Образ бабушки в произведениях русских писателей. Старт в науке

М. Горький написал повесть «Детство», где в образе главного героя вывел автобиографический персонаж – Алешу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются писателем через восприятие маленького мальчика.

Глубже раскрыть характер главного героя помогает образ бабушки, которую так любил Алеша.

Бабушка представляет собой полную противоположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Бабушка сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом».

Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алеши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть. Бабушка не умела долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались ее добротой, но она никогда не жаловалась на жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алеша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Когда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству».

Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям – основные качества характера бабушки, поэтому она переживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка. Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмем, мол, себе; это Бог нам послал в тех место, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено… да вот полюбил Господь кровь мою, все брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнем, который словно ловил ее, черную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, все видя». Став практически нищими, Алеша был вынужден побираться. Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «глядела на них и молча плакала», переживая за будущее внука.

Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому ее образ запечатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духовно обогащая трудную жизнь людей.

(2 вариант)

Бабушку описывает малолетний внук, наблюдая за ней, разговаривая с ней, слушая ее, он познает людей и мир. Бабушка была «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом…мягкая и удивительно интересна», «сутула, почти горбата, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка». Это только описание внешности, а вот уже и наблюдения: «Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом».

Жизнь у нее действительно темная: с матерью-инвалидом просила подаяния, потом овладела мастерством кружевницы, в четырнадцать лет выдали замуж, к пятнадцати родила первенца, было восемнадцать детей, из которых выжили только трое. Муж всю жизнь зверски бьет, и ни слова поперек в ответ, все оправдывает: «Сердится, трудно ему, старому, неудачи все…Ты меня не больно жалей… я ведь тоже поди-ка и сама виновата». Сыновья – звери, а все на защиту бросается и учит внука: «Кто в чем виноват – это дело не твое. Господу судить и наказывать». Что спасало ее, давало внутренний свет? «Сказок, былей и стихов она знала бесчисленно много», «плясала, словно рассказывала что-то», разговаривала с Богом («Он поймет. Ему что ни говори – он разберет…») и Богородицей («Радости источник, красавица пречистая, яблоня во цвету!..») как с равными, с лошадьми («Что, дитятко? Что, котенок? Пошалить охота? Ну, побалуй, богова забава!»), птицами, растениями, домовым. Много в ней силы, внутреннего огня, неугомонности жизни: «Бабушка стряпала, шила, копалась в огороде и в саду, вертелась целый день, точно огромный кубарь, подгоняемый невидимой плеткой, нюхала табачок, чихала смачно и говорила, отирая потное лицо: «Здравствуй, мир честной, во веки веков!» Во время пожара всюду поспевала: успела приказать вынести из дома иконы и увести детей, вытащить купорос из мастерской, остановить лошадь, организовать и поблагодарить соседей; с обгоревшими руками после пожара принимала роды. Пятеро мещан бьют мужика – бабушка мчится на помощь, размахивая коромыслом. Вслушайтесь в отзывы об этой женщине деда («Ду-ура, блаженная ты дура…ничего тебе не жалко…»), внука («Ты – ровно святая, мучают-мучают тебя, а тебе – ничего!»).

Ни богатство, ни бедность, ни горе, ни радость не меняют ее. «И сама бабушка, точно из меди лита, – неизменна», как сама жизнь.

  1. Введение 2
  2. Глава 1. Бабушка глазами внуков. 3
  3. Глава 2. Бабушка и внуки. 6
  4. Глава 3. Бабушка и я. 9
  5. Заключение 10
  6. Список используемой литературы. 11

Введение.

В жизни каждого из нас есть человек, который больше всех заботиться о нас, старается

порадовать, дать мудрый совет, плотнее накормить и побаловать. Этот человек – бабушка.

Зачастую люди недооценивают бабушек, считая, что их взгляды устарели и не соответствуют современности и ритму жизни. На самом деле, роль бабушки очень велика, так как именно бабушка способна воспитать духовно развитого человека, передать ему свой жизненный опыт и свою мудрость.

Мы считаем, что наша тема актуальна, потому что в современном обществе бабушка уже не является примером для молодёжи. У молодых людей 21 века авторитетами являются абсолютно противоположенные герои, часто даже отрицательные. А правильно ли это? Актуальность исследования обусловлена тем, что сложный период преобразований в нашей стране, происходящее переосмысление старых ценностей и формирование новых, выдвигает на первый план ценность личности. Особое значение приобретают отношения людей и форма выражения этих отношений в обществе. Проблема духовных ценностей, актуальная сегодня для всего российского общества, приобретает особую остроту в молодежной среде, поскольку наиболее восприимчиво к негативным воздействиям, вызванным кризисом духовных ценностей российского общества, оказалось подрастающее поколение.

Сегодня актуальным является вопрос разработки новых технологий образования, воспитания и развития личности учащегося, отвечающего современным социальным, экономическим, нравственным и образовательным технологиям. Духовное богатство человечества, отраженное в культуре, осознается обществом, как особо ценное, а культура личности становится социально-значимым качеством. В связи с этим особенно остро встают вопросы правильного воспитания личности ребёнка.

Проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: определить, какова роль бабушек в процессе воспитания личности ребёнка.

Объект исследования – процесс влияния бабушек на формирование личности ребёнка.

Цель нашего исследования – определить, какова роль бабушки в развитии и формировании личности, проследив это на примере художественных произведений и беседы с одноклассниками.

В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

Изучить произведения художественной литературы, посвященные бабушке.

Провести опрос для выявления роли бабушки в жизни человека.

Объяснить, что роль бабушки в жизни человека очень велика.

Предмет исследования – произведения про бабушек, интервью с одноклассниками.

Гипотеза нашего исследования состоит в том, чтобы доказать, что роль бабушки в формировании личности подрастающего поколения очень велика.

Методологическую основу исследования составили: произведения русской и зарубежной литературы (М.Горький «Детство», Г.Х.Андерсен «Бабушка», Н.А.Некрасов «Русские женщины», С.Капутикян «Моя бабушка»), а также научно-популярной книга« Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» педиатра Е.О.Комаровского.

Научная новизна исследования заключается в определении роли бабушки в процессе воспитания личности путем анализа произведений художественной литературы и полученных интервью.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в разработке практических рекомендаций учителей, воспитателей, социальных педагогов при подготовке к родительским собраниям.

Цели и задачи обусловили выбор следующих методов исследования : анализ научно-популярной литературы, художественных произведений, опрос, анкетирование, индивидуальные беседы (интервью), статистические методы обработки исследований и проверки гипотезы.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы. Список использованной литературы содержит 7 источников.

Глава 1. Бабушка глазами внуков.

Попав, в какую-то социальную среду, человек начинает обращать внимание на поведение окружающих, оценку его поступков. Он стремиться понять и предугадать, как будет реагировать внешний мир на те или иные его действия. Здесь огромное значение начинает играть социокультурный опыт, который усваивается человеком, прежде всего, благодаря семье. Именно здесь от одного поколения к другому происходит передача созданной и накопленной культуры.

«Отрицать огромную роль бабушек в деле воспитания подрастающего поколения просто бессмысленно. В нашей стране это бессмысленно вдвойне, поскольку подавляющее большинство молодых семей вообще не в состоянии без помощи бабушек обеспечить ребенку нормальные уход и воспитание.

