Обработка рисунка моя семья описание. Тест «Моя семья»

Понять своего ребенка бывает непросто. К тому же дети не всегда могут правильно рассказать о том, что происходит в их голове. Рисуночная методика "Моя семья" помогает проанализировать отношения ребенка с родителями, разобраться в возникших проблемах и вовремя их устранить.

Цель теста

Перед тем как вы попросите своего ребенка нарисовать семью и приступите к интерпретации результатов, нужно точно понять, что может дать вам эта методика. Когда ребенок рисует, он не задумывается о том, правильно это или нет. Все, что лежит у него на сердце, он изображает на бумаге. Это может помочь родителям понять, как ребенок относится к ним, кем он чувствует себя в семье, какие имеет скрытые проблемы. Также получится его психологическое состояние здоровья. То, о чем молчит ребенок, он покажет на листе бумаги. Данный тест может помочь родителям наладить отношения с малышом, а также избежать многих неприятных ситуаций.

Задание

В тихой и спокойной обстановке предложите ребенку нарисовать его семью. Дайте ему листочек А4 и разноцветные карандаши. Кроме семьи можно изображать и другие объекты по желанию. При этом не следует пристально смотреть за тем, что малыш будет делать. Наблюдайте за ним со стороны. Очень важно заметить последовательность, в которой он будет рисовать. По окончании можно также задать вопросы по рисунку.

Рисуночная методика "Моя семья" помогает выявить самые различные проблемы, а поэтому каждая деталь, каждая нарисованная палочка и точечка очень важны. Стоит обратить внимание на то, как расположены люди на рисунке, каким цветом они раскрашены. Немаловажно проанализировать и размер каждого члена семьи.

Выполнение задания

Если ребенок живет в спокойной и дружной обстановке, он сразу же примется рисовать задание. И начнет он именно с членов семьи. Если же малыш начал рисовать дополняющие детали, то это означает, что он чувствует себя некомфортно и неуверенно. Вероятно, в семье сейчас не самый лучший период, и ему совсем не хочется там находиться. Если кого-то он и вовсе забыл нарисовать, значит, с этим человеком у маленького художника нет контакта. Если же на рисунке присутствуют посторонние люди - ребенку не хватает заботы и любви. Наиболее сложный случай, если самого художника нет на изображении. Это означает, что ребенок не чувствует себя членом семьи. Он не связан с нею эмоционально.

Перед тем как приступить к расшифровке рисуночной методики "Моя семья", обязательно спросите ребенка о том, что нарисовано. Без маленького художника толковать изображение будет очень сложно. Например, девочка нарисовала следующий рисунок.

На нем есть только сама художница. А из взрослых - никого. Она объяснила, что родители в доме с маленькой сестричкой. Такой рисунок - это настоящий крик о помощи. Ребенок не чувствует себя нужным и важным. Скорее всего, с появлением сестры родители стали уделять ей меньше внимания и заботы. Темные деревья, дымарь и дым из трубы свидетельствуют о депрессивном состоянии девочки.

В данном случае методика «Моя семья» помогла выявить, что ребенок закрыт от общения. Девочка чувствует себя одинокой и ненужной. То, что она нарисовала себя над домом, говорит о том, что она всеми силами пытается обратить на себя внимание. Девочка словно взывает к родителям: «Вот же я, посмотрите на меня!», но ее никто не слышит. Возможно, в последнее время такой ребенок станет еще более непослушным и капризным. И все это только способ привлечь внимание близких.

Последовательность

Очень важно обратить внимание на то, кого маленький художник нарисовал первым. Именно этого человека он любит большего всего, именно с ним у него налажен контакт. Если же первым он нарисовал свой образ, значит, считает себя самым лучшим в этой семье. Если при этом фигура еще и большого размера - возможно, ребенок растет эгоистом.

Последнее место в рисунке отведено человеку, с которым малыш плохо ладит. Если ребенку кажется, что его отвергают, последним он нарисует себя. Иногда на детском рисунке семьи малыш изображает всех и сразу. Он рисует три головы, три туловища, каждому руки, ноги, глаза. В таком случае это будет означать, что он не выделяет никого и для него все равны. Но такое бывает крайне редко.

Размер фигур

Этот параметр указывает на авторитетность членов семьи. Не следует путать с предыдущим пунктом. Ведь последовательность означает чувства ребенка к членам семьи, а вот размер указывает на влияние нарисованной фигуры. Так, в семье, где даже мама побаивается папу, ребенок нарисует его больше всех.

Дети, которые купаются в любви, заботе и имеют значительное влияние на всех членов семьи, рисуют себя самыми высокими, иногда даже больше родителей. И наоборот, если художник чувствует себя никому не нужным, он изобразит свою фигуру маленькой, едва заметной. Одинаковые размеры фигур говорят о том, что все в семье равноправны.

Часто детский рисунок семьи помогает выявить и проблемы в отношениях родителей. Например, если папа постоянно обижает маму, ребенок нарисует агрессора большим и злым, а жертву - маленькой и обиженной. Очень важно обратить внимание, какое место при этом выберет себе ребенок. Если он будет такого же размера, что и папа, значит, он согласен с его действиями, а если как мама — значит, он жалеет ее.

Расстояние между фигурами

В интерпретации методики «Моя семья» важная часть уделяется и расположению объектов на рисунке. Если ребенок растет в дружной обстановке, все будут расположены на одном уровне и близко друг к другу. Чем дальше ребенок рисует себя от кого-либо, тем сложнее у него с этим человеком складываются отношения. Множество посторонних объектов между членами семьи также говорит о конфликтах, недопонимании, ссорах. Между этими людьми в реальной жизни есть барьеры, которые мешают нормальным отношениям.

Часто такие пробелы в рисунке дети заполняют различными животными. Тревожный сигнал, если таковые в вашем доме не живут. Кошечки и собаки - не что иное, как внимание. Если его не хватает, ребенок включает в «свою семью» новых членов, которые уж точно будут его любить и с ним играть.

Ребенок нарисовал только себя

В интерпретации методики «Моя семья» этот случай считается достаточно тяжелым. Ребенок, который разделяет себя и своих родителей, на самом деле очень одинок. Он не ощущает себя членом семьи. При этом различным образом малыш может объяснять ее отсутствие. В примере выше девочка сказала, что родители находятся в доме. Иногда дети говорят, что мама и папа на работе или еще где-то. Но все указывает на то, что между ребенком и родителями нет прочной эмоциональной связи.

Иногда такой рисунок можно встретить и у детей — кумиров семьи. Подобная ситуация считается абсолютно противоположной. Ребенок считает себя самым главным в семье. Все остальные для него - пустое место. В таком случае в рисунке будет преобладать много ярких цветов. Да и сама фигура художника будет радостной и счастливой.

Прорисовка лица и других частей тела

В рисуночных тестах важна каждая деталь. То, как ребенок рисует себя и родителей, очень важно. Для начала посмотрите, все ли части тела есть у членов семьи и каких они размеров.

Так, например, отсутствие ушей говорит о том, что эта фигура никого не слышит кроме себя или, возможно, не хочет слышать. В семьях, где между родителями постоянные ссоры и конфликты, дети часто изображают себя без ушей. Таким образом они показывают, что не хотят постоянно этого слышать. Большие уши, наоборот, указывают, что этот персонаж всех и во всем слушает, не имеет своего мнения.

Рот - это символ нападения. Им выражают весь спектр эмоций, от злости до счастья. Того, кто нарисован с большим и грозным ртом, ребенок сильно боится. Если же художник присвоил себе такой, значит, у него проявляются деспотические задатки. Отсутствие рта или точка вместо него говорит о замкнутости.

