Обращение к детским образам в истории русской и зарубежной литературы. Реферат: История зарубежной литературы Зарубежная литература примеры

Баллы по зарубежной литературе

Чтобы набрать 4 балла по зарубежной литературе, необходимо подготовить 1 выступление и 1 раз выступить. Выступления студентов должны быть по разным писателям и по разным произведениям. Выступление сохранить в файле №2.

План выступления

1. Рассказать о писателе (1 лист А4 или 2 стр. тетради). Приложить портрет писателя. Вложить выступление и портрет в файл №2.

2. Пересказать произведение (кратко). Ответить на вопросы по произведению(см. список вопросов ниже). Вложить пересказ и ответы в файл №2.

4. Подобрать иллюстрацию к произведению. Вложить в файл №2.

Список вопросов к произведению

1)Когда было написано произведение?

2) Сколько сюжетных линий? Перечислить действующих лиц, события.

3) Указать сюжетную схему (не все компоненты обязательно будут присутствовать):

экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта; завязка - начало или проявление и обострение конфликта; развитие действия; кульминация; развязка; эпилог.

4) Описать композицию: последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей

Виды композиции: прямая последовательная, прямая, параллельная, обратная, кольцевая, повторяющаяся.

5)Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.

рассказ - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы действующие лица, характеры действующих лиц в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);

новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:



новелла событий - О"Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;

новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;

повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;

роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:

социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;

морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;

исторический - о событиях прошлого;

философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;

роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);

роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.

эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).

Список вопросов к отрывку

1. Как можно озаглавить отрывок?

2. Какое событие составляет основу отрывка?

3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

а) кто они? б) каково их место в системе персонажей (главные, второстепенные)?

4. С чего начинается и чем заканчивается отрывок?

5. Сформулировать вопрос, проблему отрывка, находящуюся в центре внимания:

6. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

7. Охарактеризовать героев - участников эпизода: · их отношение к событию; к вопросу (проблеме); · друг к другу; кратко проанализировать речь участников диалога; сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев; выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую); · определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

8. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

9. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

10. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

12. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

13. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).


