Образ бабушки в русской литературе. Бабушка – олицетворение детства в прозе В

М. Горький написал повесть «Детство», где в образе главного героя вывел автобиографический персонаж – Алешу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются писателем через восприятие маленького мальчика.

Глубже раскрыть характер главного героя помогает образ бабушки, которую так любил Алеша.

Бабушка представляет собой полную противоположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Бабушка сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом».

Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алеши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть. Бабушка не умела долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались ее добротой, но она никогда не жаловалась на жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алеша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Когда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству».

Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям – основные качества характера бабушки, поэтому она переживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка. Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмем, мол, себе; это Бог нам послал в тех место, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено… да вот полюбил Господь кровь мою, все брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнем, который словно ловил ее, черную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, все видя». Став практически нищими, Алеша был вынужден побираться. Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «глядела на них и молча плакала», переживая за будущее внука.

Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому ее образ запечатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духовно обогащая трудную жизнь людей.

(2 вариант)

Бабушку описывает малолетний внук, наблюдая за ней, разговаривая с ней, слушая ее, он познает людей и мир. Бабушка была «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом…мягкая и удивительно интересна», «сутула, почти горбата, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка». Это только описание внешности, а вот уже и наблюдения: «Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом».

Жизнь у нее действительно темная: с матерью-инвалидом просила подаяния, потом овладела мастерством кружевницы, в четырнадцать лет выдали замуж, к пятнадцати родила первенца, было восемнадцать детей, из которых выжили только трое. Муж всю жизнь зверски бьет, и ни слова поперек в ответ, все оправдывает: «Сердится, трудно ему, старому, неудачи все…Ты меня не больно жалей… я ведь тоже поди-ка и сама виновата». Сыновья – звери, а все на защиту бросается и учит внука: «Кто в чем виноват – это дело не твое. Господу судить и наказывать». Что спасало ее, давало внутренний свет? «Сказок, былей и стихов она знала бесчисленно много», «плясала, словно рассказывала что-то», разговаривала с Богом («Он поймет. Ему что ни говори – он разберет…») и Богородицей («Радости источник, красавица пречистая, яблоня во цвету!..») как с равными, с лошадьми («Что, дитятко? Что, котенок? Пошалить охота? Ну, побалуй, богова забава!»), птицами, растениями, домовым. Много в ней силы, внутреннего огня, неугомонности жизни: «Бабушка стряпала, шила, копалась в огороде и в саду, вертелась целый день, точно огромный кубарь, подгоняемый невидимой плеткой, нюхала табачок, чихала смачно и говорила, отирая потное лицо: «Здравствуй, мир честной, во веки веков!» Во время пожара всюду поспевала: успела приказать вынести из дома иконы и увести детей, вытащить купорос из мастерской, остановить лошадь, организовать и поблагодарить соседей; с обгоревшими руками после пожара принимала роды. Пятеро мещан бьют мужика – бабушка мчится на помощь, размахивая коромыслом. Вслушайтесь в отзывы об этой женщине деда («Ду-ура, блаженная ты дура…ничего тебе не жалко…»), внука («Ты – ровно святая, мучают-мучают тебя, а тебе – ничего!»).

Ни богатство, ни бедность, ни горе, ни радость не меняют ее. «И сама бабушка, точно из меди лита, – неизменна», как сама жизнь.

Свою ставшую знаменитой книгу «Похороните меня за плинтусом» П. Санаев начал писать еще в школе, положив в ее основу некоторые эпизоды своего детства и воспоминания о жизни с бабушкой и дедушкой. Но это книга - не документ и не мемуары, а настоящее художественное произведение, герои ее полноценные художественные образы, литературные типы. Именно поэтому повесть «похороните меня за плинтусом» так быстро перестала быть только книгой, и с успехом реализовалась в различных медиальных средах (фильм режиссера С. Снежкина, театральная постановка режиссера И. Коняева, а также целый ряд провинциальных постановок). И каждая из этих реализаций вызвала, в свою очередь, шквал отзывов и рецензий, хвалебных и негодующих, но всегда очень эмоциональных. Знакомясь с массой подобных статей (в основном, в сети Интернет), мы заметили, что большинство авторов размышляет о фигуре бабушки, о ее судьбе, ее поведении, влиянии на мальчика Сашу. Именно поэтому мы в первую очередь сфокусировали свое внимание на сложном, противоречивом образе бабушки Нины Антоновны.

Последнее время отмечено повышенным интересом современного читателя и зрителя к творчеству талантливого писателя и режиссера Павла Санаева; вместе с этим серьезных литературоведческих работ, посвященных его произведению, пока не существует. Вместе с этим в повести «Похороните меня за плинтусом» Санаев ставит проблемы вечные, востребованные во все времена, - проблему любви, прощения, одиночества, человеческих взаимоотношений, то есть - вечных человеческих ценностей.

Для проведения целостного анализа образа бабушки нам было важно провести типологические связи с персонажами русской литературы XVIII - XX веков. Классики, изображая в своих произведениях мир семьи, нередко обращаются к этому образу. Чаще всего бабушка появляется рядом с теми героями, которые лишены материнской ласки и заботы. В таких случаях бабушка призвана заменить герою мать, стать залогом его духовного развития (например, бабушка Бережкова в романе И. Гончарова «Обрыв», бабушка Акулина Ивановна в повести М. Горького «Детство», бабушка Катерина Петровна в книге В. Астафьева «Последний поклон»). Но, естественно, так бывает не всегда - некоторые авторы отказывают бабушке в роли второй матери (графиня-бабушка Хрюмина в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»). Образ бабушки Нины Антоновны в повести С. Санаева двойственен: внешне она действительно воспитывает внука Сашу, заменяя ему мать, на самом же деле жизнь мальчика в ее доме подобна кошмару.