Шея отвечает за контроль чувствами. Если у нарисованной фигуры ее нет, значит, в понятии ребенка именно этот человек не умеет управлять своими эмоциями.

Руки в рисуночных тестах символизируют силу характера и взаимодействие с другими членами семьи. Если у кого-то на рисунке и вовсе они отсутствуют, значит, ребенок считает, что этот человек не может изменить ситуацию. Длина рук и детальная прорисовка кистей говорит об общительности. А вот короткие могут быть символом слабохарактерности.

Ноги отвечают за положение человека в обществе. Большая площадь опоры ног говорит о том, что эта фигура — уверенная в себе и сильная личность. Ножки-палочки, повисшие в воздухе, - неуверенность в себе и в своих силах.

Цветовая гамма

При проведении теста «Моя семья» ребенку предлагают использовать цветные карандаши или фломастеры. Это необходимо, чтобы детально изучить палитру чувств, которая излучается ребенком, когда он вспоминает о близких и родных. Любимых родственников он раскрасит яркими и красочными цветами. И наоборот, люди, которые вызывают у него страх или другие неприятные чувства, будут «одеты» в черные, коричневые и ярко-красные цвета. Часто дети пытаются оправдаться и говорят, что фигура нарисована так, потому что это ее любимый цвет. Но на самом деле подсознательно ребенок считает совершенно по-другому.

Чаще всего самыми красивыми дети изображают матерей. Они одеты в яркие платья, имеют неимоверные прически. Неестественный цвет волос (синий, розовый) также говорит о любви к матери. Чем больше ребенок привязан к тому или иному члену семьи, тем красочнее он его изобразит.

Бывает и наоборот, весь рисунок достаточно невзрачный, и только какая-то деталь выделена цветом. Это неспроста. Обратите внимание на нее. Именно эта деталь на данный момент больше всего близка вашему ребенку. В семье, где малыш чувствует себя одиноким, часто яркие цвета достаются котикам, собачкам или каким-то предметам: качелям, машинам.

В тесте «Моя семья» особое внимание следует уделить черному цвету. Чем больше его на рисунке, тем депрессивнее чувствует себя ребенок. Если любимого родственника малыш рисует черным, значит, между ними существует явная проблема.

Типы воспитания по рисункам

Проективная методика «Моя семья» позволяет точно определить, по какому принципу воспитывают ребенка в семье. В психологии выделяют 5 основных типов. Рассмотрим каждый из них и узнаем, как определить его при помощи рисуночной методики «Моя семья».

  • Кумир. Если ребенка в семье боготворят, тогда он начнет рисунок с себя. Причем фигура будет находиться прямо в центре листа. Родители же будут наблюдать за своим кумиром со стороны и любоваться ним. Скорей всего, ребенок будет нарисован красочным и значительно больше, нежели все остальные члены семьи.
  • Гипоопека. Этот тип воспитания выражается в том, что ребенок предоставлен сам себе. Родители не слишком много уделяют ему внимания. Ребенок растет вроде бы и в семье, но с другой стороны, он не чувствует заботы и любви. Такой тип воспитания юный художник может изображать по-разному. Очень часто на листе бумаге он рисует только себя. Выполняя анализ методики «Моя семья» и задавая ребенку наводящие вопросы, можно получить ответ, что родители на работе или ушли в гости. Но на самом деле это самые обыденные версии. В глубине души ребенок не воспринимает себя и родителей как одну семью.

  • Проявления ревности, или «как Золушка». Этот тип воспитания встречается в семьях, где несколько детей. Чаще всего один из них считает себя кумиром, а другой, наоборот, лишен внимания и заботы. Родители выделяют его брата и сестру, и он чувствует себя одиноким и никому не нужным. В рисунке это все также проявляется. Брат или сестра будут нарисованы первыми. Возле них родители. Чаще всего их взгляд также обращен на второго ребенка. Сам же художник рисует себя маленьким и невзрачным где-то в уголке. Если вы получили такие результаты методики «Моя семья», следует обязательно пересмотреть ваши семейные взаимоотношения. Ребенок должен чувствовать себя важным и нужным.
  • Воспитание «в культе болезни». Очень часто родители слишком опекают своих чад. Такое воспитание приводит к тому, что ребенок всего боится, закрывается в себе. Рисунок, который будет показывать такой тип воспитания, пронизан эгоцентризмом. Маленький художник будет находиться в центре, а вокруг него все члены семьи, которые стараются ему угодить. Достаточно часто на рисунке взрослые держат такого ребенка за руки или очень крепко обнимают. Это символизирует их гиперопеку. Методика «Моя семья» для младших школьников позволяет определить, кто именно слишком заботится о малыше. Этот человек будет находиться на рисунке к нему ближе всего. Кроме того, и сами фигуры ребенка и человека, который его опекает, будут очень похожи между собой (одинаковые глаза, руки, губы, цвет одежды). Чем больше похожи родители и ребенок на рисунке, тем больше они опекают его.
  • «Ежовые рукавицы». Этот тип воспитания подразумевает, что кто-то из родителей, а может, и оба часто наказывают и ругают ребенка. Юный художник обязательно изобразит это на рисунке. Агрессор будет выглядеть злым, взъерошенным, раскрашенным в темные оттенки, с большим ртом. Методика «Моя семья» для дошкольников помогает понять и отношение ребенка к этому члену семьи. Если он рисует его слишком напряженно, сильно придавливает карандаш, делает грубые штрихи, значит, он чувствует злость по отношению к этому человеку. Если малыш боится агрессора, он нарисует его очень тоненькими кривыми линиями.

Примеры расшифровки рисуночного теста «Моя семья»

Изначально может показаться, что толковать результаты теста очень сложно. Множество мелких деталей просто сбивают с толку. На самом деле, немного приноровившись, вы сможете с легкостью расшифровать рисунок своего ребенка.

Рисунок № 1 со стороны кажется весьма положительным. Первым ребенок нарисовал себя, затем папу, старшую на два года сестру, а также маму. Следует обратить внимание, что самый маленький на рисунке сам художник. Мама, папа и сестра - все почти одного роста. Скорее всего, малыш лучше всего взаимодействует с папой, так как нарисовал себя рядом. А вот с мамой и сестрой отношения у него складываются непросто. Во-первых, они дальше всего к нему стоят, а во-вторых, раскрашены в яркие и холодные цвета.

Второй рисунок нарисовала девочка 11 лет. С первого взгляда кажется, что семья очень дружная, ведь все держатся за руки. Но в данном случае это показывает, что родители слишком опекают своих детей. Кроме того, сестра отвернулась от художницы, вероятно, в их отношениях не все так гладко, как кажется.

Третье изображение явно демонстрирует принцип воспитания «кумир». Здесь юная художница изобразила себя очень большой и красочной. Родители на ее фоне выглядят совсем невзрачно.

Четвертый рисунок явно указывает на семейные конфликты и неприятности. Между мамой и папой расположена бабушка. Видимо, именно она является источником ссор и конфликтов (во всяком случае, так думает художник). Маленький рост бабушки указывает на то, что ребенок не считает ее авторитетом. Между тем дети очень дружны и знают свое место в семье.

На последнем, пятом рисунке можно увидеть дружную семью, где дети подражают своими родителям. Об этом свидетельствует цвет одежды. Папины руки намного короче и прижаты к телу, что говорит о том, что он бесхарактерный, и, скорее всего, именно мама является в доме главной.