Список произведений зарубежной литературы

1 "Божественная комедия" Данте Алигьери

2 "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле

3 "Дон Кихот" Мигель де Сервантес

4 "Тартюф" Жан-Батист Мольер

5 "Гражданин мира" Оливер Голдсмит

6 "Шагреневая кожа Оноре де Бальзак

7 "Мельмот Скиталец" Чарлз Роберт Метьюрин

8 "Жизнь и приключения Робинзона Крузо" Даниель Дефо

9 "В поисках утраченного времени" Марсель Пруст

10 "Три мушкетёра" Александр Дюма

11 "Посмертные записки Пиквикского клуба" Чарльз Диккенс

12 "Отверженные" Виктор Гюго

13 "Фауст" Иоганн Вольфганг фон Гёте

14 "Красное и черное" Стендаль

15 "Айвенго" Вальтер Скотт

16 "Гамлет" Уильям Шекспир

17 "Последний из могикан" Фенимор Купер

18 "Мораль ХХI века" Дарио Салас Соммэр

19 "Дети капитана Гранта" Жюль Верн

20 "Приключения Тома Сойера" Марк Твен

21 "Пышка" Ги де Мопассан

22 "Портрет Дориана Грея" Оскар Уайльд

23 "Так говорил Заратустра" Фридрих Ницше

24 "Над пропастью во ржи" Джером Сэлинджер

25 "Остров сокровищ" Роберт Стивенсон

26 "Quo vadis" Генрик Сенкевич

27 "Три товарища" Эрих Мария Ремарк

28 "Бёлендорф. Литовские клавиры" Иоганнес Бобровский

29 "Смерть героя" Ричард Олдингтон

30 "Замок Броуди" Арчибальд Кронин

31 "Синяя птица" Морис Метерлинк

33 "Татарская пустыня" Дино Буццати

34 "Спартак" Рафаэлло Джованьоли

35 "Сага о Форсайтах" Джон Голсуорси

36 "Короли и капуста" О. Генри

37 "Похождения бравого солдата" Швейка Ярослав Гашек

38 "Последний дюйм" Джеймс Олдридж

39 "Планета людей" Антуан де Сент-Экзюпери

40 "Имморалист" Андре Жид

41 "Повелитель мух" Уильям Голдинг

42 "Война миров" Герберт Уэллс

43 "Луна и грош" Сомерсет Моэм

44 "Юная парка" Поль Валери

45 "Копи царя Соломона" Генри Райдер Хаггард

46 "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" Ричард Бах

47 "Снежная страна" Ясунари Кавабата

48 "Глазами клоуна" Генрих Бёлль

49 "Ночь нежна" Фрэнсис Скотт Фицджеральд

50 "Убийство на улице Морг" Эдгар По

51 "Жерминаль" Эмиль Золя

52 "Остров пингвинов" Анатоль Франс

53 "Пигмалион" Бернард Шоу

54 "Замок" Франц Кафка

55 "Игра в бисер" Герман Гессе

56 "Стоик" Теодор Драйзер

57 "Траектория краба" Гюнтер Грасс

58 "Жан-Кристоф" Ромен Роллан

59 "Гойя, или Тяжкий путь познания" Лион Фейхтвангер

60 "Прощай, оружие" Эрнест Хемингуэй

61 "Слепящая тьма" Артур Кёстлер

62 "Жажда жизни" Ирвинг Стоун

63 Чума Альбер Камю

64 Тошнота Жан-Поль Сартр

65 Невыносимая лёгкость бытия Милан Кундера

66 Наш человек в Гаване Грэм Грин

67 Шпион, пришедший с холода Джон ле Карре

68 Петух и арлекин Жан Кокто

69 1984 Джордж Оруэлл

70 День дурака Иосип Новакович

71 451° по Фаренгейту Рэй Брэдбери

72 Сарторис Уильям Фолкнер

73 Голем Густав Майринк

74 Элементарные частицы Мишель Уэльбек

75 Я, робот А. Азимов

76 Бесчестье Дж. М. Кутзее

77 Самостоятельные люди Халлдор Лакснесс

78 Властелин колец Дж. Толкиен

79 В мире безмолвия Жак-Ив Кусто, Фредерик Дюма

80 Моби Дик Герман Мелвилл

81 Прощай, брат! Джон Чивер

82 Пальмовый пьянарь Амос Тутуола

83 Пролетая над гнездом кукушки Кен Кизи

84 Немного солнца в холодной воде Франсуаза Саган

85 Кролик, беги Джон Апдайк

86 Заколоченное окно Амброз Бирс

87 Записки о кошачьем городе Лао Шэ

88 Голодная дорога Бен Окри

89 Зима тревоги нашей Джон Стейнбек

90 Музей невинности Орхан Памук

91 Не позже полуночи Дафна дю Морье

92 Улисс Джеймс Джойс

93 Моллой Сэмюэл Бэккет

94 Алхимия слова Ян Парандовский

95 Имя розы Умберто Эко

97 "Король Матиуш I" Януш Корчак

98 "Авель Санчес" Мигель де Унамуно

99 "Потоп" Роберт Пенн Уоррен

100 Карьера Артуро Уи Бертольт Брехт

101 "Разбойники" Шиллер

102 "Консуэлла" Жорож Санд

103 "Триумфальная арка" Эрих Маия Ремарк

104 "Алхимик" Паоло Коэльо

105 "Дом, в котором" Мариам Петросян

106 "Милый друг" Ги де Мопассан

107 "Двенадцатая ночь " Уильям Шекспир

108 "Исчезновение слона" Харуко Мураками

109 "Превращение" Франц Кафка

110 "Унесенные ветром" Маргаретт Митчелл

111 "Гордость и предбеждение" Джейн Остин

112 "Собор Парижской Богоматери" Виктор Гюго

113 "Человек, который смеется" Виктор Гюго

114 "Золотой жук" Э.А. По

115 "Восточный экспресс" Агата Кристи

116 "Королева Марго" Александр Дюма

117 "Приключения Алисы в Стране чудес" Льюис Кэролл

118 "Легенда об Уленшпигеле" Шарль де Костер

119 "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" Роберт Стивенсон

120 "Человек, который был Четвергом" Гилберт К. Честертон

Мировая литература богата примерами истинной доброты, ведь людям свойственно создавать нравственные ориентиры и стремиться к ним. Особенно их много в книгах русских писателей, которые очень часто размышляли над сущностью и разграничением добра и зла. Именно поэтому большинство примеров из нашего списка относится к отечественной прозе.

  1. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». Родион Раскольников решается на страшное преступление, потому что видит вопиющую социальную несправедливость, когда большинство людей живут в нищете. Он вырабатывает «идею» о том, что «необыкновенные» люди имеют право совершать расправы над обывателями ради благой цели. Однако после убийства старушки и её сестры, он осознаёт, что совершил ужасный поступок и страдает. В метаниях главного героя мы видим вечную борьбу добра со злом. В итоге Раскольников сдаётся полиции, и это говорит о том, что он не может спокойно жить, помня о своём преступлении. Добро побеждает благодаря влиянию верующей девушки, Сони Мармеладовой, которая убеждает главного героя усмирить гордыню и повернуть на путь нравственного и духовного очищения.
  2. А. И. Куприн, «Олеся». Олеся и её бабушка Мануйлиха – невинные жертвы человеческой ненависти и невежества. Деревенские жители изгоняют их из села только потому, что считают их «ведьмаками». На самом деле, бабушка и внучка никому зла не делают, а лишь имеют дар от природы. Происходит своеобразный обмен ролями. Те, кого первоначально считают «злом», на самом деле, являются добром, а жители, предстающие «добрыми», на деле и есть зло. Они кичатся своей верой, но в то же время бьют беззащитного человека на пороге храма. В их душах злоба давно выместила хорошие качества, но внешне крестьяне все еще сохраняют иллюзию благонамеренности.