Проводя целостный анализ образа бабушки Нины Антоновны, мы рассмотрели несколько ключевых приемов и художественных средств, которые использовал автор для его создания. Так, нами были выделены следующие приемы: портрет героини; предметный мир, окружающий её; поведение и поступки бабушки, ее речь, мимика и пантомимика; взаимоотношения со своими близкими (влияние на них), а также отношение к любви. Нами было установлено, что для создания одного из своих центральных персонажей П. Санаев использовал те же приемы, которые были наработаны русской литературой XVIII - XIX веков для характеристики отрицательных героев.

Нами был выявлен еще один типологический ряд персонажей русской литературы, к которому близок образ бабушки. Этот ряд представлен образами помещицы Простаковой и купчихи Кабановой, героинями-женщинами, полновластными хозяйками в своих домах, которые, внешне ведя благопристойный образ жизни, тиранят своих близких.

Несмотря на желание автора «оправдать бабушку», желаемое воплотилось не до конца. Мы пришли к заключению, что образ бабушки в повести П. Санаева сложный, двойственный. Двойственность это обеспечивает сочетание светлых и мрачных элементов в композиции произведения и в облике самой бабушки.

Итак, портрет бабушки Нины Антоновны дан в повести очень скудно. Про бабушку Саши известно лишь то, что у нее грозный, громкий, командирский голос: «…закричала она, как сирена, повышая голос на каждой гласной», больные гнилые зубы: «… Бабушка показала дедушке зубы, торчавшие в разные стороны редкими полусгнившими пеньками», что ее редкие ласки доставляют Саше отвращение: «… еще неприятнее было, когда бабушка, выражая свою любовь, разворачивала меня спиной и холодными, мокрыми со щекочущими волосками губами прикладывалась к моей шее. От бабушкиных поцелуев внутри у меня все вздрагивало, и, еле сдерживаясь, чтобы не вырваться, я всеми силами ждал, когда мокрый холод перестанет елозить по моей шее» .

Бабушка представлена в повести как человек двуличный, неискренний. При этом двуличие бабушкой прекрасно осознается, она его понимает как единственно возможную норму жизни, превращает в некую философию, даже пытается обучить такому поведению Сашу: «Бабушка часто объясняла мне, что и когда надо говорить. Учила, что слово - серебро, а молчание - золото, что есть святая ложь и лучше иногда соврать, что надо быть всегда любезным, даже если не хочется... ».

Любезный тон и вежливость бабушка всегда старается соблюсти на людях, при посторонних. Поэтому она говорит вежливо с врачом Галиной Сергеевной, с медсестрой Тоней, с приятельницей Верой Петровной. Но за закрытыми дверями и при лежащей на рычаге телефонной трубке бабушка не стесняется в выражениях в адрес всех знакомых. Так же она общается и с родственниками. Она постоянно бранится с дочерью, «Да ты и не курва даже, ты вообще не женщина. Чтоб твои органы собакам выбросили за то, что ты ребенка родить посмела»; с мужем, «Гицель проклятый, татарин ненавистный! <…> Будь ты проклят небом, Богом, землей, птицами, рыбами, людьми, морями, воздухом!»; с внуком, «<…> Вонючая, смердячая, проклятущая, ненавистная сволочь! <…> Чтоб ты заживо в больнице сгнил! Чтоб у тебя отсохли печень, мозг, сердце! Что тебя сожрал стафилококк золотистый»; с другом мужа, Лешей: «... Сейчас так пошлю этого Лешу, что дорогу забудет…», а часто и безадресно: «… короткое «тыц-пиздыц», употреблявшееся как ответ на любую просьбу, в которой следовало отказать»; «… Поставили порог, сволочи, чтоб им всю жизнь спотыкаться!..».

Бабушка Нина Антоновна теснейшим образом связана с бытом, окружена огромным количеством вещей, которые группируются по трем крупным семантическим гнездам: еда, материальные ценности (вещи) и деньги. Так, бабушка относится серьезно к процессу готовки, кормит Сашу, занимается хозяйством и приходит в страшное волнение из-за денег: «Все деньги, которые приносил дедушка, бабушка распихивала по одной ей ведомым тайникам и часто потом забывала, сколько и куда положила <…>. Иногда тайники пропадали. Тогда бабушка говорила, что в доме были воры. Кроме мамы, она подозревала в воровстве всех врачей, включая Галину Сергеевну, всех изредка бывавших знакомых, а больше всего - слесаря из бойлерной Рудика…».

Мир бабушки насыщен вещами, предметами, Кухня в ее квартире напоминает комнату в доме гоголевского героя Плюшкина. Примечательно, что в квартире бабушки много книг, но их практически никто не читает, в них только прячут деньги: «Повсюду были нагромождены какие-то предметы, назначения которых никто не знал, коробки, которые неведомо кто принес, и пакеты, в которых неизвестно что лежало. Кухонный стол сплошь был уставлен лекарствами и какими-то баночками <…> На шкафах лежали выложенные в ряд дозревать яблоки, бананы или хурма - в зависимости от сезона». И далее: «В книгах были какие-то облигации, поэтому бабушка запрещала их трогать, а если я просил почитать, то сперва перетряхивала книжку, проверяя, не завалялось ли что».

