Образ и характеристика матрены корчагиной в поэме кому на руси жить хорошо. История жизни Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо (судьба Матрены Тимофеевны Корчагиной) Основные события жизни матрены тимофеевны

Корчагина Матрена Тимофеевна

КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО
Поэма (1863—1877, незаконч.)

Корчагина Матрена Тимофеевна — крестьянка, ее жизнеописанию целиком посвящена третья часть поэмы. «Матрена Тимофеевна/ Осанистая женщина, / Широкая и плотная,/ Лет тридцати осьми. / Красива; волос с проседью, / Глаза большие, строгие, / Ресницы богатейшие, / Сурова и смугла. / На ней рубаха белая, / Да сарафан коротенький, / Да серп через плечо »; Слава счастливицы приводит к ней странников. М. соглашается «душу выложить», когда мужики обещают помочь ей в жатве: страда в самом разгаре. Судьба М. во многом подсказана Некрасову опубликованной в 1-м томе «Причитаний Северного края», собранных Е. В. Барсовым (1872), автобиографией олонецкой вопленицы И. А. Федосеевой. Повествование строится на основе ее плачей, а также других фольклорных материалов, в том числе «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым» (1861). Обилие фольклорных источников, зачастую практически без изменения включенных в текст «Крестьянки», да и само название этой части поэмы подчеркивают типичность судьбы М.: это обычная судьба русской женщины, убедительно свидетельствующая о том, что странники «затеяли / Не дело — между бабами / Счастливую искать». В родительском доме, в хорошей, непьющей семье, М. жилось счастливо. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, печника, она попала «с девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна работать, как раба. С мужем, правда, ей повезло: лишь однажды дело дошло до побоев. Но Филипп только зимой возвращается домой с заработков, в остальное же время за М. некому заступиться, кроме дедушки Савелия, отца свекра. Ей приходится выносить домогательства Ситникова, господского управляющего, прекратившиеся лишь с его смертью. Утешением во всех бедах становится для крестьянки ее первенец Демушка, но по недосмотру Савелия ребенок погибает: его съедают свиньи. Над убитой горем матерью вершат неправедный суд. Вовремя не догадавшись дать взятку начальнику, она становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка.

Долгое время К. не может простить Савелию его непоправимой, оплошности. Со временем у крестьянки появляются новые дети, «некогда / Ни думать, ни печалиться». Умирают родители героини, Савелий. Ее восьмилетнему сыну Федоту грозит наказание за то, что он скормил чужую овцу волчице, и мать ложится вместо него под розги. Но самые тяжкие испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди). В бреду ей рисуются страшные картины жизни солдатки, солдатских детей. Она покидает дом и бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и, когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне. С мужем и новорожденным Лиодо-рушкой героиня возвращается домой, этот случай и закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторша». Дальнейшая судьба ее также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «Дважды погорели... Бог сибирской язвою... трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести: «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!» Часть критики (В. Г. Авсеенко, В. П. Буренин, Н. Ф. Павлов) встретила «Крестьянку» в штыки, Некрасова обвиняли в неправдоподобных преувеличениях, фальшивом, деланном простонародничанье. Однако даже недоброжелатели отмечали отдельные удачные эпизоды. Встречались и отзывы об этой главе как, лучшей части поэмы.

Все характеристики по алфавиту:

В образе Матрёны Тимофеевны Некрасов воплотил судьбу всех русских крестьянских женщин. Множество фольклорных элементов окружают этот образ, героиня проходит все этапы, типичные для замужней женщины, которая живёт в семье мужа и является крепостной крестьянкой. Судьба Матрёны полна бед и несчастий, редкая радость, тёплое человеческое отношение возвращает женщину к жизни и она снова становится весёлой и жизнерадостной, как в молодости.

Жизнь Матрёны до замужества

О своей девичьей жизни Матрёна рассказывает странникам, используя лексику с уменьшительно-ласкательным оттенком. Батюшка с матушкой баловали дочь, не заставляли работать, она не слышала плохого слова. Только в ту пору девушка высыпалась и наслаждалась лаской и заботой родных. Позже, когда её отправили в чужую деревню после свадьбы, она узнала, какой тяжёлой бывает жизнь женщины, даже если муж её любит и жалеет. Свою судьбу Матрёна описывает так: “Теперь одно богачество: три озера наплакано горючих слез”. Героиня поэмы сильная женщина, не только физически (“корова холмогорская”), но и морально: она пережила много горя, но жизнь не сломила её. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” собраны самые красивые фольклорные традиции, которые введены прямо в текст произведения. Именно глава с описанием жизни Матрёны особенно насыщена устным народным творчеством.

