Образ и характер характеристика Молчалина по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)


«Молчалины блаженствуют на свете». Крылатая фраза живет и сегодня. В изменившихся условиях современного мира «Молчалиных» узнать и встретить несложно.

Образ и характеристика Молчалина в комедии «Горе от ума» поможет понять, какие черты не претерпели изменений, кто скрывается под маской двуличного скромника.

Молчалин и Фамусов

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, хозяина дома, в котором развиваются события комедии. Фамусов приютил бедного дворянина из Твери, дал ему чин асессора, устроил официально на службу в «Архивы». Молчалин немолод, взрослый мужчина («мы с вами не ребяты… ») доволен таким положением. Он числится на архивной службе, получает повышения, но не покидает дом Фамусова. В Алексее хозяин разглядел черты делового человека. Все остальные служивые в доме - родственники. Способность угодить становится основой характера Молчалина. Простой по происхождению, вероятно, выходец из семьи мещан, получив чин, Алексей приобрел право на потомственное дворянство. За 3 года службы он успел получить 3 награждения. Такой карьерный рост – показатель терпения и стремления мужчины подняться любыми путями как можно выше и быстрее.

Положительные черты характера

Грибоедов представляет реальные персонажи, поэтому в них есть положительные и отрицательные качества. Молчалин – не исключение.

Скромность. Не многие могут похвастаться умением общаться с людьми разного возраста и уровня образованности. На балу у Фамусова Молчалин выдерживает причуды и унижения сварливых старух, глупость пьяных гуляк, жеманство молодых дам.

Застенчивость и тактичность. Алексей, находясь рядом с дочерью хозяина, не проявляет наглых или резких действий. Он тактично терпит отношение Софии, умело скрывает свои истинные чувства.

Неразговорчивость.
Умение молчать – это для многих недостижимое качество. От их болтовни устают. Здесь ситуация другая:

«он дойдет до степеней известных, /Ведь нынче любят бессловесных…».


Воспитанность и вежливость. Молчалин ведет себя корректно в разных ситуациях. Он легко приносит извинения, строит фразы так, чтобы не возникало желания его журить, ругать.

Умение дружить.

«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел».

Мирно улаживает любые проблемы и споры, для других способен забыть про себя.

Спокойствие. Молчалина сложно вывести из себя. Он не высказывает нервозности, беспокойства даже в самых сложных ситуациях: утренняя встреча с хозяином, падение с лошади.

Отрицательные качества личности

Среди представителей высшего света Алексей Степанович застенчив и робок, но это только личина, маска. За ней скрываются черты, которые не красят мужчину:

Услужливость. Молчалин стремится угодить всем вокруг себя, надеясь произвести приятное впечатление, извлечь выгоду. Отец завещал ему угождать всем людям, но сын пошел дальше. Он пресмыкается не только перед людьми, но и перед животными хозяев. Цель такого поведения – добиться продвижения по службе и в личных отношениях.

Двуличность. Поведение мужчины меняется от ситуации и окружения. С кем общается по статусу, так себя и ведет. С графиней Хлёстовой любезен, с горничной – развязен.

Не умение любить. Молчалин выстраивает свои отношения ради выгоды. Он любит «по должности». О таком чувстве стало очень известно в современную эпоху, когда заводят романы для обмана и наживы. Секретарь умело играет роль влюбленного, покоряет умную и образованную девушку. Софья готова ради него пойти против молвы и мнения отца, но ответное чувство обманно.

Отсутствие собственного мнения. Молчалин ни разу не высказался. Он избрал тактику молчания, которая нравится окружающим. Постепенно потерял возможность иметь свои сужденья.

Образ Молчалина легко пережил века. Для многих ценность денег, должности и положения в обществе выше честности, патриотизма и человеческого достоинства. Чем резче становится видно расслоение общества по достатку, тем больше появляется «Молчалиных», готовых за деньги продать свою душу.

Горе от ума - известная комедия А. С. Грибоедова, в которой фигурируют дворяне, живущие в начале 19 века. В данный период идеи декабризма и консервативные взгляды стали провоцировать разногласия. Основой тематики является противостояние современного времени и уже ушедшего века, идеалы заменялись новыми, что отражалось на людях плачевно. При этом большая часть представителей комедии относятся к сторонникам ушедшего века, в эту категорию включены как имеющие вес в обществе личности, так и те, кто старается услужить. И Молчанов относится к тем, кто услуживает не по своей воле.

