влюбленным счастье в браке. Ее любимые занятия охота и стрельба из лука, но также она следит и за тем, чтобы зверей никто не обижал понапрасну. Ее задача - помогать охотникам, но она наблюдает и за приплодом диких зверей и за тем, чтобы их количество не сокращалось.
Однако Артемида любит не только охоту, но и музыку, пение, танцы и веселые хороводы. Со своим братом Аполлоном у нее прекрасные нежные отношения, они никогда не ссорятся, и частенько сестра любит послушать, как ее любимый брат играет на кифаре.

Зевс в Древней Греции считался самым любвеобильным богом, соблазнившим немалое количество богинь, нимф и даже смертных женщин. От его любовных связей родилось более сотни внебрачных детей, среди которых были и Олимпийские боги - Дионис, Гермес и Аполлон с Артемидой.

Законная и ревнивая жена бога Зевса, Гера - была полна гнева и желания мести, потому Лето долго не могла найти убежище для того, чтобы произвести на свет своих детей. Южный ветер на своих крыльях перенес ее на одинокий остров Делос, где Лето в мучительных родах и произвела своих близнецов на свет. Первой родилась Артемида и помогала своей матери при рождении Аполлона, по этой причине, женщины стали считать ее покровительницей родов и обращаться с просьбами об облегчении родовых мук.

В три года Артемида познакомилась со своим отцом и другими божественными родственниками. Она так полюбилась своему могущественному отцу, что тот предложил ей просить у него всего, что она только захочет. Артемида пожелала колчан со стрелами, лук, охотничьих собак, нимф для сопровождения и коротенькое одеяние, которая не мешала ей бегать по лесам. Зевс отдал ей в распоряжение горы и дикие леса, а также вечное целомудрие.
Артемида всегда помогала тем, кто обращался к ней с молитвами. Однако, по правде богиня вовсе не обладала спокойным нравом, скорее ее характер был решительным, агрессивным и непреклонным характером. Она беспощадно расправлялась с теми, кто пытался обидеть или оскорбить ее или ее мать Лето. Так как богиня была целомудренной девственницей, она всегда помогала женщинам, нимфам или даже другим богиням, которых пытались подвергнуть насилию. Однажды к ней воззвала лесная нимфа Аретуса, на которую, купающуюся, хотел напасть бог реки Алфей. Артемида стремительно явилась на ее зов, скрыла нимфу в облаке и превратила ее в родник, благодаря чему, нимфа смогла скрыться от преследователя.

Но далеко не всегда все обходилось так благополучно для обидчиков. Когда великан по имени Титий попытался изнасиловать ее мать, богиня, не раздумывая, сразила его своей стрелой. Глупой царице города Фивы Ниобее повезло еще меньше, когда она решила похвастаться перед Лето тем, что имеет большее количество детей. В этот раз на защиту чести матери выступили и Артемида, и Аполлон. Он поразил своими меткими стрелами шестерых, а по другим источникам, семерых сыновей Ниобеи, а Артемида убила всех шестерых или семерых ее дочерей. Сама же Ниобея была превращена в вечно плачущий камень.

В древнегреческих мифах описывается история об охотнике по имени Актеон. Богиня Артемида была оскорблена тем, что он посмел приблизиться к водоему, где она купалась вместе со своими нимфами. Решительная она в тот же миг превратила его в оленя, а охотничьи собаки разорвали его на куски.

Также известна история об Агамемноне, царе Микен, которому Артемида не могла простить убийство на охоте своей любимой лани. И пощадила его только после того, как он отдал ей дочь Ифигению, которую она сделала своей жрицей.
Еще одной из примечательных историй является трагедия о нимфе по имени Каллисто. Она была настолько прекрасна, что, конечно же, привлекла внимание бога Зевса. Следствием их любовного свидания стала беременность, и когда Артемида увидела это, то нимфа была изгнана из свиты, так как в окружении богини могли присутствовать только девственницы. Брошенная всеми, Каллисто в одиночестве скиталась по лесам и горам, где родила своего сына Аркаса. Когда об этом стало известно Гере, та из ревности обратила девушку в медведицу, и однажды собственный ее сын, ставший чуть не поразил стрелой свою же мать. Этого, к счастью, не допустил сам Зевс. Но так как он не мог отменить решение Геры, богу пришлось обратить и Аркаса в медведя, а затем они оба были перенесены на небесный звезд, и стали самыми известными созвездиями Большой и Малой медведицей, которых мы можем наблюдать из своего окна в звездную ночь.