Внешность Матрёны Тимофеевны

Фамилия героини – Корчагина, она живёт в селе Клин. Матрёне 38 лет, она называет себя старухой, понимая, что молодость и красота потеряны из-за тяжёлой работы. Автор с любовью описывает свою героиню поэмы: “Красива; волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла. На ней рубаха белая, да сарафан коротенький, да серп через плечо…”.

Слова, которые использует автор взяты из народных песен: “писаная кралечка”, “наливная ягодка”, “очи девичьи”, “лицо румяное”, “пригожая”, “ненаглядная”, “бело личико”. Красота Матрёны – это красоты русской женщины, крепкой, сильной, трудолюбивой. Описывая Матрёну за работой, автор с наслаждением рисует каждый штришок: героиня вызывает искреннюю симпатию у читателя. Она честна, прямолинейна, терпелива, заботлива, умна, смекалиста и немного дерзка.

Характеристика Матрёны, её жизненная философия

У Матрёны тимофеевны пятеро детей, она готова отдать жизнь за каждого из них. Когда случилась беда – младший сын недосмотрел вверенное ему стадо овец, она пришла к барину вместо сына, чтобы избавить ребёнка от порки плетьми. Самый первый сынок – Дёмушка погиб, когда был совсем маленьким, его поручили смотреть деду Савелию, но тут уснул. Ребёнок попал в загон, где были свиньи, они съели его живьём. Власти настояли на вскрытии, обвинив Матрёну в сговоре с дедом-каторжником в убийстве ребёнка. Женщине пришлось пережить чудовищное зрелище, которое она никогда не забудет. Муж Филипп любит Матрёну, но иногда всё же распускает руки. Когда он привозит ей подарок и катает на санях, героиня вновь чувствует себя счастливой. Она знает, что многим женщинам досталась судьба ещё более трудная, чем её: “Не дело - между бабами счастливую искать…”, “Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у Бога самого!..

”. Матрёна откровенна со странниками, она нашла своё бабье счастье в детях, в работе. Суровая свекровь, плохое отношение родственников мужа привели к тому, что в её душе накопилось много боли, обид и тоски: “Во мне нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой, кровинки нет непорченой…”

Матрёна учит своих детей быть честными, не воровать. Она верующая женщина: “чем больше я молилася – тем легче становилося…”. Именно вера помогла Матрёне пережить самые тяжёлые моменты в жизни.

В нашей статье собраны цитаты Матрёны Тимофеевны, которые характеризуют её образ наиболее ярко. Материал будет полезен при анализе поэмы и написании творческих работ по теме.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Одним из изучаемых в российских школах произведений русской литературы является поэма Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - пожалуй, наиболее известная в творчестве писателя. Множество исследований посвящено анализу данной поэмы и ее главных героев. А между тем есть в ней и второстепенные персонажи, представляющие отнюдь не меньший интерес. Например, крестьянка Матрена Тимофеевна.

Николай Некрасов

Прежде чем говорить о поэме и ее героях, нужно хотя бы вкратце остановиться на личности самого писателя. Человек, известный многим в первую очередь как автор «Кому на Руси жить хорошо», за свою жизнь написал множество произведений, а творить начал с одиннадцати лет - с момента, как перешагнул гимназический порог. Учась в институте, он писал стихи на заказ - копил деньги на издание первого своего сборника стихотворений. Выйдя в свет, сборник потерпел неудачу, и Николай Алексеевич решил обратить свое внимание на прозу.

Он писал рассказы и повести, издавал несколько журналов (например «Современник» и «Отечественные записки»). В последнее десятилетие своей жизни сочинил такие сатирические произведения, как уже неоднократно упомянутая поэма «Кому на Руси жить хорошо», «Современники», «Русские женщины» и другие. Он не боялся обнажать страдания русского народа, которому глубоко сочувствовал, писал об их бедах и судьбах.