Многие сцены, в которых участвует бабушка, дополняются весьма выразительными мимикой, жестами, интонациями, позами. Бабушка Саши очень редко говорит тихо и спокойно, двигается медленно и плавно, чаще всего ее движения резки и порывисты, фразы, которые она произносит, - грубые, оскорбляющие. Да и нет говорит бабушка, а в основном кричит, Приведем несколько примеров: «Мама открыла дверь и с громким плачем бросилась вниз по лестнице. Бабушка распахнула балкон, схватила стоявшую под столом кастрюлю и с криком: «На, Оленька, ты есть просила!» вылила ее содержимое вниз»; «- Я тебя сейчас выскребу! - крикнула бабушка и помахала бритвой у меня под носом <…> - А-а! - зарыдала вдруг бабушка и, выронив ножницы, схватилась руками за лицо <…> и, продолжая кричать, начала карябать лицо руками… »; «… бабушка, потрясая тяжелым деревянным фокстерьером с дедушкиного буфета, бегает за мамой вокруг стола и кричит…» и так далее.

Бабушка имеет странное влияние на своих близких - на мужа: «Самому на себя руки наложить сил нет, так вот курить опять начал <…> Не могу больше, задыхаюсь! Тяну эту жизнь, как дождь пережидаю. Не могу! Не хочу!..»; на дочь: «А я боюсь ее! Я только сейчас поняла, как боюсь!».

На внука влияние самое сильное. Она играет на его чувствах, настраивает против матери, шантажирует: «Ты же не хочешь, чтобы мы ругались опять? Если она снова станет врать, что я тебя не отдаю, что я отобрала тебя, встань и скажи твердо: «Это неправда!» Будь мужчиной, не будь тряпкой слабовольной. Скажи: «Я сам хочу с бабой жить, мне с ней лучше, чем с тобой!» Не смей предавать меня! Не смей Бога гневить! Скажешь, как надо, не будешь предателем?..».

Совершенно особое отношение бабушки к любви. С одной стороны бабушка о любви говорит постоянно и говорит о ней в значении, знакомом каждому. Так, например, она расплакалась от умиления, когда Саша в короткой фразе сумел выразить смысл взрослого фильма. Однажды она скажет о своей влюбленности в дедушку, о любви к внуку бабушка говорит много и часто.

Однако временами упоминание о любви сопровождается комментарием грубоватым, излишне физиологичным, иногда даже парадоксальным по отношению к самому понятию «любовь»: «Я скорее сама землю есть буду, чем тебе несвежее дам»; «Я его <…> выкупаю, потом воду менять нет сил, сама в той же воде моюсь. Вода грязная, его чаще, чем раз в две недели, нельзя купать а я не брезгую. Знаю, что после него вода, так мне она как ручей на душу. Пила бы эту воду!». Говоря о любви, бабушка сама сравнивает это чувство с каким-то болезненным состоянием, буквально пограничным между жизнью и смертью: «… лучше б мне в детстве умереть, чем всю жизнь без любви прожить. Всю жизнь другим себя отдавала, заслужить надеялась! Сама любила как исступленная…»; «сама его люблю до обморока! Он скажет «бабонька», у меня внутри так и оборвется что-то слезой горячей радостной»; «Он последняя любовь моя, задыхаюсь без него. Уродлива я в этой любви…»; «Такая любовь наказания хуже, одна боль от нее, а что делать, если она такая! Выла бы от этой любви, а без нее зачем мне жить…»

Но чаще всего ее действия противоречат тому, что она произносит. Так, она на глазах ребенка съела мороженое, выбросила в мусоропровод мамин подарок - смешную игру «Блошки», сильно напугала внука разыгранной истерикой.

Даже одно из ее проклятий тоже будет связано с любовью - с чувством, которое должно возрождать и возвышать: «Чтоб вам вся любовь, которая в мире есть, досталась, и чтоб вы потеряли ее, как у меня отняли!».

Мы вправе задаться вопросом: есть ли что-нибудь светлое в бабушке? Обратимся к эпизоду воспоминаний бабушки о ее молодости, где она рассказывает о своем умершем в войну сыночке Алешеньке, о своем «заключении» в психиатрическую клинику, о тяжелом полуголодном детстве дочери Оли. В этот момент словно приоткрывается дверца бабушкиной души, и мы на мгновение видим трагедию человека, который прожил трудную, временами страшную жизнь. Но эта жизнь человека сломала, изуродовала. Нина Антоновна не смогла сохранить человека в себе. И она мстит тем, кто делит эту жизнь с ней, вымещает свою боль и обиду не своих близких.

Сам П. Санаев однажды (в интервью ведущим «Школы злословия») сказал, что своим произведением хотел реабилитировать бабушку, найти и утвердить ее светлые стороны и что, по его мнению, это у него получилось . На наш взгляд, писатель несколько лукавит. Возможно, такой замысел был у него действительно, но он не смог воплотиться в жизнь. Ведь как только автор изображает какую-либо светлую сцену из жизни бабушки, тут же следует другая - еще более мрачная и тягостная. Апогеем этого приема контраста является финальный бабушкин монолог перед закрытой дверью: бабушка мгновенно переходит от мольбы к проклятьям, от слов о прощении к угрозам и брани: «-… Открой дверь, сволочь, или прокляну проклятием страшным. Локти до кости сгрызешь потом за свое упрямство. <…> Открой, Оля, <…> Не буду зла на тебя держать, заберу назад все слова свои, пусть у тебя живет. <…> Давай по-хорошему. Будешь человеком, буду тебе помогать, пока ноги ходят. А будешь курвой, сама с ним будешь барахтаться. А чтоб ты и захлебнулась, раз такая сволочь!.. <…> Ну прости меня. <…> Простишь, буду знать, что недостойна голос на тебя повысить. Ноги тебе целовать буду за такое прощение! Грязная дверь у тебя какая… Слезами своими умою ее. Весь порог оботру губами своими, если буду знать, что тут доченька живет, которая матери своей грехи простила. <…> Открой, сволочь, не убивай! Будь ты проклята!.. »