Отсутствие доброты

  1. М. Горький, «Старуха Изергиль». В легенде, рассказанной Изергиль, сын орла Ларра был обречён на вечную жизнь в одиночестве. Он никого не любил, не испытывал ни жалости, ни сострадания, не хотел никого уважать. Ларра ценил только свою свободу. Даже мать ему была не нужна, а убивал он беспощадно, даже не задумываясь. Так, он расправился с дочерью старейшины, которая отказала ему в любви. И в наказание за это люди оставили его в живых, и он не мог умереть. Именно его собственные качества – отсутствие всякой доброты и чрезмерная гордость – стали для него самым жестоким наказанием. Он сам обрёк себя на вечные страдания в отшельничестве.
  2. «Сказание о Борисе и Глебе» . В древнерусском житии Святополк – наследник князя Владимира, сын Ярополка, решил убить своих братьев, родных сыновей Владимира — Бориса и Глеба, потому что не хотел, чтобы они претендовали на престол. Только тот, у кого жестокое сердце, может пойти на братоубийство. Борис и Глеб приняли свою смерть смиренно, однако после смерти поднялись в рай и обрели покой. Я думаю, это означает, что даже самые жестокие злодеяния неспособны искоренить, уничтожить добро.

Добро для спасения чужой жизни

  1. И. А. Бунин, «Лапти». Нефед – невероятно добрый человек. Он не побоялся в страшную вьюгу пойти в город за шесть вёрст только лишь за тем, чтобы добыть желанные красные лапти больному ребёнку. Он достал и лапти, и фуксин, чтобы покрасить их, но не смог дойти обратно до дома. Нефед пожертвовал своей жизнью, чтобы порадовать ребёнка, который, может быть, и не выживет. Его поступок по-настоящему самоотверженный и добрый. Подтверждением этому служит то, что городские мужчины, заблудившись и отчаявшись, спаслись только лишь потому, что нашли в снегу мёртвое тело, и поняли, что поблизости есть жильё.
  2. М. А. Шолохов, «Судьба человека». Андрей Соколов прошёл через все ужасы войны. Два года пробыл в плену у немцев, познал адский голод, холод, нечеловеческую усталость и тоску по родине. Потерял всю свою семью, которую строил годами – любимую жену и трёх детей. Он бы мог вконец очерстветь, однако в его сердце сохранились доброта и умение сострадать. Он взял к себе маленького мальчика-сироту, потерявшего на войне родителей. Это пример настоящей человеческой доброты, которую неспособны затоптать даже самые тяжкие жизненные испытания.
  3. Жертвенная доброта

    1. О. Генри, «Дары волхвов». Делла продаёт свои роскошные волосы, которыми гордится, чтобы купить на Рождество подарок любимому мужу. Джон, в свою очередь, продал дорогие фамильные часы, чтобы купить долгожданные гребни Делле. Таким образом, оказалось, что их подарки друг другу сейчас не нужны – у Деллы нет длинных волос, чтобы украсить их гребнями, а у Джона нет часов, которые можно прикрепить к цепочке. И именно этот контраст позволяет нам увидеть самое главное – доброту этих юных влюблённых супругов, готовых пожертвовать самым дорогим, лишь бы порадовать любимого человека.
    2. В. Ф. Тендряков, «Хлеб для собаки». Мальчик, герой рассказа, жалеет голодающих «врагов народа» — раскулаченных мужиков, и тайком от родителей таскает им еду. Потом он встречает, по его мнению, самого-самого голодного, которого никто больше не пожалеет – бродячую собаку, и делится с ней куском хлеба. Мальчик берёт еду для голодных из собственного обеда, нарочно оставляя часть того, что ему подает на стол мать. Стало быть, он сам недоедает, чтобы помочь тем, кому кусок хлеба нужнее. Это по-настоящему добрый поступок, который заслуживает уважения.
    3. Доброта как спасение