Характеристика героя

Молчалин Алексей Степанович - мужчина, он молод и работает секретарем Фамусова. Среди его основных черт имеется глупость, подлость в сочетании с хитростью, его целью является извлечение преимуществ для себя. Для этого он подстраивается под мнение других и встречается не с женщиной, которую любит, а с Софьей Фамусовой.

Среди положительных качеств можно выделить:

  • скромность. Как видно по его реакции на поведение пьяных, унижения и жеманство, герой может выдержать любые причуды;
  • тактичность. Алексей скрывает эмоции и не показывает некорректных действий по отношению к дочери хозяина;
  • умение промолчать;
  • вежливость. Умеет верно сформулировать фразы, правильно себя поставить;
  • умение завести дружеские отношения;
  • спокойное восприятие. Даже в самых неприятных ситуациях не выставляет напоказ эмоции.

Отрицательные качества также есть:

  • застенчивость - только маска, на самом деле герой двуличен, он ведет себя в зависимости от окружения;
  • угождает и заискивает ради выгоды. Романы также строятся с целью наживы, даже достаточно умная София готова быть с ним, но Молчалин только притворяется;
  • своего мнения не имеет, больше молчит.

Психологический склад ума Мочалина определяет целую категорию людей, они готовы на все ради повышения и забывают про свое мнение ради этого. Алексей постепенно потерял возможность судить логически и просто соглашался с общественностью, доходя в своей лести до максимума.

Образ героя в произведении

Алексей небогат и является дворянином из Твери, проживает в доме хозяина и в тайне имеет любовные отношения с его дочерью. Молчалин не может дотянуться до статуса зятя, ведь не имеет чинов и звезд, он нравится обществу, поскольку профессионально услужлив. Образу молодого дворянина он отвечает полностью, поскольку старается угодить всем, кто хоть как-то может повлиять на его карьеру. Сам он считает, что небольшие чины не дают возможности иметь собственное суждение.

Роль в обществе

На публике истинное лицо Молчалина скрыто, зато, общаясь с Лизой, он показывает себя, ведь яркий контраст скромника и тихони с повесой просто невозможно не заметить. Этот человек представляет опасность, поскольку двуличен. В нем нет любви и даже уважения к Софье, он боится открыть отношения, при этом строит настоящий спектакль. Он считает, что злые языки страшнее пистолета, а Софья наоборот не волнуется о мнении других. Молчалин живет так, как ему советовал отец - всем угождает.

Алексей гордится успешностью, наличием важных связей, и даже дает совет вести себя аналогично Чацкому, поскольку считает, что его поведение верное. Хотя взгляды героя и консервативной дворянской знати одинаковы, он несет вред для общества. Обманув дочку Фамусова и являясь ее любовником скорее как по должности, чем из чувств, он портит девушке жизнь. Молчалин имеет точное соответствие идеалам из ушедшего века, он легко адаптируется под ситуацию и дорожит только богатствами и званиями.

Что показывает собой Молчалин?

Основа характера персонажа - двуличие и хитрость, такие могут блаженствовать, и дойти до степеней известных, поскольку людям нравится такое безмолвие. Актуальность затронутой особенности героя остается, его образ сохранился до наших дней, повышения, обогащение для многих гораздо важнее таких вечных понятий, как достоинство, честность или любовь к родине. Молчалин четко делит людей по статусу и относится к ним соответственно.

В комедии Молчалин не слишком важен для развития сюжетной лини, он олицетворят общий дух людей того времени, показывая их унижение перед стоящими выше чинами. Также образ позволяет ярче показать Чацкого, ведь он противоположен по характеру, и выделяется сильной душой, гордостью и уверенностью.

Меню статьи:

В комедии Грибоедова «Горе от ума» основной противоборствующий массив событий приходится на образы Чацкого и Фамусова. Остальные действующие персонажи помогают раскрыть истинное положение вещей и глубину конфликта.