«Кому на Руси жить хорошо»: история создания

Достоверно неизвестно, когда именно Некрасов приступил к созданию поэмы, принесшей ему огромную известность. Считается, что произошло это примерно в начале шестидесятых годов девятнадцатого века, однако задолго до написания произведения писатель начал делать наброски - поэтому о времени замысла поэмы говорить не приходится. Несмотря на то, что в рукописи первой ее части указан 1865 год, часть исследователей склоняется к мнению, что это дата окончания работы, а не начала ее.

Как бы то ни было, пролог первой части был опубликован в «Современнике» в самом начале шестьдесят шестого года, а последующие четыре года с перерывами в журнале выходила и вся первая часть. Печаталась поэма трудно из-за споров с цензурой; впрочем, цензура «накладывала вето» и на многие другие издания Некрасова, и в целом на его деятельность.

Николай Алексеевич, опираясь на собственный опыт и на опыт своих коллег-предшественников, замыслил создать огромный эпический труд о жизни и судьбах различных людей, относящихся к самым разнообразным слоям общества, показать их дифференцированность. При этом он обязательно хотел быть прочтенным, услышанным простым народом - этим и обуславливается язык поэмы и ее композиция - они понятны и доступны самым обыкновенным, самым низшим слоям населения.

По первоначальному замыслу автора, произведение должно было состоять из семи или восьми частей. Путешественники, пройдя через всю свою губернию, должны были дойти до самого Петербурга, встретившись там (в порядке очередности) с чиновником, купцом, министром и царем. Данному замыслу не дано было осуществиться из-за болезни и смерти Некрасова. Однако еще три части писатель создать успел - в начале и середине семидесятых годов. После ухода Николая Алексеевича из жизни не осталось в его бумагах никаких указаний о том, как следует печатать написанное им, (хотя есть версия, что Чуковский нашел в документах Некрасова запись о том, что после «Последыша» идет «Пир на весь мир»). Последняя часть увидела свет только через три года после смерти автора - и то с цензурными помарками.

Все начинается с того, что «на столбовой дороженьке» встретились семь простых деревенских мужиков. Встретились - и завели меж собой разговор о своей жизни, радостях и горестях. Сошлись они в том, что обычному мужику живется отнюдь не весело, а вот кому весело - так и не решили. Высказав различные варианты (от помещика до царя), они решают разобраться в этом вопросе, пообщаться с каждым из озвученных людей и узнать-таки верный ответ. А до тех пор - домой ни шагу.

Отправившись в путь вместе с найденной скатертью-самобранкой, они встречают сначала барское семейство во главе с сошедшим с ума хозяином, а затем - в городе Клину - женщину-крестьянку по имени Матрена Корчагина. Про нее мужикам говорили, что она и добрая, и умная, и счастливая - что главное, но как раз в последнем Матрена Тимофеевна и разубеждает нежданных гостей.

Персонажи

Главные герои поэмы - обычные крестьянские мужики: Пров, Пахом, Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор. На своем пути они успели встретить как таких же крестьян, как и они сами (Матрена Тимофеевна Корчагина, Прошка, Сидор, Яков, Глеб, Влас и другие), так и помещиков (князь Утятин, Фогель, Оболт-Оболдуев и так далее). Матрена Тимофеевна является едва ли не единственным (и при этом очень важным) женским персонажем произведения.

Матрена Тимофеевна: характеристика героя

Прежде чем говорить о Матрене Корчагиной, нужно вспомнить, что Николая Алексеевича на протяжении всей его жизни волновала судьба русской женщины. Женщины вообще - а крестьянской и подавно, ведь она, мало того, что была бесправной крепостной, так еще и являлась рабой своему мужу и своим сыновьям. Именно к этой теме Некрасов стремился привлечь общественное внимание - так и появился образ Матрены Тимофеевны, в чьи уста писатель вложил главные слова: о том, что «ключи от женского счастья» давным-давно потерялись.

С Матреной Корчагиной читатели знакомятся в третьей части поэмы. Странствующих мужиков приводит к ней молва - дескать, именно эта женщина и является счастливой. Характеристика Матрены Тимофеевны проявляется сразу в ее приветливости к незнакомым людям, в добросердечии. Из ее последующего рассказа о своей жизни становится ясно, что человек она удивительно стойкий, терпеливо и мужественно сносящий удары судьбы. Образу Матрены Тимофеевны придается некоторая героичность - и немало способствуют этому ее дети, которых она любит всепоглощающей материнской любовью. Она, помимо прочего, трудолюбива, честна, терпелива.