      1. М. Горький, «На дне». Из всех героев пьесы Лука становится олицетворением добра и сострадания. Его соседи, обитатели ночлежки, опустились на самое «дно» жизни, но своими добрыми словами, своей неиссякаемой верой в человека Лука старается помочь каждому, кому ещё можно помочь. Он вселяет веру в Анну, что её душа бессмертна, Ваське внушает, что можно начать жить честно, Насте – что её мечта о светлой любви исполнима, Актёру – что он может бросить пить. Лука проповедует любовь и сострадание к человеку как противопоставление злу, ненависти, «жестокой правде». Его доброта становится лучом света для отчаявшихся персонажей.
      2. Р. Брэдбери, «Зелёное утро». Герой рассказа – Бенджамен Дрисколл – переехал на Марс вместе с первыми поселенцами. Несмотря на потерю сознания из-за недостатка воздуха, он не вернулся на Землю, а остался, и принялся сажать семена деревьев. Месяц Бенджамен трудился не покладая рук, и, когда, наконец, пошёл дождь, все посаженные им деревья выросли и стали испускать много-много кислорода. Благодаря его доброму делу, планета стала зелёной, а поселенцы смогли вздохнуть глубоко и свободно. Я думаю, только добрый человек мог так поступить. Бенджамен сделал то, что хорошо для всей планеты, а не для него одного.
      3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Федеральное агентство

По образованию

МОУ ОУ Гимназия №2

Исследовательская работа

Образ революционера-борца в зарубежной литературе 19-20 вв.

Выполнила:

Твердохлеб Ника,

ученица 11 В класса

МОУ ОУ гимназия №2

Красноярский край

Центральный район

Научный руководитель:

учитель русского языка и

литературы

Бродецкая Е. Л.

Красноярск 2008

Твердохлеб Ника

Г. Красноярск, МОУ ОУ гимназия №2, 11 класс

«Образ революционера-борца в зарубежной литературе 19-20 вв.»

Руководитель: Бродецкая Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы

Научный руководитель: Маршалик Григорий Александрович, старший преподаватель КГПУ

Цель работы: на основе сопоставительного анализа выявить своеобразие создания образа революционера в произведениях писателей разных национальных литератур, разных направлений и разных жанров; определить, чем именно определяется художественная специфика: принадлежностью к литературному направлению, исторической эпохой или творческой индивидуальностью автора. Метод проведенного исследования: метод сопоставительного анализа и метод типологического обобщения. Сопоставление анализируемых произведений в подобном объеме в известной нам научной литературе не проводилось. Основные результаты научного исследования: если образы революционера, созданные в эпоху романтизма, героизированы до идеализации, то реалистический метод позволяет выявить в образе революционера-борца настораживающие, негативные черты, придающие образу историческое и психологическое правдоподобие и соответствует современному восприятию подобного человеческого типа.

Введение.

Настоящее исследование посвящено определению специфики образа революционера в зарубежной литературе 19-20 вв.

Тема научной работы - «Образ революционера в зарубежной литературе 19-20 вв.». В ней рассмотрены 4 произведения: романтическая новелла Стендаля «Ванина Ванини», романтическая поэма Джорджа Байрона «Шильонский узник», реалистический рассказ Джека Лондона «Мексиканец» и роман Этель Лилиан Войнич «Овод», принадлежащий к неоромантизму.

Актуальность исследования обусловлена рядом причин. В современную эпоху проявляется особо острый интерес к произведениям о революционном переустройстве общества, и к типу революционера, т.е. человека, убежденного в необходимости насильственного изменения общества и не останавливающегося перед кровопролитием для достижения цели. В данной работе произведения впервые рассмотрены комплексно, впервые поставлены в общий проблемный ряд. В настоящее время у нас есть возможность посмотреть на известные классические произведения без идеологической направленности, на основе идеологического плюрализма.

Объектом исследования являются четыре произведения: новелла Стендаля «Ванина Ванини», поэма Джорджа Байрона «Шильонский узник», рассказ Джека Лондона «Мексиканец» и роман Этель Лилиан Войнич «Овод».

Предмет исследования – специфика образа каждого героя, обусловленная личностью автора и литературным направлением.

Цель исследования: выявление специфики образа революционера в произведениях разных писателей и рассмотрение главных героев произведений с точки зрения воплощения в них национального характера.

Мы исходили из предположения, что специфика образа каждого героя объясняется личностью автора и направлением в литературе, в котором писал свои произведения автор.

Цель исследования предполагает выполнение следующих задач:

2. Выявить жанровую специфику произведений

3. Рассмотреть художественные особенности создания образа революционера в произведениях разных жанров и направлений

Для решения поставленных задач использовался метод сопоставительного анализа. Определению особенностей исследуемого образа способствовал индуктивный метод (переход от частного к общему).

Методологическую базу исследования составили очерки И. Шайтанова о Джордже Байроне, исследования в биографии Стендаля Храповицкой Г. Н., книга Е.Е. Таратуты «По следам Овода».

Новизна исследования заключается в комплексном подходе к рассмотрению и объяснению специфики образа революционера в этих четырёх произведениях.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы в гуманитарных профильных классах, на элективных курсах по зарубежной литературе.

Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, состоящей из 13 источников.

Во введении обосновываются актуальность и новизна работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, научная база, структура и содержание работы.