Существует мнение, что в городе Эфесе находился храм богини Артемиды, построенный амазонками в VI веке до н.э. Храм по праву считался одним из величайших семи чудес света. Люди приходили туда, дабы быть благословленными на рождение ребенка или на счастливый брак. Около 356 году до н. э. храм был подожжен Геростратом, который благодаря этому поступку хотел запомниться будущим поколениям. Примерно лет через двадцать он был восстановлен архитектором Дейнократом. Но впоследствии стал жертвой землетрясений, а также действий императора Феодосия I, который выступал против языческих храмов.

Также храмы находились в аттическом Бравроне, в Магнесии, на острове Делос, в лидийских Сардах и не только. Священный участок Артемиды располагался также и на Афинском Акрополе, а в Риме был построен храм на Авентине. Существуют сведения, что в храме, возведенном в Спарте, богине даже приносили человеческие жертвоприношения, видимо, зная о ее беспощадном, можно сказать, кровожадном, характере.
Чаще всего богиня Артемида изображается вместе со своими нимфами и в сопровождении гончих, одета в коротенькую тунику, с луком в руках. Так как она не только богиня охоты, но и в противоположность своему брату являет собой луну, она изображалась с нимбом из звезд над головой, горящими факелами. Также можно обнаружить изображения, где она едет на колеснице, запряженной оленями. С древних времен сохранилось множество монет, на которых нанесены изображения головы богини.

Ни для кого не секрет, что аналогом Артемиды в Древнем Риме являлась Диана-охотница. Одной из лучших ее статуй считается «Диана с ланью», находящаяся сегодня в Лувре. В отличие от современных художников в древние времена Диану-Артемиду никогда не изображали обнаженной, так как считалось, что простой смертный не может увидеть ее наготу безнаказанно. В связи с этим очень широко в искусстве представлен миф об Актеоне, который был беспощадно за это наказан. Существует немало картин на эту тему. Она заинтересовала таких великих мастеров, как Тициан, Альбано, Пеленбург, Лезюэр, Филиппо Лори, Рубенс и других. Пожалуй, одно из самых известных любителям искусства произведений на эту тему художника Доминико Венициано так и называется «Актеон и Артемида».
Также художники очень любили воплощать в своих произведениях историю о нимфе Каллипсо. Буше, Рубенс и Тициан посвятили этому сюжету по несколько картин.

Иногда Артемида изображалась в виде какого-либо животного, чаще всего, медведицы, хотя ее связь с медведями все еще не до конца изучена, потому эти сведения нельзя назвать полными.
В античной вазописи сохранились около четырехсот изображений богини. Самая известная из них «Артемида с лебедем», находящаяся в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
В XVIII веке во время раскопкоу в Помпеях была найдена статуя Артемиды с волосами, покрытыми чистым золотом и цветной одежде.

Богиня Артемида олицетворяет дух независимой женщиный. Она позволяет женщине следовать своим личным желаниям, поддаваться собственным порывам души, делать что-то только для себя.
Учитывая то, что Артемида очень целомудренна, она никогда не состояла в браке, более того, не обременяла себя любовными узами, и не подвергалась насилию. Она чиста и девственна, поэтому, женщина с ее архетипом - это решительная самостоятельная особа, способная самостоятельно постоять за себя. Ей нет нужды искать мужского покровительства или одобрениия, она живет прежде всего воплощая собственные интересы, она независима от мужчин. Сверх того, склонна состязаться с ними или же с другими представительницами прекрасного пола и усердно добиваться поставленной цели.