Итак, художественная правда оказалась сильнее простого человеческого желания. Бабушка Нина Антоновна - действительно образ сложный и противоречивый.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

санаев бабушка повесть образ

  • 1. Лебедева О. Б. Русская высокая комедия XVIIIв.: Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996.
  • 2. Гайдукова Е. Б. Вопросы структурно-типологического и мотивного анализа: Учебно-методическое пособие. Красноярск, 2008.
  • 3. Здесь и далее ссылки по: Санаев П. В. «Похороните меня за плинтусом». М., 2006.
  • 4. Толстая Т., Смирнова А. «Школа злословия». Беседа с Павлом Санаевым от 9 мая 2008г. (выпуск 140): [Электронный ресурс] - режим доступа: http:// www/lovi/tv/video/play.php?Code=fnnzkhrxbu

ОБРАЗ БАБУШКИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Стефанова Л. М., учитель русского языка и литературы УКП «РДБ» Гв(с)ОУ «РЦО», г. Сыктывкар А. С. Пушкин и его бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна Яковлева Мария Алексеевна Ганнибал «Она - то, без сомнения, была первою воспитательницею будущего поэта…» А. А. Дельвиг О своей бабушке А. С. Пушкин упоминает в «Начале биографии», еѐ образ находит отражение в стихотворениях «Сон», «Моя родословная». Арина Родионовна Яковлева «От отрочества до самой могилы этот блистательный прославленный поэт не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедывать нежную привязанность не к матери, а к няне… Так вот кто первая вдохновительница, первая муза великого художника!» И. С. Аксаков Арина Родионовна стала прототипом няни Татьяны Лариной – Филипьевны (роман в стихах «Евгений Онегин»), Орины Егоровны - няни Владимира Дубровского (повесть «Дубровский»), няни в трагедии «Борис Годунов». Арине Родионовне А. С. Пушкин посвятил стихотворение «Няне», еѐ образ мы встречаем в стихотворениях «Сон», «Зимний вечер» и др. М. Ю. Лермонтов и его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева Елизавета Алексеевна Арсеньева «Старушка Арсеньева боготворила внука своего, он остался ей в утешение и подпорою на старость; она жила им одним и для исполнения его прихотей; не нахвалится, бывало, им, не налюбуется на него … » Е. А. Сушкова Назовите произведения, к которым сделаны эти иллюстрации, и авторов этих произведений. Горький в повести большое внимание уделяет бабушке Акулине Ивановне Кашириной. Не случайно вначале писатель хотел назвать свою повесть «Бабушка». «До неѐ как будто спал я, спрятанный в темноте, но появилась она, разбудила, вывела на свет, связала всѐ вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь самым близким сердцу моему, самым дорогим человеком». М. Горький Максим Горький «Детство» В. П. Астафьев «Последний поклон» Через всю книгу проходит образ бабушки Катерины Петровны Потолицыной. Ей в первую очередь благодарно кланяется писатель. «Бабушка была для меня отцом и матерью – всем, что есть на свете дорогого для меня! Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке…» В. П. Астафьев Какую роль сыграли бабушки в жизни своих внуков? Сделайте выводы, закончив высказывания: Детство – важная пора для каждого человека. Это пора становления … Мария Алексеевна Ганнибал, Арина Родионовна Яковлева, Елизавета Алексеевна Арсеньева, Акулина Ивановна Каширина, Катерина Петровна Потолицына – замечательные бабушки, которые … В своих воспоминаниях, произведениях А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, М. Горький, В. П. Астафьев … Поэты и писатели с благодарностью вспоминают своих бабушек. И, может быть, если бы не замечательные бабушки, то не было бы таких гениев в русской литературе, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, М. Горький, В. П. Астафьев. Использованные изображения: http://img692.imageshack.us/img692/8979/memyary.gif - перо, чернильница (слайд 1) http://im6 - tub - ru.yandex.net/i?id=296777999 - 44 - 72&n=21 – А. С. Пушкин в детстве (слайд 2) http://www.odin - fakt.ru/upload/KUL/20090522_Bednyi_Sashka/SCN01351_300.jpg - памятник бабушке Пушкина (слайды 2, 3) http://www.pk08.ru/images/4f3b64e2a32da.jpg - Арина Родионовна (слайды 2, 4) http://900igr.net/datai/literatura/Urok - po - Lermontovu/0004 - 003 - M.JU. - Lermontov - rebjonkom.jpg - М. Ю. Лермонтов в детстве (слайд 5) http://900igr.net/datai/literatura/Lermontov - Mtsyri/0008 - 011 - V - poeme - govoritsja - o - vzaimootnoshenijakh - monakhov - i - malchika.jpg - Е. А. Арсеньева (слайды 5, 6) http://900igr.net/datai/literatura/Povest - Detstvo/0007 - 006 - Dni - nezdorovja.jpg - иллюстрация к повести «Детство» (слайд 7) http://900igr.net/datai/literatura/Povest - Detstvo/0004 - 003 - Kakoj - vidit - Aljosha - babushku.jpg - иллюстрация к повести «Детство» (слайд 8) http://www.permvelikaya.ru/wp - content/uploads/2009/05/588.jpg - портрет А. С. Пушкина (слайд 11) http://rusportrait.ru/gal2/s6 - 19.jpg - портрет М. Ю. Лермонтова (слайд 11) http://im6 - tub - ru.yandex.net/i?id=494596110 - 18 - 72&n=21 – портрет М. Горького (слайд 11) http://server.audiopedia.su:8888/staroeradio/images/pics/001529s.jpg - В. П. Астафьев (слайд 11)

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

У каждого из нас в жизни есть человек, который больше всех заботится о нас, переживает, старается порадовать, накормить разными вкусностями, а также дает мудрые советы. Этот человек - бабушка. И, наверное, никто не будет отрицать, что бабушки есть в каждой семье, и что они занимают в ней очень важное место. Именно бабушки, благодаря своей мудрости, любви, нежности и пониманию, часто являются секретом семейного благополучия.