С учетом перечисленных выше пунктов становится очевидным следующий факт: само понятие "бабушка" вполне может рассматриваться не в качестве конкретного человека, а в качестве очень значимого социального феномена, требующего отдельного изучения», - пишет известный педиатр Е.О.Комаровский в своей книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». В течение многих лет автору приходиться контактировать с бабушками самым тесным образом. Его выводы однозначны: без учета этого явления почти невозможно организовать нормальные уход и воспитание детей.

Как известно, современная семья отличается от традиционной: с конца XIX в. историческое развитие русской семьи во всех областях шло по пути уменьшения количества детей в семье, снижения количества родственников, с которыми постоянно поддерживались тесные отношения. Доля традиционных многопоколенных семей в современном российском обществе неуклонно сокращается. Во многом изменилась также роль женщины в семье и обществе. Сейчас большинство матерей по различным причинам перестали заниматься исключительно воспитанием детей и домашним хозяйством. Они чаще работают, стремятся реализовать себя в профессиональной деятельности. Современные прародители (бабушки) преимущественно ведут активную социальную жизнь (продолжают работать до пенсии и после, не все готовы посвятить себя воспитанию внуков).
Все эти изменения отражаются на развитии ребенка, прежде всего в сфере нравственности, о чем, в частности, свидетельствует рост детской жестокости и подростковой преступности.

В связи с этим назрела необходимость в исследовании значимости в современном обществе духовно-нравственной функции как сохранения и передачи семейных традиций, опыта, информации о семейных корнях, истории, семейных ценностей и установок, и степени, в которой она относится к функциям бабушки в семье.

Исследования семьи и ее роли в развитии ребенка, как правило, ограничиваются исследованием детско-родительских отношений и в большей степени влиянием матери на развитие ребенка. Однако в последнее время начали появляться исследования, посвященные роли прародителей (бабушек) в семье, но они в основном ограничиваются влиянием бабушек на эмоциональную сферу внуков-дошкольников, для чего часто используются проективные методы («Рисунок семьи» и др.). Значение бабушек на развитие ребенка в более старшем возрасте изучено, с нашей точки зрения, недостаточно.

Поэтому мы взяли интервью у учащихся 9И класса, в котором задали следующие вопросы:

Как же влияет бабушка на воспитание внуков?

В каких сферах жизни человека бабушки играет наибольшую роль?

От чего зависит основное содержание общения старшего и младшего поколений (от уровня образования самой бабушки, этнического окружения, в которой она жила или от того, жила ли бабушка в семье)?

Было проведено 10 интервью, из них было отобрано 8 в соответствии с задачами исследования.

Обобщая полученные данные, можно выделить несколько психологических механизмов, посредством которых старшее поколение влияет на молодых людей. К основным педагогическим приёмам, которые используются в процессе воспитания бабушами, можно отнести следующие:

  1. Приём подкрепления. Поведение, которое считается правильным, поощряется, а за нарушением установленных правил неизбежно следует наказание. Это позволяет сформироваться внутренней потребности в соблюдении системы норм. Вот что рассказывает ученица, чья бабушка живет в деревне: "Бабушка пыталась разговаривать с нами на чувашском, или прикидывалась, что она ничего не понимает. Вот на русском она иногда вообще просто не хотела отвечать, "пельместеп" - «не знаю» или "онланмаром" – «не поняла», т. е. ей надо было на чувашском что-нибудь сказать. Ну мы конечно сопротивлялись, ну, за конфетку делали". Другая девочка сказала: «Бабуля никогда не забывает поблагодарить, если что-то сделаю по её просьбе, то обязательно услышу слова благодарности или часто получаю сладкий приз».
  2. Приём идентификации: ребенок подражает бабушке. "Всё, что я от неё получил - это просто личным примером, просто смотрю на её линию поведения и какие-то свои выводы делаю".
  3. Приём совета или оценки: по мере взросления ребёнок или подросток сталкивается с необходимостью решать всё более и более широкий круг задач, обсуждая их решения, бабушка формирует самосознание молодого человека и его коммуникативные качества. Часто учащиеся говорили, что бабушка выносит свои оценки всегда и всему: пришедшим в гости друзьям, моим увлечениям. Общение подобного свойства далеко не всегда положительно: "…у нас параллельный телефон, она (бабушка) всегда слушала мои разговоры. Когда, я приходила к ней ругаться: "Бабушка, что такое?" - Она говорила мне следующее: "Ну я же бабушка, я должна быть в курсе всех дел! Ну как можно от меня что-то скрывать?" В общем, меня это бесит. Она до сих пор это делает, но сейчас я уже научилась с ней общаться…"
  4. Среди особых педагогических приёмов воспитания внучек можно выделить приём сравнения: "Бабушка меня всегда приводила в пример своим внукам, другим моим братьям" или " Знакомство с родственниками, с соседями, обязательно заводились разговоры про детей этих бабушек, как они живут, как у них строится семья, мы всё это слушали, как люди живут, какой семьёй у этих, какой семьёй у тех. Причём бабушка потом говорила: "Вот видите, какая семья, вот у неё, там, у такой-то бабушки, у неё дочка с мужем живёт хорошо, никто не ругается". Мы при этом присутствовали, слушали, и мама наша слушала и часто вздыхала".
  5. Приём проектирования: "У нас были такие вечера, когда родителей не было, и бабушка готовила ужин и чистит картошку, например, а сама начинает мне рассказывать: "Вот, ты вырастишь, у тебя будет много друзей, и в твои дни рождения мы будем доставать красивую посуду, хрусталь, мы будем вот так сервировать стол…" И я очень любила, когда она это всё рассказывала: "придут гости, мы будем готовить".

Восприимчивость к тем или иным приёмам воспитания, эффективность их применения, главным образом, зависит от эмоционального тона семейных взаимоотношений. Ведь в основе любого общения в той или иной степени лежит доверие к собеседнику.

Безграничная, неистощимая любовь бабушек позволяет не только увеличить их влияние на внуков, но и привить ответственность за старшее поколение. "…Она говорит: внучек приезжай там, картошку помочь посадить… и я поеду... она меня любит, я её люблю - надо помочь".

Однако, содержание дошкольного образования различается в зависимости от тех навыков, которыми владеет бабушка. Например, бабушка с высшим образованием в области иностранных языков - с 4-х лет обучала английскому свою внучку.

Интересно, что обучение чувашскому языку также происходило, в первую очередь, в дошкольный период. "Бабушке главное, чтобы я на чувашском говорила" - данный факт так или иначе отметили все внуки, чьи бабушки живут в деревнях нашей Республики.

По словам молодых людей, бабушки принимали весьма активное участие в процессе их дошкольного воспитания. "Ещё до того, как я пошла в школу, я уже умела читать, писать, то есть меня к этому приучили... Мама работала, в основном бабушка занималась моим воспитанием… ещё до того как я в школу пошла, со мной игры всякие развивающие были, кубики все эти конструкторы, книжки много читали. Я помню мне доставали стопку книжек, клали их передо мной, я их перебирала, сначала картинки листала, потом я чего-то читать начинала сама".

Решение области внешкольного образования ребёнка в большинстве случаев принималось родителями. - "… Моим образованием в первую очередь занималась матушка, а бабушка, как бы, не особо допускалась…" или "…это было совместное семейное решение".