В первой главе анализируется поэма Байрона «Шильонский узник». В центре поэмы – Боннивар, борец за независимость Женевы.

Вторая глава содержит описание героев произведения Стендаля «Ванина Ванини», в центре которой - образ карбонария Пьетро Миссирили.

Третья глава содержит описание биографии Этель Лилиан Войнич и ее романа «Овод», главный герой которого – Артур, позже становящийся Оводом.

Четвертая глава полностью посвящена рассказу Джека Лондона «Мексиканец», главный герой которого - Фелипе Ривера - пытается отдать революции всю свою жизнь.

Пятая глава помогает понять специфику характера каждого героя, опираясь на черты национального характера.

В заключении описаны итоги проведенного исследования.

Эпоха революций

Иногда «революциями» традиционно называют те или иные социально-политические явления, которые, строго говоря, не носят революционного характера. Например, государственный переворот, приведший к замене на английском престоле династии Стюартов династией Оранских-Нассау («Славная революция» 1688-1689 годов. Революцию как качественный скачок в развитии, разрыв постепенности отличают и от эволюции, где развитие происходит постепенно, и от реформы, в ходе которой производится изменение какой-либо части социальной, политической и т. п. сферы, без затрагивания существующих основ системы. Также революция (от лат. Revolutio - переворот), глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания.

Революция как таковая захватывает огромные массы. Как сказал однажды Карл Маркс, «революция- это праздник угнетенных». С ним нельзя не согласиться. Когда свершается революция, против правительства выступает народ. У революции, у всего народа должен бать вождь-герой, который поведет за собой остальных. У вождя должна быть идея, которую он должен нести в массы.

Рассматриваемая эпоха- эпоха 18-20 вв.- эпоха восстаний, революций, начало которой положила Великая Французская Революция. В это бурное время были свергнуты правители некоторых стран, а в других произошли перевороты. Эта эпоха так же называлась эпохой романтизма. Великая французская революция 1789 - 99 - крупнейший социальный переворот Нового времени.

Глава 1. Джордж Байрон и его поэма «Шильонский узник»

Джордж Байрон (1788-1824г.г.) происходил из аристократической семьи. Позже вместе с матерью уехал в Шотландию, где получил образование. В 1789 г. получил в наследство титул лорда и поместье. Выступления Байрона, осуждающие колониальную политику английского правительства, подавление свободы и принятие жестоких законов, направленных против трудового народа Великобритании, вызвали ненависть правящих кругов Англии. Эту ненависть к Байрону французский писатель Стендаль, современник поэта, определил как «ненависть политическую». Байрон вынужден был покинуть родину. Живя в Швейцарии, а затем в Италии, он создал много произведений. Первый свой сборник стихов Байрон выпустил, когда ему было 19 лет. С тех пор он непрерывно занимался литературной и общественно-политической деятельностью. Байрон умер в Греции в 1824 году, участвуя в войне за освобождение страны от турецкого ига.

Поэма «Шильонский узник» Джорджа Байрона - романтическое произведение. Романтизм - художественный метод, в котором доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности, к выдвижению на первый план исключительных характеров и сюжетов. В зависимости от конкретных исторических условий менялся характер романтизма, возникали различные его виды, развивавшиеся и взаимодействовавшие с реализмом каждый раз по-своему на протяжении мирового литературного процесса. Первыми теоретиками романтизма являлись Фридрих и Август Вильгельмы Шлегели. Для А.В. Шлегеля романтизм был современным искусством, в противовес классическому. Позже Стендаль, включившись в спор между романтиками и классицистами, также подчеркнул связь романтизма со своим временем: «Романтизм – это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение». Это направление в литературе стало своеобразной реакцией на Французскую революцию.

Байрон создал романтическую лиро-эпическую поэму, в которой есть рассказ не только о судьбе Боннивара, но и изображение внутреннего мира героя. Но мнению Елистратовой А. в лироэпической поэме «на первый план выходит личность автора».

Первые тексты были записаны человеком ещё почти 5 тысяч лет назад. Но началом существования зарубежной литературы принято считать Античность, с произведений греческих и римских философов, поэтов, драматургов и полководцев. В это время письменная словесность становиться не просто способом сохранения информации, но средством донесения мысли и развлечения. Именно с этого периода литература приобрела свои основные рода: эпос, лирику и драму.

Затем следует период Средневековья, когда творцы сосредоточились на богословии и схоластике. В XIV начинается Эпоха возрождения, которая возвращается к эстетике античности и гуманизма. В следующий период постмодернизма характеризуется жанровым расширением. Литература приобретает массовость, жанры сплетаются самым неожиданным образом.

Долгое время литературные произведения были доступны только избранным. В средневековье основной темой было богословие, в эпоху Возрождения буйно цветут идеи гуманизма. Затем следует период постмодернизма, в которой письменное творчество приближается к массам, приобретая больше общего с реальностью.