Происхождение и род деятельности

Одним из таких персонажей, с помощью которых усиливается трагичность происходящего, является образ Алексея Степановича Молчалина.

Предлагаем ознакомиться с в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

Молчалин не принадлежит к аристократии – он человек неблагородного происхождения, но благодаря своей службе, имеет доступ к высшему обществу.

Алексею Степановичу еще не удалось дослужиться до значительных высот – он пока что занимает всего лишь должность секретаря Фамусова, но подает надежды на скорое продвижение по карьерной лестнице, чем вызывает особую любовь Фамусова.

Павел Афанасьевич выделил у себя в доме комнату для Молчалина, хотя полноценной комнатой её назвать сложно: это, скорее всего, небольшой чуланчик, но обделенный судьбой Молчалин вполне доволен и этим.

Алексей Степанович уже третий год работает личным секретарем Фамусова, правда, оформлен он совсем на другой должности – исходя из официальных данных, Молчалин работает в архивном отделе, но на практике это фиктивность, он там всего лишь числится. Однако, не без пользы для себя – за время такой службы он получил три награды.

Конечно, в этом была исключительная работа Фамусова. Такое положение также выгодно Фамусову и позволило ему выйти из затруднительного положения – он обеспечил себя хорошим секретарем и к тому же платить ему пришлось не со своего кармана.

В тексте упоминается безродность Молчалина, но точного объяснения нет. Исходя из этого, можно сделать несколько предположений относительно сути подобного высказывания. Первое состоит в том, что Молчалин – человек простого происхождения, вторая, что он сирота, то есть человек, не имеющей рода.

Символичность фамилии

Образ Молчалина носит в себе черты символичности. Это связано в первую очередь с его фамилией. В ее основе лежит глагол «молчать». И действительно, это слово является точным отображением сути Молчалина. Он безмолвный и безликий слуга Фамусова. Даже его поступь лишена каких- либо звуков. Кажется, что он хочет быть как можно более незамеченным, тихим.


Время от времени Алексей Степанович передвигается на цыпочках, чтобы не тревожить домочадцев. Такое его поведение – это один из способов достичь своей жизненной цели.

Цель жизни

В то время как большинство аристократов лишены цели в жизни и лениво проживают свою жизнь, не наполняя ее никаким смыслом, жизнь Молчалина носит ярко выраженный характер. Его цель – состояться и добиться значительных достижений в жизни. Достижения в глазах Молчалина никоим образом не связаны с улучшением жизни простых, неблагородных людей или способствованием развития моральности аристократии. Высшая цель Алексея Степановича – стать полноценным представителем высшего общества.


Молчалин готов костьми лечь за очередное повышение, поэтому он со всей силы прислуживается Фамусову – именно Павел Афанасьевич может помочь достичь ему этой цели. И первую ступень на этой крутой лестнице Молчалин уже преодолел – благодаря своему умению подлизаться и угодить Фамусов ему дали чин коллежского асессора. Таким образом, Алексей Степанович из простолюдина превратился в нищего дворянина. Особую прелесть Молчалин находил в том, что его чин имел свойство переходить по наследству.

Молчалин и Софья Фамусова

Еще более улучшить свое положение в обществе можно за счет выгодного брака. Девушкам для этого необходимо было обладать прелестной фигурой и не менее прелестным личиком. В случае с мужской половиной общества достаточно было иметь услужливый характер. Именно возможность хорошо прислуживать становится критерием для благосклонности. Несмотря на свое низкое происхождение и финансовую несостоятельность в глазах Фамусова Алексей Степанович выглядит более привлекательным зятем, чем благородный аристократ Чацкий. Дело в том, что Павел Афанасьевич считает, что такое имение и прилежание, которым обладает Молчалин, сможет компенсировать его происхождение и добиться выгодного положения в социуме. Чтобы добиться окончательного преимущества перед другими молодыми людьми, Молчалину остается всего лишь накопить значительный капитал или же начать атаковать Фамусова с другого фронта – если Соня влюбиться в Алексея Степановича, то она сможет убедить своего отца в принятии решения в его пользу.

Алексей Степанович ускоряет этот процесс, начав проявлять интерес к дочери Фамусова – Софье.