Качества, присущие Артемиде, стараются воплощать в жизнь женщины-феминистки. Также как богиня защищала девушек от нападений и наказывала насильников, феминистическое движение занимается помощью тем, кто подвергся изнасилованию, пытается добиться справедливости к жертвам, и борется с факторами, травмирующими женщин и детей, такими как порнография и инцест.
Архетип Артемиды приклекает женщин к естественной среде, дикой природе, тихому уединению, безлюдному взморью. Это позволяет им чувствовать покой и гармонию с своей душой, они могут глубже вникнуть в личные проблемы и предаваться мечтам.

Обычно архетип Артемиды проявляются у девочек с самого детства. Это активность веселья, но вместе с тем и желание познавать. Такие дети всегда стремятся к изучению чего-то нового. О них отзываются, как о сосредоточенных не по возрасту девочках, с прекрасной памятью. Они с детства бросаются на защиту слабых, и не боятся заявлять о несправедливом отношении к себе или к кому-то другому. В юности они любят соревноваться, и готовы к самоограничению и различным жертвам, чтобы достичь своей цели. Везде и всюду проявляется их склонность к открытиям, будь то новые территории или просто соседняя улица. Иногда их упорство и видимая чрезмерная уверенность в себе заставляют всех прочих относить их к наглым и высокомерным особам.
В избранную работу женщина -Артемида вкладывает все свои усилия, и часто выбирает такую профессию, где может помогать. Если смотреть иначе, у нее нет потребности в общественном признании, славе, карьерном росте и обладании крупными денежными суммами. Она идет к своей собственной цели, иногда даже непонятной другим людям.

Богине Артемиде отражена не только в картинах и скульптурах, но и в других произведениях искусства. Так например, ее прославлеют и в древних песнопениях, например, нескольких гимнах Гомера, аналогичном произведении автора Каллимаха и одной из орфических песен. Она является одним из персонажей в произведениях древнегреческого драматурга Еврипида «Ипполит» и «Ифигения в Авлите».

В честь Артемиды названы два астероида, открытых астрономами в XIX веке.
Культ богини в древние времена был распространен повсеместно. Она считалась любимицей богов, следила за справедливостью и вела спортсменов к победе.

Совершенно очевидно, что без Артемиды рассказ о богах древней Греции получился бы неполным. Она, как и многие другие боги личность неоднозначная, имеет множество особенностей и отличительных черт. При всем притом, есть в ней и постоянные элементы - это неизменная юность и чистоту. Она не так широко известна, как, к примеру ее брат-близнец, даже если брать во внимание тот факт, что Артемида родилась раньше, и будучи старшей сестрой непременно должна была стать известнее Апполона. Однако, богине этого и ненужно, она совсем не тщеславна. Помогая брату во всех его начинаниях, Артемида оставалась в тени его славы. Она была отличной охотницей, и не стремилась к большому, хотя вполне могла бы вместе с братом быть, к примеру, покровительницей музыки. Но разве это важно, вовсе нет. В то же время и межличностные отношения ни сыграли в судьбе Артемиды главной роли.

Семейные - да, но только не любовные. Все это вместе и создает своеобразный облик богини, которая по многим параметрам отличается от всех прочих. Ей были чужды размышления о собственной красоте и самолюбование, вместо этого она целиком отдавала себя другим, подчас не думая о себе. Не случайно на основе этой богини сложился определенный архетип, иначе и быть не могло. Артемида - единственная в своем роде, других таких нет, и быть не может. Вероятно, пантеон богов без нее был бы совершенно другим, да и Апполон вряд ли бы научился так искусно стрелять из лука, если бы ни старшая сестра и ее терпение. Так что Артемида совершенно заслужено занесена в список основных древнегреческих богинь и знать о ней должен каждый, просто потому, что иначе нельзя.