Подводя итог, можно сказать, что цель методики "Моя семья" - выявить проблемы и общее психоэмоциональное состояние в определенной ячейке общества. Очень важно, чтобы ребенок выполнял это задание в спокойной обстановке. Перед этим не должно быть ссор и конфликтов. Тест можно проводить много раз. Допустим, вы выявили конкретные проблемы, постарались их решить. Через месяц рекомендуется повторить тест. Таким образом, можно отслеживать динамику изменений в семье, состояние ребенка, его переживания и проблемы.

Семья - маленькая модель мира, в которой подрастающее поколение учится взаимодействию с окружающими. Довольно часто педагоги и психологи, работающие с детьми, обращают внимание, что малыши могут испытывать неудобства в отношениях с родными, а мама и папа - ближайшие люди - этого не замечают или не хотят замечать. Наглядно показать взрослым, что в жизни их ячейки общества есть напряжённые моменты, поможет тест «Рисунок семьи».

Суть теста «Рисунок семьи»

Идея создания проективного теста для определения отношений внутри семьи не нова. В разное время она возникала в работах видных отечественных и зарубежных психологов - В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и других. В ходе теста ребёнку предстоит изображать своих родственников, поэтому ему понадобится умение держать инструмент в руках и соединять линии в рисунке. Эти навыки приходят к детям в разное время. Ориентировочный период, когда можно начинать проводить диагностику - возраст 4 лет (+/-1 год).

Целями теста является следующее:

  • определение характерных черт отношений внутри семьи;
  • выявление оценочных суждений малыша относительно своих близких;
  • оценка роли испытуемого в семье;
  • определение моментов, которые вызывают беспокойство ребёнка.

Задача экспериментатора - посмотреть на конкретную ячейку общества глазами маленького её члена.

Французский писатель Анре Моруа говорил: «Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его. А ребёнок, между тем, пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и оценить его».

Психологи рекомендуют на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста повторять тест 1 раз в 6 месяцев, а в дальнейшем - 1 раз в год (вплоть до 11 класса). Такая периодичность позволит вовремя обнаружить и устранить возможные внутрисемейные конфликты.

Узнать больше об отношениях внутри семьи ребёнка можно, просто предложив ему выполнить несложный рисунок

Процедура исследования

Прежде чем начинать тест, взрослый должен убедиться, что подготовлено всё необходимое:

  • лист А4;
  • цветные карандаши (синий, красный, зелёный, коричневый, жёлтый, чёрный);
  • ластик.

Некоторые интерпретации диагностики не подразумевают использование цветных карандашей. Однако толкование выбранных испытуемым оттенков является важным аспектом анализа. Ластик также, по мнению некоторых учёных, не является обязательным. Между тем в идеале экспериментатор должен фиксировать в протоколе, имеющим произвольную форму, как часто малыш использует резинку. Чтобы не превращать тест в рисование «буду вытирать, пока не станет идеально», не нужно акцентировать внимание ребёнка на этой принадлежности. Достаточно положить сбоку, но на виду.

Проведение исследования возможно как в индивидуальной форме (что желательно), так и в групповой, но для концентрации внимания испытуемых их не должно быть более пяти.

Допускается проведения теста в групповой форме, но не рекомендуется

Инструкция по организации дигностики:

  1. Испытуемому подают лист, расположенный горизонтально, со словами: «Вот лист бумаги, нарисуй, пожалуйста, свою семью. Можешь использовать цветные карандаши».
  2. Ребёнок приступает к тесту, а взрослый, занимаясь своими делами, наблюдает за ним.
  3. После того как рисунок будет завершён, предложите малышу подписать персонажей, чтобы было понятно, кто есть кто. Если испытуемый не умеет этого делать, спросите у него разрешения сделать надписи своей рукой.
  4. Затем следует задать ребёнку вопросы:
  • Кого ты нарисовал?
  • Кого ты не нарисовал и почему?
  • В каком месте ты рисовал семью?
  • Чем занимается каждый на рисунке?
  • Какое у вас здесь настроение: вам весело или скучно?
  • Кто на рисунке самый весёлый, грустный, счастливый? Почему?
  • Кто тебе нравится больше остальных? Почему?
  • Как в нарисованной семье наказывают детей за непослушание или плохое поведение?
  • Как ты себя чувствуешь на рисунке? Что хотел бы изменить, чтобы почувствовать себя лучше?

Если по ответам на вопросы сложно прийти к точному заключению касательно отношений в семье, то стоит предложить ребёнку 6 проблемных ситуаций, 3 из которых выявляют отрицательные чувства испытуемого относительно семьи, а 3 другие - положительные:

  1. Представь, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты пригласил?
  2. Представь, что вся твоя семья собирается в гости, но кто-то один заболел, а, значит, должен остаться дома. Кто это будет?
  3. Ты собираешь пазл (мастеришь поделку, лепишь из пластилина), и у тебя не всё получается. Кого ты попросишь помочь тебе?
  4. Представь, что корабль, на котором вы путешествовали, попал на необитаемый остров. С кем бы тебе было удобно жить там?
  5. Тебе подарили настольную игру, вся семья собралась играть, но один оказывается лишним. Кто не будет участвовать?
  6. Кого из членов семьи можно оставить дома, если не хватает одного билета в кино?

Важно помнить о некоторых нюансах проведения рисуночной диагностики:

  • Не нужно проводить тест, когда малыш перевозбуждён или плохо себя чувствует. В противном случае полученные данные не будут объективными.
  • Не стоит расшифровывать, кто подразумевается под семьёй. Если малыш начинает засыпать вопросами из разряда «А бабушку/тётю/дядю рисовать?», просто повторите, что нужно нарисовать семью.
  • Не направляйте «художника», даже если заметите, что кому-то он забыл нарисовать уши, а бабушку, например, и вовсе упустил из виду.
  • Не высказывайте предположения. После того как изображение будет готово, не стоит озадачивать ребёнка вопросами из серии: «А это кто, дядя?»
  • Не настаивайте, если испытуемый не высказывает особого желания беседовать.
  • Не обсуждайте результаты теста при малыше.

Интерпретация результата

Для более полного понимания ситуации экспериментатору нужно учесть:

  • время, затраченное на весь рисунок и на изображение каждого персонажа (например, маму малыш рисовал 10 минут, папу - 3 минуты);
  • порядок изображения (кого ребёнок представил первым, вторым, последним);
  • перерывы в работе более 15 секунд с указанием причины (например, если испытуемый задумался, кого изображать следующим);
  • какие линии или детали ребёнок стирал;
  • любые комментарии по ходу работы;
  • эмоции, возникающие в процессе рисования (например, бабушку малыш изображал с улыбкой, брата - нахмурившись и так далее).

Показатели психомоторики

Чем сильнее малыш давит на карандаш, тем выше его самооценка. Если инструмент прорывает бумагу, то это говорит о том, что ребёнок гиперактивен, возможно, часто проявляет агрессию.

Размашистость штрихов, масштабность самого рисунка говорят о том, что автор очень решителен в своих действиях, уверен в себе. Если же контуры смазаны, а линии пересекаются, то малыш страдает от повышенности возбудимости. Однако когда тонкие или толстые линии использованы только в изображении отдельного члена семьи, то это говорит о волнении, которое ребёнок испытывает за этого человека. Не доведённые до конца и выходящие за контуры - показатель психоэмоционального напряжения испытуемого.

Чем выше расположен сюжет рисунка, тем более высокий статус ребёнок себе приписывает.

Характеристики изображения

Цвет

Чем ярче рисунок, тем благоприятнее реальная обстановка в семье ребёнка

Чем ярче и светлее гамма, тем выше у малыша жизненный тонус, тем оптимистичнее он смотрит на жизнь. Если ребёнок изобразил себя с преобладанием какого-то одного цвета и затем повторил такой же оттенок в ком-то ещё, то этого человека испытуемый считает авторитетом для себя.