Отношения молодых людей проходят в лучших традициях платонической любви – Молчалин не позволяет ничего лишнего по отношению к девушке.

Таким образом, он демонстрирует свое почтительное отношение к Софье и серьезность его намерений. К тому же, такое поведение способствует достижению его цели с замужеством – Молчалину не нужно обладать Соней, ему необходимо стать ее супругом, поэтому разврат для него – неприемлемое дело.

Предлагаем сравнить в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

В общении с Софьей Алексей Степанович придерживается того же принципа, что и с ее отцом – он все время ей угождает. Естественно, что поведение Молчалина резко отличается от поведения остальных аристократов по отношению к ней. Молодые люди знатного происхождения не готовы пресмыкаться перед Соней так, как делает это Молчалин, поэтому они и не вызывают у нее такой интерес.

В некоторой мере привязанность Фамусовой к Молчалину была вызвана отсутствием должных кандидатов – после уезда Чацкого девушка выбирает из оставшегося наименьшее зло. На момент возникновения привязанности и начала общения Соня не испытывала восторженности и любовного влечения к Молчалину, ее поступок можно было расценивать как месть Чацкому, но в результате должного эффекта такой поступок не принес, Соня со временем свыклась со странностями Молчалина и начала воспринимать их как обыденные вещи. В лице Молчалина Соня обрела замечательную «живую игрушку», он не только относится к ней с обоготворением (которое, как оказалось, было напускным), но и готов исполнять любые ее желания.

Чацкий и Молчалин

Конфликт Чацкого и Молчалина был априори предопределен – честный и благородный аристократ не может понять и принять позицию Фамусова и его общества, Алексей Степанович, который не только находится в зависимости от Фамусова, но и стремится стать таким, как они, мог бы стать прекрасным оппонентом Чацкому, если бы обладал большей настойчивостью и индивидуальностью, однако, так как Алексей Степанович привык быть молчаливым наблюдателем и никогда не выдавать своего отношения к тем или иным ситуациям, то острой дискуссии между персонажами не происходит.

Кроме того, проницательный Чацкий замечает странное отношение Алексея Степановича к Соне Фамусовой. Со временем он открывает истинное отношение Молчалина к девушке и его призрачную влюбленность. Чацкого поражают двойные стандарты Молчалина – с одной стороны он готов безмерно льстить, но, с другой стороны, тут же не пренебрегает за глаза огласить свое пренебрежение и даже отвращение к тем, кого он боготворил еще пару минут назад.

Попытки открыть глаза окружающим на ошибочность их мнения ни к чему хорошему не приводят – окружающим лестно воспринимать свое превосходство, чем осознать, что все почтение по отношению к ним было фарсом.

Молчалин и Лиза

Каким бы двуличным ни был Молчалин, все же порой он обнвруживает истинные свои чувства и намерения. Такое положение вещей не обличается в дискуссиях или светских разговорах (так как он заблаговременно старается не принимать в них участие).

Так, например, у Алексея Степановича возникает чувство привязанности и любви по отношению к служанке в доме Фамусова – Лизе. Герой повести оказывается перед выбором – до конца играть свою роль возлюбленного Сони или же признаться Лизе в своих чувствах.

К сожалению, как бесчестный человек Молчалин не ограничивается таким положением вещей и ухаживает за двумя девушками сразу.

Таким образом, Алексей Степанович Молчалин – классический вариант персонажа, ведущего двойную игру. Такая тенденция сохраняется в случае с Молчалиным во всех видах деятельности. Он лицемерит по отношению к Фамусову, играет чувствами Сони.

Для Алексея Степановича характерно безропотное и безмолвное угодничество. Ради продвижения по социальной лестнице он готов пойти даже на самые аморальные поступки. Образ Молчалина стал нарицательным и применяется по отношению к бесчестному, лицемерному человеку.

Характеристика Молчалина в комедии “Горе от ума” Грибоедова, описание характера героя


В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» поэт выводит образ Молчалина, значение которого не утратило своей актуальности и в наши дни. Черты подхалима, втихомолку с помощью неприкрытой откровенной лести выбивающегося в люди, первым подметил Н.В.Гоголь, а М.Е.Салтыков-Щедрин в присущей писателю гротескной манере изображает Молчалина чиновником с обагренными кровью руками, стремящимся подняться по карьерной лестнице, расталкивая на ходу более умных и достойных.