АРТЕМИДА

родилась в Ортигии, около Делоса, помогла Латоне перебраться через пролив, где та родила Аполлона. Покровительница родов - т.к. мать произвела ее на свет без боли. Она отобрала себе в свиту девятилетних нимф, они отправились в кузницу первых циклопов, где ей выковали лук и стрелы. Пан подарил ей щенят для охоты. Первые две стрелы она пустила в деревья, третью - в дичь, четвертую - в город несправедливых (?). Речной бог Алфей влюбился в нее и гонялся по всей Греции. Артмида и ее подруги вымазали лица белой глиной (в Элиде) и стали похожи друг на друга. Алфей убрался под их смех. Натравила собак на Каллисто, превратив ее в медведицу, когда в нее влюбился Зевс (Зевс явился Каллисто в виде Аполлона). Зевс превратил Каллисто в созвездие. В Эфесе ее символами были финиковая пальма, олень и пчела.

На Пелопоннесе Артемида была тесно связана с культом деревьев. Иногда ее называли Лигодесма, поскольку ее образ был связан с ивой.

Кариатидой или Кедреатидой - по названиям деревьев каштана и кедра. Значительную роль в большинстве ее культов, приверженцами которых были как мужчины, так и женщины, играли пляски и маскарады самого фривольного и даже непристойного характера. В храме Артемиды Лимнатиды на границе Лаконии и Мессении были обнаружены кимвалы. Во время раскопок, проводимых британскими учеными в знаменитом святилище Артемиды Орфии в Спарте, были найдены терракотовые маски, изображающие гротескные мужские и женские лица. Вполне вероятно, что подобные маски надевали участники культовых плясок. В этих обрядах мы прослеживаем народное происхождение мифологической Артемиды, танцующей со своими нимфами.

Артемида была самой популярной богиней Греции. Она была предводительницей нимф, да и сама она, в действительности, была всего лишь главной нимфой. Архедем, украсивший пещеру в Вари, посвятил свои надписи нимфам, но одна из надписей обращена к Нимфе (в единственном числе). Одна Нимфа из всех была выделена в качестве представительницы их всех, и она стала великой богиней Артемидой.

От “артамос” - “мясник”, “убийца”

Во время праздников Артемиды в Аркадии юные девушки обряжались медведицами.

Коринфская Артемида с крыльями за плечами, ее ступники -водяные птицы.

В Спарте, Аркадии, Сикионе - Артемида Лимнатис и Лимнайя - Болотная.

На Пелопонессе - Лигодесма, поскольку ее образ был связан с ивой, Кариатидв или Кедреатида - по названиям деревьев каштана и кедра.

Коринфские и спартанские праздники в честь Артемиды - Тифенидии (от “няньчу”, “вскармливаю”) Кормилицы приносили младенцев-мальчиков к святилищу Артемиды, в городе сооружались шалаши из веток.

Куротрофос - вскармливающая юношей

Пайдотрофос - вскармливающая детей

Ортия - прямостоящая

Тавропола - бычья

Браврония - в городе Браврон были ее праздники

В греческой мифологии богиня пимы, дочь Зевса я Лето, сестра-близнец Аполлона (Hes. Theog. 918). Родилась на острове Астерия (Делос). Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф — своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, ее сопровождает свора собак (Hymn. Hom. XXVII; Callim. Hymn. III 81—97). Богиня обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. Артемида разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принес ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря (см. в статье Калидонская охота); она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра (Ovid. Met. VIII270—300, 422—540). Артемида потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань Артемиды и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда Артемида в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей Артемида унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв (Eur. Iphig. А.). Артемиде Таврической приносили человеческие жертвы, о чём свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы Артемиды (Eur. Iphig Т.). Перед Артемидой и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую лань с золотыми рогами (Find. 01. III 26—30). Эти факты, подчёркивающие губительные функции богини, связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. Именно там ипостасью Артемиды была нимфа-охотница Бритомартис. Древнейшая Артемида — не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы Артемиды Бравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами (Aristoph. Lys. 645). Святилища Артемиды часто находились вблизи источников и болот (почитание Артемиды Лимнатис — “болотной”), символизируя плодородие растительного божества (напр., культ Артемиды Ортии в Спарте, восходящий к крито-микенскому времени). Хтоническая необузданность Артемиды близка образу Великой матери богов — Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение Артемиды многогрудой. Рудименты архаической растительной богини в образе Артемиды проявляются в том, что она через свою помощницу (в прежнем свою ипостась) Илифию помогает роженицам (Callim. Hymn. III 20— 25). Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона (Apollod. I 4, 1). Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю я лёгкую смерть. Однако классическая Артемида — девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь (Eur. Hippol.). Перед свадьбой Артемиде, согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями (Apollod. I 9, 15). Юный охотник Актеон, нечаянно подсмотревший омовение богини, был ею превращён в оленя и растерзан псами (Ovid. Met. III 174—255). Она же убила свою спутницу нимфу — охотницу Каллисто, превращённую в медведицу, гневаясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса (Apollod. III 8, 2). Артемида убила страшного Буфага (“пожирателя быков”), пытавшегося посягнуть на неё (Paus. VIII 27, 17), так же как и охотника Ориона (Ps.-Eratogth. 32). Артемида Эфесская — покровительница амазонок (Callim. Hymn. III237).