Зарубежная литературная классика

(VIII век до н. э.). Биография великого античного поэта неизвестна. Но его эпические поэмы «Одиссея» и «Илиада» легли в основу всей школы античного образования, оставили неизгладимый след в культуре Возрождения и по сей день остаются не просто классикой эпоса, а точкой его отсчёта.

Избранное произведение:

Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра

М. Сервантес (29.09.1547 - 22.04.1616 ) Испанский писатель, автор романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», признанного мировым литературным достоянием. В нём остроумно и, порой, неприглядно обрисовано противостояние и единство романтизма и практичности.

Избранное произведение:

У. Шекспир (26.04.1564 - 23.04.1616) . Автор множества драматических и комедийных пьес, поэм и сонетов признан лучшим англоязычным писателем мира. «Ромео и Джульетта», «Гамлет» и «Макбет» другие произведения по праву считаются достоянием мировой культуры.

Избранные произведения:

Ж. Мольер (15.01.1622 - 17.02.1673 ) . Основатель жанра классической комедии, Жан-Батист Поклен (Мольер - театральное имя) создал «Мещанина во дворянстве» и множество других комедий, которые продолжают жить и поныне. Его вклад в литературу неоценим.

Избранное произведение:

Д. Дефо (≈1660 - 24.04.1731) . Английский писатель, публицист и глава разведки сделал многое для популяризации романа. Немалым вкладом в это дело стал его легендарный «Робинзон Крузо». В целом же из-под его пера вышло более 500 произведений.

Избранное произведение:

Иога́нн Во́льфганг Гёте

И. Гёте (28.08.1749 - 22.03.1832) . Немецкий поэт и философ оставил миру одно из наиболее значимых мистических произведений. Трагедия «Фауст» - плод всей жизни и наиболее известное творение автора. В нём отразилось становление самого писателя и 60-летняя эволюция всей Германии.

Избранное произведение:

Ро́берт Бёрнс

(25.01.1759 - 21.07.1796) . Главный поэт Шотландии однажды сочинил стих «Честная бедность», который стал гимном равноправия всех людей. Все его творения пронизаны патриотизмом, а одно дало жизнь стихотворной форме «стандартный габби» (Бёрнсова строфа). Ею пользуются в Шотландии до сих пор.

Избранное произведение:

Викто́р Мари́ Гюго́

Виктор Марии Гюго (26.02.1802 — 22.05.1885) . Писатель из Франции с мировым именем, Виктор Гюго - главный теоретик и практик романтизма. Первый французский исторический роман и, по совместительству, первое полноценное литературное произведение драматурга - «Собор Парижской Богоматери» - был призван спасти от сноса величественное здание.

Избранное произведение:

О.Генри

(Уи́льям Си́дни По́ртер 11.09.1862 - 05.06.1910 ). Классик американского рассказа, наряду с Диккенсом и Лондоном, подарил миру множество чудесных произведений. Его «Дары волхвов» - бессмертная повесть о знающих, что такое истинное счастье.

Избранное произведение:

(Сэ́мюэл Лэ́нгхорн Кле́менс 30.11.1871 - 21.04.1910) . Писатель, журналист и общественный деятель из Америки, Марк Твен создал множество достойных произведений в жанре юмора и сатиры, публицистики и фантастики. Но По всему миру он известен «Приключениями Тома Сойера» и «Приключениями Гекльбери Финна», которые лучатся теплом летнего дня.

Избранные произведения:

(Чарльз Латуидж До́джсон 27.01.1832 - 14.02.1898) . Многосторонний талант Льюса Кэролла, профессора математики, диакона, фотографа и писателя погружает читателей в фантасмагорию, полную намёков и иносказаний. Волшебные приключения «Алисы в Стране Чудес и Зазеркалье». В его библиографии перемежаются математическими трудами и стихотворными произведениями.

Избранные произведения:

(Джон Гри́ффит Че́йни 12.01.1876 - 22.11.1916) . Американский писатель и социальный деятель - мастер приключенческого жанра. Его романы и рассказы занимают важное место в мировом литературном фонде. В частности рассказ «Любовь к жизни», романы «Белый клык» и дебютный «Дочь снегов».

Избранное произведение:

(29.06.1900 - 31.07.1944 ). Публицист, писатель и профессиональный военный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери написал несколько романов и рассказов. Они пронизаны небом и размышлениями. Немного грустный, но содержательный «Маленький принц», ностальгический сборник «Планета людей» получили признание во всём мире.

Избранное произведение:

Джанни Родари

Джанни Родари (23.10.1920 - 14.04.1980 ). Итальянский сказочник новейшего времени успел стать классиком детской литературы. «Приключения Чиполино» вместе с «Голубой стрелой» и «Джельсомино в стране лжецов» хорошо знакомы читателям на постсоветском пространстве, а в мировом масштабе писатель получил известность благодаря премии Ганса Христиана Андерсена.