Образ Молчалина особенно ярко вырисовывается в его общении с другими персонажами пьесы и, прежде всего, в отношениях с Софьей. Молчалин понимает, что, изображая любовь к дочери Фамусова, он заручается ее поддержкой и предстает перед Софьей несмелым и скромным влюбленным. Девушка не улавливает его притворства, а отсутствие искренних и страстных чувств воспринимает, как сдержанность и трезвость ума. Молчалин понимает, что появление Чацкого в доме Фамусова грозит его отношениям с Софьей, а значит и его карьере. Он всячески пытается укрепить свои позиции. Молчалин инсценирует падение с лошади, прикидываясь перед Софьей пострадавшим настолько, что влюбленная в него девушка лишается чувств. Он настолько лицемерен, что сразу поднимается и отряхивается, как только Софью в обморочном состоянии уносят в дом.

Циничности Молчалина нет предела. Невзирая на возможное разоблачение, он нагло пристает к Лизе, не обращая внимание на ее отказ и упреки на то, что Молчалин с горничной - повеса, а с барышней - скромник. Подлый по своей натуре, Молчалин старается всячески очернить Чацкого в глазах Софьи, изображая его болтливым и несерьезным, готовым высмеять кого угодно бестактным человеком. Поддавшись его пагубному влиянию, Софья начинает смотреть на Чацкого глазами Молчалина. Она вступает в спор с Чацким и доказывает ему, что Молчалин порядочный и добродетельный молодой человек. Она даже пытается противопоставить добродетельного Молчалина насмешливому и острому на язык Чацкому. Это противопоставление, вложенное в уста Софьи приобретает значительно более глубокий смысл, чем противопоставление характеров и черт двух соперников. Это противопоставление двух различных жизненных позиций. С одной стороны человек искренний, порядочный, не терпящий притворства, лести, не смешивающий удовольствия и работу, с другой - жалчайшее создание, глупец, ничего путного из себя не представляющий, добивающийся успехов грязными и подлыми окольными путями. Не стесняясь, Молчалин сам говорит о том, что он выполняет завещания своего отца угождать всем во избежании зла, будь то хозяин, начальник, слуга, швейцар или собака дворника. И Молчалин строго следует заветам отца не только на словах. Он дает возможность выиграть в карты знатной барыне Хлестовой, гладит и нахваливает ее собачку, добиваясь расположения именитой дамы.

Особого внимания заслуживает речь Молчалина, подобострастная с теми, кто занимает высшее положение в обществе и снисходительно-пренебрежительная с теми, от кого он не зависит. Молчалин немногословен и осторожен, он тщательно и усердно подбирает нужные слова с учетом того, к кому обращается. В разговоре с Фамусовым он почтителен и всегда подчеркивает свое стремление к работе, к Хлестовой обращается с неприкрытой лестью. В то время как с Софьей Молчалин ночи напролет скромничает и только держит ее за руку, с Лизой он не подбирает слова, а напрямую и грубо требует от нее близости. С Чацким Молчалин тоже не церемонится, он показывает ему свое превосходство, кичится своими карьерными и любовными успехами и, даже, пытается призвать Чацкого последовать его примеру и побывать у влиятельной Татьяны Юрьевны, чтобы добиться чинов. Чацкий справедливо и с сожалением констатирует, что в существующем обществе бессловесные пользуются особым расположением начальства, могут далеко пойти и добиться степеней известных.

Финальная сцена пьесы развенчивает скрытые замыслы Молчалина, и Софья отвергает его. Однако Москва того времени отдавала предпочтение подобным Молчалиным, которые продвигались по служебной лестнице с помощью лести и услужливости, а умных и энергичных Чацких всячески отвергала. "Горе от ума" идет на сцене многих театров и проблемы карьеризма, поднятые в этой пьесе остаются актуальными и поныне. Это доказали многие актеры, исполнявшие роль Молчалина, в том числе первый водевильный актер Н.О.Дюр в 1831 г. и К.Ю.Лавров, показавший Молчалина вторым главным героем сюжета грибоедовской комедии в 1962 г.