Основное значение роли бабушки в процессе внешкольного воспитания состоит в том, чтобы воплотить семейную инициативу в жизнь. Вот пример из интервью: "…я, сначала, учился в музыкальной школе, и не хотел заниматься, как положено, 2 часа в день по музыке, и бабушка со мной занималась…"

Бабушки продолжают оставаться любящими и заботливыми нянями и тогда, когда внуки учатся в школе и даже, когда становятся студентами. Они водят внуков в школу, следят за их питанием, за их одеждой и т.д. "Бабушка меня кормила завтраком, перед тем как я шёл в школу. А помимо того, так как мы с мамой склонны поспать, она меня будила, перед тем как мне нужно было уходить в школу". "Бабушке самое главное было, чтобы меня накормили, напоили, причём по полной программе, чтоб было первое второе, и третье… чтоб укутывали меня сильно, чтоб не простудилась! Бабушка меня усиленно лечила, мазала меня этими скипидарными ужасными мазями. Я их до сих пор помню!"

Если бабушка живёт в семье, её влияние на внуков многократно усиливается. Когда пожилая женщина живёт со взрослыми детьми и внуками, то 3/4 стариков считают себя вправе диктовать свою волю семейному окружению. Главенствующая роль бабушки в семье, подтвердили все внуки, которые живут вместе.

Огромно влияние модели поведения бабушки в собственной семье на тот стиль семейного поведения, который сформируется у внуков. Вот как об этом рассказывает одна из школьниц: "Одна моя бабушка научила, что я должна быть совсем другой, чем моя мама. То есть то, как она себя ведёт в своей семье, то какая она мать, какая она жена - вот такой бы эта бабушка не хотела меня видеть. Моя другая бабушка… смотря на неё, я настраиваюсь на такую волну: я девушка, которая выйдет счастливо замуж, за любимого человека, которая проживёт счастливо, сколько им отведено и родит в счастье детей, это будет не без проблем жизнь, но это будет классно". Это, как ни странно, подтверждается рассказом одного из внуков: "…в их семье складывается впечатление, что, дедушка у неё кругом виноват, вот дед косорукий, дед туда, дед сюда… у меня бабушка, очень авторитарная и страсть к авторитарному стилю она во мне привила. Т.е. я считаю, что семья должна быть авторитарной, и если глава семьи сказал, что будет так, значит, так оно и будет, и с ним спорить - это дело пустое…"

Другая составляющая роли бабушки - сохранять или не сохранять целостность родительской семьи внуков. "Бабушка ради детей вот, разговоры когда были, разводиться, всё, она говорит: "Нет, как же они будут без отца". Это вот во многом маму остановило".

Бабушки стремятся приобщить внуков к своему пониманию религии. Вера в Бога, соблюдение определённых обрядов (постов и т.д.) способствует сохранению и поддержанию границ своего этно-культурного поля. Происходит передача некоторых символов веры: "…расти, дитятко, но о Боге не забывай. Крест я начал носить только из-за них". Этнокультурные традиции семьи находят своё отражение через передачу определённых кулинарных рецептов и даже хозяйственных обязанностей.

Также, по словам учащихся, их бабушки не принимали активного участия в формировании их дружеского окружения, что очень выгодно отличает их от родителей, которые всегда выбирают, с кем можно дружить, а с кем нельзя.

Итак, подведем итоги. Основными сферами взаимодействия бабушек и внуков, в которых бабушка оказывает наиболее сильное влияние, являются сферы семьи и образования внуков. Период наиболее активной вовлеченности бабушек в этот процесс - стадия дошкольного и начального школьного образования. Значение бабушки возрастает, когда бабушка проживает в семье. Роль бабушки состоит в

1)передаче своих собственных навыков;

2)реализации решений родителей в процессе развития личности внука, его творческих талантов и способностей, его трудолюбия;

3) заботе о самих внуках и целостности их семей;

4)передача моделей семейного поведения на собственном примере;

5)поддержание единства своей социокультурной среды и передаче собственных религиозных воззрений.

Глава 2. Бабушка и внуки.

Далее мы решили изучить художественные произведения и документальные факты, в которых бабушка оказывает влияние на воспитание внуков. Это прежде всего повесть М.Горького «Детство», рассказ Г.Х.Андерсена «Бабушка», документальные сведения из жизни реальной бабушки М.Ю.Лермонтова и жизни бабушки автора работы Гуляевой Александры.

Моя бабушка всегда говорит, что маленькие дети не умеют врать. А мне думается, что и старики, как и малые дети, правдивы в своей старости. Моя бабушка родилась в маленьком местечке в Нижнем Новгороде, в большой и бедной семье.

Бабушка Алеши Пешкова Акулина Ивановна из повести М. Горького «Детство» тоже жила в Нижнем Новгороде. Алеше было четыре года, когда умер его отец. После похорон отца Алеши его мать и бабушка, которая приехала к ним в Астрахань, решили вернуться в Нижний Новгород, где жил дед Алеши. Трепетную, еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка - Акулина Ивановна. Человек богатой души, колоритной внешности, обладающий той мудростью, которая свойственна русскому народу.

Алексей увидел впервые бабушку, когда ей "за шестой десяток лета-весны перекинулись-пошли". Так, как воспринимала окружающий мир бабушка, никто не мог. От проплывающего мимо берега, от утопленных в небе куполов церквей она могла расплакаться или рассмеяться. А кто еще мог рассказать мальчику такие сказки, что прожженные бородатые матросы просили: "Ну-ка, бабушка, расскажи еще чего!.." Для Алеши Пешкова бабушка стала тем светом, который должен быть у каждого в жизни. Она стала самым верным его другом, "самым понятным и близким человеком". "Вся она - темная, но светилась изнутри... неугасимым, веселым и теплым светом".

Читая это произведение, мы отметили, что и внешне эти бабушки очень похожи. Так в повести написано:

«Говорила она как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивали невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коде щек, все лицо казалось молодым и светлым. Вся она - темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбата, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.

До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». (Она очень часто рассказывала мне сказки. Сказки она сказывала тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимая меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невыразимо приятно).

Я бы свою бабушку описала так: Она невысокого роста, колоритной, яркой внешности. У нее очень ясные голубые глаза, и почти белые седые волосы. Нос у нее очень аккуратный, хотя и не маленький. Бабушке очень идет улыбка, когда она улыбается, ее лицо становится, таким милым, почти детским. Она обладает той мудростью, которая свойственна русскому народу.

Бескорыстной любви учился Алеша именно у бабушки, так как дедова семья, куда он невольно попал, жила по суровым правилам, установленным дедом- узурпатором. Вроде бы и в нем изредка проглядывает человек добрый, но защелкивается скорлупа... и не перечь, не то расправа будет розгами. Бабушка хорошо знала характер деда, не боялась его, в отличие от других членов семьи. За любого она могла стать горой, если дед не прав.
Ее теплом наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией. Всю душу вкладывала она в заботу о своих детях и внуках. Никому не нужный Цыганок, подброшенный под калитку дома, был принят бабушкой, как родной, она выкормила и выходила мальчика. Работая от зари до поздней ночи по дому, бабушка видела каждого и все, что происходило вокруг, уделяла внимание всем, кто в ней нуждался.

Моя бабушка на своём веку вынесла много горя и лишений. Бабушку и еще пятерых детей воспитывала одна мама, отец бросил их сразу же после войны. (Бабушка родилась 15 июля 1948 года, в 3 года вместе с семьей она переехала в Чебоксары). Её детство и юность проходили в послевоенный период. С шестнадцати лет она пошла работать. Она рано вышла замуж, родила двоих детей. (Была и до сих - любима мужем). На долю моей бабушки выпало множество испытаний, но она всегда, как гибкое дерево после бури, находила в себе силы выпрямиться и нести свою ношу далее по жизни.