Матрена Корчагина - верующий человек, она смиренна, но при этом решительна и отважна. Она готова пожертвовать собой ради других - и не просто пожертвовать, а даже, если понадобится, отдать жизнь. Благодаря своей смелости Матрена спасает мужа, забранного в солдаты, за что получает всеобщее уважение. Больше никто из женщин не осмеливается на подобные поступки.

Внешность

Внешность Матрены Тимофеевны описана в поэме следующим образом: ей приблизительно тридцать восемь лет, она высокая, «осанистая», плотного телосложения. Автор называет ее красивой: большие строгие глаза, густые ресницы, смуглая кожа, в волосах - уже рано появившаяся седина.

История Матрены

История Матрены Тимофеевны рассказана в поэме от первого лица. Она сама приоткрывает завесу своей души перед мужиками, так страстно желающими узнать, счастлива ли она и если да, то в чем ее счастье.

Жизнь Матрены Тимофеевны можно было назвать сладкой лишь в девичестве. Родители любили ее, она росла «как у Бога за пазухой». Но крестьянок рано выдают замуж, вот и Матрене пришлось еще, по сути, подростком, уехать из отчего дома. А в семье мужа к ней отнеслись не слишком ласково: свекор и свекровь невзлюбили, да и сам супруг, обещавший не обижать ее, после свадьбы переменился - однажды даже поднял на нее руку. В описании этого эпизода лишний раз подчеркивается терпеливость образа Матрены Тимофеевны: она знает, что мужья бьют своих жен, и не жалуется, а смиренно принимает произошедшее. Впрочем, она уважает мужа, возможно, отчасти даже любит его - недаром же спасает от воинской службы.

Даже в нелегкой замужней жизни, где у нее множество обязанностей, а несправедливые упреки сыплются как из ведра, Матрена находит повод для радости - и об этом тоже рассказывает своим слушателям. Приехал ли муж, привез ли новый платочек, прокатил ли на санках - все вызывает у нее восторг, и обиды забываются. А когда рождается первый ребенок - истинное счастье приходит к героине. Образ Матрены Тимофеевны - это образ настоящей матери, безоглядно любящей своих детей, растворяющейся в них. Тем тяжелее пережить ей утрату, когда крошечный сын погибает по нелепой случайности.

Многое в жизни к своим тридцати восьми годам пришлось пережить этой крестьянской женщине. Однако Некрасов показывает ее не сдавшейся судьбе, сильной духом, выстоявшей наперекор всему. Душевные силы Матрены Корчагиной кажутся поистине невероятными. Она в одиночку справляется со всеми напастями, ведь ее некому пожалеть, ей некому помочь - родители мужа ее не любят, собственные родители живут далеко - а затем она теряет и их. Образ Матрены Тимофеевны (который, кстати, по некоторым источникам, списан с одной из знакомых автора) вызывает не только уважение, но и восхищение: она не поддается унынию, находя в себе силы не только жить дальше, но и радоваться жизни - хоть и редко.

В чем счастье героини

Сама Матрена не считает себя счастливой, прямо заявляя об этом своим гостям. По ее мнению, среди «баб» счастливиц не найти - слишком тяжелая у них жизнь, слишком много трудностей, горестей и обид им достается. Тем не менее людская молва говорит о Корчагиной именно как о счастливице. В чем счастье Матрены Тимофеевны? В ее силе духа и стойкости: она стойко перенесла все беды, выпавшие на ее долю, и не роптала, она жертвовала собой ради близких ей людей. Она воспитала пятерых сыновей, несмотря на постоянные унижения и нападки, она не озлобилась, не потеряла чувство собственного достоинства, сохранила в себе такие качества, как доброта и любовь. Она осталась сильным человеком, а слабый человек, вечно недовольный своей жизнью, не может быть счастлив по определению. К Матрене Тимофеевне это точно никак не относится.

Критика

Цензура воспринимала произведения Николая Алексеевича «в штыки», но коллеги отзывались о его трудах более чем благосклонно. Его называли человеком, близким к народу - а потому знающим, как и что об этом народе рассказать. Писали, что он «умеет творить чудеса», что его материал «искусен и богат». Поэму «Кому на Руси жить хорошо» называли новым и оригинальным явлением в литературе, а самого ее автора - единственным, кто имеет право именоваться поэтом.