Психологи утверждают, что преобладание красного цвета говорит о психологическом дискомфорте, который малыш испытывает в семье. Если же тестируемый и вовсе отказался от раскрашивания, то он, вероятно, испытывает сильную тревожность и проблемы с самооценкой. Возможно, в семье ребёнка ущемляют или даже унижают.

Размер, порядок и расположение

Чем больше размер персонажа, тем значимее для испытуемого его прообраз. Например, если домашний питомец той же величины, что и родители, то отношения с родными для малыша менее важны, чем забота о кошке или собаке.

По такому же принципу анализируется и соотношение размеров членов семьи: если мама больше папы, то малыш считает её более значимой в своей жизни. Изображение самого себя говорит о том, насколько полноправным членом ячейки общества считает себя малыш. Если он представлен небольшой фигуркой где-то сбоку, то «художник» отводит себе место беспомощного «приложения» к родителям. Когда собственный образ ребёнок помещает между взрослыми родственниками, то это сигнализирует о том, что малыш нуждается в заботе и защите, но это абсолютно естественная потребность, поэтому такое расположение считается нормой.

Иногда испытуемый и вовсе не рисует себя, а изображает только родителей (и/или других членов семьи). В этом случае имеет смысл говорить о том, что ребёнок страдает не только от недостатка внимания, но и, возможно, от физического насилия. Такие ситуации нуждаются в анализе специалиста по детской психологии. Случается также, что испытуемый рисует только себя, без других членов семьи. Обычно это происходит, если малыш воспитывается одним родителем и других родственников нет в его окружении, или же когда мама и папа совершенно не интересуются жизнью ребёнка и редко бывают дома.

Если ребёнок нарисовал себя первым, то, вероятнее всего, в семье его балуют, вся жизнь строится вокруг него. Если последним, уже после питомцев и подписей, как будто вдруг вспомнил, что себя-то забыл, это значит, испытуемый не чувствует себя чужим. Нормой считается, когда малыш изображает сначала родителей, потом себя, а затем и остальных родственников: бабушку, дедушку, тётю и так далее.

Самого близкого и родного человека тестируемый рисует ближе всего к себе (обычно эти фигуры держат ребёнка за руку). И наоборот, чем сложнее ему найти общий язык с кем-то, тем дальше будет персонаж от автора. Совсем «забытые» родственники, образы которых отсутствуют - это те, к кому ребёнок испытывает негатив или не чувствует никакой эмоциональной связи с ними.

Части тела

Образ с самой большой головой - это самый умный член семьи, по мнению ребёнка. Крупные глаза говорят о том, что у человека проблемы, он просит помощи. При этом независимые и спокойные родственники будут изображены с глазами-щёлочками. «Забытые» уши - знак того, что этот человек ребёнка совершенно не понимает, не слышит. Открытый рот - показатель скрытой угрозы для малыша, а вот маленькая чёрточка вместо губ - символ замкнутости персонажа.

Огромные руки в сочетании с большим количеством пальцев говоря о том, что человек воспринимается испытуемым как могущественный и способный. Если фигура не стоит на ногах, то малыш не считает её авторитетом. Иногда дети не рисуют ни рук, ни ног - это говорит о проблемах в интеллектуальном развитии. Если «художник» изобразил себя без конечностей, то это свидетельствует о том, что ребёнок испытывает повышенную тревожность и не хочет принимать никаких решений, стремится найти опору в близких или совсем самоустраниться от ответственности. Это серьёзный сигнал для родителей, который может быть связан с гиперопекой, что в дальнейшем приведёт к инфантилизму уже взрослого человека и неумению строить взаимоотношения на равных с другими членами общества.

Детали

Когда дети рисуют животных, братьев и сестёр, которых на самом деле не существует, то это можно интерпретировать как отражение желаний испытуемого

Если семья изображена на фоне солнца, то малышу не хватает семейного тепла. По этой же причине дети изображают кукол или домашних питомцев (особенно если на самом деле в доме их нет). Тучи и облака являются признаками отрицательных эмоций ребёнка. Присутствие на рисунке бытовой и оргтехники говорит о том, что для ребёнка это предметы (например, телевизор, компьютер) имеют более важное значение.

Когда вместо людей ребёнок рисует лишь дом, то это значит, что ему не хочется находиться в семье, в ней тестируемому неуютно. Если малыш изображает вымышленных персонажей наравне с реальными, то это говорит о том, что испытуемый стремится компенсировать общением с несуществующими героями близкие дружеские отношения, которых у него нет в семье.

Место, в котором семья нарисована, обычно является знаковым для ребёнка: улица, на которой он гуляет, дом в деревне, куда малыша регулярно привозят к бабушке, и так далее.

Обычно самой занятой дети рисуют маму - это воплощение того, что малыш видит ежедневно. Поэтому если папа приходит с работы и ложится на диван, не стоит ожидать, что ребёнок изобразит его рядом с собой или в процессе работы.

Файл: Образец расшифровки

«Рисунок семьи» - это информативная диагностика отношений между ребёнком и его родными, коррекция результатов которой должна проводиться только психологом. После окончания тестирования не будет лишним побеседовать с родителями и самим испытуемым, чтобы помочь восстановить положительную психологическую атмосферу в семье.

Методика «Рисунок семьи» относится к классу неструктурированных проективных методик. Такие методики дают человеку возможность по-своему отражать и интерпретировать внешнюю и внутреннюю реальность (Романова Е. С, Потемкина О. Ф., 1991; Лосева В. К., 1995; Бурлачук Л. Ф.; Морозов С. М.; 1999, Берне Р. С, Кауфман С. X., 2000; Маховер К., 2000; Дилео Д., 2001). Полученный в результате их применения продукт творческой деятельности раскрывает индивидуально-типологические характеристики личности клиента: представления, настроения, состояния, чувства, отношения.

«Рисунок семьи» в первую очередь предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем. На основе выполненного изображения, комментариев и ответов клиента на вопросы психолога, касающего­ся рисунка, эта методика раскрывает его чувства к тем членам семьи, которых он считает самыми важными, чье влияние, как положительное, так и отрицательное, для него наиболее значимо.

В рисунках (по Л. Корману) анализируют:

  • графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);
  • формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла).

Методика «Рисунок семьи» удобна в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта, доступна лицам со сниженным интеллектом. Особенно продуктивно ее использование в дошкольном и младшем школьном воз­расте, когда у детей нередко имеют место трудности вербализации. Вместе с тем эту технику и правила ее интерпретации можно с успехом применять и в работе со взрослыми.

Инструкция . Для работы испытуемому предлагают лист белой бумаги размером 15 х 20 см или 21 х 29 см, ручку или простой карандаш. Ластик использовать не рекоменду­ется. Если клиент сочтет, что его рисунок испорчен, можно дать еще один лист, а потом сравнить изображения. Взрослые могут зачеркнуть то, что им не нравит­ся, и нарисовать по-другому.

Допустимо использовать различные варианты инструкций.

  1. «Нарисуй свою семью». В этом случае не рекомендуется объяснять, что озна­чает слово «семья», а в ответ на вопросы следует лишь еще раз повторить инструк­цию.
  2. «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».
  3. «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь».
  4. «Нарисуй свою семью в виде фантастических (несуществующих) существ».
  5. «Нарисуй свою семью в виде метафоры, образа, символа, который выражает ее особенности».