Сначала она вырастила своих детей, а сейчас воспитывает нас - своих внуков!

Казалось бы, жизненные невзгоды и бури должны были испортить бабушкин характер, превратив её в человека недоброжелательного и ожесточённого.

Но моя бабушка, женщина хоть и малообразованная, обладает цепким житейским умом и добрым, отзывчивым сердцем. В ней напрочь отсутствует злоба и зависть.

У бабушки неугомонным характером. Она любит петь, обожает кинематограф, умеет слушать других людей, интересно рассказывать всевозможные сказки и небылицы, сочиняет частушки.

Акулина Ивановна из повести М.Горького тоже была замечательным человеком, непохожим на других и это особенно было заметно тогда, когда бабушка танцевала.

«Бабушка не плясала, словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее,- и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!».

А ее героизм во время пожара? Она была равна стихии. Оба, и пламя и бабушка, сражались за мастерскую. Кто кого. Она спасала то, что было ей дорого, было ее домом, хозяйством; огонь сжигал то, что считал своей добычей.

Но бабушка не растерялась, а строгим крепким голосом отдавала команды. В то время дедушка тихонько выл. Затем бабушка вспомнила, что в мастерской оставлен медный купорос, который мог взорваться в любую минуту. Она отважно бросилась в огонь и вынесла бутыль с этой жидкостью. Смогла утихомирить Акулина Ивановна и испуганного коня Шарапа. Как не вспомнить строчки из поэмы Некрасова «Русские женщины»:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
"Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!"
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. …

И действительно, пожар был потушен, бабушка - получила ожоги, но еще и находила слова утешения для других.

М. Горький прошел школу щедрости и суровости, любви и злобы, но сам всю жизнь пытался поступки свои анализировать, любовь отдавать, а себя воспитывать. И спасибо судьбе, что была у него такая замечательная бабушка.

Бабушка-это важный человек в жизни каждого. Особенно это становится актуальным тогда, когда бабушке приходится заменять какого-то важного человека в жизни ребёнка. Вспомним Елизавету Алексеевну Арсеньеву, бабушку Михаила Юрьевича Лермонтова.

Елизавета Столыпина родилась в богатой и весьма известной на Руси дворянской семье. Она была старшей дочерью Алексея Емельяновича Столыпина – человека хозяйственного и состоятельного. Вместе с женой Марией они вырастили и поставили на ноги одиннадцать детей, среди которых впоследствии были известные предводители дворянства, великие военачальники и даже сенаторы. Елизавета, унаследовавшая у родителей все самые лучшие черты, выросла женщиной разумной и деловой, с бескомпромиссным и твердым характером. Но судьбой ей была уготована традиционная женская роль - матери и жены.

Лиза не была красавицей, но богатое приданое, хорошая репутация и знатный род сыграли свою роль. В 22 года она выходит замуж за обаятельного и весьма состоятельного жениха Михаила Васильевича Арсеньева.

Несмотря на то, что сразу после свадьбы Арсеньев приобретает для счастливой и спокойной семейной жизни имение Тарханы в Пензенской губернии, взаимоотношения супругов не ладятся. Рождение дочери Марии серьёзно подрывает здоровье Елизаветы, а это вносит ещё больший разлад в отношения супругов. Она решает всю оставшуюся жизнь посвятить своей дочери Марии. Елизавета Алексеевна настолько самозабвенно ее опекала, что когда в 17 летнем возрасте Маша решает выйти замуж за небогатого, но обаятельного Юрия Петровича Лермонтова, мать благословляет этот брак, несмотря на неприязнь к будущему зятю.

15 октября 1814 года на свет появляется будущий великий поэт Михаил Лермонтов. Несмотря на рождение сына, отношения в семье становятся все более напряженными, а постоянное противостояние матери и мужа истощают силы Марии Михайловны. В возрасте 22 лет она умирает от чахотки.

Используя своё материальное положение и пылая лютой ненавистью к зятю, Елизавета Алексеевна забирает маленького Мишу на свое попечение. Дабы дать внуку должное образование Елизавета Алексеевна переезжает с ним в Москву.

В 1837 году дерзкая поэзия Лермонтова с критикой имперских порядков вызывает недовольство властей. Только благодаря связям бабушки, Михаил не попадает на каторгу, а отделывается отправкой в офицерском звании на службу на Кавказ. Все его время пребывания там, Елизавета Алексеевна обивала властные пороги с мольбами о помиловании внука. Именно за этим занятием в 1841 году и застала ее весть о смерти Михаила. Это событие окончательно подорвало ее здоровье, она перестала видеть смысл и цель дальнейшей жизни и в 1845 году скончалась.

Моя бабушка – не менее замечательный человек.
и т.д.................

Свою ставшую знаменитой книгу «Похороните меня за плинтусом» П. Санаев начал писать еще в школе, положив в ее основу некоторые эпизоды своего детства и воспоминания о жизни с бабушкой и дедушкой. Но это книга - не документ и не мемуары, а настоящее художественное произведение, герои ее полноценные художественные образы, литературные типы. Именно поэтому повесть «похороните меня за плинтусом» так быстро перестала быть только книгой, и с успехом реализовалась в различных медиальных средах (фильм режиссера С. Снежкина, театральная постановка режиссера И. Коняева, а также целый ряд провинциальных постановок). И каждая из этих реализаций вызвала, в свою очередь, шквал отзывов и рецензий, хвалебных и негодующих, но всегда очень эмоциональных. Знакомясь с массой подобных статей (в основном, в сети Интернет), мы заметили, что большинство авторов размышляет о фигуре бабушки, о ее судьбе, ее поведении, влиянии на мальчика Сашу. Именно поэтому мы в первую очередь сфокусировали свое внимание на сложном, противоречивом образе бабушки Нины Антоновны.

Последнее время отмечено повышенным интересом современного читателя и зрителя к творчеству талантливого писателя и режиссера Павла Санаева; вместе с этим серьезных литературоведческих работ, посвященных его произведению, пока не существует. Вместе с этим в повести «Похороните меня за плинтусом» Санаев ставит проблемы вечные, востребованные во все времена, - проблему любви, прощения, одиночества, человеческих взаимоотношений, то есть - вечных человеческих ценностей.

Для проведения целостного анализа образа бабушки нам было важно провести типологические связи с персонажами русской литературы XVIII - XX веков. Классики, изображая в своих произведениях мир семьи, нередко обращаются к этому образу. Чаще всего бабушка появляется рядом с теми героями, которые лишены материнской ласки и заботы. В таких случаях бабушка призвана заменить герою мать, стать залогом его духовного развития (например, бабушка Бережкова в романе И. Гончарова «Обрыв», бабушка Акулина Ивановна в повести М. Горького «Детство», бабушка Катерина Петровна в книге В. Астафьева «Последний поклон»). Но, естественно, так бывает не всегда - некоторые авторы отказывают бабушке в роли второй матери (графиня-бабушка Хрюмина в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»). Образ бабушки Нины Антоновны в повести С. Санаева двойственен: внешне она действительно воспитывает внука Сашу, заменяя ему мать, на самом же деле жизнь мальчика в ее доме подобна кошмару.