Обновлено: 2011-05-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Меню статьи:

В комедии Грибоедова «Горе от ума» основной противоборствующий массив событий приходится на образы Чацкого и Фамусова. Остальные действующие персонажи помогают раскрыть истинное положение вещей и глубину конфликта.

Происхождение и род деятельности

Одним из таких персонажей, с помощью которых усиливается трагичность происходящего, является образ Алексея Степановича Молчалина.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Фамусова

Молчалин не принадлежит к аристократии – он человек неблагородного происхождения, но благодаря своей службе, имеет доступ к высшему обществу.

Алексею Степановичу еще не удалось дослужиться до значительных высот – он пока что занимает всего лишь должность секретаря Фамусова, но подает надежды на скорое продвижение по карьерной лестнице, чем вызывает особую любовь Фамусова.

Павел Афанасьевич выделил у себя в доме комнату для Молчалина, хотя полноценной комнатой её назвать сложно: это, скорее всего, небольшой чуланчик, но обделенный судьбой Молчалин вполне доволен и этим.

Алексей Степанович уже третий год работает личным секретарем Фамусова, правда, оформлен он совсем на другой должности – исходя из официальных данных, Молчалин работает в архивном отделе, но на практике это фиктивность, он там всего лишь числится. Однако, не без пользы для себя – за время такой службы он получил три награды.

Конечно, в этом была исключительная работа Фамусова. Такое положение также выгодно Фамусову и позволило ему выйти из затруднительного положения – он обеспечил себя хорошим секретарем и к тому же платить ему пришлось не со своего кармана.

В тексте упоминается безродность Молчалина, но точного объяснения нет. Исходя из этого, можно сделать несколько предположений относительно сути подобного высказывания. Первое состоит в том, что Молчалин – человек простого происхождения, вторая, что он сирота, то есть человек, не имеющей рода.

Символичность фамилии

Образ Молчалина носит в себе черты символичности. Это связано в первую очередь с его фамилией. В ее основе лежит глагол «молчать». И действительно, это слово является точным отображением сути Молчалина. Он безмолвный и безликий слуга Фамусова. Даже его поступь лишена каких- либо звуков. Кажется, что он хочет быть как можно более незамеченным, тихим.


Время от времени Алексей Степанович передвигается на цыпочках, чтобы не тревожить домочадцев. Такое его поведение – это один из способов достичь своей жизненной цели.

Цель жизни

В то время как большинство аристократов лишены цели в жизни и лениво проживают свою жизнь, не наполняя ее никаким смыслом, жизнь Молчалина носит ярко выраженный характер. Его цель – состояться и добиться значительных достижений в жизни. Достижения в глазах Молчалина никоим образом не связаны с улучшением жизни простых, неблагородных людей или способствованием развития моральности аристократии. Высшая цель Алексея Степановича – стать полноценным представителем высшего общества.


Молчалин готов костьми лечь за очередное повышение, поэтому он со всей силы прислуживается Фамусову – именно Павел Афанасьевич может помочь достичь ему этой цели. И первую ступень на этой крутой лестнице Молчалин уже преодолел – благодаря своему умению подлизаться и угодить Фамусов ему дали чин коллежского асессора. Таким образом, Алексей Степанович из простолюдина превратился в нищего дворянина. Особую прелесть Молчалин находил в том, что его чин имел свойство переходить по наследству.

Молчалин и Софья Фамусова

Еще более улучшить свое положение в обществе можно за счет выгодного брака. Девушкам для этого необходимо было обладать прелестной фигурой и не менее прелестным личиком. В случае с мужской половиной общества достаточно было иметь услужливый характер. Именно возможность хорошо прислуживать становится критерием для благосклонности. Несмотря на свое низкое происхождение и финансовую несостоятельность в глазах Фамусова Алексей Степанович выглядит более привлекательным зятем, чем благородный аристократ Чацкий. Дело в том, что Павел Афанасьевич считает, что такое имение и прилежание, которым обладает Молчалин, сможет компенсировать его происхождение и добиться выгодного положения в социуме. Чтобы добиться окончательного преимущества перед другими молодыми людьми, Молчалину остается всего лишь накопить значительный капитал или же начать атаковать Фамусова с другого фронта – если Соня влюбиться в Алексея Степановича, то она сможет убедить своего отца в принятии решения в его пользу.