  1. Николай Алексеевич плохо учился в школе.
  2. По наследству ему передались любовь к картам и охоте.
  3. Любил женщин, за всю жизнь имел немало увлечений.

Данная поэма является действительно уникальным произведением в русской литературе, а Матрена - синтезированным образом настоящей русской женщины широкой души, из тех, про кого говорят - «и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит».

«Многострадальность» Матрены Тимофеевны.

(Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»)

Ход урока.

1. Эпиграф к уроку:

Молва идет всесветная,

Что ты вольготно, счастливо

Живешь…Скажи по-божески,

В чем счастие твое?

« Кому на Руси жить хорошо»

    Вступительное слово учителя. Постановка цели урока и определение задач.

Поэма Некрасова, ставшая вехой в литературе 19 века, открыла новые пути, новые приемы, новых героев. Какое место в творчестве Некрасова занимала эта поэма? (14 лет писал Некрасов поэму, собирая материал, по его словам, «по словечку». 1863-1877)

- В каком году рассчитывай.
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.

Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов? (О реформе 1861 года, по которой освободили крестьян.)

Лучше ли стала жизнь крестьян, богаче, свободнее? (И перед нами проходят правдивые картины русской действительности. Крестьянская жизнь волнует, Некрасова, крестьянские проблемы… Много тоски и грусти в поэме, много в ней человеческих слез и горя.)

Вернемся к содержанию и вспомним, какой вопрос волновал мужичков?

(Чтобы узнать:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси…,)

А сейчас давайте определим, что нам нужно сделать сегодня на уроке:

4. Раскрыть в себе … ()

2. Вступительное слово учителя:

Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение.

Д ля Некрасова - она символ жизни и ее национального содержания. Назвав свою Музу «родной сестрой», поэт создает идеальные образы потрясающей силы.

(выступление Мельниковой В «Мороз, Красный нос» , Сапроновой Е «Русские женщины» , Геворгян – «Вчерашний день часу в шестом…» )

(1863 г. – «Мороз, Красный нос»; 1864 г. – «Орина, мать солдатская»; 1872 – «Русские женщины» и множество стихотворений)

Тяжелые русые косы

Упали на смуглую грудь,

Покрыли ей ноженьки босы,

Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,

На парня сердито глядит.

Лицо величаво, как в раме…

Сразу вспоминаются русские мадонны на полотнах Венецианова, Васнецова и др. (проецируется картина Венецианова « На жатве» и др.) Но героини живописцев, поражающие грацией, спокойствием, одухотворенностью все-таки молчат о тех скорбных песнях, что поет их женская душа. А вот Дарьюшка в поэме « Мороз, Красный нос» и Матрена Тимофеевна открываются нам изнутри.

3. Учитель:

В поэме « Кому на Руси жить хорошо» судьба женщины развернута в целую повесть, которую по праву можно назвать « Житие святой Матренушки».

С глубокой симпатией создан Некрасовым образ Матрены Тимофеевны Корчагиной. Ей посвящена большая часть поэмы, получившая название «Крестьянка». В создании образа «Beличавой славянки» находит выражение некрасовский идеал русской женщины.

Ее жизнь - типичная жизнь крестьянки той поры.

Выступления учащихс я: История её жизни? – зачитать текст – выразительно. (Сначала похоронила радость детских лет, потом быстро промелькнуло девичество, затем замужество, а далее - горькая участь невестки, рабыни в мужниной семье.)

Некрасов показывает читателю, как жила Матрена Тимофеевна в семье мужа, показывает отношение его родных к молодой жене. Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия:
(ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва).

Вопрос классу Как вы заметили, “Крестьянка” - единственная часть поэмы, написанная от 1-го лица. Как вы думаете, почему Некрасов использует в этой части 1 лицо в повествовании, от лица самой героини?

(Поэт не случайно избрал в «Крестьянке форму повествования от первого лица , которая придает всему рассказу Матрены Тимофеевны непосредственность и искренность . В ее исповеди раскрывается печальная история русской женщины, которая покоряет странников своей душевной красотой, самоотверженностью, трудолюбием, трогательной любовью к детям.)

Вопросы классу: 1)Случайно ли,что Матрена предстает перед нами как мать?

3)Каких событий в жизни Матрены Тимофеевны больше-

радостных или драматических?