Проводя целостный анализ образа бабушки Нины Антоновны, мы рассмотрели несколько ключевых приемов и художественных средств, которые использовал автор для его создания. Так, нами были выделены следующие приемы: портрет героини; предметный мир, окружающий её; поведение и поступки бабушки, ее речь, мимика и пантомимика; взаимоотношения со своими близкими (влияние на них), а также отношение к любви. Нами было установлено, что для создания одного из своих центральных персонажей П. Санаев использовал те же приемы, которые были наработаны русской литературой XVIII - XIX веков для характеристики отрицательных героев.

Нами был выявлен еще один типологический ряд персонажей русской литературы, к которому близок образ бабушки. Этот ряд представлен образами помещицы Простаковой и купчихи Кабановой, героинями-женщинами, полновластными хозяйками в своих домах, которые, внешне ведя благопристойный образ жизни, тиранят своих близких.

Несмотря на желание автора «оправдать бабушку», желаемое воплотилось не до конца. Мы пришли к заключению, что образ бабушки в повести П. Санаева сложный, двойственный. Двойственность это обеспечивает сочетание светлых и мрачных элементов в композиции произведения и в облике самой бабушки.

Итак, портрет бабушки Нины Антоновны дан в повести очень скудно. Про бабушку Саши известно лишь то, что у нее грозный, громкий, командирский голос: «…закричала она, как сирена, повышая голос на каждой гласной», больные гнилые зубы: «… Бабушка показала дедушке зубы, торчавшие в разные стороны редкими полусгнившими пеньками», что ее редкие ласки доставляют Саше отвращение: «… еще неприятнее было, когда бабушка, выражая свою любовь, разворачивала меня спиной и холодными, мокрыми со щекочущими волосками губами прикладывалась к моей шее. От бабушкиных поцелуев внутри у меня все вздрагивало, и, еле сдерживаясь, чтобы не вырваться, я всеми силами ждал, когда мокрый холод перестанет елозить по моей шее» .

Бабушка представлена в повести как человек двуличный, неискренний. При этом двуличие бабушкой прекрасно осознается, она его понимает как единственно возможную норму жизни, превращает в некую философию, даже пытается обучить такому поведению Сашу: «Бабушка часто объясняла мне, что и когда надо говорить. Учила, что слово - серебро, а молчание - золото, что есть святая ложь и лучше иногда соврать, что надо быть всегда любезным, даже если не хочется... ».

Любезный тон и вежливость бабушка всегда старается соблюсти на людях, при посторонних. Поэтому она говорит вежливо с врачом Галиной Сергеевной, с медсестрой Тоней, с приятельницей Верой Петровной. Но за закрытыми дверями и при лежащей на рычаге телефонной трубке бабушка не стесняется в выражениях в адрес всех знакомых. Так же она общается и с родственниками. Она постоянно бранится с дочерью, «Да ты и не курва даже, ты вообще не женщина. Чтоб твои органы собакам выбросили за то, что ты ребенка родить посмела»; с мужем, «Гицель проклятый, татарин ненавистный! <…> Будь ты проклят небом, Богом, землей, птицами, рыбами, людьми, морями, воздухом!»; с внуком, «<…> Вонючая, смердячая, проклятущая, ненавистная сволочь! <…> Чтоб ты заживо в больнице сгнил! Чтоб у тебя отсохли печень, мозг, сердце! Что тебя сожрал стафилококк золотистый»; с другом мужа, Лешей: «... Сейчас так пошлю этого Лешу, что дорогу забудет…», а часто и безадресно: «… короткое «тыц-пиздыц», употреблявшееся как ответ на любую просьбу, в которой следовало отказать»; «… Поставили порог, сволочи, чтоб им всю жизнь спотыкаться!..».

Бабушка Нина Антоновна теснейшим образом связана с бытом, окружена огромным количеством вещей, которые группируются по трем крупным семантическим гнездам: еда, материальные ценности (вещи) и деньги. Так, бабушка относится серьезно к процессу готовки, кормит Сашу, занимается хозяйством и приходит в страшное волнение из-за денег: «Все деньги, которые приносил дедушка, бабушка распихивала по одной ей ведомым тайникам и часто потом забывала, сколько и куда положила <…>. Иногда тайники пропадали. Тогда бабушка говорила, что в доме были воры. Кроме мамы, она подозревала в воровстве всех врачей, включая Галину Сергеевну, всех изредка бывавших знакомых, а больше всего - слесаря из бойлерной Рудика…».

Мир бабушки насыщен вещами, предметами, Кухня в ее квартире напоминает комнату в доме гоголевского героя Плюшкина. Примечательно, что в квартире бабушки много книг, но их практически никто не читает, в них только прячут деньги: «Повсюду были нагромождены какие-то предметы, назначения которых никто не знал, коробки, которые неведомо кто принес, и пакеты, в которых неизвестно что лежало. Кухонный стол сплошь был уставлен лекарствами и какими-то баночками <…> На шкафах лежали выложенные в ряд дозревать яблоки, бананы или хурма - в зависимости от сезона». И далее: «В книгах были какие-то облигации, поэтому бабушка запрещала их трогать, а если я просил почитать, то сперва перетряхивала книжку, проверяя, не завалялось ли что».

Многие сцены, в которых участвует бабушка, дополняются весьма выразительными мимикой, жестами, интонациями, позами. Бабушка Саши очень редко говорит тихо и спокойно, двигается медленно и плавно, чаще всего ее движения резки и порывисты, фразы, которые она произносит, - грубые, оскорбляющие. Да и нет говорит бабушка, а в основном кричит, Приведем несколько примеров: «Мама открыла дверь и с громким плачем бросилась вниз по лестнице. Бабушка распахнула балкон, схватила стоявшую под столом кастрюлю и с криком: «На, Оленька, ты есть просила!» вылила ее содержимое вниз»; «- Я тебя сейчас выскребу! - крикнула бабушка и помахала бритвой у меня под носом <…> - А-а! - зарыдала вдруг бабушка и, выронив ножницы, схватилась руками за лицо <…> и, продолжая кричать, начала карябать лицо руками… »; «… бабушка, потрясая тяжелым деревянным фокстерьером с дедушкиного буфета, бегает за мамой вокруг стола и кричит…» и так далее.

Бабушка имеет странное влияние на своих близких - на мужа: «Самому на себя руки наложить сил нет, так вот курить опять начал <…> Не могу больше, задыхаюсь! Тяну эту жизнь, как дождь пережидаю. Не могу! Не хочу!..»; на дочь: «А я боюсь ее! Я только сейчас поняла, как боюсь!».

На внука влияние самое сильное. Она играет на его чувствах, настраивает против матери, шантажирует: «Ты же не хочешь, чтобы мы ругались опять? Если она снова станет врать, что я тебя не отдаю, что я отобрала тебя, встань и скажи твердо: «Это неправда!» Будь мужчиной, не будь тряпкой слабовольной. Скажи: «Я сам хочу с бабой жить, мне с ней лучше, чем с тобой!» Не смей предавать меня! Не смей Бога гневить! Скажешь, как надо, не будешь предателем?..».

Совершенно особое отношение бабушки к любви. С одной стороны бабушка о любви говорит постоянно и говорит о ней в значении, знакомом каждому. Так, например, она расплакалась от умиления, когда Саша в короткой фразе сумел выразить смысл взрослого фильма. Однажды она скажет о своей влюбленности в дедушку, о любви к внуку бабушка говорит много и часто.