Алексей Степанович ускоряет этот процесс, начав проявлять интерес к дочери Фамусова – Софье.

Отношения молодых людей проходят в лучших традициях платонической любви – Молчалин не позволяет ничего лишнего по отношению к девушке.

Таким образом, он демонстрирует свое почтительное отношение к Софье и серьезность его намерений. К тому же, такое поведение способствует достижению его цели с замужеством – Молчалину не нужно обладать Соней, ему необходимо стать ее супругом, поэтому разврат для него – неприемлемое дело.

Предлагаем сравнить монологи Чацкого и Фамусова в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

В общении с Софьей Алексей Степанович придерживается того же принципа, что и с ее отцом – он все время ей угождает. Естественно, что поведение Молчалина резко отличается от поведения остальных аристократов по отношению к ней. Молодые люди знатного происхождения не готовы пресмыкаться перед Соней так, как делает это Молчалин, поэтому они и не вызывают у нее такой интерес.

В некоторой мере привязанность Фамусовой к Молчалину была вызвана отсутствием должных кандидатов – после уезда Чацкого девушка выбирает из оставшегося наименьшее зло. На момент возникновения привязанности и начала общения Соня не испытывала восторженности и любовного влечения к Молчалину, ее поступок можно было расценивать как месть Чацкому, но в результате должного эффекта такой поступок не принес, Соня со временем свыклась со странностями Молчалина и начала воспринимать их как обыденные вещи. В лице Молчалина Соня обрела замечательную «живую игрушку», он не только относится к ней с обоготворением (которое, как оказалось, было напускным), но и готов исполнять любые ее желания.

Чацкий и Молчалин

Конфликт Чацкого и Молчалина был априори предопределен – честный и благородный аристократ не может понять и принять позицию Фамусова и его общества, Алексей Степанович, который не только находится в зависимости от Фамусова, но и стремится стать таким, как они, мог бы стать прекрасным оппонентом Чацкому, если бы обладал большей настойчивостью и индивидуальностью, однако, так как Алексей Степанович привык быть молчаливым наблюдателем и никогда не выдавать своего отношения к тем или иным ситуациям, то острой дискуссии между персонажами не происходит.

Кроме того, проницательный Чацкий замечает странное отношение Алексея Степановича к Соне Фамусовой. Со временем он открывает истинное отношение Молчалина к девушке и его призрачную влюбленность. Чацкого поражают двойные стандарты Молчалина – с одной стороны он готов безмерно льстить, но, с другой стороны, тут же не пренебрегает за глаза огласить свое пренебрежение и даже отвращение к тем, кого он боготворил еще пару минут назад.

Попытки открыть глаза окружающим на ошибочность их мнения ни к чему хорошему не приводят – окружающим лестно воспринимать свое превосходство, чем осознать, что все почтение по отношению к ним было фарсом.

Молчалин и Лиза

Каким бы двуличным ни был Молчалин, все же порой он обнвруживает истинные свои чувства и намерения. Такое положение вещей не обличается в дискуссиях или светских разговорах (так как он заблаговременно старается не принимать в них участие).

Так, например, у Алексея Степановича возникает чувство привязанности и любви по отношению к служанке в доме Фамусова – Лизе. Герой повести оказывается перед выбором – до конца играть свою роль возлюбленного Сони или же признаться Лизе в своих чувствах.

К сожалению, как бесчестный человек Молчалин не ограничивается таким положением вещей и ухаживает за двумя девушками сразу.

Таким образом, Алексей Степанович Молчалин – классический вариант персонажа, ведущего двойную игру. Такая тенденция сохраняется в случае с Молчалиным во всех видах деятельности. Он лицемерит по отношению к Фамусову, играет чувствами Сони.

Для Алексея Степановича характерно безропотное и безмолвное угодничество. Ради продвижения по социальной лестнице он готов пойти даже на самые аморальные поступки. Образ Молчалина стал нарицательным и применяется по отношению к бесчестному, лицемерному человеку.

Характеристика Молчалина в комедии “Горе от ума” Грибоедова, описание характера героя





Top