При этом клиентам (особенно детям) необходимо напомнить, что отметок здесь не ставят и художественные способности не оценивают.

При индивидуальной диагностике в протоколе отмечается последовательность рисования персонажей и предметов, паузы более 15 секунд, попытки исправления дета­лей, спонтанные комментарии, эмоциональные реакции и их связь с содержанием изображения.

После выполнения задания обычно задаются следующие вопросы: «Кто тут нарисован?», «Где они находятся?», «Что они делают?», «Какое у них здесь на­строение?», «О чем они думают?» и т. д. При опросе психолог должен стараться выяснить смысл нарисованного: чувства к отдельным членам семьи; причины, ко­торые заставили не изображать кого-то из них (если так произошло) или, напро­тив, нарисовать лиц, к семье не принадлежащих. Прямых вопросов следует избе­гать, на ответах не настаивать, так как это может вызвать тревогу и спровоциро­вать защитные реакции.

Оценка рисунка

Рисунки оцениваются качественно. Для их интерпретации рекомендуется со­брать семейный анамнез: сведения о составе и возрасте членов семьи и о ее основ­ной проблематике. Практика показывает, что обычно в рисунке семьи не бывает случайностей. Ведь клиент, как ребенок, так и взрослый, рисует не предметы с натуры, а отражает в своих представлениях отношения между близкими ему людь­ми и свои переживания по их поводу.

На основании таких рисунков можно определить следующее:

Особенности внутрисемейных отношений и эмоционального самочувствия

в семье. Например, если члены семьи стоят рядом, взялись за руки, делают что-то совместно, улыбаются - это говорит об их сплоченности и положительном на­строе. На разобщенность и плохое настроение указывает обратное: члены семьи стоят отвернувшись и далеко друг от друга, отрицательные эмоции сильно выра­жены.

  • Особенности состояния клиента во время рисования . Наличие сильной штри­ховки, маленькие размеры часто говорят о неблагоприятном физическом состоя­нии, напряженности, скованности. Напротив, большие размеры, использование для рисования всего листа могут свидетельствовать об обратном: хорошем распо­ложении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления.
  • Степень изобразительной культуры , стадию изобразительной деятельно­сти, на которой находится клиент. Следует обратить внимание на примитивность изображения или, напротив, на четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональную выразительность.
  • При интерпретации рисунков всегда следует обращать внимание на те случаи, когда нарисовано больше или меньше членов семьи , чем это есть на самом деле (например, изображен папа, которого нет, или напротив, не нарисован старший брат).

Критерии оценки

1. Отсутствие на рисунке одного их членов семьи означает:

  • Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые субъект воспринимает как запретные: «Я должен любить этого человека, а он меня раздражает, и это плохо, поэтому я не буду его рисовать».
  • Отсутствие эмоционального контакта с данным персонажем - его как бы нет во внутреннем мире субъекта.

Анализ рисунка семьи Димы Б., 8 лет, ученика 1-го класса

Диагноз: резидуально-орга ническое поражение головного мозга.

Дима изобразил себя и своего отца. Мама и бабушка, с которыми он на момент обсле­дования проживает в одной семье, на рисунке отсутствуют.

Рассказ и диалог с психологом по рисунку: Дима: «Мы с папой едем в гости к Никите. Играть в компьютер будем». Психолог: «А почему вдвоем?» - «Мама по выходным ра­ботает». - «Как тебе здесь, на рисунке, с папой?» - «Нравится, я его люблю. Маму тоже, но...» Далее следует пауза и разговор обрывается.

Со слов матери, родители развелись больше года назад. Отца Дима видит не чаще, чем раз в месяц. Обычно отец забирает его на выходной день и везет к своим родителям или в гости. По мнению мамы, ее сына отличают «упрямство, негативизм, низкая мотивация к обу­чению, неуважительное отношение к маме и бабушке». Мама вынуждена постоянно следить за учебой сына, делать с ним уроки: «Последнюю четверть закончил без троек. Но чего мне это стоило!» Отец в учебе сына никакого участия не принимает. Сложности в отношениях с сыном послужили поводом для обращения к психологу. Отсутствие на рисунке мамы и ба­бушки указывает, что на бессознательном уровне Дима к ним относится отрицательно. Он тянется к отцу, с которым приятно проводит время, не занимаясь скучной учебой.

Анализ рисунка семьи Антона В., 9 лет, ученика 3-го класса

Диагноз: тик. Внешне гиперкинетическое расстройство проявляется как постоян­ные качания головы из стороны в сторону, как будто ребенок говорит «нет».

На рисунке изображена белая крыса Ванда. Мама, папа и сам мальчик не нарисованы. Антон прокомментировал рисунок так: «Это - моя семья. Ванда - коварная, злобная, ку­сачая, с огромными зубами. Сама маленькая, а зубы большие. Нравится, когда злая. Рычит - как журчит. Хорошо от журчанья. Подруга моя. С ней весело. А всех других я не буду рисо­вать».

Со слов мамы, у нее с мужем хронически конфликтные отношения. Она даже советова­лась с сыном, стоит ли им развестись. Антон против развода. Отсутствие родителей на рисун­ке говорит о наличии к ним бессознательных негативных чувств, которые мальчик восприни­мает как запретные: «Я должен любить своих родителей, а они меня своими конфликтами раздражают, и это плохо, поэтому я не буду рисовать их вообще». Отсутствие самого Антона на рисунке свидетельствует о сложностях самовыражения в отношениях с близкими людьми: «Мне трудно найти здесь свое место». Выбор белой крысы в качестве единственного изобра­женного члена семьи указывает на ту значимость, которую для мальчика имеют ее природ­ные характеристики, им перечисленные: «коварная, злобная, кусачая». По-видимому, на сим­волическом уровне они отражают его скрытое напряжение и агрессию по отношению к обстановке в семье, проявляющуюся в гиперкинетическом синдроме.

3. Пространство листа - это аналог жизненного пространства. Как и в реаль­ной жизни, в плоскости листа каждый человек бессознательно стремится занять собой и продуктами своей деятельности столько места, сколько он, по его мнению, заслуживает. Иными словами, если у него низкая самооценка, то он занимает мало места в реальном мире и, рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть. Напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свобод­но, с размахом, и могут занять весь лист.

Анализ рисунка семьи Филиппа Г., 15 лет, ученика 9-го класса

Диагноз: вегетососудистая дистония по гипотоническому типу.

Поводом для обращения к психологу послужила реакция подростка на разлуку с семь­ей (отъезд мамы, отчима и младшего брата в другой город). Филипп двое суток лежал, отвер­нувшись к стене, отказывался от пищи и не разговаривал с бабушкой. Затем у него возникли трудности с учебой, и он стал отказываться ходить в школу. Его состояние ухудшалось, и тогда мама решила вернуться к сыну.

На рисунке изображены мама, отчим и младший брат (от брака мамы с отчимом). Рас­сказ по рисунку. Филипп: «Меня здесь нет. Но если бы себя нарисовал, стоял бы за спиной у мамы с Николкой. Мама собирается играть с Николкой, думает, куда с ним пойти, как его развлечь. Настроение у нее хорошее, радостное. Николка смеется, что будет гулять. Папа его слушает и думает - пойти на деловую встречу или отменить ее? Потом решает пойти погулять». Психолог: «А ты бы о чем думал?» - «Думал бы, что мне надеть? Николка у нас такой - везде лезет, лезет».

Отсутствие автора на рисунке указывает на трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми, связанные с чувством неполноценности: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти здесь свое место». О низких самооценке и уровне притязаний Филиппа свиде­тельствует также изображение семьи в виде группы маленьких фигур в нижней левой части листа: «Даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается».

4. Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, это указывает на со­четание низкой самооценки с низким же уровнем притязаний: «Я в жизни и так уже много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается». Если маленькое по размеру изображение помещено на­ верху листа, а большая нижняя часть листа пустая, это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний: «Мне в жизни много чего хочется, но у меня мало что получится».

5. Неодушевленные предметы, изображенные на рисунке, являются объектом особой привязанности семьи и нередко замещают ее членов.

Анализ рисунка Мити П., 17 лет, студента 1-го курса

Диагноз: эпизодическое употребление наркотиков.

На рисунке отсутствуют члены семьи: мама, папа, сам Митя и его младшая сестра Катя 15 лет. Вместо людей нарисован дом без дверей, гараж и соединяющий их забор. Название рисунка: «Семейный очаг».

Комментарии к рисунку на основании вопросов психолога: «Как папа чувствует себя в доме?» - «Не знаю...» - «Как мама?» - «Не знаю... Мне тоскливо, безнадежно - с роди­телями не договориться, не переубедить, они консерваторы в мировоззрении. Сестре - без­заботно, ей переживать еще рано».

Замещение семьи неодушевленными предметами показывает, что замкнутый мир дома без дверей, по-видимому, является здесь самой большой семейной ценностью. Отсутствие на рисунке членов семьи указывает на дефицит эмоционального контакта с ними. Отсутствие самого Мити говорит о том, что он не видит себе места в этом мире. Относительно небольшое по размеру изображение дома расположено наверху, а большая нижняя часть листа - пус­тая, что является признаком сочетания низкой самооценки Мити с высоким уровнем притяза­ний: «Мне в жизни многого хочется, но у меня мало что получится».

Мамин стиль воспитания - доминирующая гиперпротекция («Никто в семье никуда не уходит, чтоб я не знала»). Она всю жизнь руководила сыном во всех его делах, особенно в учебе (репетиторы с пятого класса, поступление в вуз по знакомству и за взятку, контроль общения). На момент исследования Митя - студент факультета мировой экономики пре­стижного вуза. Однако он считает, что не способен учиться, и поэтому решил быть диджеем («Потому что экономист работает, а диджей отдыхает в окружении друзей, с хорошей музы­кой, общается, и за это 6-10 тыс. долларов в месяц получает»). Все вечера и ночи Митя про­водит за играми в компьютерном клубе, где он и начал употреблять наркотики. Чтобы он не уходил, мама забирает у него ключи, запирает двери, караулит, но сын все равно убегает из Дома.

При интерпретации рисунка дома можно отметить следующие моменты. Отсутствие дверей указывает на то, что субъект испытывает трудности в стремлении раскрыться перед другими, особенно в домашнем кругу. Размещение рисунка над центром листа - что он чув­ствует тяжесть своей борьбы и относительную недостижимость цели, поэтому склонен ис­кать удовлетворение в фантазиях. Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) отра­жает то, что автор рисунка отвергнут, отстранен, не признан дома. Присутствие построек (забор, гараж) указывает на агрессию против фактических хозяев дома или бунт против того, что субъект считает искусственными культурными стандартами.

6. Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективное значение для ребенка и показывает, какое место в его душе занимают отношения с этим персонажем или предметом в данный момент времени (рис. 2.5). Размер используется для выражения значимости, страха и уважения.

Анализ рисунка семьи Толи Т., 7,5 лет, ученика 1-го класса

Диагноз: здоров. Жалобы на нарушения поведения в школе (со слов учителя: «Стал замыкаться, на уроках встает - не может долго находиться в покое, кусает тех учеников, кто его бьет или за волосы дергает»).

На рисунке изображены все члены семьи: мама, Толя, бабушка и дедушка (мальчик называет его папой). Отец из семьи ушел, когда Коле было три годика. Рассказ и диалог по рисунку: Толя: «Мама смеется анекдоту, который я рассказал. Я бегаю, играю в футбол. Бабуля готовит ужин. Папа-дедуля пишет диссертацию». Психолог: «А кто тут самый главный на рисунке?» - «Самый главный папа-дедуля. Он всем приказывает. И бабуля, она тоже всем все приказывает». - «А вы с мамой какие?» - «Мама, я - добрые. Не ругаем­ся - и все».

Самая большая фигура на рисунке, с самой большой головой и с самым большим ртом - это мама. По-видимому, это связано с тем, что подсознательно Толя испытывает к ней страх и уважение, зависит от ее оценок и считает самой умной. В беседе Толя рассказал, что мама нередко его бьет, наказывает за плохое, с ее точки зрения, учебу и поведение. Из-за этого мальчик очень переживает. Он мечтает, чтобы мама его любила и ласково к нему относилась. На рисунке у Толи маленький рот, и это означает, что он еще не умеет или не имеет права высказывать свое мнение. Однако сравнительно большие руки и ладони, похо­жие на кулаки, которые мальчик нарисовал себе и которые сравнимы по размерам с руками и ладонями других членов семьи, позволяют предположить, что Толя может «пустить их в дело».

8. Большой по размеру и/или заштрихованный рот - символ агрессии, нападе­ния. Если рот у человека отсутствует или изображен точечкой, то он не имеет пра­ва высказывать свое мнение и влиять на других.

9. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем большие у него руки. Отсутствие рук у детей старше 6 лет - показатель застенчивости, пассивно­сти, ЗПР. Спрятанные руки выражают чувство вины. Преувеличенный размер рук, выделение рук и пальцев - указывает на склонность к агрессии.

10. Изображение на рисунке персонажа, который к семье официально не при­надлежит (например, члена родственной семьи, друга семьи и пр.) говорит о не­ удовлетворенных потребностях по отношению к этому персонажу. Эти желания субъект реализует в своей фантазии, в воображаемом общении с данным челове­ком. На эту же тенденцию указывает наличие вымышленного (напри­мер, сказочного) персонажа.

Анализ рисунка семьи Федора П., 11 лет, ученика 7-го класса

Диагноз: навязчивые страхи (боится находиться в квартире один; боится что не выключил газ, вытяжку, что не потушил свет, когда уходил из дома).

На момент исследования проживает вместе с мамой и кошкой Мурой. Родители не раз­ведены, но уже несколько месяцев живут отдельно. До их разъезда Федор никогда не оста­вался один в квартире, так как папа днем всегда был дома. На рисунке изображены последо­вательно папа, мама, Федор, Мура и двоюродная сестра Аня 16 лет (одна из трех дочерей замужней сестры матери, с которой Федор общается летом на даче). Рассказ по рисунку: «Настроение у всех хорошее. Папа смотрит телевизор, играет со мной. Мама готовит, по те­лефону разговаривает. Я уроки делаю. Мура играет, мусорит. А Аня слушает плейер».

Появление на рисунке папы и Ани свидетельствует о том, что Федор испытывает дефи­цит общения, нуждается в поддержке и защите. На значимость отца и Ани в его жизни указы­вает также размер их изображений. Расположение себя в пространстве листа напротив Ани показывает, насколько хорошие отношения связывают двоюродных брата и сестру.

11. Расположение себя в пространстве листа напротив другого лица говорит о хороших (близких) отношениях с ним.

12. Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего на рисунке распо­ложен персонаж, обладающий, по мнению его автора, наибольшей властью в се­мье (хотя он может быть самым маленьким по линейному размеру). Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.

13. Расстояние между персонажами (линейная дистанция) связано с дистан­цией психологической. Кто субъекту ближе всех в психологическом отношении того он изображает ближе к себе пространственно. То же относится и к другим персонажам: кого данный человек воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.