Однако временами упоминание о любви сопровождается комментарием грубоватым, излишне физиологичным, иногда даже парадоксальным по отношению к самому понятию «любовь»: «Я скорее сама землю есть буду, чем тебе несвежее дам»; «Я его <…> выкупаю, потом воду менять нет сил, сама в той же воде моюсь. Вода грязная, его чаще, чем раз в две недели, нельзя купать а я не брезгую. Знаю, что после него вода, так мне она как ручей на душу. Пила бы эту воду!». Говоря о любви, бабушка сама сравнивает это чувство с каким-то болезненным состоянием, буквально пограничным между жизнью и смертью: «… лучше б мне в детстве умереть, чем всю жизнь без любви прожить. Всю жизнь другим себя отдавала, заслужить надеялась! Сама любила как исступленная…»; «сама его люблю до обморока! Он скажет «бабонька», у меня внутри так и оборвется что-то слезой горячей радостной»; «Он последняя любовь моя, задыхаюсь без него. Уродлива я в этой любви…»; «Такая любовь наказания хуже, одна боль от нее, а что делать, если она такая! Выла бы от этой любви, а без нее зачем мне жить…»

Но чаще всего ее действия противоречат тому, что она произносит. Так, она на глазах ребенка съела мороженое, выбросила в мусоропровод мамин подарок - смешную игру «Блошки», сильно напугала внука разыгранной истерикой.

Даже одно из ее проклятий тоже будет связано с любовью - с чувством, которое должно возрождать и возвышать: «Чтоб вам вся любовь, которая в мире есть, досталась, и чтоб вы потеряли ее, как у меня отняли!».

Мы вправе задаться вопросом: есть ли что-нибудь светлое в бабушке? Обратимся к эпизоду воспоминаний бабушки о ее молодости, где она рассказывает о своем умершем в войну сыночке Алешеньке, о своем «заключении» в психиатрическую клинику, о тяжелом полуголодном детстве дочери Оли. В этот момент словно приоткрывается дверца бабушкиной души, и мы на мгновение видим трагедию человека, который прожил трудную, временами страшную жизнь. Но эта жизнь человека сломала, изуродовала. Нина Антоновна не смогла сохранить человека в себе. И она мстит тем, кто делит эту жизнь с ней, вымещает свою боль и обиду не своих близких.

Сам П. Санаев однажды (в интервью ведущим «Школы злословия») сказал, что своим произведением хотел реабилитировать бабушку, найти и утвердить ее светлые стороны и что, по его мнению, это у него получилось . На наш взгляд, писатель несколько лукавит. Возможно, такой замысел был у него действительно, но он не смог воплотиться в жизнь. Ведь как только автор изображает какую-либо светлую сцену из жизни бабушки, тут же следует другая - еще более мрачная и тягостная. Апогеем этого приема контраста является финальный бабушкин монолог перед закрытой дверью: бабушка мгновенно переходит от мольбы к проклятьям, от слов о прощении к угрозам и брани: «-… Открой дверь, сволочь, или прокляну проклятием страшным. Локти до кости сгрызешь потом за свое упрямство. <…> Открой, Оля, <…> Не буду зла на тебя держать, заберу назад все слова свои, пусть у тебя живет. <…> Давай по-хорошему. Будешь человеком, буду тебе помогать, пока ноги ходят. А будешь курвой, сама с ним будешь барахтаться. А чтоб ты и захлебнулась, раз такая сволочь!.. <…> Ну прости меня. <…> Простишь, буду знать, что недостойна голос на тебя повысить. Ноги тебе целовать буду за такое прощение! Грязная дверь у тебя какая… Слезами своими умою ее. Весь порог оботру губами своими, если буду знать, что тут доченька живет, которая матери своей грехи простила. <…> Открой, сволочь, не убивай! Будь ты проклята!.. »

Итак, художественная правда оказалась сильнее простого человеческого желания. Бабушка Нина Антоновна - действительно образ сложный и противоречивый.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

санаев бабушка повесть образ

  • 1. Лебедева О. Б. Русская высокая комедия XVIIIв.: Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996.
  • 2. Гайдукова Е. Б. Вопросы структурно-типологического и мотивного анализа: Учебно-методическое пособие. Красноярск, 2008.
  • 3. Здесь и далее ссылки по: Санаев П. В. «Похороните меня за плинтусом». М., 2006.
  • 4. Толстая Т., Смирнова А. «Школа злословия». Беседа с Павлом Санаевым от 9 мая 2008г. (выпуск 140): [Электронный ресурс] - режим доступа: http:// www/lovi/tv/video/play.php?Code=fnnzkhrxbu

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОБРАЗ БАБУШКИ В ПОВЕСТИ ПАВЛА САНАЕВА «ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ»

Морозова М. В.

ФИО, должность научного руководителя: Гайдукова Евгения Борисовна, доцент КГПУ им. В.П. Астафьева

Название доклада: Образ бабушки в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».

Место учёбы, класс: Школа № 10, 11 класс

Свою ставшую знаменитой книгу «Похороните меня за плинтусом» П. Санаев начал писать еще в школе, положив в ее основу некоторые эпизоды своего детства и воспоминания о жизни с бабушкой и дедушкой. Но это книга - не документ и не мемуары, а настоящее художественное произведение, герои ее полноценные художественные образы, литературные типы. Именно поэтому повесть «похороните меня за плинтусом» так быстро перестала быть только книгой, и с успехом реализовалась в различных медиальных средах (фильм режиссера С. Снежкина, театральная постановка режиссера И. Коняева, а также целый ряд провинциальных постановок). И каждая из этих реализаций вызвала, в свою очередь, шквал отзывов и рецензий, хвалебных и негодующих, но всегда очень эмоциональных. Знакомясь с массой подобных статей (в основном, в сети Интернет), мы заметили, что большинство авторов размышляет о фигуре бабушки, о ее судьбе, ее поведении, влиянии на мальчика Сашу. Именно поэтому мы в первую очередь сфокусировали свое внимание на сложном, противоречивом образе бабушки Нины Антоновны.

Последнее время отмечено повышенным интересом современного читателя и зрителя к творчеству талантливого писателя и режиссера Павла Санаева; вместе с этим серьезных литературоведческих работ, посвященных его произведению, пока не существует. Вместе с этим в повести «Похороните меня за плинтусом» Санаев ставит проблемы вечные, востребованные во все времена, - проблему любви, прощения, одиночества, человеческих взаимоотношений, то есть - вечных человеческих ценностей.

Для проведения целостного анализа образа бабушки нам было важно провести типологические связи с персонажами русской литературы XVIII - XX веков. Классики, изображая в своих произведениях мир семьи, нередко обращаются к этому образу. Чаще всего бабушка появляется рядом с теми героями, которые лишены материнской ласки и заботы. В таких случаях бабушка призвана заменить герою мать, стать залогом его духовного развития (например, бабушка Бережкова в романе И. Гончарова «Обрыв», бабушка Акулина Ивановна в повести М. Горького «Детство», бабушка Катерина Петровна в книге В. Астафьева «Последний поклон»). Но, естественно, так бывает не всегда - некоторые авторы отказывают бабушке в роли второй матери (графиня-бабушка Хрюмина в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»). Образ бабушки Нины Антоновны в повести С. Санаева двойственен: внешне она действительно воспитывает внука Сашу, заменяя ему мать, на самом же деле жизнь мальчика в ее доме подобна кошмару.