4) Почему она « губернаторша»?

5) Счастлива ли она? В чем ее счастье?

6) Какие особенности речи Матрены Тимофеевны?

4. Характеристика образа Матрены Тимофеевны (можно строчками из текста):

определяя черты, которыми наделена наша героиня, мы невольно обращаем внимание на средства художественной выразительности, используемые Некрасовым. Какие? -

Эпитет – художественное, образное определение, используемое с целью выделения характерных, существенных черт предмета или явления. и приложение.

Сравнени е – уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

Метафор а – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком либо отношении двух предметов или явлений.

(вспомним эти термины)

Работа с текстом (глава по объему самая большая, поэтому возьмем небольшие эпизоды, чтобы найти примеры тропов – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности) – задание по рядам:

Стр.294 (любовь к дитя)

Стр. 303 (богатыри русские)

Стр. 312 или 339 - 340 (вывод)

внешняя красота

трудолюбивая

решительная

волевая

самостоятельная

сильная духом

умная

талантливая

сильная и стойкая женщина , чувство собственного достоинства, гордость , черты богатырского характера русского крестьянства , многострадальная, многокручинная, покоряет своей душевной красотой, самоотверженностью, трудолюбием, трогательной любовью к детям,

( Одной из главных черт характе ра некрасовской крестьянки является глубокое чувство человеческого достоинства, умение постоять за себя и близких. готовая в поисках правды дойти до царя, она обращается с жалобой на старосту к губернатору и добивается справедливости. Не покорность судьбе и обстоятельствам, а боль и гнeв движут ее поступками.)

Матрена Тимофеевна не только сильная духом, она очень одаренная, талантливая женщина (Песни, плачи, причитания (фольклорные танцы) усиливают эмоции, впечатление; помогают выразить боль, тоску, ярче показать, как судьба ее горька. – звучит песня о тяжелой доле женщины-крестьянки )

Песни, которые она поет, воспринимаются как общеизвестные, их знают и “подхватывают” странники.

Подведение итога:

7) Почему жизненные испытания не сломили героиню? Что помогает ей вынести и травлю родных в доме мужа, и трагедию Дёмушки, и унижение, принятое за Филиппушку, и бесконечную тяжёлую работу в доме и в поле? Что, наконец, помогает победить в борьбе за мужа?

Учитель: О незыблемых основах народной нравственности, целомудрии первого чувства, любви и брака как единственного на всю жизнь, о скромности и достоинстве

(проецируется особенности образа Матрены и вывод).

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБРАЗА:

    рассказ о судьбе героини идет от 1-го лица, что способствует интонации исповедальности;

    поэт погружает нас в ритм человеческой жизни – от младенчество до смерти; жизнь предстает как одно из проявлений божественной природы;

    обилие народных обрядовых песен в качестве иллюстрации жизни Матрены Тимофеевны как одной судьбы из многих судеб помогает создать обобщенный портрет русской женщины.

Учитель. вывод

Работой над образом Матрёны Тимофеевны завершил Некрасов своё поэтическое исследование русского женского характера.

Не только выносливость и способность к неустанному труду, твёрдость и воля в борьбе с препятствиями, но и сохраняемое в испытаниях “золото сердца” - неотъемлемые качества его героя. Богатство и щедрость души, которой хватает и на любовь к мужу и детям, и на ласку к старикам-родителям и дедушке, чуткая отзывчивость к красоте природы, христианское самопожертвование и великое умение прощать, не помнить зла, а также способность быть благодарной – замечательные национальные свойства, сконцентрированные поэтом в образе Матрёны Тимофеевны.

Образ Матрёны получил особый обобщающий смысл благодаря тому, что жизненные впечатления и знания о крестьянах своего времени Некрасов соединил с поэтическим творчеством народа, запечатлевшем исторические традиции и свойства национальной жизни.

5. Читаешь произведение и понимаешь, как несуетно прекрасно прожита жизнь Матреной Тимофеевной – в постоянном труде, радостях и скорбях материнства и борьбе за семью, дом мужа и согласишься с Чуковским, что поэма эта « дышит беспредельной радостью о русском народе, силе и правде, о несокрушимых основах его бытия». Это – о Матрене великомученице.