Роль бабушки очень велика, так как именно бабушка способна воспитать

духовно развитого человека, передать ему свой жизненный опыт и свою мудрость. Лично я считаю, что бабушка - это духовная основа современной семьи.

Но как часто подростки недооценивают бабушек, считают, что их взгляды устарели и не соответствуют современному ритму жизни. В XXI веке бабушка уже не является примером для молодежи. У современных молодых людей совсем другие авторитеты, другие герои, часто отрицательные.

    1. Актуальность выбранной темы

Проблема взаимоотношений и духовных ценностей в молодежной среде, снижение роли семьи (и в частности роли бабушки) в воспитании детей является общей проблемой для всего российского общества. И поэтому мое исследование достаточно актуально в наши дни.

Перед собой я поставила следующуюцель :

    определить, какова роль бабушки в развитии и формировании личности, проследив это на примере художественных произведений и беседы с одноклассниками.

Для того чтобы достичь поставленной цели, нужно решить следующие задачи:

    Провести опрос для выявления роли бабушки в жизни человека.

    Изучить биографию писателей и поэтов и выяснить, какова роль бабушки в их жизни.

    Изучить и проанализировать произведения художественной

литературы, посвященные бабушке.

    Объяснить, что роль бабушки в жизни человека очень велика.

Объект исследования :

    процесс влияния бабушек на формирование личности ребёнка.

Предмет исследования :

    биография известных писателей, произведения про бабушек, интервью с одноклассниками.

Гипотезаисследования :

    доказать, что роль бабушки в формировании личности подрастающего поколения очень велика.

    1. Этапы исследования

    Отбор научной и художественной литературы, ее изучение и анализ.

    Изучение сайтов Интернет по данной теме.

    Проведение анкетирования, обработка результатов.

    Написание проекта.

1.3.Методы и приемы работы

Для осуществления цели мы использовали следующие методы:

    метод сбора информации (изучение научно-популярной и художественной литературы, наблюдение);

    метод статистического анализа и диагностики полученных данных (вычисления, диаграммы);

    описательный метод;

    сравнительный метод;

    анкетирование.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы на уроках литературы при изучении соответствующей темы, на классных часах.

2. Основная часть

2.1. Понятие «бабушка»

Свое исследование я начала с того, что решила узнать, откуда произошло слово «бабушка»? Я заглянула в несколько толковых словарей («Новый толковый словарь. Толково-словообразовательный» Т.Н. Ефремовой, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Большой толковый словарь современного русского языка» Д.Н. Ушакова) и вот, что узнала:

Во всех словарях это слово обозначает «старая женщина» или «мать отца или матери по отношению к их ребенку».

Интересно, что можно сказать о происхождении этого слова в русском языке. Этимологический словарь об этом умалчивает. Некоторые придерживаются мнения о том, что когда маленький ребёнок начинает говорить, то ему легче всего выговаривать: «ма-ма», «ба-ба», «де-да». Такое объяснение не может пролить свет на этимологию слова. Вопрос остается открытым. Оказывается, в разных странах слово «бабушка» не только произносится по-разному, но и занимает различную социальную позицию по отношению к внукам.

Например, американские бабушки не живут под одной крышей с внуками, у них своя жизнь. Они приходят в гости, делают подарки. Во Франции бабушек никто не считает бабушками, они очень активные, любят нарядно одеваться, устраивать встречи и вечера с друзьями. В Испании бабушки вообще не сидят с детьми. Никогда! Женщина все свободное время уделяет себе. Поэтому с маленькими испанцами занимаются в основном частные няни. И только в России трудно себе представить российскую семью без бабушки. Русская бабушка принимает активное участие в жизни своих детей и внуков. Она принимает участие во всех делах семьи, от завтрака до проверки домашнего задания.

Да, слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Самые внимательные русские бабушки: они поучают нас, пекут вкусные пирожки, они - самые любимые и добрые воспитатели для малышей. И не важно, современная эта бабушка или нет. Ведь бабушки - это ощущение счастливого детства!

2.2. Образ бабушки в сказках

Образу бабушки, ее роли в воспитании детей издавна уделялось огромное внимание, ведь недаром народ делал их героинями многих литературных произведений. С самого раннего детства мы слышим, а потом и сами читаем, русские народные сказки: «Колобок», «Снегурочка», «Репка», «Маша и Медведь», «Бабушка, внучка и курочка», «Бабка и медведь» и многие другие, в которых одним из персонажей является бабушка. Но не только в нашей стране складывали сказки о бабушках. О них упоминали и зарубежные писатели- сказочники: «Красная шапочка» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм, «Снежная королева» и «Бабушка» Г.Х.Андерсена. В каждой сказке бабушка разная: то она старенькая, в очках и тапочках, читающая внукам сказки по вечерам; то это некрасивая, на первый взгляд, строгая, пожилая женщина; то постоянно что-то делающая по хозяйству, но всех этих бабушек объединяет одно - безграничная любовь к внукам, мудрость, постоянная забота о ком-нибудь.