Анализ рисунка семьи Лены Г., 13 лет» ученицы 9-го класс

Диагноз: нарушение осанки.

Жалобы: упрямство, негативизм, конфликты со всеми членами семьи. С помощью опросника ПДО определена истероидно-эпилептоидная акцентуация характера, выраженная реакция эмансипации, риск социальной дезадаптации.

На рисунке девочка изобразила всех членов семьи: в верхнем ряду - маму, бабушку и папу, в нижнем - себя, брата Гошу 11 лет и кота Тимошу. Из рисунка следует, что взрослые в этой семье с точки зрения девочки обладают значительно большей властью, чем дети. Об этом также говорит отсутствие у девочки на рисунке кистей рук, а у ее брата - стоп ног. В подсистеме взрослых между собой близки мама и бабушка, в подсистеме детей - Лена и Гоша.

Семья проживает в двух комнатах коммунальной квартиры, в одной комнате - бабуш­ка, в другой - родители с детьми. Дети никогда не остаются одни, без присмотра старших: дома всегда присутствует бабушка, а в школе, где они учатся, мама работает учительницей.

14. Персонажи, которые непосредственно соприкасаются друг с другом (напри­мер, руками) пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, которые не соприкасаются, таким контактом не обладают.

15. Персонаж или предмет, вызывающий у субъекта наибольшую тревогу, изоб­ражается либо с усиленным нажимом, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но в некоторых случаях он может быть обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Автор как бы не решается его изобразить.

16. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются автором как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасли. Персонажи с глазами-«точечками», «щелочками» несут в себе внутренний «запрет на плач», то есть боятся просить о помощи.

17. Чем больше площадь опоры у ног, тем более твердо стоящим на земле вос­принимается персонаж. Отсутствие ступней, маленькие, неустойчивые ноги - признак неуверенности, нестабильности, отсутствия крепкого основания, недостатка базового чувства защищенности.

18. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, необходимо мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног. Тогда опору в реальности имеют только те люди, которые «стоят» на этой линии. Остальные, «по­висшие в воздухе», по мнению субъекта, самостоятельной опоры в жизни не име­ют.

Анализ рисунка семьи Насти К., 16 лет, ученицы 10-го класса

Диагноз: распространенный нейродермит.

На рисунке изображены все члены семьи: Настя, мама, папа и брат Петя. Вначале На­стя нарисовала всех членов семьи отдельно, но затем рисунок исправила: от себя протянула руку к маме и как бы взяла маму под руку, а от мамы протянула руку к папе, так что изобра­женная мама тоже как бы взяла папу под руку. Рассказ по рисунку: «Я держу маму под руку, когда гуляю. Мамочка держит за руку папу (гуляет). Братик Петя идет рядом (независимый). У меня настроение хорошее, у мамы - хорошее, у папы - среднее. У Пети - хорошее».

Настя - идентифицированный пациент. Она стала болеть вскоре после того, как брат начал открыто конфликтовать со злоупотребляющим алкоголем отцом и даже избил его. Заболев, Настя переключила внимание членов семьи на себя, и конфликты отца с сыном ста­ли возникать реже. Из рисунка видно, что Настя как бы оттягивает маму, а мама, соответ­ственно, папу, подальше от Пети, так что Петя теперь «независимый». Свой контур Настя обвела несколько раз - по-видимому, ее болезнь вызывает у нее большую внутреннюю тревогу. Кроме того, выделены рука Насти, которая тянется к маме, и рука мамы, которая тянется к папе, что указывает на субъективную значимость напряженного «сцепления дочери с родителями». Однако в отличие от других изображенных членов семьи, у девочки на рисунке нет глаз, и это означает, что она запрещает себе просить о помощи. Просьбу о помощи выражают большие круглые глаза матери, которая и привела дочь на консультацию. Себе Настя нарисовала самые большие ступни ног, кроме того, если мысленно провести горизон­тальную линию по самой нижней точке ног, то окажется, что Настя приписывает себе чувство наибольшей «опоры в реальности». Она полагает, что спасти семью, разрешить конфликт между Петей и папой - ее долг.

Обработка теста "Рисунок семьи" проводится по следующей схеме:

Выделяемые признаки

Отметки о наличии признаков

Общий размер рисунка

Кол-во членов семьи

Соответствующие размеры членов семьи

мать

отец

сестра брат

дедушка бабушка и т.д.

Расстояние между членами семьи

Наличие каких-либо признаков между ними

Наличие животных

Вид изображения:

схематическое изображение

реалистическое

эстетическое в интерьере,

на фоне пейзажа и т.д.

метафорическое изображение в движении, действии

Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3 ...)

Степень аккуратности исполнения

При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т.д.

Методика «Рисунок семьи»

Суть методики:

Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так,
как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным. После окончания рисования задайте наводящие вопросы: Кто? Где нарисован? Что делают члены семьи? Кто в каком настроении? и т.д.

Интерпретация результатов методики

1. После окончания рисования расспросите ребенка, «кто есть кто», кто, чем занимается.

Оговорки типа «а брата я забыл нарисовать» или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать: Наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку. Например, сильная ревность к младшему брату; ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».

Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.

2. На рисунке отсутствует сам автор.

Трудности в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье». Ребенок «отторгается» от семьи: «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо»

3. На рисунке - вымышленный член семьи.

Ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит, родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.

4. Размер изображенных персонажей показывает их значимость для ребенка. Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее. Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.

5. Размер ребенка на листе.

Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей.

6. Место расположения ребенка на рисунке отображает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним это признак ревности, неблагополучия.

7. Расстояние между изображенными свидетельствуют об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность включением в свободное пространство между членами семьи различных предметов (мебель, вазы), чужих, выдуманных людей. При эмоциональной близости родственники нарисованы почти вплотную друг к другу, они соприкасаются руками. Чем ближе ребенок изображает себя к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому человеку и наоборот.

8. Последовательность изображения членов семьи.

Обычно первым ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого значимого, авторитетного, по мнению малыша, человека в семье. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет (это может быть и сам ребенок).

9. Расположение фигур на листе.

Внимательно рассмотрите, кто на рисунке расположен выше, кто ниже. Наиболее высоко расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей значимостью в семье (даже если он небольшой по размеру). Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи

10. Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность.

Изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.

11. Части тела. Голова.

Это - важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость - в голове. Самого умного, думающего члена семьи ребенок изображает большой.

Глаза.

Не только для рассматривания, они выдают печаль. Персонажи с большими расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в помощи. Персонажи с глазами-«точками» или глазами-«щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач (т.е., человек замкнут, подсознательно или сознательно не показывает свои эмоции, чаще отрицательные).

Уши.

Это - орган восприятия критики и вообще любой информации о себе. Персонажи с большими ушами слушаются окружающих. Если ушей вообще нет, человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.

Рот.

На рисунке рот - «орган нападения», ртом выражают агрессию, ругаются, кусаются, обижаются. Персонаж с большим или/и заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы. Если рта вообще нет, он изображен в виде точки, черточки - человек скрывает свои чувства, не может выразить их словами или влиять на других.

Шея.

Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами. Тот персонаж, у которого есть шея, способен управлять своими чувствами (чаще это взрослый).

Руки.

Функция рук - цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, т.е. способность действовать. Чем больше пальцев на руках, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит об общительности, короткие руки выдают внутреннюю слабость, нерешительность, недостаток общения

Ноги.