Проводя целостный анализ образа бабушки Нины Антоновны, мы рассмотрели несколько ключевых приемов и художественных средств, которые использовал автор для его создания. Так, нами были выделены следующие приемы: портрет героини; предметный мир, окружающий её; поведение и поступки бабушки, ее речь, мимика и пантомимика; взаимоотношения со своими близкими (влияние на них), а также отношение к любви. Нами было установлено, что для создания одного из своих центральных персонажей П. Санаев использовал те же приемы, которые были наработаны русской литературой XVIII - XIX веков для характеристики отрицательных героев.

Нами был выявлен еще один типологический ряд персонажей русской литературы, к которому близок образ бабушки. Этот ряд представлен образами помещицы Простаковой и купчихи Кабановой, героинями-женщинами, полновластными хозяйками в своих домах, которые, внешне ведя благопристойный образ жизни, тиранят своих близких.

Несмотря на желание автора «оправдать бабушку», желаемое воплотилось не до конца. Мы пришли к заключению, что образ бабушки в повести П. Санаева сложный, двойственный. Двойственность это обеспечивает сочетание светлых и мрачных элементов в композиции произведения и в облике самой бабушки.

Итак, портрет бабушки Нины Антоновны дан в повести очень скудно. Про бабушку Саши известно лишь то, что у нее грозный, громкий, командирский голос: «…закричала она, как сирена, повышая голос на каждой гласной», больные гнилые зубы: «… Бабушка показала дедушке зубы, торчавшие в разные стороны редкими полусгнившими пеньками», что ее редкие ласки доставляют Саше отвращение: «… еще неприятнее было, когда бабушка, выражая свою любовь, разворачивала меня спиной и холодными, мокрыми со щекочущими волосками губами прикладывалась к моей шее. От бабушкиных поцелуев внутри у меня все вздрагивало, и, еле сдерживаясь, чтобы не вырваться, я всеми силами ждал, когда мокрый холод перестанет елозить по моей шее» .

Бабушка представлена в повести как человек двуличный, неискренний. При этом двуличие бабушкой прекрасно осознается, она его понимает как единственно возможную норму жизни, превращает в некую философию, даже пытается обучить такому поведению Сашу: «Бабушка часто объясняла мне, что и когда надо говорить. Учила, что слово - серебро, а молчание - золото, что есть святая ложь и лучше иногда соврать, что надо быть всегда любезным, даже если не хочется... ».

Любезный тон и вежливость бабушка всегда старается соблюсти на людях, при посторонних. Поэтому она говорит вежливо с врачом Галиной Сергеевной, с медсестрой Тоней, с приятельницей Верой Петровной. Но за закрытыми дверями и при лежащей на рычаге телефонной трубке бабушка не стесняется в выражениях в адрес всех знакомых. Так же она общается и с родственниками. Она постоянно бранится с дочерью, «Да ты и не курва даже, ты вообще не женщина. Чтоб твои органы собакам выбросили за то, что ты ребенка родить посмела»; с мужем, «Гицель проклятый, татарин ненавистный! <…> Будь ты проклят небом, Богом, землей, птицами, рыбами, людьми, морями, воздухом!»; с внуком, «<…> Вонючая, смердячая, проклятущая, ненавистная сволочь! <…> Чтоб ты заживо в больнице сгнил! Чтоб у тебя отсохли печень, мозг, сердце! Что тебя сожрал стафилококк золотистый»; с другом мужа, Лешей: «... Сейчас так пошлю этого Лешу, что дорогу забудет…», а часто и безадресно: «… короткое «тыц-пиздыц», употреблявшееся как ответ на любую просьбу, в которой следовало отказать»; «… Поставили порог, сволочи, чтоб им всю жизнь спотыкаться!..».

Бабушка Нина Антоновна теснейшим образом связана с бытом, окружена огромным количеством вещей, которые группируются по трем крупным семантическим гнездам: еда, материальные ценности (вещи) и деньги. Так, бабушка относится серьезно к процессу готовки, кормит Сашу, занимается хозяйством и приходит в страшное волнение из-за денег: «Все деньги, которые приносил дедушка, бабушка распихивала по одной ей ведомым тайникам и часто потом забывала, сколько и куда положила <…>. Иногда тайники пропадали. Тогда бабушка говорила, что в доме были воры. Кроме мамы, она подозревала в воровстве всех врачей, включая Галину Сергеевну, всех изредка бывавших знакомых, а больше всего - слесаря из бойлерной Рудика…».

Мир бабушки насыщен вещами, предметами, Кухня в ее квартире напоминает комнату в доме гоголевского героя Плюшкина. Примечательно, что в квартире бабушки много книг, но их практически никто не читает, в них только прячут деньги: «Повсюду были нагромождены какие-то предметы, назначения которых никто не знал, коробки, которые неведомо кто принес, и пакеты, в которых неизвестно что лежало. Кухонный стол сплошь был уставлен лекарствами и какими-то баночками <…> На шкафах лежали выложенные в ряд дозревать яблоки, бананы или хурма - в зависимости от сезона». И далее: «В книгах были какие-то облигации, поэтому бабушка запрещала их трогать, а если я просил почитать, то сперва перетряхивала книжку, проверяя, не завалялось ли что».

Многие сцены, в которых участвует бабушка, дополняются весьма выразительными мимикой, жестами, интонациями, позами. Бабушка Саши очень редко говорит тихо и спокойно, двигается медленно и плавно, чаще всего ее движения резки и порывисты, фразы, которые она произносит, - грубые, оскорбляющие. Да и нет говорит бабушка, а в основном кричит, Приведем несколько примеров: «Мама открыла дверь и с громким плачем бросилась вниз по лестнице. Бабушка распахнула балкон, схватила стоявшую под столом кастрюлю и с криком: «На, Оленька, ты есть просила!» вылила ее содержимое вниз»; «- Я тебя сейчас выскребу! - крикнула бабушка и помахала бритвой у меня под носом <…> - А-а! - зарыдала вдруг бабушка и, выронив ножницы, схватилась руками за лицо <…> и, продолжая кричать, начала карябать лицо руками… »; «… бабушка, потрясая тяжелым деревянным фокстерьером с дедушкиного буфета, бегает за мамой вокруг стола и кричит…» и так далее.

Бабушка имеет странное влияние на своих близких - на мужа: «Самому на себя руки наложить сил нет, так вот курить опять начал <…> Не могу больше, задыхаюсь! Тяну эту жизнь, как дождь пережидаю. Не могу! Не хочу!..»; на дочь: «А я боюсь ее! Я только сейчас поняла, как боюсь!».

На внука влияние самое сильное. Она играет на его чувствах, настраивает против матери, шантажирует: «Ты же не хочешь, чтобы мы ругались опять? Если она снова станет врать, что я тебя не отдаю, что я отобрала тебя, встань и скажи твердо: «Это неправда!» Будь мужчиной, не будь тряпкой слабовольной. Скажи: «Я сам хочу с бабой жить, мне с ней лучше, чем с тобой!» Не смей предавать меня! Не смей Бога гневить! Скажешь, как надо, не будешь предателем?..».