Перечитывая эти сказки несколько раз, мы все больше и больше влюбляемся в их персонажей - бабушек. И каждый раз ощущаем какую - то непонятную теплоту, исходящую от них.

2.3 Образ бабушки в художественных произведениях

При изучении образа бабушки я не остановилась только на исследовании сказок. Познакомившись на уроках литературы с рассказом В. Астафьева «Конь с розовой гривой», в котором одним из главных героев тоже была бабушка, я предположила, что к этому образу обращались многие писатели. Заинтересовавшись, я прочитала еще два рассказа В.Астафьева: «Бабушкин праздник» и «Фотография, на которой меня нет».

Эти рассказы автобиографичные. Образ бабушки у Астафьева - это олицетворение детства. Ею можно восхищаться, у нее можно многому поучиться. Ее строгость, вспыльчивость, постоянное ворчание иногда пугают внука (да и не только внука), заставляют даже прятаться и не попадаться ей на глаза: «бабушка уж затемно сыскала нас с Санькой на увале, обоих настегала прутом», «нашарив меня в темноте, перво-наперво дала затрещину». Однако, несмотря на это, во всех ее действиях присутствует необъемная забота о родных и близких (особенно о внуке): бабушка лечила мальчика, долго натирала его ноги нашатырным спиртом основательно, досуха, потом укутала их старой пуховой шалью, будто теплой опарой облепила, да еще сверху полушубок накинула и вытерла слезы с лица внука шипучей от спирта ладонью; утром бабушка унесла мальчика в баню - сам он идти уже не мог, долго растирала ноги запаренным березовым веником, грела их над паром от каленых камней, парила сквозь тряпку всего его, макая веник в хлебный квас, и в заключение опять же натерла нашатырным спиртом.

Бабушка у Астафьева ассоциируется с мудростью: возвратившись из города, она все-таки подарила внуку заветного коня с розовой гривой, для того чтобы ребенок запомнил эту историю с обманом как следует, и конечно же, после этого мальчик вряд ли станет обманывать не только бабушку, но и кого-то еще.

Во всех его рассказах она обладает столькими знаниями, которые ненавязчиво передает внукам: «дома бабушка дала мне ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть, и моченой брусники, после всего этого напоила молоком, кипяченным с маковыми головками»; « в горнице меж рам бабушка валиком клала вату и на белое сверху кидала три-четыре розетки рябины с листиками - и все. В середней же и в кути бабушка меж рам накладывала мох вперемежку с брусничником. На мох несколько березовых углей, меж углей ворохом рябину - и уже без листьев. Бабушка объяснила причуду эту так: - Мох сырость засасывает. Уголек обмерзнуть стеклам не дает, а рябина от угару. Тут печка, с кути чад».

Образ бабушки - это образ прекрасной хозяйки: и в горнице у нее всегда чисто, и белье постирано, и покушать сварено, «бабушка с большим старанием «вязала калачи, резала орешки»», а к приезду родных на праздник и вовсе начинала готовиться за полгода: набирала яиц, откармливала бычка или телочку на мясо, сбивала масла. Сама ездила на другой берег реки в город - продавать ягоды да на вырученные деньги закупать продукты. Деньги куда попало не «расходовала», в долг давала не много, чтобы смогли отдать.

А уж если собирались в дому гости, то бабушка была самой лучшей певуньей, «…и в песне она заботится о том, чтобы детям было хорошо…и песня будила бы неизгладимую память о родном доме, о гнезде, из которого они вылетели, но лучше которого нет и не будет»

Образ бабушки дополняется и своеобразными народными изречениями. Ее речь выразительна во всех рассказах. Например, присказки «на лес глянет - лес повянет», «пуп узелком, ноги кругляшом», «муж да жена- одна сатана». Искаженные общеупотребительные, диалектные слова, народные обороты обогощают образ бабушки: «рематизм» (ревматизм), «хорошеньче» (лучше), «тутока» (здесь, тут), «анделы» (ангелы), «не студись» (не застудись), «робёнок» (ребёнок), «баушка» (бабушка), эк его крюком скрючило», «ероплан» (аэроплан), «хочь» (хочешь), «штабы» (чтобы), «тепереча» (теперь).

Эта бабушка, главная героиня рассказов В. Астафьева, и стала нашей общей русской бабушкой, что собрала в себе, в редкой живой полноте все, что еще осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким-то внесловным чутьем узнаем как свое, будто всем нам светившее и заранее и навсегда данное.

2.4. Роль бабушек в воспитании известных писателей

Бабушка-это важный человек в жизни каждого. Особенно это становится актуальным тогда, когда бабушке приходится заменять какого-то важного человека в жизни ребёнка. Вспомним Елизавету Алексеевну Арсеньеву, бабушку Михаила Юрьевича Лермонтова.

Елизавета Столыпина родилась в богатой и весьма известной на Руси дворянской семье. Она была старшей дочерью Алексея Емельяновича Столыпина - человека хозяйственного и состоятельного. Елизавета, унаследовавшая у родителей все самые лучшие черты, выросла женщиной разумной и деловой, с бескомпромиссным и твердым характером.Но судьбой ей была уготована традиционная женская роль — матери и жены. Потеряв рано дочь, на ее руках остался маленький внук - Миша, будущий поэт Михаил Лермонтов. Елизавета Алексеевна все отдала на воспитание внука: возила слабенького здоровьем Мишу по курортам, нанимала ему лучших учителей, ни в чем ему не отказывала и копила на его дальнейшую жизнь, а во взрослой его жизни не раз, пользуясь своим влиятельным положением, спасала от ареста и каторги. А узнав в 1841 году о смерти Михаила, окончательно ослабевает здоровьем, перестает видеть смысл и цель дальнейшей жизни и в 1845 году умирает.