Артемида с ланью. Римская копия. С греческого оригинала Леохара (конец 4 в. до н. э.). Мрамор. Париж, Лувр.

Древнее представление об Артемиде связано с ее лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает Артемиду -луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона (Apoll. Rhod. IV 57 — 58). В героической мифологии Артемида — участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. Артемида — враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами Артемида и Аполлона (Callim. Hymn. III 110). Похвалявшаяся перед богами своим многочисленным потомством Ниоба потеряла 12 детей, также убитых Аполлоном и Артемидой (Ovid. Met. VI 155—301). В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы, считалась олицетворением луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем.

Среди античных скульптур Артемиды — римские копии “ Артемида Бравронии” Праксителя (“ Артемида из Габий”), статуи Леохара (“ Артемида с ланью”) и др. Изображения Артемиды встречаются на рельефах (на фризе Пергамского алтаря в сцене гигантомахии, на фризе Парфенона в Афинах и др.), в греческой вазописи (сцены убийства Ниобид, наказания Актеона и др.).

Эмблемы: кипарисовое дерево, лань и собаки. Любимые цвета: шафрановый, красный, коричневый. Синонимы и эпитеты: Феба, Бритомартис - оленеубийца, Браврония - медвежья, Лафрия, златострельная, стрелолюбивая, дева-охотница

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АРТЕМИДА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АРТЕМИДА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (греч. миф) одно из важнейших божеств Греции, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона. С именем Артемиды связаны многочисленные мифы: …
  • АРТЕМИДА в Словаре Мир богов и духов:
    в греческой мифологии дочь Зевса и Латоны, сестра-близнец Аполлона, богиня охоты, покровительница лесов и диких животных, также богиня …
  • АРТЕМИДА в Библейской энциклопедии Никифора:
    иначе ДИАНА (непорочность; Деян 19:28) - известная языческая богиня у Греков, по мифологии дочь Юпитера и Латоны, обыкновенно изображаемая с …
  • АРТЕМИДА в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    — богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на земле, дающая счастье в браке и помощь при …
  • АРТЕМИДА в Кратком словаре мифологии и древностей:
    ("???????, Diana). Дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона, родившаяся на острове Делос, богиня луны и охоты. Она изображалась с колчаном, …
  • АРТЕМИДА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (???????- этимология неясна, возможные варианты: «медвежья богиня», «владычица», «убийца») в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона …
  • АРТЕМИДА в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Греческая богиня, возможно, еще доолимпийского происхождения; в сочинениях Гомера она - дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона. Ей, как и …
  • АРТЕМИДА в Лексиконе секса:
    в греч. мифологии дочь Зевса, богиня охоты, покровительница супружества и деторождения. Согласно легенде А. являлась целомудренной девой, поэтому к ее …
  • АРТЕМИДА в Литературной энциклопедии:
    богиня у древних греков (римск. Диана); по мифу — дочь Зевса и Латоны, сестра Аполлона, богиня плодовитости и охоты, охранительница …
  • АРТЕМИДА в Большом энциклопедическом словаре:
    в греческой мифологии дочь Зевса, богиня охоты, покровительница рожениц. Изображалась с луком и стрелами, иногда с полумесяцем на голове. Ей …
  • АРТЕМИДА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в древнегреческой мифологии богиня, дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона. Первоначально А. - богиня плодородия, покровительница животных и охоты, богиня …
  • АРТЕМИДА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    греч. богиня, см. …
  • АРТЕМИДА
    [древнегреческое artemis (artemidos)] в древнегреческой мифологии богин-девственница, сестра аполлона, охранительница стад и дичи, покровительница охоты, богин луны; то же, что …
  • АРТЕМИДА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж., одуш., с прописной буквы В древнегреческой мифологии: богиня-девственница покровительница диких зверей и охоты, богиня Луны, плодородия и деторождения; …