Совершенно особое отношение бабушки к любви. С одной стороны бабушка о любви говорит постоянно и говорит о ней в значении, знакомом каждому. Так, например, она расплакалась от умиления, когда Саша в короткой фразе сумел выразить смысл взрослого фильма. Однажды она скажет о своей влюбленности в дедушку, о любви к внуку бабушка говорит много и часто.

Однако временами упоминание о любви сопровождается комментарием грубоватым, излишне физиологичным, иногда даже парадоксальным по отношению к самому понятию «любовь»: «Я скорее сама землю есть буду, чем тебе несвежее дам»; «Я его <…> выкупаю, потом воду менять нет сил, сама в той же воде моюсь. Вода грязная, его чаще, чем раз в две недели, нельзя купать а я не брезгую. Знаю, что после него вода, так мне она как ручей на душу. Пила бы эту воду!». Говоря о любви, бабушка сама сравнивает это чувство с каким-то болезненным состоянием, буквально пограничным между жизнью и смертью: «… лучше б мне в детстве умереть, чем всю жизнь без любви прожить. Всю жизнь другим себя отдавала, заслужить надеялась! Сама любила как исступленная…»; «сама его люблю до обморока! Он скажет «бабонька», у меня внутри так и оборвется что-то слезой горячей радостной»; «Он последняя любовь моя, задыхаюсь без него. Уродлива я в этой любви…»; «Такая любовь наказания хуже, одна боль от нее, а что делать, если она такая! Выла бы от этой любви, а без нее зачем мне жить…»

Но чаще всего ее действия противоречат тому, что она произносит. Так, она на глазах ребенка съела мороженое, выбросила в мусоропровод мамин подарок - смешную игру «Блошки», сильно напугала внука разыгранной истерикой.

Даже одно из ее проклятий тоже будет связано с любовью - с чувством, которое должно возрождать и возвышать: «Чтоб вам вся любовь, которая в мире есть, досталась, и чтоб вы потеряли ее, как у меня отняли!».

Мы вправе задаться вопросом: есть ли что-нибудь светлое в бабушке? Обратимся к эпизоду воспоминаний бабушки о ее молодости, где она рассказывает о своем умершем в войну сыночке Алешеньке, о своем «заключении» в психиатрическую клинику, о тяжелом полуголодном детстве дочери Оли. В этот момент словно приоткрывается дверца бабушкиной души, и мы на мгновение видим трагедию человека, который прожил трудную, временами страшную жизнь. Но эта жизнь человека сломала, изуродовала. Нина Антоновна не смогла сохранить человека в себе. И она мстит тем, кто делит эту жизнь с ней, вымещает свою боль и обиду не своих близких.

Сам П. Санаев однажды (в интервью ведущим «Школы злословия») сказал, что своим произведением хотел реабилитировать бабушку, найти и утвердить ее светлые стороны и что, по его мнению, это у него получилось . На наш взгляд, писатель несколько лукавит. Возможно, такой замысел был у него действительно, но он не смог воплотиться в жизнь. Ведь как только автор изображает какую-либо светлую сцену из жизни бабушки, тут же следует другая - еще более мрачная и тягостная. Апогеем этого приема контраста является финальный бабушкин монолог перед закрытой дверью: бабушка мгновенно переходит от мольбы к проклятьям, от слов о прощении к угрозам и брани: «-… Открой дверь, сволочь, или прокляну проклятием страшным. Локти до кости сгрызешь потом за свое упрямство. <…> Открой, Оля, <…> Не буду зла на тебя держать, заберу назад все слова свои, пусть у тебя живет. <…> Давай по-хорошему. Будешь человеком, буду тебе помогать, пока ноги ходят. А будешь курвой, сама с ним будешь барахтаться. А чтоб ты и захлебнулась, раз такая сволочь!.. <…> Ну прости меня. <…> Простишь, буду знать, что недостойна голос на тебя повысить. Ноги тебе целовать буду за такое прощение! Грязная дверь у тебя какая… Слезами своими умою ее. Весь порог оботру губами своими, если буду знать, что тут доченька живет, которая матери своей грехи простила. <…> Открой, сволочь, не убивай! Будь ты проклята!.. »

Итак, художественная правда оказалась сильнее простого человеческого желания. Бабушка Нина Антоновна - действительно образ сложный и противоречивый.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

санаев бабушка повесть образ

1. Лебедева О. Б. Русская высокая комедия XVIIIв.: Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996.

2. Гайдукова Е. Б. Вопросы структурно-типологического и мотивного анализа: Учебно-методическое пособие. Красноярск, 2008.

4. Толстая Т., Смирнова А. «Школа злословия». Беседа с Павлом Санаевым от 9 мая 2008г. (выпуск 140): [Электронный ресурс] - режим доступа: http:// www/lovi/tv/video/play.php?Code=fnnzkhrxbu

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Место темы детства в классической и современной русской литературе, ее роль в творчестве Аксакова, Толстого и Бунина. Автобиографическая основа повести Санаева "Похороните меня за плинтусом". Образ главного героя. Мир ребенка и взрослых в повести автора.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2010

    Художественная концепция детства в отечественной литературе. Идеи, составляющие тему детства в повести П. Санаева "Похороните меня за плинтусом", художественные способы их реализации. Автобиографическая основа повести. Автор - повествователь и герой.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2013

    Психологический аспект кризиса семейных отношений. Место кризиса семейных отношений в художественной литературе. Причины деформации детского сознания в "Похороните меня за плинтусом". Причины разрушения семейных отношений в "В безбожных переулках".

    дипломная работа , добавлен 27.06.2013

    Княгиня Ольга из "Повести временных лет" и образ Ярославны из "Повести о полку Игореве". Образованные женщины Древней Руси. Благоверная княгиня Евпраксия и изображение верных жен в "Задонщине". Образ княгини Евдокия из "Сказания о Мамаевом побоище".

    контрольная работа , добавлен 30.03.2013

    Место повести "Старик и море" в творчестве Эрнеста Хемингуэя. Своеобразие художественного мира писателя. Развитие темы стойкости в повести "Старик и море", ее двуплановость в произведении. Жанровая специфика повести. Образ человека-борца в повести.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2013

    Личность Ермолая-Еразма – автора "Повести о Петре и Февронии Муромских". История создания и особенности содержания повести. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" - отражение христианского понимание брака. Духовные ценности традиционной русской семьи.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2010

    Знакомство с творчеством Пушкина в детстве. Сравнения детства и отрочества у Пушкина и Есенина, их литература для обучения и получение образования. Художественно-обобщённый образ, в котором переплетены черты матери и бабушки в стихотворениях поэтов.

    реферат , добавлен 04.04.2016

    Темы лирики А.С. Пушкина. Женщина как хранительница домашнего очага, символ материнства. Знакомство Пушкина с Воронцовой. Роль Натальи Гончаровой в жизни поэта. Романтический образ талисмана в стихотворении поэта "Храни меня, мой талисман" (1825).

    курсовая работа , добавлен 05.04.2015

    Куприн как певец возвышенной любви. Тема повести "Гранатовый браслет". Жизненный и творческий путь писателя. Содержание повести, тема "маленького человека" в работе Куприна. Прощание Веры с умершим Желтковым как психологическая кульминация повести.

    презентация , добавлен 30.11.2013

    История создания сказки-были "Кладовая солнца". Прототипы в повести. Образ автора в повести. Сказочное и реальное в произведении. Разбор его ключевых моментов, художественных образов. Роль природы как живого персонажа. Отношение Пришвина к главным героям.




Top