Рис.2 Е.А. Арсеньева

Рис.1 М.Ю. Лермонтов

Виктор Петрович Астафьев, рано оставшийся без мамы (утонула) и отца (арестован), тоже остается на попечении бабушки Екатерины Петровны Потылицыной. Как потом говорил автор, что годы, проведенные с бабушкой, были самыми лучшими в его жизни. И многими своими нравственными качествами он обязан именно бабушке, которая воспитывала в нем любовь, уважение, терпение,

Рис..3 В.П.Астафьев

доброту, честность, отзывчивость, которая научила его хранить традиции, почитать старших, испытывать радость от труда на благо себе и людям. Именно бабушке благодарный внук- писатель посвящает цикл своих рассказов. «Бабушка! Бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям.»

Рис.4. Е.П.Потылицына

Еще один известный писатель Максим Горький (Алеша Пешков) в своей биографической повести рассказывает о бабушке. Если Горький обязан кому-нибудь из своих предков своим гением, то это только своей бабушке Акулине Ивановне Кашириной. Живя долгое время душой и телом в самом близком

Рис.5 М.Горький

прикосновении с бабушкой Акулиной, Горький всосал в себя соки народного ее гения, который лег в основу гениального его труда.

Рис.6 А.И. Каширина

В жизни Александра Сергеевича Пушкина было две бабушки, которые занимались его воспитанием. Бабушка по материнской линии - Мария Алексеевна Ганнибал. Она окружила материнским вниманием своего любимого внука и была его первой наставницей в русском языке (в доме разговорным языком был французский). Пушкин заслушивался ее рассказами об арапе Петра Великого, дедушке ее, Ржевском, к

Рис.7 А.С. Пушкин

которому езжал царь Петр, о недавней старине...». Для А.С. Пушкина она была самым близким человеком. От нее будущий великий поэт слышал семейные предания, которые впоследствии нашли отражение в его творчестве: незаконченном романе «Арап Петра Великого», «Планах повести о стрельце», в поэме «Езерский», в «Моей родословной».

Рис.8 М.А. Ганнибал

бабушка - Яковлева Арина Родионовна - няня А.С. Пушкина. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях, и именно ей посвящал он свои стихотворения.

«Литературные» бабушки оказали большое влияние на воспитание внуков, и, я думаю, сыграли свою роль в становлении их как людей порядочных, добрых. А мы, читатели, вместе с главными героями восхищаемся бабушками, учимся у них мудрости, терпению, любви.

Рис.9 А. Р. Яковлева

    Социологические исследования

    1. Проведение анкетирования

Исследуя эту тему, я решила узнать мнение одноклассников о роли бабушек в воспитании. Я задала им следующие вопросы:

    Как часто ты видишься со своей бабушкой?

    Чем ты любишь заниматься с бабушкой в свободное время?

    Чему тебя научила бабушка?

    Какой должна быть бабушка?

    Какая твоя бабушка: добрая или строгая?

    Какие произведения, в которых говорится о бабушках, ты читал?

    В жизни каких известных писателей и поэтов огромную роль сыграли их бабушки? Назови писателей и бабушек.

    1. Результаты анкетирования

Получилась очень интересная для меня информация. Анализ результатов анкетирования, проведенного у нас в классе, показал,

    что почти 50% детей видят своих бабушек по выходным, 20% видят ее только на каникулах, потому что бабушки живут от них далеко. И 30% видят свою бабушку каждый день.

Кроме того, были получены ответы на следующие вопросы:

2. Чем ты любишь заниматься с бабушкой в свободное время? Оказывается, с бабушкой можно заниматься всем, чем захочешь! Чай пить, болтать, гулять, играть, ходить в гости, читать, ходить по магазинам. А еще можно вышивать, вязать, и изучать планеты! И многое другое 3. Чему тебя научила бабушка? На этот вопрос было много разных и интересных ответов. Кого-то бабушка научила читать, кого-то делать уроки, кого-то петь, шить. А кто-то и картошку копает в огороде и собирает ягоды с бабушкой. И это здорово! 4. Какой должна быть бабушка? На это были сказаны только самые теплые слова, такие как: мудрой, красивой, доброй и ласковой, веселой, загадочной, современной и непредсказуемой.

5. Какая твоя бабушка: добрая или строгая?

На этот вопрос практически все ответили, что у них самая добрая бабушка на свете!

    Какие произведения, в которых говорится о бабушках, ты читал?

На этот вопрос 80% учащихся ответили - В.Астафьев «Конь с розовой гривой»

50% вспомнили сказку К. Паустовского «Теплый хлеб» и столько же учащихся назвали сказку Андерсена «Снежная королева»

40% назвали сказку Ш.Перро «Красная шапочка»

И почти все учащиеся называли русские - народные сказки, такие, как «Репка», «Снегурочка» и другие.

    В жизни каких известных писателей и поэтов огромную роль сыграли их бабушки? Назови писателей и бабушек.

Оказалось, что все учащиеся нашего класса помнят няню А.С. Пушкина, рассказывающую ему на ночь сказки и занимающуюся его воспитанием, однако только 60% помнят, что ее звали Арина Родионовна.