(проецируется образ святой)

Учитель: Чувство собственного достоинства, духовная сила, способность к самопожертвованию, терпение и кротость – вот те черты характера, которые помогают героине преодолеть житейские беды, заслужить уважение окружающих и казаться со стороны счастливым человеком, женщиной.

И все же мы понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну лишь собственная душевная сила. Да, беспросветным казалось будущее женщины на Руси. С каждым годом все трудней было жить и содержать семью. И не случайно рассказ
Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о потерянных ключах от женского счастья:


Ключи от
счастья женского,

От нашей
вольной волюшки

Заброшены,
потеряны

У Бога
самого!

Едва ли предвидели женщины времен Некрасова, что кончатся наконец все муки и
страдания и появится возможность шагать в ногу с мужчинами. Установленное
равноправие и свобода женщин создают еще более яркий контраст между женским образом Некрасова и образом женщины наших лет.

6. Творческая работа (составить текст-вывод к сегодняшнему уроку, используя данные слова. 5-8 предл.):

- Некрасов, судьба женщины , «Крестьянка», покоряет своей душевной красотой, жизнь Матрены Тимофеевны , христианское самопожертвование, живописцы, многострадальность, обобщающий смысл, несокрушимость.

Тема тяжелой женской доли волнует и других писателей 19 века, да и во все времена, (слово предоставляется ученице – Тимец К. Достоевский «Преступление и наказание», Островский «Гроза» и др.)

7 . Рефлексия .

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

1. Продолжать … (искать ответ вместе со странниками, кто на Руси счастлив)

2. Определить … (счастлива ли Матрена Тимофеевна, как утверждают жители соседней деревни)

3. Рассмотреть … (какие испытания судьба приготовила М.Т.)

4. Раскрыть в себе … ()

1. на уроке я определил(а), что…

2. для себя открыл(а) …

3. почувствовал(а) …

4. хочу на следующем уроке …

8. Спасибо вам ребята за урок . Выставление оценок.

Доля ты! – русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

9. Домашнее задание. Постановка проблемного задания:

Почему мужичкам не удалось найти того, кому « … жилось вольготно, весело на всей святой Руси!»

Глава «Пир на весь мир»

Все будет хорошо! Ты только в это верь!

Ведь Счастье, что ушло, опять стучится в дверь!

Все будет хорошо! Прости и не грусти!

Обиды – это зло, их тяжело нести.

Всё будет хорошо! Все к радости пути!

Старайся всей Душой не плакать, а цвести!

В окошко посмотри: то снег, то дождь пошёл.

Прекрасен этот Мир! Всё будет хорошо!

Меню статьи:

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ключевым своим моментом содержит поиск семью мужчинами-крестьянами людей, жизнь которых бы была счастливой. Однажды они знакомятся к некой крестьянкой – Матреной Тимофеевной Корчагиной, которая рассказывает им свою печальную историю жизни.

Возраст и внешность

На момент повествования Матрене 38 лет, но сама женщина считает себя старухой. Матрена довольно красивая женщина: она осанистая и плотная, лицо ее уже заметно поблекло, но все еще сохраняло следы привлекательности и красоты. У нее были большие, ясные и строгие глаза. Их обрамляли красивые густые ресницы.

Волосы ее уже заметно тронула седина, но еще можно было узнать ее цвет волос. Кожа ее была смуглая и грубая. Одежда Матрены подобна одежде всех крестьян – она простая и опрятная. Традиционно ее гардероб состоит из белой рубахи и короткого сарафана.

Характеристика личности

Матрена обладает значительной силой, «корова хохломская» – такую характеристику дает ей автор. Она трудолюбивая женщина. В их семье большое хозяйство, о котором, в основном, заботится Матрена. Не обделена она и умом и смекалкой. Женщина может четко и ясно высказать свое мнение по поводу того или иного вопроса, здраво оценить ситуацию и принять нужное решение. Она честная женщина – и этому же учит и своих детей.

Всю свою жизнь после замужества Матрена вынуждена была терпеть унижение и различные трудности в работе, но она не утратила основные качества характера, сохранив в себе стремление к свободе, но при этом воспитала дерзость и резкость.
Жизнь женщины была очень трудной. Матрена потратила немало сил и здоровья, работая на семью мужа. Она стойко терпела все горести и несправедливое отношение к себе и своим детям и не роптала, со временем ее ситуация улучшилась, но вернуть утраченное здоровье уже было невозможно.