В греческой мифологии боги и герои являются центральными персонажами. Боги занимают отдельное место – в те времена процветало язычество, и каждый город-полис страны, каждая область поклонялись своему богу-покровителю, а в целом – всему пантеону. Главой у них был Зевс-громовержец, его дети также были божествами. Одна из них, любимица народа – Артемида. О ней и пойдет речь ниже.

Юная богиня охоты

Артемида была вечно юной богиней охоты, целомудрия, плодородия. Хотя, казалось бы, это вещи абсолютно несочетаемые. Она является сестрой бога Аполлона, покровителя искусств и олицетворения Солнца (впоследствии и Артемида стала олицетворением Луны). История ее рождения и ранних лет довольно запутана и по большей части неизвестна. Считается, что богиня родилась на острове Делос и была старшим ребенком Зевса и титаниды Лето (Латоны).

Через несколько минут на свет появился ее брат-близнец Аполлон (это наглядный пример огромной любвеобильности Зевса, не стеснявшегося при жене Гере постоянно ходить «налево»), причем Артемида сама помогла матери разрешиться от бремени.

Во многих источниках Артемида предстает доброй богиней, которая покровительствует браку, успешному рождению детей. Это, конечно, так, но не совсем. Артемида могла и наказать, причем мало не покажется. Гнев богини был страшен. Недаром энтомология ее имени – «медвежья богиня». Да и «профессия» обязывает – охота была главным занятием Артемиды. Наказание за неповиновение или провинность следовало незамедлительно. Например, суровая кара постигла охотника Актеона, который подглядел за Артемидой, когда она купалась в реке.

В наказание она превратила его в оленя, и Актеона растерзали бешеные псы. Артемида рьяно защищала себя и свою семью. Царица Ниоба, имевшая 7 сыновей и 7 дочерей, однажды неосторожно высказалась о матери Артемиды и Аполлона и похвалилась перед ней количеством детей. Месть богини последовала незамедлительно – все дети Ниобы были расстреляны из луков. Та же участь ждала тех, кто отказывался почитать Артемиду – охотник Бротей поплатился за это жизнью. Богиня наслала на него безумие, и тот бросился в огонь. Еще один пример – Орион, мифологический охотник (в честь него названо созвездие).

Поклонники богини

Здесь нужно сделать отступление и упомянуть о том, что Артемида обратилась к отцу, Зевсу, с просьбой сохранить девственность, как некоторые другие богини (например, ). Естественно, такой ценный дар притягивал многих – как богов, так и смертных. Артемида ловко отбивалась от назойливых поклонников. Один из них, Орион, пытался силой принудить богиню к интимной близости, за что и был убит ею (это одна из версий). Однако есть варианты, что Артемида сама была влюблена в своего спутника-охотника. Из-за того, что он грозился истребить все живое на земле, мать-земля Гея наслала на него скорпиона.

Оплакав потерю спутника, Артемида вознесла его на небо и сделала созвездием. Так что моно смело утверждать, что многие мифы показывают — Артемида совсем не та кроткая богиня, которую многие представляли.

Везде Артемида появлялась со своими спутниками – нимфами. Их было около 20. Перед тем, как начать служить богине, нимфы дают обет безбрачия и вечной девственности (по примеру самой Артемиды). Тех, кто нарушит обет, ожидает суровое наказание. Самый яркий пример – нимфа Каллисто. Как известно, Зевс был очень любвеобилен и не пропускал ни одной юбки (или туники).