70% вспомнили бабушку М.Ю. Лермонтова, но вот сказать, как ее зовут, смогли лишь 40%

50% назвали В.П.Астафьева, который писал биографические рассказы о своей бабушке; вспомнить ее имя смогли только 10%.

В ходе социологического исследования я выяснила, что для каждого ученика нашего класса бабушка - один из самых любимых членов семьи, она играет огромную роль в жизни внуков: заботится о них, занимается их воспитанием, многому их учит. Бабушки у нас самые красивые, мудрые, щедрые, ласковые и нам с ними очень интересно. Шестиклассники знают известных писателей и поэтов, большую роль в становлении которых сыграли бабушки. Читают и знают произведения о бабушках, реально оценивают их поступки и вместе с героями делают для себя важные выводы.

    Заключение

В ходе своего исследования я выяснила, что слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Только русские бабушки самые внимательные, добрые и мудрые.

Я узнала, что на становление многих известных писателей и поэтов как творческих личностей, огромное влияние оказали их бабушки; что именно им они посвящают некоторые свои рассказы, сказки, стихи, читая которые мы тоже имеем возможность получать какие- то нравственные уроки.

Я утвердилась в предположении, что роль бабушки в формировании личности подрастающего поколения очень велика. Бабушки заботятся о нас, пока родители на работе, ухаживают за нами во время болезней, сидят с нами, когда родители по вечерам уходят в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.. Многие подростки думают, что бабушка - это престарелый, ничего не понимающий человек, а на самом деле бабушка всегда понимает все вкусы своего малыша, которого она знает с пеленок. Бабушка всегда знает, чем помочь и какой правильный дать совет своему внуку, ведь за свою долгую и возможно загадочную для некоторых жизнь она повидала не мало.

И поэтому мы, дети, да и взрослые должны беречь своих бабушек, ведь это частичка нашей души…нашего настоящего и прошлого. Ведь бабушки - это ощущение счастливого детства! Бабушкина любовь дает уверенность в себе на всю жизнь!

    Используемая литература и Интернет источники

    Астафьев В.П. «Бабушкин праздник»

    Астафьев В.П. « Конь с розовой гривой»

    Астафьев В.П. «Фотография, на которой меня нет»

    Ефремова Т.Н. «Новый толковый словарь. Толково-словообразовательный»

    Ожегов С.И «Толковый словарь русского языка»

    Савкина И. «У нас уже никогда не будет этих бабушек»?Литературное сегодня// Вопросы литературы, 2011. - №2

    Ушаков Д.Н. «Большой толковый словарь современного русского языка»

    Цявловский М.А. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина. 1799-1826. Л. 1991.

    http://shkolazhizni.ru/family/articles/44089/

    https://yandex.ru/images/search?text

    Приложение 1.

Фото 1. Могила Кашириной А.И.

В нашем языке, полном мудрости и противоречий для описания образа «пожилой женщины» чаще всего используют два слова – старуха и бабушка. Причем первое слово несет в себе отпечаток старости и немощности, а второе – всегда наполнено теплом и уютом. Образ бабушки для русского человека – это образ няни, заботящейся, оберегающей. Это образец абсолютной любви и самопожертвования. Зачастую прожив долгую и трудную жизнь они навсегда остаются добрыми, готовыми выслушать и понять. Как часто именно бабушка бывает тем человеком, кто поддерживает и подбадривает ребенка, делающего первые шаги в жизни. В традиционной русской семье молодые женщины с утра уходили в поле, а дома оставалась бабушка – хранительница домашнего очага – она и пироги напечет, и дом выметет и внукам сказки расскажет. Все житейские примудрости и тайны переходили от бабушки к внучке в виде наказов и советов. Ах, сколько этих мудрых советов выслушали мы от своих бабушек! Многих уже и в живых нет, а повзрослевшие внучки только сейчас осознают, что прожить жизнь – не поле перейти, и как важно, что в этой жизни кто-то когда-то о тебе думал и заботился.

Другая ипостась русской бабушки – хранительница семейных историй, она как мост между прошлым и настоящим. Именно она хранит и передаёт память поколений. Бабушка – всегда свидетель времён и событий далёких и загадочных. В её рассказах и воспоминаниях мы видим другой мир, где люди были добрее, а мечты и желания проще. Бабушка – рассказчица, сказочница, песенница. Слушая первые русские сказки от своих бабушек, мы слышим голоса далёких деревенских «баушек», неграмотных, но всегда открытых миру. Это генетическая память, традиции и основа нашей культуры.

Бабушка — патриарх, авторитет, кладезь мудрости, опора семьи, хранительница домашнего очага. Очень часто именно бабушки берут на себя функции мужчин, когда те отступают перед жизненными неудачами и оставляют свои семьи. Мама многим вспоминается уставшей, вечно бегущей куда-то, но еще молодой и поэтому живущей своей жизнью женщиной. А бабушка всегда дома, готовая понять и выслушать маленькие, но важные проблемы внуков. Она всё простит и всё поймёт, ей некуда торопится.

Интересно отметить, что среди немногих русизмов известных на западе (таких как bistro, perestroika, sputnik и так далее) слово babushka стоит отдельно. Остальные слова так или иначе связаны с бурной русской историей и несут на себе отпечаток тех или иных событий. Слово же babushka ассоциируется с куклой матрёшкой, символом семейственности и уюта для русских людей. Ведь, если присмотреться, наши бабушки как куклы матрёшки – жизненный опыт одной, вкладывается и передаётся из поколения в поколение другой, ведь сегодняшняя внучка – это бабушка послезавтра.




Top