Не только физическое здоровье пострадало от жизненных тяжб – за это время Корчагиной было выплакано немало слез, как она сама говорит, «можно набрать три озера». Иронически она называет их немыслимым богатством всей жизни.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в поэме Николая Алексеевича Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Религия и истинная вера в Бога позволили Матрене не сойти с ума – по словам самой женщины, она находит утешение в молитве, чем больше она предается этому занятию, тем легче ей становится.


Однажды решить ее сложности жизни Матрене помогла губернаторша, поэтому люди, запомнив этот случай Матрену в простонародье начали называть тоже «губернаторшой».

Жизнь Матрены до замужества

Матрене повезло с ее родителями – они были хорошими и порядочными людьми. Отец ее не пил и был образцовым семьянином, мать всегда заботилась о домашнем уюте и благополучии всех членов семьи. Родители оберегали ее от тягостей судьбы и старались сделать жизнь дочери как можно проще и лучше. Сама Матрена говорит, что она «жила как у Христа за пазухой».

Замужество и первые горести

Однако пришло время и, как и всем взрослым девушкам, ей пришлось покинуть отцовский дом. Однажды к ней посватался приезжий человек, печник по профессии. Матрене он показался милым и хорошим человеком и она согласилась стать его женой. По традиции после замужества девушка переезжала жить в дом родителей мужа. Так случилось и в ситуации Матрены, но здесь юную девушку ждали первые разочарования и горести – родня очень негативно и враждебно приняла ее. Матрена очень тосковала по родителям и по прежней жизни, но обратного пути у нее не было.

Семья мужа оказалась большой, но не дружной – так как они не умели доброжелательно относиться друг к другу, то Матрена не стала для них исключением: ее никогда не хвалили за хорошо выполненную работу, а всегда придирались и бранили. Девушке ничего не оставалось, как терпеть унижение и грубое отношение к себе.

Матрена была первым работником в семье – ей приходилось раньше всех вставать и позже всех ложиться. Однако никто не испытывал чувства благодарности к ней и не ценил ее работу.

Отношения с мужем

Неизвестно, как воспринимал сложившуюся неблагоприятную ситуацию в рамках своей новой семьи Матренин муж Филипп – вполне вероятно, что из-за того, что он вырос в таких условиях, то для него такое положение вещей было нормальным.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с которая вышла из-под пера талантливого поэта-классика Николая Алексеевича Некрасова.

В целом же Матрена считает его хорошим мужем, но при этом и таит на него обиду – однажды он ударил ее. Вполне вероятно, что такая характеристика их отношений со стороны Матрены была очень субъективной и значимость своего мужа она рассматривает с позиции – бывают еще хуже, поэтому мой муж на фоне таких абсолютно плохих мужей очень даже хороший.

Дети Матрены

Появление детей с новой семье не заставило себя долго ждать – на Казанскую Матрена рождает своего первенца – сына Демушку. Однажды, мальчик остается под присмотром деда, которые недобросовестно отнесся к порученной ему задаче – в результате мальчика загрызли свиньи. Это принесло немало горя в жизнь Матрены, ведь мальчик для нее стал лучиком света в ее неприглядной жизни. Однако бездетной женщина не осталась – у нее еще родилось 5 сыновей. Имена старших упоминаются в поэме – Федот и Лиодор. Семья мужа также не радостно и не приветливо отнеслась к детям Матрены – они часто били малышей и бранили их.

Новые перемены

На этом тяготы жизни Матрены не закончились – через три года после замужества умерли родители – женщина очень болезненно переживала эту потерю. Вскоре ее жизнь начала налаживаться. Умерла свекровь и она стала полноценной хозяйкой дома. К сожалению, обрести счастье Матрене не удалось – к тому времени ее дети стали достаточно взрослыми, чтобы их забрали в армию, поэтому в жизни ее появились новые огорчения.


Таким образом, Матрена Тимофеевна Корчагина в поэме Некрасова стала сборным символом типичной крестьянки, которая все вытерпит и все вынесет на своем горбу. Несмотря на такое трудолюбие и неистовство в работе, Матрена не стала счастливой – окружающие, в частности ее ближайшие родственники, придирчиво и несправедливо к ней относятся – они не ценят ее работу и не осознают ее подвига по отношению к ним. Такое положение вещей не ускользает от женщины, но ее терпение и оптимизм не знают границ.




Top