Ему пригляделась прекрасная нимфа, и он приняв облик , разделил с ней ложе (по другой версии, Зевс превратился в Артемиду, хотя в этом случае становится непонятно, как Каллисто могла потерять свою невинность). Артемида узнала об этом и пришла в ярость, ведь Каллисто не только нарушила обет, но и забеременела.

В гневе богиня выпустила стрелы по бывшей спутнице. Зевс понимал, что не в его силах спасти возлюбленную, но ребенок еще может уцелеть. Он послал Гермеса, чтобы он вытащил младенца из чрева матери и унес подальше от гнева Артемиды. По другой версии, превратил Каллисто в медведицу и спрятал. Однако Гера убедила Артемиду убить медведя (все-таки дикий зверь). Испугавшись, что бедной Каллисто не будет покоя нигде на земле, Зевс вознес ее на небо и превратил в созвездие, которое мы знаем, как Большую медведицу.

Богине посвящались многочисленные храмы, но самый большой и известный находился в греческом городе Эфесе (сейчас территория Турции). В этих краях Артемиду изображали своеобразно – с несколькими грудями, символизирующими плодородие и плодовитость. В большей степени храм стал печально известен из-за местного жителя, Герострата, который решил вписать свое имя в историю и сжечь храм.

Зачастую Артемиду изображали в виде юной девы, в короткой тунике, с луком в руках и стрелами за плечами. Ее иногда сопровождали олени или собаки. Также на картинах можно увидеть Артемиду в окружении медведей. Отметим, что Артемида была одной из наиболее почитаемых богинь, несмотря на свой темперамент и мстительную натуру.


Артемида в греческой мифологии богиня охоты, вечно юная и девственная богиня плодородия, целомудрия и луны. Покровительница всего живого на Земле, счастья в браке, дающая помощь при родах.

Семья и окружение

Так же известна несколько запутанная история Прокриды, дочери Эрехтея и Праксифеи. Артемида прогнала её, узнав, что она уже не девушка, но пожалела, после того, как Прокрида рассказала ей свою несчастливую историю. Ей она подарила пса Лелапа, чудесное копьё и придала облик юноши. С этими дарами Прокрида смогла помириться со своим супругом.

Артемида - участница войны с гигантами, в которой ей помогал Геракл ; в Троянской войне вместе с Аполлоном она воюет на стороне Троянцев (это можно объяснить её малоазийским происхождением). Артемида - враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок, Титий, убитый стрелами Артемиды и Аполлона , а также двенадцать детей Ниобы, похвалявшейся своим многочисленным потомством.

Были и другие жертвы гнева Артемиды: Алфей, влюбившийся в Богиню; Атланта и Гиппомен были превращены в львов; Гиппа (или Меланиппа) превращена в кобылицу; гигант Гратион убит стрелой Богини в гигантомахии; возможно именно Артемида наслала вепря на Адониса и убила Корониду; Меланипп был принесён в жертву Богине после того, как он вступил в любовную связь с жрицей храма Артемиды; Филонида (или Хиона) была убита потому, что надменно отзывалась об Артемиде.

Имя, эпитеты и характер

Этимология имени Богини неясна, возможные варианты перевода "медвежья богиня", "владычица" или "убийца".

Она проводит почти всё время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком и сопровождает её свора собак (XXVII Гимн Гомера), а видя кровь подстреленных ею зайцев испытывает радость (Каллимах). Артемида обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир.

Одной из спутниц Артемиды была нимфа-охотница Бритомартис, она считалась ипостасью Артемиды (то есть саму Артемиду называли этим именем). Другая ипостась Артемиды - Илифия, позже ставшая самостоятельным божеством, покровительницей благополучных родов

Хтоническая необузданность Артемиды близка к образу Великой Матери богов - Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества (Артемиду называли "помощницей", "спасительницей").

В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение Артемиды "многогрудой", как богини-покровительницы деторождения. Рудименты архаической растительной богини в образе Артемиды проявляются в том, что она помогает роженицам, она же приносит быструю и лёгкую смерть. При этом классическая Артемида - девственница и защитница целомудрия.