Избранное произведение:

Современная литература, впитав опыт прошлых литературных периодов и синтезировав его с современными реалиями, рождает всё больше и больше достойных произведений.

Данная тема посвящена развитию мировой художественной культуры первой трети XIX в. На развитие художественной культуры данного период оказали влияние несколько факторов, важнейшими из которых является Великая французская революция и наполеоновские войны.

Происходит утверждение буржуазных отношений. В европейской культуре как основной творческий метод утверждается романтизм, идейно-художественное направление, отразившее разочарование в идеях Просвещения.

Для романтизма характерны устремленность к безграничной свободе и "бесконечному", жажда совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Романтикам присущи утверждение самоценной духовно-творческой личности, изображение сильных страстей, одухотворенности и целительной силы природы.

В своих произведениях романтики обращаются к традициям фольклора, к культуре своего и других народов. Любимым временем романтиков является Средневековье и Возрождение, которое служит им нравственным примером. Героика протеста в их сочинениях соседствует с мотивами "мировой скорби", "мирового зла", "ночной стороны души".

Потеряв веру в силу разума, романтики обратили свой взор к чувствам человека, к его душе с надеждой обрести там "царство свободы и гармонии". Однако, они нашли там разлад, о котором очень точно сказал немецкий поэт Г.Гейне: "Весь мир надорван до самой середины, а так как сердце поэта - центр мира, оно должно самым жалостным образом надорваться. Кто хвалится, что сердце его осталось целым, тот признается в том, что у него прозаичное, далекое от мира, глухое, закоулочное сердце". Трещина, надорвавшая сердце поэта, стала причиной появления основного приема романтиков - антитезы , т.е. противопоставления, которую Вы сможете наблюдать в произведениях романтиков.

На этом приеме построены романтические произведения литературы, музыки, изобразительного искусства первой трети XIX века.

Романтизм в зарубежной литературе.

Главой французских романтиков является писатель и поэт Виктор Гюго . Главным героем его романа "Собор Парижской богоматери" является народ, его судьба, его роль в истории. Как художественные особенности романа можно отметить композицию, антитезу в характеристиках героев, символику образов, яркость, красочность языка. Большое влияние оказало творчества В.Гюго на мировую художественную культуру. Особую известность принесли Гюго его пьесы, поставленные на всех мировых подмостках: "Эрнани", "Король забавляется".

Среди английских писателей выделяется своим богатством художественных форм романтической прозы и поэзии писатель Вальтер Скотт . В своих романах он, в противовес классицистам, подчеркивает историческое своеобразие национальной самобытности народа (роман "Айвенго").

Ярким представителем английской поэзии романтизма является Д.Н.Г.Байрон . Язык его произведений живописен и музыкален. Байрон использует антитезу для построения своих поэтических произведений. Идея трагической непримиримой борьбы героя против враждебной действительности - главная черта поэзии Байрона. Образ Прометея ("Прометей") - олицетворение силы духа страдающего героя, способного даже "смерть в победу обращать". Сравните, пожалуйста, "Прометея" Байрона и "Прометея" Гете и Вы поймете разницу в мировосприятии поэта Просвещения и романтизма.

Немецкие романтики обратились к изучению фольклора, постигая социально-нравственный смысл народных сказок. В фантастических новеллах и сказках Э.Т.А.Гофмана мы находим мысли о роли и предназначении искусства, образе художника, его высоком призвании и одиночестве в мире наживы и стяжательства ("Золотой горшок").

Простота, сила эмоций, богатство оттенков присущи лирической поэзии Генриха Гейне . Герой "Книги песен" - скромный человек, современник поэта, страдающий от одиночества, социального неравенства, ищущий забвения в любви, верности. Гейне использует иронию как средство разоблачения несбыточных иллюзий. Мы явно чувствуем интонацию немецких народных песен в романтической поэзии Гейне ("Лорелей"), олицетворение природы.

Романтизм в зарубежном изобразительном искусстве.

Одним из представителей романтического направления в Европе начала XIX века является Франсиско Гойя . На его творчество оказало влияние антифеодальное движения в Испании и события Французской революции. В его произведениях мы находим глубокие философские обобщения и глубину анализа духовной сущности человека. Эти тенденции прослеживаются в, который поражает своим беспощадным реализмом. В нем прослеживаются художественные решения, раскрывающие пустоту мыслей и ничтожность чувства людей, распоряжающихся судьбой народа. Жизненная правда и утверждение высоких достоинств человеческой личности, нравственной красоты ощущаются в портретах людей, духовно близких художнику (портреты,). Тема народа, восстающего против насилия звучит в эмоционально-напряженном полотне, в цикле. В этом произведении напряженный образный строй достигается сложностью композиционного решения, резким контрастом красок и цветовых рефлексов, красочностью теней. Основным открытием Гойи в области колорита являются его находки цветовой мерцающей гаммы (). Особо хочется отметить цикл офортов Гойи "Капричос", которые явились своеобразным зеркалом жизни Испании в XVIII веке, изображением ее пороков и достоинств, злой сатирой, сарказмом, фантастическим и гротесковым видением мира, что является величайшим вкладом Гойи в искусство офорта.