Нужны для ходьбы, для опоры, для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле. Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая - в семье

12. Цветовая гамма рисунка - индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребенок рисует самых близких членов семьи, себя, нелюбимые, мрачные цвета достаются отвергаемым ребенком людям. Обратите внимание на общую цветовую палитру: преобладание ярких цветов говорит о хорошем настроении, мрачные же цвета указывают на тревожность, подавленность (если, конечно, черный цвет не является любимым
для малыша). Мамы обычно изображаются в красивых платьях, с
заколками в прическах, со множеством мелких деталей, цвет волос может быть самым необычным, тщательно прорисовываются детали, так ребенок показывает свою любовь. Себя дети с адекватной самооценкой тоже тщательно прорисовывают, нарядно одевают. Любимые папы тоже очень нарядные, как и все близкие и любимые ребенком родственники.

13. Ребенок рисует только себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то это чаще говорит о том, что он не ощущает себя членом семьи. Ребенка в семье отвергают, неблагополучие и эмоциональные проблемы давят на него. Фигура может быть маленькой, «спрятанной» в углу листа, темной, со смазанным лицом. Но бывает, что ребенок с завышенной самооценкой рисует одного себя, чтобы подчеркнуть свою значимость. Он тщательно прорисовывает детали одежды, лицо; фигура очень большая, яркая.

14. Солнце на рисунке - символ защиты и тепла. Люди и предметы, которые находятся между ребенком и солнцем - то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом.

15. Обилие мелких деталей, закрытые детали (шарфы, пуговицы) сигнализируют о запретах, тайнах, до которых ребенок не допускается

Беседы с психологом

Тест «РИСУНОК СЕМЬИ»
(тест «Моя семья»)

Хотите глубже заглянуть в душу ребенка и понять, чем он живет, что его беспокоит, о чем мечтает, его восприятие окружающего мира, семьи и Вас самих? С 4-5 лет Вы можете провести рисуночный тест «Моя семья». Дети воспринимают окружающий мир не как взрослые. Особые детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные и непринимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории».

Суть теста
Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку, стерку лучше не давать), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным… После окончания рисования задайте наводящие вопросы: кто где нарисован, что делают члены семьи, кто в каком настроении и т.д.

Прежде, чем приступать к рисованию

  • Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе Вы получите ситуативный рисунок, соответствующий настроению ребенка в данный момент.
  • Не стойте над ребенком в момент выполнения задания, но незаметно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов.
  • Не поправляйте ребенка во время рисования («ты забыл нарисовать папу», «нарисуй ушки, ручки, т.д.»)
  • Не обсуждайте полученные результаты при ребенке – этот тест для Вас, для Ваших раздумий.
  • Чтобы получить более точную информацию, проведите тест 3-4 раза с промежутком в несколько дней и выявите часто повторяющиеся детали в рисунке.
  • При «объяснении» рисунка большое значение имеет положительный настрой «интерпретатора», необходимо подключить свое воображение и интуицию.
Интерпретация

В рисунке ничего случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания. Вот несколько примеров творений детей.

Рисунок 1.
На этом рисунке ребенок очень тонко уловил особенности распределения семейных ролей. Мама – глава семьи, у нее все большое – глаза, нос, а особенно рот. Правда, глаза у мамы грустные, да и сердце цветочком прикрыто, рук нет, ничего изменить она не может. Папа по размерам (в восприятии ребенка) намного меньше мамы. По сторонам от мамы выписаны 12-летний брат с дыбом стоящими волосами и аккуратненький, но застегнутый на все пуговки сам 6-летний художник такого же роста. Маму любит слушать только папа, у него для этого даже ушки есть, а вот у детей стойкое нежелание слышать родителей.

Рисунок 2.
На этом рисунке тоже семья. Огромный дом с большим количеством пустых, необитаемых окон. На чердаке за решеткой живет сам художник. «Мама с папой на работе, я гуляю...» Постарайтесь рассмотреть автора рисунка внизу, рядом с машиной. Не правда ли, удивительно маленьким, ничтожным, одиноким чувствует себя малыш? Цветовая гамма тоже грустная: преобладает серый цвет и немного зеленого на машине (это папа иногда его катает). А огромные «руки» – антенны на крыше напоминают стоящих над ребенком родителей, которые подавляют чувства, запирающих его за решетку одиночества и тревоги. Видя такой рисунок, сразу понимаешь, что ребенку плохо, ему необходима помощь.

Рисунок 3.
А здесь все здорово! Семья в сборе, улыбки на лицах, все протягивают руки друг к другу, поддерживая и помогая. Ребенок любит всех и себя в том числе, много мелких деталей, яркие цвета. От рисунка веет радостью и свободой.

ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ
1. После окончания рисования расспросите ребенка, «кто есть кто», кто чем занимается.
Оговорки типа «а брата я забыл нарисовать» или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:

  • Наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку. Например, сильная ревность к младшему брату; ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».
  • Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.
  • Трудности в отношениях с близкими: « Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье»
  • Ребенок «отторгается» от семьи: «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо»

    3. На рисунке – вымышленный член семьи. Ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.

    4. Размер изображенных персонажей
    показывает их значимость для ребенка (см. рисунок 4).
    Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее. Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.

    5. Размер ребенка на листе.
    Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей (см. рисунок 5).

    6. Место расположения ребенка на рисунке
    отображает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним это признак ревности, неблагополучия.

    7. Расстояние между изображенными
    свидетельствуют об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность включением в свободное пространство между членами семьи различных предметов (мебель, вазы, ...), чужих, выдуманных людей. При эмоциональной близости родственники нарисованы почти вплотную друг к другу, они соприкасаются руками. Чем ближе ребенок изображает себя к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому человеку и наоборот.

    8. Последовательность изображения членов семьи. Обычно первым ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого значимого, авторитетного, по мнению малыша, человека в семье. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет (это может быть и сам ребенок).

    9. Расположение фигур на листе.
    Внимательно рассмотрите, кто на рисунке расположен выше, кто ниже. Наиболее высоко расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей значимостью в семье (даже если он небольшой по размеру). Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи (см. рисунок 6).

    10. Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность. Изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.

    11. Части тела.

    12. Цветовая гамма рисунка – индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребенок рисует самых близких членов семьи, себя, нелюбимые, мрачные цвета достаются отвергаемым ребенком людям. Обратите внимание на общую цветовую палитру: преобладание ярких цветов говорит о хорошем настроении, мрачные же цвета указывают на тревожность, подавленность (если, конечно, черный цвет не является любимым для малыша). Мамы обычно изображаются в красивых платьях, с заколками в прическах, со множеством мелких деталей, цвет волос может быть самым необычным, тщательно прорисовываются детали, так ребенок показывает свою любовь. Себя дети с адекватной самооценкой тоже тщательно прорисовывают, нарядно одевают. Любимые папы тоже очень нарядные, как и все близкие и любимые ребенком родственники.

    13. Ребенок рисует только себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то это чаще говорит о том, что он не ощущает себя членом семьи. Ребенка в семье отвергают, неблагополучие и эмоциональные проблемы давят на него. Фигура может быть маленькой, «спрятанной» в угу листа, темной, со смазанным лицом. Но бывает, что ребенок с завышенной самооценкой рисует одного себя , чтобы подчеркнуть свою значимость. Он тщательно прорисовывает детали одежды, лицо; фигура очень большая, яркая.

    13.Солнце на рисунке – символ защиты и тепла. Люди и предметы, которые находятся между ребенком и солнцем – то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом (см. рисунок 12).

    14. Обилие мелких деталей, закрытые детали (шарфы, пуговицы) сигнализируют о запретах, тайнах, до которых ребенок не допускается.



  • 
    Top