Другие имена Артемиды, символизирующие Богиню покровительницу растительного и животного мира - Лимнатис ("болотная"), Лигодесма ("обвязанная ивами"), Мелисса ("пчела", так Артемиду называли в Эфесе, почитая как дочь Деметры; Мелиссами называли жриц Деметры), Селасфора ("светоносная").

Богиню охотницу и повелительницу природы почитают эпитетами Агротера ("охотница", "ловчая", храм в Аттике), Браврония (связан с городом Браврон, где жриц Артемиды называли "медведицами"), Гегемона ("водительница"), Ифигения ("могущественная"), Элефтерия ("свободная").

Артемиду покровительницу деторождения называют Лохия ("родовспомогательница"), Пайдотрофа ("детокормилица", её храм стоял в Мессении). Артемида Эфесская - покровительница амазонок. Римляне отождествляют Артемиду с Дианой - богиней Луны.

Культ и символика

Древнее представление об Артемиде связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам Селены и Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология отождествляет Артемиду с Селеной , эта Артемида-луна тайно влюблена в Эндимиона.

Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым - владычицей зверей на Крите, где ей приносились в жертву кабаны, олени и козы. Древнейшая Артемида - не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы Артемиды - девочки от пяти до десяти лет, временно поселявшиеся в храме - надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались "медведицами". Раз в четыре года справлялся праздник Брауроний, "медведицы" проводили какие-то церемонии, одевшись в выкрашенные шафраном одежды. В этот же храм приносились и отдавались в жертву одежды умерших при родах женщин.

Перед свадьбой, согласно обычаю, Артемиде приносились искупительные жертвы. Царь Адмет забыл об этом обычае и Артемида наполнила его брачные покои змеями.

Культ Артемиды был распространён по всей Греции, однако особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии. Первый храм Артемиды сжёг Герострат в 356 году до н.э., желая прославиться, на его месте был построен второй храм, который был одним из семи чудес света. Святилища Артемиды часто находились вблизи источников и болот.

В искусстве и культуре

Артемиде посвящены IX и XXVII гимны Гомера, III гимн Каллимаха и XXXVI орфический гимн, она действующее лицо трагедий Еврипида "Ипполит", "Ифигения в Авлиде".

Обычно Богиня охоты изображалась с золотым луком и колчаном за плечами, с копьём в руках, иногда с полумесяцем на голове. Не редко её сопровождают нимфы и лани. Целомудренную Артемиду одевали в короткий хитон. В XVI-XIX веках стали появляться изображения нагой богини, что в то время приводило к настоящим скандалам (например, в 1548 году так её изобразил Жан Гужон в скульптуре "Диана c оленем"). Однако ранние версии скульптур и изображений изображают Артемиду в более строгом образе.

Существует множество скульптур, посвящённых Артемиде-Диане, например, стоит обратить внимание на фонтан Дианы и Актеона в Королевском Дворце в Казерте, который изображает две группы людей, отделённых друг от друга водопадом, он создан по мотивам мифа об Актеоне и Диане. Скульптура Бартелеми Приера "Диана Версальская" воспроизводит произведение одного из скульпторов, созданную около 325 г. до н.э., по некоторым версиям скульптору Леохара. Людовик XIV поставил эту скульптуру в Версальском дворце, называя её лучшим произведением античной скульптуры во Франции. Еще одна интересная скульптурная группа "Убийство Ниобид" изображает сцену мифа об убийстве детей Ниобы - Ниоба пытается защитить младшую дочь, а Артемида натягивает лук.

В изобразительном искусстве были популярны сюжеты охоты Артемиды (Рубенс, Джордано, Фейт, Буше), наказания Каллисто (Риччи, Блумарт, Гандольфи), чуть реже изображалась купающаяся Артемида.

В современности

(105) Артемида - астероид, открытый 16 октября 1868 года американским астрономом Дж. К. Уотсоном в Детройтской обсерватории.

Ночная бабочка семейства павлиноглазок также названа в честь Богини целомудрия.




Top