Освободительная борьба народов изображена на картинах французского романтика Эжена Делакруа (,). Тревожно-взволнованный пафос, напряженные контрасты цветового языка художник использует как средство эмоционального воздействия на зрителя.

Осознание трагедии захватнических войн отражается в романтических полотнах Теодора Жерико (, "Раненый кирасир"). В них ощущается динамика, трагическая напряженность композиции, цветового решения. Борьба человека со смертью, стихией, страдание и мужество в картине - основные идеи его знаменитого полотна. Тонкий психологизм, одухотворенность портретов романтиков: "Портрет молодого Делакруа" работы Жерико, портреты, Паганини, работы Делакруа.

Романтизм в зарубежной музыке.

Художественное воплощение передовых идей времени звучит в творчестве великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена . Мы слышим музыку революции в его симфониях. В третьей "Героической" симфонии присутствует тема героя, отдающего жизнь в борьбе за свободу народа. Движение народных масс, призыв к единению миллионов звучит в его "Девятой симфонии". Страстность, мощность духа лирического героя, его способность самоотверженно любить - основная тема таких произведений Бетховена, как "Лунная соната" и "Апассионата". Стремление к счастью, свету, отчаянная борьба со всеми силами зла и угнетения, вера в возможности Человека - главные идеи творчества композитора. Романтизм произведений Бетховена особенно сильно ощущается потому, что основой построения его музыкальных произведений является антитеза (противопоставление).

Идеи романтизма в музыке прослеживаются в романтическом творчестве австрийского композитора Франца Петера Шуберта , создателя романтических песен, баллад, вокальных циклов, фортепьянных миниатюр, симфоний, которые отличаются глубиной воплощения чувств. "Песни Шуберта - лирика простых, естественных помыслов и глубокой человечности" (Б.Асафьев). Мелодическое богатство, яркая образность, зримость музыкальных образов присущи музыке композитора. Его наследие отличается разнообразием музыкальных форм. Песни Шуберта представляют собой настоящие шедевры музыкальной миниатюры ("Аве Мария", "Серенада", "Лесной царь"). Он создал около 600 песен на стихи И.В.Гете, Ф.Шиллера, Г.Гейне, которых отличает тонкая передача неуловимой смены чувств одинокого страдающего человека. Песенность ощущается и в его симфонических произведениях. Особенно это касается "Неоконченной симфонии", главной особенностью которой является новизна построения (две части вместо четырех), задушевность, доверительность, контрастность музыкальных образов.

Творчество польского композитора-романтика Фридерика Шопена связано с традицией польского народа. Образ Родины доминирует в произведениях композитора, что явно ощущается в его мазурках и полонезах. Композитор использует ритмику и характер движения народных танцев для передачи сложных чувств, создания различных музыкальных образов. Шопен - "поэт фортепьяно" (Ф.Лист). Он создал новые жанры фортепьянной музыки: ноктюрны, прелюдии, фантазии, экспромты, романтические музыкальные миниатюры. В них ощущается тонкость и глубина чувств, мелодическая красота, яркая образность музыки, виртуозность и проникновенность исполнительского мастерства Шопена.

Романтическое начало ярко выражено в творчестве Роберта Шумана . До сих пор большой популярностью пользуются его музыкальные пьесы "Карнавал", "Фантастические вечера". Тема одиночества художника прослеживается в таком произведении Шумана как "Крейслериана" (по мотивам Гофмана) - соединение возвышенного и иронического, реальности и фантазии. Цикл на стихи Гейне "Любовь поэта" - слияние музыки и поэзии, глубокое и точное отражение в музыке поэтических образов великого поэта, романтической иронии Шумана.

Тема Родины - основная в творчестве венгерского композитора Ференца Листа . Он создал жанр рапсодии - романтической формы музыкального произведения. Народные венгерские песни и танцы легли в основу "Венгерских рапсодий" Листа, которых отличает яркость и контрастность музыкальных образов.

Приступая к анализу романтического произведения, нужно помнить, что главным приемом романтиков является антитеза (противопоставление), на этом приеме построены произведения литературы, музыки и живописи романтизма. В литературе это противоположные по своей характеристике образы главных героев; в музыке это контрастные интонации, темы, их борьба и взаимодействие; в живописи - также контрастные краски, "говорящий фон", борьба света и тьмы.




Top